Тепловые счетчики на отопление в многоквартирном доме: общедомовой прибор учета тепла, должен ставить, энергии

Как платить за отопление, если нет общедомового счетчика?

Наш дом начали строить в 2014 году. Когда возвели три этажа, стройку заморозили: застройщик объявил себя банкротом. В 2017 году достраивать дом взялась другая компания, и в 2020 году его сдали.

У дома две части, у каждой свой адрес. Девятиэтажка и двенадцатиэтажка отапливаются индивидуальной котельной, которую потом признали общедомовым имуществом девятиэтажки. Во всех наших квартирах стоят индивидуальные тепловые счетчики, а общедомового нет.

Теперь показания индивидуальных приборов учета не принимают и обязуют ставить общедомовой прибор учета тепла на деньги жильцов. А отопление в двенадцатиэтажке якобы вообще незаконно, потому что девятиэтажка — не ресурсоснабжающая организация.

Оксана, вам в любом случае нужно поставить общедомовой счетчик тепла — так положено по закону. Сэкономить на отоплении получится, только если налажен его нормальный учет. В вашей ситуации есть несколько вариантов, как действовать. Расскажу обо всем подробнее.

Что такое общедомовой счетчик

Общедомовой прибор учета — ОДПУ — нужен, чтобы считать, сколько в дом приходит воды, электричества, газа или тепла. В квартирах стоят индивидуальные приборы учета — ИПУ, которые измеряют то же самое, но в меньшем масштабе: по ним понятно, сколько тратят жильцы одной квартиры.

Казалось бы , можно просто сложить показания всех ИПУ из всех квартир и получить, например, расход электричества в доме. Однако ничего не выйдет: помимо квартир электричество нужно для подъездов, лифтов, водяных насосов и другого оборудования в подвале. Для этого и необходимы ОДПУ: по разнице показаний между всеми ИПУ и ОДПУ можно вычислить, сколько дом тратит на освещение мест общего пользования. Эту сумму раскидывают на всех жильцов и указывают отдельной строкой в квитанции за ЖКУ. С другими ресурсами то же самое.

Устанавливать ОДПУ, как правило, выгодно. Если нет общего счетчика, ресурсоснабжающая организация будет выставлять счета не по фактическому потреблению, а по нормативам, — и обычно это дороже.

Например, если взять показания ОДПУ в моем доме за прошлый год, в среднем за квартиру площадью 74 м 2 собственники ежемесячно платили 4069 Р . Если бы ОДПУ не было, с такой же квартиры по нормативу брали бы 5008 Р . Это усредненный расчет, но он наглядно показывает возможную переплату, если нет ОДПУ.

А это общедомовые счетчики электроэнергии. Один счетчик здесь считает отдельно траты на освещение общих помещений, другой — затраты электричества на лифты

Как установить общедомовой счетчик

Жители могут добиться, чтобы ОДПУ установил застройщик, управляющая компания или фонд капремонта. Но сначала нужно выяснить, есть ли вообще возможность поставить общий счетчик.

Вот в каких случаях общедомовой счетчик на отопление поставить нельзя:

  1. Если нужно создать, реконструировать или провести капитальный ремонт внутридомовых систем. Например, магистрали в доме настолько старые, что врезать в них ОДПУ невозможно. Сначала придется менять трубы, а уже потом ставить счетчик.
  2. Если невозможно соблюдать метрологические и технические требования, когда будут устанавливать ОДПУ. Например, есть требования по длине участка, на котором располагается счетчик: оборудование нельзя монтировать впритык.
  3. Если не будет доступа, чтобы снимать показания. К счетчику должно быть легко подойти или хотя бы подползти, чтобы его увидеть.
  4. Ели не выполняются требования к условиям эксплуатации. В подвале должно быть сухо, но не холодно, как в морозильнике.

Так как у вас стоят ИПУ на отопление, скорее всего, речь идет о новостройке.

Застройщики сейчас обязаны сдавать дома с ОДПУ на все энергоресурсы. Непонятно, почему ваш застройщик этого не сделал и как приняли такой дом.

Можно заставить застройщика установить прибор учета в течение гарантийного срока на инженерное оборудование — трех лет с момента, как вам передали ключи от квартиры. Ссылайтесь на то, что вы получили объект, не соответствующий «иным обязательным требованиям». Если застройщик откажется установить ОДПУ, можно подать на него в суд.

Управляющая организация тоже может установить ОДПУ. Это второй вариант, если с застройщиком ничего не получится.

УК обязана установить ОДПУ в двух случаях:

  1. если жильцы приняли такое решение на общем собрании собственников. При этом жильцы могут сразу определить источник финансирования: за счет дополнительных взносов на счетчик или взносов на текущее содержание и ремонт, которые жильцы и так платят каждый месяц;
  2. если в регионе утвердили перечень мероприятий по энергосбережению, куда входит установка ОДПУ.
Читайте также:
Как оформить международные водительские права через Госуслуги?

По правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливать и вводить в эксплуатацию ОДПУ должна УК.

Фонд капремонта тоже может установить ОДПУ на тепло. Но не везде, а только если в регионе установка ОДПУ относится к работам капитального характера. Например, в Курганской области власти расширили перечень работ по капремонту, и в них входит установка ОДПУ.

Можно попробовать немного схитрить и ходатайствовать об установке счетчика на тепло, когда зайдет речь о капремонте системы теплоснабжения, ведь счетчик — часть этой системы. Однако вашей новостройке такой ремонт потребуется еще не скоро, так что я бы не стал на это рассчитывать.

Кроме того, будет тяжело убедить фонд, что нужно тратить деньги на установку ОДПУ, о котором забыл застройщик. Но дело пойдет быстрее, если вы перечисляете взносы на капремонт на спецсчет: тогда их можно потратить по решению общего собрания собственников.

В вашем случае расходов не будет, только если счетчик установит застройщик. В остальных ситуациях хотя и опосредованно, но придется платить — за счет перечислений в адрес УК или взносов на капремонт.

Курс о больших делах

Что делать, если источник отопления один на два дома

К сожалению, пока нет общедомового прибора, вы будете платить по нормативу, и показания квартирных приборов принимать не будут. Но самое сложное в вашей ситуации то, что установка ОДПУ, скорее всего, не решит всех проблем.

Есть два варианта развития событий. Они зависят от того, сколько у вас на самом деле домов юридически, то есть сколько у них адресов.

Если у девятиэтажки и двенадцатиэтажки один адрес, то это просто дом переменной этажности. Проблем тогда меньше: нужно добиться установки ОДПУ от застройщика, а если не получится, поставить прибор самим. После ввода ОДПУ в эксплуатацию УК обязана будет принимать показания ИПУ от всех квартир. На этом все.

Если это два дома с двумя адресами, то энергоресурс, вероятно газ, для подогрева теплоносителя поставляется только в один из них — тот, где котельная. Потом этот дом обогревает соседний.

Даже если первый дом с котельной поставит ОДПУ, то УК может отказаться принимать показания ИПУ от второго дома, так как формально он не отапливается. В таком случае УК будет считать расход по ИПУ и ОДПУ только для первого дома, хотя по факту отапливаются два и на ОДПУ будут показания тоже за два дома. В итоге жильцам дома с котельной предъявят к оплате помимо своего тепла еще и тепло соседей из второго дома. Выйдет, что если вычесть показания ИПУ, то все остальное будет считаться отоплением мест общего пользования.

Вторая ситуация взрывоопасная. Грубо говоря, дом с котельной действительно стал небольшой теплоснабжающей организацией, но юридически оформить это невозможно.

Что вам делать

Вот какие выходы могут быть в вашей ситуации.

Установить два ОДПУ на два дома. В таком случае можно будет высчитать расход тепла для каждого здания в отдельности независимо от того, кто и куда это тепло поставляет. Возможно, этого даже будет достаточно, и УК начнет принимать у всех показания ИПУ. Но если кто-то напишет жалобу или придет проверка, могут быть проблемы.

Установить два ОДПУ на два дома и установить два тарифа: для дома с котельной и дома без нее. Для этого надо обратиться в региональную энергетическую комиссию — РЭК. Комиссия своим решением может узаконить ситуацию и четко указать, как рассчитывать отопление. Вероятно, тарифы будут разными, ведь жильцы дома с котельной обязаны ее содержать и ремонтировать, а жители соседнего дома этого бремени не несут.

Объединить два дома в один и присвоить домам единый адрес. Это делают через местную администрацию, но вероятность, что такое разрешат, минимальна. Чтобы сменить адрес, потребуется переделать огромное количество документов, в том числе самим жильцам.

Читайте также:
Тахограф ЕСТР в 2022 году - что это, надо ли менять, до какого года, требования, срок действия, международные перевозки, цена

Что в итоге

Общедомовой счетчик позволяет экономить деньги. Если его нет, а есть только ИПУ, то принимать показания по ним не будут.

Стоит попробовать добиться установки ОДПУ от застройщика или управляющей компании. Если с момента, как дом сдали, не прошло трех лет, у вас есть все шансы. Главное, чтобы ваши два дома имели один адрес. Тогда проблем меньше.

Обязанность по установке общедомового прибора учета тепловой энергии

Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанность по установке общедомового прибора учета тепловой энергии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Обязанность по установке общедомового прибора учета тепловой энергии

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 13 “Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы” Федерального закона “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” “Из приведенных норм следует, что жилищным законодательством и Законом N 261-ФЗ мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.”

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 12 “Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде, на территориях ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд” Федерального закона “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” “Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения статей 39, 161, 162 ЖК РФ, статей 12, 13 Закона об энергосбережении, пунктов 6, 10, 11, 16, 17 Правил содержания общего имущества, указали, что мероприятия по энергосбережению (по установке общедомовых приборов учета), а также по надлежащей эксплуатации общедомовых приборов учета включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома и, по общему правилу, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома, то есть применительно к рассматриваемому случаю на управляющую компанию. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта “к” пункта 11 Правил содержания общего имущества.”

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Обязанность по установке общедомового прибора учета тепловой энергии

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
“Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть первая”
(том 2)
(под общ. ред. Л.В. Чистяковой)
(“ГроссМедиа”, “РОСБУХ”, 2019) Таким образом, в целях исключения расходов управляющих организаций по оплате стоимости тепловой энергии с применением повышающего коэффициента рекомендуется доводить до собственников помещений в многоквартирном доме информацию об их обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в рамках вышеуказанных мероприятий (письмо Минстроя России от 02.06.2017 N 19506-00/04).

Нормативные акты: Обязанность по установке общедомового прибора учета тепловой энергии

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124
(ред. от 21.12.2020)
“О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами”
(вместе с “Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями”) е) при наличии обязанности и технической возможности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии стоимость тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета, а также поставленной в многоквартирный дом по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации), а также стоимость поставленной тепловой энергии при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раза представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяются исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,1. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт;

Читайте также:
Дисциплинарная и материальная ответственность за земельные правонарушения

5 вопросов юристу о правах и обязанностях собственников и УК в отношении общедомовых приборов учета тепла

Если в доме нет общедомового прибора учета отопления, то кто должен его установить и оплатить за установку?

По общему правилу производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, далее – Закон № 261-ФЗ).

Если дом был введен до 29 ноября 2009 года (то есть до даты начала действия Закона № 261-ФЗ), то собственники дома в срок до 1 января 2011 года обязаны были обеспечить оснащение дома приборами учета тепловой энергии.

В свою очередь, согласно ч. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ, п. 38.1 Правил содержания общего имущества в МКД (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, далее – Правила) в случае невыполнения данных предписаний закона в указанный срок оснащение МКД приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, оказывающими услуги по передаче тепла, за счет лиц, не исполнивших в установленный срок обязанность по их установке. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку приборов учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Подробнее о порядке установке общедомового прибора учета и оплаты расходов читайте в ответе службы Правового консалтинга ГАРАНТ по ссылке.

Кто обязан проводить поверку общедомового прибора учета тепла в МКД?

Обеспечение надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии входит в состав услуг УК по содержанию общего имущества дома (подп. “к” п. 11 Правил). Также работы по проверки исправности, работоспособности, техническому обслуживанию коллективных (общедомовых) приборов учета являются работами, необходимыми для надлежащего содержания системы отопления в силу п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290).

Является ли законным выставление к оплате за коммунальные услуги отдельной строкой за поверку прибора учета тепла?

Все работы, которые указаны в Минимальном перечне услуг и работ, являются обязательными к исполнению УК, и предполагается, что при установлении тарифа на содержание и ремонт такие работы включены в его состав.

Судебная практика, показывает, что выставление дополнительной оплаты сверх тарифа за поверку недопустимо.

Например, ГЖИ провела проверку УК по жалобе собственника о выставлении УК дополнительной строки в квитанции за поверку общедомового прибора учета в размере 5,81 руб. за 1 кв. м.

ГЖИ в результате проверки выдало предписание о необходимости произвести перерасчет (снятие) платы в полном объеме за дополнительные услуги (поверка счетчика узлов учета тепловой энергии). УК, не согласившись с ним, попробовало его обжаловать в суде.

Суды всех трех инстанций встали на сторону ГЖИ и отметили, что обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в число обязанностей УК в силу взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса и подп. “к” п. 11 Правил. А поверка счетчика узлов учета тепловой энергии действующим законодательством, а также заключенным договором управления в доме (по которому выдано предписание) непосредственно отнесена к содержанию общего имущества и входит в состав платы за содержание жилого помещения (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2019 г. № Ф07-7017/19 по делу № А21-12912/2018).

Читайте также:
Образование в испании особеннности, этапы, стоимость - 2022 год

В другом деле, УК оспаривала предписание ГЖИ, которым было предписано осуществить перерасчет и исключить из оплаты дополнительную строку в платежном документе за проведенную поверку общедомового прибора учета отопления. УК в обоснование позиции указала, что договором управления не предусмотрена обязанность УК проводить поверки общедомовых приборов учета, в связи с чем она законно и обоснованно включила в квитанции расходы за проведенную поверку. При этом УК инициировала общее собрание собственников по вопросу об оплате поверки, но кворум на собрании отсутствовал.

Суд указал на наличие обязанности по поверке в силу договора управления и норм действующего законодательства, а также дополнительно на довод об отсутствии кворума и несения бремени УК по поверке напомнив, что УК выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление МКД в качестве своей основной предпринимательской деятельности, а, следовательно, несение подобных расходов является их предпринимательским риском (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 апреля 2019 г. № 13АП-3948/19).

Существует ли обязанность УК в МКД предоставлять по запросу собственнику жилого помещения в МКД сведения о показаниях общедомового прибора учета тепла?

Любой собственник, а также законно проживающее лицо (например, член семьи, совместно проживающий с собственником) имеет право запросить такую информацию у УК. В свою очередь, УК в силу п. 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416, далее – Правила № 416) обязана в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) – предоставить письменную информацию за запрашиваемые потребителем периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях в МКД, объемах (количестве) коммунальных услуг, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, объемах (количестве) коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в МКД.
В итоге, собственник может запросить информацию о показаниях общедомовых приборов учета не только тепловой энергии, но иных установленных общедомовых приборов учета.

В какой форме можно запросить информацию о показаниях общедомовых приборов учета?

Согласно п. 35 Правил № 416 запрос (обращение) может быть направлен по выбору обратившегося посредством:

  • почтового отправления;
  • электронного сообщения на адрес электронной почты УК;
  • государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) – dom.gosuslugi.ru;
  • нарочным самим собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме;
  • через консьержа МКД, если услуга консьержа предусмотрена договором управления домом;

Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное.

Установка общедомового счетчика учета тепловой энергии

Управляющая компания включила в повестку дня общего собрания жильцов нашего дома вопрос об установке общедомового счетчика тепловой энергии. Счетчик будет установлен за счет накопленных средств жильцов с последующей ежемесячной оплатой недостающей части. Правомерны ли действия управляющей компании? Слышал, что установка общедомовых счетчиков должна осуществляться для жильцов дома бесплатно.

В силу пп. «г» п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребитель коммунальных услуг в целях учета потребленных коммунальных услуг обязан использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.

В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Читайте также:
Скачать шаблон документа "Договор купли-продажи объекта незавершенного строительства".

Пункт 1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ относит к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме принятие решения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме.

Часть 5 ст. 13 Закона устанавливает обязанность собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона (27 ноября 2009 г.), в срок до 1 июля 2012 г. обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Таким образом, по общему правилу, решение о порядке финансирования и установке коллективных приборов учета коммунальных ресурсов может быть принято исключительно собственниками.

Однако законодателем установлены последствия бездействия собственников помещений в многоквартирных домах в решении постановленного вопроса.

Так, согласно ч. 12 ст. 13 Закона в срок до 1 июля 2013 г. ресурсоснабжающие организации обязаны совершить действия в части оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), а до 1 января 2019 г. в части оснащения многоквартирных домов приборами учета используемого природного газа. При этом лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

При этом граждане – собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы ресурсоснабжающих организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ, местного бюджета.

Таким образом, именно собственники помещений в многоквартирных домах несут бремя расходов на приобретение и установку общедомовых приборов учета. Инициатива исходит от них либо от ресурсоснабжающей организации. Бесплатная установка общедомовых приборов учета законом не предусмотрена.

Может ли УО взимать с жителей дополнительную плату за замену ОДПУ

Согласно № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах должен быть установлен общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Читайте о том, из каких средств оплачиваются работы по установке ОДПУ и может ли УО взимать с собственников дополнительные взносы на замену общедомового счётчика.

ОДПУ устанавливается за счёт средств капремонта или дополнительных взносов собственников

В соответствии с ч. 2 ст. 9 № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах при наличии технической возможности должен быть установлен и введён в эксплуатацию общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Информацию об этом до собственников должна довести управляющая домом организация.

Согласно ч. 2 ст. 166 ЖК РФ, установить общедомовый прибор учёта, в том числе тепловой энергии, можно в рамках капитального ремонта общего имущества собственников. Если собственники не зависят от сроков региональной программы, накапливая средства на спецсчёте, то они могут провести ОСС и утвердить на нём установку ОДПУ в рамках капремонта.

У собственников, чьи взносы поступают в адрес регоператора по капремонту, такая возможность появится только тогда, когда придёт их очередь проведения капитальных работ. В ином случае на ОСС они должны решить, из каких средств будет финансироваться покупка и установка ОДПУ тепла.

Читайте также:
Как подать жалобу через Госуслуги на Роспотребнадзор, Трудовую инспекцию и прочие органы

Если собственники на ОСС не примут решения об установке счётчика и финансировании работ, то РСО имеет право поставить ОДПУ самостоятельно до 1 января 2021 года, а затем взыскать с собственников помещений в доме стоимость прибора и монтажа.

Замена вышедшего из строя ОДПУ является работой по содержанию и текущему ремонту общего имущества

После установки ОДПУ включается в состав общего имущества многоквартирного дома и за его рабочее состояние отвечает управляющая домом организация или ТСЖ (ст. 36 ЖК РФ, п.п. 5-7 ПП РФ № 491, п. 18 ПП РФ № 290).

Его обслуживание и ремонт должны быть запланированы УО в рамках работ по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД и проводиться за счёт средств, которые жители дома ежемесячно вносят за содержание жилого помещения (п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).

Если общедомовый счётчик тепла выйдет из строя, то восстановить его работоспособность и технические характеристики необходимо не позднее, чем через два месяца после фиксации факта поломки (ч. 12 ст. 13 № 261-ФЗ).

Работы УО по содержанию ОДПУ в надлежащем состоянии включают в себя не только ремонт счётчика, если он вышел из строя, но и его замену, если восстановить работоспособность прибора с помощью частичного ремонта невозможно. В таком случае составляется акт о выходе ОДПУ из строя.

Особенности ремонта и обслуживания ОДПУ управляющими организациями

Самовольное введение УО дополнительного взноса на замену ОДПУ считается нарушением

В случае выхода из строя ОДПУ перед управляющей организацией встаёт вопрос об источнике финансирования его замены, ведь стоимость таких работ может достигать сотен тысяч рублей. Некоторые управляющие организации просто меняют счётчик и добавляют в квитанции на оплату дополнительный взнос.

Рассмотрим пример из судебной практики, где ВС РФ высказал свою точку зрения на вопрос замены управляющей организации вышедшего из строя ОДПУ. Истцом по делу № А75-4110/2018 выступала одна и та же управляющая организация из Ханты-Мансийска.

УО, составив акт о выходе из строя общедомового прибора учёта теплоэнергии, заменила его на новый и дополнительно к стоимости обслуживания общего имущества включила в счета стоимость этих работ.

Собственники не согласились с такой ситуацией и пожаловались в орган ГЖН, который провёл внеплановую проверку. В результате УО получила предписание устранить нарушения. Орган ГЖН обязал организацию исключить дополнительные платежи из квитанций, вернуть уже полученные от жильцов деньги за замену ОДПУ и сделать перерасчёт платы за отопление, не принимая к расчётам показания нового счётчика.

Управляющая организация не согласилась с такой позицией надзорного органа и подала иск в суд с требованием признать предписание незаконным. Истец указал, что расходы, связанные с заменой общедомовых приборов учёта, должны нести собственники.

УО настаивала на том, установка ОДПУ теплоэнергии не относится к работам по содержанию имущества многоквартирного дома и не включена в плату за содержание жилого помещения. Соответствующих работ нет в перечне работ и услуг по договору управления.

Почему УО стоит поторопиться с установкой ОДПУ теплоэнергии

Плата за замену ОДПУ должна быть включена в размер платы за содержание жилого помещения

  1. ОДПУ входит в состав общего имущества собственников помещений в МКД и при заключении договора управления ответственность за его надлежащее содержание несёт УО (п. 6 ПП РФ № 491, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
  2. Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе общедомового, и обязан вносить плату за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ст. 210, 249 ГК РФ, ч.ч. 1, 2 ст. 39, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).
  3. Размер платы за содержание жилого помещения утверждается на ОСС с учётом предложений управляющей организации о перечне, объёмах и качестве услуг и работ. Такие предложения УО должны быть составлены с учётом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, п. 31 ПП РФ № 491).
  4. УО не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определённый в соответствии с заключённым договором управления МКД (ч. 7 ст. 156, ч.ч. 1 – 3, 8 ст. 162 ЖК РФ, ч. 1 ст. 310, ч. 1 ст. 432, ст.ст. 450 – 453 ГК РФ).
  5. Все текущие и неотложные обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления и должны проводиться УО независимо от того, упоминаются ли они в договоре управления и есть ли по данному вопросу отдельное решение ОСС (постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).
  6. Определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учётом его естественного износа является предпринимательским риском управляющей организации.
  7. Дополнительная компенсация собственниками расходов УО на неотложные работы и услуги допустима только в том случае, если необходимость в них вызвана обстоятельствами, которые УО не могла предвидеть и предотвратить и за возникновение которых она не отвечает.
Читайте также:
Наследование имущества члена крестьянского фермерского хозяйства - ст 1179 ГК РФ: порядок и особенности

УО должна учитывать возможные траты на замену ОДПУ при утверждении перечня работ и услуг

Суды всех инстанций, исходя из вышеперечисленных норм и тезисов, сделали вывод, что замена ОДПУ относится к текущему ремонту, плата за который входит в состав ежемесячной платы собственников за содержание жилого помещения. Управляющая организация должна была предусмотреть в размере платы за 1 кв.м. жилья плату за замену вышедшего из строя ОДПУ.

Во всех принятых по делу документах указано, что у УО не было оснований для дополнительного взимания с собственников помещений платы за замену ОДПУ. Предписание органа ГЖН было признано законным, а иск УО – отклонён.

Верховный суд РФ, куда управляющая организация подала жалобу, согласился с выводами нижестоящих судов. В постановлении по делу № А75-4110/2018 отмечено, что размер платы за содержание общего имущества подлежит определению с учётом затрат по обеспечению готовности и исправного состояния ОДПУ. Учитываться должны и ситуации с возможностью выхода его из строя вследствие износа и по независящим от собственников техническим причинам.

Иметь в виду

Управляющие организации должны помнить, что все многоквартирные дома, где есть техническая возможность, нужно оснастить общедомовым прибором учёта тепла. Вопрос его установки и источник финансирования необходимо вынести на ОСС.

Если ОДПУ устанавливается впервые, то такие работы можно включить в перечень работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. Если собственники на ОСС отказались установить ОДПУ тепла, то ресурсоснабжающая организация сделает это принудительно и взыщет расходы с собственников.

Замена вышедшего из строя общедомового счётчика относится к текущему ремонту и работам по содержанию в надлежащем состоянии общего имущества МКД. Управляющая организация имеет право собирать с жителей дома дополнительные взносы на замену ОДПУ только в том случае, если собственники на ОСС примут соответствующее решение.

Как начать платить за отопление по квартирному счетчику?

– В квартире установлен счетчик на отопление, но управляющая компания ведет начисление по общедомовому счетчику. Как мне поступить в этой ситуации?

Отвечает генеральный директор управляющей и эксплуатирующей компании «Высота-сервис» Ксения Шанкина:

В России распространена практика, когда даже в случае полного оборудования многоквартирных домов счетчиками отопления часть из них непригодна к использованию по различным причинам: собственники не успели провести обязательную поверку или не поддерживают счетчики в исправном состоянии, а кто-то и вовсе демонтирует их.

К сожалению, многие управляющие компании в такой ситуации поступают одинаково: делают перерасчет платы за отопление, в результате чего каждый житель должен заплатить по некому усредненному показателю общедомового счетчика, не зависящему от объема потребленной тепловой энергии каждой отдельно взятой квартирой. Безусловно, это неправомерно.

В случае, если в здании установлен общедомовой счетчик учета тепла и при этом часть поквартирных счетчиков не установлена или не работает, УК должна вычитать данные исправных поквартирных счетчиков из значений общедомового прибора учета, а затем оставшееся значение делить на количество квартир, в которых счетчики не работают или не установлены.

Что делать, если в доме есть неисправные счетчики, а УК рассчитывает плату за отопление «в среднем»? Во-первых, необходимо выяснить в самой УК, почему они не придерживаются буквы закона. Если диалог не изменит ситуацию, необходимо обратиться в суд. В настоящее время в судебной системе уже существует прецедент, когда Конституционный суд РФ признал отказ начислять плату за отопление, исходя из показаний счетчика тепла в квартире, оборудованной исправным прибором учета, и обязал внести необходимые изменения в действующее законодательство.

Читайте также:
Неотгуленный отпуск по трудовому кодексу в россии в 2022 году

Напомню, что в настоящее время, согласно последней версии документа «Правила предоставления коммунальных услуг», плата за тепло по счетчикам может начисляться, если не менее 50% жилых и нежилых помещений оборудованы приборами учета.

Отвечает руководитель отделения городской недвижимости компании «НДВ» Елена Мищенко:

За неимением полной информации, можно предположить, что Вы стали участником одного из трех сценариев.

1. Индивидуальный счетчик на отопление установлен не застройщиком и не управляющей компанией (УК), а в частном порядке. Во-первых, счетчик может быть не принят или не введен в эксплуатацию. В этом случае УК вправе игнорировать его показания. Проект монтажа счетчика должен быть согласован по техническим условиям на его установку. Если же процедура проведена корректно, но УК все равно рассчитывает расход теплоэнергии по общедомовому счетчику, то это уже можно оспорить. Сперва следует обратиться в саму УК с заявлением о требовании начислять оплату на основании показаний индивидуального счетчика. Если из УК следует отказ, следующая инстанция – Жилинспекция, затем – прокуратура. Ссылаться при всех обращениях можно на постановление Конституционного суда № 30-П от 10 июля 2018 года. Согласно тексту этого документа, жилец, в чьей квартире установлен индивидуальный прибор учета тепла, не обязан оплачивать общедомовой расход.

2. Индивидуальные счетчики на отопление установлены застройщиком, но не во всех помещениях многоквартирного дома (МКД). Нередки ситуации, когда все без исключения жилые квартиры в МКД оснащены индивидуальными приборами учета тепла, а коммерческие помещения – нет. В этом случае УК также вправе пропорционально распределять показатели общедомового расхода тепла между собственниками квартир в МКД. Если именно Ваша квартира в этом случае оборудована счетчиком, порядок действий такой же, как описан выше.

3. Индивидуальные счетчики на отопление установлены во всех помещениях МКД, но УК все равно игнорирует их, начисляя произвольные показания. Возможно, Вы имеете дело с простым нежеланием УК рассчитывать расходы на отопление по индивидуальным приборам. Бывает, что УК до отопительного сезона производит предоплату за поставку тепла, а жильцы отключили радиаторы, если не живут в квартире — в этом случае возможен недобор денежных средств.

Тем не менее, в первую очередь Вам следует обратиться все в ту же УК с письменным требованием разъяснить порядок расчета тепловой энергии и возможности оплаты по индивидуальным счетчикам и получить разъяснение, по какой причине это невозможно и что нужно, чтобы устранить эту причину. Если ответ будет неудовлетворительным и отказ не будет мотивирован — можно подать иск в суд.

Отвечает директор юридической службы «Единый центр защиты» (edin.center) Константин Бобров:

В настоящее время порядок исчисления платы за коммунальные услуги регулируется Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Оно также устанавливает и другие правила в сфере предоставления коммунальных услуг. Размер платы за их потребление рассчитывается по формулам, которые закреплены этим Постановлением. Что касается исчисления платежей за отопление, здесь нужно отметить, что если в многоквартирном доме имеются индивидуальные приборы учета, помимо общедомовых, то применяются показания и тех, и других. Дело в том, что для этого предусмотрена особая формула, которая отличается от той, которая используется при наличии лишь общедомового счетчика.

Для того чтобы убедиться, действительно ли управляющая компания не обращает внимание на индивидуальные приборы учета, нужно подать ей заявление с просьбой подробно разъяснить, каким образом и на основании чего был произведен расчет платы. Если в итоге выяснится, что они не были учтены, то указанные действия управляющей организации можно обжаловать в судебном порядке, а также в административном (путем подачи жалоб в прокуратуру, Государственный жилищный надзор). При наличии нарушений компетентные органы примут меры по их пресечению и восстановлению прав заявителя.

Отвечает вице-президент ГК «АРИН», руководитель межрегиональной жилищной программы «Переезжаем в Петербург» Николай Лавров:

До недавнего времени было так: если счетчики на отопление стоят не во всех квартирах в доме, то все платят по площади квартиры. Но этим летом справедливость восторжествовала, хотя и не до конца. Житель Подмосковья отстоял свое право в Конституционном суде, и суд принял решение о внесении изменений в закон. Однако изменения касаются только домов, введенных в эксплуатацию (построенных или после капремонта) после 1 января 2012 года и оборудованных в обязательном порядке счетчиками тепла. А все остальные дома платят как раньше либо по нормативам, либо по общему счетчику. Частные счетчики не учитываются ни в коем случае. Так что Вашу претензию надо адресовать не в ТСЖ, а мошенникам, установившим Вам счетчик под предлогом возможности его использования.

Читайте также:
Что проверяет Роспотребнадзор при проверке в 2022 году - в школе, ДОУ, стоматологии, общепите, предприятии, магазине продуктов, аптеке

Текст подготовила Мария Гуреева

Не пропустите:

Присылайте свои вопросы о недвижимости, ремонте и дизайне. Мы найдем тех, кто сможет на них ответить!

Редакция оставляет за собой право выбирать темы из числа вопросов, которые прислали пользователи.

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

Счетчики и умные системы: как экономить на отоплении до 30%

Фото: Andrey_Popov/shutterstock

Плата за тепло является наиболее затратной частью коммунальных расходов. На нее приходится почти половина коммунальных трат в платежках, в некоторых регионах она может занимать две трети от общих коммунальных расходов. На этом фоне актуальным становится вопрос сохранения тепла в квартирах и возможность сэкономить на этой услуге. Рассказываем, как снизить плату за тепло.

Сразу отметим, что решить вопрос рационального потребления тепла в многоквартирном доме можно только сообща с другими жильцами. Речь идет как об установке приборов учета, так и повышении класса энергоэффективности дома.

Перетопы и перерасчеты

Одна из причин больших сумм за отопление в платежке — это перетопы и потеря тепла. Каждый сталкивался с ситуацией, когда зимой температура в квартире достигает 27 градусов, хотя по санитарным нормам температура воздуха не должна быть ниже плюс 18–20 градусов. Часто большое количество энергии уходит на отапливание общих зон. По оценкам экспертов, перетопы составляют 15–20% от общего потребления тепла. В конечном счете все это ложится на плечи потребителя.

Чтобы не платить больше положенного в случае перетопов, можно потребовать перерасчет. Для этого нужно обратиться в управляющую компанию и написать заявление на перерасчет платы в связи с перетопом. Перерасчет можно потребовать, если батареи, наоборот, греют слабо и недотягивают до нормы либо происходят перебои с подачей тепла.

Если будут выявлены нарушения, то управляющую компанию обяжут произвести перерасчет и вернуть жителям разницу между поступившей оплатой и фактической стоимостью потребленного тепла. Также УК должна будет разобраться с неисправностями и починить коммуникации.

Пожаловаться на плохую работу отопительных систем в столице можно в департамент жилищно-коммунального хозяйства Москвы, Московскую объединенную энергетическую компанию (МОЭК) или Мосжилинспекцию.

Проблему перетопов проще контролировать, если установить современное оборудование

Проблему перетопов проще контролировать, если установить современное оборудование (Фото: RossHelen/shutterstock)

Системы погодного регулирования

Решить проблему перетопов и снизить плату за тепло может помочь установка системы погодного регулирования или автоматизированных узлов управления системой отопления, отметила исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. Такое оборудование само следит за температурой на улице и в зависимости от этого выбирает нужный режим подачи тепла в квартирах. Проще говоря, система подстраивается под погоду и выбирает оптимальный нагрев батарей. Такой принцип позволяет не расходовать лишнюю энергию и, как следствие, экономить на коммуналке.

Само регулирующее оборудование устанавливается во внутренних инженерных системах дома — узлах учета тепловой энергии. Работу всей системы, как правило, контролирует вычислитель многоканального теплосчетчика, в котором есть функция автоматического контроля температуры теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха.

Решение об установке системы умного отопления принимается на собрании собственников квартир. Они выбирают марку оборудования, сроки монтажа и стоимость обслуживания. После обращаются в управляющую организацию и вместе с ней заключают контракт с энергосервисной компанией, которая проводит работы.

Затраты на установку системы зависят от площади и серии дома. В среднем они окупаются в течение шести лет. При этом за сезон в доме экономится до 26% тепла, или до 8 руб. с 1 кв. м в месяц для каждого жителя. Специалисты отмечают, что эффект будет заметен, только если в доме исправно работает общедомовой прибор учета. По оценкам экспертов, пока автоматическое управление системой отопления установлено только в 4% многоквартирных домах.

Читайте также:
Частник не выполняет ремонт и не отдает машину, что делать?

Индивидуальные счетчики

Один из самых эффективных способов регулировать потребления тепла и платить за него меньше — это установка индивидуальных приборов тепла.

«В подавляющем большинстве, жильцы никак не могут контролировать объемы подачи тепла, которые регулируются нормативами. Очевидным выходом являются индивидуальные приборы учета тепла, которые позволяют не только контролировать объемы потребления тепла, но и снижать при необходимости. Экономия может доходить до 30%», — рассказал член Общественного совета при Минстрое России Рифат Гарипов.

Однако данный способ подходит далеко не всем. Установить счетчик можно, если в многоквартирном доме предусмотрена горизонтальная разводка системы отопления — когда стояки отопления размещены в подъезде, а к квартирам выводятся две трубы — прямая и обратная. Но она встречается лишь в новостройках.

Кроме того, перейти на отопление по индивидуальным приборам учета можно только одновременно всем домом. Данное решение принимается на общем собрании собственников. Поэтому придется объяснять соседям плюсы и договориться об установке индивидуальных счетчиков.

Своя система отопления? Современные системы позволят реализовать дома любой тепловой контур

Своя система отопления? Современные системы позволят реализовать дома любой тепловой контур (Фото: Nomad_Soul/shutterstock)

Повышение энергоэффективности дома

Куда сложнее ситуация обстоит со вторичным жилым фондом, где в домах вертикальная разводка системы, то есть тепло идет последовательно по всем квартирам. Это подавляющее большинство домов в стране. Посчитать, сколько конкретно в той или иной квартире потратили, невозможно. В данном случае снизить затраты на отопление можно за счет повышения энергоэффективности дома.

«Не секрет, что до 25% тепла, а соответственно, и расходов на него, может уходить через стены, двери и окна. Ответственность за их утепление несет управляющая компания. Как правило, в итоге затраты, понесенные жильцами на повышение энергоэффективности домов, компенсируются существенной экономией — до 15%», — отметил Рифат Гарипов.

Поэтому можно провести мероприятия по повышению энергоэффективности дома. Например, утеплить его с помощью инновационных панелей, которые не позволяют теплу просачиваться сквозь стены. Повысить энергоэффективность и снизить потребление тепла может замена старой котельной, которая отапливает дом, на современное оборудование.

Расчет потенциала энергоэффективности каждого дома проходит индивидуально. На сайте Фонда содействия реформированию ЖКХ есть специальный калькулятор, который рассчитывает потенциал энергоэффективности в зависимости от проведения конкретных ремонтных работ.

Сегодня мероприятия по улучшению энергосбережения дома можно провести за счет господдержки в рамках программы капремонта. Например, дома, где при капитальном ремонте используются энергоэффективные технологии, смогут получить субсидии до 2 млн руб. Об этом заявил председатель совета Общественного совета при Минстрое Сергей Степашин.

Также на базе НП «ЖКХ Контроль» недавно был открыт Центр повышения энергоэффективности многоквартирных домов, добавила Светлана Разворотнева. Он создан, чтобы помогать жильцам многоэтажек при проведении мероприятий, которые связаны с модернизацией оборудования систем тепло- и водоснабжения в доме и снижением потребления энергоресурсов и, соответственно, платежей за коммуналку.

Специалисты центра проводят бесплатные консультации для жильцов по существующим возможностям повышения энергоэффективности, предоставляют юридическое сопровождение в случае возникновения конфликтов с управляющими и ресурсоснабжающими организациями по вопросам ресурсоснабжения и оказывают другие услуги на безвозмездной основе.

Помимо энергоэффективности дома, эксперты рекомендуют обращать внимание на теплоизоляцию самой квартиры, особенно окна и двери, через которые чаще всего проникает холод в помещения. В случае необходимости можно утеплить стены, полы, окна, двери и балкон, заменить старое отопительное оборудование на современные модели, многие из них включают функцию сбережения тепла. Это поможет сократить потери тепла и снизить плату за отопление. В некоторых случаях экономия может составлять 20%.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: