Предоставление удлинённых отпусков педагогическим работникам

Ежегодный отпуск педагогам в 2020 году: разъяснения профсоюза образования

Одной из особенностей трудовой деятельности педагогических работников является предоставление им удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска, который они используют, как правило, во время летних каникул (до начала нового учебного года). Однако коронавирусная инфекция внесла свои коррективы, и, возможно, использовать отпуск в каникулы получится не у всех. В связи с этим Общероссийский профсоюз образования издал Рекомендации по вопросам регулирования ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков и дополнительных оплачиваемых отпусков педагогических и иных работников образовательных учреждений (Рекомендации размещены на сайте www.eseur.ru 22.04.2020) (далее – Рекомендации). Кому предоставляются удлиненные отпуска и что рекомендует профсоюз в сложившейся ситуации, расскажем далее.

Удлиненные и дополнительные отпуска для педагогов

В соответствии со ст. 334 ТК РФ педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск. Продолжительность отпуска в зависимости от должности, вида деятельности и вида образовательной организации установлена Постановлением Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» (далее – Постановление № 466) и составляет 42 календарных дня и 56 календарных дней.

К сведению: в Рекомендациях профсоюз обращает внимание, что в соответствии с Постановлением № 466 удлиненные отпуска установлены не только для работников образовательных организаций, но и для так называемых нетиповых образовательных организаций, реализующих основные и дополнительные образовательные программы. К таким относятся, в частности, международный детский центр «Артек» и всероссийские детские центры «Орленок», «Океан» и «Смена».

Помимо удлиненного отпуска, педагогическим работникам могут предоставляться дополнительные оплачиваемые отпуска, в частности:

за вредные условия труда 2, 3 или 4-й степени либо опасные условия – не менее семи календарных дней (ч. 1, 2 ст. 117 ТК РФ);

за особый характер работы (ст. 118 ТК РФ);

за ненормированный рабочий день – не менее трех календарных дней (ч. 1 ст. 119 ТК РФ);

за работу в районах Крайнего Севера (в том числе по совместительству) – 24 календарных дня, а за работу в местностях, которые приравнены к районам Крайнего Севера, – 16 календарных дней (ч. 1 ст. 321 ТК РФ).

Таким образом, ежегодный отпуск педагога, работающего, например, на Крайнем Севере и имеющего удлиненный отпуск в количестве 56 дней, составит целых 80 дней, то есть более чем 2,5 месяца.

Удлиненный отпуск за работу с детьми с ограниченными возможностями

По поводу предоставления удлиненных дополнительных отпусков в Рекомендациях даны разъяснения о продолжительности таких отпусков педагогическим работникам и руководителям дошкольных образовательных организаций за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) или детьми, нуждающимися в длительном лечении.

Профсоюз отметил, что в данном случае также следует руководствоваться Постановлением № 466.

Согласно постановлению общеустановленная продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков педагогических работников дошкольных образовательных организаций составляет 42 календарных дня. Отпуска такой продолжительности предоставляются педагогическим работникам организаций, в которых функционируют только группы общеразвивающей направленности, осуществляющие реализацию образовательной программы дошкольного образования.

Отпуска продолжительностью 56 календарных дней предоставляются педагогам, если они работают с детьми с ОВЗ и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении. То есть право на отпуск такой продолжительности имеют все педагогические работники, принимающие непосредственное участие в работе с такими детьми.

Обратите внимание: право на 56 дней отпуска не обусловлено необходимостью выполнения работы в течение полного рабочего дня, как это предусматривалось при ранее действовавшем регулировании (Письмо Минобрнауки РФ от 20.07.2017 № 08-ПГ-МОН-26725).

Кроме того, отмечается, что в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1014, образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах, которые могут иметь следующую направленность:

общеразвивающую – в них реализуется образовательная программа дошкольного образования;

компенсирующую – реализуется адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ;

оздоровительную – такие группы создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении;

комбинированную – в них осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья.

По поводу педагогических работников профсоюз отметил, что право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней имеют сотрудники, работающие с детьми с ОВЗ не только в компенсирующих группах, но и в группах, находящихся в составе групп комбинированной направленности.

Продолжительность удлиненного отпуска руководителей дошкольных образовательных организаций определяется в зависимости от того, какие группы функционируют в организации. В частности:

руководителям дошкольных образовательных организаций, в которых могут функционировать либо только группы общеразвивающей направленности, либо наряду с ними компенсирующей, оздоровительной или комбинированной направленности, предоставляется отпуск продолжительностью 42 календарных дня (п. 2 и 3 разд. I приложения к Постановлению № 466);

руководителям организаций, непосредственно созданных только для детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) для лиц, нуждающихся в длительном лечении, предоставляется отпуск продолжительностью 56 календарных дней (п. 5 и 6 разд. I приложения к Постановлению № 466).

Читайте также:
33 ФЗ Об особо охраняемых природных территориях: описание федерального закона, принятого 14 марта 1995 года с изменениями и дополнениями

В общеобразовательных организациях отпуск продолжительностью 56 календарных дней предоставляется воспитателям и музыкальным руководителям дошкольных групп, работающим с обучающимися с ОВЗ и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении. При этом работа с обучающимися с ОВЗ может осуществляться также в группах комбинированной направленности.

К сведению: статус обучающегося с ОВЗ, дающий право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней, устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией. При этом исчерпывающего перечня оснований, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, не имеется, и комиссия принимает решение о выдаче заключения коллегиально с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.

Как соблюсти право педагогов на полный отпуск?

В настоящее время в связи с предупреждением распространения коронавирусной инфекции в школах, например, переносится срок сдачи ЕГЭ и ОГЭ. Кроме того, будут переноситься:

сроки досрочного периода сдачи экзаменов, в том числе для выпускников прошлых лет;

срок окончания олимпиад и т. д.

Соответственно, педагогические работники с их согласия будут привлекаться к участию в этих и других мероприятиях, что может повлечь за собой изменение графиков отпусков.

Одним из основных вопросов, возникающих у работодателей в связи со сложившейся ситуацией, является вопрос о том, как не нарушить право педагогов на ежегодный отпуск (основной удлиненный и дополнительный – например, за работу в районах Крайнего Севера), если до нового учебного года они не смогут использовать его полностью, и можно ли отказать работникам в части отпуска.

Профсоюз отметил, что в первую очередь работодателям следует руководствоваться следующими нормами Трудового кодекса:

оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно (ст. 122 ТК РФ);

продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском (ст. 120 ТК РФ);

запрещено непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд (ст. 124 ТК РФ);

очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, который обязателен как для работодателя, так и для работника. Отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время (ст. 123 ТК РФ);

по соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней. С согласия работника допускается его отзыв из отпуска. При этом не использованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год (ст. 125 ТК РФ).

Чтобы обеспечить выход педагогических работников на работу с начала учебного года, профсоюз предлагает работодателям два варианта:

1. Отозвать работника с его согласия из отпуска. Оформлять отзыв следует приказом работодателя.

2. Заменить часть отпуска, превышающую 28 календарных дней, денежной компенсацией на основании письменного заявления работника (ст. 126 ТК РФ). При этом следует помнить, что не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам, работникам в возрасте до 18 лет, работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в соответствующих условиях.

Профсоюз также обращает внимание: такая замена означает, что за один и тот же период работнику должна производиться двойная выплата (компенсация за часть отпуска, который не будет использован, и заработная плата за период работы вместо отпуска). Для такой двойной выплаты необходим двойной фонд оплаты труда, что в бюджетных учреждениях не всегда возможно.

В обычных условиях, не связанных с эпидемиологической ситуацией, замена отпуска компенсацией вряд ли возможна, так как вместо отпуска работник должен выполнять свои должностные обязанности, которые в каникулярный период фактически выполняться не могут. Подобная замена может быть выгодна, например, в случае исполнения обязанностей отсутствующего по болезни работника, которому через три дня болезни будет выплачиваться пособие из средств ФСС, а не из средств работодателя.

Необходимости осуществлять замену части отпуска денежной компенсацией также нет, если педагог во время отпуска выполняет работу не по занимаемой должности, а по другой (например, в оздоровительном лагере).

Обратите внимание: помимо этих двух способов, работодатель по соглашению с работником может разделить отпуск и перенести его часть на другое время или на следующий год.

Во всех случаях (перенос, отзыв, замена компенсацией) нужно будет внести изменения в график отпусков.

Особенности использования отпусков в организациях среднего профессионального образования

Особое внимание профсоюз уделил предоставлению отпуска преподавателям, которым установлена норма рабочих часов в год. Так, в соответствии с разд. IV Приказа Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601 «Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (далее – Приказ № 1601) преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год, объем годовой учебной нагрузки определяется из расчета на 10 учебных месяцев.

Читайте также:
Командированный расплачивался банковской картой, каким образом подтвердить расходы

При этом преподавателям этих организаций, находящимся в ежегодном основном удлиненном оплачиваемом отпуске и (или) ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске после начала учебного года в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, а также в связи с участием в период массовых отпусков в проведении ЕГЭ и ОГЭ, в приемных комиссиях, в комплектовании контингента обучающихся и в иных мероприятиях, учебная нагрузка определяется из расчета ее объема на полный учебный год с последующим применением условий ее уменьшения, предусмотренных п. 4.4 приложения 2 к Приказу № 1601.

То есть исходя из установленного на начало учебного года фактического годового объема учебной нагрузки преподавателям (в том числе находящимся в ежегодных основных удлиненных и дополнительных оплачиваемых отпусках) средняя месячная заработная плата определяется путем умножения часовой ставки преподавателя на объем годовой учебной нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев.

Часовая ставка определяется путем деления месячной ставки заработной платы на среднемесячную норму учебной нагрузки преподавателя (72 часа).

Установленная на начало нового учебного года средняя месячная зарплата выплачивается преподавателям, в том числе приступившим к работе по окончании отпуска, продолжавшегося после начала учебного года, за работу в течение последующих месяцев, а также за период очередных каникул, не совпадающий с последующим ежегодным отпуском.

В случае, когда преподаватели освобождаются от учебных занятий с сохранением за ними частично или полностью зарплаты (ежегодный и дополнительный отпуска, учебные сборы, командировка, в том числе в целях получения дополнительного профессионального образования и т. д.), в случае нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, а также в случае освобождения преподавателей от учебных занятий без сохранения заработной платы установленный им объем годовой учебной нагрузки должен быть уменьшен на 1/10 часть за каждый полный месяц отсутствия на работе и исходя из количества пропущенных рабочих дней – за неполный месяц отсутствия. При этом имеется в виду и отпуск преподавателя за прошлый год, продолжавшийся после начала нового учебного года.

Часы преподавательской работы, отработанные преподавателем сверх установленной годовой учебной нагрузки, оплачиваются дополнительно (помесячно или в конце учебного года) по часовым ставкам после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки.

В заключение отметим, что по мере принятия нормативных актов в связи с переносом различных мероприятий в образовательных учреждениях постарайтесь сразу обсудить с работниками вопросы разделения и переноса отпусков и внести соответствующие изменения в графики отпусков. Если же решить этот вопрос заранее не получится, придется воспользоваться другими вариантами, предлагаемыми профсоюзом. В любом случае действовать нужно в строгом соответствии с требованиями трудового законодательства.

Приложение. Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам

Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2014 г. N 581 в приложение внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

к постановлению Правительства РФ

от 1 октября 2002 г. N 724

Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам

С изменениями и дополнениями от:

29 ноября 2003 г., 11 мая 2007 г., 18 августа 2008 г., 16 июля 2009 г., 21 мая 2012 г.

ГАРАНТ:

См. Ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска работников, замещающих должности педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14 мая 2015 г. N 466

Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска (календарных дней)

Наименование должностей педагогических работников

Общеобразовательные учреждения; общеобразовательные школы-интернаты; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; дошкольные образовательные учреждения для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; дошкольные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в длительном лечении; специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа; образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста; образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

директора (заведующие), их заместители; преподаватели – организаторы основ безопасности жизнедеятельности; старшие вожатые; учителя; преподаватели; учителя-логопеды; учителя-дефектологи; воспитатели; руководители структурных подразделений образовательных учреждений; концертмейстеры; инструкторы по труду и по физкультуре; педагоги-психологи; педагоги дополнительного образования; классные воспитатели; музыкальные руководители; заместители директоров по режиму; дежурные по режиму; мастера производственного обучения; социальные педагоги; педагоги-организаторы; методисты

Межшкольные учебные комбинаты; учебно-производственные мастерские

директора, их заместители; руководители структурных подразделений образовательных учреждений; учителя; педагоги-психологи; мастера производственного обучения; методисты

Дошкольные образовательные учреждения

заведующие, их заместители; воспитатели; музыкальные руководители; инструкторы по физкультуре; педагоги-психологи; социальные педагоги; педагоги дополнительного образования

Образовательные учреждения дополнительного образования детей

директора, их заместители; руководители структурных подразделений образовательных учреждений; педагоги дополнительного образования; вожатые; воспитатели; концертмейстеры; культорганизаторы; тренеры-преподаватели; инструкторы-методисты; педагоги-психологи; социальные педагоги; педагоги-организаторы, методисты

Читайте также:
Трудовой стаж за детей и после трехлетнего возраста: воспитание детей засчитать в трудовой стаж женщин

Образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования

директора, их заместители; старшие мастера; преподаватели; преподаватели – организаторы основ безопасности жизнедеятельности; руководители физического воспитания; воспитатели; педагоги дополнительного образования; руководители структурных подразделений образовательных учреждений; заведующие производственной практикой; заместители директоров по режиму; дежурные по режиму; педагоги-психологи; мастера производственного обучения; социальные педагоги; педагоги-организаторы; методисты; концертмейстеры

Образовательные учреждения высшего профессионального образования и образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

ректоры (директора); первые проректоры; проректоры (заместители директора); директора (заведующие) филиалов образовательных учреждений; профессорско-преподавательский состав; воспитатели; методисты; концертмейстеры; педагоги-психологи; заведующие докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными подразделениями; руководители (заведующие) производственной практикой; ученые секретари; педагоги дополнительного образования

Учебные, учебно-методические, методические кабинеты (центры)

директора (заведующие), их заместители; заведующие отделами и другими структурными подразделениями; методисты; педагоги-психологи

Психологические службы системы образования

директора (заведующие), их заместители; заведующие отделами (лабораториями); педагоги-психологи; учителя-дефектологи; учителя-логопеды

Учреждения здравоохранения; организации социального обслуживания

заведующие педагогической частью; учителя; учителя-дефектологи; логопеды; воспитатели; музыкальные руководители; педагоги дополнительного образования; инструкторы по физкультуре; мастера производственного обучения; старшие вожатые; социальные педагоги; педагоги-организаторы; педагоги-психологи; учителя-логопеды; методисты; инструкторы-методисты; инструкторы по труду

Другие организации, осуществляющие образовательный процесс

педагоги-организаторы; социальные педагоги; воспитатели; педагоги дополнительного образования; методисты; мастера производственного обучения

1. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью, указанной в пунктах 1-5, предоставляется заместителям руководителей образовательных учреждений и руководителям структурных подразделений образовательных учреждений в случае, если их деятельность связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом или методической (научно-методической) работой.

2. Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней для следующих педагогических работников:

воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физкультуре, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, работающих полный рабочий день в дошкольных группах для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или в дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, которые находятся в составе образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных образовательных учреждений;

педагогических работников, указанных в пункте 1 и работающих в музыкальных школах, художественных школах и других школах искусств;

педагогов дополнительного образования образовательных учреждений дополнительного образования детей, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в пределах не менее нормы часов педагогической работы, за которую выплачивается ставка заработной платы.

3. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня предоставляется воспитателям и музыкальным руководителям, работающим в дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

4. Ежегодными удлиненными оплачиваемыми отпусками установленной настоящим документом продолжительности пользуются педагогические работники по одноименным должностям с наименованием “старший” или “главный”.

5. Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для проректоров (заместителей директора), кроме первого проректора, проректора (заместителя директора) по учебной, научной работе, по вечернему и заочному обучению, по дистанционному обучению и по информационным технологиям, по повышению квалификации; для заместителей деканов факультетов, директоров (заведующих) филиалов, заведующих докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными структурными подразделениями; для руководителей (заведующих) производственной практикой, ученых секретарей составляет 56 календарных дней при условии ведения ими в учебном году в одном и том же образовательном учреждении высшего профессионального образования или образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов преподавательской работы в объеме не менее 150 часов.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2012 г. N 502 примечание дополнено пунктом 6

6. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней предоставляется педагогическим работникам образовательных учреждений высшего профессионального образования, работающим в структурных подразделениях этих учреждений, реализующих соответственно общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, в должностях, указанных в пунктах 1 и 5 настоящего приложения.

Удлиненный отпуск 42 и 56 дней: кому и какой вид предоставить

У педагогов есть два вида удлиненного отпуска: 42 и 56 календарных дней. В статье разберем тонкости предоставления таких отпусков: от каких условий зависит продолжительность и каким категориям педагогических работников предоставить.

Работодатель обязан предоставить основной удлиненный оплачиваемый отпуск педагогам, руководителям образовательных организаций и их заместителям. Продолжительность отпуска в 42 или 56 календарных дней зависит от типа образовательной организации, особенностей здоровья обучающихся и от должности педагогических работников.

Сколько дней должны отдыхать педагогические работники

На удлиненный отпуск имеют право педагоги, должности которых перечислены в Номенклатуре должностей педагогических работников (подраздел 2 раздела I. Продолжительность отпуска зависит от типа образовательной организации и от особенностей здоровья обучающихся.

Детский сад. Отпуск педагогических работников неспециализированных детских садов – 42 календарных дня (п. 1 раздела I приложения к постановлению Правительства от 14.05.2015 № 466). Педагогические работники детских садов, которые работают с обучающимися с ОВЗ или детьми, которым нужно в длительное лечение, имеют право на отпуск 56 календарных дней (п. 4 раздела I приложения к постановлению Правительства от 14.05.2015 № 466.). Это педагогические работники, которые:

  • работают в группах компенсирующей или оздоровительной направленности;
  • непосредственно взаимодействуют с указанными категориями детей в группах комбинированной направленности.
Читайте также:
Право пациента на защиту сведений, составляющих врачебную тайну

Группы компенсирующей направленности работают по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с ОВЗ. Группы оздоровительной направленности создают для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих и других категорий детей, которые нуждаются в длительном лечении. Группы комбинированной направленности обучают здоровых детей и детей с ОВЗ (п. 13 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 1014).

При этом не имеет значения количество детей, с которыми работает педагогический работник, – в нормативных правовых актах нет таких ограничений. То есть для отпуска продолжительностью 56 календарных дней достаточно, чтобы педагог работал хотя бы с одним ребенком с ОВЗ и (или) нуждающимся в длительном лечении.

Школа. Продолжительность удлиненного отпуска педагогических работников школ – 56 календарных дней (п. 1 раздела III приложения к постановлению Правительства от 14.05.2015 № 466.). Это касается в том числе работников, которые работают в группах для дошкольников с ОВЗ, и детей, которые нуждаются в длительном лечении (п. 4 раздела III приложения к постановлению Правительства от 14.05.2015 № 466).

Исключение – воспитатели и музыкальные руководители, которые работают только в группах для детей дошкольного возраста. Продолжительность отпуска таких работников – 42 календарных дня (п. 5 раздела III приложения к постановлению Правительства от 14.05.2015 № 466).

Сколько дней должен отдыхать заведующий детским садом

Продолжительность удлиненного отпуска заведующих может отличаться. Она зависит от типа дошкольной образовательной организации и от того, есть ли в детском саду группы компенсирующей и оздоровительной направленности.

Отпуск 42 дня. Продолжительность отпуска руководителей детских садов общеразвивающего типа с группами присмотра и оздоровления – 42 календарных дня (п. 2 раздела I приложения к постановлению Правительства от 14.05.2015 № 466.). Такую же продолжительность отпуска имеют заведующие, если в детском саду созданы только:

  • отдельные группы компенсирующей и оздоровительной направленности;
  • группы комбинированной направленности, в которых осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Отпуск 56 дней. Руководители специализированных дошкольных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и для детей, которым необходимо длительное лечение, имеют право на удлиненный отпуск 56 дней. Такие детские сады работают по адаптированным общеобразовательным программам для следующих категорий воспитанников (ч. 5 ст. 79 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ):

  • глухих;
  • слабослышащих;
  • позднооглохших;
  • слепых;
  • слабовидящих;
  • с тяжелыми нарушениями речи;
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • с задержкой психического развития;
  • с умственной отсталостью;
  • с расстройствами аутистического спектра;
  • со сложными дефектами;
  • с другими ограниченными возможностями здоровья.

Сколько дней должен отдыхать директор школы

Продолжительность отпуска руководителя школы – 56 календарных дней (п. 2 раздела III приложения к постановлению Правительства от 14.05.2015 № 466). Так отдыхают все руководители и их заместители независимо от специфики образовательной организации. Аналогичные правила действуют для руководителей общеобразовательных организаций музыкальной, спортивной, художественной направленности.

Письмо Минобрнауки России от 24.07.2017 N 08-1408 “О направлении информации”

Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее – Департамент) рассмотрел письмо по вопросу применения положений постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. N 466 “О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках” и приказа Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. N 1601 “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников” по отношению к воспитателям и музыкальным руководителям дошкольных образовательных организаций, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), и в части своей компетенции сообщает.

Конкретная продолжительность отпусков педагогических работников, а также норма часов за ставку заработной платы зависит от наименования должности, типа образовательной организации, а также особенностей здоровья обучающихся (детей), с которыми они работают.

Так, например, в дошкольных образовательных организациях ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска продолжительностью 56 календарных дней предоставляются всем педагогическим работникам, если они работают с обучающимися с ОВЗ и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении. В данном случае имеется в виду, что все педагогические работники, принимающие непосредственное участие в работе с такими детьми, имеют право на отпуск указанной продолжительности.

Следует также учесть, что предоставление педагогическим работникам ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска продолжительностью 56 календарных дней не обусловлено необходимостью выполнения работы в течение полного рабочего дня в дошкольных группах с детьми (обучающимися) с ОВЗ или в дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, как это предусматривалось при ранее действовавшем регулировании продолжительности отпусков.

Кроме того, для предоставления, к примеру, воспитателям, музыкальным руководителям и педагогам-психологам отпуска продолжительностью 56 календарных дней не требуется также обязательное формирование группы только детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Такой же продолжительности предоставляется отпуск воспитателям, музыкальным руководителям и педагогам-психологам, работающим в группах с детьми, в составе которых имеются воспитанники с ОВЗ, если такие группы являются структурными подразделениями общеобразовательных организаций.

Также происходит регулирование в отношении установления нормы часов за ставку заработной платы. Так, например, воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ОВЗ, устанавливается норма часов педагогической работы за ставку заработной платы – 25 часов.

Читайте также:
Пенсионный фонд в Бежаницах - адрес, телефон, режим работы отделения

При этом следует учитывать, что организация образовательной деятельности с обучающимися (в том числе из числа обучающихся с ОВЗ и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении) в дошкольных образовательных организациях или в соответствующих структурных подразделениях образовательных организаций осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования” (далее – Порядок).

В соответствии с Порядком образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ.

Одновременно Департамент информирует. Категория детей, в отношении которых применяется понятие “обучающийся с ограниченными возможностями здоровья”, определена законодательством Российской Федерации, как с точки зрения собственно ограничений у детей по здоровью, так и с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа – психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК).

В соответствии с приказом Минобрнауки России “Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии” от 20 сентября 2013 г. N 1082 ПМПК формулирует заключение о необходимости создания специальных условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации, а также рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи.

Основанием для работы воспитателя, музыкального руководителя, а также педагога-психолога с детьми с ОВЗ, в том числе в составе группы комбинированной направленности, являются необходимые рекомендации ПМПК, подготовленные на основе реализации положений данного приказа.

Заместитель директора Департамента
И.В.МАНУЙЛОВА

Задайте вопрос юристу:

+7 (499) 703-46-71 – для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 – для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Ежегодный отпуск педагогам в 2020 году: разъяснения профсоюза образования

Одной из особенностей трудовой деятельности педагогических работников является предоставление им удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска, который они используют, как правило, во время летних каникул (до начала нового учебного года). Однако коронавирусная инфекция внесла свои коррективы, и, возможно, использовать отпуск в каникулы получится не у всех. В связи с этим Общероссийский профсоюз образования издал Рекомендации по вопросам регулирования ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков и дополнительных оплачиваемых отпусков педагогических и иных работников образовательных учреждений (Рекомендации размещены на сайте www.eseur.ru 22.04.2020) (далее – Рекомендации). Кому предоставляются удлиненные отпуска и что рекомендует профсоюз в сложившейся ситуации, расскажем далее.

Дополнительные и удлиненные отпуска для педагогов

В соответствии со ст. 334 ТК РФ педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск. Продолжительность отпуска педагогов в зависимости от должности, вида деятельности и вида образовательной организации установлена Постановлением Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» (далее – Постановление № 466) и составляет 42 календарных дня и 56 календарных дней.

К сведению: в Рекомендациях профсоюз обращает внимание, что в соответствии с Постановлением № 466 удлиненные отпуска установлены не только для работников образовательных организаций, но и для так называемых нетиповых образовательных организаций, реализующих основные и дополнительные образовательные программы. К таким относятся, в частности, международный детский центр «Артек» и всероссийские детские центры «Орленок», «Океан» и «Смена».

Помимо удлиненного отпуска, педагогическим работникам могут предоставляться дополнительные оплачиваемые отпуска, в частности:

– за вредные условия труда 2, 3 или 4-й степени либо опасные условия – не менее семи календарных дней (ч. 1, 2 ст. 117 ТК РФ);
– за особый характер работы (ст. 118 ТК РФ);
– за ненормированный рабочий день – не менее трех календарных дней (ч. 1 ст. 119 ТК РФ);
– за работу в районах Крайнего Севера (в том числе по совместительству) – 24 календарных дня, а за работу в местностях, которые приравнены к районам Крайнего Севера, – 16 календарных дней (ч. 1 ст. 321 ТК РФ).

Таким образом, ежегодный отпуск педагога, работающего, например, на Крайнем Севере и имеющего удлиненный отпуск в количестве 56 дней, составит целых 80 дней, то есть более чем 2,5 месяца.

Удлиненный отпуск за работу с детьми с ограниченными возможностями

По поводу предоставления дополнительных удлиненных отпусков в Рекомендациях даны разъяснения о продолжительности таких отпусков педагогическим работникам и руководителям дошкольных образовательных организаций за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) или детьми, нуждающимися в длительном лечении.

Профсоюз отметил, что в данном случае также следует руководствоваться Постановлением № 466.

Согласно постановлению общеустановленная продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков педагогических работников дошкольных образовательных организаций составляет 42 календарных дня. Отпуска такой продолжительности предоставляются педагогическим работникам организаций, в которых функционируют только группы общеразвивающей направленности, осуществляющие реализацию образовательной программы дошкольного образования.

Читайте также:
Белореченск - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

Отпуска продолжительностью 56 календарных дней предоставляются педагогам, если они работают с детьми с ОВЗ и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении. То есть право на отпуск такой продолжительности имеют все педагогические работники, принимающие непосредственное участие в работе с такими детьми.

Обратите внимание: право на 56 дней отпуска не обусловлено необходимостью выполнения работы в течение полного рабочего дня, как это предусматривалось при ранее действовавшем регулировании (Письмо Минобрнауки РФ от 20.07.2017 № 08-ПГ-МОН-26725).

Кроме того, отмечается, что в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1014, образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах, которые могут иметь следующую направленность:

– общеразвивающую – в них реализуется образовательная программа дошкольного образования;
– компенсирующую – реализуется адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ;
– оздоровительную – такие группы создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении;
– комбинированную – в них осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья.

По поводу педагогических работников профсоюз отметил, что право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней имеют сотрудники, работающие с детьми с ОВЗ не только в компенсирующих группах, но и в группах, находящихся в составе групп комбинированной направленности.

Продолжительность удлиненного отпуска руководителей дошкольных образовательных организаций определяется в зависимости от того, какие группы функционируют в организации. В частности:

– руководителям дошкольных образовательных организаций, в которых могут функционировать либо только группы общеразвивающей направленности, либо наряду с ними компенсирующей, оздоровительной или комбинированной направленности, предоставляется отпуск продолжительностью 42 календарных дня (п. 2 и 3 разд. I приложения к Постановлению № 466);
– руководителям организаций, непосредственно созданных только для детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) для лиц, нуждающихся в длительном лечении, предоставляется отпуск продолжительностью 56 календарных дней (п. 5 и 6 разд. I приложения к Постановлению № 466).

В общеобразовательных организациях отпуск продолжительностью 56 календарных дней предоставляется воспитателям и музыкальным руководителям дошкольных групп, работающим с обучающимися с ОВЗ и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении. При этом работа с обучающимися с ОВЗ может осуществляться также в группах комбинированной направленности.

К сведению: статус обучающегося с ОВЗ, дающий право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней, устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией. При этом исчерпывающего перечня оснований, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, не имеется, и комиссия принимает решение о выдаче заключения коллегиально с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.

Как соблюсти право учителей на полный отпуск в 2020 году?

В настоящее время в связи с предупреждением распространения коронавирусной инфекции в школах, например, переносится срок сдачи ЕГЭ и ОГЭ. Кроме того, будут переноситься:

– сроки досрочного периода сдачи экзаменов, в том числе для выпускников прошлых лет;
– срок окончания олимпиад и т. д.

Соответственно, педагогические работники с их согласия будут привлекаться к участию в этих и других мероприятиях, что может повлечь за собой изменение графиков отпусков учителей в 2020 году.

Одним из основных вопросов, возникающих у работодателей в связи со сложившейся ситуацией, является вопрос о том, как не нарушить право педагогов на ежегодный отпуск (основной удлиненный и дополнительный – например, за работу в районах Крайнего Севера), если до нового учебного года они не смогут использовать его полностью, и можно ли отказать работникам в части отпуска.

Профсоюз отметил, что в первую очередь работодателям следует руководствоваться следующими нормами Трудового кодекса:

– оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно (ст. 122 ТК РФ);
– продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском (ст. 120 ТК РФ);
– запрещено непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд (ст. 124 ТК РФ);
– очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, который обязателен как для работодателя, так и для работника. Отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время (ст. 123 ТК РФ);
– по соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней. С согласия работника допускается его отзыв из отпуска. При этом не использованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год (ст. 125 ТК РФ).

Читайте также:
Требования к составлению приказа на бухгалтера и его образец

Чтобы обеспечить выход педагогических работников на работу с начала учебного года, профсоюз предлагает работодателям два варианта:

1. Отозвать работника с его согласия из отпуска. Оформлять отзыв следует приказом работодателя.

2. Заменить часть отпуска педагога, превышающую 28 календарных дней, денежной компенсацией на основании письменного заявления работника (ст. 126 ТК РФ). При этом следует помнить, что не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам, работникам в возрасте до 18 лет, работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в соответствующих условиях.

Профсоюз также обращает внимание: такая замена означает, что за один и тот же период работнику должна производиться двойная выплата (компенсация за часть отпуска, который не будет использован, и заработная плата за период работы вместо отпуска). Для такой двойной выплаты необходим двойной фонд оплаты труда, что в бюджетных учреждениях не всегда возможно.

В обычных условиях, не связанных с эпидемиологической ситуацией, замена отпуска педагога компенсацией вряд ли возможна, так как вместо отпуска педагог должен выполнять свои должностные обязанности, которые в каникулярный период фактически выполняться не могут. Подобная замена может быть выгодна, например, в случае исполнения обязанностей отсутствующего по болезни работника, которому через три дня болезни будет выплачиваться пособие из средств ФСС, а не из средств работодателя.

Необходимости осуществлять замену части отпуска учителей в 2020 году денежной компенсацией также нет, если педагог во время отпуска выполняет работу не по занимаемой должности, а по другой (например, в оздоровительном лагере).

Обратите внимание: помимо этих двух способов, работодатель по соглашению с работником может разделить отпуск и перенести его часть на другое время или на следующий год.

Во всех случаях (перенос, отзыв, замена компенсацией) нужно будет внести изменения в график отпусков учителей в 2020 году.

Особенности использования отпусков в организациях среднего профессионального образования

Особое внимание профсоюз уделил предоставлению отпуска преподавателям, которым установлена норма рабочих часов в год. Так, в соответствии с разд. IV Приказа Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601 «Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (далее – Приказ № 1601) преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год, объем годовой учебной нагрузки определяется из расчета на 10 учебных месяцев.

При этом преподавателям этих организаций, находящимся в ежегодном основном удлиненном оплачиваемом отпуске и (или) ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске после начала учебного года в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, а также в связи с участием в период массовых отпусков в проведении ЕГЭ и ОГЭ, в приемных комиссиях, в комплектовании контингента обучающихся и в иных мероприятиях, учебная нагрузка определяется из расчета ее объема на полный учебный год с последующим применением условий ее уменьшения, предусмотренных п. 4.4 приложения 2 к Приказу № 1601.

То есть исходя из установленного на начало учебного года фактического годового объема учебной нагрузки преподавателям (в том числе находящимся в ежегодных основных удлиненных и дополнительных оплачиваемых отпусках) средняя месячная заработная плата определяется путем умножения часовой ставки преподавателя на объем годовой учебной нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев.

Часовая ставка определяется путем деления месячной ставки заработной платы на среднемесячную норму учебной нагрузки преподавателя (72 часа).

Установленная на начало нового учебного года средняя месячная зарплата выплачивается преподавателям, в том числе приступившим к работе по окончании отпуска, продолжавшегося после начала учебного года, за работу в течение последующих месяцев, а также за период очередных каникул, не совпадающий с последующим ежегодным отпуском.

В случае, когда преподаватели освобождаются от учебных занятий с сохранением за ними частично или полностью зарплаты (ежегодный и дополнительный отпуска, учебные сборы, командировка, в том числе в целях получения дополнительного профессионального образования и т. д.), в случае нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, а также в случае освобождения преподавателей от учебных занятий без сохранения заработной платы установленный им объем годовой учебной нагрузки должен быть уменьшен на 1/10 часть за каждый полный месяц отсутствия на работе и исходя из количества пропущенных рабочих дней – за неполный месяц отсутствия. При этом имеется в виду и отпуск преподавателя за прошлый год, продолжавшийся после начала нового учебного года.

Часы преподавательской работы, отработанные преподавателем сверх установленной годовой учебной нагрузки, оплачиваются дополнительно (помесячно или в конце учебного года) по часовым ставкам после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки.

В заключение отметим, что по мере принятия нормативных актов в связи с переносом различных мероприятий в образовательных учреждениях постарайтесь сразу обсудить с работниками вопросы разделения и переноса отпусков и внести соответствующие изменения в графики отпусков. Если же решить этот вопрос заранее не получится, придется воспользоваться другими вариантами, предлагаемыми профсоюзом. В любом случае действовать нужно в строгом соответствии с требованиями трудового законодательства.

Читайте также:
Прения сторон в уголовном процессе: что это такое, как происходят, образец речи, особенности

Куревина Л.,
эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Статья 335 ТК РФ. Длительный отпуск педагогических работников (действующая редакция)

Педагогические работники организации, осуществляющей образовательную деятельность, не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

Комментарий к ст. 335 ТК РФ

1. К числу трудовых прав педагогических работников отнесено право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, что предусмотрено в ст. 47 Закона об образовании.

2. Порядок и условия предоставления длительного отпуска сроком до одного года педагогическим работникам образовательных организаций, учредителем которых является Минобразования России или в отношении которых Минобразование России осуществляет полномочия учредителя, установлены в Положении о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года, утв. Приказом Минобразования России от 07.12.2000 N 3570.

3. В стаж непрерывной преподавательской работы, дающий право на длительный отпуск, засчитывается время работы в соответствующих образовательных организациях, в должностях и на условиях, предусмотренных в приложении к указанному Положению.

Продолжительность стажа непрерывной преподавательской работы устанавливается в соответствии с записями в трудовой книжке или на основании других надлежащим образом оформленных документов.

В стаж непрерывной преподавательской работы, дающий право на длительный отпуск, засчитываются:

– фактически проработанное время;

– время, когда педагогический работник фактически не работал, но за ним сохранялись место работы (должность) и заработная плата полностью или частично (в т.ч. время оплаченного вынужденного прогула при неправильном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на работе);

– время, когда педагогический работник проходил производственную практику на оплачиваемых преподавательских должностях в период обучения в образовательных организациях среднего и профессионального образования и высшего образования, аспирантуре и докторантуре;

– время, когда педагогический работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность) и он получал пособие по государственному социальному страхованию, за исключением времени, когда педагогический работник находился в частично оплачиваемом отпуске и получал пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.

4. В Положении предусмотрены случаи, когда стаж непрерывной преподавательской работы не прерывается, если перерыв в работе не превысил определенного периода.

Так, стаж не прерывается при переходе работника в установленном порядке из одного образовательного учреждения в другое, если перерыв в работе не превысил одного месяца.

Не прерывается стаж, если перерыв в работе не превысил двух месяцев, при поступлении на преподавательскую работу после увольнения с преподавательской работы по истечении срока трудового договора лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также при поступлении на преподавательскую работу после освобождения от работы по специальности в российских образовательных учреждениях за рубежом.

Если перерыв в работе не превысил трех месяцев, то стаж непрерывной работы не прерывается в следующих случаях:

– при поступлении на преподавательскую работу после увольнения из органов управления образованием в связи с реорганизацией или ликвидацией этих органов, сокращением штата, при условии, что работе в органах управления образованием предшествовала преподавательская работа;

– при поступлении на преподавательскую работу после увольнения в связи с ликвидацией образовательного учреждения, сокращением штата педагогических работников или его численности;

– при поступлении на преподавательскую работу после увольнения с преподавательской работы в связи с установлением инвалидности (трехмесячный период в этих случаях исчисляется со дня восстановления трудоспособности);

– при поступлении на преподавательскую работу после увольнения с преподавательской работы вследствие обнаружившегося несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе по состоянию здоровья (согласно медицинскому заключению), препятствующего продолжению данной работы.

Не прерывается стаж преподавательской работы при поступлении на преподавательскую работу после увольнения с военной службы или приравненной к ней службы, если службе непосредственно предшествовала преподавательская работа, а перерыв между днем увольнения с военной службы или приравненной к ней службы и днем поступления на работу не превысил трех месяцев, а также при поступлении на преподавательскую работу по окончании высшего или среднего педагогического учебного заведения, если учебе в учебном заведении непосредственно предшествовала преподавательская работа, а перерыв между днем окончания учебного заведения и днем поступления на работу не превысил трех месяцев.

Читайте также:
Бизнес-план мясного магазина, лавки, продажи мяса скачать с готовыми расчетами

Независимо от перерыва в работе стаж преподавательской работы не прерывается при поступлении на преподавательскую работу после увольнения с преподавательской работы по собственному желанию в связи с переводом мужа (жены) на работу в другую местность.

Кроме того, не прерывается стаж преподавательской работы при поступлении на преподавательскую работу после увольнения по собственному желанию в связи с уходом на пенсию.

При переходе с одной преподавательской работы на другую в связи с изменением места жительства перерыв в работе удлиняется на время, необходимое для переезда.

5. Длительный отпуск может предоставляться педагогическому работнику в любое время при условии, что это отрицательно не отразится на деятельности образовательной организации.

6. За педагогическим работником, находящимся в длительном отпуске, в установленном порядке сохраняется место работы (должность).

7. За педагогическим работником, находящимся в длительном отпуске, в установленном порядке сохраняется педагогическая нагрузка (т.е. при выходе из длительного отпуска объем учебной нагрузки остается прежним) при условии, что за это время не уменьшилось количество часов по учебным планам и программам или количество учебных групп (классов).

8. Во время длительного отпуска не допускается перевод педагогического работника на другую работу, а также увольнение его по инициативе работодателя, за исключением полной ликвидации образовательного учреждения.

9. Педагогическому работнику, заболевшему в период пребывания в длительном отпуске, длительный отпуск подлежит продлению на количество дней нетрудоспособности, удостоверенных больничным листком, или по согласованию с работодателем переносится на другой срок.

Длительный отпуск не продлевается и не переносится, если педагогический работник в указанный период времени ухаживал за заболевшим членом семьи.

10. Очередность и время предоставления длительного отпуска, продолжительность, присоединение к ежегодному оплачиваемому отпуску, возможность оплаты длительного отпуска за счет внебюджетных средств и некоторые другие вопросы определяются уставом образовательной организации.

11. Перечень должностей, работа в которых засчитывается в стаж непрерывной преподавательской работы, составляет приложение к указанному Приказу и содержит, во-первых, перечень должностей, время работы в которых засчитывается в стаж непрерывной преподавательской работы независимо от объема преподавательской работы, и во-вторых, перечень должностей, время работы в которых засчитывается в стаж непрерывной преподавательской работы при условии выполнения педагогическим работником в каждом учебном году на этих должностях преподавательской работы (как с занятием, так и без занятия штатной должности) в следующем объеме:

– не менее 150 часов – в организациях высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования;

– не менее 240 часов – в организациях среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования;

– не менее 6 часов в неделю в общеобразовательных и других образовательных организациях.

Отв. ред. Ю.П. Орловский “КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”, изд.6-е АКТУАЛИЗАЦИЯ

ОРЛОВСКИЙ Ю.П., ЧИКАНОВА Л.А., НУРТДИНОВА А.Ф., КОРШУНОВА Т.Ю., СЕРЕГИНА Л.В., ГАВРИЛИНА А.К., БОЧАРНИКОВА М.А., ВИНОГРАДОВА З.Д., 2014

Предоставление удлинённых отпусков педагогическим работникам

от 22 апреля 2020 года N 202

О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусках педагогических работников и иных работников образовательных учреждений

Приближается отпускной период, и уже сейчас руководители образовательных организаций обращаются в региональные организации Общероссийского Профсоюза образования и непосредственно в ЦС Профсоюза с вопросами об использовании до начала 2020/2021 учебного года ежегодных основных удлиненных оплачиваемых и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков в связи с перенесением сроков проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) 2020 года, основного государственного экзамена (ОГЭ), сроков проведения летней оздоровительной кампании и иными возможными изменениями, вызванными условиями по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19).

Рекомендации Общероссийского Профсоюза образования по вопросам регулирования ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков педагогических и иных работников образовательных учреждений содержат особенности применения положений ТК РФ и иных федеральных нормативных правовых актов Российской Федерации при предоставлении ежегодных основных удлиненных оплачиваемых и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом их использования полностью или частично до начала нового учебного года в случаях принятия решений об изменении с согласия работников графиков предоставления отпусков и длительности нахождения в них, вызванных условиями по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (СOVID-19).

Приложение
к письму Общероссийского
Профсоюза образования
от 22 апреля 2020 года N 202

Рекомендации Общероссийского Профсоюза образования по вопросам регулирования ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков педагогических и иных работников образовательных учреждений

В настоящих Рекомендациях даются разъяснения по применению законодательства Российской Федерации при предоставлении ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков (далее – отпуск) педагогическим работникам, а также ответы на конкретные поступающие в профсоюзные организации обращения.

Согласно информации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки срок начала основного периода единого государственного экзамена (ЕГЭ) 2020 года перенесен на 8 июня, основного государственного экзамена (ОГЭ) для выпускников 9 классов – на 9 июня. В настоящее время готовится новая редакция расписания. Будут переноситься также сроки досрочного периода сдачи экзаменов, в том числе для выпускников прошлых лет. Уже перенесен с 30 апреля на 30 июня срок окончания олимпиад. Предстоит проведение оздоровительной кампании.

Читайте также:
Статья 28.1. Ежемесячная денежная выплата инвалидам - Заполнение декларации 3-НДФЛ онлайн

К участию во всех перечисленных и иных мероприятиях могут привлекаться педагогические работники с их письменного согласия. Перенесение ранее установленных сроков проведения указанных мероприятий, вызванное условиями по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (СOVID-19), может повлечь за собой изменение графиков отпусков педагогических работников.

При предоставлении отпусков работодатели обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации.

См. Официальные документы в образовании. – 2015. – N 16. – С.35-40. – Ред.

См. Официальные документы в образовании. – 2017. – N 15. – С.11-12. – Ред.

“V. Образовательные организации, имеющие право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций, и действующие в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности (нетиповые образовательные организации)*.

1. Педагогические работннки, должности которых указаны в подразделе 2 раздела 1 номенклатуры должностей, осуществляющие обучение по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеразвивающим программам, за исключением должностей педагогических работников, указанных в пункте 5 настоящего раздела

2. Руководители, должности которых указаны в подразделе 1 раздела II номенклатуры должностей

3. Руководители, должности которых указаны в подразделе 2 раздела II номенклатуры должностей, при условии, что их деятельность связана с руководством образовательной деятельностью по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеразвивающим программам

4. Руководители, должности которых указаны в подразделе 2 раздела II номенклатуры должностей, при условии, что их деятельность связана с руководством научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью

5. Педагогические работники, должности которых указаны в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей, осуществляющие обучение по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеразвивающим программам, работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

6. Педагогические работники, должности которых указаны в разделе I номенклатуры должностей, осуществляющие обучение по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам

7. Руководители, должности которых указаны в подразделе 2 раздела II номенклатуры должностей, при условии, что их деятельность связана с руководством образовательной деятельностью по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам

Комментарий

Следует отметить, что в части 5 статьи 77 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, на которую дается ссылка в указанном законе, как и в целом в статье 77 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, предусматривается организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности, для чего в образовательных организациях могут создаваться специализированные структурные подразделения, а также действовать самостоятельные образовательные организации, имеющие право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций.

Изменения в постановление Правительства РФ от 14.05.2015 N 466 касаются самостоятельных “нетиповых образовательных организаций”, реализующих основные и дополнительные образовательные программы, обеспечивающих развитие интеллектуальных, творческих и прикладных способностей обучающихся, которые в целях обеспечения права работников на ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска не могли быть отнесены ни к одному из типов образовательных организаций или организаций, осуществляющих обучение, предусмотренных разделами I-IV приложения к постановлению Правительства РФ от 14.05.2015 N 466 “О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках”.

При принятии изменений в постановление N 466 имелись в виду следующие нетиповые образовательные организации;

– федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение “Международный детский центр “Артек” (приказ Минобрнауки России от 27.04.2015 N 427);

– федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение “Всероссийский детский центр “Орленок” (приказ Минобрнауки России от 02.02.2016 N 64);

– федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение “Всероссийский детский центр “Океан” (приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 543);

– федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение “Всероссийский детский центр “Смена” (приказ Минобрнауки России от 05.12.2016 N 1519).

В связи с тем, что Международный детский центр “Артек” и Всероссийские детские центры “Орленок”, “Океан” и “Смена” в соответствии с учредительными документами реализуют различные образовательные программы (дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, дополнительные общеразвивающие, основные профессиональные и дополнительные профессиональные программы), а также осуществляют мероприятия, направленные на отдых и оздоровление обучающихся, постановлением Правительства РФ от 07.04.2017 N 419 “О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. N 466” предусмотрен дифференцированный подход к определению продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, работающим в указанных нетиповых образовательных организациях, то есть в зависимости от образовательных программ, по которым осуществляется обучение детей, наименований структурных подразделений нетиповых образовательных организаций, в которых работают педагогические работники, руководители структурных подразделений и их заместители.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: