Предприниматель не учел НДС при сделке с муниципальными властями

НДС при УСН

Бизнес на УСН освобождён от уплаты ряда налогов, в том числе НДС. Однако бывают ситуации, в которых и «упрощенцы» являются налоговыми агентами по НДС, должны платить налог в бюджет и сдавать декларацию или журнал счетов-фактур. При этом компания на УСН не является плательщиком НДС и права на налоговый вычет по «входному» НДС не имеет.

«Упрощенец» — налоговый агент по НДС

Компании на УСН освобождены от обязанностей плательщика НДС, однако они могут становиться налоговыми агентами по этому налогу (п. 5 ст. 346.11 НК РФ). Это возможно в следующих случаях:

  • аренда государственного или муниципального имущества у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления;
  • приобретение товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ;
  • реализация товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных лиц, не состоящих на учёте в РФ, в качестве посредника с участием в расчётах;
  • покупка (получение) государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями;
  • продажа конфискованного или реализуемого по решению суда имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, которые перешли по праву наследования государству;
  • реализация сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также макулатуры;
  • в иных случаях, указанных в ст. 161 НК РФ.

Рассмотрим подробнее первые две ситуации.

Аренда госимущества

Когда упрощенцы арендуют государственное или муниципальное имущество у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления (кроме МУПа, ГУПа, учреждения), они становятся налоговыми агентами по НДС. Ставка налога зависит от условий договора.

Если в договоре аренды цена определена без учёта НДС или о налоге там не упоминается, тогда сумма налога рассчитывается по формуле:

НДС с суммы арендной платы = Сумма арендной платы × 20 %

При этом органу власти арендная плата перечисляется в сумме, указанной в договоре аренды, а НДС арендатор уплачивает «за свой счёт».

Если в договоре цена аренды включает сумму НДС, тогда налог рассчитывается по расчётной ставке по формуле:

НДС с суммы арендной платы = Сумма арендной платы × 20/120

Сумма арендной платы, установленная в договоре, перечисляется арендодателю за минусом НДС. В такой ситуации налог уплачивается из средств арендодателя.

Пример.

ООО «Х» работает на УСН и занимается розничной торговлей. Под магазин арендует у комитета по управлению имуществом помещение, находящееся в муниципальной собственности.

По договору аренды ежемесячная арендная плата составляет 120 000 руб. (в том числе НДС — 20 000 руб.). Арендная плата перечисляется не позднее 3 числа месяца, следующего за расчётным. Таким образом, НДС с арендной платы составляет 20 000 рублей.

ООО «Х» выступает налоговым агентом, поэтому исчисляет, удерживает и перечисляет НДС с суммы арендной платы в бюджет. При этом арендодатель получает 100 000 руб.

Упрощенец-арендатор должен в течение следующих за оплатой пяти календарных дней составить счёт-фактуру в одном экземпляре. Затем зарегистрировать его в части 1 книги продаж того квартала, в котором определена база по НДС. Дополнительно надо сдать декларацию и показать агентский НДС в разделе 2 — отдельно по каждому арендодателю.

Налог уплачивается по 1/3 суммы налога не позднее 25-го числа каждого из трёх месяцев, следующих за отчетным кварталом. В том квартале, когда налог был перечислен в бюджет, упрощенец на базе «доходы минус расходы» вправе учесть НДС в сумме арендного платежа и списать в расходы (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Покупка товаров или услуг у иностранцев

Компания на УСН признается налоговым агентом по НДС, если в России покупает у иностранных лиц, которые не состоят на учете в РФ, товары (работы, услуги). Налоговую базу по таким операциям определяет налоговый агент. Она равна сумме дохода от продажи товаров (работ, услуг) с учётом НДС.

Порядок расчёта налога такой же, как и при аренде госимущества. Далее аналогично надо выставить счёт-фактуру, зарегистрировать её в книге продаж, сдать декларацию и уплатить налог. Сумму НДС можно признать в расходах.

Пример.

Пример. В I квартале 2021 года польская компания «Y» оказала ООО «Ромашка» юридические услуги. Стоимость услуг с учётом налогов, подлежащих удержанию в соответствии с законодательством РФ, — 240 000 руб. У иностранной компании на территории РФ нет представительства. Акт сдачи-приёмки оказанных услуг подписан в I квартале 2021 года. Все расчёты произведены в рублях.

ООО «Ромашка» является налоговым агентом и обязана исчислить, удержать и перечислить НДС с суммы оплаты услуг в бюджет: 40 000 руб. (240 000 × 20/120).

Онлайн-курс для главного бухгалтера фирмы на УСН: бухгалтерский и налоговый учёт, отчётность и планирование. Результат — диплом о профпереподготовке

Импорт товаров

Ввоз товаров в РФ и иные территории под её юрисдикцией облагается НДС (ст. 146 НК РФ). Это касается и упрощенцев (п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ). Порядок уплаты налога зависит от того, из какой страны ввозятся товары.

  • Из ЕАЭС (Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Армения) — НДС перечисляйте в свою ИФНС не позднее 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором товары приняты к учёту. В эти же сроки нужно подать декларацию по косвенным налогам, заявление о ввозе и другие документы.
  • Из других стран — НДС платите на таможне до подачи таможенной декларации. Без уплаты налога и других таможенных платежей товар не выпустят. Конкретный срок зависит от процедуры, под которую помещены товары. Сведения о налоге отразите в декларации на товары.

Кроме того, таможенное законодательство предусматривает в ряде случаев специальные сроки уплаты НДС.

Список товаров, освобождённых от НДС, представлен в ст. 150 НК РФ

В общем случае сумма НДС к уплате в бюджет при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, определяется по формулам:

НДС = Налоговая база × Ставка

Налоговая база = Таможенная стоимость + Таможенная пошлина + Акциз

При ввозе товаров из государств — членов Евразийского экономического союза, сумма НДС, подлежащая уплате, определяется по формуле:

НДС = (Стоимость товаров по договору + Акциз) × 20 % (или 10 %)

Читайте также:
Акт передачи дел главного бухгалтера при увольнении: образец, порядок приема сдачи документов при уходе главбуха

Ставка НДС применяется в зависимости от вида товаров: 10 или 20 %. НДС, подлежащий уплате в бюджет, исчисляется в российских рублях и округляется до второго знака после запятой.

Уплаченный «ввозной» НДС на УСН «доходы минус расходы» можно учесть в составе затрат. Если вы на УСН «доходы», учесть налог и другие расходы нельзя.

Счёт-фактура с выделенным НДС

Когда упрощенцы выставляют счёт-фактуру (или УПД), в том числе по авансовому платежу, с выделенным в нём НДС, они должны перечислить указанную сумму налога в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ). Срок уплаты — не позднее 25 числа месяца, следующего за истёкшим кварталом. На три части платёж делить не нужно.

Дополнительно возникает обязанность сдать декларацию по НДС в электронном виде по ТКС не позднее 25 числа месяца, следующего за кварталом, в котором выставлен счёт-фактура с НДС.

Принять к вычету «входной» НДС и НДС, уплаченный с аванса, упрощенец не может, так как не является плательщиком НДС. Сумма налога, полученная от покупателей по таким счетам-фактурам не учитывается ни в доходах, ни в расходах.

Сделки с посредниками

Если упрощенцы-посредники выставляют и (или) получают счета-фактуры, действуя в интересах другого лица, они обязаны вести Журналы учёта полученных и выставленных счетов-фактур (п. 3.1 ст. 169 НК РФ).

Комиссионеры и агенты, которые действуют от своего имени, а также лица, ведущие деятельность на основе договоров транспортной экспедиции в интересах других лиц и учитывающие вознаграждения при исполнении этих договоров в составе доходов по УСН, должны вести Журнал учёта полученных и выставленных счетов-фактур.

При этом, если упрощенцы реализуют или приобретают товары, работы или услуги от своего имени, они не должны платить НДС. В этой ситуации возникает обязанность выставлять (перевыставлять) счета-фактуры, выделяя в них сумму НДС (п. 1 ст. 169 НК РФ).

Кроме того, счёт-фактура в обязательном порядке составляется, если упрощенец как комиссионер (агент, действующий от своего имени) перечислил аванс или получил товары (работы, услуги), приобретённые для комитента (принципала) у продавца — плательщика НДС. И в этом случае счёт-фактура составляется в двух экземплярах, один из которых передаётся комитенту (принципалу).

Операции по договорам товариществ

Компании на УСН должны заплатить НДС в бюджет, если совершают операции по договорам простого товарищества (договору о совместной деятельности), договору инвестиционного товарищества, договорам доверительного управления имуществом или концессионным соглашениям на территории РФ (ст. 174.1, ст. 346.11 НК РФ). Кроме того, в этой ситуации упрощенцы должны сдать декларацию по НДС не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174, п. 4 ст. 174.1 НК РФ).

Помимо обязанности уплатить НДС в бюджет, у упрощенцев с договором товариществ может возникнуть обязанность составить счёт-фактуру (ст. 174.1 НК РФ).

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Налоговый агент по НДС при сделках с госимуществом

Ситуации, когда организации или ИП участвуют в сделках с госимуществом, не так уж редки. Рассмотрим, когда арендаторы и покупатели приобретают статус налоговых агентов и что понимается под сделками с госимуществом.

Налоговый агент – арендатор госимущества

В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ при аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества (далее мы будем использовать общий термин «госимущество») вы становитесь налоговым агентом, если арендодателем выступает:

  • Орган государственной власти и управления либо орган местного самоуправления.
  • Орган государственной власти и управления (местного самоуправления) и одновременно балансодержатель данного имущества, который не является органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления. В этом случае, как правило, заключается трехсторонний договор между собственником имущества в лице соответствующего органа (арендодателя), балансодержателем имущества (унитарным предприятием) и арендатором (постановления ФАС Уральского округа от 21.10.2008 № Ф09-7682/08-С2, от 25.06.2008 № Ф09-4562/08-С2 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 26.11.2008 № ВАС-12243/08)).

При этом не важно:

  • какой налоговый режим вы применяете: общий или специальный (см. письма Минфина России от 24.09.2015 № 03-07-11/54577, от 30.12.2011 № 03-07-14/133, от 05.10.2011 № 03-07-14/96);
  • перечисляется ли арендная плата деньгами или зачитывается выполнением работ или оказанием услуг арендодателю (письмо Минфина России от 16.04.2008 № 03-07-11/147).

Если вы передали госимущество в субаренду, вы должны исчислять и уплачивать НДС, как налоговый агент – на основании п. 3 ст. 161 НК РФ, и как налогоплательщик – с реализации услуг по предоставлению имущества в субаренду (письмо Минфина России от 18.10.2012 № 03-07-11/436).

Когда обязанности агента у арендатора не возникают

Не нужно платить «агентский» НДС:

  1. Если арендодателем является:
  • казенное учреждение.

Дело в том, что оказываемые этими учреждениями услуги (в том числе услуги аренды) не являются объектом налогообложения по НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, письма Минфина России от 17.12.2014 № 03-07-14/65191, от 19.09.2014 № 03-07-14/46917, от 24.03.2013 № 03-07-15/12713 (направлено для сведения и использования в работе письмом ФНС России от 21.04.2014 № ГД-4-3/7605);

  • балансодержатель имущества, не являющийся органом государственной власти, местного самоуправления.

Налоговый агент по НДС при сделках с госимуществом

В такой ситуации сумма арендной платы, включая НДС, перечисляется арендодателю-балансодержателю, который самостоятельно платит НДС в бюджет (см. письма Минфина России от 12.05.2017 № 03-07-14/28624, от 07.07.2016 № 03-07-14/39827, от 06.05.2016 № 03-07-11/30226, от 28.12.2012 № 03-07-14/121, от 23.07.2012 № 03-07-15/87, определение КС РФ от 02.10.2003 № 384-О, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 11.03.2012 № А43-7468/2011,). Балансодержатель уплачивает НДС самостоятельно и в том случае, если предоставляет его в аренду на безвозмездной основе (письмо Минфина России от 26.04.2010 № 03-07-11/147).

  1. При аренде конструктивных элементов зданий.

Отдельные конструктивные элементы зданий, такие как крыша или стены, не могут быть объектами аренды, поскольку они не являются самостоятельными объектами недвижимости (п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66). Поэтому при предоставлении в пользование таких частей государственных объектов недвижимости (например, мест на крыше для установки оборудования или фрагментов стены для размещения рекламы) правила п. 3 ст. 161 НК РФ не применяются. НДС при реализации данных услуг уплачивают органы государственной власти или органы местного самоуправления (письмо Минфина России от 22.10.2012 № 03-07-11/442).

Читайте также:
Заявление на закрытие расчетного счета в банке: бланк и образец

Налоговый агент – покупатель имущества казны

При покупке государственного или муниципального имущества обязанности налогового агента возникают только при одновременном выполнении следующих условий (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ):

  • продавцом (передающей стороной) является орган государственной власти или орган местного самоуправления;
  • имущество составляет казну РФ, субъекта РФ или муниципального образования, т.е. не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за конкретным государственным или муниципальным учреждением (предприятием);
  • данная операция, признается объектом налогообложения по НДС согласно пп. 1, 2 ст. 146 НК РФ;
  • покупатель является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (письма Минфина России от 02.08.2010 № 03-07-14/55, от 14.12.2009 № 03-07-14/114). На физлиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью, обязанности налоговых агентов не возлагаются, а НДС в бюджет уплачивают продавцы указанного имущества (определение Конституционного суда РФ от 19.07.2016 № 1719-О (приведено в п. 14 Обзора правовых позиций, направленного письмом ФНС России от 23.12.2016 № СА-4-7/24825@), письма Минфина России от 08.11.2012 № 03-07-14/107, ФНС России от 13.07.2009 № ШС-22-3/562@, постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2014 № 17383/13).

Итоги

Вне зависимости от режима налогообложения организации или ИП, приобретая государственное имущество или арендуя его, становятся налоговыми агентами. Однако для приобретения статуса налогового агента при совершении сделок с госимуществом также необходимо соблюдение определенных условий, рассмотренных в статье.

В каких случаях организация или ИП еще может быть признана налоговым агентом и какие возникают в этом случае обязательства, читайте в статье «Кто признается налоговым агентом по НДС (обязанности, нюансы)».

О заполнении налоговым агентом декларации по НДС можно узнать из статей:

  • «Как правильно заполнить декларацию по НДС налоговому агенту?»;
  • «Как правильно заполнить налоговому агенту раздел 2 декларации по НДС?».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Выкуп имущества казны: об уплате НДС налоговыми агентам

Имущество, находящееся в собственности РФ, ее субъектов и муниципальных образований, может быть реализовано (передано) в пользу физических и (или) юридических лиц (иными словами, приватизировано) на основании ст. 2 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ[1]. В качестве покупателей выступают любые юридические лица[2] (понятно, что и предприятия связи в том числе).

В некоторых случаях такая покупка обяжет покупателя (вне зависимости от применяемой им системы налогообложения) исполнить роль агента по НДС. Что это за ситуации? Вправе ли налоговый агент воспользоваться вычетом «агентского» НДС? При каких обстоятельствах ему придется восстановить налог? Этим вопросам и посвящена наша статья.

Нет объекта обложения НДС – нет обязанностей налогового агента.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. Перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения и освобождаемых от обложения НДС, содержится в п. 2 ст. 146 и ст. 149 НК РФ соответственно. В последней ничего не сказано об интересующих нас операциях, в первой же есть некоторые положения. Так, не признаются объектом обложения НДС:

операции по реализации земельных участков, долей в них (пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ);

операции по реализации (передаче) на территории РФ государственного или муниципального имущества, не закрепленного за госпредприятиями и учреждениями и составляющего госказну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ[3] (пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Заметим, благодаря изменениям, внесенным в отдельные законодательные акты Федеральным законом от 03.07.2018 № 158-ФЗ, установлено бессрочное право выкупа арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП) государственного и муниципального (законом добавлено также федерального) имущества. Приоритетное право выкупа объектов аренды действовало до 01.07.2018, при этом условия его выкупа зависели от срока нахождения имущества в аренде[14].

Подытожим: покупатели земель государственной или муниципальной казны, а также субъекты МСП, выкупающие государственное, федеральное и муниципальное имущество, не исполняют обязанностей налогового агента, поскольку объекта налогообложения в названных случаях не имеется.

К сведению:

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, при выкупе имущества казны НДС из доходов продавца не удерживают и в бюджет не уплачивают. Об этом сказано в абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ.

В других (не перечисленных выше) случаях у покупателей возникают обязанности налогового агента.

Если обязанности налогового агента возникли.

Исчисление НДС. На основании п. 4 ст. 173 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), поименованных в ст. 161 НК РФ, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами. Ими, в частности, являются покупатели:

государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа;

муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Порядок исчисления и уплаты «агенсткого» НДС прописан в абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ. Налоговая база (отдельно при совершении каждой операции) определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. Налог нужно исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет.

Бухгалтерские записи.

В бухгалтерском учете по договору, не предусматривающему уплату авансового платежа, рассматриваемая операция сопровождается следующими записями:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Первичный документ

На дату принятия имущества к учету

Принято к учету государственное (муниципальное) имущество

Договор с публично-правовым образованием

Отражена сумма НДС

Уменьшена задолженность перед продавцом

На дату оплаты имущества

Уплачены денежные средства продавцу

Выписка банка по расчетному счету

Отражена задолженность по уплате НДС в бюджет

Счет-фактура (выписывается покупателем самостоятельно)

На дату уплаты НДС в бюджет (в установленные НК РФ сроки)

Читайте также:
Где быстро и надежно взять деньги для бизнеса с нуля - лучшие способы, и как найти деньги для запуска своего дела

Сумма НДС перечислена в бюджет

Выписка банка по расчетному счету

Сумма НДС (при наличии права) принята к вычету

Если договор предусматривает предоплату, в учете будут сделаны такие проводки:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Первичный документ

На дату перечисления авансового платежа

Удержан НДС с суммы предоплаты

Счет-фактура (покупатель оформляет документ самостоятельно)

Перечислен аванс (за минусом НДС) продавцу имущества

Выписка банка по расчетному счету

Сумма НДС перечислена в бюджет

Выписка банка по расчетному счету

Отражена сумма НДС, подлежащая вычету

На дату получения имущества

Принято к учету государственное (муниципальное) имущество

Договор с публично-правовым образованием, первичные документы

Сумма НДС (при наличии права) принята к вычету

Счет-фактура, выписка банка

Зачтен авансовый платеж в счет оплаты имущества

На дату оплаты имущества

Уплачены денежные средства продавцу

Выписка банка по расчетному счету

Отражена задолженность по уплате НДС в бюджет

Счет-фактура (выписывается покупателем самостоятельно)

Сумма НДС перечислена в бюджет

Выписка банка по расчетному счету

* Применение счета 19 целесообразно, чтобы обособить в учете удержанный и уплаченный в бюджет НДС, так как между предоплатой и принятием налога к вычету имеется временной разрыв (Толкование Т-16/2013-КпТ «НДС с авансов выданных и полученных»). Если на отчетную дату право на вычет НДС не возникло, сумма налога, учтенная на счете 19, отражается в бухгалтерском балансе в качестве актива обособленно от дебиторской задолженности по уплаченному авансу (Письмо Минфина РФ от 12.04.2013 № 07-01-06/12203).

Налоговый вычет.

Суммы НДС, исчисленные и уплаченные в бюджет, налоговый агент – плательщик НДС может принять к вычету на основании п. 3 ст. 171 НК РФ. Право на вычет возникает при условии, что товары (работы, услуги) приобретены для целей, указанных в п. 2 ст. 171 НК РФ, и при их приобретении налог уплачен в бюджет в соответствии с гл. 21 НК РФ.

Если налоговый агент не является плательщиком НДС (например «спецрежимник»), права на вычет «агентского» налога у него нет. В указанном случае сумма налога увеличивает стоимость приобретенного имущества (п. 2 ст. 170 НК РФ).

Пример

Стоимость здания, выкупаемого по договору с городским департаментом имущественных отношений, – 30 млн руб., прилегающего к нему земельного участка – 8 млн руб. По отчету независимого оценщика рыночная стоимость имущества не включает НДС.

Оплата в полной сумме перечислена в январе 2018 года. Тогда же здание поставлено на учет.

Покупатель – плательщик НДС. Здание предназначено для облагаемой этим налогом деятельности.

«Агентский» НДС рассчитывается и уплачивается в бюджет только по покупке здания.

Так как стоимость объекта рекомендована оценщиком без учета налога, покупателю (чтобы применить расчетный метод для определения суммы налога) нужно сначала увеличить стоимость покупки на 18 % – 5 400 000 руб. (30 000 000 руб. x 18 %).

Составленный покупателем счет-фактура регистрируется в книге продаж (п. 15 Правил ведения книги продаж).

Уплата налога производится не позднее 25-го числа каждого из 3 месяцев, следующих за налоговым периодом, в котором перечислена оплата по договору[5]. Ежемесячная сумма подлежащего уплате в бюджет НДС – 1 800 000 руб. (5 400 000 руб. / 3 мес.).

Суммы налога, уплаченные в соответствии со ст. 173 НК РФ покупателями – налоговыми агентами, подлежат вычетам при наличии документов, подтверждающих его уплату в бюджет.

Кроме того, должно быть выполнено общее условие о принятии покупки на учет (п. 1 ст. 172 НК РФ). В отношении объектов основных средств вычеты НДС производятся в полном объеме после принятия объекта на учет (счет 08 «Вложения во внеоборотные активы»)[6.

Для реализации данного права организация регистрирует в книге покупок самостоятельно составленный счет-фактуру (п. 23 Правил ведения книги покупок).

Восстановление НДС.

Предположим, что «агентский» НДС заявлен к вычету, но через какое-то время приобретенное имущество перестало использоваться в облагаемой этим налогом деятельности. Надо ли налоговому агенту восстанавливать НДС?

ФНС дает положительный ответ. 28.12.2018 на сайте ведомства[7] опубликована информация по рассмотренной жалобе налогоплательщика: в подобной ситуации у налогового агента возникает обязанность восстановления налога.

Судя по имеющимся данным, налогоплательщик купил муниципальное имущество (здание), уплатил НДС как налоговый агент, а затем отразил эту сумму в налоговых вычетах (абз. 2 п. 3 ст. 161, п. 3 ст. 171 НК РФ). В последующем он перешел на УСНО и не восстановил «агентский» налог, тем самым нарушив положения п. 3 ст. 170, п. 3 ст. 171.1 НК РФ. Соответственно, ему были доначислен ранее принятый к вычету НДС по зданию исходя из его первоначальной стоимости (таковая с момента приобретения здания не изменялась, амортизация не начислялась).

Налогоплательщик с указанным подходом не согласился и попытался обжаловать решение инспекции. В НК РФ прямо не предусмотрена обязанность для налоговых агентов восстанавливать сумму НДС при переходе на УСНО. Более того, приобретенное муниципальное здание было построено и впервые введено в эксплуатацию более 45 лет, что также исключает необходимость восстанавливать налог.

Однако ФНС настояла на своем: Налоговый кодекс не предусматривает отличий в порядке применения вычетов в зависимости от получателя налога – продавца или бюджета Российской Федерации (при уплате НДС налоговым агентом). Право на вычеты по НДС имеют налогоплательщики, если ранее налог ими был исчислен и уплачен, а имущество приобретено для облагаемой данным налогом деятельности. Так как при переходе на УСНО имущество используется в деятельности, не облагаемой НДС, налог должен быть восстановлен в налоговом периоде, предшествующем переходу на этот режим.

ФНС пришла к выводу, что для невосстановления сумм НДС, предусмотренных п. 3 ст. 171.1 НК РФ (поскольку здание не было самортизировано и не прошло 15 лет с момента ввода его в эксплуатацию налогоплательщиком), оснований не имеется.

К сведению:

Суммы налога в соответствии со ст. 171.1 НК РФ подлежат восстановлению в случае, если эти объекты в дальнейшем используются налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, за исключением тех объектов, которые полностью самортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у такого налогоплательщика прошло не менее 15 лет.

Вместе с тем обозначенная норма (ст. 171.1) предусматривает особый порядок восстановления НДС по объектам недвижимости, который может применить лишь плательщик данного налога. Переход на УСНО такой возможности для организации (уже плательщика «упрощенного» налога) не предоставляет (Письмо Минфина РФ от 12.01.2017 № 03-07-11/536). Поэтому налог восстанавливается единовременно в последнем налоговом периоде применения ОСНО, то есть на основании нормы абз. 5 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ.

Читайте также:
Подача искового заявления на алименты через госуслуги в 2022 году - инструкция, можно ли, находясь в браке

Автору статьи встретился схожий вывод в судебной практике, причем арбитры оказались на стороне налоговиков. Так, из дела № А26-6291/2016 следует, что индивидуальный предприниматель – налоговый агент не восстановил НДС по объекту, который начал использоваться в ПСНО.

Суд первой инстанции, сославшись на то, что суммы НДС, ранее принятые к вычету в связи с приобретением объекта, подлежат восстановлению в специальном порядке, указанном в п. 6 ст. 171 НК РФ (в старой редакции), удовлетворил требования предпринимателя. Апелляция же сочла применение данной нормы неправомерной, так как лица, применяющие ПСНО, не являются плательщиками НДС и в силу прямого указания п. 3 ст. 170 НК РФ обязаны восстановить его по объекту, который начинает использоваться в деятельности, не облагаемой этим налогом. Кассационная инстанция согласилась с таким обоснованием (Постановление АС СЗО от 23.05.2017 № Ф07-4643/2017), и довод коммерсанта об использовании объекта не только в деятельности, не облагаемой НДС (в силу отсутствия доказательств), не был принят. Более того, Определением ВС РФ от 24.08.2017 № 307-КГ17-10886 предпринимателю было отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.

Мы рассмотрели вопросы, касающиеся исчисления НДС налоговыми агентами – покупателями имущества казны. Заслуживает внимания информация ФНС о том, что при смене режима налогообложения (с ОСНО на УСНО) у агента возникает обязанность восстановить ранее принятый к вычету «агентский» налог. Дело в том, что в отношении применения налогоплательщиками вычетов по суммам налога на добавленную стоимость, предъявленных поставщиками при приобретении объектов основных средств, в том числе уплаченных в бюджет в порядке исполнения обязанностей налогового агента, установлено общее условие об использовании приобретенного имущества в облагаемых операциях (пп. 1 п. 2, абз. 3 п. 3 ст. 171, абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ).

Налог восстанавливается в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости, без учета переоценки в налоговом периоде, предшествующем переходу на «упрощенку» (абз. 2, 5 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

[1] «О приватизации государственного и муниципального имущества».

[2] За исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий; государственных и муниципальных учреждений; юридических лиц, в уставном капитале которых доля РФ, ее субъектов и муниципальных образований превышает 25 % (минуя случаи, предусмотренные ст. 25 Федерального закона № 178-ФЗ).

[3] «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[4] Дополнительно рекомендуем ознакомиться с Письмом Минэкономразвития РФ от 14.08.2018 № Д13и-442.

[5] См., например, письма Минфина РФ от 03.08.2010 № 03-07-11/337, ФНС РФ от 13.09.2011 № ЕД-4-3/14814@.

[6] См. дополнительно письма Минфина РФ от 06.10.2014 № 03-07-11/50042, от 18.11.2016 № 03-07-11/67999, от 11.04.2017 № 03-07-11/21548.

НДС при упрощенке: платить или нет?

Борис Юзефпольский

Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.

Фирмы и предприниматели на УСН в общем случае не платят НДС — это преимущество привлекает многих руководителей бизнеса. Но есть ситуации, когда уплаты НДС не избежать. Упрощенцы приобретают статус налогового агента по НДС, если:

  • купили у иностранца товары, работы, услуги (п. 5 ст. 346.11 НК РФ, п. 1 и п. 2 ст. 161 НК РФ);
  • арендовали/купили государственное или муниципальное имущество (п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • провели операции по договору простого товарищества, совместной деятельности или доверительного управления имуществом (п. 2 ст. 346.16 НК РФ и ст. 174.1 НК РФ);
  • стали посредником;
  • выдали покупателю счет-фактуру и указали НДС (пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ).

НДС при импорте товаров

Онлайн-сервис Контур.Бухгалтерия поможет вам легко рассчитать все налоги.

Если вы купили что-либо у иностранной компании, при пресечении таможенной границы нужно исчислить и заплатить НДС. С услугами ситуация схожая — если их оказывает зарубежная фирма российской компании на территории нашей страны и при этом «иностранка» не имеет в России представительств, покупателю-упрощенцу следует заплатить в бюджет НДС (ст. 148 НК РФ). Но не стоит переживать, что покупатель понесет лишние траты, ведь налог платится по сути за счет иностранного продавца, то есть продавец получает оплату за свои товары за вычетом НДС.

С некоторых товаров, ввезенных в РФ, НДС не платится (ст. 150 НК РФ). Ставки для расчета НДС равны 10/110 или 20/120.

Покажем расчет на примере. ООО «Листва» 25 апреля 2021 года купило 20 компьютеров у литовского продавца. Общая стоимость в пересчете на рубли по курсу ЦБ РФ составила 177 000 рублей. В данную стоимость включены стоимость компьютеров и пошлина.

НДС = 177 000 × 20 /120 = 29 500 рублей.

Таким образом, перечислить в бюджет ООО «Листва» должно 29 500 рублей. В этот же день нужно заплатить продавцу 147 500 рублей (177 000 — 29 500).

От страны, из которой импортируется товар, обязанность по уплате налога не зависит. Но для стран ЕАЭС НДС уплачивается в налоговый орган РФ не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия импортного товара к учету. Для других стран — налог уплачивается таможенному органу до подачи таможенной декларации.

Если вы работаете с НДС и хотите сэкономить время на расчетах, уплате налогов и формированию отчетности, попробуйте поработать в облачном веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. В сервисе автоматизированы многие функции, которые бухгалтер часто делает вручную.

НДС при аренде и покупке муниципального имущества

Упрощенцы, которые для своей деятельности арендуют муниципальное имущество, также становятся налоговыми агентами. Существует два варианта расчета НДС в зависимости от обстоятельств договора:

1. В договоре аренды четко прописана сумма НДС. Значит, заявленную сумму налога нужно отправить в государственный бюджет, а арендодателю перечислить деньги за вычетом налога.

2. В договоре не сказано про сумму НДС ни слова.

Читайте также:
Дают или нет инвалидность после удаления почки: условия, критерии и документы

2.1. По условию договора арендатор платит НДС самостоятельно. Тогда НДС считается исходя из ставки 20%. Арендодателю нужно заплатить полную сумму по договору, а на счет налоговой службы перечислить рассчитанный НДС.

2.2. Договор гласит, что НДС включен в арендную плату. НДС находят по формуле: сумма арендной платы × 20/120. Органу власти арендная плата перечисляется за вычетом НДС, а сам налог платится в ФНС.

Налоговые агенты на УСН, арендуя имущество, должны выписать на сумму аренды счет-фактуру с НДС с последующей регистрацией документа в книге продаж. Арендодатель в счете-фактуре будет указан в графе «продавец».

Давайте разберем расчет налога на наглядном примере.

ООО «Путеводитель» находится на упрощенной системе (доходы за минусом расходов). Компания взяла в аренду складское помещение, принадлежащее государству. Ежемесячно фирма платит арендодателю 120 000 рублей. В договоре прописано, что НДС включен в стоимость. В день перечисления арендной платы ООО «Путеводитель» должно заплатить и налог в бюджет.

120 000 × 20/120 = 20 000 рублей — бухгалтер компании вычислил НДС.

120 000 — 20 000 = 100 000 рублей — такую сумму бухгалтер спишет с расчетного счета в адрес арендодателя.

В государственную казну нужно отправить налог в сумме 20 000 рублей.

Если упрощенец решил выкупить государственное/муниципальное имущество, он становится налоговым агентом и должен исчислить НДС. Налог удерживают из покупной стоимости и перечисляют в ФНС.

НДС могут не платить упрощенцы, если выполняются сразу три условия (пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ):

  • упрощенец должен быть представителем малого или среднего бизнеса;
  • до выкупа имущество должно быть арендовано (льгота только для недвижимости);
  • выкупается государственная или муниципальная недвижимость. Здесь важным условием является то, что имущество не должно принадлежать ГУП или МУП на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

НДС при доверительном управлении имуществом

Онлайн-сервис Контур.Бухгалтерия поможет вам легко рассчитать все налоги.

Договоры доверительного управления, простого товарищества, совместной деятельности возможны лишь для упрощенцев, которые вправе уменьшать свои доходы на расходы, т. к. для этого выбран соответствующий объект налогообложения. Перечисленные договорные отношения подлежат обложению НДС (ст. 174.1 НК РФ).

Кто же выставляет счет-фактуру? Ее должен выписать ответственный участник — продавец. Особенностью в данном случае будет то, что в строке «продавец» нужно написать «Д.У.» (п. 3 ст. 1012 ГК РФ).

Упрощенец может взять налог к вычету, если выполнит два простых условия:

  • будет иметь на руках счет-фактуру;
  • будет вести раздельный учет операций по договору доверительного управления и прочей деятельности.

НДС не облагается только вознаграждение доверительного управляющего на УСН.

Посреднический НДС

Упрощенцы-посредники перевыставляют счета-фактуры. Однако НДС упрощенцы здесь не платят.

Когда упрощенец осуществляет сделки от своего имени, в счете-фактуре указывается его наименование. В таком случае составляется два экземпляра счета-фактуры. Нельзя не отметить важную особенность упрощенцев — при посреднических сделках они не фиксируют данные операции в книгах покупок и продаж. Соответственно, о таких сделках не отчитываются с помощью декларации, но в обязательном порядке сдают журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Рассмотрим на примере, как оформить документы при торговле товарами от имени посредника.

ООО «Клен» (заказчик) подписало договор комиссии от 09.04.2021 № 117 с ООО «Крот» (посредник на УСН). «Крот» реализует партию станков, которые принадлежат «Клену». Стоимость партии равна 550 000 рублей (в т. ч. НДС).

16.04.2021 ООО «Крот» подписало договор поставки с ООО «ПСН», а 20.04.2021 станки отгрузили.

ООО «Крот» сразу же передало в бухгалтерию ООО «ПСН» счет-фактуру, а ее копию направило в ООО «Клен». Работник «Крота» зарегистрировал счет-фактуру в первой части своего журнала учета счетов-фактур.

ООО «Клен» выставило в адрес ООО «Крот» счет-фактуру от 20.04.2021 на сумму проданных товаров.

Полученный от ООО «Клен» счет-фактуру бухгалтер ООО «Крот» занес во вторую часть журнала учета счетов-фактур.

Компания на УСН может оказывать услуги посредника от имени заказчика, тогда упрощенец самостоятельно не оформляет счета-фактуры. А продав товар, упрощенец отдаст покупателю счет-фактуру, которую выпишет заказчик.

Счет-фактура с НДС на УСН

Онлайн-сервис Контур.Бухгалтерия поможет вам легко рассчитать все налоги.

Часто упрощенцы для удержания клиентов по просьбе компаний на ОСНО выдают им счета-фактуры с выделенным НДС. Ничего противозаконного в этом нет, но только при условии, что упрощенец заплатит выделенный НДС в ФНС и подаст декларацию. Компании и ИП на УСН налог в расходах учесть не вправе.

Если счет-фактура с НДС имеет место в деятельности упрощенца, отчитаться и уплатить налог следует до 25-го числа месяца, идущего после отчетного квартала.

Не стоит заблуждаться и думать, что ФНС не узнает о факте выдачи счета-фактуры с НДС. Сейчас зеркальная проверка позволяет выявить нестыковки в два счета. И тогда НДС придется заплатить, а еще вас наверняка накажут штрафом.

Совет. Если вы часто работаете с компаниями на ОСНО, откройте свою компанию на ОСНО, и тогда сможете на законных основаниях выдавать счета-фактуры при реализации. А фирме на УСН лучше работать со спецрежимниками, для которых НДС не играет никакой роли.

Как видим, не так много ситуаций, когда упрощенец сталкивается с НДС. Нужно быть очень внимательным при ведении учета, тогда не будет претензий со стороны налоговых органов.

Онлайн-сервис Контур.Бухгалтерия поможет вам легко рассчитать все налоги.

Фирмы и предприниматели на УСН в общем случае не платят НДС — это преимущество привлекает многих руководителей бизнеса. Но есть ситуации, когда уплаты НДС не избежать.

  • Легко ведите учёт и заводите первичку
  • Отправляйте отчётность через интернет
  • Сервис расчитает налоги и напомнит о платеже
  • Начисляйте зарплату, больничные, отпускные

С 1 июля 2022 года в Москве и МО, Татарстане и Калужской области заработает новая система налогообложения — автоматизированная упрощенка. Расскажем, кому выгодно работать на автоУСН, какие есть ограничения и как перейти на новый режим.

Упрощенная система налогообложения — это специальный налоговый режим. Один только переход на него помогает организациям и ИП платить меньше налогов. Но на упрощенке есть еще несколько способов снизить платежи в бюджет: подобрать оптимальную налоговую базу, совмещать режимы, получать вычеты и пользоваться каникулами. Расскажем, как уменьшить налог на УСН.

Читайте также:
Для фиксации каких нарушений нужен образец акта о дисциплинарном взыскании

Компании и ИП не всегда работают на одном налоговом режиме долгие годы, иногда его приходится менять. В статье расскажем, какие бывают причины для смены системы налогообложения (СНО), как и в какие сроки сменить налоговый режим.

Аренда государственного и муниципального имущества – порядок исчисления НДС

Юрист департамента налогов и права АКГ «Интерэкспертиза» Васильева Татьяна.

В данной статье анализируется правоприменительная практика ст. 161 НК РФ: рассматриваются основные сложности исчисления НДС при аренде государственного и муниципального имущества. Налоговым кодексом РФ в п.3 ст.161 установлено, что при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества, которые обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Раздел:Налоги
При применении данной нормы правоприменительная практика столкнулась со следующими основными проблемами:

Ограничение круга лиц, на которых распространяется норма п.3 ст.161 НК РФ

Данная норма применяется при аренде государственного или муниципального имущества и только в том случае, когда таким имуществом распоряжается соответствующий орган государственной власти и управления или орган местного самоуправления.

Согласно п.1 ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Как указано в п.1 ст.215 ГК РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В соответствии с требованиями п.3 ст.214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст.125 ГК РФ. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст.125 ГК РФ. По нормам п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в п.1 ст.125 ГК РФ, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В п.1 ст.125 ГК РФ установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющим статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (п.3 ст.125 ГК РФ).

Однако распоряжение имуществом (в том числе сдача в аренду) осуществляется в изложенном выше порядке, если только имущество не закреплено за каким-либо юридическим лицом на ограниченном вещном праве. В п.4 ст.214 ГК РФ предусмотрено, что имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст.294, 296). Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Согласно п.3 ст.125 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст.294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются право хозяйственного ведения имущества (ст.294 ГК РФ) и право оперативного управления имуществом (ст.296 ГК РФ).

В соответствии со ст.294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в ГК РФ. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. В п.2 ст.295 ГК РФ установлено, что предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

В соответствии с п.1 ст.296 ГК РФ казенные предприятия, а также учреждения в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Согласно п.2 ст.296 собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Законом установлен порядок распоряжения имуществом казенного предприятия. Так, в п.1 ст.297 ГК РФ определено, что казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете (п.1 ст.298 ГК РФ). Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (п.2 ст.297 ГК РФ).

Читайте также:
Способы узнать о готовности заграничного паспорта в 2022 году

В п.1 ст.299 ГК РФ установлено, что право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности (п.2 ст.299 ГК РФ).

Таким образом, до момента прекращения ограниченного вещного права распоряжение имуществом с учетом изложенных выше требований производится именно юридическим лицом, за которым закреплено имущество, а не органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника. Как видно из приведенных норм, уполномоченные органы власти распоряжаются только тем имуществом, которое не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственным или муниципальным унитарным или казенным предприятием.

Аналогичный вывод сделал и Конституционный суд Российской Федерации при рассмотрении жалобы на нарушение конституционных прав и свобод. В Определении от 02.10.2003 №384-О Конституционный суд РФ указал, что порядок уплаты НДС, установленный в п.3 ст.161 НК РФ, применяется в случае предоставления в аренду публичного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными унитарными предприятиями или учреждениями, т.е. составляющего государственную казну, при непосредственном участии публичных собственников в гражданских правоотношениях.

Если имущество арендуется у юридических лиц, за которыми оно закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, то плательщиками НДС являются арендодатели, обладающие тем или иным вещным правом в отношении имущества. В Определении №384-О указано, что при реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества организациями, которым такое имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения (ст.294 ГК РФ) или оперативного управления (ст.296 ГК РФ), исчисление и уплату в бюджет НДС осуществляют данные организации.

Широкое распространение получили договоры аренды федерального и муниципального имущества, в которых в качестве стороны-арендодателя указываются одновременно и юридическое лицо, за которым данное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и публичный орган власти, выступающий от имени собственника имущества — Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципалитета. Такими договорами устанавливается определенное процентное распределение дохода между юридическим лицом, обладающим вещным правом в отношении имущества, и собственником.

В Определении №384-О указано, что в случаях, если в договорах аренды публичного имущества государственное учреждение, которому по акту передано имущество субъекта Российской Федерации, именуется «балансодержателем», необходимо иметь в виду, что в соответствии с п.«о» ст.71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, а потому законодательством субъектов Российской Федерации не могут вводиться не предусмотренные ГК РФ субъекты договора аренды, такие как «балансодержатель», а также новые вещные права.

Учитывая изложенное, а также тот факт, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления прекращаются по основаниям, предусмотренным законом, лицом, распоряжающимся передачей имущества в аренду, является именно юридическое лицо, обладающее соответствующим вещным правом в отношении имущества, а не уполномоченный орган государственной власти. Таким образом, при этих условиях плательщиком НДС со всей суммы арендной платы выступает юридическое лицо, за которым закреплено имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Принятие налоговым агентом уплаченных в бюджет сумм НДС в отсутствие счетов-фактур

Отсутствие счета-фактуры при аренде государственного или муниципального имущества не является препятствием для принятия уплаченного в бюджет НДС к вычету. Указанный вывод был сделан Конституционным судом Российской Федерации в Определении №384-О. В п.5 этого Определения указано, что в рассматриваемом случае органы государственной власти и управления Российской Федерации, органы государственной власти и управления субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в отличие от других арендодателей (частных лиц) не выписывают счета-фактуры, однако счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику вычетов по НДС. Налоговые вычеты в данном случае могут предоставляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату НДС. Следовательно, арендатор государственного и муниципального имущества вправе получить вычеты по НДС на основании документов, подтверждающих уплату этого налога.

В соответствии с п.1 ст.171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленного согласно ст.166 НК РФ, на установленные в ст.171 налоговые вычеты. В п.1 ст.172 НК РФ определено, что налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171, производятся на основании счетов-фактур, документов, подтверждающих уплату сумм НДС, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пп.3, 6—8 ст.171 НК РФ. В то же время налоговые органы рекомендуют арендаторам — налоговым агентам самостоятельно выписывать счет-фактуру на уплаченную в бюджет сумму НДС (абз.4 п.36.1 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 №БГ-3-03/447).

В п.3 ст.171 НК РФ установлено, что вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со ст.173 НК РФ покупателями — налоговыми агентами. Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели — налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика. В п.1 ст.172 НК РФ указано, что вычетам подлежат, если иное не установлено ст.172, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных ст.172 и при наличии соответствующих первичных документов. С учетом изложенного арендатор принимает уплаченные в бюджет суммы НДС к вычету по мере принятия на учет услуг, т.е. на конец каждого отчетного периода.

Читайте также:
Начисляют проценты после расторжения кредита по решению суда?

Таким образом, для принятия к вычету НДС должны соблюдаться два условия: НДС должен быть фактически уплачен в бюджет и услуга должна быть принята к учету.

Принятие к учету услуги в бухгалтерском законодательстве означает отражение факта ее потребления. Принимая во внимание, что отчетным периодом для целей бухгалтерского учета является календарный месяц, потребление услуги отражается ежемесячно. В рассматриваемом случае в силу требований ГК РФ составление ежемесячного акта сдачи-приемки услуг не требуется для подтверждения пользования арендованным имуществом. Подтверждение факта нахождения имущества во владении и пользовании (либо в пользовании) у арендатора осуществляется посредством договора и акта сдачи-приемки имущества во владение и пользование (либо в пользование).

Правомерность взыскания не удержанных налоговым агентом сумм НДС с налогового агента и привлечения его к ответственности

По данной проблеме сложившейся судебной практики в настоящее время нет. Однако имеются отдельные решения в пользу налогоплательщика.

Из смысла нормы, предусмотренной в п.3 ст.161 НК РФ вытекает, что арендатор должен удержать из выплачиваемого арендодателю дохода сумму НДС и уплатить ее в бюджет. Таким образом, до момента выплаты дохода арендодателю обязанности по уплате НДС в бюджет не возникает. Значит, если обязательство по уплате арендных платежей прекращается иным способом, помимо исполнения (перечисления денежных средств), например путем зачета взаимных требований, отступного, иным образом, у арендатора не возникает обязанности уплачивать НДС. Аналогичную позицию занял Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, который в своем постановлении от 06.04.2004 по делу №А33-4446/03-С3-Ф02-1004/04-С1 указал, что поскольку обязательство арендатора было прекращено ввиду того, что в счет арендной платы была засчитана стоимость произведенной арендатором до заключения договора аренды реконструкции подвального помещения арендуемого объекта, у арендатора не имелось реальной возможности исчислить, удержать из арендной платы и перечислить в бюджет сумму НДС. Следовательно, указал суд, решение налоговой инспекции о привлечении к налоговой ответственности за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов правомерно признано недействительным.

Суд также не принял доводы налогового органа о возложении на арендатора обязанности уплатить НДС из собственных средств, поскольку эти доводы были признаны судом противоречащими положениям ст.24 и 123 НК РФ, определяющих обязанности и устанавливающих ответственность налогового агента.

В постановлении от 18.03.2004 по делу №А19-14078/03-41-Ф02-777/04-С1 Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признал довод налогового органа о правомерности доначисления НДС несостоятельным, поскольку налоговым органом не было доказано, что арендатор выплачивал арендодателю арендную плату.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа вынес постановление от 14.04.2004 по делу №Ф09-1448/04-АК, в котором пришел к выводу о невозможности взыскания неудержанных сумм налога с налогового агента — арендатора по следующим основаниям: «Из п.4 ст.24 НК РФ следует, что на налогового агента не может быть возложена обязанность по уплате налога за счет собственных средств в случае его неудержания с доходов, выплаченных налогоплательщику. В силу п.4 ст.24 НК РФ налоговые агенты перечисляют в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком, только суммы удержанных с доходов налогоплательщиков налогов. Лишь в случае удержания суммы налога налоговым агентом он становится лицом, обязанным перечислить (уплатить) в бюджет эту сумму. Таким образом, нормы НК РФ, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов. В связи с тем, что арендатор не удерживал НДС с доходов налогоплательщиков, у него отсутствует обязанность по уплате налога за счет собственных средств. Однако поскольку обязанность по удержанию и перечислению налога предпринимателем исполнена не была, к ответственности по ст.123 НК РФ он привлечен правомерно».

В то же время суд указал на неправомерность привлечения налогового агента к ответственности по ст.119 НК РФ в связи с тем, что в данной статье установлена ответственность только для налогоплательщиков, но не для налоговых агентов. Аналогичные выводы сделал Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлениях от 17.12.2003 по делу №А33-6665/03-С6-Ф02-4408/03-С1 и по делу №А19-10781/03-15-Ф02-4524/03-С1.

С учетом изложенного выше можно сделать следующие выводы:

юрист департамента налогов и права АКГ «Интерэкспертиза» Васильева Татьяна

Уплата НДС налоговым агентом в 2021 году

Под налоговым агентом по НДС понимают лицо, которое обязано исчислить и уплатить налог в бюджет. Когда российские компании и предприниматели выступают в качестве налоговых агентов, как им правильно рассчитать и уплатить НДС, расскажем в статье.

Срок уплаты НДС налоговым агентом

Срок уплаты НДС налоговым агентом зависит от основания признания компании или индивидуального предпринимателя таковым. Если они (ст. 161 НК РФ):

  • приобретают товары у иностранных лиц, которые не состоят на налоговом учете в РФ;
  • арендуют или приобретают имущество, принадлежащее федеральным и региональным органам госвласти и муниципалитетам;
  • реализуют имущество по решению суда, а также продают бесхозные ценности, конфискованное имущество;
  • выступают посредниками при продаже товаров, работ, услуг иностранными лицами, которые не состоят на налоговом учете в РФ;
  • оказывают услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава или контейнеров на основании договоров поручения, комиссии, агентских договоров;
  • владеют судном, которое в течение 90 дней с момента покупки не было зарегистрировано в Российском международном реестре судов;
  • продают сырые шкуры животных, лом черных и цветных металлов, макулатуру,

то должны уплачивать НДС равными долями в течение трех месяцев, следующих за истекшим кварталом. Срок уплаты — не позднее 25-го числа каждого месяца (ст. 163, пп. 1, 3 ст. 174 НК РФ).

Так, за I квартал 2021 года налог нужно заплатить не позднее 26.04.2021 (25.04.2021 приходится на воскресенье), 25.05.2021, 25.06.2021.

За нарушение сроков уплаты налоговая может начислить пени по ст. 75 НК РФ в размере:

  • 1/300 от ставки рефинансирования за каждый день просрочки — в отношении ИП, а также компаний, если просрочка составила до 30 календарных дней;
  • 1/150 от ставки рефинансирования за каждый день просрочки — в отношении компаний, начиная с 31-го дня просрочки.
Читайте также:
Куда можно пожаловаться на соцзащиту: образец жалобы 2022 года

Компания или предприниматель также признаются налоговыми агентами при покупке работ и услуг у иностранных лиц, которые не состоят на налоговом учете в РФ. В этом случае уплатить НДС нужно одновременно с перечислением подрядчику денежных средств (п. 4 ст. 174 НК РФ). То есть в банк нужно представить два платежных поручения: одно — на перечисление денег иностранцу, другое — на перечисление в бюджет суммы удержанного НДС. В противном случае банк не примет платежку на выплату денежных средств иностранной компании или ИП (письмо Минфина РФ от 10.10.2019 № 03-07-08/77819).

Порядок уплаты НДС налоговым агентом

Разберем порядок уплаты НДС налоговым агентом на примере аренды государственного и муниципального имущества. Арендатор признается налоговым агентом, если (п. 3 ст. 161 НК РФ):

  • берет во временное пользование имущество у органов госвласти или местного самоуправления;
  • это имущество находится на территории РФ.

Налоговыми агентами будут и те организации и ИП, которые применяют спецрежимы в виде ЕСХН, УСН, ПСН (п. 4 ст. 346.1, п. 5 ст. 346.11, п. 11 ст. 346.43 НК РФ, письмо Минфина РФ от 24.09.2015 № 03-07-11/54577).

Налоговую базу следует определять как сумму арендной платы с учетом НДС отдельно по каждому объекту (п. 3 ст. 161 НК РФ).

Момент возникновения налоговой базы — это дата перечисления полностью или частично арендной платы (письмо Минфина РФ от 23.06.2016 № 03-07-11/36500).

Для расчета НДС налоговую базу нужно умножить на налоговую ставку. В зависимости от того, указана ли в договоре плата с учетом НДС или без него, налог следует рассчитать так:

  • если по договору арендная плата включает НДС, то сумму налога определяют расчетным методом: сумму арендной платы с учетом НДС умножают на 20/120 (п. 4 ст. 164 НК РФ);
  • если арендная плата не включает НДС, то сначала сумму арендной платы увеличивают на НДС по ставке 20 процентов, а затем полученный результат умножают на 20/120 (п. 3 ст. 161, п. п. 3, 4 ст. 164 НК РФ).

Арендную плату следует перечислить в размере, который предусмотрен договором, не удерживая из нее НДС. Уплатить налог в бюджет нужно за счет своих средств.

В договоре установлено, что сумма арендной платы составляет 500 тыс. рублей без НДС. Налоговая база будет равна 500 тыс. 500 тыс. х 20 процентов = 600 тыс., а НДС — 100 тыс. рублей (600 тыс. х 20/120). Арендодателю следует перечислить арендную плату по договору 500 тыс. рублей и уплатить в бюджет НДС 100 тыс. рублей.

Компания должна заплатить удержанный НДС по месту своего нахождения в общий срок — не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за кварталом, в котором был удержан налог.

Уплаченные суммы НДС можно принять к вычету в том квартале, в котором был уплачен налог. Для вычета нужно соблюсти следующие условия (п. 3 ст. 171, ст. 172 НК РФ, письмо Минфина РФ от 26.01.2015 № 03-07-11/2136):

  • компания или ИП состоит на учете в налоговых органах и является плательщиком НДС. Если они применяют спецрежимы или не платят НДС, то удержанный налог к вычету принять нельзя;
  • у налогоплательщика есть платежные документы, которые подтверждают, что удержанный налог был перечислен в бюджет;
  • компания или ИП использует арендованное имущество для деятельности, облагаемой НДС;
  • налогоплательщик принял услуги по аренде к учету;
  • компания или ИП имеет надлежащим образом оформленный счет-фактуру, выписанный за продавца.

Платежное поручение для уплаты НДС налоговым агентом

Налоговый агент заполняет платежное поручение по НДС по общим правилам (приложения № 1, 2, 5 к Приказу Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н, далее — приказ № 107н). Форму документа можно найти в приложении 2 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П.

В поле 101 следует указать код статуса плательщика (приложение № 5 к приказу № 107н): 02 — налоговый агент.

В реквизитах плательщика нужно прописать (п. 4 приложения № 1 к приказу № 107н, приложение 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П):

  • в поле 8 — полное или сокращенное название организации. Предприниматель указывает полностью свои Ф.И.О. и в скобках ставит пометку «ИП», а также свой адрес. Перед адресом и после него ставит знак «//»;
  • в поле 60 — ИНН организации или предпринимателя;
  • в поле 102 — КПП компании, ИП в этом поле ставят ноль;
  • в полях 9–12 — номер банковского счета, название и место нахождения банка (если платежное поручение оформляете на бумаге), БИК и номер корреспондентского счета банка.

Реквизиты получателя и его банка для уплаты НДС заполняют следующим образом (п. 11 приложения № 1 к приказу № 107н, приложение 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П, письмо ФНС РФ от 08.10.2020 № КЧ-4-8/16504):

  • в полях 61, 103 — ИНН и КПП налоговой инспекции, в которой компания или ИП стоит на учете;
  • в поле 16 — сокращенное название регионального казначейства и в скобках — сокращенное название налоговой инспекции. Например: «УФК по г. Москве (ИФНС России № 27 по г. Москве)»;
  • в полях 13, 14 — название и местонахождение банка получателя (при оформлении платежного поручения на бумаге), его БИК;
  • в поле 15 — номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета);
  • в поле 17 — номер счета получателя (номер казначейского счета). До 30.04.2021 еще действуют банковские счета, открытые ТОФК в подразделениях Банка России на балансовом счете № 40101.

В поле 21 «Очередность платежа» следует проставить «5» — уплата текущих платежей (п. 2 ст. 855 ГК РФ, приложение 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П, письмо Минфина РФ от 17.05.2016 № 03-02-07/2/28207).

В поле 22, где указывается УИН, нужно проставить ноль («0»), так как при перечислении налогов юрлицами и ИП УИН не формируется (п. 12 приложения № 2 к приказу № 107н).

В поле 24 «Назначение платежа» следует пояснить, что компания или ИП перечисляет НДС как налоговый агент, например: «1/3 НДС, удержанного налоговым агентом со стоимости аренды муниципального имущества за I квартал 2021 г.» (приложение 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П).

Читайте также:
Забрать авто со штрафстоянки, проверить законность эвакуации в Казани

В поле 104 нужно указать КБК.

В поле 105 — прописать код ОКТМО по месту нахождения организации или по месту жительства ИП. Он должен быть таким же, как и в декларации по НДС.

В поле 106 — указать код основания платежа из п. 7 приложения № 2 к приказу № 107н, например «ТП» — по платежам текущего года.

В поле 107 — прописать код квартала, за который уплачивается НДС:

  • в 1-м и 2-м знаках — код квартального платежа: КВ;
  • в 4-м и 5-м — номер квартала: 01, 02, 03 или 04;
  • в 7-м—10-м — год.

В 3-м и 6-м знаках нужно проставить разделительные точки. Например: «КВ.01.2021» при уплате НДС за I квартал 2021 года.

При перечислении НДС в бюджет одновременно с оплатой иностранному лицу работ или услуг (п. 4 ст. 174 НК РФ), в поле 107 вместо кода налогового периода нужно указать конкретный срок уплаты налога, потому что у таких платежей нет периодичности.

В поле 108 нужно указать номер документа — основания платежа. Если это текущий платеж по налоговой декларации (в поле 106 стоит «ТП»), то нужно проставить ноль («0»). При погашении недоимки по требованию инспекции нужно проставить номер требования. При этом знак номера «№» не проставляется.

В поле 109 следует указать дату документа, являющегося основанием платежа. Если это текущий платеж по налоговой декларации, то ставят дату подписания декларации.

При перечислении НДС в бюджет одновременно с оплатой иностранному лицу работ или услуг в поле 109 нужно поставить ноль «0», так как нет документа — основания платежа (п. 4 приложения № 2 к приказу № 107н).

Поле 110 не заполняется (приложение 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П).

Реквизиты для уплаты НДС налоговым агентом в 2021 году

Федеральное казначейство переходит на новую систему счетов. С 01.01.2021 по 30.04.2021 действует переходный период, в течение которого функционируют одновременно два счета: банковские счета, которые в дальнейшем будут закрыты, и казначейские счета. С 01.05.2021 нужно будет использовать только новые реквизиты:

  • в поле 15, которое раньше не заполнялось, следует ставить счет УФК, начинающийся на 40102;
  • в поле 17 — указывать новый казначейский счет, который начинается с 03100 (ранее в этом поле проставляли счет УФК).

Реквизиты для уплаты НДС можно найти на сайте регионального УФНС.

КБК для уплаты НДС налоговым агентом

Для уплаты НДС налоговым агентом используют обычные КБК:

  • 182 1 03 01000 01 1000 110 — для перечисления суммы налога;
  • 182 1 03 01000 01 2100 110 — для перечисления пени;
  • 182 1 03 01000 01 2200 110 — для перечисления процентов;
  • 182 1 03 01000 01 3000 110 — для перечисления штрафов.

Уплата НДС налоговым агентом за нерезидента

Компании и ИП признаются налоговым агентом, если:

  • покупают товары, работы, услуги у иностранных организаций и предпринимателей, которые не состоят на налоговом учете в РФ (пп. 1, 2 ст. 161 НК РФ);
  • продают их товары, работы, услуги, имущественные права в качестве в качестве посредника по договорам поручения, комиссии или агентским договорам с участием в расчетах (п. 5 ст. 161 НК РФ).

При этом должны быть соблюдены следующие условия (пп. 1, 2, 5 ст. 161 НК РФ):

  • российская компания состоит на учете в налоговом органе РФ;
  • иностранная организация не состоит на учете в налоговых органах РФ;
  • место реализации по сделке — территория РФ;
  • операция облагается НДС.

При покупке товаров у иностранцев НДС определяется как стоимость товаров с учетом НДС, умноженная на 20/120 (10/110, если применяется ставка 10 процентов). Если российская организация оплачивает также другие расходы, связанные с покупкой, например, стоимость проезда и проживания специалистов, которые будут осуществлять монтаж и наладку оборудования, такие траты нужно включить в стоимость товара для исчисления НДС (письмо Минфина РФ от 13.05.2020 № 03-07-08/38578).

Если в договоре не предусмотрена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, налоговую базу нужно определить самостоятельно, увеличив стоимость товаров на размер НДС (письмо Минфина РФ от 16.11.2020 № 03-07-08/99626). Полученный результат следует умножить на расчетную ставку 20/120 или 10/110.

По договору стоимость приобретаемых у иностранной компании товаров составляет 50 тыс. рублей, сумма НДС не указана. Реализация облагается НДС по ставке 20 процентов. Сумма налога, уплачиваемая агентом, составит (50 тыс. 50 тыс. х 20 процентов) * 20/120 = 10 тыс. рублей.

Налог следует рассчитывать отдельно по каждой покупке при оплате иностранному лицу стоимости товаров или при внесении предоплаты (пп. 1, 2 ст. 161 НК РФ). При проведении расчетов в иностранной валюте стоимость продукции нужно пересчитать в рубли по курсу Банка России на дату перечисления денежных средств (п. 3 ст. 153 НК РФ).

При покупке у нерезидентов товаров НДС уплачивают в общем порядке. При покупке работ и услуг — одновременно с перечислением денежных средств продавцу.

При осуществлении продаж в качестве посредника сумма НДС, которую нужно уплатить за иностранца, равна стоимости продукции без НДС умноженной на ставку 20 или 10 процентов. Налог нужно исчислять в общем порядке — на дату отгрузки либо на дату получения предоплаты и затем на дату отгрузки (п. 5 ст. 161, пп. 1, 14, 15 ст. 167 НК РФ).

При поступлении аванса в счет будущей поставки НДС рассчитывают путем умножения суммы аванса на 20/120 или 10/110 (п. 4 ст. 164 НК РФ). При расчете НДС в момент отгрузки в счет аванса сумму НДС с аванса следует принять к вычету. Исчисленный налог нужно уплатить по месту своего нахождения в общем порядке.

Онлайн профпереподготовка «Бухгалтер на УСН» с дипломом на 250 ак.часов. Научитесь всему новому, чтобы не допускать ошибок. Обучение онлайн 2 месяца, поток стартует 1 марта.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: