Жалоба в ФАС: на действия заказчика, на недобросовестную конкуренцию

Как подается жалоба в ФАС по 44-ФЗ

02.07.2021 принят оптимизационный пакет изменений в рамках 360-ФЗ об изменении 44-ФЗ, в том числе в части совершенствования порядка обжалования действий (бездействия) субъектов контроля. Изменения вступят в силу с 01.01.2022. Собрали в таблицу основные поправки.

Урегулируют подачу обращений в ФАС по 44-ФЗ через Единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС). Участники закупок смогут электронно направить жалобу в ФАС по 44-ФЗ после регистрации в ЕИС с 01.01.2022, если тендер проводится в электронном виде.

  • необходимость дополнительной идентификации лица, которое подает обращение;
  • возможность подачи электронной жалобы лицом, которое не зарегистрировано в ЕИС.

Установят универсальную стоимостную предквалификацию. Если обжалуют закупку с начальной (максимальной) ценой контракта (НМЦК) свыше 20 млн рублей, участник закупки обязан иметь опыт хотя бы одного исполненного контракта по 44-ФЗ, независимо от предмета такого контракта, не менее 20% от НМЦК по закупке, на которую подается жалоба в ФАС.

Исключают возможность недобросовестных поставщиков обжаловать закупки, в которых они участвовать не вправе.

Установят срок подачи электронной жалобы: не позднее пяти дней со дня публикации протокола.

Обжалование действия и бездействия заказчиков допускается, если они совершены непосредственно в отношении заявки такого участника закупки.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы правильно обжаловать действия заказчика по 223-ФЗ.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Содержание жалобы

Для участников закупки это основной действенный способ отстаивать интересы. Выделим такие виды нарушений:

  • некорректные положения планов и закупочной документации;
  • незаконные причины отклонения заявок;
  • противоправные действия, которые связаны с заключением контракта;
  • действия оператора электронной площадки при аккредитации и торгах.

Жалуются в ФАС как в электронном виде, так и в бумажной форме. Электронное обращение составляется на русском языке в письменном виде, в нем указывают и прикладывают документы и информацию, которые предусмотрены ч. 8 ст. 105 44-ФЗ:

  • наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), Ф.И.О. (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (если есть такая информация);
  • наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, который подал жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);
  • реквизиты закупки (объект, номер извещения). Исключение — обжалования действий (бездействий) оператора электронной площадки, которые связаны с аккредитацией участника закупки;
  • указание на обжалуемые действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы;
  • документы, которые подтверждают, что жалоба обоснованна;
  • список прилагаемых документов.

Как подать жалобу в ФАС

Участникам тендеров доступна подача заявления в антимонопольную службу несколькими способами:

  • лично или через представителя;
  • по почте;
  • в электронном виде.

В 2021 году пошаговая инструкция по жалобе в ФАС через Госуслуги неактуальна. Для обжалования доступны только эти три способа.

Контакты ФАС

С 05.07.2021 стала доступна подача жалоб в ФАС онлайн с помощью функционала ЕИС. Обязательные условия:

  1. Участник зарегистрирован в ЕРУЗ.
  2. Закупка проводится в электронном виде.

Обжалование по 44-фз в электронном виде в 2021 году

Также можно подать жалобу в ФАС на электронную почту антимонопольной службы, который указан на официальном сайте ведомства в разделе «Обратиться в ФАС», подразделе «Написать в ФАС России». Статус заявления проверяют в личном кабинете физического лица в ФАС на сайте службы после прохождения авторизации.

Инструкция, как правильно подать жалобу в ФАС на аукцион на почту ведомства:

  1. Подготовьте обращение и сопроводительное письмо. Укажите в нем наименование госоргана (ФАС или территориальное управление), контакты заявителя, почтовый или электронный адрес для ответа, причину и суть обращения.
  2. Завизируйте его электронной подписью лица, который уполномочен обжаловать. Если есть необходимость, прикрепите документы, которые подтверждают полномочия.
  3. Отправьте на электронный адрес [email protected] или на почту регионального управления УФАС.

Подведомственность подачи определена [P=14859; T=п. 3.9-3.14 Административного регламента ФАС] , который утвержден приказом № [P=45583; T=727/14] от 19.11.2014. К примеру, обжалование действий оператора электронной площадки производится Центральным аппаратом ФАС, а рассмотрение жалоб по закупкам для обеспечения нужд субъекта — его территориальными органами. Информация о жалобах включается в реестр ЕИС и доступна всем участникам процесса.

Читайте также:
Особенности наследования по закону: как грамотно реализовать свои права, если умерший не оставил завещания?

Пошаговая инструкция, как подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ через ЕИС для участника тендера:

Шаг 1. Зайти в личный кабинет в ЕИС.

Шаг 2. Выбрать функцию «Подать жалобу».

Как обжаловать действия заказчика по 44 ФЗ в электронном виде

  • основание для обращения;
  • субъект обращения;
  • закупочную процедуру.

Шаг 4. Заполнить сведения о жалобе.

Шаг 5. Добавить вложенные файлы — доказательства наличия оснований.

Шаг 6. Нажать на кнопку «Сохранить и проверить на нарушения» и разместить в системе.

Сроки для обжалования

Если эти сроки истекут, участник обжалует действия исключительно в суде. В ажно следить за ними. Собрали их в таблицу.

Что обжалуете Кто обжалует Сроки
Положения документации о закупке до окончания приема заявок. Любой участник, общественное объединение. До окончания срока подачи заявок.
Положения документации о закупке после окончания приема заявок. Только участник, который подал заявку. Не позднее чем через пять дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если поставщика выбирают закрытым способом — с даты подписания соответствующего протокола.
Решение комиссии, которое указано в протоколе проведения процедуры. Только участник, который подал заявку. Не позднее чем через пять дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если поставщика выбирают закрытым способом — с даты подписания соответствующего протокола.
На аукционе при рассмотрении вторых частей заявок — до заключения контракта.
Противоправные действия, которые произошли после признания победителя торгов на стадии заключения контракта. Участник, с которым заключается контракт. До совершения сделки.
Порядок аккредитации оператором электронной площадки. Заявитель. 30 дней от даты отказа.
Нарушения, которые связаны с проведением электронной процедуры, вызванные некорректной работой площадки. Участник торгов. 5 дней с даты размещения на торговой площадке протокола проведения аукциона.

С 01.01.2021 поправки в контрактное законодательство (360-ФЗ от 02.07.2021) установят срок подачи электронной жалобы: не позднее пяти дней со дня публикации протокола.

Как рассматривается

За два рабочих дня после поступления жалобы контрольный орган решает, вернуть ее из-за несоответствия требованиям 44-ФЗ (ч. 12 ст. 105) или рассмотреть. В ЕИС публикуют уведомление и сообщают заказчику, поставщику и оператору торгов о решении.

Не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения спора его участники направляют в Антимонопольную службу возражения и обоснования. Контрольный орган на коллегиальной основе рассматривает информацию по делу в течение пяти рабочих дней с даты поступления документа о противоправных действиях. Он блокирует процесс заключения контракта, остальные действия заказчик обязан делать в срок, который определен законом о контрактной системе. Например, публиковать протоколы рассмотрения вторых частей заявок.

По результатам рассмотрения контролеры решают признать жалобу:

  1. Необоснованной.
  2. Частично обоснованной.
  3. Обоснованной.

В последних двух случаях, как правило, выдают предписание устранить нарушения, которые обнаружили в ходе разбирательства. Например, изменить закупочную документацию, пересмотреть итоги закупки или аннулировать их.

Решение и предписание ФАС публикует в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты принятия и направляет их поставщику, заказчику и оператору. Если решение ФАС не удовлетворяет участников, они в течение трех месяцев обращаются в суд с заявлением (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ).

Как составить жалобу в ФАС

Государство гарантирует прозрачность и общедоступность закупок для федеральных и региональных нужд. Предприниматель, который посчитает, что при отборе победителя его права были нарушены, всегда может пожаловаться на действия заказчика, нарушение процедур, иные обстоятельства, поставившие его в неравное положение с остальными участниками. Разберемся, как подать жалобу антимонопольщикам.

Кто и когда может пожаловаться: нормативная база

Участники торгов, контролирующие организации и объединения юрлиц могут обжаловать решение, действие или бездействие заказчика, оператора электронной площадки, членов аукционной комиссии, контрактного управляющего. Все обращения на нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок рассматривает ФАС России.

Читайте также:
Справка о среднем заработке для соцзащиты образец ОСЗН что это

В законе 44-ФЗ не дается отдельный список нарушений, когда участник торгов имеет право пожаловаться. Но его достаточно легко определить с помощью КоАП РФ, поскольку за каждый проступок законодатель предусмотрел наказание. Итак, обратиться можно, если нарушены:

  • способ и условия определения победителя;
  • порядок определения начальной цены контракта;
  • процедура и сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок;
  • сроки обнародования информации и документов в ЕИС;
  • регламент рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений;
  • правила возврата обеспечения, блокирования операций по счету участника;
  • процедура заключения, изменения или расторжения контракта;
  • порядок проведения е-аукциона или порядок аккредитации на него;
  • требования к пакету документов, представляемых участниками, либо к размерам и способам обеспечения заявки или исполнения контракта.

Как правильно подать жалобу в УФАС в электронном виде

Основополагающий нормативный акт для предпринимателя, который решил пожаловаться на нарушение закона 44-ФЗ, — Приказ ФАС России № 727/14 от 19.11.2014. Из него следует, что обращение составляют на русском языке и обязательно в письменной форме.

Подавать можно и электронную жалобу, подписанную цифровой подписью. Заверяет ее либо сам заявитель, либо его представитель. В последнем случае дополнительно подается доверенность. Отправить заявление можно двумя способами: через официальный сайт службы или на почту delo@fas.gov.ru.

Обязательными сведениями являются:

  • данные о заявителе, включая почтовый адрес, e-mail, телефон;
  • информация о лице, чьи действия/решения обжалуются;
  • номер закупки, если только не обжалуются действия оператора электронной площадки;
  • причина обращения;
  • документы, подтверждающие доводы заявителя;
  • перечень прилагаемых бумаг.

На сайте ведомства есть образец, как должна выглядеть жалоба в УФАС по 44-ФЗ.

Рекомендуем посмотреть и реальный пример — жалоба УФАС ООО «Глисон».

Чтобы на просьбу предпринимателя отреагировали, она должна соответствовать не только требованиям к содержанию. Ее еще надо подать с соблюдением конкретных сроков. Иначе ведомство откажет, и обжаловать решения или действия заказчика удастся только в суде.

Для удобства представляем допустимые сроки направления писем в ФАС в связи с нарушением норм 44-ФЗ в виде таблицы

В какие сроки подавать

Действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего

В любое время после размещения в ЕИС плана закупок, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом — с даты подписания соответствующего протокола

Действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, допущенные при проведении электронного аукциона

В любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке:

  • протокола подведения результатов такого аукциона;
  • либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе;
  • либо протокола проведения такого аукциона в случае признания его несостоявшимся

Содержание документации о закупке

До окончания установленного срока подачи заявок

Действия (бездействие) оператора электронной площадки, связанные с аккредитацией участника закупки на электронной площадке

В течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия)

Действия (бездействие), совершенные при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта

Конкретные сроки не установлены — главное успеть до заключения контракта

Сколько ее будут рассматривать

Процедура рассмотрения заявлений состоит из нескольких этапов: предварительного ознакомления, изучения материалов по существу, изготовления и направления текста решения. На первый этап дается 2 рабочих дня. В это время заявителю и лицам, чьи действия оспариваются, направляется информация о дате и месте рассмотрения жалобы. Предприниматель может лично присутствовать на заседании либо отправить туда своего представителя.

Читайте также:
Цена франшизы Макдональдс в России: возможность приобретения в рассрочку

На изучение материалов антимонопольщикам дается 5 рабочих дней. Еще 3 рабочих дня придется подождать, пока будет подготовлено решение.

Такие же сроки предусмотрены для обнародования материалов в сети Интернет. Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.10.2015 N 1148, информация о нарушениях закона 44-ФЗ должна фиксироваться в ЕИС в сфере закупок. ФАС Москвы реестр жалоб дублирует. На специальной странице ведомства можно найти и уведомления о приеме писем к рассмотрению, и более ранние решения по похожим ситуациям.

Когда могут отказать

Существует несколько причин, по которым могут отказать в рассмотрении заявления.

  1. Жалуется лицо, которое не участвовало в процедурах закупки. Фактически его права нарушены не были, поэтому рассматривать обращение не станут.
  2. Пропущены сроки. В таком случае обжаловать решение, действие или бездействие можно только в суде.
  3. В одном заявлении содержатся указания на нарушения по нескольким разным процедурам. В рассмотрении такого дела откажут, поскольку в одном заявлении должны содержаться противоправные факты только в ходе одной закупки.
  4. Обращение по тем же фактам уже было, и решение по нему вынесено.

Добавим, что каждый имеет право на защиту в суде. Обращаться с иском надо до истечения трех месяцев со дня, когда участник узнал о нарушении своих прав и интересов.

Порядок обращения

В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в ФАС России и ее территориальные органы.

1) предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности ФАС России и ее территориальных органов, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

2) заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе ФАС России, ее территориальных органов и должностных лиц, либо критика деятельности ФАС России, ее территориальных органов и должностных лиц;

3) жалобу – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

Обращение гражданина, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства, рассматривается центральным аппаратом ФАС России или ее территориальным органом 30 дней с возможностью продления на 60 дней (например, в случае запроса дополнительной информации).

Обращения граждан, указывающие на признаки нарушения рекламного законодательства, рассматриваются центральным аппаратом ФАС России или ее территориальными органами 30 дней с момента регистрации с возможностью продления на 30 дней (например, в случае запроса дополнительной информации).

Обращения, квалифицированные как жалоба на нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассматриваются центральным аппаратом ФАС России и ее территориальными органами в течение 5 рабочих дней с момента их регистрации (в случае надлежащего оформления жалобы).

Обращения, квалифицированные как жалоба на нарушение законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, рассматриваются центральным аппаратом ФАС России и ее территориальными органами в течение 7 рабочих дней со дня поступления жалобы(в случае надлежащего оформления жалобы).

Обращение гражданина, указывающие на признаки нарушения процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, рассматривается центральным аппаратом ФАС России или ее территориальным органом 7 рабочих дней с возможностью продления на 7 дней (например, в случае запроса дополнительной информации).

Порядок составления и рассмотрения письменного обращения (предложения, заявления) в ФАС России, направленного по почте или факсу

Согласно ст. 7. Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» , гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает:
– либо наименование государственного органа, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
– свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии);
– почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
– суть предложения, заявления или жалобы;
– ставит личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Читайте также:
Что делать, если после обмана дочери на меня возбудили уголовное дело?

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в ФАС России, ее территориальный орган или должностному лицу (статья 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»).

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию ФАС России и ее территориальных органов, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (статья 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»).

Во исполнение Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” Федеральным законом от 21.07.2011 №169-ФЗ в статью 32 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ “О защите конкуренции” внесены изменения, исключающие требование от заявителя документов и сведений, находящихся в распоряжении других органов власти. При этом указанные изменения не лишают заявителя права предоставлять такие документы в антимонопольный орган.

Направление обращения в электронном виде позволяет значительно сократить время подачи обращения при максимальном комфорте, конфиденциальности и простоте осуществления.

Обращения (предложения, заявления), направленные в электронном виде через официальный сайт ФАС России, по электронной почте на адрес delo@fas.gov.ru , или через портал Госуслуг, регистрируются в Управлении делами ФАС России с последующим направлением в структурное подразделение ФАС России для подготовки ответа по существу вопроса (входящий номер обращения можно узнать в общественной приемной ФАС России или в Личном кабинете на сайте ФАС России по номеру отслеживания).

При отправке обращения на электронный адрес ФАС России delo@fas.gov.ru заявитель получает на электронную почту уведомление со статусом и входящим регистрационным номером его обращения.

При отправке обращения через форму обратной связи на сайте ФАС России заявитель получает на указанную в обращении электронную почту уведомление о статусе обращения и номере отслеживания, с помощью которого можно узнать входящий регистрационный номер обращения в общественной приемной ФАС России или в Личном кабинете на сайте.

Форма для подачи обращения размещена на сайте ФАС России в разделе «Написать в ФАС» и предназначена для обращений, поданных в рамках 59-ФЗ . Обращение, направленное через сайт, может содержать вложенные файлы объемом до 2 Mb. При необходимости отправить документы, материалы, фотографии большего объема воспользуйтесь возможностью написать в ФАС России по почте или по электронной почте на delo@fas.gov.ru .

Направить обращение в ФАС России или ее территориальные органы можно также через портал государственных услуг: https://www.gosuslugi.ru/ , пройдя по ссылке и выбрав услугу ведомства.

Порядок получения услуги прописан на портале государственных услуг.
Обращаем внимание, что для подачи обращений в форме электронных документов через портал государственных услуг необходима авторизация в единой системе идентификации и аутентификации, требующая предоставления следующей информации: СНИЛС, номер телефона, паспортные данные.

Обращаем внимание, что портал Госуслуг позволяет направить приложения к обращению объемом не более 2 Мб!

1) В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ.
2) В обращении обжалуется судебное решение (оно возвращается гражданину с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения).
3) В обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица ФАС России или ее территориальных органов, а также членов его семьи.
4) В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению.
5) В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства.
6) В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
7) Если текст обращения написан по-русски с использованием латиницы или набран целиком заглавными буквами, или не разбит на предложения.

Читайте также:
Субсидиарная ответственность при банкротстве: судебная практика

Сроки рассмотрения обращений граждан (статья 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»)

Письменное обращение, поступившее в ФАС России или ее территориальный орган по почте, факсу, через сайт ФАС России рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, срок рассмотрения обращения может быть продлен на 30 дней (с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение).

Информация о персональных данных граждан, направивших обращения в ФАС России или ее территориальные органы, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Обращаем ваше внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ “Об электронной подписи” обращение (жалоба), поданная в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. Жалобы в ФАС России, требующие заверения действующей электронной подписью заявителя, необходимо направлять только на электронный адрес ведомства.

Получить информацию о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ФАС России и ее территориальных органов можно по телефону Общественной приемной ФАС России: +7 (499) 755 23 23 (доб. 2 в тоновом режиме)
Скачать Порядок обжалования можно здесь.

Наиболее популярные уловки для ограничения конкуренции в госзакупках и способы борьбы с ними

Закупка товаров, работ и услуг государственными заказчиками попадает под регулирование следующих законов:

  • Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ);
  • Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”.

Согласно их положениям, от заказчика в первую очередь зависит набор условий заключенного в будущем контракта и критериев отбора исполнителя. Таким образом, заказчик занимает главенствующее положение при инициировании закупочной процедуры. Соответственно, именно им зачастую применяются различные “схемы” злоупотребления, направленные на ограничение конкуренции.

Учитывая, что грань между необходимыми условиями контракта и ограничением конкуренции достаточно тонка, заказчик имеет возможность манипулировать количеством участников закупок, а также ценой. Проблема ограничения конкуренции наиболее актуальна в сфере государственных закупок.

Перед тем как опубликовать извещение о закупке и закупочную документацию заказчик определяет, что закупать и каким способом. Уже на данном этапе заказчик может ограничить конкуренцию.

К способам ограничения конкуренции, используемым заказчиками, можно отнести, в частности:

  • выдвижение жестких требований к товару или компаниям, которым заведомо удовлетворяет малое количество потенциальных исполнителей;
  • манипулирование информацией в ходе проведения процедуры.

Выдвижение жестких требований к товару или компаниям как способ ограничения конкуренции

Под жестким требованиями к товару или компаниям могут пониматься указание излишне подробных характеристик товара, сводящих выбор в пользу единственного поставщика, укрупнение предмета контракта даже при закупке типового товара, включение технологически и функционально не взаимосвязанных между собой товаров, работ или услуг, установление в качестве обязательного критерия отбора наличие успешного опыта оказания услуг государственным или муниципальным компаниям или непосредственно заказчику. При этом логичным представляется, что чем более жесткие требования устанавливает заказчик, тем меньше компаний участвуют в государственных закупках.

Так, например, п. 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2018 г.) устанавливает, что включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования является ограничением конкуренции. При этом в обзоре указано следующее: “Указание конкретного товарного знака или требований к закупаемому товару, свидетельствующие о его конкретном производителе приводят к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, влекут сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции”.

Читайте также:
Если лицо состоит на учете в военкомате, процедура регистрации немного отличается - Заполнение декларации 3-НДФЛ онлайн

В п. 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.) рассматривается также ситуация, когда заказчик объединил технологически и функционально не взаимосвязанные между собой работы. В рассмотренном в указанном обзоре деле арбитражный суд указал на неправомерность действий заказчика по объединению в одном лоте работ по подготовке проектно-сметной документации и выполнению строительно-монтажных работ. Как указал суд, результатом такого объединения является необоснованное ограничение количества участников конкурса ввиду того, что проектные и строительные работы представлены на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников торгов, готовых выполнить эти работы.

Известны также и случаи ограничения заказчиками круга потенциальных участников закупки путем включения требования о допуске к дальнейшему участию в закупке организаций, имеющих опыт оказания услуг организации –заказчику, разместившей извещение о закупке.

Например, из решения Управления ФАС России по Оренбургской области от 25 мая 2016 г. по делу № 07-16-61/2016 следует, что “комиссия установила, что к дальнейшему участию в закупке допускаются организации, имеющие опыт оказания охранных услуг на объектах дочерних обществ и организаций ПАО “Г.” (не менее пяти организаций) в строгом соответствии с “Концепцией охраны объектов ПАО “Г.” и его дочерних обществ и организаций и имеющие положительные отзывы дочерних обществ и организаций ПАО “Г.”. Участники, имеющие опыт работы и положительные отзывы от иных организаций, к дальнейшему участию в закупке не допускается”. По данному делу УФАС России вынесло решение о выдаче предписания об отмене требования о допуске к участию в закупке только организаций, имеющих опыт оказания услуг заказчику.

В Определении ВС РФ от 14 августа 2018 г. № 308-КГ18-11230 по делу № А32-42845/2017 указано буквально следующее: “Отменяя судебные акты, суд округа исходил из того, что установленный в конкурсной документации в качестве критерия оценки заявок показатель о наличии у участника закупки опыта по выполнению строительных работ (по строительству, реконструкции, капитальному ремонту) автомобильных дорог общего пользования по государственным (муниципальным) контрактам не может быть признан объективным и правомерным, поскольку наличие в документации такого критерия влечет нарушение принципа обеспечения конкуренции, предусмотренного статьей 8 Закона № 44-ФЗ, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют”.

Таким образом, устанавливая жесткие требования к поставляемому товару или компаниям, заказчики осознанно идут на ограничение круга участников закупки, в нарушение основополагающих принципов добросовестности и равноправия, используемых при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Конечно, у заказчика могут быть различные мотивы – от желания обеспечить поставку качественного товара в нужное время до желания извлечь дополнительную выгоду, однако необходимо в первую очередь руководствоваться положениями законодательства о закупках, не допускающих ограничение конкуренции.

Ограничение конкуренции в форме манипулирования информацией в ходе проведения процедуры закупки

Не только установление жестких требований к предмету закупки и компаниям является способом ограничения конкуренции. Манипулирование информацией в ходе проведения процедуры также является действенным способом, позволяющим ограничить круг участников закупки. При этом подобное манипулирование может проявляться в различных формах. Но наиболее часто встречается сокрытие информации о предмете закупки.

Для целей информационного обеспечения закупки в документации о закупке должны содержаться достаточные сведения, в том числе, об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).Пожалуй, это самое важное условие, формирующие представление потенциального участника о предмете закупки.

Зачастую, заказчики целенаправленно не размещают полный комплект закупочной документации, особенно в отношении поставки технически сложных товаров или оказания работ, сопряженных со сложным технологическим процессом. Не каждый потенциальный участник проявляет настойчивость и направляет в адрес заказчика запрос о даче разъяснений, что дает заказчику возможность сформировать узкий круг лиц, изначально знающий обо всех условиях закупки, в том числе о тех документах, которые к закупочной документации не приложены.

Читайте также:
Все аспекты предоставления жилого помещения по социальному найму. Подписание договора, его коррективы и допсоглашения

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 5 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.) при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация подлежит размещению в составе документации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В вышеуказанном обзоре указаны приведен пример одного из дел, где суд указав, что в соответствии с ч. 7 ст. 50 Закона № 44-ФЗ любой участник открытого конкурса при наличии необходимости, вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. Указанный вывод последовал после рассмотрения требований о признании незаконным неразмещение заказчиком проектно-сметной документации.

Арбитражный суд апелляционной инстанции отменил решение суда по рассматриваемому делу, указав на следующее.

Отсутствие в документации информации о технических характеристиках работ, требованиях к их безопасности, результату работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме, не позволяет определить потребности заказчика и приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.

Помимо указанной ситуации, достаточно часто встречаются случаи, когда заказчик размещает информацию технического характера (например, чертежи) в нечитаемом или плохо читаемом формате. Такого рода отклонения позволяют заказчику одновременно выполнить условие об обязательном размещении необходимой информации, и в то же время повлиять на количество претендентов на участие в закупке.

Таким образом, ограничение конкуренции весьма неоднозначный способ злоупотребления. Достаточно тонкая граница между потребностями заказчика, описанными посредством включения условий исполнения контракта и требований, предъявляемых к участникам закупки, позволяет заказчикам находить новые способы ограничения конкуренции.

Неудивительно, что практика ФАС России, арбитражных судов и ВС РФ содержит небольшое количество примеров выявления фактов ограничения конкуренции, так как зачастую заказчики манипулируют тем, что участники закупки не проявляют достаточной активности на стадии приема заявок. В частности, речь идет о не направлении запроса о даче разъяснений относительно закупочной документации. В связи с этим, для защиты своих прав, в случае применения заказчиками механизмов ограничения конкуренции, потенциальным участникам следует проявлять инициативу, не дожидаясь принятия решения комиссией в пользу другого участника.

Недобросовестная конкуренция: что это и чем грозит

🥇Закон говорит предпринимателям: побеждайте конкурентов честно. На страже здоровой конкуренции стоит антимонопольная служба. Туда пишут жалобы на нечестных игроков.

Что такое недобросовестная конкуренция

Когда предприниматели работают в одной сфере, между ними возникает конкуренция.

ИП Иванов делает шоколад ручной работы. ИП Петров тоже делает шоколад ручной работы. Каждый хочет, чтобы люди покупали конфеты только у него. Друг для друга предприниматели конкуренты.

✅ Конкуренция — это честная борьба предпринимателей за клиентов. Когда Иванов делает шоколад вкуснее и дешевле, чем у Петрова — это нормальная конкуренция. Так можно — ч. 7 ст. 4 Закона о конкуренции.

❌ Недобросовестная конкуренция — это когда предприниматель обманывает клиентов, распускает слухи про конкурентов, паразитирует на чужой известности или как-то ещё нарушает закон, чтобы заработать больше денег. Одним словом, когда Иванов привлекает покупателей не за счёт улучшения своего шоколада. И тем самым вредит Петрову и всем конкурентам из кондитерской отрасли в целом. Так бороться за клиентов нельзя — ч. 7 ст. 4 Закона о конкуренции, п. 30 Постановления Пленума ВС № 2.

В законе описаны семь нечестных способов конкуренции — о каждом будет ниже. Их пресечёт антимонопольная служба, если конкурент напишет жалобу. Но под недобросовестную конкуренцию попадёт и любое другое несправедливое действие предпринимателя, если оно ущемляет конкурента.

Что будет за недобросовестную конкуренцию

Жалобы на нечестных конкурентов рассматривает антимонопольная служба — ФАС. Их подразделения работают в каждом регионе. Узнать контакты в своём городе можно на официальном сайте ФАС.

Читайте также:
Как сделать перерасчет за воду: основания, образец заявления по ГВС или ХВС

Антимонопольщики проверяют жалобу. К предполагаемому нечестному конкуренты приходят с проверкой. Смотрят документы, спрашивают объяснения. Если жалоба подтверждается, выдают предупреждение или предписание. Мол, остановитесь, иначе оштрафуем.

Если не исполнить предупреждение, оштрафуют по ст. 14.33 КоАП РФ. ИП на сумму от 12 000 до 20 000 ₽, юрлиц — от 100 000 до 500 000 ₽.

За неисполнение предписания оштрафуют по ч. 2.5 ст. 19.5 КоАП РФ. Для ИП сумма от 10 000 до 20 000 ₽, для юрлиц — от 100 000 до 300 000 ₽.

Но для нарушителя дело не заканчивается разборками в ФАС и штрафами государству. Предприниматели, которым он навредил, пойдут в суд и взыщут упущенную прибыль — себе. Ведь у них уже есть доказательства нечестности конкурента — письма, предписания и решения ФАС.

Точно запрещено: примеры недобросовестной конкуренции

Вот семь способов нечестной конкуренции из закона. Подробно про них говорила антимонопольная служба в Письме № ИА/74666/15.

Дискредитировать конкурента — ст. 14.1 Закона о конкуренции

Дискредитация — это враньё и передёргивание фактов о конкуренте.

Нельзя писать в интернете и говорить клиентам, что товар конкурента некачественный, цена завышена, а сервис низкий, если этому нет доказательств. Такая антиреклама подрывает доверие клиентов. У конкурента портится репутация.

А вот если говорить, что конкурент нечист, и давать пруфы, это не дискредитация. Например, ссылаться на группу обманутых клиентов из интернета.

Компания занималась обслуживанием пожарной сигнализации «Стрелец-Мониторинг» в школах и больницах. Но некоторые из них обслуживались у конкурентов. Таким школам и больницам компания разослала письма, что их подрядчики работают не по техрегламенту. И пульт централизованного наблюдения для «Стрелец-Мониторинг» есть только у них. Поэтому договор надо заключить с ними, иначе МЧС оштрафует. Письма выглядели как уведомления от госорганов. Школы и больницы пугались штрафов и меняли подрядчика.

Один из подрядчиков написал жалобу в ФАС. Там разобрались, что пульт для «Стрелец-Мониторинг» вовсе не нужен. Подрядчику нужна только лицензия от МЧС. А она у конкурента была. Письмо в стиле уведомления — наглая дичь. ФАС заставила отозвать письма — дело № А38-559/2019.

Врать про свой товар — ст. 14.2 Закона о конкуренции

Нельзя рассказывать в рекламе и писать на этикетках о свойствах товара, технологии изготовления, низких ценах и месте производства, когда это не так. У клиентов создаётся ложное впечатление о качестве, а при покупке получается обман.

Компания продавала чай под брендом «Краснодарский». У них было свидетельство на право продажи чая с плантаций Краснодарского края — НМПТ. Краснодарский чай особенный, бренд известен.

Но выяснилось, что доля краснодарского листа в чае 1-5 % на упаковку. Остальной купаж — это смесь листов из Индии, Китая и Танзании. Чай не может именоваться «Краснодарский». Такая хитрость подрывает доверие покупателей к известному месту происхождения товара. И реальные продавцы чая из Краснодара теряют покупателей. ФАС выдала предписание убрать с упаковок название «Краснодарский» — дело № А40-106745/2018.

Называть себя «лучшими», «первыми», «единственными» — ст. 14.3 Закона о конкуренции

В рекламе и названиях нельзя говорить о своём превосходстве без доказательств. Получается, что остальные товары и предприниматели из этой сферы хуже, не лучшие и не первые. Это отпугивает от них клиентов. А слово «единственный» означает, что купить товар или услугу можно только у этого предпринимателя.

МГУ получил предупреждение от антимонопольщиков за плакат на здании «МГУ — лучший вуз страны. Физфак — лучший факультет МГУ». В университете есть платные отделения. Значит, там заинтересованы в притоке абитуриентов. Доказательств, что МГУ лучше других вузов, не нашлось — дело № А40-223476/17.

«Почте России» выдали предписание за рекламу по телевизору со словами «Меняемся, чтобы быть ближе. Одна страна, одна почта». Одна из курьерских компаний пожаловалась в ФАС. От ролика создаётся впечатление, что только почта может возить посылки по России. Но в Реестре лицензий в области связи значатся 31 234 курьерские службы с лицензией. У людей есть выбор, через кого отправлять письма, а ролик их обманывает — дело № А40-178709/20.

Оформить товарный знак, чтобы насолить конкурентам — ст. 14.4 Закона о конкуренции

Товарный знак оформляют, чтобы продвигать свой продукт под брендом и формировать у клиентов ассоциацию качественного продукта вот с этой вот маркой. А оформить товарный знак, чтобы убрать конкурентов и стрясти с них компенсацию за контрафакт — нечестно.

Читайте также:
Скачать шаблон документа "Заявление о признании права на досрочную трудовую пенсию".

Если ФАС установит, что бренд оформили, чтобы навредить, конкуренты отменят силу товарного знака в Роспатенте.

Компания оформила в Роспатенте бренд «Европейское печенье». И сразу разослала претензии другим кондитерам, которые тоже делали печенье с названием «Европейское». Кондитеры пожаловались в ФАС. Они 10 лет продавали печенье «Европейское», и благодаря им бренд стал узнаваем. А компания просто захватила известное название, чтобы нажиться. Компании выдали предписание — дело № СИП-975/2020.

Продвигать свой товар с использованием известного бренда — ст. 14.5 Закона о конкуренции

Легально работать под брендом можно только по франшизе. Без франшизы нельзя вешать вывески с известным названием, настраивать контекстную рекламу по конкурентам и продавать контрафакт.

За паразитирование на товарном знаке конкурент взыщет компенсацию от 10 000 до 5 000 000 ₽. Это плюсом к проблемам с ФАС.

Компания разработала мобильное приложение для поиска автосервисов и зарегистрировала товарный знак «Ремонтиста». Конкурент настроил в поисковиках рекламу своего агрегатора автосервисов с ключевым словом «Ремонтиста». Люди искали «Ремонтисту», а попадали на другой сайт. ФАС установила недобросовестную конкуренцию. А владельцы товарного знака отсудили у конкурента миллион рублей — дело № А40-145511/2018.

Копировать чужой бренд — ст. 14.6 Закона о конкуренции

Нельзя копировать и имитировать чужой дизайн, этикетки и названия. Клиенты думают, что берут оригинал, а это подделка. За контрафакт конкурент отсудит компенсацию от 10 000 до 5 000 000 ₽, а антимонопольщики оштрафуют.

ФАС оштрафовала завод на 100 000 ₽. Завод пользовался чужой идеей нейминга напитка из диких ягод. У конкурента было «АЙСИ Чай» и «АЙСИ Ягода», а завод выпустил «ICE Чай» и «ICE Ягода» — дело № А04-2425/2017.

Использовать коммерческую тайну конкурента — ст. 14.7 Закона о конкуренции

Коммерческая тайна — это база телефонов клиентов, секреты производства, сценарии мероприятий, рецепты еды и другая информация, которая помогает зарабатывать. Информация становится тайной, если у конкурента оформлены нужные бумаги. А конкурентов и сотрудников предупредили под подпись, что информация не для разглашения.

В один образовательный центр из другого перешли несколько работников. С собой унесли телефоны 407 клиентов. У первого центра действовал режим коммерческой тайны. Они пожаловались в ФАС, и там запретили второму центру использовать эту базу телефонов — дело № А72-18468/2019.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Любая другая нечестная борьба за клиентов — ст. 14.8 Закона о конкуренции

Других способов недобросовестной конкуренции много, всё зависит от фантазии. Мы нашли вот такой кейс.

Индивидуальный предприниматель возил людей на автобусе по междугороднему маршруту «Смоленск — Рудня» и обратно. Пассажиров садил не на автостанции, а рядом. Время отправления поставил чуть раньше, чем у остальных перевозчиков. Билеты продавал по цене ниже муниципального тарифа.

У предпринимателя не было лицензии на перевозку и договора с департаментом транспорта. Поэтому бизнес он маскировал под заказные перевозки. Хотя путь автобуса полностью совпадал с маршрутом регулярных перевозок предпринимателей с лицензией и договором. Лицензированные перевозчики пожаловались в ФАС. Предпринимателя заставили прекратить перевозку — дело № А62-11148/2019.

Статья актуальна на 14.05.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

На заказчика пожаловались в ФАС: как возразить

На заказчика пожаловались в ФАС: как возразить

придумывают различные ухищрения, чтобы запутать участников и отдать тендер нужному исполнителю. Но неэффективности системы закупок для своего обогащения пытаются использовать не только заказчики. Среди представителей участников встречаются так называемые профессиональные жалобщики, которые буквально шантажируют заказчиков блокировками процедур. Они используют любые формальные поводы для подачи жалоб в ФАС, затягивая проведение закупок.

Читайте также:
Пени за просрочку транспортного налога в 2022 году - Заполнение декларации 3-НДФЛ онлайн

Конечно, не каждая жалоба в антимонопольную службу подается с целью воткнуть палки в колеса заказчика. Жалуются и добросовестные участники закупок, ведь их права закачки действительно нередко нарушают — умышленно или нет. Как бы то ни было, любому закачку важно знать а том, что на жалобу можно подать возражение. Расскажем о том, как это правильно сделать.

Порядок подачи возражения и рассмотрения жалобы

Часть 2 статьи 106 закона 44-ФЗ дает любому, чьи права и интересы затрагивает поданная в ФАС жалоба, изложить свои контраргументы. Это можно сделать, подав возражение на жалобу. Есть такое право и у заказчика, если пожаловались на него.

Когда подана жалоба ФАС, в течение 2 рабочих дней органы антимонопольной службы должен разместить информацию об этом в ЕИС. Кроме того, все сопричастные лица — заявитель, заказчик, а также оператор площадки, спецорганизации и госорганы, если они являются фигурантами жалобы, оповещаются о том, когда и где она будет рассмотрена.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Так вот, не позднее чем за 2 рабочих дня до даты рассмотрения, на жалобу можно направить возражение.

Жалоба и возражение на нее рассматриваются комиссией ФАС в течение 5 рабочих дней. Точка отсчет — дата, когда жалобщик направил свою претензию в орган антимонопольной службы. О принятом решении ФАС обязана уведомить всех: и того кто жаловался, и того, кто подавал возражение. Но для принятия решения контролерам могут понадобиться дополнительные сведения и документы. Они могут запрашивать их в ходе рассмотрения жалобы как у заказчика, так и у подавшего жалобу лица, а также у ЭТП.

Процесс рассмотрения жалобы, на которую подано возражение, проходит в стандартном порядке. Направленная заказчиком претензия на жалобу не увеличивает процедурных сроков. Ее содержание должно быть учтено членами комиссии ФАС, когда они будут рассматривать жалобу по существу. Кроме того, заказчик может направить на рассмотрение своего представителя.

Итак, подать возражение на жалобу нужно как минимум за 2 рабочих дня до ее рассмотрения. Но что делать, когда срок пропущен? Если жалоба будет признана обоснованной и орган ФАС вынесет для заказчика предписание, останется только обращаться в суд. Сделать это нужно в течение 3 месяцев после вынесения решения ФАС.

Что включить в возражение на жалобу

Возражение должно содержать такие же сведения, которые включаются в жалобу. Все они перечислены в части 8 статьи 105 закона 44-ФЗ. Документ должен содержать информацию:

  1. О заказчике как лице, на чьи действия либо бездействие была подана жалоба. Необходимо указать его наименование, адрес и контактные данные.
  2. О лице, которое подало жалобу. Нужно указать ту же информацию.
  3. О закупке, в отношении которой подана жалоба. Нужно указать ее название и индивидуальный код, объект закупки, способ определения поставщика и другие параметры.
  4. О действиях, которые заявитель обжалует.

В теле своей претензии заказчик приводит сначала доводы из жалобы, а в заключение излагает аргументы, которые подтверждают его правоту. Но важно не просто выразить свою точку зрения, а подкрепить ее документами. Это может быть, например, закупочная документация, заявки участников, протоколы, а также любые другие документы, которые заказчик посчитает нужны представить в ФАС. К жалобе обязательно приложить опись прикрепленных документов.

Ниже приведен примерный образец возражения на жалобу в ФАС.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: