Понятие, виды и содержание общих условий таможенного контроля

Таможенный контроль: понятие, основные принципы

Таможенный контроль служит одним из базисных понятий в области таможенного регулирования, доступным в узкой и широкой трактовке.

Статья 4 ТК ТС содержит определение термина таможенный контроль в широком смысле:

Таможенный контроль – это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств — членов Таможенного союза.

К указанной трактовке понятия «таможенный контроль» так или иначе можно привязать любые действия таможенных органов. Дабы конкретизировать терминологию, сформулируем также определение в узком понимании, опираясь на общее содержание ТК ТС и раздел 3 в частности:

Таможенный контроль – это набор действий по обеспечению проверки, производимых в законной форме и достаточных для соблюдения таможенного законодательства или выявления возможных нарушений.

Понятие таможенного контроля обладает следующими чертами:

  1. Таможенный контроль – это разновидность государственного контроля, действующая на основании принципов работы органов государственной власти. Таможенные отношения несут особую специфику, в связи с чем действие ФЗ №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (от 08.08.2001 г.) на таможенный контроль не распространяется.
  2. Законодательству, закрепляющему схему осуществления таможенного контроля, а также формы его проведения, присуща императивность.
  3. Осуществление таможенного контроля регулируется на основе множества правовых актов государств, входящих в Таможенный союз.

Классификация деятельности таможенных органов

Мероприятия, проводимые органами таможни в целях таможенного контроля, возможно классифицировать:

  1. по объекту контроля:
    1. контроль товаров;
    2. контроль транспортных средств;
    1. контроль импорта товаров на территорию Таможенного союза;
    2. контроль экспорта товаров с территории Таможенного союза;
    1. предварительные мероприятия, проводимые до ввоза товаров на таможенную территорию;
    2. текущие мероприятия, проводимые после ввоза товаров и транспортных средств, и до их выпуска;
    3. последующие мероприятия, проводимые после того, как товары утратили статус подведомственных таможенному контролю.

    Общемировая практика и Киотская конвенция задают современную тенденцию увеличения значимости и доли мероприятий последующего контроля.

    Данная тенденция привела к законодательному увеличению срока, которым располагают таможенные органы, чтобы произвести проверку достоверности указанной при таможенном оформлении информации после выпуска товаров. Согласно статье 99 ТК ТС определен в этой связи максимальный срок: в течение трех лет со дня, когда товары были лишены статуса подведомственных таможенному контролю, органы таможни имеют возможность осуществлять последующий контроль.

    Принципы проведения таможенного контроля

    Выборочность

    Уровень развития современной экономики таков, что очевидна невозможность применения всего комплекса проверочных действий к абсолютно всем товарам, пересекающим таможенную границу. В каждом отдельном случае органы таможни уполномочены выбирать форму и схему осуществления таможенного контроля, оценивая достаточность совершенного выбора в отношении соблюдения нормативных положений таможенного законодательства РФ. Все те же современные тенденции развития сферы таможенного контроля предполагают досмотр лишь небольшой доли товаров из тех, что пересекают таможенную границу (до 5%).

    Итак, принцип выборочности включает в себя: выбор органами таможни подходящих форм контроля и выбор того, какие именно товары и транспортные средства будут подвержены проверке. Последний осуществляется на основании системы управления рисками.

    Принцип выборочности согласуется со стандартным правилом 6.2 Киотской конвенции, содержащим указание, что таможенный контроль возможно ограничить минимумом, достаточным для соблюдения нормативных положений таможенного законодательства.

    Обязательность

    Если произвести анализ закона о таможенном регулировании и нормативных положений ТК ТС, возможно сделать заключение о том, что объектом таможенного контроля могут стать все разновидности товаров и транспортных средств (международные перевозки) при пересечении таможенной границы. Положения таможенного законодательства лишь содержат в себе возможность не применять отдельные виды таможенного контроля. Так, ст. 105 ТК ТС определяет, что личный багаж глав государств, входящих в Таможенный союз, и сопровождающих их членов семей не подлежат осмотру таможенными органами.

    Использование системы управления рисками

    Когда речь идет о применении принципа выборочности, закономерно возникает вопрос, на какие критерии необходимо опираться при осуществлении выбора формы и порядка контроля. Выше уже было отмечено, что основой для решения данного вопроса является система управления рисками.

    Принцип международного сотрудничества при проведении таможенного контроля

    Сфера деятельности органов таможни неотделима от темы международных отношений. Это особенно проявлено в отношении процедуры таможенного контроля. Качество взаимодействия органов таможни разных стран во многом определяет эффективность осуществляемого контроля. Так, указанный принцип таможенного контроля регламентирован в законодательных положениях Таможенного союза, в актах международного права и является основой действий органов таможни.

    Принцип сотрудничества с участниками внешнеэкономической деятельности

    В стандартном правиле 6.8 Киотской конвенции указано, что служба таможни стремится сотрудничать с субъектами внешней торговли, заключать меморандумы о взаимопонимании для обеспечения развития и усовершенствования таможенного контроля. Тот факт, что в ТК ТС законодательно закреплен принцип сотрудничества с субъектами ВЭД, профессиональными объединениями, организациями и ассоциациями, заинтересованными в качестве внешнеторговых операций, означает, что государство не просто намерено учитывать интересы субъектов ВЭД, но и стремится выйти на новый уровень международных отношений с опорой на партнерство государства и бизнеса.

    Принцип эксклюзивности действий таможенных органов

    Мероприятия таможенного контроля осуществляются исключительно таможенными органами и только на основании требований ТК ТС и правовых норм государств, являющихся участниками Таможенного союза. Лишь Федеральная таможенная служба (ФТС) владеет полномочиями в сфере таможенного дела, выступая как исполнительный орган власти государства. Данные полномочия указаны в Законе о таможенном регулировании, а также в Положении о Федеральной таможенной службе №459 (утверждено постановлением Правительства от 26.07.2006).

    Порядок реализации процедуры таможенного контроля

    Процесс выполнения мероприятий проверки таможенными органами предполагает, что товары и транспорт (международные перевозки), контролируемые таможенным органом, приобретают специальный статус, который ограничивает права по владению и распоряжению данными товарами и транспортом. С учетом этого факта моменту возникновения и потери указанного статуса для товаров и транспорта, контролируемых таможенным органом, нужно уделить отдельное внимание.

    К товарам со статусом нахождения под таможенным контролем относятся товары иностранного производства, импортируемые на таможенную территорию Таможенного союза и товары Таможенного союза, экспортируемые с таможенной территории Таможенного союза.

    Товары, импортируемые на таможенную территорию, и транспорт (международные перевозки) приобретают статус «находится под таможенным контролем», начиная с момента, когда ими пересекается таможенная граница. В это же время на соответствующие лица возлагаются обязанности, регулируемые таможенным законодательством. Также, как было указано выше, приобретенный статус накладывает ограничения на право владения и распоряжения, которое становится возможным к реализации только на условиях, регламентированных таможенным законодательством. Основная доля манипуляций с товарами и транспортными средствами, получившими статус, допустима исключительно с разрешения органов таможни (как то транспортировка, упаковка, выгрузка и пр.)

    Потеря статуса нахождения под контролем таможенного органа для ввозимых товаров происходит в один из следующих моментов:

    • товар выпущен согласно порядку выпуска для внутреннего использования;
    • товар уничтожен;
    • получен отказ;
    • товар по факту вывезен за таможенную территорию Таможенного союза;
    • товар перешел в собственность государства, являющегося участником Таможенного союза;
    • некоторая доля товаров иностранного производства признана потерями (при переработке);
    • отходы, полученные в результате переработки, признаны непригодными для использования в коммерческих целях.

    Товары, экспортируемые с территории Таможенного союза и транспорт (международные перевозки), приобретают статус нахождения под контролем таможенного органа в момент, когда:

    • орган таможни принял таможенную декларацию;
    • имели место действия, совершаемые для непосредственного вывоза товаров;
    • таможенная декларация была отозвана.

    Действия, совершаемые для непосредственного вывоза товаров, включают в себя:

    • вход/въезд физического лица, совершающего выезд с территории России, в зону таможенного контроля;
    • въезд транспорта (международные перевозки) на территорию пункта пропуска через границу РФ с целью покинуть таможенную территорию России;
    • сдача специализированным учреждениям (транспортные организации, отделения почтовой связи) товара и/или международного почтового отправления с целью их пересылки за пределы таможенной территории Российской Федерации;
    • действия, совершаемые физическим лицом в целях фактического перехода через таможенную границу с товарами/транспортными средствами вне установленных согласно законодательству РФ мест.

    Статус нахождения под контролем органа таможни для экспортируемых товаров утрачивается в момент, когда таможенная граница пересечена.

    В то же время, ТК ТС указывает случаи, когда орган таможни должен продолжать осуществлять контроль и после вывоза товара с таможенной территории. В первую очередь, имеется в виду вывоз товаров, которые, согласно процедуре, предполагают их обратный ввоз, а также продукты переработки вне территории. С опорой на ст. 96 ТК ТС можно сделать предположение, что для товаров, которые должны быть ввезены обратно, сохраняется статус «находится под таможенным контролем».

    Сроки проведения процедуры проверки

    Сроки осуществления мероприятий по проверке регламентированы ТК ТС, Законом о таможенном регулировании, а также нормативными актами ведомств. Сроки находятся в зависимости от выбранной формы контроля, категории проверяемых товаров, способа их перемещения, разновидности транспорта, осуществляющего их перемещение.

    К примеру, в статье 132 ТК ТС установлен срок для организации и проведения выездной таможенной проверки – не более 2 месяцев; п.7 статья 96 ТК ТС гласит, что максимальный срок досмотра транспортных средств за пределами зоны таможенного контроля – 2 часа.

    Также уместно оперировать таким понятием, как общий срок таможенного контроля.

    Общий срок таможенного контроля – такой срок, в течение которого должны быть осуществлены все мероприятия по проверке таможенными органами

    Общий срок идентичен сроку выпуска товаров, указанному в ст. 196 ТК ТС – 2 дня. Также ст.196 (п.4) содержит информацию о том, что возможно увеличение срока выпуска до 10 рабочих дней для завершения форм контроля таможенными органами.

    Зоны таможенного контроля (ЗТК)

    Термином «зона таможенного контроля» определяют некую территорию, в границах которой таможенные органы берут под свой контроль товары, транспорт, коммерческую и иную деятельность (ст.97 ТК ТС).

    Можно классифицировать возможные зоны таможенного контроля:

    1. по признаку местоположения:
      1. вдоль границы таможни;
      2. в местах, где товары подвергаются перегрузке или осмотру;
      3. в местах временного хранения;
      4. в местах стоянки транспорта, осуществляющего перевозку товаров, подконтрольных таможенным органам;
      5. в местах, где осуществляется таможенное оформление;
      6. в прочих местах согласно таможенному законодательству;
      1. временные зоны контроля, для создания которых необходимо письменное решение руководителя таможенного органа (для таможенного оформления вне установленных мест или для проведения осмотра товаров и транспорта, обнаруженных органами таможни за территорией постоянной зоны таможенного контроля);
      2. постоянные зоны контроля: их создание обусловлено регулярностью нахождения в них товаров, которые необходимо досматривать (места прибытия транспортных средств с грузом, склады таможенных органов и временного хранения и пр.)
      1. зоны, которые создаются согласно приказам ФТС РФ (вдоль границ государства);
      2. зоны, которые создаются по инициативе территориальных органов таможни по распоряжению их руководителей (как временные, так и постоянные зоны).

      В отношении регулирования правом порядка создания зон контроля таможенных органов необходимо отметить следующее:

      • регламент по созданию, реструктуризации, ликвидации зон таможенного контроля обозначен в актах государств, являющихся членами таможенного союза;
      • процедура организации зоны таможенного контроля вдоль границы устанавливается Постановлением правительства РФ №624 «О порядке создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы» (от 14.10.2003 г.);
      • факт несовпадения границы государства и таможенной границы не может служить препятствием для организации зоны таможенного контроля;
      • действия, осуществляемые таможенными органами в зонах таможенного контроля, не должны быть препятствием для деятельности пограничных органов, выполнения ими задач согласно Законодательству Российской Федерации.

      Для обозначения постоянных зон используются знаки в виде прямоугольника с зеленым фоном, на котором присутствует надпись на русском языке «Зона таможенного контроля» и английском языке «Customs control zone».

      Для обозначения границы временных зон используют оградительную ленту, информационное табло, щиты-указатели и т.д.

      Статья 16.5 КоАП устанавливает меру административных взысканий для лиц, не соблюдающих требования, изложенные в таможенном законодательстве.

      Таможенный контроль – значение термина

      совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов Таможенного союза.

      Таможенный контроль – совокупность действий, направленных на проверку или обеспечение соблюдения законодательства в сфере таможенного регулирования.

      При его осуществлении сотрудники таможни применяют принцип выборочности, основанный на системе управления рисками.

      Контроль проводится сотрудниками таможни в отношении продукции, документов, а также деятельности отдельных лиц, включённых в реестр и занимающихся деятельностью в сфере таможенного дела.

      При этом существует понятие «нахождение товаров под таможенным контролем». Для ввозимой продукции – это промежуток между фактическим пересечением границы Союза и приобретением продукции статуса «товара ЕАЭС» (в большинстве случаев, исключения приведены в ст. 14 ТК ЕАЭС).

      Для вывозимой продукции – это момент между подачей декларации на товары и фактическим убытием товаров с территории Союза.

      Таможня осуществляет контроль в пределах этих сроков. При возникновении некоторых обстоятельств (список приведён в пп.7-15 ст. 14 ТК ЕАЭС) проверочные мероприятия могут проводиться спустя три года после их наступления. Документы, полученные в ходе проверочных мероприятий должны храниться в течение пяти лет.

      Проверочные мероприятия в общем случае проводятся в зонах таможенного контроля (ЗТК). Исключениями является осмотр или досмотр продукции в ходе выездной проверки или при остановке транспортного средства.

      ЗТК, как правило, располагаются в местах пересечения границы, могут быть временными или постоянными, а к их оборудованию предъявляют особые требования.

      При осуществлении контролирующих функций таможня тесно сотрудничает с налоговой инспекцией и другими государственными органами. При проверке международных почтовых отправлений таможня взаимодействует с оператором почтовой связи.

      При проведении проверочных мероприятий таможней могут быть начислены дополнительные налоги и сборы, выявлены нарушения определения стоимости ввозимых товаров и страны происхождения продукции.

      При проведении контрольных мероприятий сотрудники таможни вправе применять меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля. К ним относятся:

        – получение данных и информации от граждан без оформления результатов. проводится сотрудниками таможни в ходе контрольных мероприятий. При этом устанавливается определённый срок, достаточный для предоставления таких документов. Он может быть продлён ещё на два месяца. Вся запрошенная документация должна быть предоставлена в виде оригинала или заверенной копии, с переводом на русский язык, если это необходимо. с отбором образцов продукции и проб, изъятием документации и средств идентификации.
      1. Проведение идентификации продукции, документации, транспорта, территорий и помещений. К идентификации относится нанесение специальной маркировки, опломбирование, опечатывание.
      2. Использование технических контрольных средств (в том числе воздушных и водных судов, принадлежащих таможне). – непосредственное присутствие сотрудников таможни или другой организации ей уполномоченной при перевозке подконтрольной продукции по территории ЕАЭС.
      3. Установление определённого маршрута перевозки грузов применяется для контроля перемещения грузов по территории ЕАЭС. и совершаемых с ней операций.
      4. Привлечение специалистов для проведения контрольных мероприятий (в том числе из других государственных органов).
      5. Требование совершения определённых грузовых операций с подконтрольными товарами и транспортом. проводится инспекторами таможни за товарами, средствами транспорта и гражданами, пересекающими границу ЕАЭС.
      6. Проверка маркировки продукции.

      Меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, проводятся как отдельно, так и в комплексе с другими мерами, поддерживая контрольные мероприятия, проводимые сотрудниками таможни.

      Таможенный контроль: что это такое и для чего нужен — понятие, порядок и сроки проведения, этапы и стадии

      Бобков Олег

      Таможенный контроль – это совокупность мер, которые осуществляются ответственными органами власти, чтобы предупредить и пресечь нарушения норм международного, союзного и национального законодательства. В России за реализацию подобных процедур отвечают структурные подразделения Центрального аппарата ФТС. Под управлением ведомства находятся различные посты, расположенные в пунктах пропуска, а также на участках Государственной границы Российской Федерации. Инспекционно-досмотровые комплексы решают ряд проблем, касающихся защиты национальных и экономических интересов страны, а также ее непосредственных союзников.

      Классификация таможенных органов

      Все базовые и унифицированные регламенты, касающиеся аспектов рассматриваемой процессуальной деятельности, опираются на постановления, прописанные в статьях ТК ТС. Кодифицированный акт, регулирующий полный спектр возможных операций, подробно рассказывает о принципах перемещения через демаркационные линии определенных держав. В 2021 году документ обладает юридической силой на территории России, Казахстана, Белоруси, Армении и Киргизии.

      Различные структурные подразделения ФТС, работают в соответствии с установленными правилами, проводя ряды инспекционных процедур, исключающих возможность нарушения нормативов, описанных в законодательстве страны. Мероприятия, реализуемые сотрудниками ведомства, классифицируются по многим категориям:

      1. Объект контроля: товары или транспортные средства.
      2. Направление движения груза: импорт и экспорт.
      3. Время проведения: предварительные, текущие и последующие операции.

      Обратите внимание: в XXI веке общемировая практика указала на необходимость расширения полномочий абсолютно всех органов, занимающихся подобным видом инспекционных работ государственного формата. Данный факт зафиксирован, в том числе и в Киотской конвенции, рассказывающей о возможности упрощения и гармонизации пограничного режима.

      Правительство России приняло во внимание предложенные инструкции, увеличив, например, максимальные сроки, в которых ведомства могут проводить проверку сведений, представленных в декларации людьми, пересекающими границу. По ст. 99 ТК ТС, выполнение изысканий проводится вплоть до трех лет со дня покидания пересылкой соответствующей зоны.

      Цели, порядки и принципы проведения контроля в таможенном деле

      В 2021 году абсолютно все пропускные точки, расположенные на демаркационных линиях Российской Федерации, оборудованы качественными инспекционно-досмотровыми комплексами. В рамках таких учреждений работают сотрудники ФТС, отвечающие за реализацию надзорных процессов в момент транспортировки различных грузов через страну.

      Специалисты проводят мероприятия по исчислению и взиманию государственных адвалорных, специфических и комбинированных пошлин. Каждая подобная зона оборудована в соответствии с современным прогрессом. На территории точек присутствует ряд технических средств (ТС ТК). Правила использования таких устройств также регламентируются законодательством. К их числу относятся, например, комплекты досмотровых зеркал, автоматические детекторы валют, наборы инструментов, щупы, штампы для проставления дат и пр.

      Понятия, цели, сроки проведения, стадии и технологии таможенного контроля – это вопросы, разбираться с которыми придется, наверное, каждому участнику внешнеэкономической деятельности. Однако любой предприниматель, работающий на экспорт, знает, что до проблем, связанных с инспекцией, еще нужно дойти. До процессов непосредственного пересечения границы товар проходит через множество стадий, в плане производства, маркировки, учета, складского размещения и пр.

      Все перечисленные мероприятия, несомненно, нуждаются в автоматизации. Оптимизировать рутинные процессы, связанные с помарочным учетом товара поможет специализированное программное обеспечение, выпуском которого занимается компания «Клеверенс». Например, софт «Склад 15», используется магазинами, производственными учреждениями, а также компаниями, работающими в сфере e-commerce.

      Выборочность

      Современная экономика – это невероятная сфера, в рамках которой задействуются сотни тысяч различных процедур. Даже самые небольшие компании, функционирующие во внешнеэкономическом формате, транспортируют через границу огромное количество всевозможных товаров. Проверить каждый из них нереально – уполномоченные органы попросту не справятся с таким объемом работ, реализация которых к тому же должна выполняться с определенным уровнем скорости.

      Поэтому в каждом отдельном случае структурные подразделения ФТС могут выбирать форму и схему проведения инспекционных работ самостоятельно. Конечно, принимаемые специалистами решения строятся на основании множества факторов, рекомендованных, в том числе и профильным законодательством. Однако общая суть принципа выборочности заключается в том, что сотрудники каждого отдельно взятого управления уполномочены определять, какие именно грузы и транспортные средства будут подвержены качественной проверке. Контроль в Таможенном союзе проводится именно по этому нормативу.

      Правило предоставляется в формате официально зафиксированного регламента, прописанного в п. 6.2 Киотской конвенции. В соответствии с произведенными статистическими исследованиями средний инспекционно-досмотровый пункт может досмотреть только 5% от всех проходящих через ответственную зону изделий. Поэтому пограничники должны избирать форму и схему профильных операций, исходя как из экономических интересов страны и желания предотвращения правонарушений, так и с учетом параметров оптимальности.

      Обязательность

      Человек, посмотревший большую часть законодательных норм, касающихся инспекционных мероприятий, реализуемых на пропускных постах, сможет сделать как минимум одно, чрезвычайно важное заключение. Оно состоит в том, что исследованию может быть подвергнуто буквально все: любой товар, продукт, изделие, автомобиль и пр. В рамках международных перевозок специалисты проверяют разнообразные формации транспортируемых объектов, руководствуясь, например, уже представленным принципом выборочности.

      Обратите внимание: конечно, бывают и исключения, которые, как мы знаем, выступают в роли подтверждения общеустановленных нормативов и правил. Так, по закону, досмотровым операциям не может подвергаться личный багаж глав государств, а также членов их семей.

      Использование системы управления рисками: для чего нужен таможенный контроль, осуществляемый органами власти

      Методика СУР основана на правилах, внедряемых с целью максимальной эффективности использования ресурсов ФТС и прочих аналогичных правительственных организаций, функционирующих, например, на территории других стран. Применение подобной технологии сопряжено с определенным понятийным аппаратом, в соответствии с которым специалисты вводят и устанавливают степень вероятности несоблюдения отдельными лицами мер государственного пограничного регламента.

      Обозначенный в России в 2021 году четырехуровневый сервис администрирования, создает все условия, необходимые для правильной и грамотной работы головного ведомства. Основная цель системы управления рисками заключается в оптимальном распределении возможностей и ресурсов сотрудников поста по наиболее важным и приоритетным направлениям. Положительный опыт использования СУР подтверждается, в том числе и благодаря эффективности аналогичных построений, присутствующих на территории иностранных государств.

      Принцип международного сотрудничества при проведении таможенного контроля

      Еще один чрезвычайно важный, и, несомненно, главный аспект во всей сфере пограничной инспекции. Область деятельности органов, отвечающих за реализацию рассматриваемых операций, попросту неотделимы от вопросов, касающихся отношений между державами.

      Качество взаимодействия профильных ведомств различных стран напрямую влияет на показатели успешности и эффективности всей ревизии. Проще говоря, сотрудничество выступает в роли буквально необходимого фактора, препятствующего случаям нарушения правовых норм.

      Сущность организации таможенного контроля товаров и транспортных средств во многом прописана именно в международных документах и нормативных актах. Благодаря пониманию данного вопроса, в XXI веке многие стороны пришли к самым положительным результатам: плодотворные партнерские отношения отличным образом сказались, например, на снижении числа преступлений. Конечно, по многим аспектам государствам между собой договориться не удается, однако сфера пограничного взаимодействия во все времена являлась точкой максимального соприкосновения правительственных интересов.

      Принцип сотрудничества с участниками внешнеэкономической деятельности

      Такой регламент представлен во многих правовых свидетельствах, однако центральным местом его размещения считается пункт 6.8 уже упомянутой Киотской конвенции. В стандартизированной рекомендации присутствует информативный блок, в рамках которого указано, что каждая профильная структура должна наладить партнерские отношения с любыми относящимися к ней субъектами внешней торговли. К числу прямых обязанностей таможни, например, относится задача по составлению и заключению меморандумов о взаимопонимании с обозреваемыми категориями лиц.

      Таможенный контроль – это совокупность мер, осуществляемых по принципам и формам международного права. Участниками указанного процесса всегда являются две стороны: непосредственно, сотрудники правительственных служб и люди, занимающиеся перевозкой товара через границу. В качестве таких граждан могут выступать физические и юридические лица, государственные и иностранные организации, действующие на территории или за пределами державы. Главное условие, позволяющее, скажем, частной компании выполнить требования к соблюдению такого статуса, заключается в наличии регистрации в качестве участника внешнеэкономических торговых связей.

      Принцип эксклюзивности действий таможенных органов

      Нетрудно догадаться, что правом на проведение досмотровых работ обладают исключительно уполномоченные ведомства. В Российской Федерации за реализацию подобных оперативных вмешательств отвечают структуры ФТС, в сфере ответственности которых находятся абсолютно все аспекты пограничного дела. Правительственная организация, выступающая в качестве исполнительной власти, имеет своеобразную монополию на установку инспекционно-досмотровых комплексов, сбор соответствующей статистики, задействование профильных нормативных актов, прием деклараций и пр.

      Представленное правило отражено в Законе о таможенном регулировании, а также в Положении от 26.07.2006 года №459. Как уже говорилось ранее, в рассматриваемом вопросе о контроле присутствуют по меньшей мере две стороны, и одна из них всегда будет являться представителем государства.

      Аналогичные нормативы установлены на территории всех без исключения стран, являющихся участницами международной торговой деятельности. Нарушить их, наверное, попросту невозможно: ни один сторонний человек не обладает правом на открытие, например, собственного, частного поста. Такое мероприятие начисто перечеркивает все принципы соответствующего права, делая невозможным абсолютно любой процесс классического регулирования.

      Какие бывают формы таможенного контроля

      Таможенный контроль является основной мерой надзора за перемещением товаров через границу ЕАЭС.

      Что такое таможенный контроль и зачем он нужен

      Таможенный контроль – это перечень действий, которые проводят таможенные органы для обеспечения законности проводимого оформления.

      Основными целями таможенного контроля являются:

      • соблюдение участниками ВЭД таможенного законодательства;
      • защита потребительского рынка, физических и юридических лиц;
      • защита экономики и государственных интересов в сфере международной торговли;
      • выявление нарушений на таможне;
      • взимание с участников ВЭД налогов и платежей;
      • содействие добросовестным участниками ВЭД и зарубежным партнерам.

      При проведении проверок ведомство руководствуется принципом выборочности, которая основывается на системе управления рисками. Таможенный контроль ограничивается достаточными мерами, не прибегая к нецелесообразным методам.

      Меры таможенного контроля

      Все виды таможенного контроля указаны в статье 322 Таможенного кодекса ЕАЭС, всего их семь: получение объяснений, проверка таможенных документов и сведений, таможенный осмотр, таможенный досмотр, личный таможенный досмотр, таможенный осмотр помещений и территорий, таможенная проверка.

      При выборе формы и методов таможенного контроля соответствующие органы используют систему управления рисками. Она основана на принципе эффективного использования ресурсов таможни.

      Получение объяснений

      Подразумевает предоставление таможне сведений о перемещении груза через границу. Получение объяснений происходит в письменном виде по специальной форме.

      Необходимую информацию в таможню обязаны предоставить: владельцы груза, перевозчики, таможенные представители, декларанты или иные лица, которым известны обстоятельства перевозки товаров.

      Проверка таможенных документов и сведений

      Форма таможенного контроля при которой проверяется: подлинность документов, предоставленных на таможню, достоверность указанной информации, правильность заполнения и оформления.

      Во время таможенного контроля органами могут быть запрошены дополнительные документы для того, чтобы проверить интересующую их информацию.

      Таможенный осмотр

      Это визуальный осмотр товаров, багажа и транспорта без их непосредственного вскрытия и прочих мер нарушения целостности внешней упаковки груза или емкостей. При таможенном осмотре в обязательном порядке сохраняются все пломбы и печати.

      Таможенный досмотр

      Если при таможенном осмотре производится только внешняя оценка состояния груза или транспорта, то при досмотре производится вскрытие упаковки и грузовых помещений. Главная цель таможенного досмотра – выявление прямых нарушений правил перемещения товаров через границу.

      Данная форма таможенного контроля является наиболее распространенной и эффективной.

      Личный таможенный досмотр

      Применяется в отношении физических лиц, если контролирующие органы предполагают нарушение таможенного законодательства в отношении конкретного человека.

      Личный таможенный досмотр затрагивает базовое право человека на неприкосновенность, а поэтому строго регламентирован.

      Таможенный осмотр помещений и территорий

      Проводится контролирующими органами для того, чтобы убедиться в наличии товаров, находящихся под таможенным контролем. Осмотр помещений и территорий проходит в местах ТК, таких как:

      • склад временного хранения;
      • таможенный склад;
      • магазин беспошлинной торговли.

      Таможенная проверка

      Подразумевает проведение проверочных мероприятий в отношении участников ВЭД на предмет выявления нарушений. Существует два вида таможенных проверок: камеральная и выездная.

      Камеральная таможенная проверка проводится без выезда таможенных сотрудников на место работы проверяемой компании или лица. Акт о назначении проверки также не составляется.

      Выездная проверка проводится по месту нахождения или осуществления детальности юридического лица, либо индивидуального предпринимателя.

      Таможенные процедуры: общие положения

      Ф.К.: Уважаемые коллеги, тема сегодняшнего урока «Таможенные процедуры: общие положения».

      Эту тему мы будет рассматривать с вами на трёх уровнях. Первый уровень – это общее положение в таможенных процедурах, второй уровень – это общая характеристика таможенных процедур, и на третьем уровне мы будем более детально рассматривать правовое регулирование каждой таможенной процедуры.

      В деятельности специалистов по таможенным операциям очень часто возникают ситуации, при которых они должны уметь отвечать на вопросы, касающиеся выбора таможенных процедур или каких-то особенностей оформления этой таможенной процедуры. В частности, одна из зарубежных компаний, например, планирует начать поставки своего оборудования в Россию и хочет иметь запас товара на территории. При это компания боится, что товар окажется невостребованным, и хочет сэкономить на хранении товара, его обратном вывозе при необходимости. Для СПТО возникает вопрос – какие таможенные процедуры позволят компании иметь на таможенной территории ЕАЭС запас товаров, но сэкономить на таможенных платежах?

      Вот другая практическая ситуация: На территорию ЕАЭС из европейской страны в соответствии с договором поставки ввезён товар, часть которого не прошла тестирование по качеству. Декларант принимает решение отправить товар обратно на повторное тестирование и доработку. Какую процедуру лучше завить специалисту по таможенным операциям: временный вывоз, переработку вне таможенной территории, реэкспорт, экспорт. Для решения этих и подобных практических ситуаций специалисты по таможенным операциям должны знать основные виды таможенных процедур, условия помещения товаров под процедуру, права, обязанности и ответственность лиц, помещающих товары под процедуру, условия завершения таможенной процедуры, запреты и ограничения на помещение товаров под процедуру. Кроме этого, они должны уметь выбирать таможенную процедуру по ситуации, определять основные условия помещения товаров под определённую процедуру, определять статус товаров на право пользования и распоряжения товарами, соблюдать обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов, соблюдать условия завершения таможенной процедуры, применять перечни товаров о разрешении или запрете на помещение под процедуру, а также определять льготы по уплате таможенных платежей.

      К основным нормативным источникам, регулирующим таможенные процедуры, относятся: Таможенный кодекс Таможенного союза, Федеральный закон № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Киотская конвенция, а также Решения Евразийской экономической комиссии. Согласно общего правила, все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат помещению под одну из таможенных процедур на порядке и условиях, которые предусмотрены Таможенным законодательством Таможенного союза, либо законодательства государств – членов Таможенного союза.

      Под таможенной процедурой мы понимаем совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и распоряжения товарами на таможенной территории ЕАЭС или за её пределами.

      Основные элементы таможенной процедуры вы видите на экране. Таможенная процедура определяет требования и условия, пользования или распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за её пределами.

      Глава 29 Таможенного кодекса Таможенного союза содержит и регулирует общее положение о таможенных процедурах. Она включает в себя такие статьи, как виды таможенных процедур, выбор и изменение таможенной процедуры, помещение товаров под таможенную процедуру, обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру, таможенный контроль за соблюдением условий таможенной процедуры, ответственность за несоблюдение условий и требований, последствия ареста товаров, помещенных под таможенную процедуру.

      Глава 26 Федерального закона 311 «О таможенном регулировании» также раскрывает общее положение правового регулирования таможенных процедур, и содержит такие статьи, как помещение товаров под процедуру, виды таможенных процедур, возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных платежей в связи с помещением товаров под таможенные процедуры, а также гарантии соблюдения условий таможенной процедуры.

      Согласно статье 203 ТК ТС по выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определённую таможенную процедуру. Лицо вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую в соответствии с настоящем кодексом. Выбор процедуры определяет набор прав и обязанностей, которыми можно пользоваться, и которые нужно соблюдать при пользовании распоряжения товарами, а также порядок и условие уплаты таможенных платежей.

      Днём помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товара таможенным органом. Обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру возлагается на декларанта. Таможенный контроль за соблюдением таможенной процедуры проводится таможенными органами того государства, на территории которго товары выпущены в соответствии с такой таможенной процедурой. Ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры несёт декларант. Эти требования закреплены в статьях с 204 по 207 ТК ТС.

      Товары, ввозимые в Российскую Федерацию, подлежат помещению под одну из таможенных процедур за исключением товаров, происходящих с таможенной территории государств – членов Таможенного союза, выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Таможенного союза. Такими товарами считаются товары, в отношении которых уплачены ввозные таможенные пошлины по тем же ставкам, что в Российской Федерации, и в отношении которых соблюдены те же запреты и ограничения, что и в Российской Федерации. Изготовленные из товаров, происходящих с территории Таможенного союза или выпущенных для свободного обращения на территориях государств – членов Таможенного союза.

      Часть 2 этой же статьи гласит, что товары, ввозимые из Российской Федерации, подлежат помещению под одну из таможенных процедур, если товары предназначены к вывозу за пределы таможенной территории Таможенного союза. В иных случаях товары, вывозимые из Российской Федерации, подлежат помещению под таможенную процедуру, если это предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза или актами Правительства Российской Федерации.

      Статья 202 ТК ТС устанавливает 17 видов таможенных процедур, которые условно можно разбить на 4 группы.

      Основные таможенные процедуры называются так, потому что по ним перемещается до 90 % товаров. Экономические таможенные процедуры называются так, потому что несут экономическую выгоду заявителю таможенной процедуры. Завершающие процедуры не подлежат изменению на другую процедуру. Специальные таможенные процедуры предусматривают особенности перемещения отдельными группами товаров.

      К основным таможенным процедурам согласно ТК ТС относятся такие процедуры, как выпуск для внутреннего потребления, экспорт, таможенный транзит. Регулируются они соответственно главами 30, 31 и 32 ТК ТС.

      К экономическим таможенным процедурам относятся процедуры таможенного склада, переработка на таможенной территории, переработка вне таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, временный ввоз, временный вывоз, беспошлинная торговля, свободная таможенная зона, свободный склад. Регулируются эти процедуры главами с 33 по 41 ТК ТС, а также статьёй 225 ФЗ-311.

      Таможенные процедуры свободной таможенной зоны и свободного склада устанавливаются в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза.

      К завершающим относятся такие таможенные процедуры, как реимпорт, реэкспорт, уничтожение и отказ в пользу государства. Регулируются они соответствующими главами ТК ТС.

      Выбирая ту или иную таможенную процедуру, следует помнить об экономической выгоде декларанта, как например, оформление ввоза оборудования в режиме временного ввоза может позволить существенно сэкономить на таможенных платежах. Статья 226 ФЗ 311 фактически отсылает нас к положениям ТК ТС, в котором платежам посвящён целый раздел.

      К гарантиям соблюдения условий таможенных процедур согласно статьи 227 к ФЗ 311 относятся следующие положения. Если содержанием таможенной процедуры предусматривается полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, то таможенные органы вправе требовать предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.

      Если условиями и требованиями таможенной процедуры предусматриваются ограничения на пользование и распоряжение товарами, то таможенные органы вправе требовать представления обязательств о соблюдении установленных ограничений, осуществлять идентификацию товаров, наложение пломб и печатей на упаковку товаров, помещения, где они будут храниться, а также применять другие меры, обеспечивающие соблюдение указанных ограничений.

      Статья 208 ТК ТС описывает последствия изъятия товаров. Так, в случае изъятия товаров, помещённых под таможенную процедуру, наложения ареста, действие таможенной процедуры в отношении этих товаров приостанавливаются. При конфискации или обращении в собственность государства по решению суда товаров, помещённых под таможенную процедуру, действие таможенной процедуры в отношении этих товаров, прекращается, а конфискованные или обращённые в собственность государства иностранные товары, приобретают статус товаров ТС. Если привлечение лица к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством ГЧ ТС связано с невозможностью дальнейшего применения данной процедуры, то действие процедуры должно быть завершено в течение 15 календарных дней со дня, следующего за днём вступления в силу соответствующего решения по привлечению лица к ответственности.

      Информация о выбранной таможенной процедуре вносится в декларацию на товары в соответствии с инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, принятое решением комиссии Таможенного союза № 257 от 20 мая 2010 года с последующими изменениями. Сейчас она действует в редакции от 15 декабря 2015 года. Этот документ регулирует порядок заполнения таможенной декларации на товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза и вывозимые с таможенной территории, а также заполнении таможенной декларации при декларировании товаров Союза в таможенных процедурах свободного таможенного склада или свободного склада, особенности заполнения декларации в условиях реимпорта или выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободного таможенного склада для отдельных категорий товаров, особенности заполнения декларации в таможенных процедурах реэкспорта или экспорта при завершении действия таможенной процедуры в условиях таможенного склада для отдельных категорий товаров, а также другие разделы.

      Также следует руководствоваться решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 1 октября 2013 года № 212 о внесении изменений в инструкцию о порядке заполнения деклараций на товары.

      Решением Комиссии Таможенного союза № 378 утверждён и вступил в силу с 1 января 2011 года Классификатор вида таможенных процедур, в котором каждой процедуре присвоен двухпорядковый номер.

      Приложение № 2 этого же документа утверждён классификатор особенностей перемещения, который ввёл трёхзначные коды, обозначающие особенности перемещения товаров. Например, 000 обозначает, что особенности перемещения товаров не установлены.

      Таким образом, в первом подразделе графы 37 декларации на товары и процедуры указывается составной код, который формируется по следующей схеме. Элемент 1 – это двухзначный код заявляемой таможенной процедуры в соответствии с классификатором видов таможенных процедур, элемент два – двухзначный код предшествующей таможенной процедуры в соответствии с классификацией видов таможенных процедур, если декларированные товары ранее были помещены под иную таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита. Два нуля обозначают, что декларируемые товары ранее не были помещены под иную таможенную процедуру. Во втором разделе графы указывается трёхзначный код особенности перемещения товаров в соответствии с классификатором особенности перемещения товаров.

      Специалистам по таможенным операциям в своей практической деятельности мы рекомендуем использовать следующие правовые источники: Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999);

      Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. От 08.05.2015);

      ФЗ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»;

      Решение Комиссии ТС от 20.05.2010 № 329 (ред. от 23.12.2014) «О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура»;

      Соглашение о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада (с изменениями от 8 мая 2015 года);

      ФЗ 116 от 22.07.2005 «Об Особых экономических зонах в РФ»;

      Приказы, регламентирующие отдельные таможенные операции при использовании таможенных процедур.

      К правовым источникам относятся также:

      Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары»);

      Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 1 октября 2013 года № 212 «О внесении изменений в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары»;

      Решение Комиссии ТС от 20.09.2010 года № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций» (с измерениями на 3 ноября 2015 года).

      Порядок и особенности таможенного оформления в России

      Все грузы, перемещаемые через границы РФ, подлежат обязательному прохождению таможенного контроля. Безупречное оформление таможенной документации является залогом быстрой доставки партии товаров до адресата и отсутствия проблем с таможенными органами. Главное правило таможенного оформления – предоставление корректных и достоверных сведений о грузе.

      21

      В связи со сложностью российского законодательства, его большой детализацией, влиянием интеграционных процессов и частыми нововведениями оформление таможенной документации часто вызывает трудности у неподготовленных участников ВЭД. Выход из данной ситуации – привлечение опытных «белых» грузоперевозчиков и таможенных брокеров.

      Нормативно-правовое регулирование таможенного оформления

      Соблюдение законодательства является неукоснительным требованием осуществления ВЭД.

      New_Qui_Tam_Whistleblower_img

      Основу российской нормативно-правовой базы регулирования вопросов таможенного оформления составляют:

      • Конституция РФ;
      • Федеральные законы РФ;
      • акты Президента и Правительства РФ;
      • нормативно-правовые акты ФТСи ЦБ РФ;
      • правовые акты транспортных ведомств.

      В условиях создания Таможенного союза и формирования единого Евразийского экономического пространства таможенное законодательство РФ представляет собой многоуровневую систему, включающую не только нормативы национального законодательства, но и:

      • универсальные международные договоры, определяющие современные стандарты в сфере таможенного регулирования – Киотская конвенция, Генеральное соглашение по тарифам и торговле и др.;
      • документы, изданные в рамках ТС, в первую очередь – это Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), а также соглашения между правительствами стран-участниц ТС по различным вопросам, решения комиссии ТС и Евразийской экономической комиссии и др.

      Вопросы таможенного оформления относятся к компетенции Федеральной таможенной службы (ФТС) и требуют отличного знания всей законодательной базы.Следует подчеркнуть, что в настоящее время на территории ТС, в состав которого входит и РФ, введены единые правила таможенного регулирования, включенные в ТК ТС.

      5 основных этапов таможенного оформления

      Таможенное оформление – соблюдение необходимых формальностей при прохождении груза через таможню в соответствии с определённым таможенным режимом, происходит в несколько этапов:

      1. Декларирование. Осуществляется проверка декларации на предмет соответствия нормам заполнения, её регистрация и учёт.
      2. Контроль кодировки товаров. Производится сверка указанной классификации товаров с товарной номенклатурой. Классификация товаров необходима для проведения мер таможенно-тарифного и не тарифного регулирования ВЭД.
      3. Контроль таможенной стоимости. Проверка данных, указанных в декларации, по выбранному для декларирования методу расчета.
      4. Проверка проведения таможенных платежей. Контролируется факт поступления платежей на счет таможенного органа и правильность исчисления.
      5. Досмотр и выпуск товаров. По итогам анализа пакета документов и досмотра груза сотрудниками таможни принимается решение о его выпуске, что является логическим завершением таможенного оформления.

      В настоящее время в РФ 99,9% деклараций на товары подаются в электронном виде. Комплект документов и сведений для подачи товарной декларации должен быть полным и достоверным.

      Перечень основных документов

      Необходимый комплект документации для осуществления процедуры таможенного оформления определяется видом груза и целями импортно-экспортной операции. Однако можно выделить основные документы, которые потребуются в любом случае:

      • учредительные и налоговые документы;
      • доверенность на таможенного представителя;
      • контракт с зарубежными партнерами;
      • справка из банка об открытии счета;
      • паспорт сделки и документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость;
      • документы, на основании которых была определена кодировка товара;
      • товарно-транспортные документы;
      • платежные поручения на оплату таможенных платежей, заверенные банком;
      • сертификаты и лицензии на товары.

      Перечень документов может варьироваться в зависимости от специфики перемещения – осуществления импортной или экспортной поставки.

      Импорт и экспорт

      Таможенное оформление при импорте и экспорте коммерческих грузов имеет ряд тонкостей и существенных отличий.

      В отличие от импорта, товары, направляемые на экспорт, имеют ряд льгот в таможенном налогообложении, их таможенное оформление менее бюрократично. В этом нет ничего удивительного, так как каждое государство заинтересовано в преуспевании своих предприятий, поэтому поощряет экспорт товаров.

      p1000046

      Таможенное оформление при импорте производится в несколько этапов: предоставляется весь комплект документов и указывается основание ввоза, затем производится уплата налогов в соответствии с классификацией товара. Сложности во многом определяются страной, из которой доставляется груз. Например, для партнёрства с Китаем – это языковой барьер и специфика таможенных процедур с китайской стороны.

      Для импортёров и экспортёров важно выбрать грузоперевозчика и таможенного представителя, которые действуют строго в рамках закона, гарантируют качество предоставляемых услуг и способны оказать квалифицированную помощь на всех этапах таможенного оформления. Ошибки при таможенном оформлении чреваты штрафными санкциями, задержкой груза или даже его конфискацией.

      Поделиться в соц сетях:

      смотрите также

      Полезные материалы

      Создание Таможенного союза и ТК привело к новшествам, в том числе структурным, в институте участников ВЭД. Появление нового специалиста – уполномоченного экономического оператора – одно из нововведений в сфере внешнеэкономической… подробнее

      В стандартной ситуации, когда груз в контейнере или автомобиле принадлежит одной компании, а его транспортировкой через границу занимается один перевозчик, растаможка проходит по привычной схеме. Владелец или его официальный представитель… подробнее

      новости компании

      Все операции на терминале NINGBO MEISHAN приостановлены. подробнее

      Наша компания предлагает экспортные отправки из Москвы в порты ЮВА. Любые грузы кроме акцизных. Предлагаем тарифы на экспорт на август:… подробнее

      Читайте также:
      Государственные и муниципальные унитарные предприятия: особенности и нюансы
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: