Основные нюансы ФЗ № 221 «О государственном кадастре недвижимости»

Что предусматривает закон о кадастре

Что такое кадастр? По своей сути данный термин включает широкий перечень деятельности, направленной для правового регулирования и предотвращения возможных конфликтов в сфере недвижимости. Закон о кадастре, принятый Госдумой в 2007 году, рассмотрел типичные проблемы, возникающие при выделении, переоформлении и учете земельных участков, зданий и жилых помещений. Сегодня это позволило существенно улучшить кадастровый учет по всей стране вне зависимости от региона.

Федеральный закон о государственном кадастре недвижимости (редакция 2019 г.) состоит из 5 глав и 48 статей. Как и многие другие законодательные акты, текст закона о кадастровой деятельности начинается с общих положений. В первую главу входят три статьи, рассказывающие о предмете и основе деятельности госкадастра. Кроме этого, здесь обосновывается необходимость внешнего надзора над работой частных компаний, специализирующихся в подрядах на выполнение межевания.

Закон о кадастре

В пунктах 4–5 главы 1 Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» обозначается толкование основной терминологии, касающейся сферы кадастра. Также в упомянутой главе разъясняется, как должна проводиться подготовка и систематизация документов, относящихся к учету недвижимости.

В пунктах 6–7 главы 1 ФЗ регулируется сфера, исключающая ведение учета ГКН, к которой относятся:

  • предприятия, представляющие собой целостные имущественные комплексы;
  • подземные сооружения и горные выработки;
  • морские и речные суда;
  • воздушный транспорт;
  • космические объекты.

Вопрос относительно того, подлежат ли кадастровому учету сборные дома, ставшие весьма популярными в последние годы, является довольно спорным, что часто приводит к судебному решению. С одной стороны, движимое имущество, к которому относятся разнообразные дома-прицепы и трейлеры, однозначно не подлежат учету. С другой стороны, если сборно-щитовой дом установлен на фундамент — это относит его к стационарным жилым помещениям. Таким образом, вагончик и/или бытовка, установленные на дачном участке с помощью крана, не могут считаться недвижимостью. Однако если хозяин позаботится о переоборудовании такого помещения под стационарное жилье, имеющее фундамент и другие атрибуты обычного жилого дома (подключение коммуникаций, отделка стен кирпичом или вагонкой), то его уже нельзя будет отнести к движимому имуществу.

Что изменилось в законодательстве

Какие изменения произошли в законе про кадастр? В 2019 году действующий закон о государственном земельном кадастре претерпел существенные изменения. В частности, из него был удален целый ряд статей (с 4-й по 28-ю). Из второй и третьей главы в настоящее время действует лишь статья 26.1, регламентирующая обжалование приостановки ведения учета ГКН. В ней описывается не только процедура, по которой может быть принято решение о приостановлении работ, связанных с подготовкой кадастровой документации, но и случаи, когда заинтересованное лицо имеет право обжаловать это постановление в административном порядке. При этом до вынесения решения суда кадастровый инженер имеет право продолжать межевые работы, несмотря на выдачу решения о приостановлении.

Стоит учесть, что процедура обжалования предусматривает обязательную подачу жалобы во внесудебном порядке на имя апелляционной комиссии, занимающейся разрешением споров, касающихся кадастровой деятельности во вверенном им городе или районе. Только после того, как комиссия отказала в обжаловании постановления о приостановке учета, землевладелец или представители геодезической фирмы, ответственной за межевание объекта, могут подать административный иск.

Оттягивать с подачей апелляции не нужно: в законе четко указано, что на подачу заявления для разрешения спора отводится не более одного месяца. При рассмотрении жалобы комиссия вправе инициировать проведение экспертизы на наличие ошибок при проведении кадастровых работ.

Изменения в законе коснулись и других глав. Начиная с 2019 года утратили силу статьи 34, 38, 41–44, 45.1 и 42.5.

Требования к вакансии

Существующий закон о госкадастре (статьи 9–33 главы 4 ГЗК) подробно разъясняет все аспекты работы кадастровых инженеров и организаций, имеющих полномочия для саморегулирования деятельности лиц этой профессии.

Сейчас почти все знают, что кадастровому инженеру для работы необходимо иметь государственную лицензию. Однако это далеко не все требования, которые предъявляются к будущим инженерам-геодезистам. В частности, гражданин, желающий выполнять межевание и другие кадастровые работы, должен иметь:

  • гражданство России;
  • диплом профильного вуза (по специальности, допускающей дальнейшую работу в сфере кадастра, либо не по специальности, однако иметь при этом сертификат, свидетельствующий о прохождении дополнительной профессиональной подготовки);
  • двухлетний опыт работы помощником кадастрового инженера (включая стажировку);
  • успешно пройденный экзамен за знание теории кадастровой деятельности;
  • действующий ОСАГО;
  • отсутствие судимостей или дисквалификации в ГКН.

Учитывая, что контроль над работой инженеров положен на местные саморегулирующие организации, законодательство имеет ограничение на введение с их стороны каких-либо дополнительных условий. Это делается для того, чтобы пресечь возможный конфликт интересов между членами организации-саморегулятора, которые сами являются кадастровыми инженерами, и теми, кто только собирается ими стать. Таким образом, закон не допускает наличия ограничений на допуск к работе, кроме вышеперечисленных в статье 29 ФЗ.

Права и обязанности кадастрового инженера

Вступление в саморегулирующую организацию отнюдь не означает, что инженер с этого момента может работать так, как ему заблагорассудится. В своей работе он обязан неукоснительно следовать требованиям, изложенным в статье 29.1-ФЗ «О земельном кадастре». Знание этих требований будет полезно не только геодезистам, но и собственникам недвижимости. Это позволит, прежде всего, не допустить ошибок при межевании. В частности, кадастровый инженер может отказаться от предложенной ему работы, если:

  • объект не может считаться недвижимостью или не подлежит учету в ГКН в соответствии со статьями 6–7 действующего закона;
  • заказчик не смог представить требуемые документы для осуществления межевания участка;
  • заказчик не смог обеспечить инженеру свободный доступ на объект;
  • представленные собственником недвижимости документы недостоверны.

В то же время инженер должен представить заказчику документы, подтверждающие его полномочия для осуществления межевых работ. Если землевладелец требует конфиденциальности информации, полученной в ходе работ, инженер обязан ее обеспечить, за исключением ситуаций, где имеет место противоречие нормам законодательства.

Читайте также:
Как составить пояснение о расхождениях между суммами уплаченных взносов и НДФЛ

Саморегулируемые кадастровые организации

Действующий закон о земельном кадастре, принятый Госдумой Российской Федерации в 2007 году, в статье 30 вносит разъяснение относительно статуса и полномочий саморегулируемых организаций (СО), в компетенции которых контроль над деятельностью кадастровых инженеров. Стоит отметить, что саморегулируемая организация может быть создана далеко не в каждом российском городе — закон допускает ее регистрацию лишь при наличии более 700 участников. Это ограничивает количество саморегулирующих кадастровых организаций лишь федеральными субъектами.

Среди функций таких организаций следует выделить:

  • составление правил работы и контроль за их соблюдением;
  • определение суммы регулярных членских взносов;
  • защиту интересов членов СО в правовых спорах;
  • рассмотрение жалоб со стороны заказчиков и других лиц;
  • принятие и исключение членов СО;
  • проведение информационных тренингов, стажировок и курсов повышения квалификации для членов СО.

Кроме функций, саморегулируемые организации имеют некоторые права, которые позволяют им эффективно следить за тем, чтобы все участники СО вели свою деятельность на высоком профессиональном уровне. К ним относятся:

  • осуществление официальных запросов относительно результатов работы того или иного инженера;
  • проведение графологической и технической экспертизы документов при подозрениях в фальсификации или порче.

Все решения СО должны приниматься простым большинством голосов на общем собрании. Обязательное условие — присутствие при голосовании не менее 50% от общего числа участников организации.

Кто имеет право заниматься кадастром

Депутатами Государственной Думы установлено четкое требование для каждого кадастрового инженера: быть членом местной саморегулируемой организации, в чьи функции среди прочих входит осуществление контроля над работой в сфере кадастра земли и других объектов недвижимости. Тем не менее, способ организации своей работы инженер может выбирать самостоятельно.

Согласно статьям 32–33 ФЗ «О государственном кадастре» деятельность кадастрового инженера может осуществляться в качестве:

  • частного предпринимателя;
  • сотрудника специализированной частной фирмы.

Федеральный закон

Если выбран второй вариант, то геодезическая фирма должна:

  • иметь в штате сотрудников как минимум двух квалифицированных инженеров, являющихся участниками профессиональной саморегулирующейся организации;
  • хранить документацию с результатами работ;
  • заключать с кадастровыми инженерами трудовой договор;
  • не допускать к выполнению заказов инженеров, которые были исключены из состава СО или отказались пройти квалификационные курсы.

Хранимые документы в виде копий заключенных договоров и результатами межевых работ могут быть востребованы у фирмы правоохранительными и контролирующими организациями на основании судебного решения.

Договор на выполнение кадастровых работ

Чтобы межевание было выполнено точно и согласно действующему законодательству, между заказчиком и подрядчиком должен быть заключен договор, куда обязательно вписываются:

  • условия выполнения заказа (время, место, объем и содержание работ);
  • обязанности обеих сторон договора.

Стоимость на выполнение работ должна быть определена на основании проведенной сметы и утверждена обеими сторонами.

Достаточно часто заказчики обращаются в геодезические фирмы по телефону, требуя указать примерную стоимость нужных им работ. Однако подобный способ получения информации о цене выполнения выноса границ в натуре или межевания может быть неточным. Весьма вероятно, что впоследствии стоимость работ будет скорректирована исходя из особенностей местности и других нюансов, узнать о которых по телефону бывает довольно непросто.

Кроме того, в договоре желательно указать предельный срок выполнения работ. Особенно это важно, если оформление тех- или кадастрового паспорта вскоре понадобится для отчуждения объекта недвижимости. Соблюдение точных сроков в подготовке документации лучше всего упомянуть отдельным пунктом в договоре.

Заключение договора

Согласование границ двух участков

Согласование общих границ двух или нескольких землевладений наиболее конфликтная работа, выполняемая при межевании. Отсутствие межевых знаков или самовольная их установка одним из владельцев не только препятствует нахождению взаимопонимания по этому вопросу среди соседей, но нередко приводит к судебным разбирательствам. Именно поэтому перед тем как согласовывать границы двух участков, необходимо учесть нормы закона.

Исходя из положений пункта 2 статьи 39 ФЗ, владелец соседнего участка не имеет права предъявлять претензии относительно местоположения правильно установленных межевых знаков. Кроме того, не допускается согласование расположения границы за денежную компенсацию, предоставленную владельцу одного из смежных участков.

Подписывать акт согласования границ, который является обязательным этапом при создании кадастровой документации, можно лишь с законным владельцем смежного участка или с его наследниками, еще не переоформившими право собственности, но получившими при этом нотариальное свидетельство. Кроме того, закон допускает согласование границ с арендатором при условии, что соглашение на землевладение заключено на срок, превышающий 5 лет.

Если же смежный участок находится в коллективной или долевой собственности (это касается также многоквартирных домов), подписывать акт имеет право официальный представитель, наделенный такими полномочиями на общем собрании владельцев земельных паев, помещений в доме или членов садоводческого товарищества.

По обоюдному желанию собственников смежных землевладений акт может быть согласован как с установлением межевых знаков на местности, так и без. В соответствии со статьей 40 ФЗ для исключения недоразумений или подлогов согласительный акт подписывается на оборотной стороне план-схемы расположения границ.

Закон имеет в себе четкие инструкции по поводу того, что нужно делать, если хозяин соседнего участка отказывается ставить свою подпись для согласования общей границы. В этом случае кадастровым инженером должна быть сделана соответствующая запись с указанием изложенных соседом аргументов, которые вынудили его отказаться от подписи. Спор по поводу границы впоследствии может быть урегулирован, основываясь на нормах Земельного кодекса РФ.

Комплексные кадастровые работы

Кадастровые работы

Потребность в заказе кадастровых работ может коснуться не только какого-либо одного собственника дачи или иного частного землевладения, решившего привести в порядок документацию перед продажей или дарением дома. В некоторых случаях может понадобиться комплексное проведение межевания сразу нескольких десятков участков.

Иногда такая необходимость обусловлена введением в строй коттеджного городка или жилого комплекса, состоящего из нескольких зданий. Однако часто подобная работа кадастровых инженеров требуется для исправления ошибок в реестре, которые коснулись целого ряда участков. Кроме того, комплексное межевание нужно при объединении нескольких территорий под строительство единого объекта.

Читайте также:
Получение справки с места жительства на портале государственных услуг

В действующем законодательстве кадастровая деятельность регламентирована статьей 42.1 ФЗ. Учитывая, что действия инженеров в такой ситуации требуют тщательной согласованности, подряд на выполнение комплексного межевания следует доверять одной фирме. Это защитит от путаницы во время полевых работ, позволит точно установить сроки окончательного окончания работ и оформления необходимой документации. Следует также принять во внимание, что повторные работы на территории обозначенного в договоре подряда кадастрового квартала не допустимы.

Отличия закон о земкадастре и ФЗ 221

Контроль над кадастровой деятельностью в ныне действующем законодательстве не ограничивается одним лишь законом № 221 «О государственном кадастре недвижимости». Кроме него существует закон № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». Несмотря на очевидную схожесть названий, путать эти два законодательных акта не следует.

Если ФЗ № 221 представляет собой детализированную инструкцию по поводу того, кто и как должен проводить кадастровые работы, а так же как осуществляется контроль над такой деятельностью, то закон № 28 разъясняет понятие государственного кадастра, устанавливает цели его создания и принципы работы.

Особое место в законе уделено полномочиям государственных органов в сфере земельного кадастра. Учитывая, что в настоящее время основная часть земельных ресурсов является собственностью государства, а передача земли в долгосрочную аренду и под индивидуальное жилое строительство происходит в основном за счет муниципального и государственного фонда, полномочия федеральных и местных органов власти имеют большое влияние на процесс кадастрового учета. Для разъяснения роли государства в законе отводится глава 2.

Следующая, третья глава закона о земельном кадастре посвящена тому, какие именно сведения входят в единый реестр ГКН, а также основной терминологии, применяемой в кадастровом деле.

Глава 4 рассказывает о порядке ведения учета в ГКН, процедуре предоставления сведений, находящихся в государственном кадастре, заинтересованным лицам.

Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее – кадастровые отношения). (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

2. (Часть утратила силу – Федеральный закон от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

3. (Часть утратила силу – Федеральный закон от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

4. Кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее – кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее – кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее – кадастровый инженер). (В редакции Федеральных законов от 30.12.2015 № 452-ФЗ; от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

41. Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также – объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету. (Часть введена – Федеральный закон от 30.12.2015 № 452-ФЗ; в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

42. При выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. В случае, установленном настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов. (Часть введена – Федеральный закон от 30.12.2015 № 452-ФЗ; в редакции Федерального закона от 22.12.2020 № 445-ФЗ)

5. (Часть утратила силу – Федеральный закон от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

6. (Часть утратила силу – Федеральный закон от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

7. (Часть утратила силу – Федеральный закон от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

Статья 2. Правовая основа регулирования кадастровых отношений

Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

(Утратила силу – Федеральный закон от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

(Введена – Федеральный закон от 13.07.2015 № 233-ФЗ; утратила силу – Федеральный закон от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

Статья 32. Орган, осуществляющий федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и ведение государственного реестра саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, государственного реестра кадастровых инженеров

Федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее – федеральный государственный надзор) и ведение государственного реестра саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, ведение государственного реестра кадастровых инженеров осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее – орган федерального государственного надзора).

(Статья введена – Федеральный закон от 30.12.2015 № 452-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

Глава 2. Ведение государственного кадастра недвижимости

(Утратила силу – Федеральный закон от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

(Утратила силу – Федеральный закон от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

(Утратила силу – Федеральный закон от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

Читайте также:
Кто такой "понятой"? 9 ситуаций его обязательного присутствия

Статья 7. Состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости

1. В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);

2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;

3) описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 250-ФЗ)

4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 250-ФЗ)

5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;

6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

2. В государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости:

1) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с настоящим Федеральным законом кадастрового номера, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке;

2) кадастровый номер объекта недвижимости, в результате раздела которого, выдела из которого, реконструкции которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым (далее – преобразуемый объект недвижимости) был образован другой объект недвижимости (далее – образование объекта недвижимости); (В редакции Федеральных законов от 22.07.2008 № 141-ФЗ; от 18.07.2011 № 215-ФЗ)

3) кадастровый номер объекта недвижимости, образуемого из данного объекта недвижимости; (В редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 141-ФЗ)

4) кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;

5) кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, если объектом недвижимости является земельный участок;

51) кадастровые номера помещений, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение; (Пункт введен – Федеральный закон от 23.07.2013 № 250-ФЗ)

52) номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости; (Пункт введен – Федеральный закон от 23.07.2013 № 250-ФЗ)

6) кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната, если объектом недвижимости является комната;

7) адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт и тому подобное);

8) сведения о вещных правах на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, в случае, если указанные права не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 250-ФЗ)

9) сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения) распространяются на часть объекта недвижимости, в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 250-ФЗ)

10) (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 23.07.2013 № 250-ФЗ)

11) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 250-ФЗ)

12) сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок;

13) категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок;

14) разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок;

141) отметка о принятии акта и (или) заключении договора, предусматривающих предоставление в соответствии с земельным законодательством исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка для строительства наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования либо для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования, или отметка о решении собственника земельного участка, находящегося в частной собственности, о строительстве на таком земельном участке наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования либо о договоре указанного собственника земельного участка с органом государственной власти, органом местного самоуправления или иным лицом, предоставившим указанному собственнику в соответствии с жилищным законодательством государственную, муниципальную и (или) иную поддержку для создания, эксплуатации наемного дома социального использования на таком земельном участке, если объектом недвижимости является земельный участок; (Пункт введен – Федеральный закон от 21.07.2014 № 217-ФЗ)

15) назначение здания (нежилое здание, жилой дом, жилое строение или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание; (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

16) назначение помещения (жилое помещение, нежилое помещение), если объектом недвижимости является помещение;

17) вид жилого помещения (комната, квартира), если объектом недвижимости является жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме;

18) назначение сооружения, если объектом недвижимости является сооружение;

19) количество этажей, в том числе подземных этажей, если объектом недвижимости является здание или сооружение (при наличии этажности у здания или сооружения); (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 250-ФЗ)

20) материал наружных стен, если объектом недвижимости является здание;

Читайте также:
Кассационная жалоба на решение суда о признании недействительными правоустанавливающих документов - бланк 2022

21) адрес правообладателя; (В редакции Федерального закона от 22.12.2014 № 447-ФЗ)

211) адрес электронной почты правообладателя; (Пункт введен – Федеральный закон от 22.12.2014 № 447-ФЗ)

22) сведения о кадастровом инженере, выполнявшем кадастровые работы в отношении объекта недвижимости, в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 250-ФЗ)

23) год ввода в эксплуатацию здания или сооружения по завершении его строительства или год завершения его строительства, если объектом недвижимости является здание или сооружение;

24) сведения о прекращении существования объекта недвижимости (дата снятия с кадастрового учета), если объект недвижимости прекратил существование; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 250-ФЗ)

25) основная характеристика объекта недвижимости (протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота, площадь застройки), определяемая порядком ведения государственного кадастра недвижимости, и ее значение, если объектом недвижимости является сооружение; (Пункт введен – Федеральный закон от 23.07.2013 № 250-ФЗ)

26) степень готовности объекта незавершенного строительства в процентах; (Пункт введен – Федеральный закон от 23.07.2013 № 250-ФЗ)

27) основная характеристика объекта недвижимости (протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота, площадь застройки), определяемая порядком ведения государственного кадастра недвижимости, и ее проектируемое значение, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства; (Пункт введен – Федеральный закон от 23.07.2013 № 250-ФЗ)

28) проектируемое назначение здания, сооружения, строительство которых не завершено, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства; (Пункт введен – Федеральный закон от 23.07.2013 № 250-ФЗ)

29) наименование здания, сооружения, определяемое порядком ведения государственного кадастра недвижимости, при наличии такого наименования; (Пункт введен – Федеральный закон от 23.07.2013 № 250-ФЗ)

30) сведения о включении объекта недвижимости в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведения об отнесении объекта недвижимости к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или об отказе включить его в данный реестр, в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости; (Пункт введен – Федеральный закон от 23.07.2013 № 250-ФЗ)

31) условный номер земельного участка, образованного в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, проектом межевания земельного участка или земельных участков либо схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, и реквизиты решения об утверждении этого проекта межевания территории или решения, которым предусматривается утверждение данной схемы; (Пункт введен – Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ)

32) отметка о наличии земельного спора о местоположении границ земельных участков в случае, предусмотренном частью 3 статьи 451 настоящего Федерального закона. (Пункт введен – Федеральный закон от 22.12.2014 № 447-ФЗ)

3. Общедоступные сведения о правах и об ограничениях (обременениях) прав на недвижимое имущество, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, считаются внесенными в государственный кадастр недвижимости. (Часть введена – Федеральный закон от 23.07.2013 № 250-ФЗ)

(Положения статьи действуют до 31 декабря 2016 года включительно – Федеральный закон от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

(Утратила силу – Федеральный закон от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

(Утратила силу – Федеральный закон от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

(Утратила силу – Федеральный закон от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

(Введена – Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ; утратила силу – Федеральный закон от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

(Утратила силу – Федеральный закон от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

(Введена – Федеральный закон от 13.07.2015 № 244-ФЗ; утратила силу – Федеральный закон от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

221 ФЗ о кадастре недвижимости – простым языком

Оставлять комментарии могут только члены нашего СРО, пожалуйста авторизируйтесь. Начните обсуждение, вы будете первым.

221 федеральный закон о кадастре недвижимости

Результативность управления любыми земельными ресурсами, в первую очередь, связана с наличием информации о земле, ее характеристиках и актуальных изменениях. Земля, если рассматривать ее в государственных масштабах, это недвижимое имущество, поэтому первоочередное значение имеют ее правовые характеристики, а именно: «Кто принадлежат правами на эту землю? Каковы границы участка? Какими правами и обязанностями обладает собственник?». Функциями источника такой информации в России является Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Этот нормативный документ не только позволяет определить субъекты (землепользователи) и объекты (земельные участки), их правовой режим, но и устанавливает фундаментальные основы деятельности всей кадастровой сферы.

Данный Закон ввел в область недвижимого имущества профессию «кадастровый инженер». Это своего рода исторический документ, позволяющий не просто осуществлять кадастровый учет и формировать конкретные требования к компетенции кадастровых инженеров, но и направлять сам процесс развития всей системы недвижимого имущества в России.

В рамках Закона о кадастре даются определения объекту кадастрового учета, правовой зоне, кадастровому номеру, опорно-межевой сети и др.

221 фз

Само понятие Государственный кадастр недвижимости (ГКН) вошло на замену земельному кадастру, и включает в себя сведения не только о земельных участках, а и объектах капитального строительства, государственных и административных границах, пределах населенных пунктов и зон, обладающих особыми условиями пользования. Исключением являются недра, воздушные и морские суда. ГКН, представляя собой федеральный информационный ресурс, является общедоступным и сопоставимым со сведениями, которые содержаться в других источниках.

Федеральный закон устанавливает не только полный состав сведений ГКН (глава 2) и его разделы (реестр объектов недвижимости, кадастровые дела и карты), но и мероприятия, посредством которых поступает информация данная информация, т.е. кадастровый учет. В рамках ФЗ №221 кадастровый учет (глава 3) связывают с изменением характеристик конкретного объекта недвижимого имущества: создание такого участка, изменение границ, снятие с учета. Каждый из этих моментов имеет свои нюансы и, соответственно, сроки, порядок предоставления сведений. Все это в полной мере прописано в нормативном документе. К тому же описываются меры по исправлению технических и кадастровых ошибок (ст.28), допущенных в процессе осуществления кадастрового учета.

Читайте также:
Кто из работников может выбирать время отпуска в приоритетном порядке

Обратите внимание, что именно глава 4 и последующие посвящены деятельности кадастровых инженеров (ст.29), обеспечивающих подготовку документов необходимых для кадастрового учета.

Здесь определяются основания дающие права специалисту осуществлять свою работу (в том числе наличие квалификационного аттестата), а также устанавливаются формы контроля за работой кадастрового инженера. Одной из них является членство в саморегулируемой организации (ст.34). Таким образом, СРО кадастровых инжеров вправе представлять законные интересы членов их организаций, устанавливать определенные обязательства и правила, необходимые для профессиональной деятельности кадастровых инженеров, контролировать выполнение работ и т.д.

В соответствии с Законом о кадастре, в результате кадастровых работ (ст.37) кадастровый инженер предоставляют межевой и технический план, акт обследования. Также с недавних пор к кадастровой деятельности относят и оказание установленных законом услуг (Глава 4.2 статья 1). Важным моментов для осуществления кадастрового учета является проведение комплексных работ (те же работы, только в отношении связанных между собой участков или кварталов): они не только сокращают расходы, но и сводят к минимуму количество кадастровых ошибок. Проведение таких системных работы имеют свои особенности, поэтому им в Законе о кадастре посвящена отдельная глава (4.1).

Конечно, как и любой другой, Закон о кадастре имеет свои пробелы и неточности, очень часто возникают спорные ситуации, требующие профессионального урегулирования. Для этого, если вы являетесь членом нашей Ассоциации «Гильдия кадастровых инженеров» или любой другой СРО, вы можете обратиться за юридической консультацией или найти нужную информацию у нас на сайте.

Очевидны проблемы с качеством самой кадастровой информации, особенно ее полноты, достоверности и отсутствия каких-либо гарантий со стороны государства. Все еще сохраняются проблемы с получением сведений в той форме и содержании, которые будут соответствовать запросам со стороны профессиональных сообществ.

Однако российское законодательство не стоит на месте и уже сейчас вступают в силу изменения в нормативные акты, регулирующие кадастровую деятельность, которые позволят сгладить не только технические моменты в работе кадастровых инженеров, но и упорядочить всю систему ГКН.

Надеюсь, что статья по 221 федеральному закону о кадастре была полезна для вас, задавайте вопросы в поле для комментариев и мы постараемся ответить вам.

Основные нюансы ФЗ № 221 «О государственном кадастре недвижимости»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О кадастровой деятельности*

(с изменениями на 30 декабря 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);

Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 346-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.12.2011);

Федеральным законом от 8 декабря 2011 года N 423-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.12.2011);

Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 43-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.04.2013);

Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 210-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.07.2014) (изменения вступили в силу со дня государственной регистрации в связи с ликвидацией Корпорации. Срок ликвидации Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта – 20 марта 2015 года – см. распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 марта 2015 года N 341-р);

Федеральным законом от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.10.2014, N 0001201410230005) (о порядке вступления в силу см. статью 18 Федерального закона от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ);

Федеральным законом от 22 октября 2014 года N 318-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.10.2014, N 0001201410230001);

Федеральным законом от 4 ноября 2014 года N 335-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.11.2014, N 0001201411050050);

Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 447-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.12.2014, N 0001201412230018) (о порядке вступления в силу см. статью 5 Федерального закона от 22 декабря 2014 года N 447-ФЗ);

Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 486-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2014, N 0001201412290018);

Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2014, N 0001201412310124) (вступил в силу с 1 апреля 2015 года);

Федеральным законом от 28 февраля 2015 года N 18-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.02.2015, N 0001201502280003);

Федеральным законом от 6 апреля 2015 года N 79-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.04.2015, N 0001201504070016);

Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 184-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.06.2015, N 0001201506300083) (о порядке вступления в силу см. статью 3 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 184-ФЗ);

Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.07.2015, N 0001201507010001) (вступил в силу с 1 октября 2015 года);

Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 213-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130019) (о порядке вступления в силу см. статью 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 213-ФЗ);

Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130077);

Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 244-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130061);

Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 251-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130058) (вступил в силу с 1 декабря 2015 года);

Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 252-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130064) (о порядке вступления в силу см. статью 6 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 252-ФЗ);

Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 259-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130071);

Читайте также:
Доверенность на исполняющего обязанности директора: образец

Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 391-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2015, N 0001201512290062) (о порядке вступления в силу см. статью 23 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 391-ФЗ);

Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 431-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2015, N 0001201512300072) (о порядке вступления в силу см. статью 32 Федерального закона от 30 декабря 2015 года N 431-ФЗ);

Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 452-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2015, N 0001201512300122) (о порядке вступления в силу см. статью 4 Федерального закона от 30 декабря 2015 года N 452-ФЗ);

Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 95-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.04.2016, N 0001201604050052);

Федеральным законом от 26 апреля 2016 года N 108-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.04.2016, N 0001201604260053);

Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.05.2016, N 0001201605020007) (о порядке вступления в силу см. статью 20 Федерального закона от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ);

Федеральным законом от 23 июня 2016 года N 221-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.06.2016, N 0001201606230076) (вступил в силу с 1 сентября 2016 года);

Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 265-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040051) (о порядке вступления в силу см. статью 12 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 265-ФЗ);

Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040165) (о порядке вступления в силу см. статью 32 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ);

Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.07.2017, N 0001201707300007) (о порядке вступления в силу см. статью 55 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ);

Федеральным законом от 28 февраля 2018 года N 36-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.02.2018, N 0001201802280028);

Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 308-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.08.2018, N 0001201808030058);

Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 538-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2018, N 0001201812280035) (вступил в силу с 1 июля 2019 года);

Федеральным законом от 6 марта 2019 года N 22-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.03.2019, N 0001201903060019);

Федеральным законом от 17 июня 2019 года N 150-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.06.2019, N 0001201906170047);

Федеральным законом от 2 августа 2019 года N 267-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.08.2019, N 0001201908020036);

Федеральным законом от 22 декабря 2020 года N 445-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.12.2020, N 0001202012220013) ;

Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 494-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2020, N 0001202012300039);

Федеральным законом от 5 апреля 2021 года N 79-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.04.2021, N 0001202104050040) (вступил в силу с 1 сентября 2021 года) ;

Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 120-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.04.2021, N 0001202104300103) (о порядке вступления в силу см. статью 18 Федерального закона от 30 апреля 2021 года N 120-ФЗ);

Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.06.2021, N 0001202106110081) (о порядке вступления в силу см. статью 138 Федерального закона от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ) ;

Федеральным законом от 30 декабря 2021 года N 449-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2021, N 0001202112300111) (о порядке вступления в силу см. статью 14 Федерального закона от 30 декабря 2021 года N 449-ФЗ).

* Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.

Принят
Государственной Думой
4 июля 2007 года

Одобрен
Советом Федерации
11 июля 2007 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее – кадастровые отношения).

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

4. Кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее – кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее – кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее – кадастровый инженер).

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 452-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

4_1. Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также – объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.

(Часть дополнительно включена с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 452-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

4_2. При выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. В случае, установленном настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.

Читайте также:
ПФР Республика Кабардино-Балкария, Терский район, Терек, ул. Пушкина, 146: официальный сайт, адрес, телефоны, часы работы

(Часть дополнительно включена с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 452-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 23 марта 2021 года Федеральным законом от 22 декабря 2020 года N 445-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Статья 2. Правовая основа регулирования кадастровых отношений

Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Статья 3. Орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости

Статья 3_1. Передача осуществления полномочий органа кадастрового учета органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Статья 3_2. Орган, осуществляющий федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и ведение государственного реестра саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, государственного реестра кадастровых инженеров

Федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее – федеральный государственный надзор) и ведение государственного реестра саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, ведение государственного реестра кадастровых инженеров осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее – орган федерального государственного надзора).

(Статья дополнительно включена с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 452-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

ФЗ №221 «О кадастровой деятельности»

Принят Государственной Думой 4 июля 2007 года. Одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года.

Скачать ФЗ для ознакомления: «О кадастровой деятельности» (от 01.01.2017 года).

Настоящий закон регулирует отношения по ведению государственного кадастра недвижимости и кадастровой деятельности, кадастровыми инженерами.

Чаще всего у нас заказывают:

Возможно, Вас также заинтересуют другие материалы:

Постановление от 29 декабря 2015 года N 1481. О внесении изменений в Положение о Федеральной службе государственнойрегистрации, кадастра и картографии. Скачать постановление для.

Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке в форме электронного документа или на бумажном носителе (с изменениями на 13 октября 2016 года)

Об утверждении административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги “Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства”

Правительство Российской Федерации Постановление от 1 июня 2009 года N 457 О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (с изменениями на 11 октября 2016 года) .

Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации. Принят Государственной Думой 24 июня 2016 года. Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года.

Выполним любой объем работ в соответствии ФЗ, ПП, СНИП, ГОСТ и СП. Подпишем прозрачный договор с ТЗ, Сметой и Сроками.

Во сколько обходятся ошибки кадастровых инженеров?

Гарантируем 100% качество выполнения работ. Сотрудничая с инженерами ГЕОМЕР ГРУПП, вы исключаете риски и убытков!

В наше время существуют много компаний, предлагающих комплексные инженерные изыскания, кадастровые, проектировочные работы, но без наличия квалифицированных кадров умеющих работать со специализированным оборудованием, программным обеспечением и опытом позволяющим решить задачу. Основное и единственное преимущество таких исполнителей — это низкая цена и работа в одностороннем порядке «сделал-сдал-забыл».

В результате вы тратите средства, время и силы на поиски другой компании которая будет переделывать, исправлять последствия ошибок.

Будьте внимательны при выборе компании или специалиста и помните что не существует Быстро-Дешево-Качественно, всегда какой нибудь из пунктов будет страдать!

менеджеры, кадастровые инженеры, помощники инженеров, инженеры-геодезисты, инженеры-геологи, инженеры-экологи, проектировщики

менеджеры, кадастровые инженеры, помощники инженеров, инженеры-геодезисты, инженеры-геологи, инженеры-экологи, проектировщики

Особенности сотрудничества с компанией “Геомер Групп”:

  1. Штат состоит из опытных геодезистов и кадастровых инженеров, имеющих допуск СРО;
  2. заказ начинает выполняться в день обращения клиента;
  3. для замеров используются только современные высокоточные приборы, прошедшие ежегодную проверку и имеющие лицензии;
  4. проведение изысканий всех уровней сложности;
  5. выполнение инженерных задач в максимально сжатые сроки;
  6. приемлимые цены, которые отражены в прайсе, находящемся в общем доступе.

Вы получаете не только качественное исполнение проекта, но и материальную компенсацию в случае некачественного или неполного выполнения работ

Аттестат кадастрового инженера Гриценко Валерии - ГЕОМЕР ГРУПП

Аттестат кадастрового инженера Дёжиной Анны - ГЕОМЕР ГРУПП

Аттестат кадастрового инженера Насибова Дениса - ГЕОМЕР ГРУПП

Аттестат кадастрового инженера Чумакова Павла - ГЕОМЕР ГРУПП

Выписка из СРО на право выполнения инженерных-изысканий

Выписка из СРО на право выполнения инженерных-изысканий

Свидетельство о допуске к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства

Свидетельство СРО Насибов Денис ГЕОМЕР ГРУПП

Свидетельство СРО Дежина Анна ГЕОМЕР ГРУПП

Отвечает за развитие компании – привлечение партнеров, открытие новых направлений и услуг. Осуществляет руководство финансовой деятельности. Ведет контроль за соблюдением законности в деятельности компании и качественного выполнения должностных обязанностей специалистов. Организация работы компании с целью достижения эффективного взаимодействия с клиентами. Принимает участие в поиске специалистов и формировании штата сотрудников.

Оператор БПЛА, выполнение топографических съемок площадных, линейных объектов с помощью БПЛА и геодезическими приборами, составление картопланов различных масштабов, создание ортофото ЦММ ЦМР, выполнение исполнительных съемок, создание реперных сетей, вынос зданий и сооружений в натуру. Геодезическая съемка при межевании земель, судебные экспертизы по земельным вопросам, съемка границ сооружений для постановки кадастровый учет. Внутренние обмеры зданий, строений, изготовление поэтажных планов и экспликаций. Осуществление контроля за состоянием геодезических приборов, средств линейных измерений, правильностью их хранения и эксплуатации. Знание и практическое применение нормативно-правовых документов и законодательной базы, связанных с профессиональной деятельностью. Высшее образование Казанский (Приволжский) федеральный университет, специальность – астрономогеодезия.

Читайте также:
Договор аутстаффинга: что это, понятие и отличия от аутсорсинга

Работа с VIP-клиентами. Юридическое сопровождение земельно-имущественных отношений на правительственных объектах в рамках длительной командировки в ДФО (комплексный due diligence, кадастровая деятельность, работа по созданию особо охраняемой территории, землеустроительная экспертиза, исправление реестровых ошибок, лесная амнистия, внесение изменений в документацию территориального планирования, взаимодействие с органами государственной и муниципальной власти. Любые виды межевания, включая составление описаний санитарно-защитных зон. Подготовка экспертных судебных заключений. Проведение конференций для председателей СНТ. Разработчик и руководитель социального Информационно-правового проекта «Народное право на землю», направленного на повышение правовой грамотности населения в сфере земельных отношений, включая земельный кадастр, повышение патриотического сознания граждан. Высшее образование Балтийский федеральный университет им. И.Канта, Калининград. Аттестат КИ 39-2011-68-Э

Анализ документации предоставленной заказчиками. Полевые измерения и выполнение топографических съемок площадных и линейных объектов, GPS измерений, вынос границ земельного участка, межевание, обмеры зданий, строений, сооружений. Формирование межевых планов всех типов и технических планов, изготовление поэтажных планов, акты обследования, схемы расположения на кпт. Взаимодействие с органами власти и кадастровыми инженерами компании. Участие в переговорах и совещаниях. Заключение договоров. Анализ нормативно-правовых актов и действующего законодательства в сфере кадастровых отношений (Земельный кодекс, Гражданский кодекс, Градостроительный кодекс, Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»., Федеральный закон . «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», постановления Правительства и города Москвы и др.) Высшее образование “Московский государственный университет геодезии и картографии” (МИИГАиК) – землеустройство и кадастр.

Осуществление выездов и выполнение полевых измерений. Работа с межевыми и техническими планами. Выполнение топографических съемок, GPS измерений, вынос границ земельного участка. Осуществление контроля за состоянием геодезических приборов, средств линейных измерений, правильностью их хранения и эксплуатации. Знание и практическое применение нормативно-правовых документов и законодательной базы, связанных с профессиональной деятельностью. Средне техническое образование Геолого разведочный техникум (ГБПО МО). Специальность – прикладная геодезия.

Геодезическое обеспечение строительства. Контроль качества выполнения строительно-монтажных работ. Камеральная обработка данных съемок, оформление исполнительных схем. Участие в сдаче объекта, геодезический контроль на всех этапах строительства. Выполнение топографических съемок площадных и линейных объектов, GPS измерений, вынос границ земельного участка, разбивка осей зданий. Работа с межевыми и техническими планами. Осуществление контроля за состоянием геодезических приборов, средств линейных измерений, правильностью их хранения и эксплуатации. Составление поэтажных планов и экспликаций. Закладка пунктов ГРО. Знание и практическое применение нормативно-правовых документов и законодательной базы, связанных с профессиональной деятельностью. Высшее образование Тверской государственный технический университет, специальность – инженер городского кадастра.

Формирование межевых планов всех типов (в том числе многоконтурные участки, линейные объекты), технических планов (здания, части здания, помещения, части помещения, сооружения, в т.ч. линейные), изготовление поэтажных планов, акты обследования, схемы расположения на кпт.
Взаимодействие с органами власти. Регистрация проектной документации в ИСОГД, получения разрешения на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, изменение/присвоение адреса объекта недвижимости и другие. Анализ нормативно-правовых актов и действующего законодательства в сфере кадастровых отношений (Земельный кодекс, Гражданский кодекс, Градостроительный кодекс, Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»., Федеральный закон . «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», постановления Правительства и города Москвы и др.) Высшее образование Государственный университет по землеустройству, специальность – землеустройство. Аттестат КИ 77-14-190.

Ведение исполнительной и рабочей документации. Работа с межевыми и техническими планами. Выполнение топографических съемок площадных и линейных объектов, GPS измерений, выноса границ земельного участка, разбивка осей зданий. Осуществление контроля за состоянием геодезических приборов, средств линейных измерений, правильностью их хранения и эксплуатации. Организация работы специалистов, контроль исполнения работ. Проведения технической инвентаризации, составление схем после проведения измерений. Закладка пунктов ГРО. Знание и практическое применение нормативно-правовых документов и законодательной базы, связанных с профессиональной деятельностью. Высшее образование Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК). Специальность – прикладная геодезия.

Ведение исполнительной и рабочей документации. Работа с техническими и межевыми планами. Выполнение топографических и аэрофотосъемок площадных и линейных объектов, GPS измерений, выноса границ земельного участка, разбивка осей зданий. Осуществление контроля за состоянием геодезических приборов, средств линейных измерений, правильностью их хранения и эксплуатации. Организация работы специалистов, контроль исполнения работ. Проведения технической инвентаризации, составление схем после проведения измерений. Закладка пунктов ГРО. Знание и практическое применение нормативно-правовых документов и законодательной базы, связанных с профессиональной деятельностью. Высшее образование Государственный университет по землеустройству, специальность – землеустройство.

Закон «О кадастре» 221

Недвижимое имущество по праву считается одним из самых твердых видов «валюты». Но ее нужно регистрировать, и вносить в государственный кадастр недвижимости. Урегулирование всех этих вопросов происходило на основании Федерального Закона под номером 221. Но, с 1 января 2017 года он был включен в состав ФЗ 218 О государственной регистрации недвижимости. Какие изменения это повлекло? Рассмотрим подробнее Закон о Кадастре с 1 января 2017 года.

Описание закона

В 218 ФЗ (бывший федеральный закон 221) описывается порядок урегулирования вопросов, связанных с государственной регистрацией объектов недвижимости и земельных участков. В законе о кадастре речь идет о кадастровой деятельности, которую, на основании статьи 29, может проводить только официально уполномоченное лицо — кадастровый инженер.

В 221 ФЗ «о государственном кадастре недвижимости», вошедшем в состав 218 ФЗ, обращается внимание на принципы единых методик и технологий проведения процедуры регистрации недвижимого имущества, для придания ему законного статуса. В число рассматриваемых законом 221 объектов входят земельные участки, здания, сооружения, неоконченные постройки и пристройки, и прочие объекты недвижимости, которые необходимо внести в государственный кадастр.

Последние изменения закона «О кадастре»

Главное изменение, произошедшее с ФЗ 221 о кадастре — внесение закона в состав ФЗ 218, с 1 января 2017 года, вместе с федеральным законом под номером 222. Это привело к появлению апелляционных комиссий во всех регионах РФ, которые занимаются урегулированием споров, связанных с государственным кадастром.

Читайте также:
Бинбанк: рефинансирование ипотеки других банков в 2022 году - условия и порядок проведения процедуры

В новой редакции дается уточнение к требованиям для должности кадастрового инженера:

  • членство в профильной саморегулирующейся организации;
  • гражданство РФ;
  • аттестат от национального объединения инженеров.

В результате включения ФЗ 221 в состав ФЗ 218, утратили силу следующие статьи и главы:

  • Ст. 3, гл. 1 — об органе, которым осуществлялся учет земельных участков и построек;
  • Ст. 4, гл. 1 — о передаче полномочий органа учета кадастра представителям исполнительной власти субъектов РФ;
  • Гл. 2 — отменена целиком. В ней описывалась процедура ведения государственного кадастра недвижимости;
  • Гл. 3 — отменена целиком, за исключением ст. 26.1. В ней описывался порядок государственного учета земельных участков или построек;
  • Ст. 27 — о причинах отказа в осуществлении кадастрового учета;
  • Ст. 38, гл. 4 — о процедуре оформления и составления межевого плана;
  • Ст. 41, гл. 4 — о процедуре оформления и составления технического плана;
  • Ст. 42, гл. 4 — о процедуре оформления и составления акта обследования;
  • Ст. 43, гл. 5 — по вопросу осуществления кадастрового учета за готовыми строениями и объектами строительства в переходный период;
  • Ст. 44, гл. 5 — о лицах, осуществляющих государственный учет недвижимости в переходный период;
  • Ст. 42.5, гл. 4 — о границах земельных участков;
  • Ст. 45.1, 4, 5, 6, 7, 8-15, гл. 5 — по вопросу внесения сведений, которые были получены в результате комплекса кадастровых работ, в государственный реестр, и когда они признаются недействительными.

Статьи ФЗ 221, которые были изменены в результате его внесения в ФЗ 218:

  • Ст. 1 — изменения в определении законом предмета регулирования данного Федерального Закона. Теперь это — осуществление кадастровой деятельности и регистрация прав. Термин «кадастровый учет» заменен на «регистрацию прав». Вместо ссылок на «настоящий закон», приводятся ссылки на ФЗ 218;
  • Ст. 26.1 — точное указание федерального органа исполнительной власти, который занимается урегулированием вопросов по обжалованию решений о приостановлении осуществления кадастрового учета и порядок процедуры. Например, когда и при каких условиях их можно обжаловать — после регистрации прав на недвижимость;
  • Ст. 29 — были изменены законные условия исключения кадастрового инженера из саморегулируемой организации. К ним добавлено принятие решения об осуществлении государственной регистрации, когда причины, ей препятствующие, еще не устранены.

В часть статей ФЗ 221 изменений (кроме новой терминологии) не вносилось:

  • Ст. 39, где указан порядок согласования земельных границ;
  • Ст. 40, где описываются особенности оформления акта согласования границ земельных участков.

Скачать

Закон о кадастре 221, ныне вошедший в состав ФЗ 218, претерпел ряд изменений, призванных улучшить урегулирование спорных вопросов, связанных с недвижимым имуществом и объединил все сведения о государственном кадастре учтенной недвижимости.

В новой редакции ФЗ 221 четко указываются принципы проведения процедуры, сопутствующие положения и пакет документов, предоставляемых по закону.

Чтобы избежать недоразумений и проблем при законной регистрации недвижимости, рекомендуем ознакомиться с последней редакцией ФЗ 221 в составе 218, с указанием произведенных изменений.

221 закон о кадастре в действующей редакции

Государственный кадастр недвижимости — упорядоченность данных о недвижимом имуществе, которое учитывается государством. В кадастровую область государства также входит информация о прохождении Государственной границы РФ, границах населенных пунктов, муниципального образования и между субъектами РФ.

Общие положения

Федеральный закон № 221 «О кадастровой деятельности» регулирует отношения, которые возникают в ходе реестровой деятельности.

Кадастровая деятельность — проведение работ в отношении недвижимого имущества на основании федеральных требований. Основными этапами деятельности являются:

  • Подготовка документов, связанных с недвижимым имуществом;
  • Указание кадастровых услуг.

На основании 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» инженеры определяют координаты земельных территорий, зданий, сооружения или иных объектов недвижимости, а затем делают записи в соответствующих документах.

Федеральный закон о кадастре был принят Гос Думой РФ 4 июля 2007 года. Совет Федерации одобрил внедренный законодательный проект 11 июля того же года.

Закон состоит из пяти глав:

  • Глава 1 — описываются общие положения настоящего Федерального закона;
  • Глава 2 — перечисляются способы ведения государственного кадастра недвижимости;
  • Глава 3 — описывается порядок кадастрового учета;
  • Глава 4 — описывается деятельность кадастрового учреждения и принимающих участия в ней людей;
  • Глава 5 — перечисляются заключительные положения настоящего Федерального закона.

Последние поправки

Последние изменения в закон №211 «О кадастровой деятельности» были внесены 3 июля 2016 года. Новая редакция законодательного проекта вступила в силу спустя год.

Читайте также: ФЗ 257об автомобильных дорогах последняя редакция тут:
Изменения претерпели следующие статьи:

Ст 1

Часть 1 статьи 1 была изложена в новой редакции. В ней описываются области регулирования настоящего закона и отношения, используемые в отношении принятого и измененного законодательства.

Часть 4 статьи 1 изложена в новой редакции. Она описывает понятие кадастровой деятельность и области ее применения. Была изменена формулировка в виде «государственного кадастрового учета недвижимого имущества, установленных федеральным законом».

В части 4.1 говорится о предметах, выступающих при выполнении реестровых работ. Как правило, таковыми являются:

  • Здания;
  • Сооружения;
  • Помещения;
  • Объекты незавершенного строительства;
  • Части земельной территории;
  • Сооружения;
  • Здания;
  • Помещения;
  • Иные объекты недвижимости.

Ст 2

Статья 2 была изложена в новом виде. Она описывает правовую основу регулирования кадастровых отношений. Правовой основой нормативного акта считается настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы и нормативные правовые акты, которые создаются вместе с ним.

Ст 26.1

Согласно внесенным изменениям в статью 26.1 Закона 221, при приостановлении работы, связанной с деятельностью по постановке на кадастровый учет земельных участков или объектов недвижимости может быть обжаловано в административном порядке собственником или его представителем. Доверенному лицу разрешается представлять интересы заявителя только при наличии нотариальной доверенности.

Читайте также:
Расчет доли прибыли по обособленному подразделению: пример

Заявление может быть подано и инженером реестровой деятельности, который подготовил межевой, технический план или акт обследования в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обжаловать решение в судебном порядке можно только после подачи иска о возражении в апелляционную комиссию.

В части 2 говорится о том, что обжаловать решение о приостановлении кадастровой деятельности необходимо в течение 30 дней с момента получения решения обратиться с исковым заявлением об обжаловании. Теперь подобное заявление предоставляется не в комиссию по месту нахождения органа кадастрового учета, а в комиссию по месту нахождения органа регистрации прав.

Ст 29

В пункте 7 статьи 29 Закона №221 описывается процесс стажировки для физических лиц. Стажировку осуществляет саморегулирующая организация.

В части 15 статьи 29 говорится о принятии в отказе по осуществлению кадастрового учета и государственной регистрации. Отказ может быть в случае, если основные причины, которые препятствуют проведению реестрового учета, устранены не были.

Пункт 6 части 15 этой статьи изложен в новой редакции. Здесь указываются ошибки, допущенные при осуществлении кадастрового учета. Таковыми могут быть неправильное местоположение границ земельных участков или местоположения зданий, помещений, сооружений, а также объектов незавершенного строительства.

Ст 29.1

В пункте 2 части 2 статьи 29.1 были осуществлены изменения. В нем предусматривается право на отказ от заключения договора подряда при выполнении кадастровых работ, если это неподходящий тип недвижимости для указания кадастрового учета.

В пункте 9 части 2 говорится о том, что хранить акты согласования по местоположению границ земельных территорий, которые были подготовлены при выполнении кадастровой деятельности, а также передавать их в орган регистрации стоит в сроки, установленные органом правового регулирования в области кадастровой деятельности.

Ст 29.2

В части 1 статьи 29.2 Федерального закона 221 говорится об ответственности кадастрового инженера, если он не соблюдает требования настоящего ФЗ или других нормативно-правовых актов, принятых в области кадастровых отношений. Например, в случае допущения ошибок при определении межевания территории, технического плана, записи которых регистрируются в Едином государственном реестре недвижимости, он понесет ответственность.

Ст 30

В статье 30 изменения коснулись пункта 1. Инженер вправе получать информацию об итогах профессиональной деятельности своих коллег. Для этого требуется соблюсти порядок, установленный органом нормативно-правового регулирования в области кадастровых отношений.

В пункте 13 описывается порядок предоставления в орган государственного надзора или в орган регистрации прав документов и личной информации в конкретное время (в течение пяти рабочих дней с момента поступления в саморегулируемую организацию).

В пункте 17 текущей статьи говорится об осуществлении экспертизы документов, которые были переданы в орган регистрации прав. По результатам экспертизы издается заключение, в соответствии с условиями статьи 26.1 настоящего ФЗ. Экспертиза осуществляется по запросу апелляционной комиссии или без взимания денежных средств.

Ст 30.3

В пункте 13 приводится процедура, согласно которой разрабатывается и утверждается положение о проведении экспертизы документов саморегулируемой кадастровой организации.

Ст 33

В пункте 5 статьи 33 говорится об обязанности по хранению документов, которые касаются согласования местоположения границ земельных территорий. Подобные обязанности возлагаются на работника (кадастрового инженера), который самостоятельно подготавливал документы по согласованию местоположения границ земельных территорий во время выполнения работ по кадастровому учету.

Ст 36

В пункте два описывается способ подготовки документов с целью их предоставления в орган регистрации прав. Порядок предоставления документов регулируется Федеральным законом под номером 218. Объем деятельности определяется клиентом, который заказал инженера для выполнения кадастровых работ. Заключаемый договор подряда содержит условие и обязанности кадастрового инженера, которые должны быть выполнены в определенный срок.

В п 4 говорится о стоимости выполнения кадастровых работ. Она определяется на основе договора подряда при выполнении кадастровых работ с использованием твердой сметы. Если смета подтверждается заказчиком и вместе с ним согласовывается, после чего подписывается, она приобретает юридическую силу.

Ст 37

Статья 37 была изменена. Основной целью кадастровых работ является межевой план, акт обследования или технический план.

Ст 39

В пункте 1 статьи 39 указывается, что местоположение границ земельной территории при осуществлении кадастровых работ должны быть согласованы с заказчиками и инженерами.

Согласование границ возможно на основании находящихся вблизи территорий, в том числе, если на территории расположены объекты искусственного происхождения или природные объекты.

Если границы согласовываются при участии заинтересованных лиц, им выдается разрешение на участие под роспись. Это разрешение направляется по электронной почте или через обычную почту по адресу. Лицо должно быть заинтересованно в этом. То есть это либо владелец подобной территории, либо в отношении которого были поставлены обременения.

Извещение о проведении собрания можно опубликовать только в том случае:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: