Реализация административно-юрисдикционной деятельности полиции

Принципы административной деятельности полиции

Тема 1 Понятие, содержание, принципы административной деятельности полиции.

Цели занятия: изучить понятие, основные направления, содержание и принципы административной деятельности полиции,

Время: 80 минут

Вид занятия: лекция

Место проведения: учебная аудитория

Материальное обеспечение: план-конспект для проведения занятия

Литература:

1. Конституция РФ // СПС «Консультант-Плюс».

2. КоАП РФ // СПС «Консультант-Плюс».

3. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».

4. Административная деятельность органов внутренних дел: учебник в 2-х частях / Ю.Н. Демидов, М.В. Костенников, А.В. Куракин. – М.: ВПИК МВД России, 2016.

5. Административная деятельность полиции в схемах и определениях: учебное наглядное пособие / сост.: О.В. Безлепкина, Е.А. Кулеш. – Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2017.

1. Понятие и содержание административной деятельности полиции

Одним из направлений деятельности ОВД РФ предусмотренных нормативно-правовыми актами является административная деятельность, включающая целенаправленную, организующую, исполнительную и распорядительную, подзаконную работу ОВД РФ, состоящую в непосредственном, повседневном, практическом осуществлении задач и функций государства в сфере внутренних дел в рамках, определенной законодательством компетенции.

Административная деятельность ОВД РФ – это подзаконная, государственно-властная, исполнительно-распорядительная деятельность, направленная на организацию и практическое решение задач и выполнение функций ОВД по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Основные черты административной деятельности ОВД – это государственно-властный, подзаконный, исполнительный (подчиненность и подконтрольность представительным органам) и распорядительный, организующий (сочетание элементов централизованного руководства с оперативным управлением на местах), научный, профилактический, правоохранительный и регулятивный характер.

Признаки административной деятельности органов внутренних дел:

• государственно-властный характер, обусловленность целями и задачами государственного управления;

• исполнительно-распорядительный, подзаконный характер, определяемый компетенцией органов внутренних дел;

• предупредительная, профилактическая направленность.

Государственно-властный характер административной деятельности органов внутренних дел выражается в том, что она осуществляется от имени государства с использованием предоставленных государством полномочий в рамках компетенции строго определенной законом.

Исполнительно-распорядительный, подзаконный характер административной деятельности органов внутренних дел означает, что она направлена на повседневное, непосредственное, практическое исполнение законодательных актов Российской Федерации (далее – РФ), актов Президента РФ и Правительства РФ в сфере внутренних дел, то есть по вопросам охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью. Для выполнения данных задач органы внутренних дел наделяются широким кругом административно-распорядительных полномочий, в том числе по применению мер административного принуждения.

Предупредительная, профилактическая направленность административной деятельности органов внутренних дел проявляется в максимально упреждающем воздействии на общественные группы и отдельные личности в целях недопущения совершения противоправных действий, оперативного их пресечения.

Административная деятельность должна осуществляться четко в рамках установленной государством компетенции. Органы внутренних дел при реализации своих административных функций не должны уклоняться от реализации своей компетенции, равно как и выходить за ее пределы. Устанавливая компетенцию государственного органа, государство ставит его в определенные рамки, за несоблюдение которых конкретные должностные лица несут юридическую ответственность.

Статья 2 Федерального закона «О полиции» определяет основные направления деятельности полиции:

1. защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2. предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений. Это направление деятельности полиции имеет три составляющие, регламентированные соответственно уголовно-процессуальным законодательством, законодательством об административных правонарушениях и законодательством об оперативно-розыскной деятельности;

3. выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам. Производство предварительного следствия следователями ОВД РФ предусмотрено п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ. В пункте 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ предусмотрено, что к органам дознания относятся ОВД РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

4. розыск лиц. Одной из задач оперативно-розыскной деятельности в ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» названо осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативным подразделениям ОВД РФ предоставлено право осуществлять на территории РФ оперативно-розыскную деятельность.

Читайте также:
Кому принадлежит и кто управляет Центральным Банком РФ — кто учредитель ЦБ РФ?

5. производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний. Осуществление ОВД (полицией) производства по делам об административных правонарушениях предусмотрено и регламентировано нормами КоАП РФ. Так, в ст. 23.3 КоАП РФ ОВД (полиция) названы в качестве органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также перечислены такие дела и определены лица, которые вправе рассматривать такие дела от имени данных органов. Исполнение ОВД административных наказаний предусмотрено и регламентировано нормами гл. 32 КоАП РФ.

6. обеспечение правопорядка в общественных местах.

7. обеспечение безопасности дорожного движения . Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ определяет Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». ГИБДД МВД России осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

8. утратил силу. – Федеральный закон от 03.07.2016 N 227-ФЗ

9. утратил силу с 1 января 2018 года – Федеральный закон от 05.12.2017 N 391-ФЗ

10. утратил силу – Федеральный закон от 03.07.2016 N 227-ФЗ.

11. государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц . Систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной поддержки указанных лиц, устанавливает Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Возложение на ОВД РФ осуществления мер безопасности предусмотрено в ч. 3 ст. 3 названного Закона.

Систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, а также их близких устанавливает Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». В соответствии с ч. 1 ст. 12 названного Закона на ОВД возлагается применение и осуществление мер безопасности.

12. осуществление экспертно-криминалистической деятельности . Правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в России определяет Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ». В названном Законе (ст. ст. 13 и 37) непосредственно упоминаются экспертные подразделения федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, т.е. МВД России.

Решение возложенных на органы внутренних дел задач, осуществляется в рамках административной деятельности путем административно-юрисдикционной деятельности, которая представляет собой установленную нормами административного права совокупность полномочий органов исполнительной власти и их должностных лиц разрешать во внесудебном порядке споры в административно-правовой сфере и привлекать лиц к юридической ответственности. Специфическими чертами административной юрисдикции являются правоохранительный, принудительный характер, а также множественность субъектов, ее осуществляющих.

В рамках административно-юрисдикционной деятельности органы внутренних дел осуществляют производство по делам об административных правонарушениях. Данный вид производства осуществляется в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и является административно-процессуальной деятельностью, реализуемой органами внутренних дел и их должностными лицами. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Производство по делам об административных правонарушениях включает в себя возбуждение дела об административном правонарушении, административное расследование, рассмотрение дела об административном правонарушении, сбор и оценку доказательств, применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, принятие решения по делу, пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, исполнение постановлений.

Читайте также:
Надо ли мне писать какое-то заявление в суд, чтобы судимость сняли?

Принципы административной деятельности полиции

Административная деятельность органов внутренних дел осуществляется на основе определенных принципов, под которыми понимаются идеи, основные положения, нашедшие закрепление в законе, которыми руководствуются органы внутренних дел при решении поставленных перед ними задач. Принципы носят объективный характер, действуют независимо от субъективных воззрений и желаний отдельных лиц. Отклонение от их соблюдения может значительно снизить эффективность административной деятельности и нанести серьезный ущерб интересам построения правового государства. Важнейшее значение принципов как политико-юридической категории состоит в том, что им должны соответствовать все остальные нормы права, относящиеся к конкретным сферам осуществления административной деятельности органов внутренних дел.

Принципы административной деятельности органов внутренних дел (полиции) закреплены в Конституции РФ, Федеральном законе от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», Федеральном законе «О полиции» и других законодательных актах, регламентирующих вопросы реализации административной деятельности.

Согласно ст. 1 ФЗ «О полиции» полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также – граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Цели (задачи) не только предопределяют характер административной деятельности и систему ее принципов, но и сами соизмеряются с принципами. Цели – это то, на что направлена административная деятельность, а принципы отвечают на вопрос, как, каким образом она осуществляется.

Принципы оказывают воздействие на формы, методы, структуру, процесс деятельности ОВД. В принципах находят свое выражение основные требования, предъявляемые к построению и организации служб и подразделений и способам осуществления ими функций ОВД, относящихся к сфере административной деятельности, к стратегии, тактике и стилю работы, к характеру взаимоотношений между субъектами и объектами административной деятельности. Принципы отражают сущность явлений и реальных процессов развития общественных отношений, т.е. они носят объективный характер.

Принципы административной деятельности ОВД образуют систему, в которой они так или иначе связаны и взаимообусловлены.

Принципами полиции согласно гл. 2 ФЗ «О полиции» являются:

– соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина;

– открытость и публичность;

– общественное доверие и поддержка граждан;

– взаимодействие и сотрудничество;

– использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

Дата добавления: 2021-01-20 ; просмотров: 516 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Понятие и особенности административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел (полиции).

Анализ действующего законодательства показывает, что органы внутренних дел (полиция) в системе юрисдикционных органов занимают ведущие позиции по объему административно-юрисдикционных полномочий, что обусловлено особым характером выполняемых задач, основной объем которых связан с исполнительно-распорядительной, государственно-властной деятельностью. Так, в 2014 году ОВД возбуждено 2888844 дел об административных правонарушениях, вынесено 1203953 определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении[44].

Административная юрисдикция – это административно-процессуальная деятельность полномочных исполнительных органов (должностных лиц), осуществляемая во внесудебном порядке с целью рассмотрения и разрешения возникающих в сфере реализации исполнительной власти административно-правовых споров, правовой оценки поведения их участников и применения к виновной стороне в необходимых случаях мер юридической ответственности. Предметом рассмотрения и разрешения в рамках административной юрисдикции являются дела об административных проступках[45].

Одним из направлений деятельности полиции является предупреждение и пресечение административных правонарушений, производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний. Таким образом, административную юрисдикцию можно отнести к числу функций, осуществляемых полицией. Будучи составной частью ее административной деятельности, она по своему характеру является правоприменительной, т.е. связана с применением норм административного права к лицам, совершившим административные проступки.

Особенности административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел (полиции):

1. Широкий круг видов дел об административных правонарушениях, по которым сотрудники полиции вправе возбуждать производство по делу и производить их рассмотрение.

2. Внутриведомственная специализация сотрудников по возбуждению дел, при осуществлении административного расследования и при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Читайте также:
Заявление о прекращении деятельности по ЕНВД: скачать бланк 2022

3. Правовая регламентация КоАП РФ, законами субъектов Российской Федерации и ведомственными нормативными правовыми актами.

4. Право сотрудников полиции, наряду с обычным производством по делу, осуществлять упрощенное производство, налагая административное наказание на месте, без составления протокола об административном правонарушении; либо выносить постановление без участия лица, в отношении которого возбуждено дело.

5. Единоличный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях.

6. Применение к виновным только двух видов административных наказаний – предупреждения и административного штрафа.

Частью 1 ст. 23.3 КоАП РФ установлены составы административных правонарушений, которые вправе рассматривать должностные лица ОВД (полиции). Это: нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах; эксплуатация (выпуск в эксплуатацию) механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума; непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры; административные правонарушения на транспорте и в области дорожного движения; правонарушения в области предпринимательской деятельности; правонарушения, посягающие на установленный порядок управления, общественный порядок и общественную безопасность. Наибольшее количество составов, подведомственных полиции, заключено в главах 12 и 20 КоАП РФ.

В ряде случаев КоАП РФ устанавливает альтернативную подведомственность, когда дело об административном правонарушении может быть рассмотрено одновременно несколькими органами и должностными лицами. Так, например, дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство», может быть рассмотрено должностными лицами органов внутренних дел (ст. 23.3 КоАП РФ), а может быть передано ими для рассмотрения мировому судье (ст. 23.1 КоАП РФ).

Частью 2 ст. 23.3 КоАП определена компетенция должностных лиц ОВД (полиции) по рассмотрению дел об административных правонарушениях (т.е. должностная подведомственность). Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:

1) начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции, их заместители;

2) начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители;

3) начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции;

4) начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции и другие сотрудники полиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил на транспорте;

5) начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель;

6) сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющие специальное звание;

7) старшие государственные инспектора безопасности дорожного движения, государственные инспектора безопасности дорожного движения;

8) старшие государственные инспектора дорожного надзора, государственные инспектора дорожного надзора;

9) старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции.

По итогам рассмотрения дел должностные лица ОВД выносят соответствующие постановления и определения.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

© cyberpedia.su 2017-2020 – Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Административная деятельность ОВД

Административная деятельность ОВД : учебник для вузов / М. В. Костенников [и др.] ; под редакцией М. В. Костенникова, А. В. Куракина. — Москва : Издательство Юрайт, 2014. — 521 с. — (Специалист). — ISBN 978-5-9916-4057-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/381796 (дата обращения: 02.02.2022).

  • Описание
  • Программа курса
  • Видео: 1
  • Нет в мобильном приложении
    Под ред. Костенникова М.В., Куракина А.В.
Читайте также:
Как реализуется преимущественное право покупки земельного участка?

Административная деятельность ОВД : учебник для вузов / М. В. Костенников [и др.] ; под редакцией М. В. Костенникова, А. В. Куракина. — Москва : Издательство Юрайт, 2014. — 521 с. — (Специалист). — ISBN 978-5-9916-4057-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/381796 (дата обращения: 02.02.2022).

  • Аннотация
  • Программа курса
  • Медиаматериалы 1

Учебник поможет студентам (курсантам) получить комплексное представление об административной деятельности органов внутренних дел. В учебнике раскрываются базовые вопросы, а также особенности административной деятельности органов внутренних дел. Освещаются основные направления деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, административно-процессуальная деятельность органов внутренних дел. Особое внимание уделено особенностям взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества в деле обеспечения правопорядка. Проконтролировать полученные знания и приобрести необходимые практические навыки можно с помощью имеющихся в учебнике контрольных вопросов и заданий.

  • Авторский коллектив
  • Принятые сокращения
  • Предисловие
  • ОБЩАЯ ЧАСТЬ
  • Раздел I. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  • Глава 1. Основы административной деятельности органов внутренних дел (полиции)
    • 1.1. Понятие и принципы административной деятельности органов внутренних дел (полиции)
    • 1.2. Формы и методы реализации административной деятельности органов внутренних дел (полиции)
    • 1.3. Национальная безопасность Российской Федерации и роль административной деятельности, осуществляемой органами внутренних дел, в ее обеспечении
    • 1.4. Основные направления деятельности органов внутренних дел (полиции) по обеспечению общественной безопасности
    • 1.5. Принципы деятельности российской полиции
    • 1.6. Контроль за административной деятельностью органов внутренних дел (полиции)
    • Вопросы и задания для самоконтроля
    • 2.1. Правовое положение МВД России
    • 2.2. Правовое положение главных управлений МВД России по федеральным округам
    • 2.3. Правовое положение МВД республик, главных управлений МВД по субъектам Российской Федерации
    • 2.4. Правовое положение отделов и управлений МВД России по районам
    • 2.5. Правовое положение органов внутренних дел на транспорте
    • Вопросы и задания для самоконтроля
    • 3.1. Правовое положение и организационное построение организационно-аналитических подразделений органов внутренних дел
    • 3.2. Правовое положение и организационное построение дежурных частей органов внутренних дел
    • 3.3. Правовое положение и организационное построение кадровых аппаратов органов внутренних дел
    • 3.4. Правовое положение и организационное построение информационных центров МВД России
    • 3.5. Правовое положение и организационное построение тыловых и финансово-экономических подразделений МВД России
    • 3.6. Правовое положение и организационное построение экспертных учреждений МВД России
    • 3.7. Правовое положение и организационное построение правовых подразделений (юридической службы) МВД России
    • 3.8. Правовой статус внутренних войск МВД России
    • Вопросы и задания для самоконтроля
    • Глава 4. Права и обязанности полиции
      • 4.1. Права полиции
      • 4.2. Обязанности полиции
      • 4.3. Правовые основы и порядок применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
      • 4.4. Применение полицией физической силы
      • 4.5. Применение полицией специальных средств
      • 4.6. Применение полицией огнестрельного оружия
      • 4.7. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции
      • Вопросы и задания для самоконтроля
      • 5.1. Права сотрудника полиции
      • 5.2. Обязанности сотрудника полиции
      • 5.3. Прохождение службы в органах внутренних дел
      • 5.4. Социальная защита сотрудников органов внутренних дел
      • 5.5. Противодействие коррупции в органах внутренних дел
      • 5.6. Поощрение и награждение сотрудников органов внутренних дел
      • 5.7. Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел
      • Вопросы и задания для самоконтроля
      • Глава 6. Правовое положение и организация деятельности полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности
        • 6.1. Правовое положение и организация деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции
        • 6.2. Правовое положение и организация деятельности участковых уполномоченных полиции
        • 6.3. Правовое положение и организация работы полиции по осуществлению лицензионно-разрешительной деятельности
        • 6.4. Правовое положение и организация деятельности полиции по обеспечению безопасности дорожного движения
        • 6.5. Правовое положение и организация деятельности полиции по обеспечению имущественной безопасности
        • 6.6. Правовое положение и организация деятельности подразделений по делам несовершеннолетних
        • 6.7. Правовое положение и организация деятельности полиции по обеспечению миграционной политики
        • 6.8. Правовое положение и организация деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых
        • Вопросы и задания для самоконтроля
        • Глава 7. Административная юрисдикция и ее реализация в деятельности органов внутренних дел
          • 7.1. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел (полиции)
          • 7.2. Понятие и признаки административного правонарушения
          • 7.3. Состав административного правонарушения и его содержание
          • 7.4. Квалификация административных правонарушений
          • 7.5. Производство по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел (полиции)
          • 7.6. Производство по обращениям в органах внутренних дел (полиции)
          • Вопросы и задания для самоконтроля
          • 8.1. Меры административного предупреждения, применяемые органами внутренних дел
          • 8.2. Меры административного пресечения, применяемые органами внутренних дел
          • 8.3. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемые органами внутренних дел
          • 8.4. Меры административной ответственности, применяемые органами внутренних дел
          • 8.5. Меры убеждения, применяемые органами внутренних дел
          • Вопросы и задания для самоконтроля
          • 9.1. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок
          • 9.2. Административные правонарушения, посягающие на общественную безопасность
          • 9.3. Административные правонарушения против порядка управления
          • 9.4. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность
          • 9.5. Административные правонарушения в сфере экономики
          • Вопросы и задания для самоконтроля
          • 10.1. Установление административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
          • 10.2. Организация осуществления административного надзора за поднадзорным лицом
          • 10.3. Административная ответственность за нарушение требований административного надзора
          • 10.4. Уголовная ответственность за нарушение требований административного надзора
          • 10.5. Основания и порядок продления срока административного надзора и его прекращения
          • Вопросы и задания для самоконтроля
          • Глава 11. Организация и деятельность органов внутренних дел в условиях специальных правовых режимов
            • 11.1. Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по обеспечению чрезвычайного положения
            • 11.2. Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по обеспечению военного положения
            • 11.3. Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел (полиции) в условиях правового режима контртеррористической операции
            • 11.4. Правовое регулирование и организация деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности при проведении публичных мероприятий
            • Вопросы и задания для самоконтроля
            • 12.1. Общественный контроль как основополагающий принцип деятельности полиции правового демократического государства
            • 12.2. Формы общественного контроля в системе МВД России
            • Вопросы и задания для самоконтроля

            9.4. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность

            Понятие административной юрисдикции органов внутренних дел (полиции) и ее особенности.

            Занимая специфическое место в системе государственного аппарата, органы внутренних дел осуществляют различные виды правоохранительной деятельности, в том числе – деятельность административно-юрисдикционную. Правильное использование органами внутренних дел возможностей административной юрисдикции оказывает большое влияние на состояние общественного порядка и общественной безопасности.

            Административная юрисдикция (лат. jus – право, dico – говорю), по мнению большинства исследователей:

            1) является элементом административного процесса. Последний включает в себя как юрисдикционные производства, так и административные производства, не связанные с привлечением лица к ответственности по административному праву (например, по выдаче лицензий, оформлению виз и регистраций, применению поощрений и т. д.);

            2) всегда связана с наличием правового спора между сторонами административного правоотношения;

            3) осуществляется многочисленными субъектами: органами исполнительной власти, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, иными органами и должностными лицами; имеет правовой характер, то есть всесторонне регламентируется нормами права;

            4) направлена на принятие правоприменительного решения на основе правовой оценки действий сторон возникшего спора.

            Однако в остальном при определении понятия административно-юрисдикционной деятельности единства в теории административного права нет.
            Административная юрисдикция определяется как: а) круг полномочий суда или административных органов по правовой оценке конкретных фактов, в том числе по разрешению споров и применению предусмотренных законом санкций; б) правоприменительная деятельность соответствующей направленности; в) подведомственность, компетенция по осуществлению и само осуществление соответствующей правоприменительной деятельности и т. д.
            Много вопросов вызывает термин «спор», с наличием которого связана сама возможность административной юрисдикции. Так, в одних случаях речь идет только о производстве по делам об административных правонарушениях. По утверждению иных авторов, административная юрисдикция органов внутренних дел включает:

            1) рассмотрение дел об административных правонарушениях и

            2) разрешение жалоб граждан на действия подчиненных органов (подразделений и сотрудников).

            По мнению третьих, в содержание административно-юрисдикционной деятельности помимо производства по делам об административных правонарушениях и по жалобам следует относить согласительное производство. Высказывается суждение о том, что в сферу административной юрисдикции следует включать: 1) производство по делам об административных правонарушениях; 2) производство по жалобам; 3) согласительное производство; 4) дисциплинарное производство по административному праву. Можно предположить, что, поскольку любое привлечение лица к ответственности по административному праву носит характер юрисдикционной деятельности, данный перечень может быть дополнен производством по привлечению лиц к материальной ответственности по административному праву (материальное возмещение причиненного ущерба), организационной ответственности по административному праву (например, лишение лицензии), применению КДН мер воспитательного характера к несовершеннолетним, совершившим административные проступки (например, объявление строгого выговора).

            Наконец, нет ясности в том, какую часть производства следует считать собственно юрисдикцией: производство, включающее подготовку материалов дела к рассмотрению, его рассмотрение и последующие действия либо только стадию рассмотрения материалов дела по существу.

            Подобное многообразие позиций связано с незавершенностью процесса формирования понятийного аппарата. В современных условиях все указанные точки зрения имеют право на существование.

            Под административно-юрисдикционной деятельностью следует понимать деятельность органов внутренних дел по рассмотрению и разрешению административно-правовых споров и дел

            об административных правонарушениях.

            Основным нормативным актом, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Именно данный документ определяет основы производства: задачи, принципы, порядок и т. д.

            Помимо Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях важное значение в нормативном регулировании производства имеют и иные нормативно-правовые акты, например:
            1. Конституция Российской Федерации (например, ст. 51 – «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом»).

            2. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026–1 «О полиции» (далее – Закон о полиции), например, обязанность полиции осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях (п. 7 ст. 10), право полиции вызывать граждан, получать объяснения, справки, документы и т. д.

            3. Уголовный кодекс Российской Федерации.

            4. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3–ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
            5. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» и др.

            Важное значение имеют и подзаконные нормативные акты: постановления Правительства Российской Федерации, которыми, в частности, определяются: порядок осуществления эвакуации транспортного средства (см.: ст. 27.13 КоАП РФ); возмещения расходов потерпевшему, свидетелю, эксперту, переводчику (см.: ст. 25.14 КоАП РФ); условия и порядок содержания задержанных лиц (см.: ст. 27.6 КоАП РФ) и т.д.; ведомственные приказы, например, приказ МВД России от 2 июня 2005 г. № 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию», приказ МВД России от 26 февраля 2002 г. № 174 ДСП «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации», Методические рекомендации по организации деятельности органов внутренних дел при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения

            (письмо МВД РФ от 19 июня 2002 г. № 1/3582 и др.).

            Согласно ст. 1.3 КоАП РФ установление порядка производства по делам об административных правонарушениях находится в компетенции Российской Федерации. Однако само производство не ограничивается лишь его порядком. Так, законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях регламентируют последнее, определяя права органов и должностных лиц по составлению протоколов об административных правонарушениях и привлечению лиц к административной ответственности по законодательству соответствующего субъекта.

            Из всех субъектов административной юрисдикции органы внутренних дел являются самыми полифункциональными. Причастность ОВД к сфере административной юрисдикции носит всесторонний характер, так как связана практически со всеми этапами борьбы с административными правонарушениями: от предупреждения административных проступков до исполнения постановлений о наложении административных наказаний.

            Осуществление по подведомственности производства по делам об административных правонарушениях является одной из важнейших обязанностей полиции (п. 7 ст. 10 Закона о полиции) и органов внутренних дел в целом. При этом важно отметить, что законодательство не возлагает на ОВД задачи осуществлять раскрытие всех административных правонарушений, так как

            в современных условиях это невозможно.

            В структуре ОВД нет подразделений, обладающих исключительной компетенцией по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях. В последнем принимают участие сотрудники самых разнообразных служб и подразделений. При этом субъектами производства выступают не сами органы (службы, подразделения), а их должностные лица.
            Вместе с тем административно-юрисдикционная деятельность ОВД характеризуется наличием внутриведомственной специализации. В частности, например, материалы в отношении несовершеннолетних, как правило, готовятся сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних; в сфере предпринимательства – сотрудниками подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка, участковыми уполномоченными полиции, оперуполномоченными подразделений по борьбе с экономическими преступлениями; за нарушения паспортно-регистрационных правил – сотрудниками Федеральной миграционной службы, участковыми уполномоченными полиции и т. д. Кроме этого в органах внутренних дел предусмотрено создание отделов (отделений, групп) по исполнению административного законодательства, а в дежурной части ОВД – должности дежурного по разбору с доставленными и задержанными.

            Контроль за деятельностью полиции в пределах полномочий, определяемых законодательством Российской Федерации, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако при этом органы государственной власти не вправе вмешиваться в процессуальные действия, оперативно-разыскную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях.
            Целью производства по делам об административных правонарушениях является полная, качественная и своевременная реализация материальных норм об административной ответственности.

            На полицию при осуществлении административно-юрисдикционной деятельности возлагаются следующие задачи: всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела; разрешение его в точном соответствии с законом; обеспечение исполнения вынесенного постановления; выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений; воспитание граждан в духе соблюдения законов; укрепление законности.

            Административно-юрисдикционная деятельность полиции: проблемы теории

            Аннотация: в статье рассматриваются теоретические проблемы административно-юрисдикционной деятельности полиции, раскрываются ее особенности предмет и механизм реализации, в статье юрисдикционная деятельность рассматривается узком аспекте и касается преимущественно производства по делам об административных правонарушениях реализуемого в органах полиции. Кроме того, в статье раскрывается понятие и признаки административного правонарушения, анализируются его признаки применительно к деятельности полиции. Также в статье раскрывается состав административного правонарушения, исследуются его субъективные и объективные составляющие. На основании этого делаются предложения по совершенствованию организации и осуществления производства по делам об административных правонарушениях в полиции. Метoдoлогическую ocнoву статьи cocтaвили coвременные дocтижeния тeopии пoзнaния. В пpoцecce иccлeдoвaния пpимeнялиcь oбщефилоcoфский, тeopeтичecкий, эмпирический мeтoды (диалектика, cиcтeмный метoд, aнaлиз, синтез, aнaлoгия, дедукция, нaблюдeниe, модeлирование), тpaдициoннo пpaвoвые мeтoды (фopмaльнo-лoгичecкий), метoды, иcпoльзуeмыe в кoнкpeтнo-coциолoгичecкиx иccлeдoвaнияx (cтaтиcтичecкиe, экcпepтныe oцeнки и дp.). Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел является составной частью административной, а если сказать точнее, административной процессуальной деятельности органов внутренних дел. Административная юрисдикция занимает важное место в содержании административной деятельности органов внутренних дел. Это деятельность весьма сложна и разнообразна, ее правоохранительный потенциал направлен на защиту прав и свобод граждан, обеспечение законности в сфере внутренних дел. В ходе этой деятельности, в частности, происходит реализация законодательства об административных правонарушениях.

            Ключевые слова: полиция, юрисдикция, производство, контроль, процесс, стадия, участник, состав, правоанрушение, ответственость

            Куракин А.В. Государственная служба в органах внутренних дел / А.В. Куракин, М.В. Костенников. – М.: Щит-М, 2004.

            Куракин А.В. Обеспечение прав и свобод человека правоохранительными органами Российской Федерации / А.В. Куракин [и др.]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2010.

            Куракин А.В. Полиция и социальное государство / А.В. Куракин, М.В. Костенников // Российская юстиция. – 2012. – №

            Куракин А.В. Административное право: проблемы теории и перспективы развития / А.В. Куракин. – М.: Nota Bene, 2013.

            Куракин А.В. Предмет административно-правового регулирования в механизме противодействия коррупции в полиции / А.В. Куракин. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2013.

            Куракин А.В., Костенников М.В. Административный процесс и его реализации в деятельности полиции // NB: Российское полицейское право.-2013.-4.-C. 1-44. DOI: 10.7256/2306-4218.2013.4.9250. URL: http://www.e-notabene.ru/pm/article_9250.html

            Костенников М.В., Куракин А.В. Административный процесс и его реализация в деятельности полиции // Полицейская деятельность.-2013.-3.-C. 155-170. DOI: 10.7256/2222-1964.2013.3.8995.

            Куракин А.В. Компетенция полиции в сфере реализации законодательства об административных правонарушениях // NB: Административное право и практика администрирования.-2013.-4.-C. 28-48. DOI: 10.7256/2306-9945.2013.4.8841. URL: http://www.e-notabene.ru/al/article_8841.html

            Костенников М.В. К вопросу о некоторых актуальных проблемах административного права // NB: Административное право и практика администрирования.-2013.-4.-C. 71-95. DOI: 10.7256/2306-9945.2013.4.8840. URL: http://www.e-notabene.ru/al/article_8840.html

            Трегубова Е.В. Административные запреты в сфере осуществления полицейской деятельности // NB: Российское полицейское право.-2013.-1.-C. 25-44. DOI: 10.7256/2306-4218.2013.1.718. URL: http://www.e-notabene.ru/pm/article_718.html

            Соломатина Е.А. Правовое регулирование деятельности полиции в зарубежных странах // NB: Российское полицейское право.-2013.-3.-C. 104-118. DOI: 10.7256/2306-4218.2013.3.8916. URL: http://www.e-notabene.ru/pm/article_8916.html

            Лобанов С.А. К вопросу о понятии и содержании административной юрисдикции в сфере потребительского рынка. // Полицейская деятельность.-2012.-2.-C. 42-45.

            Серов А.С. Статус субъекта права и его реализация в производстве по делам об административных правонарушениях // Полицейская деятельность.-2013.-6.-C. 413-421. DOI: 10.7256/2222-1964.2013.6.10433.

            Обыденов В.В. Обстоятельства смягчающие административную ответственность в юрисдикционной деятельности полиции // Полицейская деятельность.-2013.-4.-C. 244-253. DOI: 10.7256/2222-1964.2013.4.9582.

            Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

            Права сотрудника полиции как субъекта административно-юрисдикционной деятельности: проблемы теории и практики

            Столповских, Н. О. Права сотрудника полиции как субъекта административно-юрисдикционной деятельности: проблемы теории и практики / Н. О. Столповских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 209-211. — URL: https://moluch.ru/archive/251/57716/ (дата обращения: 02.02.2022).

            Сущность и роль прав сотрудника полиции, их место в структуре статуса полицейского в специальной литературе определяются весьма неоднозначно. Этот вопрос стал предметом широкой научно-теоретической дискуссии, которая применительно к полицейскому праву представляет собой частное проявление проблемы “правообязанностей” административно-правовой науки.

            Так, О. И. Гракович полагал, что наличие у сотрудника какого-либо права не означает, что он имеет выбор: воспользоваться им или нет. Оно одновременно является и обязанностью, так как в каждой конкретной сложившейся ситуации возможное действие становится должным и необходимым [1, с. 37]. Ещё в 80 — е годы А. П. Герасимов, основываясь на этих же доводах, и вовсе предлагал отдельно не выделять в законодательстве права и обязанности сотрудника милиции [2, с. 463].

            С указанной позицией не соглашается профессор Ю. П. Соловей, обращая внимание на следующее. Те самые условия конкретной ситуации, при которых действие, на совершение которого сотрудник имеет право, становится должным, оценивает сам полицейский. Если мы отнесём такие действия к числу обязанностей, выходит противоречие: их исполнение будет зависеть от усмотрения субъекта, на которого они возложены. Однако это несовместимо с принципом законности [3, с. 225]. Данный подход представляется более убедительным.

            Права сотрудника полиции, как субъекта отношений, основанных на нормах различных отраслей материального и процессуального права, по своему назначению и проявлению весьма неоднозначны. В связи с этим в целях последовательного анализа следует их рассматривать в контексте отраслевых особенностей: соответствующие положения ФЗ “О полиции” [4] необходимо сопоставлять с правовыми институтами административного, уголовного, уголовно – процессуального права. По моему мнению, комплекс прав сотрудника полиции – это не юридическая абстракция, а исходные тезисы, которые наполняются конкретным содержанием уже в нормах отраслевого законодательства. Следует также отметить, что сходный методологический подход нередко используется в юридической литературе при характеристике правового статуса различных субъектов публичной власти (например, в работах профессора Г. Т. Ермошина, посвящённых статусу судьи [5, с. 27]).

            Полномочия в сфере административно – юрисдикционной деятельности представляют собой значительную часть компетенции полиции. Не вызывает сомнения необходимость и важность этого направления для поддержания стабильности повседневной жизни общества.

            Анализ проблем деятельности полиции, связанной с административным принуждением, логично начать с такого института, как доставление. Легальное определение данной административно-юрисдикционной меры содержится в п. 13 ч. 1 ст. 13 ФЗ “О полиции”: это “принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение” при наличии предусмотренных законом оснований (3 конкретных и 1 общее — “в других случаях, предусмотренных законом”). Регламентация данного института является новеллой полицейского законодательства.

            Ю. П. Соловей обращает внимание на некоторую неточность, допущенную при формулировании данного права. Так, в качестве одного из оснований доставления названо решение вопроса о задержании гражданина при отсутствии возможности решить этот вопрос на месте. Получается, отмечает автор, если сразу же будет принято решение о задержании, принудительное препровождение гражданина в помещение полиции незаконно. Очевидно, это не соответствует логике, но особых проблем на практике не создаёт [6, с. 102].

            Ещё одним основанием, предусмотренным п. 13 ч. 1 ст. 13 ФЗ “О полиции”, является необходимость “защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом”. В 2017 году Конституционный суд Российской Федерации подробно разъяснил, когда и как по этому основанию можно осуществлять право на доставление. Дело заключалось в следующем.

            Гражданин Сергиенко проводил одиночный пикет, используя плакат. Через 25 минут после начала мероприятия к нему подошли сотрудники полиции с требованием его прекратить. Получив отказ, полицейские принудительно препроводили гражданина в помещение полиции и, составив протокол о доставлении, отпустили. Сергиенко обжаловал действия сотрудников, но суды первой и апелляционной инстанции признали принятые правоохранителями меры законными, поскольку, продолжая пикет, гражданин мог спровоцировать других лиц, и тем самым сотрудники полиции устранили угрозу его жизни и здоровью.

            Конституционный суд, рассмотрев материалы данного дела, пришёл к выводу о том, что доставление по основанию предотвращения угрозы жизни и здоровью возможно при наличии следующих условий:

            − угроза реальная, и высок риск причинения такого вреда;

            −очевидна невозможность избежать угрозу иным способом при условии, что гражданин отказывается от перемещения в другое безопасное место;

            −максимально короткий срок ограничения свободы гражданина [7].

            Пересматривая дело с учётом названных выше критериев, Октябрьский районный суд города Белгорода пришёл к следующему выводу: “Объективных и достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что жизни и здоровью Сергиенко В. И. была какая-либо угроза со стороны граждан суду не представлено. Из содержания аудиозаписи слышно недовольный голос мужчины, возмущающийся в адрес Сергиенко В. И., при этом каких либо угроз жизни или здоровью, применения насилия в отношении Сергиенко В. И. или попыток применения такого насилия не зафиксировано…Судом установлено, что необходимости доставлять Сергиенко В. И. в отдел полиции при очевидном отсутствии на то оснований не было (личность данного гражданина установлена на месте, каких либо правонарушений, влекущих административную или иную ответственность не зафиксировано). Вместе с тем такое доставление было осуществлено” [8].

            Следующая проблема, на которую указывает профессор В. В. Черников, — это неопределённость в вопросе о том, может ли сотрудник полиции осуществлять доставление и административное задержание лиц в связи с совершением административного правонарушения, производство по которому не подведомственно органам внутренних дел. Так, п. 1 ч. 1 ст. 27.2 и п. 1 ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ [9] в таком случае предусматривают необходимость специального предварительного обращения к полицейскому уполномоченных должностных лиц. Но в то же время п. 2 ч. 2 ст. 27 ФЗ “О полиции” устанавливает общую обязанность полицейского принимать меры по задержанию лица, подозреваемого в совершении административного правонарушения, по заявлению обратившегося гражданина. Как действовать при обнаружении признаков проступка в такой ситуации, не совсем понятно [10, с. 57].

            В. Н. Хорьков обращает внимание на следующую проблему. В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 14 ФЗ “О полиции”, сотрудники имеют право задерживать только военнослужащих, подозреваемых в совершении преступления. А из буквального толкования ч. 4.1 ст. 27.3 КоАП РФ следует, что к указанным субъектам применяется и административное задержание. То есть по смыслу КоАП РФ в том случае, если военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, совершает административное правонарушение, производство по которому относится к компетенции органов внутренних дел, сотрудник полиции вправе его задержать. Автор считает названное положение ФЗ “О полиции” ошибочно неполным, и предлагает привести его в соответствии с нормами административного законодательства [11, с. 84].

            1. Гракович, О. И. Органы внутренних дел в борьбе за укрепление общественного порядка: учеб. пособие / О. И. Гракович — Минск, 1980.

            2. Герасимов, А. П. Закономерности управления правоохранительной деятельностью социалистического государства: методологические основы анализа и использования (По материалам органов внутренних дел): Дис … д-ра юрид. наук / А. П. Герасимов. — М., 1989.- 463 с.

            3. Соловей, Ю. П. К вопросу о конструировании правомочий милиции / Ю. П. Соловей // Правовая наука на рубеже ХХI столетия: сб. Науч. Тр. — Омск, 2000. — С. 225–232.

            4. О полиции: Федер. закон от 7 фев. 2011 г. № 3–ФЗ (ред. от 7 марта 2018 г.) // Рос. газ. — 2011. — 8 мая. — С. 8- 31

            5. Ермошин, Г. Т. Правовой статус судьи Российской Федерации: учеб. пособие / Г. Т. Ермошин. — М., 2004. — 431 с.

            6. Соловей, Ю. П. Доставление граждан в полицию как административная процедура / Ю. П. Соловей // Актуальные вопросы публичного права. — 2015. — № 3. — С. 96–120.

            7. По делу о проверке конституционности положения пункта 13 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции» в связи с жалобой гражданина В. И. Сергиенко: постановление Конституционного Суда РФ от 17 марта 2017 г. № 8-П // Собрание законодательства Российской Федерации, 27.03.2017, № 13, ст. 1992.

            8. Решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 30 августа 2017 года по делу № 2–3195/2017. — URL: http://sudact.ru/regular/doc/w7RW9u2qwaxv/ (дата обращения: 15.03.2019).

            9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 07.02.2017) // СЗ РФ. — 2002. — № 1. — Ст. 1.

            10. Черников, В. В. Юридические коллизии современного полицейского законодательства России / В. В. Черников // Юридическая техника. — 2017. — № 1.- С. 54–61.

            11. Хорьков, В. Н. Административное задержание: спорные вопросы законодательного регулирования / В. Н. Хорьков // Современное право. — 2016. — № 3. — С. 83–86.

            Основные термины (генерируются автоматически): сотрудник полиции, административное правонарушение, РФ, гражданин, дело, доставление, здоровье, конституционный суд, помещение полиции, служебное помещение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: