Структура ЖКХ: отделы, службы, должности, объекты, техника

Основные сведения о жилищно-коммунальном хозяйстве России

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложную многофункциональную систему жизнеобеспечения и безопасности населения, состав и структура которой специфичны для каждого региона.

В рамках жилищных и муниципальных услуг можно выделить несколько подсекторов:

  • жилищный фонд;
  • снабжение ресурсами (тепло, электричество, водоснабжение, канализация);
  • благоустройство населенных пунктов (дорожное и мостовое хозяйство, благоустройство, санитарная очистка, утилизация отходов).

Жилищно-коммунальное хозяйство(ЖКХ) — сложная социально-экономическая система, обеспечивающая население, а также предприятия различных отраслей народного хозяйства необходимыми им ресурсами, водой, газом, электроэнергией и отоплением.

Структура жилищно-коммунального хозяйства обычно включает:

  • жилой комплекс с ремонтно-строительными организациями;
  • управление дорогами и городское пассажирское обслуживание;
  • теплоэнергетическая промышленность;
  • газовая промышленность;
  • инженерные коммуникации и системы связи, системы сигнализации, противопожарная защита;
  • системы водоснабжения и канализации;
  • обязательства по техническому обслуживанию инженерных сетей и сооружений;
  • электроснабжение и уличное освещение;
  • озеленение;
  • зона отдыха, парки, бассейны;
  • памятники, исторические комплексы;
  • предоставление услуг и мониторинг состояния окружающей среды в городе;
  • ландшафтный дизайн.

Государственные услуги занимают особое место в ЖКХ.

Муниципальные службы — совокупность предприятий, служб и хозяйств, обслуживающих население городов и населенных пунктов. Государственные службы также обслуживают промышленные предприятия, которым они поставляют воду, электричество, газ и другие коммунальные услуги.

Система жилищно-коммунального хозяйства представлена жилыми, общественными зданиями; эксплуатирующими, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими компаниями, составляющими сложную социально-экономическую систему, эффективность работы которой зависит от развития городской застройки и состояния среды обитания жителей города. Таким образом, жилищно-коммунальные услуги являются важнейшей составляющей городской экономики.

Муниципальное хозяйство — это совокупность предприятий, служб и хозяйств, обслуживающих население различных муниципальных образований; в городах оно является частью городской экономики. Во многих городах и поселках государственные службы также обслуживают промышленные компании и снабжают их водой, электричеством и газом. Однако, в зависимости от местной ситуации, промышленные компании также имеют свои собственные трубопроводы для водоснабжения, канализации и других коммунальных нужд.

Темпы развития и масштабы деятельности коммунальных служб оказывают непосредственное влияние на уровень благосостояния населения и условия его жизни, санитарно-гигиенические условия, чистоту воздуха и воды, а также на уровень производительности труда.

Государственные услуги включают в себя:

  1. Санитарно-технические предприятия — водоснабжение, утилизация отходов, предприятия по очистке территорий населенных пунктов и бытовой санитарии, прачечные, бани и т.д.
  2. Транспортные компании — городской общественный пассажирский транспорт (метро, трамвай, троллейбус, фуникулеры, канатные дороги, автобусы, такси), местный водный транспорт.
  3. Энергетические компании, электрические сети, распределительные сети, линии электропередач, газовые отопительные котельные, тепловые электростанции, газовые электростанции.

Структура внешнего благоустройства густонаселенных районов включает дороги и тротуары, мосты и эстакады, подземный и наземный транспорт, пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневого (дренажного) управления отходами, плотины, различные гидротехнические сооружения, а также общественные зеленые зоны, уличное освещение и т. д.

Основой городского жилищного сектора является жилищный фонд: жилые здания, специализированные дома (жилые дома, общежития, маневренные фонды, дома для ветеранов и т.д.), жилые помещения в других зданиях, пригодных для проживания.

Жилищный фонд делится на следующие виды:

  1. Частный фонд, принадлежащий гражданам или юридическим лицам: индивидуальное жилье, приватизированные, построенные и приобретенные жилые помещения и дома.
  2. Национальный фонд, находящийся в собственности правительства или субъектов Российской Федерации, а также ведомственный фонд.
  3. Муниципальный фонд, принадлежащий муниципалитету.
  4. Общественный фонд, принадлежащий общественным объединениям.
  5. Коллективные фонды, принадлежащие в совместном или отдельном порядке различным частным, государственным, муниципальным объектам, принадлежащим общественным объединениям.

Для города поселения особое значение имеют коммунальные объекты:

  1. Водоснабжение. Это постоянная система водоснабжения потребителей для удовлетворения их потребностей: питьевых, бытовых, промышленных, пожарных подразделения, орошения.
  2. Канализация. Это неотъемлемая часть системы водоснабжения и канализации, которая предназначена для удаления твердых и жидких отходов жизнедеятельности человека, а также воды с целью ее очистки от загрязнений и последующей эксплуатации или возврата в резервуар. Необходимый элемент современной городской экономики.
  3. Капитальный ремонт помещений. Это означает существенную работу по улучшению состояния зданий и сооружений. Капремонт часто похож на реконструкцию части или всего здания.
  4. Услуги по ремонту зданий. Он направлен на внесение незначительных изменений для поддержания эксплуатационных параметров зданий и сооружений.
  5. Теплоснабжение. Система теплоснабжения, контроль изоляции горячей воды в батареях, котлах и системах теплоснабжения.
  6. Обработка и утилизация отходов.
  7. Электроснабжение. Это система постоянной подачи электроэнергии потребителям. Сеть электроснабжения представляет собой комплекс инженерных сооружений и оборудования , предназначенный для передачи электроэнергии от источников к потребителям. Сферами жилищно-коммунального хозяйства являются муниципальные, государственные и частные предприятия и организации.

Примеры объектов ЖКХ

Все типы жилья (комната в общежитии или коммунальной квартире, отдельная квартира, частный дом и т. п.) классифицируются как жилищный фонд.
Каждый объект жилищного фонда является в то же время объектом жилищно-коммунальных услуг и находится в чьей-то собственности.

По признаку собственности выделяются следующие виды жилищного фонда:

  • частный — включает жилые помещения, принадлежащие гражданам и юридическим лицам;
  • государственный — собственником жилья является субъект Российской Федерации или Россия в лице уполномоченных органов;
  • муниципальный — собственником является муниципальное образование: город, поселок и т.д.

Таким образом, объекты жилищно-коммунального хозяйства — жилищный фонд, управляемый муниципальными образованиями, и оборудование, которое должно быть предоставлено, чтобы в совокупности оказывать жилищные и коммунальные услуги населению.

Читайте также:
Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, его необходимость и порядок получения

Особенности ЖКХ в России

Характеристики жилищно-коммунального хозяйства отраслей народного хозяйства:

  • сочетание производственных и непроизводственных функций, связанных с производством материальных товаров и оказанием услуг;
  • особая социальная значимость, которая усиливает необходимость государственного регулирования и надзора за потребителем;
  • сочетание коммерческой (ориентированной на прибыль и некоммерческой) организации;
  • сочетание крупных (производство электроэнергии, водоснабжение, коммунальные услуги, трубопроводные сети и т.д.) и малых предприятий;
  • особая важность экологического и санитарно-эпидемиологического контроля;
  • необходимость обеспечения предоставления минимальных услуг независимо от платежеспособности населения.

Роль ЖКХ в России

Экономические реформы, проведенные в России, оказали значительное влияние на развитие и функционирование жилищно-коммунального хозяйства. Изменились основные цели и приоритеты развития компаний в этой отрасли:

  • отказе от финансирования из бюджета;
  • постепенный переход на 100 % оплату коммунальных услуг, предоставляемых населению, самими потребителями;
  • содействие внедрению новых технологий;
  • поддержку структурной трансформации службы ЖКХ.

Жилищно-коммунальное хозяйство — одна из основных отраслей народного хозяйства Российской Федерации, включает в себя различные производственно-технические комплексы.

Система жилищно-коммунального хозяйства представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатирующими, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими компаниями, составляющими сложную социально-экономическую систему, от эффективности которой зависит развитие городской застройки и состояние среды обитания населения города.

Жилищно-коммунальное хозяйство, является независимой от сферы народного хозяйства системой, основная цель которой — удовлетворение потребностей населения и предприятий в услугах, обеспечивающих нормальные условия жизни и труда.

Целью всех видов жилищно-коммунальных услуг является удовлетворение основных потребностей населения. Каждая отрасль сформирована компаниями, которые продают однородный вид продукции. Отрасли различаются по технологии производства или виду деятельности.

Одной из главных идей реформы жилищно-коммунального хозяйства является создание конкуренции на рынке коммунальных услуг. Компаний больше, конкуренция сильнее: каждая из них за то, чтобы бороться за качество, а не повышать цену, поэтому с ней заключается договор на управление домом. В прошлом инфраструктура коммунальных услуг принадлежала монополистам: газ, электричество, теплоснабжение и т.д. Эта проблема все чаще исследуется частными компаниями.

Таким образом, согласно текущему состоянию корпорации — реформы фонда содействия жилищно-коммунальному хозяйству — в России действуют частные коммунальные компании, на долю которых приходится 57,52 % от общего числа муниципальных компаний в Российской Федерации.

При этом государство разрешило контролировать адекватность тарифов на коммунальные услуги федеральным тарифным службам.

Жилищные и коммунальные услуги включают:

  • жилые и нежилые организации, строительные и ремонтные организации;
  • объекты бытового обслуживания (бани, гостиницы, транспорт и т.д.);
  • инженерная инфраструктура и ресурсы (водоснабжение и канализация, теплоснабжение и т.д.);
  • санитарно-технические предприятия (бытовые отходы, уборка городов);
  • энергетические предприятия (электроэнергия, газ, тепло);
  • инфраструктура внешнего благоустройства (дороги, мосты, переходы, ландшафтный дизайн и т.д.);
  • управление жилищными и коммунальными услугами (отводится непосредственно управляющим организациям).

Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает формы управления многоквартирными домами. Управление жилищными и коммунальными услугами осуществляется на основе договора между домовладельцем, управляющей компанией, поставщиками различных форм собственности, которые предоставляют услуги по содержанию, ремонту и эксплуатации жилого фонда и инженерной инфраструктуры.

Одной из главных проблем, стоящих в настоящее время перед жилищно-коммунальными органами власти, является совершенствование договорных отношений. Низкое качество и слабость правовой базы, регулирующей публично-правовые отношения в жилищно-коммунальном хозяйстве, является одной из основных причин жилищного кризиса и его последствий.

В связи с этим возрастает активность граждан по непосредственному участию в управлении жилищным фондом с целью повышения качества и снижения затрат на содержание, ремонт и эксплуатацию жилых зданий.

Организационно-производственная структура ЖКК

Важнейшим фактором повышения эффективности управления ЖКК является упорядоче­ние организационных структур управления. Развитие договорных (конкурентных) отношений в сфере управления жилищным фондом и систем его коммунального жизнеобеспечения в му­ниципальном образовании является основой перехода от административных методов управ­ления к экономическим за счет разделения ответственности:

– собственника жилищного фонда – за содержание своего имущества, определение целей управления им и источников финансирования поставленных целей;

– управляющей жилищной организации – за планирование и организацию работ, обеспе­чивающих реализацию поставленных целей;

При проектировании организационной структуры управления предприятий ЖКК необходимо учитывать следующие требования:

– обеспечение непрерывности и стабильности процесса предоставления ЖКУ;

– сохранение полной управляемости управляющей жилищной организации на период реор­ганизации предприятия ЖКК;

– обеспечение условий преемственности в деятельности органов социальной защиты;

– использование накопленного технико-технического, информационного, технического, кадрового и организационного потенциалов;

– правовое, финансовое, информационное, кадровое организационное обеспечение предла­гаемой реорганизации в условиях недостаточной проработки нормативно-правовой базы всех иерархических уровней управления (макро-, мезо- и микроуровней);

– регулирование муниципальной администрацией процесса перехода к новым формам уп­равления;

– обеспечение открытости проводимой реорганизации и повышение самостоятельности населения в выборе управляющих организаций.

С учетом различного уровня развития рыночных отношений в муниципальных образова­ниях организационные структуры управления жилищным фондом с системами коммуналь­ного жизнеобеспечения сводятся к трем принципиальным моделям по организации управления:

1. Все функции по управлению ЖКК выполняются соответствующими муниципальными унитарными предприятиями или государственными унитарными предприятиями по согласова­нию с комитетами по управлению муниципальным имуществом (МУП ЖКК, КУМИ) – производственно-техническими объединениями (ГУП ПТО), входящими в состав органов управления администрации муниципального образования и объединяющим в одном лице заказчика и подрядчика.

Читайте также:
Куда жаловаться на авиакомпанию: если отказываются возвращать деньги и возмещать убытки

2. Создается жилищно-коммунальная организация, осуществляющая функции заказчика по всем видам жилищного и коммунального обслуживания — служба единого заказчика — на основе рационального разделения функций между собственником основных фондов ЖКК и организациями, привлеченными для управления и обслуживания принадлежащего ему жи­лищного фонда и организации предоставления жилищно-коммунальных услуг;

— формируются специализированные управляющие компании по привлечению инвестиций для финансирования модернизации и реконструкции объектов инженерной инфраструктуры, энергосервисные компании по реализации ресурсосберегающих проектов и другие.

Разделение функций заказчика и подрядчика в современных условиях при управлении жилищным фондом осуществляется на основе создания единых служб заказчика или путем создания товариществ собственников жилья (ТСЖ).

К основным факторам, характеризующим конкретные условия деятельности по управле­нию жилищным фондом в муниципальном образовании, и влияющим на параметры органи­зационной структуры, относятся: фактические и прогнозные объемы работ и услуг, опреде­ляемые количественными характеристиками; размеры общей площади и техническое состоя­ние жилищного фонда и систем его инженерного обеспечения; рассредоточенность жилищ­ной инфраструктуры; формы собственности и другие факторы.

Структурные рыночные преобразования в ЖКК муниципального образования связаны с коренным изменением функций органов власти и управления. Создание рынка работ и услуг в сфере управления и обслуживания жилищного фонда и объектов инженерной инфраструк­туры, публичные конкурсные процедуры отбора управляющих организаций и подрядчиков базируются на принятии нормативно-правовых документов, определяющих «правила игры», обеспечивающие эффективное функционирование ЖКК и направленные на формирование договорных отношений и развитие конкурентной среды.

В основу построения эффективной структуры управления жилищным и коммунальным комплексами должно быть положено рациональное разделение функций между собственником (или организациями, уполномоченными выступать от лица собственника), профессио­нальной управляющей организацией, подрядными жилищно-эксплуатационными и комму­нальными ресурсно-снабжающими организациями.

Структура управления ЖКК включает следующих участников:

— собственник, выделение и обособление функций которого является обязательным условием формирования эффективной системы управления ЖКК, независимо от размера муници­пального образования. Основными функциями органов местного самоуправления, как собственника жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, должны являться:

— установление нормативно-технических требований, стандартов состояния жилищного фонда и инженерной инфраструктуры и качества предоставляемых ЖКУ;

— определение источников доходов и обеспечение необходимого уровня финансирования в соответствии с установленными стандартами эксплуатации;

— заключение договора с выбранной (на конкурсной основе) или созданной организацией на управление жилищным фондом и инфраструктурой;

— заключение договоров с населением на предоставление ЖКУ (в случае отсутствия прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией).

Жилищно-эксплуатационные организации (ЖЭО) — предприятия, выполняющие работы на подрядной основе по техническому обслуживанию, содержанию и ремонту жилищного фонда. Жилищно-эксплуатационная организация может быть создана в организационно-правовой форме: хозяйственное общество, акционерное общество, хозяйственное товари­щество или муниципальное унитарное предприятие. Основы деятельности жилищно-эксплуатационных организаций (ст. 22 ЖК) определены, как обеспечение качественнной экс­плуатации жилищного фонда.

Обслуживание жилищного фонда определено как сфера для развития конкуренции, т. е. собственники жилья, включая органы местного самоуправления, юридические и физические лица, вправе самостоятельно определять организации для целей обслуживания жилых зда­ний.

Ресурсоснабжающие организации (РСО) — организации, поставляющие электроэнергию (энергорснабжающие), оказывающие услуги по водоснабжению (снабжению водой) и водо-отведению, поставляющие газ (газоснабжающие), оказывающие услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению (теплоснабжающие) путем присоединения к внутридворовой сети объекта жилой недвижимости организации-балансодержателя или гражданина.

Отношения по электро-, тепло-, водо-, газоснабжению между РСО и потребителями их продукции регулируются нормами § 6 главы 30 Гражданского кодекса, определяющими пра­вила заключения договоров, которые распространяются на отношения поставки ресурсов как юридическим, так и физическим лицам. В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О естественных монополиях» данная деятельность по поставке газа, электрической и тепловой энергии, осу­ществляемая в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, отнесена к деятельности субъектов естественных монополий, т. е. в соответствии со ст. 3 дан­ного Закона — к деятельности по удовлетворению спроса на различные виды энергии, потре­бителями которой являются юридические и физические лица.

Многоотраслевое предприятие ЖКХ представляет собой муниципальное унитарное пред­приятие жилищно-коммунального хозяйства (МУП ЖКХ), осуществляющее несколько видов деятельности, в том числе:

— электро-, тепло-, водоснабжение потребителей;

— оказание услуг водоотведения или очистки сточных вод;

— оказание услуг по содержанию и ремонту жилых зданий;

— выполнение работ для муниципальных нужд (благоустройство территорий муниципального образования, обслуживание объектов наружного освещения, содержание дорог и прочее);

— оказание услуг бытового потребления (услуги бань, прачечных; гостиничные услуги);

— оказание ритуальных услуг и прочие.

При осуществлении каждого вида деятельности предприятие обязано руководствоваться теми правовыми и нормативными актами, которые регулируют каждый из выполняемых ви­дов деятельности.

Профессиональная управляющая жилищная организация (далее — управляющая организа­ция) осуществляет предоставление жилищных и коммунальных услуг домовладельцам и нанимателям и обеспечение сохранности жилищного фонда. Муниципальная служба заказ в качестве управляющей организации может быть учреждена органом местного самоупр. ния (например, в форме муниципального унитарного предприятия или муниципальног рождения).

В соответствии с действующим законодательством товарищества имеют право:

– самостоятельно решить, каким способом будет осуществляться управление недвижи тью: силами правления или привлекаемых специалистов — профессионалов;

– нанять профессионального управляющего или/и управляющую организацию;

– заключать договоры с предприятиями ремонтно-эксплуатационными и специализиро ными любой организационно-правовой формы на предоставление услуг по обслуж нию, эксплуатации и ремонту жилого дома;

Читайте также:
Как оплатить госпошлину за расторжение брака через сбербанк онлайн развод?

– привлекать, в т. ч. на конкурсной основе, подрядчиков на любые виды работ;

– контролировать выполнение работ служащими и подрядчиками и применять санкции;

– невыполнение или плохое качество в рамках договора.

— сбор учетной информации о доходах и расходах бюджета ТСЖ при различных способах равления и их анализ с учетом состояния имущественного комплекса;

— расчеты удельных показателей и их оценку, классификацию кондоминиумов по показ, лям финансово-хозяйственной деятельности и способам управления кондоминиумами

— обоснование методических подходов к системе показателей и оценке эффективности личных способов управления на основе построения модели управления кондоминиума

— разработку рекомендаций по оптимизации управления и обслуживания на основе упра! ния объектами кондоминиума;

— бизнес-планирование как инструмент формирования и реализации стратегии управления кондоминиумом.

Информационно-вычислительные или единые расчетно-кассовые центры (ЕРКЦ), со­здаваемые в виде коммерческих организаций (муниципальных унитарных предприятий, хо­зяйственных и акционерных обществ, хозяйственных товариществ) как специализированные организации, осуществляют деятельность по сбору и расчету платежей граждан за ЖКУ там, где управление жилищным фондом осуществляет одна управляющая организация. ЕИРЦ мо­жет быть создан как структурное подразделение этой организации.

Подрядные организации и предприятия в сфере коммунального хозяйства осуществляют деятельность по:

— санитарной очистке территории;

— содержанию дорожного хозяйства, уличного освещения;

— банно-прачечного и гостиничного хозяйства, ритуальных услуг.

Данные направления деятельности имеют определенные особенности, состоящие в об­щественном характере предоставляемых работ, когда заказчиком на их выполнение выступает муниципальное образование, а также в отсутствие прямых платежей населения по некоторым выполняемым работам (например, уличное освещение, содержанию дорог, парков и т. д.).

Основными функциями и задачами подрядных организаций в этой сфере является:

— содержание в надлежащем техническом состоянии улиц, площадей, придомовых территорий в соответствии с требованиями к организации транспортного и пешеходного движения;

— качественная и своевременная уборка, санитарная очистка территории;

— озеленение и освещение территории по установленным нормативам;

— сбор, вывоз и утилизация бытовых и производственных отходов;

— улучшение качеств содержания и дизайна объектов рекреации (платежей, культурно- тор­говых и развлекательных сооружений, мест отдыха населения), стоянок автотранспорта, рекламы, урн и т. д.;

— развитие и повышение стандартов обслуживания в гостиничном и банно-прачечном хо­зяйстве;

Штатное расписание УК и ТСЖ

Управляющие компании (УК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ) – организации, которым отведена важная роль в отношениях собственников жилых помещений и исполнителей комплекса жилищно-коммунальных услуг. Ведение хозяйственной деятельности предусматривает управленческие мероприятия, в том числе разработку и утверждение штатного расписания (ШР) и организационной структуры. Ответим на часто возникающие вопросы: в чем важность документов, в каких случаях применяются и можно ли обойтись без них, какие должности существуют в управляющей компании. Приведем примеры, обсудим структурные элементы.

Учет персонала

Каждая организация ЖКХ уникальна по величине обслуживаемого жилого фонда, его состоянию и оснащению. Эти показатели ложатся в основу нормирования численности рабочего и руководящего состава. Зная, сколько людей справится с поставленными задачами, осуществляют бюджетирование расходов на персонал. Основной и самой большой статьей расходов предприятий занимающихся обслуживанием жилых зданий является фонд оплаты труда (ФОТ).

Штатное расписание является удобной и прозрачной формой для аккумулирования всех данных по ФОТ. В нем отражается структура затрат на оплату труда по каждому направлению работ организации. Данные ШР применяются:

  • в планировании и экономических расчетах
  • для установления цен и тарифов на услуги
  • при подборе персонала и оформлении трудовых отношений
  • при расчете заработной платы

ШР – это документ организации, устанавливающий нормы численности разных категорий работающего состава, в текущей деятельности.

Можно ли не составлять документ

Решение о разработке и внедрении ШР каждая организация принимает самостоятельно. Контролирующие государственные органы при каждом удобном случае спросят о его наличии, но не накажут, если его не окажется. ШР не относится к разряду обязательных документов, но существует практически в каждой компании ЖКХ. Этому есть логичное объяснение. Штатное расписание в организации:

  • повышает уровень информированности и управляемости
  • упрощает проверки соблюдения норм трудового законодательства
  • оптимизирует бухгалтерские программы для начисления заработной платы и социальных взносов

Цены на жилищные и коммунальные услуги для населения должны нести адекватную социальную нагрузку. Штатное расписание управляющей компании служит обоснованием затрат на оплату труда, включенных в расчет коммунальных тарифов. Важно составлять документ в соответствии с действующими правилами.

Структура и содержание документа

В помощь организациям, постановлением Госкомстата № 1 от 01.05.2004 года утверждена унифицированная форма № Т-3, структуру которой не запрещается адаптировать под конкретные условия. Образец формы штатного расписания представляет собой таблицу, включающую следующие графы:

  • подразделение, его номер и код
  • наименование должности, профессии, специальности
  • уровень квалификации: разряд, категория, классность
  • количество штатных единиц
  • часовая тарифная ставка или месячный оклад каждого сотрудника
  • надбавки: премии, стимулирующие выплаты, имеющие регулярный характер
  • коэффициенты: климатические, отраслевые, связанные с особыми условиями труда
  • сумма выплат за полную месячную норму времени

Предусмотрен столбец примечание. Рабочий, электронный вариант может быть дополнен фамилиями работников, занимающих конкретную ставку.

Разработкой штатного расписания в УК занимается специалист по кадрам или инженер по организации и нормированию труда. Документ согласовывает главный бухгалтер, утверждает генеральный директор.

Читайте также:
Меры социальной поддержки и льготы в Калининграде и Калининградской области в 2022 году

В ТСЖ, проект ШР готовит правление. В Уставе товарищества указываться: кто утверждает штатное расписание ТСЖ. Эти полномочия даны общему собранию собственников. Визу на документе ставит председатель ТСЖ. Но только протокол, с положительным результатом голосования членов товарищества, является основанием для утверждения. В таком же порядке вносят изменения по количеству штатных единиц и окладов.

Можно сокращать штат управляющей компании или добавлять штатные единицы, исходя из производственной нагрузки и финансовых возможностей. Следует знать, что нельзя одновременно изменить размер оплаты труда сотрудников. Пересмотр уровня заработных плат производится в строгом порядке, установленном федеральным и региональным законодательством.

Организационная структура

Штатное расписание управляющей компании принимают за базу для составления организационной структуры управления. В него включено такое количество персонала, которое необходимо для содержания и обслуживания жилого фонда. При построении орг.структуры ставится задача – сделать предприятие ЖКХ результативной производственной системой.

Типовая схема УК среднего размера

Приведена организационная структура для эксплуатирующей организацией размером в 200 000-400 000 тысяч квадратных метров управляемого жилья.

В управляющей компании, взявшей на обслуживание многоквартирные дома (МКД) в отдельно взятом районе или в поселке, обязательно присутствует служба главного инженера. В структуре службы действует ремонтное подразделение, которое возглавляет инженер по эксплуатации. Он работает с технической документацией, разрабатывает графики предупредительных и текущих ремонтов. В обязанности инженера входит: организация и материальное обеспечение, контроль над качеством и безопасностью труда:

  • Слесарей-сантехников, обслуживающих домовые водопроводные, теплоснабжающие и канализационные сети
  • Электрогазосварщиков, имеющих установленный уровень квалификации для проведения сварочных работ на трубопроводах и при монтаже металлоконструкций
  • Электриков, отвечающих за бесперебойное поступление электрической энергии в квартиры и места общего пользования
  • Плотников и кровельщиков – специалистов с определенными навыками для производства ответственных ремонтных работ на крышах и кровельных перекрытиях
  • Разнорабочих – людей в круг обязанностей, которых входит большой объем подготовительных мероприятий, подсобных, погрузочно-разгрузочных операций и уборка мусора

В непосредственном подчинении и под руководством главного инженера исполняют должностные обязанности:

  • Инженер-энергетик, в компетенции которого входит контроль над соответствием технической документации систем обеспечения всеми видами энергии. Он контролирует нагрузку сетей, следит за функциональным состоянием оборудования, внедряет мероприятия для исключения аварий
  • Инженер производственно-технического отдела (ПТО) – осуществляет надзор над состоянием и содержанием зданий и сооружений. Планирует и курирует ремонтные мероприятия, осуществляет приемку отремонтированных объектов
  • Специалист по работе с ресурсоснабжающими организациями (РСО): рассчитывает режимы, готовит договоры на поставку воды, тепловой и электрической энергии, контролирует объемы поставок и выполнение договорных условий сторонами

Самостоятельным подразделением является эксплуатационная служба. В задачи службы входит поддержание и благоустройство придомовой территории и общего хозяйства МКД. В штате кроме начальника эксплуатационной службы, обеспечивающего общее руководство, находятся подчиненные ему начальники участков. Их количество зависит от площади обслуживания. Начальники участков организуют:

  • Дворников по очистке придомовых площадей от мусора, снега, наледи
  • Техничек или рабочих по комплексной уборке домовладений, включающих уборку стен и пола лестничных клеток и маршей, помещений лифтов, окон подъездов
  • Уборщиков мусоропроводов, выполняющих очистку и дезинфекцию мусоропроводов

Под руководством начальника эксплуатационной службы также работают д испетчеры, с обязанностью учета заявок и их выполнения. С пециалисты по работе с населением, которые отслеживают показания приборов учета, дают разъяснения по вопросам начисления и оплаты коммунальных услуг.

Кроме главного инженера и начальника эксплуатационной службы напрямую генеральному директору подчиняются:

  • Главный бухгалтер, возглавляющий работу: одного или нескольких бухгалтеров, экономиста, финансиста и бухгалтера-кассира
  • Юрист, осуществляющий экспертизу документов, правовое сопровождение договоров, претензионную работу и представительство в рамках предоставленных компетенций
  • Начальник отдела кадров, отвечающий за подбор персонала, оформление кадровых документов и организацию работы специалиста по охране труда
  • Системный администратор, выполняющий функции по обеспечению работы оргтехники и сетевого ресурса организации

Структурными единицами являются помощник генерального директора и водитель автомобиля руководителя.

Организационная структура крупной УК

Пример орг.структуры приведен для компании управляющей жилым фондом в 1 500 000 квадратных метров.

В таких компаниях структура значительно укрупнена и расширена. В непосредственном подчинении генеральному директору находятся следующие руководители:

Директор аварийно-диспетчерской службы (АДС) – организует силами аварийно-восстановительной службы устранение всех внештатных ситуаций на коммуникационных сетях. Чаще всего сама АДС – это отдельное подконтрольное юридическое лицо.

Финансовый директор, осуществляющий руководство бухгалтерией, начальниками планово-экономического и финансового отдела.

Главный инженер, служба которого усилена: отделом ПТО со сметчиком и несколькими инженерами в штате, главным энергетиком, инженером по работе с твердыми бытовыми отходами (ТБО), инженером по лифтам.

  • Директор по работе с населением, организующий выполнение обязанностей специалиста по работе с Государственной жилищной инспекцией (ГЖИ)
  • Начальник юридической службы в подчинении, которого может быть 3 и более юристов, в том числе отдельная должность юриста по претензионной работе
  • Начальник службы безопасности, обеспечивающий охрану объектов и имущества УК
  • Директор жилищно-эксплуатационного управления (ЖЭУ). Управление может включать до 10 ремонтных и эксплуатационных участков

Оргструктура ЖЭУ

Штатное расписание в ЖКХ содержит нормированное количество единиц ремонтного, обслуживающего персонала и специалистов. Типовая организационная структура включает подчиненные директору ЖЭУ должности и подразделения:

  • Мастер участка по благоустройству территории
  • Инженер по эксплуатации с подчинением ремонтного участка
  • Бухгалтер и подчиненные ему паспортист и бухгалтер-кассир
  • Специалист по охране труда
Читайте также:
Заявление на получение зарплаты умершего родственника: скачать образец, как оформить запрос на выдачу денег, нужно

Структура жилищно-эксплуатационного управления может быть включена в общую схему крупной УК. Организационная структура и штатное расписание утверждается каждым ЖЭУ отдельно и является самостоятельным документом.

Структура управления ТСЖ

Оргструктура ТСЖ или товарищества собственников недвижимости (ТСН) имеют отличительные особенности. Это связано с тем, что ТСЖ самостоятельно осуществляют только текущее обслуживание. Для выполнения ремонтных или аварийно-восстановительных работ ТСЖ заключают подрядные договоры с управляющей компанией или с другими компаниями. Аварийно-диспетчерская служба так же нанимается по отдельному подрядному договору.

В организационную структуру ТСЖ (ТСН), вносят не подразделения и службы, а должности специалистов и профессии рабочих, работающих по найму. Количество единиц, в соответствии со штатным расписанием ТСЖ. Схема содержит следующий перечень структурных единиц:

  • Председатель ТСЖ – выборная должность, полномочия в соответствии с уставными документами
  • Дворник – численность определяется в зависимости от типа поверхности, проходимости территории и применения механизации
  • Консьерж – профессию включают в ШР по желанию жильцов подъезда
  • Техничка – количество единиц рассчитывается от площади убираемых лестничных маршей и клеток и частоты уборки
  • Слесарь-сантехник – число рабочих нормируют с учетом длительности эксплуатации инженерных систем МКД
  • Электрик – предъявляются требования к квалификации и допуск к работе в электроустановках
  • Бухгалтер – ведет отчетность, работает с банком и налоговой инспекцией, начисляет заработную плату
  • Паспортист – регистрация и снятие с учета жителей

Следует отметить, что такие штатные единицы как сантехник, электрик, сварщик чаще всего нанимаются не на полную ставку для экономии затрат ТСЖ. В во многих случаях таких единиц вообще нет в штатном товарищества, а их наличие заменяет подрядный договор со специализированной компанией или с соседним ЖЭУ.

Председателю помогает выборный орган – правление. Небольшие товарищества, с согласия работников заключают трудовые на неполное рабочее время или договоры совместительства.

Образец бланка штатного расписания ЖКХ

alt=»» width=»1026″ height=»644″ />

Внедрение грамотно составленного штатного расписания и оргструктуры положительно влияет на эффективность деятельности ЖКХ. При разработке документов необходимо: выработать цели и задачи организации, учесть все направления деятельности, правильно распределить обязанности. ШР регулирует вопросы оплаты труда. Оргструктура регламентирует бизнес-процессы. Рекомендуем более подробно ознакомиться с функциональными обязанностями персонала в ЖКХ.

Как создать управляющую компанию

Что представляет собой структура управляющей компании и чем именно занимаются такие организации? В России управляющие компании (УК) ассоциируются с ЖКХ и домовладением, но в действительности возможности таких субъектов значительно шире. Рассказываем, какие разновидности УК существуют, какие требования ставит перед ними закон, сложно ли открыть собственную управляющую компанию и из чьих денег они финансируются.

Обзор законодательства

Управляющая компания — это коммерческая организация, которая руководит чужим имуществом с целью грамотного использования, сохранения или приумножения. В России УК ассоциируются преимущественно с жилищно-коммунальным хозяйством: такой тип обслуживания общего имущества выбирают жители большинства многоквартирных домов. В действительности управляющие компании могут заниматься не только ЖКХ, но и ценными бумагами, инвестициями, курировать работу бизнеса, оказывать услуги менеджмента.

В рамках данной статьи мы подробно остановимся только на управляющих компаний ЖКХ, то есть тех, чья работа связана с обслуживанием многоквартирных домов. Их деятельность описывается 6 нормативными актами:

  • Жилищный кодекс;
  • федеральный закон №185-ФЗ о содействии реформированию ЖКХ;
  • федеральный закон №261-ФЗ об энергосбережении;
  • федеральный закон №210-ФЗ о регулировании коммунальных тарифов;
  • постановление правительства от 13 августа 2006 №491 о содержании общедомового имущества в многоквартирном доме;
  • постановление правительства от 6 мая 2011 года №354 о предоставлении коммунальных услуг в многоквартирных домах.

Помимо этих 6 документов отдельные нормы закреплены Гражданским кодексом и КоАП, некоторыми постановлениями правительства, а также региональными и муниципальными решениями. УК руководствуется договором управления, который заключает с собственниками. Подписывать такое соглашение компания вправе только после получения лицензии государственного жилищного надзора или лицензионной комиссии.

Управляющая компания в сфере ЖКХ

Управляющие компании в сфере ЖКХ обеспечивают уход и контроль за общедомовой собственностью в многоквартирных домах

Требования к УК в сфере ЖКХ

Рассмотрим главные требования к управляющим компаниям в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Организационная структура — юридическое лицо, общество с ограниченной ответственностью. Допускаются публичные акционерные общества и товарищества. ИП такую деятельность вести не могут, впрочем им не запрещаться выполнять ремонтные работы по договору подряда.

Компания сможет заключать договор с собственниками только после оформления лицензии. Для этого ей потребуется:

  • офис;
  • оборудование для обслуживания и ремонта помещений, коммуникаций;
  • штат сотрудников, включая сантехников, электриков, монтажников и других рабочих;
  • руководитель должен представить квалификационный документ (сдаёт экзамен), не иметь судимости, а этот пост должен быть его постоянным местом работы.

Создание управляющей компании с нуля — достаточно сложное мероприятие, потому что требует решения целого комплекса задач. Необходимо не только подобрать помещение для офиса, купить оборудование и нанять штат сотрудников, но пройти квалификационную проверку и получить лицензию. Только после всех этих шагов УК вправе заключать контракты, приступать к обслуживанию чужой собственности и получать за это оплату.

Обязанности УК в сфере ЖКХ

В обязанности управляющих компаний входит комплекс работ, связанных с поддержанием чистоты помещений и бесперебойной работы всех коммуникаций. Что должна делать УК:

  • регулярно проверять крыши, чердаки, коммуникации, подвалы и выявлять необходимость ремонта;
  • обеспечивать пожарную защиту;
  • ремонтировать фасад;
  • обеспечивать благоустройство;
  • устанавливать приборы учёта;
  • оказывать коммунальные услуги;
  • обеспечивать чистоту и вывозить бытовые отходы;
  • информировать об изменении тарифов.
Читайте также:
Виза во Вьетнам: нужна ли россиянам, порядок оформления и необходимые документы

Виды управляющих компаний

В России распространены 3 типа управляющих компаний:

  • в коммунальной сфере;
  • в инвестициях и управлении активами;
  • в менеджменте и управлении делами бизнеса.

Наибольшее распространение получили именно организации в коммунальной сфере. Это связано с тем, что клиентов у них в десятки раз больше: число многоквартирных домов многократно превышает число предприятий и инвестиционных фондов. Даже в небольшом городе уживаются 5-7 компаний.

Конкуренцию между ними нельзя назвать высокой. Дело в том, что жильцы не видят разницы — почти все УК предоставляют услуги на одинаковом уровне.

Менять управляющую компанию довольно трудно, поэтому граждане годами терпят неэффективную работу своей компании. Это усложняет создание УК и выход на рынок.

Дворник от управляющей компании

Коммунальные управляющие компании разделяют на:

  • собственно управляющие;
  • эксплуатационные (оказывают коммунальные услуги, поддерживают техническое и санитарное состояние вверенной собственности);
  • гибридные (объединяют функции управления и эксплуатации).

Отношение к объекту управления

УК заключает с собственниками жилого объекта договор управления. Этот документ узаконивает передачу дома, коммуникаций, двора, а иногда и подъездных дорог в управление УК. Компания не становится собственником этого имущества, а все решения обязана согласовывать с собственниками.

Цель передачи — поддержание порядка, хорошего состояния, своевременный ремонт зон общего пользования, фасада, крыши и коммуникаций. Полномочия компании и зона её ответственности определяются договором, который должен соответствовать требованиям Жилищного кодекса.

Стороны соглашения — УК и собственники — не являются подчинёнными друг другу. Но положение управляющей компании ниже. Все решения она должна согласовывать с собранием жильцов, а также регулярно отчитываться о затраченных деньгах, работе и планах. В обмен на это УК получает полномочия:

  • получать доход за свою работу;
  • назначать плату за обслуживание;
  • взыскивать долги с жильцов;
  • отключать должникам коммуникации;
  • начислять пени за просроченные платежи.

Номинальная или реальная УК

Понятие «номинальная управляющая компания» относится к сфере бизнеса и не затрагивает жильцов многоквартирных домов. Это схема, с помощью которой реальные владельцы предприятия по каким-либо причинам скрывают участие в управлении бизнесом. Такие УК не решают проблемы, не принимают решений и не имеют никакой полезной роли кроме «ширмы».

Жильцам многоквартирных домов требуется именно «реальная» управляющая компания — с полноценным штатом работников, собственной техникой, способная оперативно устранять аварии. С позиции законного дохода есть смысл создавать только настоящую управляющую компанию.

Документация для открытия УК

Что нужно, чтобы открыть собственную управляющую компанию? Это не самый простой вид бизнеса, которому нужны комплексная подготовка и ряд государственных разрешений. Мы уже выяснили, что данная организация регистрируется как общество с ограниченной ответственностью и оформляет лицензию в жилищном надзоре.

Пошаговая инструкция, как открыть управляющую компанию. Список документов:

  • заявление о регистрации по форме 11001, заверяется нотариально;
  • выписка об открытии расчётного счёта и подтверждение, что учредители внесли уже минимум 50% уставного капитала;
  • протокол собрания учредителей;
  • уставная документация, включая приказ о назначении генерального директора;
  • гарантийное письмо собственника офиса с согласием на использование его помещения как юридического адреса или свидетельство собственности на помещение;
  • квитанция об уплате пошлины за лицензию — 30 тысяч рублей;
  • документы, подтверждающие квалификацию руководителя и успешную сдачу экзамена.

Cтруктура управляющей компании

Структура управляющей компании

Схема структуры управляющей компании отличается в зависимости от её вида и решаемых задач. Во главе такой организации стоит директор, который прошёл обучение и успешно сдал экзамен. Ему подчиняются:

  • инспектор по контролю за исполнением поручений;
  • главный инженер;
  • заместитель по юридическим вопросам;
  • планово-экономический отдел;
  • бухгалтерия.

Главный инженер руководит производственно-техническим отделом. Фактически на нём сосредотачивается вся обслуживающая часть работы компании. Для удобства направления работы делятся на участки:

  • по содержанию жилого фонда;
  • по ремонту жилого фонда;
  • по обслуживанию коммуникаций.

За работой участков следят начальники. Они подчиняются главному инженеру или напрямую директору. Названия отделов, участков и должностей в разных УК отличаются. Требований к наименованию должностей, численности работников не предъявляется.

Технический персонал

В вопросе «как создать управляющую компанию ЖКХ» принципиальное значение имеет формирование штата работников. Административный персонал, который мы осветили в предыдущем разделе, составит не более 1/10 от необходимого числа сотрудников. Управляющие компании оперативно решают все проблемы и аварийные ситуации на вверенной им собственности. Чем больше домов обслуживает, УК, тем больше технического персонала ей потребуется:

  • диспетчеры;
  • водители;
  • сантехники;
  • электрики;
  • дворники;
  • монтажники и штукатуры;
  • уборщицы.

У сантехников и электриков обязательно профильное образование. Дворники и уборщицы, как правило, работают по часам или за полноценный рабочий день (8 или 12 часов) прибирают несколько участков. Со всеми заключается трудовой договор, каждом выдана должностная инструкция. Компания обеспечивает персонал спецодеждой (желательно, с логотипом УК) и всем необходимым инвентарём.

Благоустройство двора многоквартирного дома

Обслуживание населения

Наиболее трудный этап создания управляющей компании с нуля — разработка эффективной модели обслуживания населения. Два основных направления деятельности: плановая и аварийная. Плановая — это уборка подъездов и дворов, проверки сетей, благоустройство, начисление и приём оплаты за оказанные услуги. Ведётся по графику.

Читайте также:
Кассационная жалоба на решение суда о признании недействительными правоустанавливающих документов - бланк 2022

Аварийной называется работа по обращениям собственников. Схематично она представляется так:

  • диспетчер отвечает на звонок жильца, который жалуется на аварию или поломку, и передаёт заявку на соответствующий участок;
  • работники выезжают на место и устраняют поломку;
  • жилец расписывается в заявке, подтверждает оказание услуги.

О профессионализме работы УК судят именно по скорости и качеству обслуживания жильцов. Поэтому уделяйте внимание эффективности непосредственной деятельности.

Диспетчеры

Диспетчер ЖКХ — это сотрудник, который принимает заявки на устранение аварий и поломок. Такой специалист работает на телефоне, как правило, 12-часовыми сменами. График в разных организациях может отличаться. После звонка диспетчер передаёт заявку начальнику участка или непосредственно работникам. Вся работа ведётся на компьютере. После устранения аварии рабочие отдают выполненную заявку диспетчеру.

Штат диспетчеров комплектуется пропорционально количеству собственников. Чем больше договоров с собственниками заключила компания, тем больше диспетчеров придётся нанять. Желательно, чтобы у сотрудников был опыт приёма звонков и работы с людьми. Специальное образование не требуется.

Должность диспетчера подходит соискателям старшего поколения и кандидатам с инвалидностью.

Финансовое обеспечение деятельности

В распоряжении коммунальной управляющей компании находятся несколько финансовых потоков:

  • деньги собственников и арендаторов, которые ежемесячно перечисляют УК плату за коммунальные услуги и обслуживание;
  • резервный фонд;
  • субсидии местных и региональных властей;
  • средства, компенсированные за победу в суде.

Основной капитал составляют именно средства жильцов.

Компания распределяет перечисленные деньги, организует плановые и аварийные работы, а за свои услуги получает оплату (обычно указана в квитанции отдельной строкой). Практика работающих УК показывает, что вложения окупаются в течение 2-х лет.

Заключение

Мы рассмотрели, что такое управляющая компания в сфере ЖКХ, как организовать УК и какой структурой она отличается. Деятельность таких компаний лицензируется, поэтому прежде чем приступить к обслуживанию собственников, придётся пройти обучение и подготовить пакет документов. УК распоряжаются деньгами жильцов для ремонта, благоустройства и поддержания хорошего состояния коммуникаций. Это коммерческая деятельность, за которую жильцы ежемесячно платят.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Содержание и структура сферы жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

В данной статье рассмотрены сущность и структура сферы жилищно-коммунального хозяйства, выделены составляющие ЖКХ, приведены виды жилищного фонда .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мамедов Р.О.

Текст научной работы на тему «Содержание и структура сферы жилищно-коммунального хозяйства»

чаемую как из внутренних, так и из внешних источников. Это необходимый процесс для принятия своевременных и эффективных решений в рамках своей компетенции [3].

1. Суйц В.П. Управленческий учет: учебник / В.П. Суйц. – М.: Высшее образование, 2010. – 371 с.

2. Шеремет А.Д. Управленческий учет: учебное пособие / А.Д. Шеремет. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2011. – 512 с.

3. Кавич А.Ю., Трунина В.Ф. Проблемы внедрения управленческого учета в организации // Экономика, управление, финансы: материалы II меж-дунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. -С. 125-128.

4. Новоселова С.А. Управленческий учет в организациях России: теоретические аспекты [Электронный ресурс] / С.А. Новоселова, Н.А. Земцова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. – Режим доступа: ht:tps://www.stience-education.m/m/artide/view?id=18968 (дата обращения: 18.12.2016).

5. Фадина О.Н. Направления развития управленческого учета в России [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 3-1. – Электрон. данные. – Режим доступа: Ы!р://риЬ-Цкааа.пе:/агсЫуе/2015/3/1/57 (дата обращения: 13.12.2016).

6. Лактионова Н.В., Касьянова С.А. Модернизация, реконструкция полностью самортизированных объектов основных средств // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. – 2008. – № 9. – С. 18-23.

7. Касьянова С.А. Бухгалтерский учет как информационная система // Политематический сетевой электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2006. – № 18. – С. 65-79.

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА СФЕРЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, г. Самара

В данной статье рассмотрены сущность и структура сферы жилищно-коммунального хозяйства, выделены составляющие ЖКХ, приведены виды жилищного фонда.

1 Магистрант 1 курса института Экономики и управления. Научный руководитель: Курносо-ва Е.А., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики инноваций.

Ключевые слова: жилищная сфера, жилищный фонд, функционирование, структура.

Социально-экономическая ситуация в России становится все более зависимой от состояния жизнеобеспечивающих инфраструктурных отраслей, особое место среди которых занимает жилищно-коммунальный комплекс (ЖКХ). В реализации рыночных реформ жилищно-коммунальная сфера отстала от других инфраструктурных отраслей на 5-10 лет, кризис жилищно-коммунального хозяйства продолжает углубляться [1, 7].

Жилищно-коммунальное хозяйство – это сложный многоотраслевой производственно-технический комплекс, в который входят предприятия, обеспечивающие содержание жилищного фонда, жилищное хозяйство и ремонт-но-эксплуатационное производство, водоснабжение и водоотведение, коммунальная энергетика, внешнее городское благоустройство.

Жилищная сфера – одна из важнейших составных частей экономики России. Это область народного хозяйства включает в себя строительство и реконструкцию жилищ, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.

Читайте также:
Ответственность за насильственный захват власти или насильственное удержание власти согласно статьи 278 УК РФ

Жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, дом-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения и иные жилые помещения, пригороды для жилья.

Функционирование ЖКХ – это обеспечение сохранности и эффективного использование жилищного фонда, бесперебойного обеспечения жилищно-коммунальными услугами, необходимыми для жизнедеятельности человека.

Характерной чертой для жилищно-коммунальной сферы является то, что многие вопросы решаются местными органами власти. К вопросам местного значения относятся:

– содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

– регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

– создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

– организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения канализации;

– организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

– благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

– организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, и другие вопросы.

Жилищно-коммунальное хозяйство включает:

1) жилой и нежилой фонд, строительные и ремонтные организации;

2) объекты бытового обслуживания (бани, гостиницы, транспорт и др.);

3) инженерную инфраструктуру и ресурсоснабжение (водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение и др.);

4) санитарно-технические предприятия (бытовые отходы, уборка города);

5) энергетические предприятия (электричество, газ, тепло);

6) инфраструктура внешнего благоустройства (дороги, мосты, переходы, озеленение и пр.).

Структура жилищно-коммунального хозяйства выглядит следующим образом (рисунок 1) [2, 3]:

Рис. 1. Обобщенная структурная схема ЖКХ

Коммунальное хозяйство представляет собой совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, посёлков и сёл; в городах входит в состав городского хозяйства. Во многих городах и поселках предприятия коммунального хозяйства обслуживают также и промышленные предприятия, снабжая их водой, электроэнергией, газом. Однако в зависимости от местных условий, промышленные предприятия имеют и собственные водопроводы, канализацию, и другие сооружения коммунального назначения [4].

Степень развития и объем деятельности коммунального хозяйства непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, бытовые условия его жизни, санитарно-гигиенические условия и чистоту водного и воздушного бассейнов, а также на уровень производительности труда.

Коммунальное хозяйство включает:

1. Санитарно-технические предприятия – водопроводы, канализации, предприятия по уборке территорий населённых мест и санитарной очистки домовладений, прачечные, бани, купально-плавательные сооружения.

2. Транспортные предприятия – городской общественный пассажирский транспорт (метрополитен, трамвай, троллейбус, фуникулёры,

канатные дороги, автобусы, такси), водный транспорт местного назначения.

3. Энергетические предприятия – электрические, газовые и теплофикационные распределительные сети, отопительные котельные, ТЭЦ и электростанции, газовые заводы, обслуживающие населённые пункты.

К сооружениям внешнего благоустройства населённых мест, которые входят в состав коммунального хозяйства относятся дороги и тротуары, мосты и путепроводы, подземные и наземные транспортные, пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневой (водосточной) канализации, набережные, различные гидротехнические сооружения, предназначенные для предотвращения оползней и затопления территорий, их осушения, берегоукрепления, зелёные насаждения общего пользования, уличное освещение и др. [5].

Основу жилищной сферы города составляет жилищный фонд: жилые дома, специализированные дома (общежития, маневренный фонд, дома-интернаты для ветеранов и т.д.), жилые служебные помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Жилищный фонд подразделяется на следующие виды:

1) частный – фонд, находящийся в собственности граждан или юридических лиц: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома;

2) государственный – фонд, являющийся собственностью государства или субъектов РФ, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности;

3) муниципальный – фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, состоящий в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений;

4) общественный – фонд, являющийся собственностью общественных объединений;

5) коллективный – фонд, находящийся в общей совместной или общей долевой собственности различных субъектов частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений [8].

Объекты коммунального назначения ЖКХ:

Это система непрерывного водоснабжения потребителей для удовлетворения их нужд. Водопровод может удовлетворять нужды: питьевые, хозяйственные, производственные, противопожарные, ирригационные (Орошение).

Это составная часть системы водоснабжения и водоотведения, предназначенная для удаления твердых и жидких продуктов жизнедеятельности человека, хозяйственно-бытовых и дождевых сточных вод, с целью их очистки от загрязнений, и дальнейшей эксплуатации, либо возвращению в водоем. Необходимый элемент современного городского хозяйства.

3. Капитальный ремонт помещений.

Он подразумевает значительные работы по улучшению состояния зданий и сооружений. Нередко капитальный ремонт сродни реконструкции некоторых частей здания или же всего здания.

4. Текущий ремонт зданий.

Имеет своей целью незначительные изменения.

Слежение за изоляцией горячей воды в батареях, обеспечение котельных и ТЭЦ, а также система завоза топлива к ним.

6. Уборка и утилизация мусора.

Субъектами деятельности ЖКХ являются муниципальные, государственные и частные предприятия и организации.

Сеть электроснабжения – комплекс инженерных сооружений, оборудования и аппаратуры, предназначенный для передачи электрической энергии от источников к потребителям [6].

Следовательно, многое зависит от организации дела, четкого распределения функциональной нагрузки, от механизмов формирования и порядка распределения и использования ресурсов как на государственном и муниципальном уровнях управления, так и на уровне конкретного человека.

Читайте также:
Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, его необходимость и порядок получения

1. Указ Президента РФ от 01.11.2013 N 819 (ред. от 22.05.2015) «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации».

2. Агаева Л.К. Организационно-экономический механизм управления инвестиционной деятельностью на предприятиях городского хозяйства // Материалы конференций: сб. статей / Под ред. В.К. Семёнычева. – Самара, 2013. – С. 138-142.

3. Аюпова Л.К. Организационно-экономические аспекты управления инвестиционной деятельностью предприятия // Актуальные вопросы современной науки. – 2010. – № 14. – С. 255-264.

4. Курносова Е.А. Экономические аспекты реализации инновационного процесса в разрезе региональной сферы услуг // Наука – промышленности и сервису. – 2012. – № 7. – С. 103-106.

5. Курносова Е.А. Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг: формирование инновационного поведения // Российский экономический интернет-журнал. – 2009. – № 1. – С. 598-607.

6. Кобилев А.Г., Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве / А.Г. Кобилев, А.Д. Кирнев, В.В, Рудой. -Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 608 с.

7. Полонский Ю.В. Договор дороже денег // Управление многоквартирным домом. – 2014. – С. 31-33.

8. Шомина Е.С. Новые задачи в сфере жилищного просвещения // Журнал Управление многоквартирным домом. – 2014. – № 3. – С. 25-32.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ МНОГОКВАРТИРНОЙ МАЛОЭТАЖНОЙ ЗАСТРОЙКИ

1 2 © Пантелеева М.С. , Свиненкова П.Д.

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, г. Москва

Международный опыт застройки показывает, что малоэтажное строительство является ключевым звеном для развития отрасли в целом. Однако в реалиях российской экономики этот тип жилищного строительства не столь популярен, как в близких по климатическим условиям странах, так как отечественные отраслевые особенности создают массу препятствий для этого. Самой острой проблемой остается выделение ограниченного земельного фонда государства под необходимую застройку.

Ключевые слова: малоэтажное строительство, таунхаус, застройка, выделение земли, развитие, аукцион.

На сегодняшний день жилищное строительство является наиболее социально значимым сегментом рынка недвижимости. Вопрос недоступности жилья для всех слоев населения не теряет своей актуальности. Недостаточные объемы жилищного строительства, высокая себестоимость на его объекты, недоступные цены на квартиры для граждан – все это негативно отражается на демографической ситуации, экономической обстановке и уровне жизни в стране.

Опыт других стран показывает, что именно развитие малоэтажного домостроения создает благоприятные условия для развития строительной отрасли, повышения доступности жилья и как следствие благополучия страны.

Организация управления жилищно-коммунальным комплексом муниципального образования

Организация управления жилищно-коммунальным комплексом муниципального образования представлена на следующих уровнях: федеральном, региональном и местном уровне.

На рисунке 2 отобразим органы управления жилищно-коммунальным комплексом.

Федеральный уровень
Региональный уровень
– Региональные министерства и службы
Местный уровень
– Структурные подразделения местной администрации муниципального образования
– Министерство строительства и ЖКХ РФ; – Министерство энергетики РФ; – Федеральная служба по тарифам.

Рис.2. Органы управления жилищно-коммунальным комплексом

Система органов управления ЖКХ включает:

Во-первых, федеральный уровень. На федеральном уровне управление жилищно-коммунальным комплексом осуществляется исполнительной властью, к которой относятся:

1) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

2)Министерство энергетики Российской Федерации;

3) Федеральная служба по тарифам.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации участвует в разработке проектов федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации, актов федеральных органов исполнительной власти в области государственной политики и нормативного правового регулирования в жилищно-коммунальной сфере. В полномочия ведомства также входит мониторинг и анализ состояния сферы жилищно-коммунального хозяйства.

Министерство энергетики Российской Федерации осуществляет нормативно – правовое регулирование в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности.

Федеральной службы по тарифам осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике [26].

Управление жилищно-коммунальным комплексом на федеральном уровне производится, как правило, на решении следующих вопросов:

– формирование нормативной законодательной базы;

– финансирование крупных инвестиционных проектов;

– государственное регулирование тарифов;

– методическое обеспечение деятельности отрасли;

– повышение эффективности деятельности предприятий ресурсосбережения, энергосбережения и.т.д.

Во-вторых, региональный уровень. На региональном уровне управление жилищно-коммунальным комплексом осуществляется региональными министерствами и службами.

На региональном уровне принимаются конкретные решения, разрабатываются программы, а так же инвестиционные проекты. В виду комплексных задач, которые стоят перед предприятиями жилищно- коммунального комплекса региона, при стратегическом планировании развития отрасли рассматриваются в увязке с муниципальным уровнем, с функциональными программами, а так же с деятельностью смежных отраслей.

В-третьих, муниципальный уровень, который представлен структурными подразделениями местной администрации муниципального образования.

1) Комитетом ЖКХ администрации муниципального образования. К функциям комитета, как правило, относится:

– регулирование функционирования муниципального жилищного фонда коммунальной инженерной инфраструктуры;

– регулирование функционирования муниципальных объектов коммунальной инженерной инфраструктуры;

– регулирование функционирования муниципальных сооружений коммунальной инженерной инфраструктуры;

– регулирование функционирования муниципальных сетей коммунальной инженерной инфраструктуры.

2)Управление жилищно-коммунального хозяйства, в чьи функции входит:

– взаимодействие с предприятиями и организациями сферы ЖКХ муниципального образования;

– принимать участие по приему законченных капитальным ремонтом объектов, которые находятся в муниципальной собственности;

– принимать участие в разработке концепций, программ, прогнозов развития муниципального образования в сфере ЖКХ;

– формировать муниципальный заказ на выполнение работ, а так же оказания услуг по эксплуатации, содержанию и ремонту объектов жилищного фонда, которые находятся в муниципальной собственности;

Читайте также:
Куда жаловаться на авиакомпанию: если отказываются возвращать деньги и возмещать убытки

– осуществлять контроль качества предоставления жилищных и коммунальных услуг населению муниципального жилищного фонда;

– осуществлять контроль за соблюдением правил и норм санитарного состояния придомовых территорий жилищного фонда муниципального образования;

– создавать условия, которые являются необходимыми для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры;

– осуществлять контроль за соответствием жилых помещений муниципального жилищного фонда;

– осуществлять обследование жилых помещений, которые находятся в муниципальной собственности;

– осуществлять контроль за сохранностью жилых помещений муниципального жилищного фонда;

3) Управление ЖКХ и энергетики, которое организовывает в границах муниципального образования электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение населения, водоотведения, снабжение населения топливом. Также Управление вправе:

– организовывать содержание и ремонт муниципального жилищного фонда; организовывать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов; содержать места захоронения муниципального образования;

– создавать условия для управления многоквартирными домами и выполнение полномочий собственника муниципального жилищного фонда;

– подготавливать документы на перевод жилых помещений в нежилые;

– подготавливать документы на переустройство и перепланировку жилых помещений;

– ведение реестра управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов;

– организовывает сбор и вывоз твердых бытовых отходов, утилизацию, а так же переработку отходов производства и потребления;

– принимают участие в организации благоустройства и озеленения муниципального образования;

– организовывает конкурсы на право управления многоквартирынми домами;

4)Профильные комитеты ЖКХ территориальных администраций городского округа, осуществляющие государственную политику в сфере ЖКХ на муниципальном уровне и обеспечивающие функционирование систем обеспечения жизнедеятельности населения на территории муниципального образования.

К профильным комитетам ЖКХ относят:

– Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства муниципального образования;

– комитет жилищно-коммунального хозяйства;

– отдел капитального строительства и эксплуатации жилых сооружений;

– управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства;

– комитет по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству;

– управление администрации по жилищно-коммунальному, дорожному хозяйству и благоустройству.

В соответствии с федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” Управление муниципальным жилищно-коммунальным комплексом относится к компетенции поселений. Так, на муниципальные районы возлагаются следующие межпоселенческие функции:

– организация электроснабжения в границах муниципального района;

– организация газоснабжения в границах муниципального района;

– содержание автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами муниципального района с соответствующими инженерными сооружениями;

– строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами муниципального района с соответствующими инженерными сооружениями;

– организация утилизации бытовых и промышленных отходов;

– организация переработки бытовых и промышленных отходов;

– содержание межпоселенческих мест захоронения;

– оказание ритуальных услуг [34, с.83].

Рассмотрение организации управления жилищно-коммунальным комплексом муниципального образования целесообразно начать с отображения структуры управления ЖКХ. Для большей наглядности представим ее на рисунке 3.

Принципы муниципального управления ЖКХ
Специфика муниципа-льного управления ЖКХ
Особеннос-ти муниципа-льного управления ЖКХ
Потребности
Объекты управления
Субъекты управления
Интересы
Методы муниципального управления ЖКХ
Функции муниципального управления ЖКХ
Задачи муниципального управления ЖКХ

Рис.3. Структура механизма управления ЖКХ [30, с.96]

Следует заметить, что к структуре механизма управления в ЖКХ на муниципальном уровне можно отнести:

1) формирование эффективных взаимосвязей в сфере жилищно-коммунального комплекса между субъектами и объектами на уровне муниципалитета, понимание сущности экономических отношений участников в сфере жилищно-коммунального комплекса сквозь призму взаимодействия и реализации экономических потребностей и интересов человека;

2) определение принципов муниципального управления жидищно-коммунального комплекса.

К ним можно отнести:

– принцип инициативы и самостоятельности;

– принцип административной централизации;

– принцип структурности и взаимосвязи;

– принцип приоритетных задач и направлений;

– принцип инвестиционной привлекательности;

– принцип равной социальной защиты и справедливости;

– принцип взаимного доверия и ответственности;

– принцип инновации и модернизации;

3) определение специфики муниципального управления жилищно-коммунального комплекса, которые базируются на количественных и качественных показателях;

4) определение особенностей муниципального управления жилищно-коммунального комплекса, формирующиеся под воздействием факторов:

5) определение методов муниципального управления жилищно- коммунального комплекса.

К общим относятся следующие методы:

6) формирование функции муниципального управления жилищно-коммунального комплекса.

Общими функциями являются:

Частными функциями считают:

– непосредственное согласованное управление конкретным предприятием;

– непосредственное согласованное управление группой предприятий однородной направленности.

В свою очередь, специфика частных функций определяет набор следующих факторов:

7) формирование задач механизма муниципального управления жилищно-коммунального хозяйства.

К общим относятся:

– формирование стратегии и тактики управления объектами жилищно-коммунального хозяйства муниципалитета;

– внедрение новых форм и методов хозяйствования;

– совершенствование организации управления;

– развитие конкурентных отношений;

– управление обеспечением надлежащего состояния предприятий жилищно-коммунального комплекса и эффективным предоставлением необходимого уровня и качества услуг населению;

– решение вопросов муниципального благоустройства и дорожного строительства;

– осуществление, в соответствии с законодательством, контроля над деятельностью системы жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования [30, с.96].

Таким образом, механизм управления ЖКХ на муниципальном уровне представляет собой проводник любых управленческих решений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: