Нарушение требований пожарной безопасности

Хочу разобраться с пожарной безопасностью в торговых центрах

Сейчас все обсуждают пожар в торговом центре «Зимняя вишня». Это страшная трагедия. Я хочу как гражданин понять все с точки зрения закона. Мои вопросы вам как экспертам:

  1. Кто устанавливает требования к безопасности торговых и развлекательных объектов? Это как-то регулируется на государственном уровне?
  2. Кто несет ответственность за пожарную безопасность в общественных местах, где бывают обычные люди?
  3. Это правда, что торговый центр нельзя проверять три года после открытия? Как тогда государство может контролировать безопасность?
  4. Могут ли родители и родственники погибших по закону получить какие-либо компенсации? Кто их должен платить?
  1. Кто устанавливает требования к безопасности торговых и развлекательных объектов? Это как-то регулируется на государственном уровне?
  2. Кто несет ответственность за пожарную безопасность в общественных местах, где бывают обычные люди?
  3. Это правда, что торговый центр нельзя проверять три года после открытия? Как тогда государство может контролировать безопасность?
  4. Могут ли родители и родственники погибших по закону получить какие-либо компенсации? Кто их должен платить?

Я понимаю, что эта тема вызывает много эмоций, но статьи о морали и нюансах трагедии я почитаю в другом месте. Хотелось бы разобраться без спекуляций. Расскажите, как это все выглядит с точки зрения российского права.

Дмитрий Викторович, мы вместе со всей страной переживаем эту трагедию и передаем слова поддержки жителям Кемерово, всем пострадавшим и их семьям.

В ситуации с пожаром сейчас разбирается следствие. Мы не можем давать оценок тому, что произошло в «Зимней вишне». По-человечески это трагедия, а что это по закону — разберутся эксперты. Надеемся, виновных найдут и накажут. Всем, кого коснулась беда, желаем терпения и сил.

Вы спрашиваете о правовой стороне вопроса. Вот как обстоят дела.

Коротко о главном

На ваши вопросы можно ответить так:

  1. Законы. Законов и регламентов о пожарной безопасности более чем достаточно. Разбираться в этих правилах обычному человеку сложно да и незачем. Это работа для профессионалов.
  2. Ответственность. За соблюдение требований пожарной безопасности могут отвечать все: от директора предприятия до губернатора. Кто нарушил закон и как за это наказывать, решают эксперты и суд.
  3. Проверки. Надзорные каникулы есть для плановых проверок, но может пройти внеплановая. Проверки систем и требований проводятся не только после запуска торгового центра, но и на этапе ввода в эксплуатацию. Объект даже строить не начнут, если проект не отвечает правилам пожарной безопасности. Если в городе работает торговый центр, то формально он безопасен. Как на самом деле — зависит от честности и добросовестности ответственных лиц.
  4. Компенсации. Пострадавшие могут требовать возмещения материального и морального вреда. Деньги будет выплачивать тот, кого суд признает виновным, или его работодатель. Иногда компенсации выплачивают из бюджета.
  1. Законы. Разобраться в этих правилах обычному человеку сложно да и незачем. Это работа для профессионалов.
  2. Ответственность. За соблюдение требований пожарной безопасности могут отвечать все: от директора предприятия до губернатора. Кто нарушил закон и как за это наказывать, решают эксперты и суд.
  3. Проверки. Надзорные каникулы есть для плановых проверок, но может пройти внеплановая. Проверки систем и требований проводятся не только после запуска торгового центра, но и на этапе ввода в эксплуатацию. Объект даже строить не начнут, если проект не отвечает правилам пожарной безопасности. Если в городе работает торговый центр, то формально он безопасен. Как на самом деле — зависит от честности и добросовестности ответственных лиц.
  4. Компенсации. Пострадавшие могут требовать возмещения материального и морального вреда. Деньги будет выплачивать тот, кого суд признает виновным, или его работодатель. Иногда компенсации выплачивают из бюджета.

Законы и правила созданы для того, чтобы в торговом центре было безопасно, при пожаре срабатывала система тушения и оповещения, эвакуационные выходы были открыты, а сотрудники слаженно помогали посетителям покинуть опасное место. Но закон не поможет, если его не исполняют. Документы не могут заранее защитить от коррупции, некомпетентности, разгильдяйства и халатности. Вся надежда на совесть и профессионализм людей.

Какие законы регулируют пожарную безопасность

О требованиях пожарной безопасности есть много нормативных актов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Например, закон № 69- ФЗ «О пожарной безопасности» или «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Читайте также:
Примерный трудовой договор со стажером адвоката - бланк 2022

Там написано, что любое здание должно быть спроектировано и построено так, чтобы при его эксплуатации не возник пожар, не произошло задымление, не повреждалось имущество и люди были защищены от огня. А если даже пожар случится, то последствия удастся быстро минимизировать.

Пожарную безопасность регулируют госты, снипы, правила и нормы — их очень много. Есть документы, которые не имеют силы закона, но тоже помогают соблюдать требования пожарной безопасности: МЧС дает официальные разъяснения в письмах, Верховный суд изучает законность градостроительных норм, департаменты здравоохранения на местах следят за готовностью медучреждений.

Со стороны государства сделано все, чтобы каждый проектировщик, застройщик, инженер и специалист по технике безопасности знал, как именно он должен работать, что проверять и чем защищать объект и людей от пожара.

Требования к пожарной безопасности

По закону этому аспекту должно уделяться внимание еще на этапе проектирования — до того, как здание вообще разрешили строить. Нужно заранее просчитать, как к участку подъедут пожарные машины, какой ширины будут лестницы, коридоры и дверные проемы. Застройщик и собственник должны понимать, какие материалы нужно использовать, где их покупать и какие документы требовать у поставщика.

Без этого нельзя даже оценить инвестиционную привлекательность проекта и провести планировку территории. Если от торгового центра до ближайшего здания будет меньше расстояния, чем положено по закону, разрешение на строительство выдавать не должны (по идее). И тогда весь проект может оказаться под вопросом: изменить параметры застройки не всегда возможно и бывает проще не строить.

При вводе в эксплуатацию и после запуска объекта контролируется множество показателей, например давление противодымной вентиляции в разных зонах здания, количество систем для проверки, формулы расчета допустимых значения, количество датчиков для оповещения и даже их громкость, вид автоматических ворот в зоне погрузки, места установки и скорость струи противодымных завес, знаки, возможность автоматического и ручного включения.

Все подробно описано, есть формулы для расчета — к документам вопросов нет. Может быть, регламенты и снипы нужно сделать более понятными для предпринимателей, упростить и иногда даже уменьшить требования. Но всегда можно нанять специалиста или проконсультироваться в МЧС . Непонимание регламента и сложность снипа не повод вообще их не соблюдать.

На объектах с массовым пребыванием людей каждые полгода должны проводиться тренировки по эвакуации людей при пожаре. Это обязательное условие, а не прихоть владельца объекта. Во время такой тренировки может выявиться сбой в работе системы и коллектива — будет повод исправить ошибки, пока не случилась беда.

У каждого объекта должны быть декларация пожарной безопасности и много инструкций, журналов, приказов и внутренних регламентов. Все это результат большой и сложной работы, поэтому стоит недешево.

Испытания и проверки должны проводиться до того, как откроется первый магазин и первый посетитель войдет внутрь. Если бы все эти нормы соблюдались и строго контролировались, пожар или не случился бы вообще, или его быстро потушили бы, или хотя бы все люди сумели бы благополучно покинуть объект. По закону нужно заранее предусматривать даже места, через которые в зону пожара можно будет подавать огнетушащие вещества. То есть контроль должен быть на всех этапах и никакой тайны для специалистов в этом нет.

Вот всего лишь несколько нормативных документов:

К сожалению, закон сам себя не исполнит. Его мало принять, нужно еще исполнять и требовать исполнения. А с этим бывают проблемы.

Кто несет ответственность за пожарную безопасность на объектах

За нарушение требований пожарной безопасности виновных можно привлечь к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Можно наказать всех, кто виноват и не соблюдает правила:

  1. Собственников объекта.
  2. Руководителя компании.
  3. Лиц, назначенных ответственными за пожарную безопасность.
  4. Поставщиков материалов.
  5. Специалистов, которые проводят пожарный аудит.
  6. Чиновников, которые выдают разрешения и проводят проверки.
  7. Руководителей органов власти и местного самоуправления.

Разобраться, кого именно привлекать к ответственности и по какой статье, должны следователи. Бывают случаи, когда все очевидно. Но с этим нельзя торопиться: нужно установить, кто конкретно нарушил, в чем выразилось нарушение, к чему оно привело. По одному и тому же случаю кого-то могут оштрафовать, а кого-то — посадить в тюрьму или снять с должности. Это решит суд.

Дисциплинарная ответственность

Если сотрудник не выполняет свои обязанности по пожарной безопасности, к нему могут применить замечание, выговор или увольнение. Например, директор торгового центра выяснит, что охранник или инженер нарушают требования: не проводят инструктажи, не следят за огнетушителями, не ведут журналы учета. Он кому-то сделает замечание, а кому-то — выговор. Обнаружит нарушение еще раз — может уволить по статье.

Читайте также:
Пенсионный фонд в Большом Игнатове - адрес, телефон, режим работы отделения

Дисциплинарная ответственность касается и госслужащих, например сотрудников пожнадзора. У них свой регламент и больше вариантов взысканий.

Если выяснится, что инспектор не провел проверку, закрыл глаза на нарушение, выдал незаконное разрешение, его могут уволить. У руководителей организаций и органов власти есть все полномочия разобраться с безответственными сотрудниками. Другой вопрос, пользуются ли они этими полномочия и не допускают ли сами бездействия.

Административная ответственность

Она зависит от вида нарушения и последствий. Если инспектор при проверке выяснил, что в коридорах не хватает огнетушителей, а в журналах нет подписей, просто выпишут штраф и заставят все исправить. Штраф для директора может составить 15 тысяч рублей, а для фирмы — от 150 до 200 тысяч. Если виноват директор торгового центра, то накажут и компанию, и человека.

Но если из-за нарушений возник пожар и есть пострадавшие, штрафы для всех будут больше, а объект могут закрыть на несколько месяцев.

Если нарушение допустил эксперт, который проводил оценку рисков и подписывал заключение, его могут дисквалифицировать на три года.

Отдельная ответственность предусмотрена за нарушения при проверках.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность касается только людей: организации и ведомства по статьям УК привлечь нельзя.

Все виды ответственности в зависимости от последствий нарушений перечислены в ст. 219 УК . Например, за тяжкий вред могут выписать только штраф и лишить права занимать определенные должности.

Если погибли люди, штрафом уже не отделаться — там принудительные работы или срок до семи лет.

В статье 219 написано, что по ней наказывают за нарушения, которые произошли по неосторожности. Это значит, что было преступное легкомыслие или небрежность. Неосторожность — это не когда что-то произошло случайно, хотя вроде бы никто не хотел. Если человек понимал, что его действия могут привести к вредным последствиям, но самонадеянно рассчитывал, что ничего не случится, — это тоже неосторожность и повод для уголовной ответственности.

Если в действиях виновников найдут умысел, их привлекут по другим статьям. Например, по ст. 167 УК — за умышленное уничтожение имущества общественно опасным способом. За это могут дать до пяти лет. Есть статья 168 УК об уничтожении имущества при неосторожном обращении с огнем.

Ответственность чиновников

Соблюдать требования пожарной безопасности должны и представители власти. По закону они отвечают за правовое регулирование и оценку соответствия объектов установленным требованиям. Например, должны вовремя провести проверку, выписать предписание, вынести постановление, закрыть торговый центр.

У МЧС есть свой регламент, в котором целый список полномочий для пожарного надзора, проверок и наказаний нарушителей. Это их государственная функция, и в этом смысл их работы.

Для чиновников, госслужащих и инспекторов тоже предусмотрены все виды ответственности — могут и посадить. Но степень вины и вид нарушений должен установить суд. До этого во всем еще предстоит разбираться следствию. В результате могут вскрыться и другие преступления. Например, дача взятки или нарушения в работе спасательных служб, составлении градостроительных норм, статистическом учете и даже в проведении госзакупок.

В результате расследования виновных в нарушениях могут привлечь к ответственности по нескольким статьям УК , даже напрямую не связанных с пожарной безопасностью: за злоупотребление полномочиями, халатность, служебный подлог и незаконное участие в предпринимательской деятельности. В уголовном кодексе для таких преступлений есть целая глава.

Возмещение вреда

Независимо от вида ответственности для виновников пострадавшие могут требовать компенсацию вреда по ст. 1064 ГК . Компенсацию будет выплачивать тот, кто непосредственно причинил вред или отвечает за него.

За сотрудников, которые причинили вред при исполнении должностных обязанностей, несет ответственность работодатель. Это касается тех, кто работает по трудовому договору, и тех, кого наняли по гражданско-правовому. Например, когда по вине врача умирает пациент, вред компенсирует больница, а не врач.

Если будет установлено, что вред причинен по вине госорганов или представителей власти, возмещать его будет государство — за счет бюджета.

Вред может быть моральный и материальный. Суммы компенсаций обычно тоже определяет суд, хотя могут выплатить и добровольно. Вред имуществу нужно обосновать, а выплаты за моральный вред будут зависеть от причиненных страданий, конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей потерпевших.

Читайте также:
Сельхозтехника в лизинг в 2022 году - для физических лиц без первоначального взноса, ИП, юридических лиц

Есть еще одна гарантия: по закону о пожарной безопасности граждане имеют право участвовать в расследовании причин пожара, который нанес ущерб их здоровью и имуществу.

По решению властей могут быть другие выплаты и помощь, вплоть до обеспечения жильем или льгот.

Проверки

По закону можно проверять, как на объектах соблюдаются требования пожарной безопасности. Проверки бывают плановыми и внеплановыми.

Для плановых проверок действительно бывают каникулы — три года со дня ввода в эксплуатацию. При условии, что при сдаче объекта все было в порядке, нет нарушений и предписаний. Считается, что если нарушения есть, то объект в принципе не должен был открыться.

А вот для внеплановых проверок таких ограничений нет. Оснований для них больше, чем для плановых. Не будем перечислять все, но инспектор пожнадзора мог запросто прийти с проверкой в этот или любой другой торговый центр в любой день. Если бы нашлись нарушения, то были бы законные основания оштрафовать ответственных лиц, заставить их выполнить требования и даже закрыть объект ради безопасности людей. На любой объект можно прийти с проверкой с санкцией прокурора. Все отсылки к надзорным каникулам для проверок пожарной безопасности несостоятельны.

Как защититься в случае пожара

До недавнего времени казалось, что в общественных местах и объектах, где бывает много людей, о нас позаботились. Можно было предположить, что государство приняло законы, чиновники на местах честно выдали разрешение на строительство или реконструкцию, инспекторы все проверили, директора закупили качественные материалы и назначили ответственных, охранники прошли инструктаж и знают, как оказать помощь.

Считалось, что у пожарных достаточно машин и оборудования и что зрителей никогда не закроют в кинотеатре.

Была надежда, что даже если в современном торговом центре случится пожар, то его смогут быстро потушить: везде ведь на потолках есть датчики, разбрызгиватели и вентиляционные решетки. Отдавая детей в детскую комнату, родители были уверены, что уж там-то они точно в безопасности и под присмотром.

Нельзя быть уверенным ни в чем. Даже при строгих законах и требованиях всегда есть человеческий фактор, разгильдяйство, халатность и жажда наживы.

Заботьтесь о себе сами, потому что больше этого никто не сделает:

  1. Узнайте о правилах поведения во время пожара.
  2. Проинструктируйте детей на случай чрезвычайных ситуаций. От всего застраховаться нельзя, но хотя бы элементарные правила поведения и первой помощи могут спасти жизнь.
  3. Не стесняйтесь задавать вопросы администрации торгового центра, кинотеатра, директору школы и детского лагеря. Узнайте о путях эвакуации на объектах, где часто бываете. Требуйте, чтобы двери открывались, а лестничный пролет не был заставлен коробками.
  4. Купите домой огнетушитель. Установите под потолком датчик задымления. Это стоит недорого, и это работает.
  5. Проверьте, как соблюдаются требования пожарной безопасности в вашем доме: есть ли подъезд для пожарной машины и лестницы для наружной эвакуации, не поджигает ли кто-то траву во дворе. Ответственность за это несет в том числе управляющая компания.
  6. Если заметите, что где-то нарушаются требования пожарной безопасности, жалуйтесь в МЧС или прокуратуру. Пусть там разбираются. Требуйте ответа по своей жалобе и контролируйте, какие меры были приняты. По-другому никак.
  7. Подумайте о близких: застрахуйте свою ответственность и жизнь.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Статья 20.4 КоАП РФ. Нарушение требований пожарной безопасности

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, –

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Читайте также:
Можно съездить в другую страну, находясь под административным надзором?

3 – 5. Утратили силу. – Федеральный закон от 28.05.2017 N 100-ФЗ.

6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, –

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

8. Утратил силу. – Федеральный закон от 28.05.2017 N 100-ФЗ.

9. Нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Комментарии к ст. 20.4 КОАП РФ

1. Комментируемая статья включает следующие составы административных правонарушений: нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32 и 11.16 КоАП РФ (ч. 1); нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима (ч. 2); нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека (ч. 3); несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники (ч. 6). В комментируемую статью также включены два состава (ч. ч. 4 и 5), связанные с сертификацией в области пожарной безопасности (отсутствие сертификата пожарной безопасности, в том числе при продаже продукции и оказании услуг, требующих такой сертификации).

2. Рассматриваемая статья исключает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, предусмотренную другими статьями настоящего Кодекса: ст. 8.32 – нарушение правил пожарной безопасности в лесах и ст. 11.16 – нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте.

3. Обеспечение пожарной безопасности, являясь одной из важнейших задач государства, регламентируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ “О пожарной безопасности” (с изм. и доп.), Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313 и введенными в действие с 30 июня 2003 г. (РГ. 2003. 4 июля), Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820 “О государственном пожарном надзоре” (в ред. Постановления от 2 октября 2009 г. N 777).

Статья 20 Федерального закона “О пожарной безопасности” определяет содержание и порядок принятия актов, устанавливающих требования пожарной безопасности, и указывает, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании пожарной безопасности.

В апреле 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”. В указанном Законе подробно определены основные понятия, связанные с обеспечением пожарной безопасности (п. п. 1 – 49 ст. 2), установлены требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений и городских округов (раздел II), зданий, сооружений и строений (раздел III), требования к производственным объектам (раздел IV) и др.

Пункт 1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) определяет, что эти Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности и утвержденными в установленном порядке. Для особо сложных и уникальных зданий, кроме соблюдения требований Правил пожарной безопасности в РФ, должны быть разработаны специальные правила пожарной безопасности, отражающие специфику эксплуатации этих объектов и учитывающие пожарную опасность. Указанные специальные правила пожарной безопасности должны быть согласованы с органами государственного пожарного надзора в установленном порядке. На каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т.п.). Учитывая значение превентивных мер в обеспечении пожарной безопасности, законодатель в качестве основной (альтернативной) меры наказания ввел административное приостановление деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица на срок до 90 суток по постановлению районного судьи (см. Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ, а также комментарии к ст. ст. 3.12 и 32.12).

Читайте также:
Как прописаться в деревне на ЛПХ? И можно ли прописаться на землях сельскохозяйственного назначения?

4. Объект административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает как совокупность общественных отношений в сфере пожарной безопасности.

5. Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом требований пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.

Исключение составляет ч. 3 комментируемой статьи Кодекса, которая предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности при возникновении пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека.

6. Поскольку диспозиция данной статьи является бланкетной, для привлечения виновных лиц к административной ответственности необходимо установить, какие конкретные требования были нарушены или не выполнены.

Конкретизация объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 данной статьи, обусловливает необходимость обратиться к ст. 30 Федерального закона “О пожарной безопасности” и нормативным правовым актам органов государственной власти, на основе которых в случае повышения пожарной опасности (например, при стихийных бедствиях, крупных техногенных катастрофах, введении чрезвычайного положения) могут устанавливаться особый противопожарный режим, дополнительные требования пожарной безопасности, согласованные с государственной противопожарной службой.

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. ч. 3 – 5 настоящей статьи, может быть выявлена на основе упомянутых выше Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”, Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (с изм. и доп.), а также соответствующих постановлений Правительства РФ и ведомственных нормативных правовых актов, детализирующих порядок выдачи и обязательного получения (наличия) сертификатов пожарной безопасности на ту или иную продукцию, продажу продукции или оказание услуг.

Объективная сторона состава, предусмотренного ч. 6 данной статьи, может выражаться в несанкционированном, не согласованном с государственной противопожарной службой перекрытии проездов к зданиям и сооружениям пожарных машин и техники, связанном со строительными и ремонтными работами, устройством стоянок автомашин, в том числе установкой так называемых “ракушек” для хранения автомобилей, и т.п.

7. Противоправные деяния могут выражаться как в форме активных действий (нарушение), так и в форме бездействия (невыполнение) должностных лиц и граждан.

8. При установлении административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности выделяются три категории субъектов: граждане; должностные лица, непосредственно отвечающие за обеспечение выполнения указанных требований на вверенном им участке работы; юридические лица. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается на их руководителей. Они же определяют лиц, ответственных за пожарную безопасность отдельных территорий, зданий, сооружений, помещений и т.п.

Ответственность за пожарную безопасность объектов частной собственности (индивидуальных жилых домов, дач, садовых домиков, гаражей, надворных построек и др.) несут их владельцы, а при аренде зданий, сооружений, помещений, установок – арендаторы.

9. Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.

10. Военнослужащие и призванные на военные сборы военнообязанные, а также сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотиков и таможенных органов за нарушение (невыполнение) действующих требований пожарной безопасности вне места службы несут ответственность на общих основаниях (ст. 2.5 Кодекса).

Читайте также:
Перечень технологического оборудования, необлагаемого НДС при ввозе, дополнен

11. Нарушение требований пожарной безопасности может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности, а в отношении наступивших последствий – в форме неосторожности (исключая поджоги).

Неосторожным (совершенным по небрежности) правонарушение признается тогда, когда виновное лицо не предвидело противоправного характера своих действий, хотя должно было и могло предвидеть. Вина в форме неосторожности, самонадеянности или небрежности имеет место в тех случаях, когда субъект административной ответственности совершает действие (бездействие), нарушающее требования пожарной безопасности, с которыми он предварительно не ознакомился, хотя сознавал, что в данной сфере имеются соответствующие нормы и правила, регламентирующие установленный порядок противопожарной защиты.

12. Основанием для отграничения административных правонарушений в сфере обеспечения пожарной безопасности от преступлений, предусмотренных ст. 219 УК РФ, является отсутствие причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека либо отсутствие деяния, повлекшего по неосторожности смерть человека.

13. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор (ст. 23.34), а по ч. 1 данной статьи – районные судьи, если возникнет необходимость применения наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, осуществляющих государственный пожарный надзор (ч. 1 ст. 28.3); по ч. ч. 1 – 3 данной статьи – также органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (п. 39 ч. 2 ст. 28.3); по ч. 6 – органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Нарушение требований пожарной безопасности

КоАП РФ Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности

(в ред. Федерального закона от 03.06.2011 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 20.4 КоАП РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 28.05.2017 N 100-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, –

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 28.05.2017 N 100-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц – от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 09.03.2021 N 36-ФЗ)

Читайте также:
Журнал регистрации входящей и исходящей документации: правила заполнения

3 – 5. Утратили силу. – Федеральный закон от 28.05.2017 N 100-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц – от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.

(в ред. Федерального закона от 09.03.2021 N 36-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, –

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 01.12.2012 N 212-ФЗ)

7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

8. Утратил силу. – Федеральный закон от 28.05.2017 N 100-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Прокурор разъясняет – Прокуратура Липецкой области

Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Между тем, горрайпрокуррами еще выявляются нарушения действующего закондательства в данной сфере.

Так, прокуратурой Усманского района установлено, что помещение парикмахерской «Дарья» не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации, работниками парикмахерской не пройден инструктаж по пожарно-техническому минимуму в организации, имеющей лицензию на данный вид деятельности, распорядительным документом не определен противопожарный режим в помещении парикмахерской, отсутствует приказ о назначении ответственного лица за пожарную безопасность в помещении парикмахерской, не произведена огнезащитная обработка деревоконструкций чердачного помещения парикмахерской, в помещении парикмахерской отсутствует план эвакуации людей на случай пожара.

Законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (ст. 2 ФЗ № 69 от 21.12.1994).

Действующим законодательством предусмотрены требования пожарной безопасности, т.е. специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности.

Такие требования регламентированы Правилами пожарной безопасности 01-03 и Нормами пожарной безопасности 110-03.

Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара (ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ).

Несоблюдение Правил пожарной безопасности создает потенциальную опасность для жизни, здоровья граждан, посещающих парикмахерскую, также его обслуживающий персонал. Выявленные в результате проверки нарушения ППБ могут явиться причинами возможных пожаров, их быстрого распространения и повлечь необратимые последствия.

Поскольку в данном случае невозможно индивидуализировать (определить) круг лиц, права которых могут быть нарушены, привлечь их в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, то следует указывать о нарушении прав неопределенного круга лиц.

Реализуя свои полномочия прокурор района в порядке ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с требованием обязать владельца парикмахерской принять конкретные меры, направленные на обеспечение пожарной безопасности в помещении парикмахерской “Дарья”.

Читайте также:
Что сделать, чтобы исходный расчет по взносам прошел арифметический контроль

Решением Усманского районного суда требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

В текущем году прокуратурой района проведено 16 проверок соблюдения пожарной безопасности в различных организациях и предприятиях Усманского района. По результатам проверки выявлено 43 нарушения данного законодательства, с целью устранения которых прокуратурой района в суд направлено 16 исковых заявлений с требованиями об устранении нарушений в сфере пожарной безопасности.

Кроме того, к административной ответственности привлечены 10 индивидуальных предпринимателей.

Считаю необходимым разъяснить об административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.

Так, за нарушение ч.1 ст.20.4 КОАП РФ предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Часть 2. данной статьи предусматривает, что те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, -влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Часть 3 данной статьи предусматривает, что за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с частью 4 данной статьи за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Часть 5 предусматривает, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с частью 6 указанной статьи- нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Часть 7 предусматривает, что неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

Читайте также:
Скачать шаблон документа "Договор страхования ответственности".

В соответствии с частью 8. нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

За правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе несоблюдение ТПБ, предусмотрено три вида ответственности:

Уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

В Уголовном кодексе РФ предусмотрены наказания за нарушение ТПБ в статье 219. В пункте 1 статьи 219 УК РФ рассматривается нарушение ТПБ ответственным лицом по неосторожности, которое повлекло тяжкий вред здоровью пострадавших. Для виновных предусмотрено:

– Штраф от 80 000 руб., либо заработная плата (иной доход) осужденного за полгода.

– Ограничение свободы до трех лет.

– Лишение свободы до трех лет плюс лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности (или без таковых).

В пункте 2 статьи 219 УК РФ рассматривается то же деяние, но уже если оно повлекло смерть по неосторожности.

Виновные наказываются на срок до пяти лет лишением свободы. Их также могут лишить права заниматься определенными видами деятельности либо занимать определенные должности на срок до трех лет.

В пункте 3 статьи 219 УК РФ предусмотрено наказание за деяние, описанное в пункте 1, но имевшее отягчающее последствие, а именно наступила смерть двух или более человек. В таком случае виновный будет наказан лишением свободы на срок до семи лет. Вдобавок виновному могут также запретить заниматься определенными видами деятельности либо занимать определенные должности на срок до трех лет.

Административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

В Кодексе РФ об административных правонарушениях (статья 20.4 КоАП РФ) предусмотрены наказания как для физических, так и для юридических лиц. По обыкновению административное наказание реализуется при помощи предупреждений и денежных взысканий. Штрафы за нарушение пожарной безопасности определены по степени отклонения от ТПБ, по уровню сложности ситуации, по степени значимости в обществе виновных лиц.

В части первой (20.4 статьи) обозначены нарушения ТПБ в обычных жизненных условиях (исключаются случаи, описанные в статьях 8.32 и 11.16 КоАП и в частях 6, 6.1 и 7 данной статьи): Для граждан предусмотрено предупреждение или штраф от 2 до 3 тысяч рублей. Для должностных лиц штрафы от 6 до 15 тысяч рублей. Для предпринимателей — от 20 до 30 тысяч рублей. Для юридических лиц — от 150 до 200 тысяч рублей.

Во второй части (ст. 20.4 КоАП) рассматриваются те же действия, но уже в других условиях. А именно, когда властями (федеральными или местными) объявлен особый противопожарный режим (статья 30 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994, № 69-ФЗ): Для граждан предусмотрен штраф от 2 до 4 тысяч рублей. Для должностных лиц штрафы от 15 до 30 тысяч рублей. Для предпринимателей — от 30 до 40 тысяч рублей. Для юридических лиц — от 200 до 400 тысяч рублей.

В шестой части статьи 20.4 рассматриваются нарушения ТПБ, которые повлекли возникновение пожара. Если причинен легкий или средний вред здоровью людей, если повредилось или уничтожилось имущество чужое, то штрафная градация следующая: Для граждан от 4 до 5 тысяч рублей. Для должностных лиц от 40 до 50 тысяч рублей. Для юридических лиц — от 350 до 400 тысяч рублей.

В части 6.1 статьи 20.4 обозначены нарушения ТПБ, повлекшие тяжкий вред здоровью или смерть людей на пожаре. За эти деяния (бездействия) предусмотрены административные штрафы для юридических лиц от 600 тысяч до 1 млн рублей.

В части 7 статьи 20.4 предусмотрена ответственность производителей (поставщиков) продукции, в тех. документации к которой должна содержаться информация о пожарной опасности. Если производитель или поставщик реализует опасные вещества, материалы, изделия, но не информирует потребителей о степени их опасности и мерах предосторожности обращения с ними (в случае наличия обязанности), то его нарушение наказывается штрафом:

Для должностных лиц штрафы от 15 до 20 тысяч рублей. Для юридических лиц — от 90 до 100 тысяч рублей.

Читайте также:
Как узнать код подчиненности ФСС в 2022 годуПростая бухгалтерия

Девятая часть статьи 20.4 предусматривает ответственность эксперта, который оценивает пожарный риск и нарушает при этом заведенный порядок. Как оценивать соответствие продукции или объектов противопожарной защиты требованиям пожарной безопасности прописано в разделе VII «Технического регламента о ТПБ» (№ 123-ФЗ от 22 июля 2008 года). Если эксперт, проводя независимую оценку (аудит пожарной безопасности), делает ложное заключение, то его деяние влечет наложение штрафа или дисквалификацию. Для должностных лиц предусмотрены административные штрафы от 15 до 20 тысяч рублей. Дисквалификация налагается на срок от 1 года до 3 лет.

Дисциплинарная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

Дисциплинарная ответственность реализуется в рамках отдельно взятой организации (предприятия) согласно Трудовому кодексу РФ. Если на предприятии работник обязан выполнять соответствующие требования пожарной безопасности, которые возложены на него работодателем, а он их не соблюдает, то его ждет замечание, выговор или увольнение (в зависимости от степени тяжести нарушений). Материальная ответственность также может возлагаться на виновного в пределах его среднего заработка или в полном размере.

Обзор типовых нарушений требований пожарной безопасности с описанием способов их недопущения.

Проведенный анализ выявленных в 2019 году государственными инспекторами ФГКУ «Специальное управление ФПС № 10 МЧС России» по пожарному надзору нарушений требований пожарной безопасности показал следующее.

За указанный период в ходе проведенных надзорных мероприятий выявлено 949 нарушений требований пожарной безопасности, в том числе связанных с:

возможной причиной возникновения пожара – 25;

обеспечением безопасности людей – 553;

ограничением распространения пожара – 176;

созданием условий для успешного тушения пожара – 40.

Среди типовых нарушений, связанных с возможной причиной возникновения пожаров, отмечаются:

эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкциями светильников;

проведение операций, связанных с вскрытием тары, расфасовкой продукции, приготовлением рабочих смесей пожароопасных жидкостей (нитрокрасок, лаков и других горючих жидкостей) непосредственно в складских помещениях их хранения;

отсутствие требуемого обучения мерам пожарной безопасности (пожарно-техническому минимуму) работников организаций, привлекаемых к выполнению взрывопожароопасных работ.

Основными нарушениями, связанными с обеспечением безопасности людей, являются:

отсутствие планов эвакуации людей при пожаре или их не соответствие фактической планировке;

ненадлежащее содержание путей эвакуации и эвакуационных выходов;

не соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по количеству и размерам) при эксплуатации эвакуационных путей и выходов;

применение материалов для отделки путей эвакуации с более высокими показателями пожарной опасности чем регламентировано;

выполнение из горючих материалов каркасов подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации;

отсутствие или несоответствие требованиям нормативных документов по пожарной безопасности автоматических систем обнаружения пожара и оповещения людей при пожаре, а также ненадлежащее их техническое обслуживание;

Среди типовых нарушений на объектах защиты, связанных с ограничением распространения пожара, выделяются:

не обеспечивается заполнение проёмов в противопожарных преградах противопожарными дверями с соответствующим пределом огнестойкости;

располагаются на расстоянии менее 15 метров временные строения от других зданий и сооружений;

не обеспечивается проведение повторной огнезащитной обработки в случае окончания гарантированного срока огнезащитной эффективности в соответствии с инструкцией завода-изготовителя и (или) производителя огнезащитных работ.

Типовыми нарушениями, связанными с надлежащими условиями тушения возможного пожара являются:

недостаточное количество первичных средств пожаротушения (огнетушителей);

не соблюдение требований пожарной безопасности к содержанию первичных средств пожаротушения.

Основными причинами типовых нарушений требований послужили:

незнание требований пожарной безопасности;

уменьшение расходов на обеспечение пожарной безопасности (экономия денежных средств с целью их расходования на иные цели);

отсутствие достаточного финансирования бюджетных организаций;

низкая личная ответственность;

В целях предупреждения пожаров и предотвращения гибели людей на пожарах, для снижения количества нарушений требований пожарной безопасности и устранения причин и условий способствующих их возникновению, должностным лицам и гражданам необходимо:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания и иные законные требования должностных лиц федерального государственного пожарного надзора;

разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности;

своевременно обучать работников организаций мерам пожарной безопасности;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: