Отличие коммерческого подкупа от взятки: понятия, составы преступлений и ответственность

Отличие взятки от коммерческого подкупа

В ступление России в общемировую борьбу с коррупцией вызвало ряд изменений в статьях УК РФ, регулирующих взятку (290 УК РФ) и коммерческий подкуп (204 УК РФ). Их основные различия лежат в сфере интересов сторон коррупционной сделки и в сфере объекта посягательства.

Основные отличия составов преступлений

Обе статьи направлены на борьбу с коррупцией и совершенствовались каждый раз после подписания Россией очередной международной конвенции по борьбе с коррупцией. Последние изменения в регулировании приходятся на 2016 год.

Основные отличия двух видов преступлений:

1. Объект посягательства для преступлений различен, поэтому они разнесены в разные главы УК РФ. Участники коррупционной сделки при коммерческом подкупе посягают на интересы службы в предпринимательстве и в общественных организациях, при взятке преступники совершают преступления против государственной власти и интересов государственной службы.

2. Различен облик преступника – получателя мзды. При коммерческом подкупе это лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной, например, общественной, организации. При служебном типе преступления это должностное лицо, иностранное должностное лицо или должностное лицо международной организации. Под должностным лицом по смыслу ст. 285 УК РФ понимается лицо, выполняющее функции представителя власти или занимающее ответственный пост в исполнительной власти, госкомпаниях и госкорпорациях, в Вооруженных силах.

3. Из различия в субъекте возникает и третий момент – бизнес-вариант деяния строго национален. 290 ст. УК позволяет привлечь к ответственности российского гражданина за дачу взятки иностранному подданному. Интересен в этой ситуации такой вид наказания, как лишение иностранного должностного лица или должностного лица международной организации права занимать определенные должности. Очевидно, что это наказание применительно только для должностей в России, иностранные граждане априори лишены этого права.

4. Различна сфера интересов получателя мзды. При получении мзды в бизнесе его интересы лежат строго в области предпринимательской деятельности, в сравниваемом случае он оказывается заинтересованным в нарушении нормального функционирования работы государственного аппарата в своих интересах.

5. Различен состав требований должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в частной организации. При коммерческом подкупе имущественные блага передаются только за определенные действия или бездействие, а в случае предложения мзды чиновнику предметом требований может стать общее покровительство по службе или попустительство.

6. Вводится критерий законности действий. В случае преступления в сфере бизнеса ответственность возрастет, если от получателя имущественных благ требуются заведомо незаконные действия или бездействие. При получении мзды чиновником совершение любых шагов, мотивированных их оплатой, за меньшую мзду менее наказуемо, чем получение взятки в крупном размере.

7. Подкуп всегда предварителен, он осуществляется за совершение определенных действий и перед ними. Сравниваемый состав преступления может выражаться в форме предварительного стимулирования и последующей благодарности за уже совершенные действия.

8. Ответственность субъектов преступления дифференцирована. При подкупе равную ответственность несут обе стороны коррупционной сделки, при взятке ответственность государственного чиновника или офицера всегда выше, чем у простого гражданина, передающего мзду.

9. Различие в тяжести наказания. Штраф кратен сумме полученного имущества. Если она предоставлена в особо крупном размере (более миллиона рублей), то наказание виновнику может быть назначено в виде штрафа, превышающего размер полученного блага в 50 раз для коммерческого типа деяния и в 100 раз для служебного. Различается и максимальный размер наказания в виде лишения свободы. Для коммерческих преступлений он составит 12 лет, а если пострадали интересы государственной службы, виновному грозит 15 лет.

10. За взятку в небольшом или значительном размере лица, занимающие государственную должность, или руководители органов местного самоуправления несут большую ответственность, чем другие субъекты преступления. Если она получена в крупном размере, мера ответственности уравнивается.

Анализируя различия между взяткой и коммерческим подкупом, можно увидеть, что законодатель намного строже относится к тем, кто совершает преступления против государственной службы, чем к тем, кто получает мзду от невыполнения служебных обязанностей в коммерческих организациях. При этом интересным моментом является то, что руководители компаний с участием государства на уровне контрольного пакета, действующих в сфере исключительно коммерческого оборота, вне зависимости от размера их активов и сферы деятельности наказываются за взятку так же строго, как и государственные чиновники.

Чем отличается взятка от коммерческого подкупа?

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Коррупционные действия подразделяются на множество видов. В частности, это взятка и коммерческий подкуп. По своей форме (передача средств для получения некого преимущества) они схожи, однако различаются по сфере правоотношения.

Что собой представляет взятка

Взятка – это одна из старейших форм коррупционных действий. Предполагает передачу денежных средств должностному лицу, работающему в государственном аппарате или аппарате местного самоуправления. Взяточник – это обязательно представитель госслужбы, который исполняет административные и управленческие функции, то есть принимает значимые решения. Определение взятки содержится в статье 290 УК РФ.

Взятка может даваться в различных формах. К примеру, это могут быть деньги в конверте, подарки, различное движимое и недвижимое имущество. В какой бы из форм ни предоставлялась взятка, она должна быть оценена в деньгах. Средства могут передаваться как самим заинтересованным лицом, так и его представителем.

Цель взятки – выполнение или невыполнение действий должностным лицом в интересах лица, от которого шли деньги. Рассмотрим примеры этих действий:

  • Взяточник пользуется своими должностными полномочиями в чьих-либо интересах. Он выполняет какие-либо действия или допускает бездействие. К примеру, «закрывает глаза» на какие-либо правонарушения.
  • Использование своего должностного положения. То есть взяточник использует не свои полномочия, оговоренные в законе, а статус. Чиновник обладает определенным авторитетом, который он может использовать. К примеру, он может пользоваться ресурсами своих подчиненных.
  • Взяточник покровительствует заинтересованному лицу. К примеру, он дает необоснованные поощрения, допускает заступничество, незаслуженно продвигает сотрудника по службе.
  • Попустительство правонарушениям. К примеру, заинтересованное лицо совершает правонарушения, однако должностное лицо никак на это не реагирует.
Читайте также:
ОСАГО и КАСКО на автомобиль: что представляет собой каждый из видов страхования и какая между ними разница?

Состав преступления обнаруживается в момент получения хотя бы части взятки. Рассмотрим ситуацию. Деньги переданы, однако взяточник не успел исполнить положенные действия. Будет ли это считаться взяткой? Да.

К СВЕДЕНИЮ! Если деньги передаются посредником, его действия также будут преступными. Квалифицируются они на основании статьи 291 УК РФ.

Что собой представляет коммерческий подкуп

Коммерческий подкуп – это также передача денежных средств для незаконного достижения своих целей. Однако в данном случае происходит это не в государственной, а в предпринимательской сфере, то есть деньги будут передаваться не чиновнику, а руководителю компании. Коммерческий подкуп нарушает главные принципы предпринимательской конкуренции, а потому является правонарушением. Подкуп может осуществляться в этих формах:

  • Передача денег или ценных бумаг.
  • Передача имущества: авто, драгоценности.
  • Поставка услуг по заниженной стоимости.
  • Списание кредита.
  • Отзыв иска, поданного в судебное учреждение ранее.
  • Продажа продукции, оборудования по сниженным ценам.
  • Завышение предоставляемых гонораров.

Предметом подкупа не могут быть предметы, которые нельзя оценить в денежной форме. К примеру, КП не будут вещи, имеющие субъективную ценность: личные письма, фотографии.

Чем отличается взятка от подкупа

Рассмотрим базовые характеристики взяток:

  • Средства передаются государственному служащему.
  • Этот служащий имеет полномочия для предоставления выгод заинтересованному лицу.
  • Взаимная выгода, о которой стороны договариваются заранее.

Рассмотрим базовые характеристики коммерческого подкупа:

  • Средства передаются представителю управленческой структуры коммерческого субъекта.
  • Взаимная выгода лежит в плоскости предпринимательской деятельности.
  • Ответственность за подкуп возлагается на обе стороны.

Вопрос: Противоречит ли применение неустойки на основании решения иностранного суда публичному порядку РФ, если неустойка предусмотрена контрактом, заключенным в результате коммерческого подкупа, или носит карательный характер?
Посмотреть решение суда

Рассмотрим существенные различия в форме таблицы:

Взятка Подкуп
Взяточником является должностное лицо. Деньги передаются представителям коммерческих субъектов.
Происходит посягательство на нормальную работу госорганов, вследствие чего уменьшается уровень доверия граждан к соответствующим структурам. Происходит посягательство на адекватную предпринимательскую деятельность, на нормальную конкурентоспособность среды.
Является должностным преступлением. Является коммерческим правонарушением.

ВАЖНО! Эти коррупционные действия различаются и по времени исполнения. Взятка может передаваться и до, и после совершения действия к выгоде заинтересованного лица. Подкуп – это предварительное действие.

И взятка, и подкуп – это действия коррупционного характера. У них есть и отличия, и сходства. Сходство заключается в самом выражении действия. Это передача средств. Рассмотрим остальные сходства:

  • Преступлением коррупционное действие становится в момент передачи средств или их части.
  • Основной целью правонарушения является корысть, интерес передающего деньги.
  • Коррупционное действие является умышленным. То есть взяточник понимал, что он делает и какую цель он преследует.

Несмотря на все сходства, эти коррупционные действия по-разному именуются и по-разному наказываются.

Процессуальные различия

Рассмотрим процессуальные отличия:

Основание Взятка Подкуп
Законодательство Статьи 290, 291 УК РФ Статья 204 УК РФ
Сфера Государственная и административная область Коммерческая деятельность предпринимателей
Вид нарушения Должностное Коммерческое
Объект правонарушения Социальные отношения в сфере государственных структур Реализация прав предпринимателей, стабильность коммерческой деятельности, справедливая конкуренция
Субъекты нарушения Взяточники, у которых есть соответствующее служебное положение Представители коммерческих организаций, у которых есть управленческие функции
Время нарушения Получение до или после совершения действия Получение денег перед совершением действия
Тяжесть нарушения Небольшая При передаче – некрупная, при получении – крупная

То есть взятка и подкуп – это действия, которые регламентируются даже различными статьями УК РФ.

Ответственность за коррупцию

Взятка и подкуп – это преступления, которые регламентируются УК. Взятка упоминается в статьях 285, 290 и 291 УК РФ. Ответственность за подкуп накладывается на основании статьи 304 УК РФ.

При определении наказания при взятке существенным фактором является ее объем:

  • Простая взятка в размере до 25 000 рублей (часть 1 статьи 291 УК РФ). Штраф составляет 15-25-кратный размер от переданной суммы. Альтернативное наказание – до 2 лет лишения свободы.
  • Взятка в значительном размере (от 25 000 рублей, часть 2 статьи 291 УК РФ). Штраф в 20-40-кратном объеме. Альтернативное наказание – до 3 лет.
  • Взятка за заведомо неправомерное действие (часть 3 статьи 291 УК РФ). Штраф в 30-60-кратном размере. Альтернативное наказание – до 8 лет лишения свободы.
  • Деньги даны группой лиц и в особо крупном размере (часть 4 статьи 291 УК РФ). Штраф в 60-80-кратном объеме. Альтернативное наказание – от 5 до 10 лет.
  • Взятка в особо крупном размере (более 1 000 000 рублей, часть 5 статьи 291 УК РФ). Штраф в 70-90-кратном размере. Альтернативное наказание – от 7 до 12 лет лишения свободы.

Наказание за подкуп определяется составом этого преступления:

  • Передача средств. Штраф в 10-50-кратном размере от подкупа, лишение свободы до 2 лет, исправительные работы до 3 лет.
  • Получение средств. Штраф в 15-70-кратном объеме от подкупа, запрет на дальнейшее занятие деятельностью на срок 3 года, лишение свободы до 3 лет.

Взятка – это более распространенное явление, однако часто встречаются преступления и против конкуренции в коммерческой области.

Коррупционные правонарушения: некоторые вопросы квалификации действий взяткополучателей

Правильная квалификация коррупционного преступления имеет большое социально-правовое, криминологическое и нравственное значение.

Проблемные вопросы, связанные с квалификацией коррупционных преступлений, многообразны и вызваны сразу несколькими причинами.

К ним можно отнести следующие причины:

неопределенность, противоречивость правовых норм;

признание в уголовном законе новых деяний общественно опасными и объявление их уголовно наказуемыми (криминализация деяний);

множество обстоятельств и условий совершения коррупционных преступлений;

разнообразие способов совершения коррупционных преступлений, изощренность действий лиц, их совершающих;

латентность многих коррупционных действий;

сложность в оценке доказательств по делам о коррупционных преступлениях, обусловленная необходимостью отделения законных действий должностных лиц (бездействия) от незаконных действий (бездействия);

Читайте также:
Нужно ли платить НДС при получении обеспечительного платежа

слабая профессиональная подготовленность лиц, осуществляющих правоприменительную и судебную деятельность.

Квалификация преступления – это установление и юридическое закрепление соответствия совершенного деяния признакам состава преступления, предусмотренного конкретной уголовно-правовой нормой. Правильная, то есть соответствующая принципам уголовного права и уголовному закону, квалификация преступления обеспечивает точное и полное применение комплекса норм уголовного и уголовно-процессуального законов. В зависимости от квалификации преступления решаются уголовно-правовые вопросы о наказании, об освобождении от уголовной ответственности и наказания, условно-досрочном освобождении, расчете сроков судимости, амнистии (см.: Идрисов Н.Т. Правила квалификации преступлений: понятие, виды, проблема правового регулирования: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Самара, 2009. С. 3).

С момента принятия Уголовного кодекса РФ в 1996 г. законодательные формулы составов преступлений неоднократно изменялись, криминализации подверглись новые составы преступлений, внесены редакционные изменения и дополнения в содержание санкций, регламентирующих ответственность за преступления коррупционной направленности (см.: Авдеев В.А., Авдеева О.А. Государственная политика РФ в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности // Российская юстиция. 2015. N 5).

Естественно, в процессе правоприменения стали возникать определенные трудности, связанные с квалификацией обозначенной категории преступлений, вызванные в ряде случаев как неопределенностью правовых норм, так и многообразием конкретных причин и условий, при которых совершались те или иные преступления. В связи с этим следует отметить роль Верховного Суда Российской Федерации, который в пределах своих полномочий дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В юридической литературе (Статья: Правовые проблемы квалификации преступлений коррупционной направленности (Черепанова Е.В.) («Журнал российского права», 2016, N 9)) выявлены следующие основные спорные моменты, возникающие в процессе квалификации преступлений коррупционной направленности:

отграничение единого сложного преступления при взяточничестве от множественности преступлений;

взяточничество (коммерческий подкуп) в соучастии;

признание/непризнание услуг неимущественного характера предметом взятки (коммерческого подкупа);

разграничение взятки и подарка;

дача взятки в безналичной форме.

Сюда же автор настоящей публикации предлагает добавить следующие спорные моменты:

разграничение взяточничества и коммерческого подкупа;

разграничение взяточничества и мошенничества;

разграничение взяточничества и вымогательства;

проблемы выявления квалифицирующего признака «вымогательство взятки»;

проблемы квалификации как взяточничества действий, осуществляемых под видом гражданско-правовой сделки коррупционного характера;

проблемы выявления оснований для прекращения уголовного дела в отношении взяткодателей и посредников за деятельным раскаянием и др.

Среди коррупционных преступлений наиболее распространенным и опасным является взяточничество. Это связано с тем, что при значительной «засоренности» государственных и муниципальных органов и организаций взяточниками, государственный механизм начинает функционировать не так, как должен в соответствии с Конституцией страны и ее законами, а так, как решат взяточники, исходя из своих узкокорыстных интересов. Нарушения прав, свобод и законных интересов граждан начинают носить массовый характер. Государственная власть оказывается дискредитированной. Ломается система правосудия. Происходит незаконное обогащение узкой группы лиц, которые развращают тем самым и честных сотрудников государственного аппарата и иных лиц.

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА И МОШЕННИЧЕСТВА

Вызывает трудности на практике разграничение таких составов преступления, как взяточничество и мошенничество, хотя имеется существенное различие в их объективной и субъективной сторонах.

Какими же критериями следует руководствоваться при разграничении взяточничества и мошенничества? Так, пункт 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» (далее – Постановление Пленума N 24) претерпел существенные уточнения за счет редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2019 N 59.

В соответствии с этой редакцией получение должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, ценностей за совершение действий (бездействие), которые входят в его служебные полномочия либо которым оно может способствовать в силу своего должностного положения, а равно за общее покровительство или попустительство по службе следует квалифицировать как получение взятки или коммерческий подкуп вне зависимости от намерения совершить указанные действия (бездействовать).

В том случае, если указанное должностное лицо путем обмана или злоупотребления доверием получило ценности за совершение в интересах дающего или иных лиц действий (бездействие) либо за способствование таким действиям, которые оно не может осуществить ввиду отсутствия соответствующих служебных полномочий или должностного положения, содеянное следует квалифицировать как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. Владелец переданных ценностей в указанных случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки или коммерческий подкуп. При этом такое лицо не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение этих ценностей, а также на возмещение вреда в случае их утраты.

Таким образом, основным критерием для разграничения взяточничества и мошенничества в настоящее время является выяснение того, входят ли в служебные полномочия должностного лица те действия (бездействие), за которые оно, это лицо, незаконно получает ценности. Если входят – это действия взяткополучателя (вне зависимости от намерения совершить указанные действия (бездействовать)). Если не входят, если должностное лицо не может их осуществить ввиду отсутствия соответствующих служебных полномочий или должностного положения – это действия мошенника. Как видим, элементы обмана, введения в заблуждение есть и в том, и в другом случае. Так, взяточник совершает обман, когда незаконно принимает ценности за действия, входящие в его полномочия, которые он совершать и не собирался (наиболее узнаваемый пример – получение следователем взятки за прекращение дела, которое он по согласованию с руководством уже и так намеревался прекратить либо уже прекратил). А мошенник совершает обман, когда незаконно принимает ценности за действия, которые он в силу своего социального положения осуществить не мог (наиболее характерный пример здесь – получение бывшим сотрудником правоохранительных органов ценностей за действия, которые он якобы может совершить, используя свои прошлые связи в этих органах).

При этом не следует забывать, что взяточничеством (а не мошенничеством) в соответствии с уточненной редакцией пункта 24 Постановления Пленума N 24 являются и действия, которым должностное лицо может способствовать в силу своего должностного положения (как представляется автору публикации, это будет, например, получение оперативным сотрудником взятки за прекращение дела, находящегося в производстве у следователя).

Читайте также:
Санитарное содержание жилых домов и придомовой территории

Из личной практики могу сообщить читателям, что как действия взяточника (а не мошенника) были расценены судом действия должностного лица органа ветеринарного надзора, внушившего предпринимателю, что тот нарушил ветеринарные правила (хотя на самом деле нарушения не было), и получившего деньги за то, что якобы за это не будет привлекать его к административной ответственности (хотя понимал, что привлекать не за что, и вовсе не собирался этого делать). Обман, как видим, имел место, но критерием для суда явилось то, что подобное бездействие (по непривлечению к ответственности) могло осуществиться должностным лицом, входило в круг его полномочий.

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА И ВЫМОГАТЕЛЬСТВА. КВАЛИФИЦИРУЮЩИЙ ПРИЗНАК ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ВЗЯТКИ

Определенные трудности для квалификации представляет собой уголовно-правовая оценка взяточничества, совершаемого с вымогательством взятки (п. «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ), а также отличие его от вымогательства как самостоятельного преступления против собственности (ст. 163 УК РФ). В соответствии с п. 18 Постановления Пленума N 24 под вымогательством взятки следует понимать требование должностного лица дать взятку, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, а также заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов. На практике подобные действия должностного лица нередко неправильно расценивались как мошенничество. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что для квалификации содеянного по п. «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ не имеет значения, была ли у должностного лица реальная возможность осуществить указанную угрозу, если у лица, передавшего взятку, имелись основания опасаться осуществления этой угрозы (например, следователь, зная, что уголовное дело подлежит прекращению в связи с отсутствием в деянии состава преступления, угрожает обвиняемому направить дело с обвинительным заключением прокурору, а, получив взятку, дело по предусмотренным законом основаниям прекращает).

Если имеет место ситуация, при которой должностное лицо первоначально требует передать ему деньги или иные ценности, а далее для подкрепления своих требований переходит к угрозам применения оружия, физического насилия и так далее, то действия субъекта начинаются как вымогательство взятки и трансформируются в вымогательство уже как самостоятельное преступление против собственности. Квалифицировать его действия, соответственно, следует по ст. 163 УК РФ.

При этом необходимо обратить внимание, что критерий «угрозы», характерный для вымогательства взятки, часто не замечается следователями, и они любое предложение взяткополучателя (установленное в ходе следствия) передать ему взятку за те или иные действия квалифицируют как взяточничество с квалифицирующим признаком вымогательства взятки по п. «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ. Судебная практика последовательно исходит из того, что взятка с вымогательством таковой всегда сопровождается угрозой взяткополучателя совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам дающего взятку лица (или заведомое создание для него определенных условий, при которых взятка становится неизбежной – например, молчаливое «отфутболивание» документов по законному решению вопроса о постановке в очередь нуждающихся в получении жилья. По этому пути идет и правоприменительная практика – см. апелляционное определение ВС РФ от 27 августа 2014 г. N 86-АПУ14-12).

Без высказывания подобной угрозы (угроз) со стороны взяткополучателя, при высказывании только предложения (предложений) предать взятку «для решения вопроса» – ответственность наступает за получение взятки, но без квалифицирующего признака «вымогательство взятки».

У практикующих юристов и сотрудников правоохранительных органов возникают трудности в квалификации действий взяткополучателей, когда ими высказываются угрозы применить закон, угрозы поступить по закону в соответствии с полномочиями должностного лица (например, сотрудник ГИБДД угрожает отвезти подвыпившего водителя на освидетельствование, если тот не захочет с сотрудником «договориться»). Не следует забывать, что вымогательство взятки имеет место только когда действия должностного лица могут причинить вред законным интересам дающего взятку. Дача взятки сотруднику ГИБДД при описанных выше обстоятельствах будет направлена на защиту незаконных интересов дающего (его стремлением уклониться от ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения), в связи с чем ответственность для взяткополучателя наступит по ст. 290 УК РФ без квалифицирующего признака вымогательства взятки. Похожий случай описан и в кассационном определении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27 ноября 2019 г. № 77-10/2019.

В практике автора публикации было дело, где действия взяткодателя, которого он защищал в суде, не признали вынужденными в связи с вымогательством со стороны взяткополучателя (в таком случае уголовное дело в отношении взяткодателя подлежало бы обязательному прекращению за деятельным раскаянием). При этом угрозы со стороны взяткополучателя реально имели место. Но он угрожал отстранить взяткодателя от конкурса проектов, если тот не даст взятку. А в случае согласия дать взятку пообещал (и реально затем это выполнил) создать незаконные преимущества на конкурсе в пользу взяткодателя, на что тот и согласился. Суд признал, что взятка была обусловлена не угрозами законным интересам взяткодателя, а его стремлением незаконно победить на конкурсе проектов, что уже само по себе исключало вымогательство.

Приведение правоприменительной практики к единообразию в части квалификации преступлений коррупционной направленности и, в частности, действий взяткополучателей сведет к минимуму усмотрение правоохранительных органов и судов при рассмотрении дел данной категории преступлений, что, в свою очередь, будет являться одним из механизмов, способствующих эффективному противодействию коррупции.

МИХАИЛ СЛЕПЦОВ, АДВОКАТ, УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР АДВОКАТСКОГО БЮРО «СЛЕПЦОВ И ПАРТНЕРЫ», КАНДИДАТ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЮРИСТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 06 (212) дата выхода от 22.06.2020.

Читайте также:
Договор дарения недвижимого имущества юридического лица его учредителю

Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

Понятие коммерческого подкупа как состава преступления

С точки зрения экономики и правовой доктрины подкуп в процессе осуществления коммерческой деятельности является социально опасным деянием по той причине, что он посягает на нормальный ход рыночных отношений в обществе и подрывает деятельность лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих организациях. Из-за подкупа искажается процесс принятия решений, основывающихся на сугубо рыночной логике, поскольку при использовании коммерческого подкупа используется противоправный способ воздействия на его субъектов.

Российским уголовным законодательством сформулировано понятие коммерческого подкупа и установлена соответствующая ответственность за его совершение — ст. 204 УК РФ.

Под коммерческим подкупом законодатель понимает незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав, за совершение действия (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию). К коммерческому подкупу в соответствии с данной статьей относится и ситуация, когда по указанию лица, выполняющего управленческие функции, имущество передается, услуги имущественного характера оказываются, имущественные права предоставляются и иному физическому или юридическому лицу за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц.

При этом в соответствии со ст. 204 УК РФ коммерческий подкуп подразделяется как на незаконную передачу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав (ч. 1 ст. 204 УК РФ), так и на незаконное получение денег, ценных бумаг, иного имущества, пользование услугами имущественного характера и имущественными правами (ч. 5 ст. 204 УК РФ).

В соответствии с примечаниями к ст. 201 УК РФ под лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа или члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

Пункт 9 Постановления Пленума ВС РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» вносит ясность в отношении того, что считается незаконным оказанием услуг или предоставлением имущественных прав. Под незаконным оказанием услуг имущественного характера понимается предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе и освобождение его от имущественных обязательств, например предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, ремонт квартиры, строительство дачи, прощение долга и т.д. Под получением взятки в виде незаконного предоставления лицу имущественных прав понимается возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств, получать доходы от использования бездокументарных ценных бумаг или цифровых прав и др.

Состав данного преступления является формальным. В соответствии с п. п. 10, 11 Постановления Пленума ВС РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» получение и дача незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе будут считаться оконченными с момента принятия лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части передаваемых ему ценностей (например, с момента передачи их лично должностному лицу, зачисления с согласия должностного лица на указанный им счет, «электронный кошелек»), независимо от того, получило ли указанное лицо реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными ему ценностями по своему усмотрению.

В тех случаях, когда предметом получения или дачи взятки либо коммерческого подкупа является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, действий, непосредственно направленных на приобретение ими имущественных выгод (например, с момента уничтожения или возврата долговой расписки, передачи другому лицу имущества в счет исполнения обязательств взяткополучателя, заключения кредитного договора с заведомо заниженной процентной ставкой за пользование им, с начала проведения ремонтных работ по заведомо заниженной стоимости).

Пунктом 11.1 Постановления Пленума ВС РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» предусмотрено, что если взяткодатель намеревался передать, а должностное лицо — получить взятку в значительном или крупном либо в особо крупном размере, однако фактически принятое должностным лицом незаконное вознаграждение не составило указанного размера, содеянное надлежит квалифицировать как оконченные дачу либо получение взятки соответственно в значительном, крупном или особо крупном размере. Например, когда взятку в крупном размере предполагалось передать в несколько приемов, а взяткополучатель был задержан после передачи ему первой части взятки, не образующей такой размер, содеянное должно квалифицироваться по п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ.

Квалифицированными (т.е. отягощающими, повышающими размер санкции) составами коммерческого подкупа являются:

1) совершение коммерческого подкупа в значительном размере. В соответствии с примечанием к ст. 204 УК РФ значительным размером коммерческого подкупа признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 000 рублей;

2) совершение коммерческого подкупа группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

В соответствии с п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» предмет коммерческого подкупа считается полученным группой лиц, если в преступлении участвовали два и более лица, выполняющие управленческие функции, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления путем принятия каждым из членов группы части незаконного вознаграждения за совершение каждым из них действий (бездействие) в пользу передавшего незаконное вознаграждение лица или представляемых им лиц.

Читайте также:
Статья 77 ЗК РФ. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

В таком случае преступление будет считаться оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения хотя бы одним из входящих в группу лиц. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из членов, а также то, сознавало ли лицо, передающее незаконное вознаграждение, что в его получении участвовало несколько лиц, выполняющих управленческие функции.

Также в п. 16 данного Постановления Пленума ВС РФ указывается на то, что в организованную группу, которая, в отличие от обычной, характеризуется устойчивостью, высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и (или) руководителя, могут входить и лица, не обладающие признаками специального субъекта получения коммерческого подкупа;

3) совершение коммерческого подкупа в крупном размере. В соответствии с примечанием к ст. 204 УК РФ крупным размером коммерческого подкупа признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 150 000 рублей;

4) совершение коммерческого подкупа группой лиц по предварительному сговору или организованной группой в особо крупном размере. В соответствии с примечанием к ст. 204 УК РФ особо крупным размером коммерческого подкупа признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 1 000 000 рублей;

5) совершение коммерческого подкупа за заведомо незаконные действия (бездействие);

6) сопряжение коммерческого подкупа с вымогательством предмета подкупа.

В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» под вымогательством предмета подкупа необходимо понимать не только требование передать незаконное вознаграждение, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать данное вознаграждение с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов.

Для квалификации содеянного не имеет значения, была ли у лица, выполняющего управленческие функции, реальная возможность осуществить данную угрозу, если у лица, передавшего предмет коммерческого подкупа, были основания опасаться осуществления данной угрозы.

В п. 13.1 Постановления Пленума ВС РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» разъяснено, что обещание или предложение лица передать либо принять незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействие) необходимо рассматривать как умышленное создание условий для совершения соответствующего коррупционного преступления в случае, когда высказанное лицом намерение передать или получить предмет коммерческого подкупа было направлено на доведение его до сведения других лиц в целях дачи им либо получения от них ценностей, а также в случае достижения договоренности между указанными лицами. Если иные действия, направленные на реализацию обещания или предложения лица передать незаконное вознаграждение за совершение необходимых действий (бездействие), не были совершены по независящим от него обстоятельствам, то содеянное квалифицируется как приготовление к коммерческому подкупу (ч. 1 ст. 30 и ч. 3 — 4 или ч. 7 — 8 ст. 204 УК РФ).

При этом коммерческий подкуп как таковой необходимо отличать от ряда иных преступлений, поскольку по своему характеру он внешне похож на преступления, предусмотренные ст. 204.1 УК РФ (посредничество в коммерческом подкупе), ст. 204.2 УК РФ (мелкий коммерческий подкуп), ст. 290 УК РФ (получение взятки), ст. 291 УК РФ (дача взятки) и ст. 184 УК РФ (оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса).

Рассмотрим, прежде всего, ст. 204.1 УК РФ.

Объект преступления в данном случае совпадает с объектом преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ, т.е. нормальная, регламентированная законодательством управленческая деятельность коммерческих и иных организаций.

Разница между ст. 204 УК РФ и ст. 204.1 УК РФ заключается в субъекте преступления. Если в ст. 204 УК РФ им выступает лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, то в ст. 204.1 УК РФ субъектом является лицо, выполняющее функции посредника, т.е. лицо, передающее предмет коммерческого подкупа по поручению дающего подкуп или получающего его или иным образом способствующее в достижении либо реализации соглашения между ними о передаче и получении подкупа. Посредник отличается от получающего или передающего предмет коммерческого подкупа тем, что действует не в своих интересах и не по своей инициативе.

Что касается ст. 204.2 УК РФ, то объект преступления здесь аналогичен объекту преступления ст. 204 УК РФ. Различия имеются в отношении конкретизации объективной стороны деяния в ст. 204.2 УК РФ — совершение коммерческого подкупа на сумму, не превышающую 10 000 рублей. Кроме того, в соответствии с разъяснением в вопросе 2.1 Ответов на вопросы, поступившие из судов, по применению Федеральных законов от 3 июля 2016 года N 323-ФЗ — 326-ФЗ, направленных на совершенствование уголовной ответственности за коррупционные преступления и преступления экономической направленности, а также оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016), нормы ст. 204.2 УК РФ содержат специальные нормы по отношению к нормам ст. 204 УК РФ.

Теперь обратимся к ст. 290 УК РФ и ст. 291 УК РФ, которые устанавливают ответственность за получение и дачу взятки. Коммерческий подкуп отличается от них по двум признакам: по объекту и субъекту преступления.

Так, при коммерческом подкупе объектом преступления является нормальная реализация прав и обязанностей в процессе осуществления управленческих функций коммерческой или иной организации. При получении или даче взятки объектом является нормальная и правильная работа органов государственной власти и местного самоуправления. Что касается субъекта преступления, то при коммерческом подкупе субъектом преступления является лицо, осуществляющее функции управления коммерческой организацией или иной организацией. При получении взятки субъектом является должностное лицо, под которым в соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ необходимо понимать лицо, которое постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти либо выполняет организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях и компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Читайте также:
Договор дарения между супругами. Образец заполнения и бланк 2022 года

Статья 184 УК РФ устанавливает ответственность за незаконную передачу денег, ценных бумаг, иного имущества, а также оказание услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав в целях оказания противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса. Сравнивая данный состав преступления с коммерческим подкупом, мы также обнаруживаем различный объект и субъект преступления. Объектом преступления по ст. 184 УК РФ будет являться нормальная деятельность по организации спортивных соревнований или зрелищного коммерческого конкурса. Субъектом будут являться лица, принимающие имущественное предоставление или соответствующие услуги, права с целью оказания влияния на результаты соревнования или конкурса: спортсмены, тренеры, судьи, руководители, члены жюри, организаторы соревнования или конкурса и т.д.

Таким образом, для грамотной квалификации того или иного деяния в качестве коммерческого подкупа необходимо отличать его состав от смежных составов преступления.

Понятие, предмет и признаки получения взятки. Отличие взятки от коммерческого подкупа

Взятка – это различного рода выгоды материального характера, получаемые должностным лицом за выполнение либо невыполнение в интересах дающего или представляемых им лиц каких-либо деяний, если такое деяние входит в служебные полномочия субъекта либо он в силу должностного положения может способствовать таким деяниям, а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Внешне взятка напоминает договор дарения, хотя по существу не имеет с ним ничего общего, или незаконный договор подряда, где заказчиком нужной услуги выступает взяткодатель, а подрядчиком – взяткополучатель.

Договор дарения по ГК РФ – договор, по которому одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требования) к себе или третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или третьим лицом. При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением.

Следовательно, на взяткополучателя не распространяются правила, о запрете государственным служащим принимать подарки, стоимость которых превышает 3000 руб., т.к. при даче взятки предполагается, что должностное лицо совершило либо совершит определенные действия в интересах взяткодателя или представляемых им лиц.

Предмет взятки:

1) имущественное вознаграждение в натуральной форме (деньги, ценные бумаги, другое имущество – машины, часы, яхты, коттеджи)

2) имущественное вознаграждение в форме оказания услуги имущественного характера (предоставление бесплатной туристической путевки, ремонт квартиры, дачи, коттеджа, машины, строительство дома и др.)

3) имущественное вознаграждение в форме предоставления иных имущественных прав (занижение стоимости передаваемого или приватизируемого имущество, уменьшение арендных платежей, уменьшение процентных ставок)

Не является взяткой не имущественная выгода – грамота, положительная оценка на экзамене, положительный отзыв в СМИ, диплом.

Если должностные лица получают взятку за счет средств, добытых преступным путем:

Ø взятка вручалась в завуалированной форме под видом оплаты якобы выполненных работ и вознаграждение было получено лично должностным лицом, то ст. 290 + ст. 160, а действия взяткодателя – ст. 291 + 160 УК РФ;

Ø должностное лицо получает вознаграждение из средств, добытых преступным путем, и обещание принять эти средства оно дало до совершения соответствующего преступления, то ст. 33 (интеллектуальный пособник) + статья Особенной части + ст. 290 УК РФ;

Ø взяткополучатель осведомлен о том, что эти средства добыты преступным путем, но до совершения преступления он не давал согласия на то, что примет указанные средства в виде вознаграждения, то ст. 290 + 175;

Ø должностному лицу не было известно происхождение предмета взятки, то только ст. 290.

Признаки взятки:

1) Должно быть имущественное вознаграждение

2) Вознаграждение вручается должностному лицу

3) Передача вознаграждения обусловлена совершением или не совершением в интересах дающего каких-либо действий, которые не входят в компетенцию данного должностного лица.

Виды взяток:

а) деловые – платежи должностному лицу с целью обеспечения и ускорения выполнения им своих должностных обязанностей.

б) тормозящие – плата должностному лицу за приостановку действия соответствующей нормы или неприменение её в деле, подпадающему под её действие.

в) прямой (тотальный) подкуп – покупка не услуги, а самого должностного лица, чтобы он, оставаясь на работе, сохранял внешнюю лояльность, защищал и лоббировал интересы взяткодателя.

а) Значительный размер – свыше 25 тыс. руб.

б) в обычном размере – не превышает 150 тыс. руб.

в) в крупном размере – превышает 150 тыс. руб.

г) в особо крупном размере – свыше 1 млн. руб. (примечание к ст.290 УК РФ).

3) По способу вручения

а) явное – при вручении оговаривается деяние, которое требуется от должностного лица

б) завуалированная – взятка маскируется под передачу денег в долг, подарок к торжественным датам, и др.

4) По характеру деяний, осуществленных за взятку:

а) взятка – мздоимство – за законное поведение должностного лица

б) взятка – лихоимство – за незаконное поведение должностного лица. При наличии в деянии должностного лица признаков какого – либо иного преступления, содеянное квалифицируется по ч.2 ст.290 УК РФ и по соответствующей статье.

Читайте также:
Как получить рабочую визу в Литве для россиян в 2022 году

5) По времени вручения:

а) взятка – подкуп – вручается до совершения должностным лицом желаемого деяния.

б) взятка – благодарность передается после выполнения обусловленного деяния. Передачу такого вознаграждения можно признать взяткой в случае, если она была заранее оговоренной между взяткодателем и взяткополучателем. Если имущественное вознаграждение не было заранее (до совершения действий или бездействий должностного лица) оговорено, то её получение рассматривается в зависимости от её размера:

i) Если размер не превышает 3000 руб., то квалификация по п.3 ст.575 ГК – это договор дарения.

ii) Если размер превышает 3000 руб., то это должностной проступок. Например, п.6 ст.17 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 года.

Коммерческое вознаграждение – это любая незаконная выгода имущественного характера, получаемая лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой и иной организации за выполнение либо не выполнение в интересах дающего действия или бездействия, если такое деяние входит в его служебные полномочия.

Это могут быть:

1) Деньги – отечественная и иностранная валюта, а также платежные документы в иностранной валюте.

2) Ценные бумаги – документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении

3) Имущество – предметы, имеющие материальную ценность (движимое и недвижимое).

4) Услуги имущественного характера – услуги, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате – предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.

5) Выгоды имущественного характера – занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами.

Прокурор разъясняет – Прокуратура Челябинской области

Коммерческий подкуп является одной из форм проявлений коррупционных преступлений наряду с уголовной ответственностью должностных лиц за получение или дачу взятки.

Анализ уголовно-правовой нормы коммерческого подкупа свидетельствует, что ст. 204 УК РФ объединяет два состава преступления:

1) незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. В качестве квалифицирующих признаков данного преступления в ч. 2 ст. 204 УК РФ предусмотрено совершение подкупа группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо за заведомо незаконные действия (бездействие);

2) незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. В качестве квалифицирующих признаков в ч. 4 ст. 204 УК РФ предусмотрены: совершение данного деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо сопряжено с вымогательством предмета подкупа, либо за незаконные действия (бездействие).

Предметом коммерческого подкупа выступает незаконное вознаграждение, передаваемое лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. К видам вознаграждений относятся деньги, ценные бумаги, иное имущество, оказание услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав.

Объективная сторона преступлений, предусмотренных ст. 204 УК РФ, включает в себя передачу предмета коммерческого подкупа (ч. ч. 1 – 4) и его получение (ч. ч. 5 – 8).

Часть 5 ст. 204 УК РФ предусматривает уголовную ответственность лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, за незаконное получение им денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно за незаконное пользование услугами имущественного характера, за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Получением является принятие предмета подкупа, включая услуги имущественного характера, независимо от способа и момента принятия.

Уголовное законодательство предусматривает, что лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершает действие или бездействие, выражающееся в применении (уклонении от применения) возложенных на него обязанностей или предоставленных ему прав по управлению имуществом и (или) работой персонала, либо выходящее за круг его служебных обязанностей, но основанное на служебном авторитете, осведомленности, т.е. связанное с занимаемым положением.

Субъектом преступления, предусмотренного частями 1 – 4 ст. 204 УК РФ (незаконная передача имущества или незаконное оказание услуг), может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту передачи предмета коммерческого подкупа шестнадцатилетнего возраста.

Субъектом получения коммерческого подкупа, т.е. преступления, предусмотренного частями 5 – 8 ст. 204 УК РФ, может быть только лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

В частях 2 и 4 ст. 204 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконный подкуп и получение вознаграждения. К ним законодатель отнес совершение данного деяния группой лиц по предварительному сговору, если подкуп совершен за заведомо незаконное действие (бездействие), а в ч. 4 рассматриваемой статьи предусмотрен квалифицирующий признак – сопряженное с вымогательством предмета подкупа.

Законодатель предусмотрел специальное примечание к ст. 204 УК РФ, согласно которому лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями 1 – 4 статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство, либо это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

  • Вконтакте
  • LiveJournal
  • Facebook
  • Twitter

Прокуратура
Челябинской области

Прокуратура Челябинской области

25 марта 2019, 13:59

Уголовная ответственность за коммерческий подкуп

Разъясняет прокурор апелляционного отдела Поспелова Зинаида Вячеславовна

Коммерческий подкуп является одной из форм проявлений коррупционных преступлений наряду с уголовной ответственностью должностных лиц за получение или дачу взятки.

Анализ уголовно-правовой нормы коммерческого подкупа свидетельствует, что ст. 204 УК РФ объединяет два состава преступления:

Читайте также:
Заявление на продление регистрации иностранного гражданина

1) незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. В качестве квалифицирующих признаков данного преступления в ч. 2 ст. 204 УК РФ предусмотрено совершение подкупа группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо за заведомо незаконные действия (бездействие);

2) незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. В качестве квалифицирующих признаков в ч. 4 ст. 204 УК РФ предусмотрены: совершение данного деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо сопряжено с вымогательством предмета подкупа, либо за незаконные действия (бездействие).

Предметом коммерческого подкупа выступает незаконное вознаграждение, передаваемое лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. К видам вознаграждений относятся деньги, ценные бумаги, иное имущество, оказание услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав.

Объективная сторона преступлений, предусмотренных ст. 204 УК РФ, включает в себя передачу предмета коммерческого подкупа (ч. ч. 1 – 4) и его получение (ч. ч. 5 – 8).

Часть 5 ст. 204 УК РФ предусматривает уголовную ответственность лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, за незаконное получение им денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно за незаконное пользование услугами имущественного характера, за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Получением является принятие предмета подкупа, включая услуги имущественного характера, независимо от способа и момента принятия.

Уголовное законодательство предусматривает, что лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершает действие или бездействие, выражающееся в применении (уклонении от применения) возложенных на него обязанностей или предоставленных ему прав по управлению имуществом и (или) работой персонала, либо выходящее за круг его служебных обязанностей, но основанное на служебном авторитете, осведомленности, т.е. связанное с занимаемым положением.

Субъектом преступления, предусмотренного частями 1 – 4 ст. 204 УК РФ (незаконная передача имущества или незаконное оказание услуг), может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту передачи предмета коммерческого подкупа шестнадцатилетнего возраста.

Субъектом получения коммерческого подкупа, т.е. преступления, предусмотренного частями 5 – 8 ст. 204 УК РФ, может быть только лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

В частях 2 и 4 ст. 204 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконный подкуп и получение вознаграждения. К ним законодатель отнес совершение данного деяния группой лиц по предварительному сговору, если подкуп совершен за заведомо незаконное действие (бездействие), а в ч. 4 рассматриваемой статьи предусмотрен квалифицирующий признак – сопряженное с вымогательством предмета подкупа.

Законодатель предусмотрел специальное примечание к ст. 204 УК РФ, согласно которому лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями 1 – 4 статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство, либо это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Коммерческий подкуп – новая взятка

Алгоритм выявления и расследования дел, связанных с коммерческим подкупом, и основной акцент защиты.

Что делать адвокату, если к нему обратился получатель коммерческого подкупа, в отношении которого подкуподатель дал изобличающие показания?

Репринцев Павел Сергеевич

Прогнозируя рост количества дел, связанных с получением незаконного вознаграждения в виде коммерческого подкупа, адвокат Павел Репринцев, советник юридической фирмы INTELLECT, рассказывает, как на практике выявляется данный вид преступления, разъясняет, что делать адвокату, если к нему обратился получатель коммерческого подкупа, в отношении которого подкуподатель дал изобличающие показания, и на каких трех обстоятельствах защитнику следует делать упор при непризнании вины доверителем.

В своей деятельности, как практикующий адвокат по уголовным делам, осуществляющий защиту в сфере экономики и должностных преступлений, я заметил, что правоохранительные органы все чаще возбуждают дела, связанные с получением коммерческого подкупа или его дачей. За последний год мы осуществляли и осуществляем защиту по 9 делам, все они расследуются на территории Свердловской области.

Часто и от сотрудников правоохранительных ведомств, и от коллег-адвокатов приходится слышать, что коммерческий подкуп – то же самое, что взятка. Однако это не совсем так. Если коротко, то различие заключается в том, что данный вид дачи-получения незаконного вознаграждения совершается вне системы органов государственной власти, лицами, не имеющими статуса должностных лиц. Законодатель учел эти обстоятельства, принял во внимание различие интересов государственной службы и службы в коммерческих организациях и включил в Уголовный кодекс РФ гл. 23 «Преступления против службы в коммерческих и иных организациях», установив уголовную ответственность за коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ).

Коммерческий подкуп является для правоохранителей значимой категорией преступлений, поскольку попадает в статистику как выявленное коррупционное преступление – наряду с составами по взятке, присвоению и растрате, мошенничеству. Кроме того, одновременно с оперативными службами ОЭБиПК и ФСБ к выявлению коммерческого подкупа активно подключены службы собственной безопасности различных коммерческих организаций. Зачастую именно служба собственной безопасности является инициатором проведения проверочных мероприятий в отношении сотрудников коммерческих организаций.

С другой стороны, количество лиц, которые могут быть привлечены за коммерческий подкуп, существенно выше, чем за совершение взяточничества.

Эти факторы, в совокупности с непрозрачными процедурами заключения договоров через конкурсные процедуры, влиянием государства на экономику, привычкой работать за «откаты», говорят о том, что в будущем количество дел, связанных с получением незаконного вознаграждения в виде коммерческого подкупа, будет только расти. В связи с этим адвокаты должны быть готовы оказать соответствующую правовую защиту при обращении граждан по данной категории дел.

Читайте также:
Как вернуть деньги за услугу которой не воспользовался: защита прав потребителей

Алгоритм выявления коммерческого подкупа

Как правило, факт совершения преступления – получение незаконного вознаграждения – устанавливают не в момент ведения переговоров или передачи денег, а постфактум.

Зачастую служба безопасности коммерческой организации выявляет какие-либо закономерности в деятельности того или иного сотрудника, выполняющего управленческие функции при взаимодействии с организацией-контрагентом (частые победы при проведении конкурса, оплата авансов, не предусмотренных соглашением, закупка товаров/оказание услуг по завышенной цене и т.д.). Далее сотрудники собственной безопасности коммерческой организации передают информацию о возможном совершении коррупционного преступления в правоохранительные органы – либо через заявление о возбуждении уголовного дела, либо в качестве оперативной информации для заведения дела оперативного учета.

Оперативные службы запрашивают информацию о движении денежных средств на расчетных счетах в отношении сотрудника, заподозренного в получении коммерческого подкупа, и в отношении должностных лиц организации-контрагента, проверяют приобретение недвижимости, автомобилей и т.д. В основном, конечно же, правоохранителям проще работать с обнаружением денежных переводов. При наличии таких переводов сотрудники правоохранительных органов, как правило, проводят оперативные мероприятия в отношении должностных лиц организации-контрагента (осмотр помещений, отбор объяснений), в ходе которых работникам предлагается добровольно сообщить о совершенном преступлении (незаконной передаче денег лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации) и в соответствии с примечанием к ст. 204 УК РФ быть освобожденными от уголовной ответственности.

В моей практике правоохранители действовали по вышеуказанному алгоритму в 8 из 10 случаев.

Обращение к адвокату подкуподателя

Обращение к адвокату происходит обычно после проведения гласных мероприятий, когда уже изъяты вещественные доказательства и опрошены сотрудники коммерческой организации.

Если к нам обращается подкуподатель, то в зависимости от его позиции мы либо соглашаемся с предложением правоохранительных органов, либо занимаем активную позицию защиты. В первом случае история обычно заканчивается прекращением уголовного преследования в связи с примечанием по ст. 204 УК РФ, а во втором все зависит от тактики защиты, которая бывает разной. Один из успешных примеров такой защиты был и в нашей практике тоже.

Сотрудник заказчика и сотрудник поставщика проверялись правоохранителями на предмет совершения коммерческого подкупа. Оперуполномоченные одного из транспортных отделов выявили банковский перевод от сотрудника поставщика к сотруднику заказчика в размере 50 000 рублей. Сотруднику поставщика были предъявлены заключенные договора, платежные поручения, а также сведения о выполненном переводе на вышеуказанную сумму. Заказчик пояснил, что этот перевод никак не связан с коммерческими взаимоотношениями между организациями, а является займом, так как между сотрудниками за время работы сложились дружеские отношения. Сотрудника поставщика несколько раз вызывали для дачи объяснений, изымали телефон, приходили с осмотрами и пытались парализовать его деятельность, но, не получив нужные для возбуждения уголовного дела пояснения и устав от жалоб защиты в прокуратуру и Следственный комитет, в конечном счете вынесли постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Действия адвоката при защите подкупополучателя

Что делать адвокату, если к нему обратился получатель коммерческого подкупа, в отношении которого подкуподатель дал изобличающие показания?

При непризнании вины доверителем адвокат чаще всего делает упор на три обстоятельства:

  • незаконность возбуждения уголовного дела;
  • отсутствие полномочий у лица, получившего незаконное вознаграждение;
  • отсутствие конкретизации предъявленного обвинения.

1. Незаконность возбуждения уголовного дела

Под незаконностью возбуждения, как правило, понимается отсылка к п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. №24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»: при рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных ст. 204 УК РФ, судам следует иметь в виду, что в силу требований ст. 23 УПК РФ уголовное преследование за коммерческий подкуп, совершенный лицом, которое выполняет управленческие функции в коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, может осуществляться лишь по заявлению либо с согласия руководителя этой организации.

Уголовные дела по ст. 204 УК РФ далеко не всегда возбуждаются по заявлению руководителя организации, а следователи при направлении уголовного дела в суд периодически забывают взять соответствующее согласие. В связи с отсутствием такого заявления защита обоснованно заявляет ходатайство о прекращении уголовного дела. Однако, как показывает практика, суды такие ходатайства не удовлетворяют.

Примеры из судебной практики:

  • «Положения ст. 23 УПК РФ соблюдены, учитывая, что К. не вменялось совершение действий, которыми причиняется вред коммерческой либо иной организации, а предъявлено обвинение в совершении коммерческого подкупа в интересах дающего, что не требует подачи заявления руководителем организации либо его согласия, в связи с чем уголовное преследование К. по данному делу осуществлялось на общих основаниях» (апелляционное определение СК по уголовным делам Камчатского краевого суда от 16 января 2018 г. по делу №22-19/2018).
  • «Как правильно указал в постановлении суд первой инстанции, при проведении проверки по сообщению о преступлении, требования ст. 144 УПК РФ полностью соблюдены, и в соответствии со ст. 145 УПК РФ было принято одно из предусмотренных указанным уголовно-процессуальным законом решение – о возбуждении уголовного дела. Между тем, уголовное дело возбуждено по тем обстоятельствам, что Бондарева Л.Д. в связи с занимаемым ею служебным положением – заместителя генерального директора по экономике и коммерции ОАО «Курский КПД им. А.Ф. Дериглазова», выполняя управленческие функции в данной организации, получила от С. денежные средства за содействие в приобретении К. четырех квартир, т.е. из постановления о возбуждении уголовного дела не следует, что ущерб причинен интересам исключительно коммерческой организации» (апелляционное постановление Курского областного суда от 20 января 2016 г. по делу №22-36/2016).
Читайте также:
Если пенсия назначена с середины месяца, когда ее выплатят в Сбербанке и Почте России

Стоит ли, несмотря на такую негативную практику, при отсутствии в материалах уголовного дела соответствующего заявления или согласия руководителя на возбуждение уголовного дела, заявлять ходатайство о его прекращении? На мой взгляд, безусловно, стоит. Главой 23 УПК РФ предусмотрено, что в первую очередь защищаются интересы службы в коммерческих организациях. Если руководитель не написал заявления или не дал соответствующее согласие, можно говорить о том, что действия лица, обвиняемого в совершении коммерческого подкупа, не нанесли ущерб организации. Это может повлиять на вид и размер наказания при вынесении обвинительного приговора.

2. Отсутствие полномочий у лица, получившего незаконное вознаграждение

Довод об отсутствии полномочий у лица, получившего незаконное вознаграждение, – один из основных аргументов защиты. Он сводится либо к фактическому отсутствию таких полномочий, либо к формальным основаниям – неознакомление со своей должностной инструкцией.

Примеры из судебной практики:

    «Органом предварительного следствия не установлено, что Барис В.В., при совершении вмененного ему в вину преступления, выполнял управленческие функции. Обращая внимание на имеющиеся в материалах уголовного дела документы и полученный им, защитником, ответ на запрос из ВУЗа, [защитник] полагает, [что] Барис В.В. никакими иными должностными обязанностями, кроме как заведующего кафедрой и профессора, не обладал. Обращает внимание, что на должностных инструкциях заведующего кафедрой и профессора не имеется отметок об ознакомлении с ними осужденного.

Этот пример из судебной практики свидетельствует об ошибочности позиции некоторых коллег, полагающих, что неознакомление с должностной инструкцией или с приказом о назначении на должность исключает возможность привлечения к уголовной ответственности за получение коммерческого подкупа.

    «Решая вопрос о квалификации действий подсудимого, суд принимает во внимание, что в соответствии с ч. 7, 8 ст. 246 УПК РФ государственный обвинитель до удаления суда в совещательную комнату по эпизоду с потерпевшей Потерпевший №1 изменил обвинение в сторону смягчения, а именно просил переквалифицировать действия подсудимого по данному эпизоду по ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 159 УК РФ как покушение на мошенничество, то есть на хищение чужого имущества путем обмана, с причинением значительного ущерба гражданину, а также отказался от поддержания обвинения подсудимого по п. «б, г» ч. 7 ст. 204 УК РФ по эпизоду с потерпевшей Потерпевший №2.

Решение государственного обвинителя мотивировано следующим. В соответствии с примечанием к ст. 201 УК РФ выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в статьях настоящей главы, а также в статьях 199.2 и 304 УК РФ признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. №24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях», получение должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, ценностей за совершение действий (бездействие), которые входят в его полномочия либо которые оно могло совершить с использованием служебного положения, следует квалифицировать как получение взятки либо коммерческий подкуп вне зависимости от намерения совершить указанные действия (бездействие).

В том случае, если указанное лицо получило ценности за совершение действий (бездействие), которые в действительности оно не может осуществить ввиду отсутствия служебных полномочий и невозможности использовать свое служебное положение, такие действия при наличии умысла на приобретение ценностей следует квалифицировать как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (п. 24 Постановления).

Вышеуказанный пример свидетельствует, что отсутствие фактических управленческих полномочий исключает возможность привлечения лица к уголовной ответственности по соответствующим частям ст. 204 УК РФ.

3. Отсутствие конкретизации предъявленного обвинения

Пример из судебной практики:

    «Санкция части 7 статьи 204 УК РФ устанавливает при наличии перечисленных в диспозиции квалифицирующих признаков ответственность за совершение действий, предусмотренных частью пятой настоящей статьи, к которым отнесены действия, связанные с незаконным получением лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, в том числе, денег за совершение действий (бездействия) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию).

Этот пример – как раз о том, что следствию иногда довольно сложно описать фактические действия лица, привлекаемого к уголовной ответственности, и указать, в чем именно выражалась объективная сторона состава преступления.

Выводы

1. Количество уголовных дел по ст. 204 УК РФ будет расти. Это обусловлено и интересом правоохранителей, и относительной простотой сбора доказательственной базы (в подавляющем большинстве случаев подкуподатель перечисляет подкупополучателю денежные средства в безналичной форме со своей банковской карты; подкуподатели обычно соглашаются на сотрудничество с правоохранительными органами и дают изобличающие показания на подкупополучателей за возможность прекращения уголовного преследования).

2. Основной акцент защиты при непризнании вины – детальное изучение организационной структуры, должностных инструкций, установленных правил проведения торгов и т.д. Как правило, именно в описании фактических действий и их соотношении с должностными инструкциями и регламентами у органов предварительного следствия возникает больше всего проблем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: