Важные пункты в запросе коммерческого предложения по 44-ФЗ: правила составления и образец для скачивания

Коммерческое предложение

Бизнесмены постоянно имеют дело с коммерческими предложениями: либо они предлагают свои товары и услуги, либо получают такие инициативы от других фирм. Поэтому вопрос о грамотности коммерческих предложений и ответов на них очень актуален.

  • Как составить текст коммерческого предложения, чтобы он не был сразу отправлен в мусорную корзину, а заинтересовал и заставил задуматься о сотрудничестве?
  • Каких типов оно бывает, из каких частей состоит?
  • Есть ли в этом деле профессиональные хитрости и секреты?
  • Как написать и отправить ответ на заинтересовавшее коммерческое предложение?

Будем разбираться вместе.

Первое впечатление

Коммерческое предложение (КП) часто является той «одежкой», по которой встречают бизнесмена. Это особым образом составленный и оформленный документ, который содержит описания выгод и преимуществ от сотрудничества именно с данным предпринимателем или от покупки той или иной услуги или товара.

Потенциальный клиент, оценивая коммерческое предложение, сделает выводы не только о предлагаемых условиях. Он сможет оценить профессиональную зрелость компании, серьезность ее отношения к клиентам, а во многом – также и бизнес стратегию.

ВАЖНО! Характерная черта коммерческого предложения, отличающая его от других подобных документов, таких как прейскурант, прайс-лист, описание и пр., является побуждение клиента к действию. В результате ознакомления с коммерческим предложением что-то обязательно должно быть предпринято: совершен звонок, написан ответ, зафиксирована информация, или, в худшем случае, сообщение будет удалено или просто проигнорировано. Чтобы последних случаев было как можно меньше, к составлению КП нужно подходить не только квалифицированно, но и творчески.

«Холодные» и «горячие» коммерческие предложения

В зависимости от того, к какой аудитории обращается предприниматель, можно выделить несколько разновидностей КП, каждый из которых имеет свои особенности составления и, конечно, различную эффективность.

  1. «Холодные» предложения – информация, которая направляется случайному, неподготовленному респонденту. Самый низкоэффективный вариант КП, который в большинстве случаев расценивается как спам. Но иногда случаются ситуации, когда вовремя полученное неожиданное коммерческое предложение является как раз решением возникшей у адресата сложной ситуации. Плюсы «холодного» коммерческого предложения: массовость, лаконичность, максимальное использование убеждающих элементов. Минусы: изначальная незаинтересованность клиента, высокий процент игнорирования.
  2. «Горячие» предложения – КП, отправляемые персонализированно, с учетом целевой аудитории. Возможны различные варианты информированности адресата:
    • потенциальный клиент сам попросил направить ему КП;
    • менеджер предварительно связался с будущим получателем КП;
    • респондент точно относится к целевой аудитории реализуемого товара или предлагаемой услуги, а также ему потенциально интересно и выгодно сотрудничество.

Принципы составления «горячих» коммерческих предложений кардинально отличается от «холодных»:

  • адресность;
  • больший объем;
  • предельная конкретика;
  • субъективность (к примеру, владелец бизнеса должен получить иное КП, нежели наемный рабочий).

Структура коммерческого предложения и секреты его элементов

Коммерческое предложение может быть подано в различной форме:

  • печатным текстом (лучше на фирменном бланке);
  • в формате текстового документа (через интернет);
  • в виде презентаций (PowerPoint или переведенных из PowerPoint в PDF).

В любом случае, необходимо сначала составить сам текст предложения. Так как это во многом творческий процесс, единых шаблонов здесь не может существовать. Тем не менее, практика выработала некий арсенал эффективных приемов, которые целесообразно использовать, особенно начинающим предпринимателям и менеджерам.

Обязательные атрибуты коммерческого предложения

Что должно в обязательном порядке входить в любое коммерческое предложение?

  1. Реквизиты компании-отправителя: название, логотип, возможно, банковские данные, адрес, телефон. Нужно обратить внимание на то, чтобы эта информация не перегружала начало коммерческого предложения. Обычно текст или изображение в «шапке» максимально лаконично: информацию о контактах можно дать и в другом блоке, а здесь главное – проинформировать о себе как об авторе предложения.
  2. Заголовок. Главный привлекающий внимание момент КП. Хороший заголовок может заставить прочесть текст предложения даже «холодного» клиента, а плохой – отпугнуть заинтересованного. Мастерству составления «цепляющих» заголовков посвящено много специальных тем.
  3. Оффер – сама суть предложения, сформулированная кратко и понятно. В нем должен делаться упор не на предлагаемый товар или услугу, а на выгоду, который клиент сможет от нее получить. Например, не «Предлагаем посетить важный обучающий семинар», а «Увеличьте прибыль на 20-40% благодаря новой информации, полученной на семинаре».
  4. Убеждение, снятие возражений. Зависит от адресата коммерческого предложения. Важно говорить с ним «на его языке», то есть использовать понятные аргументы, ссылаться на актуальные именно для него факторы. В этом пункте часто используют следующие приемы:
    • обоснование преимуществ – клиенту объясняют на конкретных примерах, почему ему выгодно и удобно приобрести товар или воспользоваться услугой именно у этой фирмы, иногда при этом прибегают к сравнению, конечно же, в свою пользу;
    • социальные доказательства – ссылки на мнения известных людей, компаний, исследования и пр., подтверждающие преимущества предлагаемого продукта;
    • предоставление гарантий – может быть как привычным гарантийным сроком замены или ремонта товара, так и индивидуальными предложениями, например, предоставление аналогичного товара на время ремонта или возврат денег в случае неудовлетворения качеством;
    • «подарочные» инициативы – скидки, акции, подарки, возможность приобрести дополнительный экземпляр, льготные условия для первых покупателей или на определенный срок и т.п.
  5. Призыв к действию и контакты. Прочитав КП, потенциальный клиент должен четко представлять себе, как именно он должен на него отреагировать: совершить звонок, оставить сообщение на сайте, нанести визит представителю и т.п. Как раз здесь и уместно привести координаты компании и имя контактного лица. Специалисты рекомендуют формулировать призыв в виде сильного глагола: не «Вы можете прийти…», а «Приходите».

Не обязательно, но эффективно

Некоторые моменты не входят в общепринятый шаблон коммерческого предложения, но многие эффективные менеджеры по продажам рекомендуют включать их в текст. К ним могут относиться:

  • лимитирование – введение в тексте КП определенных ограничений по срокам или количеству товара;
  • завершающая фраза – хорошо формулированный, емкий и запоминающийся постскриптум сможет послужить дополнительной мотивацией для клиента (исследования показывают, что глаз людей «цепляется» за постскриптум почти так же часто, как и за подписи к иллюстрациям);
  • иллюстративный материал – это может быть изображение товара, схема, график, таблица и т.п. (тут важно соблюдать чувство меры и не перегружать ими текст).
Читайте также:
Парковка на месте для инвалидов: штраф, правила, действие знака

Что не нужно писать в коммерческом предложении

Что может помешать эффективному восприятию коммерческого предложения? Каких элементов и формулировок лучше избегать? Проанализируем наиболее часто встречающиеся ошибки в составлении текста КП.

  1. Положительная аттестация собственной компании в начале коммерческого предложения (до оффера). Пока адресат не заинтересовался тем, что вы ему предлагаете, для него не имеет значения, кто именно к нему обращается. О своих позитивных качествах уместно упомянуть в разделе «преимущества», подав их как выгоды для клиента.
  2. Лесть в адрес потенциального клиента. Дифирамбы, особенно ничем не обоснованные, в коммерческих предложениях всегда вызывают негативную реакцию.
  3. Избыток информации. Не обязательно приводить абсолютно все сведения о товаре или услуге: достаточно дать понять, что всю необходимую информацию можно получить от контактного лица.
  4. Запутанность. Слишком сложно сформулированный текст, изобилующий сложными предложениями, канцеляризмами, профессиональной лексикой, утомит читателя и заставит его отложить такое предложение в сторону.
  5. Фамильярность. КП – это официальный текст, поэтому в нем недопустимы плоские шутки, чрезмерный юмор, двусмысленности. Единственным исключением может оказаться предложение по оказанию услуг аниматоров и организации праздничных мероприятий. Абсолютным табу являются жаргонизмы, ругательства, неприличные выражения, сексуальный, религиозный или политический подтекст.
  6. Заведомая ложь. Не стоит обещать в коммерческом предложении то, что не в полной мере зависит от вашей фирмы или она не в состоянии выполнить. Если не уверены, к примеру, в сроках доставки заказанного товара от поставщика, не стоит писать в КП, что товар «Всегда в наличии».

Грамотный и корректный ответ

Не менее важным навыком, чем составлять коммерческие предложения, является умение на них отвечать. Партнер, направивший вам коммерческое предложение, в любом случае изучает вашу реакцию. Даже в случае отсутствия ответа он сможет составить о вас определенное представление, – какого рода информация вам не интересна. А если вы должны составить ответ, положительный или отрицательный, партнер получает в свои руки образец вашего мышления, который может стать в дальнейшем мощным информационным инструментом.

Положительным или отрицательным будет ваш ответ, он обязательно должен включать такие позиции:

  • обращение: к фирме или непосредственно к контактному лицу (информацию берем из текста КП);
  • ссылка на само КП: организации рассылают много предложений, поэтому не лишним будет напомнить, на какое именно вы отвечаете;
  • фраза, дающая надежду на дальнейшее сотрудничество: ведь именно эта перспектива явилась целью составления письменного ответа;
  • подпись руководителя или уполномоченного лица.

Оформляем вежливый отказ на коммерческое предложение

Если вы совсем не заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве с фирмой, предоставившей коммерческое предложение, его можно проигнорировать, что чаще всего и происходит. Но если вас не устраивает именно данное предложение, а в дальнейшем вы планируете взаимодействовать, лучше проявить такт и корректность, ответив на обращенное к вам предложение.

Отказ лучше формулировать мягко, но непреклонно. Начинать сразу с негативной для автора КП новости не стоит, лучше привести какую-либо нейтральную фразу – например, благодарность за оказанное внимание и уделенное время. Далее стоит корректно объяснить причины отказа, привести понятные собеседнику аргументы. В завершение стоит выразить надежду на сотрудничество в будущем.

ВАЖНО! Получив ваш отказ, предприниматель, отправивший вам КП, должен быть уверен, что его предложение было рассмотрено и осмыслено, а отказ обусловлен объективными причинами.

Ответ-согласие

С таким ответом лучше не торопиться, ибо он сразу же накладывает и на вас, и на партнера определенные обязательства. Сначала убедитесь, что вы правильно поняли все аспекты предложения, при необходимости задайте уточняющие вопросы. Не возбраняется внести встречное предложение, согласившись по устраивающим пунктам и предложив альтернативу спорным.

Оформляя текст письма-согласия, допустимо сразу же перейти к сути дела: ведь для получателя это будет приятной новостью, и к тому же сэкономит его время. Далее разъясните необходимые нюансы, уточните детали.

Грамотное составление текстов коммерческих предложений и ответов на них значительно повысит бизнес-эффективность любого предпринимателя или организации.

Запрос предложений по 44-ФЗ

С 1 января 2022 года Запрос предложений упразднен (Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ). Актуальными процедурами являются: электронный конкурс, электронный аукцион, электронный запрос котировок, закупка у единственного поставщика.

Запрос предложений — это способ определения поставщика, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения и документации.

Чтобы найти компанию, которая выполнит крупный заказ на наиболее выгодных условиях, часто используется проведение запроса предложений. С помощью этой формы конкурсного отбора ищут поставщиков, подрядчиков и исполнителей для крупных государственных проектов.

Это очень эффективный метод, потому что заказчик получает десятки интересных заявок, а выигрывает та компания, которая сделала наиболее выгодное предложение.

Статистика запроса предложений

Если мы обратимся к словарю, то прочитаем, что запрос предложений — это документ, издаваемый компанией, заинтересованной в приобретении товаров или услуг. В этом документе заказчик декларирует требования к этим самым товарам или услугам, а также есть ли среди них приоритеты. Если же говорить в контексте нашей темы, то запрос предложений по 44-ФЗ — это, в целом, весь процесс выбора подрядчика. Он включает множество этапов от публикации требований до подписания договора.

В случае, если Вы нуждаетесь в помощи при составлении ценового предложения или не уверены в правильности заполнения, Вы можете воспользоваться нашей услугой тендерного сопровождения или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Читайте также:
Виды специальных банковских счетов

Проведение запроса предложений по 44-ФЗ

Закон строго определяет ситуации, в которых разрешено искать исполнителя заказа с помощью этого метода. Необходимость этой меры обусловлена спецификой процесса. Только для заключения определенных видов контрактов разрешается использовать торги в виде запроса предложения по 44-ФЗ (статья 83):

Купля-продажа образцов народного творчества и художественных промыслов, у которых есть соответствующий сертификат регистрации.

Поставка товаров, необходимых для Олимпийской и паралимпийской сборных России, например, участие в тендере на поставку спортивного инвентаря, формы и т.д.

Купля-продажа лекарственных средств для конкретного человека. Согласно правилам такого рода сделки, препараты должны быть назначены врачебной комиссией, а решение – быть зафиксировано документально. Как правило, в первую очередь, закупка происходит путем заключения контракта с единственным поставщиком на сумму до 200 тыс. руб., а затем — с помощью открытого запроса предложений. Если сумма разных лекарственных препаратов в составе одного лота превышает максимальную сумму, часть из них должна быть исключена.

Договоры, которые были расторгнуты в официальном порядке по той или иной причине, при условии, что новый контракт будет учитывать долю выполненных обязательств по старому соглашению. От этого напрямую зависит цена.

Защита интересов РФ в случае иска, поданного в суд иностранного государства физическим лицом.

При условии, если повторный конкурс или электронный аукцион не состоялись, можно провести запрос предложений.

Многие юристы считают, что такой широкий спектр конкурентных направлений государственных закупок – условие заключения наиболее выгодного контракта. Конкуренция вынуждает участников делать коммерческие предложения, которые заинтересуют заказчика благодаря заниженной цене.

Открытый запрос предложений

Согласно закону, условия тендера и документация размещаются в открытом доступе. Однако, если заказчик хочет получить заявки от определенных организаций и заключить контракт с одной из них, он может послать извещение о проведении закупки.

Единственное условие — не менее полутора лет успешного сотрудничества, подтверждением которого считаются заключенные контракты в отношении тех же объектов закупок, условия которых были выполнены сторонами.

Если запрос предложения по 223-ФЗ или 44-ФЗ проводится повторно, заказчик имеет право послать извещения только тем организациям, которые участвовали в выборе исполнителя расторгнутого контракта.

После того, как извещение попало в информационную систему или разослано потенциальным участникам, его содержание не может быть изменено. Несостоявшимся тендер признается, только если заказчик получил единственное предложение или вовсе ни одного.

Заключение контракта может быть отсрочено и отменено, если:

на одну из сторон наложены судебные санкции;

в случае наличия обстоятельств непреодолимой силы;

В случае, если одна из сторон сообщает другой о такого рода обстоятельствах, подписание контракта откладывается на срок, необходимый для их устранения, но не более, чем на 30 дней.

Форма или образец заявки на участие в запросе предложений по 44-ФЗ или 223-ФЗ не предусмотрены.

Хотите настроить тендерные продажи в вашем бизнесе?

без найма новых сотрудников, с гарантией результата

Сроки проведения и разъяснения по ходу закупки

Процедура определения исполнителя крупного государственного заказа сложна и может показаться запутанной и непонятной. Мы выделим этапы, чтобы наглядно продемонстрировать прозрачность данного вида закупки.

  1. В первую очередь, заказчик формирует комиссию, которая будет рассматривать все заявки участников и вынесет окончательное решение о победителе тендера;
  2. Подготовка документации и проекта контракта, составление извещения, его утверждение и размещение. Согласно статье 83, сроки размещения заявки строго регламентированы: не позднее, чем за 5 дней до даты проведения закупки;
  3. Прием заявок на участие в запросе предложений по 44-ФЗ, внесение изменений или отзыв поданных заявок до момента вскрытия конвертов и открытия доступа к ним. Заявки на участие подаются в письменном виде и включают в себя документы, указанные в документации;
  4. Рассмотрение заявок: конверты с письменными заявками вскрываются, а к электронным заявкам открывают доступ. Заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям документации, участники, которые таким требованиям не соответствуют, отклоняются, их предложения не оцениваются. По результатам рассмотрения составляется и размещается в день вскрытия конвертов в ЕИС выписка из протокола проведения запроса предложений с указанием причин отстранения участников от дальнейшего участия (если таковые имеются). После того, как все допущенные заявки оценены в соответствии с критериями, установленными в документации, комиссия фиксирует результаты в виде таблицы, которая включается в протокол проведения закупки, где указываются условия, цена и прочие критерии оценки каждой из допущенных заявок. Аудиозаписи вскрытия конвертов или открытия доступа к заявкам на участие и окончательным предложениям обязан обеспечить заказчик или организатор торгов. Более того, любой участник может проводить аудио- и видеосъемку;
  5. Оглашение заявки, признанной лучшей: ее условия, стоимость и преимущества. После этого всем участникам запроса предложений предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения торга. Если открытый запрос предложений признан несостоявшимся, потому что была подана только одна заявка для участия, ее содержание также оглашается. Участники, подавшие окончательные предложения, вправе присутствовать при процедуре вскрытия конвертов с окончательными предложениями и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов предложениям;
  6. На основании окончательных предложений из всех участников определяется победитель данного вида закупок. Критерии оценки запроса предложений по 44 ФЗ регламентированы в статье 32:
    — цена контракта;
    — расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
    — качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
    — квалификация участников, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

На этой иллюстрации отражена основная информация о том, как проходит участие в открытом запросе предложений (комментарии и разъяснения – на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации):

Схема проведения запроса предложений

Документация запроса предложений

Извещение и документация должны содержать следующую информацию:

основную информацию о Заказчике (наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты и пр.), условиях контракта, заключаемого по результатам тендера, код закупки, имеющиеся ограничения участия в ней в соответствии с законодательством РФ, информацию об обеспечении заявки и обеспечении исполнения контракта и порядке их внесения;

требования к участникам, а также исчерпывающий перечень документов, которые должны быть включены в заявку и язык, на котором они должны быть составлены;

точные сроки каждого этапа запроса предложений: время вскрытия заявок, их рассмотрения и оценки;

порядок подачи документов для участия (место, время и форма: бумажная или электронная);

необходимость оплаты доступа к документации о проведении запроса предложений;

преимущества, предоставляемые Заказчиком в соответствии со статьями 28-30 44-ФЗ;

обозначение и обоснование начальной максимальной цены контракта и описание объекта закупки;

возможность или невозможность изменения заказчиком условий контракта (качества, количества или цены товаров, стоимости услуг);

порядок проведения закупки и критерии оценки заявок на участие: от самых важных к незначительным;

проект контракта. Информация о договоре, который будет заключен по итогам процедуры: ответственные лица, сроки подписания, условия признания победителя и срок сотрудничества с ним.

Типовая документация запроса предложений почти не отличается от других закупок. Принципиальная разница в том, что Заказчику запрещено вносить изменения в документы после их опубликования.

Чем запрос предложений отличается от других видов закупок?

Запрос предложений отличается, например, от открытого конкурса лишь возможностью улучшить свое предложение путем направления заказчику окончательных предложений, тем самым увеличив свои шансы на победу. В остальном данный вид тендера идентичен конкурсу (основные требования к участникам установлены в 44-ФЗ, используются критерии оценки заявок и пр.)

От электронного аукциона отличается формой и порядком проведения закупки, от запроса котировок — порядком определения победителей. Так же как и в конкурсе, в запросе предложений оценивается не только цена, но и квалификация, технические и экологические характеристики товара или услуги, тогда как в запросе котировок единственным критерием оценки является цена контракта.

©ООО “РусТендер”

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника – tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Как запросить коммерческие предложения для обоснования НМЦК

Запрос коммерческих предложений — это самый простой способ получить актуальную информацию о ценах и характеристиках товара или услуги, что необходимо для расчета НМЦК по методу анализа рынка.

Самый востребованный способ определения начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) — это анализ рынка. Собирается ли бюджетная организация воспользоваться одним из конкурентных методов закупок или же рассматривает вариант приобретения товара или услуги у единственного поставщика — не имеет значения, ведь, в соответствии с действующим законодательством (ст. 22 44-ФЗ), необходимо предоставить обоснование НМЦК. Для того чтобы сделать это без нарушений, заказчику потребуется найти актуальные ценовые данные. Для этого необходимо собрать ряд коммерческих предложений от различных поставщиков, предлагающих искомый товар или услугу.

Коммерческие предложения в закупках

Для определения НМЦК бюджетная организация, которая выступает в роли заказчика, должна запросить коммерческие предложения минимум у пяти потенциальных исполнителей. В качестве ответа она должна получить как минимум три ценовых письма с описанием товаров или услуг, отвечающих всем заявленным в плане закупки условиям.

Основной целью является сбор действующей ценовой информации с целью последующей ее аналитики. По результатам тщательного анализа и выводится НМЦК.

Содержательная часть образца заявки на коммерческое предложение по правилам 44-ФЗ и Приказа Минэкономразвития № 567 должна соответствовать законодательно установленным требованиям и включать фактическую информацию:

  1. Максимально точное и подробное описание закупаемых товаров, работ или услуг. Это подразумевает и количественные данные, и единицу измерения, и объем выполняемых работ.
  2. Ряд заглавных условий из проекта контракта — все, что касается особенностей поставки, оказания услуг или специфических характеристик работ. Также отмечаются пункты оплаты и обеспечения контракта и необходимая гарантийная информация о закупаемых товарах, работах или услугах.
  3. Пояснения о том, что предоставленная ценовая информация указывает конкретную реальную стоимость запрашиваемых заказчиком товаров, работ или услуг и не является основанием для последующего заключения договорных отношений.

Вот пример запроса коммерческого предложения по 44-ФЗ.

Как ответить на запрос КП

Когда заказчик в поиске трех поставщиков для расчета НМЦК планируемой закупки рассылает письмо, ему приходят официальные ответы от выбранных организаций. Ответ — это документ на официальном бланке поставщика, заверенный «живой» печатью и подписью руководителя, финансового директора или главного бухгалтера. Он включает в себя информацию:

  • полные реквизиты предприятия;
  • актуальную цену предоставляемого товара или услуги;
  • полное описание включенных в стоимость услуг с конкретными характеристиками и плановыми сроками выполнения, если подразумеваются определенные виды работ.

Ответ носит исключительно информационный характер и не является прямым побуждением к заключению коммерческого договора.

Срока действия полученные данные о стоимости не имеют. Это необходимо отметить в ответе. При использовании этого материала для расчетов в будущих периодах текущая цена про индексируется в соответствии с коэффициентом пересчета.

Запрос коммерческих предложений по 223-ФЗ

Если бюджетное учреждение оказывает дополнительные услуги населению, то есть ведет предпринимательскую деятельность и получает официальный доход, оно имеет вправе вывести часть закупок из-под жестких регламентаций 44-ФЗ и воспользоваться более лояльным к бюджетным заказчикам 223-ФЗ. Образец, как сделать запрос на коммерческое предложение в этом случае составляется аналогично 44-ФЗ. Принципиальных различий нет.

Стоит различать конкурентный способ определения поставщика и непосредственно запрос ценовой информации для проведения конкурса или аукциона по ФЗ-223. Данные о стоимости товаров, работ и услуг запрашиваются с той же целью, что и в ФЗ-44 — для выявления актуальных цен и определения НМЦК.

На основании этого закона действует дополнительный конкурентный способ определения поставщиков, именуемый запросом предложений. Заказчик размещает в системе извещение о проводимой закупке и подробно указывает всю необходимую информацию. В торги приглашаться определенные исполнители, соответствующие техническим критериям заказчика. В процедуре вправе участвовать любая организация, которая удовлетворяет требованиям организатора закупки. Затем идет прием, рассмотрение и финальная оценка заявок. Членами комиссии учитываются как минимум два установленных критерия для оценки. В результате, по итогам процедуры, заключается контракт с тем поставщиком, который предложил самые выгодные условия. Итог ЗП отражается заказчиком на официальном сайте в открытом доступе.

Этот способ применяется при расторжении заказчиком действующих контрактов или же при повторном проведении конкурентных способов (конкурс, аукцион) и признании их несостоявшимися.

Важные пункты в запросе коммерческого предложения по 44-ФЗ: правила составления и образец для скачивания

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Каким образом при проведении закупки у единственного поставщика, в частности по п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, формируется цена контракта (заказчиком является федеральное государственное бюджетное учреждение науки)? Необходимо ли запрашивать и составлять коммерческие предложения?

Каким образом при проведении закупки у единственного поставщика, в частности по п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, формируется цена контракта (заказчиком является федеральное государственное бюджетное учреждение науки)?
Необходимо ли запрашивать и составлять коммерческие предложения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В приведенной ситуации заказчик не обязан обосновывать цену заключаемого контракта каким-либо способом, в том числе путем запроса и сопоставления коммерческих предложений.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных данным Законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем, далее – контрагент), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения одного или нескольких методов, перечисленных в этой статье. Иными словами, приведенная норма обязывает заказчика обосновывать цену контракта, в том числе заключаемого с единственным контрагентом, в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
Как следует из ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 части 1 данной статьи, заказчик обязан определить и обосновать цену контракта в порядке, установленном данным законом. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных указанной частью, контракт должен содержать обоснование цены контракта.
Как видим, осуществление закупки на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ к числу упомянутых в ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ случаев не относится. Соответственно, в приведенной ситуации заказчик не обязан обосновывать цену контракта, заключаемого с единственным контрагентом на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в том числе используя метод сопоставимых рыночных цен, предполагающий запрос коммерческих предложений поставщиков.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
– Энциклопедия решений. Определение и обоснование цены контракта с единственным поставщиком по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

22 января 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Запрос цен по 44-ФЗ и 223-ФЗ в ЕИС: что это за процедура и стоит ли в ней участвовать в 2022 году?

На одном из этапов организации торгов заказчики в обязательном порядке определяют и обосновывают начальную максимальную цену контракта (НМЦК). Делают они это на основании коммерческих предложений, полученных минимум от трех поставщиков, и используя метод сопоставимых рыночных цен (ст. 22 44-ФЗ). А для этого заказчики должны сформировать запросы и направить их исполнителям, руководствуясь Рекомендациями, которые дает Минэкономразвития в своем Приказе № 567.

Запрос цен, что это такое?

Запросом цен называют конкретную закупочную процедуру, которая проводится в соответствии с 223-ФЗ, на основании данной процедуры заказчик может выкладывать на сайте ЕИС, созданное информационное приглашение. Данное приглашение содержит в себе приглашение на участие, благодаря которому происходит определение необходимого поставщика. Эти действия выполняются для дальнейшего обеспечения приобретения требуемых ТРУ. Существуют и другие названия этого способа закупки — мониторинг цен, запрос ценовых котировок или просто запрос котировок.

Заказчик размещает информацию о заказе, а потенциальный исполнитель, соглашаясь с условиями тендера, подает заявку на заключение контракта. В результате у организации-заказчика образуется ряд предложений, среди которых ему и предстоит сделать выбор наиболее выгодной в ценовом отношении заявки.

Запрос цен проводится как в бумажном, так и в электронном виде. Он может быть открытой или закрытой процедурой, проводиться с переторжкой или без. Возможны ситуации проведения предварительного ценового отбора и определения нескольких победителей торгов.

Проведение мониторинга цен регулируется положением о закупках заказчика, в котором прописаны основные требования к заказу, порядок подготовки закупочной документации и извещения, ключевые условия торгов, регламент заключения договоров.

Правила проведения закрепляются в положении заказчика. Процедура проводится в случаях:

  • если максимальная сумма заказа не превышает 10 млн руб.;
  • если он имеет как минимум трех потенциальных исполнителей;
  • если заказчиком выступает самофинансируемая государственная организация, муниципальное или бюджетное учреждение, которые проводят торги, используя внебюджетные средства.

Какие нормативные правовые акты регулируют данный вопрос?

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Как определяется победитель?

Чаще всего победителем в запросе цен признают, предложившее наиболее низкую цену договора.

Окончательный порядок определения победителя устанавливается только положением о закупках заказчика.

Какой срок необдходимо установить для подачи заявок на запрос цен?

Срок подачи заявок устанавливается только положением о закупках заказчика, это никак не регулируется законодательством.

Отличие запроса цен от аукциона при предложении цены договора, в чем отличие?

В отличие от аукциона в запросе цен ценовое предложение участником подается один раз в составе заявки и не может быть изменено.

Зачем проводится запрос коммерческих предложений?

Закупка может проводиться любым доступным способом, но независимо от принятого сценария, заказчики обязательно должны осуществлять обоснование начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Сформированная по итогу этих действий сумма будет использоваться при составлении всей закупочной документации: извещении, проекте контракта и в приглашениях на участие в торгах, которые направляются потенциальным исполнителям.

Обоснование НМЦК производится по правилам и в порядке, изложенным в статье 22 44-ФЗ. Для каких целей необходим запрос ценовой информации:

  1. Происходит эффективное расходование государственных денежных средств, выделяемых заказчикам на проведение торгов;
  2. к закупке привлекаются надежные поставщики;
  3. запрос является дополнительной гарантией, что для нужд государственных и муниципальных заказчиков будут поставлены качественные товары.

В части 1 статьи 22 44-ФЗ описаны методы, с помощью которых может определяться НМЦ контракта:

  • сопоставимых рыночных цен;
  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный.

Неслучайно метод сопоставимых рыночных цен расположен в самом верху данного списка: он является самым часто используемым среди заказчиков и означает, что в процессе определения цены будет проводиться анализ рынка поставляемых товаров или услуг.

При определении и обосновании НМЦК заказчики должны руководствоваться Рекомендациями № 567, которые разработало Минэкономразвития, для того чтобы придать процедуре единый и стандартный для всех закупающих организаций вид. На основе этих рекомендаций формируется база необходимых сведений.

Ориентируясь на алгоритм действий, который предлагает ведомство заказчикам, необходимо запрашивать не менее 5-ти коммерческих предложений. При этом, если от поставщиков поступит больше, чем 3 ответа, то при дальнейших расчетах во внимание будут браться наименьшие ценовые показатели товаров или услуг.

Заказчики запрашивают коммерческие предложения, а поставщики эти предложения им направляют, в результате чего формируется документ, который подтверждает стоимость товаров или услуг, которые являются объектом торгов. Проще говоря, мы понимаем, что организатор взял цены не «с потолка», а опирался на реальную стоимость продукции, которая существует на рынке и актуальна на срок проведения закупки. При этом товары и услуги должны соответствовать указанным характеристикам.

Поставщики должны понимать, что получая от заказчика запрос на подачу информации о цене продукции, они не обязаны будут принимать участие в торгах и заключать договор. Участвовать в мероприятии они могут на свое усмотрение.

Чтобы получить бесплатную консультацию по подготовке тендерной документации — просто заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78

Этапы проведения запроса ценовой информации (коммерческих предложений)

Итак, мы выяснили, что для получения информации о цене объекта закупки, заказчики должны сформировать соответствующий запрос и направить его организациям, которые занимаются поставкой необходимых товаров или оказанием услуг.

Несмотря на то, что достаточным окажется всего 3 ответа от поставщиков, заказчикам лучше разослать более 5-ти запросов, так как кто-то может не ответить на полученное письмо (ведь никто не обязывает поставшика отвечать на такой запрос, и его молчание никак не будет преследоваться законом).

Как заказчик выбирает поставщиков, которым будет направлять запрос на подачу ценовой информации? Все очень просто, инструкция дается в пункте 3.7 Приказа № 567, именно ее должна придерживаться закупающая сторона:

  1. Запросы направляются тем организациям, которые за предыдущие 3 года имели опыт аналогичных поставок (это может быть поставщик, с которым ранее уже работал заказчик, и заслужил его доверие).
  2. Сведения о такой организации не должны быть включены в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Заказчики могут следовать такому алгоритму, когда будут формировать и отправлять коммерческие запросы исполнителям:

  1. Подготовить описание объекта закупки. Это необходимо сделать настолько подробно, насколько это возможно, чтобы поставщик смог ответить корректно, и у него не возникало дополнительных вопросов. В письме нужно указывать качественные и количественные параметры закупки, условия поставки (сроки, адреса отгрузки и т.д.), потому что от них будет зависеть конечная цена контракта.
  2. Обозначить круг потенциальных исполнителей для закупки товаров или услуг. При поиске возможных исполнителей можно обратиться к открытым базам данных и каталогам, а также реестрам контрактов в Единой информационной системе (ЕИС).
  3. Сформировать официальный запрос на предоставление информации о цене контракта.
  4. Направить утвержденным адресатам запрос по email или выбрать любой другой удобный вариант.
  5. Получить ответы и проанализировать их.
  6. Рассчитать НМЦ контракта.

Согласно 44-ФЗ заказчики могут запрашивать ценовую информацию путем размещения такого запроса в ЕИС:

Перейдите по ссылке на сайт zakupki.gov.ru и посмотрите, как все это выглядит на практике.

Данная мера облегчает работу заказчикам, так как в некоторых случаях отпадает необходимость «вручную» искать таких исполнителей. При этом в извещении о закупке нужно обязательно отразить дату, которая будет финальной при поставке товаров или оказании услуг.

В целях сбора необходимых сведений заказчик может воспользоваться не каким-то одним, а сразу двумя названными способами: одновременно разослать коммерческие письма поставщикам и опубликовать запрос на информирование о цене в Единой системе. Законодательство не запрещает комбинировать эти варианты.

Если же после формирования запроса и рассылки писем по электронной почте или размещения в ЕИС необходимые сведения не были получены, то осуществить анализ предложений можно на основании уже отработанных контрактов, объектом которых были подобные товары или услуги. Такую информацию можно взять из Реестра контрактов в ЕИС.

При определении НМЦ контракта заказчики не могут брать во внимание сведения, полученные от анонимных поставщиков, а также те, которые не соответствуют необходимым условиям.

Требования к запросу коммерческого предложения

В пункте 3.10 Приказа № 567 описаны требования, которым должны соответствовать запросы на получение коммерческих писем. В данном документе должны быть отражены следующие пункты:

  1. Описание объекта торгов, объемы предполагаемой к закупке продукции, единица измерения (либо весь спектр необходимых услуг и работ).
  2. Информация, которая служит для определения идентичности товаров и услуг, которые предлагают потенциальные исполнители.
  3. Ключевые положения будущих контрактных обязательств, которые будут включены в госконтракт, время и адрес отгрузки продукции, сумма обеспечительных мер, порядок денежного перевода.
  4. Крайний срок, за который нужно успеть подать коммерческое предложение.
  5. Наименование и реквизиты организации заказчика.
  6. Номер запроса, согласно внутреннему учету документации.
  7. Дата направления запроса.
  8. Наименование и реквизиты организации поставщика.

Вместе с запросом дополнительно должно идти уведомление о том, что коммерческое предложение не накладывает на исполнителя обязательства по заключению контракта. Также необходимо указать, что сведения, предоставленные поставщиком, должны позволить однозначно определить предложенные товары и услуги, а также период действия данного предложения о цене.

Запрос о ценовом информировании должен подписать руководитель организации или уполномоченный сотрудник (например, главный инженер). Чаще всего документ оформляется на фирменном бланке компании.

При размещении в ЕИС документ подписывается электронной подписью. Пример ценового запроса можете посмотреть по ссылке.

При направлении письма через email желательно дополнительно созвониться с поставщиком и поставить его в известность об отправке документа, так как файл может попасть в папку «Спам» и попросту затеряется, или же на сайте могут быть размещены неактуальные контакты.

Также в письме можно использовать дополнительные формулировки, которые бы стимулировали поставщика на предоставление нужной коммерческой информации.

Чтобы получить бесплатную консультацию по подготовке тендерной документации — просто заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78

Требования к ответу на запрос

Поставщик готовит коммерческое предложение на своем фирменном бланке и подает в утвержденное время. В данный документ должны быть включены следующие пункты:

  1. Наименование и реквизиты организации(ИНН, КПП, наименование, фактический и юридический адрес, контакты для обратной связи и т.д.).
  2. Стоимость запрашиваемых товаров или услуг, которая соответствует реальной цене на рынке.
  3. Информация о том, что все затраты на доставку, отгрузку и др. были включены в стоимость приобретаемых товаров.
  4. Время действия подаваемого коммерческого предложения.
  5. Дата отправки коммерческого предложенияи его исходящий номер.

Документ заверяется подписью руководителя и ставится официальная печать, если поставщик работает с печатью.

Заказчики неохотно рассматривают коммерческие предложения без официальной печати, так как в рекомендациях Минэкономразвития это условие прописано.

Поставщика не могут на основании подачи коммерческого предложения обязать к заключению контракта, но дополнительно он может прописать в тексте документа формулировку, что данное коммерческое предложение не является публичной офертой, эта мера еще больше его подстрахует от неприятных ситуаций.

Ввиду того, что цены на рынке постоянно меняются, коммерческое предложение должно иметь ограниченный период действия. Рост цен связан с повышением стоимости расходных материалов, ГСМ, запчастей и т.д., поэтому поставщикам приходится самим повышать цены на продукцию, такова ценовая политика. Поставщик на свое усмотрение может указывать суммы в отношении поставляемых товаров или услуг. Чаще всего в содержании коммерческого предложения пишется дата, до которой названные цифры будут являться актуальными.

Если в коммерческом предложении будет отсутствовать временной период, то документ будет считаться бессрочным. Но в пункте 3.14 Рекомендаций Минэкономразвития № 567 говорится, что основываться необходимо на тех письмах, которые были получены не позднее, чем за 6 месяцев до осуществления анализа рынка. Поэтому при организации торгов нужно запрашивать от поставщиков только реальные на ближайшее время цены.

Однако существуют исключения, когда заказчики вправе руководствоваться старой информацией из коммерческих писем. При этом более современные цены на продукцию и услуги пересчитываются с учетом поправочного коэффициента (методика таких исчислений описана в п.3.18 Рекомендаций).

В большинстве случаев информационное письмо подается через указанный заказчиком email, но он может указать и другой удобный для себя способ получения коммерческих предложений.

Образец ответа на запрос коммерческого предложения можете посмотреть, перейдя по ссылке.

В Методических рекомендациях говорится, что заказчики должны обеспечить хранение полученных сведений наравне с остальной документацией, касающейся закупочного мероприятия. Это могут быть не только оригиналы коммерческих предложений, но и скриншоты экрана, на которых видны тексты писем и даты их отправки.

Заключение

Итак, запрос ценового информирования о продукции или услугах осуществляется для того, чтобы можно было корректно проанализировать рынок и правильно определить и обосновать НМЦК, используя метод сопоставимых цен на рынке.

Этапы подготовки и направления запроса изложены в Рекомендациях Минэкономразвития № 567, которыми должны пользоваться закупающие организации. Расчет НМЦК производится на основании требований, указанных в ст.22 44-ФЗ.

Заказчик вправе самостоятельно искать поставщиков для получения необходимых сведений (что называется «в ручном режиме») или разместить запрос цен на официальном Портале закупок (ЕИС).

Направляя коммерческое предложение, исполнитель всего лишь информирует заказчика, отвечает на его вопрос, что не обязывает его заключать данный контракт. Безусловно, он может принять участие в закупке, но по собственному желанию, если она ему интересна.

Поставщики могут и не отвечать на полученный запрос, никакие штрафы за это законодательством не предусмотрены. Но нужно понимать, что участвуя в запросе цен, исполнители тем самым повышают статус своей компании, заявляют о себе противоположной стороне, вызывают доверие и подтверждают собственную надежность. Заказчики будут относиться к таким поставщикам более лояльно, а в некоторых случаях, возможно, отдадут предпочтение кому-то из таких компаний, когда нужно будет заключить контракт с единственным поставщиком по ст.93 44-ФЗ.

Кроме этого, участвуя в таком запросе, поставщик способен влиять на стартовую цену закупки.

ЗАПРОС о предоставлении ценовой информации

Как обосновать НМЦК промышленных товаров, чтобы контракт попал в квоту

Воспользуйтесь образцом запроса коммерческого предложения в статье, чтобы контракт попал в квоту. Для этого составьте и направьте такой запрос производителям отечественных товаров. Закупка войдет в отчет по квотам, только если ее НМЦК обоснована на основе ГИСП и коммерческих предложений производителей отечественного товара. Пошаговый разбор обоснования НМЦК.

В связи с началом действия в 2021 году требования об обязательной минимальной доле закупок, заказчики вынуждены закупать промышленные и радиоэлектронные товары преимущественно у отечественного производителя. Но, чтобы подготовить закупку по требованиям постановления Правительства от 03.12.2020 № 2014, необходимо в особом порядке обосновать начальную максимальную цену контракта.

Чтобы рассчитать начальную максимальную цену контракта для целей квотирования и впоследствии контракт был засчитан в ежегодный отчет по данному постановлению, воспользуйтесь пошаговой инструкцией, которую мы подготовили на основании разъяснений Минпромторга (gisp.gov.ru/news/14074908). Разъяснения размещены на официальном сайте Минпромторга 1 февраля 2021.

Пошаговая инструкция обоснования НМЦК по квотируемым закупкам

Для того чтобы обосновать НМЦК закупки по квотируемому товару, выполните последовательно шаги, которые мы приводим ниже.

Шаг 1. Найдите продукцию в реестрах, которые размещены в ГИСП.Поиск доступен по наименованию, ОГРН, ОКПД2 и ТНВЭД:
— Реестр евразийской промышленной продукции;
— Реестр промышленной продукции, произведенной на территории России;
— Единый реестр российской радиоэлектронной продукции.

Шаг 2. Отправьте запрос о цене поставщику промышленной продукции. Используйте контактные данные в карточке промышленного предприятия ГИСП. Когда направляете запрос, руководствуйтесь функциональными, техническими, качественными, эксплуатационными и иными характеристиками товаров из КТРУ.

Смотрите в образце, как правильно составить запрос на предоставление коммерческого предложения на примере поставки диктофонов по коду ОКПД2: 26.40.32.190 «Аппаратура для записи звука прочая».

ЗАПРОС о предоставлении ценовой информации на поставку диктофонов для нужд МБУ «Наука»

194044, г. Санкт­Петербург,

наб. Выборгская, д. 45, лит. Е, оф. 1­Н

Заказчик: Муниципальное бюджетное учреждение «Наука».

Объект закупки: Поставка диктофонов для нужд МБУ «Наука».

Сведения о товаре:

Основные условия исполнения контракта:

Адрес поставки товара: 115555, город Москва, улица Мичурина, дом 112, строение 4.

Срок поставки товара: в течение 10 дней с даты заключения контракта.

Гарантия качества: не менее двух лет с даты поставки.

Предполагаемый срок проведения процедуры закупки: май 2021 года.

Срок предоставления ценовой информации: до 20 апреля 2021 года.

Просим всех заинтересованных лиц представить свои предложения по цене поставки товара по прилагаемой форме (приложение 1) и направить их в письменной или электронной форме.

Адрес предоставления ценовой информации: Российская Федерация, 115555, город Москва, улица Мичурина, дом 112, строение 4, кабинет 3.

Адрес электронной почты для предоставления сканированных копий писем: zakupki@nauka.ru.

Контактные лица: Сергей Михайлович Власов, тел.: 8 (495) 555­55­55,
vlasov_zakupki@nauka.ru.

Информируем, что направленные предложения не будут рассматриваться в качестве заявки на участие в закупке и не дают в дальнейшем каких­либо преимуществ для лиц, подавших указанные предложения.

Настоящий запрос не является извещением о проведении закупки, офертой или публичной офертой и не влечет возникновения каких­либо обязательств заказчика.

Из ответа на запрос должны однозначно определяться цена единицы товара и общая цена контракта на условиях, указанных в запросе, срок действия предлагаемой цены, расчет такой цены с целью предупреждения намеренного завышения или занижения цены товара, страна происхождения товара.

Предложение по цене и количеству товара:


п/п
Наименование и характеристики товара Товарный знак (при наличии) Наименование страны происхождения товара Количество Цена, руб. Сумма, руб.
1

Расчет общей цены контракта:

Срок действия предлагаемой цены:

Ф. И. О., должность руководителя участника закупки

(подпись) (расшифровка подписи)

Директор МБУ «Наука»

С.К. Звягинцев
(подпись) (расшифровка подписи)

Если компаний для определения НМЦК не хватает или сведения об организациях в ГИСП отсутствуют, то следует:
— зафиксировать, что нужная информация отсутствует или представлена не в полном объеме (сделать скриншот из ГИСП) в целях будущего обоснования для отчета о невыполнении установленной минимальной доли;
— направить информацию об отсутствии необходимых сведений в ГИСП в Минпромторг на почту: metod@minprom.gov.ru.

Шаг 3. Получите коммерческое предложение от поставщика либо производителя. Рассчитайте НМЦК методом сопоставимых рыночных цен по статье 22 Закона № 44-ФЗ.

Производитель товара из ГИСП может проигнорировать запрос.

Производитель из Государственной информационной системы промышленности в произвольной форме составляет ответ на ценовой запрос заказчика в отношении квотируемого товара. Нормативно не утверждены форма и содержание такого ответа. При обосновании цены контракта рыночным методом заказчик учитывает две особенности (п. 3 постановления № 2014):
— идентичность и однородность продукции определяет по товарам из ЕАЭС и характеристикам по КТРУ;
— направляет ценовые запросы производителям, сведения о которых есть в ГИСП.
Производитель не обязан отвечать на ценовые запросы.

Определение НМЦК по квоте станет проще

Совсем скоро по квотируемым закупкам заказчики смогут определять начальную максимальную цену не только по сведениям из ГИСП, но и по рыночным ценам. То есть заказчикам легально разрешат обосновывать НМЦК по квотируемым закупкам другими способами в рамках анализа рынка. Напомним, что это может быть общедоступная информация из публичных источников либо сведения об уже исполненных контрактах без штрафов и пеней за последние три года. Согласно поправкам, заказчик при определении НМЦК на квотируемый товар должен будет ориентироваться на ценовую информацию организаций из ГИСП только в том случае, если в системе есть информация о трех и более производителях такого товара.

Когда ценовой информации по данным ГИСП недостаточно, заказчик будет направлять запрос ценовой информации иным участникам рынка или использовать из единой информационной системы сведения о цене по контрактам, которые исполнены за последние три года без санкций. К иным участникам рынка отнесены предприятия, которые обладают опытом поставок квотируемых товаров.

Сейчас при обосновании НМЦК рыночным методом заказчики принимают во внимание следующие особенности:
— учитывают товары из ЕАЭС и характеристики по КТРУ, когда определяют идентичность и однородность продукции;
— ценовые запросы направляют производителям, сведения о которых есть в ГИСП.

Такие правила прописаны в пункте 3 постановления Правительства от 03.12.2020 № 2014.

Как изменения отразятся на ежегодном отчете по квотам

Чтобы контракт вошел в квоту и был зачислен в отчет, мало обосновать начальную цену корректно. Кроме этого, вы еще обязаны провести закупку с ограничениями допуска иностранных товаров. Если не получилось закупить отечественный товар по итогам такой закупки, вносите обоснование и причину недостижения квоты в отчет. В проекте изменений постановления № 2014 Минпромторг также добавил еще один код причины — «03», по которой заказчик обосновывает в отчете, почему не достиг необходимого процента квоты (подп. «ж» п. 10 Положения о содержании и форме отчета по постановлению от 03.12.2020 № 2014).

Взаимодействие поставщика с заказчиком до подведения итогов процедуры

На всех этапах осуществления закупочной деятельности для надлежащего проведения процедур требуется постоянное взаимодействие заказчика/организатора закупок и поставщика (подрядчика, исполнителя). Особенно важно такое общение до момента определения победителя процедуры во избежание недопонимания и споров в дальнейшем. Многие потенциальные контрагенты пренебрегают своими правами (порой по незнанию) и сводят к минимуму взаимодействие с организаторами процедур, что, в свою очередь, может привести к неправильному понимаю процесса закупок и хозяйственных потребностей заказчика.

Рассмотрим основные способы взаимодействия организатора закупок и их участников.

Направление (запрос) коммерческих предложений

При проведении закупок организаторы торгов часто сталкиваются с проблемой грамотного формулирования в закупочной документации и описания собственных потребностей в товарах, работах или услугах (далее – ТРУ), соответствующих действующему законодательству о закупках.

Запрос (или направление) коммерческих предложений – один из основополагающих этапов закупки, на котором у заказчика формируются более четкие представления о функциональных характеристиках необходимой продукции, о цене за единицу товара (работы или услуги), а также сроках поставки (выполнения работ, оказания услуг).

Для определения НМЦД организаторы закупок зачастую используют метод сопоставимых рыночных цен ТРУ: на основании полученных предложений контрагентов можно легко рассчитать цену за единицу нужной продукции, а в дальнейшем определить и общую стоимость исполнения обязательств по договору.

Коммерческое предложение направляется:

  • по запросу от организатора закупки (инициатора закупки)

Как правило, данный способ применим, когда организатор процедур либо инициатор закупки уже знаком с контрагентом и у них имеется положительный опыт делового общения в прошлом. Нередко организатор закупки, исследовав рынок интересующей продукции, обращается к новым поставщикам (подрядчикам, исполнителям) с просьбой о направлении своего коммерческого предложения.

  • самостоятельно поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

Стремясь расширить рынок сбыта своего товара (работы, услуги), контрагенты рассылают потенциальным заказчикам свои предложения о сотрудничестве с указанием актуальных цен ТРУ (таким образом, как правило, участники делового оборота узнают друг о друге). В тех случаях, когда поставщики (подрядчики, исполнители) давно работают на рынке и уже заранее могут предугадать хозяйственные потребности тех или иных заказчиков, контрагенты направляют свои предложения с действующими расценками на момент формирования закупочной документации.

Коммерческое предложение представляет собой информационное письмо (на фирменном бланке) контрагента о готовности к сотрудничеству с указанием цены товара, работы или услуги, региона поставки, сроках и условиях поставки. Для того, чтобы такое предложение можно было рассмотреть организатору процедур и учитывать при расчете НМЦД, в нем необходимо указать следующие данные:

– данные организации (наименование, адрес, ИНН, КПП, и др);

– дата письма, исходящий номер (при наличии), подпись и печать уполномоченного должностного лица со стороны контрагента;

– наименование, цена за единицу ТРУ, общая стоимость исполнения обязательств в рамках запроса заказчика (при необходимости указывается срок действия коммерческого предложения, в течение которого указанная цена будет актуальной);

– качественные и количественные характеристики ТРУ;

– контактные данные сотрудников, с кем можно связаться для уточнения информации.

Разъяснения закупочной документации (извещения)

В случае наличия непонятных пунктов в закупочной документации, контрагент вправе направить запрос на разъяснение закупочной документации согласно порядку, установленному конкретной процедурой [1] . Данный закупочный механизм представляет собой открытый диалог заинтересованного поставщика (подрядчика, исполнителя) и заказчика, с результатом которого можно в дальнейшем ознакомиться в ЕИС [2] . Главное, о чем следует помнить контрагенту, перед тем, как направить интересующий вопрос: заказчик вправе не осуществлять разъяснение в случае, если запрос поступил позднее, чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке. Разъяснения положений документации о конкурентной процедуре при этом не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора [3] . В противном случае, заказчику целесообразнее отменить процедуру, внести соответствующие коррективы и разместить новую закупку.

На практике, нередко бывают случаи, когда необходимые пояснения поставщики (подрядчики, исполнители) пытаются получить у заказчика по телефону, без временных затрат для направления соответствующего запроса. Следуя закупочным принципам ФЗ №223, участникам закупок и организаторам процедур следует придерживаться установленного Законом о закупках порядка предоставления разъяснений неясных пунктов документации. Обеспечивая прозрачность и открытость процедуры, в случае возникновения споров каждая из сторон может ссылаться корректность и своевременность направления запроса (или получения ответа в виде разъяснения). К тому же, неразмещение разъяснений положений закупочной документации (извещения) в ЕИС, которые организатор процедур может давать контрагентам в ходе телефонных переговоров, является нарушением ч. 11 ст. 4 ФЗ №223, поскольку такие сведения не доступны для ознакомления другим участникам закупки [4] .

При направлении запроса участник должен четко сформулировать интересующие его вопросы, а заказчик, в свою очередь, дать на них исчерпывающий и понятный ответ. В противном случае, пояснения без конкретизации неясных пунктов можно назвать пустой «отпиской».

Пример из практики

В УФАС на действия заказчика поступила жалоба участника конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение проектно-изыскательских работ по модернизации котельной. По мнению инициатора обращения, организатором торгов ненадлежащим образом исполнена предусмотренная ч. 3 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ обязанность по предоставлению разъяснений в ответ на поступивший запрос заявителя, в том числе, необоснованно не внесены изменения в документацию, упомянутые в ответе на запрос. Рассмотрев материалы дела, комиссия УФАС установила, что участник закупки направил заказчику запрос относительно сроков выполнения работ. Представленные организатором торгов разъяснения в виде единственной фразы: «в конкурсную документацию будут внесены изменения» являются ненадлежащими, так как не несут какой-либо информации по существу запроса, по сути не являются разъяснениями, кроме того, ввиду отсутствия внесенных в документацию изменений фактически организатором торгов в разъяснениях была представлена ложная информация, дезориентировавшая заявителя и возможных иных потенциальных участников закупки. В своем решении антимонопольный орган пришел к выводу о наличии нарушений в действиях заказчика по ненадлежащему исполнению предусмотренной ч. 3 ст. 3.2 ФЗ №223 обязанности по предоставлению разъяснений в ответ на поступивший запрос нарушений п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, ч. 3 ст. 3.2 ФЗ №223, выразившихся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (Решение Санкт-Петербургского УФАС от 19.05.2020 по жалобе № Т02-379/20).

Запрос недостающих документов по заявке

Согласно нормам ФЗ №223 заказчик в своем Положении о закупке и закупочной документации определяет критерии, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, которые применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора [5] .

Организатор процедур вправе предусмотреть в закупочных документах возможность затребовать на отборочной стадии от участников закупки разъяснения положений заявок и представления недостающих документов (при необходимости). При этом не допускается, как правило, следующее:

  • запросы или требования о представлении недостающих документов, направленные на изменение существа заявки, включая изменение коммерческих условий заявки (цены, валюты, сроков и условий поставки, графика поставки или платежа, иных коммерческих условий) или технических условий заявки (перечня предлагаемой продукции, ее технических характеристик, иных технических условий) [6] . Однако, если данное право не указано ни в Положении о закупке, ни в закупочной документации заказчик не вправе запрашивать недостающие сведения в составе заявок от участников процедуры или иным образом разрешать контрагентам изменять свои предложения [7] .

Несомненно, поставщики (подрядчики, исполнители) должны пользоваться такой возможностью корректировки своего предложения и предоставления заказчику пояснительных документов, поскольку от этого может зависеть итоговый результат процедуры.

Участникам закупок следует:

  • отвечать на поступающие запросы заказчика о направлении недостающих документов;
  • см. Решение Санкт-Петербургского УФАС по жалобе № Т02-766/19 от 12.12.2019: поставщик в составе первой части заявки на участие в запросе предложений представил форму «спецификация техническая часть», в которой в нарушение требований п. 1.3 технического задания и приложения № 2 к техническому заданию указал производителя, не являющегося производителем оригинальной продукции. В ответ на поступивший запрос заказчика о заполнении позиций поля «аналог участника» контрагент не представил соответствующе данные, что послужило основанием для отклонения его заявки от участия в процедуре).
  • предоставлять только те документы, которые непосредственно интересуют организатора закупки;
  • своевременно направлять организатору закупки запрашиваемые недостающие сведения;
  • см. Решение Московского УФАС по делу № 077/07/00-10386/2019 от 23.09.2019: после публикации протокола оценки и сопоставления заявок поставщик обратил внимание, на то, что в его заявке отсутствовал партнерский сертификат или авторизированное письмо . При этом, посчитав возможным воспользоваться технической возможностью, прикрепил недостающий документ (первоначально не представленный в составе заявки) на этапе проведения переторжки. Однако, по условиям закупочной документации возможность предоставлять недостающие документы после окончания срока подачи заявок не была предусмотрена заказчиком).

Важной особенностью такой разновидности общения организатора закупок с участником является то, что запрашивать недостающие документы (если это предусмотрено документацией и Положением о закупке), является зачастую правом организатора процедур, а не обязанностью [8] . Поэтому потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) не стоит уповать на последующий запрос от заказчика и готовить заявку спустя рукава. В любом случае, у контрагента есть возможность изменить свое предложение до истечения срока подачи заявок [9] .

Присутствие участников закупки на процедуре вскрытия конвертов (открытия доступа к заявкам)

Присутствие участников закупки на процедуре вскрытия конвертов (открытия доступа к заявкам [10] ) – еще один способ познакомиться заказчику и поставщику (подрядчику, исполнителю) поближе. ФЗ №223 не содержит безусловного права участников приходить к организатору торгов на подобные мероприятия, однако, и прямого запрета на это нет в Законе о закупках. Данный вопрос следует урегулировать Положением о закупке и условиями закупочной документации. Чаще всего заказчики позволяют присутствовать заинтересованным контрагентам на процедуре вскрытия конвертов (открытия доступа к заявкам), поскольку рассмотрение, оценка предложений и подведение итогов – привилегия компетентной комиссии организатора торгов. В любом случае, возможность присутствия потенциальных контрагентов на подобных процедурах говорит об открытости и прозрачности закупочной деятельности организатора торгов, что, в свою очередь, поможет развеять сомнения поставщика (подрядчика, исполнителя) в нечестности проводимой закупки.

Перед тем, как прийти к заказчику на процедуру вскрытия конвертов (открытия доступа к заявкам), участнику заранее следует выяснить следующее:

  • возможность присутствия на вскрытии конвертов (открытия доступа к заявкам);
  • точное место, время и дату данной процедуры;
  • наличие доверенности на представителя со стороны участника закупки, дающую право присутствовать при вскрытии конвертов с заявками, ее форма;
  • необходимость оформления пропуска для прохождения на территорию предприятия заказчика или иных документов и др.
  • см. Решение УФАС по Пермскому краю по жалобе вх. № 000404 от 30.01.2019: в соответствии с пп. 4 п. 12 разд. 1 документации о закупке при регистрации лицо, представляющее интересы участника закупки должно предъявить документ, удостоверяющий личность (паспорт), медицинские книжки с отметкой о прохождении мед. осмотров, по форме, установленной Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 мая 2005 г. № 402, а так же доверенность (в случае отсутствия полномочий действовать от имени участника закупки без доверенности), дающую право присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе. Однако контрагент не предоставил соответствующий документ о прохождении мед. осмотра, необходимый для нахождения на территории заказчика).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что организация закупок и участие в них требует и от заказчика, и от контрагентов постоянного взаимодействия друг с другом. При этом очень важно, чтобы такое общение принесло максимальную пользу непосредственно перед подведением итогов процедур. В противном случае возможно и иное взаимодействие, только уже в антимонопольном органе, где каждой из сторон придется отстаивать свою позицию.

[1] Любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном ФЗ №223 и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке. (ч.2 ст.3.2 ФЗ №223)

[2] В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос.

[4] См. решение по делу N 27/17/14-ТР Псковского УФАС

[5] Не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке (ст.3 ФЗ №223)

[7] См. Решение УФАС по Пермскому краю по делу № 059/07/18.1-311/2019 от 15.04.2019: заказчиком неправомерно предоставлена возможность участникам закупки внести изменения в поданные заявки в порядке, не предусмотренном Положением о закупках и документацией по закупке, что нарушает ч. 6 ст. 3 Закона о закупках)

[8] См. Решение Кемеровского УФАС по жалобе № 042/07/3-806/2019 от 05.06.2019: закупочная комиссия данным правом не воспользовалась и недостающие документы в составе заявки участника не истребовала.

[9] Ч.11 ст.3.2 ФЗ №223

[10] Если закупка проводилась в электронной форме на ЭТП

Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок присоединяйтесь к нам в соц. сетях

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: