Задержание Лица Совершившего Административное Правонарушение

Прокурор разъясняет – Прокуратура Ставропольского края

Задержание гражданина полицией – случай нередкий. Согласно российскому законодательству, сотрудник правоохранительных органов имеет право удерживать любого человека в случае, когда на это имеются определенные основания.

Когда есть основания для задержания гражданина сотрудниками полиции, необходимо знать что по времени такое ограничение свободы не может превышать определенного лимита. На сколько могут задержать в полиции и на каких основаниях? Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.

Задержание – это кратковременное ограничение свободы, право на которое имеют полицейские. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и пункту 1 статьи 14 ФЗ №3 «О полиции» до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Более длительное задержание возможно только по решению суда.

Основания для задержания в полиции

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона «О полиции», гражданин может подвергнуться задержанию в случае:

подозрения его в совершении преступления;

избрания меры пресечения в виде заключения под стражу;

уклонения его от исполнения наказания;

нахождения его в розыске;

в некоторых случаях, когда в отношении лица ведется административное производство;

нарушения гражданином правила комендантского часа;

незаконного проникновения или попытки пробраться на охраняемые объекты;

наличия признаков выраженного психического расстройства;

получения требования о выдаче иностранному государству его гражданина;

когда действия лица создают опасность для него и окружающих.

Задержание на 3 часа

Период задержания отличается в зависимости от основания.

Задержание, сроком не превышающее трех часов, предусмотрено статьями 27.3-27.5 КоАП РФ. Мера применяется при совершении гражданином административного правонарушения, когда это необходимо для пресечения противоправных действий, установления личности нарушителя, составления протокола, если его нельзя составить на месте.

Обратите внимание! Задержание в рамках КоАП РФ не допускается, если за нарушение на месте его совершения может быть выписан штраф или сделано предупреждение.

Указанный срок начинает течь с момента фактического ограничения свободы гражданина. За исключением случаев, когда он находится в состоянии алкогольного опьянения – трехчасовой срок начинает течь с момента полного отрезвления. Процесс возвращения задержанного в трезвое состояние не должен превышать двух суток. Фактически период задержания начинается с момента доставления его в отделение для составления протокола.

Основания (выяснение личности)

Задержание для выяснения личности правонарушителя производится, если он по требованию сотрудника полиции не предоставил один из следующих документов:

паспорт гражданина РФ;

временное удостоверение личности, выдаваемое при процедуре замены паспорта;

свидетельство о рождении – для граждан, в силу возраста не имеющих паспорта;

паспорт иностранного гражданина;

документ апатрида о праве на пребывание в РФ;

военный билет военнослужащего.

Для выяснения личности необходимо отправиться в отделение полиции, где сотрудники сделают это на основании информации, предоставленной задержанным и с помощью электронной информационной базы.

Задержание на 48 часов (2 суток)

Задержание на двое суток предусмотрено положениями статьи 91 Уголовного процессуального кодекса РФ, а также пунктами 2 и 3 статьи 27.5 КоАП РФ.

В случае задержания на такой период, задержанный имеет право просить сотрудников уведомить родственников, руководство по месту работы или учебы, а также защитника о принятой в отношении него мере.

Обратите внимание! Сотрудник должен сделать это в первые три часа с момента задержания. Если ограничение применено к лицу, не достигшему совершеннолетия, его родители уведомляются сразу же.

Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением определенных в части 2 и части 3 ст. 27.5 Кодекса Российской Федерации случаев.

К административным основаниям задержания на срок до 48 часов относится необходимость установления личности или выяснения обстоятельств, связанных с:

рассмотрением дел о посягательстве на режим государственной границы РФ и нарушении порядка пребывания на территории РФ;

рассмотрением дел о нарушении таможенных правил или совершении правонарушения в территориальных водах, континентальном шельфе, исключительной экономической зоне РФ.

Основанием для задержания на двое суток также является перспектива применения к лицу административного ареста или выдворения за пределы страны.

Основания (подозрение в уголовном преступлении)

На 48 часов может быть задержан подозреваемый в совершении преступления при наличии одного из следующих обстоятельств:

лицо застигнуто в процессе совершения преступления или сразу после этого;

имеются свидетельства потерпевшего или очевидцев о факте совершения преступления именно этим лицом;

обнаружены явные следы преступления на подозреваемом, его одежде, при нем или в его жилище.

Задержание на 72 часа (3 суток)

Сотрудники полиции не могут задерживать гражданина дольше, чем двое суток. Это может быть сделано только по усмотрению суда, рассматривающего уголовное дело в отношении лица. Порядок задержания на 72 часа определен пунктом 3 части 6 статьи 108 УПК РФ.

Продление срока задержания допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.

Основания задержания на трое суток

Основанием для задержания подозреваемого на трое суток является постановление суда. Такое решение может быть принято, когда одна из сторон при рассмотрении вопроса о заключении лица под стражу ходатайствовала об отложении судебного заседания для представления дополнительных доказательств.

Фактически задержание продлевается еще на 72 часа и только в случае, когда суд посчитает это законным и обоснованным. Он указывает дату и время окончания задержания.

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

Обратите внимание! Ходатайство может быть подано не менее чем за 8 часов до окончания первого срока задержания – это максимальный срок, необходимый суду, чтобы доставить подозреваемого в зал суда, рассмотреть и принять решение по ходатайству.

Справка о задержании полицией

С учетом длительности возможного срока задержания может потребоваться доказательство уважительности отсутствия на работе. По этой причине сотрудники полиции обязаны выдавать справку о задержании с указанием времени нахождения гражданина в отделении.

Читайте также:
Что делать в такой ситуации, если со стороны полиции написаны ложные сведения?

Если документ выдан не был, следует сделать запрос в отделение полиции, где проходило задержание. Если справка не будет получена, необходимо обжаловать бездействие сотрудников в прокуратуру.

Статья 27.3 КоАП РФ. Административное задержание

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) – при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации – при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

3) должностные лица военной автомобильной инспекции – при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) – при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) утратил силу. – Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

6) должностные лица таможенных органов – при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

8) утратил силу. – Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ;

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, – орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Комментарии к ст. 27.3 КОАП РФ

1. Под административным задержанием понимается принудительное кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение. Административное задержание – неотложное действие компетентного должностного лица, обеспечивающее борьбу с административными правонарушениями. Оно применяется в исключительных случаях в целях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Юридическая природа административного задержания, как и любой иной принудительной меры, определяется целями, достижению которых служит данный правовой институт.

Административное задержание применяется с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1 Кодекса) в качестве принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, – со времени его вытрезвления (ч. 4 ст. 27.5).

3. Конституция РФ, провозгласив и закрепив основные права и свободы граждан, большое внимание уделяет гарантиям неприкосновенности личности (ст. 22). В Российской Федерации никто не может быть подвергнут задержанию, кроме как в случаях, прямо предусмотренных законом.

4. Административное задержание может иметь место только при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.

5. Административное задержание также не допускается:

а) при наличии возможности на месте совершения правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении;

б) при наличии основания для назначения административного наказания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения административного правонарушения (см. ст. 28.6).

6. Административному задержанию не подлежат совершившие правонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности.

Читайте также:
Список отделов ПФР Кайбицкий район, Республика Татарстан. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

Как правило, не подвергаются административному задержанию военнослужащие. Однако при отсутствии военных патрулей военнослужащие могут быть задержаны для немедленной передачи их и материалов о правонарушениях военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам.

В силу своего правового статуса не подлежат административному задержанию: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы (ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ “О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (с изм. и доп.)); депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, неприкосновенность которых, однако, не распространяется на действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий (ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” (с изм. и доп.); без согласия прокурора субъекта РФ – депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования (ст. 18 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (с изм. и доп.)) и некоторые другие категории граждан РФ в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

7. Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, лица без гражданства в случае совершения ими правонарушения могут быть подвергнуты административному задержанию на общих основаниях.

8. Задержанное лицо имеет право потребовать у должностных лиц, задержавших его, сообщить в кратчайший срок о месте своего нахождения родственникам, администрации по месту работы или учебы, а также защитнику. Административное задержание несовершеннолетних, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляется в дневное время. Если при административном задержании несовершеннолетнего отсутствуют родители или иные законные представители, они в обязательном порядке уведомляются о местонахождении несовершеннолетнего органом, в производстве которого находится дело.

Кроме того, установлено правило, согласно которому об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или соответствующая воинская часть. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая комиссия (ч. ч. 4.1 и 4.2 комментируемой статьи).

9. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности в соответствии со ст. 25.1 Кодекса, о чем производится запись в протоколе об административном задержании.

Порядок деятельности соответствующих должностных лиц по оформлению административного задержания лица, доставленного в дежурную часть органа внутренних дел, определен Наставлением, утвержденным Приказом МВД России от 1 апреля 2009 г. N 248 (п. п. 18 и 19 Наставления).

10. Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Вместе с тем следует учитывать, что полиции в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ “О полиции” предоставлено право осуществлять административное задержание.

11. Полномочия должностных лиц органов внутренних дел (полиции) по осуществлению административного задержания при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц иных государственных органов, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, корреспондируют таким же их полномочиям по доставлению физического лица (см. комментарий к ст. 27.2 Кодекса).

12. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 22 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Неправомерное административное задержание обжалуется физическим лицом в порядке, предусмотренном законодательством (см. гл. 25 ГПК РФ).

13. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П по делу о проверке конституционности ряда положений ст. ст. 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.1 КоАП РФ в связи с жалобами граждан (РГ. 2009. 3 июля) определены критерии административного задержания и подчеркнуто право гражданина обжаловать соответствующие действия должностного лица, в том числе и тогда, когда производство по делу прекращено по основаниям, предусмотренным ст. 24.5, в частности, в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.

Статья 27.3. Административное задержание

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 27.3 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) – при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ пункт 2 части 1 статьи 27.3 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации – при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 4 мая 2018 г. – Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 92-ФЗ

Читайте также:
Программа переселения на дальний восток для россиян в 2022 году

3) должностные лица военной автомобильной инспекции – при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 198-ФЗ в пункт 4 части 1 статьи 27.3 настоящего Кодекса внесены изменения

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) – при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) утратил силу с 1 июля 2003 г.;

Информация об изменениях:

6) должностные лица таможенных органов – при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

Информация об изменениях:

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 10 ноября 2017 г. – Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 309-ФЗ

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда);

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 11 с 29 октября 2018 г. – Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 235-ФЗ

11) должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации – при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.88 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 109 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 23.88 настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ в часть 4.1 статьи 27.3 настоящего Кодекса внесены изменения

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, – орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2010 г. N 132-ФЗ статья 27.3 настоящего Кодекса дополнена частью 4.2, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Задержание Лица Совершившего Административное Правонарушение

КоАП РФ Статья 27.3. Административное задержание

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) – при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

(в ред. Федеральных законов от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации – при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) должностные лица военной автомобильной инспекции – при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 223-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 23.04.2018 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) – при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

Читайте также:
Как подать в суд и вернуть деньги, которые были перечислены кредитному брокеру?

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 11.07.2011 N 198-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) утратил силу. – Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) должностные лица таможенных органов – при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.04.2006 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) утратил силу. – Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

(п. 9 введен Федеральным законом от 29.04.2006 N 57-ФЗ)

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда);

(п. 10 введен Федеральным законом от 03.06.2006 N 78-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 02.10.2007 N 225-ФЗ, от 06.12.2011 N 410-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 08.06.2012 N 65-ФЗ, от 28.07.2012 N 141-ФЗ, от 08.03.2015 N 57-ФЗ, от 30.10.2017 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11) должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации – при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.88 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 109 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 23.88 настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

(п. 11 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 235-ФЗ)

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, – орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 04.12.2006 N 203-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 7-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

(часть 4.2 введена Федеральным законом от 01.07.2010 N 132-ФЗ)

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Задержание правонарушителя: правовая основа

Еще более призадумался Обломов, когда. его заставляли делать разные справки, выписки, рыться в делах, писать тетради в два пальца толщиной. ; притом всё требовали скоро, все куда-то торопились, ни на чем не останавливались: не успеют спустить с рук одно дело, как уж опять с яростью хватаются за другое, как будто в нем вся сила и есть, и, кончив, забудут его и кидаются на третье — и конца этому никогда нет! . Все это навело на него страх и скуку великую. “Когда же жить. Когда жить?” — твердил он.
“Обломов” (1859 год)

Гончаров Иван Александрович

Обеспечение защиты личности, общества и государства от общественно опасных посягательств является важной функцией государства. Однако бывают такие ситуации, когда необходимо срочно самостоятельно принимать меры, которые позволят пресечь совершение преступления. Важно в этом случае не превысить пределы при задержании нарушителей и не оказаться привлеченным к ответственности, в том числе и уголовной, за это.

В данной статье мы предлагаем рассмотреть следующие вопросы:

– как применять силу при задержании малолетних хулиганов;

– возраст, с которого нарушители подлежат уголовной и административной ответственности;

– какие действия лица при задержании хулигана не являются преступлением;

– что необходимо учитывать при задержании нарушителей;

– какая ответственность предусмотрена для лица, применившего задержание нарушителя с нарушением установленных мер.

Правовая основа

1. Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) – статьи37 (необходимая оборона) и 38 (задержание лица, совершившего преступление).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) – статья28 (дееспособность малолетних).

3. Постановление Пленума Верховного Суда России от 27 сентября 2012 г. № 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление»(далее – ПП ВС РФ № 19).

Какие действия лица при задержании правонарушителя не являются преступлением?

Российское уголовное законодательство называет ряд обстоятельств, при наличии которых действия лица, подпадающие под признаки какого-либо преступного деяния, таковыми не являются в силу их общественной значимости.

В частности, в части 1 статьи 38 УК РФ закреплено следующее: не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер.

Читайте также:
Транспортный налог для пенсионеров в Алтайском крае в 2022 году

При этом такое задержание, как разъясняется в пункте 19 ПП ВС РФ № 19, может быть совершено не только уполномоченными на то представителями власти (например, сотрудниками полиции, Росгвардии,ФСБ), но и иными лицами (то есть обычными гражданами, не наделенными такими полномочиями в силу закона), в том числе пострадавшими от преступления, или ставшими его непосредственными очевидцами, или лицами, которым стало достоверно известно о совершении такого преступления.

Исходя из анализа статьи 38 УК РФ следует, что при задержании правонарушителя лицо, осуществляющее такое задержание, должно убедиться в следующем:

– совершено деяние, содержащее в себе все признаки какого-либо состава преступления.

Как следует из анализа абзаца 2 пункта 24 ПП ВС РФ № 19 правила задержания лица, совершившего преступление, не распространяются на лиц, совершивших административные правонарушения, а также на лиц, совершивших иные общественно опасные деяния, но в состоянии невменяемости либо на лиц, не достигших возраста уголовной ответственности;

– данное преступное деяние действительно совершено лицом, которое подвергается задержанию (это может выясниться, например, в случае, когда деяние совершается в отношении лица, осуществляющего задержание; лицо застигнуто в момент совершения преступления или на такое лицо указывает потерпевший или очевидцы);

– иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным (то есть лицо по сути уклонялось от задержания).

Возраст нарушителя и что делать, если нарушители – подростки?

Лицами малолетнего возраста в силу положений ст. 28 ГК РФ являются лица, не достигшие 14 лет.

В свою очередь УК РФ предусматривает, что по общему правилу уголовная ответственность за совершение преступлений наступает с 18 лет , в отдельных, предусмотренных УК РФ случаях, такая ответственность может наступать с 16 или 14 лет .

В силу этого возникает вопрос о том, как поступать в случае, если состав преступного деяния – налицо, однако очевидно, что лицо его совершившее, не является субъектом уголовной ответственности?

ПП ВС РФ № 19 в абзаце 2 пункта 24 затрагивает данный вопрос, рассматривая правомерность задержания лица, не достигшего возраста уголовной ответственности, как ошибку лишь в случае, если лицо, осуществляющее задержание добросовестно заблуждалось относительно деликтоспособности лица, не достигшего возраста уголовной ответственности.

Таким образом, осуществлять задержание малолетнего лица при наличии очевидных причин полагать, что такое лицо не достигло возраста несения уголовной ответственности, невозможно .

Задержание подростков – это крайняя мера, допустимая только при явном совершении насильственных преступлений, в целях пресечения причинения вреда здоровью других граждан.

Что же тогда делать? Нужно быстро оценить ситуацию и необходимость вмешательства, по возможности зафиксировать преступление на видео камерой мобильного телефона, обратиться в полицию.

Таким образом, выявив позицию законодателя по вопросу возможности задержания малолетних лиц, продолжить рассмотрение данного вопроса стоит в контексте осуществления задержания применительно к лицам, достигшим возраста привлечения к уголовной ответственности.

Что необходимо учитывать при задержании нарушителей?

Говоря о действиях, которые лицо, осуществляющее задержание, может предпринимать по отношению к задерживаемому лицу, следует отметить следующее:

– вред должен причиняться исключительно лицу, совершившему преступление и уклоняющемуся от правосудия , а не третьим лицам;

– причинение вреда должно быть вынужденным , единственным средством задержания лица, совершившего общественно опасное деяние;

– не должно быть допущено превышения мер , необходимых для задержания лица (например, неоправданным можно считать причинение тяжкого вреда здоровью или причинение смерти лицу, совершившему кражу смартфона, даже если задержать такое лицо не представлялось возможным).

Под данной формулировкой понимается явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного хулиганом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред.

При определении, имело ли место превышение мер необходимых для задержания лица, совершившего преступление, необходимо учитывать опасность совершенного задерживаемым лицом преступления , обстоятельства задержания :

– количество задерживаемых и задерживающих;

– наличие у данных лиц оружия;

– место и время задержания;

– возможность обратиться за помощью;

– возможность применения других, менее опасных способов и средств задержания.

Ответственность в случае превышения мер

Применяемые при задержании меры должны осуществляться в целях доставления хулигана органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений (то есть данные действия не должны совершаться в целях осуществления мести за совершенное преступное посягательство, в противном случае такие действия лица, осуществляющего задержание будут квалифицированы по соответствующей статье УК РФ на общих основаниях).

Уголовная ответственность в случае превышения указанных мер наступает лишь в случаях умышленного причинения вреда .

В случае причинения смерти задерживаемому , лицо, осуществляющее задержание, будет нести ответственность в соответствии с частью 2 статьи 108 УК РФ «Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление».

В случае умышленного причинения тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью ответственность наступает в соответствии с частью 2 статьи 114 УК РФ «Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление».

Таким образом, при задержании при наличии обозначенных ранее условий возможно причинение только легкого вреда здоровью. В любом случае суд будет учитывать все условия, а причинение любого вреда лучше исключить.

Если подростки хамят, то можно ли их отвести в полицию?

Данные действия квалифицируются как мелкое хулиганство, санкция за которое установлена в КоАП России.

В соответствии со статьей 20.1 КоАП России под мелким хулиганством понимается нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

Ответственность за это установлена в виде штрафа или административного ареста.

Однако КоАП России такое право гражданина как доставление хулигана в органы власти не предоставляет.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 2.3 КоАП России возрастом, с которого лицо подлежит привлечению к административной ответственности, является достижение к моменту совершения административного правонарушения лицом 16 лет .

Читайте также:
Дарение доли комнаты в 2022 году - бесплатная консультация юриста

В этом случае можно данное правонарушение заснять на камеру и написать заявление в полицию.

Информация, предоставленная в данном материале, не является юридической консультацией и может оказаться не применимой в конкретной ситуации. Для получения квалифицированной платной или бесплатной юридической помощи Вам следует обратиться к юристу (адвокату), специализирующемуся в соответствующих вопросах, с предоставлением необходимых документов по делу.

Статья подготовлена на основе анализа нормативных правовых актов по состоянию на 28 августа 2021 года, поэтому при использовании указанной информации необходимо учитывать те изменения, которые будут внесены в законодательство после этого.

Что делать если арестовали за административное правонарушение

В правовой системе РФ административной ответственности отведено направление, регламентируемое КоАП. Конечно у проступков, подпадающих под «административку», существенно меньшие последствия, чем по уголовным правонарушениям. Однако относится самонадеянно к совершению противозаконных действий, наказуемых согласно Кодекса административных правонарушений не следует – можно оказаться под арестом и провести более двух недель в спецприемнике МВД.

Я, квалифицированный и профессиональный юрист, подробно разъясню вам суть ареста по «административке».

Правонарушения, наказываемые административным арестом

Среди наказаний по административным правонарушениям арест является наиболее строгой формой, ограничивающей свободу личности. По условиям 22 статьи Конституции РФ, арест россиянина происходит исключительно по соответствующему судебному решению.

Установление и применение ареста по «административке» происходит исключительно в качестве основного наказания (ст.3.3 ч.1 КоАП). Большинство статей административного кодекса (приведены ниже), предусматривающих арест в качестве наказательной формы, содержат альтернативные (более мягкие) виды наказаний.

Исключения: самовольное убытие из места отбывания ареста, либо уклонение от его отбывания, наказуемые 15 суточным административным арестом сразу же (ст.20.25 ч.2); управление автомашиной без прав вождения и в опьяненном состоянии незамедлительно наказывается 15 сутками ареста (ст.12.8 ч.3).

Согласно КоАП, установление ареста производится судьей за отдельные административные правонарушения из категории общественно-опасных:

  • игнорирование родителями (законными представителями) обязанностей к несовершеннолетним – до 5 суток (ст.5.35 ч.3);
  • незаконный оборот наркотиков (в т.ч. психотропных веществ) – до 15 суток (ст.6.8.);
  • потребление наркотиков (в т.ч. психотропных, психоактивных веществ) – до 15 суток (ст.6.9);
  • доход от проституции (т.е. сутенерство) – до 15 суток (ст.6.12);
  • пропаганда наркотиков (в т.ч. психотропных, психоактивных веществ) – до 15 суток (ст.6.13 ч.2);
  • мелкое хищение (имущество не дороже 1000 – 2500 руб.) – до 15 суток (ст.7.27);
  • взращивание (культивирование) наркотических (также психотропных) растений – до 15 суток (ст.10.5.1);
  • действия, создающие угрозу безопасности движения ж/д транспорту и метрополитену – до 15 суток (ст.11.1 ч.1);
  • нарушение норм поведения (неисполнение распоряжений КВС) на авиатранспорте – до 15 суток (ст.11.17. ч.6);
  • управление автотранспортом после лишения соответствующих прав – до 15 суток (ст.12.7 ч.2);
  • управление автотранспортом в нетрезвом состоянии и/или без соответствующих прав – до 15 суток (ст.12.8 ч.3);
  • не прохождение медосвидетельствования на опьянение водителем автотранспорта, не имеющим (лишенным) прав управления а/м – до 15 суток (ст.12.26 ч.2);
  • оставление места ДТП участвовавшем в нем водителем – до 15 суток (ст.12.27 ч.2);
  • игнорирование распоряжений судьи (также судебного пристава) в части исполнения судебных правил – до 15 суток (ст.17.3 ч.1);
  • неисполнение законного требования военнослужащего, обеспечивающего охрану госграницы РФ – до 15 суток (ст.18.7);
  • неисполнение законного распоряжений сотрудника силового ведомства (полиции, ФСБ, госохраны и т.п.) – до 15 суток (ст.19.3);
  • игнорирование обязанностей, определенных административным надзором по суду – до 15 суток (ст.19.24 ч.1);
  • демонстрация неуважения к обществу (в т.ч. в сети интернет), нарушение общественного порядка (мелкое хулиганство) – до 15 суток (ст.20.1);
  • создание помех деятельности объектов инфраструктуры (социальной, транспортной, жизнеобеспечения), препятствий движению пешеходов и/или автотранспорта к названным инфраструктурным объектам при проведении публичного мероприятия (митинга, собрания и т.п.) – до 15 суток (ст.20.2 ч.3);
  • организация массового единовременного пребывания (также передвижения) в общественных местах граждан (не публичного мероприятия), публичные призывы участия в массовом единовременном пребывании (также передвижении) в общественных местах граждан с нарушением общественного порядка, санитарных норм, препятствовании функционирования инфраструктурных объектов и/или доступа к ним – до 30 суток (ст.20.2.2 ч.4);
  • пропаганда, демонстрирование публично нацистской символики и/или атрибутики (также сходной с ними атрибутикой), либо иной запрещенной законом атрибутики и/или символики – до 15 суток (ст.20.3 ч.1);
  • публичное возбуждение ненависти (также вражды) по признакам языка, пола, национальности, расы, отношения к религии, происхождения, социальной принадлежности, в т.ч. в сети интернет – до 15 суток (ст.20.3.1);
  • игнорирование требований режима ЧС – до 30 суток (ст.20.5);
  • незаконное приобретение, хранение, передача, продажа, ношение или перевозка огнестрельного гладкоствольного оружия (гражданского) и ограниченного поражения – до 15 суток (ст.20.8 ч.6);
  • блокирование транспортных коммуникаций (участие, организация) – до 15 суток (ст.20.18);
  • нахождение в общественных местах (в общественном транспорте, на улицах, скверах и т.п.) в состоянии опьянения – 15 суток (20.21);
  • игнорирование обязанности соблюдения условий административного наказания – до 15 суток (ст.20.25);
  • препятствование ходу контртеррористической операции – до 30 суток (ст.20.27 ч.3);
  • производство, распространение материалов экстремистского характера, отмеченных в соответствующем федеральном перечне – до 15 суток (ст.20.29);
  • игнорирование норм поведения зрителей в процессе официальных спортивных соревнований – до 15 суток (ст.20.31).

Судебное санкционирование административного ареста по какой-либо из перечисленных выше статей КоАП происходит, если иные наказательные меры, соответствующие обстоятельствам дела и характеру административного проступка, будут признаны недостаточными. Чаще всего арестный формат наказания применяется при неисполнении ранее наложенной штрафной санкции (ст.20.25 КоАП).

Как отмечается законодательством, целью применение ареста при административном проступке является удержание как правонарушителя, так и других лиц от совершения очередных правонарушений административного характера (ст.3.1 ч.1 КоАП).

Административный арест за нарушение ПДД

К кому не применим административный арест

Законодательством не допускается санкционирование ареста по правонарушениям административного характера, прежде всего, к следующим лицам (ст.3.9 ч.2 КоАП):

  1. беременным женщинам;
  2. женщинам с детьми младше 14 лет;
  3. правонарушителям моложе 18 лет;
  4. инвалидам (группы I и II);
  5. военнослужащим;
  6. военнообязанным, призванным на военные сборы;
  7. сотрудникам силовых ведомств (следком, УИС, ОВД, нацгвардии, ОПИ, таможенных органов, противопожарной госслужбы), имеющим спецзвания.
Читайте также:
Водоотведение в квитанции, что это такое в 2022 году - тариф и как считается

Согласно определения КС РФ за №195-О от 13.06.2006 г. суды вправе учитывать самостоятельное воспитание отцом детей младше 14-ти лет, как обстоятельство, исключающее допустимость наказания административным арестом.

Кроме того, аресту по «административке» не подлежат водители, чьи нарушения норм дорожного движения установлены техсредствами и подлежат наказанию соответственно гл.12 КоАП. Как отмечено в примечании 3 статьи 20.25 КоАП, неуплата водителями штрафа по административным правонарушениям, автоматически зафиксированным техсредствами с функцией фото- и видеозаписи, не является достаточной причиной ареста.

Порядок назначения ареста по «административке»

Зачастую административному аресту лица предшествует его административное задержание, производимое в качестве обеспечительной меры производства дел по проступкам административного характера, а также направленное на исполнение судебного постановления в отношении административного правонарушения (ст27.3 ч.1 КоАП).

Максимальная продолжительность административного задержания правонарушителя, по которому осуществляется производство дела по «административке» – 48 часов (ст.27.5 ч.2 КоАП). Срок задержания учитывается в сроке назначаемого ареста (ст.3.9. ч.3 и ст.32.8 ч.3 КоАП).

Замечу, что отсчет периода административного задержания отсчитывается от времени доставления субъекта в служебное помещение силовиков. Если же доставлен пьяный гражданин – исчисление срока задержания для него происходит со времени отрезвления (ст.27.5 ч.4).

Протокол по правонарушению, наказуемому административным арестом, направляется для судебного рассмотрения незамедлительно, сразу после составления (ст.28.8 ч.2 КоАП). Рассмотрение судьей такого административного дела выполняется в день поступления протокола и материалов по правонарушению, а по административно задержанному согласно постановления прокурора – в 48 часовой срок от времени задержания (ст.29.6 ч.4 КоАП).

Организации, получившие судебное определение об истребовании данных по административному делу, наказанием по которому является арест, обязаны сообщить их незамедлительно, т.е. при возникновении технической возможности исполнить запрос (ст.26.10 КоАП). Следует отметить наличие ответственности за несвоевременность предоставления, либо не предоставление госоргану законно истребованных сведений (ст.19.7 КоАП).

По вынесении судьей постановления об аресте правонарушителя по «административке», его исполнение осуществляется сотрудниками ОВД немедленно (ст.32.8 ч.1 КоАП). Арестованное лицо препровождается в спецприемник МВД, где находится весь срок назначенного ареста (ст.32.8 ч.2 КоАП).

Условия содержания административно арестованного

Порядок отбывания срока административного ареста нормирован законом за №67-ФЗ от 26.04.2013. На основании закона за №67-ФЗ (ст.3 ч.3) подготовлены «Правила внутреннего распорядка» для спецприемников (далее Правила), где содержатся арестованные за административные правонарушения (приказ МВД за №83 от 10.02.2014).

У лица, состоящего под арестом по статье КоАП, имеются следующие законные права (ст.7 закон 67-ФЗ):

  • информирование об обязанностях и правах, об условиях и порядке отбывания наказания в спецприемнике, также об их изменениях;
  • на безопасность (личную);
  • на вежливое обращение персонала спецприемника;
  • на подачу предложений, жалоб и заявлений в отношении своих законных интересов, нарушенных прав и обоснованности арестной «административки» (в рамках законодательства РФ);
  • на свидания с родственниками-знакомыми (см. ниже);
  • на юридическую помощь (см. ниже);
  • на сохранение при себе записей с документами, относящимися к реализации прав и законных интересов лица, отбывающего арест;
  • на охрану здоровья, включая первую помощь, медпомощь и пользование назначенными по медпоказаниям лекарственными средствами;
  • на материально-бытовое обеспечение;
  • на использование своими постельными принадлежностями, также иными предметами и вещами, допускаемыми внутренним распорядком (см. ниже);
  • на распоряжение своими денежными средствами в целях оплаты телефонных переговоров, отправки почты, покупки пищевых продуктов, гигиенических средств, предметов первой необходимости, печатных изданий и иных товаров, разрешенных распорядком спецприемника (см. ниже);
  • на осуществление самообразования;
  • на пользование печатными изданиями и книгами, также на пользование литературой из библиотеки спецприемника;
  • на отправление религиозных обрядов без нарушения распорядка пенитенциарного учреждения и ущерба правам других лиц, содержащихся под административным арестом;
  • на отправление почты (письма, телеграммы), получение ответов по обращениям, также передач, посылок, писем и телеграмм в рамках внутреннего распорядка спецприемника;
  • на обеспечение постельными, посудными принадлежностями и средствами личной гигиены по распорядку специального приемника МВД;
  • на телефонные разговоры продолжительностью до 15 минут ежесуточно (оплачиваются арестованным лицом);
  • на тайну переписки;
  • на обеспечение спальным местом (индивидуальным), на ночной сон (восьмичасовой);
  • на трехразовое питание (ежедневно, бесплатно);
  • на дневную прогулку (ежедневно, длительность – не менее часа);
  • на обеспечение письменными принадлежностями (бесплатно).

По условиям 10 статьи закона за №67-ФЗ, для административно арестованного предоставляется одно свидание с родственниками-близкими за весь период ареста, длительностью один час. В VI разделе Правил отмечено, что видеться с арестованным могут единовременно до двух человек, в специальном помещении и исключительно при наблюдении сотрудников спецприемника.

Количество свиданий с юридическим представителем (адвокатом) для лиц, отбывающих административный арест, не ограничено (ст.11 закона за №67-ФЗ). Длительность встречи (свидания) с адвокатом – до 2 часов. Наблюдение администрацией при этом ведется лишь визуально, без техсредств прослушивания.

В перечне разрешенных для арестованного по «административке» промтоваров, пищевых продуктов и предметов первой необходимости, являющемся приложением №11 к вышеназванным Правилам, содержатся:

  • продукты питания нескоропортящиеся, не нуждающиеся в тепловой обработке, не просроченные (распознаваемые дата изготовления, срок годности). Все пищевые продукты должны быть промышленного производства, в оригинальной нераспечатанной упаковке компании-изготовителя;
  • сигареты, спички (курящим);
  • одежда (один комплект), без подтяжек, поясного ремня и галстука. Головной убор, сезонная обувь (металлические набойки запрещены);
  • спортивный костюм (мужчинам, один комплект), домашний халат (женщинам, один комплект);
  • нательное белье (только два комплекта);
  • носки, колготки, чулки;
  • перчатки, либо варежки (одна пара);
  • платки носовые;
  • тапочки комнатные, либо спортивные (одна пара);
  • туалетные принадлежности. Мыло (жидкое, туалетное, хозяйственное), шампуни, щетка зубная, паста или порошок зубные, футляры (пластик) для зубной щетки и мыла, кремы, пластиковые расческа и гребень;
  • сумка, либо вещевой мешок;
  • очки, пластиковые футляры для них;
  • карманное зеркало (если зеркала в помещении нет);
  • безопасные бритвы одноразовые, либо механические;
  • губка, либо мочалка;
  • ручка шариковая с запасными стержнями, карандаш простой;
  • письменная бумага, тетради ученические, открытки, почтовые конверты и марки;
  • бумага туалетная;
  • религиозно-культовые предметы (традиционные конфессии), предназначенные для пользования индивидуально (ношение нательное, карманное). При этом колюще-режущие культовые предметы, из драгметаллов и драгоценных камней, а также являющиеся культурно-исторической ценностью – полностью запрещены;
  • часы (карманные, наручные), не состоящие из драгметаллов;
  • постельное белье (комплект – наволочка, две простыни), полотенце;
  • литература (включая учебную, религиозную), периодические издания;
  • фотографии;
  • игры настольные.
Читайте также:
Образец договора розничной купли-продажи по ГК РФ: как составить

Кроме того, состоящим под административным арестом женщинам дозволяется, по Правилам, иметь при себе или получать почтовыми отправлениями косынки, бюстгальтеры, пояса, вату, марлю, заколки, тампоны гигиенические, принадлежности косметического назначения, пластиковые бигуди. А арестованным лицам, имеющим соответствующее заключение медработника, разрешаются деревянные трости и костыли.

Сроки давности при административных правонарушениях

Как смягчить административное наказание

Ввиду исключительности случаев применения арестных наказаний (ст.3.9. ч.2 КоАП), решение о назначении этой формы наказания принимается судьей после пристального изучения дела о правонарушении.

Также учитываются социальные особенности правонарушителя: наличие постоянной работы, стабильного (регулярного) дохода, неоплаченных штрафов, предыдущие случаи привлечения по «административке». И если обстоятельства дела укажут, что целесообразность применения штрафа минимальна или отсутствует (взимание суммы штрафа затруднительно, либо невозможно) – будет применен арест.

Необходимо отметить, что законодательными нормами не предусмотрена возможность замены арестного наказания на штрафную санкцию, за исключением части 3 статьи 12.8 КоАП. Но там замена ареста штрафом при административном проступке допускается, лишь если нет самой возможности арестовать правонарушителя – тот относится категории лиц, неподлежащих аресту.

Как оспорить постановление о привлечении к административной ответственности

При поддержке адвоката возможно обжаловать постановление об аресте за административные проступки, добившись его замены штрафом. Обстоятельствами, смягчающими по условиям статьи 4.2 КоАП административную ответственность лица, являются:

  • раскаяние правонарушителя;
  • прекращение противоправного поведения добровольно;
  • добровольное сообщение правонарушителем о совершенном административном проступке в орган, занимающийся делами по «административкам»;
  • содействие органу, осуществляющему производство дела по административному проступку данного лица;
  • предотвращение административным нарушителем последствий совершенного им проступка;
  • добровольное возмещение, либо устранение вреда, причиненного правонарушением данного лица;
  • добровольное исполнение постановления (предписания) на устранение административного правонарушения его виновником – до того, как постановление (предписание) будет вынесено.

Наконец, обстоятельствами смягчающего значения признаются совершение административного проступка при состоянии аффекта (также сложного стечение личных, семейных обстоятельств), осуществление правонарушения несовершеннолетним, либо беременной женщиной или воспитывающей малолетнего ребенка.

Последствия отбытия административного ареста

Арестное наказание по нормам КоАП не означает приобретения судимости, а непосещение рабочего места по причине нахождения под арестом – не выступает прямым поводом увольнения. Даже если арест займет 30 суток, то работодатель месячную з/плату не выплатит, но не уволит.

Однако нужно отметить, что определенные обстоятельства административного проступка могут стать законными причинами уволить провинившегося гражданина в соответствии Трудовому кодексу. К примеру, если работник совершил подпадающую под арест «административку» в состоянии опьянения, будучи на рабочем месте (например, за рулем автомашины работодателя или на территории объекта работы) – его будут вправе законно уволить по статье 81 (ч.6 п.«б») Трудового кодекса.

С даты вступления постановления о наказании по административному проступку в силу следующие 12 месяцев лицо будет признаваться подвергнутым наказанию (ст.4.6. КоАП). И если в данном годичном периоде лицом будет осуществлено административное правонарушение, однородное прежде совершенному (отягощающее обстоятельство) – то наказание будет наиболее строгим (ст.4.3. ч.1 п.2 КоАП).

Как правильно вести себя при задержании?

От того, насколько грамотно человек действует в момент задержания, может зависеть его дальнейшая судьба.

Как понять, что вас задерживают

Вообще, об этом должны сообщить сотрудники, которые вас задерживают. Не всегда это будут именно сотрудники полиции.

Задерживать могут представители ФСБ, Росгвардии, а иногда судебные приставы. Они должны представиться, назвать свою должность, звание и фамилию. Если человек потребует — предъявить служебное удостоверение. После этого они должны сообщить причину и цель задержания — сказать, в чем конкретно подозревают человека и на каком основании задерживают. А еще должны разъяснить его права и обязанности.

На деле не всегда происходит так. Человека могут сначала просто посадить в автозак, вежливо предложить пройти в отделение, а могут просто удерживать на месте. Если вы оказались в такой ситуации, прямо спросите у сотрудников, задерживают ли они вас. Если ответ отрицательный, вы имеете полное право прекратить разговор и просто уйти. Если вас все-таки задерживают, вежливо попросите сотрудников провести эту процедуру по закону — представиться и объяснить причину задержания.

На какой срок могут задержать

При задержании человека лишают свободы, но ненадолго — максимум на пять суток. Точный срок зависит от вида задержания.

Уголовно-процессуальное, когда человека подозревают в совершении преступления. В этом случае задержать его могут не более чем на 48 часов. В исключительных случаях, например если суд считает задержание обоснованным, но доказательств для заключения подозреваемого под стражу недостаточно, он может продлить срок еще на 72 часа. Тогда максимальный срок задержания — 120 часов, или пять суток. А еще срок иногда продлевают, если следователь или дознаватель оформили документы с ошибками.

После этого человека должны либо отпустить, если подозрения не подтвердились, либо избрать меру пресечения. Например, заключить под стражу, поместить под домашний арест, отпустить под подписку о невыезде и т. д. Но это может сделать только суд.

Административное, когда человека подозревают в совершении правонарушения. Если наказание за правонарушение не предусматривает арест, задержанного должны отпустить в течение трех часов после того, как доставят в отдел полиции. Иногда в таких случаях протокол можно составить на месте и вообще не ехать в отдел.

По арестным статьям задержать могут уже на 48 часов. Это нужно, чтобы у полиции была возможность доставить задержанного в суд для ареста: не всегда это можно сделать в тот же день. Если человека отпустят, он может просто не прийти на заседание и избежать ареста. Проще всего объяснить это на примере.

Скажем, человека задержали за участие в несогласованном митинге. Обычно в таких случаях применяется та часть статьи КоАП, которая не подразумевает ареста. Тогда задержанного должны отпустить через три часа после того, как доставят в отдел. Но если у полиции есть доказательства, например видеозапись, что этот человек своими действиями помешал движению транспорта, протокол могут составить уже по арестной части той же статьи. В этом случае, скорее всего, человека оставят в отделе полиции на ночь, а на следующий день повезут в суд.

Читайте также:
Как оплатить штраф ГИБДД через Сбербанк онлайн со скидкой 50

Так как срок задержания всегда отсчитывается от времени доставления в отдел, важно зафиксировать его, чтобы вас не держали дольше положенного срока. Для этого сразу попросите внести вашу фамилию в книгу учета задержанных — там и будет зафиксировано время. Кроме того, на вас должны составить протокол о задержании, где также должно быть время, когда вас доставили в отдел. Если оно указано неправильно, попросите исправить. Если откажут, сами укажите правильное время в протоколе.

Чего нельзя делать при задержании

Первая реакция любого человека — протест. Но протестовать можно только законными методами.

Нельзя сопротивляться законным требованиям полиции или пытаться бежать. За это может грозить еще одна административная статья, которая предусматривает арест до 15 суток. Даже если кажется, что задерживают незаконно, суд может с этим не согласиться.

Нельзя драться, толкаться и бить того, кто задерживает. Если ответить на задержание дракой, могут привлечь к уголовной ответственности и посадить на срок до пяти лет. Это касается и самозащиты: если толкнуть сотрудника полиции в ответ на удар, суд может посчитать это уголовным преступлением. Даже если позже само задержание признают незаконным, нести ответственность за насилие в отношении представителя власти все равно придется.

Нельзя оскорблять того, кто задерживает. За это тоже могут привлечь к уголовной ответственности и наложить штраф до 40 000 Р или назначить обязательные работы на срок до 360 часов либо исправительные работы на срок до одного года.

Нельзя предлагать взятку. Такое тоже карается законом. Наказание зависит от размера взятки, но даже за самую мелкую сумму может грозить полумиллионный штраф или лишение свободы на срок до двух лет.

Нельзя пугать того, кто задерживает, связями и возможными последствиями. Ответственности за это нет, но и эффекта от таких угроз, как правило, тоже. Каждый второй задержанный пьяный водитель ссылается на « дядю-прокурора » и «брата-депутата», а заодно «увольняет» тех, кто его задерживает и их руководство. Сотрудники правоохранительных органов уже давно к этому привыкли и на подобные угрозы не реагируют.

Нельзя подписывать документы, не читая их. Это может привести к очень серьезным последствиям, вплоть до уголовной ответственности. Часто то, о чем человек разговаривает со следователем и дознавателем, и то, что отражается в протоколе, не одно и то же .

Например, пострадавший пишет заявление, что его избили. Сотрудники полиции сочувствуют ему, кивают. Он подписывает протокол, не прочитав его. А потом выясняется, что в протоколе трактовка событий другая и потерпевший указан инициатором драки. Да еще и подтвердил это своей подписью. И тот, кто фактически инициировал драку, подает на него встречное заявление.

Нельзя отказываться подписывать вообще все документы. Многие считают, что если отказался подписывать протокол, то он не имеет юридической силы. Но это не так. Моя рекомендация — прочесть весь протокол, подписать его, но если не согласны с его содержанием, то сделать в протоколе подробную запись, с чем именно не согласны и почему.

Каждый вправе не подтверждать информацию о действиях, которых не совершал, и давать свою трактовку событий. Отказать в этом сотрудники не смогут. Вам предоставят сам протокол, ручку, и вы можете делать в нем те записи, которые сочтете нужными. Это законно.

Нельзя трогать чужие вещи и предметы независимо от того, как и при каких обстоятельствах это происходит. Бывает, что сотрудник полиции предлагает задержанному внимательно осмотреть кошелек или телефон и убедиться, что он ему не принадлежит. Потом этот кошелек с отпечатками пальцев может превратиться в вещественное доказательство в уголовном деле.

Или задержанный остается в кабинете следователя или дознавателя один и начинает трогать вещи на столе. Там вполне могут лежать вещественные доказательства по другим уголовным делам. Если на них будут отпечатки пальцев и следы ДНК другого человека, это добавит проблем не только задержанному, но и нерадивому следователю.

Что можно делать при задержании

Лгать и изворачиваться. Как бы странно это ни звучало, закон предоставляет такую возможность. Ответственность за дачу заведомо ложных показаний на подозреваемых и обвиняемых не распространяется. Они могут использовать любые методы своей защиты, и наказать их за это нельзя. Доказать виновность в этом случае — задача обвинения.

Снимать сотрудников на видео. Видеосъемка при задержании не запрещена — делать это может как сам задерживаемый, так и его близкие, знакомые, друзья или случайные прохожие. Получать разрешение на видеосъемку сотрудников полиции, когда они исполняют должностные обязанности, не надо.

Жаловаться на неправомерные действия сотрудников. Это стоит делать, если человек считает, что действия или бездействие тех, кто его задержал, противоречат закону, нарушают его права или причиняют вред.

Можно подать сразу несколько жалоб:

  1. Начальнику отдела полиции, в который доставили задержанного. Это можно сделать в тот же день прямо в отделении. Нужно написать обращение, отдать его в дежурную часть и попросить талон о регистрации документа.
  2. В Главное управление собственной безопасности МВД. Прямо в отделе можно позвонить по телефону +7 495 667-07-30 или 102. После задержания можно отправить письменную жалобу по адресу: 107078, г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 1 / 2 . Письмо лучше отправлять заказное и с уведомлением о вручении.
  3. В Генеральную прокуратуру. Легче всего направить жалобу в прокуратуру после задержания через электронную форму на официальном сайте. Справочную информацию по обращениям можно получить по телефону +7 495 987-56-56 .
  4. В суд. После задержания можно подать административный иск. Если имена и должности тех, кто задержал человека, неизвестны, нужно указать в качестве ответчика ведомство, в котором они служат. Например, отдел полиции. Иск в любом случае подается в суд по месту нахождения учреждения.

В жалобе важно упомянуть обо всем, что нарушили сотрудники. Если они не представились при задержании, необоснованно применили силу, держали в отделе слишком долго, вели себя грубо, оставили без еды и постели на целые сутки, не дали написать жалобу в отделе, все это нужно описать.

Читайте также:
Безналичные расчеты: что это такое, описание и особенности

Если в доступе к телефону и интернету задержанного могут ограничить, право подавать письменные жалобы не ограничит никто. У нас нет интернета и телефона в камерах, но ручку и бумагу выдают по первому требованию. А если не дадут, можно написать жалобу при встрече с адвокатом. В ней нужно отметить, что право на обжалование действий должностных лиц эти самые должностные лица ограничивали — не предоставляли письменные принадлежности и не разрешали звонить по телефонам доверия.

Требовать переводчика. Его предоставляют, если задержанный плохо владеет русским языком.

Требовать медицинской помощи. Если при задержании применяли физическую силу и человек считает, что этим причинили вред его здоровью, можно потребовать вызвать в помещение органов внутренних дел врача скорой помощи. Врач обязан осмотреть задержанного и зафиксировать побои, если они есть.

Если после задержания человека отпустили, он также вправе обратиться в травмпункт, чтобы его осмотрели и зафиксировали полученные телесные повреждения. В пояснениях врачу нужно указать, что травму нанесли сотрудники правоохранительных органов при задержании. Это поможет привлечь виновных к уголовной ответственности.

Что обязательно нужно сделать при задержании

Узнать, в чем обвиняют. Сотрудники должны рассказать задержанному об этом в самом начале, но так происходит не всегда. Важно как можно быстрее выяснить, по какой части и статье обвиняют человека: от этого будут зависеть дальнейшие действия.

Если это уголовное дело, нужно срочно искать адвоката. Если статья административная, нужно выяснить, что грозит задержанному. Например, есть статьи со штрафом 1000 Р в качестве максимального наказания — вряд ли в таком случае стоить переживать и нанимать защитника. Но если дело может кончиться месяцем ареста или штрафом 300 000 Р , стоит быть осторожнее.

Рассказать о задержании близким. Закон разрешает подозреваемому по уголовному делу один телефонный разговор и не позднее чем через три часа с момента задержания. Если человека задержали в рамках административного дела, телефон обычно не забирают и звонить не запрещают.

Обязательно расскажите кому-то из близких о ситуации, чтобы он мог найти вам защитника, если ситуация серьезная. В разговоре важно сказать, где вы находитесь и в чем именно вас обвиняют. Уточните у сотрудников часть и статью обвинения, чтобы не ошибиться. Если кажется, что против вас фабрикуют дело, имеет смысл связаться с правозащитной организацией, которая специализируется на таких делах.

телефон горячей линии « ОВД-инфо »

Если близких или родственников нет, позвоните другу, знакомому или коллеге по работе.

Позвонить дают не всем. Если человек сбежал из-под стражи или из психиатрического лечебного учреждения, находился в розыске и его задержали, а также если он уклоняется от наказания, это право ему не предоставят.

Требовать допуска защитника. Если у вас есть собственный защитник, его обязаны допустить к вам. Если задержали по уголовному делу, у задержанного также есть право на бесплатного адвоката по назначению. Но с ними стоит быть осторожнее: они могут сотрудничать с органами, склонять к признанию вины или просто ничего не делать. Соглашаться на бесплатного адвоката стоит только в крайнем случае.

Если вам назначат бесплатного адвоката, проверьте его удостоверение и запишите данные. Попросите защитника связаться с вашими близкими, чтобы таким образом поддерживать связь с ними. По возможности сообщите родственникам данные адвоката, чтобы они могли навести справки о его репутации. Даже платные адвокаты бывают разными: кто-то добросовестно работает по делам, а кто-то получает деньги и перестает отвечать на звонки.

Отказываться давать объяснения и показания без защитника. Статья 51 Конституции РФ позволяет не свидетельствовать против себя независимо от того, есть в деле защитник или нет. Но полностью отказываться давать показания — не самая лучшая стратегия. В этом случае работа органов упрощается: можно записать версию стороны обвинения, а сам задержанный ничего не говорит и не спорит.

Лучше приводить свои доводы защиты. Но без профессионального юриста делать это рискованно. Должностные лица могут задавать вопросы так, чтобы ответы свидетельствовали о виновности. Например, водитель вез пассажира, а полиция задержала их — и нашла у пассажира наркотики. Если водитель знал, что перевозил пассажир, он соучастник, а если нет — свидетель. Чтобы это выяснить, в полиции спрашивают водителя: « Предполагали ли вы, что у знакомого могут быть при себе наркотики?» Если отвечать в стиле «Да, может быть. Это же мой сосед. Я давно знал, что он наркопотребитель», это может стоить свободы. Грамотный защитник поможет избежать подобных ответов.

Внимательно читать все составленные документы. Как правило, это постановления и протоколы. Например, протокол задержания, протокол опознания, протокол обыска. Я рекомендую читать их очень внимательно и делать в них подробные записи со своими возражениями.

Никогда не подписывайте пустые листы бумаги. Если в документе осталось пустое место, в которое кто-нибудь может что-то вписать вместо вас, перечеркните его буквой Z.

Что в итоге

Если не уверены, что вас задерживают, спросите об этом прямо. Если ответ отрицательный, можете идти домой.

Не деритесь с полицией, не оскорбляйте сотрудников, не хватайте их за одежду. Не делайте ничего, что суд сможет трактовать как насилие.

После того как вас доставят в отдел, попросите сотрудников зафиксировать время доставления.

Постарайтесь выяснить, в чем именно вас обвиняют. Попросите назвать часть и статью — от этого зависят дальнейшие действия.

У вас есть право на телефонный разговор. Воспользуйтесь им, чтобы рассказать о задержании близким и при необходимости попросить их найти защитника.

Если дело серьезное, давайте показания только в присутствии адвоката.

Знакомьтесь со всеми документами и ничего не подписывайте, пока внимательно не прочитаете.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: