Оплата за отопление в 2022 году при наличии общедомового прибора учета

Минстрой объяснил, как платить за общедомовые нужды

Минстрой разрешил платить за содержание общего имущества в многоквартирном доме меньше нормативов — по показаниям общедомовых счетчиков.

С 1 января за общедомовые нужды платят по региональным нормативам. Некоторые управляющие компании использовали новый закон, чтобы дополнительно обогатиться за счет жильцов. Они начисляли оплату за общедомовые нужды по нормативам, даже если в доме экономили электроэнергию и воду на общие нужды.

Минстрой объяснил, когда можно платить меньше нормативов. Если расход ресурсов по общедомовому счетчику ниже нормы, оплачивать нужно только фактическое потребление.

Стоит проверить свои квитанции и разобраться с управляющей компанией.

Еще Минстрой поручил регионам учитывать технические особенности домов, даже если эти параметры не указаны в общих правилах. Например, в общих правилах нет энергосберегающих мероприятий, но их нужно принимать во внимание.

Что такое общедомовые нужды?

В многоквартирных домах есть общее имущество: подъезды, двор, лифт, домофон, подвал. Их нужно убирать, освещать и отапливать. Эти расходы пропорционально распределяются между собственниками квартир.

Платить за содержание общего имущества жильцы должны по закону. Эти платежи начисляют по умолчанию, от них нельзя отказаться. В каждом квитке за коммунальные услуги уже есть эта сумма.

Как было раньше?

До 1 января 2017 года общедомовые нужды указывались в квитанциях отдельной строкой. Управляющие компании по-разному начисляли эти платежи, а нормативы никто не регулировал. В одном доме за свет в подъезде жильцы платили по 200 рублей, а в другом — по 1000 рублей.

УК сами вписывали в квитанции счета за общедомовые нужды — без контроля и по своим схемам. А с поставщиками ресурсов рассчитывались по фактическому потреблению. Это позволяло им извлекать прибыль за счет жильцов дома. Например, сдавать лифтерную под салон красоты, а расход воды распределить между жильцами.

Или теща директора управляющей компании живет в вашем доме и не платит за свет. Ее расходы включают в квитанции других жильцов. Никто не сможет проверить начисления, поэтому все платят за соседку под видом общедомовых нужд.

И что изменилось?

С 1 января общедомовые нужды исключили из квитанций. Теперь расходы на содержание общего имущества включаются в индивидуальный счет. Например, в строке за электроэнергию указывается плата за свет в квартире и за свет в подъезде и лифте.

К 1 июня 2017 года регионы установят нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Жильцы должны оплачивать только эти нормативы. Превышение оплатит УК или ТСЖ .

Например, в одном доме УК работает хорошо: в подъездах утеплили двери, установили датчики движения и доводчики, отремонтировали кран в подвале, вставили пластиковые окна на площадках. В другом доме УК работает плохо: из окон на лестничных пролетах дует, батареи работают на полную мощность, в подвале протекают трубы, а свет у входной двери никогда не выключается. Вторая компания не сможет включить перерасход электроэнергии и воды в квитанции жильцов и сама заплатит за превышение нормативов.

Так что и кому разъяснил Минстрой?

По закону за общедомовые нужды жильцы должны платить не больше нормативов. Но нет прямого указания на то, что можно платить меньше.

Некоторые управляющие компании пользуются этим и считают общедомовые нужды по нормативам. А во многих регионах новые нормативы еще не утверждены и используются расчеты трехлетней давности.

Из-за этого для жильцов некоторых домов с датчиками движения, современными лифтами и утепленными подъездами с 1 января выросли расходы на содержание общего имущества. Например, в прошлом году управляющая компания считала общедомовые нужды по своей схеме, учитывала энергосберегающие мероприятия и фактический расход. А с этого года стала считать общедомовые нужды по нормативу — как написано в законе. Из-за неправильного толкования закона жильцам приходится платить больше.

Минстрой объяснил, что платить больше нормативов жильцы не могут, а меньше — могут. Это письмо он направил губернаторам, чтобы те навели порядок в регионах.

Считать нужно так:

  1. Снять показания общедомовых счетчиков.
  2. Посчитать объем услуг по индивидуальным счетчикам.
  3. Найти разницу между общим и индивидуальным потреблением.
  4. Сравнить разницу с нормативом.
  5. Если разница больше, между жильцами распределяется только норматив. Остальное оплачивает УК .
  6. Если разница меньше, жильцы платят только за фактическое потребление.
Читайте также:
Протокол об административном правонарушении составляется в течение какого времени

Если в доме нет общих счетчиков, то и узнать фактический расход нельзя. Тогда нужно платить по нормативам.

Где брать эти нормативы?

Нормативы устанавливают региональные власти. Во всех регионах новые нормативы должны рассчитать до 1 июня 2017 года. Если новых нормативов нет, используются те, которые действовали на 1 ноября 2016 года.

Например, в Удмуртии для некоторых видов общедомовых услуг действуют нормативы 2013 года. В Белгородской области нормативы установили в 2015 году. А в Московской области — в октябре 2016 года.

Нормативы зависят от технических особенностей многоквартирного дома: года постройки, этажности, вида отопления, размера ванн, наличия унитазов и центральной канализации.

В письме губернаторам Минстрой поручил учитывать при расчете нормативов даже те параметры, которых нет в общих правилах.

Например, в одном кирпичном доме с центральным водоснабжением и канализацией установлены датчики движения, энергосберегающие лампочки и терморегуляторы. В другом таком же доме через дорогу всегда горит свет на площадках, входная дверь может быть открыта даже зимой, а батареи в подъезде включены на полную мощность до 10 апреля. Или в одном доме есть маленький двор с детскими качелями и песочницей, а в соседнем дворе жильцы разбили клумбы, установили фонтан и теперь расходуют много воды.

Жильцы таких домов должны платить за общие коммунальные услуги по разным нормативам. Региональные власти это учтут и пересчитают показатели.

А если для нашего дома ничего не пересчитают? Что тогда делать?

Обратитесь в управляющую компанию. Она может выступить с инициативой о пересчете нормативов. УК , ТСЖ и жилищные кооперативы имеют такое право по закону.

Несколько управляющих компаний могут подать коллективное заявление на расчет норматива даже для отдельных домов.

Например, в регионе всего пять домов с инновационными технологиями. В них используют солнечную энергию для освещения двора, а сточные воды очищают и поливают ими клумбы. По умолчанию для таких домов власти не рассчитают отдельные нормативы. Но если управляющая компания обоснует запрос, могут рассчитать.

Как понять, что я не переплачиваю за содержание общего имущества?

Точный расчет предоставит управляющая компания. Если квитанция за январь уже пришла, попросите предоставить показания общедомовых счетчиков и расчет по нормативу. Это можно сделать лично или на собрании собственников.

Если оплату за общедомовые нужды вам начислили по нормативу, а фактическое потребление в январе было меньше — настаивайте на пересчете по рекомендациям Минстроя.

Если фактический расход коммунальных услуг на содержание общего имущества больше норматива, разницу должна оплатить УК : эту сумму нельзя учитывать в квитанциях жильцов.

А можно как-то снизить расходы на содержание общего имущества?

Это обязанность управляющей компании. Она должна делать так, чтобы в доме было светло, тепло и чисто, но жильцы не переплачивали за коммуналку.

Например, можно использовать в подъездах светодиодные лампочки и датчики движения, чтобы экономить электроэнергию. Если установить доводчик на входную дверь, она не будет открыта зимой — уменьшатся теплопотери. В доме должен быть общедомовой счетчик, чтобы платить за фактический расход, а не по нормативам. За всё это должна отвечать ваша управляющая компания.

Лифты, систему отопления, водоснабжения и канализации нужно обслуживать вовремя. Тогда они меньше ломаются. Если в подъезде прорвет трубу, за перерасход сверх норматива заплатят жильцы.

Смените управляющую компанию, если она плохо работает или не слушает рекомендации Минстроя. Если УК нарушает договор, его можно расторгнуть. Либо можно провести общее собрание собственников и в течение 5 дней уведомить УК о расторжении договора, даже если нарушений нет.

Мы хотим выкопать во дворе дома бассейн. А еще мы любим, чтобы на всех этажах круглосуточно горел свет. Жильцы все равно будут платить по нормативу, а перерасход — за счет УК ?

Необязательно. На общем собрании жильцов можно добровольно повысить нормативы за содержание общего имущества.

Читайте также:
Скачать шаблон документа "Уточненное исковое заявление о взыскании алиментов".

Есть элитные дома, в которых объем коммунальных услуг всегда больше нормативов, и жильцы не против оплачивать это превышение. Например, они хотят, чтобы в подъездах и на стоянке всю ночь горели лампочки, даже если там никого нет. Или оборудовали в вестибюле комнату, в которой моют лапки собачкам после улицы.

Собственники квартир подпишут общее решение и будут добровольно платить за электроэнергию и воду больше нормативов, чтобы не перекладывать свои расходы на управляющую компанию.

Мосжилинспекция информирует об уточнении порядка расчета платы за отопление в домах с индивидуальными тепловыми пунктами и счетчиками тепла

Начислять плату за отопление стали по-новому в домах, которые имеют свой тепловой пункт, общий прибор учета и квартирные счетчики тепла.

В июле 2021 года Правительство Российской Федерации внесло изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее – Правила) в соответствии с требованиями Конституционного Суда Российской Федерации, которые вступили в силу с 10.08.2021 г. В основном эти изменения коснулись порядка расчета платы за отопление, которое в общей структуре квитанции ЖКХ занимает достаточно весомое место.

Изменения определяют расчет платы за отопление в случае, если:

– многоквартирный дом подключён к централизованным сетям теплоснабжения через индивидуальный тепловой пункт (ИТП);

– дом оснащён общедомовым прибором учета (ОДПУ);

– хотя бы в некоторых помещениях установлены индивидуальные счётчики тепла (ИПУ).

При таких условиях исполнитель коммунальной услуги отопление должен применять порядок расчета платы потребителям в соответствии с пунктом 42(1) Правил для централизованного отопления, с учетом показаний ОДПУ и ИПУ за предыдущий год с использованием общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома с последующей корректировкой размера платы в первом квартале следующего года по фактическому расходу тепловой энергии за прошедший год.

При этом объём тепловой энергии для отопления определяется как разность объёма ресурса по показаниям ОДПУ и произведения объёма тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления ГВС согласно нормативу, и объёма горячей воды, потреблённой в помещениях дома и на общедомовые нужды согласно нормативу, при условии совокупного учета тепловой энергии ОДПУ в целях отопления и горячего водоснабжения.

Также внесенные изменения в Правила устанавливают порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения), с использованием оборудования, входящего в состав общедомового имущества.

При этом в случае отсутствия показаний приборов учета тепловой энергии размер платы за отопление определяется исходя из объема использованного коммунального ресурса, распределенного пропорционально площади жилого или нежилого помещения, согласно формуле 18 Приложения №2 Правил.

При наличии прибора учета тепловой энергии, установленного на оборудовании входящего в состав общего имущества, а также при наличии хотя бы одного индивидуального прибора учета размер платы за отопление определяется с учетом показаний указанных приборов учета тепловой энергии за предыдущий год в соответствии с формулой 18.1 Приложения №2 Правил с последующей корректировкой один раз в год по фактическому расходу тепловой энергии за прошедший год при условии начислении платы в течение календарного года.

Ранее порядок расчета платы за отопление в домах с индивидуальными тепловыми пунктами и помещениями, оснащенными индивидуальными приборами тепла, не был конкретизирован в рамках применимых формул, которые необходимо использовать, с учетом наличия/отсутствия самостоятельного производства коммунальной услуги «отопление» (централизованной/децентрализованной системой теплоснабжения).

Также расчет размера платы за отопление с учетом показаний ИПУ тепловой энергии при самостоятельном производстве услуги отопления был возможен лишь в случае наличия таких приборов учета во всех помещениях многоквартирного дома.

Внесение данных изменений позволило устранить пробел в правовом регулировании и привести порядок расчета платы в соответствие принципам равенства и справедливости.

Читайте также:
Договор мены квартиры на долю в праве общей долевой собственности на квартиру с доплатой с рассрочкой платежа

Оплата за отопление в 2022 году при наличии общедомового прибора учета

IV. Расчет размера платы за коммунальную услугу

по отоплению и (или) горячему водоснабжению,

предоставленную за расчетный период потребителю

в жилом помещении (квартире) или нежилом помещении

при самостоятельном производстве исполнителем

в многоквартирном доме коммунальной услуги

по отоплению и (или) горячему водоснабжению

(при отсутствии централизованного теплоснабжения

и (или) горячего водоснабжения)

20. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 18:

– объем (количество) v-го коммунального ресурса (тепловая энергия, газ или иное топливо, электрическая энергия, холодная вода), использованного за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода в порядке, установленном пунктом 54 Правил, а при оплате равномерно в течение календарного года установленный исходя из среднемесячного объема расхода такого коммунального ресурса, использованного при производстве коммунальной услуги по отоплению за предыдущий год;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

(см. текст в предыдущей редакции)

Si – общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

S об – общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме;

– тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс (тепловая энергия, газ или иное топливо, электрическая энергия, холодная вода), использованный за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.2015 N 129, от 22.05.2019 N 637)

(см. текст в предыдущей редакции)

20(1). Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, в котором прибор учета тепловой энергии установлен на оборудовании, входящем в состав общего имущества в многоквартирном доме, с использованием которого была произведена коммунальная услуга по отоплению, и индивидуальные и (или) общие (квартирные) приборы учета тепловой энергии установлены в жилых и (или) нежилых помещениях в многоквартирном доме, определяется по формуле 18(1):

– удельный расход v-го коммунального ресурса (газ или иное топливо, электрическая энергия), использованного в целях производства коммунальной услуги по отоплению, определяемый по формуле 18(2):

– объем (количество) v-го коммунального ресурса (газ или иное топливо, электрическая энергия), использованного за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода в порядке, установленном пунктом 54 Правил, а при оплате равномерно в течение календарного года установленный исходя из среднемесячного объема расхода такого коммунального ресурса, использованного при производстве коммунальной услуги по отоплению за предыдущий год;

Qгв + Qот – количество произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяемое в соответствии с пунктом 54 Правил при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям прибора учета тепловой энергии, установленного на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению, а при оплате равномерно в течение календарного года – исходя из среднемесячного объема, определенного по показаниям такого прибора за предыдущий год;

Vi – объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, определяемый в соответствии с пунктом 3(1) настоящего приложения;

V д – объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный прибором учета тепловой энергии, установленным на оборудовании, входящем в состав общего имущества в многоквартирном доме, с использованием которого была произведена коммунальная услуга по отоплению;

Читайте также:
Временная регистрация иностранных граждан, лиц без гражданства и российских граждан и правила проверки подлинности регистрации

Si – общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

Sоб – общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме;

– тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс (газ или иное топливо, электрическая энергия), использованный за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению, установленный (определенный) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(п. 20(1) в ред. Постановления Правительства РФ от 31.07.2021 N 1295)

(см. текст в предыдущей редакции)

20(2). Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 18(1), при оплате равномерно в течение календарного года корректируется один раз в год исполнителем по формуле 18(3):

Pкр.i – размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 18(1) за прошедший год исходя из показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета тепловой энергии в i-м жилом или нежилом помещении и показаний прибора учета тепловой энергии, установленного на оборудовании, входящем в состав общего имущества в многоквартирном доме, с использованием которого была произведена коммунальная услуга по отоплению;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2018 N 1708)

(см. текст в предыдущей редакции)

Pпр.i – размер платы за коммунальную услугу по отоплению, начисленный за прошедший год потребителю в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный в соответствии с формулой 18(1), предусмотренной настоящим приложением, исходя из среднемесячного потребления тепловой энергии за предыдущий год.

(п. 20(2) введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

21. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную за расчетный период в j-й принадлежащей потребителю (находящейся в его пользовании) комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире, согласно пункту 50 Правил определяется по формуле 19:

– размер платы за коммунальную услугу по отоплению за расчетный период, определенный в соответствии с пунктом 54, предусмотренным настоящим приложением, для i-й коммунальной квартиры;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

(см. текст в предыдущей редакции)

Sj.i – жилая площадь j-й принадлежащей потребителю (находящейся в его пользовании) комнаты (комнат) в i-й коммунальной квартире;

– общая жилая площадь комнат в i-й коммунальной квартире.

22. Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 20:

– объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:

в жилом помещении – исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

в нежилом помещении – из расчетного объема горячей воды, потребленной в нежилых помещениях, определяемого в соответствии с пунктом 43 Правил;

T хв – тариф на холодную воду, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При наличии коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяется по формуле 20.1:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

(см. текст в предыдущей редакции)

V кр – объем v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома;

Читайте также:
За нарушение изготовителем техрегламентов в целях выгоды могут ввести штраф

Qгв + Qот – количество произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяемое в соответствии с пунктом 54 Правил;

– норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

T кр – тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2019 N 637)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 22 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2015 N 129)

(см. текст в предыдущей редакции)

22(1). Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется по формуле 20.2:

– объем горячей воды, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение, определяется:

при наличии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды – по формуле 12, предусмотренной настоящим приложением;

при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды – исходя из норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды;

при наличии коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, подаваемой в многоквартирный дом в целях предоставления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, – по формуле 11.2, предусмотренной настоящим приложением.

(п. 22(1) введен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 N 129)

22(2). В случае отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета горячей воды при наличии обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 20(3):

Kпов – повышающий коэффициент, величина которого принимается равной 1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем предоставлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета горячей воды, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт;

– объем потребленной за расчетный период в i-м жилом помещении горячей воды, определенный исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

Т хв – тариф на холодную воду, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При наличии коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяется по формуле 20(1).

(п. 22(2) введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

23. Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в j-й принадлежащей потребителю (находящейся в его пользовании) комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире, согласно пункту 50 Правил определяется по формуле 21:

– размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за расчетный период, определенный в соответствии с формулой 20, предусмотренной настоящим приложением, для i-й коммунальной квартиры;

nj.i – количество граждан, постоянно и временно проживающих в j-й принадлежащей потребителю (находящейся в его пользовании) комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире;

Читайте также:
Абдулино - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

ni – количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-й коммунальной квартире.

23(1). Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для j-й комнаты i-го жилого помещения (квартиры) определяется по формуле 21.1:

– размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры), определенный в соответствии с формулой 20.2, предусмотренной настоящим приложением;

Sji – площадь j-й комнаты в i-й коммунальной квартире;

Si – суммарная площадь жилых комнат в i-й коммунальной квартире.

(п. 23(1) введен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 N 129)

23(2). В случае отсутствия общего (квартирного) прибора учета горячей воды при наличии обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в j-й принадлежащей потребителю (находящейся в его пользовании) комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире, согласно пункту 50 Правил определяется по формуле 21(1):

Кпов – повышающий коэффициент, величина которого принимается равной 1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем предоставлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общего (квартирного) прибора учета горячей воды, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт;

– размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за расчетный период, определенный в соответствии с формулой 20, предусмотренной настоящим приложением, для i-й коммунальной квартиры;

nji – количество граждан, постоянно и временно проживающих в j-й принадлежащей потребителю (находящейся в его пользовании) комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире;

ni – количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-й коммунальной квартире.

В Госдуму внесен законопроект, изменяющий порядок учета потребления тепла в многоквартирных домах

Один из экспертов «АГ» указал, что в случае принятия поправок будут исключены ситуации, когда собственники помещений в многоквартирных домах переплачивают за услуги, которые им фактически не оказывались, либо оказывались в меньшем объеме. Второй эксперт отметил, что при сопоставлении действующей и предлагаемой в законопроекте редакции ч. 1 ст. 157 ЖК сложно понять, каким образом изменяется регулирование исчисления платы за коммунальные услуги.

В Госдуму внесен законопроект № 620233-7, которым предлагается уточнить порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме. Как указано в пояснительной записке, законопроект направлен на реализацию положений постановления Конституционного Суда от 10 июля 2018 г. № 30-П, о котором ранее писала «АГ».

Тогда КС отметил, что ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, позволяя рассчитывать размер платы за потребляемые коммунальные услуги исходя из их объема, который определяется по показаниям приборов учета, не разделяет значение общедомовых и индивидуальных приборов и тем самым порождает неопределенность, создающую возможность нарушения конституционных параметров в регулировании данного вопроса правительством. Суд признал данную норму неконституционной и постановил внести соответствующие изменения в правовое регулирование.

Конституционный Суд признал законоположения, ставящие собственников жилья, имеющих индивидуальные тепловые счетчики, в худшее положение, неконституционными

Как ранее писала «АГ», поправки подготовлены Минстроем России. В законопроекте указывается, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении многоквартирного дома рассчитывается в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов с учетом площади такого помещения и объема потребленной тепловой энергии. Объем потребления предлагается определять исходя из показаний коллективного прибора учета или же показаний индивидуальных и (или) общих и коллективного приборов учета. В случае отсутствия общедомового прибора учета в многоквартирном доме объем потребления тепла предлагается определять исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, утверждаемого органом государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном правительством.

Согласно пояснительной записке, указанный порядок расчета предусмотрен в проекте постановления правительства о внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме. Это, по мнению авторов законопроекта, позволит определять плату за коммунальную услугу по отоплению с учетом потребления тепловой энергии на отопление квартиры или нежилого помещения и отопления мест общего пользования такого дома.

Читайте также:
Скорректированы контрольные соотношения для декларации по НДД

В комментарии «АГ» адвокат МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев отметил, что внесенный законопроект в полной мере соответствует позиции Конституционного Суда. Эксперт указал, что в случае его принятия окончательно разрешится вопрос порядка оплаты предоставленных коммунальных услуг и будут исключены ситуации, когда собственники помещений в многоквартирных домах переплачивают за услуги, которые им фактически не оказывались либо оказывались в меньшем объеме. «Это, в свою очередь, приведет к массовому пересмотру судами споров данной категории. В целом после пересмотра количество судебных споров между гражданами и управляющими компаниями по данным вопросам снизится до минимума», – считает Илья Прокофьев.

Адвокат отметил, что в пояснительной записке указывается на Постановление КС № 30-П, но, по его мнению, для более точного изложения самого законопроекта, а также перечня нормативно-правовых актов, подлежащих изменению в случае его принятия, необходимо также кратко изложить либо упомянуть Постановление КС от № 46-П от 20 декабря 2018 г., которым, как писала «АГ», абз. 2 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах был признан также не соответствующим Конституции.

Суд подчеркнул, что единый порядок взимания платы за коммунальную услугу по отоплению ухудшает положение ряда собственников жилья и нарушает принцип правовой определенности

Комментируя поправки, адвокат КА «ЮрПрофи» Илья Лясковский отметил, что при сопоставлении действующей и предлагаемой в законопроекте редакции ч. 1 ст. 157 ЖК сложно понять, каким образом изменяется регулирование исчисления платы за коммунальные услуги. «В действующей редакции изложена общая норма (на первый взгляд, вполне понятная), в предлагаемой – эта норма конкретизируется до крайней степени детальности в части расчета платы за одну из коммунальных услуг – отопление. Законопроект перераспределяет ставшие уже привычными уровни регулирования: Жилищный кодекс с момента введения его в действие определял лишь общие правила исчисления платы за коммунальные услуги, а возможные способы расчета объема ресурсов и формулы расчета устанавливало правительство в подзаконном акте», – указал адвокат.

Он отметил, что такая законотворческая деятельность правительства оказалась предопределена постановлением Конституционного Суда, в котором орган конституционного контроля счел ч. 1 ст. 157 ЖК порочной не по буквальному смыслу, а в силу «недомолвок» и по смыслу, придаваемому ей в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой.

«Получается, что, инициируя такую законодательную инициативу, правительство прямо исполняет предписание Конституционного Суда. Определенная казуистичность и объемность нормы в данном случае, по всей видимости, неизбежны», – посчитал Илья Лясковский.

Оплата за отопление в 2022 году при наличии общедомового прибора учета

В конце июня 2021 года Правительством РФ были внесены отдельные изменения в порядок начисления коммунальной услуги по отоплению (Постановление № 1018 от 25.06.2021 г.). Уточнены механизмы расчета при наличии в доме теплосчетчиков (индивидуальных приборов учета), а также особенности оплаты содержания мест общего пользования в части отопления.

Общие моменты по оплате отопления

Принципы оплаты за отопление, которые существовали ранее, остаются неизменными:

— расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, а плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания (п. 1 ст. 155 ЖК РФ);

— размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации (п. 36, 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354));

— в случае если коммунальная услуга по горячему водоснабжению и отоплению готовится внутри дома с помощью ИТП (или крышной котельной), то потребитель оплачивает весь объем потребленного коммунального ресурса в виде тепловой энергии и холодной воды – по факту потребленного ресурса (абз. 3 п. 40 и п. 54 Правил № 354);

Читайте также:
Расписка о возмещении ущерба как документ досудебного разбирательства

— оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов:в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года (конечное решение принимается в каждом субъекте отдельно (абз. 1 п. 42(1) и абз. 1 п. 42(2) Правил № 354).

Варианты оплаты отопления: старое и новое

Особенности оплаты отопления зависят от наличия или отсутствия приборов учета, позволяющих агрегировать объем потребленных услуг.

Все установленные в законе варианты оплаты отопления раскрываются в п. 42(1) Правил № 354.

1.Если в многоквартирном доме нет общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ), то размер платы за тепловую энергию и отопление определяется исходя из норматива, который устанавливает тарифный орган субъекта. В настоящее время все подобные нормативы имеют повышающие коэффициенты (абз. 2 п. 42(1) Правил № 354).

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но ни в одном жилом или нежилом помещении нет индивидуального теплосчетчика (ИПУ), то размер платы за коммунальную услугу по отоплению распределяется по площади каждого жилого или нежилого помещения, исходя из общего объема гигакалорий, которые потребил дом (абз. 3 п. 42(1) Правил № 354). В случае оплаты за отопление равномерно в течение календарного года, эти объемы корректируются исходя из прошлогоднего годового объема потребления.
  2. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но хотя бы одно жилое или нежилое помещение имеет ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

— на основании показаний ИПУ данного помещения;

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальнуюуслугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 4 п. 42(1) Правил № 354).

Таким образом, установка ИПУ не означает, что потребители перестают оплачивать общедомовое потребление.

Важно подчеркнуть, что установка теплосчетчиков не допускается в домах, имеющих вертикальную разводку. Это следует из п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приложением № 1 к приказу Минстроя России от 28.08.2020 г. N 485/пр.

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ и одновременно все жилые или нежилые помещения имеют ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

— по показаниям ИПУ;

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальную услугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 5 п. 42(1) Правил № 354).

В Правилах № 354 введено условие, при котором можно не оплачивать отопление на содержание общего имущества:

— если все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления;

— этот факт подтверждается технической документацией на многоквартирный дом.

В таком случае норматив потребления коммунальной услуги по отоплению принимается равным нулю (абз. 6 п. 42(1) Правил № 354).

Одновременно в Правила № 354 введены особенности оплаты за отопление при наличии в многоквартирном доме распределителей, устанавливаемых на радиаторах отопления. Для того, чтобы применять порядок оплаты с учетом распределителей, необходимо:

— чтобы многоквартирный дом был оборудован ОДПУ;

— чтобы общая площадь помещений, где установлены распределители, была не менее чем в 50% от общей площади всех жилых и нежилых помещений.

В таком случае размер платы за отопление будет рассчитываться по принципу, указанному в п. 2 и 3 подраздела данной статьи. А именно: к показаниям распределителя будет добавляться плата за содержание мест общего пользования, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 10 п. 42(1) Правил № 354).

В дальнейшем размер платы за отопление корректируется один раз в год, если решением общего собрания собственников помещений или членов ТСЖ не установлена иная периодичность для корректировки.

Читайте также:
Алименты в долях от дохода: условия назначения, размер, порядок оформления

Слабые места регулирования платы за отопление

Регулирование платы за отопление все более усложняется: добавляются новые формулы и ситуации, которые направлены на устранение пробелов в законодательстве. Например, теплосчетчики нельзя устанавливать при вертикальной разводке инженерных коммуникаций по отоплению. Однако распределители можно (при условии, что эти действия осуществляет одновременно не менее 50% собственников от общей площади помещений в доме). Общая тенденция регулирования – постоянное оприборивание и надлежащий коммерческий учет, сочетаемый со штрафными санкциями за отсутствие приборов учета в доме или помещении.

Вместе с тем, в нашей практике продолжают встречаться ситуации, которые не охватываются существующим регулированием. Например, в одном из домов застройщик построил двухуровневые квартиры. При этом трубы отопления в этих квартирах были замурованы глубоко в стену, а для отопления и горячего водоснабжения застройщик установил в отдельной группе помещений индивидуальное газовое отопление. Изменения в проектную документацию были внесены, а вот в технический паспорт на помещение – нет. В таком случае управляющая организация выставляет потребителю плату за централизованное отопление и горячую воду, которой он не пользуется при наличии автономной газовой системы. То есть, услуга оплачивается дважды.

Кроме того, на уровне формул расчета не урегулированы ситуации, при которых потребитель может в принципе отказаться от оплаты за отопление. Например, в случае организации (путем надлежащего согласования переустройства) собственного индивидуального отопления (с помощью газа). Согласование переустройства и демонтаж радиаторов отопления в этом случае не является гарантией отсутствия начисления платы за отопление.

Наконец, в Правилах № 354 не прописан порядок расчета и оплаты потерь тепловой энергии за внешние сети теплоснабжения, в случае, если они являются общим имуществом. В случае закрытой системы отопления тепловые потери уйдут в тепловой компонент и будут выставлены потребителю по факту (п. 54 Правил № 354). А вот при централизованной системе теплоснабжения тепловые потери могут уйти только в общедомовое тепловое потребление с неустановленным порядком расчета, что создает дополнительные сложности и путаницу с учетом.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

Оплата за отопление в 2022 году при наличии общедомового прибора учета

Оплата за отопление в 2022 году при наличии общедомового прибора учета

Оплата за отопление в 2022 году при наличии общедомового прибора учета

Наступление отопительного сезона приносит россиянам не только долгожданное тепло в квартиры, но и головную боль. Сумма в строке «Отопление», составляющей часть платежной квитанции, растет с каждым годом и иногда достигает нескольких тысяч рублей. Причем мало кто из жителей представляет, как именно формируются эти цифры. Чтобы проверить, не нагревают ли людей коммунальные службы, стоит разобраться в том, как рассчитывается плата за теплоэнергию при наличии ОДПУ (общедомового, или коллективного, прибора учета).

Как рассчитать оплату за отопление в многоквартирном доме в 2022 году

Тепловая энергия, поставляемая в частные и дома и многоэтажки, измеряется в гигакалориях (Гкал). Узнать, сколько именно тепла поступило в квартиру, не так сложно:

  • Если в квартире установлен счетчик теплоэнергии, произвести расчет проще всего. Сколько насчитал прибор учета – столько и составило потребление. К полученным данным прибавляется объем тепла, израсходованного на общедомовые нужды (обогрев лифтов, лестничных площадок). Итоговый показатель умножается на стоимость 1 Гкал, которая в каждом регионе своя. Но пока наличие индивидуальных счетчиков – большая редкость.
  • Ситуации, когда на весь многоквартирный дом установлен общий прибор учета, встречаются гораздо чаще. Его показания отражают общее количество тепла, поступившего в здание. Расчеты в данном случае производятся пропорционально площади квартир.
  • При отсутствии индивидуальных или коллективных счетчиков тепловая энергия оплачивается согласно нормативам. Поскольку температурный режим в разных регионах России сильно отличается, и нормативы устанавливаются различные. Также лимит потребления зависит от типа жилья, ведь теплопотери в новенькой многоэтажке и старом бараке сравнивать трудно.

В последние годы власти РФ активно борются с начислением платежей по нормативам. Монтаж общедомовых приборов учета теперь является обязательным. В случае их отсутствия (и при наличии технической возможности установки) применяется штрафной коэффициент – 1,5

Расчет платы за отопление может производиться двумя способами: круглый год или только во время отопительного сезона. Решение о том, какой вариант выбрать, принимает местная администрация.

Читайте также:
Скорректированы контрольные соотношения для декларации по НДД

Оплата тепла по счетчику в многоквартирном доме

Проверка расчетов при наличии ОДПУ обычно не вызывает затруднений. Чтобы узнать, сколько тепла причиталось на квартиру и правильно ли выставлен счет, необходимо:

Оплата за отопление в 2022 году при наличии общедомового прибора учета

  1. Подсчитать расход теплоэнергии на квадратный метр. Для этого суммарный объем тепла делится на общий размер помещений (как жилых, так и нежилых). Соответствующие показатели должны быть указаны в квитанции на оплату ЖКУ .
  2. Теперь предстоит данные о расходах ресурса на квадратный метр перемножить на общую площадь жилья. Цифра, которая получилась в итоге, должна совпасть с данными, зафиксированными в столбце «Объем».
  3. После этого остается умножить объем потребления в квартире на региональный тариф. Например, в Москве он сейчас варьируется от 1803,24 до 2389,72 руб./Гкал.

Бывает, что нежилые помещения здания не подключены к ОДПУ. В такой ситуации при формировании платежки указываются только объемы расходования ресурсов в помещениях жилого назначения. Таким образом, расход энергии на один квадратный метр вычисляется путем разделения общего количества тепла, израсходованного владельцами, на площадь их квартир. В остальном приведенная формула останется без изменений.

Если у владельца жилого помещения нет штрафов и долгов перед коммунальными службами и ему не полагаются льготы , результаты вычислений должны совпасть с окончательной суммой в платежке

Начисление платы за отопление круглый год

Даже в тех случаях, когда многоквартирный дом подключен к общедомовому прибору учета, деньги за отопление могут брать круглый год. Оплата таких счетов производится ежемесячно равными долями. Итоговая сумма в квитанции рассчитывается умножением площади квартиры, регионального тарифа, а также среднемесячного объема потребления, который наблюдался в прошлом году.

Перерасчёт за отопление при наличии общедомового прибора учета

Размер платы за тепло по объективным причинам зависит от погоды за окном. Чем холоднее на улице, тем дороже обходится отопление. Но такая зависимость соблюдается далеко не всегда.

Дело в том, что ресурсоснабжающие организации заинтересованы в подаче максимальных объемов тепла. Пользуясь своим монопольным положением, они начинают топить сильнее, чем нужно. В результате жителям приходится зимой открывать окна, а размер платы за отопление увеличивается с завидной регулярностью.

Причем регулярное завышение температурного режима не менее опасно, чем переохлаждение. Если в комнате постоянно жарко, в ней развивается патогенная среда, образуется плесень и грибок. Человек может плохо себя чувствовать, становится подавленным, быстрее утомляется.

Обязанность следить за тем, чтобы топливно-энергетические комплексы соблюдали установленные нормы, возложена на управляющие компании . Но УК не всегда справляются со своими обязанностями, и принимать меры приходится самим жильцам. Для этого необходимо зафиксировать факт излишков тепла, то есть измерить температуру в квартире.

[expert_bq нормативам на градуснике должно быть от 18 до 25°. Если больше – надо приглашать сотрудника УК. На основании акта, который он составит, можно требовать перерасчета. В случае отказа в корректировке начислений стоит подать жалобу в Жилищную инспекцию. Кроме того, есть возможность обратиться в Роспотребнадзор, а при подозрении в махинациях – инициировать прокурорскую проверку[/expert_bq]

Отопление в России (впрочем, как и во многих странах) является самой дорогой статьей коммунальных расходов. Поскольку регулирование потребления тепла в собственной квартире мало кому доступно, остается одно – внимательно проверять квитанции. Контроль за деятельностью коммунальных служб поможет избежать начисления завышенных сумм и сэкономить семейный бюджет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: