Начальная максимальная цена контракта по 223-ФЗ: понятие, методы определения, требования к обоснованию

Обоснование цены договора стало обязательным для заказчиков, работающих по Закону № 223-ФЗ

У автономных учреждений, работающих по Закону № 223-ФЗ, появится еще одна обязанность – обосновывать начальную (максимальную) цену договора. Для этого надо прописать порядок обоснования цены в своем положении о закупке. В чем суть изменений? С какого момента руководствоваться новыми нормами и как подготовиться к их применению?

Поправки, оформленные в виде законопроекта № 1046332-7, Государственная дума приняла в окончательной редакции 17 марта 2021 года, а Совет Федерации одобрил 31 марта. Президент РФ подписал Федеральный закон от 05.04.2021 № 86-ФЗ, он вступил в силу 16 апреля 2021 года. После этой даты у заказчиков есть 90 дней, чтобы подготовиться к исполнению новых норм.

Что добавить в положение о закупке?

В силу ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ (в новой редакции) в положении о закупке заказчик помимо прочего должен обозначить для себя единые правила определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора. Речь здесь идет и о договорах, заключаемых с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). Прописать потребуется в том числе порядок:

определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора;

определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги;

определения максимального значения цены договора.

В то же время в документации о конкурентной закупке порядок формирования цены договора указывать не нужно (п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в новой редакции) – ведь правила определения цены, распространяющиеся на все закупки заказчика, теперь должны быть отражены в положении о закупке. Но в документацию надо будет включить обоснование цены договора (единицы товара, работы, услуги) для конкретного случая закупки. В том числе понадобится внести информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и другие обязательные платежи.

Таким образом, поправки Закона № 223-ФЗ скажутся на закупочной деятельности автономных учреждений следующим образом.

1. Заказчики не потеряют самостоятельности в установлении порядка определения цены договора. Но они обязаны отразить этот порядок в своем положении о закупке.

2. Правила определения и обоснования цены договора станут общими для всех закупок заказчика. В отношении конкретного предмета закупки отдельно прописывать такой порядок не понадобится. Но и произвольно менять его при проведении той или иной закупки не получится – все регламентируется положением о закупке.

3. Разработанный заказчиком порядок определения и обоснования цены договора должен охватывать и закупки у единственного поставщика. Прежняя редакция Закона № 223-ФЗ этого не требовала, поскольку в силу ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчик вправе не размещать в единой информационной системе (ЕИС) извещение и документацию о закупке у единственного поставщика (если иное не оговорено в собственном положении о закупке). Но именно в этих документах раскрываются сами суммы договоров и порядок их формирования. То есть раньше прозрачных правил определения цены договора с единственным поставщиком не было, но после вступления поправок в силу такие правила появились.

4. Порядок формирования цены, установленный в прежней редакции п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, и единые правила, которые теперь должны быть прописаны в положении о закупке, направлены на одно – на максимальное раскрытие информации о цене договора. С одной стороны, используя такой порядок, участник закупки формирует свое ценовое предложение. С другой стороны, заказчик обосновывает, почему он готов заплатить исполнителю договора ту или иную сумму.

Зачем понадобились изменения?

В пояснительной записке к проекту № 1046332-7 сказано, что наделение заказчиков новой обязанностью призвано повысить эффективность закупок в рамках Закона № 223-ФЗ и минимизировать коррупциогенные проявления. Единые для всех закупок заказчика правила формирования цены позволят раскрыть ее составляющие (например, объемы необходимых товаров, работ, услуг, их стоимость, дополнительные расходы), что облегчит жизнь участникам, снижая барьеры при допуске к закупкам. Участникам закупки будет проще формировать свои ценовые предложения с учетом раскрываемой заказчиками информации о цене договора.

На необходимость совершенствования механизма определения начальной (максимальной) цены договора, заключаемого по Закону № 223-ФЗ, неоднократно указывали ФАС и Минфин. Финансовое ведомство и выступило разработчиком законопроекта № 1046332-7.

Читайте также:
Пенсионный фонд в Гулькевичах - адрес, телефон, режим работы отделения

Как применять новые нормы?

Автономные учреждения, как и остальные исполнители Закона № 223-ФЗ, должны включить порядок определения и обоснования цены договора в свои положения о закупке в течение 90 дней со дня вступления в силу поправок – до 15 июля 2021 года. В течение этого срока положение о закупке надо не только скорректировать, но и утвердить, а затем разместить его актуальную версию в ЕИС. До момента, пока актуализированная версия положения не опубликована в ЕИС (но в пределах установленного переходного периода), можно проводить закупки по прежним правилам.

Иными словами, если извещение либо приглашение принять участие в закупке было размещено до публикации скорректированного положения, такая закупка завершается по правилам, действующим на дату размещения извещения (направления приглашения). Если же извещение или приглашение выложено в ЕИС после опубликования доработанного положения (пусть и в пределах установленного переходного периода), проводить и завершать такую закупку надо по новым правилам – обосновывая цену договора.

Но если автономное учреждение в установленный срок не опубликует актуализированное положение о закупке, с 15 июля оно будет считаться неразмещенным в ЕИС. Тогда придется руководствоваться при закупках Законом № 44-ФЗ.

Что учесть при подготовке?

Порядок формирования цены договора заказчики и раньше устанавливали самостоятельно (правда, в отношении каждой конкурентной закупки, а не в виде единых правил). Определенная практика применения данной нормы уже наработана. Так, разъяснения по этому вопросу давал Минфин, а участники закупки, антимонопольные органы и суды иногда усматривали соответствующие нарушения в действиях заказчиков. При разработке или уточнении собственных правил обоснования начальной (максимальной) цены договора автономным учреждениям нелишне изучить комментарии ведомств и судебную практику.

В частности, Минфин в Письме от 12.05.2020 № 24-01-07/38082 сообщал следующее. При установлении начальной (максимальной) цены договора заказчик, работающий по Закону № 223-ФЗ, должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг). В порядке обоснования цены договора можно прописать в том числе необходимость учета НДС при формировании цены.

А Федеральная антимонопольная служба в Письме от 22.08.2018 № АД/66562/18 указала на недопустимость установления нескольких значений цены. Ведомство отметило, что при определении начальной (максимальной) цены договора заказчик должен установить одно ее значение для всех участников (независимо от применяемой ими системы налогообложения). При этом надо указать, содержит ли установленная цена НДС. В свою очередь, наличие нескольких значений начальной (максимальной) цены договора не соответствует положениям Закона № 223-ФЗ. Это может привести к неоднозначному толкованию участниками закупки данной информации – участники могут необъективно оценить свои возможности при установлении в заявке ценового предложения.

Позицию ФАС подтверждает и судебная практика. Например, АС ДВО в Постановлении от 11.12.2020 № Ф03-4451/2020 по делу № А59-1980/2020 признал вину заказчика и правомерность его привлечения к административной ответственности по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Заказчик сформировал две цены договора – для участников, применяющих общую систему налогообложения и УСНО. Он полагал, что установление одного значения начальной (максимальной) цены для участников, находящихся на разных режимах налогообложения, ведет к созданию преимущественных условий. Но арбитры посчитали иначе: значение начальной (максимальной) цены договора должно быть одно для всех. Законом № 223-ФЗ и налоговым законодательством не предусмотрено варьирование цены закупки в зависимости от применяемой системы налогообложения. Наличие обязанности по уплате НДС у одних поставщиков и отсутствие такой обязанности у других – это их предпринимательский риск. Договор заключается на условиях, указанных в извещении и документации о закупке, по цене, предложенной победителем, вне зависимости от применяемой им системы налогообложения.

В другом споре, возникшем между счетной палатой и автономным общеобразовательным учреждением, повод для разбирательства был похожим – установление цены договора с НДС или без НДС. Но дело приняло иной оборот (Постановление АС УО от 29.06.2020 № Ф09-3446/2020 по делу № А60-39708/2019). Школа организовала электронный аукцион на выполнение ремонтных работ и определила начальную (максимальную) цену договора с НДС. По результатам закупки договор был заключен с ИП, а сумма указана уже без НДС. При этом вместо суммы НДС в общую стоимость включили строку «Прибыль подрядчика по результатам аукциона» в размере 690 тыс. руб.

Читайте также:
Договор купли-продажи неотделимых улучшений квартиры

Счетная палата, а затем суды первой и кассационной инстанций признали, что договор заключен на иных условиях, чем те, что определены в извещении и аукционной документации. Закон № 223-ФЗ не содержит обязательных для заказчиков правил, предписывающих уменьшить цену договора на размер НДС, исключить формулировку об НДС либо обязывающих заказчика сформулировать условия документации, подготовить сметы с НДС и без НДС, то есть разработать условия документации и сформировать цену договора в зависимости от применения системы налогообложения участником закупки. Включение в общую стоимость строки «Прибыль подрядчика», не предусмотренной документацией о закупке и законодательством РФ, привело к необоснованному перечислению исполнителю договора бюджетных средств. Учреждение должно вернуть незаконно использованные средства в размере 483 тыс. руб. Верховный суд поддержал это решение и не стал пересматривать дело (Определение от 12.10.2020 № 309-ЭС20-14275).

Итак, автономные учреждения должны до 15 июля установить порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора и включить его в положение о закупке. При этом, если в силу ч. 2.1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ АУ обязано руководствоваться типовым положением, утвержденным органом-учредителем, всю работу проделает именно он. Учреждению же потребуется внести новые пункты типового положения в свое положение о закупке, утвердить актуальную версию правового акта на заседании наблюдательного совета, опубликовать ее в ЕИС и начать применять принятые нормы.

Как обосновать НМЦД по 223-ФЗ в 2021 году

Расшифровка НМЦД — это начальная (максимальная) цена договора по 223-ФЗ. В 2021 году ее обоснование стало обязательным для всех заказчиков.

Скачать Федеральный закон № 86-ФЗ от 05.04.2021 с официального интернет-портала правовой информации
Скачать образец обоснования цены договора с единственным поставщиком по 223-ФЗ
Скачать образец обоснования НМЦД методом анализа рынка на поставку товаров
Скачать образец обоснования НМЦД проектно-сметным методом в 2021 году

Обоснование НМЦД по 223-ФЗ обязательно с 15.07.2021

05.04.2021 на портале правовой информации опубликовали Федеральный закон № 86-ФЗ от 05.04.2021, который обязал заказчиков обосновывать начальную цену договора в закупках отдельными видами юридическим лицам.

Нововведения вступили в силу с 16 апреля, но у заказчиков было 90 дней с этой даты, чтобы поправить положения о закупках. Получается, что с 15.07.2021 новый порядок определения и обоснования начальной максимальной цены договора по 223-ФЗ стал обязательным для всех заказчиков.

Заказчики внесли коррективы в локальные положения, уточняя порядок обоснования:

  • максимальной ЦД;
  • формулы расчета стоимости;
  • расчета цены за единицу услуги (товара, работы).

По нормам закона № 223, НМЦ в закупках — это начальная (максимальная) или ориентировочная стоимость с формулой расчета (указанием цены за единицу товара). Порядок определения этой цифры организации разрабатывают самостоятельно и закладывают в положение о закупках.

Эксперты КонсультантПлюс подготовили путеводитель по спорам из-за неуказания НМЦД. Используйте его бесплатно.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Как обосновать НМЦД: пошаговая инструкция для заказчика

Закон о закупках товаров, работ, услуг уточняет, где заказчик по 223-ФЗ указывает НМЦД: в извещении о покупке, тендерной документации, планах. Вот пошаговая инструкция, как подготовить обоснование стоимости договора:

Шаг 1. Сформулировать возможные методы расчета. Большинство заказчиков за основу берут методы, которые закреплены в статье 22 44-ФЗ. Основные из них:

  • анализ рынка. Этот метод используют для обоснования стоимости большинства товаров и услуг;
  • проектно-сметный метод обоснования начальной максимальной цены для 223-ФЗ, который применяют при подготовке документации на строительные (проектные) работы;
  • тарифный. Его используют для определения суммы договора с поставщиками коммунальных услуг (монополии, ЖКХ и т. п.).

Также компания вправе предусмотреть особые методы обоснования НМЦ. Например:

  • затратный метод, где НМЦД равна сумме всех затрат. Актуален для высокотехнологичных разработок;
  • коэффициентный, когда сумма покупки определяется как объем потребностей за прошлый год, помноженный на коэффициент роста производства, что актуально при обосновании НМЦД на поставку сырья;
  • индексный, когда максимальная стоимость договора равна предыдущей цене закупки, помноженной на индекс инфляции. Такой метод удобен при стабильных объемах закупок, которые идут из года в год. Пример: ежегодная покупка расходных материалов для обучающихся.
Читайте также:
Страхование ОСАГО для иностранцев: необходимо ли оформлять? Порядок оформления и стоимость страховки

Индексный метод определения НМЦК

Шаг 2. Привести порядок определения формулы цены по 223-ФЗ и допустимые значения коэффициента вариации цен по 223, позаимствовав сведения из приказа Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013, который берут за основу заказчики, закупающие по 44-ФЗ. Для калькуляции таких услуг, как ОСАГО, понадобятся тарифы и формулы из указания Банка России от 28.07.2020 N 5515-У. Также понадобится специальная формула, которую используют для закупок с неясным объемом. В качестве основы подойдет стандартная формула расчета, где значение объема выступит в роли переменной:

формула цены по 223-фз

Шаг 3. Закрепить, каким способом заказчики по 223-ФЗ определяют НМЦД, в локальном положении. Отдельно прописать методологию определения цены для каждого способа и привести формулы расчета.

Шаг 5. Включить данные о НМЦД в извещение о закупке и тендерную документацию, добавив в нее дополнительный блок «Расчет-обоснование НМЦД».

Шаг 6. Опубликовать извещение и расчет в составе документации при размещении заказа. Показываем, как определить начальную максимальную цену для закупок услуг естественных монополий по 223-ФЗ в этом году:

  1. Уточните размер тарифов у поставщика ресурсов.
  2. Используйте тарифный метод обоснования стоимости. Вот пример формулы для расчета НМЦ по 223-ФЗ этим методом:

Формула для тарифного метода определения НМЦК

Закон разъясняет, допускается ли указать ориентировочную цену по 223-ФЗ: да, если заранее неизвестен точный объем покупки (пп. 5 ч. 9 ст. 4 223-ФЗ). Например, при заключении договора на поставку запасных частей. Тогда же используют сведения о стоимости единицы товара вместо НМЦД и формулу.

Для закупок у единственного поставщика заказчики чаще всего в положении о закупке прописывают, что обосновывать начальную (максимальную) цену договора с единственным поставщиком в рамках закона № 223 не требуется.

Но есть и те, кто прописывает специальный порядок такого обоснования.

Примеры обоснований

Чаще всего заказчики используют для обоснования НМЦД анализ рынка. Для расчета используют коммерческие предложения по 223-ФЗ для обоснования цены, по аналогии с Федеральной контрактной системой.

Пример обоснования НМЦК

Пример, как обосновать стоимость тендера проектно-сметным методом:

Локальный сметный расчет

Разъяснения по теме

Как определять начальную (максимальную) цену договора для проведения закупок, заключения и исполнения договоров и исчисления НДС применяющим УСН индивидуальным предпринимателям

Залужная Элла

Опыт работы в сфере госзаказа более 10 лет (скорая помощь, театр им. Н.П. Акимова, Биржа — торги для Газпрома, Транснефти). Высшее образование по специальности «Финансы и кредит» (Университет при МА ЕВРАЗЭС), дипломированный эксперт по госзакупкам.

Правила определения и обоснования начальной максимальной цены контракта по 223-ФЗ

Определение начальной максимальной цены договора необходимо для проведения закупок при формировании извещения и закупочной документации, при рассмотрении и оценке поступивших на участие в закупках заявок.

Как заказчики определяют начальную (максимальную) цену

До принятия 223-ФЗ в 2011 году корпоративными заказчиками не уделялось должное внимание определению и формированию максимальной цены при проведении закупок для личных нужд.

Заказчики в большинстве случаев либо просто не обосновывали цену, либо устанавливали ее на основе опыта проведения аналогичных закупок ранее. Складывалась и такая практика, что сведения о цене не включались в извещение и документацию о закупке.

После вступления в силу положений 223-ФЗ вопросы формирования НМЦ в ходе проведения закупок отдельными видами юрлиц нашло законодательное закрепление.

В частности, необходимость установления НМЦ в ходе проведения закупок прописана в следующих законодательных нормах ФЗ-223:

  1. В п. 5 ч. 9 ст. 4 ФЗ-223 указано, что сведения о цене необходимо прописать в цене договора.
  2. В п. 5 ч. 10 ст. 4 ФЗ-223 прописана необходимость включения ее в документацию о закупке.
  3. Согласно п. 7 ч. 10 ст. 4 ФЗ-223, заказчик должен не только прописать цену, но и порядок ее формирования (включает ли она расходы на перевозку, уплату таможенных сборов, страхование и иные платежи).

На основании анализа 223-ФЗ можно сделать вывод, что заказчики не обязаны обосновывать цену договора, а только должны ее указать в документации.

В этом состоит принципиальное отличие от 44-ФЗ, который устанавливает жесткие требования к формированию и порядку обоснования цены.

В 223-ФЗ не приводится определение НМЦ, а также никак не уточняется порядок ее расчета.

Читайте также:
Как получить кредит в банке, где это лучше сделать и что важно учесть?

Несмотря на появление в 223-ФЗ требований об обязательном указании цены, заказчики на практике нередко их игнорируют. Такие действия можно рассматривать как нарушения и они являются основанием для привлечения к административной ответственности. По таким делам уже есть соответствующие решения ФАС и российских арбитражных судов.

В некоторых случаях антимонопольная служба просто выносила предписание об устранении нарушения об отсутствии цены в закупочной документации, в других – признавала проведенную закупку и заключенный по ее результатам договор недействительным.

Законодательство содержит указание на некоторые ситуации, при которых допускается вовсе не определять НМЦ. Так, если заказчик не смог определить максимальную цену договора, то он может подготовить проект договора «с открытыми условиями» (это допускается при любом способе закупки, кроме аукционного, который имеет целью снижение начальной цены, соответственно, должен ее содержать).

Другой способ проведения торгов без указания НМЦ на законном основании – это проведение закупки «с четким указанием ассортимента, цены за единицу продукции и максимального количества по каждой из товарных позиций с условием поставки товара». При таком варианте общая цена договора снижается пропорционально уменьшению единичных расценок.

Согласно ч. 15 ст. 4 ФЗ-223, заказчик может не размещать сведения о закупке и извещение о ней (соответственно, и НМЦ) при цене контракта в пределах 100 или 500 тыс. р. в зависимости от выручки заказчика.

Стоит отметить, что при проведении закупок юридическим лицам стоит ориентироваться не только на нормы 223-ФЗ, но и на региональные нормативно-правовые акты по данному вопросу, Гражданский кодекс и внутренние документы.

Методы определения НМЦ, которые можно применять при закупках по 223 ФЗ

Законодательство о закупках отдельными юрлицами по 223-ФЗ не указывает на обязанность заказчиков обосновывать цену контракта, поэтому здесь также детально не рассматриваются конкретные способы и методы ее обоснования.

При определении НМЦ заказчик должен исходить из принципов:

  1. Отсутствия дискриминации поставщиков товара или услуги.
  2. Отсутствия необоснованного ограничения конкуренции.
  3. Обеспечения целевого и эффективного, с экономической точки зрения, расходования денежных средств.
  4. Реализации мер, направленных на уменьшение издержек на необходимые заказчику услуги.

Но на практике заказчики по 223-ФЗ обычно используют методики определения цены, которые применяются по 44-ФЗ при государственных и муниципальных закупках, либо разрабатывают свои схемы расчета.

Анализ используемых методик определения цены в рамках 223-ФЗ позволяет выделить такие варианты расчета стоимости:

  1. Нормативный метод.
  2. Тарифный метод.
  3. Проектно-сметный метод.
  4. Затратный метод.
  5. Рыночный.

Наиболее популярным является рыночный метод определения цены договора. При его использовании заказчику необходимо провести анализ рынка закупаемых товаров и услуг на наличие здесь соответствующих ценовых предложений по определенной закупке. Это сведения относительно цены заключенных сделок при закупках товаров данного рода.

При этом при применении рыночной методики полученная цена корректируется с позиции условий конкретной сделки (например, ее объема, региона поставки или технических особенностей самого продукта) и затем предполагает вычисление ориентировочного уровня чистой цены на продукцию.

ЗПП

Также в ходе проведения анализа поставщик может запросить коммерческие предложения на поставку у трех поставщиков для определения начальной цены. При этом он может взять за основу НМЦ как полученное наиболее высокое ценовое предложение, так и наименьшее либо рассчитанное среднее арифметическое.

Решение о порядке и алгоритме определения цены принимается самим заказчиком в зависимости от специфики деятельности и фиксируется в положении о закупке.

При специфической закупке цена договора может быть установлена на основании стоимости схожего товара, который имеет небольшие отличия в качественных и функциональных характеристиках. При этом, что именно можно считать несущественным признаком для данного товара, определяет заказчик.

При использовании проектно-сметного метода НМЦК цена определяется на основании калькуляции цен на составляющие закупку товары и услуги (работы, оборудование, товары, механизмы и пр.) при учете их объема. Обычно затратный метод применяется для определения НМЦК в части проведения строительных и отделочных работ.

При тарифном методе используются действующие тарифы на оказание определенных услуг и применяется при закупках у естественных монополий и предприятий, которые занимаются регулируемыми видами деятельности.

В ходе определения цены тарифным методом рекомендовано использовать расценки как минимум трех компаний-лидеров рынка, которые специализируются на оказании необходимых услуг. Возможны следующие варианты:

  1. НМЦ может производиться на основании усредненных цен (как их среднее арифметическое), если разница в ценах составляет 10% и более.
  2. Наибольшей единичной цены, установленной по результатам опроса фирм при различии минимальной и максимальной стоимости не более 10%.
Читайте также:
Как восстановить трудовую книжку, если предприятие ликвидировано

Затратный метод предполагает расчет НМЦК как суммарные затраты с учетом прибыли, являющейся обычной для данного вида деятельности. Данный метод используется достаточно редко: в основном как дополнение к другим методикам или при невозможности применить другие методы.

Затратный метод предполагает учет трат на производство, покупку и реализацию товаров, их транспортировку и хранение и пр. Такие сведения могут быть получены на основе анализа других контрактов.

Нормативный метод – это расчет НМЦ на основе установленных предельных цен для данного вида товаров или услуг. В 223-ФЗ не приведены данные нормативы, но их можно позаимствовать из 44-ФЗ.

Требование к обоснованию НМЦ

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от заказчика не требуется обоснование цены. Причем это не зависит от способа проведения закупки: является ли она конкурентной или предполагает закупку товаров и услуг у единственного поставщика.

Особенностью закупки у единственного поставщика будет то, что указанная в извещении цена и станет ценой по договору, так как ее снижение не предполагается.

При этом положение о закупке, утвержденное заказчиком, может обязывать его обосновывать цену. В таком случае в документе должен содержаться общий порядок обоснования стоимости.

Таким образом, ФЗ-223 устанавливает только общие принципы проведения закупок. Тогда как при проведении закупочных мероприятий заказчикам следует ориентироваться на нормы Гражданского кодекса, иных нормативно-правовых актов и положениями о закупке, которые утверждаются ими самостоятельно. В положении о закупке определяется порядок ее проведения, принципы и способы организации торгов. При этом, согласно ч. 5 ст. 4 ФЗ-223, при проведении закупки на сайте должна быть размещена закупочная документация, включая извещение о закупке. В состав извещения в обязательном порядке включаются сведения о НМЦ. Но в остальном законодательство по закупкам отдельными юрлицами не содержит больше указаний на счет порядка определения и обоснования цены. Это значит, что заказчик определяет такую цену на свое усмотрение.

Начальная максимальная цена контракта по 223-ФЗ: понятие, методы определения, требования к обоснованию

Начальная (максимальная) цена договора (далее – НМЦД) при проведении закупки отдельными видами юридических лиц по Федеральному закону от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Федеральный закон от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ) является одним из важнейших показателей проводимой процедуры, подлежащим отражению в Положение о закупке и закупочной документации, а также необходимым для оценки и сопоставления ценовых предложений, поданных участниками закупок в ходе проведения соответствующих процедур.

Нередки в закупочной деятельности заказчиков случаи обжалования участниками закупки положений документации, касающихся методики расчетов и обоснования НМЦД, а также проведения проверочных мероприятий органами внутреннего государственного или муниципального финансового контроля как планового, так и внепланового характера.

Представленный справочный материал о порядке обоснования НМЦД поможет заказчику обеспечить результативность закупки. В справке Вы сможете найти необходимую информацию о рекомендуемых антимонопольными органами основах расчета и обоснования НМЦД, базовых и специальных методах обоснования НМЦД, а также узнаете о типичных ошибках и трудностях, с которыми приходится сталкиваться заказчикам при расчете НМЦД, и об экспертных рекомендациях по их предотвращению.

Используя данный справочный материал, вы существенно сэкономите свое время при определении НМЦД, избежите нарушений порядка расчета, жалоб на необоснованность цены от участников закупки и проверок со стороны надзорных органов.

Общие принципы расчета начальной (максимальной) цены договора по 223-ФЗ

Федеральный закон от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ устанавливает только общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг видами и категориями юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ.

Заказчики при проведении закупки обязаны руководствоваться Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции”, иными нормативными правовыми актами РФ, а также Положением о закупке, утверждаемым ими самостоятельно (ч. 1 ст. 2, ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ).

Читайте также:
Как происходит выбор председателя ТСЖ и какие у него обязательства?

Необходимость установления (указания) заказчиками НМЦД при проведении закупок обозначена законодательно в следующих нормах:

1. Положение о закупке должно содержать порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения договора (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ).

2. Извещение о закупке должно содержать сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формулу цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора (п. 5 ч. 9 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ).

3. Документация о закупке должна содержать сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формулу цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора (п. 5 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ).

Информация-разъяснение

Например, при закупке услуг ОСАГО заказчик может указать, что цена договора (в данном случае размер страховой премии) определяется по формуле (п. 12 Порядка применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования, предусмотренного Указанием Банка России от 08.12.2021 N 6007-У):

ТБ х КТ х КБМ х КВС х КО х КМ х КС

ТБ – значение базовой ставки страхового тарифа;

КТ – коэффициент тарифа в зависимости от территории использования ТС;

КБМ – коэффициент тарифа в зависимости от наличия/отсутствия страховых возмещений по предыдущим договорам ОСАГО;

КВС – коэффициент тарифа в зависимости от возраста водителя и стажа управления;

КО – коэффициент тарифа в зависимости от количества лиц, допущенных к управлению ТС;

КМ – коэффициент тарифа в зависимости от технических характеристик ТС;

КС – коэффициент тарифа в зависимости от периода использования ТС.

При этом полученная по результатам расчета цена не может превышать максимальное значение цены договора.

Указывать цену единицы товара (работы, услуги) и максимальное значение цены договора целесообразно в случаях, когда определить их объем невозможно. Например, если предметом закупки являются работы по техническому обслуживанию оборудования, заказчик может определить цену единицы таких работ и максимальную цену договора. Фактическая же стоимость работ будет зависеть от того их объема, который потребуется заказчику и будет осуществлен.

4. Документация о закупке должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин налогов и других обязательных платежей (п. 7 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ).

Декларативное закрепление обязанностей заказчиков при обосновании и расчете НМЦД определяет и ряд трудностей в толковании Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ.

Начальные (максимальные) цены договоров по 223-ФЗ: обязательное обоснование

Дистанционное и очное обучение госзакупкам

Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка

Антикризисное предложение до 07 февраля

Начальные (максимальные) цены договоров по 223-ФЗ: обязательное обоснование

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

С 16 апреля 2021 года вступили в силу нормы Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, посвящённые обоснованию начальных (максимальных) цен договоров. Заказчиков ожидает очередное обязательное изменение положений о закупке и возможное изменение закупочного процесса.

Что поменять в положении о закупке?

Теперь положение о закупке должно определять, в том числе, следующие требования к закупке (см. ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ; подчёркнуты новые требования):

порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком),

включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее – формула цены),

Читайте также:
Косметический калькулятор срока годности косметики: как узнать дату выпуска по батч коду

определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги,

определения максимального значения цены договора,

порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Если в Вашем положении о закупке есть указание на этот перечень требований к закупке, то приведите его в соответствие с новой редакцией ФЗ.

Кроме того, проверьте раздел положения, содержащий терминологию, если такой имеется. Возможно, Вам придётся скорректировать термины, посвящённые ценам.

Убедитесь, что по тексту положения нет указания на термины, отличные от употреблённых в Законе № 223-ФЗ. Например, в каком-либо разделе может быть указано на «начальную цену» или иное аналогичное понятие.

Если в Вашем положении отсутствует порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), его придётся разработать. Законодатель, как видно, не стал навязывать какие-либо правила – Вам предстоит разработать их самостоятельно. Законом по-прежнему не называются методы определения, обоснования НМЦД. Вы можете использовать методы из ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ либо предложить свои. Стоит думать, что 44-ые методы удовлетворят потребности большинства 223-их заказчиков. В любом случае вы вправе указать открытый перечень методов. Также допустимо будет использовать методические рекомендации, утверждённые приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567.

Также внимание придётся уделить следующему:

  1. В положении должен быть порядок определения и обоснования цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). Стоит, в частности, предусмотреть, что для малых закупок у единственного поставщика цена договора будет определяться в упрощенном режиме; не вижу никакого смысла собирать 3 коммерческих предложения для заключения договора, допустим, на 1 000 руб. Закон Вас к этому не обязывает.
  2. Закон требует включить некий порядок определения формулы. Сама по себе формула напрямую не связана с НМЦД − она выступает альтернативой твёрдой цене договора. Если в договоре указана формула цены, то это означает, что заказчик оплатит поставщику, подрядчику, исполнителю такую цену, величина которой заранее неизвестна, и определяется как раз по этой формуле.
  3. Придётся сказать и о единичных ценах. Могут быть использованы, например, такие условия:

«Заказчик вместо начальной (максимальной) цены договора (лота) вправе определять начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены договора, обосновывать цену единицы товара, работы, услуги. При этом:

  • требования Положения, касающиеся применения начальной (максимальной) цены договора, применяются к максимальному значению цены договора;
  • вместо критерия «цена договора» применяется критерий «цена единицы товара, работы, услуги (сумма цен единиц товаров, работ, услуг);
  • участники закупки указывают в заявках цену единицы товара, работы, услуги или сумму цен единиц товаров, работ, услуг;
  • в ходе аукциона снижается цена единицы товара, работы, услуги или сумма цен единиц товаров, работ, услуг».

Всё сказанное выше справедливо для конкурентных и неконкурентных закупок.

Кроме того, изменились требования к составу извещения и документации о конкурентной закупке. В документацию, в частности, теперь включается:

«обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей».

Как такового понятия «обоснование» в ФЗ нет. Упомянутый выше приказ № 567 содержит следующее определение:

«Обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет».

Иными словами, определить – это просто назвать величину НМЦД, а обосновать – показать и доказать, как именно вы её определили.

Когда нужно поменять положение?

Федеральный закон от 05.04.2021 № 86-ФЗ, которым и были внесены коррективы в Закон № 223-ФЗ, устанавливает следующее:

«Положения о закупках должны быть приведены в соответствие с требованиями части 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ . (в редакции настоящего Федерального закона), утверждены и размещены в единой информационной системе . не позднее чем в течение 90 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона».

Интересно, что положение нужно привести в соответствие именно со статьёй 2. Несмотря на это, полагаю, что иные новации также стоит учесть.

90 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона – это до 15.07.2021 включительно.

Последствия отказа от перечисленных действий традиционные:

«Положения о закупках, которые не соответствуют требованиям части 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (в редакции настоящего Федерального закона), по истечении девяноста дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона считаются не размещенными в единой информационной системе».

Пока вы не поменяли положение до 15.07., закупки проводятся Вами по ранее существовавшим правилам.

Каков экономический смысл новаций?

В течение всего времени существования Закона № 223-ФЗ к заказчикам в основном предъявлялись претензии в части отсутствия данных о НМЦД. Что, у вас рамочный договор? Не можете определить цену? Это вас не оправдывает! Цена, взятая с потолка, лучше отсутствия цены. Попытки участников закупки оспорить цену как заниженную или завышенную почти никогда не заканчивались успехом. И вот теперь НМЦД нужно обосновывать.

С трудом верится в то, что новые требования позволят существенно улучшить закупки. Даже в мире госзакупок с их детальной регламентацией, заказчики часто подходят к вопросу ценообразования формально. Мы собрали коммерческие предложения, рассчитали среднюю цену, мы молодцы! Если цена окажется выше рынка, торги выровняют её уровень. Любой же злонамеренный закупщик с легкостью может изобразить корректные расчёты.

Чего уж ожидать от новаций, если заказчик сам будет определять порядок работы с НМЦД. Ещё одна досадная нелепая обязанность, не правд ли?

Обучение госзакупкам без отрыва
от работы, с практикой на электронной
площадке РТС-Тендер и на
тренажере ЕИС

Что такое начальная максимальная цена договора по 223-ФЗ? Порядок ее обоснования заказчиком

В 44-ФЗ вопросам начальной максимальной цены контракта посвящена отдельная статья. Государственные заказчики не только должны указать цену в закупочной документации, но и провести ее обоснование с использованием утвержденных законодательно методик. 223-ФЗ носит декларативный и рамочный характер. По 223-ФЗ вопрос обоснования и определения начальной максимальной цены контракта или договора (НМЦК) освещен не так полно, и заказчики должны самостоятельно определить порядок формирования начальной цены.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Как заказчики определяют начальную максимальную цену

В 223-ФЗ нет упоминания о том, какого порядка должен придерживаться заказчик при определении и утверждении цены контракта. Но в отдельных статьях упомянутого закона встречается указание на начальную максимальную цену, как обязательный атрибут закупочной документации.

В рамках 223-ФЗ главным документом, который регулирует всю закупочную деятельность заказчика, называют Положение о закупках. В указанный документ включают полный спектр сведений о регламенте проведения закупок заказчиком, включая формирование им цены договора (по ч. 2 ст. 2 223-ФЗ). Именно Положение о закупках является основным документом, регламентирующим методику расчета НМЦК в ходе закупки.

В п. 5 ч. 9 ст. 4 223-ФЗ подчеркивается, что в опубликованном извещении о конкурентной закупке в ЕИС заказчику нужно указать информацию о начальной максимальной цене договора или привести формулы цены с правилами расчета суммы, подлежащей уплате, с максимальным значением цены. Еще один вариант для заказчика – указать максимальное значение цены единицы товара, работы и услуги с предельной ценой подписываемого контракта. Какой вариант выбрать заказчику для указания цены договора, будет зависеть от типа закупки. Например, закупая услуги ОСАГО, заказчик может привести официальную формулу для расчета тарифа на страхование от Банка России. Цену единицы товара стоит указать, если на момент закупки определить ее фактический объем не представляется возможным.

На основании п. 5 ч. 10 ст. 4 223-ФЗ начальная максимальная цена должна быть указана в закупочной документации.

Кроме извещения и документации, сведения о цене договора включаются в план (по пп. 8 п. 1 Требований к форме плана, указанных в Постановлении Правительства от 2012 года №932).

Если указанные документы не содержат упоминания на начальную цену контракта, то контролирующая инстанция может отменить такую закупку (на основании п. 1 Обзора судебной практики по вопросам применения 223-ФЗ от 2018 года).

Ссылка на порядок формирования НМЦК по 223-ФЗ приведена в Стандарте осуществления закупочной деятельности отдельными юрлицами от ФАС 2015 года. В 7 разделе указано на целесообразность установления в Положении о закупках методики обоснования цены в зависимости от предмета договора. Но данный Стандарт имеет лишь рекомендательный характер и направлен на оптимизацию закупочной сферы. Поэтому применять положения Стандарта заказчик может по желанию.

Порядок формирования и обоснования цены договора не зависит от типа цены: для конкурентных закупок и неконкурентных закупок у единственного поставщика действуют единые правила.

Требования к обоснованию

В настоящий момент заказчик сам устанавливает порядок формирования цены договора. То есть он не должен прописывать в Положении используемую методику обоснования цены, так как закон не предусматривает подобной обязанности для заказчика. На практике это приводит к злоупотреблениям и рискам неэффективного расходования бюджетных средств.

Хотя заказчик может проводить обоснование цены контракта по своему усмотрению, он не должен включать его в извещение о закупке и документацию.

Данный вывод находит подтверждение и в сложившейся практике ФАС. Так, к такому выводу в свое время пришло Санкт-Петербургское подразделение УФАС в решении №Т02-501-17 от 2017 года.

При этом заказчик в Положении о закупке вправе установить обязанность по обоснованию НМЦК и включение обоснования в письменной форме в извещение о закупке и закупочную документацию. Если такие требования были предусмотрены заказчиком, то он обязан их неукоснительно соблюдать, и тогда обоснование включается в извещение о закупке и документацию.

Нередко неверной трактовке подвергаются положения п. 7 ч. 10 ст .4 223-ФЗ. Здесь сказано, что заказчик обязан включать порядок формирования цены договора. Но речь здесь идет только о том, что стороны должны четко указать в контракте в разделе с ценой, включает ли она затраты на доставку товара, налоги, страхование, уплату таможенных пошлин и пр.То есть эта норма обязывает определенным образом прописывать цену договора, оплатить который заказчик планирует по результатам закупки.

C января 2020 года предполагается внесение изменений в действующий порядок обоснования начальной цены. На сайте Минфина размещен проект закона, который введет дополнительные обязанности для заказчиков по 223-ФЗ в части обоснования цены. С проектом изменений, который затронет ч. 2 ст. 2 223-ФЗ, можно ознакомиться здесь.

Сейчас в статье подчеркивается, что в Положении о закупке заказчику следует регламентировать закупочную деятельность и включить в его порядок проведение закупок с использованием конкурентных и неконкурентных способов (которые перечислены в ч. 3.1 и 3.2 ст. 3 223-ФЗ), условия их применения, порядок подписания договоров и внесение обеспечение.

Через законопроект Минфин планирует добавить обязанность заказчика прописывать в Положении о закупках порядок обоснования НМЦК. Такие поправки призваны повысить эффективность закупок и сделать их более прозрачными, а также минимизировать проявления коррупции.

Методы определения

Требования о применении определенных методов обоснования цены в 223-ФЗ не предусмотрено. Это подтверждает, например, письмо Минфина от 2017 года №24-01-09/61629 или практика рассмотрения жалоб в ФАС.

Для расчета и обоснования цены контракта по 223-ФЗ заказчик может использовать ту же методологию, которая применяется в рамках 44-ФЗ, или же установить собственный порядок цены.

Если заказчик решил использовать методы по 44-ФЗ, то ему стоит ориентироваться на положения Приказа МЭР №567 от 2013 года. Указанный приказ содержит 5 основных методов для определения начальной максимальной цены:

Указанные методы универсальны и могут применяться как в закупках по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.

Порядок обоснования заказчиком начальной максимальной цены договора может проводиться по следующему алгоритму:

  1. Определяется потребность в товаре, работе и услуге.
  2. Приводится описание объекта закупки.
  3. Проводится маркетинговое исследование через изучение общедоступных источников информации для определения цены товаров, работ и услуг, в которых возникла потребность.
  4. Определяется метод обоснования НМЦК.
  5. Производятся необходимые расчеты.

Метод рыночного анализа или запроса ТКП

Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения цены договора. Его суть состоит в запросе технико-коммерческих предложений заказчиком (ТКП) для определения среднерыночной стоимости. Именно она и будет выступать НМЦК. Согласно рекомендациям, заказчику нужно отправить не менее 5 запросов на получение коммерческих предложений, при этом в расчетах должны участвовать как минимум 3 запроса.

При проведении анализа используются цены на идентичные товары (с одинаковыми характерными признаками) и на однородные товары (которые не являются идентичными, но обладают сходными характеристиками).

Помимо запроса коммерческих предложений, заказчик вправе получать нужную ему ценовую информацию при отправке запросов на предоставление коммерческих предложений путем размещения сведений в открытом доступе (которые являются офертой), анализа сведений из статистических бюллетеней, реестра договоров и пр.

После получения ценовой информации заказчик должен провести ее корректировку. Если информация от поставщиков была получена не позднее, чем за 6 месяцев до определения цены, то корректировка не требуется. В ином случае применяются определенные индексы или коэффициенты для приведения цены к актуальному состоянию.

При использовании в качестве источника информации реестра договоров корректировка цены, которая была достигнута через конкурс, осуществляется путем ее увеличения на 10%, аукцион – на 13%, запрос котировок и предложений – на 17%, при неконкурентной закупке – не корректируется.

Заказчику также нужно следить за тем, чтобы полученная им ценовая информация отвечала признакам однородности. Ему следует учесть коэффициент вариации из п. 3.20 Методических рекомендаций из Приказа №567. Если полученные цены отклоняются друг от друга более, чем на 33%, то полученная совокупность цен признается неоднородной.

Нормативный метод

Нормативный метод расчета НМЦК применяется, если для заказчиков установлены нормативы для определенных закупок. Например, утверждены предельные цены на товары, работы и услуги для подведомственных заказчиков (одним из примеров являются нормативные затраты на цены закупаемых автомобилей на бюджетные средства).

Данный метод обычно является сопутствующим методу сопоставимых рыночных цен. При этом полученное значение по результатам рыночного анализа заказчику следует сопоставить с установленными Правительством нормативами.

Тарифный метод

Тарифный метод применяется, если государством установлены тарифы для определения цены, например, при закупке услуг ОСАГО или коммунальных услуг.

Тарификации подлежат цены на следующие товары, работы и услуги: электрическая и тепловая энергия, передача электроэнергии по сетям, диспетчерское управление, железнодорожные грузоперевозки и пассажироперевозки, услуги почтовой и электрической связи и пр.

Проектно-сметный метод

Проектно-сметный метод имеет локальное применение. Его используют при закупках строительных и отделочных работ: работ по текущему и капитальному ремонту, реконструкции и сносу объекта капитального строительства, восстановлению памятников архитектуры и пр. При применении метода разрабатывается дефектная ведомость, а затем на ее основе – локальный сметный расчет.

Сметный расчет формируется в соответствии с утвержденными методиками и государственными нормативами в части строительных норм и правил.

Определение цены договора производится с учетом требований заказчиков к видам и объему работы, а также к их качеству, которые определены в спецификации или проектной документации. Результаты расчетов корректируются с учетом сложности работ и прочих применяемых коэффициентов.

Затратный метод

Применение затратного метода может быть оправдано, если иные способы расчета применить не удалось. Нередко он выступает, как дополнение к иным вышеперечисленным методам расчета.

Затратный метод предполагает расчет суммы произведенных затрат и норм прибыли для определенной сферы деятельности. При этом заказчику следует учесть типичные прямые и косвенные затраты на производство, покупку и реализацию товаров, работ и услуг, транспортные расходы, расходы на хранение и страхование и пр.

Если ни одна из указанных методик не подошла, заказчик может использовать иные методы по своему усмотрению.

Таким образом, на текущий момент заказчик вправе сам указать в утвержденном им Положении о закупках порядок расчета и обоснования начальной максимальной цены договора. Если же такая обязанность в Положении не предусмотрена, то обоснование цены не требуется. Цена договора указывается в плане, извещении и документации по закупке. Вместо начальной максимальной цены заказчик вправе установить формулу или цену за единицу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: