Раздел IV. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП)

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) — кодифицированный нормативный акт, регулирующий общественные отношения по привлечению к административной ответственности, а также устанавливающий общие начала, перечень всех административных правонарушений (который может быть дополнен на региональном уровне), органы, рассматривающие дела, порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам.

Кодекс об административных правонарушениях рассматривает также такие вопросы, как презумпция невиновности, принцип равенства перед законом, возраст, с которого вступает в силу административная ответственность и др.

Структура КоАП

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях состоит из 5 разделов.

Раздел I КоАП

Раздел I устанавливает общие принципы и правила законодательства об административных правонарушениях, его задачи, его действие во времени и пространстве. В первом разделе Кодекса об административных правонарушениях также вводится понятие административного правонарушения, его критерии, особенности и виды, определяются категории лиц (как физических, так и юридических), к которым может применяться административная ответственность.

Раздел II КоАП

Раздел II кодекса называется «Особенная часть».

Это самый большой раздел, ведь именно в нем рассматриваются все виды административных правонарушений и устанавливается ответственность за их совершение. Раздел включает в себя 15 глав, каждая из которых посвящена одной из сфер нарушений.

Второй раздел КОАП – это практически самая интересная его часть.

По каждому нарушению установлены пределы ответственности.

Административная ответственность – это штраф, но не только.

Другие формы административного наказания – это предупреждение, конфискация, административный арест, дисквалификация, приостановление деятельности, обязательные работы, лишение специального права и административный запрет.

Впрочем, штраф – это то, что применяется как наказание в большей части случаев.

Он может быть наложен на физическое, должностное лицо или на организацию.

Обычно штрафы для частных лиц ниже, а вот штрафы для организаций могут достигать очень значимых сумм, измеряемых, в отдельных случаях, сотнями тысяч рублей.

Раздел III КоАП

Раздел III кодекса устанавливает перечень лиц и государственных органов, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях и выносить решения по ним.

Раздел IV КоАП

Раздел IV регламентирует производство по делам об административных правонарушениях: как их нужно вести, кто является участниками, как и кем возбуждается дело, как оно рассматривается, какие меры обеспечения принимаются, как собирается и оценивается доказательная база, в какие сроки все это происходит и какие документы и действия являются результатом рассмотрения этих дел.

Раздел V КоАП

И, наконец, Раздел V посвящен исполнительному производству по административным делам – то есть исполнению постановлений об административных правонарушениях.

Анализируя нормы Кодекса об административных правонарушениях можно сделать следующие выводы:

Субъектами ответственности по КоАП РФ являются как физические, так и юридические лица. Индивидуальные предприниматели, должностные лица и иные лица, выполняющие управленческие функции в государственных организациях, а также в организациях иных форм собственности несут повышенную административную ответственность.

В КоАП РФ закреплено, что любое постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в судебные инстанции.

КоАП РФ содержит процессуальную часть, нормы права которой регулируют порядок привлечения к административной ответственности, порядок обжалования постановлений по делу, содержит нормы о правах как потерпевших по делу об административном правонарушении, так и лиц, привлекаемых к ответственности. Кодекс содержит нормы о подведомственности рассмотрения дел, о порядке исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Особенная часть КоАП РФ (раздел II) содержит описание видов конкретных павонарушений.

КоАП РФ предусматривает целый ряд санкций за совершение правонарушений: от предупреждения или штрафа, до дисквалификации и приостановления деятельности предпринимателей и юридических лиц.

При этом, такие виды наказаний, как административный арест, лишение специального права, конфискация орудий совершения или предметов административных правонарушений, административный арест, дисквалификация, административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ, могут назначаться только судьей.

Полный текст кодекса об административных правонарушениях со всеми изменениями и дополнениями можно найти по ссылке: http://base.garant.ru/12125267/

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

. №141-ФЗ внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП). Изменения вызваны необходимостью . №141-ФЗ внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП). Изменения вызваны необходимостью .

. 6 – 8 статьи 14.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ; 6. статья 23.86 . п. 2 ст. 28.3. Кодекса об административных правонарушениях РФ; 7. Глава III.2 .

. редакции ст. 15.15.6 КоАП РФ была предусмотрена административная ответственность . № 191н). При этом КоАП РФ не была установлена административная . к бухгалтерской (финансовой) отчетности» КоАП РФ. Теперь же эта статья . предусмотрены ст. 15.15.6 КоАП РФ. Несвоевременное представление,непредставление отчетности . 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ предусматривает ответственность за . редакции ст. 15.15.6 КоАП РФ предусматривалась ответственность за . сектора, аналогично ст. 15.11 КоАП РФ. Виновное должностное лицо .

. /2020. Статья 14.28 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение . , предусмотренные ст. 14.28 КоАП РФ, не могут быть признаны . под действие ст. 14.28 КоАП РФ, суды отклоняют доводы . 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ. Аргументы застройщика: выявленные нарушения . ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного административного . правонарушения, предусмотренные ст. 14.28 КоАП РФ, не могут быть признаны . .2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств . . 4 ст. 19.5 КоАП РФ (нарушение порядка размещения информации .

Читайте также:
Социальная Карта Спар - активировать, зарегистрировать на loy spar spb ru

. , которые предусмотрены ст. 14.5 КоАП РФ. Названной статьей определены несколько . которые предусмотрены ст. 14.5 КоАП РФ. Названной статьей определены несколько . применения ККТ ст. 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Данной . законами случаях контрольно-кассовой техники» КоАП РФ Состав правонарушения Санкции Неприменение . 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ). Длящимся правонарушением считается продолжительное . возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные КоАП РФ. Пленум ВАС еще в .

. Нарушения квалифицируются по нескольким статьям КоАП РФ: по ст. 15. . по ст. 15.15.5 КоАП РФ – как нарушение условий . 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ. Нарушение условий предоставления субсидии . 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, устанавливающую административную ответственность за . 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ становится заметнее. Среди прецедентов . средств субсидии (ст. 15.14 КоАП РФ), как и раньше, . учреждения по ст. 15.14 КоАП РФ, правомерен (Постановление Второго . квалифицировано по ст. 15.14 КоАП РФ, а предупреждение, вынесенное .

. 204-ФЗ. Он актуализирует положения КоАП РФ в части маркировки лекарственных . 204-ФЗ. Он актуализирует положения КоАП РФ в части маркировки лекарственных . как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное. . время ст. 6.34 КоАП РФ дополнена новым видом ответственности . время действует ст. 15.12 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность . , действующая ст. 15.12 КоАП содержит понятийный аппарат, не совпадающий . Обратите внимание: статья 15.12 КоАП РФ дополнена примечанием, в котором .

. который внес ряд поправок в КоАП РФ , касающихся привлечения к административной . который внес ряд поправок в КоАП РФ , касающихся привлечения к . обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» КоАП РФ дополнена новыми нормами, . , – Роспотребнадзора (ст. 28.3 КоАП РФ). В отношении правонарушений, предусмотренных . ст. 20.6.1 КоАП РФ, протоколы об административном правонарушении . региональным законодательством – в данном случае КоАП г. Москвы. Административная ответственность .

. , ст. 15.33.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность должностных . примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ, – несет административную ответственность . ст. 15.33.2 КоАП РФ: данная норма предусматривает . данной статье, не установлено; КоАП РФ не определяет конкретно страхователя . (термин, применяемый для целей КоАП РФ) фактически совпадают в одном . установленной ст. 15.33.2 КоАП РФ, индивидуального предпринимателя, ранее уже . будет внести соответствующие поправки в КоАП РФ. В заключение напомним, .

. отчетности применялась ст. 15.11 КоАП РФ. Федеральный закон от 29 . отчетности применялась ст. 15.11 КоАП РФ. Федеральный закон от 29 . административной ответственности. Нормы какой статьи КоАП РФ (ст. 15.11 или . редакцией ст. 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность бюджетная . ? Положения ст. 15.15.6 КоАП РФ дифференцируют влияние нарушения на . положениям ст. 15.15.6 КоАП РФ, изложенной в редакции Федерального . , предусмотренные ст. 15.15.6 КоАП РФ: 1) при представлении уточненной .

. ), который вносит поправки в КоАП РФ в части ответственности за . к ст. 15.15.6 КоАП РФ (в новой редакции) . по ст. 15.15.6 КоАП РФ (в прежней редакции) . привлеченному по ст. 15.11 КоАП РФ (в прежней редакции) (Постановление . редакции), а ст. 15.11 КоАП РФ (в новой редакции) распространяется . с новыми составами правонарушений поправки КоАП РФ предусматривают некоторые послабления. Так . ст. 15.15.6 КоАП РФ распространялась только на казенные . квалифицировалось по ст. 15.11 КоАП РФ). А значит, за .

. ответственность (ст. 15.15.6 КоАП РФ). Понятия незначительного и значительного . к ст. 15.15.6 КоАП РФ. Так, под незначительным искажением . к ст. 15.15.6 КоАП РФ) искажение выраженного в . 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ грубое нарушение требований к . соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного . и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного . ст. 15.15.6 КоАП РФ должностные лица освобождаются от . предусмотренных ст. 15.15.6 КоАП РФ, ошибок в бюджетной или .

. поведения. Хм… следуя такой логике КоАП штрафует за неопасное создание помех . заключается в том, что по КоАП’у к ответственности привлекаются только . мероприятий (карантина)».(ст. 6.3 КОАП) Из всего этого многословия только . пункт в ст. 20.6 КоАП: «Невыполнение правил поведения при . самоизоляции (ст. 20.6.1 КоАП РФ) можно вовсе отделаться предупреждением . Ч. 2 ст. 6.3 КоАП «автоматически» распространяется на больных «короновирусом . требования Роспотребнадзора (ст. 6.3 КоАП РФ) больше – 1 год против .

. ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ (в прежней редакции) – . 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ). Но основные изменения касаются . отчетности» (ст. 15.11 КоАП РФ в прежней редакции) и . » (ст. 15.15.6 КоАП РФ в прежней редакции). В . к ст. 15.15.6 КоАП РФ. Степень искажения показателей бюджетной . к ст. 15.15.6 КоАП РФ ответственность предусмотрена для должностных . .11 и 15.15.6 КоАП РФ (в прежней редакции), . по ст. 15.15.6 КоАП РФ, проверки, по результатам которой . 6 и 15.15.7 КоАП РФ. Вместо трех составов правонарушений .

. установленную ст. 15.15.6 КоАП РФ. Государственные (муниципальные) учреждения . предусмотренная ст. 15.15.6 КоАП РФ Административная мера ответственности, предусмотренная . предусмотренная ст. 15.15.6 КоАП РФ Административная мера ответственности, предусмотренная . предусмотренная ст. 15.15.6 КоАП РФ Административная мера ответственности, предусмотренная . ст. 15.15.6 КоАП РФ Административная мера ответственности, предусмотренная . ст. 15.15.6 КоАП РФ административная ответственность нарушения в .

Читайте также:
Помилование – кто может помиловать заключённого и, кто имеет право просить о помиловании?

Как ведется производство об административных правонарушениях

Что включает производство по делам об административных правонарушениях и какие стадии выделяют в его рамках.

Автор статьи: Юлия Меркулова Юлия Меркулова
Автор статьи
Практикующий юрист с 2012 года

Совокупность процессуальных мероприятий, которые проводят во время рассмотрения дела о нарушении закона, называют производством об административных правонарушениях. Этот процесс включает множество стадий, начиная от возбуждения дела и до пересмотра постановления, если стороны не согласны с решением. Далее подробно разберем каждую из них.

Понятие и задачи производства по делам об административных правонарушениях

Понятие и задачи производства по делам об административных правонарушениях

Производство об административных правонарушениях проводится для полного, объективного и своевременного изучения обстоятельств случившегося, вынесения решения по делу и определения причин, которые побудили гражданина нарушить закон.

Выделим его отличительные черты:

  • краткость (оно проходит в сжатые сроки по сравнению с расследованием уголовных дел);
  • отсутствие стороны обвинения;
  • большое количество лиц, которые по закону могут осуществлять производство по делу.

В КоАП РФ производству по делам об административных правонарушениях посвящен раздел 4. В нем рассматриваются общие положения, перечисляются участники процесса, их права и обязанности. Также в административном кодексе есть глава о предмете доказывания и оценке доказательств. Отдельно рассматриваются обеспечительные меры, возбуждение и рассмотрение дел. Завершается раздел вопросами правовой помощи по подобным делам и пересмотрам решений по ним.

Согласно Конституции, производство по делам об административных правонарушениях находится в ведении РФ и отдельных регионов. Если субъекты правомочны лишь устанавливать подведомственность рассмотрения нарушений закона, то на федеральном уровне определяется:

  • порядок производства;
  • порядок исполнения решений должностных лиц;
  • подсудность дел (судам, комиссиям по делам несовершеннолетних, федеральным госорганам).

Перечислим главные принципы административного производства:

  • законность;
  • состязательность (подозреваемый не обязан доказывать, что он не виноват);
  • гласность (дела рассматривают открыто, информация доступна всем желающим);
  • объективность (дело рассматривают во всех деталях, не вставая на чью-либо сторону);
  • равенство сторон перед законом;
  • эффективность (сжатые сроки и минимальные государственные затраты).

Важно знать, что при определенных обстоятельствах производство по делу не проводится. Это значит, что, если их установят, уже начавшиеся мероприятия прекращают, а планируемые не начинают.

К таким обстоятельствам относят следующие:

  • отсутствует событие правонарушения;
  • нет состава правонарушения (например, подозреваемому нет 16-ти лет);
  • нарушитель действовал в состоянии крайней необходимости;
  • издан акт амнистии;
  • положения закона, в которых установлено наказание за правонарушение, утратили силу;
  • истек срок давности;
  • нарушитель скончался;
  • материалы дела передали прокурору.

Участниками административного производства являются:

  • нарушитель;
  • пострадавший;
  • законные представители сторон;
  • защитник;
  • уполномоченный по правам бизнесменов;
  • свидетели;
  • понятые;
  • специалисты и эксперты;
  • переводчики;
  • прокурор.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Выделяют несколько стадий производства об административных правонарушениях:

  • возбуждение дела;
  • рассмотрение всех обстоятельств произошедшего;
  • вынесение постановления;
  • исполнение решения;
  • при необходимости — пересмотр вердикта.

Рассмотрим каждую из них подробнее. Основаниями для возбуждения дела служат:

  • обнаружение нарушения закона должностным лицом, которое вправе составлять протоколы;
  • поступление материалов в МВД от граждан и госорганов;
  • заявление пострадавших;
  • сообщения в СМИ.

Считается, что дело возбуждено, когда:

  • составлен протокол о применении мер обеспечения производства;
  • составлен протокол или постановление прокурора;
  • вынесено определение о возбуждении дела.

Все должностные лица и органы, которые могут рассматривать дела, перечислены в гл. 23.1- 23.61 КоАП РФ (всего их насчитывается 60) Кодекса об административных правонарушениях. Лица, имеющие право оформлять протоколы, названы в ст. 28.3.

Протокол по делу об административном правонарушении должен содержать:

  • дату и место оформления;
  • должность и ФИО должностного лица;
  • сведения о нарушителе;
  • данные о свидетелях и пострадавших;
  • обстоятельства дела;
  • время и место нарушения;
  • указание статьи КоАП РФ, устанавливающей санкции;
  • письменное объяснение подозреваемого.

Если протокол составлен неточно, недостатки устраняют в течение 3-х дней. После этого документ снова направляют судье. На это отведены сутки. Если суд решает прекратить дело, он выносит постановление.

Переходим ко второй стадии. Это рассмотрение обстоятельств случившегося — главный этап производства по делам об административных правонарушениях. В него входят подготовка материалов и их оценка должностным лицом. Оно выясняет:

  • относится ли дело к его компетенции;
  • грамотно ли составлен протокол;
  • не заинтересованы ли должностные лица в определенном исходе дела (не являются ли родственниками сторон);
  • есть ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
  • необходимы ли дополнительные данные для рассмотрения;
  • поданы ли от сторон ходатайства.

После окончания подготовки материалов дела к рассмотрению выносится определение. В нем указывают:

  • место и время рассмотрения;
  • данные о вызове сторон;
  • указание на перенос рассмотрения при такой необходимости;
  • сведения об ошибках в протоколе и его возврате на доработку;
  • информацию о передаче материалов по подведомственности.

Если лицо, которое должно присутствовать при рассмотрении дела, не явилось в суд или госорган, оформляют постановление о приводе.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Перейдем к месту рассмотрения дела. Оно рассматривается по месту совершения или жительства нарушителя либо по месту нахождения госоргана. Если подозреваемому пока нет 18 лет, дело рассматривается по месту его жительства. Если нарушение связано с транспортным средством, рассмотрение может осуществляться по месту его регистрации.

Читайте также:
При перемещении рабочих мест надо проводить внеплановую спецоценку условий труда

Далее разберем сроки. Дела рассматриваются в течение 15 дней со дня получения протокола и других материалов об административном правонарушении.

Если в процессе будут выявлены дополнительные обстоятельства, период могут продлить, но не более чем на 30 дней. Об этом сообщают в постановлении.

Если наказанием по делу может служить арест, его рассматривают в день получения протокола. Сюда относится мелкое хулиганство, распитие спиртного на улице и т.п. Дела в отношении лиц, подвергнутых ранее наказанию по КоАП РФ, рассматривают в течение 48 часов с момента помещения под стражу.

Именно на стадии расследования должностное лицо или уполномоченный орган решают, виновен гражданин (или юрлицо) или нет. Также определяется санкция.

Дело рассматривают в присутствии нарушителя. Без него это может происходить, только если точно известно, что гражданина уведомили о времени и месте, но от него не поступило ходатайство об отложении разбирательства. Обязательно должны присутствовать при рассмотрении лица, задержанные за мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии опьянения, а также дважды задержанные за нарушения по КоАП РФ в течение года. Если нарушитель не явился, хотя должен был, наказание вынести не могут. Вот как происходит рассмотрение дела:

  • должностное лицо объявляет информацию о себе и о деле, о нарушителе и статье, по которой он преступил закон;
  • определяется, кто явился на заседание, а кто его пропустил;
  • проверяются полномочия представителей, защитника;
  • должностное лицо уточняет, уведомили ли стороны о процессе;
  • сторонам объясняют права и обязанности;
  • рассматриваются заявления участников и заинтересованных лиц, отводы.

Рассмотрение дела могут отложить, если:

  • судья заявил отвод;
  • отводы были заявлены в отношении экспертов, переводчиков;
  • необходимы дополнительные материалы по делу;
  • нарушитель не явился, и вынесено постановление о принудительном приводе;
  • дело передано по подведомственности.

Если рассмотрение дела продолжается, оглашается информация из протокола. На этом этапе главное — оценка доказательств. Важно рассмотреть и оценить следующие обстоятельства:

  • было ли событие административного правонарушения;
  • кто его совершил, и какие факты на это указывают;
  • виновен или невиновен гражданин;
  • есть ли факторы, смягчающие ответственность;
  • характер и размер ущерба;
  • обстоятельства, исключающие производство по делу.

Должностное лицо берет объяснение с подозреваемого в нарушении закона, показания пострадавшей стороны, опрашивает свидетелей, принимает во внимание заключение экспертов. Доказательствами также являются показания технических средств, результаты экспертиз, документы, фото и видео, звукозаписи и т.д.

Из всех приведенных доказательств делается вывод о виновности или невиновности гражданина. Окончание расследования фиксируется в одном из утвержденных документов. Если это коллегиальный орган, например, комиссия по делам несовершеннолетних, составляется протокол. В нем указывают:

  • дату и место рассмотрения материалов дела;
  • наименование госоргана и состав;
  • обстоятельства случившегося;
  • сведения о явившихся участниках;
  • результаты рассмотрения отводов и ходатайств;
  • показания участников;
  • исследованные документы.

Протокол подписывает председатель заседания и секретарь.

Еще один финальный документ — постановление. Его выносит суд. В нем может говориться о назначении административного наказания или прекращении производства по делу об административном правонарушении. В постановлении содержится следующая информация:

  • должность, адрес и ФИО лица, подписавшего постановление по делу об административном правонарушении;
  • дата рассмотрения и место;
  • данные о правонарушителе;
  • обстоятельства, которые установили во время рассмотрения дела;
  • ссылки на статьи КоАП РФ, в которых установлена ответственность;
  • решение об административном правонарушении;
  • порядок обжалования постановления об административном правонарушении.

Также в документе прописывается, какие вещи были изъяты, и дается решение по ним, за исключением случаев возмездного изъятия имущества или его конфискации.

Постановление подписывает судья или уполномоченное на это должностное лицо.

Виды производства об административных правонарушениях

Выделяют 3 вида производств по делам об административных правонарушениях. Их классифицируют в зависимости от объема и сложности: обычное, особое, упрощенное.

Классический вид производства по административным правонарушениям — это обычное производство. Оно подразумевает четыре стадии: возбуждение дела, его рассмотрение, исполнение постановления и его пересмотр.

При особом порядке включается еще один этап — административное расследование. Особое производство применяется, если:

  • вынесенное ранее решение обжаловано;
  • дело возбуждено прокурором;
  • дело возбуждено в отношении специальных субъектов: прокуроров, судей, депутатов.

Упрощенный процесс, напротив, предполагает, что все стадии укладываются в одну. Для назначения наказания не нужен протокол. Санкция может быть определена прямо на месте выявления правонарушения.

Упрощенный порядок применяется, если за правонарушение грозит только предупреждение или штраф. В таком случае должностное лицо сразу выносит постановление о назначении наказания.

Резюме

Для расследования дела об административном правонарушении осуществляется производство. Это совокупность действий по выяснению обстоятельств случившегося и вынесению справедливого и объективного решения.

Производство об административном правонарушении включает 4 стадии:

  • возбуждение дела — установление обстоятельств нарушения, оформление результатов расследования, направление составленного протокола на рассмотрение;
  • рассмотрение дела — анализ материалов, оценка обстоятельств и доказательств, ознакомление заинтересованных лиц с решением;
  • исполнение решения — возбуждение исполнительного производства, взаимодействие судебных приставов с нарушителем, исполнение наказания;
  • пересмотр постановления — обжалование, проверка законности, вынесение решения.
Читайте также:
Анапа - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

Комментарии

сколько стоит составить обжалование ?

как написать заявление о пересмотрении дела об административном правонарушении если меня не известили должным образом о времени и месте проведения слушания ? в протоколе инспектором гибдд указано время и место слушания, но так как сотрудник гибдд не уполномочен назначать дату и время о проведении слушания в отношении меня, должен ли судья направить повестку или известить по номеру телефона указанным ранее в протоколе ? ( я не явился на суд в указанное в протоколе время) Также не был ознакомлен с материалами дела до его слушания, так как до момента слушания , материалов еще не было со слов сотрудницы канцелярии по моему участку. Два раза до указанной даты в протоколе о месте и дате проведения слушания, я приезжал в мировой суд с целью ознакомиться с материалами дела, на что сотрудница канцелярии по моему участку, ответила что материалы еще к ним не поступали и я буду извещен заранее о времени рассмотрения , к моменту рассмотрения дела материалы приходят в этот же день на какое было назначена дата проведения в протоколе , заявление на ознакомление было подано в этот же день , но на слушание я не присутствовал, так как не был извещен повесткой или звонком. Ходатайств об рассмотрении в моем отсутствии не подавал.

Помогите пожалуйста , если возможно составить заявление о рассмотрении в моем присутствии , так как я намерен обжаловать действия сотрудника Гибдд и не согласен с решением суда по административному правонарушению в отношении меня.

Как я понял из материалов дела ( их копий )

Суд определил (от 29.08.2017г августа ) Принять к производству материал об Административном правонарушении , рассмотрение назначить на 4.09.2017г в 9.00

Из числа лиц, указанных в ст.25.1-25.10 КоАП РФ, в судебное заседание вызвать лицо, в отношении которого ведеться производство по делу. Почтовых отправлений, повесток итд не было отправлено , секретарь сказала , что достаточно и того что время и место указано в протоколе! в тот же день я 4.09.17 я приехал к ним и написал заявление на предоставления копий материалов дела , потому как ранее они не могли его принять , так как материалы не поступили , и устно обещали позвонить по моему номеру указанному в протоколе и известить меня о наличии материалов дела , и о дате и времени слушания!

Тема 10. Административные правонарушения и административная ответственность

10.1. Предмет и источники административного права

Административное право – это публичная отрасль российского права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления.

Признаки административного права:

  • предмет регулирования – отношения, возникающие в связи реализации исполнительной власти, и обладает внутренней структурой;
  • метод правового регулирования – императивный, имеет нормативную базу.

Предмет административного права представляет собой систему общественных отношений, регулируемых административно-правовыми нормами.

Виды отношений, представляющих предмет административных отношений

1) общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех его иерархических уровнях;

2) внутригосударственные отношения, возникающие во всех государственных органах;

3) функционирование общегосударственного контроля;

4) деятельность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях;

5) общественные отношения, возникающие в деятельности исполнительных органов местного самоуправления, а также общественных объединений, которым государство передало некоторые свои права государственно-властные полномочия.

Способы защиты административно-правовых отношений, т. е. создание и наличие определенных условий и гарантий, которые бы обеспечивали развитие тех или иных правоотношений в точном соответствии с действующим законодательством. Основные способы защиты административно-правовых отношений: административный * , судебный * , договорно-согласительный * .

Источники административного права и его виды. Источниками административного права являются нормативно-правовые акты органов государственной власти, содержащие административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления. Источники 1 административного права отличаются друг от друга не только по правовым свойствам, но и формами: кодексы, уставы, положения, правила, инструкции, иные акты текущей законодательной и управленческой деятельности (регламенты, концепции и т. д.). Все формы источников административного права определяются внутренней структурой, характером, содержанием правовых норм.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие источников административного права:

1) Российское законодательство,

2) международные договоры и соглашения,

3) действующие акты СССР и РСФСР,

4) Административные договоры.

Административное право связано с другими отраслями, огромно по своему объему, разнообразно и довольно непостоянно, поэтому его кодифицировать невозможно.

Единого административного кодекса нет, и его невозможно создать.

Во-первых, потому, что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которого требует правовое регулирование управления.

Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию правотворчества, лишение органов исполнительной власти в центре и на местах возможности регулирования общественных отношений.

Так, например, административная ответственность регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 2 . № 195-ФЗ (КоАП) с последующими редакциями и изменениями. Административный порядок рассмотрения жалоб, заявлений и предложений граждан установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04. 1968 г. Таким образом, по существу кодифицирован только один институт – административные правонарушения. Существуют три формы (виды) систематизации административного законодательства: кодификация, инкорпорация, хронологическая систематизация.

Читайте также:
Какова квалификация противозаконных деяний юридического лица?

Административное право – целостная система правовых норм и институтов. Их объединяет предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и социальных. А в целом отрасль создает специфический административно-правовой режим регулирования.

10.2. Административные правонарушения и административная ответственность

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2 КоАП РФ).

Кроме КоАП РФ, административное правонарушение и ответственность закреплена в других федеральных законах, законах субъектов РФ.

Так, например, ст. 1.3 КоАП РФ определяет, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

К компетенции субъектов РФ относится установление административной ответственности за нарушение субъектов РФ, например Областной закон Ленинградской области от 02.07.03 № 47-оз (ред. 08.07.05) «Об административных правонарушениях», закон Санкт-Петербурга от 20.10.05 N 493-75 «Об административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за попустительство нахождению несовершеннолетних в игорных заведениях», закон Санкт-Петербурга от 12.01.04 № 793-2 (ред. от 06.04.05) «Об административной ответственности за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время на территории Санкт-Петербурга».

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Признаки административного правонарушения в совокупности образуют сложный юридический состав.

1. Деяние – в форме действия или бездействия.

Действие – это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение конкретного запрета, правила, стандарта. Бездействие – пассивное поведение, выражающее в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было бы и могло бы совершить в силу лежащих на нем обязанностей. Например, непредставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации либо представление недостоверной информации – ст. 15.19 КоАП РФ.

Действие – физическое воздействие на предметы внешнего мира и людей; воздействие – в форме жестов, слов.

2. Общественная опасность – деяние причиняет вред интересам личности, общества, государства. Единственным отличием административного правонарушения от преступления является степень общественной опасности.

3. Противоправность деяния – юридическое выражение признака общественной опасности, то есть деяние нарушает нормы, которые были доведены до всеобщего сведения, причем нормы не только административного, но и других отраслей права, например трудового, налогового.

4. Виновность деяния – деяние совершено умышленно 3 или по неосторожности 4 . Неосторожная вина может проявляться в двух формах: легкомыслия или небрежности. Административное правонарушение, совершенное по неосторожности, менее опасно по сравнению с правонарушением, совершенным умышленно. Ст. 2.1. КоАП РФ впервые введено понятие вины юридического лица.

В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, и подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

5. Административная наказуемость – за совершение деяния назначается административное наказание. Данный признак связан с юридическими последствиями применения мер административной ответственности (например, совершение повторного однородного административного правонарушения – является обстоятельством, отягчающим административную ответственность).

Юридическим составом административного правонарушения является установленная законом совокупность объективных и субъективных признаков (элементов), при наличии которых за совершенное общественное деяние физическому или юридическом лицу может быть назначено административное наказание.

Элементы состава административного правонарушения:

  • объект;
  • субъект;
  • объективная сторона;
  • субъективная сторона.

Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.

В КоАП РФ выделены: общие, специальные и особые субъекты административного правонарушения.

В соответствии со ст. 2.3. КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Причем УК РФ предусматривает в некоторых случаях уголовную ответственность с 14 лет, т. е. законодательство дифференцирует административную ответственность за правонарушения, совершаемые физическими лицами вне связи с исполнением ими служебных обязанностей и должностными лицами. Понятие «должностное лицо» сейчас унифицировано для УК и КоАП РФ. Ст. 2.4 КоАП РФ дает такое толкование – лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Читайте также:
Пенсионный фонд в Хабезе: особенности деятельности, режим работы, адрес

Некоторые особенности административной ответственности установлены для военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (ст. 2.5 – 2.6 КоАП РФ).

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. При этом физическое лицо должно представлять юридическое лицо, действовать от его имени. Законодательство устанавливает особый порядок применения административной ответственности юридического лица. Например, в случае его реорганизации – в форме слияния нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо и наступает ответственность независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации (ст. 2.10 КоАП РФ).

Также особенностями основания административной ответственности имеют родители и лица, их заменяющие. Например, при совершении мелкого хулиганства подростком от 14 до 16 лет на родителей могут налагать штрафы.

Основания для освобождения правонарушителя от административной ответственности.

Малозначительность совершенного административного правонарушения

Судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием

Совершение административного правонарушения лицом в возрасте от 16 до 18 лет

Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Добровольное обращение в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Добровольная сдача приобретенных без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ (а также их аналогов)

Направляются согласия указанных лиц на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждения

Ст. 6.9. и ст. 6.8 КоАП

Законодательством предусмотрены также:

    Обстоятельства, исключающие административную ответственность:

1) крайняя необходимость (ст. 2.7 КоАП РФ);

2) недостижение установленного законом возраста (ст. 2.3. КоАП РФ);

3) издание акта амнистии (п. 4. ст. 24..5 КоАП РФ.);

4) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (п.8. ст. 24.5 КоАП РФ);

5) невменяемость правонарушителя (ст. 2.8 КоАП РФ);

6) пропуск срока привлечения правонарушителя к административной ответственности;

7) совершение правонарушения определенными лицами (военнослужащими, сотрудниками ОВД и д.т.) – ст. 2.5. КоАП РФ;

8) отмена закона, установившего административную ответственность (п. 5 ст. 24.5 КоАП РФ)

Таким образом, можно определить основные цели и принципы административной ответственности.

Основные цели административной ответственности

Принципы административной ответственности

Воспитание правонарушителя в духе уважения законов

Предупреждение совершения новых (повторных правонарушений)

Ответственность за вину

Административное наказание правонарушителя

Равенство всех перед законом

Защита интересов личности, общества и государства

Индивидуализация мер ответственности

В связи с тем, что существует огромное многообразие административных проступков, единый критерий классификации не существует и можно выделить комплексный критерий.

  • Административные правонарушения, посягающие на права граждан.
  • Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
  • Административные правонарушения в области охраны собственности.
  • Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
  • Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике.
  • Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель. Административные правонарушения на транспорте Административные правонарушения в области дорожного движения.
  • Административные правонарушения в области связи и информации.
  • Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.
  • Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.
  • Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил).
  • Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти.
  • Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
  • Административные правонарушения против порядка управления.
  • Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
  • Административные правонарушения в области воинского учета.

10.3. Виды административных наказаний

Административное наказание – это установленная государством мера ответственности за совершенное административное правонарушение и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Читайте также:
Заявление о выдаче лицензии на негосударственную охранную деятельность - бланк 2022

При назначении административного наказания орган, налагающий взыскание, учитывает следующее:

  • характер совершенного правонарушения;
  • личность правонарушителя;
  • степень вины правонарушителя,
  • имущественное положение правонарушителя;
  • обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Кроме этого законодательством предусмотрены основные и дополнительные наказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное наказания.

Виды административных наказаний установлены ст. 3.2. КоАП РФ:

Применяются к физическим лицам

Устанавливается и применяться только в качестве основных административных наказаний

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статья 24.2. Язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях

1. Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке – государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

2. Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Статья 24.3. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях

1. Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

2. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.

3. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, и граждане, присутствующие при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении. Фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио и телевидению допускаются с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. (ч.3 введена Федеральным законом от 01.12.2007 N 304-ФЗ)

Статья 24.3.1. Доведение до сведения участников производства по делу об административном правонарушении информации о поступивших судье внепроцессуальных обращениях

(введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 162-ФЗ)

1. Не допускается внепроцессуальное обращение к судье, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, либо к председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам об административных правонарушениях, находящимся в производстве суда.

2. Информация о внепроцессуальных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судье, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам об административных правонарушениях, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников производства по делу путем размещения данной информации на официальном сайте суда в сети “Интернет” и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по делам об административных правонарушениях.

Статья 24.4. Ходатайства

1. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.

2. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.

Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

1. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмена закона, установившего административную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

Читайте также:
Дополнительное соглашение об оплате коммунальных платежей к договору аренды помещений - бланк 2022

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

2. В случае, когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности. (ч.2 введена Федеральным законом от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

Статья 24.6. Прокурорский надзор

Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

Статья 24.7. Издержки по делу об административном правонарушении

1. Издержки по делу об административном правонарушении состоят из:

1) сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам, в том числе выплачиваемых на покрытие расходов на проезд, наем жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных); (в ред. Федерального закона от 29.04.2006 N 57-ФЗ, от 09.03.2010 N 20-ФЗ)

2) сумм, израсходованных на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств, орудия совершения или предмета административного правонарушения. (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 198-ФЗ)

2. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, – на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, относятся на счет указанного юридического лица, за исключением сумм, выплаченных переводчику. Суммы, выплаченные переводчику в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, – на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, издержки по делу об административном правонарушении относятся на счет федерального бюджета, а в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, – на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

4. Размер издержек по делу об административном правонарушении определяется на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат.

Решение об издержках по делу об административном правонарушении отражается в постановлении о назначении административного наказания или в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, задачи и стадии, виды субъектов

Понятие производства по делам об административных правонарушениях – это административно-процессуальные нормы, на которых построена деятельность органов по применению мер административного наказания.

Задачи производства по делам об административных правонарушениях:

  • изучать дело в полном объеме, с соблюдением порядка и сроков рассмотрения;
  • разрешать дело в соответствии с законодательными нормами;
  • обеспечивать качественное исполнение решения по делу в соответствии с принципами правосудия;
  • выявлять причины и области совершения АП и способствовать их уменьшению.

Если наличествует хотя бы один из нижеперечисленных признаков, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а дело, которое возбуждено, должно быть прекращено:

  • событие АП отсутствует;
  • нет состава АП, в том числе, когда совершивший АП не достиг соответствующего возраста или обладает признаками невменяемости;
  • совершение противоправных действий вызвано крайней необходимостью;
  • издан акт амнистии, исключающий применение административного наказания;
  • отменен закон, который устанавливал ответственность за АП;
  • истек срок давности привлечения к ответственности;
  • противоправные действия совершены по одному и тому же факту, в отношение лица, совершившего эти действия производство уже ведется;
  • человек, в отношении которого ведется производство об АП, умер;

Стадии производства

Каждой стадии присущи конкретные задачи и цели, определенный круг участников и процессуальный документ. Выделяются четыре основных стадии:

  • возбуждение дела и административное расследование;
  • рассмотрение дела;
  • пересмотр решения по делу;
  • исполнение решения.

Субъекты производства

Субъект производства по делу об АП – это лицо, которое участвует в производстве, имеет необходимую правосубъектность, решает задачи процессуального характера.

К субъектам относятся:

  • представители управомоченных органов, которые принимают юр. акты, решают задачи процессуального характера, отслеживают движение дела в различных видах производств по делам об административных правонарушениях;
  • лица, имеющие индивидуальный интерес в деле;
  • лица, содействующие отправлению производства;
  • иные лица.

Представители уполномоченных органов

К первой категории субъектов относятся мировые судьи, комиссии по делам несовершеннолетних, организации и структуры федеральных органов исполнительной власти. субъектов и местных органов, административные комиссии, другие коллегиальные органы, созданные в соответствии с законодательством.

Читайте также:
Пенсионный фонд в Новой Ляля: особенности деятельности, режим работы, адрес

В эту же группу входят должностные лица, которые наделены полномочиями составления протоколов, должностные лица, которые обеспечивают производство дел об АП, субъекты, занимающиеся пересмотром решений: районные суды, вышестоящие органы, вышестоящий суд.

Прокурор имеет право возбуждать дело об АП, участвовать в производстве дела, представлять доказательства, ходатайствовать, давать заключения, приносить протест, совершать другие действия процессуального характера, предусмотренные законом.

В эту же группу следует отнести субъектов, которые контролируют и обеспечивают исполнение постановлений по делам об АП.

Субъекты, имеющие личный интерес

Прежде всего это лицо, в отношении которого ведется производство по делу об АП. Лицо, которое обвиняется в административном правонарушении имеет право знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться помощью защитника, присутствовать при рассмотрении дела, обжаловать постановление по делу.

Потерпевший – индивидуальный субъект или юр. лицо, которому причинен вред физический имущественный или моральный в результате действий, признанных административным правонарушением.

Законный представитель физического лица – родитель, опекун, усыновитель, попечитель, тот человек, который осуществляет защиту прав физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП или несовершеннолетнего потерпевшего, или человека , который по своему физическому или психическому состоянию лишен возможности реализации своих прав самостоятельно

Законный представитель юридического лица – субъект, защищающий права юр. лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП или юр. лица, которое является потерпевшей стороной.

Защитниками, представителями являются адвокаты, которые оказывают квалифицированную юридическую помощь. Они участвуют в деле с момента составления протокола об АП, если произошло административное задержание, то с момента административного задержания.

Свидетелями являются лица, которые что-то могут пояснить по делу об АП. Свидетели имеют право не давать свидетельских показаний против самого себя и близких родственников, общаться и давать показания на том языке, которым владеют, пользоваться услугами переводчика, проверять правильность занесения показаний в протокол.

Свидетели имеют и обязательства, они должны являться по вызову для дачи свидетельских показаний в суд или административный орган, давать правдивые показания, подтверждая их правдивость подписью в протоколе.

Понятые – лица, которые в исходе дела не заинтересованы, они удостоверяют принятые меры обеспечения производства по делу об АП.

Специалисты содействуют в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. Они могут знакомиться с материалами дела, задавать вопросы с разрешения судьи или органа, ведущего производства по делу. Специалист принимает участие в действиях, которые требуют специальных познаний. Все факты совершения каких-либо действий специалистом удостоверяются его подписью.

Помимо специалистов в производстве принимают участие эксперты.

Эксперт – лицо, имеющее специальную подготовку и знания в узкой области, достаточные для проведения экспертных мероприятий и подготовки выводов по интересующему вопросу.

Эксперт не заинтересован в исходе дела, он также вправе знакомиться с материалами дела, которые относятся к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, может задавать вопросы с разрешения судьи или органа, ведущего производство по делу. Эксперт указывает все сведения, полученные в результате проведения экспертизы, и удостоверяет их подлинность своей подписью. Эксперт обязан являться в суд или другой орган по вызову, давать объективное заключение, а также пояснять те выводы, которые были сделаны в результате экспертизы.

Переводчик – лицо, которое владеет языком или навыками сурдоперевода, осуществляющее перевод при производстве по делу об АП.

Переводчик должен являться по вызову судьи или другого органа, ведущего производство по делу, осуществлять точный перевод и удостоверять точность перевода своей подписью.

Урок 11. Производство по делам об административных правонарушениях

Доказательства – любые фактические данные, на основании которых суд, орган либо должностное лицо устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения.

Доставление – принудительное препровождение человека в целях составления протокола об административном правонарушении, если невозможно его составить на месте совершения административного правонарушения.

Административное задержание – кратковременное ограничение свободы физического лица.

Ходатайство – официальная просьба о совершении процессуальных действий или принятии решений, обращенная к органу дознания, следователю, прокурору, судье.

Отвод – отстранение от участия в судебном процессе судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, секретаря судебного заседания, эксперта, переводчика, если они лично, прямо или косвенно, заинтересованы в исходе дела или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в их беспристрастности.

Ключевые слова: Административное задержание; доставление; доказательства; ходатайство; отвод.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.2/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 248с. – (Инновационная школа), стр. 24-38.

На уроке мы узнаем, кто может привлечь виновного к административной ответственности. Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ касающихся вопросов административного судопроизводства.

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока.

Производство по делам об административных правонарушениях – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по применению мер административного наказания.

Читайте также:
Материальная помощь сотрудникам уволившимся в связи с выходом на пенсию

Производство по делам об административных правонарушениях не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • отсутствие события административного правонарушения;
  • отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
  • действие лица в состоянии крайней необходимости;
  • издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  • отмена закона, устанавливающего административную ответственность;
  • истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
  • наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
  • смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

  • возбуждение дела об административном правонарушении и административное расследование;
  • рассмотрение дела об административном правонарушении;
  • пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
  • исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе:

  • знакомиться со всеми материалами дела;
  • давать объяснения;
  • представлять доказательства;
  • заявлять ходатайства и отводы;
  • пользоваться юридической помощью защитника;
  • присутствовать при рассмотрении дела;
  • обжаловать постановления (решения) по делу.

Законные представители физического лица – субъекты (родители, усыновители, опекуны или попечители), осуществляющие защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишенного возможности самостоятельно реализовывать свои права.

Защитником выступает адвокат или иное лицо, оказывающее юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Свидетель – лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела об административном правонарушении, подлежащие установлению.

Понятой – любое не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении лицо, которое выполняет удостоверительную функцию при применении мер обеспечения производства по делу.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях – вид мер административного принуждения, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке для достижения целей производства по делам об административных правонарушениях.

Такими мерами считают

  • доставление,
  • административное задержание,
  • личный досмотр,
  • досмотр вещей, находящихся при физическом лице,
  • досмотр транспортного средства,
  • осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов,
  • изъятие вещей и документов,
  • отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения,
  • медицинское освидетельствование на состояние опьянения,
  • задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации,
  • арест товаров, транспортных средств и иных вещей,
  • привод,
  • временный запрет деятельности.

Административные дела рассматриваются:

1. Судьи районных судов и мировые судьи. Основное количество административных правонарушений, возникающих на территории нашей страны, рассматриваются именно мировым судьей.

2. Комиссия по защите прав несовершеннолетних. На территории нашей страны работают еще и специализированные комиссии, которые рассматривают дела несовершеннолетних, прямо или же косвенно связанные с административными правонарушениями;

3. Органы федеральной инспекции труда. Данный орган, имеет возможность воздействовать в виде административных штрафов на тех людей, которые систематически нарушают трудовое законодательство, тем самым, ухудшая условия работы специалистов;

4. Органы внутренних дел. Рассматривать дела о таких правонарушениях, а соответственно, налагать административные взыскания, исключительно от имени органов внутренних дел, могут заместители начальников отделов и начальники и пр.

Разбор типового тренировочного задания

Прочитайте суждения. Впишите правильные слова в клетки.

По горизонтали:

2. акт волевого, осознанного поведения, может быть действием (переход улицы на красный сигнал светофора) или бездействием (неявка в суд для исполнения обязанности присяжного заседателя);

3. ситуация, при которой объект посягательства не только представляет определенную ценность для личности, государства и общества, но и охраняется правом.

По вертикали:

1. аналогичная уголовному праву конструкция с умыслом и неосторожностью

Разбор типового контрольного задания

Соотнесите принципы производства по делам об административных правонарушениях с их содержанием.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: