Привлечение к дисциплинарной ответственности военнослужащего: порядок

В каких случаях военнослужащие несут дисциплинарную ответственность, и как происходит наложение взыскания?

Для лиц, проходящих военную службу и приравненных к ним, существуют правила воинской дисциплины (устав), и предусмотрена система дисциплинарных взысканий за нарушение устава и другие противоправные действия. Степень взыскания для провинившегося определяет его воинский начальник или гарнизонный военный суд.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Правовое регулирование

Регулирование взысканий для военных осуществляется:

Указ №1495 включает в себя воинский устав, а также перечень взысканий разных видов и описание особенностей их применения для военнослужащих разного статуса. Закон №76 определяет основания для применения взысканий и случаи, когда дисциплинарная ответственность не наступает.

Закон №199 устанавливает порядок применения дисциплинарного ареста при грубых нарушениях устава.

Условия для привлечения к ответственности

Применение дисциплинарного взыскания по перечисленным законам допустимо к следующим лицам:

  • профессиональным военным;
  • служащим по призыву;
  • гражданским лицам, проходящим военные сборы;
  • курсантам военных учебных заведений.

Существуют следующие основания для применения взыскания к военнослужащему:

  • наличие события проступка;
  • наличие доказательств вины привлекаемого к ответственности;
  • подтверждение вины командиром или гарнизонным судом.

Взыскание должно примениться в течение года после наложения, в противном случае, оно не исполняется, но в учетной карточке военного остается запись о проступке.

Кроме того, при применении взыскания запрещается применять меры физического воздействия, а также действия, унижающие человеческое достоинство.

Виды дисциплинарных взысканий

Существуют следующие виды взысканий для военнослужащих:

    ;
  • строгий выговор;
  • лишение увольнительной;
  • лишение знака отличия;
  • предупреждение о неполном соответствии;
  • понижение в звании;
  • понижение в должности;
  • понижение в должности и одновременно понижение в звании;
  • досрочное увольнение (для контрактников);
  • отчисление из военного вуза (для курсантов);
  • дисциплинарный арест.

К солдатам-срочникам и матросам не применяются предупреждение о неполном соответствии и досрочное увольнение, а дисциплинарный арест применяется только к военнослужащим по призыву или контракту мужского пола, находящихся в звании ниже прапорщика или мичмана.

Важно учесть, что дисциплинарным взысканием для военных не являются замечание, критика или порицание вне зависимости от формы выражения (ст. 52 Указа №1495).

За один проступок можно наложить только один вид взыскания.

Процедура наложения взыскания

Применение взыскания происходит в следующем порядке:

  1. Воинский начальник инициирует разбирательство.
  2. Устанавливается факт проступка, его причины и обстоятельства, а также виновные лица.
  3. Составляется протокол о нарушении.
  4. Начальник назначает взыскание или направляет дело для рассмотрения вышестоящему руководству или в суд.

Разбирательство должно завершиться в течение месяца. В целях обеспечения проверки начальник вправе задерживать подозреваемого военнослужащего, отстранять от выполнения обязанностей, заключать под стражу, изымать вещи и документы и проводить анализ документов, а также опрашивать свидетелей по делу.

В ходе разбирательства необходимо установить:

  • событие проступка (место, время и способ его совершения);
  • причины, обстоятельства и последствия проступка;
  • наличие вины, мотивы;
  • характеристика виновных лиц;
  • наличие исключительных обстоятельств;
  • наличие отягчающих и смягчающих обстоятельств.

Если проступок совершен несколькими лицами, то устанавливается степень вины и участия каждого.

Протокол о проступке должен содержать следующие сведения:

  • ФИО, звание и должность составителя;
  • ФИО виновного, его паспортные данные, звание и должность;
  • номер воинской части;
  • перечень свидетелей проступка;
  • список доказательств;
  • объяснения виновного;
  • обстоятельства проступка;
  • перечень прилагаемых документов;
  • дата, печать и подпись командира части.

В качестве доказательств проступка могут выступать объяснения виновного, показания свидетелей, разъяснения специалистов, а также документы, фото- и видеоматериалы.

Образец протокола можно посмотреть здесь. После составления протокола командир части принимает решение о взыскании в течение двух суток.

Если решение не принято, протокол направляется вышестоящему воинскому начальству. Извещение вышестоящего начальства происходит обязательно, если проступок имеет уголовную или административную составляющую.

Взыскание, наложенное командиром части, может быть заменено вышестоящим руководством на более строгое, но не может быть уменьшено или отменено за исключением случая, когда повторное разбирательство не исключило или не уменьшило вину нарушителя.

Порядок снятия

Дисциплинарное взыскание снимается с военнослужащего в следующих случаях:

  • по решению гарнизонного суда;
  • по факту исполнения (для ареста);
  • при особом отличии нарушителя;
  • по прошествии года.

Выговор и строгий выговор снимаются через год после вынесения или раньше, если начальник части посчитает, что нарушитель встал на путь исправления, или при особом отличии нарушителя (например, в боевой операции).

Если виновный в проступке не согласен признать свою вину, он может направить жалобу вышестоящему начальству или в гарнизонный суд с требованием о пересмотре дела. Важно учесть, что решение о пересмотре не означает приостановку уже наложенного взыскания (например, снятия дисциплинарного ареста). При установлении в ходе повторного разбирательства полного отсутствия вины военнослужащего с него снимается взыскание, и в личное дело вносится запись о полной реабилитации.

Случаи исключения дисциплинарной ответственности

Дисциплинарная ответственность не наступает, если в ходе разбирательства установлен один из следующих фактов:

  • проступок совершен при точном исполнении приказа;
  • обвиняемый действовал в целях необходимой обороны;
  • проступок был совершен при задержании преступника;
  • имела место крайняя необходимость;
  • проступок был результатом оправданного риска в целях общего блага;
  • проступок был совершен под физическим или психологическим принуждением.

Если проступок был совершен при исполнении приказа, то к дисциплинарной ответственности привлекается отдавшее приказ лицо. Наличие крайней необходимости определяется при разбирательстве на усмотрение начальника или гарнизонного суда.

Читайте также:
Список отделов ПФР Веденский район, Чеченская Республика. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

Для признания проступка оправданным риском важно, чтобы аналогичного результата нельзя было достичь без риска и вероятность благоприятного исхода не была минимальной.

Разбирательство по дисциплинарному проступку прекращается, если отсутствует событие проступка или его нельзя определить, если проступок совершен психически больным, или если на время совершения проступка был отменен федеральный закон, относящий деяния военнослужащего к категории нарушений.

Дисциплинарное взыскание назначается воинским начальством только при доказанности вины нарушителя в ходе тщательного разбирательства, при этом неустранимые сомнения в доказательствах, а также отсутствие необходимых улик должны толковаться в пользу обвиняемого военнослужащего.

Привлечение к дисциплинарной ответственности военнослужащего: порядок

Порядок применения дисциплинарных взысканий

80. К военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, могут применяться только те дисциплинарные взыскания, которые определены настоящим Уставом, соответствуют воинскому званию военнослужащего и дисциплинарной власти командира (начальника), принимающего решение о привлечении нарушителя к дисциплинарной ответственности.

81. Принятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания предшествует разбирательство.

Разбирательство проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка.

Разбирательство, как правило, проводится непосредственным командиром (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, или другим лицом, назначенным одним из прямых командиров (начальников). При этом военнослужащий, назначенный для проведения разбирательства, должен иметь воинское звание и воинскую должность не ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, за исключением назначенных для проведения разбирательства военнослужащего военной полиции, военнослужащего подразделения собственной безопасности войск национальной гвардии Российской Федерации, которые могут иметь воинское звание и воинскую должность ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок.

(в ред. Указов Президента РФ от 25.03.2015 N 161, от 09.07.2020 N 450)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случаях, указанных в статье 75 настоящего Устава, разбирательство проводится начальником гарнизона, старшим морским начальником, начальником органа военной полиции, начальником военных сообщений на видах транспорта, начальником военно-автомобильных дорог, военным комендантом железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта) или назначенными ими лицами.

(в ред. Указа Президента РФ от 25.03.2015 N 161)

(см. текст в предыдущей редакции)

Разбирательство, как правило, проводится без оформления письменных материалов, за исключением случаев, когда командир (начальник) потребовал представить материалы разбирательства в письменном виде.

Материалы разбирательства о грубом дисциплинарном проступке оформляются только в письменном виде.

В ходе разбирательства должно быть установлено:

событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);

лицо, совершившее дисциплинарный проступок;

вина военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, форма вины и мотивы совершения дисциплинарного проступка;

данные, характеризующие личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок;

наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка;

обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего;

обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность;

характер и степень участия каждого из военнослужащих при совершении дисциплинарного проступка несколькими лицами;

причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;

другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Командир (начальник) вправе принять решение о наказании военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, своей властью либо в срок до 10 суток представить по подчиненности вышестоящему командиру (начальнику) материалы разбирательства о совершении военнослужащим дисциплинарного проступка для принятия решения.

При совершении военнослужащим грубого дисциплинарного проступка (приложение N 7) или при получении данных о его совершении непосредственный командир (начальник) военнослужащего обязан немедленно доложить об этом в установленном порядке командиру воинской части.

Командир воинской части (начальник органа военной полиции) принимает решение о проведении разбирательства по факту совершения грубого дисциплинарного проступка и назначает ответственного за его проведение.

(в ред. Указа Президента РФ от 25.03.2015 N 161)

(см. текст в предыдущей редакции)

Разбирательство по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка заканчивается составлением протокола (приложение N 8). При проведении разбирательства по факту совершения грубого дисциплинарного проступка группой военнослужащих протокол составляется в отношении каждого из этих военнослужащих.

Протокол вместе с материалами разбирательства предоставляется для ознакомления военнослужащему, совершившему грубый дисциплинарный проступок, и с предложением о сроке дисциплинарного ареста, который целесообразно назначить военнослужащему, или о применении к нему другого вида дисциплинарного взыскания направляется командиру воинской части (начальнику органа военной полиции) для рассмотрения. Командир (начальник) или лицо, проводившее разбирательство, направляет командиру воинской части (начальнику органа военной полиции) предложение о сроке дисциплинарного ареста, который целесообразно назначить военнослужащему, или о применении к нему другого вида дисциплинарного взыскания.

(в ред. Указа Президента РФ от 25.03.2015 N 161)

(см. текст в предыдущей редакции)

Командир воинской части (начальник органа военной полиции) обязан в срок до двух суток рассмотреть протокол и материалы о совершении грубого дисциплинарного проступка и принять решение либо о направлении их в гарнизонный военный суд, либо о применении к военнослужащему иного дисциплинарного взыскания, предусмотренного настоящим Уставом.

(в ред. Указа Президента РФ от 25.03.2015 N 161)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, когда обстоятельства совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка установлены ранее проведенными по данному факту ревизией, проверкой или административным расследованием либо материалами об административном правонарушении, разбирательство командиром воинской части (начальником органа военной полиции) может не назначаться. Если разбирательство не назначается, командир воинской части (начальник органа военной полиции) назначает офицера для составления протокола и определяет срок его составления, который не должен превышать трое суток.

Читайте также:
Нормативы физподготовки для поступления на службу по контракту

(в ред. Указа Президента РФ от 25.03.2015 N 161)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если в ходе разбирательства выяснится, что в действиях (бездействии) военнослужащего усматриваются признаки преступления, лицо, проводящее разбирательство, обязано незамедлительно доложить об этом в установленном порядке командиру воинской части (начальнику органа военной полиции) и действовать в соответствии с его указаниями. Командир воинской части (начальник органа военной полиции) незамедлительно уведомляет об этом военного прокурора, руководителя военного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации, а командир воинской части – также органы военной полиции и принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

(в ред. Указа Президента РФ от 25.03.2015 N 161)

(см. текст в предыдущей редакции)

81.1. Срок разбирательства не должен превышать 30 суток с момента, когда командиру (начальнику) стало известно о совершении военнослужащим дисциплинарного проступка, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам.

(статья 81.1 введена Указом Президента РФ от 22.01.2018 N 16)

82. При назначении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, обстоятельства, смягчающие и отягчающие дисциплинарную ответственность.

Строгость дисциплинарного взыскания увеличивается, если дисциплинарный проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы) или при исполнении других должностных или специальных обязанностей, в состоянии опьянения или если его последствием явилось существенное нарушение внутреннего порядка.

83. Применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, производится в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке (не считая времени на проведение разбирательства, производство по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, времени болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, а также времени выполнения им боевой задачи), но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 суток со дня применения дисциплинарного взыскания подать жалобу.

84. Применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, входящему в состав суточного наряда (несущему боевое дежурство), за дисциплинарный проступок, совершенный им во время несения службы, осуществляется после смены с наряда (боевого дежурства) или после замены его другим военнослужащим.

85. Применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, находящемуся в состоянии опьянения, а также получение от него каких-либо объяснений осуществляются после его вытрезвления. В этом случае к военнослужащему может быть применено задержание (приложение N 6), после чего принимается решение о привлечении его к дисциплинарной ответственности.

86. Запрещается за один и тот же дисциплинарный проступок применять несколько дисциплинарных взысканий, или соединять одно взыскание с другим, или применять взыскание ко всему личному составу подразделения вместо наказания непосредственных виновников.

87. Если командир (начальник) ввиду тяжести совершенного подчиненным дисциплинарного проступка считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, он возбуждает ходатайство о применении к виновному дисциплинарного взыскания властью вышестоящего командира (начальника).

Ходатайство оформляется в форме рапорта и представляется вышестоящему командиру (начальнику) в срок до 10 суток со дня, когда стало известно о совершенном дисциплинарном проступке.

Командир (начальник), превысивший предоставленную ему дисциплинарную власть, несет за это ответственность.

88. Вышестоящий командир (начальник) не имеет права отменить или уменьшить дисциплинарное взыскание, примененное нижестоящим командиром (начальником), по причине строгости взыскания, если последний не превысил предоставленной ему власти.

Вышестоящий командир (начальник) имеет право отменить дисциплинарное взыскание, примененное нижестоящим командиром (начальником), если сочтет, что это взыскание не соответствует тяжести совершенного дисциплинарного проступка, и применить более строгое дисциплинарное взыскание.

89. Военнослужащий, к которому применено дисциплинарное взыскание за совершенное правонарушение, не освобождается от уголовной и материальной ответственности.

Привлечение к дисциплинарной ответственности военнослужащего: порядок

Глава 3. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

47. Военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Уставом, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях. При этом к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, исправительных работ, а к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, к курсантам военных образовательных организаций до заключения с ними контракта о прохождении военной службы также в виде административного штрафа.

(в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2014 N 483)

(см. текст в предыдущей редакции)

Военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина.

Виновным в совершении дисциплинарного проступка признается военнослужащий, совершивший противоправное действие (бездействие) умышленно или по неосторожности.

Вина военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, должна быть доказана в порядке, определенном федеральными законами, и установлена решением командира (начальника) или вступившим в законную силу постановлением судьи военного суда.

Читайте также:
Что делать, если страховая не платит по КАСКО в 2022 году

Привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности не освобождает его от исполнения обязанности, за неисполнение которой дисциплинарное взыскание было применено.

Обстоятельства, смягчающие, отягчающие дисциплинарную ответственность и исключающие ее, а также учитываемые при назначении дисциплинарного взыскания, определяются Федеральным законом “О статусе военнослужащих”.

48. Военнослужащий, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, имеет право давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке, а в случае задержания в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка – с момента задержания, знакомиться по окончании разбирательства со всеми материалами о дисциплинарном проступке, обжаловать действия и решения командира, осуществляющего привлечение его к дисциплинарной ответственности. Военнослужащий, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, также имеет право участвовать в судебном рассмотрении указанных материалов.

49. Военнослужащий не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, в том числе в случае отказа в возбуждении или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действиях (бездействии) признаков дисциплинарного проступка.

Исполнение дисциплинарного взыскания должно быть начато до истечения срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Если исполнение дисциплинарного взыскания в указанный срок не начато, то оно не исполняется.

При привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности не допускаются унижение его личного достоинства, причинение ему физических страданий и проявление по отношению к нему грубости.

50. При привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности выясняются обстоятельства совершения им дисциплинарного проступка и осуществляется сбор доказательств.

Доказательствами при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности являются любые фактические данные, на основании которых командир (начальник), рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств совершения военнослужащим дисциплинарного проступка.

В качестве доказательств допускаются:

объяснения военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности;

объяснения лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности;

заключение и пояснения специалиста;

показания специальных технических средств;

Командир (начальник), рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств совершения дисциплинарного проступка в их совокупности. Использование доказательств, полученных с нарушением законодательства Российской Федерации, не допускается.

Командир (начальник), рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, обязан принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств и документов до принятия решения по результатам рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке.

Порядок возврата, передачи и уничтожения вещественных доказательств определяется законами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Уставом (приложение N 6), Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации и Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.

(в ред. Указа Президента РФ от 25.03.2015 N 161)

(см. текст в предыдущей редакции)

51. В целях пресечения дисциплинарного проступка, установления личности нарушителя, а также подготовки материалов о дисциплинарном проступке и обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения к военнослужащему могут быть применены следующие меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке:

личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем, досмотр транспортного средства;

изъятие вещей и документов;

временное отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей;

отстранение от управления транспортным средством;

Право применять указанные меры имеют:

командиры (начальники) от командира роты, им равные и выше – к военнослужащим, подчиненным им по службе;

дежурный по воинской части – к военнослужащим, младшим или равным ему по воинскому званию, проходящим военную службу в одной с ним воинской части, в случаях, не терпящих отлагательства;

начальник гарнизона, помощник начальника гарнизона по организации гарнизонной службы, дежурный по гарнизону – к военнослужащим при несении гарнизонной и (или) караульной служб; к военнослужащим, временно находящимся в гарнизоне; к военнослужащим, находящимся вне расположения воинской части, места службы (за пределами гарнизона, в котором они проходят военную службу) без документов, удостоверяющих личность и (или) удостоверяющих право пребывания вне расположения воинской части, места службы (в данном гарнизоне);

начальники военных сообщений на видах транспорта, начальники военно-автомобильных дорог и военные коменданты железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта) – к военнослужащим во время следования по путям сообщения;

военнослужащие военной полиции – к военнослужащим в случаях, определенных федеральными законами, Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

старшие военнослужащие – к младшим военнослужащим при нарушении ими воинской дисциплины в случае, определенном статьей 79 настоящего Устава;

начальники и патрульные гарнизонных патрулей – к военнослужащим в случаях, определенных федеральными законами и Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации.

Порядок применения мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке указан в приложении N 6.

(статья 51 в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

52. При совершении военнослужащим дисциплинарного проступка командир (начальник) может ограничиться напоминанием военнослужащему о его обязанностях и воинском долге, применить к нему меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, а в случае необходимости привлечь к дисциплинарной ответственности. При этом он должен учитывать, что применяемое взыскание как мера укрепления воинской дисциплины и воспитания военнослужащих должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины, установленным командиром (начальником) в результате проведенного разбирательства.

Читайте также:
Судебная практика по наследованию по завещанию - случаи, примеры

Не являются дисциплинарными взысканиями замечание, порицание, критика поведения или указания на упущения по службе, выраженные командиром (начальником) подчиненному в устной или письменной форме.

53. В целях общественного осуждения военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок или нарушившего нормы международного гуманитарного права, по решению командира (начальника) может быть рассмотрен и обсужден: солдат и матросов – на собраниях личного состава; сержантов и старшин – на собраниях сержантов и старшин; прапорщиков и мичманов – на собраниях прапорщиков и мичманов; офицеров – на офицерских собраниях.

Решение Верховного суда: Решение N ВКГПИ14-33 от 25.06.2014 Судебная коллегия по делам военнослужащих, первая инстанция

Именем Российской Федерации г. Москва 25 июня 2014 г.

Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Жудро К.С при секретаре Рябцевой А.И с участием представителей Министерства обороны Российской Федерации Стручковой Е.А. и Ильина А.В., представляющих по распоряжению Президента Российской Федерации его интересы в данном деле, и военного прокурора отдела управления Главной военной прокуратуры Гаврилова А.В., рас смотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Леднева А М о признании незаконной статьи 96 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495,

Леднев А.М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с за явлением о признании незаконной статьи 96 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации в той мере, в которой она позволяет применять к военнослужащему, временно исполняющему обязанности по не занимаемой им воинской должности, дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.

Заявитель утверждает, что эта часть нормативного правового акта нарушает предусмотренные пунктом 2 статьи 10, пунктом 10 статьи 28.2, пунктом 1 статьи 28.4, пунктом 1 статьи 28.5 и пунктом 10 статьи 28.6 Федерального закона «О статусе военнослужащих» его права на объективную оценку результатов прохождения военной службы в занимаемой воинской должности, исправление и справедливую меру ответственности за совершенный дисциплинарный проступок, лишает возможности быть назначенным на высшие воинские должности.

Леднев А.М. полагает, что оспариваемая статья устава также противоречит абзацу девятому пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» и не согласуется с пунктом 1 статьи 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

О времени и месте судебного заседания заявитель извещен надлежащим образом и просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители Минобороны России Ильин А.В. и Стручкова Е.А., воз ражая против доводов Леднева А.М., пояснили, что оспариваемый нормативный правовой акт издан правомочным должностным лицом в пределах его компетенции, опубликован в установленном порядке, не противоречит нор мам федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу в том числе перечисленным заявителем, и его права не нарушает.

Исследовав материалы дела и выслушав заключение прокурора Гаврилова А.В., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения требований Леднева А.М.

В соответствии со статьей 90 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Согласно подпункту 13 пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» Президент Российской Федерации утверждает общевоинские уставы.

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации (да лее – Дисциплинарный устав) утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации».

Данный Указ опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 47, что соответствует положениям пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О по рядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт издан Президентом Российской Федерации в пределах его полномочий и опубликован для всеобщего сведения в установленном порядке.

Согласно статье 96 Дисциплинарного устава дисциплинарное взыскание – предупреждение о неполном служебном соответствии – применяется один раз за время пребывания военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в занимаемой штатной воинской должности.

По истечении года после применения этого дисциплинарного взыскания командир (начальник) в срок до 30 суток принимает решение (ходатайствует) о снятии данного дисциплинарного взыскания либо, если военнослужащий не исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли, – о снижении это го военнослужащего в воинской должности или досрочном увольнении его с военной службы в установленном порядке.

Военнослужащий может быть представлен к снижению в воинской должности или досрочному увольнению с военной службы до окончания срока действия данного дисциплинарного взыскания в случае систематического нарушения исполнения должностных и (или) специальных обязанностей.

В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 28.4 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии является установленной государством мерой ответственности за дисциплинарный проступок и может применяться в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков к военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, и гражданину, призванному на военные сборы.

Читайте также:
Список отделов ПФР Нейский район, Костромская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

Каких-либо иных обстоятельств, при которых допускается или запрещается применение данного взыскания к военнослужащему или гражданину призванному на военные сборы, статьей 28.4 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не предусмотрено.

Не содержится таких ограничений и в иных перечисленных в заявлении положениях федеральных законов.

Пункт 1 статьи 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих определяет, какие обстоятельства совершенного дисциплинарного проступка и данные о личности его совершившего учитываются при назначении дисциплинарного взыскания.

Пункт 10 статьи 28.6 того же Федерального закона предусматривает порядок оценки командиром или судьей военного суда доказательств при привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности.

В пункте 10 статьи 28.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» содержится запрет на унижение личного достоинства, причинение физических страданий и проявление грубости по отношению к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, при привлечении его к дисциплинарной ответственности.

Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, гаран тируется назначение на высшие воинские должности с учетом условий заключенного ими контракта в соответствии с полученной квалификацией достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе, а также право на получение дополнительного профессионального образования и увеличение количества социальных гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и сроком военной службы.

В абзаце девятом пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации предусмотрено, что одним из основных принципов построения и функционирования системы государственной службы является профессионализм и компетентность государственных служащих.

Особых прав и гарантий военнослужащего, временно исполняющего обязанности по воинской должности, которую он не занимает, при привлечении к дисциплинарной ответственности и применении дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, а также ограничений полномочий командиров и начальников, применяющих это взыскание, названные правовые нормы не предусматривают.

Пункт 1 статьи 42 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает, что военнослужащий может занимать только одну воинскую должность, но не определяет условия привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности в зависимости от занимаемой или временно исполняемой воинской должности.

Таким образом, следует признать, что статья 96 Дисциплинарного устава не противоречит положениям нормативных правовых актов, указанных Ледневым А.М. Не установлено судом ее противоречия и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно пункту 2 статьи 43 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» на военнослужащего может быть возложено временное исполнение обязанностей по равной или высшей воинской должности, которую он не занимает, с освобождением его от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности – на срок, определяемый Положением о порядке прохождения военной службы.

Статьей 12 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, определен порядок возложения в связи со служебной необходимостью на военнослужащего временного исполнения обязанностей по вакантной или невакантной равной или высшей воинской должности, которую он не занимает.

По смыслу данной правовой нормы, во взаимосвязи со статьей 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и статьей 4 Положения о порядке прохождения военной службы, временное исполнение возложенных по приказу командира (начальника) обязанностей по не занимаемой воинской должности относится к тем обязательствам, которые принимает на себя военнослужащий при заключении контракта о прохождении военной службы.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение военнослужащим обязанностей военной службы, в том числе приказов командиров и начальников в соответствии с пунктом 1 статьи 28.2 и пунктом 2 статьи 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих» может быть расценено как нарушение воинской дисциплины и невыполнение условий контракта и служить основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Что касается возможности применения к военнослужащему, временно исполняющему обязанности по не занимаемой им штатной воинской должности, конкретного дисциплинарного взыскания, в частности, предупреждения о неполном служебном соответствии, то вопрос об этом подлежит раз решению в процессе правоприменительной деятельности с учетом закреп ленных в статье 96 Дисциплинарного устава положений о том, что это взыскание применяется один раз за время пребывания военнослужащего в занимаемой штатной воинской должности и может повлечь последующее его снижение в этой должности в случае систематического нарушения исполнения должностных и (или) специальных обязанностей.

Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Рос сийской Федерации

В удовлетворении заявления Леднева А М о признании незаконным статьи 96 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Рос сийской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495, отказать.

Читайте также:
Ходатайство о видеоконференцсвязи в арбитражном суде в 2022 году - образец, назначении

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Постановление Верховного Суда РФ от 04.03.2019 N 208-АД19-1

Заместитель председателя Верховного Суда Российской Федерации – председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих Хомчик В.В., рассмотрев жалобу должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, старшего лейтенанта полиции Бикенина В.В., на решение судьи Дальневосточного окружного военного суда от 16 августа 2018 г. и постановление председателя Дальневосточного окружного военного суда от 9 ноября 2018 г., вынесенные в отношении военнослужащего войсковой части 51460 подполковника Платоненкова Максима Алексеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

на основании ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ постановлением судьи Хабаровского гарнизонного военного суда от 11 июля 2018 г. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, в отношении Платоненкова М.А., а постановление со всеми материалами дела об административном правонарушении в отношении Платоненкова М.А. предписано передать командиру войсковой части 51460 для привлечения этого военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Решением судьи Дальневосточного окружного военного суда от 16 августа 2018 г. указанное постановление судьи Хабаровского гарнизонного военного суда от 11 июля 2018 г. отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, в отношении Платоненкова М.А. прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановлением председателя Дальневосточного окружного военного суда от 9 ноября 2018 г. решение судьи Дальневосточного окружного военного суда от 16 августа 2018 г. отменено, а производство по делу прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В жалобе, поданной в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, старший лейтенант полиции Бикенин В.В. просит решение судьи Дальневосточного окружного военного суда от 16 августа 2018 г. и постановление председателя Дальневосточного окружного военного суда от 9 ноября 2018 г. отменить, как не основанные на законе, а постановление судьи Хабаровского гарнизонного военного суда от 11 июля 2018 г. оставить в силе.

В обоснование своей позиции автор жалобы, анализируя обстоятельства дела, приводит доводы о том, что срок давности привлечения к ответственности по данной категории дел на основании ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет 3 месяца. Датой совершения рассматриваемого правонарушения является 12 апреля 2018 г. Судья Хабаровского гарнизонного военного суда вынес постановление в отношении Платоненкова М.А. по данному делу в пределах указанного процессуального срока, что является основанием для отмены постановления председателя Дальневосточного окружного военного суда от 9 ноября 2018 г.

Кроме того, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в своей жалобе указывает, что решение судьи Дальневосточного окружного военного суда от 16 августа 2018 г. также подлежит отмене, поскольку все обстоятельства административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, вмененного Платоненкову М.А., были установлены при рассмотрении данного дела судьей Хабаровского гарнизонного военного суда и нашли свое отражение в постановлении от 11 июля 2018 г.

По мнению Бикенина В.В., судья окружного военного суда основанием для прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, указал на отсутствие у Платоненкова М.А. регистрационных документов на транспортное средство, что, по мнению судьи, подтверждается составлением иного протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.3 КоАП РФ, а также показаниями ряда свидетелей, которые слышали, как Платоненков М.А. утверждал сотрудникам полиции о том, что этих документов у него нет. В решении судьи Дальневосточного окружного военного суда от 16 августа 2018 г. указано, что судья гарнизонного военного суда, не дал этому оценки в постановлении от 11 июля 2018 г. По мнению Бикенина В.В., это не соответствует действительности, поскольку мотивированная оценка всем обстоятельствам данного дела подробно изложена в постановлении судьи гарнизонного военного суда, которое подтверждает, что документы на транспортное средство были у Платоненкова М.А. обнаружены в процессе его личного досмотра.

Изучив материалы истребованного дела и оценив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ “О полиции”, определяя в качестве предназначения полиции защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности (ч. 1 ст. 1), возлагает на полицию и ее сотрудников соответствующие предназначению полиции обязанности и предоставляет обусловленные данными обязанностями права (ст. ст. 12, 13, 27 и 28).

В соответствии с п. 2, 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона “О полиции” в числе иных на полицию возложены обязанности: пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения административного правонарушения, обеспечивать сохранность следов административного правонарушения; пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.

Читайте также:
Регистрация договора дарения квартиры в подразделениях Росреестра

В силу п. 1, 2, 8 ч. 1 ст. 13 названного Закона полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право: требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий; проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении; составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.

Согласно п. 20 ст. 13 Федерального закона “О полиции” полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

Частями 3, 4 ст. 30 указанного Закона установлено, что законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Приведенным положениям Федерального закона “О полиции” корреспондирует ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей, т.е. за такие действия, которые выражаются в непосредственном отказе подчиниться распоряжениям (требованиям) сотрудника полиции и противодействии ему.

Из материалов истребованного дела следует, что Платоненков М.А. 12 апреля 2018 г. в 18 часов 55 минут на 7 км автомобильной дороги А 375 оказал неповиновение законному требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечения участниками дорожного движения правил дорожного движения, которое выразилось в отказе предоставить регистрационные документы на транспортное средство старшему лейтенанту Бикенину В.В. на его неоднократные требования, и совершил воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными судом доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении (л.д. 2), протоколом личного досмотра (л.д. 4), рапортом лейтенанта полиции Шубина С.В. (л.д. 5 – 6), письменными объяснениями понятого Н. (л.д. 3), показаниями, данными в суде инспектором ДПС ГИБДД Бикениным В.В., иными материалами дела, получившими оценку по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Нормы КоАП РФ не препятствуют допросу должностных лиц, являвшихся свидетелями совершения события содержащего признаки административного правонарушения.

Оснований не доверять сведениям, изложенным инспекторами ДПС ГИБДД в составленных по делу протоколах и в их объяснениях, не имеется. Наличие неприязненных отношений или иные основания для оговора Платоненкова М.А. сотрудниками ДПС ГИБДД не установлены. Их объяснения не имеют существенных противоречий. Напротив, они последовательны, логичны, взаимно согласуются между собой и подтверждаются другими доказательствами.

В ходе рассмотрения данного дела судьей Хабаровского гарнизонного военного суда 11 июля 2018 г. в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно выяснены все обстоятельства совершенного Платоненковым М.А. административного правонарушения.

Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ судьей гарнизонного военного суда установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, оказавшее неповиновение законному требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (л.д. 112 – 117, 121 – 126).

При рассмотрении жалобы Платоненкова М.А. на постановление судьи Хабаровского гарнизонного военного суда от 11 июля 2018 г. судья Дальневосточного окружного военного суда, отменяя указанное постановление и прекращая производство в связи с отсутствием состава административного правонарушения в решении от 16 августа 2018 г. указал, что при рассмотрении дела Платоненков последовательно давал объяснения о том, что не передавал сотрудникам полиции по их требованию водительское удостоверение и свидетельство о регистрации транспортного средства, так как считал, что забыл их дома. Кроме того, судья Дальневосточного окружного военного суда посчитал, что отсутствие у Платоненкова М.А. указанных документов послужило основанием для привлечения его к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ.

Вместе с тем, из протокола личного досмотра N 27 АЕ 001629 следует, что он составлен в отношении Платоненкова М.А. 12 апреля 2018 г. и при производстве личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице обнаружено у Платоненкова М.А. свидетельство о регистрации транспортного средства на управляемый им автомобиль и его водительское удостоверение.

При таких обстоятельствах вывод судьи Дальневосточного окружного военного суда о том, что привлечение к ответственности за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, в данном случае свидетельствует о том, что бездействие Платоненкова по выполнению требования сотрудников полиции о передаче этих документов не содержит состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, не соответствует обстоятельствам дела и исследованным доказательствам.

Читайте также:
Должностная инструкция системного администратора на предприятии по профстандарту

Срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ на основании ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет 3 месяца. Датой совершения рассматриваемого правонарушения является 12 апреля 2018 г. Судья Хабаровского гарнизонного военного суда вынес постановление в отношении Платоненкова М.А. по данному делу 11 июля 2018 г., что свидетельствует о том, что срок давности не пропущен.

Кроме того, следует также учитывать, что п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”, предусмотрено, что по смыслу ч. 1 ст. 4.5 и п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания. Таких оснований в постановлении председателя Дальневосточного окружного военного суда от 9 ноября 2018 г. не установлено, что влечет отмену такого постановления.

Особенность ответственности военнослужащих за административные правонарушения заключается в том, что по общему правилу за совершение административных правонарушений военнослужащие несут дисциплинарную ответственность, и только в порядке исключения за административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, для военнослужащих наступает административная ответственность на общих основаниях.

Из п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 “О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих” следует, что если административное правонарушение совершено военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, в соответствии с ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности. При этом срок давности привлечения к дисциплинарной ответственности согласно п. 8 ст. 28.2 Федерального закона “О статусе военнослужащих” исчисляется в течение одного года со дня совершения дисциплинарного проступка.

В соответствии с ч. 1 и п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Поскольку к моменту рассмотрения данного дела срок давности привлечения к дисциплинарной ответственности не истек, при таких обстоятельствах решение судьи Дальневосточного окружного военного суда от 16 августа 2018 г. и постановление председателя Дальневосточного окружного военного суда от 9 ноября 2018 г., вынесенные в отношении военнослужащего войсковой части 51460 подполковника Платоненкова Максима Алексеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, подлежат отмене, а постановлением судьи Хабаровского гарнизонного военного суда от 11 июля 2018 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Платоненкова М.А. на основании ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ и передаче материалов дела командиру войсковой части 51460 для привлечения указанного военнослужащего к дисциплинарной ответственности оставлению в силе.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.13 и ст. 30.17 КоАП РФ,

Жалобу должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, старшего лейтенанта полиции Бикенина В.В. удовлетворить.

Решение судьи Дальневосточного окружного военного суда от 16 августа 2018 г. и постановление председателя Дальневосточного окружного военного суда от 9 ноября 2018 г., вынесенные в отношении военнослужащего войсковой части 51460 подполковника Платоненкова Максима Алексеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, отменить, оставить в силе постановлением судьи Хабаровского гарнизонного военного суда от 11 июля 2018 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Платоненкова М.А. на основании ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ и передаче материалов дела командиру войсковой части 51460 для привлечения указанного военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность в ВС РФ

Понятие дисциплинарной ответственности (ДО) военнослужащих и порядок привлечения к ней подробно регламентированы Дисциплинарным Уставом ВС РФ (ДУ ВС). В рамках общеправовой концепции дисциплинарная ответственность наступает в виде взысканий для служащих по контракту, призывников и участников воинских сборов за совершенные дисциплинарные правонарушения. Объявлять о наказании имеют право командиры (каждый в рамках своих полномочий), а военнослужащие, получившие такие наказания, могут обжаловать противоправные решения. Существует воинская дисциплина: поощрения и дисциплинарные взыскания.

Виды дисциплинарных взысканий

Виды наказаний, полномочия должностных лиц по наложению, категории граждан, на которых могут накладываться определенные виды взысканий, все эти базовые положения содержатся в гл.4 Дисциплинарного Устава.

Привлекать служащих к ДО за рядовые проступки (не грубые) имеют право их командиры (непосредственные или старшие), а также начальники подразделений, в зоне ответственности которых они были совершены.

Так, например, если служащий допустил ДП во время пребывания в командировке, и этот факт зафиксирован сотрудниками военной полиции, то только начальник данного подразделения может наложить наказание на нарушителя.

Читайте также:
Федеральный закон о государственной поддержке многодетных семей: основные положения

Грубые дисциплинарные проступки (ГДП) рассматриваются военными судами. Процессуальный порядок рассмотрения таких дел определен ФЗ-199 «О судопроизводстве» по ГДП.

Перечень грубых дисциплинарных проступков военнослужащих закреплен в приложении №7 к ДУ ВС. Вот некоторые из них:

  • выход за рамки уставных отношений в отношении других военнослужащими;
  • своевольный выход солдат-срочников за пределы гарнизона либо другого, установленного, места службы, находящегося вне части;
  • безосновательная неявка в установленные сроки из увольнения, командировки, отпуска или госпиталя;
    непоявление военнослужащего-контрактника или офицера более четырёх часов подряд в течении служебного времени на месте прохождения службы, без уважительных на то причин;
  • уклонение от выполнения воинских обязанностей;
  • несоблюдение правил несения боевой военной службы или дежурства;
  • несоблюдение правил прохождения пограничной службы;
  • несоблюдение принципов внутреннего распорядка;
  • несоблюдение прописанных в уставе правил патрулирования в части;
  • нарушения при несении службы по контролю общественного правопорядка и обеспечению безопасности;
  • преднамеренное нанесение вреда, порчи или уничтожение а также несанкционированное использование или расход имущества гарнизона;
  • неосторожная порча или ликвидация имущества или объекта воинской части;
  • нарушение правил эксплуатации воинским имуществом, повлёкшее в последствии его утрату или поломку;
  • несоблюдение установленных правил: эксплуатации оружия, боевых припасов, взрывчатых, огнеопасных и радиоактивных веществ и других предметов, представляющих высокую опасность;
  • правил управления военной техникой, которое повлекло за собой причинение вреда здоровью людям, разрушение объектов, материальный ущерб, а также порчу или уничтожение воинского имущества;
  • несение службы в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, отказ от медосвидетельствования при подозрении на нетрезвость;
  • халатное отношение командира к принятию мер по предотвращению или пресечению неуставных поступков подчинёнными ему солдатами, а также непривлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности за совершённые противозаконные поступки;
  • укрывательство командиром сведений о совершённых дисциплинарных деяниях его подчинёнными;
  • преднамеренная утрата либо порча служебного удостоверения личности военнослужащего РФ, утверждённого Федеральным законом » О воинской обязанности и военной службе»;
  • несоблюдение порядка ведения секретной документации;
  • нарушение правил пересечения границ Российской Федерации;
  • нарушение нормативных актов в области разведки, контрразведки и оперативного розыска, повлёкшее за собой ущерб в отношении безопасности личности граждан РФ, общества и государства в целом, а также самих органов, ведущих соответствующую деятельность;
  • намеренное незаконное привлечение командующим составом военнослужащих к ответственности (материальной или дисциплинарной);
  • несоблюдение командующим установленных мер безопасности несения службы, повлёкшее смерть военнослужащего или гражданина, призванного на плановые военные сборы, а также потерю им дееспособности, в т.ч. временно.

Виды возможных к применению дисциплинарных взысканий (ДВ) за обычные ДП зависят от того, в какой должности и в каком звании находился нарушитель на момент совершения деяния.

К военнослужащим могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:

  • выговор; ;
  • лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;
  • лишение нагрудного знака отличника;
  • предупреждение о неполном служебном соответствии;
  • снижение в воинской должности;
  • снижение в воинском звании на одну ступень;
  • снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;
  • досрочное увольнение с военной службы по НУК;
  • отчисление из военного ВУЗа;
  • отчисление с военных сборов;
  • дисциплинарный арест.

К солдатам, матросам, сержантам и старшинам могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:
выговор;

  1. строгий выговор;
  2. лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;
  3. лишение нагрудного знака отличника;
  4. предупреждение о неполном служебном соответствии;
  5. снижение в воинской должности ефрейтора (старшего матроса) и сержанта (старшины);
  6. снижение в воинском звании ефрейтора (старшего матроса) и сержанта (старшины);
  7. снижение в воинском звании со снижением в воинской должности ефрейтора (старшего матроса) и сержанта (старшины);
  8. досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;
  9. дисциплинарный арест.

На женщин солдат, матросов, сержантов и старшин дисциплинарный арест не накладывается.

Курсанты военных образовательных организаций, кроме вышеперечисленного (за исключением пункта 9) могут быть отчислены.

К срочникам в армии не применяются такие наказания, как увольнение по НУК и служебное несоответствие, контрактников не лишают увольнения.

Арест наносится лишь в случае наказания за ГДП. Только суд может применять данное дисциплинарное взыскание.

На младших офицеров могут быть наложены вышеперечисленные ДВ, кроме лишения увольнительной, снижения в воинском звании и ареста. Высших офицеров, помимо перечисленного, также не могут увольнять со службы в связи с НУК.

ДВ для граждан, участвующих в военных сборах — отчисление с них.

За одно правонарушение нельзя накладывать несколько видов ДВ. Так, например, за опоздание на службу запрещено одновременно применять следующие меры: выговор и лишение увольнительной. Наказание должно быть только одно: либо выговор, либо лишение увольнительной.

Военнослужащий, который имеет ДВ, считается таким в течение всего следующего года с момента наложения. За это временя единственное поощрение, которое ему положено — досрочное снятие ДВ.

Подробно о безопасности военной службы читайте по этой ссылке.

Если у служащего есть ДВ, то ему не положены поощрения по службе, премии, а также не может быть присвоено следующее звание. Строгому выговору сопутствует лишение очередного чина и премий на период действия указанного выговора.

Основания для привлечения к ДО

Основанием для наложения ДВ является противоправное и виновное нарушение дисциплины в том случае, если в установленных действиях нет состава уголовного преступления или административного проступка.

Читайте также:
Универсальное правопреемство – что это такое, как оформляется?

Подробнее об административной ответственности военнослужащих можно прочитать в этой статье.

Факт таких противоправных деяний при не грубых нарушениях устанавливается и проверяется в процессе официального разбирательства. Противоправное грубое нарушение дисциплины оформляется соответствующим протоколом о ГДП.

Привлечение к ответственности

Разбирательство по мелким нарушениям обычно проводится в устной форме, и только если старший командир потребовал от непосредственного начальника нарушителя предоставить материалы в письменном виде. Данное требование командования должно быть выполнено.

Срок разбирательства и составления протокола — 10 дней со времени, когда ответственное лицо узнало или должно было узнать о совершении ДП. Так, например, срок разбирательства за неисполнение приказа — 10 дней с того момента, как распоряжение должно быть выполнено военнослужащим.

При этом действия и решения командира не обсуждаются, исходя из армейского принципа единоначалия. Если военный считает, что начальник отдал ему незаконный приказ, то армеец должен его выполнить, после чего он имеет право обратиться в прокуратуру с соответствующей жалобой.

В ходе разбирательства должны быть установлены следующие обстоятельства:

  • когда, где и как был совершен проступок;
  • данные нарушителя;
  • наличие вины и ее форма (умысел или неосторожность);
  • характеризующие материалы на нарушителя;
  • наличие исключающих и смягчающих условий;
  • характер последствий;
  • другие важные факторы.

Подробно о рапорте на выезд за пределы гарнизона читайте по ссылке.

В том случае, если нарушение совершено за пределами части, но при исполнении своих служебных полномочий, разбирательство проводят должностные лица военной полиции или тех воинских подразделений, в зоне ответственности которых было совершено правонарушение.

Освобождение от ДО

Обстоятельства, исключающие ДО, перечислены в ст.28.3 ФЗ ОСВС. В соответствии с этой нормой нельзя наказывать контрактников, призывников и участников военных сборов в случаях, когда, хоть формально и есть факт нарушения, но виновник действовал:

  • в состоянии крайней необходимости или нужной обороны;
  • при задержании лица, совершившего преступление;
  • во время нахождения в плену или заложниках (под действием физического принуждения) и так далее.

Также не допускается привлечение к ДО:

  • если в действиях подозреваемого отсутствует само событие ДП;
  • после того, как закончился период привлечения к ДО (по сроку давности).

Кроме обстоятельств, запрещающих привлекать служащих к ДО, есть и положения, которые необходимо учитывать в ходе разбирательства и при определении меры ответственности. Так, важным считается, если:

  • нарушение совершено в самом начале службы, когда военнослужащий еще недостаточно усвоил надлежащие уставные правила;
  • причина действий предполагаемого нарушителя — болезнь;
  • нарушение не повлекло негативных последствий.

Эти факторы могут стать решающими при определении наличия и степени вины армейца в ДП.

Также важным обстоятельством освобождения от ДО является окончание положенного срока. Общий срок привлечения нарушителя к дисциплинарной ответственности — 1 календарный год со дня совершения ДП. В тех случаях, когда о проступке стало известно только через несколько лет, привлекать за него к ДО запрещено.

Процедура привлечения к ДО

Порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности регламентирован гл.4 ДУ ВС. В соответствии с этой нормой при выявлении нарушений командование должно действовать следующим образом:

Конвой дисциплинарного батальона

  • в установленном ст.28.7 ФЗ ОСВС порядке применить меры обеспечения производства по делу о ДП;
  • провести в указанный срок разбирательство (по обычным нарушениям в письменном или устном виде, по ГДП — обязательно письменно);
  • по результатам разбирательства командир накладывает на нарушителя ДВ в пределах своих полномочий, если наказание, предусмотренное за данный проступок, выходит за рамки компетенции непосредственного командира, то последний должен доложить в течение 10-ти дней вышестоящему командиру о его совершении;
  • виновника ознакомляют с принятым решением, и заносят сведения о взыскании в служебную карточку.

Порядок ознакомления с решением о наложении ДВ зависит от его вида. Так, выговор и строгий выговор объявляются либо лично перед строем (для солдат, матросов, старшин), либо на совещаниях офицеров соответствующего уровня.

Снижение в звании/должности, досрочное увольнение по НУК, неполное служебное соответствие оформляются Приказом.

Обжалование взыскания

Военнослужащий имеет право оспорить решение о привлечении его к ДО в течение 10-ти дней с момента ознакомления с данным решением. Если ознакомления как такового не было, то это само по себе является нарушением процедуры наложения ДВ и, соответственно, служащий имеет право обжаловать такие действия командования в срок до 10-ти дней с того момента, как ему стало известно о нарушении его прав.

Жалобу на незаконное привлечение к ДО подают начальнику того командира, который допустил принятие незаконного решения, в военсуд либо в военную прокуратуру.

Если после ознакомления с материалом у вас появились вопросы или комментарии, оставьте их в соответствующем блоке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: