Об охране труда: что это и каковы основные понятия и направления

Охрана труда социальное, экономическое и правовое значение.

Охрана труда (от англ. protection of / abour) в РФ – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, образующие организационно-правовой механизм реализации конституционного права граждан на труд (ст. 37 Конституции РФ) в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение. Социальное значение охраны труда в том, что она:

сохраняет здоровье работника от возможных производственных вредностей;

направлена на сохранение работоспособности и трудового долголетия человека;

способствует его культурно-техническому росту, так как лишь не чрезмерно усталый от работы работник способен вечерами учиться, повышать свою квалификацию, читать, заниматься спортом, развивать свою личность;

способствует гуманизации труда, его облегчению.

Экономическое значение всесторонней охраны труда в том, что она способствует: росту производительности труда работников, а тем самым и росту производства, экономики; экономии фонда обязательного социального страхования и сокращению потерь рабочего времени, т.к. при хорошей охране труда меньше производственного травматизма, профессиональных заболеваний, а следовательно, меньше больничных листков и возмещения ущерба за вред, причиненный здоровью работника.

Правовое значение охраны труда в том, что:

охрана труда способствует работе по способностям с учетом тяжести условий труда, физиологических особенностей женского организма, его материнской функции и психофизиологических особенностей организма подростков, уровня трудоспособности инвалидов;

правовой статус гражданина включает основное его право на охрану труда и юридические статусные гарантии этого права не только в процессе трудовой деятельности, но и при приеме на работу лиц, требующих особой защиты. Так, нельзя принимать женщин, подростков на противопоказанные для них по медицинским основаниям работы;

вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений трудового коллектива и профкома с администрацией, работодателем, а также социально-партнерских отношений на федеральном, отраслевом, региональном, профессиональном и территориальном уровнях;

она является важнейшим элементом трудового правоотношения работника с работодателем, по которому работодатель (администрация) обязан обеспечить охрану труда на рабочем месте работника.

Охрана труда – важнейшая составляющая безопасности жизнедеятельности человека.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи нашей страны.

Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (В.А.Алексеенко, В.С.Белов, А.С.Вернадский, А.В.Гостюшин, В.А.Левицкий, М.В.Ломоносов, О.Н.Русак, И.М.Сеченов, Э.Я. Соколов, И.К.Топоров и др.).

Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, П. Маслоу, Б. Паскаля, 3. Фрейда.

Большую организационно-педагогическую и научно-методическую работу проводит Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ).

В соответствии со ст.37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Данный принцип предполагает наличие и функционирование стройной государственной системы управления охраной труда. В последние годы идет активное формирование и укрепление государственной политики в этой области.

В правовом регулировании охраны труда, этой важнейшей сферы трудовых отношений, наметились новые тенденции. Так, 6 августа 1993 г. был принят очень важный документ – Основы законодательства Российской Федерации об охране труда (с последующими изменениями и дополнениями). Новым этапом развития указанного института трудового законодательства явилось принятие Федерального закона РФ от 17 июля 1999 г. “Об основах охраны труда в Российской Федерации”, в 1998 году Федерального закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” И наконец принятие 30 декабря 2001 г. важнейшего законодательного акта в сфере регулирования трудовых отношений – «Трудового кодекса Российской федерации», введённый в действие с 1 февраля 2002 г.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев, а также низкого уровня охраны здоровья и жизни.

Читайте также:
Миграция в японию в 2022 году - статистика, россии, пмж, процентах - Все пособия

Обеспечение безопасности труда человека на производстве является одной из актуальных проблем, характерных для общественной жизни России в современный период. Травмы и несчастные случаи на производстве означают физические страдания и зачастую смерть людей, а также влекут за собой огромные экономические потери.

В условиях рыночной экономики ни призывы, ни увещевания не могут изменить состояние условий и охраны труда. Для изменения ситуации в этой области необходимо общественное осознание абсолютного приоритета жизни человека, как непреходящей ценности, юридическое закрепление прав работника в области обеспечения безопасности его труда, наличие адекватного экономического механизма регулирования взаимоотношений между трудом и капиталом

Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит, несомненно, образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

В дореформенный период, начиная с 1933 года, охраной труда от имени государства управляли профсоюзы. Им были предоставлены широкие права в области управления, надзора и контроля за охраной труда, они обладали правом законодательной инициативы, организовали разработку и утверждали нормативные правовые акты по охране труда, занимались вопросам обучения, пропаганды, им предоставлялось право приостанавливать работу производственных участков, машин и оборудования, а при явной угрозе жизни и здоровья работающих и запрещать деятельность предприятий, они могли отстранять от должности руководителя любого ранга.

С принятием в августе 1993 г. Верховным Советом РФ Основ законодательства РФ об охране труда функции управления охраной труда передавались государственному органу, полномочия которого должен был определять Президент РФ или по его поручению Правительство РФ (в частности Минтруд РФ).

После вступления в силу закона от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Минтруд России подготовил с учетом результатов практики и представил в Правительство РФ общую концепцию системы государственного управления охраной труда. В ней конкретизировались положения Федерального закона в части осуществления управления охраной труда, определялись основные задачи и принципы функционирования системы, а также задачи и функции конкретных органов государственной власти, т. е. субъектов системы управления охраной труда.

Все категории работников ДОУ должны понимать смысл, значение и важность создания на своих местах безопасных условий в процессе труда и, главное, для охраны жизни и здоровья воспитанников. Если педагоги, специалисты имеют какие-то представления о безопасности, то обслуживающий персонал, обычно он составляет 2/3 от общего количества работников, практически не владеет этими знаниями или не придает должного внимания вопросам безопасности, если специально не обучать и не требовать. Педагогам, работникам, несущим ответственность за охрану здоровья и безопасность детей, обучающим детей к безопасному поведению, необходимы знания теоретических основ формирования безопасности жизнедеятельности .

Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты:

Охрана жизни и здоровья детей

Обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ

Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

Детский сад – это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных нам детей.

Становится очевидной проблема – поиск путей и способов обеспечения безопасности жизнедеятельности воспитанников и сотрудников в ДОУ.

Объект исследования – процесс обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования – условия обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников в дошкольном образовательном учреждении.

Цель исследования – организация безопасности в образовательном учреждении, обеспечивающая возможность заранее исключить или уменьшить риск возможных неблагоприятных происшествий в образовательном процессе, разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников в дошкольном образовательном учреждении.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников в ДОУ будет наиболее эффективным, если:

Читайте также:
Юрист по жилищным вопросам: консультация, когда стоит обращаться к юристу

-обосновать инновационные подходы к обеспечению безопасности жизнедеятельности: принципы,инструкции,технологии; -реализовать педагогические условия, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности (создание законодательной базы; планирование воспитательно-образовательного процесса; использование интерактивных средств, форм, методов обучения; учет доступности содержания правил безопасности жизнедеятельности, систематичности предусмотренных мероприятий; наглядно-дидактической оснащенности; референтность безопасного поведения участников педагогического процесса и др.);

Изучить и реализовать основные направления законодательства РФ по вопросам безопасности, разработать и внедрить нормативно- правовые, методические и иные локальные акты, инструкции по формированию безопасного образовательного пространства;

Наращивать опыт межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства;

Обеспечить выполнение сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно – правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;

Предотвратить несчастные случаи с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса;

Вести профилактику производственного травматизма;

Выполнять правила пожарной безопасности и соблюдать противопожарный режим;

Формировать у воспитанников и сотрудников устойчивые навыки безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;

Оснащать образовательное учреждение противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;

Обеспечивать безопасную эксплуатацию здания, оборудования и технических средств обучения.

Статья 209. Основные понятия

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ в статью 209 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

Статья 209. Основные понятия

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 209 ТК РФ

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

ГАРАНТ:

См. ГОСТ 12.4.011-89 “Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация”, утвержденный и введенный в действие постановлением Госстандарта СССР от 27 октября 1989 г. N 3222

Система управления охраной труда – комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Производственная деятельность – совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Требования охраны труда – государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

Государственная экспертиза условий труда – оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

Часть двенадцатая утратила силу с 1 января 2014 г.

Информация об изменениях:

Стандарты безопасности труда – правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.

ГАРАНТ:

См. стандарт безопасности труда “Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами”, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. N 1122н

Читайте также:
Какие выплачиваются пособия на ребенка в Пскове и Псковской области в 2022 году

Профессиональный риск – вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

Тема 9. Охрана труда

Цели: ознакомившись с данной темой, Вы будете:

  1. Иметь представление о понятии правового значении охраны труда, о социальном, экономическом и основных направлениях.
  2. Знать способы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.

Оглавление

9. 1. Понятие охраны труды. Основные принципы государственной политики в области охраны труда

Охрана труда и здоровья граждан в Российской Федерации является основным направлением в социальной политике Российского государства, что закрепляется в ст. 7 Конституции РФ: «В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей… устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» и в ст.37 Конституции РФ, которая фиксирует право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Главная задача охраны труда состоит во всемерной охране трудоспособности человека, которая включает в себя состояние здоровья и социально-профессиональные навыки.

Эти положения отражены в системе нормативно-правовых актов по охране труда, где наряду с Конституцией РФ действуют:

  1. Международные нормы: например: Конвенция МОТ № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (1981)- ратифицирована РФ в 1988 г.; Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (п.1 ст.23); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст.7); Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государства 1994 г. (ст. 31, 32).
  2. Трудовой кодекс РФ (ст. 209- 231).
  3. Уголовный кодекс ( ст. 143).
  4. Федеральные законы: например, Федеральный закон от 17июля 1999 г., № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
  5. Постановления Правительства РФ, например, постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244 «Об утверждении Положения проведении государственной экспертизы условий труда в РФ».
  6. Акты министерств и ведомств, например: совместное постановление от 13 января 2003 г. № 1/29 Министерства труда и социального развития РФ, Министерства образования РФ об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований по охране труда работников организаций.
  7. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, например, приказ администрации Санкт-Петербурга от 17 июня 1997 г. «О проведении аттестации рабочих мест в организациях Санкт- Петербурга»; Целевая программа Санкт-Петербурга «Улучшение условий и охраны труда в Санкт-Петербурге» на 2002–2005 годы.
  8. Акты органов местного самоуправления
  9. Локальные акты конкретных организаций (инструкции по технике безопасности, правила обеспечения спецодеждой, спецобувью и др.)
  10. Соглашения и коллективные договоры

Охрана труда – определяется как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

С целью уяснения правовой природы системы охраны труда следует рассмотреть следующие понятия:

  1. Производственная деятельность – совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
  2. Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
  3. Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
  4. Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
  5. Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
  6. Опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
  7. Средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
  8. Сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) – документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.
Читайте также:
Отдел Пенсионного фонда России Булунского улуса

Государственные нормативные требования по охране труда издают органы исполнительной власти, например:

  1. межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда межотраслевые типовые инструкции по охране труда – утверждаются министерством социального развития;
  2. отраслевые правила по охране труда, типовые инструкции – утверждаются федеральными органами исполнительной власти;
  3. правила безопасности, правила устройств и безопасной эксплуатации – утверждаются органами Федерального горного и промышленного надзора и т. д.

Подзаконные нормативные акты по направлениям обеспечения охраны труда можно классифицировать следующим образом: организационно-технические, санитарно-гигиенические, социально-экономические, лечебно-профилактические, реабилитационные.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда (ст. 4 Закона об основах охраны труда в РФ и ст. 210 ТК РФ).

9.2. Организация и обеспечение охраны труда

Государственное управление охраной труда в РФ осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и другими федеральными органами исполнительной власти.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.

Организация охраны труда на предприятиях, осуществляющих производственную деятельность:

  1. при численности более 100 работников должна быть создана служба охраны труда или должна быть введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области;
  2. при численности 100 работников и менее решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации;
  3. при отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.
Читайте также:
Уведомление ПФР об изменении персональных данных работника

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду.

В организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти по труду.

Обеспечение прав работников на здоровые и безопасные условия труда реализуется путем:

  • защиты права на труд в условиях, отвечающих требованиях охраны труда;
  • недопущения отступления от государственных требований в трудовом договоре;
  • возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью;
  • установления ответственности должностных за нарушение требований охраны труда

Работодатель должен для здоровья и безопасности работника в целях охраны его труда:

Охрана труда – основные понятия и разъяснения

Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, образующие механизм реализации конституционного права граждан на труд ( ст. 37 Конституции РФ) в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Создание и применение таковых означает переход от низкоэффективного метода реагирования на многочисленные случаи производственного травматизма и профессиональных заболеваний к методу современного устранения их причин – нейтрализации и предотвращению профессиональных рисков, т.е. к управлению профессиональными рисками.

В целях создания механизма управления профессиональными рисками в последние годы проводится значительная работа по приведению Трудового кодекса РФ и иных нормативных правовых актов в соответствие с новым порядком организации охраны труда в производственных организациях, вызванных к жизни переходом к управлению профессиональными рисками. В частности, только в 2011 году в раздел «Охрана труда» ТК РФ федеральными законами было внесено 15 изменений и дополнений.

В последние годы разработано значительное количество нормативных правовых актов: утверждены новые правила аттестации рабочих мест по условиям труда, прохождения работниками обязательных медицинских осмотров, аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда и др.

Правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками определены ст. 37 Конституции РФ: каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Нормы и правила по охране труда содержатся в разделе X ТК РФ “Охрана труда”. Нормы и правила по охране труда содержатся также в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах. При этом конкретные требования соблюдения охраны труда регламентируются различного рода нормативными актами – ГОСТами, санитарными и строительными правилами, другими нормативными документами, утверждаемыми уполномоченными на то органами государственной власти.

Охрана труда охватывает практически все отношения между работодателем и работником вплоть до оснащения его рабочего места, продолжительности рабочего дня, перерывов для отдыха, отпусков, обеспечения специальной одеждой и обувью, профилактическим питанием и т.д. и т.п.

Для целей законодательства об охране труда используются ( ст. 209 ТК РФ) следующие основные понятия:

– охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;

– условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;

– вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;

– опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;

Читайте также:
Автокредит в Европа Банке - условия и подробности автокредитования в Европа Банке

– безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов;

– рабочее место – место, где работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;

– средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;

– сертификат соответствия работ по охране труда – документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

– производственная деятельность – совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг;

– требования охраны труда – государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда;

– государственная экспертиза условий труда – оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда;

– аттестация рабочих мест по условиям труда – оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

– стандарты безопасности труда – правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда;

– профессиональный риск – вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом , другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

– управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. Положение о системе управления профессиональными рисками утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

Унификация применяемых в ТК РФ основных понятий является непременным условием их правильного и единообразного применения как работодателями и работниками, так и органами государственного управления, судами и т.д. Вместе с тем, что не менее важно, унификация понятий является условием разработки и единообразного применения государственных нормативных требований охраны труда.

Любое законодательство может быть достаточно эффективным, если первоначально будут четко определены цель, на достижение которой оно направлено, и стоящие перед обществом задачи, решение которых может обеспечить достижение этой цели.

Цель, стоящая перед законодательством в области охраны труда направлена на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

Для того, чтобы создать такой механизм, было необходимо выработать государственную политику (или хотя бы ее основные направления, как это предусмотрено ст. 210 ТК РФ) действий в области охраны труда и уполномочить соответствующие государственные и иные органы реализовать эту политику. В указанной статье приводится 20 основных направлений государственной политики в области охраны труда работников:

– обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

– принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

Читайте также:
Примерная форма договора оказания услуг по передаче электроэнергии, приобретаемой в целях компенсации потерь - бланк 2022

– государственное управление охраной труда ( ст. 216 ТК РФ);

– федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда ( глава 57 ТК РФ);

– государственная экспертиза условий труда ( ст. 216.1 ТК РФ);

– установления порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требования охраны труда;

– содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда ( ст. 370 ТК РФ);

– профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

– расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ( ст. 227-231 ТК РФ);

– защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

– координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

– распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

– участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

– подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации ( ст. 225 ТК РФ);

– организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

– обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

– международное сотрудничество в области охраны труда;

– проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

– установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей ( ст. 221 , 223 ТК РФ).

Статьей 210 ТК РФ установлено, что реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Государство осуществляет управление системой охраны труда путем проведения следующих мероприятий:

– нормативно-правового регулирования организации и проведения работы по охране труда – принимает и реализует федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральные целевые, ведомственные целевые и территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда;

– введения государственного надзора и контроля за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;

– введения государственной экспертизы условий труда;

– установления порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

– содействия общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда (в этом абзаце, видимо, следовало записать, что содействие оказывается не какому-то абстрактному общественному контролю, но профсоюзным органам работников, осуществляющим такой контроль).

Основные направления работы по охране труда

Основными направления работы в области охраны труда являются:
– разработка и внедрение системы управления охраной труда согласно требованиям руководящих документов;
– общее руководство и контроль за состоянием охраны труда на предприятии, контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов, требований, правил и инструкций по охране труда. Контроль за выполнением служебных обязанностей подчиненными;
– организация разработки и обеспечение выделения финансовых средств на реализацию мероприятий по обеспечению здоровых и безопасных условий труда;
– обеспечение охраны и безопасности труда в процессе производства, при эксплуатации оборудования, средств технологического оснащения и средств индивидуальной защиты (СИЗ), а также при осуществлении техпроцессов;
– наблюдение за состоянием условий труда на рабочих местах и поддержание уровня вредных и опасных факторов в пределах допустимой нормы;
– организация и проведение аттестации рабочих мест и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда;

Читайте также:
Срок исковой давности по земельным спорам в 2022 году - что это такое, с соседями, аренда, бесплатно

Статья 212 ТК РФ обязывает каждого работодателя обеспечить «проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации рабочих мест». Об обязательной аттестации всех имеющихся рабочих мест сказано и в Положении о порядке аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденном постановлением Минтруда России от 14.03.97 № 12.
Аттестация предполагает проведение оценки условий труда инструментальными, лабораторными и эргономическими методами исследований. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится исходя из изменений условий и характера труда, но не реже одного раза в пять лет после проведения последней аттестации.
По итогам аттестации рабочих мест может быть принято решение о прекращении (приостановлении) эксплуатации цеха, участка, производственного оборудования, изменении технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни и (или) здоровья работников. Кроме того, может быть выявлена связь заболевания с профессией при подозрении на профзаболевание, установлен диагноз профзаболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке.
Результатом аттестации может быть сертификация производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда, ознакомление работающих с условиями труда на рабочих местах, а также планирование и проведение мероприятий по охране и условиям труда согласно действующему законодательству.
Только по результатам аттестации рабочих мест можно грамотно и обоснованно предоставлять компенсации и льготы работникам, занятым на тяжелых работах с вредными и опасными условиями труда, в предусмотренном законодательством порядке.
Работодатель вправе проводить аттестацию рабочих мест своими силами. В этом случае создается аттестационная комиссия. Осуществить аттестацию могут и сторонние организации, имеющие разрешение органов Государственной экспертизы условий труда РФ на право проведения указанных работ.
– разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков и отклонений уровня вредных и опасных факторов от их допустимых значений;
– проведение обучения и инструктажа работников предприятия по вопросам охраны труда. Обучение безопасным приемам работы;
– обеспечение средствами индивидуальной защиты (СИЗ), спецодеждой, спец. обувью, моющими средствами и т.д.;
– обеспечение противопожарной и электробезопасности предприятия;
– организация санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания;
– расследование и учет несчастных случаев;
– контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов, а также требований, правил и инструкций по охране труда;
– проведение обязательного страхования работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.

В соответствии со ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить наличие в организации Комплекта нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, в соответствии со спецификой отрасли.

Об основных направлениях охраны труда и ее главных понятиях

Что такое охрана труда и каковы ее основные понятия и функции? При выполнении производственных задач на каждом шагу сотрудник сталкивается с опасностью. Это условие от него самого не зависит, главное чтобы он владел в полном объеме информацией: как защитить себя от возможных неприятностей.

Направление деятельности — охрана труда

Что такое охрана труда на предприятии

Охрана труда на предприятии как направление деятельности

Перефразировав законодательное определение, охрана труда — это целая система, способствующая сохранению жизни, а также здоровья работников на протяжении всей их трудовой деятельности.
Существует два понятия, которые неблагоприятно воздействуют на сотрудника, это: вредность и опасность.

Опасность — это возможность получения травмы, а вредность — это воздействие газов и пыли вредных веществ в процессе длительного периода.

В качестве примеров можно привести:

  1. Наличие опасностей. К примеру, работник работает на станочном оборудовании, при этом движущиеся части не закрыты, так устроено оборудование и требует технологический процесс. Рабочий подвергается воздействию опасностей так или иначе, и если он не будет особо бдительным, и постоянно будут отвлекаться, то не исключено, что он в скором времени получит травму.
  2. Присутствие вредных факторов в воздухе. Работа с вредными веществами, например, кислотами, щелочами, со сварочными аэрозолями тоже неблагоприятно может сказаться на здоровье. Если работник не использует средства для защиты дыхания и не включает вентиляционную систему, то в его организме на протяжении нескольких лет будут накапливаться вещества, негативно влияющие на легкие, репродуктивные функции, или приводящие к образованиям злокачественным опухолей. Это успешно выявляется на медобследованиях.
Читайте также:
Размер пособия на погребение в 2022 году - в москве, от военкомата, инвалид 1 группы, социального

Функция охраны труда и заключается в том, чтобы не допустить данных проявлений, поэтому ОТ — неотъемлемая часть технологического процесса, она обобщает в себе несколько важных направлений:

  • соответствие условий трудового процесса требованиям безопасности и гигиены на рабочих местах;
  • наличие технологических перерывов;
  • страхование в ФСС;
  • обеспечение защиты работников.

Инженер по ОТ выполняет большое количество функций, поэтому его должность в штатном расписании занимает немаловажное место.

Каковы задачи охраны труда

Основные задачи охраны труда

Основные задачи охраны труда на предприятии

Главной и конечной целью лиц, занимающихся этим направлением, является обеспечение защиты рабочих и работодателей от различных опасностей. Чтобы данная цель была достигнута, необходимо выполнять следующие задачи:

  1. Выявлять возможные опасности и стремиться снизить риски их воздействия на работников.
  2. Анализировать произошедшие аварии, возможные инциденты и несчастные случаи на производстве, выявлять все недоработки, что не были устранены и определять, кто в этом виноват.
  3. Контролировать проведение инструктажей на рабочих местах и оказывать методическую помощь в инструктировании работников.
  4. Регулярно организовывать целевые проверки по охране труда (ОТ), причем данные проверки могут быть не обязательно плановыми, а также и внеплановыми.
  5. Проводить беседы с работниками о безопасности на рабочем месте, в том числе, какие средства индивидуальной защиты (СИЗ) он должен применять. Стоит отметить, что при отдельном разговоре, не обязательно деловом, можно выявить много несоответствий, возможно, сам сотрудник на них и укажет, таким образом, проще будет разработать план мероприятий по устранению выявленных нарушений.
  6. Принимать участие в специальной оценке условий труда. Неверно думать, что эксперты самостоятельно должны оценивать все происходящее. Этот участок деятельности тоже находится под крылом инженера по ОТ. Все недостатки будут отмечаться, и специалист по ОТ тоже их должен взять на заметку.
  7. Участвовать в работе комплексных проверок по охране труда. Неверно думать, что члены комиссии должны сами направляться на рабочие участки и выявлять недостатки, важно к такой проверке подготовиться, проверить все направления деятельности и состояние рабочих мест.
  8. Участвовать в подготовке списков работающих для прохождения медицинского осмотра, а также в проведении медосмотра.
  9. Подготавливать организационные приказы о закреплении ответственных руководителей по направлению охраны труда.

Определения

Основные понятия охраны труда

Основополагающие понятия охраны труда

По направлению ОТ и техники безопасности (ТБ) имеется несколько основополагающих определений.

Условиями труда называются факторы труда и окружающей среды, оказывающие непосредственное влияние на сотрудника при выполнении производственных задач.

Рабочая зона — это определенное пространство, в котором трудится человек и выполняет свои функциональные обязанности, причем работодателем установлено это место и находится под его контролем.

СИЗ и средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) — это средства защиты от возможных вредных производственных факторов, выдаваемые работодателем бесплатно.

Профессиональный риск — это возможность получение травмы или иного отклонения состояния здоровья работника при выполнении им работ. Но, бывает, риск неизбежен и это компенсируется.

Система управления охраной труда — это комплекс мероприятий, в котором принимают участие все работники без исключения. Сюда относятся планирование, анализ, внедрение, соблюдение и иные аспекты, связанные с охраной труда.

Безопасные условия труда — это условия трудового процесса, при котором воздействие вредных или опасных факторов исключено или минимизировано.

Гигиена труда — это профилактические мероприятия, направленные на снижение воздействия вредных веществ на человека.

Производственная санитария относиться к комплексу мероприятий и организационно-технических решений, вырабатываемых для снижения вредных воздействий.

Совместно с охраной труда находятся и такие направления, как:

  • электробезопасность — снижение риска воздействия параметров тока на человека;
  • пожарная безопасность трактует защиту от возможных возгораний и действия при пожаре;
  • промышленная безопасность — это обеспечение защищенности работающих от возможных аварий или выбросов химически опасных веществ.
Читайте также:
Злынка - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

Безопасность должна быть едина.

Основы государственной политики по охране труда

Охрана труда: государственная политика

Государственная политика в области охраны труда

Ни для кого не секрет, что одна из задач государства в области охраны труда — это обеспечение защиты человека от негативных воздействий и опасных факторов на производстве. В связи с этим предусматривается множество мероприятий, связанных с обеспечением безопасности.

На государственном уровне предусматривается:

  1. Разработка нормативной документации. К ней относятся: Правила, стандарты и ГОСТы. Это основополагающие документы, в которых излагаются основные направления. Ссылки и нормативы из данной документации применяются при разработке локальных актов. При возникновении спорных вопросов следует искать ответы в Правилах.
  2. Разработки нормативов выдачи специальной одежды и обуви, в том числе правила по их ремонту и замене. Для каждой отрасли они индивидуальны и ни одни работодатель не имеет права отступать от данных норм. и должностей, имеющих право на льготы на предоставление досрочной пенсии. Это списки № 1 и № 2. На их основании разрабатываются локальные документы, регламентирующие уход на заслуженный отдых до того времени, когда наступает пенсионный возраст.
  3. Документация, на основании которой работники имеют правило на получение бесплатного питания или молока, в том числе продуктов содержащих пектин.
  4. Распорядительные документы о проведении специальной оценки условий труда. Для каждого рабочего места должен быть разработан паспорт, с которым ознакамливают работников. Это удобно для работодателя, так как документ содержит всю информацию о данном рабочем месте: какие льготы установлены, периодичность проведения медосмотра, какие опасности существуют, протоколы замеров загазованности, запыленности, шума и освещенности, сенсорных нагрузок и тяжести работ и иные сведения.
  5. Приказ Минздрава о прохождении медосмотра. Документ вышел в 2012 году, в нем четко отражена периодичность прохождения профосмотра, в зависимости от вредных факторов и видов опасных работ, какие противопоказания существуют, какие специалисты осуществляют проверку и перечень необходимых анализов.

Государственная политика, направленная на создание безопасных условий трудового процесса, работает на сохранение жизни и здоровья человека в период его трудовой деятельности.

Какие документы должны быть на предприятии

Охрана труда на предприятии: обязательные документы

Обязательные документы по охране труда на предприятии

На каждом предприятии и в организации должна быть организована своя система охраны труда. Перечень разрабатываемых документов:

    по охране труда, связанные со всеми видами деятельности, которые необходимо выполнять в соответствии с технологической документацией.
  1. Положения или стандарты: об организации проведения медицинских осмотров; о разработке нормативных документов по ОТ; по СУОТ; по выдаче специальной одежды; спецобуви и СИЗОД; о льготных категориях работников; о порядке расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
  2. Приказы или распоряжения о назначении ответственных за охрану труда лиц.

Наряду с разрабатываемыми документами на любом предприятии должны быть и периодически обновляться следующие документы:

  • правила по Охране труда, Промышленной безопасности, Пожарной безопасности;
  • ГОСТы по ТБ;
  • протоколы проведения инструментальных замеров по загазованности, запыленности, шуму, световой среде и иные;
  • протоколы о соответствии санитарным нормам питьевой воды;
  • протоколы о проверке знаний по ОТ инженерно-технических работников и рабочих;
  • акты о прохождении медицинских осмотров и справки от каждого работника о пригодности к выполнению порученной ему работы;
  • акты результатов проверки рабочих мест и территории, в том числе культуры производства.

И иные документы. Стоит отметить, что заниматься охраной труда рекомендуется ответственному человеку, чтобы как можно меньше допустить ошибок в работе. В безопасности нет мелочей, на все нужно обращать внимание и не проходить мимо.

Запись семинара «Система управления охраной труда» можно увидеть в следующем видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: