Утверждена форма декларации о воздействии на окружающую среду

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС): как заполнить без ошибок

Декларация по плате за негативное воздействие на окружающую среду — это отчет, который должны сдавать все организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на опасных и вредных для природы объектах.

Форма отчета

Приказом Минприроды России № 3 от 09.01.2017 утверждена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Чиновники разработали его в соответствии с пунктом 6 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». По приказу, отчет включает в себя информацию о платежной базе организации, объектах и видах негативного воздействия, льготах, которые имеет организация. Плательщики самостоятельно рассчитывают сумму платежей за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) и указывают, какие основания существовали для ее исчисления. В приложении к приказу содержатся подробная информация по заполнению и форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Приказом Минприроды России от 30.12.2019 N 899 в форму декларации и правила предоставления отчетности внесены изменения, которые вступают в силу 08.03.2020.

Кто сдает отчет

Круг лиц, которые должны заполнить и направить в территориальный орган Росприроднадзора документ, называемый «Декларация по негативному воздействию на окружающую среду за 2019 год», определен в ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ. В частности, к ним относятся все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют деятельность, влияющую на состояние окружающей среды. Воздействие считается отрицательным и требует отчетности на объектах, отнесенных к трем категориям опасности. Объекты, которые отнесены к IV категории, оказывают минимальный вред экологии, поэтому их владельцы не должны отчитываться об их работе (п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ), а значит, и вносить сбор за НВОС; декларация о плате за НВОС в 2020 году ими тоже не заполняется.

Чтобы понять, к какой категории «вредности» отнесен тот или иной объект, необходимо ознакомиться с постановлением правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. В этом документе определены критерии вреда экологии. В частности, к объектам I категории отнесены:

  • нефтедобывающие предприятия;
  • металлургическая отрасль;
  • производство неметаллической минеральной продукции;
  • химическое производство;
  • захоронение отходов производства и потребления I-V классов опасности;
  • сбор и обработка сточных вод, включая канализацию;
  • изготовление древесной продукции и целлюлозы;
  • изготовление и переработка пищевой продукции в больших объемах;
  • другие сферы промышленности.

К объектам II категории, по постановлению № 1029, относятся:

  • обеспечение электроэнергией и природным газом;
  • литейное изготовление чугуна и обработка черных металлов;
  • стекольная промышленность и изготовление керамики;
  • текстильная промышленность;
  • пищевая промышленность со средней суточной производительностью;
  • эксплуатация ядерных установок, в том числе атомных станций;
  • некоторые виды химической промышленности;
  • инфраструктура воздушного и железнодорожного транспорта;
  • другие сферы.

К объектам III категории относятся те, что осуществляют хозяйственную и(или) иную деятельность, не указанную в I, II и IV разделах постановления.

Как не платить за НВОС и не сдавать декларацию

IV категория (избавленная от необходимости сдавать отчет) включает в себя деятельность, при которой:

  • отсутствуют сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки;
  • оборудование используется исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов;
  • масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферу не превышает 10 тонн в год (в таких выбросах отсутствуют вещества I и II классов опасности и радиоактивные частицы).

Эти три условия должны соблюдаться одновременно. В этом случае декларация за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 году и других периодах ИП и юрлиц не касается. В частности, не должны сдавать этот отчет организации, работа которых происходит в офисе. Соответствующие разъяснения о том, что все офисные компании относятся к объектам IV категории, давал Росприроднадзор в письме от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054. Соответственно, сбор за «вредность» для таких юрлиц и ИП не предусмотрен. Но в другом своем письме от 14.10.2016 № ОД-06-01-35/21270 ведомство настаивало на обязательной постановке на учет всех хозяйствующих субъектов.

Чтобы получить IV категорию и не платить за НВОС на законных основаниях, компания обязана подать заявку в Росприроднадзор. Если этого не сделать, то, по статье 8.46 КоАП РФ, саму организацию могут оштрафовать на сумму до 100 000 рублей, а ее руководителя — до 20 000 рублей.

Сроки сдачи отчета

По закону, декларация по негативному воздействию на окружающую среду за 2020 год сдается в территориальное отделение уполномоченного органа не позднее 10 марта. В 2020 году 10 марта, законный срок сдачи отчета, приходится на вторник, поэтому никаких переносов или досрочной сдачи нет.

Отчитываться необходимо ежегодно, в периоде, следующем за отчетным. То есть новую форму отчета респонденты впервые использовали для отчетности в 2017 году. Предоставить этот отчет необходимо в электронном виде, заверенном электронной подписью. На бумаге декларацию разрешено сдавать в следующих случаях:

  • при предоставлении данных о вредном влиянии на экологию при отсутствии у лица, обязанного вносить плату, электронной подписи;
  • при годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном или менее 25 000 рублей;
  • при отсутствии у лица, обязанного вносить плату, технической возможности подключения к интернету.

Как заполнить декларацию

Из текста приказа ясно, что форма декларации о плате за НВОС 2020 имеет следующий состав:

  • титульный лист;
  • форма расчета суммарного размера платы, в том числе по видам вредного влияния на экологию;
  • форма расчета размера платы по каждому виду вредного влияния в отношении каждого объекта (источника), оказывающего такое воздействие на экологию, или по всем объектам (источникам) вместе, расположенным в пределах отдельной производственной территории, территориально обособленного подразделения, и каждого элемента, составляющего платежную базу;
  • приложение о расчете платежной базы;
  • реестр (перечень) объектов и документов, подтверждающих освоение средств на осуществление природоохранных мероприятий, учитываемых при корректировке размеров платы;
  • копии платежных поручений о перечислении платы в бюджетную систему РФ.
Читайте также:
Обязан ли водитель иметь в машине сигнальный светоотражающий жилет

На титульном листе необходимо указать наименование органа, куда направлена декларация по негативному воздействию на окружающую среду за 2019 год, организационную форму и полное наименование плательщика. Здесь же руководитель и главный бухгалтер (если такая должность предусмотрена в фирме) должны поставить подписи. Заполненный титульный лист выглядит так:

Что касается остальных разделов отчета, то предприниматели должны заполнять только те из них, по которым у них возникают соответствующие обязанности и имеются сведения для заполнения. Например, если фирма осуществляет выбросы вредных веществ в водоемы, ей необходимо заполнить раздел 2, который так и называется: «Расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты».

Утверждена форма декларации о воздействии на окружающую среду

В соответствии с нормами ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах II категории объектов негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), необходимо представление декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС).

Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников. При этом внесение изменений в указанный документ осуществляется одновременно с актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Декларация о воздействии на окружающую среду является новым требованием законодательства. Требование о необходимости ее представления для объектов II категории НВОС вступило в силу с 1 января 2019 г.

Для объектов I, III и IV категорий НВОС представление декларации о воздействии на окружающую среду не требуется.

Разработка декларации о воздействии на окружающую среду регламентируется Приказом Минприроды России от 11.10.2018 г. № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».

В состав декларации о воздействии на окружающую среду в качестве приложений входят расчет нормативов допустимых выбросов в атмосферный воздух и расчет нормативов допустимых сбросов в окружающую среду, а также раздел, который в части массы или объема образовавшихся и размещенных отходов заполняется на основании проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).

Помимо перечисленного, декларация о воздействии на окружающую среду включает информацию о реализации природоохранных мероприятий, данные об авариях и инцидентах, информацию о программе производственного экологического контроля, описание вида основной деятельности, объем производимой продукции и другую информацию.

Важным является вопрос о том, в какие именно сроки необходимо подготовить и подать декларацию о воздействии на окружающую среду.

Необходимые сведения содержатся в Федеральном законе от 25.12.2018 г. № 496-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В частности, законом установлено, что для объектов II категории НВОС необходимо представить в уполномоченный орган декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня срока истечения действия следующих документов:

  • разрешения и лимитов на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • разрешения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В настоящий момент целый ряд организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, оказались отнесены ко II категории НВОС. Данные организации ПНООЛР ранее не разрабатывали, исходя из особенностей действующего до 1 января 2019 г. законодательства.

При этом состав декларации о воздействии на окружающую среду, определенный Приказом Минприроды России от 11.10.2018 г. № 509, включает раздел VI, который должен заполняться на основании ПНООЛР.

Важно то, что ПНООЛР не является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, то есть представляет собой отдельный документ!

Таким образом, для организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства и отнесенных ко II категории НВОС, возникает необходимость незамедлительной разработки ПНООЛР с одновременной разработкой декларации о воздействии на окружающую среду.

Декларацию о воздействии на окружающую среду нужно разрабатывать в ГК «ЭКО ЦЕНТР», потому что…

  • мы являемся лидерами сферы природоохранного проектирования;
  • экологи ГК «ЭКО ЦЕНТР» находятся в постоянном контакте с органами законодательной и исполнительной власти, первыми узнавая о возможных изменениях требований законодательства и определяя правильную реакцию на эти изменения;
  • наличие собственного лабораторного комплекса, состоящего из четырех аккредитованных испытательных лабораторий, позволяет ГК «ЭКО ЦЕНТР» выполнять инструментальные исследования быстро, качественно и с минимальными затратами;
  • проектирование ведется узкоспециализированными сотрудниками профильных отделов, занимающихся вопросами охраны атмосферного воздуха и нормированием сбросов в водные объекты, разработанная декларация о воздействии на окружающую среду проходит обязательный нормоконтроль;
  • многолетний опыт помогает принять правильные решения при определении расчетных методик, количественных и качественных характеристик выбросов и сбросов в окружающую среду;
  • в процессе проведения работ учитываются региональные требования (ГК «ЭКО ЦЕНТР» выполняет проектные работы в области экологии по всей территории РФ);
  • в группе компаний работают признанные эксперты в сфере охраны окружающей среды, имеющие опыт проектирования и успешного решения сложных задач;
  • предлагаемые стоимости наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов, за счет унификации и правильной организации труда;
  • для выполнения расчетов наши проектировщики используют программный комплекс «Воздух», разработанный сектором программных средств ГК «ЭКО ЦЕНТР», что позволяет выполнить работу быстрее путем автоматизации процессов;
  • мы не только выполняем работы, но и исключительно своими силами обеспечиваем необходимые согласования и утверждения до получения результата;
  • качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.
Читайте также:
Пенсионный фонд в Демянске: особенности деятельности, режим работы, адрес

При разработке декларации о воздействии на окружающую среду в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…

  • недостаточные квалификация и опыт специалистов;
  • декларация о воздействии на окружающую среду составляется на основе ранее разработанных в разное время проектов ПДВ, НДС, ПНООЛР, в итоге данные в отчетных таблицах противоречат друг другу, а также расчетам, приведенным в приложениях;
  • из-за отсутствия опыта подрядчик выбирает неверное сочетание расчетных и инструментальных методов определения выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, что приводит либо к перерасходу денежных средств при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду, либо к претензиям со стороны органов надзора при проведении проверки;
  • отсутствие в структуре организации собственной лаборатории приводит к необходимости привлечения субподрядчиков с оплатой их услуг сверх стоимости, заложенной в договоре;
  • проектировщики из-за территориальной удаленности от промышленной площадки заказчика отказываются выезжать на предприятие, в результате значительную часть работы приходится выполнять сотрудникам заказчика (фотофиксацию, определение систем вентиляции и точек сброса, обозначение на картографических материалах различных данных и т.д.);
  • при проведении расчетов нормативов выбросов и сбросов допускаются системные ошибки, что приводит к проблемам у заказчика при реализации в отношении него контрольно-надзорных мероприятий, в том числе к необходимости пересчета платы за негативное воздействие в сторону существенного увеличения;
  • особенности технологического процесса производства создают непреодолимые сложности для проектной организации при расчете количественных и качественных характеристик выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • в стоимости проектных работ заложены скрытые условия и платежи.

    Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (п. 1, ст. 31.2)

Декларация по НВОС в 2021 – 2022 годах – ставки платы

Декларация НВОС-2022, посредством которой в службу по надзору за природопользованием сдается отчетность за 2021 год, имеет свои особенности составления и сдачи. Рассмотрим, в чем они заключаются.

Форма декларации НВОС за 2021 год

Декларация по НВОС — документ, оформляемый 1 раз по итогам года. Форма декларации по НВОС, представляемой в 2022 году за 2021 год, утверждена приказом Минприроды от 10.12.2020 № 1043.

Скачать новый бланк можно в КонсультантПлюс. Для этого достаточно получить пробный демо-доступ к системе К+. Это бесплатно.

Новый формуляр обязателен к применению с 15.01.2021. Бланк декларации из приказа Минприроды России от 09.01.2017 № 3 в ред. приказа от 30.12.2019 № 899 утратил силу. В 2022 году бланк обошелся без новых корректив.

Какие новшества в отношении декларации по НВОС вступили в силу с 15.01.2021, читайте здесь.

Рассмотрим порядок оформления декларации НВОС за 2021 год.

Помимо титульного листа и листа, с разбивкой по видам платы и отражающего процесс получения из рассчитанной суммы той ее величины, которая должна быть фактически уплачена плательщиком или возвращена ему, декларация включает в себя разделы для расчета платы, посвященные вычислению платежей:

  • по выбросам в атмосферу от стационарных источников (раздел 1);
  • по продуктам от сжигания или рассеивания попутного газа нефтяных месторождений в пределах допустимого его объема (раздел 1.1) и сверх этого объема (раздел 1.2);
  • по сбросам в водные объекты (раздел 2);
  • за размещение отходов, образующихся на объектах (раздел 3) и размещаемых операторами (раздел 3.1).

Каждый из перечисленных разделов заполняется при наличии у отчитывающегося лица оснований для этого.

Правила заполнения декларации подробно описаны в примечаниях к ее бланку и содержат:

  • указания на лиц, обязанных заполнять каждый из разделов;
  • источники сведений, из которых берется конкретная информация;
  • описание особенностей отражения данных, вносимых в каждую из строк (граф) отчета;
  • расчетные формулы;
  • значения применяемых в расчете коэффициентов;
  • соотношения, по которым возможна проверка корректности внесения данных в раздел.

Образец заполнения декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год есть в КонсультантПлюс. Скачайте образец, получив бесплатный пробный демо-доступ к системе К+:

Подробнее об исходных данных, участвующих в расчете платы за НВОС, читайте в этой статье.

Ставки платы за НВОС для отчета в 2022 году

Величину ставок, применяемых для расчета в 2022 году платы за НВОС за 2021 год, определяет постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (в ред. постановления от 24.01.2020 № 39).

Ставки в этом документе разбиты на 3 группы по видам загрязняющих объектов:

  • стационарных, производящих выбросы в атмосферу;
  • осуществляющих сбросы в водные объекты;
  • дающих отходы производства и потребления.

Для первых 2 видов значения ставок приведены применительно к наименованию конкретного загрязняющего вещества, а для отходов — с привязкой к классам опасности. Каждая ставка показана в 3 ее величинах.

Это же постановление по территориям и объектам, находящимся под особой охраной по федеральному законодательству, предписывает обязательность применения к приведенным значениям ставок повышающего коэффициента 2.

Читайте также:
Образец договора с ТСЖ: форма, условия и порядок составления договора с ТСЖ, документы

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При заполнении декларации за 2021 год используйте ставки платы за 2018 год с использованием дополнительного коэффициента 1,08 (Постановления Правительства РФ от 24.01.2020 № 39). А ставка платы за НВОС по твердым коммунальным отходам “заморожена” на отметке 95 руб. до конца 2023 года (постановление Правительства от 16.02.2019 № 156).

Сроки отчетности по НВОС-2022 и особенности ее подачи

Сдать декларацию в орган федеральной службы, осуществляющей надзор за природопользованием, нужно не позднее 10 марта года, идущего вслед за отчетным (п. 8 ст. 16.4 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Для декларации по НВОС перенос срока в связи с выходными и праздничными днями не предусмотрен. В 2022 году 10 марта — рабочий четверг. Поэтому отчитаться за 2021 год нужно не позднее окончательного срока – 10.03.2022.

Предпочтительным для принимающего отчетность органа способом ее подачи является электронный (пп. 4, 5, 6 приложения № 1 к приказу Минприроды России от 10.12.2020 № 1043). Представление на бумаге допускается только, если размер платы, начисленной за предшествующий год, не превышает 25 тыс. руб. (но здесь обязательна параллельная подача данных на электронном носителе).

Бумажную декларацию подают в территориальный орган федеральной службы, осуществляющей надзор за природопользованием, по месту учета объекта (или нескольких объектов), в отношении которого составляется отчетность. Если объект попадает на территорию разных субъектов РФ, то оформляются разные декларации (для каждого из регионов).

Эксперты КонсультантПлюс разъяснили, как правильно рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду. Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы рассчитали сумму платежа. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе и бесплатно переходите к расчетному примеру.

Дата приема декларации зависит от способа ее сдачи. Ею будет считаться:

  • при электронной отправке — дата регистрации отчета в принимающем органе;
  • при сдаче бумажного варианта, принесенного в принимающий орган, — дата проставленной отметки о получении.

К декларации прилагают:

  • список документов по расходам на снижение НВОС, дающим право на корректировку размера платы;
  • документ, подтверждающий полномочия лица, подписывающего или представляющего декларацию, если это делается представителем.

До истечения срока, определенного как крайний для подачи декларации, допускается подача ее уточненного варианта, если в представленных сведениях самостоятельно обнаружены ошибки.

Итоги

Декларацию по платежам за НВОС за 2021 год сдают на бланке из приказа Минприроды от 10.12.2020 № 1043. При этом расчеты платы нужно осуществлять по изменившимся ставкам. Отчетность проверяющий орган предпочитает получать электронно. Срок ее представления — не позднее 10.03.2022.

  • приказ Минприроды России от 10.12.2020 № 1043
  • постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Требования природоохранного законодательства к объектам НВОС разных категорий

С 2019 г. Федеральным законом № 7-ФЗ[1] установлены различные требования к нормированию, внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), организации производственного экологического контроля в зависимости от категории объекта НВОС.

Под объектом НВОС понимается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ).

Объекты НВОС в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории (п. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ):

• объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ), — объекты I категории;

• объекты, оказывающие умеренное НВОС, — объекты II категории;

• объекты, оказывающие незначительное НВОС, — объекты III категории;

• объекты, оказывающие минимальное НВОС, — объекты IV категории.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.

Итак, рассмотрим требования для различных объектов.

Требования для всех объектов

Неизменные требования для объектов любой категории (даже для объектов, категория которых не определена, — так называемых «бескатегорийных»):

паспортизация отходов I–IV классов опасности.

Правила проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712;

• ведение учета в области обращения с отходами .

Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (в ред. от 25.06.2014);

представление отчета по форме № 2-ТП (отходы).

Форма № 2-ТП (отходы) и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 12.12.2019 № 766;

предоставление сведений в государственный кадастр отходов.

Порядок ведения государственного кадастра отходов утвержден Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792;

выполнение нормативов утилизации либо уплата экологического сбора, если предприятие является производителем или импортером товаров.

Форма декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, содержится в приложении к Положению о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 (в ред. от 25.07.2018).

Читайте также:
Если согласно договора подряда оплата выполненных работ производится после подписания обеими сторонами акта сдачи-приемки

Форма отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров содержится в приложении к Правилам представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 (в ред. от 17.10.2018).

Форма расчета суммы экологического сбора утверждена Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488;

представление отчета по форме № 2-ТП (водхоз).

Форма № 2-ТП (водхоз) и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 27.12.2019 № 815;

представление сведений по форме 3.1 (при эксплуатации скважины).

Форма 3.1 утверждена Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (в ред. от 19.03.2013).

Требования для объектов I категории

Требования для объектов I категории:

получение комплексного экологического разрешения (далее — КЭР).

Форма заявки на получение комплексного экологического разрешения и форма комплексного экологического разрешения утверждены Приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 510;

К сведению

КЭР содержит (п. 10 ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ):
• технологические нормативы;
• нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ;
• нормативы допустимых физических воздействий;
• нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
• требования к обращению с отходами производства и потребления;
• согласованную программу ПЭК;
• срок действия КЭР.

оформление программы ПЭК и представление отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК.

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждены Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74.

Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261.

Методические рекомендации по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждены Приказом Минприроды России от 16.10.2018 № 522;

разработка нормативов допустимых выбросов, сбросов, технологических нормативов;

разработка программы повышения экологической эффективности (при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, сбросов, технологических нормативов).

Правила разработки программы повышения экологической эффективности утверждены Приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 666;

получение разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (при наличии такого воздействия);

расчет и внесение платы за НВОС, представление декларации о плате.

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 27.12.2019).

Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 (в ред. от 30.12.2019);

представление отчета по форме № 2-ТП (воздух).

Форма № 2-ТП (воздух) и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 08.11.2018 № 661;

представление отчета по форме № 4-ОС (для предприятий, имеющих очистные сооружения и осуществляющих природоохранные мероприятия на сумму более 100 тыс. руб. в год).

Форма № 4-ОС и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 18.07.2019 № 412;

представление отчета по форме № 2-ОС, сведений по формам № 3.1, 3.2, 3.3 и 6.1, 6.2, 6.3 (в случае пользования водными объектами).

Форма № 2-ОС и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 28.08.2012 № 469.

Формы 3.1, 3.2, 3.3 содержатся в приложении к Порядку ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденному Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (в ред. от 19.03.2013).

Формы 6.1, 6.2, 6.3 утверждены Приказом Минприроды России от 06.02.2008 № 30 (в ред. от 30.03.2015);

разработка мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ).

Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий утверждены Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811.

Требования для объектов II категории

Требования для объектов II категории:

представление декларации о воздействии на окружающую среду (далее — ДВОС).

Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждены Приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509.

К сведению

ДВОС должна содержать следующие сведения (п. 3 ст. 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ):
• наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;
• код объекта НВОС;
• вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);
• информация о реализации природоохранных мероприятий;
• данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой НВОС и произошедших за предыдущие 7 лет;
• декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;
• информация о программе ПЭК.

Одновременно с подачей ДВОС представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, сбросов (п. 4 ст. 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ).

Объект II категории вправе получить КЭР при наличии соответствующего отраслевого справочника НДТ;

Читайте также:
Как оплачиваются неиспользованные отгулы при увольнении по собственному желанию

оформление программы ПЭК (см. Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74) и представление отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК (см. Приказы Минприроды России от 28.02.2018 № 74, 14.06.2018 № 261, 16.10.2018 № 522);

разработка нормативов допустимых выбросов, сбросов для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности);

разработка плана мероприятий по охране окружающей среды (при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, сбросов).

Правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды утверждены Приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 667;

получение разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (при наличии такого воздействия);

расчет и внесение платы за НВОС (см. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255), представление декларации о плате (см. Приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3);

представление отчета по форме № 2-ТП (воздух) (см. Приказ Росстата от 08.11.2018 № 661);

представление отчета по форме № 4-ОС (для предприятий, имеющих очистные сооружения и осуществляющих природоохранные мероприятия на сумму более 100 тыс. руб. в год) (см. Приказ Росстата от 18.07.2019 № 412);

• в случае пользования водными объектами — представление отчета по форме № 2-ОС (см. Приказ Росстата от 28.08.2012 № 469), сведений по формам № 3.1, 3.2, 3.3 (см. Приказ Минприроды России от 08.07.2009 № 205) и 6.1, 6.2, 6.3 (см. Приказ Минприроды России от 06.02.2008 № 30);

разработка мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ (см. Приказ Минприроды России от 28.11.2019 № 811).

Требования для объектов III категории

Требования для объектов III категории:

• представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (в составе отчета о результатах ПЭК);

представление отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в виде отчета № 2-ТП (воздух) и отчета о результатах ПЭК);

разработка нормативов допустимых выбросов, сбросов для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности);

разработка плана мероприятий по охране окружающей среды (при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, сбросов) (см. Приказ Минприроды России от 17.12.2018 № 667);

получение разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (при наличии такого воздействия);

оформление программы ПЭК (см. Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74) и представление отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК (см. Приказы Минприроды России от 28.02.2018 № 74, 14.06.2018 № 261, 16.10.2018 № 522);

расчет и внесение платы за НВОС (см. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255), представление декларации о плате (см. Приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3);

представление отчета по форме № 2-ТП (воздух) (см. Приказ Росстата от 08.11.2018 № 661);

представление отчета по форме № 4-ОС (для предприятий, имеющих очистные сооружения и осуществляющих природоохранные мероприятия на сумму более 100 тыс. руб. в год) (см. Приказ Росстата от 18.07.2019 № 412);

• в случае пользования водными объектами — представление отчета по форме № 2-ОС (см. Приказ Росстата от 28.08.2012 № 469), сведений по формам № 3.1, 3.2, 3.3 (см. Приказ Минприроды России от 08.07.2009 № 205) и 6.1, 6.2, 6.3 (см. Приказ Минприроды России от 06.02.2008 № 30);

разработка мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ (см. Приказ Минприроды России от 28.11.2019 № 811).

Обратите внимание

Согласно требованиям санитарного законодательства все природопользователи, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (независимо от категории НВОС), должны разработать нормативы предельно допустимых выбросов и пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу в Роспотребнадзоре[2].

Требования для объектов IV категории

Объектам IV категории необходимо выполнять требования, предъявляемые ко всем объектам:

• паспортизация отходов I–IV классов опасности;

• ведение учета в области обращения с отходами;

• представление отчета по форме № 2-ТП (отходы);

• представление сведений в государственный кадастр отходов;

• выполнение нормативов утилизации либо уплата экологического сбора, если предприятие является производителем или импортером товаров;

• представление отчета по форме № 2-ТП (водхоз).

Больше никаких требований к объектам IV категории не предъявляется. Оформлять программу ПЭК, разрабатывать нормативы допустимых выбросов, сбросов, образования отходов, вносить плату за НВОС (если деятельность ведется исключительно на объектах IV категории) им не требуется.

Требования для объектов без категории

«Бескатегорийные» объекты не относятся ни к одной из четырех категорий. При этом для них предусмотрено дополнительное требованиерасчет и внесение платы за НВОС (см. Приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3).

Вносить плату «бескатегорийным» объектам необходимо только за размещение отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, при условии, что такие отходы были образованы в отчетном периоде. А в связи с тем, что лимиты на размещение отходов таким предприятиям разрабатывать не нужно, лимитом на размещение отходов для них является фактическое размещение отходов в отчетном периоде.

[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2019).

[2] См. п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 26.07.2019); п. 4.2 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».

Читайте также:
Отказы в возбуждении уголовных дел: основания для этого, процессуальный порядок

Е.В. Казанцева, инженер-эколог первой категории ООО «Консорт», магистр техники и технологии по направлению «Защита окружающей среды»

Приказ Минприроды РФ от 11.10.2018 № 509

Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью

  • Оглавление
  • Скачать архив
  • Скачать документ
  • Распечатать
  • Добавить в папку
  • Отслеживать документ
  • Справка

В соответствии со статьей 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2, ст. 133; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 27, ст. 3213; 2008, № 26, ст. 3012; № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 11, ст. 1261; № 52, ст. 6450; 2011, № 1, ст. 54; № 29, ст. 4281; № 30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; № 48, ст. 6732; № 50, ст. 7359; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 11, ст. 1164; № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4059; № 52, ст. 6971, ст. 6974; 2014, № 11, ст. 1092, № 30, ст. 4220; № 48, ст. 6642; 2015, № 1, ст. 11, № 27, ст. 3994; № 29, ст. 4359; № 48, ст. 4291; 2016, № 1, ст. 24; № 15, ст. 2066; № 26, ст. 3887; № 27, ст. 4187, ст. 4286, ст. 4291; 2017, № 31, ст. 4829; 2018, № 1, ст. 47, ст. 87; № 30, ст. 4547; № 31, ст. 4841) и подпунктом 5.2.40 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. № 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 47, ст. 6586; 2016, № 2, ст. 325; № 25, ст. 3811; № 28, ст. 4741; № 29, ст. 4816; № 38, ст. 5564; № 39, ст. 5658; № 49, ст. 6904; 2017, № 42, ст. 6163; 2018, № 26, ст. 3866; № 27, ст. 4077; № 30, ст. 4735),

1. Утвердить форму декларации о воздействии на окружающую среду, согласно Приложению 1.

2. Утвердить порядок заполнения декларации о воздействии на окружающую среду, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, согласно Приложению 2.

3. В случае изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, внесение изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с предусмотренной статьей 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2019 года.

Исполняющий обязанности Министра
Д. Г. Храмов

Приложение 1
к Приказу Минприроды России
от 11 октября 2018 года № 509

в ________________________________
__________________________________
(наименование федерального органа
исполнительной власти/органа
исполнительной власти субъекта
Российской Федерации,
уполномоченных на осуществление
приема декларации о воздействии
на окружающую среду)

Декларация
о воздействии на окружающую среду

______________________________________________________________________________________
код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду

______________________________________________________________________________________
наименование юридического лица или фамилия, имя,
отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя

______________________________________________________________________________________
организационно-правовая форма юридического лица

______________________________________________________________________________________
место нахождения юридического лица или место жительства индивидуального предпринимателя

Код основного вида экономической деятельности: _______________

Наименование основного вида экономической деятельности:
______________________________________________________________________________________

Декларация составлена на __ листах, количество приложений ___

В случае изменения в течение семи лет с даты подачи Декларации о воздействии на окружающую среду (далее – Декларация) технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников, в Декларацию будут внесены изменения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Исполнитель, ответственный за представление Декларации

______________________________________________________________________________________
должность, фамилия, имя, отчество (при наличии), телефон, факс, адрес электронной почты

Руководитель юридического лица/
индивидуальный предприниматель

«__» _________ 20__ г.

М. П. (при наличии)

Раздел I. Виды и объем производимой продукции (товара)

Наименование производимой продукции (товара)

Код производимой продукции (товара)

Объем производимой продукции (товара)

Раздел II. Информация о реализации природоохранных мероприятий

Объем финансирования, тыс. рублей

Раздел III. Данные об авариях и инцидентах, повлекших негативное воздействие на окружающую среду, произошедших за 20__ – 20__ годы

3.1. Данные об авариях, повлекших негативное воздействие на окружающую среду, произошедших за 20__ – 20__ годы

Дата возникновения аварии

Дата ликвидации последствий аварии

Краткая характеристика аварии, причины возникновения

Краткая характеристика негативного воздействия на окружающую среду при аварии

Размер причиненного вреда окружающей среде, тыс. руб.

Основные мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварии

3.2. Данные об инцидентах, повлекших негативное воздействие на окружающую среду, произошедших за 20__ – 20__ годы

Дата возникновения инцидента

Дата ликвидации инцидента

Краткая характеристика инцидента, причины, возникновения

Краткая характеристика негативного воздействия на окружающую среду при инциденте

Размер вреда, причиненного окружающей среде, тыс. руб.

Основные мероприятия по локализации и ликвидации последствий инцидента

Раздел IV. Масса выбросов загрязняющих веществ

Наименование загрязняющего вещества 1

Класс опасности 2

Данные об источнике выбросов

Читайте также:
Почему прекратили выплаты пенсии по случаю потери кормильца

Масса выбросов загрязняющих веществ

в том числе в пределах нормативов допустимых выбросов

с превышением нормативов допустимых выбросов

Раздел V. Масса сбросов загрязняющих веществ

Наименование водного объекта

Наименование загрязняющего вещества 1

Данные об источнике сбросов

Концентрация мг/куб. дм 3

Масса сбросов загрязняющих веществ, т/год 4

в том числе в пределах нормативов допустимых сбросов

с превышением нормативов допустимых сбросов

1 Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 29, ст. 4524).

2 Классы опасности загрязняющих веществ в составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.12.2017 № 165 «Об утверждении гигиенических нормативов ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений» (зарегистрировано в Минюсте России 09.01.2018, регистрационный № 49557) с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31.05.2018 № 37 (зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2018, регистрационный № 51367).

3 Соответствует максимальной концентрации за год.

4 Расчет в т/год производится суммированием т/мес.

Раздел VI. Масса или объем образования и размещения отходов

6.1. Масса или объем образовавшихся и размещенных отходов

Код отхода по ФККО 1

Наименование отхода по ФККО 1

Класс опасности отхода по ФККО 1

Образовано, т/год 2

Размещено на собственных объектах размещения отходов, т/год 2

Передано на размещение другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, т/год 2

номер объекта размещения отходов в ГРОРО 1

номер объекта размещения отходов в ГРОРО 1

6.2. Масса или объем образовываемых и размещаемых отходов

Код отхода по ФККО 1

Наименование отхода по ФККО 1

Класс опасности отхода по ФККО 1

Образование, т/год 2

Размещение на собственных объектах размещения отходов, т/год 2

Передача на размещение другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, т/год 2

номер объекта размещения отходов в ГРОРО 1

номер объекта размещения отходов в ГРОРО 1

1 Порядок ведения государственного кадастра отходов, утвержденный Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 (зарегистрирован в Минюсте России 16.11.2011, регистрационный № 22313).

2 Соответствует максимальному количеству в год за период действия Декларации.

Раздел VII. Информация о программе производственного экологического контроля

Программа производственного экологического контроля утверждена
______________________________________________________________________________________

фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица ________________________

«__» __________ 20__ года.

Наименование территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в который представляется отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля:
___________________________________________________________________________

Дата представления последнего отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля: «__» __________ 20__ года.

Приложениями к Декларации являются:

расчет нормативов допустимых выбросов;

расчет нормативов допустимых сбросов.

Приложение 2. Порядок заполнения декларации о воздействии на окружающую среду, в том числе в Форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью

Приложение 2
к Приказу Минприроды России
от 11 октября 2018 года № 509

1. Настоящий Порядок устанавливает правила заполнения декларации о воздействии на окружающую среду (далее – Декларация), в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

2. Страницы Декларации имеют сквозную нумерацию, начиная с титульного листа. Номер страницы на титульном листе Декларации не ставится.

3. Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства.

4. Не допускается двусторонняя печать Декларации на бумажном носителе и скрепление листов Декларации, приводящее к порче бумажного носителя.

5. При заполнении Декларации используются чернила черного, фиолетового или синего цвета.

6. В случае отсутствия какого-либо показателя в соответствующей графе таблицы Декларации ставится прочерк.

7. Декларация может быть заполнена в форме электронного документа или на бумажном носителе.

8. Декларация на бумажном носителе может быть заполнена от руки либо распечатана на принтере и направлена в виде почтового отправления с описью вложения.

Декларация в форме электронного документа должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 15, ст. 2036; № 27, ст. 3880; 2012, № 29, ст. 3988; 2013, № 14, ст. 1668; № 27, ст. 3463, ст. 3477; 2014, № 11, ст. 1098; № 26, ст. 3390; 2016, № 1, ст. 65; № 26, ст. 3889).

9. Раздел IV заполняется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на атмосферный воздух.

10. Раздел V заполняется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на водные объекты.

11. Раздел VI заполняется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, связанную с образованием и (или) размещением отходов.

12. Приложение «Расчет нормативов допустимых выбросов» прилагается к Декларации при заполнении Раздела IV.

13. Приложение «Расчет нормативов допустимых сбросов» прилагается к Декларации при заполнении Раздела V.

14. Титульный лист заполняется в соответствии с пунктами 15 – 17 настоящего Порядка.

15. Код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, указывается согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, выдаваемого юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на указанном объекте в соответствии со статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2, ст. 133; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 27, ст. 3213; 2008, № 26, ст. 3012; № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 11, ст. 1261; № 52, ст. 6450; 2011, № 1, ст. 54; № 29, ст. 4281; № 30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; № 48, ст. 6732; № 50, ст. 7359; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 11, ст. 1164; № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4059; № 52, ст. 6971, ст. 6974; 2014, № 11, ст. 1092, № 30, ст. 4220; № 48, ст. 6642; 2015, № 1, ст. 11, № 27, ст. 3994; № 29, ст. 4359; № 48, ст. 4291; 2016, № 1, ст. 24; № 15, ст. 2066; № 26, ст. 3887; № 27, ст. 4187, ст. 4286, ст. 4291; 2017, № 31, ст. 4829; 2018, № 1, ст. 47, ст. 87; № 30, ст. 4547; № 31, ст. 4841).

Читайте также:
Какие существуют виды судебных приговоров и как они составляются

16. Наименование, организационно-правовая форма, адрес (место нахождения) юридического лица, код и основной вид экономической деятельности заполняются в соответствии с данными Единого государственного реестра юридических лиц.

17. Фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, код и основной вид экономической деятельности индивидуального предпринимателя заполняются в соответствии с данными Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

18. В Разделе I указываются данные пунктов 19 – 20 настоящего Порядка.

19. Данные об объемах производимой продукции (товаров), единицах измерения приводятся на основании данных бухгалтерского учета и (или) иных документов, содержащих информацию о планируемых видах и объемах производимой продукции на период действия Декларации. В разделе I представляются максимальные значения показателей за период действия Декларации.

20. Наименования, виды и коды производимой продукции приводятся в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008).

21. Раздел II заполняется по результатам реализации действующего до подачи Декларации плана мероприятий по охране окружающей среды.

22. Раздел III заполняется на основании сведений о произошедших за предыдущие семь лет авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду.

В Разделе III в части данных об авариях, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду, указываются для каждой аварии:

дата возникновения и дата ликвидации последствий аварии (если последствия аварии не ликвидированы на дату подачи Декларации, указывается планируемая дата завершения работ по ликвидации последствий аварии);

краткая характеристика аварии с указанием причин ее возникновения;

краткая характеристика видов негативного воздействия на окружающую среду при аварии;

размер вреда, причиненного окружающей среде в результате аварии;

основные мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварии.

В Разделе III в части данных об инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду, указываются для каждого инцидента:

дата возникновения и дата ликвидации последствий инцидента (если последствия инцидента не ликвидированы на дату подачи Декларации, указывается планируемая дата завершения работ по ликвидации последствий инцидента);

краткая характеристика инцидента с указанием причин его возникновения;

краткая характеристика негативного воздействия на окружающую среду при инциденте;

размер вреда, причиненного окружающей среде в результате инцидента;

основные мероприятия по локализации и ликвидации последствий инцидента.

23. Раздел IV заполняется на основании расчета нормативов допустимых выбросов, который прилагается к Декларации.

24. Раздел V заполняется на основании расчета нормативов допустимых сбросов, который прилагается к Декларации.

25. Раздел VI в части массы или объема образовавшихся и размещенных отходов заполняется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателям, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 26, ст. 3009; 2001, № 1, ст. 21; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52, ст. 5498; 2007, № 46, ст. 5554; 2008, № 30, ст. 3616; № 45, ст. 5142; 2009, № 1, ст. 17; 2011, № 30, ст. 4590, ст. 4596; № 45, ст. 6333; № 48, ст. 6732; 2012, № 26, ст. 3446; № 27, ст. 3587; № 31, ст. 4317; 2013, № 30, ст. 4059; № 43, ст. 5448; № 48, ст. 6165; 2014, № 30, ст. 4220, ст. 4262; 2015, № 1, ст. 11, ст. 38; № 27, ст. 3994; № 29, ст. 4350; 2016, № 1, ст. 12, ст. 24; № 15, ст. 2066; № 27, ст. 4187; 2017, № 1, ст. 27; № 50, ст. 7564; 2018, № 1, ст. 87), на основании данных учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Данные представляются за календарный год, предшествующий году представления Декларации. Раздел VI в части массы или объема образовываемых и размещаемых отходов заполняется на основании данных, содержащихся в проектах нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

26. Раздел VII заполняется на основании программы производственного экологического контроля, утвержденной юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с Приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 г. № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (зарегистрирован в Минюсте России 03.04.2018, регистрационный № 50598).

Читайте также:
Курение в рабочее время по Трудовому Кодексу: права работника и работодателя в этом вопросе

Декларация о воздействии на окружающую среду

Организации и ИП, которые осуществляют деятельность на объектах, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду (объекты II категории).

Срок подачи декларации

Первый раз декларация представляется не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешений и документов, которые получены до 1 января 2019 г. (разрешения и лимиты на выброс загрязняющих веществ, разрешения и лимиты на сброс загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимитов на их размещение).

Далее декларация подается один раз в 7 лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.

Проверка декларации

Когда все необходимые разделы декларации будут заполнены, необходимо провести её проверку, а затем отправить в контролирующие органы. Как проверить и отправить отчет см. здесь.

Титульный лист

В титульном листе отражаются общие сведения:

  • наименование территориального подразделения Росприроднадзора либо уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ, в который направляется декларация;
  • отчетный период;
  • наименование юридического лица или ФИО физического лица, являющегося ИП;
  • ИНН и КПП организации (ИНН физического лица);
  • код региона по ОКТМО и регион;
  • коды по ОКВЭД и ОКОПФ;
  • номер контактного телефона и адрес электронной почты;
  • основной государственный регистрационный номер организации (ОГРН) или ИП (ОГРНИП);
  • юридический и фактический адрес организации или ИП в соответствии с информацией, содержащейся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Если заявитель является нерезидентом, в соответствующем поле проставляется отметка.

Далее указывается подписант:

  • в случае подачи декларации природопользователем – ФИО и должность руководителя организации или ИП;
  • в случае подачи уполномоченным представителем – ФИО представителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия.

Также отражаются сведения об объекте НВОС:

  • код объекта в соответствии со свидетельством о постановке на учет;
  • наименование и категория объекта;
  • коды по ОКТМО и ОКВЭД;
  • зарегистрирован объект или нет;
  • уровень надзора: федеральный или региональный.

Раздел 1. Виды и объем производимой продукции (товара)

В разделе 1 указываются данные об объемах производимой продукции (товаров):

  • наименование и код по ОКПД2 производимой продукции (товара);
  • единица измерения и объем продукции (товара).

Эти сведения приводятся на основании данных бухгалтерского учета и (или) иных документов, содержащих информацию о планируемых видах и объемах производимой продукции на период действия декларации. При этом в данном разделе отражаются максимальные значения показателей за период действия декларации.

Раздел 2. Информация о реализации природоохранных мероприятий

Раздел 2 заполняется по результатам реализации действующего до подачи декларации плана мероприятий по охране окружающей среды.

В нем приводится следующая информация о реализации природоохранных мероприятий в соответствии с планом мероприятий:

  • наименование мероприятия по охране окружающей среды;
  • срок выполнения (начало и конец);
  • объем финансирования;
  • источники финансирования;
  • результат мероприятия.

Раздел 3. Данные об авариях и инцидентах, повлекших негативное воздействие на окружающую среду, произошедших за 20_ – 20_ годы

Этот раздел заполняется на основании сведений о произошедших за предыдущие 7 лет авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду.

Раздел 3.1. Данные об авариях, повлекших негативное воздействие на окружающую среду

В данном разделе по каждой аварии, повлекшей негативное воздействие на окружающую среду, указываются:

  • дата возникновения и дата (либо планируемая дата) ликвидации последствий;
  • краткая характеристика аварии и причины ее возникновения;
  • краткая характеристика негативного воздействия на окружающую среду при аварии;
  • размер причиненного вреда окружающей среде;
  • основные мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварии.

Раздел 3.2. Данные об инцидентах, повлекших негативное воздействие на окружающую среду

По каждому инциденту указываются:

  • дата возникновения и дата ликвидации последствий инцидента (если последствия инцидента не ликвидированы на дату подачи декларации, указывается планируемая дата завершения работ по ликвидации последствий инцидента);
  • краткая характеристика инцидента с указанием причин его возникновения;
  • краткая характеристика негативного воздействия на окружающую среду при инциденте;
  • размер вреда, причиненного окружающей среде в результате инцидента;
  • основные мероприятия по локализации и ликвидации последствий инцидента.

Раздел 4. Масса выбросов загрязняющих веществ

Раздел 4 заполняется теми организациями и ИП, чья деятельность оказывает негативное воздействие на атмосферный воздух.

Информация отражается на основании расчета нормативов допустимых выбросов. В данном разделе указываются следующие сведения:

  • наименование загрязняющего вещества;
  • класс опасности;
  • данные об источнике выбросов;
  • сведения о массе выбросов загрязняющих веществ: в г/сек; в т/год – всего и с разделением на те, что были в пределах нормативов допустимых выбросов и с их превышением.

Раздел 5. Масса сбросов загрязняющих веществ

Раздел 5 заполняется теми организациями и ИП, чья деятельность оказывает негативное воздействие на водные объекты.

Информация отражается на основании расчета нормативов допустимых сбросов. В данном разделе указываются следующие сведения:

  • наименование водного объекта;
  • наименование загрязняющего вещества;
  • класс опасности;
  • данные об источнике сбросов;
  • концентрация в мг/куб. дм – максимальная за год;
  • масса сбросов загрязняющих веществ в т/год – всего и с разделением на те, что были в пределах нормативов допустимых сбросов и с их превышением.

Раздел 6. Масса или объем образования и размещения отходов

Данный раздел заполняется организациями и ИП, если их деятельность связана с образованием и (или) размещением отходов.

Читайте также:
Облагается ли НДФЛ больничный за счет ФСС в России в 2022 году

Раздел 6.1. Масса или объем образовавшихся и размещенных отходов

Сведения в разделе заполняются на основании данных учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам (полученных от других лиц), а также размещенных отходов. Информация представляется за календарный год, предшествующий году подачи декларации.

В соответствующих полях указываются:

  • код отхода по ФККО;
  • класс опасности отхода по ФККО;
  • количество образованных отходов в т/год;
  • количество отходов (в т/год), размещенных на собственных объектах размещения отходов, номер такого объекта в государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО);
  • количество отходов (в т/год), переданных на размещение другим ИП или организациям, и номер объекта размещения отходов в ГРОРО.

Раздел 6.2. Масса или объем образовываемых и размещаемых отходов

В этом разделе отражаются сведения, содержащиеся в проектах нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Количество отходов указывается исходя из максимального значения в год за период действия декларации.

Показатели данного раздела аналогичны показателям раздела 6.1.

Раздел 7. Информация о программе производственного экологического контроля

В разделе 7 согласно утвержденной программе ПЭК указываются:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, утвердившего программу, и дата ее утверждения;
  • наименование уполномоченного органа, в который представляется отчет об организации и о результатах производственного экологического контроля;
  • дата представления последнего такого отчета.

Приложения

Этот раздел предназначен для загрузки подтверждающих документов. Такими документами являются:

Утверждена новая форма декларации о плате за НВОС

Утверждена новая форма декларации о плате за НВОС

Организации и предприниматели, которые обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), должны сдать декларацию по данному платежу за 2020 год по новой форме. Бланк отчета и порядок представления утверждены приказом Минприроды от 10.12.20 № 1043 .

Кто обязан вносить плату за НВОС и отчитываться по ней

Напомним, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить все юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие деятельность на объектах I, II или III категорий. Те, кто работают исключительно на объектах IV категории, от платы за НВОС освобождены (п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Что касается декларации о плате за НВОС, то сдавать ее должны те, кто обязан платить за негативное воздействие (п. 5 ст. 16.2 Закона № 7-ФЗ). Другими словами, отчитываться необходимо организациям и ИП, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, кроме тех, кто осуществляет деятельность на объектах IV категории.

Как изменилась форма декларации

В целом форма декларации изменилась незначительно, но в ней появились некоторые показатели, которых не было ранее. Перечислим наиболее существенные поправки.

  1. Добавлена таблица с информацией о суммах, подлежащих уплате в бюджет. В ней нужно указывать категорию объекта, оказывающего негативное воздействие, и сумму платы.
  2. В разделе «Расчет суммы платы, подлежащей внесению в бюджет» добавили строку 166 для указания номера решения о зачете излишне уплаченной (взысканной) суммы платы за НВОС в счет будущего отчетного периода.
  3. Появился новый раздел — «Информация об авансовых платежах, подлежащих внесению в бюджет».

Способ сдачи отчетности

Также скорректирован способ сдачи декларации. Уточнено, что, если плата за НВОС за предыдущий отчетный период превысила 25 тыс. руб., то отчетность сдается только через интернет в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью.

Если плата за НВОС за предыдущий отчетный период составила 25 тыс. руб. или менее, то у плательщика есть выбор — сдать только электронную декларацию через интернет или отчитаться «на бумаге». Однако если вы сдаете бумажную декларацию, вам также придется представить электронную копию отчета через «Личный кабинет природопользователя».

ВНИМАНИЕ

Те, кто сдают электронную отчетность в Росприроднадзор, могут выбрать один из способов представления:

  • первый способ предполагает, что владелец сертификата электронной подписи должен сформировать и подписать отчет, после чего самостоятельно загрузить его на приемный шлюз РПН;
  • второй способ заключается в том, чтобы подключиться к системе для сдачи отчетности, которая поможет заполнить отчет, используя все актуальные параметры, проверить его и отправить в РПН.

Те, кто выберут второй способ, получат два преимущества:

  • не нужно самостоятельно «стучаться» на приемный шлюз РПН. Достаточно один раз отправить отчет на сервер оператора электронного документооборота (ЭДО), и дальше робот сам загрузит его на шлюз РПН;
  • оператор ЭДО зафиксирует время загрузки отчета, и укажет его в документе, который получит отправитель. Если возникнет спор о времени подачи отчета, то подтверждение от оператора ЭДО поможет доказать, что отчетность была передана в срок.

Заполнить и сдать всю экологическую отчетность через оператора ЭДО Подать заявку

Отметим еще одно важное изменения. Прежде разрешалось сдать декларацию на бумажном носителе в случае, если у лица, обязанного вносить плату, нет технической возможности подключиться к интернету (п. 6 Порядка, утв. приказом Минприроды от 09.01.17 № 3). Теперь же такая оговорка исключена.

СПРАВКА

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду сдается не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным. Следовательно, декларацию за 2020 год следует сдать по новой форме не позднее 10 марта 2021 года.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: