Учет средств целевого финансирования при расчете налога на прибыль

Приобретение ОС и НМА за счет целевого финансирования

В отдельных случаях организации могут получать целевые средства на покупку объектов основных средств или нематериальных активов. Как учитывать эти объекты, можно ли амортизировать их в бухгалтерском и налоговом учете? Рассказываем.

Бухгалтерский учет объектов, приобретенных за счет целевых средств

Основные средства и нематериальные активы, купленные за счет целевых средств, приходуются в бухгалтерском учете в общем порядке. Каких-либо особенностей в отношении записей непосредственно по оприходованию данных активов законодательством не предусмотрено. Поэтому если актив отвечает всем условиям признания его основным средством или НМА, то он учитывается в этом качестве на счетах бухгалтерского учета.

Нужно ли начислять амортизацию по данному активу в бухгалтерском учете?

Да, нужно, если выполняются общие условия отнесения актива в состав основных средств или НМА и начисления по нему амортизации. Источник финансирования в данном случае значения не имеет. Однако параллельно с обычными проводками возникает необходимость в дополнительных проводках ввиду того, что источником финансирования являются как раз целевые средства.

Для обобщения информации о движении средств для осуществления мероприятий целевого назначения, предназначен счет 86 «Целевое финансирование». На этом счете отражаются суммы целевого финансирования (в момент непосредственно получения этих сумм либо в момент выполнения условий, предусмотренных п. 5 ПБУ 13/2000, – в зависимости от учетной политики фирмы). Причем этот счет используется для отражения не только бюджетных целевых средств, но и целевых средств, поступивших от других организаций и лиц.

Затем происходит списание этих сумм со счета 86 в корреспонденции со счетом 98 «Доходы будущих периодов». Делается это в момент принятия объекта основных средств или нематериального актива к учету. Таким образом, на момент принятия актива к учету в бухгалтерском учете делаются записи:

Дебет 01 (04) Кредит 08

Дебет 86 Кредит 98.

Далее в момент, когда в бухгалтерском учете будет отражаться амортизация, одновременно с записью по начислению амортизации следует производить списание со счета 98:

Дебет 20 (25, др.) Кредит 02 (05)

Дебет 98 Кредит 91.

shutterstock_1448174906.jpg

Данный порядок следует из п. 9 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утв. приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н. В этом пункте сказано, что «целевое финансирование учитывается при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию в качестве доходов будущих периодов с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов по мере начисления амортизации на финансовые результаты». Обратите внимание, что данное положение регулирует вопросы учета непосредственно государственной помощи.

Таким образом, сумма со счета 98 будет переноситься на счет 91 постепенно – по мере начисления амортизации на протяжении всего срока полезного использования.

На практике иногда бывает, что к моменту поступления целевых средств внеоборотный актив уже принят к учету и начал амортизироваться. В этом случае применяется порядок, установленный п. 10 ПБУ 13/2000. В соответствии с данным порядком бюджетные средства, предоставленные на финансирование понесенных в предыдущие отчетные периоды капитальных затрат, отражаются:

  • в размере начисленной амортизации – как увеличение финансового результата организации;
  • в оставшейся части – как доходы будущих периодов.

Таким образом, сумма, учтенная на счете 86, в этом случае будет списываться двумя проводками:

Дебет 86 Кредит 91-1

– на сумму начисленной амортизации;

Дебет 86 Кредит 98

– на оставшуюся сумму (она соответствует остаточной стоимости актива).

Налоговый учет объектов, приобретенных за счет целевых средств

Вопрос с начислением амортизации в налоговом учете не так-то прост. Здесь действует правило: если полученные целевые средства в соответствии с положениями НК РФ не отнесены к облагаемым доходам, то и объекты, купленные за счет этих средств, не могут относиться на «уменьшаемые» расходы (через амортизацию). Соответственно, если целевые средства, напротив, относятся к облагаемым доходам, то и активы, относящиеся по критериям к амортизируемому имуществу и купленные за счет целевых средств, подлежат амортизации в налоговом учете.

Поэтому для начала нужно определить, как отражать целевые средства в налоговом учете. И вот здесь нет четкого правила, что любые целевые поступления относятся/не относятся в состав доходов. Каждый случай необходимо разбирать отдельно.

Так, перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли, приведен в ст. 251 НК РФ. В этом перечне фигурирует имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:

  • в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • бюджетные средства, полученные унитарными предприятиями от собственников имущества (подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Да, мы видим, что согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, не учитываются при определении налоговой базы. Но в этом же подпункте приводится четко ограниченный перечень ситуаций, при которых полученные целевые средства считаются средствами целевого финансирования в целях налога на прибыль (а точнее в целях не обложения данным налогом). А значит, те суммы, которые к перечисленным ситуациям отнести нельзя, придется включать в налогооблагаемый доход.

Мы не будем приводить полный список того, что является «целевым финансированием» в рамках налога на прибыль, так как этот список довольно внушителен и в большинстве своем касается «специфичных» организаций (бюджетных учреждений, банков, ТСЖ и др.). Отметим лишь некоторые из них, которые могут быть применимы к коммерческим организациям.

Так, например, к «целевому финансированию» в целях налога на прибыль относятся гранты, в отношении которых выполняется ряд условий. Одним из условий является предоставление грантов на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных российским законодательством.

Читайте также:
Поборы в школе - в каком случае они законны и куда жаловаться

Также не облагаются налогом целевые средства в виде субсидий, но не всех, а только тех, что выделены на возмещение расходов, изначально не уменьшающих налоговую базу в силу положений ст. 270 НК РФ (за исключением расходов, указанных в п. 5 ст. 270 НК РФ, т. е. за исключением расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходов, осуществленных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств).

Таким образом, если субсидия получена на приобретение амортизируемого имущества, то ее придется включить во внереализационный доход. При этом в отношении таких целевых средств, как субсидии, действует особый порядок отнесения их на доходы. Относить на доходы субсидии нужно не сразу в момент получения, а «по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств». Такой порядок следует из абз. 3 п. 4.1. ст. 271 НК РФ.

shutterstock_327582968.jpg

Что же значит отражать доход «по мере признания расходов»? А то, что доход следует показывать в тот момент, когда начисляется амортизация по объекту, приобретенному за счет субсидий. То есть в данном случае порядок такой же, как в бухгалтерском учете.

При этом если амортизируемое имущество к моменту получения субсидий начало амортизироваться, то часть субсидии в части, соответствующей отнесенной на расходы начисленной амортизации, необходимо будет единовременно включить во внереализационный доход (опять же – как и в бухгалтерском учете). Оставшуюся часть субсидии компания будет включать в доходы в момент начисления амортизации. Такой порядок следует из абз. 5 п. 4.1. ст. 271 НК РФ.

И вот здесь как раз возникает встречный вопрос: действительно ли можно амортизировать в налоговом учете имущество, приобретенное за счет целевых средств, и относить на «уменьшаемые» расходы начисленную амортизацию? Да, если целевые средства, как уже было сказано выше, включаются в облагаемый доход. Соответственно, если целевые средства не включаются в доход (на основании подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), то те ОС и НМА, которые были приобретены за счет этих средств, амортизировать нельзя.

Данный вывод следует из взаимосвязи положений подп. 14 п. 1 ст. 251, п. 4.1. ст. 271, п. 1 и подп. 3, 7 п. 2 ст. 256 НК РФ и дополнительно подтвержден чиновниками (письма Минфина России от 12.08.2019 № 03-03-06/1/60538, от 11.03.2019 № 03-03-06/3/15264, от 28.06.2013 № 03-03-06/1/24671).

Частичное финансирование за счет целевых средств

Теперь рассмотрим ситуацию, когда основное средство или НМА приобретается частично за счет целевых средств, а частично – за счет собственных. В части отражения актива и начисления амортизации в бухгалтерском учете особенностей нет, поэтому объект приходуется и амортизируется в общеустановленном порядке, т. е. в сумме затрат на его приобретение.

Но все же есть особенности, которые следует учитывать при отражении операций в бухучете. Они касаются не формирования и учета стоимости объекта и его амортизации, а формирования дохода. В бухгалтерском учете вся «целевая» сумма, как и в стандартной ситуации, будет относиться на кредит счета 98 в момент принятия основного средства или НМА к учету. Списываться на счет 91 эта сумма также будет постепенно – по мере начисления амортизации. Однако списываемая сумма не будет соответствовать сумме начисленной амортизации. Она будет меньше, и ее необходимо рассчитывать отдельно – пропорционально, т. е. исходя из доли «целевого участия».

При этом пропорцию нужно считать и в том случае, когда к моменту получения средств объект уже начал амортизироваться, и бухгалтер делит «целевую сумму» на две составляющие (одна часть идет на счет 91, другая – на счет 98).

Что касается налогового учета, то порядок отражения зависит от того, за счет каких именно целевых средств был частично приобретен объект. Если за счет «облагаемых» целевых средств, т. е. не подпадающих под подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, то здесь все достаточно просто: объект подлежит амортизации в налоговом учете. Иными словами, есть доход, значит есть и расход (в виде амортизационных отчислений). При этом амортизации подлежит вся стоимость ОС или НМА, то есть вне зависимости от того, что часть объекта оплачена за счет «облагаемых» целевых сумм. Данный вывод подтвержден ведомствами (письма Минфина РФ от 02.04.2010 № 03-03-06/1/222, УФНС России по г. Москве от 29.12.2011 № 16-15/126140@).

shutterstock_1634959825 (1).jpg

А вот если целевые средства, за счет которых частично оплачивается объект, являются «необлагаемыми», т. е. подпадают под подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, то ситуация неоднозначна. В этом случае не понятно, применяются ли положения подп. 7 п. 2 ст. 256 НК РФ, согласно которому имущество, приобретенное за счет «необлагаемых» целевых сумм, не подлежит амортизации.

В нашем случае имущество приобретается не только за счет «необлагаемых» целевых сумм, но и за счет собственных средств. А на этот счет установленного порядка в НК РФ нет.

Есть только порядок, установленный для другой ситуации – когда имущество приобретается частично за счет бюджетных средств целевого финансирования. Он прописан в абз. 18 п. 1 ст. 257 НК РФ и выглядит следующим образом: первоначальная стоимость имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, уменьшенная на сумму расходов, осуществленных за счет бюджетных средств целевого финансирования. Фактически это значит, что амортизироваться будет только та часть стоимости имущества, которая оплачена за счет собственных средств.

Читайте также:
Федеральный закон №255 от 29.12.2006 года О пособиях по временной нетрудоспособности

Считаем, что такой подход можно применять и в том случае, когда часть имущества приобретается за счет «необлагаемых» целевых сумм, указанных в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Ведь в определенной части компания все же несет расходы (свои собственные) при приобретении ОС или НМА.

Однако тот факт, что абз. 18 п. 1 ст. 257 НК РФ рассматривает ситуацию исключительно с «бюджетными средствами целевого финансирования», может привести к риску, что налоговики не согласятся с применением данного подхода в других случаях (например, когда объект приобретается частично на средства гранта, а частично за счет собственных средств). Поэтому компаниям, решившимся амортизировать объект в подобных ситуациях, следует быть готовыми к отстаиванию своей позиции в суде. В судебной практике подобных споров крайне мало. Но те решения, которые были нами обнаружены по ситуациям, похожим на рассматриваемую, были вынесены в пользу налогоплательщика.

Так, например, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2007 № 09АП-8600/2007-АК по делу № А40-22339/06-143-165 суд отметил следующее: «Отсутствие признака безвозмездности сделки исключает возможность применения положений п. п. 7 п. 2 ст. 256 НК РФ, п.п. 6 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении порядка начисления амортизации при эксплуатации приобретенного оборудования. Указанными нормами закона установлен запрет на начисление амортизационных отчислений по оборудованию, полученному безвозмездно. Установление факта оплаты (пусть даже частичной) является основанием для вывода о наличии у налогоплательщика права на начисление амортизации в общеустановленном порядке».

Таким образом, в случае судебного разбирательства у компании есть шансы на выигрыш.

Пример

ООО «Триумф» 20 апреля 2020 г. приобрело объект основных средств у поставщика, применяющего УСН. Стоимость основного средства составила 1 000 000 руб. (без НДС). ООО «Триумф» применяет общий режим налогообложения и определяет доходы и расходы методом начисления. Объект был введен в эксплуатацию 23 апреля 2020 г. Срок полезного использования основного средства – пять лет (60 мес.).

С мая 2020 г. бухгалтер начал начислять амортизацию. В ООО «Триумф» амортизация начисляется линейно. Месячная норма амортизации составляет 1,6667% (1 : 60 мес. × 100). Соответственно, месячная сумма амортизации – 16 667 руб. (1 000 000 руб. ×1,6667%).

В сентябре 2020 г. ООО «Триумф» получила субсидию из бюджетных средств на покрытие части расходов, связанных с приобретением основного средства, в размере 700 000 руб. Данная субсидия не подходит под суммы, указанные в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, поэтому она включается во внереализационный доход (в порядке, предусмотренном п. 4.1 ст. 271 НК РФ).

– 1 000 000 руб. – отражена стоимость имущества, приобретенного за плату, которое будет учтено в составе основных средств;

Налогообложение средств целевого финансирования, отчетность и использование остатков

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Ведущая рубрики

По действующему законодательству любые средства, полученные в виде целевого финансирования, не подлежат налогообложению. Однако есть исключение из правил, когда с полученных субсидий, грантов, средств инвесторов необходимо заплатить налог на прибыль.

Средства целевого финансирования выделяются организациям из бюджета, а могут поступать от инвесторов или других организаций на реализацию конкретных целей.

Получив целевые деньги, компания обязана использовать их на те цели, которые прописаны в смете. В рамках целевого финансирования предприятие может получить как денежные средства, так и имущество. Ни то, ни другое объектом налогообложения не является.

Когда целевое финансирование не облагается налогом

Условия, при которых средства целевого финансирования не облагаются налогом на прибыль:

  • средства предоставлены под конкретные проекты;
  • средства действительно использованы по назначению.

Важно! Что касается грантов, то для них есть еще одно условие: грант дается безвозмездно и не предполагает возврата. Грантодателем не может быть любой желающий, законом определен список лиц, которые могут предоставлять организациям средства на безвозмездной основе.

К таким лицам относятся следующие: гражданин РФ или иностранного государства, российская или иностранная компания, международная организация, которые получили право заниматься выдачей грантов в России. В том случае, если хотя бы один из перечисленных критериев будет не соблюден, организация, получившая грант, обязана учесть полученную помощь на счете внереализационных доходов. С полученных денег придется заплатить налог на прибыль.

Отчетность перед ФНС

Организация обязана уведомить налоговую о полученных целевых средства[. Также придется проинформировать налоговиков и об осуществленных расходах полученных денег. Для этого, когда юридическое лицо заполняет годовую декларацию по налогу на прибыль, нужно заполнить и лист №7.

Кроме отчета перед налоговой, организация обязана предоставить отчет целевого использования и тому, от кого получила грант.

Специальных форм отчетов об использовании гранта нет, можно использовать произвольную форму по договоренности между сторонами. Периодичность предоставления информации об использовании средств может быть любой.

Самое главное, чтобы по этим отчетам можно было прослеживать, как происходит исполнение сметы. К отчету могут быть приложены сопровождающие документы:

  1. выписка из регистра;
  2. договор с подрядчиками, соисполнителями;
  3. акт выполненной работы;
  4. счет-фактура;
  5. акты приема-передачи;
  6. документы, подтверждающие оплату выполненной работы и проч.

В случае выявления расхождений в документах, организация обязана рассчитать и уплатить налог на прибыль.
Получатели целевых средств заполняют специальный отчет – «Отчет о целевом использовании средств». Заполняется он по форме №6. Составлять отчет обязаны и коммерческие и некоммерческие организации.

Читайте также:
Предмет договора об оказании платных образовательных услуг

У отчета существует две формы – полная и упрощенная. Упрощенную форму могут заполнять:

  1. организации малого бизнеса (их перечень приведен в федеральном законе №209);
  2. все некоммерческие организации;
  3. члены инновационного центра «Сколково».

Кто не вправе использовать упрощенную форму:

  • юридические лица, которые по закону обязаны осуществлять аудиторские проверки своей отчетности;
  • жилищные кооперативы;
  • строительные кооперативы;
  • кредитные потребительские кооперативы;
  • микрофинансовые организации;
  • государственные корпорации;
  • политические партии;
  • адвокатские кабинеты, коллегии адвокатов;
  • иностранные агенты в лице некоммерческих организаций.

Остатки целевых средств

Как можно использовать оставшиеся целевые средства? Закон предлагает два варианта – вернуть обратно тому, от кого средства были получены, либо использовать в следующем периоде.

В том случае, если целевые средства остались не израсходованы, а организация не хочет возвращать остатки, необходимо согласовать этот вопрос с инвестором и обосновать необходимость в этих средствах.

Организация-инвестор, выдавшая грант, может позволить грантополучателю оставить не потраченные остатки на своих счетах. В этой ситуации эти средства необходимо отнести на внереализационные доходы и заплатить с этих сумм налог на прибыль организаций. Эта норма вызвана тем, что остатки будут использованы не на те цели, на которые они были выданы изначально.
Тот, кто выдал грант, вправе потребовать возврата оставшейся суммы. В этом случае грантополучатель обязан ее вернуть.

Учет и налогообложение целевых средств и поступлений

Действующее законодательство не содержит универсальных определе­ний понятий “целевые средства” и “целевые поступления”. Между тем го­сударственным (муниципальным) учреждениям достаточно часто прихо­дится решать задачу по определению возможности отнесения тех или иных доходов к таким средствам (поступлениям) как в целях налогового, так и в целях бухгалтерского учета. Расскажем, какими критериями нужно руководствоваться в данной ситуации.

На сегодняшний день наиболее последовательная и подробная классификация доходов государственных (муниципальных) учреж­дений, которые могут быть квалифицированы в качестве целевого финансирования или целевых поступлений, содержится в НК РФ. Обратимся к вопросу налого­вого учета данных доходов.

Согласно налоговому законодательству к доходам, не учитывае­мым при налогообложении прибыли, в частности, относятся сред­ства целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), целе­вые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ). В этой статье также содержатся подробные перечни доходов, которые могут быть отнесены к средствам целевого финансирования и к целевым поступлениям.

Рассмотрим особенности применения государственными (муни­ципальными) учреждениями указанных норм налогового законода­тельства в отношении отдельных видов доходов.

Целевое финансирование. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и исполь­зованное им по назначению, определенному организацией (физиче­ским лицом) — источником целевого финансирования; федераль­ными законами.

К основным видам целевого финансирования государственных (муниципальных) учреждений могут быть отнесены доходы в виде:

  • лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований);
  • субсидий, предусматриваемых в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации;
  • средств, получаемых медицинскими организациями, осущест­вляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг за­страхованным лицам от страховых организаций, осуществляю­щих обязательное медицинское страхование этих лиц. Целевое финансирование в виде лимитов бюджетных обяза­тельств (бюджетных ассигнований) может поступать казенным уч­реждениям, а также бюджетным учреждениям — получателям бюд­жетных средств до 1 июля 2012 г.

Бюджетным и автономным учреждениям на основании п. 1 ст. 78.1 БК РФ могут предоставляться из бюджетов субсидии на воз­мещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соот­ветствии с государственным (муниципальным) заданием государ­ственных (муниципальных) услуг (вы­полнением работ), а также субсидии на иные цели.

Целевые поступления. Под целевыми поступлениями, не учиты­ваемыми при налогообложении прибыли, понимаются использо­ванные по назначению поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений уполномоченных органов; от других организаций и (или) физических лиц.

В 2011 г. в п. 2 ст. 251 НК РФ было внесено немало принципиально важ­ных изменений. В рамках данной ста­тьи обратим внимание только на по­ложения действующих редакций подп. 1, 3, 10.1, 10.2 п. 2 ст. 251 НК РФ.

Так, в настоящее время согласно подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ доходы в виде безвозмездно полученных учреж­дениями работ (услуг) могут отражать­ся в налоговом учете в качестве целе­вых поступлений на основании соот­ветствующих договоров.

Нетрудно сделать вывод — большая часть средств (имущества, прав), поступающих в государственные (муниципальные) учрежде­ния, в целях налогового учета может быть квалифицирована в каче­стве целевых поступлений (целевого финансирования).

Инструкция № 157н предусматривает определенный инструмен­тарий для организации раздельного учета доходов и расходов в раз­резе отдельных видов целевых средств. Согласно п. 21 Инструкции № 157н при формировании кода номера счета в 18 разряде субъекты учета указывают коды вида финансового обеспечения (1 — бюджет­ная деятельность; 2 — приносящая доход деятельность и т. д.).

Во-первых, в целях организации бухгалтерского учета в качестве целевых поступлений могут рассматриваться любые активы, условия получения которых подразумевают необходимость организации обо­собленного учета соответствующих приходных и расходных хозяй­ственных операций. Иными словами, в рамках любого вида деятель­ности может возникнуть необходимость организации обособленного учета отдельных групп операций по заданным аналитическим пара­метрам даже в том случае, если в целях налогообложения прибыли такие операции учитываются в общеустановленном порядке.

Во-вторых, сам по себе факт отражения в бухгалтерском учете тех или иных средств в рамках определенного вида деятельности вовсе не означает, что такие средства однозначно могут квалифицировать­ся при налогообложении прибыли в качестве целевых средств или, наоборот, в качестве средств, не относящихся к целевым.

Читайте также:
Как оформить земельный участок в собственность, если дом в долевой собственности?

Онлайн профпереподготовка «Бухгалтер на УСН» с дипломом на 250 ак.часов. Научитесь всему новому, чтобы не допускать ошибок. Обучение онлайн 2 месяца, поток стартует 1 марта.

Целевое финансирование для целей налогообложения прибыли

Налоговая база по налогу на прибыль организаций с 01.01.2002 года определяется налогоплательщиками, в том числе бюджетными учреждениями, в порядке, установленном главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Целевое финансирование формирует доходы, не учитываемые при определении налоговой базы налогоплательщиков, определены статьей 251 НК РФ, их перечень является исчерпывающим.

Однако для целей применения положений налогового законодательства определен перечень средств, которые относятся к целевому финансированию. При отнесении имущества к средствам целевого финансирования для целей обложения налогом на прибыль следует руководствоваться положениями статьи 251 НК РФ, в частности подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами:

1. в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;

· в виде полученных грантов;

2. в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3. в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;

4. в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов;

5. в виде средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций – членов общества взаимного страхования;

6. в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций;

7. в виде средств, поступивших на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», в форме некоммерческих организаций;

8. в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии. Указанные средства подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, если получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течение одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили;

9. в виде средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации, полученных специально уполномоченным органом в области гражданской авиации;

10. в виде страховых взносов банков в фонд страхования вкладов в соответствии с федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;

Средства целевого финансирования и целевые поступления бюджетным учреждениям расходуются в соответствии с назначением и на условиях на которых они предоставлялись. Целевое бюджетное финансирование относятся к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли при условии их целевого использования.

В случае нецелевого использования их следует включать во внереализационные доходы организации (пункт 14 статьи 250 НК РФ). Причем момент их включения в состав таких доходов определен как момент фактического их использования не по целевому назначению. Согласно подпункту 9 пункта 4 статьи 271 НК РФ для внереализационных доходов датой получения указанных выше доходов признается дата, когда получатель имущества (в том числе денежных средств) фактически использовал указанное имущество (в том числе денежные средства) не по целевому назначению либо нарушил условия, на которых они предоставлялись.

В пункте 14 статьи 250 НК РФ сказано, что в отношении бюджетных средств, использованных не по назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.

В связи с этим организации, получившие доходы в виде целевого финансирования либо целевых поступлений, должны тщательно оформлять документы, подтверждающие использование этих средств исключительно на цели, определенные передающей стороной.

На целевые поступления НК РФ не накладывает ограничений по сроку использования, в то время как средства, полученные по некоторым видам целевого финансирования, должны быть использованы в определенный срок:

· в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;

· в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии. Указанные средства подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, если получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течение одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили.

Налоговое законодательство не дает определения бюджетного учреждения в целях налогообложения. В Методических рекомендациях по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20 декабря 2002 года №БГ-3-02/729 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации», бюджетным учреждением признается организация, отвечающая требованиям статьи 161 БК РФ, то есть организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Читайте также:
Если в паспорте допущена ошибка, что делать в 2022 году, куда обращаться

Средствами целевого финансирования (абзац 3 подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ) признаны средства, выделяемые бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.

Средства, полученные из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, по смете доходов и расходов бюджетного учреждения направляются бюджетными учреждениями на финансирование расходов по ведению их уставной деятельности.

Средства бюджетного финансирования в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения не учитываются в составе доходов, подлежащих налогообложению.

В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются:

1) доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников;

2) расходы, производимые за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности.

Таким образом, налоговая база по налогу на прибыль бюджетным учреждением не формируется в отношении целевого бюджетного финансирования и расходов, произведенных за счет бюджетного финансирования.

Состав расходов бюджетных учреждений, как по бюджетной, так и внебюджетной деятельности, определяется Указаниями №127н.

Отметим, что налоговое законодательство предполагает вести раздельный учет расходов по видам деятельности (бюджетной и предпринимательской). В связи с этим если осуществляются расходы в отношении имущества, относящегося к бюджетной деятельности, произведенные расходы за счет средств от предпринимательской деятельности не могут учитываться в расчете налоговой базы. Такие расходы должны финансироваться за счет бюджетных средств.

Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала предусмотрено за счет двух источников: по смете доходов и расходов бюджетного учреждения и по смете доходов и расходов от коммерческой деятельности, то в соответствии с пунктом 3 статьи 321.1 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль в уменьшение доходов от коммерческой деятельности бюджетного учреждения фактически произведенные им в отчетном (налоговом) периоде вышеназванные расходы принимаются пропорционально объему средств, полученных от коммерческой деятельности, в общей сумме доходов, включая средства целевого финансирования.

При определении указанной пропорции в составе доходов, полученных от коммерческой деятельности, внереализационные доходы не учитываются.

Для определения суммы расходов по оплате коммунальных и других услуг, которые могут быть отнесены к расходам по коммерческой деятельности, из фактической суммы произведенных расходов на указанные цели за отчетный (налоговый) период исключается сумма таких расходов в размере лимитов бюджетных обязательств по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

Определенная в указанном порядке сумма сравнивается с суммой таких расходов, определенной исходя из доли доходов, полученных от реализации товаров, работ, услуг в общей сумме доходов.

Налоговый учет в организациях, имеющих статус бюджетных учреждений, основан на принципах раздельного учета доходов и расходов, полученных в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

Налогоплательщики – бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, и получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов):

1) полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования;

2) полученных (произведенных) за счет иных источников.

Налоговая база у бюджетных организаций определяется как разница между суммой доходов, полученных по коммерческой деятельности, и суммой фактических расходов на ведение коммерческой деятельности.

Доходами от коммерческой деятельности бюджетных учреждений признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических лиц и физических лиц по операциям реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и внереализационные доходы.

В налоговом учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога на прибыль организаций не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

Ведение бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями учета полученных доходов в виде средств целевого финансирования, целевых поступлений и других доходов, указанных в статье 251 НК РФ, и произведенных за счет этих доходов расходов, а также сумм доходов и расходов от деятельности, связанной с производством и реализацией товаров, работ, услуг и имущественных прав, и внереализационных доходов и расходов производится раздельно.

Согласно пункту 4 статьи 321.1 НК РФ, у бюджетных учреждений при определении налоговой базы к расходам, связанным с осуществлением коммерческой деятельности, относятся суммы амортизации. В данном случае имеются в виду суммы амортизации по имуществу, приобретенному за счет осуществления коммерческой деятельности и используемому исключительно для осуществления этой деятельности.

В отношении расходов по капитальному и текущему ремонту объектов основных средств, приобретенных бюджетными учреждениями за счет бюджетных средств, но используемых для предпринимательской деятельности, налоговыми органами указывается, что они не могут быть учтены при определении базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Указанные расходы должны покрываться за счет средств целевого финансирования, предусмотренных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения. При недостаточности финансирования названные расходы не должны уменьшать базу по налогу на прибыль.

Читайте также:
Ликвидационная стоимость: что это такое, как оценивается и какие факторы на неё влияют

В обоснование своей позиции министерство утверждает, что перечень расходов, распределяемых между бюджетной и предпринимательской деятельностью, приведен в пункте 3 статьи 321.1 НК РФ и является исчерпывающим. В него входят только расходы по оплате коммунальных услуг, услуг связи и транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, финансируемые в соответствии со сметой доходов и расходов за счет двух источников: доходов от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования.

Если объекты основных средств, приобретенные бюджетным учреждением за счет средств от предпринимательской деятельности, используются только в предпринимательской деятельности, то и затраты по их ремонту следует полностью учитывать в составе расходов при определении базы по налогу на прибыль. При этом налогооблагаемая база на стоимость этих основных средств, как используемых не по целевому назначению, не увеличивается, поскольку согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ в данном случае применяются нормы бюджетного, а не налогового законодательства.

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного и целевого финансирования, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Бюджетное и целевое финансирование».

Учет средств целевого финансирования при расчете налога на прибыль

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 31 декабря 2020 г. N 03-03-05/116899 Об учете для целей налога на прибыль организаций средств целевого финансирования и целевых поступлений, получаемых некоммерческими организациями

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 31 декабря 2020 г. N 03-03-05/116899 Об учете для целей налога на прибыль организаций средств целевого финансирования и целевых поступлений, получаемых некоммерческими организациями

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу учета для целей налога на прибыль организаций средств целевого финансирования и целевых поступлений, получаемых некоммерческими организациями, и сообщает следующее.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, перечислены в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Их перечень является исчерпывающим.

Перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями, не учитываемыми в целях налогообложения прибыли организаций, установлен подпунктом 14 пункта 1 и пунктом 2 статьи 251 НК РФ.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами, по перечню такого имущества, определенному данным подпунктом.

К указанным средствам целевого финансирования отнесены, в частности, гранты.

Для целей налога на прибыль организаций грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а в случае предоставления грантов Президента Российской Федерации – на осуществление деятельности (программ, проектов), определенной актами Президента Российской Федерации;

гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

При этом на налогоплательщиков, получивших средства целевого финансирования, возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в качестве целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Из вышеизложенного следует, что условиями для отнесения полученных грантов к средствам целевого финансирования является, в частности, их предоставление на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами и некоммерческими организациями на осуществление конкретных программ, перечисленных в данной норме.

Соблюдение вышеуказанных условий обязательно для отнесения полученных грантов к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Что касается получения некоммерческими организациями средств на осуществление уставной деятельности, то отмечаем следующее.

На основании пункта 2 статьи 251 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления, полученные некоммерческими организациями на осуществление уставной некоммерческой деятельности, по перечню таких поступлений, определенному данным пунктом статьи 251 НК РФ.

К таким целевым поступлениям отнесены, в частности, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 ГК РФ.

Читайте также:
Список отделов ПФР Кумылженский район, Волгоградская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

Таким образом, если пожертвование некоммерческой организации отвечает требованиям ГК РФ (в том числе, в части направленности деятельности указанных организаций на достижение общеполезных целей) и при этом соблюдаются условия, установленные в подпункте 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ, то доход в виде указанного пожертвования не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Также сообщаем, что в силу нормы пункта 14 статьи 250 НК РФ целевые поступления (в том числе, пожертвования), целевое финансирование (за исключением бюджетных средств), использованные не по целевому назначению, признаются внереализационными доходами.

Врио директора Департамента В.А. Прокаев

Обзор документа

Минфин разъяснил, когда полученные организацией гранты не учитываются при налогообложении прибыли и как быть при получении некоммерческими организациями средств на осуществление уставной деятельности.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Проводка Дт 86 и Кт 86 (нюансы)

Проводка Дт 86 Кт 86 используется для отражения движения финансовых средств, поступивших по договору целевого финансирования (то есть средств, переданных от сторонних — коммерческих или бюджетных — организаций с определенной целью).

Счет 86 в бухгалтерском учете

Счет 86 «Целевое финансирование» используется для контроля денежных средств, поступающих от сторонних компаний, бюджетных организаций для выполнения определенных задач.

Корреспонденция со счетом 86 в большинстве своем связана с предметом финансирования — счета внеоборотных активов, товаров, денежные счета. Основное условие учета финансов на этом бухгалтерском счете — полное и точное обсуждение назначения полученных средств и трата их согласно договору.

Типовые проводки по счету 86

Определим в табличной форме основную корреспонденцию по Дт счета 86:

Средства направлены на осуществление поставленной задачи (в некоммерческой структуре)

Средства полностью освоены и включены в добавочный капитал (в некоммерческой структуре)

«Доходы будущих периодов»

Средства включены в состав будущих доходов (в коммерческой структуре)

Основная корреспонденция по Кт счета 86:

07, 08, 10, 11, 15, 41

Счета учета оборудования, материалов

Получены вложения в качестве целевого финансирования (внеоборотные активы, материалы, товары и т.д.)

Средства поступили в кассу или на расчетный счет

Получен в качестве объекта целевого финансирования объект незавершенного производства

Расчеты с прочими контрагентами

Начислено целевое финансирование (ЦФ)

Примеры применения счета 86 в организации

В реальности проводки по счету 86 будут зависеть от вида деятельности организации — коммерческая (с извлечением прибыли) или некоммерческая. Рассмотрим учет целевого финансирования на конкретных примерах.

Пример:

АО «Мир» получило от ООО «Заря» денежные средства для закупки строительной техники на сумму 250 000 руб. Также в рамках договора компании передаются строительные материалы на сумму 45 000 руб.

  • Дт 76 Кт 86 — 295 000 руб. — начислены денежные средства в рамках ЦФ.
  • Дт 51 Кт 76 — 250 000 руб. — оприходованы денежные средства на расчетный счет.
  • Дт 10 Кт 76 — 45 000 руб. — получены строительные материалы по договору ЦФ.

Порядок списания с баланса средств ЦФ будет зависеть от конечной цели их выделения. Если это коммерческая компания , то дальнейшие проводки (после оприходования техники и ввода ее в эксплуатацию) будут такими:

  • Дт 86 Кт 98 — 250 000 руб. — средства ЦФ учтены в качестве будущих доходов.

При начислении ежемесячной амортизации будут формироваться такие проводки:

  • Дт 20 Кт 02 — 1 000 руб. — начислена амортизация на строительную технику.

Подробнее о начислении амортизации в бухгалтерском учете прочитайте в статье «Проводки Дт 02 и Кт 02,01 (нюансы)».

  • Дт 98 Кт 91-1 — 1 000 руб. — средства ЦФ отражены в прочих доходах и расходах организации.

В некоммерческой организации проводки будут отличаться. При переводе купленной техники на счет 01 «Основные средства» в учете появится запись:

  • Дт 86 Кт 83 — средства ЦФ, потраченные на покупку основного средства, учтены на балансе в составе добавочного капитала.

Согласно п. 17 ПБУ 6/01 некоммерческие организации НЕ начисляют амортизацию. В бухгалтерском учете на забалансовом счете накапливается износ, рассчитанный линейным методом.

ВНИМАНИЕ! С 01.01.2022 года ПБУ 6/01 утратит силу в связи с введением ФСБУ 6/2020 «Основные средства». Новый стандарт можно начать применять и раньше.

Какие нововведения ФСБУ 6/2020 учесть при составлении учетной политики, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.

Теперь правильно спишем полученные строительные материалы.

В коммерческой организации это будут такие проводки:

  • Дт 20 Кт 10 — 45 000 руб. — полученные стройматериалы списаны на расходы.

Подробнее про учет материалов смотрите в статье «Проводки дебет 10 и кредит 10, 60, 91 (нюансы)»

  • Дт 86 Кт 98 — 45 000 руб. — средства ЦФ учтены на балансе в составе будущих доходов.
  • Дт 98 Кт 91-1 — 45 000 руб. — средства ЦФ отражены в составе прочих доходов и расходов компании.

В некоммерческой организации материалы будут списаны сразу со счета 86:

  • Дт 86 Кт 20 — списаны средства ЦФ, потраченные на закупку материалов.

Итоги

Как мы видим, счет 86 служит на предприятии для более точного учета цели поступления денежных средств. Конкретные проводки по деятельности, финансируемой предметно, зависят от направления работы организации.

Читайте также:
Нет с собой ОСАГО: в каких случаях законодательство разрешает водителям ездить без страхового полиса?

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Приобретение ОС и НМА за счет целевого финансирования

Приобретение ОС и НМА за счет целевого финансирования

Приобретение ОС и НМА за счет целевого финансирования

В отдельных случаях организации могут получать целевые средства на покупку объектов основных средств или нематериальных активов. Как учитывать эти объекты, можно ли амортизировать их в бухгалтерском и налоговом учете? Рассказываем.

Бухгалтерский учет объектов, приобретенных за счет целевых средств

Основные средства и нематериальные активы, купленные за счет целевых средств, приходуются в бухгалтерском учете в общем порядке. Каких-либо особенностей в отношении записей непосредственно по оприходованию данных активов законодательством не предусмотрено. Поэтому если актив отвечает всем условиям признания его основным средством или НМА, то он учитывается в этом качестве на счетах бухгалтерского учета.

Нужно ли начислять амортизацию по данному активу в бухгалтерском учете?

Да, нужно, если выполняются общие условия отнесения актива в состав основных средств или НМА и начисления по нему амортизации. Источник финансирования в данном случае значения не имеет. Однако параллельно с обычными проводками возникает необходимость в дополнительных проводках ввиду того, что источником финансирования являются как раз целевые средства.

Для обобщения информации о движении средств для осуществления мероприятий целевого назначения, предназначен счет 86 «Целевое финансирование». На этом счете отражаются суммы целевого финансирования (в момент непосредственно получения этих сумм либо в момент выполнения условий, предусмотренных п. 5 ПБУ 13/2000, – в зависимости от учетной политики фирмы). Причем этот счет используется для отражения не только бюджетных целевых средств, но и целевых средств, поступивших от других организаций и лиц.

Затем происходит списание этих сумм со счета 86 в корреспонденции со счетом 98 «Доходы будущих периодов». Делается это в момент принятия объекта основных средств или нематериального актива к учету. Таким образом, на момент принятия актива к учету в бухгалтерском учете делаются записи:

Дебет 01 (04) Кредит 08

Дебет 86 Кредит 98.

Далее в момент, когда в бухгалтерском учете будет отражаться амортизация, одновременно с записью по начислению амортизации следует производить списание со счета 98:

Дебет 20 (25, др.) Кредит 02 (05)

Дебет 98 Кредит 91.

shutterstock_1448174906.jpg

Данный порядок следует из п. 9 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утв. приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н. В этом пункте сказано, что «целевое финансирование учитывается при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию в качестве доходов будущих периодов с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов по мере начисления амортизации на финансовые результаты». Обратите внимание, что данное положение регулирует вопросы учета непосредственно государственной помощи.

Таким образом, сумма со счета 98 будет переноситься на счет 91 постепенно – по мере начисления амортизации на протяжении всего срока полезного использования.

На практике иногда бывает, что к моменту поступления целевых средств внеоборотный актив уже принят к учету и начал амортизироваться. В этом случае применяется порядок, установленный п. 10 ПБУ 13/2000. В соответствии с данным порядком бюджетные средства, предоставленные на финансирование понесенных в предыдущие отчетные периоды капитальных затрат, отражаются:

  • в размере начисленной амортизации – как увеличение финансового результата организации;
  • в оставшейся части – как доходы будущих периодов.

Таким образом, сумма, учтенная на счете 86, в этом случае будет списываться двумя проводками:

Дебет 86 Кредит 91-1

– на сумму начисленной амортизации;

Дебет 86 Кредит 98

– на оставшуюся сумму (она соответствует остаточной стоимости актива).

Налоговый учет объектов, приобретенных за счет целевых средств

Вопрос с начислением амортизации в налоговом учете не так-то прост. Здесь действует правило: если полученные целевые средства в соответствии с положениями НК РФ не отнесены к облагаемым доходам, то и объекты, купленные за счет этих средств, не могут относиться на «уменьшаемые» расходы (через амортизацию). Соответственно, если целевые средства, напротив, относятся к облагаемым доходам, то и активы, относящиеся по критериям к амортизируемому имуществу и купленные за счет целевых средств, подлежат амортизации в налоговом учете.

Поэтому для начала нужно определить, как отражать целевые средства в налоговом учете. И вот здесь нет четкого правила, что любые целевые поступления относятся/не относятся в состав доходов. Каждый случай необходимо разбирать отдельно.

Так, перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли, приведен в ст. 251 НК РФ. В этом перечне фигурирует имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:

  • в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • бюджетные средства, полученные унитарными предприятиями от собственников имущества (подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Да, мы видим, что согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, не учитываются при определении налоговой базы. Но в этом же подпункте приводится четко ограниченный перечень ситуаций, при которых полученные целевые средства считаются средствами целевого финансирования в целях налога на прибыль (а точнее в целях не обложения данным налогом). А значит, те суммы, которые к перечисленным ситуациям отнести нельзя, придется включать в налогооблагаемый доход.

Мы не будем приводить полный список того, что является «целевым финансированием» в рамках налога на прибыль, так как этот список довольно внушителен и в большинстве своем касается «специфичных» организаций (бюджетных учреждений, банков, ТСЖ и др.). Отметим лишь некоторые из них, которые могут быть применимы к коммерческим организациям.

Читайте также:
Не предоставил европротокол в срок, может ли страховщик взыскать выплату?

Так, например, к «целевому финансированию» в целях налога на прибыль относятся гранты, в отношении которых выполняется ряд условий. Одним из условий является предоставление грантов на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных российским законодательством.

Также не облагаются налогом целевые средства в виде субсидий, но не всех, а только тех, что выделены на возмещение расходов, изначально не уменьшающих налоговую базу в силу положений ст. 270 НК РФ (за исключением расходов, указанных в п. 5 ст. 270 НК РФ, т. е. за исключением расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходов, осуществленных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств).

Таким образом, если субсидия получена на приобретение амортизируемого имущества, то ее придется включить во внереализационный доход. При этом в отношении таких целевых средств, как субсидии, действует особый порядок отнесения их на доходы. Относить на доходы субсидии нужно не сразу в момент получения, а «по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств». Такой порядок следует из абз. 3 п. 4.1. ст. 271 НК РФ.

shutterstock_327582968.jpg

Что же значит отражать доход «по мере признания расходов»? А то, что доход следует показывать в тот момент, когда начисляется амортизация по объекту, приобретенному за счет субсидий. То есть в данном случае порядок такой же, как в бухгалтерском учете.

При этом если амортизируемое имущество к моменту получения субсидий начало амортизироваться, то часть субсидии в части, соответствующей отнесенной на расходы начисленной амортизации, необходимо будет единовременно включить во внереализационный доход (опять же – как и в бухгалтерском учете). Оставшуюся часть субсидии компания будет включать в доходы в момент начисления амортизации. Такой порядок следует из абз. 5 п. 4.1. ст. 271 НК РФ.

И вот здесь как раз возникает встречный вопрос: действительно ли можно амортизировать в налоговом учете имущество, приобретенное за счет целевых средств, и относить на «уменьшаемые» расходы начисленную амортизацию? Да, если целевые средства, как уже было сказано выше, включаются в облагаемый доход. Соответственно, если целевые средства не включаются в доход (на основании подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), то те ОС и НМА, которые были приобретены за счет этих средств, амортизировать нельзя.

Данный вывод следует из взаимосвязи положений подп. 14 п. 1 ст. 251, п. 4.1. ст. 271, п. 1 и подп. 3, 7 п. 2 ст. 256 НК РФ и дополнительно подтвержден чиновниками (письма Минфина России от 12.08.2019 № 03-03-06/1/60538, от 11.03.2019 № 03-03-06/3/15264, от 28.06.2013 № 03-03-06/1/24671).

Частичное финансирование за счет целевых средств

Теперь рассмотрим ситуацию, когда основное средство или НМА приобретается частично за счет целевых средств, а частично – за счет собственных. В части отражения актива и начисления амортизации в бухгалтерском учете особенностей нет, поэтому объект приходуется и амортизируется в общеустановленном порядке, т. е. в сумме затрат на его приобретение.

Но все же есть особенности, которые следует учитывать при отражении операций в бухучете. Они касаются не формирования и учета стоимости объекта и его амортизации, а формирования дохода. В бухгалтерском учете вся «целевая» сумма, как и в стандартной ситуации, будет относиться на кредит счета 98 в момент принятия основного средства или НМА к учету. Списываться на счет 91 эта сумма также будет постепенно – по мере начисления амортизации. Однако списываемая сумма не будет соответствовать сумме начисленной амортизации. Она будет меньше, и ее необходимо рассчитывать отдельно – пропорционально, т. е. исходя из доли «целевого участия».

При этом пропорцию нужно считать и в том случае, когда к моменту получения средств объект уже начал амортизироваться, и бухгалтер делит «целевую сумму» на две составляющие (одна часть идет на счет 91, другая – на счет 98).

Что касается налогового учета, то порядок отражения зависит от того, за счет каких именно целевых средств был частично приобретен объект. Если за счет «облагаемых» целевых средств, т. е. не подпадающих под подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, то здесь все достаточно просто: объект подлежит амортизации в налоговом учете. Иными словами, есть доход, значит есть и расход (в виде амортизационных отчислений). При этом амортизации подлежит вся стоимость ОС или НМА, то есть вне зависимости от того, что часть объекта оплачена за счет «облагаемых» целевых сумм. Данный вывод подтвержден ведомствами (письма Минфина РФ от 02.04.2010 № 03-03-06/1/222, УФНС России по г. Москве от 29.12.2011 № 16-15/126140@).

shutterstock_1634959825 (1).jpg

А вот если целевые средства, за счет которых частично оплачивается объект, являются «необлагаемыми», т. е. подпадают под подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, то ситуация неоднозначна. В этом случае не понятно, применяются ли положения подп. 7 п. 2 ст. 256 НК РФ, согласно которому имущество, приобретенное за счет «необлагаемых» целевых сумм, не подлежит амортизации.

В нашем случае имущество приобретается не только за счет «необлагаемых» целевых сумм, но и за счет собственных средств. А на этот счет установленного порядка в НК РФ нет.

Есть только порядок, установленный для другой ситуации – когда имущество приобретается частично за счет бюджетных средств целевого финансирования. Он прописан в абз. 18 п. 1 ст. 257 НК РФ и выглядит следующим образом: первоначальная стоимость имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, уменьшенная на сумму расходов, осуществленных за счет бюджетных средств целевого финансирования. Фактически это значит, что амортизироваться будет только та часть стоимости имущества, которая оплачена за счет собственных средств.

Читайте также:
Важные пункты в запросе коммерческого предложения по 44-ФЗ: правила составления и образец для скачивания

Считаем, что такой подход можно применять и в том случае, когда часть имущества приобретается за счет «необлагаемых» целевых сумм, указанных в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Ведь в определенной части компания все же несет расходы (свои собственные) при приобретении ОС или НМА.

Однако тот факт, что абз. 18 п. 1 ст. 257 НК РФ рассматривает ситуацию исключительно с «бюджетными средствами целевого финансирования», может привести к риску, что налоговики не согласятся с применением данного подхода в других случаях (например, когда объект приобретается частично на средства гранта, а частично за счет собственных средств). Поэтому компаниям, решившимся амортизировать объект в подобных ситуациях, следует быть готовыми к отстаиванию своей позиции в суде. В судебной практике подобных споров крайне мало. Но те решения, которые были нами обнаружены по ситуациям, похожим на рассматриваемую, были вынесены в пользу налогоплательщика.

Так, например, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2007 № 09АП-8600/2007-АК по делу № А40-22339/06-143-165 суд отметил следующее: «Отсутствие признака безвозмездности сделки исключает возможность применения положений п. п. 7 п. 2 ст. 256 НК РФ, п.п. 6 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении порядка начисления амортизации при эксплуатации приобретенного оборудования. Указанными нормами закона установлен запрет на начисление амортизационных отчислений по оборудованию, полученному безвозмездно. Установление факта оплаты (пусть даже частичной) является основанием для вывода о наличии у налогоплательщика права на начисление амортизации в общеустановленном порядке».

Таким образом, в случае судебного разбирательства у компании есть шансы на выигрыш.

Пример

ООО «Триумф» 20 апреля 2020 г. приобрело объект основных средств у поставщика, применяющего УСН. Стоимость основного средства составила 1 000 000 руб. (без НДС). ООО «Триумф» применяет общий режим налогообложения и определяет доходы и расходы методом начисления. Объект был введен в эксплуатацию 23 апреля 2020 г. Срок полезного использования основного средства – пять лет (60 мес.).
С мая 2020 г. бухгалтер начал начислять амортизацию. В ООО «Триумф» амортизация начисляется линейно. Месячная норма амортизации составляет 1,6667% (1 : 60 мес. × 100). Соответственно, месячная сумма амортизации – 16 667 руб. (1 000 000 руб. ×1,6667%).
В сентябре 2020 г. ООО «Триумф» получила субсидию из бюджетных средств на покрытие части расходов, связанных с приобретением основного средства, в размере 700 000 руб. Данная субсидия не подходит под суммы, указанные в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, поэтому она включается во внереализационный доход (в порядке, предусмотренном п. 4.1 ст. 271 НК РФ).
В бухгалтерском учете ООО «Триумф» бухгалтер проводит следующие записи:
Апрель 2020 г.
Дебет 08 Кредит 60
– 1 000 000 руб. – отражена стоимость имущества, приобретенного за плату, которое будет учтено в составе основных средств;
Дебет 01 субсчет «Основное средство в эксплуатации» Кредит 08
– 1 000 000 руб. – принято к учету и введено в эксплуатацию основное средство.
Май-август 2020 г.
Дебет 20 Кредит 02
– 16 667 руб. – отражено начисление амортизации линейным способом.
Сентябрь 2020 г.
Дебет 51 Кредит 86
– 700 000 руб. – получена из бюджета субсидия.
К этому моменту бухгалтер ООО «Триумф» уже четыре месяца (с мая по август) начислял амортизацию. Сумма начисленной за это время амортизации составила 66 668 руб. (16 667 руб. × 4 мес.). Необходимо рассчитать ту часть субсидии, что относится к уже учтенной амортизации, в доле «целевого участия». Она составит 46 668 руб. (700 000 руб. :1 000 000 руб. × 66 668 руб.). Эту сумму следует включить в доходы единовременно:
Дебет 86 Кредит 91-1
– 46 668 руб. – учтена в составе прочих доходов часть субсидии, полученной для возмещения расходов, связанных с приобретением основного средства.
Оставшуюся часть в размере 653 332 руб. (700 000 руб. – 46 668 руб.) следует отразить в качестве доходов будущих периодов:
Дебет 86 Кредит 98
– 653 332 руб. – отнесена на доходы будущих периодов оставшаяся часть субсидии.
Также в сентябре 2020 г. следует сделать следующие записи:
Дебет 20 Кредит 02
– 16 667 руб. – отражено начисление амортизации линейным способом.
Дебет 98 Кредит 91-1
– 11 667 руб. (700 000 руб. :1 000 000 руб. × 16 667 руб.).
В налоговом учете в сентябре 2020 г. в составе расходов будет отражена амортизация в размере 16 667 руб., а в составе доходов:
– часть субсидии в размере 46 668 руб.
– часть субсидии в размере 11 667 руб.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: