Поставщиков по госконтрактам обяжут раскрывать данные о субподрядчиках

Гособоронзаказ: границы кооперации

Одно из последствий пандемии – увеличилось количество случаев государственно-частного сотрудничества в сферах госзакупок и гособоронзаказа. И если при госзакупках юрлицо может стать поставщиком, только выразив соответствующее волеизъявление, то в случае гособоронзаказа производители и официальные дистрибьюторы нередко неожиданно обнаруживают себя участниками кооперации исполнителя по госконтракту. А это, в свою очередь, влечет дополнительные обязанности. Разберемся, при каких условиях компания входит в кооперационную цепь.

Ситуация

Юрлицо является поставщиком строительных товаров и, как это часто бывает, не выпускает их, а закупает напрямую у производителя. Оно давно на рынке, имеет сформировавшиеся деловые связи, которые выражаются в том, что есть вполне устоявшийся пул постоянных клиентов.

Один из таких клиентов, размещая заказ на поставку очередной партии товара, сообщил, что приобретает его для целей выполнения гособоронзаказа, и настойчиво просил юрлицо-поставщика открыть отдельный счет в определенном банке.

Поставщик задумался: входит ли он в состав кооперации головного исполнителя и распространяются ли поэтому на него требования Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон о ГОЗ), если он не вступает в договорные отношения непосредственно с самим головным исполнителем или исполнителем, так как его покупателем является субподрядчик? Если да, то входит ли и производитель, у которого приобретается продукция для последующей реализации, в кооперацию, поскольку он также продает юридическому лицу – поставщику товары, которые тот в свою очередь поставит для целей исполнения госконтракта?

Условия кооперационной цепи

Гособоронзаказ – это задание на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для обеспечения обороны и безопасности страны. Для его выполнения заключается государственный контракт, причем со стороны Российской Федерации выступают Минобороны России, Росатом или Роскосмос, именуемые госзаказчиком, а со стороны исполнителя – российское юрлицо, именуемое головным исполнителем.

Так как речь идет об обороне и безопасности страны, предметом госконтракта часто выступает строительство особого объекта, изготовление сложных вещей или поставка товаров, которых не найти в магазине шаговой доступности. Головной исполнитель нередко не может выполнить госконтракт в одиночку, ему нужны субподрядчики. На этот случай законодатель дал ему право привлекать субподрядчиков, которые именуются исполнителями.

В свою очередь, исполнители вправе обращаться к своим субподрядчикам, тоже именуемым исполнителями. И головной исполнитель, и исполнитель могут привлекать субподрядчиков на основании заключаемых с ними договоров, предметы которых должны быть непосредственно связаны с выполнением ГОЗ. Например, предметом гособоронзаказа является строительство объекта, предметом договора с субподрядчиком – поставка материалов для строительства.

С момента привлечения головным исполнителем субподрядчика, то есть исполнителя, возникает кооперация головного исполнителя. Субподрядчики исполнителей также в нее входят.

По Закону о ГОЗ главные критерии для вхождения в кооперацию – наличие договора с головным исполнителем или исполнителем и непосредственная связь предмета этого договора с выполнением гособоронзаказа.

  • осуществление расчетов по госконтракту и договорам, заключенным для целей выполнения гособоронзаказа, только с использованием отдельного счета (подп. 7 п. 1, подп. 7 п. 2 ст. 8);
  • соблюдение режима использования отдельного счета (подп. 5 п. 1, подп. 5 п. 2 ст. 8);
  • ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по договору, заключенному в рамках выполнения гособоронзаказа;
  • соблюдение запрета на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией) (подп. 1 п. 3 ст. 8);
  • соблюдение запрета на установление экономически, технологически и (или) иным образом необоснованной цены на продукцию, поставляемую госзаказчику или головному исполнителю, исполнителю, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке (подп. 2 п. 3 ст. 8).

О режиме использования отдельного счета

  • перечислены только исполнителям (субподрядчикам исполнителей), входящим в кооперацию, в рамках исполнения заключенных между ними договоров;
  • списаны при осуществлении операций, прямо указанных в ст. 8.3 Закона о ГОЗ.
Читайте также:
ПФР Нижег.ская область, Варнавинский район, п. Варнавино, Нагорная ул., 7: официальный сайт, адрес, телефоны, часы работы

В распоряжение владельца отдельного счета денежные средства поступают после того, как банк получил подтверждение от госзаказчика об исполнении госконтракта.

Звенья кооперации


Закон о ГОЗ не дает четкого ответа на вопрос, сколько звеньев субподрядной цепи, начиная с головного исполнителя, образуют кооперацию.

В части определения понятия кооперации закон говорит следующее: кооперация головного исполнителя – это совокупность взаимодействующих лиц, участвующих в поставках продукции по гособоронзаказу в рамках сопровождаемых сделок (госконтракт и все договоры, заключенные в целях его исполнения между участниками кооперации). В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий госконтракт с госзаказчиком, исполнители, заключающие договор с головным исполнителем, и исполнители, заключающие договоры с исполнителями.

Таким образом, исходя из буквального содержания закона, кооперация ограничивается тремя звеньями, иначе должны были бы упоминаться последующие звенья.

С одной стороны, логично. Но логика в данном случае «обратная»: если не ограничить число звеньев, то в кооперацию по умолчанию войдут все лица, задействованные вплоть до производства товара и поставки сырья (материалов, оборудования) для производства такого товара, поскольку эти действия осуществляются для целей исполнения госконтракта. Как следствие, головной исполнитель бóльшую часть времени тратил бы не на исполнение госконтракта, а на сбор информации об исполнителях, входящих с ним в кооперацию (подп. 8 п. 1, подп. 8 п. 2 ст. 8 Закона о ГОЗ). При этом отследить всю цепочку до самого последнего звена, не имея властно-распорядительных полномочий, довольно трудно: головной исполнитель и исполнители вправе запрашивать сведения у нижестоящих исполнителей о лицах, с которыми у них заключены договоры для целей исполнения госконтракта, однако у них нет полномочий по проверке полноты и достоверности таких сведений.

С другой стороны, если следовать духу и целям Закона о ГОЗ, то можно предположить, что законодатель имел в виду тотальный контроль за составом лиц, участвующих в исполнении госконтракта. Очевидно, что сферы обороны и безопасности страны важны для любого государства. Кроме того, поддержание обороны и безопасности на должном уровне затратно. С учетом того, что любое адекватное государство постоянно поддерживает свою безопасность и оборонительные функции, его желание получить результат гособоронзаказа надлежащего качества и не переплачивая также выглядит здравым.

Для этих целей законодательством РФ предусмотрены запреты на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с производством (реализацией), и на установление необоснованных цен на товары, поставляемые участникам кооперации, а также введено госрегулирование цен на продукцию по гособоронзаказу (гл. 4 Закона о ГОЗ; Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»). Для контроля за расчетами по госконтракту применяются единая информационная система по гособоронзаказу и режим использования отдельных счетов, только с использованием которых осуществляются расчеты по госконтракту и по договорам между членами кооперации (п. 11 ст. 3, п. 2 ст. 8.2, ст. 8.3, 8.4 Закона о ГОЗ). Чтобы обеспечить возможность контролировать расчеты по госконтракту, введена обязанность для головного и иных исполнителей использовать для расчетов отдельные счета.

С учетом этих обстоятельств не исключено, что контролирующие органы могут придерживаться более широкого толкования границ кооперации. В таком случае их позиция будет понятна.

Тем не менее, по нашему мнению, отвечая на вопрос, входит то или иное юрлицо в кооперацию или нет, нельзя руководствоваться лишь определением понятия «кооперация головного исполнителя», закрепленным Законом о ГОЗ. Необходимо принимать во внимание и иные нормы этого закона во взаимосвязи с дефиницией приведенного термина.

Читайте также:
Что регулирует Постановление Правительства РФ №791 по 44-ФЗ, и на какие товары оно распространяется?

Использование юрлицом отдельного счета

Если проанализировать особенности расчетов по госконтракту, обязанности головного и иных исполнителей, права и обязанности уполномоченных банков, можно сделать вывод, что немаловажную роль в очерчивании границ кооперации играет факт использования юрлицом отдельного счета.

В соответствии с Законом о ГОЗ такой счет можно открыть только при заключении госконтракта или договора для целей его исполнения. Исполнители второго и последующих звеньев при открытии отдельного счета должны представить в банк договор. Причем необходимо, чтобы его предмет был непосредственно связан с исполнением госконтракта, а его положения содержали идентификатор государственного контракта (далее – ИГК), позволяющий уполномоченному банку определить, в рамках исполнения какого госконтракта заключен такой договор (ст. 6.1, подп. 3, 4 п. 1, подп. 3, 4 п. 2 ст. 8 Закона о ГОЗ).

При заключении договора о банковском сопровождении исполнитель обязуется соблюдать режим использования отдельного счета (ст. 8.3 Закона о ГОЗ). Такой режим предполагает зачисление на счет денежных средств в рамках исполнения договоров, заключенных в целях исполнения госконтракта, и возможность их списания только для оплаты по аналогичному договору на аналогичный отдельный счет и только при условии указания ИГК (подп. 1, 2 п. 1 ст. 8.3), а также допускает списание только на цели, прямо перечисленные в Законе о ГОЗ (ст. 8.3, 8.4). В свободное распоряжение владельца счета денежные средства поступят лишь после того, как банк получит подтверждение от госзаказчика об исполнении госконтракта (п. 2 ст. 8.3).

Отметим, что банки, которые осуществляют сопровождение отдельных счетов, помимо прочего проводят мониторинг расчетов по гособоронзаказу и передают в единую информационную систему ГОЗ сведения обо всех участниках таких расчетов, об исполненных распоряжениях, включая документы, представленные головным исполнителем, исполнителем и являющиеся основанием для составления распоряжений (подп. 2 п. 2 ст. 8.2).

Таким образом, если у юрлица открыт отдельный счет, значит, у него заключен договор в целях исполнения госконтракта и этот договор содержит ИГК, поскольку иначе открыть такой счет нельзя. Следовательно, оно будет признаваться входящим в кооперацию головного исполнителя по госконтракту вне зависимости от того, на каком звене кооперационной цепи находится: на третьем, что прямо предусмотрено Законом о ГОЗ, или на 15-м.

  • вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому договору, заключенному в целях исполнения госконтракта (подп. 16 п. 2 ст. 8 Закона о ГОЗ; Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 47 «О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности»);
  • соблюдать запреты, связанные с ценообразованием на продукцию, поставляемую головному исполнителю или исполнителю, и определением себестоимости производства (реализации) товаров;
  • исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом о ГОЗ.

В таком случае говорить о том, что юрлицо-поставщик входит в кооперацию, на наш взгляд, нельзя, так как не соблюдается совокупность обстоятельств: заключение договора, имеющего непосредственную связь с исполнением госконтракта и содержащего ИГК, и осуществление расчетов с использованием отдельных счетов.

Итак, с учетом практики в кооперацию головного исполнителя входят головной исполнитель, заключивший госконтракт с госзаказчиком, а также исполнители, которые заключили в целях исполнения госконтракта договоры с головным исполнителем или с исполнителями и осуществляют расчеты по таким договорам с использованием отдельных счетов.

Обязан ли вести раздельный учет по госконтракту исполнитель третьего уровня?

Л.М. Золина,
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

ВОПРОС

Нужно ли вести раздельный учет по госконтракту исполнителям третьего уровня? В чем он выражается? Как организовать?

ОТВЕТ

Обязанность вести раздельный учет при выполнении работ (оказании услуг) по госконтракту законодательно установлена для организаций, которым открывается лицевой счет в казначействе (казначейское сопровождение).

Читайте также:
Какие ошибки может допустить бухгалтер при оплате отпуска

Для организации-соисполнителю по госконтракту, в отношении которой не осуществляется казначейское сопровождение, обязанность вести раздельный учет нормативными актами не установлена.

Однако следует учитывать, что если расходование бюджетных средств, которые будет получать головной исполнитель по госконтракту, подотчетно казначейству, то головной исполнитель и исполнитель вправе включить в условия договора обязанность соисполнителя третьего уровня вести раздельный учет по расходованию бюджетных средств, поскольку их отчетность без отчета соисполнителя будет неполной.

При этом не исключена ситуация, когда работы, услуги соисполнителя будут включены в отчет головного исполнителя без расшифровки статей расходования.

Таким образом, если расходование средств по госконтракту будет сопровождаться казначейством, вести раздельный учет вы обязаны. Также вы будете обязаны вести раздельный учет, если это включено в договор.

В любом случае нужно быть готовым к тому, что у вас могут запросить определение финансового результата в части выполнения госзаказа. Поэтому направляю рекомендации, какими документами следует воспользоваться при разработке методики раздельного учета затрат.

Механизм ведения раздельного учета Минфин России не устанавливает. В идеальном варианте затраты отражаются на специальных субсчетах бухгалтерской программы. Но если это невозможно, то раздельный учет может выполняться в разработочных таблицах, а в бухгалтерской программе отражаться в виде суммарных показателей.

ОБОСНОВАНИЕ

С 2019 года организации, выполняющие работы по госконтракту при казначейском сопровождении должны вести раздельный учёт затрат по каждому контракту в порядке, установленном для организаций, выполняющих гособоронзаказ.

При ведении раздельного учета нужно руководствоваться порядком, утвержденным Минфином.

В совместном письме Минфина России (N 09-01-05/11480) и Федерального казначейства от 21 февраля 2019 года (N 07-04-05/22-3551) разъясняется, что в случае, если исполнение государственного заказа сопровождается казначейском сопровождении целевых средств, юридические лица обязаны вести в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному (муниципальному) контракту (контракту, договору) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг.

В указанном совместном письме сообщается:

… при казначейском сопровождении целевых средств юридические лица обязаны вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с Порядком ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, распределения накладных расходов, раскрытия структуры цены государственного (муниципального) контракта, контракта (договора) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, и проведения территориальными органами Федерального казначейства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, проверок при осуществлении казначейского сопровождения средств в соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов”, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 января 2019 г. N 4н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 февраля 2019 г. N 53759) .

Приказ Минфина России от 10.01.2019 N 4н “О Порядке ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, распределения накладных расходов, раскрытия структуры цены государственного контракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта, договора (контракта) и проведения территориальными органами Федерального казначейства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, проверок при осуществлении казначейского сопровождения средств в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»” издан в категоричной форме, обязывающей получателя целевых средств:

  • вести раздельный учет доходов, расходов, активов (в том числе денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов, дебиторской задолженности) и обязательств;
  • утвердить в учетной политике порядок ведения раздельного учёта;
  • вести аналитический учет расходов по статьям затрат в регистрах бухгалтерского учета.
Читайте также:
Список отделов ПФР Гиагинский район, Республика Адыгея. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

Помимо указаний по формированию фактических затрат на исполнение договора, распределения накладных расходов, оформления первичных учетных документов, Приказ № 4н устанавливает обязанность получателя представлять отчетность в казначейство по установленным формам (п. 11 Приказа № 4н) с приложением копий первичных (сводных) учетных документов.

На основании изложенного рекомендую детально изучить Приказ Минфина России № 4н, а также обратить внимание на Приказ Минфина России от 30.06.2017 N 500 “Об утверждении документов, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации о казначейском сопровождении средств, получаемых на основании отдельных государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения”. Поскольку до издания приказа № 4н порядок раскрытия структуры цены государственного контракта, ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, а также порядок проведения Федеральным казначейством проверки документов на соответствие фактически поставленным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), данным раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности и информации о структуре цены государственного контракта регулировался приказом № 500.

Учитывая, что приведенные в обоих приказах формы носят все-таки рекомендательный характер, для разработки и утверждения порядка раздельного учета использование обоих приказов будет полезным. Тем более, что в приказе № 500 рекомендации изложены более конкретнее.

Л.М. Золина,
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Исполнители раскроют карты: Поставщиков обяжут сообщать данные о субподрядчиках

Государственная Дума РФ рассматривает очередные поправки к 44-ФЗ. На этот раз они касаются исполнителей госконтракта. Поставщиков хотят обязать сообщать заказчику сведения обо всех субподрядчиках. При этом цена контракта теперь не имеет значения. О дальнейших действиях заказчика в документе ничего не сказано.

Согласно документу, поставщики, подрядчики и исполнители независимо от цены контракта будут представлять заказчику сведения о субподрядчиках по всем договорам. Также заказчикам нужно будет направлять и копии заключенных договоров. “Из текста не понятно, какие дальнейшие действия должен предпринять заказчик, что ему делать с полученной информацией”, – замечают эксперты из Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ).

Сейчас исполнители госконтрактов должны отчитываться перед заказчиками о своих субподрядчиках только если начальная (максимальная) цена закупок выше 1 млрд руб. Причем это условие касается закупки для обеспечения федеральных нужд. Но есть и еще один случай, когда поставщик должен отчитаться – это если закупка свыше 100 млн руб. для нужд субъектов и муниципальных целей. При всех обозначенных закупках представлять сведения нужно только о субподрядчиках, цена договора с которыми превышает 10% цены контракта. Размер ответственности за непредоставление такой информации установлен в Законе о контрактной системе. Так, с исполнителя взыскиваются пени в размере 1/300 действующей на дату их уплаты ставки рефинансирования Центрального банка РФ от цены договора с субподрядчиком. Пени подлежат начислению за каждый день просрочки исполнения обязательства.

По словам Сергея Фахретдинова, руководителя комитета “Деловая Россия” по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний, введение системы отчетности исполнителей по госконтракту оправданно. Он считает, что ее нужно будет контролировать. Сделать это можно с помощью Единой информационной системы (ЕИС), где в скором времени будут отражаться все закупки в электронном виде. “Раскрытие информации о подрядчиках и субподрядчиках будет способствовать конкуренции среди них. Это создаст понимание, что работают не аффилированные зависимые структуры, а добросовестные производители из числа малого и среднего бизнеса. В свою очередь, бизнес будет улучшать качество производимых продуктов и услуг, чтобы участвовать в закупке и получить лучший контракт”, – пояснил Т94 эксперт.

Сейчас информация о непредставлении сведений о субподрядчиках и так видна в ЕИС. Однако, если поставщик не подал таких данных, это никак не отразится на заключенном контракте. Контракт по-прежнему остается действительным.

Читайте также:
Страховка для визы в Испанию в 2022 году: сколько стоит и как оформить

Эксперты НАИЗ полагают, что раскрытие информации о субподрядчиках – позитивная мера с точки зрения предотвращения коррупционных схем, связанных с заключением контрактов с юридическими лицами, которые фактически не способны выполнить обязательства по контракту и передающими его полностью на субподряд. В НАИЗ тоже считают, что всю информацию целесообразно размещать публично в ЕИС, а не только передавать заказчику. “Соответствующий законопроект, предусматривающий указание наименования и местонахождения субподрядчика и его ИНН, уже был ранее разработан Министерством экономического развития РФ, но сейчас не принят. Этой информации будет достаточно для раскрытия сведений о привлекаемых субподрядчиках, без публикации самих договоров”, – поделились с Т94 эксперты НАИЗ.

В Минэкономразвития РФ одобряют законопроект, полагая, что он направлен на повышение прозрачности заключения и исполнения контрактов. “Мониторинг контрактной системы показывает, что субподрядные схемы могут применяться как недобросовестными заказчиками, так и недобросовестными поставщиками. Практика регулирования закупок свидетельствует, что максимальное раскрытие информации является наиболее эффективным средством противодействия коррупции. Безусловно, необходимо оценивать издержки на реализацию предлагаемых мер. Оптимальным вариантом, является расширение возможностей Единой информационной системы для автоматизации раскрытия информации о цепочке субподрядчиков, привлекаемых к исполнению договора”, – заявили в министерстве.

Что же касается малого бизнеса, у которого могут возникнуть сложности с доступом к госзакупкам, в случае принятия поправок, то эксперты предлагают несколько схем работы. “Если предусмотреть при проведении закупок крупного объема возможность проведения определения поставщика на субподрядные работы (так называемые торги “второго уровня”), то это может только привлечь к участию в госконтрактах субподрядчиков из малого бизнеса, – комментируют в НАИЗ. – Этот шаг позволит субъектам малого предпринимательства принимать участие в крупных заказах, которые подразумевают большой комплекс сложных работ и значительный размер обеспечения”.

По мнению Ярослава Вахитова, руководителя проекта МЭЛТОР (Мастер электронных торгов), в случае введения отчетности, ее будет необходимо контролировать. Сделать это можно при помощи штрафов за непредставление сведений обо всех субподрядчиках. Но поскольку малый бизнес и так страдает от бумажной волокиты, то целесообразно установить лимит – до 15 млн руб., по которому не будет требоваться информация о соисполнителях и субподрядчиках.

Еще в марте 2015 г. депутаты от “Единой России” и члены Общероссийского народного фронта предлагали на рассмотрение в Госдуму РФ законопроект, согласно которому были определены меры по усилению наказания за хищения на госконтрактах. Помимо ужесточающих мер, законодатели планировали подкорректировать саму систему госзакупок. Законопроект обязывал поставщиков сообщать обо всех субподрядчиках для исключения махинаций с неспособными выполнить подряд исполнителями. Еще раньше предлагалось обнародовать все данные по субподрядчикам общественным контролерам, однако закон о контрактной системе обязывает раскрывать такую информацию именно заказчику. Поправки к закону тогда так и не были приняты. До сих пор честность тендера зависит только от добросовестности его организатора.

Читать первоисточник: Торг 94 (19.01.2017)

ВС решит, арбитрабельны ли споры между подрядчиками по госконтрактам

ВС решит, арбитрабельны ли споры между подрядчиками по госконтрактам

Коллегия по экономическим спорам Верховного суда разрешит вопрос об арбитрабельности споров между генподрядчиками по госконтрактам и их субподрядчиками. Разобраться в проблеме предстоит в рамках дела о субподряде на строительство стадиона к чемпионату мира по футболу. Заодно придется решить, правильно ли рассматривать договор, заключенный во исполнение госконтракта, таким же образом.

ВС разрешит вопрос в ходе рассмотрения дела № А12-39725/2017. Между генподрядчиком АО «Стройтрансгаз» и субподрядчиком ООО «СК «Стратегия» был заключен договор субподряда. Работы, как было указано в договоре, производились для исполнения госконтракта между Минспорта и генподрядчиком для строительства стадиона в Волгограде на 45 000 мест. «Волгоград Арена» строили для ЧМ FIFA 2018, стоимость всего контракта составляла 16,211 млрд руб.

Читайте также:
Проверка камерами полиса ОСАГО начнётся с 1 ноября 2022 года

Стороны предусмотрели третейскую оговорку: разрешать споры они решили в Третейском суде при РСПП или Третейском суде при некоммерческой организации «Фонд «Право и экономика ТЭК». Именно в последнюю организацию и обратился генподрядчик, увидев нарушения договора в действиях СК «Стратегия». Решение было принято в пользу истца, с ответчика взыскали 183,5 млн и третейский сбор. Поскольку ответчик уклонялся от исполнения решения, генподрядчик обратился в арбитражный суд, чтобы получить исполнительный лист. Две инстанции удовлетворили иск, не увидев оснований для отказа. Они указали, что закон о госзаказе № 94-ФЗ не распространяется на спорные правоотношения, поскольку речь идет о двух коммерческих организациях, ни одна из которых не является государственным или муниципальным органом.

или более 300 споров каждый год с участием государств и госкомпаний рассматривает Международный арбитражный суд МТП

Однако ответчик оспорил определение суда в ВС. СК «Стратегия» настаивала, что спор неарбитрабельный, поскольку фактически договор субподряда основан на госконтракте с Минспорта, а в конечном счете цель договора – обеспечение публичных нужд. Из этого компания делает вывод, что спор не может рассматриваться в третейском суде, основные принципы которого – конфиденциальность, закрытость процесса, невозможность пересмотра по существу – не позволяют обеспечить процессу необходимую в таких случаях открытость и прозрачность. В подкрепление своей позиции «Стратегия» ссылается на постановление Президиума ВАС от 28.01.2014 № 11535/13 и определение ВС от 28.07.2017 № 305-ЭС15-20073, из которых следует, что в третейском разбирательстве отказывают в силу публичного характера спора.

Сергей Савельев, партнер Saveliev, Batanov & Partners Saveliev, Batanov & Partners Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа Банкротство (включая споры) (high market) Профайл компании × , считает, что позиция судьи Натальи Павловой, передавшей дело на рассмотрение экономколлегии, ошибочна, а нижестоящие суды решили дело верно: отказывать в выдаче исполлиста со ссылкой на 94-ФЗ нет оснований.

Нет оснований вмешиваться в право двух коммерческих организаций выбрать третейский суд, а не государственный. Это избыточное вмешательство государства.

Сергей Савельев, партнер Saveliev, Batanov & Partners

Он выразил надежду, что позиция не будет поддержана другими судьями коллегии, «хотя надежда слабая, поскольку в 98% случаях соглашаются с позицией судьи, передавшей жалобу в ВС», признал он.

В указанном постановлении заявитель ссылается на то, что, поскольку основной целью отношений в сфере госзаказов является обеспечение публичных нужд, такие контракты должны исполняться с соблюдением принципов открытости и прозрачности. При этом принципы третейского разбирательства (конфиденциальность, закрытость процесса, неформальный характер разбирательства, упрощенный порядок сбора и представления доказательств, отсутствие информации о принятых решениях, а также невозможность их проверки и пересмотра по существу), по мнению заявителя, не позволяют обеспечить указанные цели, в том числе и в процессе исполнения указанных выше контрактных обязательств. Не может удивлять, что данное дело передано в коллегию.

Фактически отношения между генподрядчиками по госконтрактам и их субподрядчиками предлагается признать неарбитрабельными, говорит старший юрист практики международного арбитража КИАП КИАП Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Международный арбитраж группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Антимонопольное право (включая споры) группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа Семейное и наследственное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Уголовное право Профайл компании × Наталья Кислякова.

Читайте также:
Куда обращаться если перегорела лампочка в подъезде многоквартирного дома?

Ограничение арбитрабельности со ссылкой на «публичные элементы» и «общественные нужды» не имеет правового обоснования, несостоятельно и противоречит как устоявшемуся международному подходу к арбитрабельности, так и нормам и принципам российского законодательства. Эта концепция однозначно нарушает законодательную норму, запрещающую ограничение арбитрабельности, кроме случаев, прямо предусмотренных законом, а также не соответствует постановлению КС № 10-П.

Наталья Кислякова, старший юрист практики международного арбитража КИАП

Тот факт, что генподрядчик в конечном итоге выполняет деятельность, направленную на удовлетворение публичных нужд, напрямую не должен влиять на возможность рассмотрения его споров с субподрядчиками третейским судом. Указанный факт сам по себе не влечет публичный характер спора, считает Анастасия Шкварова, Кульков, Колотилов и партнеры Кульков, Колотилов и партнеры Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж Профайл компании × . «Надеемся, что целью передачи ВС этого дела на рассмотрение коллегии является подтверждение такой позиции. Иное непременно повлечет снижение привлекательности арбитража как альтернативы государственному суду», – отмечает она и напоминает, что ранее определением ВС РФ от 11.07.2018 № 305-ЭС17-7240 были признаны арбитрабельными споры, возникающие из контрактов, заключенных в соответствии с № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Владислав Родионов из Кульков, Колотилов и партнеры Кульков, Колотилов и партнеры Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж Профайл компании × , её коллега, отмечает другую сторону вопроса. Намного интереснее позиции по арбитрабельности то, что Верховный суд может признать государственным контрактом договор субподряда, заключенный во исполнение госконтракта генеральным подрядчиком с субподрядчиком без проведения специальных процедур по 44-ФЗ, отмечает он. Судя по тому, что в определении о передаче дела особое внимание уделено тому, что договор субподряда, содержащий арбитражную оговорку, был заключен во исполнение госконтракта, именно квалификация такого договора госконтрактом будет главным вопросом рассмотрения суда, считает Родионов.

Если Верховный суд признает такого рода договор госконтрактом, возникнет сразу несколько вопросов, говорит Родионов:

  • Любой ли контракт, заключенный во исполнение госконтракта, сам тоже является госконтрактом?
  • Применяется ли такое расширительное толкование госконтракта только к вопросам арбитрабельности споров или к иным аспектам тоже? В частности, должны ли субподрядчики по таким договорам выбираться по правилам закона о госзакупках?
  • Как быть с субъектным составом закона о госзакупках: его действие распространяется на ограниченный круг лиц, указанных в законе?
  • Что произойдет с договорами субподряда, которые заключают генподрядчики госкомпаний на объектах, строительство которых происходит за рубежом, поскольку зачастую такие контракты содержат арбитражные оговорки?

Остается надеяться, что Верховный суд в определении, которое, возможно, будет принято уже 5 декабря, даст ответ на эти и многие другие возникающие вопросы, отмечает юрист.

Как стать субподрядчиком победителя закупки

Даже если компания не участвует в закупках, она все равно может получать свою долю прибыли от госконтракта. Для этого нужно стать субподрядчиком поставщика, который выиграл крупный контракт. Как найти генерального подрядчика и что учесть при выборе?

Статья актуальна на 3 ноября 2018

Кто может стать субподрядчиком

Компании по разным причинам не могут или не хотят участвовать в госзакупках напрямую:

  • Организация — «новичок» в закупках. Субподряд поможет узнать кухню госзаказа и в некоторых случаях зарекомендовать себя перед крупным заказчиком.
  • У участника недостаточно ресурсов для участия: не хочет выводить из оборота деньги на обеспечение, получать узкоспециальные лицензии, чтобы выполнять все работы самостоятельно на генподряде.
  • Участник по каким-то причинам оказался в РНП. Субподряд поможет не потерять рынок, пока компания состоит в реестре.
Читайте также:
Домбаровский - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

Кому требуются субподрядчики?

Победитель обязан привлечь к работам малый бизнес

Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ должны отдавать определенный процент закупок представителям малого бизнеса (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО). Один из вариантов выполнить это обязательство — прописать в контракте условие нанять СМП и СОНО в качестве субподрядчиков. В этом случае заказчик:

  • Указывает в контракте такую обязанность.
  • Заранее определяет процент от цены контракта, который уйдет на субподряд.

Победитель закупки может не выполнять этот пункт, только если он сам представитель СМП и СОНКО. Правда, практика в этом вопросе неоднозначна: сами заказчики могут настаивать на привлечении субподрядчиков и в этом случае.

Победителям закупки нужны спецтехника, кадры или уникальные товары

Победитель не всегда может самостоятельно выполнить все работы по контракту. Например, при работах требуется сложное оборудование или квалифицированные специалисты, которых нет у победителя или их количество недостаточно. В этом случае привлечение соисполнителей поможет генподрядчику исполнить контракт в срок, без штрафов и неустоек.

Победитель не планирует сам выполнять работы

Нередко исполнитель контракта заключает субдоговор с подрядчиком, который готов выполнить работы по более низкой цене, чем цена контракта, а разницу оставляет себе.

Как искать субподряд?

Следите за активными закупками или смотрите завершенные

Поиск генподрядчика не сильно отличается от поиска закупок. Можно действовать по двум алгоритмам:

  • Настроить поиск по своей отрасли, крупной сумме контракта, заказчикам, закупкам для СМП и сохранять интересные закупки в Избранном. Дальше можно следить за интересными закупками, оперативно узнавать о победителях и предлагать им субподряд.
  • По тем же параметрам смотреть не активные, а завершенные закупки — например, за последние 1-3 дня.

Проверьте условия контракта

    Есть ли ограничения на субподряд? ФАС может признать ограничением конкуренции, если заказчик запрещает привлекать к исполнению третьих лиц. Но если такое ограничение есть, а закупка состоялась без жалоб в ФАС, ничего не поделать.

Также в силу вступило постановление правительства № 570 от 15.05.2017. Оно обязывает победителей строительных закупок выполнять часть работы своими силами. Самостоятельно выполненных работ должен быть не меньше 15% от цены контракта — для закупок до 1 июля 2018 года, 25% — для закупок с 1 июля 2018 года. При этом подрядчик сам выбирает из утвержденного перечня те работы, которые будет выполнять самостоятельно.

Проверьте генподрядчика

Речь идет об обычной «гигиенической» проверке, которую проводят, перед тем как заключить контракт: посмотреть в открытых источниках выписку из ЕГРЮЛ, бухгалтерский баланс, уставный капитал, проверить сумму арбитражей и т.д.

Свяжитесь с гендподрядчиком

Выбрав тендер, подходящий по цене, победителю и видам работ, останется связаться с компанией по телефону или email, которые есть на сайте компании и ли в справочниках. Важно сделать это в первые дни после подведения итогов, поэтому лучше держать наготове:

  • свое коммерческое предложение,
  • копию штатного расписания и правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, транспорт и т.д.
  • портфолио работ.

Дальше все зависит от заинтересованности победителя, вашего опыта и условий контракта.

Кто контролирует работу субподрядчиков?

Как правило, заказчик контролирует только работу основного подрядчика, а тот в свою очередь следит за работой субподрядчиков. Договариваться обо всех нюансах исполнения контракта (суммы и даты предоплат и авансов, виды работ, сроки их исполнения и т.д.) нужно именно с генеральным подрядчиком до начала работ.

Заказчик по 44-ФЗ контролирует работу субподрядчиков исполнителя в двух случаях:

  1. Если в документах закупки есть условие, что победитель закупки должен привлечь на субподряд малый бизнес (ч. 5 ст. 30 44-ФЗ). В этом случае генподрядчик заключает с представителем СМП типовой контракт, положения которого прописаны в постановлении правительства от 23.12.2016 № 1466. В частности, в типовом контракте есть такие условия:
    • оплатить работу за 15 рабочих дней с момента подписания акта-приемки.
    • предоставлять в течение 10 дней документ о приемке товара,
    • уведомлять о смене подрядчика и др.
  2. Если цена контракта больше 1 млрд руб. для федеральных нужд или 100 млн руб. для муниципальных нужд, а общая сумма работ, которые отданы на субподряд, больше 10% цены контракта. В этом случае генеральный подрядчик контракта предоставляет заказчику информацию о субподрядчиках (ч. 23 ст. 34 44-ФЗ).
Читайте также:
Пенсионный фонд в Ельне: особенности деятельности, режим работы, адрес
Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

О казначейском сопровождении контрактов по 44-ФЗ

О казначейском сопровождении контрактов по 44-ФЗ

Минфин внес поправки в закон 44-ФЗ, которые обяжут поставщиков в рамках госзаказа открывать счета в Казначействе. Так что, возможно, вскоре расширится перечень ситуаций, в которых необходимо казначейское сопровождение. В статье расскажем о том, что это такое, как работает и зачем нужно?

На кого распространяется казначейское сопровождение

По действующим сегодня нормам законодательства сопровождение Казначейства применяется при исполнении контрактов по гособоронзаказу (закон № 275-ФЗ). Поставщик, победивший в закупке, должен открыть счет в одном из уполномоченных банков. Все поступления в рамках контракта будут осуществляться именно на него. Это позволяет заказчику и контролирующим органам отследить цепочку платежей от бюджета до субподрядчика.

Порядок казначейского сопровождения в текущем году утвержден постановлением Правительства от 30 декабря 2016 г. № 1552. Оно же регулирует правила сопровождения на два последующих года. Распространяется этот порядок на некоторые категории госзакупок, условия которых предусматривают внесение аванса. А именно, если сумма аванса превышает 100 млн рублей и если на него нет обеспечения. Также под сопровождение попадают субконтракты с авансами, которые заключаются в рамках госконтракта с сопровождением.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Условия госконтракта с казначейским сопровождением

Госконтракты, на которые распространяется требование о сопровождении Казначейством, налагает на исполнителя дополнительные обязанности. Поставщик по такому госконтракту должен:

  • определить субподрядчиков;
  • открыть в Казначействе счета на свою компанию и на субподрядчиков;
  • предоставлять в Казначейство подтверждающие первичные документы по целевым расходам (акты, накладные);
  • указывать идентификатор госконтракта в платежных и расчетных документах.

Все получаемые в ходе исполнения госконтракта денежные средства поставщик и его подрядчики будут получать на счета в Казначействе. На свои обычные расчетные счета они смогут получить денежные средства в строго оговоренных случаях.

Поставщик, победивший в закупке, а также субподрядчики, которые будут привлекаться в ходе исполнения контракта, открывают счета в территориальных подразделениях Казначейства. Каждое из таких подразделений имеет собственный счет в Центральном банке РФ. На эти счета переводится аванс, предусмотренный контрактом. Далее по запросу исполнителя Казначейство переводит денежные средства на счета в территориальных подразделениях (убедившись в целевом расходовании).

По специальному номеру — идентификатору контракта — отслеживается весь путь связанных с ним денежных средств. Идентификатор должен быть указан во всех расчетных документах.

Как происходит процесс

После заключения госконтракта в течение 21 дня выпускается акт о том, на какое конкретно подразделение Казначейства возложено его сопровождение. Поставщик обращается туда с государственным контрактом и собственным заявлением. В течение одного-двух рабочих дней ему открывается счет.

Читайте также:
Какие ошибки может допустить бухгалтер при оплате отпуска

Предусмотренные госконтрактом суммы хранятся на счетах Казначейства. На счет, открытый исполнителю или его подрядчикам в территориальном органе, средства переводятся по запросу. При этом оплачиваются только расходы на определенные цели, которые прописаны в контракте. Например, на закупку материалов, заработную плату сотрудникам и прочие.

Полученные средства должны быть потрачены по назначению. Их нельзя положить на депозит, внести в качестве вклада в уставный капитал или имущество иной организации. Также указанные средства нельзя перевести на банковские счета подрядчика или субподрядчика, за исключением определенных целей. Так, на счет подрядчика можно перевести средства для оплаты заработной платы либо суммы, причитающиеся в качестве оплаты за исполненные работы. Субподрядчикам такие средства переводятся, например, для оплаты коммунальных услуг и на приобретение проездных документов.

Оплата может производиться как авансом, так и по факту расходов. В первом случае поставщик предъявляет договор и выставленный ему счет, а Казначейство производит его оплату. При постоплате вместе с контрактом поставщик предоставляет в Казначейство документы, которые подтверждают поставку товара, исполнение работ или оказание услуг. В этом случае средства могут быть выведены на расчетные счета.

Роль Казначейства

Казначейство занимается не только финансовым сопровождением контракта, но и выполняет контролирующие функции. Служба имеет право проверить:

  • соответствует ли объем фактически исполненных обязательств заявленному в документах;
  • соблюдены ли предусмотренные контрактом сроки;
  • был ли товар поставлен;
  • соответствует ли фактический размер прибыли указанному в контракте;
  • соответствует ли цена товара его себестоимости.

Что может измениться для заказчика

Итак, пока казначейское сопровождение — удел лишь части закупок. Но если законопроект, который мы упомянули в начале статьи, будет принят, это может стать заботой каждого поставщика, участвующего в госзакупках. Правда, из проекта закона непонятно, на кого будут распространяться его требования. Возможно, под них попадут наиболее крупные и/или стратегически важные закупки. Тем не менее со временем казначейское сопровождение, скорее всего, будет распространено на большинство закупок.

Понятно, что новые требования будут связаны с дополнительной нагрузкой на поставщика. А именно, увеличится документооборот, ведь чтобы получить денежные средства, нужно будет подтверждать расходы. Кроме того, для многих территориальных подразделений Казначейства сопровождение контрактов пока процесс не слишком хорошо отработанный, поэтому у поставщиков могут быть сложности в процессе взаимодействия со службой. К тому же представительства Казначейства распространены не так повсеместно, поэтому поставщикам из небольших населенных пунктов придется тратить дополнительное время на поездки. Хотя решением последней проблемы может стать электронный документооборот.

Будет ли положительный эффект от казначейского сопровождения для поставщиков? На первый взгляд, плюсов можно насчитать целых три. Во-первых, снизится конкуренция. Некоторых участников, в особенности недобросовестных, новые правила попросту отпугнут. Во-вторых, целевые расходы будут оплачиваться безо всяких отговорок. Если сегодня заказчик может посетовать на то, что деньги еще не перечислены из бюджета, то при казначейском сопровождении это исключено. В-третьих, исполнение контракта станет более прозрачным. Если поставщик привлекает множество субподрядчиков, то зачастую отслеживать процесс исполнения контракта непросто. Введение казначейского сопровождения должно существенно улучшить эту ситуацию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: