Срок исковой давности по договору перевозки в 2022 году – что это такое, грузов, автомобильным транспортом

Разъяснения Верховного Суда РФ по вопросам перевозки автотранспортом и транспортной экспедиции

Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует, что Пленум Верховного Суда РФ разъяснил ряд вопросов, возникающих в практике применения законодательства о договоре перевозки автотранспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции[1].

Постановление содержит ряд ключевых разъяснений по вопросам применения действующего законодательства, приведем их.

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА И БАГАЖА

  • Взимание платы за оформление билета. Перевозчик не правомочен требовать уплаты клиентом дополнительного вознаграждения за оформление проездного билета. Такую плату вправе взимать только агент в случае заключения договора перевозки с использованием его услуг.
  • Ответственность перевозчика:

o Перевозчик отвечает за действия других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, как за свои собственные.

o Перевозчик несет ответственность за утрату багажа при хранении (нахождении) транспортного средства на стоянке в пути следования.

o Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение багажа, если он принял на себя обязанность упаковать багаж или в момент принятия багажа недостатки упаковки были явными либо известны перевозчику. Бремя доказывания того, что багаж утрачен или поврежден ввиду ненадлежащей упаковки, возлагается на перевозчика. Такой же подход применяется в отношении ответственности перевозчика/экспедитора за утрату, недостачу или повреждение груза.

o Убытки, причиненные пассажиру просрочкой доставки багажа, возмещаются в полном объеме сверх суммы неустойки, подлежащей уплате перевозчиком.

o Перевозчик несет ответственность за вред, причиненный имуществу пассажира, вследствие неудовлетворительного состояния салона транспортного средства, предоставленного для перевозки.

  • Ответственность агрегаторов такси. Лицо, к которому обращается клиент для заключения договора, отвечает за вред, причиненный пассажиру в процессе перевозки, если данное лицо заключило договор перевозки от своего имени либо из обстоятельств заключения договора у добросовестного гражданина-потребителя могло сложиться мнение, что такой договор заключается непосредственно с агрегатором такси, а фактический перевозчик является его работником либо третьим лицом, привлеченным к исполнению обязательств по перевозке.

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА

  • Квалифицирующие признаки договора перевозки груза. Одним из основных квалифицирующих признаков договора перевозки груза является обязанность перевозчика по «сохранной транспортировке груза». При отсутствии в договоре такого квалифицирующего признака, положения ГК РФ и Устава[2] о перевозке груза к нему не применимы.
  • Ответственность грузоотправителя. Суммы, выплаченные перевозчиком третьим лицам в связи с недостоверностью, отсутствием либо неполнотой данных, содержащихся в документации, предназначенной для беспрепятственной перевозки груза, должны быть возмещены грузоотправителем перевозчику.
  • Ответственность перевозчика/экспедитора:

o Экспедитор, принявший груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, отвечает за риски, связанные с возможной утратой либо повреждением груза, возникшие ввиду этого обстоятельства.

o Неустойка (штраф[3]) подлежащая уплате перевозчиком за просрочку доставки груза, имеет штрафной характер и взыскивается сверх суммы убытков, вызванных просрочкой доставки груза.

СООТНОШЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПЕРЕВОЗЧИКА И ЭКСПЕДИТОРА

  • Экспедитор несет ответственность за повреждение или утрату груза в случаях, если экспедитор является фактическим перевозчиком либо экспедитор каким-либо образом выразил намерение гарантировать сохранную доставку груза (в том числе, если положения договора не дают клиенту права выбирать кандидатуры конкретных перевозчиков; цена услуг экспедитора выражена в твердой сумме без выделения расходов на перевозку и сопоставима с рыночными ценами за перевозку соответствующих грузов).
  • Иск о возмещении реального ущерба в случае утраты, недостачи или повреждения груза клиент может предъявить как перевозчику, так и экспедитору, если последний по условиям заключенного с клиентом договора обязался обеспечить сохранную транспортировку груза. В этом случае перевозчик и экспедитор отвечают перед клиентом солидарно.
  • Экспедитор, заключивший от своего имени договор перевозки, правомочен требовать с перевозчика возмещения реального ущерба, причиненного повреждением или утратой груза, независимо от того, возмещен ли вред экспедитором клиенту за поврежденный или утраченный груз.
Читайте также:
Об ответственности за самовольное подключение к электросети

ПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ ПО СПОРАМ, СВЯЗАННЫМ С ПЕРЕВОЗКОЙ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА, ГРУЗА, А ТАКЖЕ С ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ

  • Порядок исчисления срока исковой давности. Срок исковой давности по иску экспедитора, не являющегося грузоотправителем, но при этом отвечающего за сохранную перевозку груза, к фактическому перевозчику не зависит от момента возмещения экспедитором убытков клиенту и течет аналогично случаям, когда экспедитор является грузоотправителем (со дня события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска).

О чем подумать, что сделать

Поскольку ряд содержащихся в Постановлении положений направлен на усиление ответственности перевозчиков, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по перевозке, а также агрегаторам такси, осуществляющим деятельность в сфере перевозок пассажиров и багажа, рекомендуется ознакомиться с новыми разъяснениями и учитывать их в работе с потребителями (пассажирами) и контрагентами.

Помощь консультанта

Специалисты компании «Пепеляев Групп» готовы оказать всестороннюю правовую поддержку по вопросам толкования и практического применения разъяснений ВС РФ, изложенных в Постановлении.

[1] Постановление Пленума ВС РФ от 26.06.2018 № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» (далее – Постановление).

[2] Федеральный закон РФ от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

[3] В размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза.

Колонка эксперта

Павел Бажанов

Особенности применения исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозки и транспортной экспедиции

Согласно ст. 195 ГК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Специальные сроки

Вместе с тем для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности и специальный порядок их исчисления.

Так, Федеральные законы «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и «О транспортно-экспедиционной деятельности» устанавливают, что для требований, вытекающих из договоров перевозки и транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год.

Начало исчисления данного срока установлено указанными нормативно-правовыми актами императивно и, как правило, связано с моментом выдачи груза (предполагается, что именно в этот момент лицо, которому причинен ущерб, в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза узнало или должно было узнать о нарушении своего права).

Читайте также:
Список отделов ПФР Дивеевский район, Нижегородская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

Несколько лиц-исполнителей

В хозяйственной деятельности часто бывают ситуации, когда в организации и осуществлении перевозки задействовано несколько (более двух) лиц, например, сначала клиент заключает договор транспортной экспедиции с экспедитором, затем экспедитор заключает договор перевозки с перевозчиком (иногда привлеченный перевозчик привлекает к исполнению своих обязанностей последующего фактического перевозчика).

В случае причинения ущерба в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза при множественности лиц на стороне исполнителя возникают сложности в процедуре взыскания ущерба и соблюдении участниками перевозки сокращенного срока исковой давности — клиент взыскивает убытки с экспедитора в рамках заключенного между ними договора, затем экспедитор взыскивает ущерб с перевозчика в рамках заключенного между ними договора, и так далее по цепочке привлеченных лиц.

В такой ситуации непосредственный виновник причиненного ущерба (фактический перевозчик) зачастую пытался уйти от ответственности, так как когда требование предъявлялось ему, срок исковой давности почти всегда истекал (если взыскание ущерба производилось в судебном порядке, то сначала рассматривалось дело по иску клиента к экспедитору, затем по иску экспедитора к перевозчику, и так далее).

Ссылка на регресс

Ранее при рассмотрении таких споров суды руководствовались положением, изложенным в п. 3 ст. 200 ГК РФ, согласно которому по регрессным обязательствам течение срока исковой давности начинается со дня исполнения основного обязательства.

То есть годичный срок исковой давности по иску экспедитора к перевозчику начинал исчисляться со дня возмещения экспедитором причиненного ущерба клиенту (в том числе, по судебному решению, при его наличии), а не с момента, определенного указанными выше нормативно-правовыми актами. При таком подходе уйти непосредственному виновнику причиненного ущерба от ответственности в связи с истечением срока исковой давности было сложнее.

Однако в конце 2017 г. Президиум Верховного Суда РФ утвердил «Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки и транспортной экспедиции», где впервые закрепил принцип — срок исковой давности к перевозчику / экспедитору в любом случае начинает исчисляться с момента, определенного в транспортных уставах и кодексах. Данный срок не может произвольно продлеваться в зависимости от действий истца. Своевременное возмещение истцом-экспедитором клиенту убытков позволило бы истцу обратиться в суд к перевозчику в установленный срок — руководствоваться при определении начала исчисления срока исковой давности следует не п. 3 ст. 200 ГК РФ, а моментом, определенным в транспортных уставах и кодексах.

Интересно, что еще в 2014 г. в Постановлении Президиума ВАС РФ № 13817/13 была закреплена правовая позиция о том, что наличие между сторонами договорных обязательств исключает ссылку на регресс в принципе.

Окончательно вопрос начала исчисления срока исковой давности был закреплен с принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 г. № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции», где еще раз была подтверждена ранее высказанная правовая позиция о том, что в любом случае, срок исковой давности к экспедитору или перевозчику (независимо от количества лиц на стороне исполнителя) начинает исчисляться с момента, определенного специальными транспортными законами и уставами.

Читайте также:
Правила перевозки животных в поездах по России и за границу

В данном Постановлении было закреплено еще одно важное положение – экспедитор, обращаясь с требованием в суд к перевозчику, не обязан подтверждать факт возмещения им причиненного клиенту ущерба.

До принятия Постановления истцы-экспедиторы, чтобы не пропустить сроки исковой давности к перевозчику, не дожидаясь рассмотрения дела по существу по иску клиента к экспедитору, предъявляли иск к перевозчику и приостанавливали данный процесс до вступления в силу решения суда по иску клиента к экспедитору.

Теперь, по-видимому, ситуация упростится, однако сформированной судебной практики по применению данной правовой позиции пока нет.

Регулирование применения исковой давности по Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), заключенной в г. Женеве 19.05.1956 г.

Согласно ст. 1 Конвенции, она применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции.

Согласно ст. 32 Конвенции, подача исков, которые могут возникнуть в результате перевозок, выполненных в соответствии с Конвенцией, может происходить в течение одного года (аналогичный срок установлен и законодательством РФ).

Однако в ч. 4 ст. 39 Конвенции установлены особенности исчисления срока исковой давности, когда в перевозке задействованы несколько перевозчиков.

В этом случае, согласно ч. 4 ст. 39 Конвенции, срок подачи иска исчисляется либо со дня вынесения окончательного судебного решения, которым определяется размер возмещения, подлежащего уплате согласно положениям Конвенции, либо при отсутствии такого решения со дня фактической уплаты возмещения.

Таким образом, Конвенцией фактически закреплены особенности применения срока исковой давности аналогичные тем, что применялись в судебной практике РФ до 2017 года применительно к сроку исковой давности, закрепленному в законодательстве РФ.

В заключение хотелось бы отметить, что своевременное предъявление требований в рамках срока исковой давности к экспедитору / перевозчику позволит последнему своевременно обратиться к страховщику, если ответственность экспедитора / перевозчика застрахована, за получением возмещения. В противном случае экспедитор / перевозчик откажет в удовлетворении предъявленных ему требований, так как почти всегда в договорах страхования предусмотрено, что предъявление требований по истечении срока исковой давности является основанием для отказа в выплате страхового возмещения.

Таким образом, добросовестным участникам правоотношений, вытекающих из договоров перевозки и транспортной экспедиции, следует помнить о сокращенном сроке исковой давности в соответствии с законодательством РФ и об особенностях его применения — данный срок исчисляется с момента, определенного специальными законами и кодексами независимо от количества привлеченных лиц на стороне исполнителя, для того чтобы не понести убытки из-за отказа в иске в связи с его пропуском.

Пленум ВС дал разъяснения по договорам перевозки и экспедиции

Пленум Верховного суда принял новое постановление о вопросах применения законодательства об автомобильных перевозках. В числе прочего даются разъяснения об ответственности перевозчиков и экспедиторов по соответствующим договорам, а также разъясняются сроки исковой давности.

Пленум ВС напомнил, что договор перевозки груза – это договор, по которому перевозчик обязуется переместить груз в конкретное место, обеспечить его сохранность и выдать уполномоченному на получение лицу.

Читайте также:
Начисляют проценты после расторжения кредита по решению суда?

В то же время если основная обязанность должника состоит не в сохранной перевозке груза, то к такому договору не могут применяться положения ГК и Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта о перевозке грузов – например, о годичном сроке исковой давности. В качестве примера приведен договор об утилизации твердых бытовых отходов, предполагающих их вывоз с использованием транспортного средства – в таком случае важна не сохранность груза, а факт его доставки.

Сохранность груза

Согласно общему правилу, перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда – например, за ДТП по вине третьего лица, при хищении и других подобных обстоятельствах.

В то же время за повреждение или утрату груза в связи с ненадлежащей упаковкой может отвечать как грузоотправитель, так и перевозчик – если последний обязался сам упаковать груз или не указал в транспортной накладной известные ему сведения о недостатках упаковки. Доказать, что груз поврежден именно вследствие ненадлежащей упаковки, должен перевозчик.

Перевозчик возмещает убытки, причиненные контрагенту просрочкой доставки груза, указывает ВС. Например, в случае просрочки доставки груза грузоотправитель как сторона договора перевозки вправе требовать с перевозчика возмещения убытков, в размер которых в том числе может быть включена сумма договорной неустойки за просрочку, выплаченная грузоотправителем покупателю товара.

Ответственность экспедитора

ВС указывает, что в зависимости от условий договора, содержание обязательства экспедитора может значительно отличаться – это может быть заключение договоров перевозки от имени клиента, оформление провозных документов, обеспечение отправки или получения груза.

Экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или порчу груза, если он фактически осуществлял перевозку своим собственным транспортом, или выписал свой транспортный документ (экспедиторскую расписку), или иным образом “выразил намерение гарантировать сохранную доставку груза”, в том числе через принятие на себя ручательства за исполнение договора. В то же время на экспедитора не может быть возложена ответственность за повреждение груза, если он должен был выполнять только отдельные функции грузоотправителя – например, проводить расчеты с перевозчиком или подготовить документы, необходимые для перевозки.

Грузоотправитель может предъявить иск о возмещении ущерба как к перевозчику, так и к экспедитору – ВС указывает, что должны применяться нормы о солидарных обязательствах. Это исключит возможность неосновательного обогащения грузоотправителя.

Исковая давность

ВС обращает внимание: срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки, составляет один год. При этом на требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью пассажира, исковая давность не распространяется.

Кроме того, по спорам из договора перевозки также не требуется соблюдение досудебного, претензионного порядка. Если же претензия была направлена, то течение срока исковой давности прерывается на срок, необходимый для соблюдения претензионного порядка.

Также в постановлении Пленума можно найти ответы на вопросы автомобильных пассажирских перевозок. Кто ответит за поврежденный багаж, является ли потерянный билет основанием для отказа в перевозке и как быть, если транспорт сломался, мы рассказали в карточках “Как это работает: постановление Пленума ВС о правах пассажиров”.

Текст Постановления Пленума Верховного суда от 26 июня 2018 года № 26 “О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции” доступен здесь.

Особенности применения исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозки и транспортной экспедиции

Согласно ст. 195 ГК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Читайте также:
Автобиография для поступления в военное училище: как написать, образец

В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Специальные сроки

Вместе с тем, для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности и специальный порядок их исчисления.

Так, Федеральные законы «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и «О транспортно-экспедиционной деятельности» устанавливают, что для требований, вытекающих из договоров перевозки и транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год.

Начало исчисления данного срока установлено указанными нормативно-правовыми актами императивно и, как правило, связано с моментом выдачи груза (предполагается, что именно в этот момент лицо, которому причинен ущерб, в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза узнало или должно было узнать о нарушении своего права).

Несколько лиц – исполнителей

В хозяйственной деятельности часто бывают ситуации, когда в организации и осуществлении перевозки задействовано несколько (более двух) лиц, например, сначала клиент заключает договор транспортной экспедиции с экспедитором, затем экспедитор заключает договор перевозки с перевозчиком (иногда привлеченный перевозчик привлекает к исполнению своих обязанностей последующего фактического перевозчика).

В случае причинения ущерба в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза при множественности лиц на стороне исполнителя возникают сложности в процедуре взыскания ущерба и соблюдении участниками перевозки сокращенного срока исковой давности — клиент взыскивает убытки с экспедитора в рамках заключенного между ними договора, затем экспедитор взыскивает ущерб с перевозчика в рамках заключенного между ними договора, и так далее по цепочке привлеченных лиц.

В такой ситуации непосредственный виновник причиненного ущерба (фактический перевозчик) зачастую пытался уйти от ответственности, так как, когда требование предъявлялось ему, срок исковой давности почти всегда истекал (если взыскание ущерба производилось в судебном порядке, то сначала рассматривалось дело по иску клиента к экспедитору, затем по иску экспедитора к перевозчику, и так далее).

Ссылка на регресс

Ранее при рассмотрении таких споров суды руководствовались положением, изложенным в п. 3 ст. 200 ГК РФ, согласно которому по регрессным обязательствам течение срока исковой давности начинается со дня исполнения основного обязательства.

То есть годичный срок исковой давности по иску экспедитора к перевозчику начинал исчисляться со дня возмещения экспедитором причиненного ущерба клиенту (в том числе, по судебному решению, при его наличии), а не с момента, определенного указанными выше нормативно-правовыми актами. При таком подходе уйти непосредственному виновнику причиненного ущерба от ответственности в связи с истечением срока исковой давности было сложнее.

Читайте также:
Как получить удостоверение частного охранника через «Госуслуги»

Однако в конце 2017 г. Президиум Верховного Суда РФ утвердил «Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки и транспортной экспедиции», где впервые закрепил принцип — срок исковой давности к перевозчику / экспедитору в любом случае начинает исчисляться с момента, определенного в транспортных уставах и кодексах. Данный срок не может произвольно продлеваться в зависимости от действий истца. Своевременное возмещение истцом-экспедитором клиенту убытков позволило бы истцу обратиться в суд к перевозчику в установленный срок — руководствоваться при определении начала исчисления срока исковой давности следует не п. 3 ст. 200 ГК РФ, а моментом, определенным в транспортных уставах и кодексах.

Интересно, что еще в 2014 г. в Постановлении Президиума ВАС РФ № 13817/13 была закреплена правовая позиция о том, что наличие между сторонами договорных обязательств исключает ссылку на регресс в принципе.

Окончательно вопрос начала исчисления срока исковой давности был закреплен с принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 г. № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции», где еще раз была подтверждена ранее высказанная правовая позиция о том, что в любом случае, срок исковой давности к экспедитору или перевозчику (независимо от количества лиц на стороне исполнителя) начинает исчисляться с момента, определенного специальными транспортными законами и уставами.

В данном Постановлении было закреплено еще одно важное положение – экспедитор, обращаясь с требованием в суд к перевозчику, не обязан подтверждать факт возмещения им причиненного клиенту ущерба.

До принятия Постановления истцы-экспедиторы, чтобы не пропустить сроки исковой давности к перевозчику, не дожидаясь рассмотрения дела по существу по иску клиента к экспедитору, предъявляли иск к перевозчику и приостанавливали данный процесс до вступления в силу решения суда по иску клиента к экспедитору.

Теперь, по-видимому, ситуация упростится, однако, сформированной судебной практики по применению данной правовой позиции пока нет.

Регулирование применения исковой давности по Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), заключенной в г. Женеве 19.05.1956 г.

Согласно ст. 1 Конвенции, она применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции.

Согласно ст. 32 Конвенции, подача исков, которые могут возникнуть в результате перевозок, выполненных в соответствии с Конвенцией, может происходить в течение одного года (аналогичный срок установлен и законодательством РФ).

Однако в ч. 4 ст. 39 Конвенции установлены особенности исчисления срока исковой давности, когда в перевозке задействованы несколько перевозчиков.

В этом случае, согласно ч. 4 ст. 39 Конвенции, срок подачи иска исчисляется либо со дня вынесения окончательного судебного решения, которым определяется размер возмещения, подлежащего уплате согласно положениям Конвенции, либо при отсутствии такого решения со дня фактической уплаты возмещения.

Таким образом, Конвенцией фактически закреплены особенности применения срока исковой давности аналогичные тем, что применялись в судебной практике РФ до 2017 года применительно к сроку исковой давности, закрепленному в законодательстве РФ.

Читайте также:
Как узнать и не нарушить авторские права на музыку? Проверка песни по реестру интеллектуальной собственности Таможенного союза

В заключение хотелось бы отметить, что своевременное предъявление требований в рамках срока исковой давности к экспедитору / перевозчику позволит последнему своевременно обратиться к страховщику, если ответственность экспедитора / перевозчика застрахована, за получением возмещения. В противном случае экспедитор / перевозчик откажет в удовлетворении предъявленных ему требований, так как почти всегда в договорах страхования предусмотрено, что предъявление требований по истечении срока исковой давности является основанием для отказа в выплате страхового возмещения.

Таким образом, добросовестным участникам правоотношений, вытекающих из договоров перевозки и транспортной экспедиции, следует помнить о сокращенном сроке исковой давности в соответствии с законодательством РФ и об особенностях его применения — данный срок исчисляется с момента, определенного специальными законами и кодексами независимо от количества привлеченных лиц на стороне исполнителя, для того чтобы не понести убытки из-за отказа в иске в связи с его пропуском.

Исковая давность по договорам перевозки

В связи со значительным числом споров по договорам перевозки и спецификой как сроков исковой давности, так и порядка их исчисления в этой сфере, отраженной во множестве специальных федеральных законов, полагаем необходимым более подробно остановиться на сроках исковой давности по перевозкам грузов. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату ( п. 1 ст. 785 ГК). В свою очередь по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа ( п. 1 ст. 786 ГК).

В соответствии с п. 1 ст. 797 ГК РФ до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензий в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Необходимость претензионного порядка очевидна: транспортные организации имеют в качестве своих клиентов тысячи организаций-грузовладельцев, поэтому при возникновении конфликтов они должны иметь возможность разобраться в сложной документации, объявить при необходимости розыск груза, запросить сведения иных транспортных организаций, участвующих в перевозке груза, и т.п.

На основании п. 3 ст. 797 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Применительно к железнодорожной перевозке срок исковой давности составляет один год ( ст. ст. 125 и 126 Устава железнодорожного транспорта РФ). При этом данный срок исчисляется:

— по искам клиентов к перевозчикам — со дня наступления соответствующего события, но иск может быть подан не ранее истечения 30-дневного срока ответа на претензию либо получения ответа на нее ( ст. 125 Устава железнодорожного транспорта РФ); данный срок также действует в отношении исков о возврате излишне списанной провозной платы ( Постановление Президиума ВАС РФ от 15 июня 2005 г. N 3793/05);

— по искам перевозчиков к клиентам — со дня наступления соответствующего события, а по искам о взыскании штрафов за невыполнение заявки на перевозку грузов — по истечении пяти дней с момента уведомления грузоотправителя о размере такого штрафа ( ст. 126 Устава железнодорожного транспорта РФ).

Читайте также:
Пенсионный фонд в районе Некрасовка - адрес, телефон, режим работы отделения

Претензионный срок по требованиям к перевозчику составляет шесть месяцев, в отношении штрафов и пеней — 45 дней ( ст. 123 Устава железнодорожного транспорта РФ).

Право на иск возникает с момента рассмотрения претензии и отказа в ее удовлетворении либо с истечением срока ответа на претензию, если он не был дан.

Исковая давность по спорам, возникающим из отношений по поводу морской перевозки, составляет один год ( ст. 408 Кодекса торгового мореплавания РФ).

По требованиям, вытекающим:

— из договора морской перевозки пассажира в заграничном сообщении, договора морского страхования, из столкновения судов и осуществления спасательных операций, — два года ( ст. 409 Кодекса торгового мореплавания РФ).

По требованиям, вытекающим из загрязнения нефтью с судов и ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ, — три года, но до истечения шести лет со дня инцидента, в результате которого причинен такой ущерб ( ст. 410 Кодекса торгового мореплавания РФ).

Сроки исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки внутренним водным транспортом, составляют:

— по требованиям к перевозчику или буксировщику, возникающим в связи с осуществлением перевозок грузов или буксировки буксируемых объектов, — один год ( п. 3 ст. 164 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ);

— по требованиям к перевозчику, вытекающим из перевозки пассажиров и их багажа, — три года ( п. 3 ст. 164 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ);

— по требованиям перевозчиков или буксировщиков к клиентам — один год ( п. 4 ст. 164 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ), но иск может быть предъявлен только после получения ответа на претензию либо истечения 30-дневного срока ответа на претензию, если такой ответ не получен ( п. 1 ст. 164 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ). Претензионная давность корреспондирует с исковой ( п. 4 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ);

— по требованиям, возникающим в связи со столкновением судов и с осуществлением спасательной операции, — два года ( п. 5 ст. 164 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).

По искам, вытекающим из воздушной перевозки, специальные сроки не установлены, поэтому действует общий годичный срок исковой давности ( ст. 797 ГК РФ).

В то же время установлен специальный срок претензионной давности:

— шесть месяцев — по внутренним перевозкам ( ч. 1 ст. 126 Воздушного кодекса РФ);

— семь дней — по международным перевозкам багажа, если требование вытекает из повреждения (порчи);

— 14 дней — по международным перевозкам груза, если требование вытекает из повреждения (порчи);

— 21 день — по международным перевозкам груза или багажа, если требование вытекает из просрочки доставки;

— 18 месяцев — по международным перевозкам груза или багажа, если требование вытекает из утраты (сроки установлены ст. 127 Воздушного кодекса РФ).

Исковая давность начинает течь с момента получения отказа в удовлетворении претензии либо по истечении 45-дневного срока с момента получения претензии перевозчиком, если ответ не был получен ( ст. 128 Воздушного кодекса РФ).

Читайте также:
Об ответственности за самовольное подключение к электросети

На автомобильном и городском наземном электрическом транспорте сроки исковой давности устанавливаются ст. 42 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Так, по требованиям, вытекающим из договоров перевозок и договоров фрахтования, срок исковой давности составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска, в том числе в отношении:

— возмещения ущерба, причиненного недостачей, повреждением (порчей) багажа, груза, — со дня выдачи багажа, груза;

— возмещения ущерба, причиненного утратой багажа, — со дня признания багажа утраченным;

— возмещения ущерба, причиненного утратой груза, — со дня признания груза утраченным;

— просрочки доставки багажа, груза — со дня выдачи багажа, груза.

До предъявления к перевозчикам исков, вытекающих из договоров перевозок грузов, к таким лицам в обязательном порядке предъявляются претензии. Претензии к перевозчикам, фрахтовщикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности.

Сроки предъявления претензий и исковая давность по КДПГ. Что нужно знать перевозчику и заказчику перевозки?

В сфере международных перевозок грузов автомобильным транспортом очень распространены споры по поводу потери груза или опоздания поставки груза со стороны перевозчика, а также ряд других разновидностей споров между перевозчиком и заказчиком перевозки.

В случае возникновения таких споров лица, имеющие право требовать компенсации от другой стороны, в частности перевозчика, ожидают, что требование будет удовлетворено по доброй воле. В худшем случае многие надеются, что компенсацию за ущерб присудит суд. Однако, простая подача иска или претензии (даже если требование действительно имеет основания) не гарантирует, что понесенный ущерб будет компенсирован.

Несоблюдение сроков подачи претензии или иска может быть единственной причиной, по которой потерпевшая сторона не получит компенсации за ущерб.

Сроки подачи претензий перевозчику, а также правила расчета этих сроков изложены в статье 30 Конвенции КДПГ. Сроки исковой давности, которые применяются к подаче исков, а также правила расчета этих сроков, изложены в статье 32 Конвенции КДПГ.

На основании вышеуказанных статей Конвенции КДПГ мы выделили основные сроки, которые должен знать каждый перевозчик и каждый заказчик:

  • 0 дней – для предъявления претензии по потере груза или его очевидным недостаткам. Претензии к перевозчику по потере (части или всего) груза или его очевидной порче должны быть выдвинуты не позже, чем во время приёма груза, путем внесения соответствующих записей/замечаний в накладную.
  • 7 дней (не считая воскресений и праздничных дней) – для претензии по неочевидным недостаткам груза.
  • 21 день – для претензии по опозданию поставки грузa.
  • 1 год – для исков, когда нет злоумышленного поступка или вины перевозчика, которая приравнивается к злоумышленному поступку.
  • 3 года – для исков в случае злоумышленного поступка или вины перевозчика, которая приравнивается к злоумышленному поступку.

Сроки предъявления претензий

При расчете данных сроков важно, чтобы не был пропущен день отправления письменной претензии. Пропуск каждого из вышеуказанных сроков влечет за собой разные последствия.

Например, в случае пропуска срока для предъявления претензии по неочевидным недостаткам груза считается, что груз получен такой, какой указан в накладной. Как следствие, лицо, пропустившее срок, имеет право требовать от перевозчика возмещения ущерба только при условии, что докажет факт повреждения груза во время его перевозки, и тот факт, что установить данные повреждения во время принятия груза было невозможно.

Читайте также:
Список отделов ПФР Дивеевский район, Нижегородская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

А в случае пропуска срока для предъявления претензии по опозданию поставки груза лицо, пропустившее срок, вообще лишается права требовать от перевозчика возмещения ущерба, возникшего в связи с просрочкой доставки груза.

Сроки исковой давности

День, от которого нужно считать сроки исковой давности, зависит от характера требования. В соответствии с характером требования Конвенция КДПГ предусматривает три разных момента расчета сроков:

После истечения вышеуказанных сроков суд все еще примет иск, но другая сторона спора может потребовать, чтобы иск был отклонен только на том основании, что иск был подан после истечения срока исковой давности.

Срок исковой давности может быть приостановлен при подаче претензии в письменной форме. Письменная претензия приостанавливает срок исковой давности до тех пор, пока претензия не будет рассмотрена и отклонена. Это означает, что от подачи письменной претензии до ее отклонения в письменной форме срок исковой давности не исчисляется. Если претензия признана лишь частично, срок давности обновляется только для спорной части претензии.

Повторные претензии (на тех же основаниях) не приостанавливают срока исковой давности.

После пропуска срока исковой давности в некоторых случаях можно попросить суд восстановить его. Однако, суд соглашается восстановить пропущенный срок давности только при условии, что истец предоставляет доказательства, подтверждающие, что срок был пропущен по уважительным объективным причинам (например, когда местонахождение перевозчика было неизвестно).

Сроки исковой давности, установленные в статье 32 Конвенции КДПГ, также применяются к регрессным искам, которые перевозчик предъявляет другим перевозчикам, участвующим в том же процессе грузовой перевозки. Однако срок подачи иска в таком случае исчисляется либо со дня вынесения окончательного судебного решения, которым определяется размер возмещения, подлежащего уплате согласно положениям Конвенции, либо при отсутствии такого решения со дня фактической уплаты возмещения.

Важно иметь в виду, что сроки подачи претензий и исков, а также правила их расчета, установленные Конвенцией КДПГ, нельзя изменить по соглашению сторон. В части 1 статьи 41 Конвенции КДПГ указано, что все соглашения, которые прямо или косвенно отступают от Конвенции, считаются недействительными.

Удачи на дорогах!

Елена Цвирко
Адвокат
Юридическая фирма «JUREX»
Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ» в Европейском Союзе

Как получить свои деньги за неоплаченную перевозку?
Направьте заявку в разделе «ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗА ФРАХТ»

Как избежать штрафа в размере 100 000 – 200 000 рублей?
Проверьте правильность заполнения разрешение на международную перевозку в разделе «ПРОВЕРКА ДОЗВОЛА»

Подписывайтесь на нашу рассылку в Instagram, Facebook, ВКонтакте, Telegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: