Примерная форма ответа об отклонении претензии об уплате стоимости недостачи и повреждения груза – бланк 2022

ПП ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26 “О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции”

Современное законодательство, регулирующее вопросы оказания транспортно-экспедиционных услуг и услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, содержит ряд пробелов, из-за которых суды, при рассмотрении споров, по-разному толкуют заключенные договоры в этих близких сферах хозяйственной деятельности. Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 26 июня 2018 года № 26 “О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции” разъяснил некоторые самые распространенные вопросы.

Конечно, в Постановлении нет ответов на все вопросы. Однако, стоит признать, что Верховный Суд провел обширную работу, которая действительно заслуживает тщательного ознакомления. А учитывая то, что высшая судебная инстанция не часто дает такие детальные разъяснения по вопросам, касающимся перевозки грузов, это Постановление обязательно должно появиться в материалах на нашем сайте.

Эта статья предназначена в основном для перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев. В ней будет произведено краткое рассмотрение Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26 в части, касающейся договоров перевозки грузов и договоров транспортной экспедиции. Так как моя деятельность связана с оказанием юридических услуг для перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев, первая часть Постановления Пленума, разъясняющая позицию Верховного Суда по вопросам договора перевозки пассажира и багажа, разбору в рамках этого материала не подвергнется.

Пункт 19. Цель договора перевозки.

<. >Если основная обязанность должника состоит не в сохранной транспортировке груза, к данному договору не могут применяться положения ГК РФ и Устава о перевозке груза. В частности, к договорам об утилизации твердых бытовых отходов, в том числе когда утилизация предполагает их вывоз с использованием транспортного средства, не подлежат применению правила о договоре перевозки, например, о сокращенном (годичном) сроке исковой давности по требованию к перевозчику.

Верховный Суд разъясняет, что целью договора перевозки является именно доставка груза без оказания существенных дополнительных услуг, пусть даже и невозможных без осуществления транспортировки материальных объектов. Здесь следует отметить, что практически в каждом договоре перевозчик обязуется производить не только доставку груза, но также выполнять другие действия, не характерные для договора перевозки, например, контролировать простановку отметок в товарных накладных и счетах-фактурах, проверять целостность упаковки груза и т. п.

Существует риск, что суды при исследовании договоров перевозок будут руководствоваться этим пунктом слишком буквально и применять к таким договорам положения главы 39 Гражданского кодекса РФ “Возмездное оказание услуг”.

Пункт 20. Подтверждение заключения договора перевозки.

<. >отсутствие, неправильность или утрата транспортной накладной сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки груза незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами

Законодательство РФ однозначно устанавливает, что заключение договора перевозки подтверждается транспортной накладной (ч. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 УАТиГНЭТ, абз. 2 п. 6 ППГАТ). Минтранс РФ также разъяснил в письме от 20.07.2011 № 03- 01/081980ис, что использование транспортной накладной для подтверждения заключения договора перевозки необходимо. Однако, Верховный Суд РФ постановил, что факт заключения договора перевозки может доказываться другими доказательствами.

Определять достаточность доказательств заключения договора перевозки в каждом конкретном случае теперь будет суд. В Постановлении Пленума не конкретизированы доказательства, которые будут считаться относимыми и допустимыми.

Пункт 21. Проверка правильности заполнения транспортных документов.

<. >Проверка правильности и полноты этих документов не является обязанностью перевозчика. По общему правилу, грузоотправитель обязан возместить перевозчику убытки, в том числе суммы, выплаченные перевозчиком иным лицам в связи с отсутствием, недостоверностью или неполнотой указанных документов.

<. >при приеме груза экспедитор обязан проверить достоверность представленных клиентом документов, необходимых для исполнения экспедитором его обязанностей, их комплектность и соответствие сведений, указанных в документах, условиям перевозки

Указание в транспортных накладных недостоверных сведений о характеристиках и свойствах груза (сведения об опасности, о необходимости соблюдения особых условий перевозки, о массе груза) часто становится причиной привлечения перевозчика к административной ответственности. 21-ый пункт Постановления дает возможность перевозчикам взыскивать причиненные убытки с грузоотправителя.

Верховный суд, однако, указывает, что на экспедиторов законом возлагается обязанность проверять правильность заполнения и наличие всех документов. В большинстве случаев экспедитор на погрузке не присутствует, а следовательно, фактической возможности проверить передаваемые перевозчику документы у него нет. Это создает определенный дисбаланс — перевозчик может потребовать у грузоотправителя возместить расходы, а тот может возложить бремя возмещения этого убытка на экспедитора.

Читайте также:
Срок, в течение которого работник должен уведомить о смене банка, увеличат

Пункт 22. Возмещение ущерба, вызванного ненадлежащей упаковкой груза.

<. >Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки, если: 1) перевозчик принял на себя обязанность упаковать груз; 2) в момент принятия груза недостатки упаковки были явными либо известны перевозчику исходя из информации, предоставленной грузоотправителем, но перевозчик не сделал соответствующих оговорок в транспортной накладной

<. >Если экспедитор принимает груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, на экспедиторе лежит риск утраты, недостачи, повреждении (порчи) груза, возникших ввиду этого обстоятельства.

Вопрос повреждения груза, возникшего в результате ненадлежащей его упаковки и подготовки к перевозке, часто становился камнем преткновения в спорах. Верховный Суд РФ постановил, что в договоре перевозки ответственность за надлежащее упаковывание и затаривание груза в общем случае несет грузоотправитель, а при заключении договора транспортной экспедиции в обязанность экспедитора входит проверить качество упаковывания и подготовки груза к перевозке независимо от того, кто подготавливал груз к перевозке.

Пункт 23. Гражданская ответственность перевозчика за утрату и повреждение груза.

<. >Перевозчик обязан возместить реальный ущерб, причиненный случайной утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, в том числе возникших вследствие случайного возгорания транспортного средства, дорожно-транспортного происшествия, противоправных действий третьих лиц, например кражи груза.

Обязанность перевозчика возместить ущерб, причиненный грузу, даже в отсутствие вины, установлена законодательно (ч. 1 ст. 796 ГК РФ, ч. 5 ст. 34 УАТиГНЭТ). Арбитражные суда практически всегда правильно применяли эти нормы, но в судах общей юрисдикции имели место случаи неверного толкования закона. Речь идет о формулировке “если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам”. Некоторые федеральные суды выносили решения, освобождающие перевозчика от гражданской ответственности за утрату или порчу груза, возникшие вследствие неправомерных действий третьих лиц.

Перевозчик обязан возместить стоимость утраченного (поврежденного) груза, после чего он получает право на предъявление регрессных требований к виновной стороне (например, к виновнику ДТП).

Пункт 24. Перевозчик обязан возместить убытки, вызванные просрочкой доставки груза.

<. >Перевозчик возмещает убытки, причиненные своему контрагенту ненадлежащим исполнением обязательства в виде просрочки доставки груза <. >Например, в случае просрочки доставки груза грузоотправитель как сторона договора перевозки вправе требовать с перевозчика возмещения убытков, в размер которых в том числе могут быть включены суммы уплаченной грузоотправителем, являющимся продавцом по договору купли-продажи, договорной неустойки за просрочку доставки товара покупателю

Многие знают о том, что крупные сетевые ритейлеры в договорах с поставщиками предусматривают значительные штрафы за недопоставку (в том числе и доставку товара с опозданием). К примеру, стандартный штраф в сети “Перекресток” составляет 12% от стоимости недопоставленного товара. Поставщики, работая с большой отсрочкой оплаты за поставляемые в сети товары, уплачивают эти штрафы добровольно-принудительно (сеть производит зачет на сумму штрафа из причитающихся к оплате сумм). Далее поставщик пытается взыскать этот убыток с перевозчика.

До принятия рассматриваемого Постановления Пленума ВС РФ перевозчики часто могли отбиться от этих требований, ссылаясь на ч. 1 ст. 400 ГК РФ и Определение Конституционного Суда РФ от 2 февраля 2006 г. № 17-­О, которым транспортная деятельность была приравнена к высокорискованным видам деятельности, вследствие чего уплате подлежала только штрафная неустойка за несвоевременную доставку груза.

Теперь споры о взыскании убытков будут чаще заканчиваться победой взыскателей, а не перевозчиков. Самое интересное, что даже включение в договор перевозки условия о том, что перевозчик не возмещает убытки, вызванные просрочкой доставки груза, может быть признано судом ничтожным, так как статьей 37 УАТиГНЭТ предусмотрено, что такого рода соглашения являются недействительными.

Пункт 25. Появилось понятие “договорный перевозчик”.

<. >Экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на основании пункта 2 статьи 6 и статьи 7 Закона о транспортной экспедиции, если он:
1) фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами либо
2) выписал свой транспортный документ, например экспедиторскую расписку, или иным образом выразил намерение гарантировать сохранную доставку груза, в том числе принял на себя ручательство за исполнение договора перевозки (далее – договорный перевозчик).

На экспедитора не может быть возложена ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчиком, если в силу договора экспедитор обязан выполнять только такие отдельные функции грузоотправителя, как, например, осуществление расчетов с перевозчиком либо подготовка документов, необходимых для перевозки.

Верховный Суд РФ определил, что при рассмотрении споров, вытекающих из договоров транспортной экспедиции, суды должны установить круг обязанностей экспедитора, и на основании этого определить степень ответственности экспедитора за их ненадлежащее исполнение.

Очевидно, что указанный пункт конкретизирует содержание абз. 2 ст. 803 ГК РФ, предусматривающей, что если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

Теперь суды, рассматривая иски, предъявленные к экспедиторам, обязаны исчерпывающе установить что вменялось экспедитору договором с клиентом. Если договор предусматривал только оформление перевозочных документов, то ответственность за сохранность груза, сроки доставки и т.д. несет перевозчик, а не экспедитор.

Пункт 26. Более точное определение обязанностей экспедитора.

При квалификации правоотношения участников спора необходимо исходить из признаков договора, предусмотренных главами 40, 41 ГК РФ, независимо от наименования договора, названия его сторон и т.п. Согласование сторонами договора ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может подтверждаться, в частности, тем, что по условиям договора клиент не выбирает кандидатуры конкретных перевозчиков, цена оказываемых экспедитором услуг выражена в твердой сумме без выделения расходов на перевозку и сопоставима с рыночными ценами за перевозку соответствующих грузов, экспедитор в документах, связанных с договором, сам характеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза, например, на сайте экспедитора в сети “Интернет”, через который заключался договор.

В судебных решениях по делам, связанным с перевозкой грузов, нередко сваливаются в кучу положения законодательства, регулирующего как собственно перевозку, так и оказание транспортно-экспедиторских услуг. 26-ой пункт Постановление Пленума ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26 дает более точное, нежели ч. 1 ст. 801 ГК РФ, понятие договора транспортной экспедиции.

Теперь у судов должно быть меньше вопросов при юридической квалификации заключенного договора. В некоторых категориях дел (например, касающихся удержания груза) правильная квалификация заключенного договора имеет решающее значение.

Также нельзя не отметить, что Верховный Суд дает возможность клиентам экспедитора ссылаться на его интернет-сайт как на доказательство того, что экспедитор заявлял, что он производит доставку груза, и, как следствие, предъявлять экспедитору требования как к перевозчику.

Кроме того, Верховный Суд в очередной раз указывает, что при квалификация договора определяется его предметом, а не наименованием или принятыми по тексту договора названиями его сторон.

Пункт 27. Лица, имеющие право предъявления требования к перевозчику.

<. >Если клиент является грузоотправителем по договору перевозки груза, то есть договор заключен клиентом самостоятельно либо экспедитором от имени клиента, клиент вправе требовать от перевозчика возмещения реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза. <. >В целях исключения неосновательного обогащения клиента к обязательствам перевозчика и экспедитора подлежат применению нормы о солидарных обязательствах

<. >Если же договор перевозки груза заключен экспедитором от своего имени, правом требовать возмещения реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, с перевозчика обладает экспедитор. Перевозчик обязан возместить реальный ущерб, причиненный утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитору независимо от того, кто является собственником груза, и независимо от того, возместил ли экспедитор соответствующий вред клиенту. В этом случае ответственным перед клиентом за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза является экспедитор.

Экспедитор, заключивший договор перевозки от своего имени, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения перевозчиком обязательств по договору обязан по требованию клиента уступить ему права по договору перевозки с целью предъявления перевозчику требования о возмещении убытков

Верховный суд рассмотрел три ситуации, которые могут возникнуть при перевозке груза с участием экспедитора:

  1. Договор перевозки заключен между грузоотправителем и перевозчиком, либо между экспедитором и перевозчиком, но экспедитор действовал от имени клиента — право предъявления требований возникает у клиента экспедитора. Однако, если экспедиторский договор предусматривает ответственность экспедитора перед своим клиентом, последний должен заявить солидарные требования и к экспедитору, и к перевозчику. Это нужно для того, чтобы избежать неосновательного обогащения клиента (ст. 1102 ГК РФ).
  2. Если экспедитор заключил договор с перевозчиком от своего имени (наиболее распространенный вариант), то перевозчик обязан возместить убытки и уплатить штрафы экспедитору. При этом не важно возместил ли экспедитор убытки (ущерб) своему клиенту. Последнее создает предпосылки для возникновения у экспедитора неосновательного обогащения в случае, если перевозчик возместит убытки, а экспедитор нет.
  3. Если экспедитор докажет клиенту, что ненадлежащее исполнение обязательств по доставке груза вызвано действиями (бездействием) перевозчика, у клиента возникает право требования убытков и (или) неустойки в перевозчика. Верховный суд, руководствуясь принципом аналогии права, обязывает экспедитора, имеющего схожий с комиссионером род деятельности и круг обязанностей, уступить право требования к перевозчику.

Пункт 28. Перевозчик не вправе требовать оплату у грузоотправителя, если он заключал договор с экспедитором.

Лицом, отвечающим перед фактическим перевозчиком за оплату перевозки, является лицо, заключившее договор перевозки. Если договор перевозки заключен экспедитором от своего имени, перевозчик не вправе требовать провозную плату с клиента экспедитора.

Эта позиция ранее высказывалась Верховным Судом в п. 11 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2017 года). Логично, что если перевозчик сначала договорился об оплате с одним заказчиком, то и требовать деньги он вправе у этого заказчика.

Пункт 31. Срок исковой давности.

<. >Срок исковой давности по иску экспедитора к фактическому перевозчику не зависит от момента возмещения экспедитором убытков клиенту.

Этот пункт Постановления ставит точку в вопросе о том, начинает ли исчисляться срок исковой давности заново после того, как экспедитор исполнил обязательство перед своим клиентом (регрессный срок исковой давности, ч. 3 ст. 200 ГК РФ).

Пункт 33. Соблюдение установленных требований претензий к перевозчикам.

<. >В случае если перевозчик не ответил на претензию в установленный срок, впоследствии он не может ссылаться на то, что претензия не соответствовала требованиям, предусмотренным законодательством, в частности к ней не были приложены необходимые документы, а следовательно, истцом не соблюден обязательный претензионный порядок.

Перевозчик обязан рассматривать и отвечать на предъявляемые к нему претензии, независимо от соблюдения контрагентом требований к содержанию и форме претензий, установленных п. 88 ППГАТ. Перевозчик вправе в ответе на претензию аргументированно ссылаться на ненадлежаще предъявленную претензию, делающую ее рассмотрение по существу невозможным. Только в этом случае он вправе заявлять о несоблюдении обязательного досудебного порядка в суде, в противном случае он это право утрачивает. Дополнительно к нему могут быть применены последствия злоупотребления правом (ст. 111 АПК РФ).

Пункт 34. Течение срока исковой давности приостанавливается на период соблюдения сторонами претензионного порядка разрешения споров.

<. >если стороны прибегли к претензионному порядку разрешения спора <. >исковая давность приостанавливается на срок соблюдения этого порядка.

<. >Если договором претензионный порядок также предусмотрен по требованиям перевозчика или экспедитора к лицу, заключившему договор перевозки или транспортной экспедиции, срок исковой давности по данному требованию приостанавливается на период, предусмотренный договором для соблюдения претензионного порядка.

Верховный Суд применяет положение ч. 3 ст. 202 ГК РФ, предусматривающей прекращение течение срока исковой давности на период применения сторонами предусмотренной законом внесудебной процедуры разрешения спора.

Отвечаем на претензию

Ответ на претензию покупателя — это документ, направляемый продавцом заявителю с целью разрешения спорной ситуации по качеству приобретенного товара или услуг. Он используется как инструмент досудебного разрешения разногласий сторон.

Почему надо отвечать

На поступившее обращение следует дать ответ. Обдумывая, как ответить на претензию, помните — аргументов должно быть достаточно, чтобы:

  • сохранить отношения с клиентом или партнером;
  • избежать суда;
  • снизить судебные издержки, например, на компенсацию морального вреда;
  • исключить или минимизировать финансовые потери;
  • избежать жалоб в контролирующие органы.

Отсутствие ответа означает для заявителя:

  • согласие с предъявленными требованиями и их последствиями — например, с приостановкой выполнения работ или отгрузки товара по договору;
  • несогласие получателя рекламации с изложенными в ней требованиями и, соответственно, отказ от их исполнения.

Последний пример важен, когда закон или договор устанавливают обязательный досудебный порядок. Отправителю по истечении срока для ответа, установленный им самим, договором или же законом, следует обратиться в суд с иском.

Не стоит игнорировать заявления, направленные по электронной почте, отвечать на них следует в обычном порядке. В гражданском и арбитражном обороте возможен такой обмен документами — ст. 160, 434 ГК и ч.3 ст. 64 АПК. Электронная переписка является письменным доказательством в суде и подлежит оценке наряду с другими.

Нужно ли соглашаться

У получателя нет обязанности соглашаться с жалобой. Варианты:

  • направить отказ;
  • принять доводы и признать суть требований;
  • согласиться частично.

Кто и в какие сроки готовит ответ

Получив обращение клиента, определите срок для ответа. Его устанавливает:

  • характер жалобы — требование о расторжении договора (п. 2 ст. 452 ГК);
  • договор, положения которого нарушены;
  • законодательство.

Законодательство устанавливает сроки ответа на некоторые досудебные обращения. Например, ответ на претензию о возврате денежных средств следует дать в течение 10 дней. В таблице — длительность и НПА по некоторым видам требований клиентов.

Содержание НПА Срок (дней)
Расторжение договорных отношений, возврат средств ФЗ-2300-1 от 07.02.1992 10
Грузоперевозки ст. 797 ГК 30
Услуги связи: передача телеграммы с опозданием ст. 55 №ФЗ-126 от 07.07.2003 1 месяц
Оказание ненадлежащих услуг ст. 55 №ФЗ-126 от 07.07.2003 6 месяцев
Перевод денежных средств через почту ст. 55 №ФЗ-126 от 07.07.2003 5
Невыплата по полису ОСАГО ч. 2, п. 1 ст. 16 №ФЗ-40 от 25.04.2002 10
Нарушение сроков уборки придомовой территории УК Постановление Правительства №491 от 13.08.2006 (ред. от 29.06.2020) 5
Обмен вещи ФЗ-2300-1 от 07.02.1992 7
Исправление недостатков, обнаруженных в товаре ФЗ-2300-1 от 07.02.1992 45
Плохое качество товара, при отсутствии гарантии ФЗ-2300-1 от 07.02.1992 2 года

Отвечают в разумный срок. Если он не установлен заявителем, договором и законом, суды принимают его в интервале 2 — 3 недели (определение Хабаровского краевого суда от 14.07.2017 по делу №33-5747/2017).

В зависимости от организационной структуры ответ готовят разные сотрудники:

  • секретари по поручению ответственных лиц;
  • юристы;
  • руководители подразделений, в зоне ответственности которых находится объект жалобы.

Как соглашаться и возражать

Согласие предполагает, что требования заявителя будут удовлетворены:

Лучше согласиться, если:

  • судебное разбирательство с большой вероятностью закончится в пользу заявителя;
  • допущенная ошибка (недоделка, нарушение и пр.) случайна и быстро исправима;
  • признание вины позволит уменьшить размер санкций или увеличить срок на исправление ситуации.

Заявителю согласие позволит сэкономить время и не обращаться в суд. В ответ включите:

  • подтверждение (полного или частичного) согласия с доводами;
  • описание порядка и сроков удовлетворения требований;
  • если речь идет об отсрочке исполнения обязательств, в ответе фиксируется дата или период завершения их в полном объеме;
  • просьбу о неприменении штрафных санкций или уменьшении их размера;
  • предполагаемый план выполнения своих обязательств;
  • график погашения задолженности.
  • указание на удовлетворение жалобы клиента (контрагента), если к моменту написания они выполнены.

В случае несогласия, приведите правовую позицию по каждому из требований — подготовьте возражения:

  • сформулируйте доводы против необоснованных претензий, фактических обстоятельств либо правовых доводов, изложенных в претензии;
  • используйте возражения любого вида, подтверждающие вашу правоту;
  • приведите доказательства и приложите подтверждения своей позиции.

Сделайте ответ понятным для другой стороны. В ответе следует сообщить о результатах ее рассмотрения. Констатация своей позиции, приведенные аргументы и доказательства, ссылка на законы и НПА составят основную часть текста ответа.

Общество с ограниченной ответственностью «Пила»
Почтовый адрес: 321123, г. Поповка, ул. Зубова, д. 69

Генеральному директору
ООО «Наждак»
И.И. Иванову
(адрес: 125008, г. Поповка, ул. Бумажная, д. 20)

Г. Поповка 8 мая 2020 г.

ОТВЕТ НА ПРЕТЕНЗИЮ
о замене товара ненадлежащего качества

8 декабря 2019 г. между нашими организациями был заключен договор поставки №130 (далее – Договор), во исполнение которого 15 декабря 2019 г. наша организация передала Вашей организации шлифовальную машину «Шлифовальщик» (товарная накладная от 15.12 2019 г. №154).

30 апреля 2020 г. нами была получена претензия (от 29 апреля 2020 г., исх. №17) Вашей организации с требованием о замене товара по причине плохой проработки боковых поверхностей.

В ответ на претензию сообщаем следующее.

Согласно пункту 2 статьи 475 Гражданского кодекса РФ покупатель вправе требовать замены товара ненадлежащего качества только в случае существенного нарушения требований к качеству товара. К таким нарушениям относятся неустранимые недостатки, недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, или проявляются вновь после их устранения, и другие подобные недостатки.

Недостаток, указанный в рекламации, не является существенным, так как может быть устранен путем настройки шлифовальных функций машины.

Таким образом, Ваша организация не может требовать замены машины «Шлифовальщик», переданной по Договору, и наша организация не находит оснований для удовлетворения претензии от 29 апреля 2020 г., исх. № 17. Мы готовы провести настройку работы переданного вам оборудования в сроки, согласованные дополнительно.

Приложения: копия претензии от 29 апреля 2020 г., исх. №17 – на 2 стр.

Генеральный директор
ООО «Пила»
П.П. Попов

Как подготовить ответ: пошаговая инструкция

Письмо составляется в той же форме, что и сама претензия. Требования, предъявляемые к ее форме и реквизитам, применимы и к ответу. Документ оформляется и излагается:

  • в свободной форме;
  • в письменном виде на бланке;
  • адресуется заявителю;
  • подписывается получателем претензии лично либо лицом, им уполномоченным.

Структура письма заявителю и пошаговая инструкция, как написать ответ на претензию, основываются на действующих НПА и практике разрешения подобных споров.

Шаг 1. В шапке укажите отправителя — полное название организации, фактический адрес, ИНН, КПП. Заполните данные адресата:

  • должность, фамилию, имя, отчество;
  • либо полное наименование компании, фактический адрес.

Укажите регистрационные данные исходящего обращения в соответствии с внутренним документооборотом предприятия и поставьте дату составления.

Шаг 2. Вторая часть — основная, содержащая подробный и аргументированный ответ. Здесь обязательно укажите:

  • точную дату получения претензии;
  • обозначьте ее суть и при наличии финансовых требований, впишите сумму (цифрами и прописью);
  • номер и дату подписания документа, в рамках которого действует отправитель претензии (например, договор).

Сформулируйте текст ответа — ваше мнение по существу содержания требования.

Резюмирущая часть, как показывает пример ответа на претензию, содержит ссылки на пункты договора и нормы действующего законодательства.

Шаг 3. Подведите резюме. Отразите в нем готовность выполнить выдвигаемые требования полностью, частично или несогласие с ними.

Шаг 4. В завершение текст подписывается ответственным сотрудником предприятия с обязательной расшифровкой подписи.

Как отправить

Способ направления изберите на основании условий договора. В случае отсутствия четкого указания, направьте письмо-ответ на претензию заказным почтовым отправлением. Сопроводите описью вложения. Кроме того, направьте обращение:

  • электронным письмом;
  • факсом;
  • в виде телефонограммы.

Адрес и иные реквизиты получателя вписываются в точном соответствии с данными или общими реквизитами контрагента.

Недостача груза при перевозке

Одна из проблем, с которой сталкиваются перевозчики и грузовладельцы при осуществлении перевозки – недостача груза.

Как и все инциденты, имеющие место в логистике, она требует надлежащего документального оформления.

Недостача может выражаться как в частичном отсутствии грузомест, единиц груза, так и отклонения от нормы в весовом выражении.

Недостача груза

Проблемы при смешанных и многоэтапных перевозках
При смешанных или многоэтапных перевозках возникает необходимость определения момента возникновения недостачи и виновных лиц. При этом пострадавшей стороной может оказаться именно последний из перевозчиков, при выдаче груза которым и обнаружится нехватка груза. В случае, если перевозчик при приеме груза от предыдущего участника транспортировки не зафиксировал факт несоответствия груза товаросопроводительным документам и не сделал в них соответствующую отметку, вина практически со стопроцентной вероятностью ляжет на него.

Проблемы перевозки в опечатанном отсеке автомобиля
В случае недостачи во время перевозки в опечатанном отсеке автомобиля с претензиями в большинстве случаев следует обращаться к отправителю, при этом порядок документального оформления неизменен. Даже при целостной пломбе необходимо проводить полную проверку груза на предмет соответствия условиям договора и товаросопроводительным документам, фиксация выявленной недостачи значительно облегчит дальнейшие разбирательства относительно обстоятельств ее возникновения и последующего возмещения.

Решение проблемы недостачи груза для участников процесса

Общее правило фиксации факта недостачи – осмотр и составление отчета, желательно с участием третьих лиц (экспертов) и обязательно с участием представителя перевозчика.

ГрузоотправителюГрузоотправителю

Грузоотправители по факту недостачи груза:

  • Осуществляют комиссионную приемку груза.
  • Привлекают сторонних специалистов для фиксации факта недостачи и составления сюрвейерского отчета, что практически исключает вероятность допущения ошибок в документальном оформлении, а значит значительно упрощает процесс дальнейшего возмещения размера недостачи виновной стороной в добровольном или принудительном порядке.
ГрузополучателюГрузополучателю

Способы контроля прибывшего груза грузополучателем для обнаружения недостачи:

  • Осмотр внешней упаковки груза на предмет нарушения целостности упаковки или пломбы, выборочная проверка грузомест.
  • Взвешивание. С учетом отклонений в пределах установленной погрешности груз принимается у перевозчика с замечаниями или без таковых.
  • Тщательный осмотр со вскрытием всех грузомест и досмотром содержимого. В данном случае логика грузополучателя сводится к тому, что оплата простоя перевозчика во время выгрузки обойдется ему дешевле, чем последующее доказывание факта недостачи. Но все же такой порядок приемки встречается довольно редко, особенно при перевозке особо крупных партий неоднородного груза.
Финансовой организацииПеревозчику

Вина перевозчика при утрате или частичной недостаче груза признается по умолчанию (презюмируется).

Перевозчик будет нести ответственность за любую недостачу, возникшую по его вине, кроме возникшей под действием обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Вопреки убеждениям некоторых перевозчиков – недостача, возникшая в результате хищения или умышленной порчи груза третьими лицами, не относится к числу обстоятельств, не зависящих от перевозчика и не может являться основанием для освобождения от ответственности. Сложившаяся судебная практика подтверждает данную точку зрения, Пленум Верховного Суда поставил жирную точку в этом вопросе еще в середине 2018 года, разъяснив, что хищение имущества во время перевозки является риском перевозчика, который последний в состоянии предусмотреть.

ЭкспедиторуЭкспедитору

Экспедитор отличается от перевозчика степенью вовлеченности в процесс транспортировки и разнообразием оказываемых услуг, связанных с такой транспортировкой. Экспедитор чаще всего является организатором перевозки, в отличие от перевозчика, который обычно оказывает услуги по перевозке собственными силами.

Размер ответственности экспедитора за недостачу в целом не отличается от ответственности перевозчика. И экспедитор и перевозчик заинтересованы в надлежащем документальном оформлении причиненного ущерба и обстоятельств происшествия, так как в силу законодательных особенностей они вынуждены занимать оборонительную позицию, доказывать отсутствие своей вины.

СтраховщикуСтраховщику

Страховщик, как сторона, ответственная за возмещение убытка в пределах оговоренной договором страхования суммы, все чаще выражает желание присутствовать при осмотре и фиксации размера ущерба, особенно при инцидентах с крупными партиями или дорогостоящими грузами. Кроме того, страховая компания, как правило, не лишена возможности проводить самостоятельные осмотры с целью оценки причиненного ущерба и определения размера страховой выплаты.

Предъявляя претензии по факту недостачи груза, следует помнить, что законодательство, регулирующее отношения по перевозке и транспортной экспедиции, предполагает довольно жестко регламентированный порядок действий. Пренебрегая надлежащим осмотром и документальным оформлением происшествия – будь то недостача, частичная утрата или повреждение груза, пострадавшая сторона рискует не получить возмещение убытков в дальнейшем.

Получение с перевозчика возмещения за потерянный груз. Бухгалтерский учет и налогообложение

Перевозчик потерял вверенный ему груз. Значит, он должен возместить его стоимость. Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете продавца (грузоотправителя) возмещения, полученного им от перевозчика.

Гражданско-правовые отношения

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз в пункт назначения, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа предусмотрена ст. 796 ГК РФ.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 796 ГК РФ).

В случае повреждения (порчи) груза ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере его стоимости.

Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором (абз. 3, 5 п. 2 ст. 796 ГК РФ).

Документальное оформление операций по получению возмещения от перевозчика

Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной (коносаментом или иным документом на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом (п. 1 ст. 797 ГК РФ).

Кроме этого, при повреждении груза составляется акт, который прилагается к претензии, предъявляемой перевозчику.

Так, например, если доставка осуществлялась автомобильным транспортом, то в этом случае:

  • Транспортная накладная составляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза (п. п. 1, 2 ст. 785 ГК РФ, п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (далее — Правила перевозок грузов автомобильным транспортом)).
  • Порядок оформления претензии приведен в разд. VII Правил перевозок грузов автомобильным транспортом.
  • При повреждении груза составляется акт, который прилагается к претензии, предъявляемой перевозчику (пп. «в» п. 79, пп. «е» п. 88 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом). Порядок составления акта и оформления претензий приведены в разд. VII Правил перевозок грузов автомобильным транспортом.

Бухгалтерский учет

Право собственности на готовую продукцию переходит к грузополучателю (покупателю) при получении ее у перевозчика, следовательно, выручка от продажи определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете грузоотправителя.

Стоимость готовой продукции, переданной перевозчику, отражается по дебету счета 45 «Товары отгруженные» в корреспонденции с кредитом счета 43 «Готовая продукция» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Стоимость поврежденной готовой продукции, не подлежащей восстановлению, списывается грузоотправителем со счета 45 в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» (Инструкция по применению Плана счетов).

После признания претензии перевозчиком организация производит запись по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям», в корреспонденции с кредитом счета 94 на сумму балансовой стоимости поврежденной готовой продукции.

Разница между суммой возмещаемого ущерба и балансовой стоимостью поврежденной готовой продукции является для грузоотправителя прочим доходом, который отражается по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы», и дебету счета 76, субсчет 76-2, в периоде признания претензии перевозчиком (п. п. 2, 7, 10.2, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н).

Поступление денежных средств от перевозчика в счет возмещения причиненного организации ущерба отражается по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 76, субсчет 76-2 (Инструкция по применению Плана счетов).

Ранее правомерно принятые к вычету суммы НДС по материалам (работам, услугам), использованным при изготовлении продукции, которая впоследствии была испорчена при перевозке, восстановлению не подлежат, так как это не предусмотрено п. 3 ст. 170 НК РФ.

Налог на прибыль организаций

Сумма возмещения ущерба учитывается в составе внереализационных доходов на основании п. 3 ч. 2 ст. 250 НК РФ.

Указанный доход признается на дату признания перевозчиком суммы возмещения ущерба (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Глава 25 НК РФ не содержит прямой нормы, позволяющей включить стоимость поврежденной готовой продукции, которая компенсируется перевозчиком, в состав расходов.

Вместе с тем, на наш взгляд, организация в связи с признанием внереализационного дохода в виде сумм, полученных в возмещение ущерба, вправе в этом же отчетном (налоговом) периоде учесть стоимость поврежденной готовой продукции в составе внереализационных расходов на основании пп. 20 п. 1 ст. 265, п. 1 ст. 272 НК РФ (как другие обоснованные расходы, связанные с получением внереализационного дохода). Аналогичные разъяснения приведены, например, в Письмах Минфина России от 27.04.2020 N 03-03-06/1/34033 (о возмещении убытка от хищений), от 19.06.2018 N 03-03-07/41741 (о возмещении убытка в случае утраты имущественных прав).

Применение ПБУ 18/02

В данном случае в бухгалтерском учете признается доход в размере превышения суммы возмещения ущерба над балансовой стоимостью поврежденной готовой продукции. При этом в налоговом учете в состав доходов включается полная сумма возмещаемого ущерба, а в состав расходов — стоимость поврежденной готовой продукции.

Разницы в признании доходов и расходов приводят к возникновению равных сумм постоянного налогового дохода (ПНД) и постоянного налогового расхода (ПНР) (п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).

Руководствуясь принципом рациональности ведения бухгалтерского учета, организация может не отражать в учете указанные ПНД и ПНР, поскольку они возникли в одном отчетном периоде и различий между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью не возникает (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

Пример

Организация заключила договор перевозки, согласно которому передала перевозчику груз — готовую продукцию балансовой стоимостью 1 000 000 руб.

Договорная стоимость этой продукции составляет 1 500 000 руб., включая НДС.

Право собственности переходит к грузополучателю (покупателю) при получении продукции у перевозчика.

При получении груза получателем выявлено, что 10% груза повреждено и восстановлению не подлежит.

Выставленная организацией претензия на возмещение ущерба в сумме 150 000 руб. признана перевозчиком и оплачена.

Организация применяет метод начисления в налоговом учете.

В учете организации-грузоотправителя сумму возмещения ущерба, полученную от перевозчика в связи с повреждением груза следует отразить следующими проводками:

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Отражена стоимость готовой продукции, переданной перевозчику

Списана балансовая стоимость поврежденной готовой продукции

Акт об определении размера ущерба,

После признания перевозчиком претензии грузоотправителя

Отражена в учете задолженность перевозчика (в части балансовой стоимости поврежденной готовой продукции)

Отражена разница между суммой возмещенного ущерба и балансовой стоимостью поврежденной готовой продукции

(150 000 — 100 000)

На дату поступления денежных средств в счет возмещения ущерба

Получены денежные средства в счет возмещения причиненного ущерба

Выписка банка по расчетному счету

Онлайн профпереподготовка «Бухгалтер на УСН» с дипломом на 250 ак.часов. Научитесь всему новому, чтобы не допускать ошибок. Обучение онлайн 2 месяца, поток стартует 1 марта.

Перевозчик доставил поврежденный груз. Составляем акт о несохранности груза правильно

Неправильно составленный акт о несохранности груза лишает добросовестного заказчика права на возмещение убытков. Разберемся, как составить акт правильно.

При приемке груза к перевозке перевозчик обязан проверить его количество и качество, наличие транспортных документов. Если в них при приемке не внесли уточнений (оговорок), груз считается принятым в надлежащем состоянии и указанном количестве. Дальше ответственность за целостность и сохранность несет перевозчик, если иное не предусматривает договор.

То же происходит при приемке груза грузополучателем после перевозки. Если в транспортных документах после приемки не ставится отметка о несохранности груза, он считается принятым в надлежащем состоянии.

Важно отметить, что грузополучателю недостаточно самостоятельно сделать отметку о повреждении груза в ТТН, CMR-накладной. При наличии недостатков или разногласий, связанных с несохранностью груза при автоперевозке, представители обеих сторон — грузополучателя и перевозчика должны составить и подписать акт о несохранности или о разногласиях. Он составляется в двух экземплярах по форме согласно приложению 8 к Правилам автоперевозок грузов. Первый экземпляр акта передается автоперевозчику вместе с ТТН или CMR-накладной, второй — заказчику перевозки. Факт составления акта отражается в ТТН, CMR-накладной. Указанное требование закрепляет п. 102 Правил автоперевозок грузов.

Согласно п. 86 и 87 Правил автоперевозок грузов автоперевозчик по своей инициативе или по требованию грузополучателя может пригласить экспертов, чтобы установить размер или причины недостачи, порчи или повреждения груза, а также чтобы определить сумму, на которую снизилась стоимость груза. Экспертиза должна проводиться в присутствии представителей автоперевозчика и грузополучателя. При неявке одной из сторон, извещенной о проведении экспертизы, акт составляется в ее отсутствие и признается действительным.

Акт о несохранности груза нельзя путать с актом приемки по количеству и качеству, который составляется, когда груз принимается по договору купли-продажи. Тогда стороны руководствуются Положением о приемке товара по количеству и качеству. При договоре перевозки при приемке груза необходимо руководствоваться Правилами автоперевозок грузов.

Акт — важное доказательство несохранности перевозки груза. Благодаря ему в дальнейшем с перевозчика можно взыскать причиненные убытки. Но следует помнить, что в акте следует указать:

— точное количество поврежденного груза;

— наличие доступа к грузу в поврежденных местах;

— состояние пломбы на контейнере, кузове, грузовых местах;

— причину несохранной автоперевозки.

Иначе взыскать все причиненные убытки будет проблематично.

Если сохранность груза зависит от температурного режима, рекомендуется при приемке измерять температуру в транспортном средстве с ее фиксацией в акте или в ТТН. Также в акте целесообразно указать все иные обстоятельства перевозки груза, в том числе простои, особенности такелажа, упаковки и т.д.

Только так заказчик и грузополучатель смогут обезопасить себя и потребовать возмещения убытков.

Пример из судебной практики

Заказчик международной перевозки обратился в суд с иском о взыскании с перевозчика убытков, причиненных повреждением груза. Истец ссылался на несоблюдение существенных условий перевозки груза (температурного режима), что привело к изменению сортности пиломатериалов и уменьшению их стоимости. Факт наличия недостатков подтверждала отметка в CMR-накладной и информация грузополучателя. В спецификации и CMR-накладной отметки сделало неустановленное лицо, а не водитель.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что истец документально не подтвердил размера убытков и достоверно не доказал причинения перевозчиком убытков в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по перевозке груза.

При приемке груза у грузополучателя не возникло претензий к количеству, весу и объему. На момент приемки температура в транспортном средстве не измерялась. Акт об обнаружении порчи груза, подписанный водителем перевозчика, не составлялся. Имевшаяся в CMR-накладной запись не позволяла установить точное количество поврежденного груза и правомерность отметки, сделанной полномочным представителем грузополучателя. Размер и объем причиненных убытков истец определил в одностороннем порядке на основании информации грузополучателя без участия перевозчика и приглашения представителя торгово-промышленной палаты, как это предусматривал договор (Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 12.08.2020 по делу N 120-3/2019/37А/787К).

Вот так неправильно составленный акт не дал заказчику возможности получить возмещение убытков.

На практике еще бывают случаи, когда после подписания акта вторая сторона всячески старается уйти от ответственности. Например, утверждает, что акт не подписывала, подпись подделана, после подписания в акте появились новые пункты. Чтобы избежать этого, можно предусмотреть еще в договоре, что в случае обнаружения недостатков акт будет составляться с участием третьей независимой стороны. Такой подход позволит исключить риски.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Инструкция по оформлению претензии на возврат денег

Претензия на возврат денежных средств за товар — это документ, который направляется контрагенту в случае нарушения им условий договора, для возможности досудебного урегулирования спора.

Скачать бланк претензии на возврат денежных средств (шаблон)
Скачать образец досудебной претензии на возврат денежных средств (пример заполнения)
Скачать образец претензии на возврат денежных средств за неоказанные услуги
Скачать образец претензионного письма о возврате денежных средств (пример заполнения)

Претензионный порядок урегулирования спора

При исполнении договора нередко возникают ситуации, когда одна из сторон считает, что другая ненадлежащим образом выполняет обязательства. Это касается неудовлетворенности поставленным товаром, оказанной работой или услугой. Действующее законодательство предусматривает возможность досудебного урегулирования спора, для этого составляется претензия на возврат денежных средств за товар или оказанные услуги. Документ направляется одним контрагентом другому при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств. Часто недопонимание сторон разрешается на данном этапе, что исключает дополнительные временные и финансовые расходы на судебное разбирательство. В некоторых случаях претензионный порядок является обязательным, без доказательств его осуществления, иск не подлежит рассмотрению (например, ст.452 ГК РФ), обязательность досудебного порядка стороны вправе предусмотреть в договоре.

Обязательное досудебное урегулирование потребуется, если:

  • сделка заключается в обязательном порядке;
  • одной из сторон является гос. заказчик, и оформляется государственный контракт;
  • осуществляется поставка для государственных нужд;
  • расторгается договор банковского счета;
  • производится обращение о страховом возмещении по ОСАГО.

Приведенный выше перечень не является исчерпывающим. Не любое письменное сообщение рассматривается как предсудебная претензия о возврате денежных средств за товар или оказанные услуги. Согласно п. 4 Постановления Пленума от 22.06.2021 № 18 информационный текст письма не является досудебным урегулированием. Рекомендуем при составлении документа точно указать на требования к контрагенту и обращение в суд при их игнорировании. Для исключения вероятности признания судом отсутствия досудебного урегулирования следует подтверждать полномочия лица, составившего документ. В качестве подтверждения выступает доверенность, приказ о назначении на должность. Приложите к претензии копию доверенности или приказа, заверенную надлежащим образом.

Особенности для госзакупок

В правоотношениях между заказчиком и поставщиком в рамках госзакупок требуют вернуть деньги, как правило, в двух случаях:

  • перечислили аванс, а поставщик не приступил к исполнению обязательств;
  • оплатили лишнюю сумму.

Вот пример претензии на возврат денежных средств (авансовых платежей):

претензия о возврате авансовых средств

Требование вернуть деньги за некачественный товар, ненадлежащие работы (услуги) в закупках неактуально, т.к. заказчик проверяет добросовестное исполнение, принимает и только после этого оплачивает.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как обеспечить возврат авансирования и другие практические вопросы. Используйте эти инструкции бесплатно.

Как вернуть аванс

Что касается правоотношения между производителем и посредником, то здесь действуют стандартные правила подготовки претензии.

Как составить и что включить в текст

Установленная законодательно форма претензии на возврат денежных средств отсутствует. К данному документу применяются общие требования для деловой переписки с обязательным указанием в тексте нарушенных пунктов соглашения, ссылок на правовые нормы, которые обосновывают выставленные в письме требования. Для того чтобы разобраться, как написать претензию на возврат денег, обратимся к следующей памятке:

  1. Определите требования к контрагенту и их правовую основу: какие обязательства стороной не выполнены, какая ответственность за это предусмотрена договором, нормами действующего законодательства (например, Гражданским кодексом РФ), если требовать выплаты штрафов, пени, неустоек — на основании чего; установите срок, в течение которого ожидается ответ (желательно указывать разумный срок, то есть не менее 7 дней (ст. 314 ГК РФ), если иной не установлен законом), и последствия в случае его неполучения.
  2. Стороны вправе определить, какая форма претензии применяется для урегулирования возникающих споров. Оформите всё вышеперечисленное, изложите в письменном виде и направьте другой стороне с возможностью документального подтверждения сделанного отправления (например, заказным письмом с уведомлением или нарочно).

Вы вправе направить документы по электронной почте, если такой порядок предусмотрен соглашением сторон. Для этого в договоре указывается следующее условие: «Договор и сопутствующие документы, согласованные сторонами посредством использования электронной почты, являются полноценными юридическими документами, имеют юридическую силу». В тексте соглашения определяется адрес электронной почты представителя или организации. На практике суд принимает переписку между контрагентами по электронной почте, если об этом не указано в договоре, но такая форма является для сторон обычной практикой (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2021 г. № 03АП-2117/21 по делу № А69-3184/2020; Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2021 г. № 04АП-3134/21 по делу № А19-21308/2020). Такие же положения распространяются на социальные сети и мессенджеры.
Вот подробная инструкция, как составить досудебную претензию на возврат денежных средств:

  • подготовьте бланк с реквизитами заявителя (если есть фирменный бланк, используйте его);
  • в шапке укажите получателя (наименование, адрес, налоговые реквизиты (ИНН, ОГРН либо ОГРНИП)), получатель — будущий ответчик в случае подачи иска;
  • обозначьте название документа, исходящий номер;
  • изложите вкратце суть ситуации;
  • сошлитесь на пункты договора и нормы закона, которые нарушены;
  • оформите требования, какие действия предполагаются от другой стороны и на основании чего;
  • укажите сроки для выполнения требований, банковские реквизиты для перечисления денежных средств;
  • пропишите, что в случае неудовлетворения требований спор передается на рассмотрение в суд;
  • поставьте дату и подпись с расшифровкой;
  • оформите приложения (например, приложением служит расчет неустойки, доверенность на лицо, подписавшее требование, акт приема-передачи, выписка со счета и др.).

Этот образец — пример претензии между юридическим лицом и ИП:

письмо о возврате денежных средств

А это — образец претензионного письма о возврате средств за непоставленный товар:

Скачать требование о возврате аванса по 44-ФЗ

Общество с ограниченной ответственностью «Идеальная организация»

123456, г. Идеальный, ул. Идеальная, д.1,

(наименование, адрес и реквизиты отправителя претензии)

Иванову Ивану Ивановичу

000000, г. Городов, ул. Бульварная, д. 1

№ б/н «___»________ ______г.

Между ООО «Идеальная организация» и ИП Иванов И.И. заключен договор купли-продажи канцелярских товаров № КТ-2 от 24.06.2021.

В соответствии с условиями настоящего договора покупатель производит предварительную оплату всего объема товара в размере 50 000 руб., а продавец обязан в срок, предусмотренный п. 2.2 договора, передать товар в полном объеме покупателю.

Предварительная оплата была перечислена покупателем 25.06.2021, но продавцом до настоящего времени не исполнен пункт 2.2 договора.

На основании ст. 463, п. 3, 4 ст. 487, ст. 395 Гражданского кодекса РФ, п. 2.2 заключенного договора покупатель отказывается от исполнения договора № КТ-2 от 24.06.2021 и требует вернуть денежные средства в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) руб., внесенные в качестве предварительной оплаты, и заплатить проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 5000 (пяти тысяч) руб. Денежные средства прошу перечислить на расчетный счет, указанный в договоре № КТ-2 от 24.06.2021.

Условиями договора № КТ-2 от 01.06.2019 установлено, что досудебное требование о возврате денежных средств рассматривается в течение 30 (тридцати) дней. В случае неисполнения требований в установленный срок ООО «Идеальная организация» обратится в суд с соответствующим иском.

Генеральный директор ООО «Идеальная организация» ___________/ Идеальный И.И.

1. Копия документа, подтверждающего перечисление денежных средств в качестве предварительной оплаты по договору № КТ-2 от 25.06.2021 продавцу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: