Поправки в закон «О полиции» в 2022 году – полномочия сотрудников полиции будут расширены

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) “О полиции”

Судебная практика и законодательство — ФЗ О полиции

44.4. Проверяет знание командируемыми сотрудниками положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ “О полиции” , иных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов и других управленческих документов МВД России, применение которых необходимо для успешного выполнения служебного задания.

В соответствии с Федеральным законом “О полиции” предоставление единовременного пособия в размере 3 млн.

рублей членам семьи и лицам, находившимся на его иждивении, в равных долях в случае: гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в органах внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел, единовременного пособия в размере 2 млн.

В соответствии с Федеральным законом “О полиции” предоставление единовременного пособия в размере 3 млн.

рублей членам семьи и лицам, находившимся на его иждивении, в равных долях в случае: гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в органах внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел, единовременного пособия в размере 2 млн.

1. Согласно пункту 13 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ “О полиции” полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, – с составлением протокола в порядке, установленном данным Федеральным законом.

В частности, поскольку названный Федеральный закон связывает увольнение по данному основанию исключительно с отсутствием возможности перемещения сотрудника по службе (перевода на другую должность в органах внутренних дел), что, в свою очередь, может быть обусловлено отсутствием вакантных должностей в органах внутренних дел, несоответствием профессиональных качеств сотрудника требованиям, предусмотренным для занятия имеющейся вакантной должности, и другими обстоятельствами, при наличии вакантных должностей в органах внутренних дел сотруднику, признанному ограниченно годным к службе или годным к службе с незначительными ограничениями, соответствующие должности (с учетом квалификационных требований по каждой из них) должны быть предложены.

В соответствии с пунктом 2 плана мониторинга Минобороны России проведен мониторинг правоприменения в сфере действия УИК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, федеральных законов от 17 января 1992 г. N 2202-I “О прокуратуре Российской Федерации”, от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов”, от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”, от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ “Об обороне” (далее – Федеральный закон N 61-ФЗ), от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” (далее – Федеральный закон N 76-ФЗ), от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ “О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства”, от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ “О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста”, от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ “О Следственном комитете Российской Федерации”, от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ “О полиции”, а также подзаконных нормативных правовых актов.

Читайте также:
Дееспособность несовершеннолетних: как досрочно получить полную дееспособность

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880, 3881; N 30, ст. 4595; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7018, 7020, 7067; N 50, ст. 7352; 2012, N 26, ст. 3441; N 50, ст. 6967; 2013, N 14, ст. 1645; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6953; 2014, N 6, ст. 558, 559, 566; N 30, ст. 4259; N 42, ст. 5615; N 52, ст. 7542; 2015, N 7, ст. 1021, 1022; N 10, ст. 1393; N 14, ст. 2008; N 29, ст. 4374; 2016, N 26, ст. 3870; N 27, ст. 4160, 4238. Далее – “Федеральный закон “О полиции”.

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел допускается только в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ “О полиции”.

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел допускается только в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ “О полиции”.”;

При территориальном органе и подчиненных органах действуют общественные советы, формируемые в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ “О полиции”.

10. В территориальном органе в целях обеспечения осуществления возложенных на него полномочий в пределах установленной штатной численности вводятся должности, подлежащие замещению сотрудниками, государственными служащими и работниками.

Что важно знать бизнесу о новых изменениях в законе «О полиции»

Что важно знать бизнесу о новых изменениях в законе «О полиции»

Новые изменения в законе «О полиции» позволят проводить проверочные мероприятия даже без заявления о преступлении. Достаточно будет некого заявления о происшествии, носящего предположительный характер. Чем это может быть опасно для бизнеса и какие другие новые риски появились у предпринимателей, рассуждает в своей колонке cоветник председателя Коллегии адвокатов «Регионсервис» Владимир Агапов.

8 декабря 2021 года Государственная дума приняла в третьем чтении изменения в Федеральный закон № 3-ФЗ «О полиции». В пояснительной записке к законопроекту авторы указали, что «законопроект направлен на усиление гарантий защиты прав и законных интересов граждан, совершенствование практической деятельности сотрудников полиции по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и иных правонарушений, уточнение и детализацию их обязанностей и прав, исключение из отраслевого законодательства норм, которые носят неопределенный характер».

Но все ли так однозначно в принятых изменениях в закон «О полиции», отвечают ли они принципу определенности нормы права, не могут ли привести к нарушениям прав субъектов предпринимательской деятельности?

По моему мнению, расширение полномочий полиции может затронуть интересы бизнеса.

Заявления о преступлении нет, проверка есть

Новый п. 3.1 ст. 13 закона дает полиции право в связи с проверкой зарегистрированных заявлений и сообщений о происшествиях производить осмотр места происшествия, местности, помещений, транспортных средств, предметов, документов и иных объектов в целях фиксации обстоятельств, имеющих значение для принятия решения по заявлению и сообщению о происшествии, а также составлять по результатам указанного осмотра акт осмотра.

Подобные полномочия уже предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством РФ и Кодексом об административных правонарушениях РФ. Новелла гласит, что они теперь будут распространяться на предусмотренные ведомственным приказом заявления и сообщения о происшествиях.

Заявление о происшествии — письменное заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях, в отношении которых требуется проведение проверочных действий с целью обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения (п. 2.1.3 Инструкции «О порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях», утвержденной приказом МВД от 29.08.2014 № 736).

Таким образом, заявление о происшествии — это некое письменное сообщение о событиях, не относящееся к заявлениям и сообщениям о преступлениях или административных правонарушениях, но предположительно содержащее о них сведения.

То есть это может быть заявление о вымышленных фактах. Тому, кто его подаст, не грозит никакая ответственность. Зато оно позволит полиции проводить проверочные действия, аналогичные проверкам по заявлениям и сообщениям о преступлениях или административных правонарушениях.

Читайте также:
Могут ли изъять автомобиль, если он находится у преступника?

Новая почва для злоупотреблений

В ряде норм закона формулировка «при наличии данных о том…» заменяется на формулировку «при наличии оснований полагать». Таким образом, требование закона о наличии каких-либо объективных данных, позволяющих полиции реализовать те или иные полномочия, заменяется на субъективную конструкцию мышления о том или ином факте конкретного должностного лица, из чего следует, что проверить законность его действий невозможно.

А еще в соответствии со ст. 16, ч. 2, п. 6 закона «О полиции», «…полиция имеет право проводить оцепление (блокирование) территорий, жилых помещений, строений и других объектов по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего в ходе мероприятий, направленных на обнаружение предметов, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, либо при наличии оснований полагать, что в границах территорий или на объектах готовится, совершается (совершено) преступление». При большом желании по этому основанию можно блокировать помещения любого юридического лица с соответствующим осмотром и изъятием документов и техники.

Опасность злоупотребления должностным положением содержится и в п. 6 ч. 1 ст. 15.1 закона, который позволяет полиции вскрыть транспортное средство, в том числе проникнуть туда, «… для осмотра транспортного средства и (или) груза, если имеются основания полагать, что в транспортном средстве находятся без специального разрешения предметы или вещи, изъятые
из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные».

Ст. 5 дополнена ч. 5.1 следующего содержания: «При возникновении обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью сотрудника полиции или иных граждан, и при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения либо преследования совершивших их лиц предусмотренные ч. 4 и 5 настоящей статьи положения (это порядок представления сотрудника полиции при обращении к гражданину либо гражданина к нему. — Прим. авт.) реализуются сотрудником полиции сразу после прекращения указанных обстоятельств или действий». При всей очевидной необходимости этого изменения имеется и оборотная сторона. К примеру, сотрудник полиции или группа сотрудников без опознавательных знаков кого-либо преследует, проникая на территорию объекта, охраняемого вооруженным частным охранным предприятием, и в силу закона не считает необходимым представиться. А охранники решат, что это вооруженное нападение. Закончиться все может очень печально…

Подводя итог краткому анализу изменений в законе «О полиции», хотелось бы посоветовать представителям бизнес-сообщества регулярно проводить инструктажи персонала на случай экстренной ситуации, а если она произойдет, незамедлительно приглашать адвоката — специалиста в области уголовной и административной практики, алгоритм действий с которым должен быть оговорен заранее.

Круг обязанностей сотрудников полиции расширился

Мнения адвокатов о принятом законе разделились. Трое поддержали его, отметив, что изменения логичны, правильны и носят либеральный характер. Четвертый оценил новеллы критически, указав, что не разделяет энтузиазм их разработчиков.

23 января Госдума приняла в третьем чтении поправки в Закон о полиции, направленные на усиление гарантий защиты прав и законных интересов граждан, совершенствование практической деятельности сотрудников ОВД по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и иных правонарушений.

Обязанность информировать родных и близких пострадавших об оказании им первой помощи

Как ранее писала «АГ», законопроект № 690852-7 был внесен в Госдуму 17 апреля.

Задержанным предлагается предоставить право позвонить родственнику, не обязательно являющемуся близким

При этом согласно проекту поправок в Закон о полиции, в круг лиц, которых задержанный может уведомить о случившемся с ним, адвокаты не включены

Так, поправками в п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции установлена обязанность полицейских информировать близких родственников (родственников) или близких лиц пострадавших от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев об оказании им первой помощи или об их направлении в медучреждение при наличии сведений об этом в максимально короткий срок, но не позднее 24 часов с момента оказания помощи или направления в медицинскую организацию.

При этом внесенный в Госдуму текст законопроекта содержал поправку в п. 12 данной статьи, предусматривающую обязанность сотрудников ОВД осуществлять розыск лиц, исчезнувших внезапно, без видимых причин, местонахождение и судьба которых неизвестны или утративших связь с родственниками. При доработке проекта ко второму чтению эта поправка была удалена.

По мнению президента КА г. Санкт-Петербурга «Ленинградский адвокат» Дмитрия Салыкина, включение в обязанности сотрудников полиции не только оказание первой помощи пострадавшим от преступлений, правонарушений, несчастных случаев, но и информирование их родных и близких в течение ближайших 24 часов о том, что помощь оказана или что пострадавший направлен в медицинскую организацию, исключает для родственников необходимость разыскивать пострадавшего, словно пропавшего без вести, обращаясь в экстренные службы, лечебные учреждения и т.д.

Читайте также:
Если пенсия назначена с середины месяца, когда ее выплатят в Сбербанке и Почте России

Вместе с тем, полагает эксперт, данная обязанность позволит персонифицировать – а значит, повысить ответственность должностного лица в связи с необходимостью реального оказания помощи пострадавшему и передачи его в медучреждение, поскольку этот факт теперь должен быть зафиксирован сообщением конкретного должностного лица близким пострадавшего в течение 24 часов. «Таким образом, при необходимости помощи пострадавшему из безликой массы сотрудников полиции появляется как минимум один, отвечающий за незамедлительное оказание пострадавшему первой помощи и информирование об этом его близких»,– резюмировал он в комментарии «АГ».

Адвокат АК «Бородин и партнеры» Ольга Рогачёва считает, что данный подход законодателя представляется логичным и правильным. «На сотрудников полиции возлагается обязанность оказывать помощь лицам, находящимся в состоянии, опасном для их жизни и здоровья. Теперь добавлена обязанность сообщать об этом, что будет способствовать надлежащей правовой защите граждан и обеспечивать их безопасность», – подчеркнула она.

Эксперт добавила, что зачастую именно сотрудники правоохранительных органов оказываются первыми на месте происшествия, куда их вызвали, и именно от их действий будет зависеть эффективность последующей помощи пострадавшим со стороны медработников.

Расширен круг лиц, которым может позвонить задержанный

Законом также усовершенствована процедура применения полицией таких мер административного правового принуждения, как задержание, а также проникновение в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории, находящиеся в собственности граждан и юрлиц.

В частности, расширен круг лиц, которым вправе позвонить задержанный, чтобы сообщить им об этом и о своем месте нахождения (ч. 7 ст. 14 Закона о полиции). Так, право на телефонный звонок распространено на родственников, не являющихся близкими задержанному, – он может позвонить близкому родственнику (родственнику) или близкому лицу, причем разговор должен проходить в присутствии сотрудника полиции.

«Если первоначально проект предусматривал право на уведомление близких родственников (родственников) или близких лиц, то в доработанном варианте было конкретизировано, что задержанный может уведомить о факте своего задержания лишь одно лицо. Позвонить задержанный, имея право на один телефонный разговор, также может лишь одному близкому человеку», – отметила Ольга Рогачёва.

По мнению Дмитрия Салыкина, данное требование (о праве задержанного на один телефонный разговор только в присутствии сотрудника полиции) выглядит оправданным, поскольку по смыслу закона это право предоставляется лишь с целью сообщить о факте задержания и месте нахождения задержанного. «При этом оно предоставляется не обычному гражданину с сохранением права тайны переговоров, а лицу, подозреваемому в совершении правонарушения или преступления, что уже предусматривает соответствующее ограничение его прав», – пояснил он. Вместе с тем, добавил адвокат, такая мера призвана обеспечить интересы расследования, и ее цель – не допустить возможность оказания давления задержанным на иных лиц, а также его связи с сообщниками и уничтожения доказательств.

Изменения в части, касающейся необходимости уведомления в единственном числе родственника или близкого лица гражданина о причинении ему телесных повреждений при применении полицейским физической силы, спецсредств и оружия, о задержании и об оказании медпомощи, по мнению Дмитрия Салыкина, не имеют существенного значения, поскольку права задержанного, который сам выбирает адресата для сообщения, не нарушаются. «При этом ликвидирована неопределенность в вопросе о количестве и круге лиц, которым необходимо сообщить о задержании гражданина», – заметил Дмитрий Салыкин.

Адвокат АК «Рязанцев Лигал Групп» Александр Рязанцев, напротив, считает, что принятый закон не содержит какой-либо новеллы, существенно улучшающей положение задержанных. «Право на один телефонный разговор в целях уведомления “близких родственников”, “родственников” и “близких лиц” с 2015 г. предусмотрено в ч. 1 ст. 96 УПК РФ, – пояснил он. – Полагаю, авторы поправок в Закон о полиции в этой части преследовали юридико-техническую цель: привести законодательную базу к единообразию, в том числе закрепить аналогичное право за лицами, задерживаемыми в рамках некоторых иных процедур – например, производства по делам об административных правонарушениях».

Читайте также:
Договор ипотеки на земельный участок: образец и порядок заключения, а также список документов, составление заявки и требования к заемщику

Юрий Костанов дополнил подготовленный в 2017 г. законопроект об обеспечении участия защитника в деле об административном правонарушении с момента задержания доверителя

Напомним, что в 2017 г. член СПЧ, советник ФПА РФ Юрий Костанов и адвокат АП г. Москвы Мария Серновец разработали поправки в КоАП РФ, касающиеся права на защиту подозреваемого или обвиняемого в административном правонарушении с момента доставления и задержания. Проект включал, в том числе, предоставление задержанным права на один телефонный звонок – адвокату либо родственнику, чтобы обеспечить своевременное информирование защитника о начатом административном производстве.

Данный документ был передан Уполномоченному по правам человека в РФ Татьяне Москальковой, которая поддержала инициативу. В декабре 2017 г. поступила информация о готовящихся Аппаратом Уполномоченного поправках в КоАП с учетом предложений адвокатов, однако дальнейшая судьба проекта неизвестна.

Принятые поправки в Закон о полиции также не включают адвокатов в круг лиц, которых задержанный может уведомить о случившемся с ним.

Обязанность информировать собственника о проникновении полиции на участок или в нежилые помещения

Закон также усиливает защиту граждан и юридических лиц при проникновении полицейских на принадлежащие им земельные участки и в нежилые помещения. В частности, ст. 15 Закона о полиции дополнена п. 6.1, предусматривающим обязанность сотрудников ОВД информировать собственника участка о таком проникновении в срок не позднее 24 часов, если это произошло в его отсутствие.

При этом первоначальная редакция документа не содержала указания на нежилые помещения – такое дополнение было внесено по итогам доработки проекта ко второму чтению.

По мнению Дмитрия Салыкина, внимание законодателя к правам предпринимателей, как правило, являющихся собственниками земельных участков и нежилых помещений, не может не радовать. «Включенная в п. 15 Закона норма позволит собственникам зданий и участков своевременно принимать меры к сохранности своего имущества и исключению допуска посторонних лиц на территорию, а также своевременно фиксировать необоснованные порчу и завладение имуществом, обращаться с жалобами и заявлениями за защитой своих прав в суды и надзирающие органы», – пояснил он. Указанное требование, полагает эксперт, также повысит ответственность полицейских за сохранность имущества, на территорию которого они проникают.

Как отметил адвокат МКА «Князев и партнеры» Алексей Сердюк, изменения, принятые с учетом доработки проекта, восполнили пробел, связанный с защитой прав граждан и организаций в случаях, указанных в ст. 15 Закона о полиции. «В противном случае этот пробел был бы восполнен частично, – пояснил эксперт. – Так как нежилые помещения используются в первую очередь в предпринимательской деятельности, для собственников бизнеса внесенные поправки станут дополнительной гарантией защиты их прав от неправомерных действий сотрудников полиции».

Александр Рязанцев оценил критически и эту новеллу. «Обратите внимание – по сравнению с зеркальной нормой, предусмотренной ч. 6 ст. 15 Закона о полиции в отношении жилых помещений, полиция обязана извещать обо всех случаях проникновения в жилые помещения в отсутствие владельца – со взломом или без, – пояснил он. – Касательно нежилых помещений и участков предлагается иное правовое регулирование, критерии разграничения которого мне лично непонятны. Сломали, например, замок на воротах – уведомляют собственника, а перелезли через забор – уведомление не требуется. Поэтому я не особо разделяю энтузиазм разработчиков закона, в пояснительной записке к проекту которого отмечалось, что им “усиливается правовая защита граждан и организаций в случае проникновения сотрудников полиции на принадлежащие гражданам и организациям земельные участки и территории”».

Оценивая практическую значимость принятого закона в целом, Алексей Сердюк особо выделил два аспекта. Первый – возложение обязанности по уведомлению родственников и близких лица, которому оказана первая помощь или которое направлено в медучреждение. По мнению эксперта, это позволит тем, кому нуждающийся в помощи человек наиболее дорог, в максимально короткий срок оказать поддержку. Второй аспект – обязанность полицейских уведомлять о проникновении в принадлежащее ему нежилое помещение или на земельный участок, что позволит собственнику оперативно отреагировать и принять меры по защите своих прав в случае их нарушения.

По мнению Дмитрия Салыкина, принятые поправки вносят в Закон о полиции некие либеральные ноты. «Это не может не радовать на фоне прогрессирующей жестокости в реакции государства применительно к своим гражданам», – считает он.

Читайте также:
Неприкосновенность частной жизни: как защитить личную жизнь от вмешательства?

Поправки в закон «О полиции» в 2022 году – полномочия сотрудников полиции будут расширены

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 424-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О полиции”

Обзор документа

Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 424-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О полиции”

Принят Государственной Думой 8 декабря 2021 года

Одобрен Советом Федерации 15 декабря 2021 года

Внести в Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ “О полиции” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880, 3881; N 49, ст. 7067; 2013, N 14, ст. 1645; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 558, 559, 566; N 30, ст. 4259; N 42, ст. 5615; N 52, ст. 7542; 2015, N 10, ст. 1393; N 29, ст. 4374; 2016, N 27, ст. 4160, 4238; 2017, N 22, ст. 3071; N 31, ст. 4821; N 50, ст. 7562; 2018, N 1, ст. 26; N 11, ст. 1591; N 31, ст. 4857; N 32, ст. 5076, 5125; 2019, N 14, ст. 1461; N 23, ст. 2905; N 40, ст. 5488; N 42, ст. 5802; N 49, ст. 6963; N 52, ст. 7805; 2020, N 6, ст. 591; 2021, N 1, ст. 4, 57; N 9, ст. 1469; N 15, ст. 2447; N 18, ст. 3060; N 24, ст. 4188) следующие изменения:

а) в части 3 слова “обязан пресекать” заменить словом “пресекает”;

б) части 4 и 5 изложить в следующей редакции:

“4. При обращении к гражданину сотрудник полиции:

1) называет свои должность, звание, фамилию, предъявляет по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщает причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъясняет ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина называет свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушивает, принимает соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъясняет, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.”;

в) дополнить частью 5.1 следующего содержания:

“5.1. При возникновении обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью сотрудника полиции или иных граждан, и при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения либо преследования совершивших их лиц предусмотренные частями 4 и 5 настоящей статьи положения реализуются сотрудником полиции сразу после прекращения указанных обстоятельств или действий.”;

г) в части 7 слова “обязана обеспечить” заменить словом “обеспечивает”;

2) в части 2 статьи 7 слова “связан решениями” заменить словами “зависим от решений”;

а) в части 3 слова “обязана в пределах своих полномочий принять” заменить словами “в пределах своих полномочий принимает”;

б) в части 5 слово “проводит” заменить словами “организует и проводит”, слова “указанного мониторинга” заменить словами “указанных мониторингов”;

4) в части 1 статьи 11 слова “обязана использовать” заменить словом “использует”;

5) в части 1 статьи 12:

а) пункт 4 дополнить словами “по направлениям деятельности полиции”;

б) пункт 9 после слов “руководителя следственного органа,” дополнить словом “дознавателя,”;

в) в пункте 11 слово “пресекать” заменить словами “выявлять и пресекать”;

г) пункт 18 изложить в следующей редакции:

“18) проводить в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертизы в ходе уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, а также исследования по материалам оперативно-разыскной деятельности и при проверке заявлений и сообщений о преступлениях;”;

д) пункт 19 после слов “оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии” дополнить словами “в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации”;

в пункте 2 слова “проверять документы” заменить словами “требовать от граждан в случае их обращения назвать свои фамилию, имя и отчество, проверять документы”, после слов “федеральным законом” дополнить словами “, принимать меры по идентификации указанных лиц”;

дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

“3.1) в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, производить осмотр места происшествия, местности, помещений, транспортных средств, предметов, документов и иных объектов в целях фиксации обстоятельств, имеющих значение для принятия решения по заявлению и сообщению о происшествии, а также составлять по результатам указанного осмотра акт осмотра;”;

Читайте также:
Как подать документы на РВП через госуслуги в 2022 году онлайн

в пункте 6 слова “и заслоны,” заменить словами “заслоны, обозначать доступными средствами, в том числе визуальными, места совершения преступлений, административных правонарушений, места происшествий, места проведения публичных и массовых мероприятий, территории и объекты, нахождение граждан на которых ограничено или представляет угрозу для их безопасности, осуществлять временное ограждение указанных мест и объектов,”;

пункт 8 после слова “законодательством” дополнить словами “Российской Федерации”;

в пункте 10 слова “производить при осуществлении оперативно-разыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия;” исключить;

в пункте 16 после слова “законодательством” дополнить словами “Российской Федерации”, слова “при наличии данных о том” заменить словами “, если имеются основания полагать”, после слов “радиоактивные вещества,” дополнить словами “а также скрывают предметы хищения,”;

в пункте 25 слова “осмотр граждан” заменить словами “личный осмотр граждан”;

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

“2. Права полиции реализуются должностными лицами полиции в пределах их компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.”;

а) пункт 5 части 2 после слова “законодательством” дополнить словами “Российской Федерации”;

б) часть 4 после слова “законодательством” дополнить словами “Российской Федерации”;

в) часть 6 после слова “законодательством” дополнить словами “Российской Федерации”;

г) часть 15 после слова “отказывается” дополнить словами “либо по объективным причинам не может”;

д) в части 16 слова “подвергаются осмотру” заменить словами “подвергаются личному осмотру”;

а) в наименовании слова “Вхождение (проникновение)” заменить словом “Проникновение”;

б) в части 2 слово “входить” заменить словом “проникать”;

в) пункт 2 части 3 изложить в следующей редакции:

“2) для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния, и (или) лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших деяние, содержащее признаки преступления;”;

в абзаце первом слова “вхождение (проникновение)” заменить словом “проникновение”;

в пункте 3 слова “вхождением (проникновением)” заменить словом “проникновением”;

в пункте 4 слова “вхождения (проникновения)” заменить словом “проникновения”;

д) часть 6 после слова “информируются” дополнить словами “в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел,”;

е) часть 7 изложить в следующей редакции:

“7. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан в течение 24 часов с момента проникновения письменно уведомляется прокурор, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок уведомления.”;

9) дополнить статьей 15.1 следующего содержания:

Статья 15.1. Вскрытие транспортного средства

1. Полиция имеет право осуществлять вскрытие транспортного средства, в том числе проникновение в него, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

1) для спасения жизни граждан;

2) для обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

3) для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния, и (или) лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших деяние, содержащее признаки преступления;

4) для пресечения преступления;

5) для применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, если имеются основания полагать, что совершившее данное правонарушение лицо находится в состоянии опьянения;

6) для проведения осмотра транспортного средства и (или) груза, если имеются основания полагать, что в транспортном средстве находятся без специального разрешения предметы или вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные;

7) для проверки сообщения об угрозе террористического акта;

8) для установления обстоятельств несчастного случая.

2. Перед вскрытием транспортного средства сотрудник полиции называет свои должность, звание, фамилию, предъявляет по требованию собственника либо иного законного владельца транспортного средства или находящихся в нем граждан служебное удостоверение, предупреждает о своем намерении, разъясняет причину и основания вскрытия транспортного средства, а также возникающие в связи с этим права и обязанности граждан, за исключением случаев, если промедление создает угрозу жизни и здоровью сотрудника полиции или иных граждан, и (или) при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения либо преследования совершивших их лиц.

Читайте также:
Скачать шаблон документа "Договор поручительства по кредитному договору".

3. О вскрытии транспортного средства не позднее 24 часов с момента вскрытия информируется собственник транспортного средства, если такое вскрытие было осуществлено в его отсутствие, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Полиция в отсутствие собственника или иного законного владельца вскрытого транспортного средства обеспечивает недопущение доступа посторонних лиц в транспортное средство.”;

а) в наименовании слова “участков местности” заменить словом “территорий”;

абзац первый изложить в следующей редакции:

“2. Полиция имеет право проводить оцепление (блокирование) территорий, жилых помещений, строений и других объектов по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего:”;

дополнить пунктами 6 и 7 следующего содержания:

“6) при проведении мероприятий, направленных на обнаружение предметов, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, либо при наличии оснований полагать, что в границах территорий или на объектах готовится, совершается (совершено) преступление;

7) при необходимости предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, которые не могут быть защищены иным способом.”;

в) в части 3 слова “участков местности” заменить словом “территорий”;

г) часть 4 изложить в следующей редакции:

“4. В границах оцепления (блокирования) полиция может осуществлять личный осмотр граждан, находящихся при них вещей (предметов, механизмов, веществ), осмотр транспортных средств и перевозимых грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, с применением при необходимости технических средств. В случае отказа гражданина подвергнуться личному осмотру или предоставить для осмотра транспортное средство и перевозимые грузы полиция имеет право не допускать проход такого гражданина на территории, в жилые помещения, строения и на другие объекты, где проводится оцепление (блокирование), или его выход за пределы границ оцепления (блокирования), а также въезд или выезд транспортного средства до снятия оцепления (блокирования).”;

д) в части 5 слова “частях 2 – 4” заменить словами “части 2”;

11) пункт 6 части 3 статьи 17 изложить в следующей редакции:

“6) о лицах, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации применен акт о помиловании или акт об амнистии;”;

12) в части 2 статьи 23 слова “оружием и” заменить словами “оружием или”;

13) пункт 2 части 2 статьи 25 после слов “государственным органам” дополнить словом “(органам)”;

14) часть 1 статьи 27 признать утратившей силу;

а) части 1 и 2 признать утратившими силу;

б) в пункте 3 части 3 слова “использовать в случаях” заменить словами “останавливать транспортные средства, использовать в случаях”;

16) в части 2 статьи 30 слова “или прямому начальнику” заменить словами “и другому прямому начальнику”;

17) статью 41 признать утратившей силу.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин

21 декабря 2021 года

Обзор документа

Скорректирован Закон о полиции.

В частности, прописано, что сотрудники полиции вправе осматривать места происшествия, местности, помещения, транспортные средства, предметы, документы и иные объекты в связи с проверкой зарегистрированных заявлений и сообщений о происшествиях.

Закреплена возможность проникновения сотрудников полиции в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории для задержания лиц, застигнутых на месте совершения преступления или скрывающихся с этого места, а также лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших преступления.

Введена новая статья, регламентирующая вскрытие полицией транспортных средств.

Уточнены основания и правила оцепления (блокирования) территорий, жилых помещений, строений и других объектов.

Закон вступает в силу со дня опубликования.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

«Эти поправки как повод злоупотреблять»: чем грозит новый закон о расширении полномочий полиции

Фото «Эти поправки как повод злоупотреблять»: чем грозит новый закон о расширении полномочий полиции

Президент Владимир Путин подписал закон о расширении полномочий сотрудников полиции – Сиб.фм узнал у экспертов, почему эти поправки касаются каждого и чем они чреваты.

21 декабря президент России Владимир Путин расширил полномочия полиции. С законом уже можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации. С этого дня силовики смогут проникать в квартиры, машины и на земельные участки, оцеплять строения и жилые помещения во время задержания преступников. Также закон разрешает полицейским не представляться во время задержания. Журналист Сиб.фм поговорила с известными общественниками и юристами – почему они считают, что поправки чреваты злоупотреблениями и почему новые нормы пугают даже законопослушных граждан.

Читайте также:
Список отделов ПФР Лопатинский район, Пензенская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

«Люди боятся, у них нет доверия к полиции»

Бывший новосибирский следователь органов внутренних дел, директор юридического центра «Егоров и партнёры» Сергей Егоров считает, что принятые поправки дают полиции более широкие полномочия. Из-за этого многие юристы опасаются, что под видом улучшения работы полиции сотрудники начнут злоупотреблять законом.

«Потому что придумать повод для того, чтобы проникнуть в чью-то машину или жилище, можно на раз-два, а учитывая, что им предоставляют право делать это без решения суда. Неугодным человек стал, комментарий написал – завтра без решения суда придут, наркотики найдут или ещё что-то, и что с этим делать? Вот этого боятся люди, нет доверия к полиции у граждан. И виновата в этом сама полиция», – считает Егоров.

Фото «Эти поправки как повод злоупотреблять»: чем грозит новый закон о расширении полномочий полиции 2

По словам экспертов, разговоры о внесении изменений в «Закон о полиции» идут уже несколько лет. Сам законопроект появился в декабре 2020 года, в 2021 году он стал доступен на портале правовой информации.

«Мы надеялись, что президент России наложит вето на этот закон, поскольку в законе существуют расплывчатые понятия, которые на практике создадут определённые сложности, – объясняет руководитель краснодарского филиала МРОО «Комитет против пыток» Сергей Романов. – К примеру, если раньше сотрудник полиции был обязан представляться гражданину после его требования, то теперь это происходит после того, как сотрудник пресечёт противоправные действия гражданина. У нас в “Комитете против пыток” уже были случаи, когда сотрудники подходили, не представляясь, сразу применяли спецсредства, физическую силу. И гражданин не мог понять: это сотрудник полиции или бандиты его преследуют. То есть теперь с этим возникнут определённые сложности, это чревато злоупотреблением полномочий».

Ещё одно нововведение – проникновение на участки, в жилище без решения суда. Если раньше полицейские должны были обосновать, для чего им проникать в квартиру, то теперь это относится на откуп самим сотрудникам полиции.

«Они сами вправе решать, делать это или нет, если у них есть “основания полагать” (это новые слова), что там находятся какие-то незаконные вещества или представляющие интерес для следствия доказательства», – продолжает Романов.

С общественником согласен юрист МРОО «Комитет против пыток» Тимур Рахматулин. Его настораживает сама формулировка «основания полагать», введённая вместо доказательной базы, которую ранее сотрудники были обязаны предоставить суду.

«Если в первом случае идёт речь о результатах оперативно-разыскной деятельности, то сейчас, по сути, сотрудник может руководствоваться своим воображением. У него есть основания полагать, он думает так. И раз он так думает, значит, он может вскрыть автомобиль, может проникнуть в квартиру, да хоть куда – сейчас же перечень, куда он может проникнуть, тоже расширили. Достаточно широкий перечень, при этом как будто специально трактовку закона сделали размытой», – рассуждает Рахматулин.

Фото «Эти поправки как повод злоупотреблять»: чем грозит новый закон о расширении полномочий полиции 3

Более того, теперь полицейские во время оперативных работ могут проникнуть в жилище, даже если хозяина не будет дома. А во время следственных действий оцепить не только квартиру и подъезд, но и дом, и квартал.

«Если человек отказывается подвергать себя личному досмотру, то сотрудник имеет право не выпускать этого гражданина за периметр оцепления. Достаточно сказать, что в этом районе работают наркокурьеры или были обнаружены незаконные наркотические вещества, и у нас есть основания полагать, что они могут находиться у вас, – объясняет Сергей Романов. – Все эти изменения, на мой взгляд, требуют более тщательной проработки. Будем следить за ними на практике, как это всё будет реализовываться».

«Из ряда статей исключили слово “обязан”»

Юрист МРОО «Комитет против пыток» Тимур Рахматулин подчёркивает, что в этих поправках есть и справедливые вещи. Одна из которых – это устранение пробелов в «Законе о полиции».

«Там есть статья 15.1, которая даёт сотрудникам право вскрывать автомобили. В принципе, все юристы сходятся во мнении, что у сотрудников полиции должно быть такое полномочие. То есть они должны при определённых условиях иметь возможность вскрывать автомобили, например, для предотвращения тех же терактов. Но это должно быть строго определено и должен быть перечень оснований, сейчас его нет», – пояснил юрист.

Читайте также:
Федеральный закон №305-ФЗ от 02.08. : новый порядок назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка

Но, по мнению Рахматулина, закрывая пробел настолько размытыми формулировками, законодатель оставил простор для «резинового правоприменения» закона. Юрист называет это «маленьким сдвигом», но не в сторону защиты прав граждан, а для свободной трактовки этих норм закона на практике.

«Из многих статей вообще исключили слово “обязан”. Это кажется таким несерьёзным, малозначительным. Но зная практику, которая складывается в судах, когда суды говорят, что нет оснований не доверять сотруднику полиции, это всё очень печально», – считает Рахматулин.

Фото «Эти поправки как повод злоупотреблять»: чем грозит новый закон о расширении полномочий полиции 4

Общественник Сергей Романов и вовсе уверен, что постепенно у сотрудников полиции становится всё меньше ограничений и всё больше полномочий.

«Раньше для сотрудников полиции существовало много “но”. Прежде чем совершить какие-то действия, необходимо было обосновать, для чего нужна та или иная информация, для чего сотруднику вторгаться в жилище. Сейчас закон упростил эти действия. И это точно не защита интересов прав граждан», – подчёркивает Романов.

При том, что на этапе обсуждения законодатели всё-таки решили отказаться от ряда поправок к закону.

«Изначально предполагалось убрать ответственность сотрудников за причинённый вред, – вспоминает Тимур Рахматулин. – Я думаю, что в принципе логично, что эту поправку не приняли, потому что она идёт вразрез с Конституцией Российской Федерации. Всё-таки есть в аппаратах депутата толковые юристы, которые подсказали, что вот такую поправку уж точно не стоит принимать».

«Чуть что, можно прийти к неугодным людям осматривать жилище»

Когда в стране начали активно обсуждать поправки к «Закону о полиции», бывший новосибирский следователь органов внутренних дел, юрист Сергей Егоров сделал на странице опрос «Поддерживаете ли вы эти поправки или нет?» Проголосовали за всего пять человек, из них – один действующий следователь.

«Это действительно хороший следователь, мы работали вместе, он не будет злоупотреблять, будет использовать эти поправки как надо, – считает Егоров. – Вот ему они реально на пользу пойдут. Остальные люди, сто с лишним человек – все против проголосовали. И все согласились со мной, что это только повод злоупотреблять. Поэтому я к этому отношусь категорически – я против».

Фото «Эти поправки как повод злоупотреблять»: чем грозит новый закон о расширении полномочий полиции 5

Егоров считает, что последние годы полиция стала работать избирательно, то есть на одни вызовы наряд приезжает, другие игнорирует. При этом действия полиции стали политизированы.

«Вы же видите, что в последнее время происходит, люди уже смеются, – негодует бывший сотрудник полиции. – Вызываешь полицию – нет никого. Стоит написать, что там митинг идёт – прилетает десять машин сразу. Ко мне люди обращаются по разным преступлениям, я месяцами не могу заставить сотрудников дело возбудить. Причём есть доказательства, есть все основания. Пока прокуратура не начнёт носом тыкать, ничего не будут делать. Ну это же ненормально. Поэтому такое ощущение, что этими поправками власть хочет себя ещё больше обезопасить. Чуть что, можно прийти к неугодным людям и осматривать жилище, машины проверять. Всё это уже репрессиями можно назвать».

Нам важно выслушать все стороны и мы ценим мнение каждого, поэтому, если вы действующий сотрудник полиции, считаете эти поправки необходимыми и готовы об этом рассказать на условиях анонимности, свяжитесь с нашим криминальным журналистом по тел. 8 (953) 775-22-29.

Хотите видеть больше интересных новостей?
Добавьте наш канал в избранное в Google News и Яндекс Новости:

Вскрывай, стреляй, оцепляй

Госдума приняла в первом чтении законопроект, уточняющий и расширяющий права полицейских. Новые нормы разрешают правоохранителям вскрывать автомобили и квартиры, выставлять оцепление вокруг жилых домов и применять огнестрельное оружие не только при попытках граждан опасно приблизиться или прикоснуться к амуниции, но и в других случаях, которые полицейский оценивает как «угрозу нападения». В МВД уточняют, что схожими полномочиями уже обладают бойцы Росгвардии и ФСО. При обсуждении законопроекта в Госдуме возникла дискуссия, смогут ли полицейские класть «все, что угодно» в машины граждан и падает ли доверие к правоохранителям в обществе.

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ / купить фото

Поправки к закону «О полиции» разработаны в МВД РФ и внесены в Госдуму правительством. Сотрудникам правоохранительных органов предлагают дать право оцеплять «территории, жилые помещения, строения и другие объекты» по решению полицейского руководства (сейчас речь идет лишь об «участках местности»), проникать в «жилые и иные помещения, на земельные участки» для задержания правонарушителей. В закон предлагается добавить ст. 15.1 «Вскрытие транспортного средства», разрешив полиции делать это для «спасения жизни граждан», «обеспечения общественной безопасности при массовых беспорядках» и в режиме ЧС. Вскрывать машины также можно «для пресечения преступления», задержания правонарушителей и даже для проведения осмотра, если полицейский подозревает, что внутри находятся «предметы или вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные». Отдельно оговаривается, что вскрывать машины можно, если граждане заперлись внутри.

Читайте также:
Список отделов ПФР Венгеровский район, Новосибирская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

Расширен и перечень случаев применения огнестрельного оружия.

Сейчас по ст. 23 закона «О полиции» это разрешается делать в 12 случаях, включая защиту себя и граждан от «посягательств», освобождение заложников и отражение групповых нападений. В ст. 24 закона оговаривается, что полицейский с «обнаженным оружием» имеет право применять его при попытке приблизиться или прикоснуться к его амуниции. Думские поправки разрешают применять оружие еще и против граждан, «совершающих иные действия, дающие основание расценить их как угрозу нападения».

Замминистра внутренних дел РФ Игорь Зубов заявил в Госдуме, что поправки соответствуют «отечественному и зарубежному опыту», а схожие полномочия уже есть у других силовиков, в частности вскрывать автомобили могут бойцы Росгвардии, а ФСО пользуется схожими нормами применения оружия. Однако заместитель главы думской фракции «Справедливой России» Олег Шеин не понял, зачем нужны новые полномочия в «условиях эффективной работы» полиции, сославшись на статистику, свидетельствующую о сокращении числа преступлений в РФ в полтора раза с 2000 года, а убийств и прочих тяжких преступлений — вчетверо за это же время.

Господин Зубов ответил, что полиция «не требует ничего сверхъестественного», поправки «вынашивались годами» и лишь устраняют «пробелы базового закона».

Содокладчик, зампред комитета Госдумы по безопасности Эрнест Валеев подчеркнул, что «дополнительных полномочий у полиции не появляется», заверив, что более четко расписанные регламенты работы как раз и защищают граждан «от произвола» силовиков.

Как правительство утвердило поправки, расширяющие права сотрудников МВД

В поправках говорится, что полицейский «не подлежит преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей». Депутата Сергея Иванова в связи с этим заинтересовала норма об отсутствии ответственности силовиков «за вред гражданам и организациям» при вскрытии машин. Господин Зубов фактически связал появление этой нормы с высоким уровнем правовой грамотности граждан, растущим числом обращений в суды с исками к полицейским о возмещении ущерба, а также позицией пленума Верховного суда РФ о том, что сотрудники правоохранительных органов не несут материальной ответственности за свои законные действия. При этом заместитель главы МВД РФ заверил: у подчиненных с принятием законопроекта не появится «большее ощущение безнаказанности», поскольку их действия и так предельно «зарегламентированы».

Глава международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков говорил, что поправки легализуют сложившуюся практику досмотра автомобилей или выставления оцепления, но предупреждал, что под новые нормы применения огнестрельного оружия можно «задним числом подвести любую стрельбу по гражданам».

«Раньше к милиционеру бежали, а сейчас от полицейского убегают»,— поделилась депутат Госдумы Тамара Плетнева, предположив, что поправки позволят сотрудникам правоохранительных органов «положить все, что угодно» в автомобили «непонравившихся» им граждан.

Депутат Вера Ганзя возмутилась, что поправки «ограждают от преследования» полицейских, упомянув падение доверия к ним в обществе. Игорь Зубов на это заявил о доверии в 50–70% в РФ к институту полиции — «на уровне передовых государств» — со ссылкой на неназванных социологов. Он заверил, что полицейский сейчас «десять раз подумает, прежде чем вытащить оружие». По его статистике, в 2019 году сотрудники МВД применяли огнестрельное оружие около 1 тыс. раз, при этом погибли 26 человек, а неправомерными были признаны лишь три факта применения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: