Забрали землю во дворе под строительство школы, что делать?

Как получить право на чужой заброшенный участок или бесхозяйный объект недвижимости

На моём участке есть 3 метра безхозной земли. Как мне её оформить в собственность. С чего начать?

Добрый день, Олеся. Необходимо узнать все-таки кому она принадлежит. Может быть это госсобственность? Тогда с запросом в администрацию о предоставлении данного участка. Читайте в статье: “Как законно увеличить свой земельный участок?”

Если же этот участок в собственности у гражданина, то по схеме описанной ниже.

Заброшенные земельные участки, ветхие бесхозяйные дома на сегодняшний день являются частым явлением, особенно в садоводческих, дачных товариществах или деревнях. Однако, возникают случаи, когда у собственников соседних земельных участков существует потребность в использовании таких участков и строений и как следствие, оформления их в свою собственность.

Как оформить все в соответствии с законом? Где найти информацию о бесхозяйных участках, как убедиться, что у них нет собственников и правообладателей?

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ (Далее – ГК РФ), бесхозяйной считается вещь, у которой нет собственника, он неизвестен или от которой собственник отказался. Например, если правообладатель переехал и оставил свою недвижимость без присмотра, “на произвол судьбы” на длительный срок.

Необходимо отметить, что недвижимость может оказаться без владельца в том случае, если, например, собственник умер, а наследников не было или они не вступили в права наследования в нужный срок или отказались от имущества.

Единого перечня бесхозяйных жилых домов и земельных участков не существует. Но если Вы знаете расположение заброшенного земельного участка, то сведения о нем можно узнать при заказе выписки из Единого государственного реестра недвижимости (Далее – ЕГРН), которая поможет узнать о характеристиках объекта, его собственнике и возможных обременениях.

Также сведения можно получить из публичной кадастровой карты Росреестра, посредством которой можно определить, формировался ли раньше бесхозяйный участок. Как это сделать? Находите свой земельный участок, при помощи адреса или кадастрового номера, и соответственно, по местоположению определяете и необходимый участок.

Первое, что необходимо сделать, выяснить, кто является собственником интересующей земли, действительно ли у приглянувшегося земельного участка или дома нет владельца. Если в выписке ЕГРН нет сведений, то можно обратиться в орган местного самоуправления, если участок находится в населенном пункте или к председателю садового товарищества, на чьей территории находятся такие объекты.Нужно также знать, что принадлежащие муниципалитету или государству участки, могут быть переданы в собственность гражданам за арендную плату.

Помимо этого, напомним, что с 29.06.2021 года в силу вступил в силу Федеральный Закон № 518-ФЗ от 30.12.2020, согласно статье 69 которого органы государственной власти и органы местного самоуправления могут устанавливать правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости (права на которые предоставлены до 31.01.1998 года), путем направления запросов в различные органы, архивы.

Если у недвижимости есть владелец, то получить её можно будет только на договорной основе с правообладателем.

Если же владельца найти не удалось, то скорее всего это бесхозяйное имущество. Сразу скажем, что процедура оформления таких объектов длительная.

Прежде всего вам необходимо подать заявление в органы местного самоуправления о желании получить права на конкретный земельный участок, к которому желательно приложить документы, подтверждающие то, что объект бесхозяйный. Сведения о таком объекте должны содержаться в ЕГРН. Органы местного самоуправления осуществят постановку земельного участка на государственный кадастровый учет. Механизм постановки на учет бесхозяйного участка земли и форма заявления о постановки на учет устанавливается Приказом Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 № 931 “Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей”.

После этого необходимо будет выждать 12 месяцев, для того, чтобы вероятные владельцы могли заявить о своих правах на него. По истечении этого времени муниципальный орган может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности, и далее в орган регистрации прав с заявлением о государственной регистрации права. В качестве документа-основания будет являться вступившее в законную силу судебное решение. Только после этого объект может быть предметом торгов.

Читайте также:
Положен ли двойной вычет разведенному родителю, если другой родитель лишен родительских прав

Существует ряд случаев, когда купить землю с домом, в том числе бесхозяйный, можно и без проведения торгов. Установлены они приказом Росреестра от 02.09.2020 № П/0321 “Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов”. Это возможно в том случае, если участок предназначен для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, изначально был предоставлен гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для соответствующей деятельности.

Победителем торгов признается тот, кто предложит наибольшую цену. Если в торгах принимает участие только одно заинтересованное лицо, то соглашение заключается с единственным участником. Либо такой участок может быть передан муниципалитетом заинтересованному лицу на праве аренды.

Если местные власти или СНТ готовы продать заброшенное имущество без торгов, тогда стоит лишь дождаться регистрации права собственности и выписку из ЕГРН.

Важно! Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Предупредим, что возникают случаи, когда вы оформили такой объект в собственность и зарегистрировали на нее право, но неожиданно объявился предыдущий владелец. Здесь без суда обойтись не получится. Важно помнить, что если человек, не являющийся собственником имущества, добросовестно, открыто и непрерывно владеет им как своим собственным в течение 15 лет, то он приобретает право собственности на такое имущество.

Это значит, что гражданин может ухаживать за земельным участком или занять бесхозный дом и открыто в нем проживать. Если в течение 15 лет не объявляются законные правообладатели на такие объекты недвижимости, то для нового владельца появляется возможность стать формальным (юридическим) собственником.

Однако, должно быть соблюдено 3 принципиальных обстоятельства:

  1. добросовестное владение (уход за землей, оплата коммунальных услуг и т.д.);
  2. открытое владение (не скрывать факта нахождения заброшенного имущества в вашем использовании);
  3. непрерывность владения (это значит, что лицо владело и пользовалось недвижимостью на протяжении всего периода приобретательной давности, то есть все 15 лет).

Простыми словами, если Вы проживали в бесхозяйном доме и такой дом был единственным жильем на протяжении 15 лет, то такой дом может перейти в вашу собственность. Владение таким домом начинается с первого факта, подтверждающего это, например, с оплаты коммунальных услуг или проведения ремонтно-строительных работ.

Есть еще один момент. Любой собственник бесхозяйного дома, от прав на который он ранее отказался по каким-либо причинам, но их действие не было прекращено, может обратиться в орган регистрации прав с заявлением о принятии вновь этого имущества во владение. И его вопрос решится в течение 15 рабочих дней со дня приема заявления и пакета документов.

Необходимо понимать, что в течение 15-летнего срока, в любой момент времени, может появиться собственник земельного участка или дома и вам потребует покинуть его территорию. В данном случае придется съезжать, так как прав у проживающего еще никаких не появилось.

Если же земельный участок находится в собственности, но им не пользуются, и, например, правление СНТ хотят его изъять. Возможно ли это?

Да, так как обязанность собственников использовать участки их по целевому назначению регламентированы Федеральным законом от 29.07.2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд». На садовых участках разрешается строить жилые и хозяйственные постройки, а также выращивать плодово-ягодные культуры. Однако неиспользование таких участков по назначению более 3-х лет является правонарушением. Но правление СНТ не может изъять заброшенный участок у собственника просто так. Это длительная процедура. Для начала органы Россельхознадзора должны составить акт проверки, в котором будут зафиксированы нарушения, вынесены предписания.

Далее данные документы направляются собственнику участка для их устранения. А в случае неисполнения в указанный срок Россельхознадзор должен направить уведомление в администрацию. Только после этого состоится судебное решение вопроса – с целью принудительного выкупа данного заброшенного участка.

Читайте также:
Всё о том, может ли управляющая компания подать в суд на собственника жилья и на что ещё имеет право

По решению суда земельный участок выставляется на торги, а бывшему собственнику выплачивается денежные средства за вычетом организационных расходов (в соответствии со статьей 284 Гражданского кодекса РФ).

Выводы напрашиваются сами по себе. Прежде чем занимать бесхозяйную недвижимость нужно быть готовым к возможным рискам.

Изъятие земельного участка для строительства школы

Подборка наиболее важных документов по запросу Изъятие земельного участка для строительства школы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Изъятие земельного участка для строительства школы

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 49 “Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд” ЗК РФ
(ООО юридическая фирма “ЮРИНФОРМ ВМ”) Руководствуясь статьей 49 Земельного кодекса РФ и указав, что имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что на земельном участке, со слов истца, вместо жилого дома находится образовательное учреждение с 1974 года, то есть оно появилось задолго до приобретения истцом доли в праве собственности на жилой дом; отношения землепользования для размещения образовательного учреждения были оформлены в установленном законом порядке, а потому для строительства школы не требовалось решения об изъятии земельного участка; правоустанавливающих документов, подтверждающих возникновение права на землю под жилым домом, истцом не представлено, суд правомерно отказал в признании незаконным бездействия, выразившегося в неиздании правового акта об изъятии земельного участка, на котором был расположен жилой дом, и взыскании убытков, поскольку доказательств, подтверждающих, что земельный участок изначально был предназначен (имеется в виду режим разрешенного землепользования) для индивидуального жилищного строительства, а снос жилого дома производился именно в связи с изъятием земельного участка, в материалах дела не имеется и истцом не представлено.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 49 “Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд” ЗК РФ “Согласно статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов. Детские дошкольные учреждения, а также общеобразовательные школы, не включены в перечень объектов, приведенный в статье 49 ЗК РФ.”

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Изъятие земельного участка для строительства школы

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Система оснований прекращения (лишения) права собственности как необходимое условие эффективной реализации принципа неприкосновенности собственности
(Щенникова Л.В.)
(“Вестник Пермского университета. Юридические науки”, 2019, N 2) Очевидно, что теоретические исследования, в том числе цивилистические, лишь тогда имеют действительную ценность, когда они основаны на добротном фундаменте практики. Для цивилиста критерием истины является изученная судебная практика, позволяющая как выявлять проблемы гражданско-правового регулирования, так и вырабатывать конкретные предложения по его усовершенствованию. Настоящее исследование требует обращения к современной судебной практике по делам о принудительном прекращении права собственности. И здесь представляется возможным выделить для научного анализа три аспекта. Первый свяжем с проблемой выявления публичного интереса и его обоснования. Второй – с бесхозяйственным содержанием имущества как основанием для его принудительного изъятия. Третий – с компенсацией, в том числе с вопросом определения ее размера. Итак, первый аспект анализа судебной практики будет связан с характеристиками публичного интереса, ради удовлетворения которого возможно нарушение принципа неприкосновенности собственности. Обратимся к делам, рассмотренным судами Пензенской, Тюменской и Ульяновской областей. Так, администрация города Пензы обратилась в суд с иском к В.В. Краснову об изъятии земельного участка и нежилого помещения. Свои “муниципальные нужды” администрация связала с необходимостью строительства объектов водоотведения к зданию построенной школы. Администрация приняла соответствующее постановление, известив В.В. Краснова о принятом решении. Ему было предложено заключить соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд посредством направления трех его экземпляров по почтовому адресу. Отправленное письмо адресатом не было получено и возвращено почтой администрации по истечении срока необходимого хранения. В связи с указанными обстоятельствами администрация обратилась с иском об изъятии недвижимого имущества в Ленинский районный суд г. Пензы. Требования истца суд удовлетворил в полном объеме, не обсуждая вопрос о необходимости и обоснованности изъятия спорного земельного участка и находящегося на нем строения. Ввиду отсутствия должного анализа всех обстоятельств дела и главным образом отсутствия очевидной необходимости для изъятия В.В. Краснов обратился с апелляционной жалобой в Пензенский областной суд. Однако областной суд также ограничился указанием на действующие нормы гражданского и земельного законодательства, в соответствии с которыми возможно в исключительных случаях изъятие земельных участков для муниципальных нужд. При этом было подчеркнуто, что под муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение общественно полезных целей, осуществить которые невозможно без изъятия имущества. Но ведь все эти обстоятельства, связанные с общественной полезностью и невозможностью обойтись без изъятия, должны быть всесторонне исследованы судом. Суд должен убедиться, что водоотведение не формальный повод, а реальная причина, без устранения которой построенная школа останется без воды. Фактических обстоятельств в судебном заседании исследовано не было. Однако и областной суд города Пензы с принудительным изъятием земельного участка и иной недвижимости согласился, оставив в силе решение Ленинского районного суда от 19 января 2017 года .

Читайте также:
ПФР Республика Башкортостан, Зилаирский район, с. Зилаир, ул. Красных Партизан, 48: официальный сайт, адрес, телефоны, часы работы

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
“Актуальные проблемы теории земельного права России: монография”
(под общ. ред. А.П. Анисимова)
(“Юстицинформ”, 2020) И если в первом случае фактор “исключительности” заключается в невозможности проживания в неблагоприятной среде, то во втором случае мы видим всего лишь типичный случай злоупотребления правом и доминирования частно-публичных интересов. Такого рода примеры не ограничиваются только городом Москвой. В частности, В.П. Камышанский справедливо усомнился в том, что необходимость сноса 58 тысяч одноэтажных домов, расположенных на общей площади около двух тысяч гектаров в г. Краснодаре в 2006 году, соответствовала именно “муниципальным нуждам” . Столь же дискуссионным можно назвать решение властей города Детройта об изъятии целого района (площадью 465 акров, состоящего из домов для 4200 жителей, а также нескольких школ и церквей) для того, чтобы предоставить General Motors земельный участок, отвечающий его спецификациям, для строительства нового завода .

Нормативные акты: Изъятие земельного участка для строительства школы

“Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 8 (2021)”
(подготовлен Верховным Судом РФ) Заявитель жаловался на нарушение его права на уважение собственности в связи со сносом его имущества, входящего в состав нефтебазы, и использованием властями его земельного участка без соблюдения процедуры изъятия имущества и без предоставления какой-либо компенсации.

Забрали землю во дворе под строительство школы, что делать?

Пресс-центр

Публикации о Росреестре

Что делать, если сосед по саду «захватил» ваш участок?

Что делать, если сосед по саду «захватил» ваш участок?

Случаев, когда соседи спорят по поводу смежных границ, немало. Например, один сосед перенёс забор подальше и незаконно занял часть земельного участка своего соседа.

Как действовать в такой ситуации? Куда обращаться, если самовольно заняли ваш участок?

Советы по данной теме даёт начальник отдела государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга земель Управления Росреестра по Республике Башкортостан Салават Габдулхаков.

1. Какими должны быть первые действия правообладателя земельного участка, границы которого нарушил сосед?

Первый шаг – обратиться к соседу и постараться урегулировать спор мирным путём.

Если не получится договориться, можно обратиться с заявлением в Управление Росреестра по Республике Башкортостан или орган муниципального земельного контроля.

На основании вашего заявления государственные инспекторы по использованию и охране земель проведут проверочные мероприятия и, в случае подтверждения нарушения, выдадут нарушителю предписание об его устранении, а также составят протокол об административном правонарушении.

Читайте также:
Каковы особенности возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью человека

В случае невозможности решить вопрос в административном порядке необходимо обращаться в суд.

2. При каких условиях можно жаловаться на соседа?

Прежде чем жаловаться на соседа, необходимо выяснить, установлены ли границы (проведено межевание) вашего и соседского земельных участков по правилам, предусмотренным законом: определены ли координаты характерных точек границ земельных участков. Если границы вашего участка не установлены, надо обратиться к кадастровому инженеру.

Кроме этого, для того, чтобы защитить себя от противоправных действий соседа, вы должны быть правообладателем земельного участка, границы которого он нарушил. Для этого ваши права на участок должны быть зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) или подтверждаться правоустанавливающими документами (для ранее возникших прав).

3. Как обратиться в Управление Росреестра по Республике Башкортостан в случае самовольного захвата вашей территории соседом?

Можно обратиться письменно по адресу: г. Уфа, ул. Ленина, д. 70, в электронном виде – через сайт Росреестра или на личном приеме, предварительно записавшись по телефону (347) 224-36-48.

4. Какие сведения необходимо отразить в письменном обращении?

В обращении необходимо указать адрес и кадастровый номер земельного участка и информацию о переносе забора или факте самозахвата части принадлежащей вам территории.

5. Какая ответственность предусмотрена за незаконное занятие земельного участка?

За самовольное занятие земельного участка предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Для граждан такой штраф начисляется в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости занятой части земельного участка, но не менее 5 тысяч рублей. В случае, если кадастровая стоимость участка не определена, то размер административного штрафа составит от 5 до 10 тысяч рублей.

Кстати, с начала года на территории республики выявлено 1779 случаев самовольного захвата земель.

6. Если сосед не реагирует на предписания инспекторов земельного надзора?

После истечения срока, установленного в предписании, инспекторы проверяют, устранено самовольное занятие земельного участка или нет. Если нарушитель не принимает никаких мер, будет выдано еще одно предписание и составлен протокол об административном правонарушении за его не исполнение.

7. А если сосед добросовестный, но просто не успевает устранить нарушение, перенести забор обратно? Например, выехал в длительную командировку. Есть ли возможность продлить срок исполнения предписания?

Предписание выдается сроком до 6 месяцев, но этот срок может быть продлен, если нарушитель принимает меры по устранению нарушения, и он может это документально подтвердить.

Для этого лицо, которому выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства, не позднее указанного в предписании срока устранения нарушения должно направить должностному лицу, выдавшему данное предписание, ходатайство о продлении указанного в предписании срока.

К ходатайству прилагаются документы, подтверждающие принятие в установленный срок нарушителем мер, необходимых для устранения правонарушения.

8. На сколько месяцев может быть продлен срок устранения нарушения?

Срок устранения нарушения может быть продлен на срок от одного до шести месяцев.

9. Почему рекомендуется регистрировать земельные участки и проводить их межевание?

В соответствии с законодательством кадастровый учет и регистрация прав носят заявительный характер. Это означает, что закон не обязывает граждан оформлять принадлежащие им объекты недвижимости, а проведение этих процедур возможно только по желанию их владельцев.

При этом, если вы являетесь владельцем земельного участка и хотите им распоряжаться (например, продать, подарить или передать по наследству), вам необходимо поставить участок на кадастровый учет и зарегистрировать на него права собственности. Поэтому рекомендуем гражданам:

– оформлять участки в соответствии с законодательством;

– правообладателям участков, не имеющих точных границ, рассмотреть вопрос о проведении кадастровых работ (межевания).

Внесение в ЕГРН сведений о границах избавит вас от проблем из-за возможных споров, в том числе с соседями и с органами публичной власти.

МКД вправе “отгородиться” забором, даже если жители соседних домов лишатся при этом удобных и коротких путей перемещения по микрорайону

Вправе ли МКД огородить свою придомовую территорию и закрыть свой двор, если через него проходит короткая “народная” тропа к остановке, гипермаркету и другим объектам городской инфраструктуры? Вправе – если при этом останутся и иные маршруты, обеспечивающие беспрепятственный доступ к общей транспортно-пешеходной сети и другим элементам благоустройства, даже если путь по этим иным маршрутам займет больше времени (Определение Конституционного Суда РФ от 30 июня 2020 г. № 1522-О, Определение Брянского областного суда от 10 апреля 2019 г. по делу № 33-1447/2019).

Читайте также:
Судебное поручение. Образец и бланк для скачивания 2022 года

На это указали суды, разбирая дело о сносе забора в бывшем “проходном дворе”.

Собственники помещений в МКД, фасад которого выходит на оживленную улицу, провели ОСС и решили поставить вокруг дома забор со шлагбаумом, калиткой и домофоном. Таким образом, доступ во двор всех иных лиц – не собственников помещений и не их гостей – был исключен. Пожарная охрана получила собственный пульт управления от шлагбаума и выдала заключение, что в таком случае шлагбаум не препятствует проезду пожарной техники, и нарушений норм пожбезопасности нет.

Ограда прошла – большей частью – в пределах своего собственного земельного участка, и немножко “зашла” на соседний.

Однако жители ближайших домов – тех, которые расположены в глубине спального района, – обнаружили, что привычные утренние маршруты “на автобус”, “в садик” и “за молоком” стали длиннее и неудобнее. Это, в конце концов, обрушило цены на аренду жилья в районе!

Самые активные из обиженных соседей потребовали через суд демонтировать “неудобный” забор, калитку и шлагбаум, и даже выиграли в первой инстанции. Райсуд счел, что забор нарушает право истцов на беспрепятственный доступ к общей транспортно-пешеходной сети (об этом имелось заключение экспертизы), и предписал снести спорное ограждение.

Однако областной суд такое решение отменил:

  • в силу ст. 40 Земельного кодекса собственник земельного участка имеет право, в том числе, возводить сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а в силу ст. 43 ЗК РФ граждане осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению;
  • следовательно, действия собственника по ограждению находящегося в его частной собственности земельного участка сами по себе противоправными не являются;
  • решение об изменении элементов благоустройства прилегающей к МКД территории в границах предоставленного земельного участка принято на ОСС в установленном порядке, данное решение ОСС недействительным не признавалось;
  • спорное ограждение не обладает полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от земельного участка, на котором оно находится, то есть и не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, служит вспомогательной постройкой по отношению к МКД, выполняет лишь обслуживающую функцию посредством создания условий для обеспечения безопасности и предотвращения несанкционированного проникновения на территорию, т.е. возведено для обеспечения безопасности основного объекта – придомовой территории МКД. Следовательно, в силу ст. 135 Гражданского кодекса, п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ является объектом вспомогательного назначения, не относится к объектам капитального строительства и не требует специальных разрешений для его возведения;
  • спорное ограждение относится к элементам благоустройства согласно п. 1.4 Методических рекомендаций, утв. приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. № 711/пр;
  • ни федеральное, ни региональное законодательство не запрещают возведение металлических ограждений на придомовой территории. Пункт 6.3.2 упомянутых Методических рекомендаций Минстроя России лишь рекомендует применять декоративные ажурные металлические ограждения;
  • кроме того, согласно городским правилам землепользования и застройки, одним из основных видов разрешенного использования в зоне застройки многоэтажными жилыми домами является благоустройство придомовых территорий;
  • правда, согласно местным правилам благоустройства, возведение объектов благоустройства разрешено только на основании согласованных с муниципалитетом проектов, чего в данном случае сделано не было. Однако поскольку привлеченный в качестве третьего лица муниципалитет никаких требований относительно спорного забора не заявлял, ранее демонтировать забор не требовал, то отсутствие согласования проекта установки спорного забора само по себе не может служить основанием для его демонтажа;
  • истцы утверждают, что спорное ограждение нарушает их право беспрепятственного доступа к общей транспортно-пешеходной сети и другим элементам благоустройства города. Но доказательств этому в деле нет. Заключение эксперта, на которое сослался районный суд, действительно, содержит выводы об ограничении такого права (доступа по кратчайшему направлению). Однако это заключение составлялось исходя из требований СП 59.13330.2012 Свод правил. “Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001”, при этом эксперт исходил из необходимости организации прохода с учетом возможности разъезда инвалидов на креслах-колясках. Согласно п. Б.18 приложения к Своду правил “СНиП 35-01-2001, к маломобильным группам населения относятся инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками и т.п. При этом истцы не доказали, что кто-то из них принадлежит к указанным группам населения. Значит, и нет оснований полагать о нарушении их прав в результате отсутствия прохода через придомовую территорию соседнего МКД;
  • кроме того, эксперт в своем исследовании исходил из прекращения возможности пользоваться существующим ранее пешеходным маршрутом, связывающим жителей спорных домов по кратчайшему направлению с основными точками притяжения. Но не указал документа, который бы подтверждал наличие указанного им пешеходного маршрута. Значит, вывод эксперта в данной части необоснован;
  • наконец, существуют и иные маршруты, обеспечивающие беспрепятственный доступ истцов к общей транспортно-пешеходной сети и другим элементам благоустройства города. Большая протяженность данных маршрутов по сравнению с маршрутом через придомовую территорию МКД-“ответчика” сама по себе не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов истцов;
  • но учитывая, что небольшая часть спорного забора все-таки прошла по “чужой” территории, то вот эту самую “часть”, действительно, нужно демонтировать;
  • заявленные истцами требования по сути не связаны со сносом забора, калиток и шлагбаума, а являются по своей правовой природе требованиями об установлении сервитута (права беспрепятственного доступа – прохода, проезда) к принадлежащим истцам помещениям, как для самих истцов, так и для иных лиц, через земельный участок, находящийся в общей долевой собственности собственников помещений МКД – “ответчика”. Вместе с тем, для установления сервитута Гражданским кодексом РФ предусмотрен иной порядок.
Читайте также:
Работник с суммированным учетом рабочего времени как расчитать компенсации за неиспользованный отпуск

Расстроенные истцы попытались пожаловаться в Конституционный Суд РФ, отмечая, что ч. 5 ст. 16 Закона о введении в действие ЖК РФ и п. 1 ст. 43 ЗК РФ нарушают ряд положений Конституции РФ, поскольку позволяют собственникам помещений в МКД устанавливать ограждения на земельном участке, находящемся в их общей долевой собственности, без согласования данного вопроса с ОМСУ, и возлагают на граждан обязанность доказывания в суде, что такие ограждения не соответствуют установленным нормам и правилам.

Однако КС РФ отказал в рассмотрении и отметил, что законодательство не содержит общего запрета на возведение ограждений на придомовой территории, а в данном деле не доказано, что спорное ограждение не соответствует требованиям пожарной безопасности, нарушает право истцов на беспрепятственный доступ к транспортно-пешеходной среде, другим элементам благоустройства города или создает препятствия для доступа оперативных служб к МКД. При этом вопрос распределения бремени доказывания обстоятельств дела между сторонами в рамках гражданского судопроизводства, отношения в сфере благоустройства территории, а также требования, предъявляемые к созданию ограждающих конструкций, регламентируются иными правовыми нормами.

Что делать, если забор соседа стоит не по кадастру. Инструкция

Фото: Celso Diniz/ТАСС

Зачастую собственники загородных участков выясняют, что сосед установил забор, заняв часть их территории. Возникает такая проблема или по вине владельца земли, или когда живущие рядом граждане встают на кадастровый учет в разное время. Однако независимо от причины отдавать чужому человеку часть своего участка никому не хочется.

Юристы разъяснили, что делать и куда обращаться, если соседский забор стоит не по кадастру.

Какой закон регулирует права соседей

Сложность определения положения забора между соседними участками состоит в том, что на данный момент в России не существует федерального закона о нормах установки заборов. «На сегодняшний день ограничения для межевого забора между двумя участками закреплены в Строительных нормах и правилах РФ (СНиП) № 30-02-97, утвержденных Госстроем, в нем прописаны высота и прозрачность забора, противопожарные нормы, а также санитарно-бытовые требования. Но они носят рекомендательный характер. Единственным законодательно закрепленным правилом в сфере защиты соседских прав и интересов является п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ «О недопустимости злоупотребления правами соседа». К сожалению, это правило зачастую игнорируется, что приводит к разногласиям и конфликтам между гражданами», — рассказала Виктория Данильченко, председатель московской коллегии адвокатов Виктории Данильченко.

Читайте также:
Подача искового заявления на алименты через госуслуги в 2022 году - инструкция, можно ли, находясь в браке

Единственным законом, который может защитить живущих рядом граждан, является статья ГК «О недопустимости злоупотребления правами соседа»

Единственным законом, который может защитить живущих рядом граждан, является статья ГК «О недопустимости злоупотребления правами соседа» (Фото: Александр Артеменков/ТАСС)

Пригласите кадастрового инженера

Для начала необходимо выяснить, действительно ли сосед незаконно захватил территорию. Если границы участка не установлены, надо обратиться к кадастровому инженеру с заявлением о проведении межевания между участками, советует Алексей Гавришев, управляющий партнер AVG Legal. Он подчеркнул, что нередко после этой процедуры спор прекращается ввиду правильности установки забора. Если сосед не согласен, он также может пригласить независимого кадастрового инженера, который эти данные перепроверит и подтвердит, пояснила Татьяна Ананьева, руководитель отдела «Миэль».

Напишите заявление в Росреестр

В случае когда идет речь именно о самовольном установлении забора и захвате чужой территории, необходимо обратиться с заявлением в территориальный орган Росреестра или орган муниципального земельного контроля, советует Данильченко. Она отметила, что для этого нужно быть собственником земельного участка, границы которого нарушены, то есть права на участок должны быть зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости или подтверждаться правоустанавливающими документами. «При этом перед подачей самого заявления нужно убедиться, что межевание между соседскими земельными участками было проведено по правилам, предусмотренным нынешним законодательством. Должны быть определены координаты так называемых характерных точек границ земельных участков», — пояснила эксперт.

Если сосед против

Если же документально подтверждено, что местоположение забора не соответствует кадастровому плану, но сосед не желает добровольно устранить это нарушение, необходимо снова получить заключение кадастрового инженера, отметила Данильченко. Она разъяснила, что в этом документе обязательно должны быть указаны фактические границы, наложенные на кадастровые, где и будет видна площадь захвата, и дано заключение о варианте решения. Если и в этом случае полюбовно решить ситуацию не получается и сосед не согласен устранить проблему самостоятельно, то следует обращаться в суд.

Необходимо получить заключение кадастрового инженера, чтобы убедить соседа освободить территорию

Необходимо получить заключение кадастрового инженера, чтобы убедить соседа освободить территорию (Фото: Reinhard, H./ТАСС)

Подайте иск в суд

После того как все перечисленные выше способы не убедили соседа устранить неполадки, необходимо подать исковое заявление в суд с требованием изъятия части земельного участка из незаконного владения, возложения обязанности перенести незаконно установленное ограждение. В таких ситуациях суд руководствуется пп. 2 п.1 ст. 60 Земельного кодекса РФ, который гласит, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, уточнила Ананьева. По ее словам, иски по таким делам не имеют срока давности. «При этом надо понимать, что без судебной экспертизы не обойтись. Это растянет судебный процесс, но расходы потом можно будет взыскать с соседа, так же как и расходы на адвоката», — резюмировал Гавришев.

Как узаконить самовольно занятые земли

Если коротко: что нужно делать для узаконения самозахвата; какие штрафы полагаются за пользование чужой землёй.

Брошенный участок вовсе не означает, что у него нет хозяина. Возможно, собственник имеется, но земельным наделом по каким-то причинам не пользуется. Если постороннее лицо начинает использовать участок, у которого есть хозяин, а именно: возводить постройки, производить сельхозработы — это будет считаться самовольным захватом. За такие действия полагается административная ответственность. О том, как узаконить самовольно занятую землю — читайте в статье.

Как узаконить самовольно занятые земли

Что такое самозахват земли?

Земля в нашей стране является недвижимым имуществом и по этой причине стать законным владельцем земельного надела можно лишь после оформления прав собственности. Это изложено в Земельном Кодексе РФ. В связи с этим пока должным образом не будет зарегистрировано право собственности на землю, а также не будут определены границы участка, все манипуляции с землёй являются неправомерными.

Читайте также:
Трудовой договор с работником надомником, образец заполнения в 2022 году

Другими словами: самозахват — это использование чужого земельного надела в своих целях, не имея на эти действия законного права. К таким действиям относятся: возведение построек, возделывание земли в сельскохозяйственных целях. Использование участка в этом случае происходит исключительно в личных целях, а захват территории по своей инициативе.

Что делать, если вы столкнулись с самозахватом?

Не стоит думать, что самозахватом занимаются только обычные граждане, разместив огород на заброшенной соседней даче. В большинстве случаев закон нарушают должностные лица, имеющие данные о земельных наделах. Владея информацией о не востребованных собственниками участках и происходит захват земли.

Если вы столкнулись с подобным, когда неустановленное лицо использует вашу землю в личных целях, не имея на это прав — обращайтесь в правоохранительные органы и нарушителя привлекут к ответственности.

Как узаконить самовольно занятые земли

Ответственность за самовольный захват участка

Использовать землю для личных нужд в нашей стране можно при наличии одного из нескольких факторов:

  • прав собственности;
  • арендного договора;
  • сервитута;
  • наследственных прав.

Если у лица, использующего земельный надел, не окажется ни одного из вышеперечисленных документов, можно предположить, что оно присвоило участок и является нарушителем закона. Данные лица не имеют права совершать никаких действий с земельным наделом, а именно: продавать; отдавать в арендное пользование третьим лицам; составлять завещание; отчуждать права иными способами. Если лицо, совершившее захват чужой территории, занимается коммерческой деятельностью на этой земле, денежные средства, извлечённые из этой деятельности, будут считаться незаконным доходом.

Штрафы

Незаконные землепользователи попадают под административную ответственность — штрафы. Сумма штрафа зависит от того, стоит ли участок на кадастровом учёте и определена ли кадастровая стоимость данного земельного надела.

Если таковая имеется, то по статье 7.1 КоАП РФ суммы штрафов составят:

  • для гражданских лиц — 1-1.5% от кадастровой стоимости, но не менее 5 тыс. рублей;
  • должностные лица — 1-1.5% от кадастровой оценки, но не менее 20 тыс. рублей;
  • юридические лица — 2–3%; минимальный штраф не меньше 100 тыс. рублей.

В случаях, когда кадастровая стоимость не определена, штрафы составят:

  • для гражданских лиц от 5 до 10 тысяч рублей;
  • должностным лицам от 20 до 50 тысяч рублей;
  • юридическим лицам от 100 до 200 тысяч рублей.

Как узаконить самозахват земли

Но закон не призван лишь карать за пользование чужим участком, в некоторых случаях самозахват можно узаконить. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  1. Найти правообладателя участка.
  2. Произвести процедуру межевания и в новом порядке установить границы земельного надела; получить кадастровый паспорт.
  3. На основании собранного пакета документов оформить право собственности.

Установить собственника земли несложно, для этого необходимо сделать запрос в Росреестр либо в архитектурный/земельный отдел при органах самоуправления. Данные организации обязаны предоставить официальный ответ, в котором будет собрана необходимая информация о правообладателе участка.

Как узаконить самовольно занятые земли

Четыре варианта развития событий

  1. Если участок принадлежит местному самоуправлению или СНТ, нужно предоставить заявление о выделении этого земельного надела для использования в личных целях обратившемуся лицу.
  2. В случае когда участок принадлежит государству, нужно будет принять участие в аукционе и, соответственно, выйти победителем. Аукцион даёт потенциал увеличить земельную площадь и оформить самозахват территорий общего пользования быстро и недорого. Стоимость квадратного метра в этом случае составит 15% от кадастровой оценки.
  3. Возможно, у земли уже есть владелец и в этой ситуации остаётся лишь один выход — вступить в переговоры и настаивать на отчуждении прав собственности. Простыми словами — уговаривать продать и сделать это как можно дешевле.
  4. Ещё один вариант — земля бесхозная, а значит не имеет владельца. Тогда нужно обращаться в местные органы самоуправления с заявлением постановки земли на кадастровый учёт. Но эта процедура достаточно долгая, так как после постановки на кадастр участок станет собственностью муниципалитета через год. И только по истечении года можно становиться претендентом на право пользования землёй.
Читайте также:
Автобиография для поступления в военное училище: как написать, образец

Как зарегистрировать право собственности на самовольно захваченный участок

Для оформления прав собственности на землю нужно предоставить в уполномоченные органы заявление, к которому в обязательном порядке приложить: планы геодезии и БТИ; кадастровый паспорт; акт о владении земельным наделом. Если муниципалитет одобрит заявление, землепользователь может выкупить участок.

Для получения кадастрового паспорта необходимо провести межевание границ участка — мероприятие недешёвое, но нужное. Для данной процедуры надо пригласить кадастрового инженера и предоставить документы: паспорт гражданина; документацию, подтверждающую, что заявитель имеет права на использование земли; план геодезии; межевой план; заявление на получение кадастрового паспорта; квитанция об уплате госпошлины. В наилучшем варианте документ будет готов по истечении 20 рабочих дней после обращения. Если специалист сделает замечания, срок изготовления кадастрового паспорта будет продлён до момента устранения нарушений.

При наличии нового кадастрового паспорта можно начинать оформление прав собственности на самовольно захваченный участок. Это делается непосредственно в Росреестре, либо заявитель обращается через МФЦ.

Документы, необходимые для регистрации права собственности:

  • паспорт гражданина;
  • заявление;
  • кадастровый паспорт;
  • соглашение, позволяющее заявителю пользоваться земельным наделом;
  • оплата госпошлины.

В случае если на земле есть незаконные постройки, их можно узаконить, когда участок перейдёт в собственность к заявителю.

Как узаконить самовольно занятые земли

По каким причинам отказывают в регистрации прав на самозахват

В регистрации прав часто отказывают и на это есть несколько причин:

  • неправильно оформленные документы;
  • границы участка оспариваются в суде;
  • в реестре нет информации по границам участка;
  • существует конфликт ранее зарегистрированного права с тем, которое пытаются оформить в данный момент.

Конечно, всё это делается не быстро и зачастую проходит нелегко, но если есть возможность, оформлять в собственность захваченные земли необходимо. По крайней мере, это будет лучше штрафов и судебных издержек, и также откроет новые перспективы.

ВС объяснил, когда можно пользоваться участком соседа

Верховный суд РФ сделал важное разъяснение для соседей по земельным участкам, которые расположили постройки так, что доступ к ним затруднён, но они не могут договориться об их использовании или перепланировке территории: сервитут должен являться исключительной мерой и быть наименее обременительным для владельца недвижимости. При рассмотрении подобных споров суд обязан исходить из разумного баланса интересов сторон с тем, чтобы владелец, чьи права будут ограничены, не испытывал из-за этого существенных неудобств, отмечает высшая инстанция.

Доступ к гаражу и туалету

Высшая инстанция разбирала спор жителей Ставропольского края. Истец требовал установить бессрочный сервитут на территории участка соседки и обязать ее демонтировать часть забора. Свои претензии заявитель обосновал тем, что не может пользоваться своим гаражом и туалетом, так как при существующем расположении построек технически невозможен доступ автомобиля к гаражу и проезд ассенизаторской машины к выгребной яме.

Ответчица заявила встречный иск о демонтаже системы водоотведения и канализации, которую заявитель провёл по ее земельному участку. Она указала, что когда-то добровольно отступила 4 метра от своего участка, чтобы дать возможность проезжать соседу, но тот соорудил на этой территории навес и устроил под ним место хранения автомобилей и запчастей. Позднее он построил на границе участков гараж, хотя заранее было ясно, что он не сможет пользоваться этим строением по назначению даже при наличии сервитута.

Кроме того, сосед без согласия ответчицы и соблюдения проекта проложил по участку канализационные трубы, повредив бетонное покрытие двора. Так как трубы проложены на небольшом углублении, то владелица участка не может использовать эту часть земли для огорода, а в случае прорыва все фекальные стоки окажутся у нее во дворе, а потому она протестовала против дальнейшего сохранения канализации в таком виде.

Минераловодский городской суд Ставропольского края в 2017 году отказал в удовлетворении обоих исков. Он посчитал, что у заявителя есть техническая возможность обустройства проезда к гаражу без ограничения прав ответчицы.

Читайте также:
Для фиксации каких нарушений нужен образец акта о дисциплинарном взыскании

Но Ставропольский краевой суд в прошлом году частично отменил решение и поддержал позицию истца. Суд апелляционной инстанции сослался на выводы экспертизы и постановил установить бессрочный сервитут на часть земельного участка ответчицы для обеспечения проезда к гаражу и выгребной канализационной яме. Он обязал соседку заявителя разобрать часть забора, ограждения клумб и отмостку летней кухни.

Женщина не согласилась с таким раскладом и дошла с жалобой до Верховного суда РФ, который сделал важные разъяснения о правилах установления сервитута.

Разумный баланс

Право требовать от собственника соседнего земельного участка ограниченно пользоваться его территорией закреплено в пункте 1 статьи 274 Гражданского кодекса РФ, напоминает ВС.

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута, указывает он.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество (пункт 3 статьи 274 ГК РФ). Если же стороны не могут достигнуть соглашения, то спор решает суд.

ВС обращает внимание, что при рассмотрении таких дел следует определять, имеется ли у истца возможность доступа к своему имуществу без установления сервитута. При этом он признает, что проезд и проход к недвижимому имуществу прямо отнесены к потребностям, при наличии которых возможно предоставление ограниченного вещного права.

Тем не менее сервитут должен устанавливаться в исключительных случаях и быть наименее обременительным для ответчика, указывает ВС.

«Сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истца как собственника недвижимости.

Сервитут должен быть наименее обременительным для ответчика, поэтому при определении содержания этого права и условий его осуществления суд обязан исходить из разумного баланса интересов сторон спора с тем, чтобы это ограниченное вещное право, обеспечивая только необходимые нужды истца, не создавало существенных неудобств для собственника обслуживающего земельного участка», — подчеркивает высшая инстанция.

Однако в рассматриваемом споре апелляционная инстанция не указала, является ли предоставление истцу права ограничить соседку в использовании ее участка единственным способом обеспечения его основных потребностей как собственника недвижимости.

ВС считает, что краевому суду следовало определить, имеется ли у заявителя возможность доступа к своему имуществу без установления сервитута, однако этого не было сделано.

Ограничившись формальным указанием на то, что проезд к гаражу и выгребной яме возможен только через участок соседки, вторая инстанция в нарушение положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ не оценила заключение экспертов, согласно которому возможны и другие варианты обустройства проезда к постройкам истца, установила высшая инстанция.

Кроме того, предоставляя истцу в порядке сервитута право пользоваться земельным участком соседки, суд апелляционной инстанции возложил на нее обязанность за свой счет демонтировать возведённые ею же забор, клумбы и другие строения, удивился ВС.

Однако по смыслу пункта 5 статьи 274 Гражданского кодекса РФ расходы, связанные с установлением сервитута, возлагаются на лицо, в пользу которого сервитут установлен, напоминает высшая инстанция.

ВС посчитал допущенные апелляционной инстанцией нарушения норм права существенными, в связи с чем отменил ее определение и направил дело на новое рассмотрение в краевой суд.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: