Важные пункты Федерального Закона о деятельности судебных приставов

Действующие приказы ФССП России 2020 и 2021

“О внесении изменений в приложение к требованиям к форматам заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб, подаваемых должностному лицу Федеральной службы судебных приставов в форме электронного документа, утвержденным приказом Федеральной службы судебных приставов от 15.01.2021 N 8” (Зарегистрировано в Минюсте России 21.01.2022 N 66960)

“О внесении изменений в Положение о Контрольно-ревизионном управлении, утвержденное приказом ФССП России от 29.05.2020 N 438”

“О внесении изменений в Положение о Финансово-экономическом управлении, утвержденное приказом ФССП России от 29.05.2020 N 429”

“О внесении изменений в Положение об Управлении по организации ведения государственного реестра и контроля деятельности юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, утвержденное приказом ФССП России от 29.05.2020 N 437”

“Об утверждении Порядка ведения государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и формы свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности” (Зарегистрировано в Минюсте России 24.01.2022 N 66967)

“О внесении изменений в Положение об Отделе судебных приставов по федеральной территории “Сириус”, утвержденное приказом ФССП России от 18.05.2021 N 244″

“О внесении изменений в Положение о Правовом управлении, утвержденное приказом ФССП России от 29.05.2020 N 428”

“О внесении изменений в Положение об Оперативном отделе электронного исполнения, утвержденное приказом ФССП России от 29.05.2020 N 440”

“О внесении изменений в Положение об Управлении по исполнению особо важных исполнительных производств, утвержденное приказом ФССП России от 29.05.2020 N 436”

“О внесении изменений в Положение об Управлении по организации дознания, утвержденное приказом ФССП России от 29.05.2020 N 426”

“О внесении изменений в Положение об Управлении собственной безопасности, утвержденное приказом ФССП России от 21.09.2021 N 515”

“О внесении изменений в Положение об Организационно-контрольном управлении, утвержденное приказом Федеральной службы судебных приставов от 29.05.2020 N 427”

“О внесении изменений в Положение об Управлении по организации исполнительного производства, утвержденное приказом ФССП России от 29.05.2020 N 424”

“О внесении изменений в Положение об Управлении по рассмотрению обращений в исполнительном производстве, утвержденное приказом ФССП России от 29.05.2020 N 435”

“О внесении изменений в Положение об Управлении государственной службы и кадров, утвержденное приказом ФССП России от 29.05.2020 N 430”

“О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к Положению о Почетной грамоте Федеральной службы судебных приставов, утвержденному приказом ФССП России от 19.06.2020 N 476 “О ведомственных наградах органов принудительного исполнения Российской Федерации” (Зарегистрировано в Минюсте России 11.01.2022 N 66808)

“О внесении изменений в Административный регламент предоставления Федеральной службой судебных приставов государственной услуги по включению сведений о юридическом лице в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, утвержденный приказом ФССП России от 30.12.2019 N 550” (Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2021 N 66086)

“О внесении изменения в Порядок определения коэффициента выравнивания, применяемого при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральным государственным автономным учреждением “Санаторий ФССП России “Зеленая долина”, подведомственным Федеральной службе судебных приставов, утвержденный приказом ФССП России от 01.07.2021 N 351″ (Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2021 N 66467)

“Об утверждении перечней должностей федеральной государственной службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации и должностей, замещаемых работниками на основании трудового договора в федеральном государственном автономном учреждении “Санаторий ФССП России “Зеленая долина”, при замещении которых федеральные государственные служащие и работники, а также граждане при назначении на должности на основании трудового договора в федеральном государственном автономном учреждении “Санаторий ФССП России “Зеленая долина” обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей” (Зарегистрировано в Минюсте России 21.10.2021 N 65503)

“О внесении изменений в приложение N 2 к приказу ФССП России от 17.03.2020 N 194 “Об утверждении Порядка проверки уровня физической подготовки гражданина, поступающего на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, и сотрудника органа принудительного исполнения Российской Федерации, и квалификационных требований к уровню физической подготовки, необходимому для замещения отдельных должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации” (Зарегистрировано в Минюсте России 21.10.2021 N 65505)

“Об утверждении перечней должностей, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных государственных служащих органов принудительного исполнения Российской Федерации и работников федерального государственного автономного учреждения “Санаторий ФССП России “Зеленая долина”, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (Зарегистрировано в Минюсте России 21.10.2021 N 65504)

“Об утверждении Порядка выплаты сотрудникам и гражданскому персоналу органов принудительного исполнения Российской Федерации, проходящим службу или работающим в г. Байконуре, ежемесячной денежной компенсации на приобретение продуктов питания для детей, находящихся на диспансерном учете” (Зарегистрировано в Минюсте России 21.10.2021 N 65506)

“Об упорядочении обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Федеральной службе судебных приставов и ее территориальных органах” (вместе с “Порядком передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям”, “Порядком снятия пометки “Для служебного пользования” с носителей информации ограниченного распространения”) (Зарегистрировано в Минюсте России 26.10.2021 N 65574)

Читайте также:
Что такое доверенность на подписание счетов-фактур и как ее оформить? Инструкция, образец документа

“О размерах месячных окладов по нетиповым должностям сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации” (Зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2021 N 65001)

“Об установлении порядка осуществления единовременной денежной выплаты гражданам, получающим пенсию в органах принудительного исполнения Российской Федерации” (Зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2021 N 64931)

“Об утверждении перечней должностей федеральной государственной службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации и должностей, замещаемых работниками на основании трудового договора в федеральном государственном автономном учреждении “Санаторий ФССП России “Зеленая долина”, при замещении которых федеральным государственным служащим и работникам запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами” (Зарегистрировано в Минюсте России 17.09.2021 N 65053)

“Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, а также в сфере нарушения требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и проводить административное расследование” (Зарегистрировано в Минюсте России 21.09.2021 N 65065)

“О признании утратившим силу приказа Федеральной службы судебных приставов от 30.12.2019 N 551 “Об утверждении Административного регламента Федеральной службы судебных приставов по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр” (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2021 N 65596)

“Об утверждении Инструкции о мерах пожарной безопасности в Федеральной службе судебных приставов” (Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2021 N 64817)

Важные пункты Федерального Закона о деятельности судебных приставов

Статья 12. Обязанности и права судебных приставов-исполнителей

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 12

1. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом “Об исполнительном производстве”, судебный пристав-исполнитель:

(в ред. Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

предоставляет сторонам исполнительного производства (далее – стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности;

получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого;

(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 213-ФЗ)

объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ, в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 126-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществляет межгосударственный розыск лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации и взаимодействие по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 97-ФЗ)

осуществляет на основании судебного акта по гражданскому делу розыск гражданина – ответчика и (или) ребенка в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

(абзац введен Федеральным законом от 08.03.2015 N 57-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

при выявлении признаков преступления составляет сообщение об этом и направляет его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

(абзац введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

2. Судебный пристав-исполнитель имеет право:

получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

Читайте также:
Образец заявления в управляющую компанию по отоплению: как правильно написать претензию и подать жалобу в жилищную инспекцию и прокуратуру?

арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения;

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 194-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве;

(абзац введен Федеральным законом от 19.07.2009 N 194-ФЗ)

при производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка (исполнительного розыска), розыска на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина – ответчика и (или) ребенка или межгосударственного розыска лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации и при взаимодействии по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации, проводить исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам;

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 97-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 19.07.2009 N 194-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом “Об исполнительном производстве”.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ “Об органах принудительного исполнения Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 – 6) (утратила силу)
    • Статья 1 (утратила силу)
    • Статья 2 (утратила силу)
    • Статья 2.1 (утратила силу)
    • Статья 3 (утратила силу)
    • Статья 4 (утратила силу)
    • Статья 5 (утратила силу)
    • Статья 6 (утратила силу)
    • Статья 6.1. Система принудительного исполнения Российской Федерации
    • Статья 6.2. Федеральный орган принудительного исполнения
    • Статья 6.3. Территориальные органы принудительного исполнения
    • Статья 6.4. Работники органов принудительного исполнения
    • Статья 6.5. Задачи органов принудительного исполнения
    • Статья 6.6. Правовая основа деятельности сотрудников органов принудительного исполнения
    • Статья 6.7. Использование слов “судебный пристав” или “пристав” и образованных на их основе словосочетаний
    • Статья 7. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, по организации деятельности органов принудительного исполнения
    • Статья 8. Полномочия главного судебного пристава Российской Федерации
    • Статья 9. Полномочия главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации
    • Статья 10. Полномочия старшего судебного пристава
    • Статья 11. Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов
    • Статья 12. Обязанности и права судебных приставов-исполнителей
    • Статья 13. Соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций
    • Статья 14. Обязательность требований сотрудника органов принудительного исполнения
    • Статья 15. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
    • Статья 16. Применение физической силы
    • Статья 17. Применение специальных средств
    • Статья 18. Применение огнестрельного оружия
    • Статья 19. Ответственность сотрудников органов принудительного исполнения, надзор и контроль за их деятельностью
    • Статья 20. Страховые гарантии, гарантии социальной защиты сотрудникам органов принудительного исполнения и право на возмещение ущерба
    • Статья 21. Материальное обеспечение и иные меры социальной защиты сотрудников органов принудительного исполнения
    • Статья 22. Финансовое обеспечение деятельности органов принудительного исполнения
    • Статья 23. Материально-техническое обеспечение органов принудительного исполнения
    • Статья 24. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 25. Переходные положения
    Информация об изменениях:

    Наименование изменено с 1 января 2020 г. – Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

    Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ
    “Об органах принудительного исполнения Российской Федерации”

    С изменениями и дополнениями от:

    7 ноября 2000 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 3 марта 2007 г., 22, 23 июля, 25 декабря 2008 г., 19 июля, 25 ноября 2009 г., 27 июля 2010 г., 11 июля, 3, 6 декабря 2011 г., 5 апреля, 2 июля, 28 декабря 2013 г., 3 февраля, 12 марта, 5 мая, 22, 31 декабря 2014 г., 8 марта, 30 декабря 2015 г., 3 июля 2016 г., 29 декабря 2017 г., 1 мая, 1 октября, 27 декабря 2019 г., 30 декабря 2020 г., 21 декабря 2021 г.

    Принят Государственной Думой 4 июня 1997 года

    Одобрен Советом Федерации 3 июля 1997 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарий к настоящему Федеральному закону

    Президент Российской Федерации

    21 июля 1997 года

    Настоящий Федеральный закон регулирует полномочия органов юстиции по организации деятельности службы судебных приставов, обязанности и права судебных приставов, гарантии их правовой и социальной защиты, а также вопросы финансирования и материально-технического обеспечения службы судебных приставов.

    Закон вступает в силу через три месяца со дня официального опубликования.

    Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ “Об органах принудительного исполнения Российской Федерации”

    Федеральный закон вступает в силу через три месяца со дня официального опубликования

    Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 5 августа 1997 г. N 149, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июля 1997 г. N 30 ст. 3590

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 417-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 20 июня 2022 г.

    См. будущую редакцию настоящего документа

    Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

    Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 495-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 27 сентября 2021 г.

    Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 487-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 439-ФЗ)

    Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.

    Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

    Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 97-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 12 мая 2019 г.

    Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 478-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 425-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 57-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 497-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 425-ФЗ)

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Действие пункта 1 статьи 3 приостановлено до 1 января 2018 г. в части требования о необходимости иметь высшее юридическое или высшее экономическое образование при назначении на должность судебного пристава-исполнителя

    Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 441-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ “О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации”

    Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 388-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 49-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 307-ФЗ)

    Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г., за исключением изменений в пункт 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, вступающих в силу по истечении трех лет после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

    Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 196-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 213-Ф3

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в пункт 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, которые вступают в силу по истечении трех лет после дня официального опубликования Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ

    Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

    Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 132-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 3 марта 2007 г. N 29-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

    Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ

    Система принудительного исполнения Российской Федерации включает:

    федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (далее – федеральный орган принудительного исполнения, Федеральная служба судебных приставов), и его подразделения;

    территориальные органы Федеральной службы судебных приставов (далее – территориальный орган принудительного исполнения) и их подразделения;

    научно-исследовательские, проектные, медицинские (в том числе санаторно-курортные), образовательные и иные организации, специально созданные для обеспечения деятельности системы принудительного исполнения по решению Правительства Российской Федерации (далее – подведомственные организации).

    (Статья введена – Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

    Статья 62. Федеральный орган принудительного исполнения

    1. Положение о федеральном органе принудительного исполнения, его структура утверждаются Президентом Российской Федерации.

    2. Руководитель федерального органа принудительного исполнения является главным судебным приставом Российской Федерации.

    3. В федеральном органе принудительного исполнения по решению руководителя федерального органа принудительного исполнения могут создаваться подразделения для выполнения задач органа принудительного исполнения.

    (Статья введена – Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

    Статья 63. Территориальные органы принудительного исполнения

    1. Территориальные органы принудительного исполнения создаются федеральным органом принудительного исполнения на территориях субъектов Российской Федерации. Федеральным органом принудительного исполнения могут создаваться территориальные органы принудительного исполнения межрегионального уровня.

    2. Руководитель территориального органа принудительного исполнения является главным судебным приставом субъекта Российской Федерации (главным судебным приставом субъектов Российской Федерации).

    3. В территориальном органе принудительного исполнения по ходатайству руководителя территориального органа принудительного исполнения на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения могут создаваться подразделения для выполнения задач органа принудительного исполнения.

    (Статья введена – Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

    Статья 64. Работники органов принудительного исполнения

    1. К работникам федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения и их подразделений (далее – органы принудительного исполнения) относятся граждане, проходящие службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания (далее – сотрудники), федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения, рабочие и служащие органов принудительного исполнения. Предельная штатная численность работников органов принудительного исполнения (без рабочих и служащих по охране, обслуживанию зданий и транспортному обеспечению) утверждается Президентом Российской Федерации.

    2. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов принудительного исполнения регламентируются Федеральным законом “О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

    3. Порядок и условия прохождения федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения регламентируются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о федеральной государственной гражданской службе.

    4. Организация деятельности рабочих и служащих органов принудительного исполнения, их трудовые отношения регламентируются трудовым законодательством и правилами внутреннего служебного распорядка в органах принудительного исполнения.

    5. Сотрудники органов принудительного исполнения в зависимости от исполняемых ими обязанностей проходят службу в должностях судебных приставов-исполнителей при директоре Федеральной службы судебных приставов – главном судебном приставе Российской Федерации, ведущих судебных приставов-исполнителей, судебных приставов-исполнителей (далее – судебные приставы-исполнители), судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов при директоре Федеральной службы судебных приставов – главном судебном приставе Российской Федерации, судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, младших судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее – судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов), старших судебных приставов, ведущих дознавателей, дознавателей (далее – дознаватель). В соответствии с законодательством Российской Федерации могут учреждаться иные должности сотрудников органов принудительного исполнения.

    6. Сотрудники органов принудительного исполнения обязаны хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, другую конфиденциальную информацию.

    (Статья введена – Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

    Статья 65. Задачи органов принудительного исполнения

    На органы принудительного исполнения возлагаются следующие задачи:

    по организации обеспечения и непосредственному обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее – суды);

    по организации и осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” (далее – Федеральный закон “Об исполнительном производстве”) актов других органов и должностных лиц (далее – судебные акты, акты других органов и должностных лиц);

    по организации и исполнению межгосударственного розыска лиц, осуществляемого в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

    по организации исполнения и непосредственному исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа принудительного исполнения;

    иные задачи в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и федерального органа принудительного исполнения.

    (Статья введена – Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

    Статья 66. Правовая основа деятельности сотрудников органов принудительного исполнения

    Органы принудительного исполнения в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом “Об исполнительном производстве”, Федеральным законом “О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. (Статья введена – Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

    Статья 67. Использование слов “судебный пристав” или “пристав” и образованных на их основе словосочетаний

    Использование слов “судебный пристав” или “пристав” и образованных на их основе словосочетаний допускается только в наименованиях федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения и их подразделений, подведомственных организаций и структурных подразделений этих организаций, а также их должностных лиц, профессиональных союзов и других общественных объединений сотрудников органов принудительного исполнения, включая объединения ветеранов. (Статья введена – Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

    Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ

    (Наименование в редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

    Статья 7. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, по организации деятельности органов принудительного исполнения

    (Наименование в редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

    1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы судебных приставов, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности этой службы. (В редакции федеральных законов от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

    2. (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ)

    Статья 8. Полномочия главного судебного пристава Российской Федерации

    1. Главный судебный пристав Российской Федерации возглавляет Федеральную службу судебных приставов.

    2. Главный судебный пристав Российской Федерации:

    осуществляет руководство деятельностью органов принудительного исполнения; (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

    осуществляет контроль за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

    осуществляет контроль за обеспечением установленного порядка деятельности судов и охраны зданий, помещений судов, а также определяет порядок организации деятельности судебных приставов в этой области; (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 34-ФЗ)

    в случае необходимости принимает решение об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме, а также определяет перечень должностей сотрудников органов принудительного исполнения, которым предоставлено право на постоянное ношение и хранение огнестрельного оружия, специальных средств; (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

    осуществляет контроль за обеспечением безопасности при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения (далее – совершение исполнительных действий), производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений органов принудительного исполнения; (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

    определяет тактику проведения исполнительно-разыскных действий, осуществляет контроль за деятельностью сотрудников органов принудительного исполнения и иных должностных лиц органов принудительного исполнения, осуществляющих розыск должника, его имущества или розыск ребенка, а также на основании судебного акта по гражданскому делу розыск гражданина – ответчика и (или) ребенка; (В редакции федеральных законов от 12.03.2014 № 34-ФЗ, от 08.03.2015 № 57-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

    устанавливает порядок служебных взаимоотношений сотрудников органов принудительного исполнения и иных должностных лиц органов принудительного исполнения и их служебной дисциплины с учетом особенностей прохождения государственной службы, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами; (Абзац введен – Федеральный закон от 12.03.2014 № 34-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

    при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случае необходимости совершает отдельные исполнительные действия; (Абзац введен – Федеральный закон от 12.03.2014 № 34-ФЗ)

    издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности органов принудительного исполнения; (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

    имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица органов принудительного исполнения; (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

    обеспечивает межведомственную координацию деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, имеет право в этих целях образовывать совещательные и консультативные органы, запрашивать статистическую и другую необходимую информацию;

    обеспечивает предоставление в пределах компетенции первичных статистических данных в органы прокуратуры Российской Федерации для осуществления государственного единого статистического учета данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре в соответствии с Федеральным законом “О прокуратуре Российской Федерации”; (Абзац введен – Федеральный закон от 27.12.2019 № 487-ФЗ)

    при выполнении задач, возложенных на сотрудников органов принудительного исполнения, организует взаимодействие с уполномоченными государственными органами по вопросам противодействия терроризму; (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

    организует взаимодействие с компетентными органами иностранных государств по вопросам межгосударственного розыска лиц, осуществляемого в соответствии с международными договорами Российской Федерации; (Абзац введен – Федеральный закон от 01.05.2019 № 97-ФЗ)

    организует контроль в установленной сфере деятельности;

    принимает решение о необходимости открытия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации федеральному органу принудительного исполнения и (или) его подразделению либо территориальному органу принудительного исполнения и (или) его подразделению лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее – депозитный счет службы судебных приставов); (Абзац введен – Федеральный закон от 30.12.2020 № 495-ФЗ)

    является распорядителем денежных средств, находящихся на депозитном счете службы судебных приставов, открытом федеральному органу принудительного исполнения; (Абзац введен – Федеральный закон от 30.12.2020 № 495-ФЗ)

    определяет порядок формирования и ведения банков данных, необходимых для выполнения задач, возложенных на сотрудников органов принудительного исполнения; (Абзац введен – Федеральный закон от 11.07.2011 № 196-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

    осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом “Об исполнительном производстве”, Федеральным законом “О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

    (Статья в редакции Федерального закона от 19.07.2009 № 194-ФЗ)

    Статья 9. Полномочия главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации

    (Наименование в редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 425-ФЗ)

    1. Главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации возглавляет территориальный орган принудительного исполнения по соответствующим субъекту или субъектам Российской Федерации (далее – служба судебных приставов субъекта (служба судебных приставов субъектов) Российской Федерации). (В редакции федеральных законов от 30.12.2015 № 425-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

    2. Главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации: (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 425-ФЗ)

    осуществляет руководство деятельностью службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц; (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 425-ФЗ)

    организует и контролирует работу по обеспечению установленного порядка деятельности судов, обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений судов, зданий и помещений службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 425-ФЗ)

    организует и контролирует выполнение решения главного судебного пристава Российской Федерации об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме;

    организует и контролирует деятельность сотрудников органов принудительного исполнения и иных должностных лиц службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации по розыску должника, его имущества или розыску ребенка, а также по розыску на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина – ответчика и (или) ребенка, межгосударственному розыску лиц, осуществляемому в соответствии с международными договорами Российской Федерации; (В редакции федеральных законов от 03.12.2011 № 389-ФЗ, от 05.05.2014 № 126-ФЗ, от 08.03.2015 № 57-ФЗ, от 30.12.2015 № 425-ФЗ, от 01.05.2019 № 97-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

    при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случае необходимости совершает отдельные исполнительные действия; (Абзац введен – Федеральный закон от 12.03.2014 № 34-ФЗ)

    Судебные приставы

    Судебные приставы — это государственные служащие, которые следят за безопасностью и соблюдением порядка в судах, исполняют вступившие в силу судебные акты и контролируют работу коллекторских агентств. Они работают в Федеральной службе судебных приставов.

    Есть два вида судебных приставов. Приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов — ОУПДС — следят за безопасностью и поддерживают общественный порядок в здании суда.

    Приставы-исполнители исполняют решения суда: арестовывают счета, списывают деньги с карты в счет уплаты штрафов и алиментов, изымают имущество. Еще они контролируют исполнение решений суда, не связанных с имущественными требованиями: например, если нужно восстановить незаконно уволенного сотрудника.

    В статье расскажем о приставах-исполнителях.

    Чем занимаются судебные приставы-исполнители

    Судебные приставы исполняют решения суда или других органов власти. Для этого закон предоставляет им особые полномочия: взыскивать долги и контролировать исполнение обязательств, которые прописаны в исполнительных документах.

    Взыскивают долги. Чаще всего судебные приставы исполняют постановления о взыскании долгов. Они собирают информацию о должнике и его имуществе и делают запросы:

    • в банк: проверяют счета и деньги должника;
    • в пенсионный фонд: предупреждают работодателя о долге или выясняют, получает ли должник пенсию;
    • в миграционную службу: подтверждают место жительства;
    • в Росреестр: получают выписку о недвижимости;
    • в Госавтоинспекцию: проверяют, есть ли у должника машина.

    Иногда данные о должнике может предоставить взыскатель.

    Сначала судебные приставы списывают деньги со счетов, в том числе с валютных и металлических. Если денег не хватает, банк будет перечислять приставам все пополнения, пока долг не будет погашен.

    Приставы могут удержать до 50% зарплаты, пенсии, пособия по безработице или других доходов. В некоторых случаях могут забрать до 70% — например, по долгам за алименты.

    Когда денег нет, приставы на время арестовывают имущество. Если должник погасит долг, ему вернут все, что забрали. А если нет — вещи могут продать на торгах. Пристав имеет право передать изъятое имущество на хранение организации, с которой у службы заключен договор.

    Пристав не может самостоятельно продать имущество должника. Он проводит оценку по специальной методике, принятой в службе. Если предварительная стоимость составляет более 30 000 ₽, к оценке привлекают профессионального оценщика.

    У должника есть 10 дней на обжалование постановления об аресте. Если он не обжалует его, пристав вынесет постановление о продаже арестованной собственности и передаст документы на нее в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое организует торги.

    В некоторых случаях приставы запрещают неплательщикам управлять машиной или покидать страну.

    Контролируют исполнение неимущественных требований. Приставы контролируют исполнение решений суда, которые не связаны с уплатой долгов. Например, проверяют, чтобы незаконно уволенного сотрудника восстановили на работе, и следят за сносом незаконных построек.

    Как взыскивают долги

    Суд выносит решение, взыскатель получает исполнительный документ и отдает его приставу. На основании этого документа пристав взимает долг с виновной стороны.

    Некоторые решения суд выносит без присутствия должника, и исполнительный документ сразу направляют приставам. В течение 6 дней они должны начать исполнительное производство — мероприятия по принудительному взысканию долга. Приставы отправляют должнику извещение о возбуждении исполнительного производства в письменном виде или через портал госуслуг и дают ему время добровольно исполнить обязательства.

    Проверить свои задолженности можно на официальном сайте службы судебных приставов, в банке данных исполнительных производств.

    банк данных исполнительных производств

    Проверить задолженности можно по номеру исполнительного производства или документа. Если их нет под рукой, физлица могут воспользоваться поиском по паспортным данным, а компании — по названию и адресу.

    Приставы следят, чтобы должник выполнил требования в течение 2 месяцев, но этот процесс может затягиваться, если должники уклоняются от уплаты долга, не приходят в территориальное отделение службы и скрывают доходы.

    Исполнительное производство закончится, когда должник погасит задолженность или выполнит требования. В случае уклонения от уплаты пристав может наложить арест на имущество или изъять его.

    Какое имущество могут забрать

    Имущество могут описать и арестовать, только если сумма долга превышает 3 000 ₽. Закон разрешает приставам входить в помещения должника без его согласия: даже если дверь открыли родственники, пристав может начать осмотр и опись имущества.

    Вот что могут забрать:

    • дом, квартиру и земельные участки, если должник не платит за них ипотеку;
    • гараж и транспорт, если он не нужен для работы;
    • некоторые виды бытовой техники: например, микроволновку, гриль или тостер;
    • предметы роскоши: драгоценности, шубы, дорогую одежду;
    • мебель, которую нельзя считать жизненно необходимой: журнальный столик, кресла, диван;
    • предметы декора: ковры, вазы, картины и предметы искусства.

    Некоторые виды имущества нельзя забрать за долги. К ним относятся:

    • единственное жилье;
    • вещи, необходимые для жизни: холодильник, плита, сантехника, повседневная одежда и обувь;
    • продукты питания и деньги на общую сумму больше прожиточного минимума;
    • имущество, которое используют для заработка: например, ноутбук, если должник — программист, автомобиль — если таксист;
    • транспорт и имущество инвалидов: слуховые аппараты, инвалидные коляски;
    • предметы, необходимые для выживания семьи: например, топливо для отопления жилья и приготовления пищи — дрова, газовые баллоны.

    Судебный пристав обязательно привлекает понятых — незаинтересованных лиц, которые присутствуют при оформлении документов и подтверждают, что госслужащий не нарушал закон. В присутствии понятых пристав описывает имущество и составляет акт, где указывает дату и данные всех лиц, которые участвовали при аресте.

    В документ включают опись имущества с примерной стоимостью. Пристав должен указать вид, объем и срок ограничения права, а если имущество изымают — сделать отметку об этом. Еще в акт включают информацию о лице, которому передают имущество на хранение. Это может быть организация, с которой служба заключила договор, или члены семьи должника. Копию акта вручают должнику.

    В какое время приходят приставы

    Приставы имеют право приходить к должнику в рабочие дни с 6 до 22 часов, при этом госслужащий сам выбирает время для визита. Обычно они приходят до 11:00 и после 16:00, потому что днем люди работают и редко бывают дома.

    Бывают исключения. Пристав может прийти ночью или в выходной день, если решение суда требует немедленного исполнения. Например, если нужно снести постройку, которая угрожает безопасности граждан, или разыскать ребенка.

    Как избежать визита

    Когда исполнительное производство уже началось, нужно обратиться к приставу напрямую, чтобы уточнить сроки и дело не дошло до ареста и изъятия имущества.

    Если нет возможности выплатить долг сразу, можно договориться о рассрочке — погашении задолженности небольшими ежемесячными платежами. За рассрочкой или отсрочкой погашения долга можно обратиться в суд. Но нужно учесть, что судебный пристав или суд предоставят отсрочку только по уважительной причине: например, если должник не может работать по состоянию здоровья. Подтвердить обещание можно распиской.

    Что будет, если не выполнять требования приставов

    Требования судебных приставов обязательны для всех: органов власти, должностных, юридических и физических лиц. Если их не выполнить, придется заплатить штраф. Штраф для физлица — от 1000 до 2500 ₽, для ИП — от 10 000 до 20 000 ₽, а для компании — от 30 000 до 100 000 ₽.

    Когда пристав начинает исполнительное производство, он изучает документы и вызывает должника на беседу. Дополнительно он может запросить документы с места работы, справку о доходах и сведения о месте жительства. Это нужно, чтобы понять, сможет ли он погасить долг и сколько времени ему на это понадобится. Если должник предоставит недостоверную информацию, например скроет увольнение или неофициальный источник дохода, его оштрафуют.

    Оштрафовать могут и за другие правонарушения. Например, за то, что должник не уведомил об увольнении или скрыл информацию о доходах.

    За препятствование работе пристава могут привлечь к административной ответственности. Например, за отказ передать имущество под арест придется заплатить от 1000 до 1500 ₽.

    Если должник препятствует исполнению решения суда и после наложения административного штрафа, его могут привлечь к уголовной ответственности. Назначить штраф в размере 50 000 ₽ или дохода за 6 месяцев, обязательные работы до 240 часов, исправительные работы до года или лишить свободы на срок до одного года.

    Ответственность пристава

    Если пристав плохо исполняет служебные обязанности, например затягивает сроки, его привлекут к дисциплинарной ответственности. В зависимости от проступка могут наказать замечанием, выговором, строгим выговором, предупреждением и увольнением.

    В некоторых случаях пристава могут привлечь к административной и даже уголовной ответственности — например, если докажут, что он брал взятку.

    Как пожаловаться на пристава

    Если вы считаете, что судебный пристав нарушает закон, нужно написать жалобу в течение 10 дней с момента нарушения. Укажите в документе свои данные и данные пристава, опишите нарушение, ссылаясь на нормы закона, и предъявите требование.

    Информацию о судебном приставе можно найти там же, где и о задолженностях, — на официальном сайте службы судебных приставов. Достаточно ввести паспортные данные должника.

    Подавать жалобу нужно в порядке подчиненности: пожаловаться на рядового пристава можно старшему приставу отдела. Если проблема не решилась — главному судебному приставу субъекта. Также за защитой прав можно обратиться в городскую прокуратуру или в суд.

    Жалобу рассмотрят в течение 10 дней. Если ее признают обоснованной, незаконное постановление отменят, а пристава могут привлечь к ответственности.

    Что важно запомнить

    1. Есть два вида судебных приставов. Первый — приставы, которые обеспечивают безопасность в судах. Второй — приставы-исполнители: они несут ответственность за выполнение решений суда или других органов власти.
    2. Судебные приставы-исполнители могут списывать деньги, арестовывать и изымать имущество даже в отсутствие должника. Но единственное жилье, жизненно необходимые вещи и технику для работы не заберут.
    3. С приставами можно договориться о постепенном погашении долга.
    4. Чтобы пожаловаться на пристава, нужно зафиксировать правонарушение и сослаться на нормы закона.

    Сейчас читают

    Роялти

    Регулярная плата за франшизу или использование объекта интеллектуальной собственности

    Прибыль

    Разница между доходом и всеми расходами компании

    Капитал

    Любой ресурс бизнеса, который может принести прибыль

    Будьте в курсе событий бизнеса

    Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 30.12.2021) “Об исполнительном производстве” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2022)

    Судебная практика и законодательство — 229-ФЗ Об исполнительном производстве

    Одновременно сообщаем, что статьей 114 Закона предусмотрена административная ответственность в порядке статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) в случае неисполнения банком или иной кредитной организацией исполнительного документа в установленный Законом срок при наличии денежных средств на указанных счетах. Данная мера в отношении банков или иных кредитных организаций применяется судебным приставом-исполнителем на основании сведений территориальных налоговых органов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.1 КоАП.

    При изложенных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что судебным приставом-исполнителем не допущены нарушения Закона об исполнительном производстве.

    Вместе с тем суд указал административному истцу, что он не лишен возможности представить судебному приставу-исполнителю доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, препятствующих установлению в отношении него ограничения на пользование специальным правом, в порядке, установленном частью 6 статьи 67.1 Закона об исполнительном производстве (дело N 2а-170/2016).

    Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”, в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

    После перехода государственных внебюджетных фондов на обслуживание в органы Казначейства России исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов, в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” (далее – Федеральный закон N 229-ФЗ) стало затруднительным, так как судебный пристав-исполнитель не может в полном объеме применить процедуры, предусмотренные Федеральным законом N 229-ФЗ (обращение взыскания на средства должника в кредитной организации и др.).

    В связи с принятием Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” законоположения, бывшие предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, утратили силу, однако с содержащимися в нем выводами, как отмечается в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2015 года N 654-О, согласуются и ныне действующие положения статьи 112 названного Федерального закона, предусматривающие, в частности, что должник вправе в установленном порядке обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6), а суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи; при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

    1. Уведомить должника о возбуждении исполнительного производства в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”.

    2. Получить информацию от взыскателя о неисполнении должником судебного решения, об известных ему источниках и размере доходов должника и об иных обстоятельствах.

    требованиям судебных приставов-исполнителей о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на основании судебного акта или осуществляемых в предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” случаях (статья 15 Закона);

    2. Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества страхователя – юридического лица или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) территориального органа страховщика в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

    По итогам рассмотрения представления Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19.08.2016 N 74/1-14-2016 об устранении нарушений законодательства при возмещении причиненного коррупционными преступлениями ущерба и взыскании штрафов, назначенных виновным в совершении коррупционных преступлений, выявлены факты, когда осужденными лицами при предоставлении судом рассрочки уплаты штрафа внесены денежные средства, достаточные для уплаты более одной части штрафа, и при этом судебными приставами-исполнителями не соблюдаются сроки, установленные уголовно-исполнительным законодательством и Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” (далее – Закон) для обращения в суд за заменой наказания.

    Содержание и структура федерального закона «О судебных приставах» от 21.07.1997 N 118-ФЗ

    фз о судебных приставах

    Законодательная база

    Фасахова Елена

    Ведущий юрист. Член Комитета Государственной думы РФ по небанковским кредитным организациям. Занимается процедурой банкротства с 2015 года.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 200-46-92 (Бесплатная горячая линия).

    Это быстро и бесплатно!

    С января 2020 года вступили в силу изменения ФЗ «О судебных приставах». В законопроект были внесены поправки, существенно повлиявшие на многие аспекты данной профессии, включая ужесточение квалификационных требований. Вместе с повышением статуса и расширением полномочий приставы получили дополнительную ответственность. Введены также и ограничительные меры.

    Определение

    Понятие «органы принудительного исполнения, вытекающее из документа под наименованием 118-ФЗ «О судебных приставах» от 21 июля 1997 года, обозначает соответствующие госучреждения, способствующие реализации постановлений суда. Речь идет о ФССП, в задачи которых входит принуждение к исполнению по делам определенных категорий, а именно:

      ;
    • отказ от погашения задолженности по кредитам или сделкам с ценными бумагами;
    • препятствование осуществлению правосудия в любой форме;
    • проявление неуважения в отношении участников судебного процесса;
    • распространение сведений о мерах безопасности судей и участников уголовного процесса;
    • утаивание, передача, порча имущества, находящегося под арестом, описанного или назначенного к конфискации;
    • отказ по доброй воле выполнить судебное предписание.

    Точная формулировка термина «ОПИ» появилась совсем недавно, в результате ряда законодательных преобразований.

    Краткая трактовка

    ФЗ о приставах регламентирует, каким образом следует поддерживать правопорядок в деятельности судебных инстанций РФ и осуществлять принудительное выполнение их решений. Этот документ также устанавливает правила соблюдения законодательства об уголовном производстве.

    судебные приставы

    Для выполнения указанных функций сотрудникам ведомства предписано:

    • осуществлять розыск, арест, изъятие и реализацию имущества должников;
    • денежные операции, удовлетворяющие законные требования взыскателей;
    • приводы и применять штрафные санкции к лицам, не желающим добровольно выполнять судебные решения;
    • охранять здания и помещения суда, а также обеспечивать безопасность всех участников судебного производства, включая судей.

    Закон о приставах определяет также, что требования сотрудников ведомства обязательны для всех учреждений, представителей власти и граждан страны. В случае отказа от следования пунктам исполнительного листа придется нести ответственность.

    В первоначальной редакции ФЗ о приставах ОПИ были отнесены к госслужбе. Прекращение трудовых обязанностей могло наступить в связи с увольнением сотрудника или выходом на пенсию при достижении соответствующего возраста.

    Структура ФЗ

    Согласно Федеральному закону N 328 от 01.10.2019, с января 2020 некоторые статьи ФЗ «О судебных приставах» признаны недействительными, но последний продолжает оставаться одним из основных законодательных актов в этой сфере.

    Структура ФЗ 118 включает наиболее важную информацию, относящуюся к ОПИ:

    • Глава 1 описывает систему принуждения к выполнению решений суда, подчиненность территориальных органов, а также входящих в их состав работников. Раздел возлагает определенные задачи на ОПИ, дает правовые обоснования для служебных действий сотрудников.
    • Глава 2 поясняет, какими правами обладает федеральный орган исполнительной власти, занимающийся разработкой госполитики и нормативно-правового регулирования в данной области. Здесь даны описания компетенций судебных приставов : старших и главных, а также отдельных регионов РФ.
    • Глава 3 закона о приставах подробно рассматривает, каким образом могут действовать сотрудники ведомства в различных ситуациях при реализации служебных обязанностей.
    • Глава 4 содержит сведения о материальных возмещениях, выплачиваемых сотрудникам ОПИ. Для получения информации о страховом и соцобеспечении одна из статей этого раздела содержит ссылку на другие нормативно-правовые акты Российской Федерации.
    • Глава 5 наделяет Правительство РФ полномочиями по назначению правил, последовательности и объемов обеспечения ФССП деньгами и материальными ресурсами.

    В последней главе ФЗ о ФССП определены сроки вступления в силу законодательного акта. Переходные положения предписывают привести уже имеющиеся правовые акты в соответствие с этим законом и обеспечить его реализацию путем создания ССП.

    Обязанности и права работников ОПИ (статьи 11-19)

    Стоит подробнее остановиться на полномочиях сотрудников ведомства и предписанных им по закону обязанностях. Подробные пояснения об этом даны в главе 3 ФЗ 118 (ред. от 27 декабря 2019 г):

    • в ст. 11 перечислены условия по обеспечению принятого режима работы судебных инстанций ;
    • в статье 12 изложены непосредственные обязанности и права сотрудников ССП ;
    • ст. 13 уточняет условия и порядок соблюдения интересов организаций и частных лиц;
    • статья 14 наделяет требования приставов-исполнителей обязательностью ;
    • ст. 15, 16, 17 и 18, поправки к которым были включены в проект закона только после нескольких чтений, подробно разъясняют рамки использования физической силы, огнестрельного оружия и других служебных спецсредств;
    • статья 19 определяет, какую ответственность могут понести сотрудники ОПИ за совершаемые ими действия .

    ФЗ 118 «О судебных приставах» с изменениями на 2019 год повысил статус работников ведомства, относя их к госслужбе и расширив их полномочия. Теперь ФССП России можно назвать полноценной правоохранительной структурой, наряду с Министерством внутренних дел или Росгвардией.

    Указ Президента о судебных приставах – ключевые изменения

    Приказ ФССП N 620 “Об утверждении Положения о специальной подготовке в Федеральной службе судебных приставов”: цель,содержание и структура

    Изменения

    Корректировки, внесенные в действующий Федеральный закон «О судебных приставах», значительно повышают требования, которые применяются к представителям службы. Сотрудники ведомства утратили право иметь второе гражданство, им предписано проходить обязательное тестирование на употребление наркотиков и алкоголя.

    Но стоит отметить и ряд плюсов, возникших в связи с нововведениями:

    • присвоение офицерских званий;
    • повышение заработной платы и пенсионного обеспечения;
    • расширение списка поощрительных мер;
    • возможность выхода на пенсию по выслуге лет.

    Специалисты отмечают, что необходимость совершенствования закона о приставах назрела давно. Осуществление служебных обязанностей сотрудниками ведомства часто связано с риском для жизни и здоровья, а также с потребностью применить табельное оружие или специальные средства. До момента принятия последних поправок к закону о ФССП предоставляемые соцгарантии не соответствовали осуществляемым приставами функциям. В ноябре 2019 года Указом президента N 555 была установлена предельная численность штата ОСП и отменен ряд нормативно-правовых актов, касавшихся вопросов работы ОСП.

    Чтобы получить наиболее полное представление о внесенных в новую редакцию ФЗ-118 изменениях, судебным приставам, судьям, сотрудникам прокуратуры, адвокатам, а также педагогам и студентам юридических вузов рекомендуется скачать и самостоятельно изучить актуальный постатейный комментарий. Его содержание включает анализ подзаконных нормативных правовых актов, посвященных деятельности ОСП, и оценку практики их применения.

    герб фссп

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: 8 (800) 200-46-92 (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ) Это быстро и бесплатно!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: