Правоотношения по надзору и контролю за охраной труда и соблюдением трудового законодательства

Правоотношение по надзору и контролю за охраной труда и соблюдению трудового законодательства

Субъектами данного правоотношения являются, с одной стороны, соответствующие органы надзора и контроля в лице их представителей (например, федеральная служба по технологическому надзору, федеральная служба по атомному надзору и др.), а с другой – работодатели, должностные лица их администрации.

Данные правоотношения по отношению к трудовым – длящиеся всё время их существования, и для конкретного работника основанием их возникновения является также его трудовой договор. С его заключением возникает не только трудовое, но и все сопутствующие ему организационно-управленческие правоотношения и охранительное правоотношение для данного работника. Прекращаются эти непосредственно связанные с трудовым правоотношения для данного работника с прекращением его трудового правоотношения, но они продолжают существовать по отношению к другим работникам данного производства до тех пор, пока существует это производство, поскольку с его образованием и ликвидацией связана и сфера действия на это производство указанных органов по надзору и контролю за трудовым законодательством и охраной труда.

Содержанием правоотношения являются права и обязанности его субъектов. Правоохранительный орган обязан осуществлять, согласно положению о нем, надзор и контроль за охраной труда и соблюдением трудового законодательства. А работодатель, его администрация обязаны обеспечить возможность осуществления этого надзора и контроля (допуск на производство, дача объяснений, представление документов и т.д.) и нести соответствующую ответственность перед этим органом за нарушение охраны труда, трудового законодательства.

Правоотношение по материальной ответственности сторон трудового договора за ущерб, причиненный другой стороне

Данное правоотношение может быть двух видов в зависимости от того, какая сторона нанесла вред:

■ за вред, причиненный работнику;

■ за ущерб, причиненный работником имуществу производства.

Субъекты данных правоотношений – стороны трудового отношения: работник и работодатель.

Данные правоотношения возникают только в том случае, если есть действительный вред (ущерб) от действий (бездействия) другого субъекта, что является основанием (юридическим фактом) их возникновения. Поэтому у абсолютного большинства работников таких правоотношений не бывает. Прекращаются эти правоотношения с прекращением выплаты соответствующих сумм в возмещение вреда.

Содержанием этих правоотношений является обязанность виновного субъекта возместить причиненный им вред другому субъекту.

Правоотношения по разрешению трудовых споров

Данные правоотношения могут быть, а могут и не быть у работников. У большинства работников трудовых споров не бывает, поэтому и процедурных и процессуальных правоотношений по ним не возникает.

Субъектами указанных правоотношений являются органы по рассмотрению споров (юрисдикционные органы), с одной стороны, и каждый участник трудового спора – с другой.

Основанием возникновения данных правоотношений является подача-прием заявления по трудовому спору в юрисдикционный орган. Прекращаются они вынесением данным органом решения по спору.

Содержанием их является юридическая процессуальная связь субъектов по процессу разрешения индивидуального или коллективного трудового спора, которая определяется законодательством. И в зависимости от того, нормами какой отрасли права регулируется соответствующий порядок, различают три вида процессуальных правоотношений по рассмотрению трудовых споров:

трудовые процессуальные правоотношений (в комиссии по трудовым спорам, примирительной комиссии, посредником, трудовом арбитраже);

■ гражданские процессуальные правоотношения (в суде);

■ административно-процессуальные правоотношения (в вышестоящем органе), им, как правило, предшествуют правоотношения указанных субъектов по процедуре приема заявления о споре и подготовке дела к рассмотрению.

Дидактическая единица

Тест № 1.Непосредственно связанными с трудовыми отношениями являются отношения по:

1) организации труда и управлению трудом;

2) разрешению трудовых споров;

3) материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

4) дисциплинарной ответственности сторон трудового договора;

5) надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства;

6) подчинению работника правилам внутреннего трудового распорядка.

Тест № 2. Какие отношения регулируются нормами трудового законодательства Российской Федерации:

1) отношения между заказчиком и подрядчиком по договору подряда;

2) отношения между супругами по поводу уборки жилого помещения;

3) отношения, возникающие в связи с отдыхом работника в выходные и нерабочие праздничные дни;

4) отношения, основанные на административном подчинении одной стороны другой;

5) отношения, связанные с поступлением гражданина на государственную службу;

6) отношения между акционерами и директором акционерного общества?

Тест № 3. Трудовые отношения (ТО) обладают признаками:

1) возникают в связи с применением живого труда и созданием определенных социальных благ;

2) это отношения равноправных и свободных субъектов;

3) возникают по следующим основаниям: трудовой договор; судебное решение; административный акт;

4) это возмездные отношения;

5) предполагают личное выполнение работы;

6) не предполагают включение работника в трудовой коллектив организации.

Тест № 4. Отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров:

1) только предшествуют трудовым отношениям;

2) только сопутствуют трудовым отношениям;

3) предшествуют, сопутствуют и сменяют трудовые отношения;

4) только сменяют трудовые отношения.

Тест № 5. Отношения по организации труда и управлению трудом _________ трудовым отношениям:

1) только предшествуют;

2) только сопутствуют;

3) только сменяют;

4) как предшествуют, так и сопутствуют;

5) и сопутствуют, и сменяют, и предшествуют.

Тест № 6. Новыми в трудовом праве являются институты:

1) социального партнерства;

2) прав профсоюзов в сфере труда;

3) обеспечение занятости и трудоустройства;

4) особенности регулирования труда спортсменов и тренеров.

Тест № 7. Исходя из положений Трудового кодекса РФ, трудовое право представляет собой важнейшую отрасль российского права, регулирующую при активном участии его субъектов трудовые отношения и _______ отношения:

1) другие примыкающие и тесно с ними связанные;

2) другие примыкающие и производные от них;

3) другие примыкающие и тесно с ними связанные производные от них;

4) иные непосредственно связанные с ними.

Тест № 8. Когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения:

Читайте также:
Зачем нужен общедомовой прибор учета тепла в многоквартирном доме?

1) Трудового кодекса;

2) Гражданского кодекса;

3) гражданского договора;

4) трудового договора.

Тест № 9. Трудовое право по своему характеру представляет собой _________ отрасль российского права:

Тест № 10. Критериями самостоятельности отрасли трудового права являются:

1) предмет правового регулирования;

2) метод правового регулирования;

3) система юридических источников;

4) наличие кодифицированного акта;

5) развитая наука.

Тест № 11.Трудовое отношение – это_________ отношение:

2) фактическое общественное;

Тест № 12. Трудовые отношенияотношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником _________ (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором:

1) за вознаграждение;

2) за оплату труда;

Тест № 13. Трудовые и производственные отношения _________между собой:

Тест № 14. Выступает стороной трудового отношения:

2) капитан речного корабля;

4) свободный художник;

Тест № 15. В качестве отношений, регулируемых исключительно на федеральном уровне, выступают отношения по:

1) организации труда и управлению трудом;

2) социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

3) надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства;

4) разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров;

5) расследованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Тест № 16. Непосредственно связанными с трудовыми отношениями являются отношения по:

1) организации труда и управлению трудом;

2) разрешению трудовых споров;

3) надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);

4) дисциплинарной ответственности работников;

5) материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

6) социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений по поводу установления и выплаты заработной платы.

Тест № 17.Отношения по трудоустройству у данного работодателя _______ трудовым(ые) отношениям(я):

Тест № 18. Ученические отношения_______трудовым(е)

отношениям(я):

1) только предшествуют;

2) только сопутствуют;

3) только сменяют;

4) и предшествуют, и сопутствуют, и сменяют.

Тест № 19. Отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений ______ трудовым(е) отношениям(я):

1) только предшествуют;

2) только сопутствуют;

3) только сменяют;

4) как предшествуют, так и сопутствуют.

Тест № 20.Стороны трудовых отношений:

1) юридически равны и абсолютно свободны в процессе труда;

2) экономически и юридически равны и абсолютно свободны в процессе труда;

3) юридически равны при заключении трудового договора и подчинении в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка;

4) экономически и юридически равны и подчиняются в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка.

Тест № 21. Отношения по организации труда и управлению трудом ______ трудовым(е) отношениям(я):

1) только предшествуют;

2) только сопутствуют;

3) только сменяют;

4) как предшествуют, так и сопутствуют;

5) как сопутствуют, так и сменяют;

6) и предшествуют, и сопутствуют, и сменяют.

Тест № 22. Отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда):

1) только предшествуют трудовым отношениям;

2) только сопутствуют трудовым отношениям;

3) как предшествуют, так и сопутствуют трудовым отношениям;

4) только сменяют трудовые отношения;

5) и предшествуют, и сопутствуют, и сменяют трудовые отношения.

Тест № 23. Отношения по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда______трудовым(е) отношениям(я):

1) только предшествуют;

2) только сопутствуют;

3) только сменяют;

4) как предшествуют, так и сопутствуют;

5) как сопутствуют, так и сменяют;

6) и предшествуют, и сопутствуют, и сменяют.

Тест № 24. На государственных гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права:

1) распространяется с особенностями, предусмотренными нормативными правовыми актами;

2) распространяется в полном объеме;

3) распространяется с изъятиями, предусмотренными служебным контрактом;

4) не распространяется.

Тест № 25. Трудовое правоотношение возникает с момента:

1) принятия заявления гражданина о желании стать наемным работником;

2) издание приказа руководителя организации о приеме гражданина на работу;

3) когда работник приступил к выполнению своих трудовых обязанностей;

4) подписание сторонами трудового договора.

Тест № 26. Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании:

1) записи в трудовой книжке о приеме гражданина на работу;

2) фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его надлежащего представителя;

Постановление Правительства РФ от 21 июля 2021 г. N 1230 “Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права”

В соответствии со статьей 353 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. N 875 “Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 37, ст. 4995);

постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2015 г. N 701 “О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 30, ст. 4586);

постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2016 г. N 1213 “О внесении изменения в пункт 10 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 48, ст. 6773);

пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2017 г. N 197 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 9, ст. 1361);

Читайте также:
Бессрочное и пожизненное право на владение земельным участком

постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2017 г. N 1080 “О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 38, ст. 5618);

постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. N 1409 “О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 48, ст. 7233);

постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2018 г. N 134 “О внесении изменений в приложение к Положению о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 9, ст. 1386);

постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2018 г. N 530 “О внесении изменения в подпункт “б” пункта 10 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 19, ст. 2752);

постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1914 “О внесении изменения в пункт 13 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 1, ст. 98).

3. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Плановые проверки в области федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведение которых запланировано на 2021 год и дата начала которых наступает позднее даты вступления в силу настоящего постановления, подлежат проведению в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до 1 июня 2023 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 июля 2021 г. N 1230

Положение
о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее – государственный контроль (надзор).

2. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе оценка соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда.

3. Государственный контроль (надзор) осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда) (далее – территориальные органы).

4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), являются:

а) руководитель Федеральной службы по труду и занятости – главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;

б) руководитель структурного подразделения Федеральной службы по труду и занятости, на которое возложены функции по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), – главный государственный инспектор труда, его заместители;

в) начальник отдела структурного подразделения Федеральной службы по труду и занятости, на которое возложены функции по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), – главный государственный инспектора труда, его заместитель;

г) главный государственный инспектор труда, старший государственный инспектор труда, государственный инспектор труда отдела структурного подразделения Федеральной службы по труду и занятости, на которое возложены функции по организации и осуществлению государственного контроля (надзора);

д) руководитель территориального органа – главный государственный инспектор труда в субъекте Российской Федерации, его заместители;

е) руководители структурных подразделений соответствующих территориальных органов – главные государственные инспектора труда, их заместители;

ж) главный государственный инспектор труда, старший государственный инспектор труда, государственный инспектор труда соответствующих территориальных органов.

5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:

а) руководитель Федеральной службы по труду и занятости – главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;

б) руководитель территориального органа – главный государственный инспектор труда в субъекте Российской Федерации, его заместители.

6. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора), применяются положения Федерального закона “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” (далее – Закон о контроле (надзоре) и статьи 353 и 354 – 365 Трудового кодекса Российской Федерации.

7. Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по государственному контролю (надзору) в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей и другими организациями.

8. Объектом государственного контроля (надзора) (далее – объект контроля) являются:

а) деятельность, действия (бездействие) работодателей – юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей – физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками, и иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее – контролируемые лица);

Читайте также:
Ответственность работодателя за непредоставление отпуска работнику

б) деятельность организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда.

9. Учет объектов контроля осуществляется Федеральной службой по труду и занятости в соответствии с положениями Закона о контроле (надзоре) посредством использования автоматизированной системы управления контрольно-надзорной деятельностью в сфере труда. Обновление данных об объектах контроля в указанной информационной системе осуществляется на постоянной основе посредством ее взаимодействия с Единым государственным реестром юридических лиц и Единым государственным реестром индивидуальных предпринимателей.

II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора)

10. При осуществлении государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

11. Федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы при осуществлении государственного контроля (надзора) относит объекты контроля, предусмотренные подпунктом “а” пункта 8 настоящего Положения, к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее – категории риска):

б) значительный риск;

г) умеренный риск;

12. Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска согласно приложению.

13. Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется:

решением руководителя Федеральной службы по труду и занятости – главного государственного инспектора труда Российской Федерации, его заместителями – при отнесении объекта контроля к категории высокого риска;

решением руководителя территориального органа – главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации, его заместителями – при отнесении объекта контроля к категориям значительного, среднего и умеренного риска.

В случае если объект контроля не отнесен к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.

Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется ежегодно, до 1 июля текущего года, для ее применения в следующем календарном году. Сведения об объектах контроля с присвоенной им категорией риска размещаются на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости (в отношении высокой категории риска) и ее территориальных органов (в отношении категорий значительного, среднего и умеренного риска) в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

Контролируемое лицо вправе подать в Федеральную службу по труду и занятости или ее территориальный орган заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности в случае ее соответствия иной категории риска.

14. При поступлении сведений о соответствии объекта контроля иной категории риска либо об изменении критериев риска соответствующим должностным лицом, указанным в пункте 13 настоящего Положения, в течение 5 рабочих дней со дня поступления таких сведений принимается решение об изменении категории риска указанного объекта контроля.

Решение об изменении категории риска на более низкую категорию принимается на основании заявления контролируемого лица должностным лицом, которым ранее соответствующий объект контроля был отнесен к категории риска, с направлением указанного решения, документов и сведений, на основании которых оно было принято, в орган, уполномоченный на отнесение объекта контроля к соответствующей (более низкой) категории риска.

Решение об отнесении деятельности контролируемого лица к более высокой категории риска принимается должностными лицами Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов, уполномоченными на отнесение объекта контроля к соответствующей (более высокой) категории риска.

15. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска:

в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, выездная проверка проводится один раз в 2 года;

в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, выездная проверка проводится один раз в 3 года;

в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, выездная проверка проводится один раз в 5 лет;

в отношении объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска, выездная проверка проводится один раз в 6 лет.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.

III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

16. При осуществлении государственного контроля (надзора) могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:

Статья 353 ТК РФ. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Комментарии к ст. 353 ТК РФ

1. Комментируемая статья в общем виде устанавливает перечень органов, уполномоченных на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В частности, в соответствии с действующими федеральными законодательными и иными нормативными правовыми актами, включая положения комментируемой и других статей гл. 57 ТК, полномочия по осуществлению от лица государства надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, возложены на органы надзора и контроля общей компетенции (органы прокуратуры, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ), а также на специализированные федеральные органы исполнительной власти, создаваемые исключительно для осуществления надзора и контроля в установленной сфере деятельности.

2. В структуре федеральной исполнительной власти федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на осуществление функции по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) (подп. “а” п. 4 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти”), которая наряду с указанными полномочиями осуществляет функции по контролю и надзору в сфере занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Читайте также:
Cумма начисленного очередного отпуска + страховые взносы учитывается на счете 96

В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324, Роструд осуществляет следующие полномочия (извлечение) (п. п. 5.1 – 7 – не приводятся).

См. также: Административный регламент Федеральной службы по труду и занятости исполнения государственной функции по надзору за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 18 января 2008 г. N 18н; Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по содействию в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2008 г. N 230н; Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 17 марта 2008 г. N 125н.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости, а также Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 156 “Вопросы Федеральной службы по труду и занятости” Роструд осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои специализированные территориальные органы по надзору и контролю в установленной сфере деятельности (государственные инспекции труда в субъектах РФ), образуя вместе с ними единую централизованную систему государственных органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, – федеральную инспекцию труда (см. комментарий к ст. ст. 354 – 365 ТК).

3. Наряду с федеральной инспекцией труда государственный надзор и контроль за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций надзора и контроля в установленной сфере деятельности. К этим органам, в частности, относятся Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (см. комментарий к ст. ст. 366, 367, 369 ТК) и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (см. комментарий к ст. 368 ТК).

4. Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ (см. ст. 216 ТК и комментарий к ней).

От лица государства контроль за соблюдением трудового законодательства указанными органами осуществляется в отношении состоящих в их ведении организаций. Осуществление данной функции является частью их управленческой деятельности и не предполагает формирования специализированных служб, наделенных специальными полномочиями по предъявлению работодателям обязательных для исполнения требований и привлечению должностных лиц, виновных в допущенных правонарушениях, к ответственности в соответствии с действующим законодательством. Порядок организации и осуществления указанными органами контрольной деятельности определяется решениями соответствующих органов исполнительной власти, уставами муниципальных образований.

5. Государственный прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом “О прокуратуре Российской Федерации”.

Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

В целях обеспечения верховенства законов, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, за соблюдением указанными лицами прав и свобод человека и гражданина.

При осуществлении надзорной деятельности должностные лица органов прокуратуры вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов и организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов и организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;

проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной ответственности (дисциплинарной, материальной).

В случае установления факта нарушения трудовых прав граждан прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий указанные права граждан, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо вносит в орган или должностному лицу, полномочным устранять допущенные нарушения, представление об устранении нарушений закона.

Читайте также:
Кредит под залог квартиры: где взять ссуду наличными, как заложить недвижимость, условия банков, как оформить

Протест прокурора на противоречащий закону правовой акт либо акт, нарушающий права человека и гражданина, подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления.

Правоотношения по надзору и контролю за охраной труда и соблюдением трудового законодательства

line01

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

НАДЗОРА В СФЕРЕ ТРУДА

Плановые проверки проводятся государственными инспекторами труда на основании разрабатываемых в соответствии с полномочиями федеральной инспекции труда ежегодных планов не чаще, чем один раз в 3 года.
В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

а) истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

б) поступление в федеральную службу по труду и занятости:

  • обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов

государственной власти (должностных лиц федеральной службы по труду и занятости труда и других федеральных органов исполнительной
власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств
массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших
возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

  • обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации;

в) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по труду и занятости или государственной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении работодателей – субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений государственных инспекторов труда, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем Федеральной службы по труду и занятости или государственной инспекции труда, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий – не более чем на 15 часов.

При осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда государственные инспекторы труда имеют право:

а) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать работодателей в целях проведения их проверки;

б) запрашивать у работодателей и их представителей, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

в) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составляют соответствующий акт;

г) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

д) предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований в сфере труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

е) направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации юридических лиц (организаций) или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

ж) выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

з) запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

и) составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

к) выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении обязательных требований в сфере труда, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

По результатам проверки государственный инспектор труда составляет акт проверки по установленной форме.

Руководитель Федеральной службы по труду и занятости и руководители государственных инспекций труда отменяют решения, вынесенные государственными инспекторами труда с нарушениями требований к их организации и проведению, установленных законодательством Российской Федерации.

Решения государственных инспекторов труда, вынесенные по результатам проверки, могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.

Проверки Роструда: новое Положение

В статье мы проанализируем новое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Разъясним, какие новшества оно привнесло в деятельность ГИТ и что необходимо учитывать в работе специалистам по охране труда.

Читайте также:
Понижающий коэффициент для военных пенсионеров - в 2022 году, что такое, когда отменят

ПОЧЕМУ ПОТРЕБОВАЛОСЬ МЕНЯТЬ ПОЛОЖЕНИЕ?

Мы продолжаем раскрывать тему реформы контрольно-надзорной деятельности, начатую в прошлом номере[1]. В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства ведет ГИТ. Положение об этом виде контроля утверждает Правительство. С 1 июля 2021 года действует Федеральный Закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ[2], поэтому правительству пришлось разработать новое Положение о проведении проверок ГИТ. С 23 июля 2021 года ГИТ применяет новое Положение[3] взамен прежнего[4]. Старое Положение действовало почти 9 лет, новому Положению отведен срок менее 2 лет.

Документом установлено, что предметом контроля и надзора является соблюдение нанимателями норм трудового законодательства, включая законодательство в сферах СОУТ и обеспечения доступности специальных рабочих мест и условий труда для инвалидов. Контролирующим органом по-прежнему является Роструд и его подразделения.

На контрольно-надзорные правоотношения распространяются нормы недавно вступившего в силу Федерального закона № 248-ФЗ, а также положения ст. 353-365 ТК РФ.

Как и раньше, полномочия федеральной инспекции труда закреплены в разделе II Положения о Роструде[5]. Основные права и обязанности государственных инспекторов труда приведены в пп. 6, 8 Административного регламента[6].

Полномочия государственных инспекторов труда в сфере рассмотрения дел об административных правонарушениях предусмотрены ст. 23.12 КоАП РФ.

Разберемся, изменится ли наша работа в плане взаимодействия с ревизорами. А если изменится, то как?

Обратите внимание

Организация, проведение и оформление результатов проверок, иных контрольных (надзорных) мероприятий, не завершенных до 1 июля 2021 г., осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок, мероприятий (ч. 8 ст. 98 Федерального закона № 248-ФЗ). Следовательно, такие проверки осуществляются согласно требованиям, установленным Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ[7].

ЧТО ПОМЕНЯЛОСЬ И ПОМЕНЯЛОСЬ ЛИ?

Новым Положением актуализирован предмет контроля

Согласно новому Положению предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о СОУТ, иных НПА, содержащих нормы трудового права, в том числе оценка соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда.

Старое Положение ограничивало предмет плановых проверок проверочными листами.

Новое Положение определило объектами госконтроля:

• деятельность, действия (бездействие) работодателей — юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей — физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками, и иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — контролируемые лица);

• деятельность организаций, осуществляющих проведение СОУТ.

Акцентируем внимание специалистов и ответственных лиц, у которых под контролем трудятся люди с ограниченными возможностями здоровья, на второй части определения, поскольку охрана труда инвалидов для многих вещь не понятная.

РЕЗЮМЕ

Изучите и осмыслите новое Положение о проверках в сфере труда. Доведите информацию о новшествах или отсутствии таковых до своих коллег и совместно скорректируйте работу по исполнению обязательных требований и выстраиванию взаимоотношений с Рострудом и ГИТ.

[1] См. в статье: Подберезина С. Г. Новый закон о госконтроле: что изменится после 1 июля 2021 года// Санэпидконтроль. Охрана труда. — 2021. — № 4. — С. 11–23.

[2] Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ (в ред. от 11 июня 2021 г.) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»; далее – Федеральный закон № 248-ФЗ.

[3] Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2021 г. № 1230; далее — новое Положение.

[4] Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875; далее — старое Положение.

[5] Положение о Федеральной службе по труду и занятости, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324.

[6] Административный регламент осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Приказом Роструда от 13 июня 2019 г. № 160.

[7] Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (в ред. от 11 июня 2021 г.) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

С. Г. Подберезина, эксперт, консультант по ОТ, главный редактор журнала «Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 5, 2021.

Юридические отношения, непосредственно связанные с трудовыми правоотношениями

Ст. 1 ТК РФ относит к иным, непосредственно связанным с трудовыми, отношения по:

    • организации труда и управлению трудом;
    • трудоустройству у данного работодателя;
    • профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
    • социальному партнерству , ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
    • участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
    • материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
    • государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
    • разрешению трудовых споров ;
    • обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.
    Правоотношения по организации труда и управлению трудом

    Правоотношения по организации труда и управлению трудом

    1) направлены на:

      1. улучшение организации и условий труда;
      2. участие работников, их представителей в управлении организа­цией в сфере труда.

      2) складываются:

        • между работодателем и администрацией работодателя;
        • между администрацией и работниками

        Правоотношения по организации труда и управлению трудом возникают в ходе реализации обязанности работодателя организовать труд работников и обеспечить всеми средствами, необходимыми для выполнения трудовой функции в условиях безопасности труда, а также обеспечивать участие работников в управлении организацией.

        Правоотношения по участию работников в управлении производством складываются между работниками непосредственно, т.е. между трудовым коллективом, или представителями работников с работодателем, администрацией работодателя. Представительный орган работников вправе в установленных законом или коллективным договором случаях давать свое мотивированное мнение по вопросам организации труда и управления производством, проводить с работодателем консультации по принятию локальных нормативных актов, получать информацию, затрагивающую интересы работников, участвовать в разработке и принятии коллективных договоров, вносить предложения по совершенствованию работы организации

        Правоотношения по социальному партнер­ству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений

        Правоотношения по социальному партнерству, ведению коллек­тивных переговоров, заключению коллективных договоров и согла­шений

        направлены на:

          • установление условий и оплаты труда работ­ников;
          • охрану и безопасность их труда;
          • занятость;
          • защиту коллек­тивных интересов работников и другие важнейшие вопросы.

          Правовую основу для развития правоотно­шений по социальному партнерству, включая ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений, составляют:

            • ТК РФ, посвященная социальному партнерству;
            • Федеральный закон от 12 января 1996 г. №10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”;
            • Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. №156-ФЗ “Об объединениях работодателей”;
            • Федеральный закон от 1 мая 1999 г. №92-ФЗ “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”;
            • за­коны субъектов РФ;
            • иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

            Эти правоотношения возникают по инициативе любой из сто­рон (работников или работодателей), от их имени выступают пред­ставители в связи с необходимостью разработки, обсуждения и при­нятия как коллективного договора, так и соглашений, заключае­мых на различном их уровне. Нормы о представителях закреплены в ст. 29-34 ТК РФ.

            Правоотношения по социальному партнерству, ведению коллек­тивных переговоров, заключению коллективных договоров и согла­шений возникают, как правило, при обращении профсоюзного ко­митета организации к работодателю о проведении коллективных пе­реговоров и заключению коллективного договора. Но инициировать коллективные переговоры, заключение коллективного договора или соглашения могут в равной мере как представители работников, так и представители работодателей.

            Правоотношения по участию работ­ников и профессиональных союзов в установлении условий труда и при­менении трудового законодательства

            Правоотношения по участию работ­ников и профессиональных союзов в установлении условий труда и при­менении трудового законодательства

            1) складываются в предусмотренных законом слу­чаях между

              • работниками, представляемыми профсоюзами, и работодателями (их представителями).

              2) направлены на

                • установление условий тру­да и применение трудового законодательства.

                Ст. 371 ТК РФ устанавливает, что работодатель принимает с учетом мнения профсоюзного органа решения, которые могут касаться установления условий труда и применения трудового законодательства (ст. 73, 82, 99, 105, 113, 123, 135 ТК РФ и др.).

                Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников (ст. 372 ТК РФ).

                Кроме того, установлено, что локальные нормативные акты, со­держащие нормы трудового права, принятые без учета мнения пред­тавительного (профсоюзного) органа не подлежат применению (ст. 8 ТК РФ).

                У профсоюзного органа данные правоотношения возникают с момен­та его избрания и продолжаются до прекращения его полномочий.

                Правоотношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников

                Правоотношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников у данного работодателя обыч­но сопутствуют трудовым правоотношениям, но могут им и предше­ствовать.

                Вопросы профессиональной подготовки, переподготов­ки и повышения квалификации нашли свое закрепление в разд. IX ТК РФ (гл. 31 и 32).

                В ст. 198 ТК РФ установлены два вида уче­нических договоров, заключаемых работодателем — юридическим лицом (организацией):

                  1. с работником данной организа­ции на профессиональное обучение и переобучение без отрыва или с отрывом от работы;
                  2. с лицом, ищущим работу , заклю­чается ученический договор на профессиональное обучение.

                  На учеников, независимо от вида заключенного ученического догово­ра, распространяется трудовое законодательство, включая законо­дательство об охране труда, т.е. все указанные ученики пользуются трудовыми правами и несут все обязанности, в том числе подчине­ние правилам внутреннего трудового распорядка. Ученический до­говор прекращается по окончании срока обучения или по основа­ниям, предусмотренным этим договором.

                  Содержание рассматриваемого правоотношения составляют пра­ва и обязанности его сторон:

                    • работо­дателя – обеспечить работнику возможность обучения по подго­тавливаемой специальности, квалификации, определенной в догово­ре;
                    • работника – пройти обучение, овладеть в установленный договором срок необходимой специаль­ностью, квалификацией и в соответствии с ними проработать в те­чение срока, установленного в ученическом договоре.

                    Если при заключении трудового договора его стороны достигли соглашения, например, о повышении квалификации работником до начала работы, то работодатель направляет работника на такое по­вышение квалификации. Возникающее в этом случае правоотноше­ние также предшествует трудовым правоотношениям. Но чаще все­го правоотношения по повышению квалификации, переподготовке возникают между работодателем и работником, т.е. лицами, которые уже состоят в трудовом правоотношении. Основанием возникнове­ния этих правоотношений, связанных с трудовыми, служит договор, дополняющий трудовой договор, в связи с чем работник распоряже­нием работодателя направляется на указанные виды обучения, осу­ществляемые в различных формах. В данном случае правоотноше­ние сопутствует трудовым правоотношениям.

                    Правоотношения по надзору и контролю за соблюдением трудово­го законодательства

                    Правоотношения по надзору и контролю за соблюдением трудово­го законодательства непременно сопутствуют тру­довым правоотношениям. Соблюдение трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и обеспечение безопас­ности труда, условий, отвечающих требованиям охраны и гигиены труда, являются, согласно ст. 22 ТК РФ, важнейшими обязанностя­ми работодателя (его органов управления и должностных лиц орга­низации).

                    В указанных правоотношениях работо­датели-юридические лица (организации), их органы управления, руководители и др., а также работодатели-физические лица вы­ступают как обязанные субъекты.

                    Высший контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется на территории России Генеральным проку­рором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

                    Государственный надзор и контроль за соблюдением трудово­го законодательства и иных нормативных правовых актов, содер­жащих нормы трудового права всеми работодателями на террито­рии РФ осуществляет Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) (по формулировке ТК РФ – федеральная инспекция труда – ст. 354) .

                    Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах про­мышленности наряду с Рострудом реализу­ют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

                    Все они действуют в соответствии с федеральными нормативны­ми правовыми актами.

                    На профсоюзах, их органах и создаваемых ими инспекциях лежит профсоюзный (общественный) контроль (гл. 58 ТК РФ).

                    Все указанные органы, уполномоченные осуществлять над­зор и контроль за соблюдением трудового законодательства, в на­званных правоотношениях выступают в качестве управомоченных субъектов.

                    Правоотношения по надзору и контролю являются длящимися. Они могут возникать со времени начала деятельности работодате­ля.

                    Содержание правоотношений по надзору и контролю за соблю­дением законодательства по охране труда составляют права и обя­занности их субъектов по обеспечению условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также дейст­вия по восстановлению прав и законных интересов отдельных работ­ников и их коллективов, нарушенных неправомерными действиями работодателя (руководителя и др.), а также в связи с их привлечени­ем к ответственности (ст. 362, 419 ТК РФ).

                    Правоотношения по рассмотрению трудовых споров

                    Правоотношения по рассмотрению трудовых споров являются « фа­культативными спутниками » трудовых правоотношений, а также рас­сматриваются как вытекающие из трудовых правоотношений.

                    Тру­довые споры в зависимости от сторон (участников) и предмета спо­ра подразделяются на

                    Субъекты правоотношений по рассмотрению индивидуально­го трудового спора:

                      1. работник;
                      2. работо­датель;
                      3. органы, уполномоченные рассматривать эти споры.

                      Орга­ном по рассмотрению индивидуальных трудовых споров является:

                        • КТС (комиссия по трудовым спорам), создаваемая непосредствен­но у работодателя;
                        • суд.

                      Основанием возникновения правоотношения по рассмотрению индивидуального трудового спора является обращение заинтересо­ванного работника с иском (заявлением) в КТС или суд для защиты нарушенного, по его мнению, права, если работник и работодатель не урегулировали возникшие между ними разногласия путем пере­говоров. Как неурегулированное разногласие оно может перерасти в индивидуальный трудовой спор с момента обращения работника в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

                      Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС регулируется ТК РФ (ст. 381-390), а в суде — гражданским процессуальным зако­нодательством и, лишь частично, ТК РФ (ст. 391-397).

                      Субъектами правоотношений по рассмотрению коллективных трудовых споров являются:

                      1. участники данного спора: работники и работодатель (их представители),;
                      2. действующие на этапах примирительной процедуры примирительная комиссия, посредник и (или) трудовой арбитраж.

                      Порядок разрешения этих споров уста­новлен в ТК РФ (ст. 398-418). Указанные правоотношения являются процессуальными право­отношениями, имеют длящийся характер и продолжаются весь пе­риод времени рассмотрения этих споров.

                      Трудовые отношения, возникающие в результате избрания на должность или по конкурсу

                      Трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции (ст. 17 ТК РФ).

                      Факт избрания на должность , подтвержденный протоколом о результатах голосования, отраженных в протоколе, должен быть подтвержден трудовым договором, отражающим, что избрание означает обязанность выполнения работником в последующем определенной трудовой функции. Заключению трудового договора предшествует избрание на должность деканов факультетов, заведующих кафедрами, президентов акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью.

                      Трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если трудовым законодательством или иными нормативно-правовыми актами созданы нормы трудового права или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности (ст. 18 ТК РФ).

                      Перечень должностей, которые должны замещаться по конкурсу, может определяться законом, иным нормативно-правовым актом или уставом организации.

                      Как правило, по конкурсу проводится замещение научно-педагогических должностей в высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах. Согласно ст. 332 ТК РФ, конкурс на замещение научно-педагогических должностей проводится один раз в пять лет. Он организуется и проводится в соответствии с положением, определяющим порядок замещения соответствующих должностей.

                      Статья 353 ТК РФ. Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (действующая редакция)

                      Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда.

                      Предметом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

                      Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, регулируются законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.

                      Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждается Правительством Российской Федерации.

                      Комментарий к ст. 353 ТК РФ

                      1. Как отмечают исследователи, контроль относится к числу объективно необходимых явлений общественной жизни (см.: Бессарабов В.Г. Правовая природа и назначение государственного контроля // Правовое регулирование государственного контроля. М., 2012. С. 23) и может быть определен как проверка качества управленческой деятельности посредством сопоставления фактически достигнутого уровня промежуточных или конечных результатов и уровня, установленного решениями, постановлениями, нормами и другими нормативными документами (см.: Общая теория управления: Курс лекций. М., 1994. С. 201).

                      Традиционно выделяются государственный и общественный контроль. Государственный контроль – это деятельность государства в лице уполномоченных им органов по проверке соблюдения законодательства и иных нормативных правовых актов, по использованию средств и собственности, по оценке целесообразности управленческих решений, связанных с проведением государственной, экономической, социальной и экологической политики и затрагивающих интересы граждан, юридических лиц, субъектов РФ и Российской Федерации в целом, а также по устранению и предупреждению различных правонарушений (см.: Бессарабов В.Г. Указ. соч. С. 53).

                      Контрольная функция исполнительной власти представляет собой сложную и неоднородную юридическую конструкцию, внутри которой используются термины “контроль” и “надзор”.

                      Термин “контроль” употребляется для тех отношений, в которых присутствует подчиненность, и используется тогда, когда его субъекты находятся внутри самой системы исполнительной власти.

                      Надзор осуществляется по отношению к неподчиненным гражданам и организациям.

                      К органам государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, относятся следующие.

                      Прокуратура РФ, осуществляющая государственный надзор за исполнением законодательства на территории РФ в соответствии с Законом о прокуратуре.

                      Прокуратура РФ – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

                      Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

                      В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет:

                      – надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

                      – надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

                      – надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

                      – надзор за исполнением законов судебными приставами;

                      – надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

                      – уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

                      – координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

                      – возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и другими федеральными законами.

                      Предметом надзора, в частности, являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

                      – соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

                      При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иных государственных органов.

                      Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (ст. 21 Закона о прокуратуре).

                      Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

                      – по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

                      – требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов: представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

                      – вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

                      Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

                      Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными, вносит представление об устранении нарушений закона.

                      Должностные лица органов обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

                      Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

                      Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

                      При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

                      Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

                      Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

                      В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

                      Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

                      Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

                      В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, – руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

                      В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

                      2. Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.04.2004 N 156 “Вопросы Федеральной службы по труду и занятости” Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

                      Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы.

                      3. Помимо Федеральной службы по труду и занятости, вопросами охраны труда, здоровья и безопасности лиц, работающих в конкретных отраслях экономики, занимаются федеральные органы исполнительной власти по надзору. К ним могут быть отнесены:

                      – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), образованная Указом Президента РФ от 20.05.2004 N 649 “Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти”. Ее правовой статус определен Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401;

                      – Государственный санитарно-эпидемиологический надзор – осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.

                      Государственный надзор осуществляют следующие органы:

                      а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы;

                      б) Федеральное медико-биологическое агентство и его территориальные органы – в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

                      в) структурные подразделения Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления специальных программ Президента РФ и Управления делами Президента РФ соответственно в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения в пределах своей компетенции – Положение о Федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476.

                      4. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в т.ч. государственного контроля в подведомственных органам местного самоуправления организациях (ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”).

                      Минэкономразвития России Приказом от 30.04.2009 N 141 “О реализации положений Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” утвердил типовую форму заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.

                      Органы прокуратуры осуществляют учет проводимых органами государственного контроля (надзора) внеплановых выездных проверок, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок (ч. 19 ст. 10 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей).

                      Отв. ред. Ю.П. Орловский “КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”, изд.6-е АКТУАЛИЗАЦИЯ

                      ОРЛОВСКИЙ Ю.П., ЧИКАНОВА Л.А., НУРТДИНОВА А.Ф., КОРШУНОВА Т.Ю., СЕРЕГИНА Л.В., ГАВРИЛИНА А.К., БОЧАРНИКОВА М.А., ВИНОГРАДОВА З.Д., 2014

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: