При стройнадзоре будет применяться риск-ориентированный подход

Памятка Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

2. Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода и правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 №806.

В настоящее время риск-ориентированный подход распространен на 39 видов государственного контроля (надзора). Так, с августа 2016 года с применением риск-ориентированного подхода осуществляется государственный контроль (надзор) органами государственного пожарного надзора, надзора в области связи, санитарно-эпидемиологического надзора. В феврале 2017 года риск-ориентированпый подход распространен на федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства.

3. Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется соответствующим органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска – также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

4. Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются постановлениями Правительства Российской Федерации отдельно по каждому из видов государственного контроля (надзора).

5. Законодательством предусмотрены следующие категории риска и классы опасности.

Особенности осуществления мероприятий по контролю

Чрезвычайно высокий риск

плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)

плановая проверка проводится не чаще одного

раза в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)

плановые проверки не проводятся

Присвоенная категория риска и класс опасности влияют на частоту проведения мероприятий государственного контроля (надзора). Чем выше категория риска (класс опасности), тем чаще проводятся плановые проверки.

Объекты контроля, которым не присвоены определенные категории риска или классы опасности, считаются отнесенными к низшей категории риска или классу опасности и плановые проверки в отношении таких объектов не проводятся.

6. Включение в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверки в отношении объекта государственного контроля (надзора), отнесенного к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классу опасности, осуществляется при истечении в году проведения плановой проверки установленного положением о виде государственного контроля (надзора) периода времени с даты:

а) окончания проведения последней плановой проверки объекта государственного контроля (надзора);

б) государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, если плановые проверки ранее не проводились, либо иного предусмотренного положением о виде государственного контроля (надзора) события.

7. Каким образом субъект предпринимательской деятельности может узнать присвоенную категорию риска и класс опасности?

Читайте также:
Образец договора беспроцентного заи?ма до востребования: как составить

При отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности орган государственного контроля (надзора) размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте.

По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля (надзора) в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса, направляет им информацию о присвоенных их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и (или) используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска или определенному классу опасности.

8. Изменение присвоенных ранее категории риска и класса опасности.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся заявителями, вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении присвоенных ранее их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора).

Заявление должно содержать следующие сведения: полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя; основной государственный регистрационный номер; идентификационный номер налогоплательщика; место нахождения используемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем производственного объекта (при присвоении категории риска или класса опасности производственному объекту); информация о присвоенных ранее деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности; адрес юридического лица, адрес места жительства индивидуального предпринимателя (при необходимости иной почтовый адрес для связи), телефон и адрес электронной почты (при наличии).

К заявлению прилагаются документы о соответствии деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности, на присвоение которых претендует заявитель.

Орган государственного контроля (надзора) рассматривает заявление, оценивает представленные юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) документы и по итогам их рассмотрения в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты получения такого заявления, принимает одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и изменении категории риска или класса опасности объекта государственного контроля (надзора); об отказе в удовлетворении заявления.

При принятии решения об отказе в удовлетворении заявлепия юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть информированы о причинах отказа.

Орган государственного контроля (надзора) в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения, указанного выше, информирует юридическое лицо и индивидуального предпринимателя о принятом решении путем направления соответствующего уведомления.

В случае несогласия с принятым органом государственного контроля (надзора) решением об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обжаловать такое решение в административном и (или) судебном порядке.

Риск-ориентированный подход при организации госконтроля

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

3 сентября 2016 года было выпущено Постановление №806 «О риск-ориентированном подходе». Оно регулирует нюансы установления классов риска для ИП и ЮЛ. В Постановлении же перечислены формы госконтроля, при использовании которых актуален риск-ориентированный подход.

Читайте также:
Оценка земельного участка: методы определения стоимости недвижимости, сколько стоит процедура, оспаривание кадастровой цены

Современная политика государства направлена на либерализацию взаимоотношений в сфере предпринимательства и оптимизацию деятельности контролирующих органов. Одним из направлений такой политики является применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля.

Что собой представляет риск-ориентированный подход

Риск-ориентированный подход (РОП) – это способ организации надзора, в рамках которого строгость осуществления контрольных мероприятий зависит от категории риска проверяемых субъектов. ЮЛ или ИП наделяются классом опасности контролирующими органами. При этом принимается во внимание тяжесть результатов несоблюдения правил безопасности. РОП используется со следующими целями:

  • Оптимизация использования ресурсов при проведении проверки.
  • Сокращение издержек ЮЛ и ИП.
  • Увеличение эффективности надзорных мероприятий.
  • Повышение безопасности деятельности проверяемых субъектов.
  • Уменьшение количества аварийных ситуаций и их последствий.
  • Снижение трудоемкости надзорных мероприятий.

С 1 июля 2021 г. (за исключением отдельных положений) действует Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Соответствующие изменения будут отражены в материале при его актуализации.?

Использование риск-ориентированного подхода регулируется статьей ФЗ от 26.12.2008 г. №294, Постановлением Правительства от 05.07.2017 №801. В чем заключается суть РОП? При проведении проверок используется два подхода: полный и дифференцированный. Всеобъемлющие проверки отличаются тратой больших ресурсов, низкой эффективностью. Направленные проверки позволяют сконцентрировать усилия проверяющих органов на организациях, которые потенциально могут причинить вред. Одновременно с этим снижается нагрузка на организации, которые не несут никакой угрозы. То есть число проверок в отношении добросовестных учреждений уменьшается.

К СВЕДЕНИЮ! Риск-ориентированный подход используется при проверках медучреждений, при контроле пожарной безопасности. Это достаточно универсальный инструмент.

Базовые принципы риск-ориентированного подхода

Рассмотрим базовые принципы РОП:

  1. Четко сформированные критерии риска. Возможность точного определения потенциального риска ЮЛ и ИП по сформированным критериям.
  2. Нацеленность на деятельность компаний, которые могут представлять опасность для ценностей, охраняемых законом.

Оценка должна выполняться непредвзято. Перед присуждением категории собирается вся необходимая информация о субъекте.

Как определяется класс риска?

Категория риска присуждается на основании двух факторов:

  • Потенциальный вред при игнорировании требований, степень негативных последствий.
  • Степень вероятности нарушения требований.

Порядок присуждения категории риска регламентирован Постановлением от 17 августа 2016 года №806. Проверка осуществляется в отношении медицинских учреждений. Конкретная категория присуждается на основании информации, которая содержится в едином реестре лицензий на медицинскую деятельность. Наделять субъекты определенным классом риска может только руководитель или заместитель руководителя Росздравнадзора. Осуществляется эта процедура на основании критериев, изложенных в приложении к Постановлению №801.

Категории риска

При определении категории используется показатель риска. Образуется он путем суммирования значений показателей, которые характерны для конкретного субъекта. Данные для расчетов приведены в приложении к Постановлению №801. Рассмотрим категории:

  1. Очень высокий риск.
  2. Высокий.
  3. Значительный.
  4. Умеренный.
  5. Пониженный.

Пять категорий риска нужны для определения частоты проверок. Класс, присужденный учреждению, может меняться. Внесение изменений осуществляется на основании итогов предыдущих проверок.

Периодичность проверок

Чем более высокую категорию риска имеет субъект, тем чаще проводятся проверки:

  • Очень высокий – проверки единожды в год.
  • Высокий риск – проверки раз в два года.
  • Значительный – раз в три года.
  • Средний – раз в пять лет.
  • Умеренный – раз в шесть лет.
  • При низком риске проверки не проводятся.

Существуют также критерии вероятности несоблюдения субъектом требований, что может повлечь за собой негативные последствия. Оценка этой вероятности осуществляется на основании информации о результатах проверок, выполняемых ранее, назначенных наказаниях.

Структура системы риск-ориентированного подхода

Внедрение РОП предполагает прохождение ряда этапов. Рассмотрим основные этапы проверок:

  1. Формирование категорий классов риска.
  2. Сбор информации о конкретном субъекте.
  3. Анализ полученных сведений.
  4. Планирование надзорных мероприятий.
  5. Реализация проверок.
  6. Анализ эффективности надзорных мероприятий.

После проведения проверок, если это требуется, категория риска субъекта изменяется.

Нюансы сбора информации о субъекте

В отношении компании перед проведением проверки обязательно выполняется сбор информации. В частности, собираются следующие данные:

  • Наличие лицензии.
  • Прохождение аттестации.
  • Страхование.
  • Показатели аварийности и травматизма.
  • Отчетность по рискам и прочим показателям.
  • Декларации и экспертиза.
  • Наличие внутреннего подразделения, отслеживающего исполнение требований.
  • Наличие административных наказаний относительно нарушений в компании.
  • Информация о выполнении предписаний и рекомендаций госорганов.
  • Данные о наличии несчастных случаев и инцидентов в учреждении.
  • Устранение нарушений, которые были выявлены в результате предыдущих проверок.
  • Прочие сведения о конкретном субъекте, касающиеся предмета надзорных мероприятий.

При анализе компании во внимание принимается вся совокупность информации.

Нюансы проверки пожарной безопасности с применением риск-ориентированного подхода

При назначении категории, о чем было упомянуто ранее, принимается во внимание возможность нарушения требований субъектом. Если учреждение часто нарушает требования, назначается более высокий класс опасности. Возможность нарушений требований подразумевает анализ такой информация, как:

  1. Итоги прошлых проверок, при которых выявилось несоответствие субъекта требованиям безопасности.
  2. Наличие данных о возгораниях в учреждении в течение 5 предшествующих лет.
  3. Наличие административного наказания, касающегося нарушения требований пожарной безопасности, вступившего в силу в течение 3 последних лет.

Регулярно проводится переоценка класса риска. Переход в другую категорию выполняется в соответствии со следующими условиями:

  1. Формированием подразделений пожарной охраны для повышения степени защиты.
  2. Формированием в учреждении специального подразделения, которые будет заниматься профилактикой возгораний. Кадровый состав подразделения должен включать в себя сотрудников с пожарно-техническим образованием и стажем работы в соответствующих органов, составляющим не менее 5 лет.
  3. Отсутствием нарушений пожарной безопасности при исполнении проверок.

К примеру, в учреждении была проведена проверка, в результате которой не выявлены нарушения. В этом случае субъект вместо значительной категории риска приобретает средний класс риска. Переход из одной категории в другую должен быть обоснован. Если в учреждении ничего не поменялось, то и класс риска не будет изменяться.

Неналоговые проверки будут проходить по новым правилам

Поправками внесены изменения в постановление Правительства РФ «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Введены перечни видов государственного надзора и контроля: федерального и регионального, которые должны осуществляться с применением риск-ориентированного подхода.

Кроме того, пересмотрена периодичность проведения плановых проверок в зависимости от категории риска.

Что такое риск-ориентированный подход при проверках?

Общий смысл риск-ориентированного подхода заключается в том, что выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения проверок определяется в зависимости от степени той потенциальной опасности (вредности), которую влечёт за собой деятельность поднадзорного субъекта/объекта (ч. 2 ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ).

Почему появились такие поправки?

В 2018 году вступили в силу изменения законодательства, в соответствии с которыми Правительство РФ наделено полномочиями по определению перечня видов регионального государственного контроля (надзора), при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке. Новым постановлением Правительство фактически реализовало указанные полномочия.

При каких видах регионального госконтроля будут применять риск-ориентированный подход?

В утверждённом перечне видов регионального государственного контроля (надзора), при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке, включено 7 видов надзора: экологический, строительный, жилищный, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, надзор в области регулируемых государством цен (тарифов) и ветеринарный надзор.

Изменился ли перечень видов госконтроля с применением риск-ориентированного подхода?

Да, Правительство сократило перечень видов госконтроля (надзора), при которых должен применяться риск-ориентированный подход. В частности, из видов надзора исключены:

  • лицензионный контроль за деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности;
  • лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • лицензионный контроль за деятельностью по тушению пожаров;
  • лицензионный контроль за деятельностью по монтажу, техобслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности;
  • госнадзор в сфере рекламы (связано с тем, что плановые проверки в данной сфере отменены);
  • лицензионный контроль за предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами;
  • госконтроль (надзор) в области долевого строительства;
  • федеральный госконтроль за деятельностью аккредитованных лиц;
  • лицензионный контроль за деятельностью по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах и другие.

Что изменилось в периодичности проведения проверок?

Введена периодичность проведения плановых региональных проверок в зависимости от категории риска/класса опасности. Для удобства правоприменителей сроки плановых федеральных и региональных проверок теперь представлены в одной таблице. Так, например, объекты со значительной категорией риска (3 класс опасности) на уровне федерального надзора будут проверяться 1 раз в период, установленный положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности. На уровне регионального надзора плановая проверка таких объектов будет проводиться 1 раз в 3 года.

Когда Постановление вступает в силу?

Документ применяется с 29 марта 2019 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки. К примеру, применение риск-ориентированного подхода в ветнадзоре обязательно только с 2021 года.

Онлайн профпереподготовка «Бухгалтер на УСН» с дипломом на 250 ак.часов. Научитесь всему новому, чтобы не допускать ошибок. Обучение онлайн 2 месяца, поток стартует 1 марта.

При стройнадзоре будет применяться риск-ориентированный подход

Пресс-центр

Публикации о Росреестре

Что такое риск-ориентированный подход при организации государственного земельного надзора?

Что такое риск-ориентированный подход при организации государственного земельного надзора?

Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля закреплено в статье 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Риск-ориентированный подход предполагает снижение количества государственных проверок в зонах, где риск нарушений меньше. Таким образом, он должен снизить административную нагрузку на добросовестные предприятия. Суть данного подхода заключается в снижении рисков: контроль в зонах повышенного риска растет, а в более безопасных зонах – снижается или отсутствует. Это позволяет вовремя принимать необходимые меры там, где это необходимо, и в значительной мере экономить ресурсы. Таким образом, ресурсы распределяются неравномерно, в зависимости от риска, причем, это влияет как на частоту, так и на глубину проверок. Основная цель риск-ориентированного подхода – в оптимальном использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов при осуществлении госконтроля, в снижении издержек для тех, кого контролируют, а также в повышении результативности проверок.

Управлением Росреестра по Омской области данный подход стал применяться с 2018 года – при проведении плановых проверок использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями земельных участков. Установлены критерии отнесения объектов государственного надзора к определенной категории риска, периодичность проведения плановых проверок в зависимости от присвоенной категории риска.

Введены 3 категории риска: средняя, умеренная и низкая. В отношении земельных участков, отнесенных к средней категории риска, устанавливается периодичность проведения плановых проверок не чаще чем 1 раз в 3 года. Периодичность проведения плановых проверок для земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, – не чаще чем 1 раз в 5 лет. Срок проведения плановых проверок – не более 17 рабочих дней. В отношении земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя Управление в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления запроса от правообладателя, направляет такому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю информацию о присвоенных категориях риска земельным участкам, которые используются ими, а также сведения, на основании которых данные земельные участки были отнесены к определенным категориям риска.

Постановлением Правительства РФ от 07.08.2017 № 943 установлены критерии отнесения земельных участков, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, правообладателями которых они являются, к определенной категории риска при осуществлении государственного земельного надзора:

– к категории среднего риска относятся земельные участки, предназначенные для захоронения и размещения твердых бытовых отходов, размещения кладбищ, и примыкающие к ним земельные участки, и земельные участки, предназначенные для гаражного или жилищного строительства;

– к категории умеренного риска относятся земельные участки, граничащие с землями или земельными участками, относящимися к категориям земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов, а также земель запаса; участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов и граничащие с землями или земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения; участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения; участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель населенных пунктов.

– к категории низкого риска относятся все иные земельные участки, не отнесенные к категориям среднего или умеренного риска.

Риск-ориентированный подход: что это и для чего нужен

С 1 января 2018 года Правительство РФ изменило порядок государственного (муниципального) надзора за работой организаций и ИП. Рассмотрим, что представляют собой новые проверки, каким сферам деятельности стало легче, а кто попал под тотальный контроль.

Что такое риск-ориентированный подход

До внедрения риск-ориентированного подхода надзорные органы проверяли все предприятия и ИП подряд с определенной периодичностью. Такая модель оказалась ресурсозатратной и недостаточно эффективной.

Дело в том, что количество проверяемых объектов существенно превышает трудовые, материальные и финансовые ресурсы надзорных органов. К примеру, при острой нехватке кадров контролерам сложно досконально проверить каждое предприятие в установленные сроки.

В связи с этим надзорные мероприятия проводились поверхностно и реже, а львиная доля нарушителей оставалась незамеченной. Как результат — плохое качество услуг, оказываемых потребителю, нерегулируемые цены, повышенная опасность для населения и т. п.

Чтобы повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности и снизить нагрузку на проверяющих, Правительство решило уйти от прежних тотальных проверок. В общей массе поднадзорных предприятий было немало ответственных фирм и ИП, которые не нуждаются в частом контроле, но зато отнимают уйму времени у проверяющих.

Вместо старой модели разработали совершенно новый выборочный подход, ориентированный на риски причинения ущерба ценности, охраняемой законом. Его суть проста — полнее и чаще проверять организации и ИП, деятельность которых несет опасность для населения и окружающей среды, и реже тех, кто не может причинить вреда.

Новую модель проверок так и назвали — риск-ориентированный подход. А первое упоминание о нем появилось еще в 2015 году, когда в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» включили статью 8.1 «Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)».

Риск-ориентированный подход официально вступил в действие 1 января 2018 года и успешно применяется по сей день.

Классы и категории опасности: кому и зачем присваивают

По мнению Правительства, в глубоком и регулярном надзоре нуждаются, в первую очередь, те предприятия, которые могут причинить вред ценностям, охраняемым законом. А чтобы отделить опасную деятельность от безопасной, разработали специальную шкалу рисков.

В ст. 23 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ представлены категории, обозначающие степень вреда (ущерба), который могут нанести предприятия и предприниматели в ходе своей работы:

  • чрезвычайно высокий риск;
  • высокий риск;
  • значительный риск;
  • средний риск;
  • умеренный риск;
  • низкий риск.

Теперь виду деятельности и (или) объектам, принадлежащим организациям и ИП, присваивают соответствующую категорию. Именно эта категория и будет влиять на интенсивность, продолжительность и периодичность будущих контрольных мероприятий.

Присваивается определенный класс (категория) опасности соответствующим контролирующим органом с учетом тяжести негативных последствий, которые могут наступить, если предприятие или ИП не будут соблюдать обязательные требования. А для присвоения определенной категории риска учитывают еще и оценку вероятности несоблюдения таких требований предприятиями и ИП.

При этом организации и предприниматели могут подать заявление об изменении присвоенных им категории риска или класса (категории) опасности (п. 6 ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ).

Частота проверок по риск-ориентированному подходу

Периодичность проведения плановых проверок при риск-ориентированном подходе указана в Приложении к Постановлению Правительства от 17.08.2016 № 806.

Категории риска Классы (категории) опасности Сроки проведения плановых проверок
Федеральный контроль Региональный контроль
Чрезвычайно высокий риск 1 1 раз в период, установленный положением о виде контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности 1 раз в год
Высокий риск 2 1 раз в 2 года
Значительный риск 3 1 раз в 3 года
Средний риск 4 1 раз в период, установленный положением о виде контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности Не чаще 1 раза в 4 года и не реже 1 раза в 5 лет
Умеренный риск 5 Не чаще 1 раза в 6 лет и не реже 1 раза в 8 лет
Низкий риск 6 Не проводятся

Согласно перечням, утв. Постановлением Правительства РФ от 17. 08.2016 № 806, применять риск-ориентированный подход могут разные ведомства, но для некоторых из них он обязателен.

Так, риск-ориентированный подход должны применять ведомства в области экологического, строительного, жилищного, ценового надзора, а также в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сохранности автомобильных дорог регионального значения, технического состояния самоходных машин, аттракционов и другой техники.

Применять риск-ориентированный подход вправе ведомства, контролирующие пожарную, медицинскую, санитарно-эпидемиологическую, транспортную, трудовую, энергетическую, ветеринарную деятельность, а также сферы связи, гражданской обороны и безопасности дорожного движения.

При стройнадзоре будет применяться риск-ориентированный подход

от 17 августа 2016 года N 806

О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации

(с изменениями на 6 октября 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2017 года N 197 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.02.2017, N 0001201702210011);

постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2017 года N 245 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.03.2017, N 0001201703100008);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2017 года N 360 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.04.2017, N 0001201704050023);

постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2018 года N 174 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.02.2018, N 0001201802210008);

постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2018 года N 1218 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.10.2018, N 0001201810160028);

постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2020 года N 255 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.03.2020, N 0001202003130005);

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2020 года N 1043 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.07.2020, N 0001202007170014);

постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2020 года N 1351 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.09.2020, N 0001202009090010);

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 года N 1540 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.09.2020, N 0001202009290009);

постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2021 года N 435 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.03.2021, N 0001202103230027);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2021 года N 1045 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.07.2021, N 0001202107010112) (вступило в силу c 1 июля 2021 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1100 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.07.2021, N 0001202107030002);

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 августа 2021 года N 1405 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.08.2021, N 0001202108260011);

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 года N 1696 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.10.2021, N 0001202110080013).

1. Утвердить прилагаемые:

изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральному медико-биологическому агентству, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций представить до 1 февраля 2017 года в Правительственную комиссию по проведению административной реформы доклады о результатах реализации настоящего постановления.

3. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по труду и занятости и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 3-месячный срок со дня принятия настоящего постановления внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект акта Правительства Российской Федерации о включении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утвержденный настоящим постановлением.

3_1. Федеральным органам исполнительной власти внести до 15 мая 2017 г. в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекты актов Правительства Российской Федерации об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности:

а) Министерству внутренних дел Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти для:

федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции;

федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения;

б) Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти для:

федерального государственного экологического надзора (в части государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственного земельного надзора, осуществляемого Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, государственного надзора в области обращения с отходами, государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ);

в) Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации – для регионального государственного экологического надзора;

г) Министерству сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти для:

государственного земельного надзора, осуществляемого Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора);

е) Министерству транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти для:

федерального государственного транспортного надзора;

федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности;

и) Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти для:

федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

государственного надзора в области гражданской обороны;

к) Министерству здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти для:

государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств;

государственного контроля за обращением медицинских изделий;

м) Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти – для федерального государственного энергетического надзора;

н) Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации – для регионального государственного строительного надзора;

о) Федеральной антимонопольной службе по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти для:

государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации;

контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, осуществляемого Федеральной антимонопольной службой;

государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа;

п) Министерству экономического развития Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти – для государственного земельного надзора, осуществляемого Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии;

р) Министерству промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти – для федерального государственного метрологического надзора, осуществляемого Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии;

4. Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в 3-месячный срок со дня принятия настоящего постановления представить в Правительственную комиссию по проведению административной реформы предложения о критериях отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности при осуществлении государственного регионального контроля (надзора).

5. Реализация настоящего постановления осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти и средств, предусмотренных указанным органам на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 августа 2016 года N 806

Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности

(с изменениями на 21 марта 2019 года)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов (далее – объекты государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, обозначаемому как классы опасности или категории опасности (далее – классы опасности).

2. Для отдельного вида государственного контроля (надзора) применяются категории риска либо классы опасности.

3. Перечень категорий риска или классов опасности, применяемый при осуществлении отдельного вида государственного контроля (надзора), включает от 3 до 6 категорий риска или от 3 до 6 классов опасности из числа категорий риска и классов опасности согласно приложению и устанавливается для видов федерального государственного контроля (надзора) – положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности, для видов регионального государственного контроля (надзора) – нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, а в случае его отсутствия – нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности, если такие критерии не установлены федеральным законом, устанавливаются с учетом настоящих Правил для вида федерального государственного контроля (надзора) – положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности, для видов регионального государственного контроля (надзора) – нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, а в случае его отсутствия – нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

5. Перечень категорий риска или классов опасности и критерии отнесения к ним объектов государственного контроля (надзора) основываются на необходимости минимизации причинения вреда охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органа государственного контроля (надзора), позволяющем соблюдать установленную периодичность плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

6. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска должны учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее – обязательные требования), и вероятность несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

7. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к классам опасности должны учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

8. Оценка тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований проводится с учетом возможной степени тяжести потенциальных случаев причинения вреда и (или) возможной частоты возникновения и масштаба распространения потенциальных негативных последствий в рамках подобных случаев причинения вреда и (или) с учетом трудности преодоления возникших в их результате негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: