Методы государственного регулирования страховой деятельности, цели и компетентные органы

Вопрос 2. Государственное регулирование страховой деятельности в Российской Федерации: цели, субъекты, правовые нормы

Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой систему направлений и мер воздействия государства на процессы страхования, деятельность участников страховых отношений для обеспечения защиты их прав и законных интересов, а также эффективного функционирования субъектов страхового дела.

Содержание и степень государственного регулирования страховой деятельности находится в прямой зависимости от уровня развития экономической системы. В условиях развитого страхового рынка государственное регулирование ограничено. В ситуации со слаборазвитой рыночной инфраструктурой государственное регулирование субъектов страховых отношений достаточно жестко регламентировано.

Государственное регулирование страховой деятельности проявляется посредством реализации следующих целей:

1) формирование законодательной и нормативной базы, определяющей единые правила и нормы функционирования субъектов страхового дела;

2) осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства и деятельностью страховщиков в целом;

3) обеспечение эффективного формирования и использования страховщикам страховых резервов и других фондов как основы исполнения их обязательств по компенсации ущерба (вреда);

4) создание организационных, экономических, информационных условий для эффективного развития страхового рынка и его инфраструктуры.

Государственное регулирование страхования проводится на основе законов и нормативных актов органами государственной власти.

Основными исполнительными органами государственной власти, осуществляющими непосредственное регулирование страховой деятельности, являются Министерство финансов Российской Федерации и Банк России (по состоянию на 03.03.2014 г. структурное подразделение – Департамент страхового рынка Банка России).

Министерство финансов Российской Федерации на современном этапе в сфере регулирования страховой деятельности решает следующие задачи:

1) выработка и реализация единой государственной политики в сфере страхования. Разрабатывает и обеспечивает выполнение Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации (последняя редакция документа представлена на период до 2020 года), Государственной программы «Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра» и т.п.;

2) разработка и принятие нормативных документов по регулированию деятельности страховых организаций и их объединений;

3) координация действий по участию профессионального объединения страховщиков (Всероссийского объединения страховщиков) в международных системах страхования.

В механизме государственного регулирования центральную и определяющую роль играют органы страхового надзора. На современном этапе исполнительным органом государственной власти решающим настоящие задачи является Банк России, в частности его структурное подразделение – Департамент страхового рынка Банка России (по состоянию на 03.03.2014 г.).

На орган страхового надзора – Банк России, возложены функции по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в части страховой деятельности, разработки требований по регистрации и лицензированию, контроля финансовой деятельности страховых организаций. В частности:

1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела.;

2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представленной ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности. В целях своевременного выявления рисков неплатежеспособности субъектов страхового дела орган страхового надзора проводит мониторинг деятельности субъектов страхового дела с применением финансовых показателей, характеризующих их финансовое положение и устойчивость к внутренним и внешним факторам риска;

3) выдача разрешений на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями, на увеличение уставного капитала страховых компаний за счет средств иностранных инвесторов;

4) принятие решения о назначении временной администрации, о приостановлении и об ограничении полномочий исполнительного органа страховой организации в случае ее несостоятельности (банкротства).

Государственное регулирование страховой деятельности реализуется посредством целенаправленного использования определенных методов. Методы государственного регулирования бывают:

1. Прямые методы. Представлены экономическим администрированием (участие через уполномоченные организации, например, государственные страховые компании), институциональным регулированием (установление конкретных условий функционирования, через лицензирование, правила страхования, страховые тарифы, страховую сумму, штрафы и т.п.), программированием и планированием (через разработку и выполнение программ, перспективных планов по развитию страховой деятельности, например, Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации), прямым финансовым регулированием (контроль за финансовой деятельностью страховых компаний посредством установления норм платежеспособности, уставного капитала, виды и объемы инвестиций и т.п.).

Читайте также:
Как получить корейское гражданство - Северной и Южной Кореи

2. Косвенные методы. Представлены косвенным финансовым регулированием (налоговое администрирование через налогооблагаемую базу, налоговые ставки, льготы и т.п.) и денежно – кредитным регулированием.

Деятельность государственных органов власти по регулированию страховой деятельности основана на соответствующих законодательных нормах.

Законодательство в сфере страхования является важнейшим фактором, определяющим эффективность развития страхового рынка в целом.

Страховое законодательство регламентирует:

– условия функционирования рынка страхования, включая допуск игроков на этот рынок и контроль за их деятельностью и финансовой устойчивостью;

– правила осуществления страхования, включая выплаты страхового возмещения и иные ключевые нормы взаимодействия страховщика и страхователя;

– обязанность осуществлять страхование определенных объектов, в зависимости от осуществляемого субъектом вида деятельности.

В страховом законодательстве выделяют определенные группы нормативных актов регулирования страховых правоотношений.

К числу первых относятся:

1. Конституция Российской Федерации. Не регламентирует страхование как таковое и не дает конкретных ссылок на регламентацию данного вида экономической деятельности, но содержит нормы, определяющие формирование системы обязательного и добровольного социального страхования и системы медицинского страхования.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая, глава 48 «Страхование». Определяет: основные понятие, применяемые в страховании; интересы, которые могут быть застрахованы; деление на отрасли страхования; принципы деления на обязательную и добровольную формы; форму договора страхования и его существенные условия; порядок заключения и прекращения договора страхования.

3. Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г. (с изм. от 28.12.2013 г.). Определяет: цели и задачи страховой деятельности в Российской Федерации; основные понятие, применяемые в страховании; деление на отрасли страхования; объекты страхования по отраслям страхования; условия обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций; надзор за деятельностью субъектов страхового дела, в том числе порядок лицензирования их деятельности; классификацию видов страхования.

Ко второй группе относятся:

1. Законы прямого действия, в которых страхование является основным объектом регулирования. Это законы об отдельных видах обязательного страхования, детализировано регламентирующие порядок осуществления конкретного вида обязательного страхования и определяющие все основные (существенные) условия договора по соответствующему виду обязательного страхования (по выбору):

– Федеральный закон от 29.11.2010 № 326 – ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в ред. от 25.11.2013 № 317 – ФЗ);

– Федеральный закон от 24.07.1998 № 125 – ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в ред. от 02.07.2013 № 185 – ФЗ);

– Федеральный закон от 25.04.2002 г. № 40 – ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в ред. от 25.12.2012 г. № 267 – ФЗ);

2. Законы непрямого действия, в которых страховые отношения являются неосновным объектом регулирования, но нормами закона вменяются субъекту (страхователю) обязанности страховать определенные виды рисков (по выбору):

– федеральные законы о статусе государственных служащих, занятых в различных органах и сферах исполнительной, законодательной и судебной власти, например, Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 20 «Меры социальной защиты судьи и членов его семьи») (в ред. от 25.11.2013 № 317 – ФЗ);

– федеральные законы, регулирующие порядок осуществления определенного вида экономической, профессиональной деятельности, например, Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ст. 8 «Независимость аудиторских организаций, аудиторов») (в ред. от 23.07.2013 № 251 – ФЗ);

– федеральные законы, регулирующие отношения в сферах деятельности, имеющих повышенный риск причинения вреда жизни и здоровью задействованных в них людей, например, Закон Российской Федерации от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (ст. 18) (в ред. от 02.07.2013).

3. Федеральные законы и решения (указы, постановления, приказы) органов исполнительной власти специального характера, регулирующие деятельность страховых организаций как субъектов страхового дела:

– Приказ Минфина России от 11.06.2002 № 51н «Об утверждении Правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни» (в ред. от 08.02.2012 № 22н);

Читайте также:
Как узнать историю автомобиля по VIN-коду или гос. номеру авто — проверка автоистории бесплатными и платными способами

– Приказ Минфина России от 09.04.2009 № 32н «Об утверждении Порядка формирования страховых резервов по страхованию жизни» (в ред. от 08.02.2012 № 22н);

Государственное регулирование страховой деятельности

Целью государственного регулированияявляется обеспечение формирования и развития эффективно функционирующего рынка страховых услуг; создание необходимых условий для деятельности страховщиков различных организационно-правовых форм; повышение с помощью страхования социальной и экономической стабильности в обществе, обеспечение выполнения обязательств сторонами договоров страхования, защита внутреннего страхового рынка от деятельности зарубежных организаций, получение государством налогов и сборов от осуществления страховой деятельности.

Государственному регулированию в страховании подлежат деятельность страховщиков и перестраховщиков (продавцов страховых услуг), деятельность страховых посредников, а также деятельность страхователей, застрахованных и потребителей страховых услуг.

Государственное регулированиестраховой деятельности, как правило, осуществляется при помощи специально создаваемых государственных организаций – органов государственного страхового надзора.

Основное значение при осуществлении государственного страхового надзора придается регулированию деятельности страховщиков на страховом рынке. Его первоочередная задача заключается в обеспечении выполнения страховыми организациями обязательств по договорам стра­хования. Возложение такой задачи на государство объясняется спецификой страхования.

Основным органом, уполномоченным осуществлять надзор за страховой деятельностью, является Минфин России и находящаяся в его ведении Федеральная служба страхового надзора. Она создана в соответствии с Указом Президента РФ от 09.04.2004 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за страховой деятельностью.

Основными функциями Федеральной службы по страховому надзоруявляются:

1) ведение общегосударственного реестра страховщиков и объединений страховщиков;

2) решение вопроса о выдаче лицензии на осуществление страховой) деятельности;

3) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспеченностью платежеспособности страховщиков;

4) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

5) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности;

6) обобщение практики страховой деятельности;

7) обеспечение гласности страховой деятельности (каждый, кто профессионально занимается страховой деятельностью, обязан опубликовать полную, правдивую и четкую информацию о своем финансовом положении, а Росстрахнадзор должен проверить, насколько достоверны опубликованные сведения);

8) поддержание правопорядка в отрасли. Росстрахнадзор рассматривает вопросы нарушений закона, принимает административные меры в отношении тех, кто действует вопреки интересам страхователей, выносит на рассмотрение коллегии вопросы об ограничении, приостановлении либо отзыве лицензии на право проведения страховой деятельности.

Росстрахнадзор не отвечает по обязательствам страховых организаций, не имеет права вмешиваться в их оперативную деятельность, в том числе и по вопросам осуществления страховых выплат[70].

Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностьюобладает следующими правами:

1.Производить проверки соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации о страховании и достоверности предоставляемой ими отчетности.

2. Получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности и информацию об их финансовом положении.

3. Обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства Российской Федерации и ликвидации предприятий и организаций, которые осуществляют страхование без лицензии.

4. Давать предписания страховщикам по устранению нарушений, в случае невыполнения предписаний приостанавливать, ограничивать действия лицензий вплоть до их отзыва.

Лицензированиестраховых операций страховщиков, которые осуществляют свою деятельность на территории России, осуществляется Федеральной службой по надзору за страховой деятельностью и носит обязательный характер.

Лицензии выдаются на осуществление имущественного страхования ответственности, добровольного и обязательного личного страхования, а также перестрахования, с указанием конкретных видов страхования, которые страховщик вправе осуществлять.

Общее положение о лицензировании, составе лицензии, владельцах лицензии, порядке выдачи лицензии на проведение страховой деятельности и контроле за использованием лицензии изложены в Условиях лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации от 12.10.1992 № 02-02/4 (с изм. и доп. от 31.12. 2002).

Приказом Росстрахнадзора утверждено Положение о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности от 26.06.1995 № 02-02/03 и от 10.08.1994 № 02-02/14.

Лицензия выдается на осуществление строго оговоренных в ней видов страхования. Она может быть выдана для осуществления страховой деятельности как на всей территории страны, так и в пределах отдельных регионов. Как правило, лицензия не имеет ограничения по сроку действия в некоторых случаях страховщикам выдается временная лицензия, где указывается срок ее действия.

Читайте также:
Список отделов ПФР Терский район, Кабардино-Балкарская Республика. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

Департамент страхового надзора обязан выдать лицензию в течение 60 дней со дня получения всех необходимых документов, а в случае отказа в выдаче лицензии, в течение того же срока сообщить страховой организации о причинах отказа.

Для получения лицензиистраховщику необходимо иметь уставный капитал (на день подачи документов), оплаченный за счет денежных средств в установленных законом размерах. В том случае, если страховая организация обращается впервые за получением лицензии на проведение страховой деятельности, оплаченный уставный капитал и иные собственные средства страховой организации должны обеспечивать осуществление планируемых видов страховой деятельности и выполнение принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования.

Страховщики, осуществляющие страховую деятельность на основании полученной ими лицензии, при обращении за получением лицензии на новые виды страховой деятельности должны выполнять следующие требования:

1) обеспечение финансовой устойчивости и выполнение нормативного соотношения активов и обязательств на последнюю отчетную дату по данным баланса, подтвержденного аудиторским заключением;

2) бизнес-план на год должен быть составлен исходя из прироста собственных средств, необходимых для развития новых видов страхования;

3) отсутствие действующих санкций за нарушение законодательства.

Для получения лицензии на осуществление страховой деятельности страховщик, прошедший регистрацию, должен предъявить следующие документы:

1) правила и условия страхования по видам операций; справки банков или иных учреждений, которые подтверждают наличие уставного фонда запасных или аналогичных фондов;

2) программу развития страховых операций на три года, включающую виды и объемы планируемых операций, расчет максимальной ответственности по индивидуальному риску, условия организации перестраховочной защиты;

3) статистическое обоснование применяемой системы тарифов, ставок и резервов.

Для получения лицензии на осуществление страховой деятельности юридические лица должны представить в Министерство финансов PФ следующие документы:

1) заявление установленной формы;

2) документы, которые подтверждают оплату уставного капитала: акт приема-передачи имущества, справка банка, а также другие документы;

3) учредительные документы: устав, который составлен в соответствии с действующим законодательством; протокол учредительного coбрания, решение о создании или учредительный договор; документ, подтверждающий государственную регистрацию юридического лица;

4) правила страхования с приложением к ним образцов форм договоров страхования и страховых свидетельств (полисов, сертификатов);

5) сведения о руководителе страховой компании и его заместителях по установленной форме;

6) экономическое обоснование страховой деятельности: план по перестрахованию (необходим в том случае, если максимальная ответственность по отдельному риску по договору страхования превышает 10% собственных средств страховщика); бизнес-план на первый год деятельности; план размещения средств страховых резервов; положение о порядке формирования и использования страховых средств; расчет соотношения активов и обязательств – представляется страховыми opганизациями, осуществляющими страховую деятельность не менее одного года; баланс с приложением отчета о финансовых результатах на последнюю отчетную дату;

7) расчет страховых тарифов с приложением использованной методики расчета с указанием источника исходных данных и структуры тарифных ставок.

При получении лицензии страховщик получает следующие документы:

1) лицензию, которая содержит такие сведения, как наименование страховщика и его юридический адрес; наименование видов деятельности, на проведение которых страховщик имеет право; номер лицензии и дата ее выдачи;

2) приложение к лицензии, содержащее перечень конкретных видов страхования, на проведение которых имеет право страховщик;

3) структуру страховых тарифов с отметкой органа страхового надзора;

4) правила по каждому виду страхования с отметкой органа страхового надзора.

Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью имеет право при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства о страховании налагать на страховщика следующие санкции: предписание, ограничение действия лицензии, приостановление действия лицензии а также отзыв лицензии.

Предписание представляет собой письменное распоряжение органа страхового надзора, которое обязывает страховщика в установленный срок устранить выявленные нарушения. Основаниями для дачи предписания являются:

Читайте также:
Что такое «Единая методика» расчета ущерба по страховому полису ОСАГО, и как она применяется?

1) несоблюдение установленных требований к нормативному соотношению между активами и страховыми обязательствами;

2) несоблюдение установленных правил формирования и размещения страховых резервов;

3)осуществление видов деятельности, которые не могут быть предметом непосредственной деятельности страховщиков в соответствии с законодательством;

4) непредставление в срок документов, которые были потребованы органами страхового надзора;

5) несообщение в установленный срок в орган страхового надзора об изменениях и дополнениях;

6) установление факта представления в орган страхового надзора недостоверной информации;

7) нарушение установленных требований о представлении отчетности в орган страхового надзора.

Приостановление действия лицензии – запрещение страховщику заключать и продлевать договоры страхования по всем видам страховой деятельности, на которые выдана лицензия.

Ограничение действия лицензии означает запрещение страховщику заключать и продлевать договоры страхования по отдельным видам страховой деятельности или на определенной территории.

Представление страховщиком в установленный срок документов, которые свидетельствуют об устранении нарушений, послуживших причиной для ограничения или приостановления действия лицензии, служит основанием для возобновления действия лицензии.

Отзыв лицензии — непредставление страховщиком в установленный срок данных документов. Он влечет за собой прекращение права юридического лица осуществлять страховую деятельность и исключение юридического лица из Государственного реестра страховщиков.

При принятии решений об отказе, приостановлении действия и аннулировании лицензий федеральная служба руководствуется заключением экспертной комиссии с обязательным привлечением лицензируемой организации. Решения о приостановлении, ограничении или отзыве лицензии, а также о возобновлении действия лицензии сообщаются страховщику и соответствующему налоговому органу в письменной форме и публикуются в печати. За выдачу лицензии со страховщика взимается специальный сбор.

Страховой надзор

В Российской Федерации система надзора осуществляется Банком России. Основы регулирования установлены в главе IV Закона РФ 4015-1 «Об организации страхового дела».

1. Надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее – страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела, а также в целях предупреждения неустойчивого финансового положения страховой организации.

Орган страхового надзора осуществляет анализ деятельности субъектов страхового дела в целях выявления ситуаций, создающих угрозу правам и законным интересам страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей и (или) угрозу стабильности финансового (страхового) рынка.

В случае выявления таких ситуаций орган страхового надзора вправе принимать меры, предусмотренные статьями 32.5-1, 32.5-2 и 32.6 настоящего Закона, а также в соответствии с федеральными законами осуществлять меры по предупреждению банкротства страховых организаций.

2. Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.

3. Страховой надзор осуществляется Банком России.

Содержательной частью надзорной деятельности является проверка соответствия реальной деятельности страховой компании деятельности, прописанной в лицензии а также:

  • проверка правильности формирования страховых резервов,
  • размещения активов,
  • обеспечения наличия свободных активов в размере не менее установленного нормативом,
  • а также пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке.

Стадии (фазы) надзора

Страховой надзор можно условно разделить на три стадии контроля: предварительную, текущую и последующую.

Предварительный контроль – принятие решения о выдаче лицензии на право осуществления страховой деятельности. С 2004 г. российской страховая практика максимально приблизилась к мировой: был введен запрет на проведения одним страховщиком страхования жизни и других видов страхования. Такой запрет на осуществление одним юридическим лицом одновременно страхование жизни и страхование рисков иных, чем страхование жизни, связан с различной процедурой регулиро-вания формирования страховых резервов и размещения активов страховщика.

Текущий контроль за деятельностью страховщика осуществляется как органами государ-ственного надзора, так и независимыми аудиторами. Предметом контроля при этом является ведение страховщиками финансовых операций – формирование страховых резервов, размещение покрывающих их активов, обеспечение наличия свободных активов в размере не менее установленного нормативом, а также соответствие деятельности выданной лицензии.

Последующий контроль осуществляется на основании проверки финансовой отчетности, предоставляемой страховщиками в органы страхового надзора. Страховщики обязаны опубликовать годовую отчетность о своей деятельности, бухгалтерский баланс и финансовые результаты деятельности по итогам отчетного года после подтверждения достоверности приведенных в них сведений независимыми аудиторами. Для этих целей в Российской Федерации сформирован институт независимых страховых аудиторов, основанный на специальном лицензировании их деятельности, про-верке квалификации и знаний страхового законодательства.

Читайте также:
Срок уведомления страховщика о страховом случае, образец и правила подачи заявления в 2022 году

С Механизм надзора и его инструменты

Ядром механизма осуществления надзора является лицензирование страховой деятельности, а важнейшими инструментами его осуществления являются дача предписания, ограничения действия, приостановление действия лицензии и отзыв (аннулирование) лицензии. Последнее означает ликвидацию страховой организации, процесс которой отрегулирован в Законе.

D Лицензирование

Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании статьи 32 Закона № 4015-1. Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. Без лицензии страховая деятельность считается незаконным предпринимательством со всеми вытекающими последствиями.

Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора следующий исчерпывающий список документов:

  1. заявление о предоставлении лицензии;
  2. учредительные документы соискателя лицензии – устав и учредительский договор;
  3. документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;
  4. протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов и утверждении на должности единоличного исполнительного органа и коллегиального органа соискателя лицензии;
  5. сведения о составе акционеров (участников);
  6. документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;
  7. документы о государственной регистрации юридических лиц-учредителей, а также аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для них предусмотрен обязательный аудит;
  8. сведения о руководителе, главном бухгалтере и руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;
  9. сведения о страховом актуарии;
  10. правила страхования по выбранным видам страхования с приложением образцов документов;
  11. расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
  12. положение о формировании страховых резервов;
  13. технико-экономическое обоснование (бизнес-план) осуществления видов страхования.

D1 Квалификационные требования

В статье 321 Закона зафиксирован перечень квалификационных требований к руководителю, главному бухгалтеру и страховому актуарию.

Руководители страховой организации должны иметь:

  • высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом об образовании, признаваемом в РФ, а также
  • стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации, обществе взаимного страхования и (или) в сфере финансов не менее 2 лет.
    Главный бухгалтер страховщика или главный бухгалтер страхового брокера должны иметь:
  • высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также
  • стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации и (или) брокерской организации, зарегистрированных на территории Российской Федерации
    Страховой актуарий должен иметь
  • высшее математическое (техническое) или экономическое образование, подтвержденное документом о высшем математическом (техническом) или экономическом образовании, признаваемым в Российской Федерации
  • квалификационный аттестат, подтверждающий знания в области актуарных расчетов.

Закон требует, чтобы и руководитель и главный бухгалтер субъекта страхового дела постоянно проживали на территории Российской Федерации.

D2 Сроки действия лицензии

Сроки действия лицензии прописаны в ст. 325. Если лицензия не является временной, то срок ее действия не ограничен, Временная лицензия может выдаваться не более чем на три года и срок ее действия может быть продлен по заявлению соискателя лицензии, если за прошедшее время не было установлено каких-либо нарушений страхового законодательства, либо они не были устранены в оговоренные сроки. Добавить информацию, о том, какое подразделение СК ответственно за получение и отслеживание лицензий: Получением или отслеживанием лицензии занимается либо юридических департамент, либо актуарный департамент.

D3 Управление лицензией

Согласно Статьям 326 и 328 Закона 4015-1 при выявлении нарушений страхового законодательства к субъекту страхового дела органом страхового надзора применяются следующие процедуры:

  • предписание об устранении нарушения,
  • ограничение действия лицензии,
  • приостановление действия лицензии,
  • отзыв лицензии.

E Предписание

Предписание дается в случае:

  1. осуществления субъектом страхового дела деятельности, запрещенной законо-дательством, а также деятельности с нарушением условий, установленных для выдачи лицензии;
  2. несоблюдения страховщиком требований по формированию и размещению средств страховых резервов;
  3. несоблюдения страховщиком требований к обеспечению нормативного соотношения активов и принятых обязательств (маржи платежеспособности);
  4. нарушения субъектом страхового дела установленных требований о представлении в орган страхового надзора установленной отчетности;
  5. непредставления субъектом страхового дела в установленный срок затребованных органом надзора документов;
  6. установления факта представления субъектом страхового дела неполной и (или) недостоверной информации и др;
Читайте также:
Пенсионный фонд в Залукокоаже - адрес, телефон, режим работы отделения

Получив предписание, субъект страхового дела должен в указанные в нем сроки устранить выявленных нарушения и представить подтверждающие это документы, которые будут рассмотрены органом страхового надзора в 30-дневный срок. Представление субъектом страхового дела документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений, является основанием для признания предписания исполненным.
Если предписание было не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, то далее следует ограничение или приостановление действия лицензии.

F Ограничение

Ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров страхования по отдельным видам страхования, договоров перестрахования, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры.

G Приостановление

Приостановление действия лицензии субъекта страхового дела означает запрет на заключение любых договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры. Решение органа страхового надзора об ограничении или о приостановлении действия лицензии подлежит опубликованию в официальном печатном органе в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования.

Возобновление действия лицензии после его ограничения или приостановления означает восстановление права субъекта страхового дела на осуществление деятельности, на которую выдана лицензия, в полном объеме. Основанием для возобновления действия лицензии является устранение субъектом страхового дела выявленных нарушений в установленный срок и в полном объеме.

H Отзыв

Отзыв лицензии означает прекращение страховой деятельности субъекта страхового дела, т. е. его ликвидацию. Согласно Статье 328 основаниями для прекращения страховой деятельности субъекта страхового дела являются

  • решение суда, а также
  • решение органа страхового надзора об отзыве лицензии, в том числе принимаемое по заявлению субъекта страхового дела.
  • в случае неустранения субъектом страхового дела в установленный срок нарушений страхового законодательства, явившихся основанием для ограничения или приостановления действия лицензии;
  • в случае, если субъект страхового дела в течение 12 месяцев со дня получения лицензии не приступил к осуществлению предусмотренной лицензией деятельности или не осуществляет ее в течение финансового года
  • в иных предусмотренных федеральным законом случаях;

Решение органа страхового надзора об отзыве лицензии подлежит опубликованию в официальном печатном органе в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования, если иное не установлено федеральным законом.

До истечения шести месяцев после вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан:

  • уведомить страхователей об отзыве лицензии, о досрочном прекращении текущих договоров страхования, перестрахования и (или) о передаче обязательств, принятых по договорам страхования (страхового портфеля), с указанием страховщика, которому данный страховой портфель может быть передан.
  • принять решение о прекращении страховой деятельности и начать процедуру ликвидации;
  • исполнить текущие обязательства, в том числе произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям;
  • осуществить передачу страхового портфеля другому страховщику, согласованному с органом страхового надзора. Орган страхового надзора не дает согласие на передачу страхового портфеля, если будет установлено, что страховщик, принимающий страховой портфель, не располагает достаточными собственными средствами, то есть не соответствует требованиям платежеспособности с учетом вновь принятых обязательств;
  • продолжать представление в орган страхового надзора бухгалтерскую отчетность ежеквартально.

Если эти обязательства не будут выполнены, то орган страхового надзора обязан обратиться в суд с иском о ликвидации субъекта страхового дела – юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела – физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Государственное регулирование экономики

Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.

Читайте также:
В каких случаях дети могут не платить алименты своим родителям?

Государственное регулирование экономики

Государственное регулирование экономики – определение термина

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) – комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.

Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.

Кредит под оборот эквайринга

Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.

Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.

Роль государства в экономике

Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:

  • создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;
  • проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;
  • распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.);
  • развитие научной деятельности;
  • контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;
  • регулирование отраслевой структуры экономики;
  • проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;
  • контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;
  • производство общественно необходимых благ.

На любые бизнес-цели без залога

Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.

Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.

Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Принципами ГРЭ являются:

  • Применять рыночные инструменты регулирования при наличии возможности их применения. Т.е. при прочих равных условиях, давать бизнесу возможности роста и развития, но при необходимости финансировать отрасли, непривлекательные для бизнеса.
  • Строить отношения с частным бизнесом на принципах государственно-частного партнёрства, исключая монополизацию отраслей и организаций.
  • Мероприятия ГРЭ должны быть направлены на поддержание стабильности экономического развития.
  • Осуществлять более жесткое ГРЭ в кризисные периоды, а также жестко контролировать сферу международных экономическо-политических отношений.
  • Обеспечение защищенности уязвимых групп населения путем перераспределения доходов.

Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.

Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.

Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.

like

20

smile

2

normal

4

sad

3

dislike

14

Статья 30. Надзор за деятельностью субъектов страхового дела

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 234-ФЗ в наименование статьи 30 внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

Статья 30. Надзор за деятельностью субъектов страхового дела

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 30 настоящего Закона

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 10 января 2021 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 514-ФЗ

1. Надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее – страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела, а также в целях предупреждения неустойчивого финансового положения страховой организации.

Орган страхового надзора осуществляет анализ деятельности субъектов страхового дела в целях выявления ситуаций, создающих угрозу правам и законным интересам страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей и (или) угрозу стабильности финансового (страхового) рынка.

Читайте также:
Выплаты алиментов с учетом плательщика и получателя: с матери, с отца, на содержание матери ребенка

В случае выявления таких ситуаций орган страхового надзора вправе принимать меры, предусмотренные статьями 32.5-1, 32.5-2 и 32.6 настоящего Закона, а также в соответствии с федеральными законами осуществлять меры по предупреждению банкротства страховых организаций.

2. Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 234-ФЗ в пункт 3 статьи 30 внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

3. Страховой надзор осуществляется Банком России.

Орган страхового надзора опубликовывает в определенном им печатном органе и (или) размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”:

1) разъяснения вопросов, отнесенных к компетенции органа страхового надзора;

2) сведения из единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

3) акты об ограничении, о приостановлении или о возобновлении действия лицензии на осуществление страховой деятельности;

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 22 августа 2021 г. – Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 343-ФЗ

4) акты об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности, а также о прекращении действия аккредитации филиала иностранной страховой организации;

5) иную информацию по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела);

6) нормативные акты, принятые органом страхового надзора в соответствии с настоящим Законом и другими федеральными законами.

ГАРАНТ:

О выдаче, приостановлении, возобновлении действия лицензий на осуществление страховой деятельности и отзыве лицензий, выданных страховым организациям, см. справку

4. Страховой надзор включает в себя:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 292-ФЗ в подпункт 1 пункта 4 статьи 30 внесены изменения

1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела, единого реестра саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка;

Информация об изменениях:

Пункт 4 дополнен подпунктом 1.1 с 22 августа 2021 г. – Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 343-ФЗ

1.1) аккредитацию на территории Российской Федерации филиалов иностранных страховых организаций;

2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

ГАРАНТ:

См. Положение Банка России от 22 декабря 2014 г. N 447-П “О кураторах страховых организаций”

Информация об изменениях:

Подпункт 3 изменен с 22 августа 2021 г. – Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 343-ФЗ

3) выдачу в течение 30 дней в предусмотренных настоящим Законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов (за исключением случаев увеличения доли иностранного инвестора в уставном капитале страховой организации в номинальном выражении в результате увеличения уставного капитала страховой организации за счет ее собственных средств), на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций;

Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 апреля 2010 г. N 65-ФЗ пункт 4 статьи 30 дополнен подпунктом 6, вступающим в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

6) принятие решения о назначении временной администрации, о приостановлении и об ограничении полномочий исполнительного органа страховой организации в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)”;

Информация об изменениях:

Пункт 4 дополнен подпунктом 7 с 22 августа 2021 г. – Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 343-ФЗ

7) принятие решения о назначении временной администрации иностранной страховой организации, решения о приостановлении полномочий руководителей филиала иностранной страховой организации по основаниям и в порядке, которые установлены статьей 33.6 настоящего Закона.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 234-ФЗ пункт 5 статьи 30 изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте также:
Какой бизнес самый выгодный и успешный на сегодняшний день

5. Субъекты страхового дела обязаны:

1) соблюдать требования страхового законодательства;

2) представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении, а также документы и информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством о несостоятельности (банкротстве);

Информация об изменениях:

Подпункт 3 изменен с 8 июня 2018 г. – Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 87-ФЗ

3) исполнять предписания органа страхового надзора, предусмотренные настоящим Законом, и представлять в установленные такими предписаниями сроки информацию и документы, подтверждающие исполнение таких предписаний;

4) представлять по запросам органа страхового надзора в установленные в этих запросах сроки информацию и документы, необходимые для осуществления страхового надзора, в том числе о своем финансовом положении;

Информация об изменениях:

Подпункт 5 изменен с 22 августа 2021 г. – Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 343-ФЗ

5) представлять в орган страхового надзора в порядке и сроки, которые установлены этим органом, сведения об открытии (закрытии) филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, сведения об их адресах (фактическом месте нахождения), документы, подтверждающие полномочия их руководителей, а также информацию об изменении указанных сведений;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 231-ФЗ пункт 5 статьи 30 дополнен подпунктом 6, вступающим в силу с 9 февраля 2016 г.

6) обеспечить возможность предоставления в орган страхового надзора электронных документов, а также возможность получения от органа страхового надзора электронных документов, в том числе через личный кабинет на официальном сайте органа страхового надзора в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”.

Информация об изменениях:

Пункт 5.1 изменен с 22 августа 2021 г. – Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 343-ФЗ

5.1. В целях своевременного выявления рисков неплатежеспособности субъектов страхового дела, за исключением иностранных страховых организаций, орган страхового надзора в установленном им порядке осуществляет мониторинг деятельности субъектов страхового дела с применением финансовых показателей (коэффициентов), характеризующих финансовое положение субъектов страхового дела и их устойчивость к внутренним и внешним факторам риска.

Мониторинг деятельности субъектов страхового дела осуществляется органом страхового надзора на принципах независимости, объективности, применения единых правил установления требований к субъектам страхового дела, комплексности, оперативности и обоснованности оценки их деятельности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 231-ФЗ статья 30 дополнена пунктом 6, вступающим в силу с 9 февраля 2016 г.

6. Предписания и запросы органа страхового надзора направляются субъектам страхового дела посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном органом страхового надзора. При направлении предписаний и запросов органа страхового надзора субъектам страхового дела в виде электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном органом страхового надзора, при условии, что орган страхового надзора получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.

Информация об изменениях:

Статья 30 дополнена пунктом 7 с 22 августа 2021 г. – Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 343-ФЗ

7. Положения настоящей статьи применяются к деятельности иностранных страховых организаций с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Государственное регулирование страховой деятельности в РФ

Гост

ГОСТ

Государственное регулирование страховой деятельности в РФ – это действия органов государственной власти, направленные на организацию функционирования и регламентацию деятельности страховых организаций в России.

Сущность государственного регулирования страховой деятельности

Государственное регулирование страховой деятельности призвано обеспечить создание рамочных условий, определяющих функционирование рынка страхования и обеспечивающих свободу этого функционирования субъектам рынка в пределах установленных рамок при принятии решений.

Государственное регулирование страховой деятельности направлено на достижение следующих целей:

  • во-первых, обеспечить стабильное и надежное функционирование страхового рынка;
  • во-вторых, обеспечить соблюдение субъектами страхового рынка требований законодательства при осуществлении деятельности;
  • в-третьих, повысить экономическую и социальную стабильность общества с помощью страхования;
  • в-четвертых, обеспечить исполнение обязательств участниками договора страхования;
  • в-пятых, защитить внутренний страховой рынок от вмешательства зарубежных субъектов страхования;
  • в-шестых, получить налоги и сборы в бюджетную систему страны от осуществления страховой деятельности.
Читайте также:
Срок уведомления страховщика о страховом случае, образец и правила подачи заявления в 2022 году

Объектом государственного регулирования страховой деятельности является деятельность:

  • во-первых, страховщиков и перестраховщиков;
  • во-вторых, страховых посредников;
  • в-третьих, страхователей, выгодоприобретателей и застрахованных.

Государственное регулирование страховой деятельности состоит в:

  • формировании нормативно-правовой базы в сфере страхования;
  • осуществлении контрольных полномочий за соблюдением требований законодательства участниками страхового рынка;
  • регулировании финансовой устойчивости страховых организаций и обеспечении выполнения ими взятых обязательств перед потребителями страховых услуг;
  • осуществлении контрольных полномочий за уплатой налогов и сборов субъектами страхового рынка;
  • применении санкций к участникам страхового рынка при невыполнении ими требований законодательства.

Необходимость государственного регулирования страховой деятельности

Страховая деятельность призвана обеспечить защиту имущественных интересов юридических и физических лиц при возникновении непредвиденных обстоятельств, стихийных бедствий и случайностей.

Готовые работы на аналогичную тему

Страховые события различаются по величине причиненного ущерба и характеру, в определенных случаях существуют очень высокие риски по суммам ущерба и количеству человеческих жертв. Деятельность страховых организаций отличается высокой долей ответственности за ее последствия, что требует вмешательства государства в регулирование этой деятельности.

Основной задачей государства в сфере регулирования страховой деятельности является формирование нормативно-правовой базы, определяющей порядок действий участников страхового рынка. В Российской Федерации действует закон об организации страхового дела в Российской Федерации, определяющий полномочия органов государственного управления в регулировании страховой деятельности.

Государственное регулирование страховой деятельности призвано утвердить на страховом рынке те организации, которые имеют прочную финансовую основу, а также препятствовать проникновению на рынок фиктивных и спекулятивных компаний, предотвращению сговоров, противозаконных соглашений, ограничивающих конкуренцию.

Государство применяет следующие способы регулирования страховой деятельности:

  • во-первых, формирование законодательной базы, регулирующей страховые правоотношения;
  • во-вторых, определение перечня обязательных видов страхования, призванных защищать интересы юридических и физических лиц, государства;
  • в-третьих, проведение налоговой политики в сфере страхования;
  • в-четвертых, формирование специального правового механизма, призванного обеспечивать надзор за созданием и деятельностью страховых организаций.

Для регулирования страховой деятельности создаются специальные государственные организации, призванные осуществлять страховой контроль, в России в настоявшее время это Департамент страхового надзора. Данный департамент обязан защищать застрахованных лиц посредством осуществления контроля над страховыми организациями. Основным механизмом реализации такой защиты выступает анализ правил страхования, представляемых на лицензирование. Эта практика носят распространенный характер, подразумевая прохождение обязательного лицензирования с учетом соответствия требованиям законодательства.

Органы государственного надзора за страховой деятельностью обеспечивают единообразие условий страхования или страховых полисов.

Задачи государственного регулирования страхового рынка

Государственное регулирование страхового рынка призвано решать следующие задачи:

  • во-первых, обеспечить максимальный прирост эффективности производства за счет применение механизмов страховой защиты и их развития;
  • во-вторых, обеспечить защиту интересов страхователей за счет контроля качества и количества страховых услуг, ограничения их стоимости;
  • в-третьих, достичь разных эффектов в виде снижения инфляции, роста инвестиционной активности и так далее;
  • в-четвертых, обеспечить упорядоченность страхового рынка и так далее.

Государственное регулирование стремится обеспечить качество страховой продукции за счет осуществления своей деятельности. Такое государство стремится к обеспечению добросовестной конкуренции на страховом рынке.

Государственное регулирование страховой деятельности направлено на искоренение нецивилизованных методов конкуренции. Государство контролирует рекламу страховых услуг, оценивает ее достоверность.

Государство стремится к повышению доверия физических и юридических лиц к деятельности страховых организаций, соблюдающих условия страхования, избегающих различных лазеек, обеспечивающих уход от исполнения обязательств при наступлении страховых случаев.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: