Образовательные программы для инвалидов в России в 2022 году

Вузы, обучающие людей с инвалидностью и ОВЗ

Российская Федерация обязана обеспечить равные условия образования для всех: обучение должно быть и качественным, и доступным. Разбираемся, каковы условия поступления вузы для инвалидов и людей с ОВЗ и в каких вузах России им будет комфортно учиться.

В этой статье:

Условия поступления в вузы, обучающие людей с инвалидностью и ОВЗ

Согласно статье 71 закона «Об образовании», на льготы при поступлении в вуз имеют право:

  • дети-инвалиды;
  • инвалиды I и II групп;
  • инвалиды с детства;
  • инвалиды, получившие военную травму;
  • инвалиды, заболевшие во время прохождения военной службы.

Те, кто относится к одной из этих категорий, могут поступить в университет или институт в пределах установленной квоты. При этом надо обязательно соблюсти одно условие: успешно пройти вступительные испытания (внутренние экзамены), которые проводит вуз.

Вузы для инвалидов и людей с ОВЗ

Саму квоту для людей с инвалидностью и ОВЗ ежегодно устанавливает вуз. По закону она не должна быть ниже 10% от всего числа бюджетных мест, которые доступны поступающим в новом учебном году.

Важно: эта квота НЕ распространятся исключительно на людей с инвалидностью и ОВЗ. По ней также могут поступать и сироты.

ЕГЭ и поступление для людей с инвалидностью и ОВЗ

Поступая в вуз, люди с инвалидностью и ОВЗ, как и все остальные, должны сдавать ЕГЭ. Однако согласно письму Минобрнауки государство дает им право поступать в вуз БЕЗ этого экзамена.

В таком случае для поступления необходимо выполнить два условия:

  1. сдать ГВЭ в своей школе — чтобы получить аттестат о среднем общем образовании;
  2. сдать вступительные испытания по необходимым общеобразовательным предметам, которые проводит сам вуз.

Иными словами, любой университет или институт обязан обеспечить людям с инвалидностью и ОВЗ возможность сдать аналог ЕГЭ в своих стенах.

Список общеобразовательных предметов, по которым вуз проводит экзамены вместо ЕГЭ, можно найти на сайте приемной комиссии:

Вузы для инвалидов и людей с ОВЗ

Вступительные испытания в НИУ ВШЭ для людей с инвалидностью и ОВЗ, проводимые вузом вместо ЕГЭ

Документы, которые людям с инвалидностью и ОВЗ необходимо предоставить в вуз

Чтобы воспользоваться всеми правами, которые гарантирует государство, людям с инвалидностью и ОВЗ надо предоставить в вуз стандартный набор документов:

  • аттестат о среднем общем образовании или среднем профессиональном образовании;
  • паспорт или свидетельство о рождении, а также их копии;
  • 2 фотографии размером 3,5х4,5 (если требуются);
  • справку о прохождении медосмотра (если требуется);
  • военный билет (для военнобязанных);
  • СНИЛС;
  • заявление установленного образца.

К этим документам надо дополнительно приложить одну из бумаг из этого списка:

  • заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);
  • справка об установлении инвалидности;
  • справка из школы, подтверждающую, что абитуриент проходил государственную итоговую аттестацию как как обучающийся с ограниченными возможностями здоровья.

Что для людей с инвалидностью и ОВЗ гарантированно должно быть в вузе

В любом университете или институте России обеспечивается доступная среда для людей с инвалидностью и ОВЗ. Это значит, что во всех кампусах вузов обязательно есть:

  • пандусы;
  • подъемники;
  • поручни;
  • лифты;
  • широкие двери.

То же самое должно быть обеспечено и в общежитиях.

Для студентов с нарушениями зрения вся информация должна транслироваться на Брайле (или у вуза есть принтеры Брайля, или они предоставляют студентам переносные дисплеи). Студентам с нарушениями слуха обеспечивается сурдо- и тифлосопровождение.

Вступительные испытания для людей с инвалидностью и ОВЗ проводятся в особом порядке:

  1. обычно экзамен проводится отдельно от других абитуриентов;
  2. на письменном экзамене должно быть не больше 12 абитуриентов, на устном — не больше 6;
  3. если в вуз поступает большое количество людей, люди с инвалидностью и ОВЗ могут писать экзамен вместе со всеми — при условии, что это не доставляет им неудобств;
  4. во время экзамена у людей с инвалидностью и ОВЗ может быть ассистент (помогает прочесть задание или переместиться по аудитории, например);
  5. время выполнения заданий может быть увеличено, но не больше, чем на 1,5 часа.
Читайте также:
Бухгалтерский учет компенсации за использование имущества сотрудников

Полный список всех особенностей внутренних экзаменов для людей с инвалидностью и ОВЗ можно найти в правилах приема в вузы:

Вузы для инвалидов и людей с ОВЗ

Раздел «Особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», Правила приема в Череповецкий государственный университет (ЧГУ)

Топ-7 вузов России для людей с инвалидностью и ОВЗ

Люди с инвалидностью и ОВЗ могут беспрепятственно учиться в любом вузе России. Поэтому мы выбрали лучшие, на наш взгляд — как по качеству образования, так и по доступности:

Всю информацию о поступлении и обучении людей с инвалидностью и ОВЗ, а также о возможностях для них, можно найти здесь.

  1. Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)

Условия и права для студентов с инвалидностью и ОВЗ.

  1. Российский университет дружбы народов (РУДН)

Все о поступлении, обучении и проживании людей с инвалидностью смотрите здесь.

  1. Российский государственный социальный университет (РГСУ)

При вузе есть Ресурсный учебно-методический центр для людей с инвалидностью и ОВЗ, который помогает в образовании, профориентации и трудоустройстве.

  1. Московский государственный гуманитарно-экономический университет (МГГЭУ)

Инклюзивное обучение студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

  1. Челябинский государственный университет (ЧелГУ)

Имеет статус ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Новосибирский государственный технический университет (НГТУ)

При вузе есть Центр инклюзивного сопровождения для студентов с инвалидностью и ОВЗ, а также можно учиться на работника социальной сферы.

Как осуществляется обучение инвалидов в России в 2022 году

Как осуществляется обучение инвалидов в России в 2022 году

Получение образования является важной частью социализации, да и в целом без определённых знаний сложно вести нормальный образ жизни. Граждане с ОВЗ не являются исключением в этом отношении. Более того, для данной категории предусмотрены спецпрограммы и привилегии в сфере образования. Более подробно данную тему раскроем далее.

Важные аспекты

Одно из направлений, реализуемых государством, заключается в обучении детей-инвалидов. Им предоставляется возможность получить знания в общеобразовательной школе, причём с начальных классов особенные дети могут рассчитывать также на поддержку. Важная роль отводится формированию учащихся с инвалидностью как полноценных личностей несмотря на ограничения по здоровью.

Благодаря школьной базе ребёнок-инвалид способен реализовывать свой потенциал и дальше — в колледже и ВУЗе, в профессии. Отметим, что в случае абитуриентов с ОВЗ в силу вступают некоторые преференции и льготы. Воспользовавшись ими, инвалид сможет получить диплом как все без ощущения собственной неполноценности.

И перед рассмотрением вопроса об образовании лиц с ограниченными возможностями предлагаем ознакомиться с основными понятиями, а именно:

– образование — процесс, отличающийся единством и целенаправленностью, подразумевающий приобретение умений и навыков обучающимися с целью их дальнейшего становления в профессиональном плане;

– инвалид — гражданин РФ, нуждающийся в комплексной господдержке по причине выявленных нарушений здоровья;

– привилегии и льготы — законные поощрения, предусмотренные для лиц, нуждающихся в социальной и иной помощи в зависимости от состояния.

Законодательная база

Существующие преференции в сфере обучения, доступ к нему, включая различные нюансы по теме (и не только) прописаны в:

Читайте также:
Основные средства : важные изменения в учете и другие нововведения

– ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»;

– ФЗ № 181 от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ»;

– ФЗ № 178 от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи»;

– ФЗ № 143 от 15.11.1997 г. «Об актах гражданского состояния граждан РФ»;

– ФЗ № 127 от 23.08.1996 г. «О науке и государственно технической политике»;

– ФЗ № 195 от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания населения РФ».

Плюс, преимущества по образованию для льготной категории возможны в рамках образовательных учреждениях, если это предусмотрено внутренними уставами.

Где можно получить образование в России

В нашей стране возможность освоения образовательных программ разного уровня есть у каждого гражданина. Получить соответствующие своему возрасту, целям знания можно в:

– детских садах, то есть в учреждениях дошкольного образования;

– общеобразовательных муниципальных школах;

– профильных технических училищах;

– колледжах (здесь доступно средне-специальное образование);

– высших учебных заведениях, то есть университетах, институтах.

Все перечисленные образовательные ступени доступны для здоровых людей и инвалидов в равной степени.

Правила предоставления образования

В регионах РФ тот или иной вид образования предоставляется с учётом некоторых правил, а именно:

– программа обучения предоставляется всем гражданам страны;

– чтобы быть зачисленным в ОУ, нужно подать заявление;

– поступая в любое учебное учреждение, учащийся прилагает требуемую документацию;

– зачисление в обучающее заведение осуществляется на свободные места;

– до среднего полного образования программа бесплатная;

– абитуриенты колледжей и ВУЗов сдают вступительные экзамены и обязуются не нарушать внутренний устав учреждения.

Данные правила распространяются на учебные заведения муниципального значения. Предписания в платных учреждениях могут отличаться.

Как проводится дистанционное обучение для детей-инвалидов

Так как образование в России стремятся сделать максимально доступным, для инвалидов предусмотрено дистанционное обучение, но здесь есть свои нюансы:

– в муниципальных детских садах такой привилегии, как удалённое обучение, нет;

– в общеобразовательных школах программу инвалиду 2 или 1 группы ввиду сложного состояния здоровья помогают усвоить и пройти выезжающие на дом педагоги;

– в колледжах и ВУЗах можно учиться онлайн, получать и сдавать задания с экзаменами с помощью интернета.

Важно! Практически повсеместно современные технологии позволили получать высшее или среднее специальное образование на дому без посещения учреждения.

Размер компенсации преподавания на дому

Педагогам надомного обучения гарантирована компенсационная выплата, величина которой варьируется в зависимости от:

– числа учеников, обучаемых дома;

– класса осваиваемой инвалидом программы;

– количества дополнительных рабочих часов;

– участия педагога в реабилитационных и развивающих программах ученика с ОВЗ.

Если педагог берёт надомников, у него есть возможность получить от муниципальных органов власти значительную компенсацию.

Особенности приёма инвалидов в ВУЗы

Процесс получения высшего образования достаточно сложен и даже поступление в учебное заведение сопряжено с некоторыми трудностями. Например, важно вовремя подать документы и хорошо выполнить экзаменационные задания. В результате абитуриент может учиться на бесплатной основе.

При этом будущим студентам с инвалидностью необходимо знать, что они имеют право:

– получать социальную стипендию;

– обучаться дистанционно, если это предусмотрено ВУЗом;

– быть зачисленными в учреждение на льготных условиях, если там есть бюджетное место;

– компенсировать до 50% стоимости обучения, если приходится получать образование платно;

– пройти дальше вне конкурса на бесплатное обучение, если получили высокую оценку на вступительных экзаменах

Читайте также:
Список отделов ПФР Новониколаевский район, Волгоградская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

Перечисленные преимущества актуальны для российских абитуриентов с ОВЗ.

Нюансы получения образования для пожилых людей

Как уже говорилось прежде, образовательные программы открыты для обычных граждан, для имеющих ограничения по здоровью и, разумеется, для инвалидов-пенсионеров. Лицам этой категории рекомендуется обратить внимание на следующие важные аспекты:

– при наличии специальности у них есть привилегия продолжить образование именно по ней;

– до половины суммы, потраченной с целью обучения, можно вернуть назад в виде компенсации;

– возраст не позволяет обучаться таким студентам очно, но для них остаются дистанционная или заочная формы, причём образование в целом более доступное, льготное.

Что изменится в жизни инвалидов в 2022 году

Кабмин подготовил концепцию развития системы комплексной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья

Что изменится в жизни инвалидов в 2022 году

Сегодня более 11 миллионов россиян имеют инвалидность, более 700 тысяч из них — дети. Новая концепция, утвержденная Правительством, поможет повысить качество и доступность товаров и услуг для людей с ограниченными возможностями здоровья и создаст условия для их самореализации. Об этом 28 декабря на заседании кабмина сообщил премьер-министр Михаил Мишустин. Какие изменения ждут инвалидов, разбиралась «Парламентская газета»

Поддержка людей не должна быть формальной

В соответствии с новой концепцией, утвержденной Правительством, будет создан перечень услуг по основным направлениям комплексной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья, расширена сеть организаций, оказывающих такие услуги. Помимо врачей помощь инвалидам будут оказывать педагоги, психологи и соцработники.

«Поддержка людей с ограничениями по здоровью не может быть формальной, следует относиться с максимальным вниманием к их потребностям», — подчеркнул премьер.

Глава кабмина также отметил, что особое внимание по-прежнему уделят поддержке семей с детьми до трёх лет. Чтобы помочь таким семьям, уже в следующем году запустят пилотный проект в Свердловской и Тюменской областях в рамках государственной программы «Доступная среда».

В федеральном бюджете на 2022 год предусмотрели около 300 миллионов рублей на оказание услуг по реабилитации малышей с ограничениями по здоровью с использованием электронного сертификата. Такой сертификат позволит оплачивать лечение, питание и проживание в специализированных клиниках не только для пациентов, но и для тех, кто их сопровождает.

Председатель Правительства подчеркнул, что людям с ограничениями по здоровью важно получать поддержку по месту жительства. Для этого в городах необходимо создавать многопрофильные центры в шаговой доступности, а для людей с инвалидностью, которые живут в сельской местности, нужно обеспечить доступ к мобильным службам реабилитации.

Ещё одним направлением работы Мишустин назвал формирование системы эффективной информационной поддержки на базе единой цифровой платформы, чтобы люди с ограничениями по здоровью могли в удалённом режиме получать сведения о мерах поддержки, лечении, образовательных услугах и трудоустройстве. Такую платформу интегрируют в систему социального казначейства.

По словам Михаила Мишустина, программа рассчитана на 3 года и ее будут реализовывать в два этапа.

Председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР) пояснил «Парламентской газете», что концепция задает вектор развитию системы реабилитации. Но в ней должны быть учтены все актуальные проблемы и вопросы, с которыми инвалиды сталкиваются уже сейчас. Например, вопрос о присвоении группы инвалидности.

У человека есть заболевание, ему должны присвоить инвалидность, а по ряду причин этого не происходит, привёл пример депутат. И программу реабилитации, соответственно, не могут определить. Есть сложности и с техническими средствами реабилитации.

Читайте также:
Ипотечный калькулятор Россельхозбанка с досрочным погашением

«Буквально вчера вернулся из Татарстана, на «Ёлке желания» девочка с ДЦП попросила подарок на Новый год, — рассказал Нилов. — Подарок купили. Но мама ребёнка обратила внимание, что в рамках ИПР — индивидуальной программы реабилитации — выделяют такие коляски, в которых взрослые не могут сидеть. Что уж говорить о ребёнке. Поэтому средства реабилитации приходится покупать за свой счёт».

Частично эту проблему решили с помощью введённой системы сертификатов, по которым инвалиды сами могут приобрести необходимые им средства, добавил парламентарий. А до этого постоянно поступали жалобы от людей — на коляски, которые ломаются, на протезы, которые не подходят. Концепция должна учесть все эти проблемы и исправить ошибки, подчеркнул Нилов.

Что ещё изменится?

С 1 января 2022 года оформить пенсию по инвалидности станет проще. Владимир Путин подписал закон, по которому пенсии, которые назначают по предложению органов службы занятости, страховые и социальные пенсии по инвалидности будут начислять автоматически, без личного заявления в Пенсионный фонд, сообщается на сайте Правительства.

Решение о назначении пенсии ПФР будет выносить на основании сведений об инвалидности в Федеральном реестре инвалидов. Сведения рассмотрят в течение пяти рабочих дней, затем человека известят о результате.

Кроме того, Правительство расширило перечень товаров для детей-инвалидов, которые можно приобрести за счёт материнского капитала. Об этом 28 декабря сообщили на сайте кабмина. По распоряжению председателя Правительства Михаила Мишустина в перечень вошли ещё 12 наименований.

Среди новых позиций — развивающие и обучающие технические средства реабилитации для детей с нарушением слуха и зрения. Это брайлевские картинки и колодки, тактильные книги и дорожки, наушники с усилением звука и усилители звука для наушников, портативный компьютер со шрифтом Брайля и синтезатором речи. В перечень также добавили трёх- и четырёхколесные велосипеды с ручным приводом, велотренажёры, электроприставку для инвалидной коляски, инсулиновую помпу, парту с меняющимся углом наклона столешницы.

Чтобы компенсировать расходы на покупку этих товаров, нужно подать заявление в Пенсионный фонд. Сделать это можно, обратившись в территориальное отделение фонда или через МФЦ.

Просмотров

102337

Адаптационные образовательные программы для инвалидов в РФ в 2022 году

Инвалидами называют людей, у которых имеется физическое или психическое отклонения от нормы. Для получения инвалидности необходимо пройти медико-социальную экспертизу, которая присвоит группу, данное правило действует для людей старше 18 лет. В случае если ребенок является инвалидом, то группа ему не присваивается до 18 лет. Инвалидам, вне зависимости от возраста необходимо необходимы адаптационные программы, которые способствуют обычному уровню жизни. В рамках данной статьи мы поговорим об образовательных, адаптационных программах для людей с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют место быть в определенном возрасте.

Что такое адаптационная программа

Адаптационной программой называют комплекс мероприятий, направленных на восстановление личности инвалида в обществе, а также на установление контакта с людьми разного возраста вне зависимости от особенностей.

Для этого в настоящее время имеется множество программ, которые имеют одни единые цели, но скорректированы непосредственно под инвалида. В детской инвалидности присущ термин инклюзия, который своей деятельностью приравнивает инвалида и здорового ребенка, но тем не менее подводит обычного ребенка к мысли о помощи нуждающемуся. Сам термин «инклюзия» в переводе с изысканного французского языка означает «включающий в себя», в педагогике термин означает появление классов где могут быть как дети инвалиды, так и здоровые. Инклюзия актуальна не только в школах, но и детских садах и других учебных заведениях.

Читайте также:
Как обналичить кредитную карту без процентов: 17 работающих методов

Программа «Доступная среда»

Одна из самых популярных программ, которая действует на государственном уровне. Данное программа полюбилась безусловно всем, кто ознакомился с ней.

Важно! Из 146 000 000 жителей Российской Федерации, к сожалению 9% имеют инвалидность, часть которой появилась в детском возрасте.

Программа «Доступная среда» действует с 2011 года, соответственно уже практически 8 лет. За это время проведено много работы, которая дает свои плоды в настоящее время. Пока в государстве подписан законопроект о действии данной программы до 2025 года.

«Доступная среда» в 2022 году

Цели

v Реабилитационные центры, в которых имеется всё необходимое оборудование;

v обучении новой профессии (актуален в том случае если человек до этого времени имел совсем иную профессию, которая не связана с социальной, образовательной, медицинской сферой);

Важно! Программа направлена на плотное взаимодействие граждан и государства, где от первых ожидают предложений по улучшению качества жизни, а от вторых финансирования и иной помощь.

Финансирование программы действует в совокупности федерального и регионального бюджета. В настоящее время существует такое правило выделения денежных средств на развитие программы:

  1. Республика Крым и Севастополь получают поддержку в виде 95%, а остальные 5% добавляют из регионального бюджета. На такой высокий процент оказывает влияние общее количество дотаций, в данном случае она ниже 40%;
  2. В других городах помощь выделяется не больше 70%.

В 2022 году на развитие программы планируется выделить около 55 000 000 рублей, что является достаточно крупной суммой.

Задачи, которые планируют достичь с помощью внедрения данной программы

Пояснение

Например, если раньше существовали магазины, торговые центры доступ, к которым инвалидам колясочникам не осуществлялся, то сейчас практически везде есть пандусы, которые не препятствуют для самостоятельного въезда. В случае если установить пандус невозможно есть кнопки, при помощи которых люди могут вызвать сотрудника магазина, который поможет войти.

v лекарств, в которых нуждается инвалид;

v путевок в санаторий;

1. Трудоустройства инвалидов, который только получил специальность;

2. Обучение инвалидов;

Первоначальное появление программы стало серьезной задачей для государства по ее внедрению Некоторые люди сомневались в её эффективности, однако спустя 7 лет можно отметить полученные итоги, на которых не планируют останавливаться:

  1. Появление квотируемых рабочих мест;
  2. Увеличение реабилитационных центров;
  3. Участие в разнообразных мероприятиях;
  4. Появление светофоров, которые обладают не только световым эффектом, но и звуковым;
  5. Установка в общественных транспортах мобильного пандуса;
  6. Появление некоторых каналов на телевидении, которые сопровождаются сурдо-переводом.

Программа адаптации детей-инвалидов в детском саду «Мы вместе»

Если включить программу уже в дошкольном возрасте, можно избежать многих проблем в школе Детям в раннем возрасте гораздо легче привить помощь к нуждающемуся и объяснить почему другой ребенок носит очки или передвигается на коляске.

Участниками программы является не только педагогический коллектив детского сада, но и сами дети с родителями. Внедрение программы достаточно сложный процесс и требует колоссальную работу как педагогам, так и родителям.

Программа работает в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении города Ханты-Мансийска.

Цели и задачи программы

Задачи

Программа функционирует только один год, и с момента внедрения уже имеется положительный эффект, который выражен в виде привыкания детей к детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети самостоятельно, без подсказки воспитателя оказывают помощь и помогают в выполнении определенных заданий.

Детский сад государственного образца, поэтому оплата свыше той, которая положена за питание не взымается. В среднем сумма за питание по городу Ханты-Мансийску – 3380 рублей.

Читайте также:
Образец акта МХ-3 приема передачи ответственного хранения товара

Адаптационная программа «Школа – территория для всех»

Программа «Школа – территория для всех» функционирует в городе Томске, в 34 школе государственного образца. Обучение в школе бесплатное, оплачивается только питание, продленка и дополнительные занятие, если они необходимы.

Целью программы является: поддержание инклюзивного образования и внедрение социальных условий.

Как и у любой программы имеются задачи:

  1. Приобретение необходимого оборудования для детей-инвалидов;
  2. Профессиональная подготовка педагогов, которые находятся в штате;
  3. Повышение толерантности у здоровых детей по отношению к инвалидам.

Частная школа «Морозко»

В городе Москва функционирует школа «Морозка», которая сочетает образовательный процесс здоровых детей и инвалидов. В данном случае родители могут выбрать самостоятельную форму обучения:

  1. Очная – ребенок посещает школу;
  2. Заочная – на дом приходит педагог.

Школа имеет поддержку Департамента образования города Москвы и имеет аккредитацию. «Морозко» предлагает родителям:

  • Небольшие классы, где из 10-12 человек всего 3-4 инвалида;
  • Группы подбираются исключительно по первоначальному тестированию, соответственно классы создаются по умственным показателям;
  • Питание 4 раза, исключительно здоровое;
  • Дополнительные возможности в виде (физкультуры, массажа, посещения логопеда).

График работы с 8 утра до 8 вечера, стоимость обучения по заочной форме – 8000 рублей, очная – 17 000 рублей.

Адаптационная программа при осуществлении трудовой деятельности

Некоторым данная программа, покажется неуместной так как люди осуществляющие трудовую деятельность вместе с инвалидом уже взрослые и должны отдавать отчет в своих действиях.

Программа адаптации персонала используется в городе Екатеринбург в компании АО Газпром газораспределение.

Адаптационная программа необходимо не только инвалиду при трудоустройстве в новый коллектив, а даже и обычному человеку.

Цели и задачи адаптационной программы

Задачи

Адаптацию на месте работы можно разделить на такие этапы как:

  1. Подготовительный – знакомство человека с ограниченными возможностями здоровья с рабочим коллективом, которые должны помогать ему на началах;
  2. Теоретический – знакомство с должностной инструкцией и обязанностью инвалида;
  3. Практический – выполнение обязанностей на практике;
  4. Заключительный – подведение итога.

В данном случае адаптация тоже бесплатна, так как в результате заинтересована сама компания.

Мнение эксперта

«Доступная среда» одна из популярных программ в наше время. С помощью ее введения можно решить множество проблем инвалидов, которые нуждаются в этом. Что для нас кажется легким, то для инвалида может быть невозможным, именно поэтому я буду голосовать за продолжение программы после 2025 года.

Заместитель председателя Правительства Российской Федерации по вопросам социальной политики Голикова Т.А.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1 Необходимо ли инвалиду оплачивать денежные средства для получения адаптационной программы?

Ответ: Если это государственные программы, то финансированием является федеральный и региональный бюджет, в таком случае оплачивать ничего не нужно. Однако есть те образовательные программы, которые используются в частных центрах (детских садах, разливательных учреждениях, школах) в таком случае необходимо вносить оплату. И даже в таком случае оплата не будет являть за саму программу, а лишь за посещение частного центра.

Вопрос №2 Если в школе имеется программа адаптации детей инвалидов, могу ли я как родитель с ей ознакомиться?

Ответ: Если школа государственная, то там действует программа, которая соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам. Иные программы не имеют право на существование в школах государственного образца. В любом случае руководитель школы не будет против ознакомления с программой, так как ничем не рискует.

Читайте также:
Как оформить тот факт, что бывший муж не был отцом ребенка

Распространенные ошибки

Ошибка Другие дети, которые получают образование в классе с инвалидами будут получать меньше знаний

Комментарий: Это достаточно серьезное утверждение, которое волнует родителей здоровых детей. Однако данное утверждение рассыпается под натиском доказательств. Ущерба для детей в плане образования абсолютно нет, а лишь наоборот дети учатся быть терпимее, оказывать помощь нуждающимся. Педагоги уделяют внимание всем одинаково, поэтому учеба страдать не будет, к тому же и в одном классе (35 человек) не может быть больше 5 инвалидов одного вида (колясочники, с нарушением зрения или слуха).

Ошибка Инвалиды при трудоустройстве не смогут выполнять такие же задания, как и здоровые люди.

Комментарий: Инвалидность вовсе не влияет на качество выполнения функций. Безусловно есть те трудовые места, где инвалид не справиться с работой, например, строитель, водитель крупного автомобиля. В таких сферах квотируемые места и отсутствуют. А вот, например, операторы, отвечающие на звонки, могут быть, и инвалиды. Ведь согласитесь не важно кто будет отвечать на той стороне, а главное качественное решение проблемы, с которой человек обратился.

Заключение

Внедрение адаптационной программы приносит только пользу как обычным детям, так и инвалидам, которые учесться существовать в одном обществе. Написать программу может далеко не каждый человек, так как требования к написанию, оформлению программы достаточно серьезные.

Высшее образование для инвалидов: льготы и правила приема в 2022 году

«Куда пойти учиться после школы?» — этот вопрос сейчас задают себе одиннадцатиклассники и их родители. Абитуриенты с ограниченными возможностями здоровья не исключение. Однако их помимо олимпиад и ЕГЭ волнует еще наличие доступной среды в учебном заведении и, конечно, льготы при зачислении. «Литтлван» разобрался, на что в 2022 году могут рассчитывать при поступлении в петербургские вузы абитуриенты с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Выбираем вуз с доступной средой: где искать информацию?

На этапе выбора вуза помощником станет сайт «Инклюзивное образование». Там, помимо прочего, есть данные о том, как в каждом из учебных заведений обстоят дела с доступной средой для инвалидов. На странице каждого вуза три раздела: «Готовность к обучению слабовидящих», «Готовность к обучению слабослышащих» и «Готовность к обучению студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата». В них указаны параметры, которые соблюдены (или не соблюдены) в вузе: создана ли безбарьерная среда в учебных корпусах, доступен ли библиотечный фонд для студентов с нарушениями зрения, оборудованы ли аудитории специальными техническими средствами и мобильными устройствами, есть ли необходимое ПО.

Также по всем вопросам, связанным с инклюзивным образованием, можно обращаться на горячую линию Ресурсного учебно-методического центра по обучению лиц с ограниченными возможностями (для Санкт-Петербурга телефон горячей линии — 8-800-777-7643, звонить с 9:00 до 17:00). Можно задать вопрос и онлайн на сайте «Инклюзивное образование».

Доступность вузов, особенности поступления и обучения в них ребят с ОВЗ обсуждают и на форуме «Литтлвана» в разделе «Особые дети — МОГУТ!».

Какие льготы есть?

При поступлении на бюджетное отделение действуют единые льготы для абитуриентов с ОВЗ. Главных преимущества три: особая квота для абитуриентов-инвалидов, право на преимущественное зачисление при равенстве баллов с другими претендентами (при поступлении не по квоте), возможность выбрать вступительное испытание вуза вместо результатов ЕГЭ.

Точные формулировки смотрим в приказе Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21 августа 2020 г. N 1076 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» и, конечно, в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (с последующими изменениями) «Об образовании в Российской Федерации».

Читайте также:
Региональные еиновременные выплаты при рожении ребенка в иркутской области - как получить, документы

Как работают льготы? Рассмотрим на примере 8 крупных государственных петербургских вузов.

Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

Дети-инвалиды (до 18 лет), инвалиды I и II групп, инвалиды детства и инвалиды вследствие военной травмы или заболевания поступают в рамках установленной квоты — 10% от общего количества бюджетных мест. По этой квоте поступают не только абитуриенты с ОВЗ, но еще и дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Чтобы воспользоваться квотой, абитуриенты должны преодолеть на ЕГЭ минимальный порог баллов, установленный вузом. Впрочем, можно поступать не по результатам ЕГЭ, а по итогам вступительных экзаменов, организованных самим университетом для лиц с ОВЗ. Помимо квоты, у абитуриентов-инвалидов есть преимущественное право зачисления (при одинаковом количестве баллов, например). В остальных вузах условия примерно такие же.

Подробнее о правилах приема в СПбГУ в 2022 году можно прочесть здесь, о доступной среде — здесь.

Необходимые документы: справка об инвалидности, оригинал документа об образовании, согласие на зачисление (этот набор также одинаков для всех вузов). А вот заключение медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения, которое требовалось еще недавно, в СПбГУ теперь не нужно.

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ)

Как и в других вузах, в Политехе абитуриенты с ОВЗ имеют право поступить и по результатам ЕГЭ, и по итогам вступительных испытаний в университете. Для слепых абитуриентов задания оформляются шрифтом Брайля или в виде электронного документа на компьютере со специальным ПО (с его помощью можно также выполнять упражнения) либо зачитываются ассистентом. Для слабовидящих обеспечивается мощное освещение, а задания оформляются крупным шрифтом. Глухим и слабослышащим предоставляют звукоусиливающую аппаратуру или сурдопереводчика, слепоглухим — тифлосурдопереводчика. Абитуриентам с нарушениями речи разрешается выполнять устные задания письменно, а с нарушениями опорно-двигательного аппарата, наоборот, письменный экзамен — устно. В некоторых случаях экзамены проводятся дистанционно. Чтобы поступающему обеспечили эти условия, нужно указать на их необходимость в заявлении о приеме.

Количество мест по квоте для каждого факультета СПбПУ можно уточнить в специальной таблице на сайте вуза. А о том, как в Политехе организован учебный процесс для студентов-инвалидов и с ОВЗ, — в специальном положении.

Санкт-Петербургский горный университет

В Горном, в отличие от Политеха, дистанционные экзамены не практикуются. В остальном все так же — абитуриенты с ОВЗ вместо ЕГЭ могут сдать вступительные в вузе. Кстати, при необходимости на таком экзамене с поступающим будет находиться ассистент — сотрудник университета, который поможет занять место за столом, прочесть или оформить задание.

Количество мест по каждому факультету можно уточнить в специальной таблице на сайте вуза.

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина) (СПбГЭТУ «ЛЭТИ»)

Статистика университета гласит, что «ЛЭТИ» успешно окончило более 300 человек с ОВЗ. Здесь создана отличная доступная среда, особенно это касается технического оснащения: есть все, от тифлокомпьютеров до брайлевских принтеров и передового ПО.

В «ЛЭТИ» также действуют квоты, есть право выбора — результаты ЕГЭ или вступительные испытания в вузе, на которых (если заранее указано в заявлении) предоставляется ассистент и оказывается техническая помощь. В некоторых случаях экзамены проводятся дистанционно.

Количество мест по каждому факультету можно уточнить в специальной таблице на сайте вуза.

Читайте также:
Страховая не платит по ОСАГО — что делать, если страховая отказала в выплате по ОСАГО или не выплачивает в срок? Причины отказа в выплате.
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна

При вузе работает научно-методический ресурсный центр инклюзивного и дуального образования. Здесь создают комфортную среду для студентов с ОВЗ: разрабатывают специальные образовательные программы, оснащают аудитории и библиотеки техническими средствами и ПО, оборудуют в классах специальные рабочие места.

Абитуриенты с ОВЗ имеют все положенные льготы. Информацию о квотах и особенностях поступления смотрите в специальной таблице на сайте вуза.

Образование детей инвалидов: способы получения и привилегии, есть инклюзивновное, изменения в 2022 году

Инвалидность может присваиваться ребенку в результате врожденных каких проблем со здоровьем, или приобретенных в ходе жизни. Установление инвалидности означает наличие ограничений, которые также распространяются на процесс обучения. Однако, в соответствии нормами законодательства образование для детей инвалидов в меру их возможностей должно организовываться вместе с обычными детьми.

Право инвалидов на образование

Образование детей инвалидов: способы получения и привилегии, есть инклюзивновное, изменения в 2022 году

Россия присоединилась к международной конвенции о правах инвалидов, в связи с этим в 2012 году было приняты нормы права, которые были направлена на реализацию прав инвалидов.

Одними из важнейших положений конвенции, которые должны выполняться каждой страной, является соблюдение следующих требований:

  • Дети инвалиды должны проходить процесс образования со всеми другими детьми в обычных школах с учетом их физических возможностей.
  • На государстве лежит обязанность организовать для детей доступный общеобразовательный процесс по месту их проживания.
  • Для того, чтобы ребенок-инвалид мог посещать школу, необходимо государству обеспечить приспособления для этого.
  • Обеспечение мер поддержки и социализации детей-инвалидов.

Государство должно обеспечить полноценную адаптацию в образовательном процессе и социальное развитие детей, которым установлена инвалидность.

При этом у обычных детей должно развиваться в отношении инвалидов сострадание, взаимопомощь, наставничество и т.д. Они должны с помощью жестов, специальных языков научиться общаться с инвалидами.

Образовательные привилегии инвалидов

Льготы и преференции для инвалидов-детей устанавливаются с момента появления их на свет и в дальнейшем в течение всей их жизни.

Если ребенок является инвалидом, то ему не нужно ожидать, когда подойдет очередь для зачисления в ДОУ. Он относится к первоочередникам.

Поэтому для получения в дошкольном учреждении места, достаточно просто заявить о необходимости места в саду. При подаче заявления, к нему в качестве приложение нужно предоставить справку МСЭ.

Когда подходит возраст начальной школы, государство должно ему обеспечить полноценный процесс образования.

Это выражается в обеспечении такого ребенка специальными техническими составляющими, а также решение социальных аспектов. Если ребенок не может посещать школу, то государство должно организовать процесс обучения у него на дому.

При этом независимо от места обучения, обучающемуся должны предоставляться учебники и учебная литература, которые нужны ему для образовательного процесса, если ребенок является слепым, ему предоставляются специальные специализированные средства, сурдопереводчики и т.д.

По окончании школы, ребенок-инвалид может принять решение о продолжении своего образования дальше в образовательных профессиональных учреждениях, ВУЗах. В эти образовательные учреждения он может поступать вне конкурса. Данная льгота распространяется на детей-инвалидов, лиц, которым установлена инвалидность 1 и 2 группы, лицам, какие получили инвалидность в результате службы в армии.

Во время обучения, инвалиды могут рассчитывать на получение стипендии, а если им необходимо проживание в общежитии, то они могут получить бесплатное место в нем. Также они могут рассчитывать на единовременную материальную помощь, которая выплачивается один раз в год от профсоюза студентов.

Способы получения образования

Домашнее обучение

Дети, у которых нет возможности посещать школу ежедневно, могут оформить осуществление обучения на дому.

Читайте также:
Учимся правильно оформлять льготы на коммунальные услуги ЖКХ, если в вашей семье есть ребенок-инвалид

Система образования для инвалидов

программа обучения инвалидов

Образование для инвалидов в России возможно на всех уровнях. Социальные гарантии, обеспечиваемые государством, позволяют людям с ограниченными возможностями реализовать себя в выбранной профессии. Существует обширный список законов, регулирующих обучение инвалидов.

Законодательная база

Главным нормативным актом, регулирующим меры по социальной защите инвалидов, является ФЗ-181 “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. Статья 19 данного документа перечисляет социальные гарантии для инвалидов в сфере образования. Российское государство гарантирует лицам с ограниченными возможностями права на получение бесплатного образования.

Дети инвалиды за компьютерами

В документе говорится о том, что инвалиды могут получать за счёт государства бесплатно не только среднее, но и высшее образование. Лицам с умственной отсталостью, не получившим среднего общего образования, всё равно гарантируется профессиональная подготовка.

При этом образовательные программы должны быть индивидуально скорректированы для инвалидов в соответствии с программой их реабилитации. Учебные заведения должны быть оснащены необходимым оборудованием.

Целью проводимой в соответствии с ФЗ-181 политики является обеспечение равного доступа к образованию. Если человек с ограниченными возможностями нуждается в особых условиях, он может поступить в специализированное государственное учебное заведение.

В них обучение ведётся по специальным программам, стандарты обучения также корректируются в соответствии с возможностями студентов.

ФЗ-273 “Об образовании в Российской Федерации” также регулирует вопросы организации обучения инвалидов.

В документе уточняется, как именно должны корректироваться учебные программы:

  • Специальные методы обучения и воспитания;
  • Особые учебники;
  • Дополнительные средства для доступа в здание организации;
  • Наличие сурдопереводчиков в штате учебного заведения;
  • В расписании должны присутствовать коррекционные занятия.

В мае 2017 года был издан ФЗ-93, упростивший поступление инвалидов в вузы. Ранее абитуриент был обязан предоставить при поступлении справку, удостоверяющую отсутствие индивидуальных противопоказаний к обучению в высшей школе. С 2017 года оно не требуется.

Варианты обучения

Существует четыре варианта прохождения обучения. Всё зависит от состояния здоровья конкретного человека.

Вариант Условия здоровья Суть образовательной программы
Обучение по обычной общеобразовательной программе Не выявлено аспектов здоровья, затрудняющих прохождение общеобразовательной программы в обычные сроки. Обучающийся проходит обычную программу. Индивидуальная работа с ним ведётся педагогами во внеурочное время.
Более продолжительная программа обучения Нарушения речи, наличие отсталости психологического развития, слабое зрение, слабый слух. Стандарты обучения скорректированы в соответствии с уровнем обучающегося, поэтому процесс растягивается во времени. Для таких обучающихся проводят коррекционные занятия.
Программа, адаптированная для лиц с нарушениями интеллектуального развития Лёгкая степень умственной отсталости в сочетании с другими нарушениями здоровья. Обучение продлевается по сравнению с общей программой. Стандарты обучения снижены. Уровень знаний и компетенций ниже, чем у сверстников.
Программа, адаптированная для лиц с серьёзными нарушениями интеллектуального развития Все лица с умственной отсталостью, квалифицированной медиками от умеренной до высокой степени. Организация разрабатывает для таких обучающихся индивидуальную упрощённую программу.

Дистанционное обучение

Такой тип учёбы происходит с использованием электронных образовательных систем. Особенно это распространено в высшей школе. Среднеобразовательные учреждения используют обучение на дому. Всё, что нужно – это доступ к интернету и текстовому редактору. Занятия проходят по утверждённому расписанию, однако лично присутствовать на них не нужно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: