Создание контрактной службы по 44-ФЗ: назначение управляющего, обязанности, образцы должностных инструкций

Как назначить контрактного управляющего или организовать контрактную службу

Контрактный управляющий по 44-ФЗ — это должностное лицо, ответственное за весь процесс госзакупки, включая исполнение каждого контракта. Чтобы проводить закупки по 44-ФЗ, заказчики обязаны создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего.

Что такое контрактная служба

Это группа должностных лиц заказчика, которые работают в сфере госзаказа и выполняют на постоянной основе функции по осуществлению всех госзакупок (ч. 1 и 4 ст. 38 закона № 44-ФЗ). У такой службы обязательно должен быть руководитель.

Контрактная служба создается в случае, если совокупный годовой объем заказов, в соответствии с планом-графиком, превышает 100 миллионов рублей (ч. 1 ст. 38 44-ФЗ). Заказчики с небольшим годовым объемом госзакупок не обязаны формировать у себя целую службу. Если она отсутствует и совокупный годовой объем заказов не превышает 100 миллионов рублей, необходимо назначить лишь одного специалиста, управляющего государственными закупками.

Что делает контрактный управляющий

На одного работника службы может быть возложена только часть обязанностей по закупкам, например, планирование. А обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ нельзя распределить между несколькими специалистами в зависимости от этапа закупки, все они исполняются одним специалистом с начала планирования заказа и до исполнения контракта по нему.

Функции закупщиков могут быть возложены только на сотрудников, которые состоят в трудовых или служебных отношениях с заказчиком, а также имеют профессиональное образование в данной сфере.

Документы, которые регулируют деятельность

В своей деятельности контрактные управляющие руководствуются Конституцией Российской Федерацией, гражданским и бюджетным законодательством, нормативными правовыми актами, положением (регламентом) о контрактной службе заказчика-работодателя. Общие требования определены законом № 44-ФЗ и Типовым положением (регламентом), который утвержден Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631.

Форма принятия решения о создании службы законом № 44-ФЗ не установлена. На практике оно оформляется приказом руководства организации-заказчика. Также руководитель заказчика обязан разработать на основании Типового положения и утвердить собственное положение (регламент).

Утверждать какие-либо документы, которые будут регламентировать деятельность управляющего закупками, законодательство не обязывает. Не существует пока и рекомендованных к применению форм. Например, не разработана типовая должностная инструкция контрактного управляющего бюджетного учреждения.

При приеме на работу сотрудника, на которого на постоянной основе будут возложены обязанности управляющего, или при вменении таких обязанностей сотруднику, ранее их не выполнявшему, заказчику необходимо определить функции и полномочия работника в трудовом договоре, должностной инструкции или регламенте.

Образец положения о создании контрактной службы

Образец приказа о назначении управляющего

Должностные обязанности

И служба, и контрактный управляющий по госзакупкам осуществляют организацию всего цикла госзакупок: от планирования до исполнения всех обязательств по контракту, в том числе по оплате товаров, оказанных услуг, выполненных работ.

Разберем основные должностные обязанности, которые устанавливают закон о федеральной контрактной системе (ч. 4 ст. 38 44-ФЗ) и Типовое положение № 631 (п. 11, 13).

При планировании закупок ответственные специалисты контрактной сферы заказчика:

  • разрабатывают плановую документацию (план закупок и план-график), и готовят изменения к ним (при необходимости);
  • размещают в ЕИС план закупок, план-график и внесенные изменения;
  • подготавливают документальное обоснование закупок;
  • проводят и принимают участие в консультациях с поставщиками для дальнейшего определения состояния конкурентной среды на рынках товаров, работ, услуг, выбора наилучших технологий и оптимальных решений для обеспечения нужд заказчика.

При организации закупок контрактные специалисты ответственны за:

  • разработку и размещение в ЕИС извещения, закупочной документации и проекта контракта;
  • формирование и рассылку приглашений для принятия участия в определении поставщиков закрытыми способами;
  • расчет и обоснование НМЦК;
  • организацию обязательного общественного обсуждения закупок;
  • обеспечение работы закупочной комиссии;
  • привлечение экспертных организаций и индивидуальных экспертов.

При проведении закупок ответственные за закупки лица:

  • непосредственно осуществляют закупки и дальнейшее заключение контрактов;
  • изучают банковские гарантии;
  • принимают участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов закупочных процедур.

В процессе заключении и исполнения контрактов специалисты контрактной сферы заказчика обязаны:

  • обеспечить заключение контракта;
  • организовать приемку товаров или результатов выполненных работ, оказанных услуг, в том числе отдельных этапов;
  • санкционировать проведение экспертизы;
  • создать приемочную комиссию;
  • обеспечить оплату поставщику.

В случае изменения и расторжения контракта управляющий или работники контрактной службы:

  • связываются с исполнителем;
  • включают в РНП сведения о недобросовестном поставщике;
  • направляют подрядчику требования об оплате штрафных санкций;
  • организуют выплату по банковской гарантии;
  • обеспечивают сбор всех необходимых материалов для дальнейшего ведения претензионно-исковой работы.

Как видим, перечень не является закрытым и может быть расширен и дополнен исходя из потребностей заказчика. Более подробно функции при подготовке и осуществлении закупок перечислены в Типовом положении.

В случае если в организации назначен контрактный управляющий, должностные обязанности на такого работника возлагаются как в соответствии с занимаемой им должностью, так и в соответствии с его назначением на эту должность.

Пример должностной инструкции

Ответственность

Ответственность контрактного управляющего и сотрудников контрактной службы прописана в ч. 1 ст. 107 № 44-ФЗ. Все задействованные в закупочном процессе организации-заказчика работники несут за совершенные правонарушения следующие виды ответственности:

  • административную;
  • дисциплинарную;
  • гражданско-правовую;
  • уголовную.
Читайте также:
Список отделов ПФР Краснокутский район, Саратовская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

В том случае, если контролирующие органы в ходе проверок или работы над жалобой выявят значительные нарушения законодательства, регулирующего госзакупки, то в отношении ответственных работников могут открыть дело об административном правонарушении (п. 1 ч. 22 ст. 99 закона № 44). На таких работников будут выписаны штрафы как на должностных лиц (ст. 7.29 – 7.32, 7.32.5, ч. 7 и 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ).

При этом заказчик может получить:

  • представление об устранении причин и условий совершения административных правонарушений (п. 1 ч. 22 ст. 99 44-ФЗ, ст. 29.13 КоАП РФ);
  • предписание об устранении нарушений, обязательное к исполнению (п. 2 ч. 22 ст. 99).

Дисциплинарную ответственность ответственные за закупки лица несут в случае нарушения действующего законодательства РФ и ненадлежащего исполнения своих обязанностей. При этом в законе № 44 нет прямых указаний о порядке привлечения данной группы лиц к дисциплинарному взысканию. Следовательно, при возникновении необходимости наказания заказчику надлежит руководствоваться действующим трудовым законодательством.

Также в законе о федеральной контрактной службе не указан регламент о привлечении работников закупочных служб к гражданско-правовой ответственности. Порядок правоприменения норм такой ответственности наступает согласно общим основаниям.

Существует следующее правило: если организация-заказчик компенсировала третьим лицам вред, причиненный неправомерными действиями работниками закупочных служб (ст. 1068 ГК РФ), то такой заказчик вправе предъявить обратное требование к нарушителям (п. 1 ст. 1081 ГК РФ).

Уголовная ответственность наступает в случае совершения таким работником опасных и противоправных деяний, а также злоупотреблений своими полномочиями в области госзакупок (ст. 200.4 УК РФ).

Что изменилось с 01.01.2019

Необходимость разрабатывать положение о контрактном управляющем 2020 год не принес. Для назначения по-прежнему достаточно решения заказчика: приказа или распоряжения о назначении работника управляющим с возложением на него функций, которые установлены требованиями ч. 4 ст. 38 закона № 44-ФЗ.

Контрактный управляющий с 1 января 2020 года больше не может быть абсолютно любым лицом, работающим в организации-заказчике. Работники службы и контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Ранее достаточно было профессионального или дополнительного профессионального образования.

Назначаем и оформляем на должность контрактного управляющего правильно

В каждом госучреждении, осуществляющем закупки, должен быть контрактный управляющий или контрактная служба. При этом порядок оформления таких работников четко не установлен, что вызывает вопросы у работодателей. Как создается такая служба, кто может исполнять обязанности контрактного управляющего, на каких основаниях и как оформлять контрактного управляющего – расскажем в статье.

Контрактная служба.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 млн руб., создают контрактные службы.

Чтобы определить, должен ли работодатель создать контрактную службу, нужно определить среднегодовой объем закупок. Он должен включать весь утвержденный на год объем финансового обеспечения для осуществления закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ. В данный объем включаются также средства для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в этом году (п. 16 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Общие требования к контрактной службе определены Законом № 44-ФЗ и Типовым положением (регламентом) о контрактной службе, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 29.10.2013 № 631. В соответствии с этим Типовым положением контрактная служба создается одним из следующих способов:

создание отдельного структурного подразделения;

утверждение работодателем постоянного состава работников, выполняющих функции контрактной службы, без образования отдельного структурного подразделения.

Численность контрактной службы не может составлять менее двух человек.

Если контрактная служба создается как отдельное структурное подразделение, ее возглавляет руководитель структурного подразделения, назначаемый на должность приказом руководителя либо уполномоченного лица, исполняющего его обязанности. Контрактную службу без образования отдельного подразделения возглавляет руководитель или один из его заместителей.

Руководитель контрактной службы определяет должностные обязанности и персональную ответственность работников этой службы (п. 10 Типового положения).

Как формируется отдельное структурное подразделение – Законом № 44-ФЗ и Типовым положением не установлено, но можно предположить, что оно создается из новых либо из своих, но полностью освобожденных от прежних обязанностей работников. В любом случае это должны быть сотрудники работодателя, а не сторонние лица, оказывающие услуги.

Служба без образования структурного подразделения создается из работников организации.

К сведению:

Работники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Контрактная служба создается на основании Положения о контрактной службе, разработанного на основании Типового положения и приказа руководителя.

В приказе отражается:

информация о лице, которое назначается руководителем;

Читайте также:
Как получить кредит в банке, где это лучше сделать и что важно учесть?

список сотрудников, входящих в состав службы без выделенного подразделения;

срок подготовки руководителем документов, определяющих должностные обязанности и персональную ответственность сотрудников контрактной службы.

Приказ утверждается не позднее начала финансового года, в котором совокупный годовой объем закупок превысит 100 млн руб., либо не позднее даты принятия решения об утверждении дополнительных объемов финансирования.

С приказом рекомендуется ознакомить задействованных лиц за два месяца до запланированной даты создания контрактной службы.

Контрактный управляющий.

В организациях, где совокупный годовой объем закупок менее 100 млн руб. (а таких большинство), назначается контрактный управляющий по 44 фз– должностное лицо, ответственное за осуществление одной или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта.

Контрактным управляющим может быть только должностное лицо заказчика (ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ) с высшим или дополнительным профессиональным образованием в сфере закупок (ч. 6 ст. 38).

Можно выделить несколько вариантов назначения на должность контрактный управляющия.

Контрактный управляющий

Новый работник, оформленный на должность контрактный управляющий, введенную в штатное расписание

Работник организации, переведенный на должность контрактного управляющего, введенную в штатное расписание

Работник организации, совмещающий свою должность и вакантную должность контрактного управляющего

Работник организации, исполняющий обязанности контрактного управляющего дополнительно к своим

Введение должности управляющего в штатное расписание.

Итак, работодатель может ввести должность контрактного управляющего в штатное расписание. Причем это не обязательно должна быть целая ставка – можно установить и 0,5, и 0,3 ставки, и др.

Обратите внимание:

Закон № 44-ФЗ не содержит положений о том, что в штатное расписание заказчика, выступающего работодателем, необходимо вводить такие должности, как работник контрактной службы, контрактный управляющий. Должностное лицо, на которое возложены обязанности контрактного управляющего, является соответствующим субъектом независимо от на­именования указанной в штатном расписании должности (Письмо Минэкономразвития РФ от 18.02.2015 № ОГ-Д28-2128).

Изменения в штатное расписание вносятся на основании приказа работодателя.

Кроме этого, работодателю целесообразно утвердить должностную инструкцию контрактного управляющего, в которой определить его функции и полномочия. В инструкции, в частности, рекомендуется указать:

информацию о том, что контрактный управляющий по 44 фз отвечает за осуществление всех (или нескольких) закупок заказчика;

требования к образованию (иные квалификационные требования – при их наличии);

требования к знанию законодательства;

полномочия по осуществлению закупок;

права и обязанности;

Для установления функций и полномочий можно обратиться к ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, Типовому положению и профстандартам «Эксперт в сфере закупок» и «Специалист в сфере закупок».

Если в организации есть работник, получивший соответствующее образование в сфере закупок, но занимающий другую должность, который не возражает перейти полностью на должность контрактного управляющего, его можно перевести. Перевод осуществляется путем заключения дополнительного соглашения, издания приказа о постоянном переводе и внесения записи о переводе в трудовую книжку.

Назначение на должность управляющего.

Если должность контрактного управляющего штатным расписанием не предусмотрена или предусмотрена, но вакантна, управляющего нужно назначить из числа работников. Назначение осуществляется приказом работодателя. Образец см. ниже.

Государственное автономное учреждение «Горводоканал»

о назначении контрактного управляющего

  1. Назначить главного бухгалтера ГАУ «Горводоканал» Иванову И. Е. на должность контрактного управляющего, ответственного за закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд ГАУ «Горводоканал», включая контроль исполнения контрактов.

  2. Возложить на Иванову И. Е. функции и полномочия, предусмотренные должностной инструкцией контрактного управляющего, утвержденной приказом руководителя ГАУ «Горводоканал» от 12.12.2019 № 55.

  3. Специалисту отдела кадров подготовить дополнительное соглашение к трудовому договору с Ивановой И. Е. до 14 января 2020 г.

  4. В соглашении установить следующее:
    • контрактный управляющий действует на основании настоящего приказа и должностной инструкции с 14 января 2020 г. бессрочно;

    • контрактный управляющий несет персональную ответственность в пределах возложенных на него полномочий.

  1. Секретарю Борисовой С. К. довести настоящий приказ до сведения Ивановой И. Е. под подпись.

  2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на начальника отдела кадров Машкову С. С.

Начальник отдела кадров Машкова, С. С. Машкова

Главный бухгалтер Иванова, И. Е. Иванова

Заказчик вправе возложить на контрактного управляющего полномочия по проведению одной или нескольких закупок (ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ). Поэтому управляющих может быть несколько. Соответственно в приказе нужно отметить, за сколько закупок конкретный управляющий отвечает. Удобнее, если один управляющий отвечает за все закупки. Но когда объем закупок большой, можно назначить управляющих для закупок по каждому виду товаров: оргтехники, запчастей, канцелярских товаров и т. д.

Затем с работником следует заключить дополнительное соглашение. При этом, если должность контрактного управляющего преду­смотрена штатным расписанием, оформляется совмещение должностей в порядке ст. 60.2 ТК РФ. Соглашением устанавливаются срок совмещения, объем дополнительной работы и размер доплаты за совмещение. Доплата может быть любая исходя из объема дополнительной работы.

Вменяя работнику дополнительные обязанности в случае, когда должность контрактного управляющего штатным расписанием не предусмотрена, необходимо учитывать, что согласно ч. 1 ст. 15, ч. 2 ст. 57 ТК РФ трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работы) является одним из условий трудового договора. Изменение условия трудового договора о трудовой функции работника допускается только по соглашению сторон этого договора и изменить данное условие в одностороннем порядке работодатель не вправе (ст. 72, ч. 1 ст. 74 ТК РФ).

Читайте также:
Где взять справку о зарплате для Пенсионного фонда, если предприятия уже нет

Поэтому для расширения должностных обязанностей работника и включения в них обязанностей контрактного управляющего с ним также необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору о расширении должностных обязанностей. Изменения следует внести и в должностную инструкцию работника по его должности, подробно прописав все дополнительные обязанности – обязанности контрактного управляющего. За исполнение этих обязанностей работнику может быть установлена доплата.

Подводя итог, отметим еще раз, что если в организации должна быть образована контрактная служба – она может быть или в виде отдельного структурного подразделения, когда все его должности вводятся в штатное расписание, или в виде службы без образования структурного подразделения, когда обязанности специалистов по закупкам возлагаются на имеющихся работников организации.

Что касается контрактного управляющего, для него также может быть введена отдельная должность в штатное расписание. Иначе обязанности управляющего возлагаются на одного или нескольких работников организации.

Если должность, предусмотренная штатным расписанием, свободна, обязанности контрактного управляющего исполняются другим работником в порядке совмещения должностей. Если не предусмотрена – на работника с его согласия возлагаются дополнительные функции контрактного управляющего. При этом следует иметь в виду, что если изменение (расширение) трудовой функции осуществляется бессрочно, то от совмещения должностей работник может отказаться, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня в силу ч. 4 ст. 60.2 ТК РФ.

Обязанности контрактного управляющего

Должностные обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ с изменениями 2021 года:

  • планирует закупки;
  • определяет поставщика;
  • заключает, исполняет, вносит изменения и расторгает договоры.

Федеральный закон 44-ФЗ регулирует деятельность госзакупок. По нормам ФКС контрактный управляющий — это должность специалиста по закупкам. А Минфин определяет перечень обязанностей, которые возлагаются на сотрудника, такую должность занимающего. Заказчики обязаны выделить в штате специальное лицо, уполномоченное на обработку закупок, а в определенных случаях — создать контрактную службу.

В п. 1 ст. 38 ФЗ-44 указано, в каком случае заказчик назначает контрактного управляющего — если совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) не превышает 100 млн рублей. Если СГОЗ выше 100 млн рублей, то формируется контрактная служба. Создавать специальное подразделение нет необходимости, но назначить руководителя службы нужно.

Контрактный управляющий: дополнительные обязанности или отдельная должность

Управляющий закупками — это должностное лицо, которое сопровождает деятельность предприятия в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Он контролирует весь процесс — от планирования до заключения и исполнения договора, включая оплату.

Термин введен законом в целях регулирования сферы госзаказов. Эта должность не включена в тарифно-квалификационный справочник и профессиональные квалификационные группы. Соответственно, не утверждена типовая должностная инструкция, нет и унифицированной формы приказа о создании службы. Но назначая ответственного специалиста, заказчик вводит должность «контрактный управляющий» в штатном расписании, разрабатывает должностную инструкцию и издает отдельный приказ.

Типовое положение о госконтрактной службе, в котором прописаны основные функции контрактного управляющего по 44-ФЗ, утверждено Приказом Минфина России №158н от 31.07.2020 . Но необходимость его разработки не установлена — положение не является обязательным локальным нормативным актом на предприятии.

Если объем работы небольшой, то дополнительные должностные обязанности, связанные с осуществлением госзакупок, возлагают на любого специалиста с высшим образованием или специальным профильным образованием в сфере закупок. Если закупок много, целесообразно создать отдельную должность.

Все работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь по 44-ФЗ специальное образование (ч. 6 ст. 38 44-ФЗ). Специалисты обязаны получить высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере госзакупок.

Как прописать должностные обязанности

Функции и обязанности конкурсного управляющего по 44-ФЗ (для службы полномочия аналогичны):

  • планирование: разработка плановой документации и внесение при необходимости изменений в нее, размещение планов в Единой информационной системе, организация обязательного общественного обсуждения, установление требования к закупкам, проведение консультаций с поставщиками, в том числе на предмет исследования конкурентной среды и выбора оптимальных путей решений;
  • определение поставщиков: обеспечение проведения закрытых способов, подготовка и размещение в ЕИС извещений, документации и проектов контракта, определение НМЦК, описание объекта госзакупки, указание информации по ст. 42 44-ФЗ, подготовка и размещение разъяснений по документации, публикация извещений об отмене заказа, размещение протоколов определении поставщика, организация технического обеспечения работы комиссии, привлечение экспертов по требованиям ст. 41 ФКС;
  • заключение контрактов: размещение проекта контрактов, рассмотрение протокола разногласий, рассмотрение банковской гарантии, проверка поступления денег от поставщика, направление в ФАС уведомлений о заключении контракта с единственным поставщиком по нормам ч. 2 ст. 93, хранение всех протоколов, обеспечение заключения госконтракта с участником, направление необходимой информации в органы кассового обслуживания.
Читайте также:
Список отделов ПФР Лопатинский район, Пензенская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

Работа управляющего по исполнению, изменению и расторжению контрактов заключается в следующем:

  • рассмотрение обеспечения в форме банковской гарантии;
  • выполнение условий авансирования;
  • обеспечение приемки товаров, работ, услуг;
  • проведение экспертизы;
  • подготовка решения о создании приемочной комиссии заказчика;
  • оформление документов о приемке;
  • проведение оплаты по госконтракту;
  • направление необходимой информации в органы кассового обслуживания;
  • взаимодействие с поставщиком при изменении и расторжении договора;
  • обеспечение возврата поставщику денежного обеспечения;
  • проведение одностороннего расторжения контракта по ст. 95 и выполнение иных функций по 44-ФЗ.

Перечень не является закрытым: заказчик вправе его дополнить в соответствии с собственными интересами.

Как составить должностную инструкцию

Организация самостоятельно решает, кто может быть контрактным управляющим: главное, чтобы сотрудник имел образование в сфере госзаказа. Должностная инструкция специалиста формируется организацией самостоятельно, с учетом функций, перечисленных в ст. 38 44-ФЗ и Приказе Минфина №158н.

Эксперты КонсультантПлюс подготовили профессиональные стандарты и квалификации для контрактных управляющих. Используйте эти инструкции бесплатно.

На практике закупками занимаются юристы, договорники, экономисты. Их работа приобретает официальный статус после издания приказа о создании службы и разработки положения. Законом не запрещен и главный бухгалтер как контрактный управляющий, если он имеет необходимое образование.

Регламент контрактной службы

Эксперты рекомендуют при подготовке должностной инструкции руководствоваться положениями профессиональных стандартов:

  • «Специалист в сфере закупок»;
  • «Эксперт в сфере закупок», что особенно уместно, если сотрудник осуществляет экспертизу и аналитику.

Должностная инструкция контрактного управляющего бюджетного учреждения учитывает специфику самого предприятия. В своей работе специалист руководствуется действующим законодательством и локальными актами организации.

Назначение контрактного управляющего

В соответствии с договором о централизованном бухгалтерском обслуживании, финансовые операции всех образовательных учреждений нашего района проходят через централизованную бухгалтерию отдела образования. Вправе ли директора образовательных учреждений назначить контрактным управляющим работника централизованной бухгалтерии, который занимался бы закупками всех образовательных учреждений? Читать ответ

В Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР), утвержденном постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367, нет должности “Контрактный управляющий”. Как тогда на эту должность назначить человека и что должно быть указано в приказе о назначении и трудовой книжке? Читать ответ

Возможно ли возложить ответственность на специалиста (начальника отдела), назначенного контрактным управляющим? Читать ответ

Достаточно ли для назначения контрактного управляющего издания приказа руководителя о возложении этих полномочий на работника и внесения новых функций в его должностную инструкцию? Читать ответ

Если контрактному управляющему требуется пройти дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, то каким требованиям должны отвечать обучающие организации и выдаваемые ими документы об итогах обучения? Читать ответ

В соответствии с ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, в случае, если совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн руб., и у заказчика отсутствует контрактная служба, должно быть назначено ответственное должностное лицо – контрактный управляющий. Обязательно ли бюджетному учреждению назначать контрактного управляющего, если основная часть закупок осуществляется у единственных поставщиков, оказывающих услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а остальная часть закупок относятся к “малым” (приобретение канцтоваров, обслуживание оргтехники и т.п)? Читать ответ

Может ли бухгалтер, работающий по гражданско-правовому договору, быть назначен контрактным управляющим? Читать ответ

Я буду контрактным управляющим в бюджетном учреждении, являющемся моим основным местом работы. Кроме того, я работаю по совместительству в другом бюджетном учреждении. Могу ли я быть контрактным управляющим и во втором бюджетном учреждении? Читать ответ

Может ли заказчик назначить не одного, а нескольких контрактных управляющих без создания контрактной службы? Читать ответ

Как поступить автономному образовательному учреждению с назначением контрактного управляющего, если оно не имеет своей бухгалтерии (есть централизованная – одна на 25 учреждений) и нет сотрудника с нужным уровнем квалификации? Управление образования собирается возложить эту ответственность на руководителей школ и садов, но мы педагоги, а не экономисты и не юристы. Как нам поступить в данном случае? Читать ответ

Может ли государственное автономное образовательное учреждение, выполняя требование Закона № 44-ФЗ о назначении контрактного управляющего, ввести в штатное расписание эту должность и принять нового работника? Читать ответ

Распространяется ли регламент о контрактной службе на контрактного управляющего? Читать ответ

Может ли директор учреждения заниматься закупками? У нас в штате – четыре специалиста (директор и три педагога-психолога). Как нам быть в свете принятого Закона № 44-ФЗ? Читать ответ

Может ли контрактный управляющий быть членом единой комиссии? Читать ответ

Можно ли контрактного управляющего назначить председателем комиссии по закупкам? Читать ответ

У нас в районе 40 школ и 20 детских садов. Бюджетных ассигнований на обучение работников каждой школы и сада для выполнения функций контрактного управляющего не предусмотрено. Можно ли двум контрактным управляющим работать от имени всех школ и садов по соглашениям или в каждом учреждении должен быть свой отдельный контрактный управляющий? Читать ответ

Читайте также:
Расчетный счет в Тинькофф Банке для ИП и ООО: тарифы РКО, документы, преимущества

Трудовой коллектив нашего учреждения насчитывает всего два человека, и на 2014 год выделено финансирование в размере 24 тыс. руб., то есть общая сумма закупок в 2014 году не превысит 100 тыс. руб. Неужели мы должны утверждать контрактного управляющего, и на нашу организацию распространяется ограничение пп. 4 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в размере 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок в соответствии с планом-графиком, а на остальные 95% придется проводить процедуры (конкурс, аукцион, предложения и т.д.)? Читать ответ

Должностная инструкция контрактного управляющего

Контрактный управляющий – это сотрудник, который выступает посредником между предприятием и поставщиками товаров. Они составляют планы закупок и отвечают за своевременное донесение информации до заказчиков. Заказчики могут взаимодействовать с несколькими контрактными управляющими, отвечающими за разные сферы продукции. Чтобы различать обязанности этих сотрудников, разрабатывается должностная инструкция контактного управляющего.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Образец должностной инструкции контрактного управляющего

Общие положения

1.1. Документ регламентирует следующие аспекты профессиональной деятельности контрактного управляющего: должностные функции и полномочия, права, обязанности и сферу ответственности.
1.2. Принятие на должность и последующее увольнение контрактного управляющего осуществляется комиссией Учреждения посредством составления соответствующего распоряжения. Регулировка этой процедуры осуществляется российским трудовым законодательством.
1.3. Контрактный управляющий подчиняется директору предприятия.
1.4. Если контрактный управляющий отсутствует на своем месте, его обязанности перепоручаются сотруднику с соответствующей компетенцией. Это лицо назначается представителями нанимателя.
1.5. Для назначения на должность контрактный управляющий должен соответствовать следующим требованиям: высшее профильное образование или дополнительное профобразование в области закупок, опыт работы в области оформления заказов на поставку продукции и осуществления работ для госслужб и муниципальных служб от пяти лет.
1.6. Контрактный управляющий представляет собой должностное лицо службы по контракту и участником объединенной комиссии Учреждения.
1.7. Контрактный управляющий должен быть осведомлен в:

  • стратегиях планирования товарных закупок;
  • методах ценообразования для продукции;
  • методах взаимодействия с поставщиками продукции;
  • основах принятия продукции;
  • азах владения электронно-вычислительной техникой и средствами связи;
  • прядке заполнения документов и отчетов, фиксирующих приемку продукции;
  • ТК РФ;
  • правилах рабочего распорядка, разработанных в пределах предприятия.

1.8. Контрактный управляющий в процессе своей трудовой деятельности опирается на:

  • российское законодательство;
  • региональные нормативные акты, регулирующие оформление закупок для удовлетворения нужд государственного и муниципального уровня;
  • устав учреждения;
  • конкурентное право;
  • ФЗ «О контрактной системе…»;
  • данную должностную инструкцию;
  • основы экономики и управления.

Должностные обязанности

2.1. Сфера должностных обязанностей контрактного управляющего состоит из следующих пунктов:

2.1.1. Планирование закупок:

  • разработка планов по закупке продукции, внесение возможных коррективов в планы по закупкам, размещение планов в информационных системах (для общего доступа, предназначаемого сотрудникам организации);
  • публикация планирования на сайте заказчика (при наличии такового) и в печатных изданиях;
  • разработка обоснования закупки в процессе создания плана;
  • оформление графика и внесение в него последующих изменений с последующим размещением в единой инфосистеме;
  • организация утверждения планов и графиков предстоящих закупок.

2.1.2. Взаимодействие с поставщиками:

  • определение методов выбора подходящих поставщиков;
  • оформление оповещений об осуществляющихся закупках, сопровождающих документов и контрактных проектов;
  • создание протоколов, фиксирующих собрания комиссии, посвящаемые совершению закупок;
  • проведение консультаций с поставщиками для диагностики конкурентной сферы на интересующих рынках;
  • взаимодействие с поставщиками при изменении контрактных условий или расторжении контракта, требование соблюдения условий контракта;
  • контроль разработки описания закупаемой продукции в соответствующей документации;
  • организационно-техническая помощь комиссии в закупках и осуществление дальнейшей проверки.

2.1.3. Исполнение, расторжение или внесение поправок в контракт:

  • создание условий для успешного принятия закупаемой продукции;
  • организация оплаты поставляемой продукции и отдельных этапов, если таковые указаны в контракте;
  • контролирование экспертизы полученной продукции с привлечением экспертов или экспертных учреждений;
  • размещение в единой инфосистеме о статусе заказов, качестве поставки товаров и выполнении сопутствующих работ по их оценке;
  • добавление в реестр недобросовестных поставщиков и раскрытие обстоятельств, при которых контракт с ними был расторгнут;
  • отправка отчетности в единую инфосистему об объемах закупок у малых предпринимателей и общественно ориентированных некоммерческих предприятий.

Права

3.1. Контрактный управляющий уполномочен на осуществление следующих действий:

  • принятие участия в обсуждении потенциальных стратегий по закупкам работодателями продукции в соответствии с 44-ФЗ;
  • организация деятельности подчиненных сотрудников для решения целей, поставленных начальством предприятия;
  • запрос и получение информации и документов, соответствующих компетенции контрактного управляющего, от прочих сотрудников, если эти сведения необходимы для выполнения задач;
  • повышение собственной квалификации;
  • внесение предложений по оптимизации работы, которая затрагивает должностные обязанности управляющего на рассмотрение начальника структурного отдела;
  • оповещение руководства о зафиксированных нарушениях и недостатках (в пределах собственной компетенции), происходящих в процессе трудовой деятельности;
  • подписание и визирование документации в пределах собственной компетенции.

Ответственность

4.1. Дисциплинарная ответственность для контрактного управляющего наступает в следующих случаях:

  • некорректное исполнение или отказ от исполнения профессиональных обязанностей, указанных в данной инструкции, в пределах ТК РФ;
  • причинение материального ущерба предприятию вследствие неправомерных действий со стороны сотрудника;
  • нарушение Федерального закона №44 «О контрактной системе…»;
  • разглашение сведений о предприятии, имеющих конфиденциальный статус;
  • невыполнение приказов и распоряжений, поступающих со стороны руководства.
Читайте также:
Насколько могут отключить горячую воду по закону: летом в 2022 году, куда жаловаться?

Условия работы

5.1. Контрактный управляющий обязывается подчиняться заказчику, назначившему сотрудника на должность, и внутренним распорядкам, принятым на предприятии.
5.2. При наличии необходимости контрактный управляющий отправляется в служебные командировки.

Составление должностной инструкции

Каждому сотруднику организации предоставляется должностная инструкция в единственном экземпляре. Инструкция разрабатывается сотрудником, который является менеджером по работе с персоналом или относится к отделу HR. Контрактный управляющий обязывается ознакомиться с содержанием документа и подтвердить свою осведомленность подписью. Помимо контрактного управляющего свои подписи на документе оставляют:

  • руководитель предприятия;
  • сотрудник, работающий с персоналом.

Наличие всех трех подписей наделяет должностную инструкцию юридической силой.

Должностная инструкция не имеет универсального формата. Она составляется по-разному – в зависимости от специфики предприятия, для которого документ создается. Составители инструкции имеют право включать в нее дополнительные главы и расширять содержание. К примеру, отдельные разделы могут быть посвящены взаимодействию между контрактным управляющим и подразделениями компании.

Структура должностной инструкции

При создании должностных инструкций сотрудники придерживаются типового формата. Он включает в себя следующие пункты:

  • общие положения;
  • должностные обязанности;
  • права;
  • ответственность;
  • условия работы.

Пяти разделов достаточно для того, чтобы затронуть все аспекты профессиональной деятельности контрактного управляющего. В них содержится краткая информация о том, каких результатов ожидает руководство от сотрудничества и какую инициативу сотрудник может проявлять.

Общие положения

Раздел «Общие положения» затрагивает такие вопросы:

  • категория работников, к которой принадлежит контрактный управляющий;
  • перечисление лиц, которым контрактный управляющий подчиняется;
  • приказ, на основании которого сотрудник назначается на должность;
  • категории сотрудников, которые уполномочены замещать контрактного управляющего в случае его отсутствия;
  • квалификационные требования (образование, опыт работы, спецкурсы и т.д.);
  • нормативные акты, которые контрактный управляющий должен знать;
  • навыки, которые контрактный управляющий должен использоваться в процессе трудовой деятельности.

Справка! В общих положениях содержится обязательная ссылка на российское трудовое законодательство, которым руководствуется начальство.

Должностные обязанности

Должностные обязанности посвящены всем функциям, которые контрактный управляющий обязан выполнять на рабочем месте. Обязанности управляющих на разных предприятиях могут отличаться друг от друга. Соответственно, одна и та же должность не подразумевает идентичных инструкций.

Документ должен учитывать специфику деятельности сотрудника и адекватно отображать ее. В обобщенном виде обязанности контрактного управляющего включают в себя следующие пункты:

  • создание планов закупок;
  • создание планов-графиков для работы с закупками;
  • проведение закупок и заключение контрактов;
  • организация консультаций с поставщиками;
  • организация экспертизы закупаемой продукции.

Справка! Полномочия контрактного управляющего предусматриваются ФЗ №44.

Права

В разделе «Права» перечисляются все инициативы, которые контрактный управляющий уполномочен проявлять в рабочем процессе. К числу таких инициатив относятся:

  • внесение предложений по улучшению работы предприятия в пределах своей компетенции;
  • взаимодействие с прочими структурными подразделениями;
  • запрашивание у сотрудников документов, анализ которых находится в компетенции контрактного управляющего;
  • своевременное оповещение руководства о нарушениях или некорректном выполнении распоряжений;
  • требование от начальства условий работы, которые не препятствовали бы решению текущих задач.

Ответственность

Ответственность наступает для контрактного управляющего в том случае, если он превышает свои полномочия. Проступки, совершаемые сотрудником, могут быть как умышленными, так и непреднамеренными. Наказание, которое будет примерено к контрактному управляющему, зависит от тяжести сделанной им ошибки. К числу возможных санкций относятся:

  • выговор;
  • понижение в должности;
  • штраф;
  • увольнение;
  • судебное разбирательство.

Ответственность, с которой может столкнуться контрактный управляющий, имеет несколько уровней:

  • дисциплинарная;
  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • уголовная.

Справка! Все санкции, предъявляемые к сотруднику, не должны выходить за рамки российского трудового законодательства.

Условия работы

Завершающий раздел должностной инструкции посвящается условиям работы. В нем уточняются все особенности, которые предполагает должность контрактного управляющего. К этим особенностям могут относится:

  • ведение переписки с заказчиками на иностранных языках;
  • необходимость в служебных командировках;
  • характер занятости.

Информация о сотруднике

На последней странице должностной инструкции содержится информация о сотруднике, которому документ посвящен. Отображаются следующие сведения:

Контрактная служба государственных закупок в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ “О контрактной службе”

Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок» тщательно регламентирует не только процедуры, которые государственный заказчик вправе использовать для того, чтобы осуществлять те или иные виды госзакупок, но также и объясняет, какие подразделения или должностные лица должны осуществлять процедуры проведения тех или иных закупочных процедур. Так, в частности, у государственных и муниципальных заказчиков должны быть созданы специальные контрактные службы.

Если же уровень такой организации не позволяет создать контрактную службу, то назначается специальное должностное лицо – контрактный управляющий.

Что такое контрактная служба или контрактный управляющий?

Для того чтобы проводить процедуру закупок, предусмотренных для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, государственный заказчик обязан создать специальное подразделение или назначить должностных ответственных лиц. Такие службы называются контрактными службами, а должностные лица – контрактными управляющими.

Читайте также:
ОСАГО и КАСКО на автомобиль: что представляет собой каждый из видов страхования и какая между ними разница?

В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона №44-ФЗ контрактная служба создается в тех случаях, когда общий годовой объем закупок у того или иного заказчика превышает сто миллионов рублей. Если такой объем не превышен, то государственный или муниципальный заказчик обязан назначить ответственное должностное лицо, а созданная должность будет называться контрактным управляющим.

Если контрактной службы у заказчика нет, но есть контрактный управляющий, а совокупный годовой доход является достаточно большим, то заказчик может назначить несколько контрактных управляющих либо помощников одного контрактного управляющего.

Для того чтобы контрактная служба или контрактный управляющий могли в полном объеме осуществлять свои действия, создается специальный регламент, который будет регулировать в полном объеме весь объем действий такой службы или должностного лица.

Создание контрактной службы или назначение контрактного управляющего для государственного или муниципального заказчика должно было быть осуществлено до 1 января 2017 года. В противном случае осуществлять процедуры закупок для удовлетворения своих нужд такой заказчик не имеет права.

Данное положение зафиксировано в статье 112, которая регламентирует поэтапное вступление в силу нового федерального закона.

Модели контрактной службы

Для государственного заказчика законодатель предоставляет возможности по выбору той модели, на основании которой будет осуществляться создание контрактной службы для проведения закупок у того или иного поставщика.

Для государственных и муниципальных заказчиков сформировано правило создания контрактной службы, согласно которому заказчик вправе принимать самостоятельное решение о том, каким образом будет сформирована контрактная служба.

Однако заказчику следует помнить о том, что при годовом объеме закупок более ста миллионов рублей должна быть сформирована контрактная служба, если объем менее ста миллионов – назначается контрактный управляющий.

Для государственного заказчика предоставляется выбор того, каким именно образом осуществляется формирование контрактной службы:

фз 44

  • путем формирования самостоятельной структурной группы, которая выполняет только обязанности, прописанные в должностном регламенте контрактной службы и ее непосредственных сотрудников. Привлекать сотрудников такого подразделения к другим видам работ строго запрещено;
  • путем наложения обязанностей сотрудников контрактной службы на сотрудников других подразделений, например, снабжения или бухгалтерии. Исполнение обязанностей сотрудника контрактной службы должно происходить совместно с обязанностями сотрудника того структурного подразделения, в котором числится тот или иной сотрудник.

Точно также на контрактного управляющего если он назначен из числа действующих сотрудников различных структурных подразделений заказчика, накладываются дополнительные обязанности, которые должны быть осуществлены в соответствии с положениями своих должностных инструкций по совмещаемым должностям.

Механизм и порядок создания контрактной службы по Федеральному закону №44-ФЗ

Создание контрактной службы – это комплекс мероприятий, который осуществляется государственным или муниципальным заказчиком для того, чтобы такое подразделение в полном объеме занималось проведением предусмотренных законом видов закупок для обеспечения нужд такого заказчика. Как уже говорилось выше, создание такой службы может быть осуществлено путем выделения самостоятельного подразделения, а также путем выделения группы сотрудников из действующих подразделений для того, чтобы наложить на них обязанности сотрудников контрактной службы.

Создание контрактной службы должно осуществляться на основании специального приказа о создании контрактной службы. Этот приказ готовится первым из всех документов, которые должны быть сформулированы для начала полноценной работы создаваемой контрактной службы. Дополнительно создается также специальный регламент, который будет в полном объеме осуществлять регулирование деятельности контрактной службы.

На руководителя контрактной службы, а также на ее ведущих специалистов создаются специальные должностные инструкции, в которых фиксируются права и обязанности сотрудников контрактной службы. В рамках такой должностной инструкции должны быть зафиксированы все те возможные меры ответственности, которые могут быть наложены на должностное лицо, если оно допустит нарушение действующего законодательства в период своей работы в контрактной службе. С образцом должностной инструкции можно ознакомится по ссылке.

Общий порядок действий для создания контрактной службы со стороны государственного заказчика выглядит следующим образом:

  • издание приказа о создании контрактной службы, который исходит от руководства государственного заказчика;
  • создание положения о контрактной службе;
  • издание регламента работы контрактной службы;
  • формирование штата контрактной службы;
  • издание должностных инструкций для сотрудников контрактных служб;
  • издание положений комиссий по проведению конкурентных способов закупок.

Так как контрактная служба осуществляет проведение закупок, в рамках которых должны быть реализованы различные процедуры, в том числе с использованием комиссионного рассмотрения предоставляемых потенциальными исполнителями документов, государственному заказчику следует также принять специальные положения, которые будут регламентировать действия таких комиссий.

В состав контрактной службы входят:

  • руководитель структурного подразделения;
  • специалисты, которые осуществляют работу с потенциальными поставщиками путем проведения специальных процедур;
  • сотрудники, которые будут осуществлять разрешение финансовых вопросов (нередко данные функции передаются напрямую сотрудникам бухгалтерии заказчика).

Полный список сотрудников и их должностные обязанности формирует сам заказчик на основании своих потребностей. Однако одно условие должно быть обязательно соблюдено – все сотрудники контрактной службы должны иметь соответствующее образование.

Читайте также:
Договор дарения недвижимого имущества юридического лица его учредителю

Контрактный управляющий

Контрактный управляющий – это должностное лицо, которое назначается государственным заказчиком для того, чтобы такой сотрудник занимался проведением закупочных процедур для обеспечения нужд государственного или муниципального заказчика. Назначение контрактного управляющего (независимо от того, сколько таких сотрудников будет назначено) происходит в том случае, если общий годовой объем закупок заказчика менее ста миллионов рублей.

Назначается такой сотрудник на основании приказа руководителя организации с расшифровкой всех наложенных на него обязанностей. В целом порядок действий выглядит следующим образом:

  • издание приказа о создании должности контрактного управляющего;
  • приказ о назначении конкретного человека на должность контрактного управляющего;
  • формирование должностной инструкции контрактного управляющего;
  • формирование положений о комиссиях для проведения конкурентных способов закупок.

Должностная инструкция для контрактного управляющего совмещает в себе положения должностной инструкции руководителя контрактной службы и рядового ее сотрудника. Однако в ней должны быть определены все права и обязанности, которые налагаются на такого сотрудника. Образец должностной инструкции для контрактного управляющегоиможно скачать по ссылке.

Кроме того, нередко для такого контрактного управляющего также указываются меры ответственности, которые могут быть наложены на сотрудника за несоблюдение норм действующего законодательства в сфере государственных закупок.

При формировании положений о комиссиях по контролю за конкурентными способами закупок следует учесть, что привлечение контрактного управляющего в качестве участника такой закупки нежелательно, так как он непосредственно отвечает за оформление проводимых процедур контроля за конкурентными закупками.

Контрактная служба или контрактный управляющий – это подразделение или самостоятельное должностное лицо, которое осуществляет проведение тех или иных государственных закупок, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Формирование самостоятельной контрактной службы или назначение контрактного управляющего должно осуществляться в соответствии с положениями статьи 38 указанного закона, а все назначаемые сотрудники должны пройти специальное обучение.

Статьи

Закупочную деятельность заказчиков, работающих по Закону № 44-ФЗ, обеспечивают работники контрактной службы и контрактные управляющие. Данная деятельность стала востребованной именно благодаря принятию Закона № 44-ФЗ, которых ввел достаточно жесткие правила осуществления закупок, а также предусмотрел необходимость составления и размещения в ЕИС различных документов.

Нужно отметить, что работник контрактной службы и контрактный управляющий – это ни одно и тоже. При схожести функционала и предъявляемых к ним требований они отличаются друг от друга. Такие различия мы разберем в настоящей статье. Также в данной статье мы рассмотрим основные сложности, с которыми сталкиваются сотрудники заказчика, занятые в сфере закупок.

Надеемся, что материал, представленный в статье, окажется полезным как для лиц, только присматривающихся к данной сфере деятельности, так и для лиц, уже непосредственно работающих в сфере закупок. Если это окажется так, пожалуйста, не забудьте оценить материал после прочтения, оставив соответствующий комментарий.

В каком случае заказчик создает контрактную службу, а когда определяет контрактного управляющего?

Для осуществления закупок по Закону № 44-ФЗ заказчик должен назначить контрактного управляющего или создать контрактную службу. Ключевой момент здесь заключается в слове «или» .

Центр закупок и продаж «Закон.гуру» полагает, что в одной организации не может быть создана контрактная служба и определены одновременно контрактные управляющие. Наличие одного исключает другое, в том числе в случае, когда заказчик имеет обширную сеть филиалов.

При необходимости организации закупочной деятельности в филиалах и при наличии контрактной службы в головном подразделении работников филиалов следует включить в контрактную службу головной организации с передачей им полного функционала по осуществлению закупок в филиалах.

Решение о создании контрактной службы в учреждении зависит от размера денежных средств, выделенных заказчику на закупки товаров, работ, услуг на соответствующий финансовый год (без учета денежных средств, полученных из бюджета на выплаты персоналу, социальные отчисления и прочие выплаты, не являющиеся закупками) – СГОЗ (совокупный годовой объем закупок).

Заказчик, СГОЗ которого превышает 100 млн руб., обязан создать контрактную службу. Остальные же заказчики вправе это сделать, но в отсутствие контрактной службы должны определить одного или нескольких контрактных управляющих.

Различия между контрактной службой и контрактным управляющим

Контрактная служба Контрактный управляющий
коллегиальный орган заказчика должностное лицо заказчика
в состав должно входить не менее 2 человек может быть один
только одна в организации может быть несколько
действует на основании положения, которое составляется в соответствии с типовым положением (приказ Минфина от 31.07.2020 № 158н) и не может ему противоречить действует в соответствии со своей должностной инструкцией и трудовым договором
обязанности по проведению закупок разделяются между работниками службы (конкретный работник контрактной службы, например, может только планировать закупки, другой – занимается только обоснование цены и т.д. отвечают за одну или несколько закупок полностью (делает все сам – планирует закупки, обосновывает цену, размещает информацию в ЕИС и др.)
Читайте также:
Где взять справку о зарплате для Пенсионного фонда, если предприятия уже нет

Сходства между контрактной службой и контрактным управляющим

Работниками контрактной службы и контрактными управляющими могут быть только штатные сотрудники заказчика, а не привлеченные лица. Такие лица должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

До настоящего времени не утихают споры о том, достаточно ли таким лицам иметь просто высшее образование либо такое высшее образование должно быть получено именно в сфере закупок. Центр закупок и продаж «Закон.гуру» убежден, что словосочетание «в сфере закупок» относится не только к словам «дополнительное профессиональное образование», но и к словам «высшее образование», т.к. в противном случае к выполнению соответствующей трудовой функции могли бы быть допущены лица, ничего не понимающие в закупках.

Наличие у должностного лица заказчика просто высшего образования, например, педагогического, не делает его еще специалистом в сфере закупок. К слову отметим, что даже наличие профильного образования (т.е. образования в сфере закупок) также, на наш взгляд, не делает его специалистом, т.к. потребуется не меньше года, чтобы освоить базовые положения законодательства. Однако, в силу Закона № 44-ФЗ наличие у должностного лица «корочки» является достаточным условием для включения его в состав контрактной службы или определения его контрактным управляющим.

К большому сожалению, наличие просто «корочки» в отсутствие реальных знаний, относительно невысокие зарплаты при достаточно высокой ответственности (в том числе административной, а иногда и уголовной), приводят к «текучке кадров»: приходит новый сотрудник, получает «корочку» за счет учреждения, а затем административные штрафы, несопоставимые с уровнем его заработной платы (прим.: штрафы по Закону № 44-ФЗ во всех случаях оплачиваются за счет самого сотрудника), после чего увольняется, а дальше начинается новый круг. Поэтому лицам, которые потенциально рассматривают данную сферу в качестве трудоустройства мы предлагаем предварительно взвесить все «за» и «против», а еще лучше обратиться за предварительной консультацией в Центр закупок и продаж «Закон.гуру».

Отсутствие соответствующей «корочки» у должностного лица, включенного руководителем учреждения в состав контрактной службы или назначенного контрактным управляющим, может повлечь за собой привлечение руководителя организации к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.27 КоАП РФ. Поэтому в интересах руководителя такие «корочки» данным лицам обеспечить.

Какое образование требуется для работника контрактной службы и контрактного управляющего?

Выше мы уже отменили, что работники контрактной службы и контрактные управляющие должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Высшее образование в сфере закупок уже реализовывается отдельными учебными заведениями. Оно реализуется по классической схеме приема выпускников школ на базе результатов ЕГЭ. Об этом виде образования мы рассказывать не будем, т.к. большая часть лиц, которые приходят в сферу закупок, делают это сознательно и уже имеют какое-либо образование.

Вторая причина того, что мы не будет описывать высшее образование в сфере закупок, заключается в постоянно меняющемся законодательстве. Опытные специалисты хорошо знают, что если «выпасть» из сфере закупок на два-три месяца, то уже сложно отследить все произошедшие за это время изменения. Что уж говорить про 6 месяцев и более? Поэтому выпускники ВУЗов, получающих высшее образование в течение 4-6 лет, будут обладать лишь поверхностными теоретическими знаниями, отдаленно имеющими отношение к реальной действительности (прим.: исключительно наше мнение).

Центр закупок и продаж «Закон.гуру» полагает, что существует два подхода к получению образования в сфере закупок:

  • для себя (чтобы не оштрафовали, не посадили);
  • для «галочки» (чтобы соответствовать формальным требованиям Закона № 44-ФЗ).

Большая часть выбирает или вынужденно выбирать (ввиду отсутствия средств) второй подход. Мы, конечно, рекомендуем следовать первому. При этом нужно понимать, что обучение госзакупкам – это уже сложившееся направление бизнеса в России. Поэтому не стоит возлагать особых надежд на то, что по результатам обучения конкретный человек сразу станет специалистом. «Корочку» человек получит, а вот знания – не факт.

Идеальная ситуация, когда первое время «новоиспеченного» контрактного управляющего, а тем более руководителя контрактной службы «ведут», т.е. подсказывают ответы на возникающие у него в ходе практической деятельности вопросы.

В частности, Центр закупок и продаж «Закон.гуру» реализует «горячую линию» по возникающим вопросам посредством WhatsApp, помогая «не наломать дров» в первое время. Стоят такие консультации относительно недорого, особенно принимая во внимание размеры потенциальных штрафов, которые могут быть возложены за допущенные ошибки.

Вместе с тем, вернемся к вопросам получения контрактными управляющими, работниками контрактных служб образования в сфере закупок. Основным образованием для них будет выступать «дополнительное профессиональное образование», которое, согласно Закону об образовании, имеет две формы:

  • «повышение квалификации» (по результатам успешного освоения программы слушателю выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образовательной организацией (не государственного. ) образца);
  • «профессиональная переподготовка» (по результатам прохождения выдается диплом о профессиональной переподготовке установленного образовательной организацией (не государственного. ) образца).

Две указанные формы являются равнозначными. Отличаются они только объемом образовательной программы: повышение квалификации реализуется объемом до 250 акад. часов, профессиональная переподготовка – от 250 акад. часов и выше. Реализовывать две указанные формы дополнительного профессионального образования могут только организации, имеющие соответствующую лицензию (ИП не праве реализовывать программы по дополнительному профессиональному образованию).

Читайте также:
Расчетный счет в Тинькофф Банке для ИП и ООО: тарифы РКО, документы, преимущества

Объем часов в образовательной программе значения (для знаний) не имеет. Важно столько из этого объема приходится на очные аудиторные или семинарские занятия. Довольно часто можно встретить ситуации, когда образовательная программа включает в себя 500 акад. часов, но очно из них реализуется только, например, 16. Соответственно знаний будет на 16 часов, а не на 500, при наличии у лица диплома о профессиональной переподготовке.

Для проверки реальных знаний специалистов в сфере закупок Центр закупок и продаж «Закон.гуру» запустил сервис тестирования. Вопросы в тестах подобраны таким образом, чтобы охватить максимально все возможные темы и проблемные точки госзакупок. Лицам, прошедшим тестирование, выдается сертификат специалиста, который подтверждает наличие у них реальных знаний в сфере закупок, а не «корочки». Надеемся, что данный сервис окажется полезным, в том числе для представителей работодателей, которые могут с его помощью проверить знания свой сотрудников.


Обязанности контрактной службы и контрактного управляющего

Функциональные обязанности контрактной службы и контрактного управляющего примерно равны и определены в ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ. Следует отметить, что Закон № 44-ФЗ устанавливает лишь базовые обязанности:

  • разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в ЕИС план-график и внесенные в него изменения;
  • осуществляют подготовку и размещение в ЕИС извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
  • обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
  • участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
  • организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • осуществляют иные полномочия, предусмотренные Законом № 44-ФЗ.

Их расшифровка для контрактной службы содержится в приказе Минфина от 31.07.2020 № 158н, устанавливающего типовой регламент (положение) о контрактной службе. Для контрактного управляющего расшифровка должна быть приведена в должностной инструкции.

Важно отметить, что приказ Минфина от 31.07.2020 № 158н не распространяется на деятельность контрактного управляющего, и, следовательно, функционал контрактного управляющего может отличаться от функционала контрактной службы (прим.: если это не входит в противоречие с ч.4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ). Например, приказом Минфина от 31.07.2020 № 158н определено, что контрактная служба готовит техническое задание и обосновывать начальную (максимальны) цену контракта. Контрактный управляющий в организации может этого не делать, если соответствующий функционал не закреплен за ним его должностной инструкцией.

Обратите внимание, что Закон № 44-ФЗ использует различные формулировки при установлении функциональных обязанностей контрактной службы и контрактного управляющего: где-то используются слова «разрабатывают», «осуществляют», «участвуют» (т.е. исполняют соответствующие обязанности самостоятельно, без возможности передачи такого функционала кому-либо, в том числе иным сотрудникам заказчика), а где-то «обеспечивают» (т.е. сами не осуществляют, а координируют работу по данному направлению). Это важно учитывать при составлении положения о контрактной службе и разработке должностной инструкции контрактного управляющего.

Например, п. 3.2.2.1 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утв. Приказом Минфина от 31.07.2020 № 158н, закреплено, что контрактная служба заказчика «определяет и обосновывает начальную (максимальную) цену контракта». Соответственно работники контрактной службы осуществляют данную функцию самостоятельно, без возможности ее возложения на сотрудника (ов) заказчика, не входящего в состав контрактной службы. Аналогичное требование установлено п. 3.2.2.2 Типового положения: контрактная служба «осуществляет описание объекта закупки».

Ответственность работников контрактной службы и контрактного управляющего

Работники контрактной службы, контрактные управляющие несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий. Такая ответственность может быть дисциплинарной, административной или уголовной в зависимости от состава совершенного данными лицами правонарушения.

Если у Вас остались какие-либо вопросы, связанные с организацией работы контрактной службы, определением должностных обязанностей контрактного управляющего, мы с радостью ответим на них через WhatsApp или службу поддержки клиентов.

Удачных закупок и не забудьте оставить свой комментарий о прочитанном, а также предложить новую тему для разбора, о выходе которой можно узнать вступив в нашу группу ВКонтакте.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: