Планирование закупок юрлицами по 44 ФЗ, реализующими инвестиционные проекты по строительству, реконструкции и техническому перевооружению

Об изменениях в части закупок строительных работ, в том числе в части правил оценки заявок и дополнительных требований к участникам закупок

29 июня 2020 г. на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2020 № 921 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок в сфере строительства и признании утратившим силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 г. № 890-р».

Постановлением вносятся изменения в ряд нормативных правовых актов, регулирующих вопросы закупок в сфере строительства.

Так, определенное в правилах оценки заявок участников, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085, допущение об установлении в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» и его показателей, определенных в правилах, распространяется не только на закупки строительных работ в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капстроительства, искусственных дорожных сооружений в составе автодорог, а в отношении любых объектов капстроительства, включая линейные, а также работ по сохранению объектов культурного наследия, контрактов жизненного цикла, предусматривающих работы по проектированию, строительству, реконструкции, капремонту, контрактов «под ключ» и контрактов, предметом которых могут быть в любом сочетании подготовка проектной документации, выполнение инженерных изысканий, работы по строительству, реконструкции, работы по капитальному ремонту объектов капстроительства из перечней, установленных до 01.01.2024 актом органа власти любого уровня.

При этом уточнены показатели такого критерия, для оценки по такому критерию нужно будет установить один или несколько показателей, подтверждающих в том числе опыт работы, связанный с предметом контракта: общая стоимость исполненных контрактов (договоров), общее количество исполненных контрактов (договоров) и наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).

Для оценки заявок по указанным показателям в документации о закупке может устанавливаться или учитываться один или несколько видов контрактов (договоров), сгруппированных следующим образом:

  • первая группа – контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся: объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов); линейные объекты капитального строительства; особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства; объекты культурного наследия;
  • вторая группа – контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки.

Ко второй группе контрактов (договоров) относятся:

  • контракты жизненного цикла, включающего работы по проектированию, строительству, реконструкции, капремонту соответствующего вида объекта капстроительства из первой группы;
  • контракты по строительству «под ключ» в отношении соответствующего вида объекта капстроительства из первой группы;
  • контракты, предметом которых могут быть в любом сочетании: подготовка проектной документации, выполнение инженерных изысканий, работы по строительству, реконструкции, работы по капитальному ремонту объектов капстроительства из перечней, установленных до 01.01.2024 актом органа власти любого уровня, и соответствующих объектам капстроительства из первой группы контрактов (договоров);
  • контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства из первой группы соответствующего вида;
  • контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

Постановлением № 921 также внесены изменения в постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 в части корректировки дополнительных требований к участникам закупок работ в сфере строительства.

Так, во всех позициях дополнительных требований, касающихся работ в сфере строительства, разграничен стоимостной порог применения этих позиций – в отношении закупок для федеральных нужд минимальное значение НМЦК, при котором необходимо устанавливать дополнительные требования к участникам закупок составляет 10 млн рублей, а в отношении закупок для нужд субъектов РФ и муниципальных нужд – 5 млн рублей.

При этом из позиций 2 и 2.1 исключены работы по капитальному ремонту и сносу объектов капитального строительства, как в наименовании, так и в подтверждающих опыт документах

Такие работы вынесены в отдельные новые позиции 2.4, 2.5 и 2.6, которые устанавливают дополнительные требования к участникам закупок на выполнение работ:

  • по капремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
  • по капремонту линейного объекта;
  • по сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).

В качестве дополнительного требования к участникам закупок в этих позициях установлено наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки опыта исполнения одного контракта (договора), заключенного в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ или Закона № 223-ФЗ, на выполнение аналогичных работ, стоимость которого составляет не менее 20 % НМЦК. Участник закупок должен будет представить для подтверждения своего соответствия копию соответствующего контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов или реестре договоров в ЕИС, а также подписанные не ранее, чем за 5 лет до окончания срока подачи заявок копии актов выполненных работ и разрешения на ввод в эксплуатацию объекта (если это предусмотрено законодательством о градостроительной деятельности).

Читайте также:
Договор об оказании платных образовательных услуг по программе дополнительного образования - бланк 2022

При этом во всех позициях, касающихся работ в сфере строительства, в том числе касающихся работ по строительству и (или) реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения) с НМЦК свыше 100 млн. рублей, для подтверждения опыта исполнения можно учитывать контракты (договоры) за последние 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, а не за 3 года.

Также в позициях 2 и 2.1. касающихся выполнения работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, и работ по строительству, реконструкции линейного объекта, исключено условие о том, что стоимость подтверждающего опыт контракта (договора) может составлять не менее 20 % НМЦК для закупок свыше 1 млрд рублей. К таким закупкам теперь применяется условие, установленное для закупок от 500 млн рублей, согласно которому опыт можно подтвердить контрактом (договором) со стоимостью не менее 30 % НМЦК.

Кроме того введена новая позиция 2.7, предусматривающая дополнительные требования к участникам закупок на выполнение в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, НМЦК которых для обеспечения федеральных нужд также превышает 10 млн рублей, а для обеспечения нужд субъектов РФ, муниципальных нужд – 5 млн рублей. Опыт исполнения подтверждается аналогичным контрактом (договором) Для подтверждения соответствия этим требованиям участники закупок должны будут подтвердить опыт исполнения за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке аналогичного контракта (договора) стоимостью не менее 20 % НМЦК закупки, предоставив копии такого исполненного контракта (договора) и актов выполненных работ, подписанных не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Постановлением № 921 также внесены изменения в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р. Из перечня с 01.09.2020 исключаются все виды строительных работ по ОКПД2 41.2, 42 и 43, включая сноску, которая выводила из этого перечня строительные работы в отношении особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства. Однако распоряжение Правительства РФ от 13.05.2016 № 890-р, которым эта сноска и была введена утрачивает свою силу с 09.07.2020, одновременно со всеми остальными изменениями, предусмотренными Постановлением № 921, которые применяются к закупкам, извещения о которых размещены после указанной даты.

Инструкция по закупке строительных и ремонтных работ по 44-ФЗ

Закупка строительных работ по 44-ФЗ — это процесс определения исполнителя для выполнения ремонтных, восстановительных, реконструкторских и прочих задач для нужд госзаказчика.

Инструкция доработана экспертом Эллой Залужной

Способ определения подрядчика

Когда выбирается способ закупки, госзаказчики применяют РП № 471-р от 21.03.2016. Этот нормативно-правовой акт закрепляет аукционный список, то есть перечень товаров, работ, услуг, которые закупают в любой форме, кроме конкурсных. С 01.09.2020 строительные работы убрали из этого перечня (ПП № 921 от 25.06.2020), а закупки на разработку проектно-сметной документации в него не входят.

Размещать госзаказ в строительстве разрешено такими способами:

  1. Электронные запросы котировок. Важное условие: НМЦК в заказе — не более 500 000 руб. (ч. 2 ст. 82.1 44-ФЗ).
  2. Электронные конкурсы с ограниченным участием. Их применяют, когда закупаются особо опасные, уникальные и технически сложные объекты капстроительства (ч. 2 ст. 56.1 44-ФЗ, п. 5 приложения № 2 к ПП РФ № 99 от 04.02.2015).
  3. У единственного поставщика (п. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы провести закупки строительных работ без ошибок.

Как подготовить документацию по госзакупке

По нормам контрактной системы, документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать извещение, техническое задание, в которое входят сметы, проектная документация и проект контракта.

Сроки размещения извещения по строительству по 44-ФЗ и всех документов в ЕИС (ч. 1 ст. 54.2, ч. 2, 3 ст. 63, ч. 1 ст. 82.2 44-ФЗ):

  • при запросе котировок в ЭФ — за 5 рабочих дней до даты окончания подачи заявок;
  • при ЭА с ценой тендера менее 300 млн руб. — за 7 дней;
  • вот в какой срок заказчик должен разместить в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, если НМЦК не превышает 2 млрд рублей — за 7 дней;
  • при проведении ЭА по остальным заказам — за 15 дней;
  • если проводится конкурс с ограниченным участием в ЭФ — за 15 рабочих дней.
Читайте также:
Порядок оформления и условия получения материнского капитала

Требования для запроса котировок в ЭФ и конкурса с ограниченным участием установлены положениями федеральной контрактной системы. Типовая документация для электронных закупок установлена постановлением правительства № 1401 от 05.11.2019.

В документации учитывают все нюансы закупок в строительстве. Документацию готовят в несколько этапов.

Шаг 1. Формируют требования к участникам.

Вот какие требования к участнику аукциона на выполнение строительных работ устанавливает заказчик: действия потенциальных поставщиков подпадают под единые требования. В некоторых ситуациях применяют и дополнительные (ч. 1, 4 ст. 31 44-ФЗ), которые установлены постановлением правительства № 99 от 04.02.2015. Объектами таких закупок выступают работы:

  • по сохранению объектов культурного наследия;
  • строительству, реконструкции объекта капитального строительства;
  • строительству, реконструкции линейного объекта;
  • благоустройству территории, возведению некапитальных строений;
  • содержанию и ремонту автодорог;
  • реставрационные работы.

Основное требование — наличие опыта аналогичных работ со стоимостью контракта, который прописан в постановлении.

09.07.2020 доптребования изменили (ПП № 921 от 25.06.2020):

  • снизили стоимость тендеров, для которых применяют эти условия;
  • увеличили период, в который входят контракты, подтверждающие опыт;
  • работы на линейных объектах вынесли в отдельный раздел;
  • добавили в перечень работы, для которых действуют доптребования к участникам тендеров на проектную документацию и инженерные изыскания.

Шаг 2. Утверждают проект.

Проектные бумаги готовят практически для любых видов строительства, за исключением тех, когда они не нужны и когда госзаказ регулируется положениями ч. 16, 16.1 ст. 34 44-ФЗ (п. 8 ст. 33 44-ФЗ).

Госзакупка в строительстве не сильно отличается от госзаказов других видов работ и услуг. Существует одно важное требование: любые строительные работы производятся по проектной документации. Подготовленный проект включается в документы госзаказа, заявки подрядчиков оценивают по предоставленным проектам. Готовить техническое задание и расписывать качественные, функциональные и технологические особенности объекта отдельно не нужно. В проекте закрепляют не только объем, но и детальное содержание действий по стройке (ч. 6 ст. 110.2 44-ФЗ).

При госзаказах, финансируемых из бюджетных средств, закупщики вправе ограничиваться одной сметой. А участники дают свое согласие на выполнение работ в первых частях предложений.

Когда покупается объект недвижимости, планируемый к возведению, это не является строительными работами. Проводить процедуры по нормам, действующим для строительства, в этом случае запрещено. Бывает, что недопустима и покупка ранее построенной недвижимости у единственного поставщика. Это утверждает письмо ФАС № ИА/93181/19 от 24.10.2019. Читайте об этом в материале «Закупка недвижимости: пошаговая инструкция».

Шаг 3. Устанавливают требования к содержанию заявки.

Из каких частей состоит заявка, зависит от присутствия проекта в документации — это особенности проведения закупок в сфере капитального строительства и ремонтных работ. Если проект есть, то подрядчики в первой части фиксируют свое согласие на выполнение строительства. Оно формируется функционалом площадки. Если бумаг по проекту нет, участники подтверждают согласие и расписывают информацию о продукции (указывают сведения о товарном знаке и стране-изготовителе).

На содержание второй части наличие проекта не влияет. Если есть дополнительные требования, то подрядчик (в случае ЭА) предоставляет их оператору электронной площадки.

Когда проводят электронный конкурс, применяются типовые формы заявок (ч. 5 ст. 24.1 44-ФЗ, ПП РФ № 1401 от 05.11.2019).

Шаг 4. Определяют дату окончания разбора первых частей заявок. Основные сроки (ч. 1 ст. 54.5, ч. 2 ст. 67 44-ФЗ):

  • для электронного конкурса с ограниченным участием — 5 рабочих дней с даты завершения срока подачи заявок;
  • для ЭА — 3 рабочих дня;
  • для ЭА с НМЦК до 300 млн руб. — 1 рабочий день;
  • для ЭА с НМЦК до 2 млрд руб. при закупке строительства, капремонта, реконструкции, сноса капитального объекта — 1 рабочий день;
  • для электронного конкурса с ограниченным участием с НМЦК до 1 млн руб. — 1 рабочий день.

Если электронный аукцион на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства предусматривает проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, и когда есть согласие подрядчика на строительство, первые части рассматривать не требуется (ч. 10 ст. 67 44-ФЗ).

Шаг 5. Определяют дату проведения процедуры.

Этим днем считают следующий рабочий день сразу после разбора первых частей заявок для ЭА. Либо день подачи финальных ценовых предложений для подрядчиков в электронном ограниченном конкурсе.

Когда в аукционе есть проектная документация, торги начинают через 4 часа после завершения приема первых частей предложений. Если проводится конкурс, окончательные предложения подают в рабочий день, следующий после истечения одного рабочего дня с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок.

Как оформить проект контракта

После разработки закупочных бумаг формируют проект контракта, при подготовке которого применяют типовые контракты или типовые условия, которые утверждены приказом Минстроя № 9/пр от 14.01.2020. В документе уточнено, какие условия должен содержать контракт, предметом которого являются строительство или реконструкция объектов капитального строительства, и приложена информационная карта типовых условий.

Типовые условия контракта

Если приобретаются строительные услуги, отсутствующие в действующей информационной карте, готовят собственный проект госконтракта, опираясь на нормы законодательства и потребности заказчика. К проекту госконтракта на закупку строительства прилагают:

  • график выполнения и оплаты строительных работ;
  • условия об этапах оплаты, исходя из выполняемых объемов и стоимости работ;
  • проектную и техническую документацию, регламентирующую объемы и содержание предмета контракта.
Читайте также:
Страховка для визы в Испанию в 2022 году: сколько стоит и как оформить

Подготовка извещения

Когда готова закупочная документация и проект контракта, составляют и публикуют извещение с помощью функционала ЕИС. При подготовке извещения учитывают нормы ст. 42, ч. 3 ст. 54.2, ч. 6 ст. 56.1, ч. 5 ст. 63, ч. 2 ст. 82.2 44-ФЗ.

Извещение о проведении тендера на стройку

Рассмотрение заявок

Как конкретно будут рассматриваться предложения участников, зависит от наличия проекта в составе закупочных бумаг. Когда проект есть, первые части заявок в процедуре не рассматривают, а сама закупка стартует через 4 часа после окончания подачи заявок. По завершении торгов оператор ЭП направляет закупщику обе части заявок, чтобы их проанализировали и оценили (ч. 19 ст. 68 44-ФЗ).

Если проектные документы отсутствуют, правила рассмотрения другие. Первые части анализируют до начала торгов. Комиссия изучает заявки, решает, допускать или не допускать участников, формирует и размещает протокол рассмотрения. Последний выкладывается не только в ЕИС, но и на торговых площадках (ч. 6, 7 ст. 67 44-ФЗ).

Когда торги завершаются, комиссия начинает проверку вторых частей заявок подрядчиков, попавших в отбор на предыдущем этапе.

Заключение контракта

Итоговый протокол публикуется на портале ЕИС, а госконтракт с победившим участником подписывается не ранее чем через 10 дней после этого (ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ).

При запросе котировок в электронной форме подписание допускается через 7 дней после опубликования протокола.

Пример контракта

Как найти тендеры на стройку

Инструкция, как получить строительную закупку у администрации и заключить контракт:

Что важно знать о закупках строительных работ по 44‑ФЗ?

Большую часть закупок на стройку проводят с помощью электронных аукционов. Если вы планируете выходить на этот рынок, важно правильно подготовить заявки, учесть все требования заказчика и законодательства. Советами и примерами с нами поделилась Анастасия Аржанникова, руководитель центра сопровождения торгов СКБ Контур.

Статья актуальна на 27 января 2018

Тендеры на строительные работы

Какие законы и документы держать под рукой для участия в тендерах на строительные работы?

    — общие правила госзакупок, — нормативы в сфере строительства, о правилах, по которым поставщиков включают в список квалификации по капитальному ремонту, о дополнительных требованиях к участникам закупок сложных строительных объектов, о том, что заказчик может писать в техзадании и инструкции по заполнению заявки, а что — нет.

Какими способами заказчики закупают строительные услуги?

С 23 марта 2016 действует новый аукционный перечень. В него включили почти все строительные работы. Исключение сделано только для опасных, технически сложных и уникальных зданий и дорог.

Об этапах электронного аукциона, его нюансах и о том, как готовить заявку, мы уже писали.

Заказчик проводит процедуру в двух случаях:

  • если конкурс не состоялся,
  • если он расторг договор с победителем в одностороннем порядке.

Что заказчик требует от участников?

Единые требования

44-ФЗ устанавливает единые требования к поставщикам и перечень обязательных документов (ч.1, ст.1 44-ФЗ). На определенные виды работ участники предоставляют свидетельства о допуске СРО. Перечень работ, для которых нужны допуски, есть в приказе Министерства регионального развития № 624.

В документах закупки заказчик перечисляет все допуски, разрешения и лицензии, которые участник должен прикрепить к заявке. Убедитесь, что у вас есть нужные документы и они действительны. Если для вашего вида деятельности допуск не нужен, заказчик не имеет права его требовать.

В интересах участника соблюдать закон, получая допуск. Например, СРО может закрыть глаза на то, что у вас не указана предельная цена, на которую вы можете заключать контракты. Но заказчик отклонит заявку, если заметит, что СРО выдала допуск не по правилам. Требования к выдаче допусков СРО есть в постановлении № 207 (Прим. ред: С 1 июля 2017 года участнику госзакупки достаточно подтвердить членство в саморегулируемой организации. Допуски СРО не требуют. Для контрактов с НМЦ меньше 3 млн руб. на строительство, реконструкцию и капремонт не потребуется даже членство в СРО.)

Иногда заказчик устанавливает избыточные требования. Например, просит предоставить допуск СРО на генподряд. Но участники, которые будут исполнять все работы своими силами, могут его не предоставлять. Если возникнет спор, то скорее всего, ФАС встанет на сторону поставщика.

Может ли заказчик объединять в одну закупку несколько разноплановых работ: инженерные изыскания, реконструкцию объектов культурного наследия, монтаж лифтов? По мнению ФАС, включать в одну закупку строительные работы и установку оборудования можно, если это оборудование функционально и технологически связано с объектом строительства. Например, если начать монтаж лифтов одновременно с возведением здания, это сэкономит время.

Если связи нет, можно обратиться в ФАС с жалобой на ограничение конкуренции. Например, эту жалобу в закупке на разноплановые работы при реставрации дома Трубецкой-Бове в Москве признали обоснованной.

Читайте также:
Могойтуй - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня
Дополнительные требования

В конкурсе с ограниченным участием заказчики предъявляют к участнику закупки дополнительные требования:

  • Опыт исполнения подобных контрактов за последние три года. Стоимость исполненного контракта должна быть не меньше 20% НМЦ
  • Собственное или арендованное оборудования для исполнения контракта.
  • Определенное число сотрудников с нужной квалификацией, которую подтверждают документально.

Кроме списка оборудования, заказчик перечисляет в техзадании документы, которые подтверждают квалификацию участника. Например:

  • Копии выполненных контрактов и актов приемки.
  • Перечень оборудования, чтобы выполнить работы (этот перечень заказчик приводит в техзадании).
  • Документы, которые подтверждают права собственности на недвижимость, нужную для выполнения работ.
  • Перечень оборудования, которое находится в собственности или аренде.

Требовать больше, чем перечислено в техзадании, заказчик не может. Но если каких-то из перечисленных документов не будет, заявку отклонят.

Риски при подготовке заявки

Внимательно читайте даже очень объемную документацию. Без этого вы не сможете оценить свои возможности и затраты на работу.

Неудобный формат документации

Документы должны быть в копируемом виде. Некопируемые объемные техзадания — один из признаков аффилированной закупки:

  • В этой закупке на капитальный ремонт в Дагестане техзадание написано от руки и вставлено в Word виде картинок. заказчик из Москвы поступил хитрее. Он описал строительные материалы на семидесяти трех страницах в таблице в формате Word. Закон он не нарушил, но таблица создана нестандартным способом: пунктирным рисунком, который мешает обрабатывать информацию в редакторах. Еще заказчик использовал разрывы страниц и отступы, чтобы усложнить подготовку заявок участников. Участники закупки подавали много запросов разъяснений, заказчик менял документацию. В итоге, закупка продлилась с сентября по конец декабря.

Наш клиент отказался участвовать в этой закупке. Во-первых, потому что на редактирование информации ушло бы много времени. Во-вторых, заказчик скорее всего уже определил для себя потенциального поставщика.

В декабре 2016 года ФАС опубликовала разъяснение. Публиковать некопируемые документы или защищать их паролем — это административное правонарушение. Можно ссылаться на документ в запросах на разъяснения или жалобах на заказчика.

Избыточные и противоречивые требования

Требования к строительным работам и материалам опираются на ГОСТы, СНиПы и СанПиНы. Проблема в том, что заказчик может указать неверные или недействующие ГОСТы, скрыть часть требований или, наоборот, выставить избыточные.

Например, в этой закупке (документ «ЭА на АНИШ»), заказчик подробно описал свойства щебня, которые производитель не указывает в техпаспорте. Поставщик сможет выяснить только из лабораторных испытаний, обладает ли его партия щебня нужными характеристиками.

Письмо ФАС запрещает заказчику указывать в техзадании параметры товара, которые поставщик проверит только в лаборатории. Если столкнулись с такой закупкой, подавайте запрос разъяснений заказчику, ссылаясь на указанное письмо. Если не подействует, жалуйтесь в ФАС. Важно, что применять это письмо в работе обязаны все территориальные УФАС в России.

Другой случай. Заказчик указывает в техзадании диапазонное значение толщины древесной плиты, из которой должны быть сделаны школьные парты: от 13 до 30 мм. Поставщик указывает в заявке толщину столов, которые планирует поставлять, — 28 мм. Его заявку отклоняют, потому что по ГОСТУ 22046-2002 верхний показатель толщины — 25 мм.

Упомянутое письмо ФАС запрещает указывать параметры, которые выходят за параметры ГОСТа. Чтобы у заказчика не было повода отклонить вашу заявку, нужно знать актуальные ГОСТы на свою продукцию. Если заказчик указывает неверные параметры, подавайте запрос на разъяснения, а затем жалобу в ФАС со ссылкой на письмо и правильный ГОСТ.

К каждому техзаданию прилагается инструкция. Мы рекомендуем делать все по инструкции, даже если она противоречит здравому смыслу или нормам русского языка.

Например, в этой закупке требовалась шпатлевка плотностью около 1,7 кг/л и акриловая грунтовка с массовой долей нелетучих веществ примерно 28 % (Сведения о товарах). В русском языке « около» и «примерно» — синонимы, но в инструкции у них разные значения. «Около» — значит, параметры материала могут быть в пределах меньше 10% от значения, указанного в техзадании. «Примерно»— в пределах больше 10% от указанного значения.

Скрытые работы и требования

Если есть возможность, обязательно выезжайте на место будущего строительства. Заказчик может случайно или намеренно скрыть дополнительные работы. Например, в закупке на строительство зимней дороги выигравшему поставщику пришлось, кроме строительства, вырубать кусты. Заказчик это, естественно, не оплачивал.

Запросы разъяснений нужно подавать официально. Во-первых, заказчик не обязан отвечать на вопросы устно, а во-вторых, даже если вы о чем-то договоритесь по телефону, на деле заказчик свои обещания может не выполнить.

Если вам непросто подготовить сложную и объемную заявку на строительные работы, обратитесь в Центр сопровождения торгов СКБ Контур. Команда много работает с закупками в сфере строительства и ремонта.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Читайте также:
Способ, как узнать банковские реквизиты организации по ИНН, ОГРН онлайн

Планирование закупок юрлицами по 44 ФЗ, реализующими инвестиционные проекты по строительству, реконструкции и техническому перевооружению

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства экономического развития РФ от 13 марта 2017 г. N Д28и-964 “О разъяснении порядка применения положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок”

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 13 марта 2017 г. N Д28и-964 “О разъяснении порядка применения положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок”

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел перенаправленное письмом УФАС по Воронежской области обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) и сообщает.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона N 44-ФЗ при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ) бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

Таким образом, обязанность по осуществлению планирования закупок юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства в соответствии с частью 5 статьи 15 Закона N 44-ФЗ, нормами указанного закона не установлена.

Также отмечаем, что согласно подпункту “д” пункта 20 Правил принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 г. N 941, проект договора между Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти и юридическим лицом об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций должен содержать условие об определении юридическим лицом поставщика (подрядчика, исполнителя) и об исполнении гражданско-правовых договоров, заключенных им в целях реализации инвестиционного проекта по строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В. Чемерисов

Обзор документа

Разъяснено, что Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность планирования закупок юрлиц, реализующих инвестпроекты по возведению, реконструкции и техническому перевооружению объектов капстроительства.

Отмечено, что проект договора между Правительством РФ или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти и юрлицом об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций должен содержать условие об определении юрлицом поставщика (подрядчика, исполнителя) и об исполнении гражданско-правовых договоров, заключенных им в целях реализации инвестпроекта в соответствии с законодательством о закупках.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Закупки строительных работ: изменения 2020

Законодательство о госзакупках в градостроительной отрасли в этом году значительно реформируют.

  • Изменения выбора способа закупок
  • Меняются требования к участникам закупок
  • Изменение порядка оценки заявок

Изменение выбора способа закупок

С 1 сентября 2020 года все по всем строительным работам можно проводить не только электронный аукцион, но и конкурс в электронной форме (Постановление Правительства РФ от 25.06.2020 г. № 921).

При этом не стоит рассчитывать на широкое распространение электронного конкурса – он требует большего количества времени и сложен из-за необходимости правильно прописать критерии оценки заявок.

Не стоит забывать, что конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс можно проводить только в случаях, предусмотренных законом.

Меняются требования к участникам закупок

С 1 июля введены новые правила для предъявления дополнительных требований к участникам закупок в сфере строительства (Постановление Правительства РФ № 921 от 25.06.2020 г.).

Читайте также:
Как вшить вкладыш в трудовую книжку, кто должен его покупать

Теперь можно предъявлять дополнительные требования, если предмет контракта – проектирование и инженерные изыскания.

По процедурам, извещения по которым опубликованы после 09.07.2020 можно учитывать в качестве опыта исполнение аналогичных контрактов (договоров) за последние пять лет (ранее можно было только за три года).

Дополнительные требования нужно предъявлять к участникам закупок не только для контрактов для федеральных нужд на сумму более 10 млн руб., но и для контрактов для нужд субъектов РФ и муниципальных образований на сумму более 5 млн руб.

Наличие опыта в конкретных видах закупок –строительству и реконструкции капитальных объектов, в том числе линейных объектов капитального строительства можно подтверждать контрактом или договором, сумма которого по п. 2 и 2(1) Приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99

  • 50% и более от НМЦК закупки при цене контракта более 10 млн руб.,
  • 40% и более – при цене контракта (лота) более 100 млн. руб.,
  • 30% и более – при цене контракта более 500 млн руб.,

По другим видам работ и объектов (п.п. 2(2)-2(7) Приложения №1) установлена другая норма – 20% и более от НМЦК закупки. При этом цена контракта значения не имеет.

В Приложение № 1 внесены существенные изменения в отношении условий предъявления дополнительных требований. То, какие именно требования можно предъявить зависит и от вида работ, и от характера объектов (всего 7 категорий). Изменено распределение категорий работ в целях подтверждения опыта – отдельно подтверждается опыт по следующим категориям

  • строительству и реконструкции,
  • капитальному ремонту,
  • сносу,
  • подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий,
  • ремонту автомобильных дорог.

При этом отдельно подтверждается также опыт по разным категориям объектов – по объектам капитального строительства, по линейным объектам, некапитальным строениям и благоустройству.

Если проводится закупка по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, но не линейных объектов (п. 2 Приложения №1), то опыт может быть подтвержден как

  • контрактом, заключенным по правилам Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ или Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, так и
  • гражданско-правовым договором как на строительство, так и на реконструкцию объекта капитального строительства (не линейного объекта).

Если необходимо провести процедуру по строительству и реконструкции линейного объекта – то требования аналогичны, но надо учесть опыт строительства и реконструкции именно линейных объектов.

По остальным видам работ предусмотрена вилка, опыт выполнения работ, соответствующих предмету текущей закупки можно

  1. подтверждать контрактом или гражданско-правовым договором на выполнение более сложных и трудоемких, но схожих по характеру работ (например, опыт для закупки по капитальному ремонту объекта капитального строительства можно подтвердить договором на строительство такого объекта);
  2. подтверждать контрактом, заключенным в порядке Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ на выполнение точно такого же вида работ на объектах такого же характера. В последнем случае для подтверждения опыта необходима копия исполненного контракта из ЕИС.

Никаких дополнительных требований для работ, которые не указаны в Приложении №1, например по текущему ремонту или проектированию предъявлять не нужно.

Следует обратить внимание еще на ряд особенностей при применении Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99

  • В новой редакции Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 ничего не говорится о дополнительных требованиях при цене предыдущего контракта при НМЦК от 5 и до 10 млн руб.
  • Пятилетний срок для подтверждения опыта необходимо считать с момента подписания соответствующего акта, подтверждающего выполнение работ, а не даты контракта (договора).
  • Если вы хотите объявить закупку на выполнение работ по капительному ремонту или сносу особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включённых в состав автомобильных дорог федерального значения) нельзя проводить конкурс с ограниченным участием, допустим только конкурс в электронной форме.
  • Нельзя подтвердить опыт выполнения работ по договорам (контрактам) в сфере строительства договорами субподряда – существует практика как судов, так и антимонопольных органов, когда такие случаи признавали нарушением.

Были внесены и изменения в Приложение № 2 к Постановлению №99 – теперь строительство и реконструкция уникальных объектов (ч. 2 ст. 48.1 ГрК РФ) возможны только через конкурс с ограниченным участием. При этом капитальный ремонт и снос может быть осуществлен через аукцион или конкурс.

Изменения порядка оценки заявок

Новые правила оценки заявок применяются к закупкам, извещения по которым размещены после 09 июля 2020 года (Изменения внесены Постановлением Правительства РФ №921 от 25.06.2020 г.).

Специальные правила оценки заявок теперь применяются, если предмет контракта – выполнение определенных работ в строительной сфере (строительство, реконструкция, капитальный ремонт и снос), а также если заключаются определенные виды контрактов: контракт жизненного цикла (ст. 16 ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087), контракты в порядке статей 16 и 16.1 44-ФЗ.

При закупках в сфере строительства может быть выбран только один нестоимостный критерий – «квалификация участников закупки».

Читайте также:
КБК пени по НДС для юридических лиц в 2022 годуПростая бухгалтерия

Измеряется такой критерий (п. 11 Постановления № 1085) наличием у участников закупки определенных ресурсов (финансовых, оборудования), опыта работы, который непосредственно связан с предметом контракта, наличием квалифицированных кадров, деловой репутацией.

Специально для контрактов в сфере строительства теперь предусмотрены следующие показатели нестоимостного критерия

  • общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
  • общее количество исполненных контрактов (договоров);
  • наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).

Для оценки заявок по данным показателям нужно учитывать исполненные контракты такого же вида (строительство, реконструкция, контракт «жизненного цикла и др.) и только с аналогичным видом объекта закупки (объект капитального строительства, линейный объект и пр.)

Письмо Минфина России от 10.08.2021 № 24-06-07/64059 “О применении законодательства о контрактной системе в сфере закупок при закупках юрлицами за счет бюджетных инвестиций, а также при передаче полномочий заказчика”

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее – Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) в части необходимости применения положений статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570 (далее – Постановление № 570) организациями, осуществляющими закупки на основании частей 5 и 6 статьи 15 Закона № 44-ФЗ, сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Вместе с тем в рамках компетенции Департамента полагаем необходимым отметить следующее.

Положениями части 5 статьи 15 Закона № 44-ФЗ установлено, что при предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическому лицу средств, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридическое лицо, которому предоставлены указанные средства, при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона № 44-ФЗ, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций. При этом в отношении такого юридического лица при осуществлении им этих закупок применяются положения Закона № 44-ФЗ, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в пункте 1 части 1 статьи 99 Закона № 44-ФЗ, при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

Требования к договорам о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, за счет средств федерального бюджета утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2017 № 190 (далее – Требования).

Согласно подпункту “г” пункта 4 Требований договором о предоставлении бюджетных инвестиций на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности юридического лица, получающего бюджетные инвестиции, и (или) приобретение юридическим лицом, получающим бюджетные инвестиции, объектов недвижимого имущества в том числе предусматривается условие о соблюдении юридическим лицом, получающим бюджетные инвестиции, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и исполнении гражданско-правовых договоров, которые полностью либо частично оплачиваются за счет полученных средств, положений, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № 44-ФЗ определение поставщика (подрядчика, исполнителя) начинается с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом № 44-ФЗ случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается заключением контракта.

Таким образом, положения Закона № 44-ФЗ, касающиеся особенностей заключения и исполнения контракта, предметом которого являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, применяются в отношении юридических лиц при осуществлении ими закупок за счет соответствующих бюджетных средств согласно положениям части 5 статьи 15 Закона № 44-ФЗ.

Читайте также:
Потребительская корзина в России и мире – что это такое, какие продукты

Согласно положениям части 6 статьи 15 Закона № 44-ФЗ, в случае если в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом” или Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”, являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность передали на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного или муниципального заказчика бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям либо иным юридическим лицам, такие учреждения, унитарные предприятия либо юридические лица в пределах переданных полномочий осуществляют от лица указанных органов или государственных корпораций закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона № 44-ФЗ заказчиком является государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

Таким образом, если бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям либо иным юридическим лицам на безвозмездной основе на основании соглашений государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом” или Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос” передали свои полномочия государственного или муниципального заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность, то на такие организации распространяются положения Закона № 44-ФЗ при осуществлении ими закупок товаров, работ, услуг от лица указанных органов, в том числе положения статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ и Постановления № 570.

Капитальный ремонт по 44-ФЗ

Дистанционное и очное обучение госзакупкам

Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка

Антикризисное предложение до 07 февраля

Капитальный ремонт по 44-ФЗ: тонкости закупки

Капитальный ремонт по 44-ФЗ: тонкости закупки

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Отличия текущего и капитального ремонта по 44-ФЗ
  • Алгоритм закупки на капитальный ремонт по 44-ФЗ
  • Смета вместо проектной документации при капитальном ремонте по 44-ФЗ

До недавнего времени система закупок для капитального ремонта по 44-ФЗ была одной из самых сложных из-за значительного объема разнообразных регламентов. 1 июля 2019 года вступили в силу существенные изменения, которые были призваны среди прочего и упростить данную процедуру.

Однако не все так просто. И даже формальное упрощение заявки участника до одного лишь согласия не гарантирует, что вам не придется столкнуться со сложностями при закупке по капитальному ремонту по закону 44-ФЗ.

Отличия текущего и капитального ремонта по 44-ФЗ

Отличия текущего и капитального ремонта

Определение капитального ремонта по 44-ФЗ объектов капитального строительства зафиксировано п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ. В данном случае (кроме линейных объектов) речь идет о замене, возвращении изначальных свойств строительным конструкциям либо их элементам при условии, что не затрагиваются несущие части строения. В интересующее нас понятие входит замена, ремонт инженерно-технических систем, соответствующих объектов капитального строительства, их составляющих. Кроме того, возможна установка новых частей несущих конструкций вместо утративших свои характеристики, если с их помощью могут быть восстановлены, улучшены свойства постройки.

Иными словами, под данным термином понимают смену любых строительных конструкций, не относящихся к несущим, и их составляющих. Заказчику важно помнить данное определение при классификации запланированных работ.

Также необходимо понимать разницу между такими понятиями, как строительная конструкция и ее элемент. Пояснение дается в п. 24 ч. 2 ст. 2 384-ФЗ от 30.12.2009: строительной конструкцией называется часть здания, играющая роль ограждения либо несущая эстетическую нагрузку.

ГОСТ 21.501-2018 дает такое же определение, фиксирует термин «Элемент строительной конструкции». Под последним принято понимать составляющую сборной либо монолитной постройки.

Поскольку закон дает достаточно размытые определения ключевым терминам в теме капитального ремонта здания по 44-ФЗ, могут возникнуть трудности при разделении ремонтных работ на текущие и капитальные. Допустим, к какой категории относится замена межкомнатной перегородки в здании? Вероятно, речь идет о втором типе, поскольку перегородка играет роль ограждения и не может быть отнесена к несущим конструкциям. Когда же предполагается только избавление от данной перегородки и последующая отделка проема, то ремонт уже нельзя назвать капитальным? Ситуация остается спорной, существуют доводы в пользу любого утверждения.

В действующих актах на данный момент отсутствует четкое разделение между двумя типами ремонта. Вид работ должен определяться на основании сметы заказчика, особенностей конкретного объекта, в котором будут осуществляться мероприятия. В смете на текущий ремонт не могут быть прописаны запланированные этапы капремонта. Тогда как в смету на капитальный ремонт допускается внесение услуг по текущим работам.

Читайте также:
При кассационном обжаловании гражданского дела в Судебную коллегию ВС, судья также единолично...

Отличия текущего и капитального ремонта

Определение текущего ремонта можно найти в п. 3.8 МДС 81-35.2004, утвержденном постановлением Госстроя РФ № 15/1 от 05.03.2004 г. Такая разновидность услуг предполагает периодическое, своевременное проведение мероприятий, направленных на предупреждение изнашивания конструкций, отделки, используемого в здании оборудования, устранение незначительных дефектов, неполадок.

Стоит помнить о таких тонкостях осуществления закупок по текущему ремонту:

  • Текущий ремонт не регулируется ГрК РФ. Поэтому во время торгов заказчик не может требовать от потенциальных исполнителей членства в саморегулируемой организации. Это правило относится даже к случаям, когда закупка проводится на сумму более трех миллионов рублей. Покупатель не может предъявлять к поставщикам дополнительные требования, поскольку на данный тип закупок не действует ПП РФ № 99 от 04.02.2015 г.
  • Заказчик имеет право использовать для обоснования НМЦК метод анализа рынка цен, то есть коммерческие предложения или проектно-сметный метод. Если речь идет о капитальном ремонте по 44-ФЗ в 2020 году, допускается применение только проектно-сметного метода.
  • При организации торгов для осуществления капитального ремонта по 44-ФЗ посредством электронного аукциона исполнитель должен прописать в заявке свое согласие с условиями предоставленных организатором документов, то есть с проектом и документацией по тендеру. Данное правило зафиксировано в ч. 3.1 ст. 66 закона о госзакупках.

Для запроса котировок в электронной форме все еще действует использовавшийся ранее формат. То есть поставщик фиксирует в заявке характеристики товаров, которые он собирается использовать в работах. Поэтому если заказчик хочет отказаться от партнерства с определенным участниками торгов и сотрудничать со «своим», он предпочтет именно второй формат. Дело в том, что при нем могут использоваться формальные причины, позволяющие отклонить заявку. К последним в том числе относится предоставление ложной информации по продукции.

В этом году исполнитель допускается к электронному аукциону, если он указал в первой части заявки свое согласие с условиями покупателя и оператор ЭТП не вернул ему документы. Заказчик не имеет права самостоятельно отклонить первые части заявок, но при этом он не должен оформлять протокол их обработки по ч. 10 ст. 67 закона 44-ФЗ.

Часть 11 ст. 66 закона 44-ФЗ дает ЭТП час после получения заявки, чтобы вернуть ее поставщику, если:

  • не стоит усиленная электронная подпись законного представителя участника закупки;
  • от исполнителя получена не одна заявки на торги;
  • заявка предоставлена после завершения установленного для этого отрезка времени;
  • до истечения срока регистрации участника в ЕИС осталось меньше 3 месяцев.

Алгоритм закупки на капитальный ремонт по 44-ФЗ

Алгоритм закупки на капитальный ремонт

Шаг 1. Выбор способа определения подрядчика для госзакупки ремонта зависит от НМЦК и вида работ:

1. Аукцион.

Для закупки капитального ремонта по 44-ФЗ можно проводить аукцион или конкурс. Первый вариант должен обязательно использоваться для всех работ, включенным в аукционный перечень, в соответствии с Распоряжением Правительства № 471 (коды ОКПД2 41.2, 42, 43).

Однако допускается проведение конкурса для закупки работ из указанного выше перечня, если они будут осуществляться на опасных, технически сложных, уникальных объектах (пояснение содержится в ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ), искусственных дорожных сооружениях.

2. Конкурс.

Этот формат может использоваться для работ, не относящихся к аукционному перечню. Иногда только часть услуг, необходимых заказчику, содержится в данном документе. В таком случае все равно необходимо проводить аукцион.

Процедура, предполагающая ограничения по участию исполнителей, проводится при капремонте:

  • объектов, относящихся к культурному наследию;
  • особо опасных, технически сложных объектов, искусственных дорожных сооружений, при цене контракта от 150 миллионов рублей для федеральных нужд либо 50 миллионов рублей для муниципальных нужд.

3. Запрос котировок.

Условия использования процедуры указаны в ч. 2 ст. 72 интересующего нас федерального закона. А именно НМЦК должна быть до 500 000 рублей, а общее число таких закупок до 10 % и 100 миллионов рублей.

4. Запрос предложений.

Данный формат применяется, если договор на оказание услуг был расторгнут по инициативе покупателя либо повторный конкурс/аукцион не признаны состоявшимися (ч. 2 ст. 83 закона 44-ФЗ).

5. Контракт с единственным исполнителем.

Капитальный ремонт по 44-ФЗ без конкурентных процедур проводится в соответствии с ч. 1 ст. 93. А именно, ключевое требование – НМЦК до 100 000 рублей.

Шаг 2. Описываем объект закупки.

На этом этапе важно точно понимать, о каком ремонте идет речь – текущем или капитальном.

Первый (по ст. 55.24 ГрК РФ) обеспечивает безопасную эксплуатацию зданий. В таком случае проект и смету можно заменить ведомостью с перечнем услуг.

При капитальных работах проводится замена/ремонт:

  • строительных конструкций;
  • инженерно-технических систем;
  • элементов несущих конструкций здания.

Обязательно составляется проектно-сметная документация, которая вносится в закупочные документы. Ремонт может начаться максимум через 2 года после утверждения документов.

Также в техзадании по капитальному ремонту по 44-ФЗ закрепляются сроки работ, требования к обеспечению, порядок приемки. Отдельно прописываются материалы, которые могут использоваться при оказании услуг.

Читайте также:
Страховка для визы в Испанию в 2022 году: сколько стоит и как оформить

Шаг 3. Обосновываем НМЦК.

Обосновываем НМЦК

Для этого (по ч. 9 ст. 22 закона 44-ФЗ) применяют проектно-сметный метод. Требуются:

  • дефектная ведомость;
  • проектно-сметная документация со сметой;
  • заключение о проверке достоверности расчетов в смете;
  • заключение экспертизы проекта.

Сметы формируются в соответствии со сведениями из сборников единичных расценок территориального и федерального формата (ТЕР, ФЕР). Также используются положения Методики применения сметных норм, утвержденной Приказом Минстроя РФ № 1028/пр от 29.12.2016 г.

С 01.07.2019 г. действуют изменения в 44-ФЗ, касающиеся проведения «коротких» аукционов по капитальному ремонту. В таком случае извещение публикуется в ЕИС минимум за 7 дней до конца подачи заявок. Поясним, что когда речь идет об обычной закупке, на размещение дается срок 15 дней до аналогичной даты.

После внесения корректировок в ч. 2 ст. 63 закона 44-ФЗ короткий формат позволяет выбирать поставщика услуг по возведению, реконструкции, капитальному ремонту или сносу объектов капитального строительства при НМЦК до двух миллиардов рублей. Ранее предельная сумма была три миллиона рублей.

Шаг 4. Устанавливаем требования к участникам.

  • Отвечать общим требованиям по ч. 1 ст. 31 закона 44-ФЗ.
  • Подать выписку из реестра членов СРО при НМЦК свыше трех миллионов рублей. В ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ содержится перечень ситуаций, в которых членство СРО необязательно (для ГУПов, МУПов, пр.).
  • Иметь лицензию, если предмет торгов – лицензируемые работы. Когда такие услуги представляют собой лишь часть от общего объема, данное требование устанавливаться не может. В противном случае действия заказчика будут приравнены контролирующими органами к ограничению конкуренции, так как у исполнителя всегда есть возможность заключить договор субподряда с организацией, имеющей необходимую лицензию.
  • Отвечать требованиям, выдвигаемым заказчиком относительно опыта исполнителя, при:
    • работах по коду ОКПД 41.2, 42, 43 (кроме 43.13) и НМЦК более 10 миллионов рублей (п. 2 Приложения 1 ПП РФ № 99 от 04.02.2015 г.);
    • осуществлении капитального ремонта по 44-ФЗ на особо опасных, технологически сложных, уникальных объектах; для федеральных нужд цена контракта – более 150 миллионов рублей, для муниципальных – свыше 50 миллионов рублей (п. 5 Приложения 2 к постановлению 99-ПП).

    Шаг 5. Составляем проект контракта.

    В ст. 34 закона 44-ФЗ содержатся обязательные требования к договору. Необходимо подготовить приложение к соглашению исполнителя с заказчиком, куда входят проектно-сметная документация, техническое задание, график оказания услуг.

    Над разработкой образцов документов работают головные организации заказчиков. Дело в том, что на данный момент не получится воспользоваться образцами на капремонт из библиотеки типовых контрактов.

    Об особенностях формирования проектной документации при проведении закупки услуг по капитальному ремонту по 44-ФЗ речь пойдет далее.

    Шаг 6. Принимаем работы.

    Смета вместо проектной документации при капитальном ремонте

    Приемка осуществляется комиссией заказчика в сроки, установленные в документах, любые недочеты отражаются в акте. Только после выполнения исполнителем условий договора и устранения недостатков работы могут быть приняты.

    На данном этапе используются такие документы:

    • акт приемки элемента (системы) здания;
    • акты освидетельствования скрытых работ;
    • акт о приемке выполненных заданий КС-2;
    • справка о стоимости выполненных работ и затрат КС-3;
    • паспорта и сертификаты на материалы, технику, задействованную во время ремонта.

    Смета вместо проектной документации при капитальном ремонте по 44-ФЗ

    Когда проводится аукцион на ЭТП, в заявке поставщик соглашается с условиями покупателя, если проектная документация приложена к документации об аукционе. Но обычно заказчики предоставляют смету, избегая использования других документов, которые являются обязательными при заключении договора на строительство нового объекта, реконструкцию.

    Как тогда провести капитальный ремонт по 44-ФЗ? Можно потребовать от поставщика указать в первой части заявки характеристики товаров, которые он собирается использовать, либо необходимо просто получить согласие с условиями? Кроме согласия ничего не требуется, так как смета относится к составляющим проектной документации – именно так считает ряд региональных управлений антимонопольной службы. Официальная позиция ФАС РФ на данный момент неизвестна.

    По ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ, смета – единственный обязательный раздел проектной документации по капремонту, в основе которого лежит задание заказчика на проектирование. Организатор торгов сам решает, нужны ли ему другие разделы документации. Если ему удобнее отказаться от использования остальных частей, смета будет приравнена к полноценной проектной документации. Вне зависимости от объема проекта, процедура проходит по общим правилам, установленным для закупки услуг по проведению капитального ремонта по 44-ФЗ в формате аукциона.

    Обучение госзакупкам без отрыва
    от работы, с практикой на электронной
    площадке РТС-Тендер и на
    тренажере ЕИС

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: