НДС в государственном или муниципальном контракте по 44-ФЗ

НДС в контракте 2022 г.

При заключении любого контракта происходит учет НДС в стоимости договора на выполнение работ, на оказание услуг и поставку товаров. Принять участие в закупочной процедуре может любое юр и физ лицо, а также ИП, данные правила регламентированы п 4 ст 3 44 ФЗ. Наш “Центр” оказывает услугу по сопровождению в участии в тендерах и торгах на всех этапах, от поиска и анализа закупок до одержания победы.

В самом законе не указаны ограничения по форме налогообложения, которые имеют право применять поставщики. Участвовать в госзаказе могут даже те организации, которые находятся на специальных режимах налогообложения. При этом речь идет о таких режимах, как: ЕНВД, УСНО и др.

2. НДС государственный контракт

При формировании НМЦК госзаказчику потребуется учесть при этом сумму НДС, также требуется в закупочной документации прописывать НМЦК и учитывать при этом НДС.

Стоит учесть, что в закупках имеют право участвовать организации и ИП, которые находятся на специальных режимах налогообложения, при этом требуется указывать требования, при которых НДС при заключении контракта будет учтен, но только при условии, что поставщик выступает в качестве его плательщика, то есть с помощью этого победитель имеет возможность заключать контракт без учета НДС. Что представляет собой государственный контракт и как правильно его заключать смотрите в данной статье.

Пройдите регистрацию у нас на сайте и получите бесплатную консультацию от специалистов!

3. Изменение НДС в контракте 44 ФЗ

С 2019 года произошло увеличение размера ставки НДС до 20%. Не будет никаких иметься никаких исключений в отношении товаров и работ, реализация которых осуществляется в рамках установленных в контракте, но только заключенных в прошлом году. Министерство финансов дало разъяснение, что изменение НДС законом 44-ФЗ не регулируется, поэтому связанные с повышением налога на добавочную стоимость риски следует отнести на счет коммерческих рисков поставщика, который в момент подписания контракта взял на себя ответственность в том числе и за подобные изменения.
21 декабря 2018 года Минфин РФ дало объяснение, что государственные контракты должен быть оплачен заказчиком по цене, установленной победителем торгов, независимо от выбранной им системы налогообложения. Нельзя просто взять и уменьшить цену контракта на том основании, что поставщик упрощенец: НДС для закупок выплачивается, только при условии, что данное обстоятельство прописано в тексте контракта.

Поэтому участникам закупок следует обратить особое внимание на текст проекта контракта в отношении цены: учитывает ли покупатель систему налогообложения поставщика, или нет. В том случае, если НДС в тексте контракта начисляется безоговорочно, а вы работаете по упрощенному режиму, следует направить заказчику запрос с требованием изменения проекта контракта. При этом в заявке на участие в торгах следует однозначно указать вашу систему налогообложения и отметить, что вы не выплачиваете НДС. Оптимальным вариантом будет прописать данное обстоятельство в карточке организации. Если заказчик все-таки вписал в проект контракта выплату НДС, направьте ему протокол разногласий. В случае отказа изменить текст проекта, нужно подать жалобу в ФАС, закон в данном случае будет на вашей стороне, что подтверждается многочисленными прецедентами судебной практики. Попытка убрать НДС из цены победителя нарушает свободу конкуренции, стало быть противозаконна и в торгах по 44-ФЗ и в закупках по 223-ФЗ.

Даже при изменении размера ставки все равно существует возможность по внесению правок в сам контракт. Данное действие регламентировано п 2,3,4 с 1 ст 95, из них следует, что условия контракта могут быть скорректированы в порядке, который был установлен на законодательном уровне, но только при условии того, что цена контракта будет равна или превышать цену, ранее установленную постановлением под номером 1186.

Когда участник осуществляет свою деятельность на УСНО и не относится к плательщикам НДС, то он может не выполнять вышеперечисленных условий. На основании п 5 ст 173 НК России при возникновении случаев, по которым лицам не являющиеся налогоплательщиками будет выставлен счет на приобретение товара по счете-фактуре и с указанием суммы налога на НДС в контрактах на 2019, тогда это сумма налога должна быть уплачена в бюджет.

Читайте также:
Налоговый кодекс РФ: последняя редакция , новые правила работы с акцизами, расширен перечень подакцизных товаров

Если участники не обратят внимание на то, что цена контракта отмечена с НДС, то поставщик может подписать контракт и в дальнейшем исполнять обязательства по нему, неся при этом убытки. Но если участник одержавший победу откажет в заключении контракта на данных требованиях, тогда это будет грозить ему попаданием в РНП.

4. Цена контракта без НДС

Довольно часто существуют случаи, при которых в договоре не отмечен размер суммы НДС по контракту. Если возникла подобная ситуация, тогда продавец должен будет предъявить НДС покупателю, а далее осуществить его оплату.

Исполнитель правомочен предъявить заказчику дополнительный счет по выплате суммы, эквивалентной ставке налога сверх цены договора. В случае отказа есть несколько вариантов решения этой проблемы.
1. Расторжение контракта по соглашению сторон. Однако в этом случае убытки будет терпеть уже заказчик: он будет вынужден организовать новую процедуру торгов уже при ставке НДС в 20 %, что повысить в итоге цена единицы товара относительно первоначальной стоимости контракта. Вдобавок, данное обстоятельство может (и вызовет!) нездоровое любопытство контролирующих финансовых органов.
2. Государственный контракт можно разорвать в судебном порядке, но для суда нужно будет привести три следующих важных условия:
1) увеличение НДС изменило существенные условия контракта;
2) при заключении сделки контрагенты не знали о повышении НДС;
3) ущерб, понесенный контрагентами в результате повышения ставки оказался очень большим: ст. 95 44-ФЗ позволяет сторонам изменить условия контракта, если его исполнение в противном случае невозможно. На уровне федерации стоимость ТРУ должна быть больше десяти миллиардов рублей, в регионе – один миллиард, в муниципальном контракте – более пятисот миллионов. Кроме того, срок исполнения договора с федеральным и региональным заказчиком должен быть более трех лет, а с муниципальным – не менее одного года. И при этом изменение условий контракта должно получить одобрение правительственного исполнительного органа, либо местного муниципалитета.

5. Видео-инструкция налог на добавленную стоимость (НДС) в договорах

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

НДС в государственном или муниципальном контракте по 44-ФЗ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки По результатам электронного аукциона заключен контракт на поставку товара. При заключении контракта реализация товара облагалась НДС по ставке 10%, впоследствии ставка изменилась и теперь составляет 20%. Какие действия в связи с этим должны предпринять стороны? Необходимо ли заключить дополнительное соглашение?

По результатам электронного аукциона заключен контракт на поставку товара. При заключении контракта реализация товара облагалась НДС по ставке 10%, впоследствии ставка изменилась и теперь составляет 20%.
Какие действия в связи с этим должны предпринять стороны? Необходимо ли заключить дополнительное соглашение?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
На наш взгляд, в рассматриваемой ситуации стороны вправе (но не обязаны) заключить соглашение, в котором с указанием соответствующих оснований фиксировалось бы изменение ставки НДС в отношении упомянутых в вопросе товаров.

Обоснование позиции:
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных той же статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Исполнение контракта включает в себя в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта (п. 2 ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Закон N 44-ФЗ основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса РФ, а контракт, заключаемый в соответствии с Законом N 44-ФЗ, представляет собой гражданско-правовой договор. Таким образом, к отношениям по контрактам применяются положения Гражданского кодекса РФ с учетом особенностей, установленных Законом N 44-ФЗ.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Это правило применяется и к обязательствам, возникшим из договоров (п. 2 ст. 307, п. 1 ст. 307.1 ГК РФ). Пунктом 1 ст. 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Следовательно, заказчик обязан оплатить поставленный товар (выполненную работу, оказанную услугу) по цене, предусмотренной контрактом.
В силу ст. 2 НК РФ, п.п. 1, 3 ст. 2 ГК РФ к налоговым отношениям гражданское законодательство по общему правилу не применяется, а гражданские правоотношения, в свою очередь, не регулируются налоговым законодательством. Уплата тех или иных налогов, в том числе НДС, осуществляется в соответствии с правилами, установленными налоговым законодательством, тогда как отношения между сторонами гражданско-правового договора (включая контракты, заключаемые в соответствии с Законом N 44-ФЗ) определяются в соответствии с гражданским законодательством.
Налогоплательщик налога на добавленную стоимость обязан при реализации товаров дополнительно к цене товаров предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму налога (п. 1 ст. 168 НК РФ). Эта сумма указывается в счете-фактуре, который продавец обязан выставить покупателю при реализации (п. 3 ст. 168, пп. 11 п. 5 ст. 169 НК РФ). В судебной практике выработана правовая позиция, в соответствии с которой в гражданско-правовых отношениях сторон договора сумма НДС является частью цены связывающего их договора, которая вычленяется из этой цены для целей налогообложения (смотрите, например, определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 23.11.2017 N 308-ЭС17-9467, определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 N 1856-О-О, постановление Президиума ВАС РФ от 22.09.2009 N 5451/09). Это правило действует, если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора (п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).
Ни гражданское, ни налоговое законодательство не обязывают выделять в цене договора сумму НДС. Указание в договоре, что его цена включает в себя НДС, по существу направлено на достижение определенности в отношениях сторон по вопросу о том, учитывается ли сумма НДС в цене договора, или этот налог предъявляется покупателю (заказчику) к уплате сверх договорной цены.
Обязанность выделять в составе цены контракта сумму НДС не предусмотрена и Законом N 44-ФЗ. Положения этого Закона не препятствуют сторонам, в частности, согласовать, что цена контракта включает НДС, не выделяя в договоре соответствующую сумму налога, при этом сумма НДС будет исчисляться поставщиком (подрядчиком, исполнителем) расчетным методом (п. 4 ст. 164 НК РФ).
Из вышеизложенного следует, что заказчик обязан оплатить поставщику переданные товары по цене, предусмотренной контрактом, независимо от того, выделена ли в ней сумма НДС, и от применяемого поставщиком режима налогообложения*(1).
Изменение ставки НДС не указано в Законе N 44-ФЗ (равно как и в ГК РФ) в качестве обстоятельства, наступление которого влечет изменение цены контракта (смотрите также п. 1 письма ФНС России от 23 октября 2018 г. N СД-4-3/20667@)*(2). Согласно ч. 54 ст. 112 Закона N 44-ФЗ (вступила в силу с 27 декабря 2018 г.) до 1 октября 2019 года в рамках срока исполнения контракта допускалось изменение по соглашению сторон цены заключенного до 1 января 2019 года контракта в пределах увеличения в соответствии с законодательством РФ ставки НДС в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января 2019 года, если увеличенный размер ставки не предусмотрен условиями контракта. Как видно из упомянутой нормы, она допускает при определенных условиях возможность изменения цены контракта лишь в связи с увеличением ставки НДС с 18% до 20% с 1 января 2019 года (смотрите Федеральный закон от 03.08.2018 N 303-ФЗ). Оснований для изменения цены контракта в связи с приведенными в вопросе обстоятельствами Закон N 44-ФЗ не предусматривает.
Исполнение обязанностей налогоплательщика НДС, в том числе по выставлению счета-фактуры с выделенной суммой НДС, вытекает из требований налогового законодательства и не может возлагаться на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя условиями гражданско-правового договора. В судебной практике есть примеры, когда суды указывали, что наличие или отсутствие у контрагента по договору обязанности начислить НДС не исключает обязанности заказчика уплатить задолженность в размере, установленном контрактом (постановление Шестнадцатого ААС от 09.03.2017 N 16АП-539/17, смотрите также постановление АС Уральского округа от 22.12.2017 N Ф09-8213/17, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 марта 2018 г. N 20АП-707/18, оставленное без изменения постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 7 июня 2018 г. N Ф10-2109/18).
Поэтому переход контрагента на упрощенную систему налогообложения (УСН), либо утрата контрагентом права на применение такой системы, либо изменение ставки НДС по товарам, поставляемым по контракту, сами по себе не являются основанием для уменьшения либо увеличения цены контракта на соответствующую сумму НДС. Исполненное должно быть оплачено поставщику по цене, предусмотренной контрактом, обязанность же контрагента предъявить заказчику в составе цены (с учетом того, что правило Закона N 44-ФЗ о твердой цене не позволяет предъявлять НДС сверх указанной в контракте цены) соответствующую сумму НДС не зависит от формулировки условия контракта о цене (в частности, от того, указана ли в контракте конкретная ставка НДС). С изменением ставки НДС у контрагента в силу закона возникает обязанность выделять соответствующую сумму НДС в документах, составляемых в связи с исполнением контракта. Это обстоятельство, во-первых, как уже отмечено, не влияет на размер цены, а во-вторых, не требует изменения формулировки условия контракта о цене (такое основание для внесения изменений в контракт, напомним, Законом N 44-ФЗ не предусмотрено). Разумеется, стороны контракта вправе в описанной ситуации подписать соглашение, в котором был бы зафиксирован факт изменения ставки НДС с указанием соответствующего основания. На наш взгляд, поскольку корректировка положений контракта относительно ставки НДС, как уже отмечено, не может рассматриваться как изменение условия контракта о цене, заключение такого соглашения не может рассматриваться как нарушение Закона N 44-ФЗ.
Правоприменительной практики, где бы рассматривалась ситуация, описанная в вопросе (когда речь идет не о прекращении или возникновении у контрагента обязанностей налогоплательщика НДС, а об увеличении ставки НДС применительно к конкретным товарам), мы не обнаружили.

Читайте также:
Какой грозит штраф за просроченный договор купли-продажи автомобиля: что делать и куда следует обращаться?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

11 августа 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

————————————————————————-
*(1) Такого же мнения придерживаются контролирующие органы, которые в своих разъяснениях указывают, что контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупок вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Сумма оплаты товаров (работ, услуг) по контракту должна быть оплачена победителю закупок в установленном контрактом размере, цена контракта на сумму НДС не корректируется (смотрите, в частности, письма Минфина России от 20.11.2017 N 24-01-10/76771, от 16.11.2017 N 24-03-08/75962, от 21.09.2017 N 24-03-08/61212, от 26.08.2017 N 24-01-10/55970, от 05.09.2014 N 03-11-11/44793, Минэкономразвития России от 21.04.2017 N Д28и-1679, от 29.03.2017 N Д28и-1336). Данный правовой подход отражен и в судебной практике, например, в постановлении АС Московского округа от 10.02.2015 N Ф05-16932/14 указывается, что изменение налоговых обязанностей контрагента не является основанием для изменения цены гражданско-правового договора.
*(2) Смотрите в связи с этим материалы:
– Вопрос: Заказчик (орган местного самоуправления) планирует осуществлять закупку работ по зимнему содержанию автомобильных дорог на 2019 год. Закупка будет проведена и контракт будет заключен в 2018 году, но работы будут оказываться с 01.01.2019 по 31.12.2019 (финансирование 2019 года) Как заказчику в обосновании (в смете) определить начальную минимальную цену контракта (НМЦК) – с НДС 18% или с учетом НДС в 2019 году 20%? Должен ли заказчик предусмотреть этот момент в расчете НМЦК? Можно ли рассчитать смету с НДС 20% с учетом того, что все работы будут осуществлены в 2019 году? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2018 г.)
– Вопрос: В 2018 году Заказчиком заключен договор аренды нежилого помещения с Администрацией района в рамках Закона N 44-ФЗ. Срок действия договора – 2018-2019 годы. В договоре указана сумма услуг без учета НДС 18% (которую Заказчик должен уплатить в Администрацию района) и сумма НДС 18% (которую Заказчик должен уплатить в налоговую самостоятельно как налоговый агент). Можно ли Заказчику заключить дополнительное соглашение на увеличение ставки НДС на 2%, или необходимо расторгнуть договор, так как в договоре есть условие, что цена договора является твердой на весь срок действия договора? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2018 г.)
– Энциклопедия решений. Учет НДС при определении цены контракта по Закону N 44-ФЗ;
– Энциклопедия решений. Составление смет для определения цены контракта по Закону N 44-ФЗ;
– Энциклопедия решений. Переход на применение ставки НДС 20% с 2019 года.

Читайте также:
Правила оформления расторжения о выдаче денег под отчет, приказ о выдаче денег подотчетному лицу

Уменьшение цены госконтракта на НДС: правомерно или нет?

Среди участников госзакупок встречаются компании на УСН. Как будет определяться цена контракта при победе такого участника в тендере? Будет ли цена снижена на размер налога на добавленную стоимость или нет?

Закон № 44-ФЗ и упрощенная система налогообложения

По Закону № 44-ФЗ, о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, уменьшение цены контракта на сумму НДС в случае, если победитель торгов находится на упрощённой системе налогообложения, является незаконным.

Ограничения по одностороннему изменению цены контракта

В Законе № 44-ФЗ отсутствуют положения, позволяющих заказчику в одностороннем порядке уменьшать цену контракта в зависимости от применяемой победителем системы налогообложения, следовательно, контракт заключается по цене, предложенной победителем (Письмо ФАС России от 18.06.2019 № ИА/50880/19 «О разъяснении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“ в части заключения государственного контракта с победителем закупки, применяющим упрощенную систему налогообложения»).

Двойное налогообложение поставщика

В случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, в том числе организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на УСН, покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, в соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ подлежит уплате в бюджет.

Вместе с тем, ФАС России обращает внимание, что в указанных случаях зачастую на стадии исполнения государственного контракта заказчики отказываются подписывать акт сдачи-приемки товара, если не выставлена счет-фактура с выделением суммы НДС, ссылаясь на условие контракта, что цена включает НДС.

Таким образом, под угрозой одностороннего расторжения контракта и включения в реестр недобросовестных поставщиков, исполнители, применяющие УСН, вынуждены выставлять счет-фактуру и уплачивать НДС, что фактически приводит к двойному налогообложению и ущемлению их прав.

В этом случае уменьшение суммы контракта на сумму НДС является явной дискриминацией прав исполнителя, который находится на упрощённой системе налогообложения, т.к. в своей деятельности он уплачивает НДС поставщикам в составе единого платежа (счета), при этом у него отсутствует право на его возмещение со стороны заказчика. Таким образом, у исполнителя, находящегося на упрощенной системе, обязанность уплаты НДС есть, а права на его возмещение нет. Налоговая нагрузка в данной ситуации полностью ложится на исполнителя. При этом, обязанность уплатить НДС в бюджет прямым платежом есть ни что иное как двойное налогообложение.

Читайте также:
Должностные обязанности офис-менеджера компании – образец инструкций

НДС как прибыль поставщика

В отдельных случаях суды поддерживают подход, согласно которому сумма НДС признается прибылью участника закупки, ведь возможность уменьшения цены контракта на сумму НДС ввиду применения упрощенной системы налогообложения законодательством не предусмотрена, так как участник не является плательщиком данного налога (Определение Верховного Суда РФ от 16.11.2018 № 308-ЭС18-18914 по делу № А53-29054/2017; Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.12.2017 № Ф03-4850/2017; Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.07.2017 по делу № А15-3160/2016).

Таким образом, существует четкая позиция, согласно которой уменьшение цены контракта, заключаемого в соответствии с Законом № 44-ФЗ, на размер НДС в случае победы исполнителя, который находится на упрощенной системе, является незаконным.

Закон № 223-ФЗ и упрощённая система налогообложения

В случае, если закупка проводилась в порядке предусмотренном Законом № 223-ФЗ, о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, , ссылки на основной довод, который применяется при рассмотрении аналогичных споров в рамках Закона № 44-ФЗ, а именно невозможность изменения цены контракта ввиду ее твердого характера, будут менее весомыми.

Включение условия о снижении цены в конкурсную документацию

Так как Закон № 223-ФЗ является более гибким, то в документации могут быть предусмотрены вариативные условия.

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок и способы закупки, не регулирует вопросы заключения, изменения и расторжения договоров, а только устанавливает общие принципы и основные требования к закупкам.

Заказчики руководствуются в том числе разрабатываемыми и утверждаемыми ими самими положениями о закупке, содержащими требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров.

Согласно ч.10 ст.4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

В связи с этим отметим, что ни Закон № 223-ФЗ, ни какие-либо подзаконные акты, принятые в исполнение этого федерального закона, не разъясняют, следует ли определять стоимость закупаемых товаров, работ или услуг с учетом либо без учета косвенных налогов (в данном случае НДС).

Читайте также:
Как платить алименты через сбербанк онлайн: руководство по оплате

С целью определения правомерности снижения цены договора на размер НДС необходимо изучение конкурсной документации по закупке.

Как правило в Информационной карте, в Проекте договора и в Техническом задании имеется указание на то, что в случае если победитель конкурентного отбора в соответствии с законодательством РФ не признается плательщиком НДС или освобожден от уплаты НДС, то договор с таким победителем заключается по предложенной им цене, сниженной на сумму НДС в размере ставки, определенной в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Приведенное условие может быть расценено судом при рассмотрении спора как соответствующее ст.4 Закона № 223-ФЗ и определяющее порядок формирования цены, что лишает возможности ссылаться на согласованность твердой цены с заказчиком независимо от режима налогообложения участника.

Стоит обратить внимание на то, что участник имеет право на обращение к заказчику за разъяснениями положений конкурсной документации.

При проведении конкурентного отбора один из участников обратился с вопросом о том, каким образом указывать цену при подаче заявки. Выходит, что участнику нужно указать сумму заведомо больше той, которую он рассчитал по техническому заданию ведь в противном случае она будет снижена на размер НДС, который при подаче заявки упрощенцем не учитывался.

Несмотря на наличие конкретного вопроса заказчик не смог дать на него однозначного ответа и лишь сослался на положения информационной карты.

Включение НДС в цену как необоснованное преимущество для исполнителя, который находится на УСН

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Как отмечено в одном из судебных актов, заключение договора с ООО «ЧОП «Гэсэр» по цене, включающей в себя НДС, нарушило бы указанные принципы, поскольку предоставило бы ООО «ЧОП «Гэсэр» необоснованное преимущество перед другими участниками закупки, являющимися плательщиками НДС. Сумма НДС в таком случае является необоснованной дополнительной прибылью победителя торгов, не являющегося плательщиком такого налога.

Стоит отметить, что применительно к Закону № 44-ФЗ суды признают такую прибыль обоснованной.

Читайте также:
Льготы воспитателям детских садов в 2022 году: оплата и компенсация

Таким образом, заказчик может ссылаться на то, что условие о снижении цены договора на размер НДС направлено на предотвращение ситуации, в которой упрощенец будет поставлен в преимущественное положение относительно других участников.

Соответствие цены заявке победителя аукциона

В судебной практике можно встретить еще один подход, применяемый к договорам, заключенным в порядке, предусмотренном Законом № 223-ФЗ.

В постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2017 № 16АП-326/17 отмечено, что само по себе применение ООО «Витаминка» УСН не является безусловным основанием для исключения суммы НДС из цены предложения, поскольку в силу пункта 5 статьи 173 НК РФ общество не лишено возможности выставить администрации счет-фактуру с выделением суммы налога с последующей уплатой ее в бюджет. Оплата контракта, заключенного по результатам конкурса, должна производиться именно исходя из той цены, которая предложена заказчиком аукциона и указана в данном контракте, а данная цена, в свою очередь, формируется исходя из аукционной документации и заявки участника — победителя аукциона. При этом возможность уменьшения цены контракта на НДС при условии применения победителем конкурса УСН Закон № 223-ФЗ не предусматривает. Следовательно, цена контракта, учитывая факт применения обществом УСН, в рассматриваемой ситуации изменяться не должна.

Таким образом, позиция указывает на возможность включения НДС в цену договора, но с оговоркой на то, что это влечет налоговые последствия для участника (например, самостоятельную уплату такого налога в бюджет).

Относительно того, что цена должна уплачиваться с НДС, т.к. вопросы налогообложения не входят в компетенцию заказчика, также неоднократно высказывались суды (Решение Арбитражного суда Красноярского края от 29.12.2014 по делу № А33-22157/2014).

Анализ законодательства и сложившейся практики его применения приводит к выводу о том, что снижение цены контракта, заключаемого на основании Закона № 44-ФЗ, неправомерно.

Относительно аналогичной ситуации при заключении договора по Закону № 223-ФЗ отсутствует четкое законодательное регулирование, а судебная практика не является единообразной. Это свидетельствует о том, что при рассмотрении спора судом решение может быть как за включение НДС в цену, так и против.

Если вы столкнулись с подобной проблемой, обратитесь к практикующему юристу, специализирующемуся на разрешении споров с сфере госзакупок, который знаком с последними изменениями законодательства и тенденциями складывающейся судебной практики. Он оценит перспективы и возможности по изменению цены контракта в зависимости от системы налогообложения.

Онлайн профпереподготовка «Бухгалтер на УСН» с дипломом на 250 ак.часов. Научитесь всему новому, чтобы не допускать ошибок. Обучение онлайн 2 месяца, поток стартует 1 марта.

НДС в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ: как учитывать в НМЦК и контракте

НДС в закупках по 44-ФЗ — это налог, который поставщики закладывают в стоимость товара, если подпадают под его уплату.

Как рассчитывают НДС в НМЦК по 44-ФЗ

Госзаказчики формируют максимальную цену тендера и договора с едпоставщиком на основе методов, которые обговорены в ч. 1 ст. 22 44-ФЗ. К ним относятся:

  • мониторинг ценовых предложений;
  • использование нормативов;
  • расчет на основе установленных тарифов;
  • применение данных из смет;
  • затратный метод.

ФЗ-44 разъясняет, в каком документе прописано, с НДС или нет при подаче на площадку 44-ФЗ: порядок формирования НМЦД и что в нее входит заказчик указывает в тендерной документации. Подробнее: «Как обосновать начальную максимальную цену контракта».

Как проводить расчет, разъясняет приказ Минэкономразвития №567 от 02.10.2013. Документ содержит:

  • регламент обоснования НМЦД;
  • формулы;
  • примеры расчетов;
  • образцы документов.

В статье 22 ФЗ №44 и приказе №567 отсутствуют правила составления НМЦК с НДС и без него, как и указания на то, что при расчете стоимости ТРУ заказчик указывает отдельно сумму налога, уменьшает или увеличивает конечную стоимость на величину ставки.

Как указывать налог в контракте по 44-ФЗ

Цена контракта — это величина ценового предложения победителя тендера или стоимость, согласованная при закупке с едпоставщиком (п. 1 ст. 34 44-ФЗ). Она остается неизменной в течение всего времени действия договора. Исключение: заключение допсоглашения по основаниям, которые предусмотрены законом.

В контрактном законодательстве отсутствуют положения о том, что налоговый режим, который применяет поставщик, влияет на конечную стоимость ТРУ, как и на условия участия в закупках. Это значит, что если поставщик выиграл тендер по определенной стоимости и при подписании договора выяснилось, что он работает по упрощенке, то у заказчика нет оснований для уменьшения платы за его товары.

Читайте также:
УИН: что это такое, где взять и как формируется номер платежа

Дополнительная прибыль поставщика — это его законный доход, который обоснован применением спецрежима. Если поставщик на площадке указал цену без НДС, а заказчик заставляет еще раз вычесть 20%, это требование неправомерно.

Чтобы избежать спорных ситуаций на этапе отбора победителя, подписания договора и его оплаты, заложите в проект контракта формулировку, которая устроит всех участников вне зависимости от применяемого ими налогового режима.

НДС в контракте по 44-ФЗ при УСН

При закрытии договоров поставщик не обязан предоставлять заказчику счет-фактуру, если налоговый режим, который он использует, этого не предусматривает, даже если обязанность по выставлению счета-фактуры указана в контракте. Эту позицию подтверждает постановление АС Западно-Сибирского округа от 16.08.2019 по делу №А03-16525/2018. Заказчик отказывался принять товар без счета-фактуры, но суд встал на сторону поставщика.

Выдержка из решения об НДС

Когда поставщик выставляет счет-фактуру и является плательщиком налога на добавочную стоимость, возникает обязанность по его уплате. Право получения налоговых вычетов в этом случае отсутствует (п. 5 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации №33 от 30 мая 2014 г.).

Если заказчик является плательщиком налогов по контракту, сумму, которая подлежит уплате поставщику, уменьшают на сумму налога на основании п. 2 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ. К режиму налогообложения поставщика (УСН или иной) эта формулировка не имеет отношения.

Максимальный размер комиссии, которую вносят победители тендеров на счет торговых площадок, указан в ПП №564 от 10.05.2018 без учета налога на добавочную стоимость.

Как подать заявку с НДС и без по 223-ФЗ

Заказчики, которые реализуют закупки в рамках 223-ФЗ, указывают в тендерной документации:

  1. Максимальную стоимость контракта или формулу ее расчета.
  2. Порядок формирования цены и что в нее включено.

В п. 7 ч. 10 223-ФЗ разъясняет, нужно ли заказчику учитывать НДС при расчете НМЦК: организация указывает в документации, входят налоги и иные обязательные платежи в стоимость договора или нет.

Некоторые компании включают налоги и иные расходы, которые связаны с исполнением контракта, в его цену (ГК «Росатом»). Другие не включают этот налог в НМЦД и проводят сопоставление заявок с НДС и без НДС (ПАО «ЮЭСК», ПАО «Ростелеком» и проч.).

Включать в цену предложения налоговую ставку или нет, участник решает на основании того, какой налоговый режим использует и какие особенности формирования цены и оценки заявок указал заказчик.

Стоимость товара без учета обязательных платежей ниже, чем с ним, и при подготовке ценового предложения это важно учитывать.

Рассказываем, как рассчитать НМЦК, если коммерческое предложение с НДС и без НДС, для участия в тендере:

  1. Если стоимость без налога и предложения оценивают без него, дополнительный перерасчет не нужен.
  2. Когда в цену не входят обязательные платежи, а заявки сопоставляют с учетом налоговой ставки, получайте дополнительную выгоду.
  3. Если стоимость включает обязательные платежи, а предложения оценивают без них, уменьшите ценовое предложение на размер ставки.
  4. Когда в цену входят обязательные платежи и заявки сопоставляют с налоговой ставкой, дополнительный перерасчет не нужен.

Как сравнивают заявки с НДС и без по 223-ФЗ

Компания разъясняет в тендерной документации, каким образом проводят оценку заявок, которые поступили от участников, на основе 223-ФЗ и Положения о закупке, принятого в организации.

Когда заказчик оценивает предложения участников по схеме «в цену включены все расходы, в том числе налоги», преимущество в виде дополнительной прибыли получают участники, которые не платят этот налог. Если оценка производится по схеме «без налогов», плательщики налога на добавочную стоимость ограничены в конкуренции, т. к. их цена с НДС в закупках выше, а заказчик экономит денежные средства и оптимизирует расходы.

Рассмотрение предложений по схеме «без налогов» спорно. Практика показывает, что позиция ФАС и судов разнится. ФАС видит в этой схеме ограничение конкуренции, Арбитражный суд — снижение закупочных издержек и следование принципам размещения госзаказа. Поэтому заказчики редко проводят госзакупки без НДС и применяют этот метод. Чтобы узнать наверняка, как оценят заявку, внимательно изучайте тендерную документацию заказчика.

Читайте также:
Можно ли установить совместителю ненормированный режим работы?

НДС в контракте

Один из самых актуальных вопросов при заключении государственного контракта – учет НДС в стоимости договора на выполнение работ, поставку товара или оказание услуг.

Согласно п. 4 ст. 3 44-ФЗ участником государственных торгов может стать любое юридическое или физическое лицо, в т.ч. в форме индивидуального предпринимателя. Законом также не установлены ограничения для формы налогообложения, которую использует поставщик. Участниками госзаказа могут стать организации, находящиеся на специальных режимах налогообложения, т.е. УСНО, ЕНВД и т.д.

НДС – налог на добавленную стоимость, который включается в стоимость реализуемого товара, работы или услуги и уплачивается в пользу государства в федеральный бюджет.

Стандартная ставка налога равна 20%, но также существуют отдельные виды товаров для которых применяется ставка налога в 10% и 0%.

► Видео: что делать если в контракте указан НДС?

44-ФЗ – НДС в стоимости контракта

Государственный заказчик, формируя начальную максимальную цену госконтракта, закладывает в нее также сумму НДС и в тендерной документации указывает НМЦК с учетом этого налога.

Некоторые заказчики учитывают, что в торгах могут принимать участие компании и индивидуальные предприниматели, находящиеся на специальных режимах налогообложения, и прописывают в условие, что налог на добавленную стоимость учитывается, только если подрядчик является его плательщиком, т.е. дают возможность победителю заключить контракт без НДС.

Отражение в госконтракте условий для неплатильщитков НДС

Примечание: даже если заказчик отметил такое условие не специально и при заключении контракта с победителем на УСН требует заплатить налог, можно подать жалобу в ФАС. В практике антимонопольного органа уже рассматривали такие дела, и решение выносилось в пользу Поставщика. Например, жалоба № 197/КС, несмотря на то, что Заказчик обращался в Арбитражный суд, судьи так же признали решение ФАС обоснованным.

Естественно, в такой ситуации участники на УСН имеют преимущество перед участниками на ОСНО, т.к. согласно ч. 1 и ч. 2 ст 34 44-ФЗ договор должен быть заключен на условиях, предусмотренных извещением о закупке, а цена является твердой и определяется на весь срок исполнения.

Это означает, что сумма НДС в контракте по 44-ФЗ, которая обязательна к уплате участником на ОСНО, для участника на специальном режиме будет дополнительным доходом.

Комплексное сопровождение участия в тендерах

подбор закупок / анализ документации /подготовка заявок / защита в ФАС / подписание контрактов

Но намного чаще встречаются ситуации, когда заказчик в документации просто указывает, что цена рассчитана с учетом налога на добавленную стоимость . Нормативной базой для выбора метода определения НМЦК и проведения расчетов служит Приказ МЭР РФ от 2 октября 2013 г. N 567, но в этом документе не регламентировано включение НДС в стоимость контракта. Однако заказчик формируя НМЦК должен учитывать условия планируемой закупки и, если предмет договора содержит товары, работы или услуги, облагаемые налогом на добавленную стоимость, сумму НДС необходимо включить в начальную (максимальную) цену.

В этом случае ситуация складывается иначе. Если заказчик в контракте установит условие выставить ему счет-фактуру, то опираясь на ту же статью 34 44-ФЗ, подрядчик будет обязан это сделать, т.к. это условие изначально было предусмотрено аукционной документацией. Как и в вышеописанном случае, победитель должен будет заключить госконтракт по цене, которую он предложил в ходе закупочной процедуры.

Примечание: пример рассмотрения подобной жалобы и решение в пользу Заказчика можно найти здесь.

НДС в контракте для УСН

Если участник работает на УСНО и не является плательщиком НДС, то выполнять такие условия окажется довольно накладно. Т.к. согласно п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ в случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками, покупателю товаров (в данном случае госзаказчику) счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость – вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.

Во-первых, участников, которые не обратят внимание на то, что цена контракта указана с НДС, может ждать неприятный сюрприз при его заключении. Т.к. предложенная ими цена не будет предусматривать еще и уплату налога в 20%. В этом случае подрядчик может подписать договор и исполнить его себе в убыток.

Читайте также:
Туристическая страховка для беременных выезжающих за рубеж: условия страхования беременных при выезде за границу в 2022 году

Во-вторых, если победитель откажется от заключения договора на таких условиях, то он может попасть в Реестр недобросовестных поставщиков.

Практика ФАС и АС по контрактам с НДС

Поставщики, работающие на упрощенной системе налогообложения, сталкиваясь с контрактами 44-ФЗ с НДС, зачастую подают жалобы в ФАС: как максимум – с целью подписать договор без учета налога, и как минимум – отказаться от заключения без внесения в РНП.

Практика Федеральной антимонопольной службы, а также Арбитражных судов в этом вопросе неоднозначна. Многое зависит от позиции конкретного управления.

В своей рабочей практике мы присутствовали на заседаниях, где представители контролирующих органов признавали право заказчика требовать с победителя госзаказа выставления счета-фактуры. Таким образом, даже если поставщик находится на специальном режиме налогообложения, ему придется подать налоговую декларацию и заплатить НДС с цены госконтракта.

И в этом случае, организации-“упрощенцы” находятся в наименее выгодной ситуации, чем компании на ОСНО, т.к. компании с УСН не смогут принять сумму к данного налога к вычету, в отличие от компаний на общей системе налогообложения.

Если Вы работаете на специальном режиме налогообложения, то важно просматривать условия заключаемого госконтракта также в плане включения НДС в НМЦК. Ведь даже, если Вы выиграете тендер, исполнение которого предусматривает выставление счета-фактуры и уплаты налога в бюджет, и обратитесь в ФАС для защиты своих интересов, велика вероятность, что решение будет принято в пользу заказчика.

Из-за отсутствия единства в практике УФАС и Арбитражных судов, нельзя заранее предсказать итог заседания по вопросам НДС в контрактах по 44-ФЗ. Рациональнее всего будет изучить подобные дела в интересующем регионе и опираться уже на практику конкретного УФАС.

©ООО “РусТендер”

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника – tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

НДС: особенности учета в закупках

НДС: особенности учета в закупках

Эксперт по торгам Станислав Грузин на вебинаре Контур.Школы поведал об особенностях учета НДС в закупках государственных и корпоративных заказчиков. На основе его рекомендаций подготовлен материал о сложных моментах, связанных с НДС, и их типовых решениях.

НДС в закупках по закону 44-ФЗ

Правила закона о госзакупках весьма строги, но об НДС прямо они ничего не говорят. Поэтому то и дело возникают вопросы: нужно ли включать налог в НМЦК, учитывать при оценке заявок и стоимости контракта, если поставщик не платит НДС?

НМЦК: с НДС или без

Правила формирования начальной (максимальной) цены контракта установлены в статье 22 закона. При этом прямо не сказано о том, входит ли в нее НДС. Минфин в письме от 29.08.2014 № 02-02-09/43300 говорит о том, что заказчик может формировать цену с учетом всех расходов, включая обязательные платежи.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Сложилась практика, в соответствии с которой цена контракта указывается с учетом всех расходов. То есть, формируя цену, заказчику следует включать в нее НДС. Ценовые предложения участников также должны содержать полную сумму затрат на приобретение предмета закупки, в том числе НДС.

Но есть ряд товаров и услуг, которые не облагаются НДС. Примером может служить программное обеспечение. Запрашивая его закупку, заказчики не включают налог в цену. Поставщики также предлагают цену без учета налога.

Как учитывать НДС при оценке заявок

Часто участники, в особенности малый бизнес, применяют налоговые спецрежимы и не являются плательщиками НДС. Они могут позволить себе более низкие цены, ведь им не нужно уплачивать 20% в бюджет в виде налога. Должно ли это обстоятельство как-то учитываться при оценке заявок?

Закон о госзакупках не устанавливает таких особенностей. Более того, он требует, чтобы все поставщики имели равные права, и указывает на недопустимость дискриминации. В том числе и по применяемой системе налогообложения.

Цена, указанная в заявке поставщика, является окончательной. Недопустимо при оценке заявок увеличивать ее на размер НДС.

Учет НДС при заключении контракта

Закупку выиграл субъект на упрощенной системе. В его заявке указана цена 100 000 рублей. На какую сумму будет заключен контракт? Ведь исполнитель не платит НДС. Значит ли это, что стоимость контракта нужно уменьшить на 20%?

Читайте также:
Как платить алименты через сбербанк онлайн: руководство по оплате

Конечно же, нет. Контракт в любом случае должен заключаться строго по цене, указанной в заявке победителя. То есть контракт будет на 100 000 рублей. Если исполнитель не платит НДС, тем лучше для него — доход будет на 20% больше.

В статье 34 закона 44-ФЗ сказано, что цена является твердой и устанавливается на весь срок исполнения. Есть случаи, когда ее можно изменить — они прописаны в статье 95. Однако тот факт, что контракт заключается с неплательщиком НДС, среди таких оснований не значится.

Оплата контракта и НДС

Сумма, которая фигурирует в контракте, должна быть уплачена поставщику полностью. Не имеет значения, какой налоговый режим он применяет. Заказчик не может удержать 20% от стоимости контракта на том основании, что поставщик не платит НДС.

Поставщикам же нужно внимательно изучить положения контракта об оплате. В частности, обратить внимание на то, требует ли заказчик выставлять счет-фактуру. Ведь если неплательщик НДС выставит этот документ и выделит в нем сумму НДС, налог придется уплатить в бюджет, а также подать декларацию (статьи 173, 174 НК РФ).

НДС в закупках по закону 223-ФЗ

Закон 223-ФЗ не устанавливает жестких рамок и дает заказчикам право решать многие вопросы самостоятельно. Они сами определяют в своих Положениях о закупке, когда будут начислять налог. Встречаются разные варианты:

  • налог включается в цену договора, предложения сравниваются по полной стоимости;
  • НДС входит в цену, но при оценке сравнивается цена без НДС.

Практика показывает, что у контролеров нет единого мнения о том, какой подход верный. Можно выделить несколько позиций.

Оценку нужно проводить по ценам в заявках

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.07.2015 № Ф03-3011/2015 по делу № А73-14973/2014

Судьи пришли к выводу, что увеличение или уменьшение стоимости договора в зависимости от налогового режима недопустимо. Это приводит к созданию преимущественных условий для участников, которые платят НДС. Ведь их цены в таком случае становятся на 20% ниже, тогда как цены участников на УСН и других спецрежимах не меняются. А это является ограничением конкуренции.

Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 12.08.2015 по жалобе № Т02-405/15

В Управлении ФАС считают, что оценивать заявки неплательщиков НДС нужно исходя из цен, которые они указали. Увеличивать их на размер НДС недопустимо.

Оценку нельзя проводить по ценам без НДС, если это не прописано в документации

Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 15.04.2016 по жалобе № Т02-226/16

Комиссия УФАС постановила, что заказчик неправомерно сравнивал предложения, откинув НДС, поскольку такой порядок не был прописан в документации к закупке. Договор должен заключать по цене, включающей все затраты, в том числе налоги. И предпочтительным будет предложение с наименьшей ценой вне зависимости от того, какую налоговую систему применяет участник.

В Положение о закупке можно предусмотреть оценку по ценам без НДС

Письмо Минэкономразвития России от 17.02.2016 № ОГ-Д28-2554

В Минэкономразвития придерживались мнения, что в Положении о закупке заказчик может предусмотреть порядок сравнения цен с учетом системы налогообложения. В том числе допустимо сравнивать цены без учета НДС. Если же выделить налог из стоимости договора сложно (например, часть продукции не облагается НДС), тогда можно сравнивать цены с учетом налогов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: