Обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства

Иные средства обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства

Как было отмечено ранее, достаточно подробная регламентация мер обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства дана в действующем УПК РФ, при этом лишь частично разрешена проблема защиты участников уголовного процесса. Так, уголовные дела, особенно по тяжким и особо тяжким преступлениям, совершенным преступными группами, все чаще подлежат закрытию, в основном, из-за отказа свидетелей давать показания. Под давлением шантажа и угроз стремительно растет количество лжесвидетельств, неявок на судебные заседания, фактов уклонения от дачи показаний, возникают серьезные трудности при сборе доказательств по уголовным делам, вследствие чего преступники уходят от ответственности, а жертвы преступлений теряют всякую надежду на справедливость рассмотрения их дел и защиты их интересов в суде[36].

В этой связи на законодательном уровне была предпринята попытка устранения названных проблем путем принятия Федерального закона Российской Федерации от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» наряду с Федеральным законом от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»[37].

Данный Закон устанавливает систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, а также их близких родственников, родственников и близких лиц, включающую меры безопасности и меры социальной защиты указанных лиц, а также определяет основания и порядок их применения.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 119 государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства состоит в осуществлении мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и имущества, а также мер социальной защиты указанных лиц в связи с участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами.

В Законе содержится детальная правовая регламентация оснований и порядка применения мер государственной защиты, определен перечень лиц, подлежащих такой защите, и органы, ее осуществляющие.

Так, в отношении защищаемого лица уголовного процесса могут применяться следующие меры безопасности (ч. 1 ст. 6 Закона):

1. Личная охрана, охрана жилища и имущества;

2. Выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;

3. Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

4. Переселение на другое место жительства;

5. Замена документов;

6. Изменение внешности;

7. Изменение места работы (службы) или учебы;

8. Временное помещение в безопасное место;

9. Применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

Перечисленные меры безопасности условно можно разделить на три группы: первоочередные, дополнительные и экстренные.

К первоочередным мерам безопасности относятся право защищаемого на личную охрана, охрану жилища и имущества; выдачу специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности.

Дополнительными мерами безопасности являются:

1. Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

2. Временное помещение в безопасное место;

3. Перевод защищаемого лица на новое место военной службы;

4. Командирование защищаемого лица в другую воинскую часть, другое военное учреждение;

5. Командирование или перевод военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, от которого может исходить угроза защищаемому лицу, в другую воинскую часть, другое военное учреждение;

6. Направление защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза насилия, при их задержании, заключении под стражу и назначении уголовных наказаний в разные места содержания под стражей и отбывания наказаний;

Читайте также:
Как вернуть пылесос в обратно магазин? Основания, порядок и сроки возврата

7. Перевод защищаемого лица или лица, от которого исходить угроза насилия, из одного места содержания под стражей и отбывания наказания в другое;

8. Раздельное содержание защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза насилия; изменение защищаемому лицу меры пресечения или меры наказания в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Меры безопасности, предусмотренные п. 4 (переселение на другое место жительства), п. 5 (замена документов), п. 6 (изменение внешности), п. 7 (изменение места работы (службы) или учебы), ч. 1 ст. 6 и ч. 5 ст. 10 Федерального закона № 119, следует относить к группе экстренных[38].

Необходимо подчеркнуть, что перечисленное в пунктах 4 и 7 осуществляется только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. В отношении защищаемого лица могут применяться другие меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. В частности, УПК РФ содержит и ряд дополнительных мер, среди них – исключение визуального наблюдения опознающего опознаваемым. Это в том случае, когда нет необходимости встречаться с опознаваемым визуально. Обычный порядок этого требует. Еще, к примеру, закрытое судебное заседание, зашифровывание анкетных данных свидетеля или потерпевшего, представления протоколов допросов и иных документов, когда в обычном порядке это исключено.

Что касается мер обеспечения безопасности согласно нормам Федерального закона № 119, то в соответствии со ст. 7 данного Закона участники уголовного судопроизводства могут рассчитывать на личную охрану, охрану их жилища и имущества. В целях такой защиты занимаемое защищаемым лицом жилище и его имущество могут быть оборудованы техническими средствами наблюдения, а также противопожарной и охранной сигнализацией.

Также органы, осуществляющие меры безопасности, могут выдавать защищаемому лицу специальные средства индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности (ст. 8 Закона).

По решению органа, осуществляющего меры безопасности, может быть наложен запрет на выдачу сведений о защищаемом лице из государственных и иных информационно-справочных фондов, а также могут быть изменены номера его телефонов и государственные регистрационные знаки используемых им или принадлежащих ему транспортных средств (ст. 9 Закона)[39].

Согласно ст. 10 Закона защищаемое лицо может быть переселено на другое, временное или постоянное, место жительства.

При переселении защищаемого лица на другое постоянное место жительства ему за счет средств федерального бюджета предоставляется жилище, возмещаются расходы, связанные с переездом, оказывается материальная помощь, гарантируется трудоустройство и оказывается содействие в подборе места работы (службы) или учебы, аналогичного прежнему.

При переселении защищаемого лица на другое временное место жительства ранее занимаемое им жилище и гарантии трудоустройства на прежнее или аналогичное прежнему место работы (службы) или учебы сохраняются за ним в течение всего периода его отсутствия по указанной причине.

В исключительных случаях может быть произведена замена документов, удостоверяющих личность, иных документов защищаемого лица с изменением его фамилии, имени, отчества и других сведений о нем, а также может быть изменена внешность защищаемого лица.

Переселение на другое место жительства, замена документов и изменение внешности защищаемого лица производятся только в случаях, если безопасность указанного лица не может быть обеспечена путем применения в отношении его других мер безопасности.

Наряду с указанными мерами, защищаемому лицу в целях обеспечения его безопасности может быть оказано содействие в устройстве на другое, временное или постоянное, подходящее ему место работы (службы) или учебы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 11 Закона).

Помимо перечисленных положений предотвращению посткриминального воздействия могут служить и другие уголовно-процессуальные нормы. Например, ознакомление допрашиваемого с аудио-, видеозаписью показаний защищаемого лица – вместо проведения очных ставок, что допускается ч. 3 ст. 190 УПК РФ, где установлено, что в ходе допроса наряду с предъявлением допрашиваемому вещественных доказательств и документов могут воспроизводиться материалы аудио- и видеозаписи следственных действий.

Читайте также:
Терекли-Мектеб - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

Следующей мерой безопасности может послужить новелла в ч. 3 ст. 170 УПК РФ, устанавливающая, что в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей, следственные действия, предусмотренные в ч. 1 ст. 170 УПК РФ, – осмотр, следственный эксперимент, обыск и т.д. – могут производиться без участия понятых.

УПК РФ в целях защиты участников уголовного судопроизводства предусматривает выделение уголовного дела в отдельное производство для завершения предварительного расследования в целях изоляции осужденного и тем самым предотвращения с его стороны воздействия на потерпевших и свидетелей иных эпизодов преступной деятельности (ч. 1 ст. 154 УПК РФ).

В соответствии с нормами Федерального закона № 119 под государственную защиту подпадают лица, содержащиеся под стражей или находящиеся в месте отбывания наказания (ст. 14 Закона). В целях обеспечения безопасности данного лица могут применяться такие меры, как:

1. Направление защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза насилия, при их задержании, заключении под стражу и назначении уголовных наказаний в разные места содержания под стражей и отбывания наказаний, в том числе находящиеся в других субъектах Российской Федерации;

2. Перевод защищаемого лица или лица, от которого исходит угроза насилия, из одного места содержания под стражей и отбывания наказания в другое;

3. Раздельное содержание защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза насилия;

4. Изменение защищаемому лицу меры пресечения или меры наказания в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Содержание рассмотренных мер безопасности не противоречит общим условиям производства в досудебных стадиях, они признаны допустимыми Европейским судом и Европейской комиссией по правам человека, для их использования в этих стадиях нет каких-либо препятствий[40].

Указанные меры безопасности выступают не только как способ осуществления государством своей конституционной обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина, но и средство более эффективного осуществления самого уголовного судопроизводства.

Постановление Правительства РФ от 25 октября 2018 г. N 1272 “Об утверждении Государственной программы “Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019 – 2023 годы”

В соответствии со статьей 28 Федерального закона “О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу “Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019 – 2023 годы”.

2. Мероприятия, предусмотренные Государственной программой, утвержденной настоящим постановлением, осуществляются Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной таможенной службой и Федеральной службой по труду и занятости за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели, в составе государственной программы Российской Федерации “Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности”, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 345 “Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности”.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 октября 2018 г. N 1272

Государственная программа
“Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019 – 2023 годы”

Читайте также:
Льготы и скидки студентам на авиабилеты в 2022 году: как получить, необходимые документы, новости.

ПАСПОРТ
Государственной программы
“Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019 – 2023 годы”

Ответственный исполнитель Программы

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Федеральная служба безопасности

Министерство обороны Российской

Федеральная таможенная служба,

Федеральная служба исполнения

Федеральная служба по труду и занятости

реализация мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства

выполнение обязательств государства по обеспечению безопасности его граждан в связи с участием их в уголовном судопроизводстве; обеспечение эффективности функционирования системы органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности защищаемых лиц;

совершенствование правовых основ финансового обеспечения деятельности органов, осуществляющих меры государственной защиты

Срок реализации Программы

2019 – 2023 годы

Объем бюджетных ассигнований Программы

объем финансового обеспечения реализации Программы на 2019 – 2023 годы

за счет средств федерального бюджета

составляет 1059256,1 тыс. рублей,

в 2019 году – 211788,5 тыс. рублей;

в 2020 году – 211866,9 тыс. рублей;

в 2021 году – 211866,9 тыс. рублей;

в 2022 году – 211866,9 тыс. рублей;

в 2023 году – 211866,9 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

исключение фактов гибели и причинения телесного повреждения или иного вреда здоровью, а также уничтожения (повреждения) имущества защищаемых лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве;

повышение эффективности отправления правосудия

I. Общая характеристика сферы реализации Программы

Ежегодно в ходе расследования уголовных дел согласно статистическим данным более 10 млн. человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей. К участникам уголовного судопроизводства часто применяются приемы и методы физического и психологического воздействия в целях изменения ими своих показаний либо отказа от них. Результатом этого становятся случаи отказа и уклонения потерпевших и свидетелей от участия в уголовном судопроизводстве.

В настоящее время меры государственной защиты применяются в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, подлежащих государственной защите в соответствии с Федеральным законом “О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства” (далее – защищаемые лица).

Федеральный закон “О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства” устанавливает систему мер государственной защиты, основания и порядок применения в рамках государственной защиты мер безопасности и мер социальной поддержки защищаемых лиц, определяет органы, на которые возложены обязанности по обеспечению государственной защиты.

Эффективность и особая значимость деятельности органов, обеспечивающих государственную защиту, подтверждена практикой реализации Государственной программы “Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006 – 2008 годы”, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2006 г. N 200 “Об утверждении Государственной программы “Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006 – 2008 годы”, Государственной программы “Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009 – 2013 годы”, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 792 “Об утверждении Государственной программы “Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009 – 2013 годы” и Государственной программы “Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014 – 2018 годы”, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2013 г. N 586 “Об утверждении Государственной программы “Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014-2018 годы”.

В период с 2014 по 2017 годы число защищаемых лиц, которые были задействованы в программных мероприятиях, в среднем составляло от 3,3 до 3,9 тыс. человек в год. За указанный период в отношении этих защищаемых лиц осуществлено более 33500 мер безопасности. Преимущественно применялись такие меры безопасности, как личная охрана, охрана жилища и имущества, выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице и временное помещение в безопасное место.

Читайте также:
Обезличенные металлические счета: плюсы, виды, нюансы открытия

В целом анализ статистических данных показывает, что наметилась динамика увеличения количества защищаемых лиц и мер безопасности, применяемых в отношении этих лиц.

Государственная программа “Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019 – 2023 годы” (далее – Программа) разработана Министерством внутренних дел Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона “О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства” на основе предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и практического опыта применения мер государственной защиты.

В процессе подготовки Программы учитывался опыт реализации указанных государственных программ, а также зарубежный опыт планирования и проведения мероприятий в этой области.

Программа определяет финансовое и материально-техническое обеспечение мер безопасности и социальной поддержки защищаемых лиц независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.

II. Приоритеты в сфере реализации Программы, цель и ожидаемые результаты

Реализация Программы будет осуществляться в соответствии со следующими основными приоритетами:

повышение уровня доверия к органам, осуществляющим меры безопасности, за счет роста эффективности и качества обеспечения безопасности защищаемых лиц;

обеспечение максимальной доступности обращений граждан в органы, осуществляющие меры государственной защиты;

предотвращение противоправных посягательств на защищаемых лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве;

укрепление материально-технической базы подразделений, непосредственно обеспечивающих меры безопасности;

повышение эффективности применяемых мер безопасности.

Целью Программы является обеспечение государственной защиты защищаемых лиц.

Указанная цель достигается реализацией органами, осуществляющими меры безопасности, полномочий в сфере обеспечения безопасности защищаемых лиц.

В ходе реализации Программы планируется применение мер государственной защиты в отношении свыше 20 тыс. защищаемых лиц.

Реализация Программы обеспечит накопление опыта применения конкретных мер государственной защиты.

Результаты реализации Программы планируется использовать при подготовке предложений по совершенствованию мер государственной защиты, повышению эффективности деятельности органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности защищаемых лиц.

III. Срок реализации Программы

Срок реализации Программы – 2019 – 2023 годы.

В связи с тем, что основная часть мероприятий Программы связана с применением мер государственной защиты, имеющих длящийся характер, реализация Программы не делится на этапы.

В ходе исполнения Программы будет производиться корректировка параметров и ежегодных планов ее реализации в рамках бюджетного процесса.

IV. Общая характеристика мероприятий Программы

Мероприятия Программы приведены в приложении N 1.

Мероприятия Программы не дублируют мероприятия федеральных целевых и ведомственных программ и реализуются в составе основного мероприятия государственной программы Российской Федерации “Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности”, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 345 “Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности”.

Распределение затрат среди участников Программы приведено в приложении N 2.

Программой предусматривается финансирование мероприятий по осуществлению государственной защиты в размере 1059256,1 тыс. рублей, в том числе:

на применение мер безопасности – 1041316 тыс. рублей;

на применение мер социальной поддержки – 17940,1 тыс. рублей.

Распределение средств Программы на осуществление конкретных мер государственной защиты производится руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти – участника Программы.

Читайте также:
Банкротство физическиx лиц в 2022 году: как оформить согласно закона

Распределение ассигнований федерального бюджета между участниками Программы осуществляется на основании предложений этих участников Программы ответственным исполнителем Программы и ежегодно уточняется при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год. Изменение предусмотренных участникам Программы объемов финансирования осуществляется участниками Программы по согласованию с ответственным исполнителем Программы.

Применение мер защиты, предусмотренных Соглашением о защите участников уголовного судопроизводства от 28 ноября 2006 г., осуществляется за счет средств Программы.

Меры государственной защиты применяются в порядке, обеспечивающем конфиденциальность сведений о производимых расходах.

В целях обеспечения эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти – участников Программы и решения вопросов, связанных с реализацией ее мероприятий, ответственным исполнителем Программы в установленном порядке может быть создана межведомственная рабочая группа.

В целях реализации мероприятий Программы, организации взаимодействия и координации действий ее участники издают нормативные правовые акты.

V. Информация по ресурсному обеспечению Программы

Объем финансового обеспечения реализации Программы за счет средств федерального бюджета с 2019 по 2023 годы составит 1059256,1 тыс. рублей, в том числе:

в 2019 году – 211788,5 тыс. рублей;

в 2020 году – 211866,9 тыс. рублей;

в 2021 году – 211866,9 тыс. рублей;

в 2022 году – 211866,9 тыс. рублей;

в 2023 году – 211866,9 тыс. рублей.

Приложение N 1
к Государственной программе
“Обеспечение безопасности
потерпевших, свидетелей
и иных участников
уголовного судопроизводства
на 2019 – 2023 годы”

Мероприятия
Государственной программы “Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019 – 2023 годы”

Ответственные за реализацию мероприятия

Финансовые затраты (тыс. рублей)

2019 – 2023 годы – всего

1. Применение мер безопасности

2019 – 2023 годы

недопущение воздействия на потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, подлежащих государственной защите в соответствии с Федеральным законом “О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства” (далее – защищаемые лица), и причинения защищаемым лицам имущественного ущерба;

предупреждение совершения преступлений в отношении защищаемых лиц;

исключение (ограничение) доступа к информации о защищаемых лицах со стороны заинтересованных лиц;

Обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей в уголовном судопроизводстве

Иногда при расследовании уголовного дела или его рассмотрении в суде возникает необходимость обеспечить безопасность потерпевшего или свидетеля. Принятие мер безопасности может быть обусловлено наличием данных о возникновении реальной угрозы жизни, здоровью, имуществу указанных лиц, или их близких родственников, может быть вызвано угрозой применения к нему физического воздействия, шантажа, попытками их подкупа и другими обстоятельствами.

Для обеспечения безопасности свидетеля и потерпевшего закон предусматривает комплекс мер, которые принимаются на стадии расследования и судебного рассмотрения уголовного дела с учетом, возникшей конкретной ситуации.

В целях обеспечения безопасности свидетеля или потерпевшего следователь может принять меры о сохранении в тайне сведений о личности данного лица. В этом случае свидетелю или потерпевшему присваивается псевдоним, который используется при проведении следственного действия. При этом в протоколе следственного действия или протоколе судебного заседания сведения о личности свидетеля или потерпевшего не указываются, указывается присвоенный данному лицу псевдоним. Аналогичные меры может принять суд при рассмотрении дела в суде. Решение о засекречивании данных о личности свидетеля или потерпевшего оформляется постановлением следователя или судьи, в данном постановлении указываются причины принятия решения о сохранении в тайне сведений о личности, псевдоним участника следственного действия и другие сведения.

Читайте также:
Претензия о расторжении договора. Образец заполнения и бланк 2022 года

Сведения о личности засекреченного лица и постановление следователя или судьи помещаются в конверт, который запечатывается и хранится при деле.

Вскрыть указанный конверт имеет право только судья, рассматривающий уголовное дело, для установления и проверки личности свидетеля или потерпевшего, сведения о котором сохранены в тайне.

Засекреченные лица в суде допрашиваются в условиях, исключающих их визуальное наблюдение другими участниками судебного заседания. Личность такого лица проверяется председательствующим судьей в отсутствии других участников процесса.

При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении свидетеля и потерпевшего, или их близких родственников в период следствия по заявлению указанных лиц на основании судебного решения допускается контроль и запись телефонных и иных переговоров. Для обеспечения безопасности потерпевшего и свидетеля предъявление для опознания лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления, осуществляется в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего.

По постановлению судьи слушание уголовного дела может быть проведено в закрытом судебном процессе, если этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их родственников или близких лиц. При проведении закрытого разбирательства посторонние в зал судебного заседания не допускаются.

Кроме мер обеспечения безопасности свидетелей и потерпевших, предусмотренных Уголовно – процессуальным кодексом Российской Федерации, существует еще система мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, установленных Федеральным Законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных частников уголовного судопроизводства от 20.08. 2004 года № 119- ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).

Указанным законом предусмотрены, такие меры защиты, как, личная охрана, охрана жилища и имущества; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; временное помещение в безопасное место; замена документов; переселение в другое место жительства и другие.

Государственные меры защиты принимаются при наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества, в связи с участием в уголовном судопроизводстве. Меры безопасности применяются по письменному заявлению защищаемого лица и с его согласия, по решению судьи, начальника органа дознания, руководителя следственного органа или следователя.

Прокурор разъясняет – Прокуратура Липецкой области

Как показывает практика, ежегодно в ходе расследования уголовных дел более 10 млн. человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей. Вместе с тем, к участникам уголовного судопроизводства нередко применяются различные приемы и методы физического и психологического воздействия в целях изменения ими своих показаний либо отказа от них. Как результат этого – отказ либо уклонение указанных лиц от участия в уголовном судопроизводстве.

В связи с этим государством уделяется особое внимание вопросам государственной защиты участников уголовного судопроизводства. В целях обеспечения безопасности к таким лицам могут быть применены меры государственной защиты в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Как закреплено в ст. 1 данного законодательного акта, государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства – это осуществление предусмотренных законом мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества, а также мер социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами.

Система мер государственной защиты, основания и порядок их применения определяется органами, на которые возложены обязанности по обеспечению мер безопасности и социальной поддержки участников уголовного судопроизводства.

В силу ст. 2 Федерального закона от 20.08.2004 №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» государственной защите подлежат следующие участники уголовного судопроизводства:

Читайте также:
Пенсионный фонд Ковдор - отделение ПФР, адрес, телефон, обратная связь, режим работы, сайт, когда дают пенсию

– подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;

– эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном производстве педагог и психолог;

– гражданский истец, гражданский ответчик;

– законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.

Меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.

Государственной защите подлежат и установленные Уголовно-процессуальным кодексом РФ близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на вышеназванных лиц.

Исходя из положений ст. 3 Федерального закона от 20.08.2004 №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» к органам, обеспечивающим государственную защиту, относятся:

– органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты;

– органы, осуществляющие меры безопасности;

– органы, осуществляющие меры социальной поддержки.

Решение об осуществлении государственной защиты принимают суд (судья), начальник органа дознания, руководитель следственного органа или следователь с согласия руководителя следственного органа, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, если иное не предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Как закреплено в ст. 6 Федерального закона от 20.08.2004 №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», в отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности:

– личная охрана, охрана жилища и имущества;

– выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;

– обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

– переселение на другое место жительства;

– изменение места работы (службы) или учебы;

– временное помещение в безопасное место;

– применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 20.08.2004 №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.

Меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних – на основании письменного заявления его родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих) или с их согласия, выраженного в письменной форме.

В случае, если применение мер безопасности затрагивает интересы совершеннолетних членов семьи защищаемого лица и иных проживающих совместно с ним лиц, необходимо их согласие, выраженное в письменной форме, на применение мер безопасности.

В целях обеспечения реализации Федерального закона от 20.08.2004 №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» постановлением Правительства РФ от 13.07.2013 №586 утверждена Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014 – 2018 годы», предусматривающая как перечень мероприятий в сфере государственной защиты, так и объемы их финансирования.

Читайте также:
Какие выплачиваются пособия на ребенка в Пскове и Псковской области в 2022 году

Кроме того, постановлениями Правительства РФ также утверждены:

– от 27.10.2006 №630 «Правила применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»;

– от 11.11.2006 №664 «Правила выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты»;

– от 03.03.2007 №134 «Правила защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»;

– от 21.09.2012 №953 «Правила применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

В 2008 году в системе МВД РФ было образовано Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, которое наряду с функциями по координации данной деятельности, также непосредственно обеспечивает безопасность защищаемых лиц, являющихся свидетелями по особо сложным и резонансным преступлениям, связанным в первую очередь с проявлениями организованной преступности.

На сегодняшний день специализированные подразделения полиции по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, действуют в каждом регионе. К их компетенции относятся вопросы осуществления мер безопасности, проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление источника угрозы, документирование его противоправной деятельности с последующим привлечением к уголовной ответственности.

Так, по информации МВД РФ в 2011 году в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» меры государственной защиты применялись в отношении 2388 лиц. В 2012 году обеспечена безопасность 2860 лиц, имевших различный процессуальный статус.

Старший помощник прокурора области по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами области, органами местного самоуправления Загорская Н.В.

Обеспечение безопасности участников уголовного процесса

Обеспечение безопасности участников уголовного процесса – это осуществление правовых, организационно-технических и иных мер, направленных на защиту жизни, здоровья, жилища, имущества, чести и достоинства этих лиц от противоправных посягательств и создания необходимых условий для надлежащего осуществления правосудия.

С целью обеспечения эффективного и справедливого правосудия для определенных лиц предусмотрено право на обеспечения безопасности и на государственную защиту.

Установлены следующие меры обеспечения безопасности:

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

2) выдача специальных средств индивидуальной защиты либо оповещения об опасности;

3) использование технических средств контроля и прослушивания телефонных и иных переговоров, визуальное наблюдение;

4) замена документов и изменение внешности;

5) изменение места работы либо учебы;

6) переселение в другое место проживания;

7) помещение в дошкольное воспитательное учреждение либо учреждение органов социальной защиты населения;

8) обеспечение конфиденциальности сведений о лице;

9) закрытое судебное заседание. Кроме этих мер, с учетом характера и степени опасности жизни, здоровью, жилищу либо имуществу лица, взятого под защиту, соответствующие органы вправе принять решение о применении и иных мер безопасности.

С учетом характера и степени опасности для жизни, здоровья, жилища и имущества защищаемых лиц могут осуществляться меры безопасности:

– Личная охрана, охрана жилища и имущества.

– Прослушивание телефонных и иных переговоров.

– Замена документов и изменение внешности.

– Перемена места работы или учебы.

– Переселение в другое место жительства.

– Обеспечение конфиденциальности данных о лице.

– Закрытое судебное разбирательство.

Меры безопасности отменяются по основаниям:

– окончание срока конкретной меры безопасности;

– устранение угрозы жизни, здоровью, жизни и имуществу лиц, взятых под защиту;

Читайте также:
Что делать, если в свидетельстве о рождении обнаружена ошибка?

– систематическое невыполнение лицом, взятым под защиту, законных требований органов, которые осуществляют меры безопасности, и которого письменно уведомили о возможности такой отмены.

Поводами для отмены мер обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, членов их семей и близких родственников могут быть:

– заявление участника уголовного судопроизводства, члена его семьи или близкого родственника, в отношении которого осуществлялись меры безопасности;

– получение достоверной информации об устранении угрозы жизни, здоровью, жилищу и имуществу указанных лиц.

Выводы по теме:

1. В уголовном процессе принимают участие как физические та и юридические лица, правовой статус которых определен нормативными правовыми актами и уголовно-процессуальным законом.

2. Участники уголовно-процессуальной деятельности различаются по своему процессуальному положению, роли в процессе, выполняемым различным уголовно-процессуальным функциям и задачам, преследуют разные цели, вступают между собой в различные правоотношения.

3. Уголовно-процессуальный институт отводов является гарантией независимого и беспристрастного правосудия, необходимой предпосылкой соблюдения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства и представляет собой устранение из процесса того субъекта, объективность которого по тем или иным причинам вызывает сомнения.

4. Отводы обеспечивают осуществление уголовного судопроизводства должностным лицом, уполномоченным на то законом, что выступает непременным условием законности производимых процессуальных действий и принимаемых процессуальных решений.

5. Конкретизированы обстоятельства, при наличии которых, участниками уголовного процесса могут быть заявлены самоотводы либо отводы в отношении них.

6. Обеспечение безопасности участников уголовного процесса является гарантией выполнения ими своих обязанностей и реализации прав.

Обеспечение охраны прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве

Несмотря на то, что обязанность по обеспечению охраны прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве возложена на прокурора, гражданам также важно знать о своих правах.

Статья 11 УПК РФ предусматривает обязанность суда, прокурора, следователя, дознавателя разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность, обеспечивать возможность осуществления этих прав. В качестве конкретного случая можно назвать обязанность разъяснить доказательственное значение показаний, добровольно данных лицами, которые такие показания давать не обязаны, в частности супругом и близкими родственниками обвиняемого и подозреваемого. Факт разъяснения прав фиксируется в процессуальном документе (постановлении, специальном протоколе, протоколе следственного действия, протоколе судебного заседания). Неразъяснение участнику следственного действия его прав и обязанностей может повлечь признание доказательств, полученных в результате этого следственного действия, недопустимыми.

В статье 11 УПК РФ задекларированы правовые институты обеспечения личной безопасности участников уголовного судопроизводства и возмещения вреда, причиненного органами, осуществляющими уголовное преследование.

Меры безопасности применяются в отношении участников уголовного процесса, их родственников и близких лиц в ходе уголовного судопроизводства только в том случае, если имеется реальная угроза их жизни, здоровью или имуществу. К таким мерам безопасности относятся: изъятие из протокола следственного действия данных о личности свидетеля, потерпевшего, другого участника уголовного процесса (кроме обвиняемого) с указанием псевдонима; прослушивание и запись телефонных и иных переговоров по письменному заявлению данных лиц, а при отсутствии такого заявления – на основании судебного решения; проведение опознания вне визуального наблюдения опознающего опознаваемым; осуществление закрытого судебного разбирательства; проведение допроса в суде без оглашения подлинных данных о личности допрашиваемого в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля (потерпевшего). Установлена возможность применения и иных мер безопасности, в первую очередь имеется в виду специальный Федеральный закон от 20.08.2004 №119-ФЗ “О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства”.

Читайте также:
Примерная форма двойного складского свидетельства. Часть 2. Залоговое свидетельство

Вред, причиненный лицу незаконным применением меры пресечения, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным осуждением, возмещается в специальном порядке, предусмотренном главой 18 УПК РФ под названием “Реабилитация”.

Невозможно не обозначить права граждан, вытекающих из принципов уголовного судопроизводства.

В силу ст. 6.1 УПК РФ уголовное судопроизводство осуществляется в разумный срок. Подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный, оправданный, потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик при наличии соответствующих оснований и условий вправе обратиться за компенсацией нарушения данного права.

В соответствии со ст.118 Конституции Российской Федерации, правосудие осуществляется только судом, а согласно статье 47 Конституции, никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде, к подсудности которого оно отнесено законом. Данное положение действует в судебных стадиях уголовного процесса.

В ст. 9 УПК РФ говорится не только об уважении чести и достоинства личности, но и о недопустимости создания опасности для жизни и здоровья лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве.

Согласно ст.22 Конституции Российской Федерации, каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более 48 часов.

Неприкосновенность жилища предусмотрена ст. 12 УПК РФ. Статья 25 Конституции Российской Федерации гласит: “Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения”. Однако, в указанной норме уголовно-процессуального закона речь идет не о том, что в уголовном судопроизводстве вообще не допускается проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц, а о ситуациях, когда такое проникновение допускается в целях правосудия по уголовным делам, и о судебно-правовых гарантиях против произвольного, необоснованного проникновения.

Статьей 23 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту предусмотрено ст. 16 УПК РФ.

Участникам уголовного судопроизводства, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по уголовному делу, в любой стадии путем разъяснения прав и привлечения к участию в деле переводчика должна быть предоставлена реальная возможность давать показания, выступать в суде, слушать судоговорение и знакомиться с письменными материалами уголовного дела на языке, которым он владеет.

Реализация закрепленного статьей 19 УПК РФ права на обжалование процессуальных действий и решений суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя осуществляется посредством применения многочисленных правил, рассредоточенных по всему Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Особое место среди них занимает глава 16 УПК, которая называется “Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство”. Пересмотр приговора по жалобам участников уголовного процесса осуществляется в апелляционном, кассационном и надзорном порядках, а также в порядке главы 49 УПК РФ, предусматривающей возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: