Ответственность за уклонение от заключения контракта по 44-ФЗ: последствия, судебная практика

Штрафы для заказчиков по 44‑ФЗ

Закон № 44-ФЗ устанавливает строгие правила проведения госзакупок. За их нарушение заказчика привлекут к ответственности: от дисциплинарной до уголовной (ст. 107 44-ФЗ). Чаще всего к госзаказчикам применяют денежное наказание. От них требуют выплатить административный штраф (фиксированная сумма) или пени (плата за каждый день просрочки).

Штрафы для заказчиков

Штрафные санкции к заказчику применят за нарушение 44-ФЗ на любом этапе закупки:

  1. При планировании закупок и составлении планов-графиков.
  2. Выборе способа закупки, расчете НМЦК.
  3. Во время проведении тендера, заключения и оплаты контракта.
  4. При ведении реестра контрактов и взаимодействии с ФАС.

Санкции для заказчиков прописаны в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП РФ). Согласно нему, заказчикам-нарушителям почти всегда назначают штраф, в редких случаях — дисквалификацию до 2 лет. При этом ответственность чаще всего несут должностные лица заказчика, например, контрактные управляющие, члены закупочной комиссии. Привлечь сотрудника к ответственности могут и после его увольнения, если не истек срок давности нарушения — в течение 1 года.

Штрафы организациям назначают реже, потому что тогда деньги в пользу бюджета взыскивают с бюджетной организации. Но если правонарушение серьезное, то к ответственности привлекут и сотрудника, и организацию.

Согласно КоАП, размер штрафа для сотрудников может достигать 50 тыс. рублей, для юрлица заказчика — 100-300 тыс. рублей.

Отметим, что санкции за нарушения в госзакупках применяют и к подрядчикам. Размер штрафа по 44-ФЗ для поставщиков чаще всего сопоставим с суммой штрафа для заказчика. Но он устанавливается не КоАП, а рассчитывается от цены контракта по правилам из постановления Правительства №1042 .

Наказание за срыв сроков оплаты

Заказчики должны оплачивать контракты в четкие сроки. Правила устанавливает ст. 34 44-ФЗ: для всех закупок — до 30 дней со дня подписания актов о приемке, для закупок среди СМП — до 15 дней. Если сорвать сроки, то заказчика привлекут к ответственности по ст. 7.32.5 КоАП.

Наказание назначат сотруднику, который оплатит контракт позже срока или нарушит порядок оплаты, — это будет штраф от 30 до 50 тыс. рублей. Если сотрудник повторит нарушение, то его дисквалифицируют на срок от 1 до 2 лет.

Кроме того, поставщик может потребовать с заказчика пени, если тот оплатит контракт с опозданием (ч.5 ст.34 44-ФЗ). Пени начисляют за каждый день просрочки, в том числе праздничные и выходные дни по формуле: 1/300 действующей ключевой ставки Центробанка РФ * от неуплаченной в срок суммы. Пени не начислят за дни, которые требуются заказчику для приемки товара (письмо Минфина от 07.11.2017 № 24-03-08/73293).

Отдельно заказчику начислят штраф, если он не выполнит свои обязательства по контракту. Размер штрафа рассчитывается по правилам из постановления Правительства № 1042 (п.9):

  • 1 тыс. руб., если итоговая цена контракта не больше 3 млн руб.;
  • 5 тыс. руб., если цена контракта 3-50 млн руб.;
  • 10 тыс. руб., если цена — 50-100 млн руб.;
  • 100 тыс. руб., если цена — более 100 млн руб.

При этом общая сумма штрафов, начисленных заказчику в рамках одной закупки, не должна превышать цену контракта (п.12 ПП №1042).

Чтобы не ошибиться в сроках оплаты контракта и избежать штрафов, заранее рассчитайте даты этапов закупки и следите за ними. Быстро спланировать сроки поможет бесплатный калькулятор сроков в онлайн-сервисе для госзаказчиков Контур.Снаб.

Таблица штрафов КоАП по 44-ФЗ с изменениями 2019 года

Неправильный выбор способа закупки

В план-график или план закупок включены:

  • один или несколько объектов закупки, которые не соответствуют целям осуществления госзакупок;
  • объекты, не соответствующие требованиям к закупаемым товарам и услугам, установленным законодательством;
  • НМЦК без обоснования или с обоснованием, противоречащим законодательству (требование относится и к контрактам с единственным поставщиком).

Нарушения при подготовке закупки: обоснование НМЦК, размещение документов, установка требований и утверждение документации

  • не более чем на 2 рабочих дня
  • более чем на 2 рабочих дня
  • не более чем на 1 рабочий день
  • более чем на один рабочий день
  • требований 44-ФЗ,
  • порядка предоставления документации конкурса или аукциона,
  • порядка разъяснения положений документации,
  • порядка приема заявок на участие и окончательных предложений.
  • порядок рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений,
  • требования к участникам закупки,
  • требования к размеру обеспечения заявок на участие,
  • требования к размеру и способам обеспечения исполнения контракта,
  • требования о предоставлении в заяве документов, не предусмотренных 44-ФЗ.

Нарушения при составлении плана-графика

Нарушения при проведении закупки: от размещения извещения до подписания протокола

Участник не допущен к участию в закупке, отстранен от участия или его заявка признана ненадлежащей по основаниям, не предусмотренным 44-ФЗ.

По 44-ФЗ участника не должны были допустить к участию в закупке, но его заявка признана надлежащей.

Нарушен установленный документацией порядок:

  • вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к электронным заявкам,
  • рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений.
  • для аукциона и конкурса
  • для запроса котировок и запроса предложений
  • не более чем на 2 рабочих дня
  • более чем на два рабочих дня

Нарушение сроков возврата обеспечения заявок

  • не более, чем на 3 рабочих дня,
  • более, чем на 3 рабочих дня.

Нарушения при заключении, исполнении и изменении контрактов

  • Это повлекло дополнительные расходы бюджетных средств или уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ и услуг.
  • Это привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг
  • Повторное нарушение ч.1 ст.7.32.5 КоАП

Неправильный порядок ведения реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков (РНП)

Закупки по 44-ФЗ в сфере энергоснабжения

Закупки у СМП

Невыполнение в срок законного предписания

Нарушения при предоставлении информации в ФАС

Как оспорить наказание

Нарушения в работе заказчика обычно выявляют сотрудники ФАС или прокуратуры во время проверок. Тогда антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении, рассматривает его и назначает штраф заказчику или его сотрудникам. При этом к ответственности не привлекут, если нарушение выявлено спустя 1 год с момента его совершения.

Наказание можно оспорить в суде. Точно делать это стоит в трех случаях:

Если штраф назначили незаконно — истек срок давности, сотрудник не виновен и т.д.

Если нарушен порядок привлечения к административной ответственности — протокол о привлечении оформили неверно, обвиняемого не уведомили о штрафе или времени его рассмотрения в суде.

Читайте также:
Особенности детских пособий в Архангельске и Архангельской области

Если заказчик не исполнит обязательства по контракту из-за непреодолимой силы или по вине поставщика. Эти смягчающие условия прописаны в ч.9 ст. 34 44-ФЗ.

При обращении в суд заказчик может сослаться на то, что 44-ФЗ нарушен впервые или нарушение незначительное. В судебной практике есть примеры, когда в первом случае суд снизил сумму штрафа, во втором — вообще отменил наказание.

Оспорить постановление об административном правонарушении нужно в течение 10 дней со дня его получения. После этого постановление вступит в силу.

Как заплатить штраф

Оплатите штраф в течение 60 дней после того, как административное постановление вступило в силу. Если для штрафа предусмотрена рассрочка или отсрочка, то заплатить его нужно не позднее, чем через 60 дней после истечения их срока.

Реквизиты для оплаты штрафа указаны в административном постановлении. При перечислении денег пропишите назначение платежа — номер и дата постановления ФАС.

Самый удобный способ заплатить штраф — перечислить деньги через портал Госуслуг или мобильные банки. Найдите в них раздел «Платежи» / «Штрафы» / «Налоги» и следуйте инструкции. Также оплатить штраф можно в банкоматах и отделениях банков, но за услугу могут взять комиссию.

Перевод денег занимает до 5-7 дней. Проверить, прошла ли оплата, можно на сайте Службы судебных приставов или портале Госуслуг.

Если не оплатите штраф или сделаете это позже срока, то судебные приставы увеличат сумму взыскания или назначат до 50 часов обязательных работ или 15 суток ареста.

Чтобы быстро организовать закупку без ошибок, воспользуйтесь сервисом для госзаказчиков Контур.Снаб. Он подберет актуальные коды в классификаторах ОКПД-2 и КТРУ, рассчитает НМЦК и спланирует сроки закупки.

Уклонение от заключения контракта 44-ФЗ

Дистанционное и очное обучение госзакупкам

Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка

Антикризисное предложение до 07 февраля

Уклонение от заключения контракта 44-ФЗ: основания, ответственность

Уклонение от заключения контракта 44-ФЗ: основания, ответственность

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Случаи признания уклонения от заключения контракта по 44-ФЗ
  • Ответственность за уклонение от заключения контракта 44-ФЗ
  • Возможно ли уклонение участника от заключения контракта 44-ФЗ на законных основаниях
  • Внесение участника в РНП при уклонении от заключения контракта 44-ФЗ
  • Советы, как избежать внесения в РНП при уклонении от заключения контракта 44-ФЗ
  • Уклонение от заключения контракта 44-ФЗ: примеры из практики

Уклонение от заключения контракта 44-ФЗ может быть инициировано как участником закупочной процедуры, так и ее организатором. Причины уклонения могут быть разные, как и последствия нарушения положений закона: от рассмотрения дела в суде, до включения участника в реестр недобросовестных поставщиков.

Однако у участника есть возможность если не уклониться, то потянуть время до заключения договора. В любом случае рекомендуется изучить опыт других оказавшихся в такой ситуации. Достаточно проанализировать судебную практику.

Случаи признания уклонения от заключения контракта по 44-ФЗ

Случаи признания уклонения от заключения контракта по 44-ФЗ

После проведения тендера выбирается участник, предложивший наиболее выгодные условия исполнения заказа, инициатором которого является бюджетное учреждение любого уровня. С ним заказчик подписывает договор на поставку в соответствии с теми условиями, которые были изложены в документации по закупке и в предложении самого потенциального поставщика. Все положения контракта также должны соответствовать нормам закона.

Если договор в итоге не был подписан по вине победителя электронной процедуры, то в соответствии со ст. 83.2 Федерального закона о контрактной системе можно говорить о его уклонении от заключения контракта по 44-ФЗ.

Данный факт признается по таким основаниям:

  • Заказчик направил исполнителю подписанный контракт, но не получил его назад в установленные законом сроки с подписью уполномоченного лица.
  • Исполнитель не оформил протокол разногласий (ч. 4 ст. 83.2 44-ФЗ).
  • Исполнитель нарушил положения ст. 37 44-ФЗ, когда по итогам конкурсной процедуры стоимость контракта оказалась на 25 % ниже НМЦК.

Если наступают указанные выше обстоятельства, то заказчик обязан закрепить факт уклонения от заключения контракта по 44-ФЗ протоколом не позже следующего рабочего дня. Протокол должен включать информацию о месте и дате его оформления, сведения об уклонившемся победителе и причине, послужившей основанием признания факта. Последний пункт подтверждается документально, а в протоколе дается ссылка на соответствующий документ. Протокол должен быть опубликован в Единой информационной системе.

Ответственность за уклонение от заключения контракта 44-ФЗ

Ответственность за уклонение от заключения контракта 44-ФЗ

В сфере госзакупок случаются и факты уклонения заказчика от заключения контракта по 44-ФЗ. В этом случае у победителя конкурсной процедуры есть право через суд в принудительном порядке обязать инициатора закупки подписать договор.

Потенциальный подрядчик, отказавшийся подписывать контракт, должен быть готов к следующим последствиям:

  • Заказчик взыщет причиненный ему ущерб.
  • Сумма обеспечения заявки возвращена не будет.
  • Возникнет административная ответственность в виде штрафа.
  • Победитель конкурса попадет в реестр недобросовестных поставщиков.

Уклонение исполнителя от заключения контракта по 44-ФЗ может привести к тому, что процедура выбора поставщика (конкурс, аукцион и т. д.) признается несостоявшейся. В этом случае у заказчика есть право компенсировать свои издержки на проведение тендера за счет такого участника. Кроме того, вполне законным будет удержание обеспечения заявки. Административная ответственность уклонившегося победителя в виде штрафа 50 000 рублей возникает на основании ч. 3 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Уклонением от заключения контракта по 44-ФЗ является не только факт непосредственно неподписания документа. Если исполнитель опоздает с отправкой заказчику надлежащим образом оформленного договора либо пакет документации окажется неполным, это также квалифицируется как уклонение. Сюда же относится невыполнение победителем требования о предоставлении обеспечения контракта.

Самой большой неприятностью, ожидающей участника, уклонившегося от заключения контракта, является его занесение в реестр недобросовестных поставщиков. Это фактически перекрывает ему возможность в дальнейшем принимать участие в тендерах. Государственные заказчики не хотят иметь дело с такими поставщиками и прямо указывают об этом в конкурсной документации.

Возможно ли уклонение участника от заключения контракта 44-ФЗ на законных основаниях

Уклонение участника от заключения контракта 44-ФЗ

Что делать победителю конкурса, если он не собирается уклоняться от подписания контракта, но по объективным причинам не может уложиться в отведенные сроки – 5 дней с момента направления ему документа? На законных основаниях выиграть немного времени поможет протокол разногласий.

Читайте также:
Что делать, если пришло сообщение с предложением купить фальшивые купюры?

Регламент оформления протокола разногласий установлен в ст. 83.2 ФЗ № 44. В соответствии с ним документ может быть оформлен в пятидневный срок после того, как заказчик опубликует в ЕИС проект контракта. Исполнитель выкладывает протокол в ЕИС, излагая в нем суть своих претензий по договору, удостоверяет его усиленной электронной подписью уполномоченного должностного лица. Закон разрешает по каждому контракту опубликовать один протокол разногласий.

В протоколе должна быть указана конкретная информация, с которой не согласен победитель тендера. Это могут быть следующие моменты:

  • несоответствие содержания контракта положениям конкурсной документации и (или) извещению о закупке;
  • несоответствие условий договора предложениям участника, изложенным в заявке.

В протоколе должны быть указаны конкретные пункты проекта и их редакция, предлагаемая исполнителем.

Заказчик рассматривает протокол и корректирует проект контракта в соответствии с предложениями подрядчика. Исправленная версия размещается в ЕИС. Если же организатор закупки не согласен с предложениями исполнителя, то он публикует прежнюю версию проекта контракта и документ, в котором обосновывает причины своего отказа. После этого победителю тендера дается три рабочих дня на подписание договора.

Внесение участника в РНП при уклонении от заключения контракта 44-ФЗ

Внесение участника в РНП

Итак, конкурсная процедура проведена, победитель определен, но контракт по его вине не подписан в установленный срок. Для участника тендера такое действие расценивается как уклонение от заключения контракта по 44-ФЗ, в результате чего юридическое лицо (сведения о самой организации и управляющих ею должностных лицах) попадает в реестр недобросовестных поставщиков.

Насколько серьезна такая мера? Этот реестр – своего рода черный список компаний, с которыми большинство заказчиков в сфере госзакупок дела вести не хотят. В большинстве случаев тендерная документация содержит требование о том, чтобы участники не числились в качестве недобросовестных поставщиков. Хотя заказчика никто не обязывает непременно устанавливать подобное требование, но реестр для того и ведется, чтобы не допустить ненадежных исполнителей к участию в госзакупках. Поэтому почти нереально найти тендер, где в документации не предусмотрено данное условие.

Неподписание контракта победителем вовсе не означает, что его тут же автоматически занесут в реестр. Поэтому участник может принять кое-какие меры, чтобы не попасть в этот список.

Чтобы признать факт уклонения от заключения контракта по 44-ФЗ, заказчик обязан прежде всего направить информацию в территориальный орган ФАС. Затем в последующие 10 рабочих дней назначается заседание комиссии, которая должна разобраться в обстоятельствах дела. Обе стороны приглашаются на заседание и имеют возможность объяснить свою позицию.

Если уведомление победителю тендера было направлено с какими-либо нарушениями или его вообще не пригласили на заседание, то компания имеет хорошие шансы опротестовать в арбитражном суде решение о занесении ее в реестр. Но это только в том случае, если участник сам не виноват в том, что уведомление до него не дошло. Например, им допущена ошибка в контракте – указан неверный адрес, на которой и было направлено уведомление.

Советы, как избежать внесения в РНП при уклонении от заключения контракта 44-ФЗ

Как избежать внесения в РНП

Факт уклонения от заключения контракта по 44-ФЗ рассматривается на комиссии ФАС. Победитель тендера должен защитить свою позицию и объяснить, по какой причине он не смог подписать договор в соответствии с требованиями закона. Ему нужно привести аргументы в пользу того, что его поведение нельзя считать недобросовестным, он сделал все от него зависящее, чтобы подписать контракт.

В подтверждение своих слов компания должна предоставить документы в максимально возможном количестве. Если на заседании комиссии победитель тендера заявит о том, что никаких препятствий для надлежащего оформления и исполнения договора с его стороны не имеется, то это сильно укрепит его позиции.

Нарушением процедуры подписания контракта является и внесение обеспечения позже установленного срока. Но если исполнитель все-таки перечислил эту сумму, то данный факт расценивается в его пользу как намерение выполнить поставку. Чтобы укрепить свои позиции в последующих разбирательствах, даже если вы видите невозможность подписать контракт, лучше внести сумму обеспечения.

Еще один аргумент в пользу добросовестности намерений исполнителя – наличие на его складе товаров, предполагаемых к поставке по госконтракту (данный факт нужно подтвердить документами). Если же объектом договора являются услуги или работы, то надо предоставить бумаги (накладные, счета-фактуры и пр.), доказывающие, что у исполнителя достаточно ресурсов для их производства.

Могут быть объективные обстоятельства, которые помешали победителю конкурсной процедуры вовремя подписать контракт. Например, сломался компьютер, на котором осуществлялась работа с ЕИС, не открывается флешка с электронной подписью уполномоченного должностного лица. В этом случае нужно запастись соответствующими документами, подтверждающими подобные обстоятельства, например акт из сервисной мастерской о приеме компьютера в ремонт.

Также нелишним будет установить хорошие отношения с заказчиком. Тогда можно рассчитывать на его поддержку на заседании комиссии. У вас будут шансы на хороший исход, если заказчик не станет требовать занести компанию в реестр.

Если вам все-таки не удалось убедить комиссию в своей добросовестности, то в течение 3 месяцев после принятия ею решения можно обратиться в Арбитражный суд субъекта Российской Федерации и уже там отстаивать свои интересы.

Уклонение от заключения контракта 44-ФЗ: примеры из практики

Внесение участника в РНП

Некоторая организация проводила конкурс с целью выбрать подрядчика для ремонта и обслуживания периферийной компьютерной техники. Победитель был определен, заказчик направил ему проект контракта. Но подписания не последовало, и заказчик обратился в антимонопольную службу с заявлением о признании факта уклонения от заключения контракта по 44-ФЗ и занесении победителя в РНП.

В ходе разбирательств комиссия ФАС выяснила, что участник конкурса опубликовал протокол разногласий в ЕИС. Заказчик откорректировал проект контракта и вновь разместил его в системе. Но победитель тендера не подписал его в установленные сроки. Кроме того, не было предоставлено обеспечение контракта.

В свое оправдание исполнитель привел следующие аргументы: кредитная организация затянула сроки выдачи банковской гарантии и у заявителя не было возможности повлиять на это дело. В связи с этим контрагент не смог вовремя предоставить обеспечение контракта.

Читайте также:
Дополнительное соглашение об изменении цены по договору купли-продажи жилых помещений подлежит государственной регистрации

Комиссия ФАС вынесла положительное решение и включила победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года. В качестве аргумента было заявлено следующее: любой участник конкурсной процедуры обязан осознавать и самостоятельно нести ответственность по рискам, возникающим при неблагоприятном развитии событий (Решение Челябинского УФАС № 074/06/104-714/2019 от 16.05.2019).

Протокол разногласий

Государственный заказчик организовал аукцион с целью закупки запасных частей. Один из участников предложил цену на 26 % меньше НМЦК и стал победителем. Заказчик опубликовал контракт в соответствии с регламентом, в ответ на который контрагент разместил протокол разногласий. Его суть сводилась к следующему: требуется изменить реквизиты счета заказчика, так как из-за допущенной ошибки невозможно перечислить сумму обеспечения контракта.

Организатор процедуры внес коррективы в текст договора и повторно опубликовал его. После этого победитель произвел выплаты в адрес заказчика – перечислил предусмотренные условиями конкурса 57 498,69 руб. в качестве обеспечения контракта. Но оператор электронной площадки вернул эту сумму, а заказчику направил уведомление о признании участника уклонившимся от подписания контракта.

В результате договор был подписан с тем участником тендера, который занял второе место. Победитель конкурсной процедуры подал заявление в ФАС по факту нарушения своих прав. Антимонопольная служба встала на сторону заявителя, потому что признание уклонения от заключения контракта по 44-ФЗ в данном деле противоречило ч. 2 ст. 37 № 44-ФЗ.

Далее разбирательство перешло в Арбитражный суд, куда обратился заказчик, не согласившийся с выводами комиссии ФАС. Суд поддержал решение антимонопольного органа.

Затем дело было рассмотрено апелляционной инстанцией, по решению которой предыдущие постановления комиссии ФАС и Арбитражного суда признаны незаконными. Суд сделал следующие выводы: победитель тендера обязан предоставить обеспечение исполнения контракта до того, как отправит подписанный договор, а исполнитель не предъявил в срок заказчику платежное поручение в подтверждение своевременного перечисления нужной суммы.

Также суд отметил, что заказчик имеет право предусмотреть в проекте контракта лишь один способ обеспечения исполнения обязательств, это не нарушает ни нормы ч. 2 ст. 37 44-ФЗ, ни права участника (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2018 г. № 15АП-21292/17).

Из анализа существующей судебной практики можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день у антимонопольной службы отсутствует единый подход относительно занесения субъектов в реестр неблагонадежных поставщиков. Очень многое зависит от твердости позиций каждой из сторон, обоснованности доказательной базы при рассмотрении дела. Как бы то ни было, компания, ставшая победителем тендера, должна в точности исполнять все требования закона при подписании контракта, чтобы избежать неприятных последствий.

Обучение госзакупкам без отрыва
от работы, с практикой на электронной
площадке РТС-Тендер и на
тренажере ЕИС

Можно ли избежать ответственности за уклонение от заключения контракта по 44-ФЗ? Последствия уклонения и применяемые санкции

Попасть в реестр недобросовестных поставщиков могут даже те компании, которые допустили формальные нарушения при реализации государственного контракта. В частности, поставщики, признанные уклонистами от подписания контракта по случайности вопреки их желанию.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Можно ли законным способом оттянуть подписание контракта

На основании требований законодательства о контрактной системе участник закупки обязан подписать контракт при победе на торгах.

Для поставщика победа в закупке может быть незапланированной. Например, он подал заявку на участие в закупке с заранее невыигрышными условиями и забыл про нее. Но в установленные сроки заказчик присылает ему контракт на подписание, при этом сроки внесения обеспечения и подписания контракта крайне ограниченные.

Внезапная победа участника в закупке возможна по следующим причинам:

  1. В электронном аукционе заявки на участие в закупке подали несколько участников. Но в самих торгах участия никто не принимал. В этом случае победителем закупки признают участника, который подал заявку первым по времени, что может стать неожиданностью.
  2. Заявка, поданная участником, стала единственной.

Чтобы не оказаться в столь неприятной ситуации, поставщику следует внимательно отслеживать ход закупки и при необходимости своевременно отзывать заявку на участие.

Если участник был признан вторым, и заказчик обратился к нему с предложением подписать контракт вместо уклонившегося победителя, то поставщик не обязан подписывать договор. При отказе в подписании к нему не будут применяться санкции в виде включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков. Это правило действует для всех типов закупок, кроме запроса котировок. В рамках запроса котировок второй участник также может быть признан уклонистом, как и победитель закупки.

В некоторых случаях поставщик может немного оттянуть сроки для подписания контракта на законных основаниях:

  1. У победителя электронной закупки есть 5 дней на подписание госконтракта или отправку протокола разногласий. В течение 3 рабочих дней заказчик может принять решение о внесении правок в протокол с указанием причины, а в следующие три дня проект контракта подписывается поставщиком, а затем и заказчиком, и контракт считается подписанным. Таким образом, у победителя возникает дополнительное время на подписание контракта. Но по п. 4 ст. 83.2 44-ФЗ протокол разногласий допускается передать только единожды.
  2. Если о необходимости подписать контракт поставщику стало известно уже после передачи информации о нем в РНП, то допускается возможность обжалования действий заказчика в ФАС или арбитражном суде. Поставщик может получить рассрочку и на основании судебного решения. При подаче искового заявления победитель может сослаться на обстоятельства непреодолимой силы. Это могут быть отзыв лицензии у банка, в котором обслуживается победитель, либо подтвержденные перебои с поставкой необходимых импортируемых товаров.
  3. Если в адрес заказчика не допускается оформление протокола разногласий из-за специфики закупки, то он может направить претензию. Претензия к содержанию документа о закупке – это документ, который является альтернативой протокола разногласий. Она передается, если протокол разногласий не предусмотрен условиями закупки. В претензии перечисляют факты о том, почему закупка не соответствовала требованиям. Например, что был нарушен процесс отбора победителя, не были корректно указаны в контракте условия реализации контракта от победителя и пр. Для того чтобы рассмотреть такую претензию, заказчику следует привлечь независимых экспертов, что сделает необходимым отложить условия контракта на срок до 30 дней.
  4. Если у поставщика есть объективные основания, которые делают невозможным подписание контракта в данный момент времени, то он может попробовать договориться с заказчиком в согласительном порядке. Таким причинами могут стать просрочка сертификата ЭЦП, тяжелое заболевание сотрудника, который отвечает за закупку.
Читайте также:
Вклады в Почта Банк для физических лиц в 2022 году: проценты, виды и условия

Алгоритм действий для поставщика

Порядок действий для поставщика будет следующим:

  1. Он должен направить в адрес заказчика письмо с описанием ситуации и сообщить о своем желании подписать государственный контракт.
  2. При наличии заинтересованности заказчика в мирном урегулировании вопроса тот может открыть контракт на площадке для подписания вновь, указав формальную причину для этого (например, неточности в реквизитах) или составить протокол разногласий.
  3. Поставщик получает дополнительное время на подписание государственного контракта.

Возможные препятствия при внесении обеспечения

Проблемы у поставщика могут возникнуть и при внесении обеспечения исполнения контракта. Например:

  1. Банком была выдана гарантия, которая не соответствует требованиям (в том числе гарантия оформлена на более короткие сроки, чем это требует 44-ФЗ, или не содержит обязательного условия о ее безотзывном характере). В данном случае поставщику нужно в срочном порядке менять гарантию или вносить обеспечение деньгами. Либо нужно искать способы договориться с заказчиком о продлении сроков.
  2. Гарантию выдал банк, у которого была отозвана лицензия.
  3. У поставщика не хватает времени на оформление гарантии. Для недопущения таких ситуаций поставщику рекомендуется заранее обращаться в банк для получения одобрения по лимитам гарантийных обязательств. Тогда процедура выдачи гарантии банком будет происходить в ускоренном формате.
  4. Поставщик внес обеспечение в стандартном размере, хотя по нормам 44-ФЗ он обязан был вносить обеспечение в 1,5 раза больше в рамках антидемпинговых мероприятий. Это может понадобиться при снижении цены на 25% и более от НМЦК. В указанной ситуации поставщик может воспользоваться возможностью передачи заказчику документа, который подтверждает его добросовестность (выписку из реестра контрактов об успешно исполненных трех контрактах за последние три года).

Последствия уклонения

В случае если заказчик уклоняется от подписания контракта, то исполнитель вправе принудить его в судебном порядке. Отказ победителя закупки от подписания контракта может грозить ему:

  1. Взысканием причиненного заказчику ущерба (в частности, через взыскание средств, затраченных на процедуру).
  2. Невозвратом внесенного обеспечения по заявке или необходимостью уплаты обеспечения, которое было выплачено за поставщика банком-гарантом в пользу заказчика-бенефициара.
  3. Административной ответственностью в виде штрафа.
  4. Внесением в реестр недобросовестных поставщиков.

Для поставщика уклонение от подписания контракта имеет ряд негативных последствий.

Так, участник лишается внесенного им обеспечения исполнения заявки. Если оно имело денежную форму, то средства в виде обеспечения не возвращаются поставщику при уклонении или отказе от подписания контракта.

Если обеспечение заявки было внесено в виде банковской гарантии, то заказчик обращается с требованием об уплате денежной суммы к банку-гаранту. В дальнейшем право требования к поставщику об уплате обеспечения заявки переходит к банку.

Последствия уклонения поставщика от подписания контракта по результатам конкурентной закупки зависят от ее формы.

При закупках в форме конкурса следует учитывать положения ст. 54 44-ФЗ. Согласно ч. 3 данной статьи, в течение 10 дней с даты размещения протокола рассмотрения заявок в ЕИС поставщик обязан подписать контракт и предоставить все экземпляры подписанного с его стороны контракта в адрес заказчика. Помимо этого, в указанные сроки победитель конкурса передает заказчику документы, подтверждающие внесение им обеспечения исполнения. Размер обеспечения устанавливается, согласно ч. 1 ст. 37 44-ФЗ, или конкурсной документацией.

На основании ч. 4 ст. 54 44-ФЗ при уклонении победителя от подписания контракта заказчик может обратиться к суду с исковым заявлением о возмещении ему убытков, которые причинены уклонением от подписания контракта. Это может понадобиться заказчику, если обеспечение заявки не покрывает ущерб.

В дальнейшем заказчик вправе подписать контракт с участником, заявка которого была признана второй. На основании п. 7 ст. 54 44-ФЗ в течение 10 дней после получения от победителя конкурса контракта с приложением подтверждающих документов заказчик должен подписать контракт со своей стороны.

На основании п. 2 ст. 83.2 44-ФЗ победитель электронного аукциона признается уклонившимся, если в положенные сроки он не направил заказчику проект контракта (или его подписало лицо, которое не имело для этого полномочий) по истечении 16 дней с даты размещения в ЕИС протокола по ч. 8 ст. 69 44-ФЗ или не исполнил требования о внесении обеспечения. По нормам ст. 83.2 44-ФЗ 5 дней отводится заказчику на публикацию проекта контракта, еще 5 дней – на его подписание победителем закупки или отправку протокола разногласий, 3 дня отводится заказчику на учет протокола разногласий и внесение правок (или на оформление отказа), а также 3 дня на подписание проекта контракта после передачи протокола разногласий.

На основании п. 14 ст. 83.2 44-ФЗ при признании победителя аукциона уклонившимся от подписания контракта заказчик может обратиться в суд с требованием возместить убытки, причиненные уклонением от подписания контракта.

На основании ст. 78 44-ФЗ регулируется порядок действий заказчика при проведении запроса котировок. Согласно ч. 11 ст. 78 44-ФЗ, если победитель закупки не предоставил подписанный контракт и выписку из ЕГРИП в сроки по закупке, то он признается уклонившимся. По п. 12 данной статьи заказчик также вправе взыскать ущерб с уклониста и может обратиться с просьбой о подписании договора к участнику, который был признан вторым. При этом заключение контракта для обоих участников обязательно.

Порядок заключения госконтракта по результатам проведения запроса предложений на основании п. 17 ст. 83 44-ФЗ предполагает, что у победителя закупки есть 7 дней на подписание контракта со своей стороны после размещения сведений в ЕИС. При уклонении победителя заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков и заключить контракт со вторым участником запроса предложений.

Помимо риска потерять обеспечение исполнения контракта, а также взыскания убытков, у поставщика высоки риски быть привлеченным к административной ответственности. Уклонение от подписания госконтракта преследуется по ч. 3 ст. 7.32 КоАП. Должностным лицам за это грозит штраф до 50 тыс. р.

Помимо административного наказания, по ч. 2 ст. 104 44-ФЗ заказчик обязан передать сведения об участнике-уклонисте в реестр недобросовестных поставщиков. Это очень действенная мера воздействия, так как сведения о компании в таком реестре практически лишают ее права дальнейшего участия в закупке. По ч. 1.1 ст. 31 44-ФЗ за заказчиком закреплено право требовать от участников отсутствия сведений от них в реестре, и таким правом пользуется подавляющее большинство заказчиков.

Читайте также:
Договор аренды нежилого помещения - бланк 2022

Процесс применения санкций к уклонившейся стороне

Реестр недобросовестных поставщиков ведет реестр ФАС РФ. Именно это ведомство отвечает за включение и исключение сведений из реестра. Порядок ведения реестра утвержден Постановлением Правительства РФ от 2013 года № 1062. РНП можно найти в открытом доступе на официальном ресурсе по госзакупкам.

Порядок включения сведений о компании в реестр недобросовестных поставщиков следующий:

  1. Победитель закупки в установленные законом сроки не подписывает государственный контракт.
  2. Заказчик передает сведения об уклонившемся поставщике в реестр, прилагая к заявлению комплект подтверждающих документов. Передача такой информации заказчиком при уклонении победителя от подписания контракта является обязательной. На передачу сведений заказчику отводится 3 рабочих дня, иначе ему грозит административная ответственность.
  3. ФАС рассматривает поступившие документы в установленные сроки (в течение 10 дней) и принимает решение о включении поставщика в РНП или об отказе. При необходимости поставщик может обжаловать решение антимонопольной службы в суде или оформить возражение на жалобу. Обращение в суд допускается по решению поставщика и не является обязательным. При неуведомлении поставщика о предстоящем заседании по делу о включении в реестр высоки риски того, что решение суда будет принято в пользу поставщика. Обжаловать решение ФАС допускается в течение 3 месяцев после его принятия.

В случае если в течение 10 дней ФАС не передаст сведения о поставщике в реестр, то заказчик имеет право обратиться в Прокуратуру за защитой своих интересов. Именно прокуратура ответственна за проверку соблюдения законов РФ и правовых норм по ч. 1 ст. 1 Закона № 2202-1 от 1992 года.

Взыскание с нарушителя ущерба в пользу заказчика принимается в судебном порядке. Привлечение к административной ответственности допускается по решению ФАС.

Можно ли избежать занесения в Реестр недобросовестных поставщиков

Участник может участвовать в рассмотрении дела и заявлять доводы в свою защиту. Для этого ему придется хорошо подготовиться: собрать документацию и сведения, подтверждающие неумышленный характер правонарушения (например, если причиной были технические неполадки, то стоит приложить скрины обращения в службу поддержки или к провайдеру).

Также поставщику следует подготовить доказательства того, что он принял со своей стороны все возможные меры для подписания контракта (например, обратился в банк или к брокеру для оформления гарантии) и предполагал исполнение своих обязательств в рамках этого контракта (например, подписал контракт с производителем). В пользу поставщика будет играть тот факт, что он готов подписать контракт в текущий момент.

Стоит отметить, что решение о включении сведений о поставщике в реестр принимают непосредственно отделения антимонопольной службы на местах. Поэтому единой практики по вопросу включения сведений в реестр нет. В одинаковых ситуациях некоторые участники включаются в РНП, другие – нет. Поэтому оптимально ориентироваться на аналогичные решения, принятые в ФАС по местонахождению заказчика. Например, некоторые ФАС посчитали такие причины просрочки, как сбой на ЭТП, выход из строя техники, уважительными.

Поставщика должны известить о том, где и когда будет рассматриваться дело о его включении в реестр. Отсутствие такого уведомления является нарушением и заседание подлежит переносу. Но если поставщик был уведомлен о заседании, но не явился на него, то дело рассмотрят по существу без поставщика.

Если ФАС примет решение в пользу поставщика, то государственный контракт может быть подписан в перспективе. Если же антимонопольный орган посчитает, что в действиях поставщика были нарушения, то сведения о компании будут переданы в реестр в течение 3 дней. Согласно условиям законодательства, участник закупки будет находиться в РНП в течение 2 лет.

Судебная практика и решения ФАС

Судебная практика указывает на возможность исключения сведений о поставщике из РНП по объективным основаниям.

В Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2015 года по делу №А07-19042/2014 предъявление участником обеспечения исполнения контракта по частям не может рассматриваться, как уклонение от подписания договора.

В рамках рассматриваемой закупки победитель внес обеспечение исполнения контракта частями, при этом вторая часть поступила на счет заказчика в последний день для перевода денег. Суд признал включение сведений о поставщике в реестр необоснованным, так как в 44-ФЗ не прописано требование о необходимости внести обеспечение одним платежом.

По решению УФАС по Челябинской области по делу №074/06/104-426/2019 от 2019 года поставщика исключили из реестра. В РНП он попал из-за того, что своевременно не оформил банковскую гарантию. При этом поставщик в суде указал, что он внес плату за предоставление банковской гарантии, подтвердил данный факт документально и, соответственно, не имел цели уклонение от подписания контракта.

Но не всегда решения выносятся в пользу победителя закупки. Например, по решению Челябинского УФАС №074/06/104-714/2019 от 2019 года поставщика посчитали правомерно включенным в реестр недобросовестных поставщиков из-за непредоставления банковской гарантии в положенные сроки. Поставщик в свою защиту указал, что банк в последний момент приостановил оформление гарантии, и это не позволило ему подписать контракт. Но созванная комиссия антимонопольной службы пришла к выводу, что при принятии решения об участии поставщик должен осознавать риски и возможные неблагоприятные последствия.

В Решении УФАС по Ивановской области по делу №07-02/2019-004 от 2019 года комиссия признала обоснованным включение в реестр поставщика, который в качестве уважительной причины для неподписания контракта в срок указал поломку ноутбука. Несмотря на то что поставщик приложил документы, подтверждающие ремонт ноутбука, а также оформление им банковской гарантии, суд признал его доводы необоснованными и включил сведения о компании в реестр на два года.

Таким образом, поставщику следует внимательно относиться ко всем закупочным процедурам, отслеживать их ход и при необходимости отзывать свою заявку на участие. При уклонении от подписания контракта поставщику грозит попадание в реестр недобросовестных поставщиков. Заказчик обязан передать сведения о недобросовестном поставщике в реестр.

Читайте также:
ПФР Калининградская область, Пионерский, Флотская ул., 2: официальный сайт, адрес, телефоны, часы работы

Уклонение от заключения контракта: практика ФАС, судебная практика, законодательное регулирование

По итогам проведенной закупки победитель закупки и заказчик должны подписать контракт на условиях, которые определены закупочной документацией и заявкой такого участника, не нарушая при этом нормы действующего законодательства.

Случаи уклонения от заключения контракта победителем закупки

Согласно ст.83.2 ФЗ № 44 победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если:

  • в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя;
  • не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи;
  • не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего ФЗ (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги).

При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

Обеспечение исполнения контракта

В соответствии со ст. 83.2 Закона о контрактной системе одновременно с подписанным контрактом этот победитель обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением и (или) документацией о закупке, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего ФЗ, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Этот победитель считается уклонившимся от заключения контракта в случае:

  • неисполнения требований части 6 статьи 83.2 ФЗ № 44
  • непредставления обеспечения исполнения контракта либо неисполнения требования, предусмотренного статьей 37 ФЗ № 44, в случае подписания проекта контракта в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Такой победитель признается отказавшимся от заключения контракта в случае, если в срок, предусмотренный частью 3 настоящей статьи, он не подписал проект контракта или не направил протокол разногласий 1 .

Пример из практики:

В УФАС обратился заказчик с заявлением о включении в РНП победителя закупки, в связи с его уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по ежедневной уборке служебных помещений и прилегающих территорий. При рассмотрении данного дела антимонопольный орган установил, что победитель процедуры не подписал в установленный срок контракт и не направил его обеспечение. Данный участник закупки пояснил, что он не успел своевременно оформить банковскую гарантию, уведомив об этом заказчика. На заседании комиссии УФАС для подтверждения своей позиции направил доказательство оплаты за предоставление БГ, свидетельствующее об отсутствии намерений уклониться от подписания контракта. При рассмотрении данного дела антимонопольный орган принял решение не включать победителя закупки в РНП. (Решение УФАС по Челябинской области по делу № 074/06/104-426/2019 от 16.04.2019)

Риски предпринимательской деятельности

При принятии решения об участие в той или иной закупке и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных действующим законодательством, в случае совершения им действия (бездействия) в противоречие требованиям ФЗ № 44, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с ним как с лицом, признанным победителем закупочной процедуры.

В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск. На основании этого неблагоприятные последствия недостаточной осмотрительности и инициативности (к примеру, по вопросу надлежащего изучения условий проводимой процедуры, последствий их несоблюдения, несвоевременного подписания контракта) участника при ведении хозяйственной деятельности и при вступлении в отношения по оказанию услуг (выполнению работ, поставке товара) по результатам проведенной закупки ложатся непосредственно на такого контрагента.

Пример из практики:

В антимонопольный орган обратился организатор процедуры с заявлением о включении в РНП победителя закупки, в связи с его уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по заправке и восстановлению картриджей для принтеров. Комиссия УФАС установила, что после направления победителю закупки проекта контракта, последний разместил к нему на ЭТП протокол разногласий. Однако, победитель закупки в установленный срок не подписал доработанный проект контракта и не предоставил его обеспечение. Победитель процедуры пояснил, что по не независящим от него обстоятельств его заявка на получение банковской гарантии была временно приостановлена, в связи с чем не представлялось возможным получить обеспечение контракта в регламентированный срок. Комиссия УФАС в своем решении о включении данного участника в РНП на 2 года указала, что, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий (Решение Челябинского УФАС № 074/06/104-714/2019 от 16.05.2019)

Протокол разногласий к контракту

Нередко в практике возникают случаи, когда победителю необходимо отсрочить подписание контракта (к примеру, при оформлении банковской гарантии). Тогда участник старается потянуть время, необходимое ему для подготовки соответствующих документов и направляет заказчику протокол разногласий, который последний не вправе игнорировать.

Согласно ст. 83.2 ФЗ № 44 в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Данный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз.

При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта:

  • не соответствующим документации и (или) извещению о закупке
  • своей заявке на участие в электронной процедуре
  • с указанием соответствующих положений данных документов (к примеру, неверное указание расчетного счета в банке 2 ).
Читайте также:
Образец заявления о рассрочке уплаты государственной пошлины

В дальнейшем, организатор закупки публикует в ЕИС доработанный проект контракта, либо повторно размещает и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания. В течение следующих трех рабочих дней победитель процедуры должен подписать окончательный вариант проекта контракта.

Пример из практики:

По результатам проведения аукциона на поставку запасных частей победителем признан участник, предложивший цену, которая ниже НМЦК более чем на 25%. После получения проекта контракта, поставщик направил в адрес заказчика протокол разногласий, в котором указал на необходимость изменения реквизитов счета организатора процедуры в связи с невозможностью перечислить обеспечение исполнения контракта. Исправив необходимые данные, заказчик повторно направил проект контракта победителю, который перечислил денежные средства в размере 57 498,69 руб. в качестве обеспечения исполнения государственного контракта, однако оператором ЭТП адрес заказчика направлено уведомление о признании участника уклонившимся от подписания контракта, а денежные средства возвращены победителю. В дальнейшем организатор процедуры подписал контракт с иным участником аукциона. Не согласившись с решением заказчика, победитель обратился с жалобой в антимонопольный орган, который признал ее обоснованной, поскольку решение о признании участника уклонившимся от заключения контракта принято с нарушением требований ч. 2 ст. 37 N 44-ФЗ. Оспаривая данное решение, заказчик направил заявление о незаконности принятого акта в арбитражный суд, который поддержал антимонопольный орган. В дальнейшем апелляционная инстанция признала решение нижестоящего суда и антимонопольной службы незаконными, посчитав, что обеспечение исполнения контракта представляется заказчику до заключения контракта (победитель закупки не представил своевременно заказчику платежное поручение о перечислении денежных средств), а включение в проект контракта одного способа обеспечения исполнения контракта не нарушают прав участника закупки и не противоречат положениям части 2 статьи 37 N 44-ФЗ. (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2018 г. N 15АП-21292/17)

Требование документации об отсутствии участников закупки в РНП

Многие заказчики при формировании закупочной документации прописывают требование об отсутствии участников процедуры в реестре недобросовестных поставщиков 3 . Однако это условие не обязанность, а право организатора закупок, но, как показывает практика, заказчики им активно пользуются и документации без данного требования встречаются очень редко. Согласно ст. 104 Закона о контрактной системе в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Сведения о ненадежных участниках , исключается из такого «черного списка» по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков. Уклонение от подписания контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупочной процедуры не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил для заключения контракта, т.е. создает условия, влекущие невозможность его подписание.

Основанием для включения сведений в РНП является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях 4 .

Пример из практики:

В УФАС от организатора закупки поступили материалы, свидетельствующие о признании участника электронного аукциона, уклонившемся от заключения контракта на содержание дорог общего пользования. Комиссия УФАС установила, что победителем процедуры в регламентированный срок не был размещен ни проект контракта, ни документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контакта, также не был направлен протокол разногласий. Данный участник закупки пояснил, что у него не было умысла уклониться от подписания контракта, который не был подписан в связи с поломкой компьютера. Также победитель закупки представил документы, подтверждающие проведение ремонта ноутбука и оформление БГ. Однако, комиссия УФАС установила несоответствие такого обеспечения нормам 44-ФЗ. По итогам рассмотрения дела антимонопольный орган принял решение о включении сведений об участнике в РНП сроком на 2 года. (Решение УФАС по Ивановской области №37 – 04 по делу №07-02/2019-004 от 17.01.2019)

РНП и уклонение от заключения договора при проведении закупочных процедур согласно ФЗ № 223

РНП служит механизмом защиты не только для заказчиков , работающих по ФЗ № 44, но и для организаторов процедур, осуществляющих свои закупки согласно ФЗ № 223 5 .

Примеры из практики:

  1. В УФАС поступило обращение заказчика о включении сведений о поставщике в РНП в связи с уклонением от заключения договора участника запроса котировок в электронной форме на поставку телефонов. Комиссия УФАС установила, что победитель процедуры не смог своевременно подписать договор в связи с нахождением ответственного сотрудника в очередном отпуске. По мнению антимонопольного органа, данное обстоятельство не свидетельствует о недобросовестном поведении и нарушении обязательств, принятых обществом при подаче заявки на участие в закупке. (Решение УФАС по Иркутской области №1103/18 от 24.08.2018)
  2. В антимонопольный орган обратился заказчик с заявлением о включении в РНП данных об участнике электронного запроса котировок на поставку датчиков для ультразвукового оборудования. При рассмотрении дела антимонопольный орган установил, что победитель закупки подписал договор на ЭТП, не приложив иных документов. Данный участник пояснил, что на электронной площадке указано, что обеспечение исполнение договора не предусмотрено. Однако победитель закупки, после обращения к нему заказчика о необходимости предоставления обеспечения, оформил банковскую гарантию в последний день подписания договора. Посчитав, что поставщик уклонился от заключения договора, заказчик разместил соответствующий протокол об отказе. В своем решении комиссия УФАС поддержала участника процедуры, не включив сведения о нем в РНП, поскольку не сочла его действия уклонением от заключения договора. (Решение УФАС по Алтайскому краю №2120/9 от 22.05.2019)

Позиция КС РФ:

Конституционный Суд РФ в своих судебных актах неоднократно отмечал, что санкции, которые применяются государственными органами, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции РФ, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П). Данный правовой подход подлежит применению и при принятии решений по наложению санкций в виде включения сведений о лице в РНП, поскольку данное обстоятельство может иметь серьезные экономические последствия.

Читайте также:
Задолженность перед судебными приставами: о чем нужно знать?

Направление заказчиком сведений об уклонившемся участнике в антимонопольный орган

В случае уклонения участника от подписания контракта заказчик обязан направить сведения о нем в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, а также документы, свидетельствующие об уклонении контрагента от заключения контракта. После поступления обращения антимонопольный орган назначает дату заседания для выяснения всех обстоятельств дела и уведомляет об этом стороны. Поставщику следует иметь в виду, что, если контролирующий орган не уведомит его соответствующим образом о месте и времени заседания по рассмотрению дела, последующее решение УФАС о включении его в РНП можно обжаловать в Арбитражный суд. Однако, если в документах, поданных в составе заявки указаны неверные контактные данные участника или вообще не указаны таковые, то поставщику будет трудно доказать свою правоту в суде о его ненадлежащем оповещении.

Что делать участнику закупки?

В случае назначении УФАС заседания в отношении действий (бездействий) поставщика, который, по мнению заказчика, уклонился от подписания контракта, такому участнику не следует сразу паниковать. Обращение организатора закупки в контролирующий орган с требованием о внесении в РНП сведений о том или ином контрагенте вовсе не означает, что УФАС поддержит заказчика. Каждая из сторон должна надлежащим образом аргументировать свою позицию, представить соответствующие документы, разъяснить все нюансы.

Поставщику в ходе рассмотрения дела следует:

  • доказать, что в его действиях отсутствуют признаки недобросовестного поведения и у него не было намерений уклониться от подписания контракта
  • представить доказательства оформления банковской гарантии (в случае установления требования об исполнении контракта)
  • объяснить невозможность подписания контракта по независящим от него обстоятельств (однако, контролирующий орган не всегда может принять доводы участника) 6

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в настоящее время нет единого подхода в практике антимонопольных органов о включении сведений о поставщике в РНП. Все будет непосредственно зависеть и от доказательственной базы сторон и убедительности их доводов в процессе рассмотрения конкретного дела. В любом случае, став победителем закупки, контрагенту следует своевременно выполнить все обязанности по подписанию контракта во избежание неблагоприятных последствий.

[1], [2] См. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2018 г. N 15АП-21292/17

[3*] Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) регламентированы Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1062 “О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)” в соответствии с частью 10 статьи 104 ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”

[4] См. Решение Челябинского УФАС № 074/06/104-714/2019 ОТ 16.05.2019 г.

*, [5] Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) регламентированы Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1211 “О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

[6] См. Решение УФАС по Ивановской области №37 – 04 по делу №07-02/2019-004 от 17.01.2019

Уклонение от подписания контракта 2022 г.

На основании действующего Закона о контрактной системе, в соответствии с положениями ГК РФ, на участника решившего принять участие в электронной процедуре, накладывается ответственность за уклонение от подписания контракта после того, как будет одержана победа.

При формировании предложения закупки потребуется заранее учитывать все возможные риски. Участник одержавший победу в торгах обязан подписать договор согласно с законодательством. При этом на победителя накладываются обязательства по внесению обеспечения исполнения условий договора и в установленные границы времени.

Если участник не укладывается в срок и тем самым не может подписать договор вовремя, то есть у него будет 5 дней после того, как ему был направлен проект контракта.

Если это происходит необходимо будет отправить заказчику протокол разногласий, данное действие позволит увеличить срок, который был установлен на подписание договора.

При этом участник сможет отправить заказчику три вида данного протокола. Он должен будет это сделать за 13 дней после того, как будет совершена публикация протокола подведения результатов. В полномочия заказчика будет входить обработка протокола. В независимости от того, какими бы не являлись основания для составления протокола, при этом заказчик не может игнорировать данный протокол.

При условии того, что не произошло подписание контракта, тогда может произойти внесение данных о компании, учредителях, а также лицах, которые выступают в качестве исполнительных органов юр лица в РНП.

2. Уклонение заказчика от подписания контракта

Многие заказчики устанавливают особые требования в аукционной документации о том, что информация об участнике не может быть внесена в РНП. Но все же данное действие является необязательным, поэтому заказчик сам принимает решение делать это или нет. Но на практике данные ситуации по включению данных сведений встречаются очень редко. Все дело в том, что если бы данное действие было распространенным явлением, тогда при таком стечении обстоятельств участники из РНП могли бы принимать участие в закупочных процедурах. Наш “Центр” оказывает комплексное сопровождение при участии в торгах и тендерах на всех этапах, от поиска интересных закупок до одержания победы.

К тому же включение сведений в данный реестр происходит в автоматическом режиме и имеется возможность добиться того, чтобы информация не могла быть включена в данный реестр.

На заказчика накладывается ряд обязанностей, он может отправить данные об участнике, уклонившимся от заключения контракта в особый орган, которым будет являться территориальное управление ФАС со стороны которого должно быть собрано заседание Комиссии по изучению обстоятельств данного дела, а далее совершается действие по заслушиванию сторон.

Читайте также:
Скачать шаблон документа "Уточненное исковое заявление о взыскании алиментов".

При этом заседании может быть назначено в течение 10 дней после момента, когда поступило обращение. Организация может быть оповещена о месте и времени организации заседания.

При случае того, что одна из сторон не была оповещена, то при этом может произойти обжалования решения в Арбитражном суде и при этом будет иметься большая вероятность принятия положительного решения в сторону участника.

Обратитесь за бесплатной консультацией к нашим специалистам, они ответят на все ваши вопросы!

3. Уклонение от подписания контракта 44 ФЗ последствия

При проведении процедуры заседания Комиссии входе нее происходит слушание мнения сторон по причине наличия уклонения от подписания договора. Простыми словами можно сказать, что лицо представляющее организацию обязано доказать, что в действиях организации отсутствуют признаки ненадлежащего поведения. Под данным термином понимаются действия, при которых участник не думал уклоняться от подписания контракта, осуществил действия по подписанию контракта.

Подтверждением данного рода позиции будет следовать заявление о том, что в данный момент времени участник готов сделать действия по подписанию контракта и дальнейшему выполнение условий. Но все же эти мысли должны быть подтверждены документально, чем больше будет подтверждена данная позиция, тем более увереннее будет выглядеть ваша позиция. Стоит уделить особое внимание тому, что внесение обеспечения исполнения контракта даже в случае нарушения срока, будет свидетельствовать о намерении заключить договор.

Чтобы избежать непредвиденных последствий не стоит отменять внесения обеспечения, даже в случае, когда невозможно совершить действия по подписанию и исполнению контракта. Свидетельствовать о наличии желания подписания контракта будет документация, которая будет подтверждать наличие товара. В случаях, когда в качестве предмета выступают работы или услуги, то возможно с помощью документов подтвердить наличие товаров для их исполнения. В качестве таких документов могут выступать счета-фактуры, накладные, которые были оформлены на юр лицо.

Всегда существует вероятность того, что неподписание могло произойти по тем обстоятельствам, которые не будут зависеть от самого участника.
Подтверждающими документами в данном случае будут являться акты или документы по сдаче техники или ЭЦП в особые сервисные организации.

Для этого рекомендуется наладить взаимоотношения с заказчиком, который при необходимости сможет поддержать в нужные моменты и не будет настаивать на внесении информации об организации в РНП.

Всем участникам стоит помнить, что у них имеется право обжаловать решение по включению сведений об организации в реестр. Обжаловать такое решение можно в Арбитражном суде субъекта РФ в течение 3 месяцев с того дня, когда было принято решение.

4. Видео-инструкция уклонение от заключения контракта

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Правовые последствия для бизнесменов при выполнении госконтрактов

Многие предприниматели стремятся заключить госконтракт. Участию в конкурсе не всегда предшествует всесторонняя оценка возможностей и анализ соответствия участника всем требованиям, предъявляемым заказчиком. Важно знать не только как заключить контракт, но и как не понести серьезные финансовые и реупутационные потери, а главное – не стать обвиняемым в совершении преступления. Предприниматели должны иметь финансовые резервы, а также уметь просчитывать гражданско-правовые и уголовно-правовые риски. О чем и поговорим ниже.

Гражданско-правовые и административные риски

Нарушения при подписании и выполнении госконтракта могут повлечь внесение в реестр недобросовестных поставщиков, которые ведет ФАС России. Последствиями внесения в такой реестр в соответствии с п. 16 Постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 № 1062 становится отсутствие возможности предпринимателей (вносится информация о компании, учредителях, руководителях, членах правления) участвовать в конкурсе на выполнение госконтракта в течение двух лет с момента внесения в реестр, а также негативное влияние на имидж компании. В реестр попадают те, кто уклонился от заключения контракта, несвоевременно внес обеспечение после победы, участники, с которыми контракт был расторгнут в судебном порядке. В случае если внесение в реестр произошло, а компания с этим не согласна и имеет аргументы, обжаловать такое решение можно в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало о включении в реестр.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В соответствии с п. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

В ст. 330 Гражданского кодекса указано, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежным сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки. Поэтому исполнитель в случае такого нарушения в соответствии со ст. 401 ГК РФ несет ответственность независимо от своей вины, если не докажет, что ненадлежащее исполнение обязательств оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. Так, например, п. 3 ст. 405 ГК РФ и п. 2 ст. 328 ГК РФ указывает на возможность освобождения должника от ответственности перед кредитором, то есть подрядчика перед заказчиком, за просрочку исполнения обязательств, если подрядчик докажет, что не выполнил обязательство вследствие просрочки заказчика.

В случае неисполнения выставленных требований или несогласия подрядчика с ними споры решаются в арбитражном суде. При чем доводы о ненадлежащем исполнении или просрочки исполнения в связи с нарушениями сроков контрагентами судом отклоняется, как не имеющая значения для правового спора о выплате неустойки и штрафов, указанных в контракте, при чем их снижение судом в соответствии со ст. 333 ГК РФ происходит редко. Подача встречного искового заявления тоже не решает вопрос, а за заказчиком утверждают право удерживать из выплаты неустойку и штраф по контракту, как, например, указано в постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2018 г. № 05АП-9245/17 по делу № А59-3483/2017.

Читайте также:
Организационные и тактические основы предупреждения органами внутренних дел преступлений и административных правонарушений против личности

Уголовно-правовые риски неисполнения госконтрактов

Практика показывает, что при ненадлежащем исполнении госконтракта предприниматель рискует быть привлеченным к уголовной ответственности. Уголовное дело может быть возбуждено как по заявлению, так и по рапорту уполномоченного сотрудника правоохранительных органов, так как речь идет о государственных денежных средствах. Ниже рассмотрим наиболее характерные поводы для возбуждения уголовных дел.

Неисполнение контракта, задержка исполнения контракта.

Неисполнение контракта – при сегодняшней системе проверки участников это крайне редкий случай, когда компания заключала контракт без намерения его исполнять. В данном случае умысел направлен на хищение аванса. В таком случае вина ответственных лиц очевидна. Иная ситуация, когда контракт не исполнен в срок, например, в связи с тем, что подвел субподрядчик, а денежных средств на то, чтобы поручить это другому субподрядчику, и своих ресурсов нет. В таком случае подрядчик может оказаться обвиняемым по уголовному делу и расплатиться за то, что не подошел к выбору субподрядчика с должным вниманием и осмотрительностью. Для защиты хорошо, если будет максимум доказательств добросовестности. Поэтому перед заключением договора субподряда необходимо проверить через специализированные системы проверки контрагента, съездить к нему в офис, сделать фотографии, познакомиться с директором, проверить отзывы о компании среди деловых партнеров.

Подписание с заказчиком документов, подтверждающих исполнение работ (например, акты КС-2, КС-3) при неполном или ненадлежащем исполнении работ.

В данном случае ответственность может понести как должностное лицо, которое поставило свою подпись и приняло работы, несмотря на то, что они не были завершены или требовалось устранение недостатков, так и сам предприниматель, вступивший в сговор с должностным лицом и убедивший подписать документы. Это достаточно нередкое и опасное своими последствиями уголовного наказания нарушение.

Выявление в ходе проверки ненадлежащее качество поставленного товара или выполненных работ.

Если в ходе проверки было установлено, что выполненные работы или закупленный товар не отвечают установленным требованиям, предпринимателя, который исполнял госконтракт, могут обвинить в мошенничестве. При чем в соответствии с п. 30 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 48 “О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате” вменяться будет вся сумма госконтракта независимо от того, что часть поставленных товаров (работ) используется заказчиком. На практике даже наличие подтверждающих качество сертификатов от производителя и надлежащей оплаты последнему со стороны подрядчика товаров не ограждает от возбуждения уголовного дела, хотя и может быть успешно использовано для защиты прав и свобод подрядчика в уголовном процессе.

Исполнитель выполнил работы или поставил товары по завышенным ценам.

В случае, когда исполнитель выполнил работы или поставил товары по завышенным ценам, может быть возбуждено уголовное дело. При чем срок привлечения к уголовной ответственности по ч. 3-4 ст. 159 Уголовного кодекса составляет в соответствии со ст. 15, ст. 78 УК РФ 10 лет. В такой ситуации устанавливается сговор между госзаказчиком и подрядчиком, преднамеренное завышение стоимости контракта, возможно искусственного создание дополнительных параметров, чтобы победу одержал именно определенный участник.

Так, например, генеральный директор Л. в связи с невыполнением госконтракта и подписанием актов КС-2, КС-3 путем уговоров должностных лиц был обвинен в совершении хищения денежных средств путем обмана в особо крупном размере из бюджета Приморского края по ч. 4 ст. 159 УК РФ. Защита была выстроена на досудебном соглашении с принятием мер к возмещению вреда, что позволило суду г. Владивосток Фрунзенского района назначить наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года, которое в соответствии с ч.1 ст. 73 УК РФ считать условным (приговор суда от 28 августа 2017 г. по делу № 1-294/2017). Далеко не всегда признание вины и сотрудничество со следствием – это верная стратегия, она целесообразна только, когда вина действительно имеет место. Другая ситуация, когда предприниматель поставил товар, который закупил у надлежащего поставщика со всеми необходимыми документами, а товар был признан ненадлежащего качества и обвиняют в этом именно поставщика, то есть исполнителя госконтракта, было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ по факту, предъявлением обвинения генеральному директору с избранием ему меры пресечения в виде заключения под стражу. При чем вменяется ему не разница между суммой госконтракта и потраченной исполнителем суммой на приобретение поставленного товара, с привлечением виновных лиц в производстве ненадлежащего товара и вменения им оставшейся суммы, а вся сумма госконтракта, что чаще делает невозможным возместить такой ущерб. При чем никак не учитывается тот факт, что продукцию, признанную ненадлежащего качества, заказчик может эффективно использовать.

Моя практика защиты прав и свобод предпринимателей, нарушивших условия госконтракта, и приведенные примеры свидетельствуют, что чаще всего им инкриминируется ст. 159 УК РФ, реже ст. 160 УК РФ. Возбуждение уголовного дела приводит к обыскам, выемкам у подрядчика и его контрагентов, что существенно парализует работу и портит репутацию. Также мешает работе и тот факт, что руководство и сотрудники вызываются на допросы и очные ставки, а имущество фигурантов арестовывается. Важно, что следствие и суды не признают в таких ситуациях нарушения преступлениями, совершенными в сфере предпринимательской деятельности, что часто влечет избрание меры пресечения в виде заключения под стражу вопреки гарантиям для предпринимателей, предусмотренным ч. 1.1 ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса.

Поэтому очень важно при заключении госконтракта оценить свои возможности, внимательно изучить все требования к участникам, честно оценить соответствие им, а подрядчиков выбирать только проверенных с должным вниманием и осмотрительностью, учитывая все правовые последствия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: