Стимулирующие выплаты учителям: критерии получения, размер и порядок оформления

Оценочный лист для стимулирующих выплат: как выглядит и что важно знать кадровику

Оценочный лист для стимулирующих выплат — документ, позволяющий определить уровень достижения работником определенных результатов в работе. В дальнейшем его используют при назначении премиальных.

Зачем нужен оценочный лист

Во многих организациях, в том числе государственных, зарплата сотрудников состоит из нескольких частей:

  • оклада — фиксированной части за отработанное время;
  • выплат компенсационного характера (к примеру, работа во вредных условиях или условиях, отличающихся от нормальных);
  • стимулирующих выплат за результативность и качество работы (премии).

Чтобы сотрудники понимали, за что им положены премиальные, работодатель разрабатывает и утверждает специальный оценочный лист для стимулирующих выплат в ДОУ, школе или иной организации. Этот документ становится неотъемлемой частью положения о премировании, положения об оплате труда (иного подобного ЛНА), коллективного договора (при наличии).

Как выглядят оценочные листы

На законодательном уровне не предусмотрена форма оценочного листа для стимулирующих выплат учителям, воспитателям, врачам, бухгалтерам или иным специалистам. Чиновники рекомендуют ориентироваться на профстандарты, должностные инструкции, разъяснения профильных министерств, иную документацию и включать в оценочные листы те критерии, которые важны для конкретного работодателя.

К примеру, в приказе департамента образования г. Москвы № 40 от 12.02.2015 в качестве оснований для премирования и перечня критериев для оценочных листов педагогических работников предлагаются такие результаты работы:

  • подготовка учащихся, которые стали победителями и призерами олимпиад, фестивалей, соревнований, конкурсов, конференций разного уровня — от городских до международных;
  • повышение рейтинга учебного учреждения;
  • повышение результатов обучения;
  • отсутствие обоснованных жалоб от родителей;
  • отсутствие нарушений, допущенных учащимися;
  • обучение детей с особыми потребностями (инвалидов, например);
  • заведование кабинетом или выполнение дополнительных функций по управлению учебным заведением.

Для каждой должности разрабатывайте отдельные оценочные листы, поскольку основания для премирования, к примеру, воспитателя и старшего воспитателя, будут отличаться.

Помимо критериев, работодатель уточняет:

  • максимальное количество баллов, которые присваиваются за выполнение выставленных требований;
  • самооценку работника;
  • оценку эксперта.

Вот как выглядит оценочный лист с учетом предложенных столичным департаментом критериев в ГБОУ Школа № 2010 г. Москвы для воспитателя:

Обратите внимание, что помимо оснований для назначения премии, работодателю следует указать и понижающие индикаторы. Они тоже используются при принятии окончательного решения о результативности работы. В нашем примере для воспитателя многие из таких индикаторов связаны с воспитанием детей, но если вы готовите, допустим, оценочный лист для стимулирующих выплат бухгалтера, среди «понижающих коэффициентов» возможны такие моменты, как нарушение трудовой дисциплины или отсутствие жалоб со стороны коллег.

Как начисляется стимулирующая выплата по оценочному листу

Поскольку работодатели самостоятельно определяют критерии начисления и урезания премиальных, то они вправе решать, каким способом начисляются стимулирующие выплаты. Чаще всего это квартальные или годовые премии, поскольку оценивать результативность работы ежемесячно довольно сложно.

Чтобы определить, какую сумму доплатить конкретному сотруднику, по окончании установленного периода заполняют оценочный лист, который подписывает работник и эксперт, проводящий оценку. О результатах сообщают работодателю, и уже он распределяет имеющийся денежный фонд на стимулирующие выплаты среди сотрудников.

Что касается стоимости балла и суммы, которую получит работник на руки, это для каждой организации индивидуально. В некоторых компаниях у баллов есть «цена», в других она привязана в процентном соотношении к окладу. Но обычно подход такой: если сотрудник выполнил поставленный план на 100%, ему положены стимулирующие выплаты в полном объеме. Если результативность ниже, например, только 75%, то ему выплатят меньшую сумму.

Онлайн профпереподготовка «Бухгалтер на УСН» с дипломом на 250 ак.часов. Научитесь всему новому, чтобы не допускать ошибок. Обучение онлайн 2 месяца, поток стартует 1 марта.

Стимулирующие выплаты для учителей в 2022 году

Сфера образования является одной из самых важных для развития любого государства. А качество обучения в России напрямую связано с уровнем заработков педагогических работников. Правительство РФ заявило целью повышение доходов учителей в 2022 году до среднего уровня по региону.

Читайте также:
Скачать шаблон документа "Ходатайство о признании беженцем на территории Российской Федерации".

Помочь в ее достижении призвана оптимизация структуры начисления зарплаты, важной частью которой являются стимулирующие выплаты педагогам (СВ).

Скачать для просмотра и печати:

Законодательство о структуре дохода педагога

Стимулирующие выплаты для учителей в 2022 году

Доход тружеников бюджетной сферы в целом регулируется общероссийскими и региональными законами и подзаконными актами. Эта методика не вполне отвечает условиям рыночных отношений. Потому в основном кадровом законе — Трудовом кодексе — содержится правило о передаче части полномочий по формированию выплат предприятиям, в том числе в сфере образования. То есть коллективы получают возможность влиять на суммы к выдаче.

Суть денежного стимулирования деятельности педагогов состоит в формировании условий для повышения интереса:

  • к квалификационному росту в рамках одного образовательного учреждения;
  • профессиональному развитию;
  • улучшению качества обучения;
  • развитию творческого потенциала молодежи.

Сумма к получению в ведомости каждого учителя формируется индивидуально. Она состоит из нескольких частей, расшифрованных в 129-м параграфе ТК . Они таковы:

  • базовая ставка;
  • компенсации;
  • стимулирующие.

Каждая составляющая формируется отдельно и регулируется постановлениями Правительства РФ и региональных властей. Причем на величину части влияют определенные факторы. Основные приведены в таблице:

количество занятых часов в неделю (норма 18)

индивидуальная работа с учениками льготных категорий в домашних условиях;

применение компьютерной техники в образовательном процессе;

ответственность за кабинет;

участие в организации:

  • общественно полезного труда;
  • деятельности комиссий, кафедр, консилиумов

Порядок формирования заработка бюджетников

Стимулирующие выплаты для учителей в 2022 году

Учителя и педагоги дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) получают средства из бюджета. А это требует нормативного регулирования порядка их распределения. Процесс начислений основывается на перечне взаимосвязанных актов. А именно:

  • строго подчинен требованиям параграфов ТК (в частности, 129 и 135);
  • их нормы ложатся в основу:
    • издания Постановлений Правительства (ПП) РФ;
    • разработки решений и рекомендаций:
      • трехсторонней комиссии, включающей представителей профсоюзной организации педагогов;
      • Минобрнауки;
      • местными органами самоуправления;
      • коллегиальными органами образовательных учреждений (ОУ).

      Получается довольно сложная нормативная структура, призванная урегулировать вопросы начисления зарплат. Однако на практике она оказалась удобной и жизнеспособной.

      Логика процесса формирования размеров бюджетных трансфертов на доходы работников данной сферы такова:

      • правила начисления сумм установлены в законодательстве;
      • конкретизируются они Правительством РФ вместе с профсоюзными организациями и представителями профсообщества (трехсторонняя комиссия) в ходе совещаний и переговоров;
      • по результатам выше обозначенной работы издается нормативный акт;
      • последним руководствуются:
        • бухгалтера и комиссии, действующие в ОУ ;
        • местные советы для выделения средств из соответствующих бюджетов.

        Порядок стимулирования бюджетников

        Стимулирующие выплаты для учителей в 2022 году

        Общая методика начисления СВ приведена в законодательстве (те же параграфы ТК ) и расшифрована в документах трехсторонней комиссии. К примеру, на 2017 год нормы приведены в протоколе № 11 от 23.12.16. На основании рекомендаций каждое профильное министерство издает регулирующий документ для подведомственных организаций. Так, СД в сфере образования начисляются по рекомендациям Минобрнауки РФ, изложенным в письме № АП-1073/02 от 20.06.13.

        В частности, структура начисления стимулирующих приведена в приказе Минздравсоцразвития № 818 от 29.12.07.Она такова:

        • доплаты за:
          • непрерывный стаж и выслугу;
          • качество работы;
          • по результатам трудовой деятельности;
          • за интенсивность и достижения.

          О критериях оценивания достижений в профессиональном труде

          Стимулирующие выплаты для учителей в 2022 году

          Порядок разработки критериев в ОУ также регулируется ведомственными актами. Так, в Приказе Минтруда содержится рекомендация об установлении перечня требований каждому специалисту индивидуально (№ 167 от 26.04.13). А примерный список для педагогов приведен в разъяснении Минобрнауки (реквизиты указаны выше).

          1. Создается специальная комиссия, в полномочия которой входит:
            • разработка критериев;
            • применение их на практике для установления СВ каждому педагогу.
          2. Проведение заседаний комиссии ежемесячно.
          3. Оформление работы коллегиального органа протоколами.

          Деятельность комиссий рекомендуется обеспечивать на таких принципах:

          • равноправного взаимодействия трудовых коллективов с руководителями и профсоюзными органами;
          • общедоступности информации о критериях оценивания;
          • оповещения коллектива и широкого круга общественности о результатах деятельности (итогах оценивания).

          Особенности начисления СВ педагогам

          Стимулирующие выплаты для учителей в 2022 году

          Сутью начисления допвыплат учителям является улучшение качества работы всего учреждения в целом. Достигается это путем повышения заинтересованности каждого члена трудового коллектива в результатах работы (общей и индивидуальной).

          Поэтому на членов комиссии возлагаются такие задачи:

          • определение перечня показателей эффективности;
          • утверждение количественной системы их оценки;
          • выработка общего алгоритма учета показателей в системе начислений.

          Внимание: при разработке принципов стимулирования необходимо учесть:

          • категории работников;
          • разнообразие задач, стоящих перед педагогами;
          • условия трудовой деятельности каждого.

          Самим труженикам необходимо обеспечить:

          • доступность информации о работе коллегиального органа;
          • возможность вносить предложения, касающиеся критериев;
          • понятность и объективность предъявляемых требований.

          Подсказка: критерии оценивания необходимо довести до каждого учителя под подпись. Причем закон требует получения его согласия на исполнение выдвинутых требований.

          Поощрение учителей и воспитателей ДОУ

          Стимулирующие выплаты для учителей в 2022 году

          Минобрнауки РФ рекомендовал проводить оценивание педработников при помощи создания специального документа — оценочного листа. В него включаются индивидуальные критерии и количественные показатели. Итоги подводятся с помощью балльной системы. То есть каждый труженик наглядно видит:

          • что от него требуется со стороны руководства и коллектива;
          • способен планировать свои действия по достижению целей;
          • понимает объективность оценки, влияющей на его заработок.

          В рекомендациях министерства содержится приблизительный перечень требований к педработникам. Он таков:

          • инициирование и ведение дополнительных проектов, влияющих на развитие кругозора учеников;
          • создание:
            • комфортной атмосферы в ученическом коллективе;
            • наглядных пособий;
            • условий для выявления способностей детей;

            На практике каждый показатель оценивается определенным количеством баллов (устанавливает комиссия). Перед окончанием отчетного периода (раз в месяц) производится их подсчет путем простого суммирования. Количество баллов влияет на начисление СВ в отчетном месяце.

            Кто стимулирует руководителей образовательных учреждений

            Стимулирующие выплаты для учителей в 2022 году

            Директора ОУ являются работниками местного подразделения образования. Они принимаются на службу муниципальным органом, его специалисты ведут персональные дела руководителей ОУ . Следовательно, премирование директоров осуществляется отделом образования.

            Величина поощрения устанавливается по следующим критериям (из рекомендаций Минобрнауки):

            • уровень:
              • соблюдения учреждением законодательных нормативов;
              • взаимодействия с органами местного управления;
              • доступности информации о школе (садике);
              • соответствия качества услуг запросам потребителей;
              • инициативных успешных проектов, культурной и социальной направленности;
              • программ:
                • для одаренных учеников;
                • оздоровительных;
                • спортивных;
                • дополнительного образования;

                Подсказка! Критичными для руководителя школы являются показатели:

                • работы с неблагополучными семьями;
                • результатов ЕГЭ;
                • выбытия учеников из учреждения до окончания курса и другие.

                Тонкости начисления премиальных

                Стимулирующие выплаты для учителей в 2022 году

                Существенным фактором, влияющим на суммы к выплате, является размер фонда оплаты труда учреждения. Большинство школ и лицеев принимает сходные критерии оценивания, используя рекомендации профильного министерства. То есть для педагогов одной направленности они могут практически не отличаться. Однако в зарплатной ведомости у этих людей оказываются различные цифры. Разница может измеряться порядком:

                • учитель физики в школе А получает 1000,0 руб. в месяц;
                • а специалист того же уровня профессионализма из лицея С — всего 100,0 руб.

                Это объективный показатель. Он не зависит от решения комиссии или придирок руководства. Каждому УО устанавливается фонд оплаты труда. Делается это в конце отчетного года на следующий. Величина фонда зависит:

                • от наличия средств в бюджете;
                • количества охваченных услугами детей;
                • профессиональной подготовки директора и бухгалтера.

                Последние изменения

                В 2019 году методика стимулирования опять подверглась изменениям. Правительство анонсировало планы на повышение уровня обеспеченности педработников за счет увеличения СВ . С этой целью будут пересматривать как методику расчета бюджетных трансфертов, так и критерии оценки деятельности педагогов.

                Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

                Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

                Видео на тему “Стимулирующие выплаты для учителей в 2022 году”

                21 марта 2018, 17:40 Дек 28, 2021 12:45 Льготы всем Ссылка на текущую статью

                Здравствуйте! 1.Если я заслуженный учитель+ отличник просвещения+ имею другие награды государственные в общей сложности сколько % доплат я должна получать? Суммируются ли доплаты? 2. В этом году было ли дополнительные доплаты в сумме 10 т.р. заслуженным учителям? Если да, то дайте объяснение, пожалуйста.

                1. Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты педагогическим работникам, удостоенным почетного звания РСФСР “Заслуженный учитель школы РСФСР”, почетных званий Российской Федерации “Народный учитель Российской Федерации”, “Заслуженный учитель школы Российской Федерации” и “Заслуженный учитель Российской Федерации” определяется на региональном уровне и закрепляется в соответствующих НПА. Вы не указали свой регион проживания, поэтому детализировать ответ не представляется возможным.
                2. С данным вопросом Вы можете обратиться в Департамент образования или непосредственно в правительство субъекта РФ по месту Вашего постоянного проживания.
                3. Порядок формирования оплаты труда регламентируется Вашим трудовым договором, положениями об оплате труда и другими локальными актами, коллективными договорами Вашего образовательного учреждения и региональными НПА о дополнительных и стимулирующих выплатах, порядке оплаты труда педагогических работников. С этими документами Вы можете ознакомиться в отделе кадров, бухгалтерии Вашего образовательного учреждения.

                Здравствуйте!
                Положены ли выплаты стимулирующего характера молодому специалисту, который поменял место работы (до этого работал без диплома, но по той же специальности и данных выплат не было)?
                Если да, то прописано ли это в каких-то документах? Какие справки нужно предъявить?

                1. Подъемные и иные стимулирующие выплаты для молодых специалистов регламентируются в настоящее время региональными НПА и локальными актами предприятия. Вы не указали регион места работы, поэтому детализировать ответ не представляется возможным.
                2. Если речь идет об учителях, то для них действует федеральная программа “Земский учитель”, в связи с чем, большинство регионов упразднили свои региональные программы.
                3. Точный ответ Вы можете получить в правительстве субъекта РФ по месту проживания (соответствующем министерстве) и/или в отделе кадров.

                Здравствуйте. Я бы хотела узнать, куда обращаться, если нам стимулирующие не платят совсем уже несколько лет?

                Для начала – в Департамент образования по месту работы, чтобы узнать о наличии таких выплат в регионе и порядке/правилах их распределения. Если в регионе выплаты есть и Вам они не назначаются неправомерно, то обращайтесь с жалобой в инспекцию по труду и в региональное подразделение Минобразования.

                Здравствуйте! Педагог высшей категории.
                Положены ли мне выплаты стимулирующего характера с сентября по декабрь 2020 года, если я на карантине как работающий пенсионер 65+? А эти стимулирующие баллы я заработала упорным трудом с учениками (участие на конкурсах, олимпиадах и т.д.) с 1 января по 1 сентября 2020 года. И теперь я их не получаю. А получаю около 10 тыс. от страховой компании. А ведь стимулирующие выплачиваются по полугодиям по результатам дополнительных трудовой деятельности.
                С уважением к вам. Проживаю в Чувашии.

                1. Если стимулирующие в Вашем учебном заведении выплачивают по полугодиям, то Вам должны были назначить их пропорционально фактически отработанному времени в соответствии с порядком, правилом назначения этих выплат. Если иное не предусмотрено локальным актом Вашего учреждения или НПА органа местного самоуправления. В них должны быть указаны наименование, условия осуществления выплат стимулирующего характера в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера в учреждениях системы образования.
                2. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами с учетом разрабатываемых в учреждениях показателей и критериев оценки эффективности труда работников этих учреждений.
                3. Решение об осуществлении выплат стимулирующего характера за качество выполняемых работ принимается руководителем учреждения по согласованию с органом общественного самоуправления и профсоюзной организацией (или иным органом, представляющим интересы всех или большинства работников учреждения).

                Добрый день! Работаю в школе учителем биологии. В руках держу выписку приказа “Об установлении надбавки за интенсивность и высокие результаты работы по организации образовательного процесса с января 2021 по май 2021 г.” У меня возник вопрос “Неужели во время летних каникул эта надбавка не предусмотрена?”

                Сама надбавка, исходя из ваших слов, называется “за интенсивность и высокие результаты работы по организации образовательного процесса”. Логично предположить, что во время каникул образовательного процесса, тем более интенсивного нет. Официально каникулярное время в школе не относится к рабочему по общим правилам, поскольку дети в это время не учатся. Исключение – период экзаменов, если он выпадает на каникулярное время. Но это в любом случае не общий образовательный процесс, а экзаменация. Она должна оплачиваться по другим показателям, если вы в ней принимаете участие. Здесь вы не организуете самостоятельно образовательный процесс, а действуете в соответствии с приказами/распоряжениями директора.

                Здравствуйте! Хотелось бы уточнить. Данная надбавка оплачивается за предыдущий период. Т. е. в настоящее время я получаю надбавку за то, как я поработала в первом полугодии. Если я уйду в отпуск с 1 июля, то почему в этом месяце не будет доплаты. Или, если я выйду в конце июля, почему за август не будет доплаты. Не понятно!

                Точные правила предоставления такой надбавки регламентируются региональными, муниципальными или локальными НПА. Т.к. мы не знаем юридическую природу конкретно взятых выплат, то пояснить, как точно вам должны быть предоставлены эти надбавки, в каком порядке, не видя соответствующих НПА, невозможно. Рекомендуем вам обратиться за соответствующими разъяснениями в бухгалтерию места работы.

                Инструкция: как разработать и утвердить положение о стимулирующих выплатах

                Положение о стимулирующих выплатах — это документ, который устанавливает условия и порядок премирования сотрудников за успешную работу. Его цель — мотивация персонала качественно и эффективно выполнять обязанности для повышения производительности труда на предприятии.

                Для чего разрабатывают положение

                Ничто так не стимулирует работников качественно и быстро выполнять обязанности, как разнообразные надбавки и премии за особые заслуги на рабочем месте. Чтобы эти премии выплачивались справедливо и максимально рационально для предприятия, необходимо разработать четкую систему мотивации.

                Как предусматривают ст. 129 и 135 Трудового кодекса РФ, зарплата на предприятии формируется из нескольких составляющих:

                • оклада, который учитывает квалификацию трудящегося и вид деятельности;
                • компенсационных доплат за особые условия работы;
                • поощрений, надбавок, премий, доплат и прочее;
                • социальных выплат по потере дохода.

                Материальные вознаграждения за эффективный труд работодатели обязаны прописать в коллективных договорах или локальных нормативных актах организации (ч. 2 ст. 135 ТК РФ). Один из способов зафиксировать условия для назначения стимулирующих выплат в положении об оплате труда, — указать их в отдельном разделе. Другой вариант — прописать особенности вознаграждения в отдельном положении.

                Примечательно, что правильная система денежных вознаграждений является лучшим способом повысить производительность труда, предотвратить текучесть кадров и привлечь квалифицированных сотрудников. Чтобы эта система принесла пользу предприятию, следует разработать положение по определению стимулирующих выплат, учитывая так называемые критерии эффективного труда. Важно не просто отметить, какие надбавки предусмотрены в компании, а четко рассчитать и указать показатели — кому, за что и сколько предполагается платить за успешное решение производственных задач.

                Обычно доплачивают за:

                • количество часов;
                • объем работы;
                • трудовой стаж;
                • производительность труда;
                • качественно выполненную работу;
                • по итогам отработанного за период (за год, квартал и т. д.).

                Но единых критериев нет. Работодатель самостоятельно определяет перечень выплат, их размер, дополняя их собственными показателями с учетом специфики деятельности. Например, для отдела продаж таким критерием является выполнение плана продаж, количество заключенных контрактов и др., в промышленном производстве — перевыполнение нормы, качество изготовленных изделий, в сфере услуг — количество довольных клиентов и т. д.

                Не следует путать стимулирующие и компенсационные выплаты. Первые повышают интерес работников в эффективной работе, вторые назначаются за вредные условия труда.

                Чаще всего показатели эффективности прописывают в положении о начислении стимулирующих выплат в бюджетном учреждении для следующих категорий:

                • педагогов школ, техникумов и вузов;
                • воспитателей детсадов;
                • госслужащих;
                • сотрудников соцкультбыта;
                • работников учреждений санаторно-курортного лечения.

                Для доплат к окладу в госучреждениях выделяется отдельный бюджет на федеральном и региональном уровнях. Например, учителей вознаграждают за внедрение новых курсов и индивидуальных образовательных программ, проведение экскурсий и открытых уроков, организацию конкурсов, олимпиад и других мероприятий.

                Структура и содержание документа

                Составляют документ, мотивирующий сотрудников, в свободной форме, поскольку единых требований к положению о стимулирующих выплатах в законе не существует. Но есть основные разделы, которые необходимо отразить в нем:

                • общие положения (сведения о задачах документа, основаниях для начисления доплат, источниках финансирования);
                • условия, критерии и размеры надбавок;
                • порядок и сроки оплаты премий;
                • условия уменьшения суммы вознаграждения;
                • заключительная часть, порядок изменения документа.

                Рекомендуем обратить внимание на то, кто разрабатывает положения об оплате труда стимулирующего характера, — обычно это возложено на бухгалтера и кадровика. А затем документ утверждает руководитель.

                Формулировать текст необходимо четко и лаконично. Детально следует перечислить критерии, которые влияют на выплату премии. При подготовке документа, мотивирующего педагогов, врачей, театральных работников и других бюджетников, ориентироваться необходимо на рекомендации госорганов (Минобразования, Минтруда, Минкультуры). В положении прописываются четкие источники финансирования.

                Образец

                Предлагаем вам ознакомиться с примером о положениях о премиях и стимулирующих выплатах и доработать его с учетом особенностей вашего предприятия. Вот как оформить в ЛНА раздел об условиях и размерах поощрений.

                2. Показатели премирования и размеры премий

                2.1. Для всех работников, для которых предназначено данное Положение, основным условием премирования является выполнение плана по финансовому результату деятельности ___________.

                2.2. Дополнительные условия надбавок и премий по результатам года, квартала и месяца приведены в таблице ниже.

                Надбавки, доплаты, премии и иные выплаты

                За первые 2 часа — 150% за час работы; за последующее время — 200%

                • 15% от основой ставки (за стаж работы от 5 до 8 лет);
                • 17% от ставки (от 8 до 10 лет);
                • 20% от ставки (более 10 лет)

                Обратите внимание, как выглядит примерное положение о стимулирующих выплатах для образовательного учреждения. Этот образец составлен для педагогов в соответствии с критериями эффективности.

                Пример положения о стимулирующих выплатах для образовательного учреждения1

                Пример положения о стимулирующих выплатах для образовательного учреждения2

                Как утвердить положение

                Сначала бухгалтерия и кадровая служба детально прорабатывает каждый раздел документа. Особенно важно для бухгалтеров проверить, чтобы все критерии эффективности положения о порядке распределения стимулирующих выплат были экономически обоснованы. Прежде чем его утвердит руководитель, документ необходимо согласовать с профсоюзной организацией (при наличии). Особенно это важно для бюджетников. Профсоюзы обязаны завизировать его и дать письменный ответ в течение пяти рабочих дней.

                Если профсоюзы согласны, то положение о стимулирующих надбавках утверждается приказом директора предприятия. После этого важно ознакомить с новым документом всех работников, для которых он предназначен.

                ПАМЯТКА О СТИМУЛИРУЮЩИХ ВЫПЛАТАХ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

                В настоящее время широко практикуемые стимулирующие выплаты – это премии. При этом некоторые руководители и бухгалтеры учреждений считают, что премиями стимулирующего характера можно признавать любые премии при условии закрепления их в трудовом или коллективном договоре или локальном нормативном акте. К расходам на оплату труда можно отнести не любые выплаты, указанные в трудовом договоре, а выплаты за работу, выполняемую в рамках трудового договора. Система оплаты труда – это выплаты за труд.

                Система оплаты труда в муниципальных учреждениях устанавливается с учетом профессиональных квалификационных групп и критериев отнесения профессий рабочих и должностей к профессиональным группам, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

                Система оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочные работы и т.п. устанавливается работодателем с учетом мнения профсоюзного органа организации.

                В муниципальных учреждениях применяется повременная форма системы оплаты труда, при которой заработная плата работникам бюджетной сферы определяется в соответствии с их квалификацией и количеством отработанного времени. В зависимости от способа учета рабочего времени используются месячные ставки (оклад), дневные и часовые тарифные ставки. Размер заработной платы работника, для которого установлен месячный оклад (ставка), не зависит от количества рабочих часов или дней в конкретном месяце. В случае если все дни в расчетном периоде проработаны полностью, заработная плата начисляется в размере месячного оклада (ставки).

                Размер оплаты труда работников, для которых установлена дневная или часовая тарифная ставка, зависит соответственно от количества рабочих дней или часов, фактически отработанных в течение расчетного периода.

                Повременная оплата труда может применяться в сочетании с премиальной системой, принятой в учреждении в соответствии с положением о премировании, в котором установлены источник выплаты премии, конкретные показатели и условия начисления сумм премий работникам.

                Структура системы оплаты труда работников бюджетной сферы формируется из двух ее составляющих:

                гарантированная часть заработной платы включает должностные оклады, ставки, компенсационные выплаты по трудовому законодательству, дополнительные выплаты в образовании (за классное руководство, за проверку тетрадей, за заведование кабинета и т.д.). Источники покрытия гарантированной части заработной платы работников бюджетной сферы для казенных учреждений является бюджетная смета, а для бюджетных и автономных учреждений – субсидии бюджета на покрытие расходов, связанных с выполнением муниципального задания;

                стимулирующая часть заработной платы включает:

                выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

                выплаты за качество выполняемых работ;

                выплаты за выслугу лет;

                премиальные выплаты по итогам работы.

                Размер и условия выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (Положение о стимулирующих выплатах, премировании работников). Источниками покрытия стимулирующей части заработной платы работников бюджетной сферы являются: для казенных учреждений – лимиты бюджетных обязательств (бюджетные ассигнования); для бюджетных и автономных учреждений – средства от приносящий доход деятельности, а также средства государственных внебюджетных фондов (в том числе средства ОМС).

                Премии чаще предназначены для поощрения работников за решение определенных задач и достижение конкретных результатов и могут носить периодический характер или быть одноразовыми (единовременными).

                Под премированием понимается выплата работникам денежных сумм сверх установленной заработной платы в целях поощрения за достижение определенных результатов, выполнение повышенных обязательств и т.д., а также в целях стимулирования достигнутых показателей деятельности.

                Системы стимулирующих доплат и надбавок могут устанавливаться коллективными договорами или определяться положением о премировании, которое признается локальным нормативным актом.

                В учреждениях наиболее часто системой оплаты труда предусматривается выплата премии за основные результаты деятельности за счет средств бюджета или средств от приносящей доход деятельности.

                От премий по итогам работы, предусмотренных системой оплаты труда, следует отличать поощрительные премии, выплачиваемые в качестве награждения отличившихся работников вне системы оплаты труда. В этом случае выплата премии осуществляется в рамках поощрения за успехи в работе определенного круга работников учреждения (юбилейные даты, профессиональные праздники, уход на пенсию ит.д.). Указанные премии не могут рассматриваться в качестве системных (трудовых), даже если они перечислены в Положении о премировании или ином локальном нормативном акте. Главным отличительным признаком несистемных выплат является то, что они не связаны непосредственно с исполнением работником трудовых обязанностей и результатами деятельности учреждения.

                Система премирования должна четко определять и увязывать между собой следующие элементы: показатели премирования, условия премирования, размеры премий, круг премируемых работников, периодичность премирования.

                Показатели премирования должны быть конкретными, четно сформулированными, а выполнение показателей – легко учитываемым. Необходимо, чтобы каждый работник точно представлял себе, в каких случаях он имеет право на получение премии и в каком размере. Реализация данного элемента Положения достигается при помощи установленных критериев оценок труда работников учреждения. В противном случае снижается степень уверенности работников в объективности и справедливости системы премирования, что приводит к снижению ее стимулирующей роли.

                Условия премирования выполняют контрольную функцию и вводятся для того, чтобы премирование по выбранным показателям не было оторвано от других сторон деятельности работника учреждения, не учитываемых показателями премирования. Правильная организованная система премирования должна быть основана на том, что при несоблюдении всех или части условий премирования у работника изначально не возникает права на получение премии или премия начисляется в меньших размерах.

                Премирование работника учреждения может осуществляться в рамках системы оплаты труда, и размер премии может устанавливаться в виде заранее определенной части основной заработной платы или в твердой денежной сумме. В Положении о премировании (или в разделе коллективного договора) следует указать, как будут начисляться премии. В случае применения коллективной системы премирования размер премии для каждого работника учреждения определяется с учетом его реального вклада в общие результаты работы исходя из ряда параметров (оценочных критериев труда), характеризующих объем выполненных работ, напряженность работы, качество работы, уровень организации труда, деловую и творческую активность работника, исполнительную и трудовую дисциплину и т.д.

                В круг премируемых работников по установленным показателям следует включать работников, которые своей работой оказывают непосредственное воздействие на достижение определенного уровня этих показателей.

                Выбор периода премирования зависит от особенностей организации и специфики деятельности учреждения, состав показателей и условий премирования, установленной периодичности планирования, учета и отчетности. Наиболее часто премирование производится ежемесячно. В отдельных случаях, когда основным показателем премирования являются результаты хозяйственной деятельности учреждения, а также по специальным системам премирования поощрение может производиться поквартально, за полугодие или за год. Премии чаще предназначены для поощрения работников за решение каких-то определенных задач и достижение конкретных результатов и могут носить периодический характер или быть одноразовыми (единовременными).

                При формировании Положения о премировании работников учреждений рекомендуется включать в основные разделы следующую информацию:

                в разделе «Общие положения» указываются нормативная база (Трудовой кодекс РФ, Положение о системе оплаты труда учреждения и т.д.) и цели принятия положения (например, усиление материальной заинтересованности работников в повышении результатов работы учреждения, установление порядка и условий премирования работников учреждения в соответствии с оценочными критериями труда). В данном разделе следует также обозначить круг премируемых работников (например, штатные работники и совместители). Указывается, что премирование работников учреждения по результатам их труда зависит от качества труда, финансового обеспечения (источников покрытия премии) учреждения и других факторов, оказывающих влияние на премирование и размер премий.

                в разделе «Виды премий и показатели премирования» предусматривается текущее и единовременное премирование. При этом текущие премии начисляются по итогам работы за месяц (квартал) в случае достижения работником учреждения высоких показателей в труде при условии безупречного выполнения работником трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором, должностной инструкцией и коллективным договором. При этом под высокими показателями в труде (оценочные критерии труда) понимаются установленные соответствующие перечни показателей для работников, относящиеся к основному персоналу (педагогический состав, медицинский состав, работники культуры и т.п.), для работников бухгалтерии, для работников административно-управленческого персонала, кроме руководителя учреждения (АУП), для вспомогательного персонала, для младшего обслуживающего персонала (МОП).

                Единовременные (разовые) премии могут начисляться работникам учреждения: по итогам результативной работы за год, за выполнение работником учреждения конкретного дополнительного задания, за качественное и оперативное выполнение особо важных заданий, особо срочных работ и разовых заданий руководства учреждения и т.д.

                В данном разделе должны быть закреплены условия, при которых премия не начисляется, а также в соответствии со ст. 189, 192 ТК РФ указываются случаи, при которых премия не выплачивается работникам учреждения:

                • при появлении работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, подтвержденном соответствующим освидетельствованием;
                • при совершении прогула без уважительных причин;
                • при несоблюдении трудовой дисциплины;
                • при наличии выговора за плохое исполнение своих трудовых обязанностей и т.д.

                в разделе «Порядок расчета, назначения и выплаты премий» необходимо указать, что размер текущих премий (месяц, квартал) работников учреждения не может превышать установленный настоящим Положением процент премии от величины оклада по представлению руководителя структурного подразделения (руководителя учреждения). При этом не рекомендуется устанавливать минимальный размер премии, например, «…ежемесячная премия, составляет от 10 до 30 % от установленного оклада». Размер разовых премий определяется для каждого работника учреждения руководителем в твердой сумме или в процентах от оклада по предоставлению руководителя структурного подразделения. Размер премирования зависит только от объема финансового обеспечения учреждения. Порядок расчета премии и определение ее размера зависит от конкретных показателей премирования при условии их выполнения и должен быть закреплен соответствующими приложениями к Положению.

                В данном разделе Положения необходимо также указать, что работникам вновь принятым на работу в учреждение или уволившимся из учреждения по уважительным причинам в течение периода, за который начисляется премия, расчет производится пропорционально отработанному времени. Текущие премии (месяц, квартал) выплачиваются работникам учреждения в установленный срок (в месяце, следующем за периодом премирования).

                В целях своевременного расчета и выплаты премии работникам учреждения руководители структурных подразделений учреждения в установленный срок не позднее числа месяца, следующего за периодом премирования, обязаны направлять руководителю учреждения данные о выполнении работниками показателей премирования за соответствующий период и предлагаемый размер премии.

                в разделе «Заключительные положения» следует определять порядок вступления Положения о премировании в силу и сроки его действия, а также порядок внесения изменений в данное Положение. При этом рекомендуется указать, что Положение о премировании работников учреждения вступает в силу со дня утверждения его руководителем учреждения и действует до замены новым.

                При формировании Положения о премировании работников учреждения следует учитывать, что если оценочных критериев труда работников много и для разных структурных подразделений они различные, то можно определить перечни показателей для каждого отдельного подразделения по балльной системе и оформит их как приложение к Положению о премировании.

                В соответствии со ст. 22 ТК РФ после утверждения руководителем Положения о премировании работников учреждения в обязательном порядке с ним необходимо ознакомить всех работников учреждения под подпись. Назначение премий необходимо оформлять приказами руководителя учреждения.

                Надо знать. Бухгалтерский учет расчетов с работниками учреждения по заработной плате, в том числе по стимулирующим выплатам (премии), осуществляется в следующем порядке:

                – начисление системной премии на расходы учреждения, покрываемые соответствующими источниками финансового обеспечения, производится на основании Положения о премировании с учетом оценки профессиональных качеств работников учреждения.

                При отпускных расчетах бухгалтеру необходимо помнить:

                разовые премии системного порядка (за труд) увеличивают сумму отпускных – согласно п. 15 Положения Постановления Правительства РФ № 922 при расчете отпускных учитываются только премии за труд, предусмотренные системой оплаты труда учреждения. Разовые премии за выполнение конкретной работы (например, за успешное окончание проекта и т.п.) принимаются в расчете, если они предусмотрены локальным нормативным актом учреждения (например, Положением).

                Разовые премии поощрительного характера (к праздничным датам, профессиональным праздникам, юбилеям или другим событиям) не учитываются при расчете отпускных работникам учреждения.

                В сумме отпускных учитывается годовая премия за прошлый год – при расчете суммы отпускных необходимо учитывать годовое вознаграждение за предшествующий отпуску календарный год (п. 15 Положения № 922). Например, если отпуск предоставляется в 2014 году, то при расчете отпускных необходимо учесть только годовое вознаграждение за 2013 год.

                Если годовая премия начислена после отпуска, то отпускные необходимо доплатить – согласно п. 15 Положения № 922 в отличие от других премий годовое вознаграждение необходимо учитывать независимо от времени начисления. Это означает, что годовое вознаграждение необходимо учесть при расчете отпускных, даже если оно было начислено после предоставления отпуска, но за предшествующий отпуску год. В этом случае после начисления годового вознаграждения необходимо пересчитать сумму отпускных и произвести доплату работнику учреждения. Установленных сроков перерасчета нет, поэтому учреждение самостоятельно принимает решение перерасчета либо одновременно с начислением годового вознаграждения, либо вместе с ближайшей выплатой работнику после его начисления.

                Квартальная премия, начисленная после отпуска, не является основанием для перерасчета суммы отпускных – согласно п. 15 Положения № 922 при расчете отпускных учитываются премии, которые были начислены только в расчетном периоде. При этом неважно, за какой период была начислена премия, важно, что она начислена в расчетном периоде;

                При неполном расчетном периоде премии учитываются пропорционально, если премиальный период не входит в расчетный – в случае если расчетный период отработан не полностью, то премия за рабочий период, выходящий за пределы расчетного, учитывается при расчете отпускных пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде, даже если была начислена с учетом времени, отработанного в рабочем периоде (п.15 Положения № 922).

                Для новых работников премии учитываются по специальным правилам – согласно п. 15 Положения № 922 для работников, которые работают не с начала рабочего периода, за который начисляются премии, при расчете отпускных учитываются:

                – полностью, если ионии начислены пропорционально отработанному времени;

                – пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде, если они начислены без учета времени, отработанного в рабочем периоде. Рабочий период – период, за который начисляется премия (квартальная – квартал, годовая – год). Например: работник принят на работу с 13 января 2018 года. С 20 июня по 3 июля 2018 года ему предоставлена часть ежегодного отпуска. В мае 2018 года ему была выплачена квартальная премия за 1 квартал в размере 2000 рублей без учета фактически отработанного времени. В расчетном периоде отсутствуют исключаемые периоды. В этом случае для премии за 1 квартал 2018 года рабочий период – 3 месяца (январь-март). Так как работник начал работать в учреждении не с начала 1 квартала и премия ему была начислена без учета данного факта, то при расчете отпускных необходимо учесть данную премию пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде.

                В соответствии со ст. 255 Налогового кодекса РФ в расходы на оплату труда работников организации в целях налогообложения прибыли включаются любые начисления работникам, предусмотренные законодательством, трудовыми или коллективными договорами. При этом в соответствии со ст. 129 ТК РФ под оплатой труда работника понимается вознаграждения за труд, компенсационные и стимулирующие выплаты. Из этого следует, что стимулирующая выплата, в том числе премия, должна выплачиваться за трудовую деятельность работника. Таким образом, в целях налогообложения премии различают:

                премии производственного характера (трудовые) – включаемые в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль от приносящей доход деятельности;

                премии непроизводственного характера (поощрительные к праздничным датам и профессиональным праздникам, к юбилейным датам и т.п.) – не включаемые в расходы при исчислении налога на прибыль от приносящей доход деятельности.

                В целях избежание претензий со стороны контролирующих органов необходимо при установлении премии подробно описать условия их выплат работникам и в обязательном порядке закрепить в трудовом или коллективном договоре, что премии выплачиваются на основании приказа руководителя учреждения.

                Все виды премий включаются в базу для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и НДФЛ.

                Стимулирующие (мотивирующие) надбавки

                Заработная плата работника, помимо вознаграждения непосредственно за труд (оплата труда) и компенсационных выплат (в частности, за работу во вредных или опасных условиях, в особых климатических зонах и т. п.), дополнительно может включать в себя доплаты и надбавки стимулирующего характера.

                Частные работодатели, чтобы повысить трудовую мотивацию работников и улучшить качественные и количественные показатели труда, вправе по своей инициативе устанавливать работникам любые стимулирующие выплаты.

                Весьма распространенными, например, являются надбавки за сложность и напряженность работы, за интенсивность труда, за высокие показатели в работе, за напряженный характер работы и т. п.

                Разумеется, работодатели не обязаны устанавливать работникам подобные надбавки — это их право, поэтому наименование, размер и основания для их выплаты определяются на усмотрение работодателя.

                Каким документом ввести в организации надбавку

                Стимулирующие (мотивирующие) надбавки работодатель устанавливает (ч. 2 ст. 135 ТК РФ):

                • в коллективном договоре (при наличии) (приложение 1 на с. ??) либо
                • локальном нормативном акте (например, Положение об оплате труда работников, Положение о мотивации персонала и т. п.; далее — ЛНА).

                В документе, регулирующем порядок и условия выплаты мотивирующей надбавки, определяются:

                • условия, при которых работникам устанавливается надбавка;
                • размер надбавки и порядок ее расчета;
                • момент начисления и выплаты.

                Работников необходимо ознакомить с ЛНА или коллективным договором под роспись на самом документе, в листе или журнале ознакомления (абзац 10 ч. 2 ст. 22, ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

                Примеры формулировок об установлении стимулирующих надбавок в Положении об оплате труда работников (фрагменты):

                Одно из обязательных условий трудового договора — это условие оплаты труда.

                Извлечение из Трудового кодекса РФ

                Статья 57. Содержание трудового договора[1]

                Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

                условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

                Очевидно, что слово «размер» относится только к словам «тарифной ставки или оклада (должностного оклада)», но не к поставленным в именительном падеже словам «доплаты, надбавки и поощрительные выплаты». Следовательно, ввиду отсутствия прямого требования в трудовом договоре можно не указывать наименование и размер надбавки — вполне достаточно сделать отсылку к соответствующему ЛНА или коллективному договору, которые предусматривают основания и условия таких выплат.

                Роструд разъяснил[2]: «что касается доплат, надбавок и поощрительных выплат, полагающихся работнику, то они могут быть прямо указаны в трудовом договоре либо в нем может быть сделана отсылка[3] к соответствующему локальному нормативному акту или коллективному договору, предусматривающим основания и условия их выплаты».

                Примеры формулировок об установлении стимулирующих надбавок в трудовом договоре (фрагменты):

                Стимулирующие (мотивирующие) надбавки

                Заработная плата работника, помимо вознаграждения непосредственно за труд (оплата труда) и компенсационных выплат (в частности, за работу во вредных или опасных условиях, в особых климатических зонах и т. п.), дополнительно может включать в себя доплаты и надбавки стимулирующего характера.

                Частные работодатели, чтобы повысить трудовую мотивацию работников и улучшить качественные и количественные показатели труда, вправе по своей инициативе устанавливать работникам любые стимулирующие выплаты.

                Весьма распространенными, например, являются надбавки за сложность и напряженность работы, за интенсивность труда, за высокие показатели в работе, за напряженный характер работы и т. п.

                Разумеется, работодатели не обязаны устанавливать работникам подобные надбавки — это их право, поэтому наименование, размер и основания для их выплаты определяются на усмотрение работодателя.

                Каким документом ввести в организации надбавку

                Стимулирующие (мотивирующие) надбавки работодатель устанавливает (ч. 2 ст. 135 ТК РФ):

                • в коллективном договоре (при наличии) (приложение 1 на с. ??) либо
                • локальном нормативном акте (например, Положение об оплате труда работников, Положение о мотивации персонала и т. п.; далее — ЛНА).

                В документе, регулирующем порядок и условия выплаты мотивирующей надбавки, определяются:

                • условия, при которых работникам устанавливается надбавка;
                • размер надбавки и порядок ее расчета;
                • момент начисления и выплаты.

                Работников необходимо ознакомить с ЛНА или коллективным договором под роспись на самом документе, в листе или журнале ознакомления (абзац 10 ч. 2 ст. 22, ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

                Примеры формулировок об установлении стимулирующих надбавок в Положении об оплате труда работников (фрагменты):

                Одно из обязательных условий трудового договора — это условие оплаты труда.

                Извлечение из Трудового кодекса РФ

                Статья 57. Содержание трудового договора[1]

                Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

                условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

                Очевидно, что слово «размер» относится только к словам «тарифной ставки или оклада (должностного оклада)», но не к поставленным в именительном падеже словам «доплаты, надбавки и поощрительные выплаты». Следовательно, ввиду отсутствия прямого требования в трудовом договоре можно не указывать наименование и размер надбавки — вполне достаточно сделать отсылку к соответствующему ЛНА или коллективному договору, которые предусматривают основания и условия таких выплат.

                Роструд разъяснил[2]: «что касается доплат, надбавок и поощрительных выплат, полагающихся работнику, то они могут быть прямо указаны в трудовом договоре либо в нем может быть сделана отсылка[3] к соответствующему локальному нормативному акту или коллективному договору, предусматривающим основания и условия их выплаты».

                Примеры формулировок об установлении стимулирующих надбавок в трудовом договоре (фрагменты):

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: