Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством

Статья 18. Использование земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством

1. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для целей, не связанных со строительством, физическим и юридическим лицам в собственность или аренду в соответствии со статьёй 34 Земельного кодекса РФ, а также в постоянное (бессрочное) пользование лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ.

2. Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством определяется нормативно-правовыми актами уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Действие настоящей статьи распространяется на случаи предоставления земельных участков для:

1) размещения гаража боксового типа без фундамента;

2) размещения некапитального строения торгового или обслуживающего назначения (в том числе тканевого тента, киоска, павильона без фундамента);

3) присоединения к смежному земельному участку в целях эксплуатации индивидуального (одноквартирного) жилого дома.

4. Земельные участки, предоставленные для целей, не связанных со строительством могут использоваться только под заявленные цели.

5. Земельный участок, предоставляемый для присоединения к смежному земельному участку в целях эксплуатации индивидуального (одноквартирного) жилого дома не может быть использован для капитального строительства и возведения сооружений с фундаментом. Формирование такого земельного участка возможно только в условиях сложившегося землепользования (наличия земельных участков меньше установленного регламентами минимального размера, невозможности доступа к основному земельному участку, чересполосицы, вкрапливания и т.п.).

5. Земельный участок для размещения гаража боксового типа без фундамента, некапитального строения торгового или обслуживающего назначения (в том числе тканевого тента, киоска, павильона без фундамента) предоставляются только в аренду сроком до пяти лет.

6. Предоставление земельных участков в аренду для размещения гаража боксового типа без фундамента, некапитального строения торгового или обслуживающего назначения (в том числе тканевого тента, киоска, павильона без фундамента) осуществляется на специально отведённых территориях по решению администрации Всеволожского муниципального района при согласовании с уполномоченными органами в области архитектуры и градостроительства местного самоуправления муниципального образования «Город Всеволожск».

7. Предельные параметры земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, и объектов, располагаемых на них, определены статьёй 41 настоящих Правил.

8. Отклонение размеров земельных участков и параметров возводимых на них сооружений от предельных значений, установленных статьёй 41, является несоответствием градостроительному регламенту и требует получения разрешения в порядке, установленном статьёй 13 настоящих Правил или приведения такого земельного участка в соответствие с регламентами.

Глава 4. Порядок градостроительной подготовки и формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для предоставления физическим или юридическим лицам

Статья 19. Общие положения о подготовке документации по планировке территории

1. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

2. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в соответствии с техническими регламентами и региональными нормативами градостроительного проектирования.

3. Состав и содержание документации по планировке территории муниципального образования «Город Всеволожск» определяется Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ленинградской области, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

4. Порядок подготовки и согласования документации по планировке территории муниципального образования «Город Всеволожск» в части проектов планировки и проектов межевания территорий, подготовка которой осуществляется на основании решений органов местного самоуправления, определяется Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ленинградской области, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

5. Решения о разработке документации по планировке территории применительно к различным случаям принимаются главой администрации муниципального образования «Город Всеволожск» с учетом характеристик планируемого развития конкретной территории, а также следующих особенностей:

1) проекты планировки разрабатываются в случаях, когда посредством красных линий необходимо определить или изменить:

– границы элементов планировочной структуры территории (кварталов, районов, микрорайонов),

– границы территорий общего пользования и земельных участков, занятых линейными объектами;

– границы зон действия публичных сервитутов;

2) проекты планировки с проектами межевания в их составе разрабатываются в случаях, когда помимо границ, указанных в подпункте 1 данного пункта настоящей статьи, необходимо:

– определить или изменить границы земельных участков, не занятых линейными объектами и земельных участков вне территорий общего пользования;

– определить или изменить границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства для реализации государственных или муниципальных нужд;

– подготовить градостроительные планы вновь образуемых или изменяемых земельных участков;

3) проекты межевания территории вне состава проектов планировки разрабатываются в пределах красных линий, определяющих границы элементов планировочной структуры (ранее установленных проектами планировки), территории, не разделенной на земельные участки, либо разделение которой на земельные участки не завершено, либо требуется изменение ранее установленных границ земельных участков. В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и может осуществляться подготовка градостроительных планов застроенных земельных участков;

4) градостроительные планы земельных участков как самостоятельные документы (вне состава проектов межевания) подготавливаются в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, как правило, по заявкам правообладателей ранее сформированных земельных участков, которые, планируя осуществить реконструкцию расположенных на таких участках зданий, строений, сооружений, должны подготовить проектную документацию в соответствии с градостроительными планами земельных участков.

Читайте также:
Должностная инструкция менеджера по работе с клиентами — основные положения документа

6. Проекты планировки могут разрабатываться исключительно в границах структурных планировочных элементов (планировочных кварталов, районов, микрорайонов, районов), установленных в соответствии с Генеральным планом муниципального образования «Город Всеволожск».

Подготовка проекта планировки может осуществляться к одному или нескольким планировочным кварталам, микрорайонам, одному планировочному району.

7. Проекты планировки и проекты межевания территорий части муниципального образования «Город Всеволожск», подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения уполномоченного исполнительного органа местного самоуправления, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципального образования «Город Всеволожск».

8. Публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта её планировки и проекта её межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.

9. В случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков (за исключением разделения земельного участка, предоставленного из состава государственных или муниципальных земель для комплексного освоения в целях жилищного строительства или развития застроенных территорий), объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, не требуется подготовка документации по планировке территории, а осуществляется подготовка землеустроительной документации в порядке, предусмотренном земельным законодательством, при соблюдении следующих требований градостроительного законодательства:

1) размеры образуемых земельных участков не должны превышать предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предусмотренных градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны;

2) обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие самостоятельных подъездов, подходов к каждому образуемому земельному участку;

3) объединение земельных участков в один земельный участок допускается только при условии, если образуемый земельный участок будет находиться в границах одной территориальной зоны;

4) размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Если в процессе межевания территорий выявляются земельные участки, размеры которых не отвечают требованиям градостроительных регламентов к предельным (минимальным и (или) максимальным) размерам земельных участков, для строительства предоставляются земельные участки, сформированные на основе выявленных земельных участков, при условии соответствия их размеров градостроительному регламенту.

10. В случаях, указанных в пункте 9 настоящей статьи, контроль за соблюдением требований осуществляет уполномоченный в области архитектуры и градостроительства орган местного самоуправления муниципального образования «Город Всеволожск» посредством проверки землеустроительной документации.

Статья 20. Градостроительная подготовка и формирование земельных участков, свободных от прав третьих лиц, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в существующей застройке для строительства

1. Работы по градостроительной подготовке и формированию свободных от прав третьих лиц земельных участков в существующей застройке для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства осуществляются:

– по инициативе администрации муниципального образования «Город Всеволожск» в рамках осуществляемых на основе утвержденного главой муниципального образования «Город Всеволожск» плана работ по планировке и межеванию на земельные участки городских территорий;

– по инициативе заявителей.

2. Выполняемые по инициативе администрации муниципального образования «Город Всеволожск» работы по градостроительной подготовке и формированию свободных от прав третьих лиц земельных участков в существующей застройке для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства оплачиваются из средств городского бюджета, а их стоимость включается как составная часть в начальную минимальную стоимость сформированных земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, предоставляемых на торгах физическим, юридическим лицам для строительства.

Выполнение работ по разработке документации осуществляется за счет средств местного бюджета на основе муниципальных контрактов.

3. Разработчик документации использует исходные данные в соответствии с техническим заданием в следующем составе:

1) топографическая подоснова территории, на которой предполагается выделить земельный участок посредством действий по планировке территории, в масштабе 1:500 или ином масштабе, определенном администрацией муниципального образования «Город Всеволожск»;

2) отраженная на топографической подоснове информация о субъектах прав, видах прав и границах прав на земельные участки и иных объектах недвижимости, расположенных на подлежащей планировке территории, в установленном законодательством порядке от органов, организаций, осуществляющих государственный кадастровый учет объектов недвижимости и государственную регистрацию прав на объекты недвижимости и сделок с ними;

3) отраженная на топографической подоснове информация о наличии, характеристиках и перспективах развития сетей и объектах инженерно-технического обеспечения, полученная от организаций, ответственных за содержание и развитие систем инженерно-технического обеспечения;

4. Физические, юридические лица, заинтересованные в проведении за их счет работ по градостроительной подготовке и формированию земельных участков, свободных от прав третьих лиц и расположенных в существующей застройке, и последующем предоставлении для строительства сформированных земельных, участков обращаются в администрацию муниципального образования «Город Всеволожск» с соответствующим заявлением, в котором указывается:

– расположение территории, в пределах которой заявитель предлагает осуществить действия по выделению земельного участка;

– инвестиционно-строительные намерения заявителя;

– ходатайство о предоставлении подразделением в области архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования «Город Всеволожск» исходной информации, необходимой для подготовки документации по планировке территории и проекта градостроительного плана земельного участка в ее составе.

Читайте также:
Скачать шаблон документа "Апелляционная жалоба на постановление мирового судьи о прекращении производства по делу".

5. Администрация муниципального образования «Город Всеволожск» регистрирует заявку в день ее поступления и в течение 15 рабочих дней подготавливает и направляет заявителю заключение о возможности выделения запрашиваемого земельного участка.

В случае возможности выделения запрашиваемого земельного участка в заключении указывается:

1) решение о разработке документации по планировке территории;

2) предложение заявителю обеспечить за его счет: подготовку исходной информации, необходимой для проведения работ по выделению земельного участка, и на основе этой информации подготовку, согласование, обсуждение и утверждение в установленном порядке документации по планировке территории и градостроительного плана земельного участка в ее составе;

3) указание о том, что риск последствий недостижения результата – получения свободного от прав третьих лиц, сформированного земельного участка несет заявитель.

6. Заявитель может обеспечить подготовку исходной информации, указанной в пункте 3 настоящей статьи путем:

– самостоятельных действий, если законом не определено иное;

– заключения договоров об оказании услуг по подготовке исходной информации.

7. В случае, когда подготовку исходной информации осуществляет администрация муниципального образования «Город Всеволожск», состав, стоимость и сроки проводимых работ определяются муниципальным правовым актом администрации муниципального образования «Город Всеволожск».

8. Заявитель, подготовивший исходную информацию, имеет право заключить с организацией, которая в соответствии с законодательством имеет право на проведение работ по планировке территории, договор о разработке документации о планировке территории.

9. Подготовленная документация подлежит проверке администрацией муниципального образования «Город Всеволожск» в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом РФ, и в соответствии с настоящими Правилами, иными нормативными правовыми актами муниципального образования «Город Всеволожск» и обязательному рассмотрению на публичных слушаниях в порядке, предусмотренном главой 4 настоящих Правил.

10. Глава администрации муниципального образования «Город Всеволожск» не позднее чем через семь дней со дня получения подготовленной документации по планировке территории, протокола публичных слушаний по рассмотрению указанной документации и заключения о результатах публичных слушаний принимает правовой акт, содержащий:

– решение об утверждении или об отказе в утверждении документации по планировке территории и градостроительного плана земельного участка в составе этой документации.

В случае принятия решения об утверждении документации:

– решение о проведении на основании утвержденного градостроительного плана земельного участка землеустроительных работ, обеспечении государственного кадастрового учета сформированного земельного участка.

В случае формирования земельного участка по инициативе заявителя – предложение заявителю обеспечить проведение землеустроительных работ, обеспечить проведение государственного кадастрового учета сформированного земельного участка в течение срока, согласованного с заявителем.

11. Органы местного самоуправления, в соответствии с законодательством, настоящими Правилами, иными муниципальными правовыми актами принимают решение о предоставлении физическим, юридическим лицам сформированного земельного участка посредством торгов с определением формы торгов – аукциона, конкурса; органа, уполномоченного на проведение торгов (в случае, когда такой орган не определен ранее, или когда применительно к соответствующему случаю назначается иной уполномоченный орган); сроков подготовки уполномоченным органом документов для проведения торгов и обеспечивают:

– подготовку комплекта документов, необходимых для проведения торгов, включая подготовку заключения об определении начальной минимальной цены предоставляемого земельного участка или права его аренды;

– заключение договора купли-продажи земельного участка, или договора аренды земельного участка с победителем торгов.

12. Заявитель, инициировавший формирование земельного участка, принимает участие в торгах на общих основаниях.

Для целей, связанных состроительством

Основную долю участков, не предназначенных для специального возведения строений, составляют земли сельскохозяйственного назначения.

Государство и местные власти могут предоставлять земельные участки как для целей строительства на них жилых домов и других сооружений, так и для не строительных целей.

Участки, выделяемые не под строительство, а под, например, сельскохозяйственные цели, предоставляются по весьма похожей схеме со строительными участками, однако есть определенные моменты касательно застроек таких земель, которые допускаются по общему правилу.

Какие участки предоставляются не для строительства?

Основную долю участков, не предназначенных для специального возведения строений, составляют земли сельскохозяйственного назначения.

сельскохозяйственный земельный участок

Предоставление земельных участков для целей, которые не связаны со строительством имеет несколько направлений. Ниже полный перечень земель, которые выделяются не для целей строительства. Он представлен таким образом:

  • Участки, предназначенные для ведения огородничества (выращивание овощных и плодово-ягодных культур), пчеловодства;
  • Участки, предназначенные для монтажа личных металлических гаражей;
  • Участки для расположения гостевых парковок, автостоянок, временных автостоянок;
  • Участки для расположения некапитальных объектов придорожного обслуживания;
  • Участки для благоустройства территории (устройство зеленых зон, территорий отдыха населения, детских и спортплощадок);
  • Земельные участки для сельскохозяйственных целей;
  • Участки для формирования полигонов, создания открытых мест складирования и зон для хранения (свалка, складирование металлов, строительных материалов, пиломатериалов, грунта и пр.);
  • Участки для образования карьеров, добывающих полезные ископаемые;
  • Участки для организации строительных работ в соответствии с утвержденным проектом за пределами земельного участка, выделенного для возведения объекта капитального строительства — прокладывание инженерных коммуникаций, формирование временного грунтового отвала, хранение стройматериалов, расположение строительной техники и инженерных конструкций и т.д.);
  • Земельные участки, используемые для организации массового отдыха граждан, оснащения пляжей;
  • Другие участки, не предполагающие строительство объектов капитального строительства.

Требования к участкам

С 1 марта 2015 года начал действовать новый порядок предоставления земельных участков в собственность и в аренду в связи с началом действия Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Читайте также:
Нужно ли повышать оклад временному работнику, если произошло увеличение окладов и изменилась структура оплаты труда?

В соответствии с новым законодательным актом устанавливается основной принцип, исходя из которого местные власти сначала планируют использование территории, создают генеральные планы и схемы с определением границ участков, их категории.

проведение межевания участка

Только после того, как государственные и муниципальные цели в области использования земель будут определены и спланированы, начинается процедура выделения земельных участков. До вступления изменений в силу для земельных участков не выносились проекты межевания, не было четкой проектной документации, определяющей местоположение, границы, площадь, иные количественные и качественные характеристики для муниципальных и государственных нужд.

Таким образом, изменения потребовали обязательного распределения земель на подведомственной муниципалитету территории по целям использования, в связи с чем непосредственно изменился порядок предоставления земельных наделов.

На каких участках можно возвести постройки?

строительство

Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» разграничивает земельные участки на полевые земельные участки и приусадебные земельные участки. Приусадебный земельный участок — участок, находящийся в черте поселений, а полевой — располагающийся за границами поселений.

Закон определяет возможность использования приусадебного земельного участка в целях производства сельскохозяйственной продукции, не для строительства, при этом, если того требует сельскохозяйственное производство, разрешается возводить жилой дом, производственные, бытовые и другие здания, строения, сооружения.

При возведении вышеперечисленных построек должны в обязательном порядке соблюдаться градостроительные регламенты, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные, иные правила и нормативы.

В свою очередь, полевой земельный участок использовать для строительства запрещается, на нем допускается лишь производить сельскохозяйственную продукцию.

Согласно закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садовые земельные участки выделяются гражданам или приобретаются ими в целях культивации плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха, что предусматривает возведение жилого строения без возможности зарегистрироваться в нем, строительство хозяйственных зданий и сооружений.

с/х земля

Земельные участки для ведения огородничества могут предоставляться с правом возводить на них некапитальные жилые и хозяйственные строения. Зависит такое право от вида разрешенного использования, который определяется во время территориального зонирования. Тоже самое касается дачных земельных участков.

Закон требует предоставлять земельные участки для вышеназванных целей, основываясь на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры выделения таких земель. Принципы, в первую очередь, обращают особое внимание на действие органов государственной власти или местного самоуправления в области распоряжения земельными ресурсами.

Прежде чем принимать решение о выделении земельного участка в собственность или в аренду, властям необходимо провести подготовку сведений о земельных участках, предоставляемых гражданам и юридическим лицам на определенном праве и особых условиях, а также заблаговременно опубликовать такую информацию.

Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством

Проект вносит
Губернатор Санкт-Петербурга

О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством

Принят
Законодательным Собранием
Санкт-Петербурга
“___” ________ 2010 года

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом Санкт-Петербурга

Настоящий Закон Санкт-Петербурга в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также земельных участков, расположенных на территории Санкт-Петербурга и государственная собственность на которые не разграничена (далее – земельные участки), в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством.

Статья 2. Общие положения

1. Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется Правительством Санкт-Петербурга на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности установленных процедур.

2. Земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются гражданам и юридическим лицам в аренду.

3. Предоставление земельных участков в аренду гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством, осуществляется по результатам торгов на право заключения договоров аренды земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее – торги), либо без проведения торгов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга.

4. Торги являются открытыми по составу участников и проводятся в форме аукциона или конкурса. Форма проведения торгов определяется Правительством Санкт-Петербурга при принятии решения о проведении торгов.

5. Функции по организации и проведению торгов по поручению Правительства Санкт-Петербурга осуществляются специализированной организацией, единственным учредителем которой является Санкт-Петербург, осуществляющей функции по подготовке имущества Санкт-Петербурга к приватизации, исполнению решений об условиях приватизации имущества Санкт-Петербурга и осуществлению контроля за приватизацией имущества Санкт-Петербурга.

6. Правительство Санкт-Петербурга обеспечивает подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам в аренду для целей, не связанных со строительством, и заблаговременную публикацию указанной информации в порядке, установленном законами Санкт-Петербурга и нормативными правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга.

Статья 3. Критерии и процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в аренду на торгах

1. Решения о проведении торгов принимаются Правительством Санкт-Петербурга на основании:

1) заявок граждан, юридических лиц о предоставлении земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, в которых указываются цель использования земельных участков, их предполагаемые размеры и местоположение (далее – заявки);

2) представлений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в которых указываются цель использования земельных участков, их предполагаемые размеры и местоположение (далее – представления);

Читайте также:
Как продлевается разрешение на работу на территории России?

3) адресных программ размещения объектов некапитального характера, утвержденных Правительством Санкт-Петербурга, за исключением случаев, установленных действующим законодательством.

Заявки и представления подлежат рассмотрению Правительством Санкт-Петербурга в срок не более двух месяцев.

2. Решение о проведении торгов не принимается в случае:

1) подачи заявки или представления, в которых отсутствуют сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи;

2) наличия принятого ранее даты подачи заявки или представления решения о распоряжении земельным участком;

3) наличия ранее поданной заявки о предоставлении земельного участка, местоположение которого частично совпадает с местоположением испрашиваемого земельного участка;

4) наличия ранее поданной заявки о предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, в соответствии со статьей 4 настоящего Закона Санкт-Петербурга или заявления, поданного в соответствии с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае полного или частичного совпадения местоположения земельного участка, указанного в заявке или заявлении, и испрашиваемого земельного участка;

5) включения земельного участка, указанного в заявке, в перечень территорий, указанный в подпункте 6 пункта 3 статьи 4 настоящего Закона Санкт-Петербурга.

3. Порядок принятия решений о проведении торгов устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.

В случаях, установленных Правительством Санкт-Петербурга, торги могут проводиться в электронной форме, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

4. На основании решения о проведении торгов, принимаемого Правительством Санкт-Петербурга, осуществляется подготовка документации, необходимой для проведения торгов.

5. Извещение о проведении торгов публикуется:

за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в официальных печатных изданиях, определенных исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга;

на сайте исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга.

6. В случае признания торгов несостоявшимися Правительство Санкт-Петербурга, если иное не установлено действующим законодательством, вправе принять решение о проведении повторных торгов, в том числе с изменением первоначальных условий торгов.

Статья 4. Критерии и процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в аренду без проведения торгов

1. Без проведения торгов земельные участки предоставляются в аренду гражданам для целей, не связанных со строительством, в случае использования ими земельного участка не в целях осуществления предпринимательской деятельности.

2. Указанным в пункте 1 настоящей статьи гражданам земельные участки предоставляются в аренду в порядке, установленном в пунктах 2-6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

3. Без проведения торгов земельные участки предоставляются в аренду индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством, в следующих случаях:

1) использования земельного участка для целей благоустройства, реализации деятельности в сфере физической культуры и спорта, культуры, искусства, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

2) выполнения юридически значимых действий в отношении земельных участков, которые Санкт-Петербург обязан совершить в силу требований гражданского законодательства;

3) предоставления земельных участков в аренду на новый срок с учетом преимущественного права арендатора на заключение нового договора аренды земельного участка;

4) предоставления альтернативных земельных участков при прекращении договоров аренды земельных участков с добросовестными арендаторами по инициативе Санкт-Петербурга в случаях и на условиях, установленных Правительством Санкт-Петербурга;

5) предоставления государственным унитарным предприятиям для целей развития образования и науки, проведения научных исследований, защиты окружающей среды, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей, развития физической культуры и спорта, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, производства сельскохозяйственной продукции, социальной защиты населения, охраны труда, охраны здоровья граждан, развития инженерной и транспортной инфраструктур;

6) предоставления земельных участков для размещения магазинов пешеходной доступности в соответствии с перечнем территорий для размещения магазинов пешеходной доступности, утвержденным Правительством Санкт-Петербурга;

7) использования земельного участка для проведения разовых мероприятий публичного характера (фестивалей, выставок, концертов);

8) предоставления земельных участков предприятиям общественного питания для размещения летних площадок кафе на срок до 120 календарных дней в течение 12 последовательных календарных месяцев в случае, если предоставляемый земельный участок непосредственно примыкает к земельному участку под зданием, строением или сооружением, в помещениях которого располагается указанное предприятие общественного питания;

9) в иных случаях, установленных действующим земельным законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга.

4. Предоставление земельных участков индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, указанным в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется в соответствии со следующей процедурой:

1) подача заинтересованными в предоставлении земельных участков лицами (далее – заявители) заявок о предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, в которых указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на земельный участок (далее – Заявки);

2) рассмотрение Заявок;

3) утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;

4) принятие решения о предоставлении заявителю земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством.

5. Предоставление земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов не осуществляется в случае:

1) подачи Заявки, в которой отсутствуют сведения, указанные в подпункте 1 пункта 4 настоящей статьи;

2) наличия принятого ранее даты подачи Заявки решения о распоряжении земельным участком;

Читайте также:
Заявление о замене взыскателя по алиментам: основания, документы, актуальный образец 2022 года

3) наличия предусмотренных в действующем законодательстве, а также в санитарных и технических правилах и нормах оснований, приводящих к невозможности предоставления земельного участка в аренду в целях использования земельного участка, указанного в Заявке;

4) наличия ранее поданной Заявки в соответствии с требованиями настоящей статьи или заявления, поданного в соответствии с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае полного или частичного совпадения местоположения земельного участка, указанного в Заявке или заявлении, и испрашиваемого земельного участка;

5) невозможности образования земельного участка в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства Санкт-Петербурга.

Заявка подлежит рассмотрению Правительством Санкт-Петербурга в срок не более двух месяцев.

Порядок рассмотрения Заявок, порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а также при принятии решения о предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, устанавливаются Правительством Санкт-Петербурга.

6. Правительство Санкт-Петербурга в двухнедельный срок со дня представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, кадастрового паспорта земельного участка, указанного в Заявке, принимает решение о предоставлении земельного участка в аренду указанньм лицам и направляет им копию решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка.

7. В недельный срок со дня принятия указанного в пункте 6 настоящей статьи решения Правительство Санкт-Петербурга направляет заявителю договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, для подписания.

Статья 5. Заключительные положения

Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко

Санкт-Петербург
“___” _________ 2010 года
N______

Официальный
электронный текст
ИПС “Кодекс”

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
официальная рассылка

  • Сопроводительный материал
  • Сопроводительный материал
  • Сопроводительный материал
  • Сопроводительный материал
  • Сопроводительный материал
  • Сопроводительный материал
  • Сопроводительный материал

© «Официальный сайт
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга»
12+

Статья 39.10 Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование

Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается гражданином и юридическим лицом с уполномоченным органом, а в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи, с организацией, которой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование:

лицам, указанным в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, на срок до одного года;

в виде служебных наделов работникам организаций в случаях, указанных в пункте 2 статьи 24 настоящего Кодекса, на срок трудового договора, заключенного между работником и организацией;

религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет;

религиозным организациям, если на таких земельных участках расположены принадлежащие им на праве безвозмездного пользования здания, сооружения, на срок до прекращения прав на указанные здания, сооружения;

лицам, с которыми в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”) заключены гражданско-правовые договоры на строительство или реконструкцию объектов недвижимости, осуществляемые полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на срок исполнения этих договоров;

Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ в подпункт 6 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса внесены изменения

гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет;

для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет;

гражданину, если на земельном участке находится служебное жилое помещение в виде жилого дома, предоставленное этому гражданину, на срок права пользования таким жилым помещением;

гражданам в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд на лесных участках на срок не более чем пять лет;

гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий, сооружений, если такие земельные участки включены в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, на срок не более чем пять лет;

Подпункт 11 изменен с 1 января 2019 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам на срок не более чем пять лет;

некоммерческим организациям, созданным гражданами, в целях жилищного строительства в случаях и на срок, которые предусмотрены федеральными законами;

Подпункт 13 изменен с 8 июля 2018 г. – Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, на срок не более чем десять лет;

лицам, с которыми в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе”, Федеральным законом “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” заключены государственные контракты на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, осуществляемых полностью за счет средств федерального бюджета, если для выполнения этих работ и оказания этих услуг необходимо предоставление земельного участка, на срок исполнения указанного контракта;

некоммерческим организациям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации и созданным субъектом Российской Федерации в целях жилищного строительства для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации, в целях строительства указанных жилых помещений на период осуществления данного строительства;

лицу, право безвозмездного пользования которого на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, прекращено в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, взамен изъятого земельного участка на срок, установленный настоящим пунктом в зависимости от основания возникновения права безвозмездного пользования на изъятый земельный участок;

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ в подпункт 17 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г.

лицу в случае и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ “О содействии развитию жилищного строительства”;

Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ пункт 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 18, действующим до 1 января 2035 г.

гражданину в соответствии с Федеральным законом “Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”;

Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 141-ФЗ пункт 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 19

Московскому фонду реновации жилой застройки, созданному субъектом Российской Федерации – городом федерального значения Москвой в целях реализации решения о реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации – городе федерального значения Москве в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-I “О статусе столицы Российской Федерации”, в отношении земельного участка, который находится в собственности субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы или государственная собственность на который не разграничена, в случае, если на таком земельном участке не планируется строительство многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц по договорам участия в долевом строительстве в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”;

Пункт 2 дополнен подпунктом 20 с 1 октября 2018 г. – Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 171-ФЗ

акционерному обществу “Почта России” в соответствии с Федеральным законом “Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия “Почта России”, основах деятельности акционерного общества “Почта России” и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Срок безвозмездного пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается по заявлению заинтересованного в получении земельного участка лица с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Статья 39.10 дополнена пунктом 3.1 с 4 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

В случае, если на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, договор безвозмездного пользования таким земельным участком должен предусматривать обязательство лица, с которым заключается договор безвозмездного пользования таким земельным участком, за свой счет и (или) с привлечением средств других лиц осуществить снос самовольной постройки в срок, не превышающий двенадцати месяцев, если было принято решение о сносе самовольной постройки, а если было принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, – обязательство указанного лица осуществить снос самовольной постройки или представить в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района утвержденную проектную документацию по реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями в срок, не превышающий двенадцати месяцев, и осуществить последующее приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями в срок, не превышающий трех лет. В этом случае срок договора безвозмездного пользования земельным участком устанавливается также с учетом срока, необходимого для осуществления сноса самовольной постройки или реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями.

Пункт 4 изменен с 1 января 2019 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Договор безвозмездного пользования земельным участком, заключаемый с садоводческим некоммерческим товариществом, должен предусматривать обязанность этого товарищества обеспечить подготовку в отношении соответствующего земельного участка проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Пункт 5 изменен с 1 января 2019 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Договор безвозмездного пользования земельным участком, заключаемый с огородническим некоммерческим товариществом, должен предусматривать обязанность этого товарищества обеспечить подготовку в отношении соответствующего земельного участка проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Статья 39.10 дополнена пунктом 6 с 1 января 2019 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Предельный размер земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являющегося предметом договора безвозмездного пользования, заключаемого с садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом, не может превышать площадь, рассчитанную как сумма площади земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и площади земельных участков общего назначения.

Статья 39.10 дополнена пунктом 7 с 1 января 2019 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

В целях определения предельного размера земельного участка, указанного в пункте 6 настоящей статьи, площадь земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, определяется как произведение количества членов такого товарищества и установленного предельного максимального размера указанных земельных участков. Площадь земельных участков общего назначения определяется в размере от двадцати до двадцати пяти процентов площади земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, определенной по правилам, предусмотренным настоящим пунктом.

Статья 39.10 дополнена пунктом 8 с 2 августа 2019 г. – Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ

В случае, если после заключения договора безвозмездного пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется его перераспределение в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.27 настоящего Кодекса, внесение изменений в указанный договор безвозмездного пользования осуществляется при наличии соглашения, указанного в пункте 2.1 статьи 39.27 настоящего Кодекса.

Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
по предоставлению муниципальной услуги
«Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством»

1. Общие положения

1.1. Наименование административного регламента – предоставление муниципальной услуги администрацией города по предоставлению земельных участков для целей не связанных со строительством.

1.2. Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, из земель, находящихся в муниципальной собственности администрации города, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа город Мегион (далее – административный регламент) разработан в целях повышения качества и доступности предоставления муниципальной услуги и её результатов, определяет сроки, порядок и последовательность действий администрации города при предоставлении муниципальной услуги.

1.3. Предоставление муниципальной услуги основано на следующих принципах:

  • правомерность предоставления муниципальной услуги;
  • заявительный порядок обращения за предоставлением муниципальной услуги;
  • открытость деятельности органов, оказывающих муниципальную услугу;
  • доступность обращения за предоставлением муниципальной услуги, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  • возможность получения муниципальной услуги в электронной форме по выбору заявителя.

1.4. Административный регламент распространяется на предоставление муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для целей не связанных со строительством из земель находящихся в муниципальной собственности администрации города, либо государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа город Мегион.

1.5. Заявителями на предоставление муниципальной услуги являются:

  • физические лица;
  • юридические лица;

1.6. Порядок информирования о предоставлении муниципальной услуги:

1.6.1. Информирование получателей муниципальной услуги осуществляется в форме:

размещения информационных материалов на стенде в помещении управления земельными ресурсами, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Мегион, улица Свободы, дом 8, квартира 24;

консультирования заявителей специалистами Управления земельными ресурсами с использованием средств телефонной связи, при личном либо письменном обращении в управление земельными ресурсами;

размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети «Интернет») и публикаций в средствах массовой информации.

1.6.2. Местонахождение департамента муниципальной собственности администрации города: Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра город Мегион, улица Нефтяников, дом 8, кабинет 302.

Почтовый адрес департамента муниципальной собственности администрации города: 628680, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Мегион, улица Нефтяников, дом 8, кабинет 302.

Почтовый адрес управления земельными ресурсами: 628680, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Мегион, улица Свободы, дом 8, квартира 24.

График (режим) работы:

Понедельник-пятница: с 9:00 до13:00, с 14:00 до 17:12;

1.6.3. Справочные телефоны департамента муниципальной собственности: (34643) 3-10-05; управления: (34643) 3-76-86, 3-94-87, 3-97-52;

1.6.4. Адрес электронной почты: dms@admmegion.ru.

1.6.5. Сведения о местонахождении, контактных телефонах, адресе электронной почты, графике (режиме) работы департамента муниципальной собственности администрации города, а также информация о процедуре предоставления муниципальных услуг размещаются на официальном сайте администрации города в сети «Интернет»: www.admmegion.ru.

1.6.6. Адрес официального сайта администрации города, который содержит информацию о предоставлении муниципальной услуги: www.admmegion.ru в разделе «Муниципальные услуги».

Адрес на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре: pgu.admhmao.ru;

1.6.7. Стенды (вывески), содержащие информацию о графике (режиме) работы управления земельными ресурсами, о порядке предоставления муниципальных услуг размещаются по адресу: г. Мегион, улица Свободы, дом 8, квартира 24.

1.6.8. При ответах на телефонные звонки и устные обращения специалисты подробно и в вежливой (корректной) форме информируют обратившихся по интересующим их вопросам. Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании органа, фамилии, имени, отчестве и должности специалиста, принявшего телефонный звонок.

При невозможности специалиста, принявшего звонок, самостоятельно ответить на поставленные вопросы, телефонный звонок должен быть переадресован (переведен) на другое должностное лицо или же обратившемуся должен быть сообщен телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.

1.6.9. Консультации (справки) предоставляются специалистами, оказывающими муниципальную услугу:

Вторник, четверг – с 10:00 до 13:00, с 14:00 до 16:00.

1.6.10. Консультации предоставляются по следующим вопросам:

перечня документов, необходимых для согласования и утверждения схемы расположения земельного участка;

порядка обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых и принимаемых в ходе предоставления муниципальной услуги.

1.6.11. Консультации предоставляются при личном обращении, посредством телефона или электронной почты.

1.6.12. Продолжительность консультирования заявителей при личном приёме в среднем составляет 15 минут, при ответе на телефонный звонок в среднем составляет 10 минут.

1.6.13. Информирование о ходе предоставления муниципальной услуги осуществляется специалистами при личном контакте с заявителями, с использованием почтовой связи, телефонной связи, посредством электронной почты.

1.6.14. Заявители в обязательном порядке информируются специалистами о сроке завершения оформления документов и возможности их получения.

1.6.15. В любое время с момента приёма документов заявитель имеет право на получение сведений о ходе предоставления муниципальной услуги при помощи телефона, электронной почты или посредством личного посещения управления земельными ресурсами.

1.6.16. Для получения сведений о ходе предоставления муниципальной услуги заявителем указываются (называются) дата и входящий номер поданного заявления. Заявителю предоставляются сведения о том, на каком этапе (в процессе выполнения какой административной процедуры) находится представленный им пакет документов.

1.7. Требования к взаимодействию с заявителем при предоставлении муниципальной услуги:

1.7.1. Администрация города, предоставляющая муниципальную услугу, не вправе требовать от заявителя:

1.7.1.1. Предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги.

1.7.1.2. Предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органа, предоставляющего муниципальную услугу.

1.7.1.3. Осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и настоящим административным регламентом.

Страница 1 – 1 из 7
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец | Все

Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством: проблемы правоприменения (на примере практического применения органами государственной власти и местного самоуправления Ростовской области)

Артимич, Е. А. Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством: проблемы правоприменения (на примере практического применения органами государственной власти и местного самоуправления Ростовской области) / Е. А. Артимич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 6 (17). — С. 230-232. — URL: https://moluch.ru/archive/17/1728/ (дата обращения: 02.02.2022).

Преобразования всей системы экономических отношений, проведенные на территории Российской Федерации, определили новое значение земли и земельных ресурсов. С учетом новых общественных потребностей изменяется законодательство, регламентирующее общественные отношения в указанной сфере. Однако до настоящего времени так и остаются недостаточно урегулированы вопросы о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса РФ [1]. Надо отметить, что неясна позиция законодателя, установившего в ст. 34 порядок предоставления земель для целей, не связанных со строительством, лишь в отношении граждан. В результате в Земельном кодексе не оказалось норм о процедуре приобретения юридическими лицами прав на земельные участки для данных целей. Это является значимым пробелом, который восполняется на практике либо путем принятия соответствующих нормативных актов субъектами РФ или муниципальными образованиями, либо посредством применения положений ст. 34 Земельного кодекса по аналогии.

В соответствии с п.1 указанной статьи Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, находящихся в их собственности и я (или) ведении, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Устанавливаются принципы эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности. Это является нововведением действующего Земельного кодекса РФ. Боголюбов С.А. отмечает, что «в качестве одного из основных условий законности предоставления земельных участков на основании ст. 34 следует назвать максимальное обеспечение равных возможностей гражданам и юридическим лицам при приобретении участков, а также условие предоставления достаточно полной и достоверной информации» [2].

В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие земельного кодекса РФ» [3] распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Таким образом, органы власти муниципальных районов и городских округов обязаны принять нормативно-правовой акт, устанавливающий порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. Однако далеко не все органы самоуправления установили данный порядок, в связи с чем руководствоваться приходится лишь нормами ст. 34 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с указанной статьей чаще всего предоставляются земли сельскохозяйственного назначения (пашни, пастбища и сенокосы), земли иных категорий для установки временных объектов (павильонов, объектов спортивного значения и т.п.), для благоустройства и озеленения.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Необходимо отметить, что цель использования должны соответствовать градостроительной документации, ведь просьба о предоставлении земельного участка для сельскохозяйственного использования в промышленной зоне влечет отказ в связи с тем, что данный вид разрешенного использования в промышленной зоне запрещен.

Далее, в соответствии с п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Вот тут, начиная с указанного пункта ст. 34 Земельного кодекса РФ, и начинаются проблемы правоприменения. По смыслу данного пункта орган местного самоуправления обязан выдать заявителю утвержденную схему расположения земельного участка. При этом действующим законодательством не установлена обязанность органа местного самоуправления или заявителя осуществлять подготовку указанных схем, а также не определены требования к подготовке схемы, порядку ее согласования и утверждения.

Кроме того, Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрена разработка нормативных правовых актов по вопросам подготовки схем.

В то же время в случае отказа в предоставлении земельного участка по каким-либо причинам (участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, запрашиваемое заявителем целевое использование не соответствует зонированию на территории населенного пункта или целевому использованию – на землях сельскохозяйственного назначения, и т.д.) невозможно формирование земельного участка и, соответственно, заказ схемы расположения земельного участка.

Изготовлением землеустроительной документации может заниматься кадастровый инженер на основании Федерального закона «О государственном кадастре объектов недвижимости». В соответствии со ст. 31 указанного закона кадастровый инженер может выбрать следующие формы организации своей кадастровой деятельности:

1) в качестве индивидуального предпринимателя;

2) в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом.

Ст. 33 Федерального закона «О государственном кадастре объектов недвижимости» [4] уточняет, что юридическое лицо, в которой кадастровый инженер является работником, – это коммерческая организация.

Таким образом, изготовление землеустроительной документации (схемы расположения земельных участков, межевых планов и др.) является платным, ведь цель и индивидуального предпринимателя, и коммерческой организации – извлечение прибыли. Сроки выполнения работ регулируются лишь гражданско-правовым договором. Обычно срок изготовления схемы расположения земельного участка составляет 2-3 недели.

Форма схемы расположения земельного участка законодательно не установлена. Исходя из практики, в частности, сложившейся в Ростовской области, данная схема согласовывается главой поселения, на территории которого находится образуемый земельный участок.

Схема расположения земельного участка подлежит утверждению постановлением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Необходимо отметить, что сначала уполномоченным органом разрабатывается проект постановления, который должен пройти обязательные согласования, устанавливаемые регламентом данного органа государственной власти или органа местного самоуправления. После прохождения согласований проект постановления сдается в печать.

Таким образом, срок, установленный п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ, изначально невыполним.

Напомню, что п. 1 ст. 34 ЗК РФ предусматривает принцип публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления земельных участков. Т.е. информация о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подлежит опубликованию в официальных источниках. На публикацию о предоставлении земельных участков могут откликнуться все желающие, а не только первоначальный заявитель. Не совсем тогда ясно, какой заявитель имеется в виду в п. 4 ст. 34 ЗК РФ: первоначальный или заявитель на публикацию. Не имеет смысла выдавать первоначальному заявителю утвержденную схему расположения земельного участка, если еще не определено, кто именно станет правообладателем земельного участка. В то же время, если предполагается заявитель на публикацию, то заявитель может быть не один, а несколько. И на данной стадии процедуры предоставления земельного участка невозможно определить, кто именного из лиц, отозвавшихся на публикацию, станет правообладателем земельного участка. Земельным кодексом данный вопрос не урегулирован даже в общих моментах, что, на мой взгляд, является серьезным пробелом в действующем законодательстве.

Рассмотрению подлежат все заявки, поданные на публикацию до определенного срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законодательством.

Интересна позиция Минэкономразвития. Письмом от 22.05.2009 г. № Д23-1523 указывается, что ст. 34 Земельного кодекса предусматривает заявительный порядок предоставления земельных участков, проведение торгов при этом не предусматривается. В случае поступления двух и более заявок на один земельный участок такой участок должен быть предоставлен лицу, подавшему заявление ранее других (при условии выполнения требований законодательства: соответствие целей предполагаемого использования виду разрешенного использования, соответствие размера и местоположения градостроительным и иным требованиям и т.п.). Иным заявителям могут быть предложены альтернативные земельные участки либо разъяснено право на повторное обращение с заявлением о предоставлении иного земельного участка.

В соответствии с Земельным кодексом РФ в аренду передаются земельные участки. Согласно ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Границы устанавливаются в момент проведения межевания и внесения данных о земельном участке в государственный кадастр объектов недвижимости. В случае если заявитель на публикацию был единственным, то он проводит работы по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, а именно обращается к кадастровому инженеру за изготовлением межевого плана. Межевой план подлежит согласованию с граничащими земельными участками, имеющими правообладателя и не поставленными на кадастровый учет. После в соответствии с межевым планом проводится постановка на государственный кадастровый учет. В настоящее время данные функции отданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О государственном кадастре объектов недвижимости» с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица. Таким образом, круг лиц, имеющих право обратиться с заявлением о постановке на учет объектов недвижимости, неограничен. После постановки на кадастровый учет земельному участку присваивается уникальный кадастровый номер, состоящий из номера субъекта России, номера муниципального района или городского округа, номера кадастрового квартала и номера самого земельного участка. Лицу, обратившемуся с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет, выдается кадастровый паспорт земельного участка. Следует отметить, что органами Росрегистрации может выдаваться два документа: кадастровый паспорт и кадастровая выписка.

Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости.

Кадастровая выписка об объекте недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую запрашиваемые сведения об объекте недвижимости. Если в соответствии с кадастровыми сведениями объект недвижимости, сведения о котором запрашиваются, прекратил существование, любая кадастровая выписка о таком объекте наряду с запрашиваемыми сведениями должна содержать кадастровые сведения о прекращении существования такого объекта.

На стадии постановки на кадастровый учет заявитель может столкнуться с проблемой невозможности постановки на кадастровый учет в связи с «накладками» на иные земельные участки. Такая проблема чаще всего происходит с землями сельскохозяйственного назначения, т.к. зачастую формируются земельные участки сложной конфигурации и большой площади. Ведь при подготовке схемы расположения земельного участка определяются геодезические координаты. Установление границ происходит на стадии межевания. В частности, в Ростовской области при передаче в аренду земель сельскохозяйственного назначения уполномоченным органом производится постановка на кадастровый учет, а затем публикация по предоставлению в аренду земельного участка. Таким образом, заявитель освобождается от возможности столкновения с проблемами постановки на кадастровый учет.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия данного решения. Договор аренды земельного участка, заключенный на срок более 1 года, а также переход права собственности на земельный участок при заключении договора купли-продажи земельного участка подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [5].

Таким образом, в целом Земельный кодекс РФ является большим шагом вперед в рамках реформы земельных отношений в нашей стране. Но предстоит еще большая работа как федеральных, так и региональных органов государственной власти по развитию нормативно-правовой основы этих отношений, особенно по разработке оптимальной системы правового регулирования аренды земельных участков, которая могла бы обеспечить эффективное хозяйствование на земле.

1. СЗ РФ, 29.10.2001 г., N 44, ст. 4147

2. «Земельное право», под редакцией Боголюбова С.А., ООО «Издательство Проспект», 2009 г.

3. СЗ РФ, 29.10.2001 г., N 44, ст. 4148

4. СЗ РФ, 30.07.2007 г., N 31, ст. 4017

5. СЗ РФ, 28.07.1994 г., № 30, т. 3594

Основные термины (генерируются автоматически): земельный участок, Земельный кодекс РФ, местное самоуправление, государственная власть, кадастровый учет, участок, Земельный кодекс, кадастровый паспорт, государственный кадастр, исполнительный орган.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: