Объединение в один лот работ по строительству, проектированию и по инженерным изысканиям

Об изменениях в части закупок строительных работ, в том числе в части правил оценки заявок и дополнительных требований к участникам закупок

29 июня 2020 г. на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2020 № 921 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок в сфере строительства и признании утратившим силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 г. № 890-р».

Постановлением вносятся изменения в ряд нормативных правовых актов, регулирующих вопросы закупок в сфере строительства.

Так, определенное в правилах оценки заявок участников, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085, допущение об установлении в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» и его показателей, определенных в правилах, распространяется не только на закупки строительных работ в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капстроительства, искусственных дорожных сооружений в составе автодорог, а в отношении любых объектов капстроительства, включая линейные, а также работ по сохранению объектов культурного наследия, контрактов жизненного цикла, предусматривающих работы по проектированию, строительству, реконструкции, капремонту, контрактов «под ключ» и контрактов, предметом которых могут быть в любом сочетании подготовка проектной документации, выполнение инженерных изысканий, работы по строительству, реконструкции, работы по капитальному ремонту объектов капстроительства из перечней, установленных до 01.01.2024 актом органа власти любого уровня.

При этом уточнены показатели такого критерия, для оценки по такому критерию нужно будет установить один или несколько показателей, подтверждающих в том числе опыт работы, связанный с предметом контракта: общая стоимость исполненных контрактов (договоров), общее количество исполненных контрактов (договоров) и наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).

Для оценки заявок по указанным показателям в документации о закупке может устанавливаться или учитываться один или несколько видов контрактов (договоров), сгруппированных следующим образом:

  • первая группа – контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся: объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов); линейные объекты капитального строительства; особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства; объекты культурного наследия;
  • вторая группа – контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки.

Ко второй группе контрактов (договоров) относятся:

  • контракты жизненного цикла, включающего работы по проектированию, строительству, реконструкции, капремонту соответствующего вида объекта капстроительства из первой группы;
  • контракты по строительству «под ключ» в отношении соответствующего вида объекта капстроительства из первой группы;
  • контракты, предметом которых могут быть в любом сочетании: подготовка проектной документации, выполнение инженерных изысканий, работы по строительству, реконструкции, работы по капитальному ремонту объектов капстроительства из перечней, установленных до 01.01.2024 актом органа власти любого уровня, и соответствующих объектам капстроительства из первой группы контрактов (договоров);
  • контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства из первой группы соответствующего вида;
  • контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

Постановлением № 921 также внесены изменения в постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 в части корректировки дополнительных требований к участникам закупок работ в сфере строительства.

Так, во всех позициях дополнительных требований, касающихся работ в сфере строительства, разграничен стоимостной порог применения этих позиций – в отношении закупок для федеральных нужд минимальное значение НМЦК, при котором необходимо устанавливать дополнительные требования к участникам закупок составляет 10 млн рублей, а в отношении закупок для нужд субъектов РФ и муниципальных нужд – 5 млн рублей.

При этом из позиций 2 и 2.1 исключены работы по капитальному ремонту и сносу объектов капитального строительства, как в наименовании, так и в подтверждающих опыт документах

Такие работы вынесены в отдельные новые позиции 2.4, 2.5 и 2.6, которые устанавливают дополнительные требования к участникам закупок на выполнение работ:

  • по капремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
  • по капремонту линейного объекта;
  • по сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).

В качестве дополнительного требования к участникам закупок в этих позициях установлено наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки опыта исполнения одного контракта (договора), заключенного в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ или Закона № 223-ФЗ, на выполнение аналогичных работ, стоимость которого составляет не менее 20 % НМЦК. Участник закупок должен будет представить для подтверждения своего соответствия копию соответствующего контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов или реестре договоров в ЕИС, а также подписанные не ранее, чем за 5 лет до окончания срока подачи заявок копии актов выполненных работ и разрешения на ввод в эксплуатацию объекта (если это предусмотрено законодательством о градостроительной деятельности).

При этом во всех позициях, касающихся работ в сфере строительства, в том числе касающихся работ по строительству и (или) реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения) с НМЦК свыше 100 млн. рублей, для подтверждения опыта исполнения можно учитывать контракты (договоры) за последние 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, а не за 3 года.

Читайте также:
Горячая линия?? Хоум Кредит банка — номера для физических лиц

Также в позициях 2 и 2.1. касающихся выполнения работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, и работ по строительству, реконструкции линейного объекта, исключено условие о том, что стоимость подтверждающего опыт контракта (договора) может составлять не менее 20 % НМЦК для закупок свыше 1 млрд рублей. К таким закупкам теперь применяется условие, установленное для закупок от 500 млн рублей, согласно которому опыт можно подтвердить контрактом (договором) со стоимостью не менее 30 % НМЦК.

Кроме того введена новая позиция 2.7, предусматривающая дополнительные требования к участникам закупок на выполнение в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, НМЦК которых для обеспечения федеральных нужд также превышает 10 млн рублей, а для обеспечения нужд субъектов РФ, муниципальных нужд – 5 млн рублей. Опыт исполнения подтверждается аналогичным контрактом (договором) Для подтверждения соответствия этим требованиям участники закупок должны будут подтвердить опыт исполнения за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке аналогичного контракта (договора) стоимостью не менее 20 % НМЦК закупки, предоставив копии такого исполненного контракта (договора) и актов выполненных работ, подписанных не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Постановлением № 921 также внесены изменения в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р. Из перечня с 01.09.2020 исключаются все виды строительных работ по ОКПД2 41.2, 42 и 43, включая сноску, которая выводила из этого перечня строительные работы в отношении особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства. Однако распоряжение Правительства РФ от 13.05.2016 № 890-р, которым эта сноска и была введена утрачивает свою силу с 09.07.2020, одновременно со всеми остальными изменениями, предусмотренными Постановлением № 921, которые применяются к закупкам, извещения о которых размещены после указанной даты.

Объединение лотов по 44 ФЗ

Дистанционное и очное обучение госзакупкам

Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка

Антикризисное предложение до 07 февраля

Объединение лотов по 44 ФЗ: актуальная информация на 2020 г

Объединение лотов по 44 ФЗ: актуальная информация на 2020 г

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что собой представляет лот
  • В каких случаях выделяют лоты по 44-ФЗ
  • Основные нюансы объединения лотов в один по 44-ФЗ
  • Что будет нового в 44-ФЗ в 2020 году
  • Можно ли закупать одним лотом товары и услуги по 44-ФЗ
  • Вправе ли заказчик объединять в один лот инженерно-геологические работы и разработку проектной документации по 44-ФЗ
  • Возможно ли по 44-ФЗ объединить лоты строительно-монтажных работ и разработки рабочей документации

Пожалуй, одним из самых горячих вопросов при организации закупок в контрактной области является объединение лотов по 44 ФЗ. То или иное совмещение предоставления услуг и поставки товаров может рассматриваться из самых разных точек зрения и подходов.

Кто-то считает, что такие объединения правомерны, другие высказывают иное мнение. Чтобы глубже разобраться в этом вопросе, в частности в том, что говорит об этом закон, читайте далее нашу статью.

Что собой представляет лот

Что собой представляет лот

С позиции 44-ФЗ лот представляет собой объект закупки, состоящий из некоторого количества товаров (услуг), имеющих набор одинаковых характеристик, на основании которых и осуществляется их объединение в один объект. Такими характеристиками являются технологические и функциональные параметры товара. Каждый объект имеет обоснованную начальную цену, в отношении него договором определяются сроки поставки и прочие существенные условия.

Если заказчик нарушает какие-либо правила при объединении товаров в лот, то это может привести к трудностям для подрядчиков при исполнении заказа, что фактически является фактором ограничения конкуренции. Таким образом нарушаются основные положения контрактной системы и 135-ФЗ.

В 44-ФЗ предусмотрена возможность размещать заказы в виде лотов при отборе покупателя методом закрытого электронного аукциона и конкурса.

Сама процедура проводится по стандартной схеме, при этом объектом закупки выступает каждый отдельный лот. Торги могут быть признаны несостоявшимися по каждому объекту. Также для каждого лота возможно продлить срок приема заявок. Если на торги выставлено несколько объектов, то условия могут измениться лишь для одного, тогда как остальные торгуются в соответствии с начальным регламентом. Заявки можно подавать на каждый лот, и контракты также заключаются по ним отдельно.

В каких случаях выделяют лоты по 44-ФЗ

В каких случаях выделяют лоты по 44-ФЗ

Когда заказчик прибегает к поиску исполнителя методом проведения конкурса или закрытого аукциона, он составляет извещение и разрабатывает документацию о закупке, в которой выделены и описаны лоты.

Для каждого лота потребуется составить свое техническое задание и указать следующую информацию:

  • описание объекта закупки;
  • НМЦК и ее обоснование;
  • сроки исполнения контракта;
  • условия поставки товара или оказания услуг.

Лот рассматривается как самостоятельный объект, по которому подается отдельная заявка и заключается свой контракт. Это положение прописано в части 6 статьи 24 закона № 44-ФЗ.

Читайте также:
Апелляционная жалоба на решение арбитражного суда и правила ее составления и подачи в соответствующую инстанцию

Основные нюансы объединения лотов в один по 44-ФЗ

Основные нюансы объединения лотов в один по 44-ФЗ

Наибольшие трудности у заказчиков вызывает вопрос объединения товаров и работ в один лот по 44-ФЗ. Такое объединение должно производиться на основании некоторых общих характеристик, но каких именно, закон указаний не дает. При рассмотрении данных вопросов в суде решения о правомерности объединения также выносятся с учетом конкретной ситуации, что не дает однозначной картины.

Чаще всего исполнители обращаются в ФАС с претензией на необоснованное объединение лотов по закупкам по 44-ФЗ, когда заказчик в рамках одного лота выставляет на торги следующие объекты:

  1. Различная лицензированная и нелицензированная деятельность.
  2. Инженерные изыскания, проектные и строительно-монтажные работы.
  3. Строительство, монтаж и поставка стройматериалов.
  4. Объединение всех типов работ при строительстве объекта под ключ.
  5. Поставка продуктов и организация питания для дошкольных учреждений.

Когда торги проводятся в соответствии с 223-ФЗ, заказчик также обязан придерживаться всех правил, о которых шла речь выше. Объединение лотов и в этом случае должно осуществляться по принципам, не ограничивающим конкуренцию.

Что будет нового в 44-ФЗ в 2020 году

Что будет нового в 44-ФЗ в 2020 году

В текущем году в закон внесены следующие положения:

  1. Конкретизировано понятие «контракт жизненного цикла».
  2. Если работы проводятся в рамках национальных проектов, то допускается объединение в лот разработки проектно-сметной документации и строительства каждого конкретного объекта.

С 1 января 2020 года вступило в силу положение:

  • Исполнитель, подавая заявку на участие в аукционе, конкурсе, запросе котировок и запросе предложений, обязан указать страну – производителя товара. Это условие выполняется и в том случае, если заказчик устанавливает какие-либо ограничения в соответствии со ст. 14 44-ФЗ.

С 1 июля 2020 года вводятся следующие положения:

Правила проведения процедуры запроса котировок

  1. Снимается годовой лимит на закупки, когда поставщик определяется методом запроса котировок.
  2. Отменить процедуру запроса котировок можно за час до окончания срока подачи заявок участниками. В предыдущей версии закона этот период равнялся 2 дням.
  3. Изменились правила проведения процедуры запроса котировок. Вместо 5 статей, утративших силу, появилась одна, объединившая в себе их содержание. Данная процедура будет проводиться при НМЦК 3 млн руб. (в предыдущей версии порог составлял 500 000 руб.). Минимальный срок подачи заявок после публикации извещения в ЕИС сократится с 5 рабочих дней до 4.
  4. Будут внесены изменения и в процедуру закупки у единственного поставщика, в статью 93 вводятся 9 новых пунктов:
  • Если процедура выбора поставщика путем проведения конкурса, аукциона или запроса предложений признается несостоявшейся, то последующее заключение контракта с единственным поставщиком требует согласования с контрольными службами. Также согласованию подлежит контракт, если он предусматривает НМЦК, превышающую установленный правительством лимит.
  • Если процедура выбора поставщика признается несостоявшейся, это факт закрепляется путем публикации в ЕИС или оформлением соответствующего протокола. После чего у заказчика есть 5 дней, чтобы обратиться в ФАС на предмет согласования последующего заключения контракта. ФАС принимает решение в течение 10 рабочих дней, только при его наличии заказчик имеет право продолжать процедуру. Если согласование получено, то заключается контракт. Когда ФАС принимает отрицательное решение, заказчик составляет новый план-график и инициирует закупку заново.
  • Неконкурентная закупка с начальной ценой не более 3 млн руб. проводится на электронной площадке. Потенциальные поставщики подают электронную заявку, в которой приводятся данные о цене, характеристиках и наименовании товара, руководствуясь КТРУ.

Заказчик инициирует процедуру закупки путем размещения извещения в ЕИС. После этого на протяжении часа площадка отбирает из имеющихся заявок 5 претендентов, максимально подходящих под требования заказчика. Заявки передаются заказчику, который в течение суток их рассматривает, присваивая номера по возрастанию цены, выбирает из предложений наиболее выгодное. После чего заключается контракт с поставщиком под номером один.

Можно ли закупать одним лотом товары и услуги по 44-ФЗ

Можно ли закупать одним лотом товары и услуги по 44-ФЗ

Если к закупке предполагается оборудование, требующее последующего монтажа, установки и наладки, в этом случае возможно объединение товаров и услуг в лот по 44-ФЗ. В частности, одним лотом можно разместить заказ по оборудованию компьютерного класса с монтажом сети, установкой программного обеспечения и полной наладкой его работы.

Если заказчик прибегает к такому объединению лотов, имея при этом аналогичное оборудование в эксплуатации, то ему имеет смысл выдвинуть конкретные требования по совместимости существующего оборудования и закупаемого. В этом случае в техническом задании нужно подробно описать, по каким параметрам оценивается совместимость, привести список техники, находящейся в эксплуатации.

Также подробно расписываются работы, в которых нуждается заказчик. При объединении товаров и работ в один лот необходимо учитывать, что цена оборудования должна быть больше стоимости работ. В противном случае такое объединение с большой вероятностью послужит поводом для разбирательств различного рода. Если же стоимость необходимого объема работ объективно превышает цену самого оборудования, то лучше выставлять их как два отдельных объекта.

Ст. 66 закона № 44-ФЗ регламентирует порядок подачи заявок участниками электронного аукциона. В части 3 этой статьи указано, что подрядчик в заявке дает согласие поставить товар, выполнить работу или оказать услугу в точном соответствии с требованиями заказчика, изложенными в документации. Помимо основных характеристик товара, в заявке приводятся следующие его параметры (при их наличии): товарный знак, фирменное наименование, знак обслуживания, патенты, полезные модели, промышленные образцы. Также указывается страна-изготовитель.

При размещении заказов необходимо учитывать ограничения, касающиеся допуска товаров иностранного производства, которые установлены постановлением № 968. Также принимаются во внимание положения приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 № 126н, предоставляющие преференции определённым группам товаров.

Читайте также:
Дополнительное соглашение к договору субаренды: нежилого помещения, земельного участка, образец, о пролонгации

Если речь идет о поставке продукции радиоэлектронной промышленности, то необходимо руководствоваться ещё и приказом Минпромторга от 20.02.2016 № 467, в котором приводится форма типового контракта поставки.

Вправе ли заказчик объединять в один лот инженерно-геологические работы и разработку проектной документации по 44-ФЗ

Разработка проектной документации

Как уже говорилось выше, объединение лотов по 44-ФЗ допускается при наличии функциональной и технологической взаимосвязи между поставляемыми товарами и производимыми работами. Если же подобная взаимосвязь не вполне очевидна, то не следует привлекать внимание контролирующих органов и напрашиваться на обвинение в препятствии конкуренции. В этом случае объединение объектов несет в себе риски, и лучше провести закупку по отдельности.

Вышесказанное основано на положениях нескольких законодательных актов.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – закон № 44-ФЗ) регламентирует, в каком объеме заказчик должен в документации описать объект закупки. Должны быть приведены функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара за исключением тех, которые могут ограничить участие каких-либо субъектов в конкурсе (п. 1 ч. 1 ст. 33 закона № 44-ФЗ).

Формируя документацию относительно объекта закупки, заказчик исходит из собственных потребностей, определяет перечень необходимых товаров, работ, услуг и их характеристики (ст. 12, ч.ч. 1 и 2 ст. 33 44-ФЗ). Объединение объектов не противоречит этому положению. Это право заказчика подтверждается письмами Минэкономразвития России от 12.01.2017 № ОГ-Д28-771, от 16.01.2015 № Д28и-71 и судебной практикой (решение Свердловского УФАС России от 21.06.2017 № 935-з, постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.07.2016 № Ф04-3087/16).

При формировании требований к объекту закупки заказчик обязан также руководствоваться положениями ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – закон № 135-ФЗ). Этот нормативный акт устанавливает, что объединение в один лот товаров и работ, не имеющих функциональной и технологической связи, ограничивает конкуренцию, поэтому такое объединение при проведении закупок путем процедур конкурентных торгов, запроса котировок, запроса предложений является противозаконным.

Положения ч. 3 статьи 17 закона № 135-ФЗ фактически являются специальной нормой по отношению к закону № 44-ФЗ. Поэтому ими нельзя пренебрегать при проведении госзакупок при принятии решения об объединении объектов. Это доказывается в том числе судебной практикой.

Но в практическом вопросе объединения лотов по 44-ФЗ по-прежнему существует множество белых пятен, так как в законе нет никаких указаний, по каким критериям устанавливается технологическая и функциональная взаимосвязь между товарами, работами и услугами. Следовательно, в каждом случае целесообразность объединения объектов должна устанавливаться заказчиком самостоятельно.

Возможно ли по 44-ФЗ объединить лоты строительно-монтажных работ и разработки рабочей документации

Разработка рабочей документации

Такое объединение лотов противоречит требованиям 44-ФЗ. В данном случае не выполняется основное условие по совпадению технологических и функциональных характеристик объектов. Требования, предъявляемые к лицам, выполняющим строительно-монтажные работы, отличаются от тех, которым должны соответствовать разработчики проектной документации. Следовательно, подобное объединение лотов является фактором, ограничивающим конкуренцию.

Заказчик, не выполняющий положения 44-ФЗ, несет административную ответственность в соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ. Должностное лицо, допустившее объединение лотов с нарушением правил (утвердившее соответствующую документацию), наказывается штрафом в размере 3 000 руб. Кроме этого, участник конкурентной процедуры может пожаловаться в контрольный орган, вследствие чего закупка будет аннулирована.

Но следует отметить, что существует ряд строительных и проектных работ, по которым допускается объединение лотов. Постановление Правительства № 563 от 12.05.2017 устанавливает порядок, на основании которого заказчик вправе рассматривать проектирование, возведение и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в качестве одного лота.

Закон о контрактной системе (ст. 8) обеспечивает равные условия для поставщиков (исполнителей или подрядчиков), желающих участвовать в государственных закупках. Таким образом соблюдается положение о конкуренции.

Конкурентные отношения участников при проведении процедуры выбора поставщика или подрядчика позволяют заказчику заключить контракт на наиболее выгодных условиях. При этом может быть выбрана не только наименьшая цена, но также прочие условия исполнения договора. Закон также требует от организаторов закупок (от должностных лиц, закупочных комиссий и органов), чтобы все предпринимаемые ими действия не ограничивали конкуренцию участников.

В свете этого неправомерное объединение лотов способно стать препятствием к участию в процедуре некоторых лиц, а следовательно, является прямым нарушением закона о контрактной системе.

Нарушение закона о контрактной системе

Обучение госзакупкам без отрыва
от работы, с практикой на электронной
площадке РТС-Тендер и на
тренажере ЕИС

Вправе ли госзаказчики объединять в один лот инженерные изыскания и подготовку проектной документации?

Ответ на этот вопрос на протяжении последних 8 лет уже неоднократно менялся. И вот, в очередной раз письмом от 19 сентября 2016 года № Д28и-2590 своё видение проблемы даёт Минэкономразвития России.

Так, департамент развития контрактной системы Минэкономразвития, рассмотрев обращение по вопросу о правомочности объединения в один лот проектных и изыскательских работ при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 44-ФЗ), сообщило следующее.

ФЗ № 44-ФЗ не регулируются вопросы, связанные с формированием лотов при осуществлении закупок конкурентными способами. Положениями ФЗ № 44-ФЗ также не установлены ограничения на осуществление закупок в рамках одного лота разноименных товаров, работ, услуг.

Читайте также:
Скачать шаблон документа "Договор страхования ответственности".

Вместе с тем, по мнению Минэкономразвития, существует ряд ограничений, предусмотренных иными федеральными законами.

Так, частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ № 135-ФЗ) определено, что наряду с установленными частями 1 и 2статьи 17 ФЗ № 135-Ф3 запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путём включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Следовательно, объединение в составе одной закупки различных по функциональным характеристикам товаров, работ, услуг влечёт за собой ограничение конкуренции при осуществлении закупки ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в такой закупке.

Учитывая изложенное, объединение в один лот работ по подготовке проектной документации и работ по выполнению инженерных изысканий может повлечь ограничение конкуренции и количества участников закупки.

Таково мнение Минэкономразвития России.

Следует отметить, что Федеральная антимонопольная служба по этому вопросу указывала несколько иное. По мнению ФАС, Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГСК РФ) позволяет заключать договоры на разработку проектной документации, содержащие задание на проведение инженерных изысканий. Как сформировать лот, определяет сам заказчик. При этом решать, привело ли укрупнение лота к ограничению количества участников, следует по обстоятельствам конкретного дела.

Так, согласно части 5.2 статьи 48 ГСК РФ, Договором о подготовке проектной документации, заключённым застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несёт ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.

В то же время существует судебная практика оспаривания сделок, заключённых по результатам таких торгов (конкурсов, аукционов, запросов котировок и пр.) (см., например, постановления арбитражных судов: постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.01.2010 № Ф03-7609/2009 по делу № А59-1938/2009, ФАС Дальневосточного округа от 29.01.2009 N Ф03-6466/2008; ФАС Уральского округа от 12.03.2008 N Ф09-1348/08-С1, ФАС Западно-Сибирского округа от 08.05.2008 N Ф04-2544/2008 и т. д.).

Также есть обширная практика решений антимонопольной службы об оспаривании результатов таких конкурсов (см., например, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 27.12.2006 N 50, Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 25.01.2007 N 02-197 и т.д.).

В настоящее время позиция Федеральной антимонопольной службы смягчается в сторону возможности объединения в рамках одного лота инженерных изысканий и проектирования конкретного объекта.

И тем запутаннее становится ситуация после разъяснения Минэкономразвития России от 19 сентября 2016 года письмо № Д28и-2590.

С уважением,

Ваш Доктор ЛОУ.

Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Dr_LAW : Вправе ли госзаказчики объединять в один лот инженерные изыскания и подготовку проектной документации?

Dr_LAW

Ответ на этот вопрос на протяжении последних 8 лет уже неоднократно менялся. И вот, в очередной раз письмом от 19 сентября 2016 года № Д28и-2590 своё видение проблемы даёт Минэкономразвития России.

Так, департамент развития контрактной системы Минэкономразвития, рассмотрев обращение по вопросу о правомочности объединения в один лот проектных и изыскательских работ при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 44-ФЗ), сообщило следующее.

ФЗ № 44-ФЗ не регулируются вопросы, связанные с формированием лотов при осуществлении закупок конкурентными способами. Положениями ФЗ № 44-ФЗ также не установлены ограничения на осуществление закупок в рамках одного лота разноименных товаров, работ, услуг.

Вместе с тем, по мнению Минэкономразвития, существует ряд ограничений, предусмотренных иными федеральными законами.

Так, частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ № 135-ФЗ) определено, что наряду с установленными частями 1 и 2статьи 17 ФЗ № 135-Ф3 запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путём включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Следовательно, объединение в составе одной закупки различных по функциональным характеристикам товаров, работ, услуг влечёт за собой ограничение конкуренции при осуществлении закупки ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в такой закупке.

Учитывая изложенное, объединение в один лот работ по подготовке проектной документации и работ по выполнению инженерных изысканий может повлечь ограничение конкуренции и количества участников закупки.

Таково мнение Минэкономразвития России.

Следует отметить, что Федеральная антимонопольная служба по этому вопросу указывала несколько иное. По мнению ФАС, Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГСК РФ) позволяет заключать договоры на разработку проектной документации, содержащие задание на проведение инженерных изысканий. Как сформировать лот, определяет сам заказчик. При этом решать, привело ли укрупнение лота к ограничению количества участников, следует по обстоятельствам конкретного дела.

Читайте также:
Должностная инструкция системного администратора на предприятии по профстандарту

Так, согласно части 5.2 статьи 48 ГСК РФ, Договором о подготовке проектной документации, заключённым застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несёт ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.

В то же время существует судебная практика оспаривания сделок, заключённых по результатам таких торгов (конкурсов, аукционов, запросов котировок и пр.) (см., например, постановления арбитражных судов: постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.01.2010 № Ф03-7609/2009 по делу № А59-1938/2009, ФАС Дальневосточного округа от 29.01.2009 N Ф03-6466/2008; ФАС Уральского округа от 12.03.2008 N Ф09-1348/08-С1, ФАС Западно-Сибирского округа от 08.05.2008 N Ф04-2544/2008 и т. д.).

Также есть обширная практика решений антимонопольной службы об оспаривании результатов таких конкурсов (см., например, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 27.12.2006 N 50, Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 25.01.2007 N 02-197 и т.д.).

В настоящее время позиция Федеральной антимонопольной службы смягчается в сторону возможности объединения в рамках одного лота инженерных изысканий и проектирования конкретного объекта.

И тем запутаннее становится ситуация после разъяснения Минэкономразвития России от 19 сентября 2016 года письмо № Д28и-2590.

Статьи

Требование о членстве СРО при закупках строительных работ

Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК РФ) предусматривает, что подрядные организации, выполняющие инженерные изыскания, проектные работы, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также снос объектов капитального строительства должны быть членами соответствующих СРО. Данное требование распространяется на подрядные организации, заключившие контракты непосредственно с заказчиками строительных работ (т.е. на генподрядчиков).

Субподрядчики, привлекаемые генподрядчиком для выполнения работ по контракту, могут не быть членами СРО вне зависимости от суммы выполняемых ими работ по контракту. ГрК РФ не предъявляет каких-либо требований к таким организациям, предусматривая, что всю ответственность за качество выполненных ими работ перед заказчиком несет генподрядчик.

Установить запрет на привлечение субподрядчиков заказчик также не вправе, т.к. данный запрет будет рассматриваться как требование к участнику о личном выполнении работ, что не соответствует Закону № 44-ФЗ и ограничивает конкуренцию.

ГрК РФ также предусматривает 2 исключения, когда уже сами генподрядчики могут не быть членами СРО:

  • если генподрядчик является одним из лиц, указанных в ч.2.1. ст.47, ч.4.1. ст.48, ч.2.2. ст.52, ч.6 ст.55.31 ГрК РФ;
  • если цена заключенного контракта на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт не превышает 3 000 000 рублей (ч. 2.1. ст. 52 ГрК РФ), а на снос объекта капитального строительства 1 000 000 рублей (ч.5 ст.55.31 ГрК РФ).

ГрК РФ не устанавливает предельных сумм для контрактов, предметом которых выступают инженерные изыскания и проектные работы. Соответственно требование о членстве СРО к лицам, выполняющим такие работы, предъявляется вне зависимости от суммы заключенного контракта.

На практике, обычно, возникает следующий вопрос: как установить требование о членстве в СРО, если НМЦк превышает размер, установленный в ГрК РФ, но в ходе проведения торгов участники могут снизиться до цены, при которой требование о членстве в СРО не применяется?

Ответ на него следующий: при осуществлении закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, а также сносу объекта капитального строительства в извещении и в документации о закупке должна содержаться оговорка, что установленное заказчиком требование о членстве в СРО не применяется к лицам, предложившим цену контракта равную или ниже, установленной в ГрК РФ.

Отметим, что применение требования о членстве в СРО зависит именно от цены заключаемого участником закупки контракта, а не от НМЦк. Например, при проведении заказчиком электронного аукциона на строительство с НМЦк 3,5 млн. руб., участник закупки может подать заявку, не быв членом СРО. Если такой участник в ходе аукциона предложит цену контракта в размере 3 млн. руб. или ниже, заявка такого участника не может быть отклонена только лишь на том основании, что подавая на аукцион заявку, участник не соответствовал установленным в документации об аукционе требованиям.

Выписка из реестра членов в СРО

Соответствие участника установленному требованию о членстве в СРО подтверждается путем предоставления в составе заявки выписки из реестра членов СРО по форме, установленной приказом Ростехнадзора России от 04.03.2019 № 86 (за исключением случая проведения заказчиком запроса котировок в электронной форме, при проведении которого от участника не допускается требовать предоставление любых документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным на основании п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с ч.4 ст.55.17 ГрК РФ СРО обязана в трехдневный срок предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации, срок действия которой составляет один месяц с даты ее выдачи.

Может ли заказчик установить требование к сроку действия выписки?

Административная практика показывает, что заказчик не вправе устанавливать требования к сроку действия выписки, т.к. такие требования не установлены Законом № 44-ФЗ.

«… условие о сроке выписки из реестра членов СРО нарушают ч. 6 ст. 66 Закона № 44-ФЗ и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ …»

из решения ФАС России от 1 ноября 2017 г. по делу № ВП-537/17

Указанный подход антимонопольного органа является оправданным, т.к. выписка из реестра СРО подтверждает только, что соответствующая подрядная организация являлась членом СРО в момент выдачи выписки. Далее такая выписка ничего не подтверждает, даже в том случае, если тридцатидневный срок ее действия еще не истек. Выписка предоставляется участниками в составе заявки только по одной причине: Закон № 44-ФЗ требует предоставление подтверждающего документа при установлении любого требования в рамках п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ.

Читайте также:
Судебная практика по наследованию по завещанию - случаи, примеры

Два компенсационных фонда СРО. На что должен смотреть заказчик?

Согласно ч.3 ст.55.8 ГрК РФ при заключении контракта по результатам конкурентных процедур член СРО имеет право выполнять строительные работы соблюдении в совокупности следующих условий:

  • наличие у СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
  • совокупный размер обязательств по контрактам, заключенным по результатам конкурентных процедур, не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Заказчик не имеет возможности проверить соблюдение участником закупки второго условия. Пытаться это сделать также не стоит, т.к. отдельные УФАС подобные действия заказчика трактуют как превышение полномочий. В связи с этим, ответственность за соблюдение участником совокупного размера обязательств по контрактам, заключенным с использованием конкурентных процедур закупок, несет сам участник.

Помимо компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, который формируется в СРО по заявлению ее членов, в любой СРО создается компенсационный фонд возмещения вреда, как обязательное условие существования самой СРО. Размер взноса в такой фонд зависит от стоимости одного договора строительного подряда, вне зависимости от способа его заключения.

Системное толкование статей 55.8 и 55.16 ГрК РФ позволяет сделать следующий вывод: если участник закупки имеет достаточный уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, его уровень ответственности по обязательствам обеспеченным компенсационным фондом возмещения вреда также должен соответствовать его ценовому предложению, поскольку подавая ценовое предложение участник планирует осуществить строительные работы по указанной цене.

В каком СРО должен состоят участник, если в одном лоте закупаются проектные работы и инженерные изыскания?

На данный вопрос нет четкого ответа, во всяком случае, в настоящее время. После того, как с 1 июля 2017 в ГрК РФ были внесены изменения, которыми фактически было отменено действие приказа Минрегиона России от 30.12.2009 № 624, ГрК РФ для выполнения каждого из данных видов работ устанавливает требование о членстве «в своем» СРО.

Установление заказчиком требования к участникам о наличии членства сразу в двух СРО может рассматриваться антимонопольным органом как требование, ограничивающее число участников. Установление требования о членстве только в одном СРО автоматически лишает заказчика права на получение выплат за счет средств соответствующего компенсационного фонда при наличии недостатков в работах подрядчика. В связи с изложенным, заказчику не следует объединять указанные виды работ в один лот, а если их все же необходимо объединить, то следует руководствоваться практикой, которая сформировалась у регионального управления ФАС России.

Работы по разработке рабочей документации не являются проектными работами и не требуют членства в СРО

В соответствии с пп. “п” п. 23 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации.

Таким образом, к моменту начала разработки рабочей документации проектные работы полностью завершены. Соответственно работы по созданию рабочей документации не требуют членства СРО и могут быть переданы заказчиком любому лицу, в том числе подрядной организации, выбранной для осуществления непосредственно работ по строительству, реконструкции или сносу объекта капитального строительства.

Членство СРО при выполнении работ по строительному контролю

Данный вопрос является одним из самых интересных. Согласно письму Минстроя России от 04.09.2018 № 37059-ТБ/02 строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства , за исключением случаев, указанных в частях 2.1 и 2.2 ст. 52 ГрК РФ.

Однако, данные разъяснения не соответствуют действительности и правоприменительной практике ФАС России. Согласно ч.2 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль может проводиться не только техническим заказчиком, но также лицом (индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом), привлеченным техническим заказчиком на основании договора. Требование к указанному лицу ГрК РФ не установлены. В связи с изложенным, ФАС России делает верный вывод о том, что требование о членстве СРО в данном случае противоречат ст.53 ГрК РФ и нарушают Закон № 44-ФЗ (решение ФАС России от 26 октября 2017 г. по делу N К-1439/17).

Получается абсурдная ситуация, что контроль за строительными работами, выполненными членом СРО, может осуществлять любое лицо, не являющееся член СРО, но это действительно так.

Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Объединение в один лот работ по строительству, проектированию и по инженерным изысканиям

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Вправе ли заказчик объединять в один лот инженерно-геологические, инженерно-геодезические изыскания и разработку проектной документации (выполнение перечисленных работ предполагается осуществлять для целей капитального строительства крупных объектов (спортивный зал, офис врачей общей практики))?

Вправе ли заказчик объединять в один лот инженерно-геологические, инженерно-геодезические изыскания и разработку проектной документации (выполнение перечисленных работ предполагается осуществлять для целей капитального строительства крупных объектов (спортивный зал, офис врачей общей практики))?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Объединение в рамках одного лота указанных работ само по себе не противоречит законодательству. Однако если соответствующие работы технологически и функционально не взаимосвязаны, такое объединение может быть квалифицировано как ограничивающее конкуренцию. При наличии подобных оснований заказчику целесообразно осуществить закупку данных видов работ по отдельности.

Читайте также:
Ходатайство о помиловании в 2022 году - президенту образец, может исходить, от матери, пример

Обоснование позиции:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) устанавливает требования к описанию заказчиком объекта закупки. Так, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, если они влекут за собой ограничение количества участников закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ). При этом из положений Закона N 44-ФЗ (в частности из ст.ст. 12, 13, ч.ч. 1 и 2 ст. 33 этого Закона) следует, что заказчик формирует предмет закупки самостоятельно, определяя, какие товары, работы, услуги (или их сочетание) в наибольшей мере отвечают его потребностям. На то, что заказчик вправе определять предмет контракта исходя из собственных нужд с учетом требований законодательства, указывают представители уполномоченных государственных органов (письма Минэкономразвития России от 12.01.2017 N ОГ-Д28-771, от 16.01.2015 N Д28и-71) и судьи (решение Свердловского УФАС России от 21.06.2017 N 935-з, постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.07.2016 N Ф04-3087/16).
Однако свобода формирования предмета закупки ограничена положениями ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон N 135-ФЗ), устанавливающей запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок, запроса предложений путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов или запроса котировок, запроса предложений. Норма ч. 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ является специальной по отношению к положениям Закона N 44-ФЗ и должна учитываться при закупках, осуществляемых в соответствии с этим Законом (о чем свидетельствует, в том числе, судебная практика, приведенная в данном ответе). В связи с этим необходимо учитывать, что понятие функциональной и технологической взаимосвязи товаров, работ, услуг законом не определено*(1). Целесообразность одновременной закупки разных товаров работ, услуг, очевидно, является категорией оценочной.
В Определении ВАС РФ от 03.02.2014 N ВАС-481/14 указано, что заказчик вправе самостоятельно определять потребности, устанавливая в документации определенные составляющие виды работ, необходимые для достижения поставленных целей при размещении заказа. Объединение в один лот различных работ не может являться доказательством нарушения ст. 17 Закона N 135-ФЗ, если такое объединение продиктовано целями размещения заказа в конкретном случае. При этом, представляется, само по себе единство цели закупки тех или иных объектов не означает наличие между этими объектами технологической или функциональной взаимосвязи (например, услуга по уборке офисных помещений и поставка канцелярских принадлежностей преследуют одну цель – обеспечение возможности надлежащего функционирования служащих, при этом очевидно, что функциональная и технологическая связь между этими объектами отсутствует)*(2).
В Гражданском кодексе РФ, на нормах которого в том числе основывается Закон N 44-ФЗ (п. 1 ст. 2 этого Закона), деятельность по созданию проектной (технической) документации отнесена к одному из видов договора подряда (глава 37 ГК РФ), – подряду на выполнение проектных и изыскательских работ (параграф 4 главы 37 ГК РФ, п. 2 ст. 702 ГК РФ). При этом необходимо учитывать, что из ст. 431 ГК РФ, ч. 6 ст. 13 АПК РФ следует, что договор квалифицируется, то есть относится к тому или иному виду договоров, исходя из его содержания, существа регулируемых им отношений, а не исходя из названия или употребленной в нем терминологии. На возможность объединения в предмете договора на подготовку проектной документации задания на выполнение инженерных изысканий указывает и норма ч. 5.2 ст. 48 ГрК РФ, уточняя при этом, что в таком случае физическое или юридическое лицо (подрядчик) осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Результатом выполнения таких работ является готовая проектно-сметная документация.
Судебная практика подтверждает правомерность объединения в одном предмете закупки проектных работ и инженерных изысканий (постановление Пятнадцатого ААС от 24.03.2017 N 15АП-20357/16, оставленное без изменений Постановлением АС Северо-Кавказского округа от 04.07.2017 N Ф08-4223/17, Определение ВС РФ от 22.03.2018 N 309-КГ18-1253). В постановлении АС Северо-Кавказского округа от 24.03.2016 N Ф08-1376/16 указано, что с учетом функциональной и технологической взаимосвязи данных видов работ их объединение направлено на эффективное расходование бюджетных средств, поскольку разделение данных работ на две закупки увеличивает срок проектных работ и приводит к ситуации, когда на стадии разработки проектной документации могут быть выявлены недостатки, в частности в результатах инженерных изысканий, которые должен устранять подрядчик, выполнивший эти работы (который может возражать против самого факта выполнения работы с недостатками, так и их характера, а также уклоняться от их устранения, что значительно затягивает процесс устранения недостатков, влияет на качество работ). При таких обстоятельствах суд подтвердил правильность вывода суда предыдущей инстанции, что условия конкурсной документации не нарушают требования закона и направлены на эффективное расходование бюджетных средств.
Таким образом, как видно из приведенной выше судебной практики, объединение в одном предмете (одном лоте) закупки выполнения работ по инженерно-геологическим, инженерно-геодезическим изысканиям и разработке проектной документации принципиально допустимо. В то же время при таком формировании предмета закупки нельзя исключить претензии со стороны проверяющих органов.
Возможно, Вам также будет полезен материал: Вопрос: Заказчику необходимо в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” провести аукцион на право заключения договора подряда на выполнение проектных работ и инженерных изысканий. Для выполнения указанных работ необходимо членство в саморегулируемой организации (СРО). Необходимо ли предъявлять требование о членстве в СРО как в области инженерных изысканий, так и в области архитектурно-строительного проектирования? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2018 г.).

Читайте также:
Исковое заявление о взыскании судебной неустойки по договору

К сведению:
В других документах судебной практики признается правомерным объединение в один предмет закупки (один лот), в том числе таких объектов, как выполнение строительно-монтажных работ и поставку оборудования, мебели (постановление Шестого ААС от 06.06.2018 N 06АП-2218/18, оставленное без изменения Постановлениями АС Дальневосточного округа от 23.08.2018 N Ф03-3278/18, Тринадцатого ААС от 07.06.2016 N 13АП-7267/16), технологических и функционально не связанных работ по проектированию реконструкции автомобильных дорог, территориально расположенных в различных муниципальных районах области, влекущим за собой ограничение количества участников закупки (постановление АС Уральского округа от 14.12.2017 по делу N А76-26708/2016, оставленное без изменения Определением ВС РФ от 12.04.2018 N 309-КГ18-2670), работ по подготовке проектно-сметной документации и работ по строительству (постановление Восьмого ААС от 14.11.2016 N 08АП-12440/16, оставленное без изменения постановлением АС Западно-Сибирского округа от 17.02.2017 по тому же делу, смотрите также Определение ВС РФ от 20.07.2017 N 304-КГ17-6317). Документы судебной практики косвенно свидетельствуют о возможности включения в предмет одного контракта комплекса работ по разработке проектной и рабочей документации на строительство объекта с проведением инженерно-геологических, инженерно-геодезических инженерно-экологических, инженерно-гидрометеорологических изысканий и получением положительного заключения государственной экспертизы (смотрите, в частности, постановления Третьего ААС от 02.10.2018 N 03АП-4407/18, АС Северо-Западного округа от 03.12.2018 N Ф07-13815/18, АС Восточно-Сибирского округа от 26.03.2018 N Ф02-633/18.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

15 марта 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Представляется, что понятие функциональной и технологической взаимосвязи товаров, работ, услуг определено быть не может, поскольку относится это понятие в значительной степени к техническим и оценочным категориям. При том, что какие-то общие принципы, критерии, позволяющие установить отсутствие/наличие функциональной и технологической взаимосвязи между различными товарами, могут быть сформулированы, в настоящее время отсутствуют как официальные разъяснения, где формулировались бы какие-либо единые универсальные критерии такой взаимосвязи, так и единообразный подход к разрешению этого вопроса в правоприменительной практике. На наш взгляд, единственным относительно объективным критерием технологической и функциональной взаимосвязи товаров (работ, услуг) может выступать обоснование того, что поставка одних товаров (выполнение работ, оказание одних услуг) невозможна, затруднительна или, по крайней мере, нецелесообразна без одновременной или последовательной поставки другого товара (выполнения работ, оказания услуг).
*(2) В связи с этим следует учитывать также такие обстоятельства, как требования законодательства о наличии лицензий, допусков СРО для выполнения разных видов работ (п.п. 1, 3 ст. 49 ГК РФ). Однако сама по себе необходимость наличия лицензии на поставку одних товаров, выполнение одних работ или оказание одних услуг при отсутствии такой необходимости либо наличия иных лицензий в отношении других товаров, работ, услуг само по себе не является ни обоснованием, ни доказательством существования функциональной и (или) технологической связи, правомерности или неправомерности включения в один лот данных товаров, работ, услуг (смотрите, постановление Президиума ВАС РФ от 29.01.2013 N 11604/12, постановление Восьмого ААС от 21.07.2014 N 08АП-4186/14). Однако, полагаем, данный момент может учитываться при оценке практической возможности одновременного выполнения всех перечисленных работ одним и тем же лицом и целесообразности их приобретения в рамках одного контракта.

Виды СРО, которые могут потребоваться при выполнении работ на ОПО

Рассмотрим вопрос для каких работ на опасных производственных объектах (ОПО) нужно членство в саморегулируемых организациях (СРО), то есть у каких подрядчиков на ОПО требовать СРО.

  • Договора не более 3 млн.руб.
  • Субподрядчики состоять в СРО не обязаны – это следует из ч. 2 ст. 52 ГрК РФ
  • Исключение также сделано для унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, юрлиц с госучастием, но только по видам контрактов, описанных в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ
  • Субподрядчики состоять в СРО не обязаны – это следует из ч. 4 ст. 48 ГрК РФ
  • Исключение также сделано для унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, юрлиц с госучастием, но только по видам контрактов, описанных в ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ
  • Субподрядчики состоять в СРО не обязаны – это следует из ч. 2 ст. 47 ГрК РФ
  • Исключение также сделано для унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, юрлиц с госучастием, но только по видам контрактов, описанных в ч. 2.1 ст. 47 ГрК РФ
  • Договора не более 1 млн.руб.
  • Субподрядчики состоять в СРО не обязаны – это следует из ч. 4 ст. 55.31 ГрК РФ
  • Исключение также сделано для унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, юрлиц с госучастием, но только по видам контрактов, описанных в ч. 6 ст. 55.31 ГрК РФ
Читайте также:
Регрессный иск в 2022 году - что это такое, образец, заявление о взыскании денежных средств

При этом введен дополнительный уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда – называется ” простой”. Теперь член СРО, планирующий осуществлять только снос объекта капитального строительства, не связанный со строительством или реконструкцией, должен уплатить взнос в указанный компфонд в размере 100 тыс. рублей.

  • На сегодняшний день подтверждением, что подрядчик является членом СРО , является только действующая выписка из реестра членов СРО (не более месячной давности), то есть никакие письма, свидетельства, сертификаты.
    Более подробно здесь – Ростехнадзор информирует организации, осуществляющие инженерно-изыскательную деятельность, проектные работы, а также строительство и реконструкцию объектов капитального строительства
    Если Вы сомневаетесь в подлинности такой выписки проверить её можно на сайте СРО, на котором в обязательном порядке публикуется актуальный реестр членов.
  • Также сейчас все подрядчики должны вступать в СРО по региональному признаку, то есть в своей географической области. Таким образом проектировщик, например, из Владимира, не может быть членом московского СРО.
    Подробнее см. – Ростехнадзор разъясняет: Вступление в СРО на территории другого субъекта РФ
  • В выписке обязательно указывается уровень ответственности члена СРО, то есть максимальная сумма договоров подряда (при сносе – простой уровень ответственности)
  • Специалисты подрядчика, имеющие право подписывать документацию (проектную, исполнительную и др.) должны быть внесены в реестр соответствующих специалистов (ссылки на сайты смотрите в таблице).
  • Для выполнения текущего ремонта или капитального ремонта меньше 3 млн.руб СРО не требуется, поэтому смотрим внимательно определение – что такое капитальный ремонт (в конце статьи или в ГрК РФ)
  • ОПО I-II классов опасности, а также горнорудные ОПО и металлургические ОПО относятся к особо опасным и технически сложным объектам и это должно быть выделено отдельно в выписке – имеет ли право подрядчик работать (строить, проектировать, обследовать) на таких объектах – обратите внимание при заключении договоров. Особенно это касается проектировщиков: часто договор заключают, а оказывается объект будет II-класса, а у проектировщика нет такого разрешения, а тендер он уже выиграл…
  • Для обследования зданий и сооружений (не экспертизы), включая обследование дымовых труб, нужно СРО не проектировщиков, как ранее, а СРО изыскателей, так как в соответствии с Перечнем видов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 N 20 “Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства”, работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений являются специальным видом инженерных изысканий.
    Подробнее см. –
    Минстрой разъясняет: Обследование строительных конструкций – какое СРО необходимо

В конце статьи хотелось бы отметить, что наша организация ЗАО НПО «Техкранэнерго» выполняет все перечисленные виды работ, то есть и проектирование, и ремонт, и обследования, и энергоаудит. Таким образом мы являемся членами 4-х СРО:

  • Выписка из реестра членов СРО Ассоциация «Объединение строителей Владимирской области»
  • Выписка из реестра членов СРО Ассоциация «Объединение проектировщиков Владимирской области»
  • Выписка из реестра членов СРО Ассоциация «Союз Изыскателей Верхней Волги»
  • Выписка из реестра членов СРО Ассоциация «Межрегиональный союз энергоаудиторов»

По вопросам заключения договоров, обращайтесь:

Руководитель направления по г. Москва
Косинец Андрей Викторович
Телефон: +7 (985) 760-5138
E-mail:

Некоторые определения из ГрК РФ:

13) строительство – создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);

14) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;

14.1) реконструкция линейных объектов – изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов;

14.2) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;

14.3) капитальный ремонт линейных объектов – изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов;

О Национальных реестрах строителей и проектировщиков

О Национальных реестрах строителей и проектировщиков

Для получения допуска к строительным тендерам компания должна быть членом саморегулируемой организации (СРО). С недавних пор такое членство предполагает наличие в штате специалистов из Национальных реестров НОСТРОЙ и НОПРИЗ. О том, что это за реестры и как в них попасть, расскажем в этом материале.

Требования к членам СРО

После 1 июля 2017 года соответствие стажа и квалификации сотрудника строительной организации определяется не СРО, а национальными объединениями. И чтобы вступить в саморегулируемую организацию, в компании должны работать не меньше двух организаторов строительства, входящих в Национальный реестр специалистов. Если это требование не выполнить, в СРО компанию не возьмут, а значит, строительные работы она исполнять не сможет.

Читайте также:
Где найти и посмотреть кадастровый план квартиры по кадастровому номеру онлайн и можно ли узнать информацию бесплатно?

Национальных реестров два:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  • НОСТРОЙ — для строителей;
  • НОПРИЗ — для проектировщиков и изыскателей.

Членство в СРО стройкомпаниям по-прежнему необходимо. Однако чтобы его получить, в штате нужно иметь не менее двух сотрудников из соответствующего национального реестра.

Однако надо помнить, что допуск СРО нужен не любой строительной организации. Так, не потребуется допуск компаниям, производящим строительные работы, которые:

  • выполняются на объектах, не являющихся опасными;
  • стоят не более 3 млн рублей;
  • не являются генеральным подрядом;
  • не являются объектом тендера.

Во всех остальных случаях допуск СРО необходим в обязательно порядке.

Национальные реестры — что это?

Национальные реестры специалистов по строительству и проектно-изыскательским работам созданы по инициативе государства. О них сказано в статье 55.5-1 Градостроительного кодекса. Цель понятная — повысить профессиональные стандарты в упомянутой сфере. Это своего рода фильтр, через который необходимо пройти для возможности выполнения строительных работ. В основе этого фильтра лежит наличие у компании квалифицированных сотрудников.

Однако назначение строительных объединений НОСТРОЙ и НОПРИЗ заключается не только в ведении реестра специалистов. Они являются признанным профессиональным сообществами, чьи инициативы рассматриваются в высших властных кругах. В частности, ассоциации активно участвуют в рабочих группах по доработке норм законодательства.

НОСТРОЙ

Ассоциация «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ) — отраслевое объединение саморегулируемых организаций в сфере строительства. Ассоциация создана в конце 2009 года. Сегодня она объединяет 232 СРО, функционирующие в 74 субъектах РФ. Посредством участия в саморегулируемых организациях в НОСТРОЙ входит более 50% всех российских компаний строительной сферы, а это порядка 85 000 организаций. Президентом ассоциации является почетный строитель России Молчанов Андрей Юрьевич.

Цели деятельности НОСТРОЙ:

  • повышение эффективности системы саморегулирования;
  • организация системы контроля исполнения обязательств по договорам на строительство;
  • повышение уровня безопасности объектов капстроительства, качества строительных работ;
  • содействие развитию строительного сектора.

НОПРИЗ

Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) — объединение СРО в сфере проектирования и инженерных изысканий. Объединение было создано в 2014 году, а зарегистрировано в марте 2015 года. На сегодняшний день оно объединяет 185 проектных СРО и 39 инженерно-изыскательских СРО. Возглавляет НОПРИЗ Михаил Михайлович Посохин, народный архитектор России, член академии художеств.

НОПРИЗ создано с целями:

  • поддерживать информационно и юридически саморегулируемые организации, которые являются его членами;
  • представлять их интересы в органах государственной власти и прочих структурах;
  • содействовать совершенствованию системы подготовки специалистов сферы проектировки и инженерных изысканий;
  • содействовать упрощению работы с нормативными документами;
  • в целом способствовать развитию сферы саморегулирования.

В НОПРИЗ и НОСТРОЙ включают специалистов из перечня, утвержденного Минстроем. Он содержится в приказе № 688/пр. от 06.04.2017. На момент выпуска приказа в нем числилось 287 направлений, однако со временем их число будет увеличено до 400.

Специалист, который включаются в реестр, должен иметь:

  • диплом о высшем образовании в сфере строительства;
  • опыт работы на инженерных должностях не менее 3 лет;
  • общий стаж работы в сфере строительства не менее 10 лет;
  • документы о повышении квалификации не старше 5 лет.

Почему специалиста могут не включить в реестр?

Причины невключения в реестр заключаются в следующем:

  • специалист не отвечает установленным требованиям в части квалификации, образования или стажа;
  • непорядок с документами — неполный комплект, исправление или и вовсе поддельные бланки;
  • наличие непогашенной судимости;
  • исключение из реестра, которое имело место ранее.

Это основной список причин, однако он не является исчерпывающим.

Комплект документов для включения в реестры

Чтобы попасть в Национальный реестр специалистов по строительству, нужно подать заявление, к которому приложить:

  1. Личные документы:
    • паспорт или другое удостоверение личности;
    • СНИЛС;
    • справку об отсутствии судимости;
    • для иностранных граждан — разрешение на работу.
  2. Документы, связанные с образованием и профессией:
    • диплом о высшем образовании;
    • документы о переподготовке, курсах повышения квалификации;
    • трудовую книжку и договоры, подтверждающие стаж.

Документы нужно приложить в виде нотариально заверенных копий.

Заявление заполняется лично специалистом и заверяется нотариусом. В нем нужно указать фамилию, имя и отчество заявителя, его паспортные данные, адрес, виды работ, которые он планирует исполнять, а также перечислить прилагаемые к заявлению документы.

Проверка наличия специалиста в реестре

Реестры являются открытыми, то есть воспользоваться содержащейся в них информации может любое лицо.

Для проверки включения специалиста в НОПРИЗ или НОСТРОЙ нужно открыть реестр и в строке поиска вбить ФИО:

НОПРИЗ

Если он присутствует в реестре, система покажет его идентификационный номер, дату внесения, вид осуществляемых работ. Если специалист был из реестра исключен, также будет отражена дата исключения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: