МВФ – Международный Валютный Фонд, История Создания, Цели и Задачи, Структура и Квоты, Деятельность и Критика Организации, Страны-участники

Международный валютный фонд (МВФ)

Международный валютный фонд (МВФ) — ведущая организация международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере.

МВФ был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. в целях повышения стабильности мировой валютно-финансовой системы. СССР принял участие в работе по созданию МВФ, однако по ряду причин политического характера отказался войти в число его учредителей.

  • Управляющим от Российской Федерации в МВФ является Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов.
  • Заместитель Управляющего от России в МВФ — Председатель Банка России Э.С. Набиуллина.
  • Исполнительный директор от России в МВФ — А.В. Можин.

Цели и задачи

Цель деятельности — поддержание стабильности мировой финансовой системы.

Задачами МВФ, в соответствии со Статьями соглашения (Уставом), являются:

  • расширение международного сотрудничества в денежно-кредитной сфере;
  • поддержание сбалансированного развития международных торговых отношений;
  • обеспечение стабильности валютных курсов, упорядоченности валютных режимов в странах-членах;
  • содействие созданию многосторонней системы расчётов и устранению валютных ограничений;
  • помощь странам-членам в устранении диспропорций платёжного баланса за счет временного предоставления финансовых средств;
  • сокращение внешних дисбалансов.

Основными вопросами, обсуждаемыми в ходе регулярно проводимых Ежегодных заседаний Совета директоров МВФ и заседаниях Международного валютно-финансового комитета (МВФК), являются: реформа международной финансовой архитектуры и, в первую очередь системы управления, квот и голосов, изменения денежно-кредитной политики развитых стран и их влияние на мировую экономику в целом, повышение роли стран с формирующимся рынком, реформа финансового регулирования и т.д.

Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы МВФ формируются главным образом за счет взносов квот стран-членов в капитал Фонда. Квоты рассчитываются по формуле, исходя, в числе прочего, из относительных размеров экономики стран-членов. Размер квоты определяет объем средств, который страны-члены обязуются предоставить МВФ, а также ограничивает объем финансовых ресурсов, который может быть предоставлен данной стране в качестве кредита.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ

В настоящее время МВФ насчитывает 189 стран-членов (включая Российскую Федерацию). Россия является членом МВФ с 1992 года. За период членства Россия привлекла средства МВФ для поддержания устойчивости своей финансовой системы на общую сумму около 15,6 млрд. СДР. В январе 2005 г. Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, в результате чего приобрела статус кредитора МВФ. В связи с этим решением Совета директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых операциях МВФ.

В связи с состоявшимся 17 февраля 2016 года Четырнадцатым пересмотром квот квота Российской Федерации в МВФ была увеличена с 9945 до 12903,7 млн. СДР.

Учитывая постоянный характер операций по предоставлению Банком России средств МВФ в рамках квоты Российской Федерации, а также ввиду бессрочности обязательств стран-участников МВФ по предоставлению средств МВФ курс на поддержание финансирования Российской Федерацией МВФ сохраняется, а сроки действия кредитных механизмов (новые соглашения о заимствовании (NAB), а также двусторонние соглашения о заимствовании) пролонгируются на предлагаемых МВФ условиях.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью Фонда и проведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (в рамках тематических миссии экспертов Фонда, семинаров, конференций, учебных мероприятий).

Сотрудничество Банка России с МВФ

Управляющий в МВФ от России — Министр финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем управляющего в МВФ от России. В 2010 году функции по финансовому взаимодействию с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России. Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.

Банк России выполняет функцию депозитария средств МВФ. В частности, в Банке России открыты два рублевых счета МВФ № 1 и № 2. Кроме того, в Банке России открыто несколько счетов депо, на которых учитываются векселя Минфина и Банка России в пользу МВФ. Данные векселя являются обеспечением обязательств Российской Федерации по внесению взносов в капитал МВФ.

В настоящее время Банк России от имени Российской Федерации участвует в предоставлении МВФ финансирования в рамках кредитных соглашений, информация о которых приведена в справке, размещённой по следующей ссылке: О кредитных соглашениях с МВФ.

Центральный банк Российской Федерации сотрудничает с МВФ по различным трекам международной работы. Представители Банка принимают участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном уровне в составе ряда рабочих групп, а также в ходе проведения рабочих встреч, консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.

Начиная с 2010 года в отношении России (как страны, имеющей глобально системно значимый финансовый сектор), проводится оценка состояния финансового сектора в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP), реализуемой МВФ совместно с Всемирным банком. При проведении оценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой. В этой связи необходимо отметить, что программа FSAP 2015/2016 годов стала самой объемной с начала ее реализации в Российской Федерации. При участии Банка России проводится работа по подготовке оценок соблюдения международных стандартов и кодексов (ROSCs), в частности, в сфере денежно-кредитной политики, банковского надзора и корпоративного управления. В этой связи наиболее актуальными ROSC по Российской Федерации в настоящее время является оценка соответствия российского банковского регулирования принципам БКБН (ROSC ВСP) и оценка соответствия регулирования финансового рынка принципам МОКЦБ (ROSC IOSCO) в 2016 году.

Читайте также:
14 идей зимнего бизнеса: как заработать на Новый Год и после него

Представители Банка России принимают участие в ежегодных консультациях с миссиями МВФ в рамках Статьи IV Устава Фонда, а также в работе по подготовке соответствующих итоговых докладов Фонда.

Важным направлением работы является участие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных ограничениях (AREAER).

Дополнительно необходимо отметить участие Банка России в реализации Инициативы «Группы 20» по устранению информационных пробелов в финансовой статистике и взаимодействие с МВФ по реализации рекомендаций указанной инициативы в России.

В соответствии со Специальным стандартом на распространение данных (ССРД) в МВФ предоставляются данные по платежному балансу, внешнему долгу, динамике валютных резервов.

Во взаимодействии с ведомствами и организациями Банком России обеспечивается участие в аналитической и исследовательской деятельности МВФ, при подготовке публикаций МВФ и при проведении профильных семинаров, конференций.

В настоящее время Банк России стремится привлечь экспертизу Фонда в целях имплементации ряда рекомендаций по итогам программы FSAP 2015/2016 годов в области развития методов стресс-тестирования в Банке России, а также в целях повышения качества и эффективности денежно-кредитной политики Банка России и уровня подготовки соответствующих специалистов.

Международный валютный фонд / МВФ

МВФ. Обзор фонда

МВФ это международный валютный фонд — финансовый институт, несмотря на статус спецучреждения ООН снискавший дурную славу. Что это за организация, каковы ее функции согласно учредительным документам и на деле, и насколько справедливы критики, называющие финансовую помощь фонда губительной для экономики кредитуемых стран?

МВФ, цель создания фонда

Концепция валютного фонда, миссией которого станет поддержка финансовой стабильности во всем мире, под названием «Хартия МВФ» была разработана в июле 1944 года в процессе проведения Бреттон-Вудской конференции под эгидой Объединённых Наций, решавшей вопросы международного финансово-валютного взаимодействия после наметившегося окончания Второй мировой войны.

Датой создания МВФ (англ. IMF, или International Monetary Fund) стало 27 декабря 1945 года — в этот день представители первых 29 стран МВФ официально подписали окончательный вариант соответствующего соглашения. Де-факто деятельность организации началась только 1 марта 1947 года, когда первый кредит МВФ взяла Франция. На сегодня МВФ объединяет 188 государств, а штаб-квартира фонда расположена в Вашингтоне. Актуальный список стран-участников МВФ доступен по ссылке: https://www.imf.org/external/np/sec/memdir/memdate.htm , все государства приведены в порядке хронологии вхождения в фонд.

Согласно 1-й статье Хартии МВФ перед Международным валютным фондом стоят следующие цели:

содействие сотрудничеству всех стран в валютно-финансовой сфере, совместному решению финансовых проблем;

содействие достижению и поддержанию высокого уровня реальных доходов и занятости населения стран мира, укреплению и развитию промышленно-производительного потенциала всех без исключения государств-членов путем расширения и роста международной торговли;

поддержание стабильности валют государств-членов, предотвращение девальвации нацвалют;

помощь в формировании и функционировании многосторонней системы расчетов по финансовым операциям между странами-членами, в упразднении валютных ограничений, которые стоят на пути роста мировой торговли;

путем финансовой помощи государствам-членам предоставлять им возможность устранения диспропорций в их платежных балансах без внедрения мер, способных нанести ущерб их национальному благосостоянию;

сокращать длительность нарушений равновесия платежных балансов стран-членов

Примечательно, что так называемая финансовая помощь фонда оказывается исключительно в виде кредитов, однако на реализацию конкретных проектов они не предоставляются. Проценты по ним небольшие (0.5% годовых), однако зачастую кредитование не способствует развитию реального сектора экономики и производству конкурентоспособной продукции. Ниже показано предоставление средств фонда различным странам с 1972 года за 40 лет, т.е. с момента окончания действия золотого стандарта:

Кредиты МВФ

Первые послевоенные годы главным заемщиком фонда была Европа для восстановления пострадавшей во время войны экономики. С начала 1980-х годов акцент смещается в сторону Латинской Америки и Азии, а с 1990-х заметную роль в займах также играла Россия и страны СНГ. Украина до сих пор находится в постоянном контакте с фондом. Наконец, с 2000-х годов кредиты вновь поступают в Европу — в основном Восточную.

Примечательно, что время перед кризисом 2008 года было наиболее благоприятным в мире и наименее удачным для фонда — кредитов требовалось очень мало, соответственно влияние МВФ на мировую экономику и политику сильно уменьшилось. Однако уже в 2011 году кредитование быстро восстановило свои объемы, которые продолжили расти далее — в том числе в связи с кипрским и греческим кризисом.

Читайте также:
Расчет среднесписочной численности на 2022 год: онлайн калькулятор

Из графика хорошо прослеживается политика МВФ — помогать всем (а не только бедным) странам, ориентируясь на текущие проблемы. При этом, кстати, интересно полное или почти полное отсутствие кредитов африканским странам. Любая страна в составе МВФ является либо заемщиком фонда, получая и расплачиваясь по кредиту, либо его кредитором в соответствии со своей квотой. Видно, что кроме спада перед последним мировым кризисом средняя историческая сумма кредитов со временем росла — по сравнению с концом 80-х Европа в 2012 году занимала примерно в 5-6 раз больше.

как купить валюту?

В какой валюте рассчитываются займы? Дело в том, что МВФ имеет собственное безналичное платежное средство, называемое «специальные права заимствования» (англ. Special Drawing Rights , SDR). Шкала сверху указана в миллиардах SDR. Формально это ни долговое обязательство, ни валюта.

Курс SDR с 2016 года привязан к корзине из 5 валют и похож на индекс доллара. Тем не менее отличия есть — главным пожалуй является присутствие китайского юаня в размере почти 11% за счет уменьшения доли евро. На момент статьи курс SDR равен 1.45 доллара США. Посмотреть его можно, например, здесь: https://bankiros.ru/currency/cbrf/xdr . Можно и просто ввести в Яндекс запрос «Курс СДР к доллару США».

Период USD EUR CNY JPY GBP
2016–2020 (41.73%) (30.93%) (10.92%) (8.33%) (8.09%)

Функции МВФ

Перечень современных функций Международного валютного фонда во многом совпадает с 1-ой статьей Хартии МВФ:

расширение международной торговли

помощь странам в виде кредитования

содействие межгосударственному взаимодействию в денежной политике

помощь в подготовке (обучении, стажировке) экономических кадров

стабилизация обменных валютных курсов

консультирование стран-должников

разработка и внедрение стандартов мировой финансовой статистики

сбор, обработка и публикация указанной статистики

Интересно, что видные экономисты подвергают аргументированной критике не только методы работы МВФ со странами-дебиторами (то есть имеющими непогашенные долги перед организацией), но и качество публикуемой фондом статистики, а также аналитических отчетов.

Структура Международного валютного фонда

Структура МВФ

Управление фондом и решения о выдаче кредитов осуществляют:

Совет управляющих — так именуется высший руководящий орган Международного валютного фонда. В него входят по два уполномоченных лица от каждого государства-члена — управляющий и его заместитель;

Исполнительный совет в составе 24 директоров, которые представляют некоторые государства-члены либо группы стран. Главой исполнительного органа — распорядительным директором неизменно выступает полпред Европы, а его первым замом — гражданин США. Восемь директоров делегируются государствами с самыми большими квотами в МВФ, остальные 16 — избираются прочими странами-участницами, поделенными на соответствующее количество групп;

Международный валютный и финансовый комитет — формально совещательный орган, состоящий из двадцати четырех управляющих, в том числе представителя РФ. Исполняет, в частности, функцию выработки стратегических решений, касающихся мировой валютно-финансовой системы;

Комитет по развитию МВФ — еще один совещательный орган с подобными функциями.

Капитализация МВФ и источники средств фонда

На 01.03.2016 г. размер уставного капитала МВФ был около 467,2 млрд. SDR. Капитал формируется путем взносов в валютный фонд стран-членов, выплачивающих как правило 25% квоты в SDR (либо одной из мировых валют) и остальные 75% — в собственной национальной валюте. Квоты постоянно меняются — с начала деятельности фонда было уже 15 пересмотров. В 2015 году произошло очередное изменение с делегированием около 6% от развитых стран в сторону развивающихся.

Голоса государств-членов в органах управления МВФ распределяются именно в зависимости от выплачиваемых квот.

Важно : практически все реальные решения принимаются большинством в 85% голосов. При этом примерно 17-процентная квота (на 2016 год взнос около 42 млрд. SDR) принадлежит Соединенным Штатам Америки, давая им эксклюзивное право вето. У идущей на втором месте Японии квота почти в три раза ниже — около 6%. Доля России — 2.7% (взнос около 6.5 млрд. SDR). Так что критиков организации, утверждающих «МВФ — это США», крайне трудно назвать неправыми либо предвзятыми.

квоты стран в МВФ

Фактически США и часто поддерживающий их Евросоюз имеют в МВФ достаточную квоту для принятия подавляющего большинства решений. Старания Китая, России и Индии увеличить квоты в фонде в соответствии с возросшим весом этих стран в мировой экономике встречают противодействие США и их союзников, не желающих терять политическое влияние на другие страны МВФ через «обусловленность» кредитов — предъявление государствам-дебиторам обязательных к выполнению политико-экономических требований.

Тем не менее не следует думать, что финансовые проблемы стран решаются только с помощью денег МВФ. К примеру, недавний кредит Греции в размере более 300 млрд. евро был профинансирован МВФ менее, чем на 10% и в пересчете на евро составил лишь около 20 млрд. €. Гораздо большую сумму — 130 млрд. € — выделил созданный в июне 2010 года европейский фонд финансовой стабильности.

Помимо выплачиваемых странами-участницами квот источниками финансовых ресурсов валютного фонда являются:

Читайте также:
Земли рекреационного назначения и их использование в 2022 году

золотые авуары, по официальным данным составляющие около 90,5 млн унций и оценивающиеся в 3,2 млрд SDR. Организация принимает золото от стран-участниц в основном в качестве оплаты процентов по кредитам, после чего вправе направлять на финансирование новых кредитных траншей;

займы у «материально обеспеченных» государств-членов;

средства донорских трастовых фондов и кредитных линий, которые открывают фонду страны G7 и G20.

МВФ и Россия

Россия присоединилась к МВФ в июне 1992 года, сразу же прибегнув к получению кредита. По воспоминаниям очевидцев, во время одного из первых визитов в Кремль Клинтон был поражен роскошью залов и сказал коллеге: «И эти люди просят у нас денег?». За 6 лет (с августа 1992 по начало августа 1998 года) Россия в общей сложности заняла у фонда более 32 млрд. долларов — однако займы не помогли нам добиться ни проектного снижения инфляции, ни предотвратить августовский дефолт 1998.

Кредит Россия возвращала с 2000 по 2005 годы, воспользовавшись ростом цен на нефть, и с 2005 года стала кредитором фонда. Таблица ниже показывает распределение кредитов в 90-е годы и требования кредитора к России:

МВФ и Россия

Финансовая помощь или кредитная игла?

Многие эксперты доказывают, что рекомендации фонда-кредитора странам-заемщикам МВФ де-факто кардинально противоречат декларируемым Хартией принципам и целям. Вместо развития производительного потенциала страны-заемщики подсаживаются на кредитную иглу, а реальные доходы населения не увеличиваются — падают.

Критики фонда объясняют, что условиями получения кредитов МВФ часто являются:

лишение государства-заемщика права на свободную эмиссию национальной валюты;

тотальная приватизация, в том числе в областях естественных монополий (сфера ЖКХ, ж/д транспорт);

отказ от протекционистских мер по защите собственных производителей, поддержки среднего и малого бизнеса;

свобода передвижения капиталов, допускающая их отток за границу;

урезание расходов на социальные программы, ликвидация льгот незащищенным слоям населения, снижение зарплат в госсекторе и пенсий.

Однако перечисленные меры зачастую только усугубляют кризисные явления в экономике, обеднение / обнищание населения ведет к снижению потребления, влекущему спад производства, банкротство предприятий и ухудшение наполняемости госбюджета. Вследствие чего правительству приходится брать новые кредиты, чтобы гасить предыдущие.

Страны, больше всех пострадавшие от МВФ-зависимости:

Руанда, где отказ от господдержки фермерских хозяйств и девальвация нацвалюты привели к падению доходов населения, толкнувшую его в пучину гражданской войны хуту и тутси с 1,5 млн жертв;

Югославия, развалившаяся из-за проблем по экономическому выравниванию регионов;

Аргентина, дважды объявившая дефолт;

Мексика — родина одомашненной кукурузы, превратившаяся из экспортера этой с/х культуры в импортера.

По прогнозам этот список может пополниться Украиной, которую фонд-кредитор вынуждает повышать цены на газ. Его подорожание не только бьет по карманам граждан, но и окончательно сводит на нет конкурентоспособность украинских товаропроизводителей, уже подорванную невыгодным соглашением об Ассоциации с ЕС. Украина, вместе с Румынией и Венгрией, является крупнейшим актуальным должником Международного валютного фонда.

Но поскольку у истории нет сослагательного наклонения, невозможно оценить, к каким последствиям в разных странах привела бы ситуация отсутствия финансирования со стороны МВФ. Так что позиция защитников фонда примерно такая — может где-то вышло не очень, но без кредита было бы еще хуже. Да и критики фонда атакуют скорее не саму идею предоставления кредита, а сопутствующие ему условия — которые по факту неоднозначно воздействуют на экономику и не мешают коррупции, но зато во многом выглядят как усиление политического влияния основного кредитора.

Итого: хотя неэффективность действующей системы кредитования понятна практически всем, реальные перемены в такой громоздкой и политически важной структуре не могут случиться «по щелчку пальцев». Чего в настоящий момент больше от МВФ — пользы или вреда — каждый решает сам.

МВФ – функции и задачи

В этой статье мы расскажем о функциях Международного валютного фонда (МВФ), принципах работы, финансирования и его взаимодействии с Россией.

  1. Для каких целей создаются международные фонды
  2. МВФ – история создания
  3. Как формируется уставной капитал МВФ
  4. Транш МВФ
  5. Условия предоставления кредита МВФ
  6. Как погашаются долги МВФ

Для каких целей создаются международные фонды

Основная их роль – это финансовая и консультационная помощь странам-участникам в экономическом развитии.

Международному банку реконструкции и развития отводится ведущая роль в стабилизационной функции. В состав МБРР или Мирового банка входит Ассоциация развития и финансовая корпорация. Есть также различные международные банки, обслуживающие свои регионы – азиатские, африканские и европейские государства.

МВФ – история создания

МВФ – это валютно-кредитная организация, которая действует как специализированная структура ООН.

МВФ был создан 1944 году на Бреттон-Вудской конференции. В декабре 1945 года 29 государств подписали Устав Фонда.

Основные задачи Фонда – это:

  • содействие мировой торговле;
  • стабилизация курсовых скачков;
  • оказание помощи странам-членам МВФ в исправлении дефицита их платёжного баланса и другие.
Читайте также:
Возвращение исполнительного документа взыскателю: образец заявления о возврате

На сегодняшний день в состав МВФ входят 188 государств.

Как формируется уставной капитал МВФ

Первоначальный Уставной капитал составил 7,6 млрд дол. США. Сейчас МВФ использует собственные резервные и платёжные средства, так называемые СДР – специальные права заимствования. Они не отпечатываются, а представлены в виде записей на балансовых счетах.

С помощью СДР регулируется остаток платёжных балансов, пополняются резервы, а также происходят расчёты за кредиты Фонда. Сегодня стоимость 1 СДР равна 1,4 долл. США, а примерная величина Уставного капитала МВФ оценивается в 238 млрд СДР или 327 млрд долл. США.

Фонд пополняется за счёт взносов государств согласно установленным квотам. Они определяют размер заимствования, а также право голоса страны-участницы.

Структура платежа примерно такова:

  1. 25% суммы поступает на счета МВФ – в виде СДР или другой иностранной валюты;
  2. 75% обязательств погашаются национальной денежной единицей.

Российская доля квот составляет примерно 2,5%. Процент голосов нашего государства, в общем количестве голосующих в МВФ, составляет 2,4%.

Транш МВФ

Краткосрочное или долгосрочное кредитование стран-членов МВФ осуществляется порционно – траншами.

Размер финансирования может соответствовать обычным кредитным долям (максимум 125% квоты) или же быть значительно увеличен. Получить увеличенную сумму средств государство может в случае серьёзных трудностей с платёжным балансом.

Транши выплачиваются каждые полгода, три месяца, месяц или чаще. Ресурсы МВФ должны быть направлены на проведение реформ и стабилизацию макроэкономических или структурных показателей.

Условия предоставления кредита МВФ

Кредитование осуществляется совместно с выдвижением ряда требований. Несоблюдение условий Фонда может повлечь за собой отказ в дальнейшем предоставлении траншей либо в ограничении кредитования.

С каждым новым траншем требования МВФ ужесточаются. Такими условиями могут быть:

  • приватизация государственного имущества;
  • обеспечение свободного движения капиталов;
  • оптимизация или ликвидация расходов бюджета на социальную сферу (здравоохранение, образование, жильё, общественный транспорт);
  • сокращение заработной платы;
  • увеличение размера налогов и другое.

При помощи системы траншей МВФ может оказывать экономическое влияние на страну-заёмщицу.

Как погашаются долги МВФ

Страны-дебиторы погашают каждый кредитный транш в течение 4—10 лет. Благодаря реформам МВФ 2010-2011 гг. лимиты доступа к займам были удвоены. Был также увеличен размер кредитования беднейших стран мира без необходимости уплаты %% до 2016 года включительно.

Российская Федерация стала членом МВФ в мае 1992 года. Согласно информации МИД в начале 2005 года Россия досрочно погасила все кредитные обязательства перед Фондом в сумме примерно равной 3,3 млрд дол. США.

Сегодня РФ стремится самостоятельно разрабатывать и реализовывать экономические программы, без привлечения ресурсов МВФ.

Совет от Сравни.ру: следить за официальными новостями организации можно на официальном сайте.

Международный валютный фонд: что это такое и зачем он нужен

В мире есть организация, которая следит за финансами государств — Международный валютный фонд. Он контролирует бюджеты других, выдаёт кредиты и советует правительствам. Разберём подробнее, что это за могущественная структура.

Рис. 1. Ежегодное заседание МВФ, апрель 2018 года

Международный валютный фонд или МВФ — глобальная спецорганизация ООН со штаб-квартирой в Вашингтоне, США. Она следит за стабильностью финансовой системы мира. В МВФ входят 189 стран-членов и трудятся больше 2 500 сотрудников из 148 стран.

История. Идея фонда родилась в 1944 году на конференции ООН. Тогда 44 страны проголосовали за его создание, потому что не хотели повторения Великой депрессии. Они подписали Бреттон-Вудское соглашение, согласно которому к доллару США привязывались мировые валюты, а сам доллар — к золоту. Только одна страна, СССР, была против и не подписала документ. К МВФ мы обратились только в конце 80-х.

МВФ учредили 27 декабря 1945 года, но работать он начал с марта 1947 года. Фонд помогал странам пережить последствия Второй мировой войны и выдавал краткосрочные кредиты для поддержания платёжного баланса. Первым заёмщиком стала Франция.

В 1971 году «золотовалютный стандарт» отменили: президент США Ричард Никсон объявил о его временной приостановке. Предыдущее десятилетие курс доллара к золоту считался завышенным, а война во Вьетнаме и рост цен на нефть зафиксировали крах системы. Через пять лет подписали новый документ — Ямайские соглашения о свободной торговле валютой: курс валюты не фиксируется, а формируется на основе спроса и предложения. Эти правила действуют до сих пор.

В истории МВФ было два периода быстрого роста государств-членов: присоединение африканских стран в 60-е и во время распада СССР и Восточной Европы. С 1989 до 1991 год количество стран в МВФ увеличилось с 152 до 172. Роль фонда возросла, потому что он регулировал переход вновь образованных государств от плановой экономики к рыночной и предоставлял займы в обмен на преобразования. Грузию, Молдову, Украину и Армению фонд кредитует до сих пор — на конец 2018 года общий заём для этих стран равнялся 12 млрд долларов США.

Читайте также:
Примерная форма договора о хранении вещей, являющихся предметом спора - бланк 2022

Ипотечный кризис США 2008 года вновь укрепил влияние МВФ. Фонд пересмотрел принципы кредитования членов и ввёл новые правила финансовой поддержки, которая в некоторых случаях может превышать ранее установленные лимиты. Общий объём денег на кредиты вырос до 750 млрд долларов, потому что ведущие страны-члены МВФ готовы финансировать фонд за счёт собственных средств.

Структура. Возглавляет фонд директор-распорядитель Кристин Лагард и её четыре заместителя. Они подчиняются Совету управляющих, который состоит из представителей стран-членов. Обычно это сотрудник Минфина или центробанка страны, поэтому Россию в МВФ представляет министр финансов Антон Силуанов и председатель Банка РФ Эльвира Набиуллина. Совет собирается ежегодно на совместном совещании МВФ и Всемирного банка.

Рис. 2. Кристин Лагард

Операционную деятельность ведёт исполнительный совет, который также возглавляет Кристин Лагард. В него входят 24 исполнительных директора, представители стран-членов. У восьми стран собственные директора: США, Великобритания, Саудовская Аравия, Япония, Китай, Германия, Франция и Россия. Остальные страны объединены в группы, каждая под руководством одного директора. Исполнительный директор от России — Алексей Можин, его заместитель — Лев Палей.

Рис. 3. Алексей Можин

Фонд делится по территориальному и функциональному принципам. В состав входят департаменты по территориям: Европейский, Африки, Стран Западного полушария и другие; и департаменты по направлениям: финансовый, бюджетный, исследовательский, статистики и др.

Рис. 4. Структура МВФ по состоянию на 30.04.2016 года

Задачи. Главное для МВФ — сохранить стабильность валютных курсов и рост международной торговли. Основными функциями фонд считает: рекомендации государствам по вопросам развития экономики, кредитование, техподдержку и подготовку кадров.

МВФ сосредоточен на глобализации — всемирной унификации стран. Чтобы сохранять экономическое равновесие в мире, страны должны стать похожими друг на друга, независимо от культуры, истории и религии. В прошлом году фонд отметил чрезмерный дисбаланс в мировой экономике, поэтому он рекомендует странам с дефицитом бюджета, США и Великобритании, поощрять сбережения и конкурентоспособность. Странам с профицитом бюджета, Германии, Японии, Швеции и Сингапуру, стимулировать инвестиции и конкуренцию.

Исследования. МВФ регулярно выпускает исследовательские отчёты:

  • « Перспективы развития мировой экономики »;
  • « Доклад по вопросам глобальной финансовой стабильности »;
  • « Бюджетный вестник »;
  • доклады о перспективах развития региональной экономики .

Финансы МВФ

Финансирование. Бюджет МВФ формируется из разных источников. Главный — взносы государств-членов, т.н. «квоты». Квота для каждого государства своя. Она рассчитывается по формуле, в которой учтён вес страны в мировой экономике. Квота — право и обязанность одновременно. Она определяет сумму ежегодного взноса, максимальный объём кредитования и количество голосов.

Формула расчёта квоты:

0,50 * ВВП + 0,30 * финансовая открытость + 0,15 * экономическая изменчивость + 0,05 * международные резервы.

Общий объём квот на 189 стран — 477 млрд СДР или 686 млрд долларов США. СДР или специальные права заимствования — собственная расчётная единица МВФ, которая действует с 1969 года. Курс СДР считается ежедневно в полдень по Лондону. Он привязан к корзине валют, которая пересматривается раз в пять лет. С 2016 года в корзину входят доллар США, евро, фунт стерлингов, иена и юань.

Доллар США Евро Фунт стерлингов Японская иена Китайский юань 0.58252 0.38671 0.085946 11.900 1.0174 Рис. 5. Состав валютной корзины для СДР

Квота определяет процент голосов. Всем выдают одинаковое базовое количество голосов. За каждые 100 тысяч СДР государство получает ещё один голос. Страна обладает правом вето, если у неё более 15% от общего количества голосов. Единственный член с правом вето — США с более 17% голосов.

Квоты — первая линия поддержки заимствований в МВФ. Чтобы у фонда хватило денег на кредиты, он подписывает многосторонние и двусторонние соглашения со странами. Они гарантируют МВФ доступ ещё к 182 млрд СДР и 316 млрд СДР соответственно.

Кредиты. МВФ даёт деньги странам не на конкретные проекты, а на восстановление платёжного баланса. Если страна не может рассчитаться с соседними государствами за товары и услуги, её поддержит МВФ. Также фонд помогает странам в кризисе стабилизировать экономику и добиться роста. МВФ выдаёт кредиты по рыночным ставкам. Однако для развивающихся стран ставки ниже — вплоть до нулевых.

На середину 2019 года МВФ окажет финансовую помощь 75 странам на общую сумму 61 млрд СДР или 85 млрд долларов США.

Рис. 7. Двадцатка стран с максимальными кредитами от МВФ, млн СДР

Перед выдачей кредита МВФ оценивает центробанк страны, чтобы определить, сможет ли он рассчитаться в срок. В прошлом году фонд оценил почти 100 центробанков мира, а 60 из них регулярно мониторит. Вот на что смотрят эксперты:

  • как проводиться внешний и внутренний аудит центробанка;
  • какая структура центробанка;
  • зависит ли от органов власти; как формируется финансовая отчётность;
  • какой контроль за бизнес-процессами внутри банка.

На 30 апреля 2018 года только два заёмщика имеют просрочку по кредиту свыше шести месяцев. Это Сомали — 239 млн СДР и Судан — 966 млн СДР. Общий долг — 1,2 млрд СДР или 1,6 млрд долларов.

Читайте также:
В каких случаях дети могут не платить алименты своим родителям?

МВФ и Россия

Россия стала членом МВФ после распада СССР — 01 июня 1992 года. СССР не вступал в члены из-за холодной войны, но в конце 80-х стране понадобились деньги. Михаил Горбачёв просил МВФ принять страну в членство и кредитовать. В ответ МВФ рекомендовал перейти от плановой экономики к рыночной. Для этого надо было приватизировать госкомпании, не препятствовать импорту товаров, урезать финансирование сельского хозяйства и промышленности. Такие меры МВФ, как правило, рекомендует всем развивающимся странам, которые обращаются за кредитами.

В 90-е Россия получила кредитов на 22 млрд долларов США. Однако в 2000-х политика поменялась — правительство решило больше не зависеть от иностранных кредитов. Поэтому в 2005 году мы досрочно погасили последний долг в размере 3,3 млрд долларов, и с тех пор Россия сама кредитует другие государства. С 2010 года деньги на кредиты берутся из международных резервов РФ. Россия обещает обеспечить 10 млрд долларов США для кредитования МВФ.

В России есть постоянное представительство МВФ, которое возглавляет Габриэль Ди Белл. Он следит за развитием экономики страны и регулярно готовит доклады. Последний — от октября 2018 года. Он считает, что Россия подготовилась к кризисам: бюджетный профицит, низкий госдолг и плавающий курс валюты. Однако он видит и ряд препятствий для развития экономики: большая доля госкомпаний, перекос в распределении доходов, мало жителей, низкий поток инвестиций и недостаточный объём экспорта.

Кратко

МВФ — организация, которая контролирует мировые финансы. Она основана на членстве и включает 75% всех государств в мире. Голоса распределяются между странами по весу в мировой экономике. Больше всего голосов у США — они единственные, кто имеет право вето. Фонд кредитования МВФ — 750 млрд долларов США. На середину 2019 года МВФ планирует предоставить кредиты 75 странам на общую сумму 85 млрд долларов США. Вместе с кредитом фонд даёт рекомендации по изменении экономики и политики заёмщика. Если рекомендации не выполняются, транши прекращаются. Россия закрыла последний долг перед МВФ в 2005 году. Теперь мы кредитуем сами.

МВФ: расшифровка

mvf

МВФ, или Мировой Валютный Фонд – это особое учреждение, созданное Организацией Объединенных Наций (ООН), способствующее улучшению международного сотрудничества в сфере экономики и финансов, а также регулирующее стабильность валютных отношений.

p, blockquote 1,0,0,0,0 –>

Кроме того, МВФ интересуется вопросами развития торговли, всеобщей занятостью, улучшением уровня жизни населения стран.

p, blockquote 2,0,0,0,0 –>

Управление данной структурой осуществляется 188 странами, являющимися членами организации. Несмотря на то, что Фонд создан ООН, как одно из своих подразделений, функционирует он обособленно, имеет отдельный Устав, управленческую и финансовую системы.

p, blockquote 3,0,0,0,0 –>

История создания и развития Фонда

В 1944 году на одной из конференций, проводимой в г. Бреттон-Вудсе в штате Нью-Хэмпшир (США), комиссией из 44 стран было принято решение создать МВФ. Предпосылками его возникновения стали следующие проблемные вопросы:

  • формирование благоприятной «почвы» для международного сотрудничества на мировой арене;
  • угроза повторной девальвации;
  • «реанимация» мировой валютной системы от последствий Второй мировой войны;
  • и другие.

Однако официально Фонд был создан только в 1945 году. На момент создания в нем насчитывалось 29 стран-участниц. МВФ стал одной из международный финансовых организаций, учрежденной на той конференции.

p, blockquote 5,0,1,0,0 –>

Другой же стал Всемирный Банк, сфера деятельности которого несколько отличаются от рабочих областей Фонда. Но две эти системы удачно взаимодействуют между собой, а также оказывают содействие друг другу в решении различных вопросов на высочайшем уровне.

p, blockquote 6,0,0,0,0 –>

Цели и задачи МВФ

При создании МВФ были определены следующие цели его деятельности:

  • развитие сотрудничества стран в сфере международных финансов;
  • стимулирование международной торговли;
  • контроль над стабильностью валютных отношений;
  • участие в создании универсальной системы расчетов;
  • оказание взаимопомощи между государствами-участниками МВФ тем из них, кто находится в трудном финансовом положении (при гарантированном исполнении условий предоставления финансовой помощи).

Важнейшей задачей фонда является регулирование баланса валютно-финансового взаимодействия стран друг с другом, а также предотвращение предпосылок возникновения кризисных ситуаций, контроль над уровнем инфляции, ситуацией на валютном рынке.

Изучение финансовых кризисов прошлых лет показывает, что страны, находясь в таком положении, становятся зависимыми друг от друга, а проблемы различных отраслей одной страны могут отражаться на состоянии данного сектора другой страны, или отрицательно повлиять на ситуацию в целом.

p, blockquote 8,0,0,0,0 –>

МФВ в этом случае осуществляет надзор и контроль, а также оказывает своевременную финансовую помощь, позволяющую странам проводить необходимую экономическую и валютную политику.

p, blockquote 9,0,0,0,0 –>

Читайте также:
Как подать на алименты, если место жительства ответчика неизвестно 2022 год

Органы управления МВФ

worldbankg

МВФ развивался под воздействием изменений общей экономической ситуации в мире, поэтому совершенствование структуры управления происходило постепенно.

p, blockquote 10,0,0,0,0 –>

Итак, современное управление МВФ представлено следующими органами:

  • Вершиной системы является Совет управляющих, который состоит из двух представителей от каждой страны-участницы: управляющего и его заместителя. Этот орган управления собирается единожды в год на Ежегодном Совещании МВФ и Всемирного банка;
  • Следующее звено системы представлено Международным валютно-финансовым комитетом (МВФК), который состоит из 24 представителей, которые встречаются дважды в год;
  • Ежедневно работает Исполнительный совет МВФ, который представлен одним участником от каждой страны, и осуществляет свои функции в штаб-квартире фонда в Вашингтоне.

Описанная выше система управления была утверждена в 1992 году, когда в МВФ вступили бывшие члены Советского Союза, значительно увеличившие количество участников фонда.

Структура МВФ

Пять наиболее крупных государств (Великобритания, Франция, Япония, США, Германия) назначают исполнительных директоров, а оставшиеся 19 стран выбирают остальных.

p, blockquote 12,0,0,0,0 –>

Первое лицо фонда одновременно является главой персонала и председателем Исполнительного совета фонда, имеет 4-х заместителей, и назначается советом на срок 5 лет.

p, blockquote 13,0,0,0,0 –>

При этом управляющие могут выдвигать кандидатуры на данный пост, или же самовыдвигаться.

p, blockquote 14,0,0,0,0 –>

Основные механизмы кредитования

За годы деятельности МВФ разработал несколько способов кредитования, которые прошли испытание на практике.

p, blockquote 15,0,0,0,0 –>

Каждый из них подходит для определенного финансово-экономического уровня, а также оказывает соответствующее влияние на него:

  • Нельготное кредитование;
  • Кредит стенд-бай (СБА);
  • Гибкая кредитная линия (ГКЛ);
  • Линия превентивной поддержки и ликвидности (ЛПЛ);
  • Механизм расширенного кредитования (ЕФФ);
  • Инструмент для ускоренного финансирования (РФИ);
  • Льготное кредитование.

Страны-участницы

В 1945 году МВФ состоял из 29 стран, но на сегодняшний день их число достигло 188. Из них 187 государств признано участниками фонда полностью, и одно – частично (Косово). Полный список стран-участниц МВФ в свободном доступе опубликован в сети вместе с датами вступления их в фонд.

Условия странам для получения кредита от МВФ:

  • Главное условие для оформления кредита – быть участником МВФ;
  • Сформировавшаяся или возможная кризисная ситуация, при которой отсутствует возможность финансирования платежного баланса.

Кредит, предоставленный фондом, дает возможность осуществить меры по стабилизации кризисной ситуации, проведение реформ для укрепления баланса и улучшить экономическую ситуацию государства в целом. Это станет гарантированным условием возврата такого кредита.

p, blockquote 18,0,0,0,0 –>

Роль Фонда в мировой экономике

Международный Валютный Фонд выполняет огромную роль в мировой экономике, расширяя сферы влияния мегакоропораций на страны с развивающейся экономикой и кризисным финансовым положением, контролируя валютный обмен и многие другие аспекты макроэкономической политики государств.

p, blockquote 19,0,0,0,0 –>

С течением времени развитие фонда ведет курс на превращение его в международный орган контроля над финансово-экономической политикой множества стран. Не исключено, что реформы приведут к волне кризисов, однако они пойдут лишь на пользу фонду, увеличив количество кредитов в несколько раз.

p, blockquote 20,0,0,0,0 –>

МВФ и Всемирный банк – в чем различие?

Несмотря на то, что МВФ и Всемирный банк были учреждены примерно в одно и то же время, и имеют общие цели, в их деятельности есть существенные различия, о которых необходимо сказать:

  • Всемирный банк, в отличие от МВФ, занимается вопросами улучшения уровня жизни, финансируя отельные сектора на долгосрочной основе;
  • Финансирование каких-либо мероприятий происходит не только за счет стран-участников, но и с помощью выпуска ценных бумаг;
  • Кроме того, Всемирный банк охватывает более широкий перечень дисциплин и спектров действия, чем Международный Валютный Фонд.

Несмотря на существенные различия, МВФ и Всемирный банк активно сотрудничают в различных областях, например, в помощи странам, находящимся за чертой бедности, проводя при этом совместные совещания и совместно осуществляя анализ их кризисного положения.

Международный валютный фонд (МВФ)

Международный валютный фонд (МВФ)

Денежно-кредитные и финансовые организации играют важную роль в системе международных экономических отношений. Они создают условия для накопления и перераспределения международного денежного капитала, что позволяет использовать его целенаправленно и эффективно.

Международный валютный фонд играет значительную роль как в развитии экономик стран-участниц, так и в развитии мировой экономики в целом. Поэтому изучение его сущности, методов работы и роли в мировой экономике важно для создания полноценного функционирования международных экономических отношений. В этом актуальность рассмотрения данной темы.

Основная цель данной курсовой работы изучить Международный валютный фонд и его роль в регулировании международных валютно-финансовых отношений. Следовательно, вы можете определить следующие цели данной курсовой работы: изучение истории, целей, задач и структуры МВФ; рассмотрение деятельности МВФ в денежно-кредитной сфере; определение роли и места МВФ в системе международных валютно-финансовых отношений.

При этом объектом исследования является деятельность Международного валютного фонда. Предмет исследования роль этой международной организации в регулировании международных валютно-финансовых отношений.

Читайте также:
Пенсионный фонд в Балахте: особенности деятельности, режим работы, адрес

Степень изученности данной темы можно назвать относительно высокой. Среди авторов литературы, исследующей деятельность МВФ и его роль в мировой экономике, следует отметить И.Н. Герчикову, Т.М. Цыганкову, Г.О. Козака и Ковалевский В.В. Кроме того, о роли МВФ в регулировании международных валютно-финансовых отношений можно судить по развернутой статье Мазуровой Е.К. «Роль международных организаций в регулировании мирохозяйственных процессов» в Вестнике Москвы. Университет, посвященный не только этой узкой теме, но и всей деятельности Фонда в целом. С этой же точки зрения эта тема в той или иной степени освещалась в статьях Г. Н. Климко и Блешмудт П.П., который исследует отношения между Украиной и международными финансовыми организациями.

Исследование в рамках данной работы будет включать как анализ различных показателей деятельности Международного валютного фонда, так и общую информацию о его деятельности, включая формы и методы его работы с соответствующими структурами стран-членов и кандидатов. Результаты такого анализа будут обобщены в определенные выводы относительно деятельности и роли МВФ в международной валютно-финансовой системе. При проведении данного исследования также будет использован исторический подход к формированию этой организации, а также к значению ее деятельности в современных исторических условиях.

МВФ: его история, сущность и структура

История МВФ

Необходимость создания организации для регулирования мировой валютной системы стала очевидна во время Великой депрессии, разрушившей мировую экономику в 1930-х годах.

Общее недоверие к бумажным деньгам во время кризиса увеличило спрос на золото до уровня, превышающего его существующие резервы в финансовых органах. Поэтому ряд стран во главе с Великобританией были вынуждены отказаться от золотого стандарта, который определял стоимость денег как постоянную на многие годы. Неопределенность измерения стоимости денег, у которых больше не было фиксированного соотношения с соответствующим количеством золота, привела к тому, что обмен денег между странами, сохранявшими золотой стандарт, и странами, которые от него отказались, стал намного более сложным. Страны начали создавать запасы золота и денег, на которые его можно было купить. Уменьшилось количество денежных операций, были ликвидированы рабочие места, снизился уровень жизни населения. Была нарушена связь между деньгами и стоимостью товаров, а также между стоимостью разных валют. В таких условиях мировая экономика начала рушиться: в 1929 1932 гг. Цены на товары в мире упали на 48%, а объем мировой торговли снизился на 63%.

Неоднократные попытки решить валютные проблемы на международных конференциях и встречах не увенчались успехом. Необходимо было наладить сотрудничество между всеми государствами, чтобы создать новую валютную систему и организовать международный институт для постоянного контроля над ней.

В начале 1940-х годов Гарри Декстер Уайт (США) и Джон Мейнард Кейнс (Великобритания) почти одновременно выступили со своими предложениями о создании новой мировой валютной системы и соответствующей постоянной организации. После длительных переговоров, которые проходили в сложных условиях военного времени , международное сообщество согласилось на принятие новой системы и создание такой организации. Решающая встреча по вопросу об учреждении Международного валютного фонда (МВФ) состоялась в июле 1944 года в Бреттон-Вудсе (Нью-Гэмпшир, США), где собрались представители 44 стран. МВФ начал операции в Вашингтоне в мае 1946 года с 39 странами.

Сейчас членами организации являются 183 государства. Капитал МВФ (за счет взносов стран-членов) в настоящее время составляет 212 миллиардов единиц «специальных прав заимствования», что составляет примерно 272 миллиарда долларов Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне, округ Колумбия.

Основные цели и функциональные характеристики МВФ

МВФ был создан для регулирования отношений в области валютных расчетов между государствами и оказания финансовой помощи странам-членам путем предоставления им краткосрочных кредитов в иностранной валюте в случае валютных трудностей, вызванных дисбалансом платежного баланса. Фонд действует как специализированная организация системы ООН. На практике МВФ является институциональной основой современной международной валютной системы.

Официально утверждены следующие цели МВФ:

  • Содействие международному сотрудничеству посредством предоставления механизма для консультаций и согласованных действий по международным валютным вопросам;
  • Содействие сбалансированному росту международной торговли с целью повышения уровня занятости и реальных доходов населения, развития производственных возможностей стран-членов;
  • Содействие валютной стабильности и упорядоченным обменным отношениям, а также предотвращение конкурентного обесценения валюты;
  • Содействовать созданию многосторонней системы платежей и переводов для текущих транзакций и стремиться устранить валютные ограничения;
  • Временно предоставлять общие ресурсы Фонда государствам-членам (при наличии соответствующих гарантий), чтобы они могли исправить дисбаланс в своих платежных балансах, избегая мер, которые могут нанести ущерб на национальном или международном уровне;
  • Сократить сроки и размер дефицита платежного баланса.

Участники Бреттон-Вудской конференции доверили Фонду выполнение трех основных функций:

  • Контроль за исполнением «кодекса поведения» (тесное сотрудничество в вопросах международной денежно-кредитной политики и межгосударственных платежных операций;
  • Предоставление финансовых ресурсов для финансирования членов, чтобы гарантировать, что они соблюдают Кодекс поведения;
  • Организация форумов для взаимных консультаций стран-участниц и сотрудничества по международным валютным вопросам.
Читайте также:
Госрегистрация объектов интеллектуальной собственности станет электронной

Позже страны-члены возложили на МВФ дополнительные функции и обязанности в зависимости от требований времени и обстоятельств.

Теперь у МВФ есть следующие функции:

  • Наблюдение за согласованной системой упорядоченного обмена национальных валют;
  • Предоставление ссуд своим членам для реорганизации экономики для налаживания более эффективного сотрудничества;
  • Оказание дополнительных услуг странам-участницам (повышение квалификации персонала, техническая помощь в профильных областях, информационная поддержка).

Организационная структура и основные подразделения организации

Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, в который входят представители всех стран-членов (обычно министр, ответственный за осуществление валютной политики, или глава центрального банка с заместителем). Губернаторы встречаются раз в год на сессиях. За исключением обязательных полномочий, таких как прием новых членов, пересмотр квот, изменение валютных паритетов и т. д., совет может делегировать выполнение своих обязанностей Директорату. В составе Совета есть два комитета: Временный комитет и Комитет по развитию. Временный комитет консультирует Совет по вопросам управления мониторингом мировой валютной системы и ее адаптации к меняющимся условиям. Комитет развития консультирует по конкретным потребностям беднейших стран.

Исполнительный комитет отвечает за повседневные дела МВФ. 7 из 24 исполнительных директоров назначаются странами с наибольшими квотами (Германия, Великобритания, Китай, Саудовская Аравия, США, Франция и Япония), остальные 17 избираются Советом управляющих на основе принципа регионального представительства. Правление собирается 2–3 раза в неделю под председательством Директора-распорядителя, который избирается Правлением. Если президент Всемирного банка американец, то управляющий директор МВФ традиционно является европейцем.

Международный валютный фонд (МВФ)

Персонал МВФ насчитывает около 2000 человек из более чем 100 стран. Основная его часть работает в штаб-квартире в Вашингтоне, небольшая часть сотрудников задействована в офисах в Париже, Женеве и ООН в Нью-Йорке или являются временными представителями МВФ в странах-членах.

Порядок вступления в МВФ и обязательства присоединяющихся стран

Устав МВФ не предусматривает особых условий для вступления в организацию. Членство в нем открыто для любого государства, которое способно и желает выполнять определенные обязанности.

Присоединяясь к МВФ, страна обязуется:

  • Постоянно информировать другие страны о мерах по определению стоимости их денег по отношению к деньгам других государств;
  • Отказаться от ограничений обмена национальных денег на другие валюты;
  • Придерживайтесь экономической политики, которая приведет к росту как нашего собственного национального богатства, так и благосостояния всего общества в целом.

Страна, присоединяющаяся к МВФ, вносит определенную сумму денег (предоплаченный взнос), своего рода членский взнос.

Эта сумма называется квотой. Квоты выполняют следующие функции:

  • Создать объединенную денежную массу, которую МВФ использует для ссуд своим членам;
  • Они определяют сумму, которую страна, подавшая квоту, может занять или получить от МВФ посредством периодического распределения специальных активов, известных как специальные права заимствования (СДР). Чем выше размер взноса, тем больше кредита может получить страна в случае необходимости;
  • Определите «вес» голоса каждого члена фонда.

МВФ организован по примеру акционерного общества, поэтому способность каждого члена влиять на деятельность Фонда ограничена его размером в капитале. Таким образом, каждая страна-член имеет 250 «базовых» голосов (независимо от размера взноса в капитал Фонда) и 1 дополнительный голос на каждые 100 000 единиц SDR ее доли в этом капитале. При голосовании по определенным вопросам кредиторы могут получить 1 голос за каждые 400 000 ссуд, предоставленных ими к дню голосования, из-за соответствующего уменьшения количества голосов стран-должников.

Размер квот определяется при вступлении страны в МВФ, а затем пересматривается каждые пять лет. Расчет осуществляется по разным формулам, различающимся элементами и их значением.

Для определения первоначального размера квоты также производятся расчеты с использованием всех формул. Затем сотрудники Фонда сравнивают полученные результаты с соответствующими показателями стран с аналогичными показателями экономического развития и рекомендуют размер квоты. Рассчитанные квоты могут быть основанием для обсуждения и корректировок с учетом всех аспектов и функций квот в МВФ.

Теперь, когда большинство стран мира являются членами МВФ, размер долей и количество голосов каждой страны сильно различаются. Так, с учетом квоты в капитале МВФ на долю стран G7 приходится 45% голосов, в том числе 18% для США.

После утверждения Советом страна подписывает Статьи соглашения и становится членом МВФ. Однако ни одна страна не имеет права использовать механизмы Фонда до полной выплаты своего взноса. Кроме того, квота страны-члена не может быть увеличена до тех пор, пока страна не согласится на такое увеличение и не уплатит полную сумму взноса.

Вызовы МВФ

Комплекс проблем, существующих в деятельности Фонда, связан с методами и инструментами реализации своей стратегии этой международной организацией.

Первой проблемой в истории МВФ стал вопрос о его дальнейшем функционировании, который возник в начале 1980-х годов и был связан с проектами реформирования мировой валютной системы в целом. В некоторых проектах предлагалось заменить МВФ более демократичным и конструктивным международным финансовым институтом. Со временем актуальность таких вопросов снизилась, но угроза все еще остается.

Современные проблемы возникают в результате реализации стратегии МВФ в разных странах. В последнее время деятельность МВФ подвергается критике со стороны мирового сообщества, особенно со стороны общественности развивающихся стран.

Дело в том, что при предоставлении кредитов на восстановление экономики МВФ выдвигает, как правило, примерно такой же пакет требований, в который входят: приватизация крупных предприятий, либерализация цен и внешней торговли, жесткая денежно-кредитная политика по стабилизации валюты, прекращение субсидирования убыточных предприятий, дефицит бюджета из-за сокращения социальных программ и повышения налогов, девальвация валюты. В большинстве случаев выполнение этих требований не только не способствует улучшению состояния экономики, но, напротив, приводит к спаду производства и обострению социальных конфликтов. Это проявилось, в частности, во время финансового кризиса 1997 г. в Юго-Восточной Азии, когда деятельность МВФ фактически стала дестабилизирующим фактором.

Читайте также:
Пенсионный фонд в Балахте: особенности деятельности, режим работы, адрес

Мировой опыт показывает, что не всегда удачные программы структурной перестройки экономики в разных странах МВФ финансировал. В 90-е годы МВФ активно пытался внедрить в СНГ концепцию монетаризма, которая подходила для преобразований в Великобритании, США и других странах с устоявшейся рыночной экономикой, и здесь не прижилась.

Заключение

Институциональная структура международного валютного рынка состоит из множества международных банков, валютных бирж, валютных фондов, государственных агентств и международных организаций, через которые движется капитал в области международных валютно-кредитных отношений. Международные финансовые институты являются элементами системы денежно-кредитных отношений. Одна из таких международных организаций МВФ.

МВФ это международная валютная организация Организации Объединенных Наций, чьи цели заключаются в содействии развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования обменных курсов и контроля за их соблюдением, совершенствования многосторонней системы платежей и предоставления странам-членам средств в иностранной валюте для выравнивания платежного баланса.

Официальными целями МВФ являются: содействие международному валютному сотрудничеству посредством консультаций и взаимодействия по валютным вопросам; создание благоприятных условий для расширения и сбалансированного роста международной торговли; содействие стабильности обменных курсов, поддержание упорядоченных валютных отношений, предотвращение девальвации валют, вызванной конкуренцией; содействие в создании многосторонней платежной системы и снятии ограничений на обмен валюты, препятствующих развитию мировой торговли; предоставление на временной основе финансовых ресурсов странам-членам для корректировки их платежных балансов и сокращение продолжительности и размера дефицита международного платежного баланса.

Кредиты МВФ бывают нескольких типов, в зависимости от причин, вызвавших дисбаланс платежного баланса. В рамках каждой формы кредитования существуют различные механизмы предоставления кредитов, которые различаются в зависимости от целей, объемов, сроков предоставления.

МВФ управлял международной валютной системой (которая возникла в результате Бреттон-Вудской конференции в 1944 году), искусственно поддерживая обменные курсы, вплоть до ее краха в 1971 году. Фонд также предоставлял ссуды странам, испытывающим проблемы с платежным балансом. МВФ организует регулярные встречи для обсуждения проблем мировой экономики, готовит программы финансовой стабилизации для кризисных и переходных экономик. В 1990-е гг. Миссия МВФ (среди активных участников переговоров которой был председатель МВФ в 1987-2000 годах М. Камдесу) участвовала в финансировании экономических программ правительств стран бывшего СССР, во многом написанных с использованием рекомендаций Фонда. В конце 1990-х гг. критика МВФ усилилась в связи с финансово-экономическим кризисом в Азии и провалом ряда экономических программ по оживлению региональной экономики.

Тем не менее МВФ играет важную роль в развитии международной валютной системы, занимая одно из центральных мест в системе международных валютно-финансовых институтов. Ссуды, предоставляемые МВФ, используются странами-заемщиками для преодоления своих экономических трудностей, что играет важную роль в развитии как внутренней экономики таких стран, так и мировой экономики в целом.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

В случае копирования материалов, указание web-ссылки на сайт natalibrilenova.ru обязательно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: