Освобождение от госпошлины в суд. Кто освобождается от уплаты госпошлины при обращении в суд. Актуальность 2022 год

Статья 89 ГПК РФ. Льготы по уплате государственной пошлины

Льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Комментарии к ст. 89 ГПК РФ

1. Исходя из установленных законом общих льгот для отдельных категорий физических лиц и организаций, от уплаты государственной пошлины освобождаются:

а) физические лица – Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы – по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями;

б) физические лица – участники и инвалиды Великой Отечественной войны – по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями.

2. Основанием для предоставления таких льгот является удостоверение установленного образца (п. 11 и 12 ч. 1 и ч. 2 ст. 333.35 НК РФ).

3. Согласно же ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются:

1) истцы – по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;

2) истцы – по искам о взыскании алиментов;

3) истцы – по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

4) истцы – по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;

5) стороны – при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;

6) организации и физические лица – при подаче в суд:

– заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;

– жалоб на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных уполномоченными на то органами;

– частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;

7) физические лица – при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением;

8) прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

9) истцы – по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;

10) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, – при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;

11) вынужденные переселенцы и беженцы – при подаче жалоб на отказ в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;

12) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) – по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей (п. 3 ст. 17 Закона РФ “О защите прав потребителей”, пп. 13 п. 1 ст. 333.36 НК РФ) ;

См.: О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 года N 7 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 мая 2007 года N 24).

13) физические лица – при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;

14) истцы – при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;

15) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации – при подаче ходатайства о проверке вступившего в законную силу решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления судьи;

16) истцы – по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;

17) заявители – по делам о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и (или) принудительном психиатрическом освидетельствовании;

18) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков;

19) физические лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, – при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, приговоров, судебных приказов, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, копий других документов из дела, выдаваемых судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликатов исполнительных документов.

4. Когда же государственные органы выступают в качестве ответчиков, они уплачивают государственную пошлину при подаче кассационных и апелляционных жалоб на решения судов на общих основаниях, то есть в размере, установленном подп. 9 п. 1 ст. 333.19 НК РФ .

См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2005 года: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 4, 11 и 18 мая 2005 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 10. [Электронный ресурс]. М., 2005.

Читайте также:
Основные направления деятельности участкового уполномоченного полиции

5. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, с учетом нижеуказанных положений (правил, закрепленных в п. 3 ст. 333.36 НК РФ), то есть когда цена иска не превышает 1 000 000 рублей, освобождаются:

1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;

2) истцы – инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;

4) истцы – по искам, связанным с нарушением прав потребителей, или, иначе, потребители – по всем искам, связанным с нарушением их прав (п. 3 ст. 17 Закона РФ “О защите прав потребителей” и п. 4 ч. 2 и ч. 3 ст. 333.36 НК РФ) ;

См.: О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 года N 7 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 мая 2007 года N 24).

5) истцы – пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, – по искам имущественного характера к Пенсионному фонду РФ, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

6. При подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, перечисленные в вышеуказанном пункте (п. 2 ст. 333.36 НК РФ), освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.

7. По смыслу подп. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ и ст. 393 ТК РФ работники при обращении в суд с исками о восстановлении на работе, взыскании заработной платы (денежного содержания) и иными требованиями, вытекающими из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, освобождаются от уплаты судебных расходов .

См.: О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 3.

8. Государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины в случаях, когда они выступают в процессе в защиту государственных интересов, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков. Само же обращение в суд названных органов может быть как в форме подачи заявления, так и в форме подачи кассационной жалобы на решение суда, в том числе и в случаях, когда государственные органы участвуют в деле в качестве ответчиков .

По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 1999 года, утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 6 октября 1999 года.

9. В силу закона истцы по делам, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождены от уплаты судебных расходов. Однако в случае удовлетворения иска суд в соответствии со ст. 103 ГПК РФ обязан взыскать с ответчика пошлину в доход государства (если он не освобожден от ее уплаты).

10. Государственная пошлина не взимается при рассмотрении в судах дел о защите прав и законных интересов ребенка (ч. 2 ст. 23 Федерального закона “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”).

11. При рассмотрении дел о компенсации причиненных нравственных или физических страданий необходимо учитывать, что моральный вред признается законом вредом неимущественным, несмотря на то, что он компенсируется в денежной или иной материальной форме. Учитывая это, государственная пошлина по таким делам должна взиматься на основании подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, предусматривающего оплату исковых заявлений неимущественного характера .

По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года N 10 // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 1961 – 1996. М.: Юрид. лит., 1997. С. 171.

12. Суды общей юрисдикции или мировые судьи исходя из имущественного положения плательщика вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ (ч. 2 ст. 333.20 НК РФ).

13. Вопрос об освобождении сторон по гражданскому делу от судебных расходов разрешается при приеме искового заявления, а в необходимых случаях – при вынесении решения по делу .

По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Об устранении недостатков в практике взыскания судебных расходов по гражданским делам и судебных издержек по уголовным делам: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18 марта 1963 года N 4 // Рыжаков А.П. Сборник постановлений Конституционного Суда РФ, Верховных Судов СССР и РФ (РСФСР) по гражданским делам. М.: Издательство “НОРМА” (Издательская группа “НОРМА-ИНФРА-М”), 2001. С. 307.

Читайте также:
Кадровые документы

14. В случае принятия решения об уменьшении размера государственной пошлины, подлежащей уплате в доход государства, в деле должны содержаться доказательства, свидетельствующие о том, что истец и ответчик имеют право на такое уменьшение. Решение об уменьшении размера государственной пошлины, подлежащей уплате в доход государства, должно быть мотивированным и принятым с учетом имущественного положения истца. К рассматриваемому делу приобщаются материалы, подтверждающие имущественное положение сторон .

По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 июля 1997 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. N 11. С. 4.

15. Суд или судья не могут исходя из имущественного положения плательщика полностью освободить его от уплаты государственной пошлины .

См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2005 года: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 4, 11 и 18 мая 2005 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 10. [Электронный ресурс]. М., 2005.

16. Граждане каждой из стран Содружества, а также Турции и некоторых других государств вне зависимости от того, проживают они в России или нет, освобождаются от уплаты и возмещения судебных издержек на тех же условиях, что и граждане РФ (п. 1 ст. 2 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам ).

См. также, к примеру: О подписании Договора между Российской Федерацией и Турецкой Республикой о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, торговым и уголовным делам: распоряжение Президента РФ от 11 декабря 1997 года N 499-рп.

Статья 333.36. Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 198-ФЗ наименование статьи 333.36 настоящего Кодекса изложено в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ

Статья 333.36. Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям

ГАРАНТ:
Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ в пункт 1 статьи 333.36 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 15 сентября 2015 г.

1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются:

1) истцы – по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;

2) истцы – по искам о взыскании алиментов;

3) истцы – по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

4) истцы – по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;

5) организации и физические лица – за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами о взыскании алиментов;

6) стороны – при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ в подпункт 7 пункта 1 статьи 333.36 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 15 сентября 2015 г.

7) организации и физические лица – при подаче в суд:

заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;

административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные уполномоченными на то органами;

частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о применении либо об отмене применения мер предварительной защиты по административному исковому заявлению или о замене одной меры предварительной защиты другой, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;

8) физические лица – при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением;

9) прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

10) истцы – по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;

11) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, – при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;

Читайте также:
Список отделов ПФР Захаровский район, Рязанская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма
Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ подпункт 12 пункта 1 статьи 333.36 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 15 сентября 2015 г.

12) вынужденные переселенцы и беженцы – при подаче административных исковых заявлений об оспаривании отказа в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;

Информация об изменениях:

Подпункт 13 изменен с 1 января 2022 г. – Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 199-ФЗ

13) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, исполнительно-распорядительные органы федеральной территории “Сириус”, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) – по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей;

14) физические лица – при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;

15) истцы – при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;

Информация об изменениях:

Подпункт 16 изменен с 17 февраля 2021 г. – Федеральный закон от 17 февраля 2021 г. N 7-ФЗ

16) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации – при совершении действий, предусмотренных подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 29 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации – при совершении действий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 18 марта 2020 года N 48-ФЗ “Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации”;

Информация об изменениях:

Пункт 1 дополнен подпунктом 16.1 с 28 декабря 2018 г. – Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 490-ФЗ

16.1) Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка – при совершении действий, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 6 Федерального закона “Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации”;

17) истцы – по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ подпункт 18 пункта 1 статьи 333.36 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 15 сентября 2015 г.

18) административные истцы – по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и (или) о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

Информация об изменениях:

Подпункт 19 изменен с 1 января 2022 г. – Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 199-ФЗ

19) государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории “Сириус”, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков);

20) не применяется с 1 января 2013 г.;

Информация об изменениях:
Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 июля 2012 г. N 100-ФЗ пункт 1 статьи 333.36 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 21, вступающим в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

21) авторы результата интеллектуальной деятельности – по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ пункт 2 статьи 333.36 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 15 сентября 2015 г.

2. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:

1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков);

Информация об изменениях:

Подпункт 2 изменен с 2 июля 2021 г. – Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ

2) истцы (административные истцы) – инвалиды I или II группы, дети-инвалиды, инвалиды с детства;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ подпункт 3 пункта 2 статьи 333.36 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

3) ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;

4) истцы – по искам, связанным с нарушением прав потребителей;

5) истцы – пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, – по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ в пункт 3 статьи 333.36 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 15 сентября 2015 г.

3. При подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера, административных исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений (административных исковых заявлений), содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.

Читайте также:
В чем отличия договора аренды земельного участка и сервитута земельного участка?

Льготы по уплате госпошлины в суд в 2022 году

При обращении в Верховный Суд России, суды общей юрисдикции и к мировым судьям имеется возможность не уплачивать государственную пошлину при подаче искового заявления. Такая возможность регламентируется Налоговым законодательством РФ и определяется на основании статуса обратившегося лица и категории спора. Давайте выясним, как получить льготы по уплате госпошлины в суд.

Льготы по уплате госпошлины для лиц, обладающих особым статусом

Налоговый кодекс освобождает от перечисления суммы государственной пошлины в федеральный бюджет представителей следующих льготных категорий граждан:

  • Героев РФ и СССР, получивших награду «Золотая Звезда», полных кавалеров ордена Славы всех трех степеней;
  • инвалидов и ветеранов ВОВ, узников фашистских концлагерей, военнопленные периода ВОВ.

Льготы по уплате госпошлины при подаче искового заявления

Гражданско-процессуальный Кодекс России регламентирует случаи освобождения от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений мировым судьям, в суд общей юрисдикции и Верховный Суд РФ, когда речь идет о:

  • реализации законных прав и интересов людей с ограниченными возможностями (если иск не имущественного характера);
  • защиты прав несовершеннолетних;
  • усыновлении/удочерении сироты;
  • выплате компенсации за причиненный моральный и/или материальный ущерб, имевший место в связи с уголовным преследованием (по поводу нарушения свобод и прав);
  • о выплате компенсации за причинение морального и/ли материального ущерба, имевшего место по причине правонарушения;
  • о возмещении ущерба, вызванного гибелью/смертью кормильца;
  • о возмещении ущерба здоровью путем нанесения травмы или приобретения увечья;
  • выплате алиментного содержания;
  • взыскании пособий, зарплаты, иных требований, связанных с рабочим процессом.

Льготы по уплате госпошлины в зависимости от цены иска

Если речь идет о рассмотрении гражданских и административных дел, и при этом сумма иска не превышает 1 млн. рублей, госпошлину не должны уплачивать:

  • пенсионеры, имеющие претензии к ПФР и негосударственным ПФ;
  • ветераны боев и воинской службы, если речь идет о защите их законных прав;
  • объединения и общественные организации людей с ограниченными возможностями;
  • истцы, инициировавшие дела, касающиеся нарушения прав потребителей.

Льготы по уплате госпошлины в прочих случаях

Уполномоченный по правам человека в России освобождается от перечисления государственной пошлины в бюджет при подаче прошений о проверке вступившего в силу решения, определения, постановления или приговора суда.

Государственная пошлина не уплачивается:

  • прокурорами, обращающимися с заявлением об охране интересов, прав и свобод людей, регионов, муниципальных образований и страны;
  • государственными органами, региональными органами, а также федеральными министерствами, агентствами и службами, выступающими как истец;
  • при рассмотрении исковых заявлений в интересах потребителей.

Помимо упомянутых выше ситуаций, действующим законодательством Российской Федерации позволено не уплачивать госпошлины в следующих случаях:

  1. Если речь идет о подаче иска о предоставлении права автору пользоваться и распоряжаться результатами интеллектуальной работы в случаях, когда монопольным правом на изобретение обладает третье лицо.
  2. При возбуждении административного дела по предмету принудительной госпитализации гражданина в психоневрологический диспансер и/или проведения обследования на предмет дееспособности.
  3. При разборе дел об оспорении отказа в признании гражданина и членов его семьи беженцами и вынужденными переселенцами.
  4. При разбирательствах по поводу применения законодательных актов о восстановлении в правах граждан, признанных жертвой репрессий в период СССР (но не в случае с разбирательством между жертвами репрессий и их преемниками).
  5. При обращении с исковым заявлением физических лиц, желающих подать жалобу в порядке кассации по уголовному разбирательству, когда дело касается правомерности возмещения имущественного ущерба, нанесенного по причине совершенного преступления.
  6. При подаче жалобы в рамках разбирательства по административному нарушению, подаче заявления с просьбой об обжаловании (без)действий пристава исполнительного производства, подаче административных исков, подаче частной жалобы на определение суда.
  7. При получении судом заявления с просьбой об отсрочке исполнения судебного решения по делу, о пересмотре заочного решения, о повороте исполнения судебного решения, об открытии нового разбирательства по причине выявления новых обстоятельств по делу.
  8. При подаче кассационной или апелляционной жалобы по делу о разводе истцом или ответчиком (освобождаются от пошлины обе стороны).
  9. При выдаче бумаг юридическим и физическим лицам по уголовным делам и гражданским делам об уплате алиментного содержания иждивенцам.

Законодательные акты по теме

ст. 333.35 НК РФ Про льготы по уплате госпошлины на все разновидности юридически значимых действий
ст. 333.36 НК РФ Про льготы по уплате госпошлины при обращении в суды общей юрисдикции и в мировой суд

Типичные ошибки

Ошибка: Объединение инвалидов при подаче заявления в суд уплатили государственную пошлину.

Комментарий: Объединения инвалидов, а также общественные организации людей с ограниченными возможностями не должны уплачивать государственные пошлины в суд. Однако, если цена иска превышает 1 млн. рублей, госпошлина уплачивается с суммы сверх 1 млн. рублей.

Ошибка: Пенсионер подал в суд по причине бездействий со стороны Пенсионного Фонда, при этом он уплатил государственную пошлину.

Читайте также:
Запах канализации в подъезде: куда обращаться и куда жаловаться

Комментарий: Государственная пошлина не уплачивается в подобных случаях — гражданин имеет полное право требовать то, что ему положено по закону. Цена иска при этом не должна превышать 1 млн. рублей, иначе придется уплачивать пошлину за сумму иска сверх указанной суммы.

Ответы на распространенные вопросы про льготы по уплате госпошлины

Вопрос №1: Мне необходимо подать исковое заявление в суд, но мое финансовое положение в настоящий момент не позволяет мне оплатить госпошлину, что делать?

Ответ: Судья вправе снизить величину государственной пошлины, предоставить Вам рассрочку, если Вы докажете, что находитесь в трудном материальном положении.

Вопрос №2: Было подано исковое заявление, касающееся защиты прав потребителей, действует ли в данном случае освобождение от уплаты государственной пошлины за рассмотрение дела в суде?

Ответ: Да, для такого случая предусмотрено освобождение от перечисления средств в бюджет в счет уплаты госпошлины, но только если цена иска не превышает 1 млн. рублей.

? Видео-советы.Как вернуть излишне уплаченный налог или госпошлину ?

В видео раскрывается как вернуть излишне уплаченный налог или госпошлину, возврат налогоплательщику, как написать заявление⇓

Льготы по уплате госпошлины в 2022 году

Одной из льгот для граждан Российского государства, предоставляемой на законодательном уровне, является полное или частичное освобождение от денежного сбора — уплаты государственной пошлины при обращении в официальные госорганы.

Перечень лиц, правомочных воспользоваться льготами по оплате госпошлины, определен Налоговым законодательством, а именно ФЗ № 117 статьей 333 (в разных частях) Налогового Кодекса Российской Федерации.

Критерии льготных послаблений на госпошлину

Мотивы, заложенные в основу льготных пошлинных сборов, зависят от категории плательщика, его материального положения, состава юридически значимых действий, а также от ценовой составляющей иска.

Особый статус лиц

Льготы по уплате госпошлины в 2022 году

Согласно НК льготы по госпошлинам наряду с полным освобождением предоставляются следующей группе лиц:

  1. На 100% освобождены при взаимодействии с отечественной государственной судебной системой Герои СССР, обладатели всех трех степеней знаков отличия ордена Славы, Герои России.
  2. Ряд юридически значимых действий не облагается сбором в случае, если в суд обращаются участники (ветераны, инвалиды) Отечественной войны, бывшие узники концентрационных лагерей и репатрианты.
  3. Создатели творений, представляющих культурные ценности, не облагаются государственной пеней при перемещении (ввоз/вывоз) собственных произведений.
  4. После вхождения в 2014 году Республики Крым в состав Российской Федерации при замене паспорта и других документов украинского образца на российские аналоги с крымчан не взимается госпошлина.
  5. Несовершеннолетние дети-сироты и дети, лишенные опекунства, в соответствии с российскими законами, направленными на поддержку детства, при выдаче гражданского паспорта РФ, не уплачивают госпошлину.
  6. Граждане, официально признанные малоимущими, освобождаются от пошлинных сборов при оформлении документов на право собственности недвижимым имуществом либо соглашения купли-продажи и других видов отчуждения недвижимости.
  7. Авторы интеллектуальной собственности, разработавшие компьютерное программное обеспечение, создавшие базу данных и охраняемую топологию ИМС (интегральных микросхем).
  8. Потеря паспорта или невосполнимая порча документа гражданином Российской Федерации при форс-мажорных обстоятельствах или чрезвычайных ситуациях служит причиной выдачи пострадавшему лицу нового документа без уплаты государственной пошлины.
  9. Правом не уплачивать госпошлину обладают лица с ограниченной дееспособностью либо несовершеннолетние граждане, осуществляющие гражданско-правовые сделки по продаже недвижимого имущества в зданиях аварийного фонда, намеченного на проведение капитального ремонта или готовящегося под снос. Аналогичными льготами по уплате госпошлины наделяются индивиды, владеющие означенной недвижимостью совместно с частично дееспособными либо несовершеннолетними членами семьи.

Плательщики для подтверждения права на госпошлину должны представить сопроводительные документы, например:

  • воинское удостоверение;
  • акт об аварийном состоянии дома и т.п.

Перечень документов для освобождения от сборов оговорен во 2 пункте статьи 335 (раздел 35).

Скачать для просмотра и печати:

Обращения в суд и привилегии на госпошлину

Льготы по уплате госпошлины в 2022 году

Критерии для получения истцом льгот по уплате госпошлины в судах по делам подчиненным общей юрисдикции зависят от предмета обращения. Не подлежат взиманию государственной пошлины уголовные, административные, гражданские дела, предметом рассмотрения которых являются:

  1. Налоговые сборы не распространяются на трудовые споры с требованием денежного возмещения заработной платы и других пособий.
  2. Возмещение лечения увечий и других повреждений здоровья.
  3. Взыскание алиментного обеспечения.
  4. Возмещение потерпевшему морального и материального ущерба с ответчика.
  5. Послабления положены при компенсации ущерба после потери кормильца.
  6. Компенсационные денежные выплаты, возмещающие вред, нанесенный в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, не обременяются оплатой.
  7. Послабления на налоговую пеню получают граждане при подаче заявления на усыновление (удочерение) ребенка.
  8. Не уплачивается на иски по защите детских интересов и прав.
  9. Жалобы на должностные и гражданские лица, виновные в нарушении прав инвалидов также получают послабление.
  10. Заявление со стороны административных лиц о принудительном психиатрическом обследовании либо о размещении больного в психиатрической лечебнице.

Льготы, зависящие от цены материальных претензий

Льготы по уплате госпошлины в 2022 году

Исковые требования, связанные с материальным возмещением, не облагаются сборами в рамках суммы, определенной Налоговым законодательством. Согласно настоящему кодексу, если сумма денежного возмещения не превышает 1 млн. рублей, то право на налоговое послабление предоставляется:

  1. Физическим лицам, заявившим о нарушении прав потребителей.
  2. Инвалидам (кроме III группы).
  3. Участникам войны и боевых действий, заявивших о нарушении прав, регламентируемых ФЗ № 5 «О ветеранах» положены послабления.
  4. Гражданам-пенсионерам, предъявляющим материальные претензии к органам Пенсионного фонда либо к организациям негосударственного пенсионного обеспечения. Военные пенсионеры, предъявляя имущественные требования к органам исполнительной власти, аналогично освобождаются от уплаты госпошлины и получают налоговое послабление.
Читайте также:
Могу ли я подать в суд за вымогательство денежных средств?

При превышении материальных требований суммы в 1 млн. руб., госпошлина рассчитывается, как:

ГПупл = ГПобщ— ГП1млн, где

  • ГПупл — конечная уплачиваемая сумма;
  • ГПобщ — пошлинный сбор на всю сумму иска;
  • ГП1млн — льготируемая величина до 1 миллиона рублей.

Прочие государственные послабления на госпошлину

Льготы по уплате госпошлины в 2022 году

От уплаты налогового сбора освобождаются действия следующего характера:

  • кассационное и апелляционное обжалование судебных решений не обременяются оплатой пени;
  • прошение об отсрочке исполнения судебных решений;
  • пошлина не взимается при подаче иска с требованием обжаловать неправомерные действия пристава;
  • претензии к процессуальным нарушениям в ходе ведения уголовных дел;
  • невыполнение законных актов, касающихся реабилитации жертв, репрессированных по политическим мотивам, лица получают послабления;
  • жалобы граждан на принудительную госпитализацию не обременяются государственной оплатой;
  • граждане получают послабления при оспаривании отказов фактического предоставления статуса беженца или вынужденного мигранта;
  • пошлина не распространяется при отказе автору воспользоваться плодами интеллектуальной собственности.

Прокурорам при обращении в суды с целью защиты прав граждан, организаций, субъектов РФ, также не нужно платить госпошлину.

Льготы по запросам в официальные органы

При взаимодействии с официальными органами (государственные и частные нотариальные конторы, учреждения ЗАГС) как с физических, так и с юридических лиц взимается пошлина.

Льготы на операции в нотариальной конторе

Льготы по уплате госпошлины в 2022 году

Оценка государственной пошлины за проведение нотариально заверенных операций, устанавливаемые статьей 333.24 НК РФ, постоянно корректируется. Последнее обновление тарифов соответственно настоящему кодексу зафиксировано 25 октября 2018 года.

Соответственно ст.333.35 и 333.38 освобождение от уплаты налоговых пошлин при нотариальных сделках предусмотрено для следующей группы граждан:

  1. Наследодатели не платят пошлину, если имущество (движимое и недвижимое) завещается в пользу государства (российского субъекта, муниципалитета).
  2. Лица, оформляющие право наследования банковских вкладов, авторских гонораров, пенсионных накоплений, страховых выплат, освобождаются от уплаты пошлины.
  3. Гражданам, удостоверяющие право наследования недвижимости, при доказанном факте общего проживания на одной жилплощади с покойным наследодателем, причитаются послабления.
  4. Наследники, оформляющие право наследования имущественной собственности репрессированных граждан.
  5. Клиенты не платят пошлину, если заверяют сделку получения жилья по программе улучшения условий проживания, в случае частичного или полного погашения стоимости жилища из средств федерального либо местного бюджета.
  6. Инвалиды I и II групп имеют право оплачивать только половину пошлинного сбора, т. е. получают льготу 50% на уплату госпошлины.

Следует учесть, что статус граждан, пользующихся льготами по госпошлине при судебных разбирательствах (Герои России и СССР, ветераны ВОВ и БД, Кавалеры трех степеней ордена Славы) освобождает от пошлинных сборов и при совершении нотариальных сделок.

Льготы в ЗАГС и при оформлении других правомерных действий

Льготы по уплате госпошлины в 2022 году

Согласно части Федеральных законов и Налоговому кодексу России лица, регистрирующие свое правовое состояние и совершающие иные юридически значимые действия, в ряде обстоятельств освобождаются от пошлинных сборов. Таковыми являются:

  1. Пошлину не уплачивают при регистрации актов смерти (рождения) с выдачей идентичного сертификата.
  2. Корректировка сведений в существующих бумагах о рождении или получение нового документа в связи с принятием ребенка на воспитание (усыновление/удочерение).
  3. Льготы распространяются на оформление справок по требованию органов, начисляющих или производящих перерасчет пенсионных и иных пособий.
  4. Корректировка записей в Росреестре (ЕГРН) согласно внесенным изменениям в регламентирующие акты ФЗ РФ также включена в категорию льгот.
  5. Госрегистрация прав собственности на объекты недвижимости Союзного государства и последующих с ними сделок.
  6. Льготы при регистрации получения и погашение ипотечного залога.
  7. Пошлину не взимают при оформлении прав на жилье взамен сносимого по программе реновации старого жилья. Применимо в пределах г. Москва с 1.08.2017 г.

Предоставление льготных пошлин для граждан иностранных государств

Льготы по уплате госпошлины в 2022 году

Для иностранных граждан, совершающих юридически значимые действия либо обращающихся в официальные органы на территории Российской Федерации, предусмотрены пошлинные льготы.

Таковыми послаблениями являются:

  1. Приглашение на учебу гражданина другой страны либо лица без официального гражданства в учебные заведения с государственной аккредитацией подлежит применению налогового послабления.
  2. Оформление визы иностранному гражданину на ведение трудовой деятельности, предметом договора которой является выполнение работ в научном проекте иннополиса «Сколково» не обременяется налоговым сбором.
  3. Получение однократной или многократной визы иностранцами, зафиксированными в списках международной организаций FIFA (как болельщики, так и участники соревнований) на время проведений в Российской Федерации Чемпионата Мира по футболу. Льготное правило действует по 31 декабря 2018 года включительно.

Лица, утратившие советское гражданство после распада СССР и являющиеся апатридами (без гражданства) в бывших союзных республиках, освобождаются от пошлинного сбора и получают налоговое послабление при подаче заявления на получение гражданства РФ.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

11 декабря 2018, 18:08 Дек 28, 2021 12:45 Льготы всем Ссылка на текущую статью

ДОБРЫЙ ДЕНЬ. ПРИ ПЕРЕСЧЁТЕ ПЛАТЫ ЗА ОТОПЛЕНИЕ ЗА 2018 ГОД , МНЕ НАСЧИТАЛИ ДОПЛАТУ 4500 РУБ. Я,С ЭТИМ НЕ СОГЛАСЕН И ХОЧУ ПОДАТЬ В СУД НА КОМПАНИЮ. ВОПРОС В КАКОЙ СУД МНЕ НАДО ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ В МИРОВОЙ ИЛИ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ? Я ВЕТЕРАН ТРУДА И ПЕНСИОНЕР, ЕСТЬ У МЕНЯ ЛЬГОТА ПО УПЛАТЕ ГОС. ПОШЛИНЫ В СУД?

1. Имущественные споры с ценой иска до 50.000 р. разбираются в мировом суде.
2. У пенсионеров нет льгот по такой категории дел. Можно применить льготу и подать иск бесплатно, если указать, что это иск в рамках защиты прав потребителей.

Читайте также:
Приказ о стажировке вновь принятого работника и принципы ее грамотного оформления

Добрый день! Я подаю апелляционную жалобу в городской суд на судебное решение мирового суда. В мировом суду от меня требуют уплату судебной пошлины. Правомерно это требование? Я инвалид третьей группы, имею ли право на льготы при оплате судебной пошлины? Спасибо!

Правомерно. От уплаты госпошлины освобождены в отдельных случаях только инвалиды 1 и 2 групп.

При замене паспорта платят ли госпошлину ветераны В О В

1. В соответствии с действующими нормами права после замены паспорта в 45 лет больше не требуется его замена. Он действует далее бессрочно.
2. Если паспорт утрачен или пришел в негодность, то это уже другое основание для замены. Отсутствие вины заявителя в небрежном отношении к основному документу не будет лишь в случае его хищения. При утере или хищении паспорта гражданина РФ необходимо подать заявление в органы МВД, в котором указать место и время пропажи документа. Вам выдадут талон-уведомление о регистрации сообщения о происшествии, с которым Вы придёте в отделение ГУВМ МВД для получения нового паспорта. Размер госпошлины за выдачу паспорта гражданина РФ взамен утраченного или пришедшего в негодность составляет – 1 500 р. От уплаты госпошлины в этом случае освобождены только физические лица, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, – за выдачу документа взамен утраченного или пришедшего в негодность вследствие такой чрезвычайной ситуации.

Статья 333.36. Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям

1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются:

1) истцы – по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;

2) истцы – по искам о взыскании алиментов;

3) истцы – по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

4) истцы – по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;

5) организации и физические лица – за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами о взыскании алиментов;

6) стороны – при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;

7) организации и физические лица – при подаче в суд:

заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;

административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные уполномоченными на то органами;

частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о применении либо об отмене применения мер предварительной защиты по административному исковому заявлению или о замене одной меры предварительной защиты другой, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;

8) физические лица – при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением;

9) прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

10) истцы – по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;

11) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, – при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;

12) вынужденные переселенцы и беженцы – при подаче административных исковых заявлений об оспаривании отказа в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;

13) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) – по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей;

14) физические лица – при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;

15) истцы – при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;

16) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации – при совершении действий, предусмотренных подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 29 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации – при совершении действий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 18 марта 2020 года N 48-ФЗ “Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации”;

Читайте также:
Сколько можно ездить по договору купли-продажи без постановки на учет

16.1) Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка – при совершении действий, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 6 Федерального закона “Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации”;

17) истцы – по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;

18) административные истцы – по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и (или) о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

19) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков);

20) утратил силу с 1 января 2013 года. – Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ;

21) авторы результата интеллектуальной деятельности – по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия).

2. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:

1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков);

2) истцы (административные истцы) – инвалиды I или II группы, дети-инвалиды, инвалиды с детства;

3) ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;

4) истцы – по искам, связанным с нарушением прав потребителей;

5) истцы – пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, – по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

3. При подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера, административных исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений (административных исковых заявлений), содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.

Освобождение от госпошлины в суд. Кто освобождается от уплаты госпошлины при обращении в суд. Актуальность 2022 год

НК РФ Статья 333.36. Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям

(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 333.36 НК РФ

1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются:

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2014 N 198-ФЗ, от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) истцы – по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;

2) истцы – по искам о взыскании алиментов;

3) истцы – по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

4) истцы – по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;

5) организации и физические лица – за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами о взыскании алиментов;

6) стороны – при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;

7) организации и физические лица – при подаче в суд:

заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;

административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные уполномоченными на то органами;

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о применении либо об отмене применения мер предварительной защиты по административному исковому заявлению или о замене одной меры предварительной защиты другой, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Читайте также:
Пенсионный фонд в Гагарине - адрес, телефон, режим работы отделения

8) физические лица – при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением;

9) прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

10) истцы – по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;

11) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, – при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;

12) вынужденные переселенцы и беженцы – при подаче административных исковых заявлений об оспаривании отказа в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;

(пп. 12 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, исполнительно-распорядительные органы федеральной территории “Сириус”, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) – по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей;

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14) физические лица – при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;

15) истцы – при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;

16) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации – при совершении действий, предусмотренных подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 29 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации – при совершении действий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 18 марта 2020 года N 48-ФЗ “Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации”;

(в ред. Федеральных законов от 01.02.2016 N 8-ФЗ, от 17.02.2021 N 7-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16.1) Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка – при совершении действий, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 6 Федерального закона “Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации”;

(пп. 16.1 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 490-ФЗ)

17) истцы – по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;

18) административные истцы – по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и (или) о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

(пп. 18 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

19) государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории “Сириус”, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков);

(в ред. Федеральных законов от 08.03.2015 N 23-ФЗ, от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

20) утратил силу с 1 января 2013 года. – Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

21) авторы результата интеллектуальной деятельности – по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия).

(пп. 21 введен Федеральным законом от 10.07.2012 N 100-ФЗ)

2. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:

1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков);

2) истцы (административные истцы) – инвалиды I или II группы, дети-инвалиды, инвалиды с детства;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) истцы – по искам, связанным с нарушением прав потребителей;

5) истцы – пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, – по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. При подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера, административных исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений (административных исковых заявлений), содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.

Читайте также:
Заражение венерологическими заболеваниями – ответственность по УК РФ

ВС: Статус госоргана – достаточное основание для освобождения от уплаты госпошлины

По мнению экспертов «АГ», выводы Верховного Суда понятны и обоснованны. Хотя определение нельзя назвать инновационным, оно в очередной раз направляет практику в русло, предписываемое нормами налогового законодательства.

13 августа Верховный Суд вынес Определение № 310-ЭС18-781, в котором указал, что отделу МВД достаточно статуса государственного органа для освобождения от уплаты госпошлины.

Поводом к рассмотрению стала кассационная жалоба отдела МВД по Белгородскому району на определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2017 г. и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10 ноября 2017 г. по делу № А08-5276/2017.

ПАО «Квадра-Генерирующая компания» обратилось к ОМВД с иском о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию. Решением Арбитражного суда Белгородской области иск удовлетворен частично, с ОМВД взыскана задолженность по договору.

Ответчик не согласился с решением и обратился в суд апелляционной инстанции, который оставил жалобу без движения, указав на необходимость уплатить госпошлину. На что ОМВД обжаловал определение в кассацию, указав, что наличия у него как ответчика по делу статуса государственного органа достаточно для освобождения от уплаты госпошлины.

Кассация оставила определение апелляции без изменения. Суд применил подп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса, а также п. 32 Постановления Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах».

Свою позицию кассация аргументировала тем, что ОМВД, зарегистрированный в качестве юрлица, в данном случае выступает как потребитель – участник хозяйственного спора в гражданско-правовых отношениях, его участие в арбитражном процессе не обусловлено выполнением отдельных функций госоргана, в связи с чем он не может быть освобожден от уплаты госпошлины.

Рассматривая жалобу, Верховный Суд указал, что вопреки выводам судов апелляционной и кассационной инстанций подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ в данном случае неприменим, поскольку касается иных органов, под которыми понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции.

Суд подчеркнул, что законодательством о налогах и сборах установлено правило, согласно которому наличие у лица процессуальной роли наряду со статусом госоргана или органа местного самоуправления является самостоятельным и достаточным основанием для освобождения от обязанности по уплате госпошлины.

ВС напомнил, что в соответствии с Указом Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 МВД России входит в структуру федеральных органов исполнительной власти и действует непосредственно и (или) через органы внутренних дел, куда также входят территориальные органы. Их статус утвержден Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699. На эту же норму указал УОС МВД в официальном ответе на обращение «АГ».

На основании изложенного Суд установил, что ОМВД по Белгородскому району является государственным органом и как ответчик по арбитражному делу имеет право на освобождение от уплаты госпошлины в соответствии со специальной нормой – подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ. Дело направлено в апелляцию для решения вопроса о принятии жалобы ОМВД по основному спору.

Комментируя определение, старший юрист АБ КИАП, адвокат Дмитрий Калиниченко отметил, что оно однозначно закрепило право государственных органов и органов местного самоуправления не уплачивать госпошлину при обращении в суд, даже если обращение не связано с защитой государственных и (или) общественных интересов.

Эксперт пояснил, что в результате параллельного толкования положений НК РФ судебная практика двигалась различными путями: «Встречаются судебные акты, обязывающие госорганы, если они выступают не в защиту государственных и (или) общественных интересов, платить госпошлину (например, определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 декабря 2010 г. по делу № А21-3211/2010; определение Десятого арбитражного апелляционного суда от 9 апреля 2013 г. по делу № А41-47495/2012)».

Юрист арбитражной практики VEGAS LEX Станислав Матюшов назвал выводы ВС РФ понятными и обоснованными. При этом он считает, что определение не повлияет на практику распределения судебных расходов в делах, где стороной является государственный орган – в таких случаях его освобождение от уплаты госпошлины не влечет освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов.

Эксперты добавили, что аналогичная позиция по данному вопросу была отражена ранее – в Определении ВС РФ от 9 марта 2017 г. № 307-ЭС16-15395 по делу № А21-6452/2015, а также в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25 июня 2013 г. по делу № А40-31694/2012.

По мнению Дмитрия Калиниченко, определение ВС РФ нельзя назвать инновационным, но оно в очередной раз направляет правоприменительную практику в русло, предписываемое нормами налогового законодательства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: