Земли рекреационного назначения и их использование в 2022 году

Земли рекреационного назначения

Земли рекреационного назначения представляют собой земельные участки, которые предназначены для того, чтобы организовать культурно-оздоровительную, спортивную деятельность граждан, а также земли, которые используются для отдыха и туризма.

Земли рекреационного назначения представляют собой земельные участки, которые предназначены для того, чтобы организовать культурно-оздоровительную, спортивную деятельность граждан, а также земли, которые используются для отдыха и туризма. К таким землям относятся все базы отдыха, курорты, санатории, профилактории и прочие организации.

Понятие земельных участков рекреационного назначения, их состав

Поскольку земельные участки категории рекреационного назначения представляют собой земли для отдыха и оздоровления граждан, располагаться они должны в тех местах, где действительно есть возможность отдыха и оздоровления. Охрана и законное использование таких участков находится на государственном контроле.

Состав земель рекреационного назначения представляет собой земельные участки, которые оборудованы объектами для туризма, отдыха, культурно-оздоровительных мероприятий, спортивных мероприятий. К ним относятся не только базы отдыха и санатории, но и детские лагеря, рыболовные базы, дома отдыха и спортивной рыбалки и прочие аналогичные организации и строения.

Также в состав вышеназванных земель входят парки, скверы, лесополоса за городом и в городской черте.

Использование этих земель не по назначению запрещено.

Так, ни один парк, сквер или иной «зеленый островок» в городе не может быть перестроен в здания жилого или общественно-делового типа без соответствующего на то разрешения органов местного самоуправления, которое может быть обжаловано любым гражданином в судебном порядке.

Следует отметить, что все базы отдыха и прочие организации для проведения культурно-оздоровительного досуга граждан находятся за пределами городской черты (за границей населенного пункта). Все здания, строения и сооружения могут находится в частной собственности, однако использовать их можно только согласно целевому предназначению земель и никак иначе.

Правовой режим и использование земель, имеющих статус рекреационных

Правовой режим земель рекреационного назначения определяется действующим земельным законодательством. Поскольку основным предназначением земель такой категории является удовлетворение граждан в оздоровлении и культурно-спортивном отдыхе, то использоваться земли должны исключительно в этими целями.

Так, не запрещается юридическому лицу арендовать или приобретать в собственность с разрешения государственных или муниципальных властей земли, а затем осуществлять на них деятельность, связанную с организацией отдыха граждан. Например, для строительства базы отдыха, детского лагеря, учебно-профилактического здания, палаточного лагеря или любого другого вида зданий и сооружений рекреационного значения.

Отдавать в собственность участки земель, отведенных для рекреационного назначения, частным физическим лицам запрещено, согласно нормам действующего законодательства.

Однако если такие земли пересекаются с земельными участками, где собственниками выступают физические лица, юридические лица, государственные органы власти или муниципалитет, то на собственность этих лиц накладывается правила сервитута, как частного, так и публичного. Это, в свою очередь, не влечет потери права собственности на участок.

Использовать участки, которые имеют статус рекреационных земель, можно только по целевому назначению – для организации отдыха граждан. При этом если подходящий участок земли находится в собственности у физических или юридических лиц, то государством он может быть изъят в принудительном порядке для осуществления своих нужд или реквизирован.

Реквизирование земельных участков рекреационного значения может осуществляться на срок от двух до двадцати лет.

Запрет на использование земли не по назначению

Согласно статье 98 Земельного кодекса РФ земли рекреационного назначения находятся под защитой государства. Именно поэтому на землях такого типа категорически запрещается вести любую деятельность, в том числе и коммерческого характера, которая не связана с использованием земель по их прямому назначению.

На землях, имеющих рекреационное назначение, нельзя строить жилые дома, создавать предприятия и организации, которые не связаны с туризмом и отдыхом.

Примечательно, что за нарушение данного пункта законодательства предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа, размер которого определяется в зависимости от того, кто выступает нарушителем.

Контроль за исполнением целевого использования земли осуществляет государственный земельный контроль, а та же общественный контроль по нормам земельного законодательства. Представители каждого из этих органов могут проводить проверки по землям рекреационного значения, проверять исполнение земельного права. Государственный земельный контроль вправе запрашивать соответствующие документы, выдавать предписания и подавать в суд для рассмотрения обнаруженных нарушений.

При особенно грубых нарушениях, систематическом неисполнении предписаний собственник земельного участка, относящегося к рекреационным землям, может понести и уголовное наказание, а также может быть лишен права собственности в судебном порядке. В результате такой участок переходит в ведомство муниципалитета или государства для целевого его использования согласно действующим нормам.

Административные штрафы

На должностных лиц, которые использовали земельный участок не по назначению, если он находится в ведомстве государственной, муниципальной или бюджетной организации, накладывается административный штраф в размере 1 – 1,5% от кадастровой стоимости участка.

При этом земельный участок, который попадает под категорию рекреационного назначения, обязан иметь кадастровую стоимость и кадастровый номер, иначе ввод его в эксплуатацию был бы незаконным.

Административное взыскание с должностного лица не может быть менее 20 тысяч рублей, даже если кадастровый процент получается меньшим. Данная мера прописана в Кодексе об административных правонарушениях РФ.

Читайте также:
Возвращение исполнительного документа взыскателю: образец заявления о возврате

Юридические лица, осуществляющие деятельность на землях рекреационного значения, не связанную с целевым использованием, могут понести наказание в виде административного штрафа, размер которого составляет 1,5-2% от кадастровой стоимости участка. При этом взыскание не может быть меньше, чем 100 000 рублей, даже если описанный процент будет составлять меньшую сумму.

Частным физическим лицам не выделяют участки рекреационного значения в собственность, поэтому они не могут нести какое-либо наказание, ни в виде административного штрафа, ни в виде любого другого взыскания. Более того, любой гражданин вправе подать на рассмотрение жалобу в муниципалитет, государственные органы или суд о том, что обнаружил нарушения по использованию земельных участков.

Для проверки достоверности показаний, указанных в жалобе, на место обычно выезжают представители государственного земельного контроля, которые и устанавливают факт нарушения земельного законодательства.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Земли рекреационного назначения и их использование в 2022 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 9 ноября 2020 г. № 908 “Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности” (документ не вступил в силу)

Обзор документа

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 9 ноября 2020 г. № 908 “Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности” (документ не вступил в силу)

В соответствии с частью 5 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2020, № 31, ст. 5028) и подпунктом 5.2.119 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586; 2020, N 42, ст. 6635), приказываю:

1. Утвердить Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности согласно приложению к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Министр Д.Н. Кобылкин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 декабря 2020 г.

Утверждены
приказом Минприроды России
от 09.11.2020 № 908

Правила
использования лесов для осуществления рекреационной деятельности

I. Общие положения

1. Настоящие Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности (далее – Правила) разработаны в соответствии со статьей 41 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2020, N 31, ст. 5028) (далее – Лесной кодекс) и регулируют отношения, возникающие при использовании лесов для осуществления рекреационной деятельности.

2. Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам – в аренду 1 .

3. Для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности лица, использующие леса, могут организовывать туристические станции, туристические тропы и трассы, проведение культурно-массовых мероприятий, пешеходные, велосипедные и лыжные прогулки, конные прогулки (верхом и (или) на повозках), занятия изобразительным искусством, познавательные и экологические экскурсии, спортивные соревнования по отдельным видам спорта, специфика которых соответствует проведению соревнований в лесу, физкультурно-спортивные фестивали и тренировочные сборы, а также другие виды рекреационной деятельности.

Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях. 2

В случае, если виды рекреационной деятельности, допускаемые на особо охраняемых природных территориях в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, противоречат требованиям настоящих Правил, такие виды деятельности на землях лесного фонда не допускаются.

4. На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты 3 .

Читайте также:
Выплата пособия вынужденным переселенцам, гражданам из числа беженцев, компенсационная, единовременная социальная помощь

Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности в случае невозможности соблюдения охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или Красную книгу субъекта Российской Федерации, не допускается.

5. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. 4

Размещение таких некапитальных строений и сооружений допускается, прежде всего, на участках, не занятых деревьями и кустарниками.

6. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности осуществляется способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

II. Права и обязанности лиц, использующих леса для осуществления рекреационной деятельности

7. Лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право:

а) использовать лесной участок по целевому назначению в соответствии с Лесным кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, на основании проекта освоения лесов, договора аренды лесного участка, решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, уполномоченного в соответствии со статьями 81 – 84 Лесного кодекса, о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

б) создавать лесную инфраструктуру, в том числе лесные дороги 5 ;

в) возводить некапитальные строения, сооружения (строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений, в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений) 6 на лесных участках и осуществлять их благоустройство 7 . Некапитальные строения, сооружения для осуществления рекреационной деятельности должны создаваться преимущественно из деревянных конструкций;

г) возводить физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения на лесных участках, если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности 8 ;

д) пользоваться другими правами, если их реализация не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

8. Лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны:

а) составлять проект освоения лесов 9 ;

б) осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, утвержденным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

в) соблюдать условия договора аренды лесного участка, решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, уполномоченного в соответствии со статьями 81 – 84 Лесного кодекса, о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

г) осуществлять использование лесов для рекреационной деятельности способами и технологиями, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие на последующее воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов;

д) подавать ежегодно лесную декларацию 10 ;

е) представлять отчет об использовании лесов 11 ;

ж) представлять отчет об охране лесов от пожаров 12 ;

з) представлять отчет о защите лесов 13 ;

и) представлять отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении 14 ;

к) осуществлять меры противопожарного обустройства лесов на предоставленном лесном участке 15 ;

л) соблюдать меры санитарной безопасности в лесах 16 ;

м) осуществлять мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов 17 ;

н) осуществлять рекультивацию земель, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сразу после прекращения эксплуатации, утраты функциональных свойств или гибели таких объектов 18 ;

о) после прекращения действия договора аренды лесного участка или решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, уполномоченного в соответствии со статьями 81 – 84 Лесного кодекса, о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование привести лесной участок в состояние, пригодное для его дальнейшего использования по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования;

п) представлять в уполномоченный орган государственной власти, орган местного самоуправления документированную информацию, предусмотренную частью 2 статьи 91 Лесного кодекса, для внесения в государственный лесной реестр 19 ;

р) выполнять иные обязанности, предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации.

1 Часть 4 статьи 41 Лесного кодекса.

2 Часть 2 статьи 41 Лесного кодекса.

3 Часть 3 статьи 41 Лесного кодекса.

4 Часть 2 статьи 41 Лесного кодекса.

5 Часть 1 статьи 13 Лесного кодекса.

6 Пункт 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2018, N 32, ст. 5135).

7 Часть 2 статьи 41 и часть 7 статьи 21 Лесного кодекса.

8 Часть 2 статьи 41 Лесного кодекса.

9 Часть 1 статьи 88 Лесного кодекса.

10 Часть 2 статьи 26 Лесного кодекса.

11 Часть 1 статьи 49 Лесного кодекса.

12 Часть 1 статьи 60 Лесного кодекса.

13 Часть 1 статьи 60.11 Лесного кодекса.

Читайте также:
Сколько составляют сроки хранения пищевых продуктов? Показатели в форме таблицы

14 Часть 1 статьи 66 Лесного кодекса.

15 Часть 2 статьи 53.1 Лесного кодекса.

16 Часть 1 статьи 60.3 Лесного кодекса.

17 Часть 1 статьи 60.7 Лесного кодекса.

18 Часть 6 статьи 21 Лесного кодекса.

19 Часть 4 статьи 91 Лесного кодекса.

Обзор документа

Для рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям в постоянное пользование, другим лицам – в аренду. На них должны сохраняться природные ландшафты, объекты животного и растительного мира.

В целях организации отдыха, туризма и спортивной деятельности лица, использующие леса, могут в т. ч. организовывать туристические станции, тропы и трассы, проводить пешеходные, велосипедные и конные прогулки. На участках, не занятых деревьями и кустарниками, допускается возведение некапитальных строений.

При невозможности охраны редких растений, занесенных в Красную книгу, использование лесов для указанной деятельности не допускается.

Приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

На арендованных лесных участках разрешили возводить рекреационные объекты. Чем это чревато?

На арендованных лесных участках разрешили возводить рекреационные объекты. Чем это чревато?

Под конец январских каникул Рослесхоз сделал сенсационное заявление: теперь любой предприниматель сможет на законных основаниях построить на рекреационных лесных участках, предположим, дом отдыха. Дачники волнуются, что вместо пения птиц им придется слушать звуки работающих бульдозеров и наблюдать стройку под окнами.

Что изменилось

Еще в 2021 году Рослесхоз разработал новые правила застройки лесных территорий — поправки вносятся в статью 4 Федерального закона № 301-ФЗ. Теперь на доступных для аренды землях лесного фонда разрешено возводить объекты для рекреации (проще говоря, развлечения и отдыха): турбазы, спортивные и развлекательные комплексы. Поправки приняты еще в июле прошлого года, а вступают они в силу с марта 2022-го.

Есть всего несколько принципиальных условий: высота зданий не может превышать 10 м и двух этажей, а сами постройки не должны занимать более 20% площади территории. Кроме того, под строительство допустимо использовать свободные от живых деревьев участки — скажем, пустоши или места недавних пожаров, где пока ничего не успело вырасти.

А еще закон позволит легализовать здания, строительство которых еще вчера считалось незаконным, причем через суд будет реально узаконить даже трехэтажные самострои, заявил в интервью «Российской газете» глава Рослесхоза Иван Советников.

Экологи считают поправки сырыми: в таком виде они дают предпринимателям практически полную свободу строить что угодно и где угодно. Проблема беспокоит и дачников: «Мы планируем покупку участка, важный критерий выбора — наличие рядом леса, — говорит Юлия. — Узнав из СМИ, что теперь в лесах разрешат строительство, мы переживаем: вдруг купим подходящий участок, а через год за забором появится турбаза и шумные компании по выходным».

Циан.Журнал обратился к экспертам, чтобы разобраться, какие нововведения ждут российские леса, чем они чреваты и как исправить положение.

Коттеджи как дом отдыха

«Суть закона сводится к разрешению строить объекты капитального строительства на землях лесного фонда, предоставленных в аренду в целях рекреации. Это касается и защитных лесов, к которым относятся все леса Московской области, в том числе лесопарковые зоны, которые тоже могут быть переданы в аренду для целей рекреации», — поясняет руководитель направления по защите ценных природных территорий «Гринпис России» Михаил Крейндлин.

Эксперт объясняет, что под эти нововведения удастся подвести практически любую постройку и узаконить то, что раньше было вне закона. Параллельно это позволит строить объекты (в том числе и такие, которые раньше были незаконными) на сданных в рекреационную аренду землях лесного фонда.

Значение таких земель нельзя недооценивать: эти территории значимы для местных жителей с точки зрения соблюдения их прав на благоприятную среду, ведь здесь можно гулять, собирать грибы, дышать свежим воздухом и наслаждаться тишиной.

«Один из самых важных рисков — вырубка лесов. По закону при капитальном строительстве для целей рекреации сплошная рубка лесов запрещена, но если провести сплошную санитарную рубку (даже без оснований), потом на этом месте можно будет спокойно строить. В Подмосковье нередко вырубаются целые участки леса, якобы сгнившего или зараженного жуком-короедом, но на деле это вполне здоровый лес», — рассказывает Михаил Крейндлин. Циан.Журнал уже писал о подобных историях.

В первую очередь, полагает собеседник Циан.Журнала, под застройку пойдут леса вокруг крупных городов — там, где и так ведется активное строительство. Это Одинцово, Красногорск, Химки, Истра — те города, что находятся относительно близко к Москве.

Читайте также:
Калач - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

Также очевидно, что кроме домов отдыха, о которых говорил в интервью глава Рослесхоза Иван Советников, будут возводиться и самые обычные коттеджи — просто их будут позиционировать как дома отдыха. Да, в них нельзя будет зарегистрироваться, но жить (в том числе долгое время) — вполне. И многих это устроит.

Рекреационное назначение земель допускает организацию на них мест для отдыха, объектов туризма и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий. Рекреационный статус всегда тянет за собой ограничения особо охраняемых зон: тут может быть и прироодохранный статус, и историко-культурная ценность. Собственником рекреационных зон федерального значения является государство.

Выяснить, граничит ли ваш дом (или дом, который вы планируете купить) с рекреационным участком, который может уйти под застройку, можно на геопортале Рослесхоза (выберите во вкладке «Слои» фильтр «Территории лесного фонда, переданные в аренду»).

Недостатки и нестыковки поправок

Антон Хлынов, член координационного совета по экологическому благополучию при Общественной палате РФ, уверен, что поправки следует доработать. Среди основных недостатков он перечисляет следующие:

1. Поправки не учитывают особенности урбанизированных территорий — пригородов крупных городов, где леса сильно фрагментированы линейной и площадной застройкой и испытывают высокую антропогенную нагрузку.

2. Хотя СМИ со ссылкой на представителей Рослесхоза пишут, что вырубка деревьев не допускается, поправки гласят, что в защитных лесах допускаются выборочные и сплошные рубки, если строительство, не связанное с созданием лесной инфраструктуры (в том числе и объектов рекреации), не запрещено или не ограничено законом. Согласно нормам Лесного кодекса, в защитных лесах, расположенных в водоохранных зонах, лесопарковых и зеленых зонах, ценных лесах, городских лесах, капитальное строительство не допускается (кроме линейных объектов и гидротехнических сооружений).

3. В лесах на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) и лесах, относящихся к защитным, использование территорий регулируется законом об ООПТ и положением о конкретной ООПТ. Получается, на большей части защитных лесов строительство объектов для рекреации не допускается даже с принятием упомянутых поправок.

«Учитывая, что все подмосковные леса относятся к защитным, причем подавляющее количество — это или зеленые, или лесопарковые зоны, массовая капитальная застройка им не грозит при сохранении статуса этих зон», — подчеркивает Антон Хлынов. При этом он уточняет, что действующее законодательство не запрещает изменять границы таких зон — правда, требуя не уменьшать их общую площадь. Поэтому эколог не исключает, что для особо предприимчивых деятелей определенные лазейки найдутся. Он считает, что здесь очень важны бдительность органов прокуратуры, внимательность природоохранной общественности и добросовестность чиновников, которые принимают соответствующие решения.

4. И еще один важный нюанс. Дело в том, что нововведения применяются «к лесным участкам, предоставленным в аренду или постоянное (бессрочное) пользование после 1 января 2022 года».

«То есть те лица, которые получили лесные участки для целей рекреации до этой даты, воспользоваться правом строительства объектов капитального строительства на этих участках, по идее, не смогут», — рассуждает собеседник Циан.Журнала.

Узаконить незаконное. И пополнить бюджет

Циан.Журнал обратился в Рослесинфорг, который с 2022 года является федеральным лесоустроителем. Как объяснили в пресс-службе ведомства, уже сейчас в лесах расположены яхт-клубы, базы отдыха, спортивные школы, детские оздоровительные лагеря, кемпинги, глэмпинги, горнолыжные комплексы, зоопарки, конноспортивные комплексы, в том числе известных сетей, и популярные у туристов объекты. Теперь они, как и другие предприниматели, будут развиваться на совершенно законных основаниях.

«Аренда лесных земель для организации детских и спортивных лагерей, кемпингов, а также велодорожек и лыжных трасс (то есть объектов рекреации) принесла бюджету страны 1,8 млрд рублей. Здесь занято больше всего лесопользователей — 14,5 тыс. договоров аренды, при этом они используют крайне незначительные площади — 27,6 тыс. га леса», — такие данные приводят в пресс-службе.

Новый закон, объясняют в Рослесинфорге, помогает узаконить существующие капитальные строения рекреационного назначения: «многие из них были построены с нарушениями закона, но теперь арендаторы смогут легализовать свои постройки».

«В качестве аналогии можно привести “лесную амнистию”, которая помогла гражданам сохранять права на землю и дом. Противники амнистии высказывали опасения, что реформа приведет к массовой застройке лесов дачами и коттеджами. Но время показало, что этого не произошло», — отмечают в пресс-службе.

Также представители Рослесинфорга напомнили, что строительство на лесных участках имеет жесткие ограничения (еще раз: здания должны быть не выше 10 м и иметь не более двух этажей, а под строительство можно использовать лишь 20% участка и нельзя вырубать деревья). В итоге, уверены в ведомстве, ущерба экологии не будет: «В лесной фонд входят огромные территории, на которых деревья не растут, так что построить объект рекреации можно без вреда для экологии, не вырубая деревья и не нанося ущерба лесным экосистемам».

Читайте также:
Исковое заявление о привлечении к субсидиарной ответственности: образец документа и сроки подачи

О дачниках речи не идет, так что перед покупкой участка или дома загляните на геопортал Рослесхоза и поинтересуйтесь, не находится ли рядом с вашим домом арендованный участок леса под рекреационные цели?

Изменение разрешенного использования участка для рекреационного использования.

Подскажите, есть земельный участок, категория земель: земли поселений (земли населенных пунктов), вид разрешенного использования: для расширения личного подсобного хозяйства.

Хочу понять смогу ли я изменить категорию на земли рекреационного назначения (основное ВРИ: передвижное жилье) для дальнейшего строительства на данном участке небольшого кемпинга.

Объектом анализа является земельный участок с кадастровым номером ______ Уточненная площадь: ______ кв.м. Категория земель: земли поселений (земли населенных пунктов). Вид разрешенного использования: для расширения личного подсобного хозяйств.

Исходя из карты градостроительного зонирования утвержденных в 2013 г. правил землепользования и застройки (ПЗЗ) муниципального образования (МО), размещенных в федеральной информационно-аналитическая система ФГИС ТП (fgistp.economy.gov.ru), земельный участок располагается в зоне Ж-2.

Согласно текстовой части ПЗЗ, вид разрешенного использования земельного участка в данной зоне может быть следующим:

Основные виды разрешённого

– Земельные участки для размещения усадебной и сблокированной жилой застройки;

– Индивидуальные жилые дома;

– Блокированные жилые дома с участками;

– Хозяйственно-бытовые постройки (на придомовом участке);

– Объекты садоводства, огородничества (на придомовом участке);

– Объекты животноводства (на придомовом участке);

– Дошкольные образовательные учреждения;

– Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

– Административные объекты органов государственной власти;

– Административные объекты органов местного самоуправления;

– Объекты дополнительного образования;

– Объекты бытового обслуживания населения;

– Объекты обслуживания жилищно-коммунального хозяйства;

– Объекты общественного питания;

– Специализированные продовольственные магазины;

– Магазины со смешанным ассортиментом;

– Пешеходные и велосипедные дорожки;

– Остановки общественного транспорта

– Многоквартирные малоэтажные жилые дома

– Личные подсобные хозяйства

– Парковки для временного хранения автомобильного транспорта;

– Детские игровые площадки;

– Площадки для отдыха;

– Плоскостные спортивные сооружения;

– Площадки для выгула собак;

– Малые архитектурные формы;

Также, ПЗЗ устанавливает предельные размеры земельных участков расположенных в той или иной зоне с соответствующим видом разрешенного использования.

Вашей целью является изменение вида разрешенного использования на «кемпинг». Наиболее подходящей зоной, на наш взгляд является Р-2:

Основные виды разрешённого

– Спортивно-зрелищные объекты (открытые и крытые);

– Плоскостные спортивные сооружения;

– Объекты для занятий физкультурой и спортом;

– Пункты проката спортивного и пляжного инвентаря;

– Остановочные пункты общественного транспорта

– Объекты общественного питания;

– Специализированные непродовольственные магазины

– Пункты проката спортивного инвентаря;

– Площадки для отдыха;

– Малые архитектурные формы;

Считаем возможным изменение зоны в генеральном плане (ГП) и ПЗЗ, однако окончательное решение остается за органом местного самоуправления, жителями соответствующего муниципального образования. Процедура внесения изменений в ГП и ПЗЗ прописаны в соответствующих административных регламентах муниципального образования. В процессе изменения ГП и ПЗЗ будут проведены публичные слушания (общественные обсуждения) на которых местные жители будут оставлять свои пожелания и замечания в проекту внесения изменений в ГП и ПЗЗ.

Начать стоит с обращения в администрацию с заявление об изменении ГП и ПЗЗ и описать суть этих изменений. Конечно сделать это может собственник земельного участка. Рекомендуем предварительно проговорить возможность изменений ГП и ПЗЗ с архитектором или соответствующим специалистом МО. По опыту выполнения аналогичных работ в Оренбургской области, общий ориентировочный срок может составить от 5 до 8 месяцев.

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 301-ФЗ “О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Внести в Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 30, ст. 3599; 2009, N 11, ст. 1261; N 30, ст. 3735; 2011, N 1, ст. 54; N 25, ст. 3530; 2013, N 52, ст. 6971, 6980; 2014, N 26, ст. 3386; 2016, N 1, ст. 75; 2018, N 24, ст. 3415; N 52, ст. 8100; N 53, ст. 8464; 2021, N 18, ст. 3056; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2021, 11 июня, N 0001202106110047) следующие изменения:

1) статью 21 изложить в следующей редакции:

“Статья 21. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации, снос, ликвидация и консервация объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры

1. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются при использовании лесов в целях:

Читайте также:
Какие есть вакансии в Нью-Йорке для русских и как уехать работать в штаты

1) осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых;

2) строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений;

3) строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов;

4) создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры;

5) осуществления рекреационной деятельности;

6) осуществления религиозной деятельности.

2. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса, допускаются в случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель.

3. При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию и выводе из эксплуатации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, используются в первую очередь земли, не занятые лесными насаждениями, а также земли, занятые лесными насаждениями, указанными в части 3 статьи 29 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящим Кодексом.

4. Сплошные рубки лесных насаждений для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях, предусмотренных пунктами 4 – 6 части 1 настоящей статьи, не допускаются.

5. В целях, предусмотренных пунктами 1 – 3 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.

6. В защитных лесах предусмотренные частью 5 настоящей статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт и эксплуатация объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в целях, предусмотренных пунктами 1 – 3 части 1 настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Объекты капитального строительства, связанные с организацией указанной в пункте 1 части 1 настоящей статьи деятельности, по истечении сроков выполнения соответствующих работ подлежат сносу, консервации или ликвидации в соответствии с законодательством о недрах.

8. Объекты капитального строительства, не связанные с созданием лесной инфраструктуры и являющиеся гидротехническими сооружениями, по окончании срока их эксплуатации подлежат сносу, консервации или ликвидации в соответствии с водным законодательством и законодательством о безопасности гидротехнических сооружений.

9. Земли, которые использовались для строительства, реконструкции, капитального ремонта или эксплуатации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации.

10. Перечень объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.

11. При использовании лесов не допускаются строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, отнесенных в соответствии с федеральными законами к жилым домам.

12. Предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции указанных в части 1 настоящей статьи объектов капитального строительства и определенные с учетом видов использования лесов требования к таким объектам, за исключением линейных объектов, утверждаются Правительством Российской Федерации.”;

2) дополнить статьей 21 1 следующего содержания:

“Статья 21 1 . Возведение и эксплуатация некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры

1. Возведение и эксплуатация некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются в случаях использования лесов в целях, предусмотренных частью 1 статьи 21 настоящего Кодекса, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Для возведения некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, не допускаются сплошные рубки лесных насаждений (за исключением случая использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, если возведение таких строений, сооружений для указанной цели не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации), а при использовании лесов в соответствии со статьей 41 настоящего Кодекса не допускаются также выборочные рубки лесных насаждений.

3. Перечень некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов утверждается Правительством Российской Федерации.”;

3) в части 1 статьи 25:

а) пункт 12 изложить в следующей редакции:

“12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создание и расширение морских и речных портов, строительство, реконструкция и эксплуатация гидротехнических сооружений;”;

б) пункт 14 изложить в следующей редакции:

“14) создание и эксплуатация объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры;”;

4) статью 41 изложить в следующей редакции:

Читайте также:
Что такое сумма исковых требований в арбитражном суде? Для чего нужно знать и как рассчитать цену иска в арбитражном процессе?

“Статья 41. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности

1. Леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности, представляющей собой деятельность, связанную с оказанием услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан.

2. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.

3. На части площади, не превышающей 20 процентов площади предоставленного для осуществления рекреационной деятельности лесного участка, общей площадью, не превышающей одного гектара и не занятой лесными насаждениями, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов капитального строительства для оказания услуг в сфере туризма, развития физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан, а также возведение для указанных целей некапитальных строений, сооружений, предусмотренных перечнем объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, и перечнем некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, указанными в части 10 статьи 21 и части 3 статьи 21 1 настоящего Кодекса.

4. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается осуществлять благоустройство соответствующих лесных участков.

5. При осуществлении в лесах деятельности, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, не допускается размещение объектов, являющихся местами жительства физических лиц.

6. На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.

7. Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в аренду.

8. Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.”;

5) статью 44 изложить в следующей редакции:

“Статья 44. Использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений

1. Использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.

2. Лесные участки используются для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений в соответствии с водным законодательством.

3. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений.”;

6) статью 46 изложить в следующей редакции:

“Статья 46. Использование лесов для создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры

1. Использование лесов для создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с созданием объектов переработки древесины и иных лесных ресурсов, производством продукции из них.

2. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в аренду для создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.

3. В случае, если федеральными законами допускаются осуществление переработки древесины и иных лесных ресурсов, производство продукции из них федеральными государственными учреждениями, лесные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться этим учреждениям для указанной цели в постоянное (бессрочное) пользование.

4. Правила использования лесов для создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.”;

7) статью 89 дополнить частью 6 следующего содержания:

“6. Органы, указанные в частях 2-4 настоящей статьи, не менее чем на пятнадцать календарных дней размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” проекты освоения лесов, предусматривающие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и эксплуатацию объектов капитального строительства, в целях, предусмотренных частью 1 статьи 21 настоящего Кодекса, в срок не позднее трех рабочих дней со дня их получения для проведения государственной или муниципальной экспертизы и направляют такие проекты освоения лесов в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия или информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети “Интернет”, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.”;

8) в части 3 статьи 111 цифры “5 1 ” заменить цифрой “6”;

а) в пункте 2 слова “и пчеловодства” заменить словами “, пчеловодства и товарной аквакультуры (товарного рыбоводства)”;

б) пункт 4 после слов “за исключением” дополнить словами “велосипедных и беговых дорожек,”;

10) в пункте 5 части 2 статьи 114 слова “и эксплуатация” исключить, после слов “за исключением” дополнить словами “велосипедных и беговых дорожек и”;

Читайте также:
Примерная форма договора о хранении вещей, являющихся предметом спора - бланк 2022

11) часть 2 статьи 115 после слов “за исключением” дополнить словами “велосипедных и беговых дорожек,”;

12) пункт 5 части 2 статьи 116 изложить в следующей редакции:

“5) строительство объектов капитального строительства, за исключением велосипедных и беговых дорожек и гидротехнических сооружений.”;

13) в части 4 статьи 119:

а) в пункте 1 цифры “5 1 ” заменить цифрой “6”;

б) в пункте 2 слова “и пчеловодства” заменить словами “, пчеловодства и товарной аквакультуры (товарного рыбоводства)”;

14) статью 121 дополнить частью 5 следующего содержания:

“5. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов капитального строительства, возведение и эксплуатация некапитальных строений, сооружений в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, осуществляются в соответствии с правовым режимом земель обороны и безопасности.”.

Статья 2

Внести в статью 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5276; 2006, N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 21, ст. 2455; 2009, N 11, ст. 1261; N 52, ст. 6416; 2011, N 13, ст. 1688) следующие изменения:

1) абзац первый части 1 изложить в следующей редакции:

“1. Если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае:”;

2) дополнить частью 3 следующего содержания:

“3. Перевод земельных участков из состава земель лесного фонда, предоставленных в пользование для осуществления рекреационной деятельности в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, в земли других категорий запрещается.”.

Статья 3

Часть 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2006, N 1, ст. 21; N 52, ст. 5498; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 48, ст. 6246; 2011, N 13, ст. 1688; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4563, 4572, 4591; N 49, ст. 7015, 7042; 2012, N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7614, 7619, 7643; 2013, N 9, ст. 873; N 52, ст. 6983; 2014, N 14, ст. 1557; N 26, ст. 3377; N 43, ст. 5799; 2015, N 1, ст. 86; N 29, ст. 4342; N 48, ст. 6705; 2016, N 1, ст. 79; N 27, ст. 4248, 4294, 4301, 4303, 4306; N 52, ст. 7494; 2017, N 27, ст. 3932; N 31, ст. 4766, 4767; 2018, N 1, ст. 91; N 32, ст. 5105, 5123, 5133, 5134, 5135; 2019, N 26, ст. 3317; N 31, ст. 4442; N 52, ст. 7790; 2020, N 29, ст. 4512; N 31, ст. 5013, 5023; 2021, N 1, ст. 33, 44; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2021, 11 июня, N 0001202106110081) дополнить пунктом 4 1 следующего содержания:

“4 1 ) объектов капитального строительства, расположенных на землях лесного фонда, которые допускаются к строительству на них при использовании лесов для осуществления рекреационной деятельности, в соответствии с лесным законодательством – органом государственной власти субъекта Российской Федерации, утвердившим положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов;”.

Статья 4

Внести в Федеральный закон от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5279; 2008, N 30, ст. 3597, 3599; 2017, N 31, ст. 4766, 4829; 2018, N 53, ст. 8464; 2021, N 15, ст. 2446) следующие изменения:

1) дополнить статьей 8 4 следующего содержания:

“Статья 8 4

Положения части 3 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации в части допустимости строительства, реконструкции, эксплуатации на части площади лесного участка, предоставленного для осуществления рекреационной деятельности, объектов капитального строительства для оказания услуг в сфере туризма, развития физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан, размещения для указанных целей некапитальных строений, сооружений применяются к лесным участкам, предоставленным в аренду или постоянное (бессрочное) пользование после 1 января 2022 года.”;

2) статью 9 дополнить частью 3 следующего содержания:

“3. Требования части 11 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации не применяются при использовании лесов в целях осуществления религиозной деятельности в соответствии со статьей 47 Лесного кодекса Российской Федерации.”.

Какие законы о жилье и недвижимости вступают в силу в 2022 году

Фото: Andrii Yalanskyishutterstock

В 2022 году вступает в силу ряд законов, которые существенно изменят жизнь россиян. Они касаются налогов на недвижимость, оплаты жилищно-коммунальных услуг, строительства индивидуальных домов, размера машино-мест, кадастровой оценки и аварийных домов.

Вместе с юристами рассказываем, что это за законы.

Строительство домов

С 1 марта 2022 года будет разрешено строить индивидуальные жилые дома на землях сельскохозяйственного назначения, если это необходимо для нужд крестьянского (фермерского) хозяйства.

«Построить можно будет один дом размером не более 500 кв. м, соблюдая при этом площадь застройки — не более 0,25% территории. Регистрация будет проходить по правилам дачной амнистии до марта 2026 года. При этом региональные власти будут наделены правом определять территории, где строительство жилых домов запрещено», — уточнил партнер NOVATOR Legal Group, адвокат Александр Катков.

Читайте также:
Пенсионный фонд в Залукокоаже - адрес, телефон, режим работы отделения

Льготы для семей

С 1 января 2022 года вступает в силу закон, согласно которому семьи с двумя и более детьми освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при продаже жилой недвижимости независимо от того, сколько по времени она находилась в собственности. Юрист практики жилищного права и социальных правоотношений «Амулекс.ру» Александр Титов уточнил: для того чтобы воспользоваться льготой при продаже жилья, должно одновременно соблюдаться пять условий:

  • налогоплательщик (или его супруг) является родителем двух и более детей в возрасте до 18 лет, при их очном обучении — до 24 лет. Усыновленные дети при этом также учитываются;
  • семья купила и оформила право собственности на новую недвижимость в том же календарном году, в котором продала имеющуюся недвижимость, или не позднее 30 апреля следующего года. По договору долевого участия в строительстве в этот срок должна пройти полная оплата без учета доплаты за метры в связи с увеличением площади после ввода объекта в эксплуатацию. При купле-продаже или мене нужно зарегистрировать право собственности. Причем покупателем может быть сам налогоплательщик или члены его семьи;
  • общая площадь нового жилья или его кадастровая стоимость больше, чем у проданного. При этом учитываются совокупные доли членов семьи;
  • кадастровая стоимость проданного жилья не превышает 50 млн руб. Если кадастровую собственность нельзя установить, то учитывается только площадь;
  • на момент продажи налогоплательщику и членам его семьи не принадлежит в совокупности более 50% другого жилья, общая площадь которого больше приобретаемого.

Фото:Evgeny Atamanenkoshutterstock

Налоговая декларация

С 1 января 2022 года также меняется порядок представления гражданами декларации по форме 3-НДФЛ при продаже недорогого недвижимого имущества. «С нового года физлицам больше не нужно будет подавать в инспекцию налоговую декларацию при продаже недвижимого имущества (жилых домов, квартир, комнат, садовых домов или земельных участков) на сумму до 1 млн руб., а иного имущества (транспорта, гаражей и т. д.) — до 250 тыс. руб. Указанные суммы соответствуют размерам имущественных налоговых вычетов по НДФЛ. То есть если вычет полностью покрыл полученный доход от продажи недвижимости, обязанности по уплате НДФЛ не возникает», — уточнил Катков.

Также подавать декларацию будет не нужно, если продажа осуществляется раньше минимального срока владения (в общем случае пять лет, а в ряде случаев — три года), уточнил юрист. По его словам, данные нововведения будут распространяться на лиц, продавших имущество начиная с налогового периода 2021 года.

Сведения в ЕГРН

С 1 января 2022 года расширен перечень основных сведений, включаемых в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). В соответствии с приказом в ЕГРН начнут вносить полную информацию о каждом кадастровом инженере, осуществляющем государственный кадастровый учет недвижимости. Заказав выписку из ЕГРН, можно будет увидеть, кто проводил кадастровые работы, уточнил Катков.

Кроме того, с 1 февраля 2022 года вступает в силу закон, согласно которому Росреестр будет вносить сведения об аварийности многоквартирных домов. Если дом или квартира признаются аварийными, подлежащими сносу или реконструкции, а также непригодными для проживания, это должно обязательно отражаться в сведениях ЕГРН, объяснил партнер Novator Legal Group. Он отметил, что такие сведения в выписках из ЕГРН предупредят покупателей о проблемном доме или помещении.

Регистрация новостроек

С 1 сентября 2022 года вступает в силу закон, который позволит упростить процедуру регистрации прав на объекты капитального строительства для застройщиков. Документ был разработан для улучшения инвестиционного климата в России и направлен на снижение административных барьеров для застройщиков.

«Этот закон ускорит регистрацию прав на объекты капитального строительства. Теперь после получения разрешения на ввод в эксплуатацию дома девелоперы смогут поставить его на кадастровый учет и зарегистрировать, не подавая заявление в Росреестр. Исключение составят многоэтажки, построенные по договорам долевого участия, так как право собственности в них возникает на отдельные квартиры», — пояснила Богданова.

Фото:AP911_Studioshutterstock

Увеличение кадастровой стоимости

С 1 января 2022 года в Москве увеличится кадастровая стоимость объектов недвижимости. Она составит 181 тыс. руб. за 1 кв. м, что на 21,4% больше, чем в 2018 году, когда в последний раз проводилась государственная кадастровая оценка (ГКО), — три года назад она составляла 149 тыс руб. за 1 кв. м.

«Это является прямым следствием быстрого роста цен на квартиры в 2020 году, а кроме того, большого перерыва в проведении кадастровой оценки (в последний раз в Москве ее проводили в 2018 году). Кадастровая стоимость жилой недвижимости впервые испытает такой скачок, что, естественно, отразится на нагрузке налогоплательщиков», — пояснила юрист «Дигмар Групп».

Читайте также:
Выплата пособия вынужденным переселенцам, гражданам из числа беженцев, компенсационная, единовременная социальная помощь

Коммунальные тарифы

Правительство России утвердило индексы изменения платы за коммунальные услуги в среднем по регионам на 2022 год. Согласно постановлению кабмина, в первом полугодии 2022 года плату за коммунальные услуги индексировать не будут. Во втором полугодии индексация будет варьироваться от 2,9% до 6,5% в зависимости от региона.

Наименьший прирост тарифов ожидается в Свердловской области (2,9%), Марий Эл (3,2%) и Чукотском автономном округе (3,3%). Наибольшая индексация — в Чечне (6,5%), Санкт-Петербурге (6,3%), Севастополе, Крыму и Татарстане (по 6,2%), а также в Москве, Якутии и Дагестане (по 6%).

Отказ в субсидии на ЖКУ

С 1 января 2022 года вступят в силу поправки в Жилищный кодекс, ограничивающие возможность получения субсидии должниками по оплате услуг ЖКХ. Отказать в предоставлении субсидии могут только при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности по коммунальным платежам, если эти долги образовались за период не более трех последних лет (ранее заявитель должен был доказать отсутствие задолженности), отметила юрист компании «Дигмар Групп» Дарья Богданова.

Теперь никакие справки об отсутствии долгов предоставлять не нужно, все необходимые сведения должны быть получены компетентным органом по каналам межведомственной связи, уточнила Богданова. По ее словам, на субсидию имеют право семьи, в которых доля расходов на ЖКУ составляет более 22% доходов, а также некоторые категории льготников.

Фото:fizkesshutterstock

Временные участки

С 1 марта 2022 года земельные участки в статусе «временный» снимут с государственного кадастрового учета. Временными считаются участки, которые образованы и поставлены на кадастровый учет в период с 1 марта 2008 года до 1 января 2017 года, однако права на них до сих пор не зарегистрированы.

«Временный характер сведений ЕГРН об образованных объектах недвижимости сохраняется до момента государственной регистрации права или аренды на такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении данного срока сведения об участках, которые носят временный характер, будут исключены Росреестром из ЕГРН», — отметил Катков.

Квартиры соцнайма

С 1 марта 2022 года изменятся правила пользования жилыми помещениями. Согласно приказу Минстроя России, для лиц, которые пользуются государственными квартирами по договорам социального найма, вводится обязанность немедленно сообщать о неисправностях самого жилого помещения или сантехники и другого оборудования в нем, пояснил юрист из Novator Legal Group. Он уточнил, что действующие в настоящее время правила требуют сообщать об этом в муниципалитет только в случае необходимости.

Кроме того, новые правила вводят запрет на обшивку или остекление балконов нанимателями в квартирах и домах, которые используются по договору социального найма, договору специализированного жилого найма и договору найма жилого помещения из состава жилищного фонда социального использования, уточнил юрист. По его словам, чтобы получить разрешение на перепланировку, необходимо будет обратиться в архитектурную инспекцию.

Переоценка земли

В 2022 году впервые во всех субъектах России одновременно пройдет массовая государственная кадастровая оценка всех земельных участков независимо от категории. Ранее кадастровая оценка проходила один раз в четыре года, но было решено, что в 2022 году проведут ее одновременно во всей стране, отметила Богданова из «Дигмар Групп».

Государственная кадастровая оценка увеличит кадастровую стоимость участков и повысит размер налогов, отметила юрист. По ее словам, нововведение может вызвать недовольство российских граждан.

Фото:Arthur Lookyanovshutterstock

Размер машино-мест

С 2022 года вступает в силу закон, согласно которому в России изменятся размеры машино-мест. Документом отменяется максимально допустимый размер парковочного места и определяется минимально допустимый размер, который теперь составит 5,3 на 2,5 м, отметил Катков. По его словам, закон отменяет максимально допустимый размер машино-места, который сегодня составляет 6,2 на 3,6 м.

«Документ разработали из-за разнообразия транспорта, в отношения которого размеры парковочных мест не установлены, в частности сельскохозяйственной техники, транспортных и технических средств для инвалидов. Новые требования относительно размера машино-мест должны будут соблюдать в том числе российские девелоперы при проектировании зданий», — резюмировал юрист.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: