Личность несовершеннолетнего преступника: понятие и особенности

ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА

Центральным звеном криминологической характеристики любого вида преступности является личность преступника. Успешное предупреждение преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет направлено на личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин преступности, в ней отражаются все социальные процессы и явления, приводящие к совершению конкретного преступления, именно она является основным и важнейшим звеном всего механизма преступного поведения.

Проблема личности преступника относится к числу ведущих и вместе с тем наиболее сложных проблем криминологии. Данной проблеме посвящены многочисленные исследования и научные труды, в частности, таких авторов как Н.С. Артемьев, А.И. Алексеев, Ю. М. Антонян, П.С. Дагель, А.И. Долговая, В.Н. Кудрявцева, Н.С. Лейкина, А.Б. Сахарова, А.Р. Ратинова и т.д. Однозначного определения личности преступника нет, каждый из этих авторов раскрывая определение, вкладывает свое понимание данной проблемы. В таблице 1 представлены различные подходы ученых юристов к пониманию личности преступника.

Таблица 1 сравнительный анализ понятия личности преступника

Алексеев А.И. [1, с. 84]

Личность преступника – совокупность социально значимых свойств,

влияющих в сочетании с внешними условиями (ситуацией) на преступное поведение

Артемьев Н.С. [3, с. 106]

Личность преступника можно представить, как совокупность социально

значимых негативных свойств, развивающихся в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми

П.С. Дагель [5, с. 15]

личности преступника: «совокупность социально-политических,

психологических и физических признаков лица, совершившего преступление, имеющих уголовно-правовое значение»

А.И. Долговая [6, с. 119]

«тип криминогенной личности выражает определенную целостность

социально-приобретенных устойчивых личностных характеристик, определяющим в нем является несоответствие сознания и деятельности ценностно-нормативной системе, признаваемой обществом и государством, что повышает вероятность совершения такой личностью преступления в сравнении с личностью, ведущей себя в тех же условиях устойчиво правомерно»

В.Н. Кудрявцева [8,с. 124]

личность преступника – это не отражение конкретного преступника, а

абстрактное операционное понятие, включающее в себя главные черты и свойства, присущие тем, кто совершил уголовно наказуемое деяние.

Н.С. Лейкина [10, с. 6]

преступник как личность отличается от других людей тем, что

он совершил преступление вследствие присущих ему антиобще -ственных взглядов, отрицательного отношения к общественным интересам и выбора общественно опасного пути для реализации своего замысла или не проявления необходимой активности»

Как видно из таблицы, при всех различиях в понятиях, каждый ученый подразумевает совокупность социальных свойств, а также психологических характеристик лица совершившего преступление.

Следовательно, можно сделать вывод, что личность преступника – совокупность социально- психологических свойств и качеств человека, являющихся причинами и условиями совершения преступления.

Личность несовершеннолетних преступников имеет характерные особенности, изучение которых дает возможность выбрать наиболее целесообразные меры для исправления, индивидуальной воспитательной работы и эффективной профилактики, а также для своевременной коррекции личности подростков, характеризуемых асоциальным поведением, но еще не вставших на путь преступления [7, с. 13].

Особое значение анализируемой проблемы для преступности несовершеннолетних обусловлено, в том числе и тем, что в основе выделения данного вида преступности лежат в первую очередь социально-демографические и нравственно-психологические особенности личности преступника.

К социально-демографическим признакам относятся пол, возраст, род занятий, место жительства и т.п. Социально-демографические свойства личности преступника сами по себе не криминогенны. Но они связаны с условиями формирования личности и ее жизнедеятельности, взаимодействуют с ними, с потребностями и мотивацией, с социальными ролями личности. Поэтому социально-демографические признаки личности несовершеннолетнего преступника являются существенным компонентом обобщенного представления о личности несовершеннолетнего преступника и имеют большое значение для разработки и осуществления мер профилактики преступного поведения со стороны рассматриваемой возрастной категории. [4, с. 125]

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации как субъект официального статистического учета осуществляет формирование официальной статистической информации о количественных показателях рассмотрения федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями дел и материалов в порядке уголовного, гражданского производства и производства по делам об административных правонарушениях. Среди представленных им отчетов, нами был проанализирован отчет № 12 «Отчет об осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте».

Первым социально-демографическим признаком является половая принадлежность несовершеннолетних, которая подразделяются на лиц мужского и женского пола. Анализируя отчет №12 за три последних года (2013- 2015 г.) мы пришли к выводу, что большинство несовершеннолетних – лица мужского пола (92,7% – в 2015 г., 93,4% – в 2014 г. и 93 % – в 2013г.).91 Доля несовершеннолетних женского пола, как мы видим, незначительна (от 6,5% до 7,5%). Данное соотношение остается относительно стабильным на протяжении большого количества времени.

Таким образом, указанные данные подтверждают в криминологии положение, что преступность является преимущественно мужским явлением, обусловленным большей социальной активностью мужской части населения. Незначительность в структуре женского пола предопределяется не высокой нравственностью данных лиц и не большей их социальной сознательностью, а теми социальными условиями, которые определяют роль женщины в обществе и, как следствие, влияют на ценностную и мотивационную сферы.

Жизненные цели несовершеннолетнего лица, круг его интересов, образ жизни, его потребности во многом меняется с наступлением определенного возраста, что не может не сказываться на противоправных действиях [2, с. 20]. По этому поводу Л.М. Прозументов пишет: «С изменением возраста, естественно, происходит изменение самой личности, меняются ее социальные позиции, роли и функции, опыт, привычки, мотивация поступков, реакция на различные конфликтные ситуации и т.д.; все это оказывает значительное влияние на поведение несовершеннолетнего

лица. Возрастные особенности позволяют делать выводы о криминологической активности и особенностях преступного поведения лиц рассматриваемой возрастной категории» [11, с. 58].

Возраст несовершеннолетних, исходя из статистических данных, за период с 2013-2015 г., выглядит следующим образом: криминальная активность в большей степени характерна для лиц младшего юношеского возраста (16–17 лет) (в 2015 г. они составляют 72,4% , 2014 г. -70,5%, 2013г. -69,6 %).

Читайте также:
Порядок оформления сотрудников официально на двух и более работах - 2022 год

Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что удельный вес лиц подросткового возраста (14–15 лет) за период с 2013 по 2015 г., хотя и не сильно, но все же сократился на 2,8%. Однако изложенное не говорит об отсутствии необходимости профилактических действий по отношению к данной категории лиц, так как антиобщественные установки формируются у несовершеннолетних на раннем этапе развития.

Семейное положение. Большое влияние на формирование личности несовершеннолетнего оказывает семья. Семья – «…исключительно сложное и специфическое общественное образование, в котором проявляются моральные, психические, психологические, физиологические, сексуальные и хозяйственно-бытовые связи между небольшим кругом лиц (членов семьи), порождающих общность их судьбы, жизни и интересов» [9, с. 14].

88 http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3212 «Отчет об осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте» форма №12 Утверждена приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 30 мая 2016 г.

Влияние семьи на личность несовершеннолетнего может быть как позитивным, так и негативным.

Негативное влияние может выражаться в десоциализации и конфликтности.

Семейная десоциализация может быть связана либо с отрицательным влиянием семьи на несовершеннолетнего в форме целенаправленного формирования у него антиобщественных свойств или представления негативных стандартов поведения, либо в форме бесконтрольности со стороны семьи.

В семьях, в которых существует отрицательное влиянии родителей, как например – пьянство, скандалы, ссоры и холодное отношение с совершеннолетним, существует большая вероятность пресечения закона детьми в несовершеннолетнем возрасте. Также неудовлетворительные жилищные и материально-бытовые условия, воспитание ребенка одним родителем или вне семьи, оказывают пагубное влияние на формирование личности подростка.

Анализ статистических данных показал, что процент осужденных несовершеннолетних воспитываемых в семье с одним родителем на 2015 г. составляет 44,2%. Это примерно соответствует показателям 2014- 43,8%, 2013г. -44,8. Процент несовершеннолетних воспитываемых вне семьи на 2015г. составил 11,2%.

Таким образом, для большинства несовершеннолетних, характерно то, что они воспитывались в неблагополучных семьях. Воспитание несовершеннолетнего в неполной семье является более сложным и трудным, чем в полной. Это стало особенно очевидно в последние годы, когда процесс воспитания детей в денежном отношении стал более сложным.

Семейное неблагополучие представляет собой социально отклоняющееся поведение. Чем больше проблем проявляется в семейном воспитание, тем больше у несовершеннолетнего шансов встать на преступных путь.

Характеристика уровня образования несовершеннолетнего преступника имеет криминологическое значение, поскольку связана с культурой личности, ее социальным статусом, кругом контактов, жизненными планами и возможностями ее реализации.

Образование играет важную роль в формировании социально-положительных качеств личности, в значительной степени определяя ее интеллектуальный и культурный уровень. Высокий уровень образования в своей основе является антикриминогенным фактором. Он благоприятствует расширению круга полезных интересов, самосознания и ответственности личности, ее самоутверждению и тем самым способствует предупреждению вовлечения лица в преступную деятельность.

Недостаточный образовательный уровень ограничивает возможности несовершеннолетнего лица в принятии правильных решений в повседневном общении с окружающими людьми, препятствует формированию и закреплению у них общественно-полезных навыков поведения.

Невысокий образовательный уровень несовершеннолетних преступников обусловливает и специфику их социальных ролей. Незанятость всегда играла существенную роль среди факторов, формирующих социальную и криминогенную напряженность в обществе, а в условиях нестабильности экономики и негативных явлений в социальной сфере ее роль возрастает. Необходимо отметить, что в 2015г. почти 29,2% несовершеннолетних рассматриваемой группы на момент совершения преступления нигде не учились и не работали; чуть более половины несовершеннолетних преступников (68%) обучались в образовательных учреждениях, 2,8% – работали на временной или постоянной работе. В аналогичных процентных соотношениях находятся показатели 2014 и 2013 г.

Социально-демографические признаки личности несовершеннолетнего преступника дополняются нравственно-психологической характеристикой. В науке выделяют наиболее существенные, типичные психологические черты личности несовершеннолетнего преступника, но все они обладают определенной долей условности. Основное, по мнению ученых, это социальная деформация и дезадаптация его личности. Чаще всего она развивается постепенно, захватывая глубокие нравственные и иные важные социальные основы личности. Данный процесс ускоряется, если подросток попадает в так называемую криминальную молодежную субкультуру.

Наиболее типичными в науке считаются следующие психологические особенности личности несовершеннолетних, детерминирующие совершение ими преступных деяний:

– ложно понимаемое стремление к самовыражению, искаженное представление об одобряемых ценностях (смелость, дружба, солидарность);

– стремление к быстрому (сиюминутному) эффекту при получении приятных впечатлений и ощущений, тяга к острым ощущениям, эмоционально возбуждающим ситуациям, повышенная эмоциональная возбудимость;

– равнодушие к общественным проблемам, пренебрежение нормами общественной морали, плохое осознание общественных норм, рамок и ограничений, заниженное осознание чувства ответственности за свои поступки;

– обостренное чувство независимости, негативизм в отношении утверждений взрослых, быстрый переход к отчужденности от близких родственников и друзей;

– плохая социальная приспособляемость, гиперчувствительность к межличностным отношениям;

– стремление к подражанию;

– самоограничение источников информации, эгоизм, низкий уровень самокритичности, отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств, легкость отступления от всего, что связано с трудностями достижения цели;

– потребительская психология как доминанта жизненной стратегии.

Указанные психологические особенности сами по себе не являются причинами преступного поведения, но, подвергаясь воздействию неблагоприятных жизненных условий, нередко «заостряются», деформируются, повышая вероятность криминального поведения.

Подводя итог всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что среднестатистический несовершеннолетний преступник это лицо мужского пола, 16-17 лет, с образованием не выше основного общего, воспитываемый в неполной семье, или вне семьи, с низким уровнем правовой информированности, правосознания и правовой культуры, неполным или искаженным пониманием социальных норм и ценностей.

Социально-демографические, нравственно-психологические особенности личности несовершеннолетнего преступника, к сожалению, далеко не всегда учитываются законодателем в процессе разработки мер по контролю над преступностью несовершеннолетних и правоохранительными органами в предупредительной деятельности, что негативно отражается на их эффективности.

Читайте также:
Исковое заявление о возмещении вреда после признания брака недействительным. Актуальность 2022 год
Список литературы

1. Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. М., 1998, 336 с.;

2. Антонян Ю.М. Психология преступления и наказания / Ю.М. Антонян, В.Е. Эминов, М.И. Еникеев. : Юристъ – М.; 2000, 123 с.;

3. Артемьев Н.С. Криминология (курс лекций) / Ряз. гос. ун-т им. С.А.Есенина. – Рязань; 2007, 106 с.;

4. Гуров А. И. Криминология: учебник для студентов вузов / А.И. Гуров, Н.Ф. Кузнецова, В.В. Лунеев: Волтерс Клувер – М.; 2005, 645 с.;

6. Дагель П.С. Учение о личности преступника в советском уголовном праве. : Вариус -Владивосток; 2002, 453 с.;

7. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М., 1981, 276 с.;

8. Ильяшенко А.Н. Социальная среда в генезисе преступного поведения (особенности криминализации несовершеннолетних под влиянием социальной микросреды). – М., 2001. 340 с.;

9. Кудрявцева В.Н. Криминология / В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова: “ЮРИСТЪ” -М., 1999, 423 с.

10. Лебедева А.И. Семья несовершеннолетнего правонарушителя как объект профилактики преступлений: дис. канд. юрид. наук. М., 2000. 196 с.;

11. Лейкина Н.С. Личность преступника и уголовная ответственность: автореф. дис. д-ра юрид. наук. Л., 1968, 128 с.;

12. Прозументов Л.М. Криминологическая характеристика и предупреждение наркопреступности. Томск : Изд-во НТЛ, 2009, 276 с.

Особенности личности несовершеннолетнего преступника Текст научной статьи по специальности «Право»

На основе данных судебной статистики рассматривается личность несовершеннолетнего преступника . Проводится анализ ее по социально-демографическим, уголовно-правовым, нравственно-психологическим, социально-значимым физиологическим признакам. На основе данного анализа формулируется портрет современного несовершеннолетнего преступника .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Евгения Николаевна Федотова

Социально-демографические признаки личности несовершеннолетнего преступника: особенности современного состояния

О психологических особенностях личности несовершеннолетних преступников (на примере Республики Татарстан)

FEATURES OF THE PERSONALITY OF A MINOR OFFENDER

On the basis of the data of judicial statistics deals with the personality of the juvenile offender. Analysed sociodemographic, criminal-legal, moral-psychological, socio-important physiological characteristics. On the basis of this analysis, a portrait of a modern juvenile offender is formulated.

Текст научной работы на тему «Особенности личности несовершеннолетнего преступника»

УДК 343.915 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10327

ББК 67 © Е.Н. Федотова, 2019

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА

Евгения Николаевна Федотова, преподаватель кафедры криминологии и организации профилактики преступлений юридического факультета

Академия ФСИН России (390000, Рязань, ул. Сенная, д. 1) Е-таП: evgenija_kaz@mail.ru

Аннотация. На основе данных судебной статистики рассматривается личность несовершеннолетнего преступника. Проводится анализ ее по социально-демографическим, уголовно-правовым, нравственно-психологическим, социально-значимым физиологическим признакам. На основе данного анализа формулируется портрет современного несовершеннолетнего преступника.

Ключевые слова: несовершеннолетний преступник, личность несовершеннолетнего преступника, преступность несовершеннолетних.

FEATURES OF THE PERSONALITY OF A MINOR OFFENDER

Evgenia N. Fedotova, teacher of the department of criminology and crime prevention organization of the faculty of law Academy of the Federal penitentiary service of Russia (390000, Ryazan, ul. Sennaya, d. 1) E-mail: evgenija_kaz@mail.ru

Annotation. On the basis of the data of judicial statistics deals with the personality of the juvenile offender. Analysed socio-demographic, criminal-legal, moral-psychological, socio-important physiological characteristics. On the basis of this analysis, a portrait of a modern juvenile offender is formulated.

Keywords: juvenile delinquent, personality of juvenile delinquent, juvenile delinquency.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Федотова Е.Н. Особенности личности несовершеннолетнего преступника. Вестник Московского университета МВД России. 2019; (6): 147—150.

Преступность несовершеннолетних — социальное явление, характерное для любого общества, обусловленное совокупностью экономических, культурных, политических факторов. Это особая составляющая преступности, отражающая благосостояние, нравственные устои и моральный облик общества. Научными исследованиями в области криминологии установлено, что чем раньше человек совершит преступление, тем выше потенциальная вероятность того, что он продолжит преступную деятельность в зрелом возрасте, а преступления, которые он будет совершать, скорее всего, станут более тяжкими и циничными [7, с. 20-27].

Причины преступности несовершеннолетних многообразны. Ее центральное звено — человек, совершивший преступление, в данном случае — не достигший совершеннолетия. Научное исследование личности несовершеннолетнего преступника позволит создать необходимую теоретическую основу для разработки эффективного механизма противодействия преступности и прогнозирования индивидуального преступного поведения [4, с. 41].

В криминологической литературе встречаются различные точки зрения на порядок изучения личности преступника. На наш взгляд, наиболее приемлема структура, предложенная А.И. Алексеевым, согласно которой личность преступника необходимо характеризовать по следующим признакам: социально-демографические, уголовно-правовые, нравственные свойства и психологические особенности, социально-значимые физиологические признаки [2, с. 112].

Исходя из представленной структуры, на основании мониторинга данных судебной статистики1 проанализируем личность современного несовершеннолетнего преступника и преступлений, совершаемых данной категорией лиц.

Основным социально-демографическим признаком несовершеннолетнего преступника является его

1 При подготовке статьи использовались статистические данные Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации: Основные статистические показатели состояния судимости в России за 2008-2017 гг. // URL://http://www.cdep.-ru/index.php?id=79; Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2017 г. Форма № 12 // URL://-http://www.cdep.ru/index.php?id=79

возраст. В соответствии со ст. 87 УК РФ «несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет».

По данным судебной статистики, 69% преступлений несовершеннолетние совершают в возрасте 1617 лет. Данные показатели объясняются не только высокой криминогенной активностью молодежи в этом возрасте, но и тем, что до 16 лет несовершеннолетние подлежат уголовной ответственности за ограниченный ст. 20 УК РФ перечень преступлений. С 16 лет несовершеннолетние несут уголовную ответственность за все преступления, прописанные в УК РФ, этим и обусловлен столь высокий показатель.

Однако, в последние годы наблюдается тревожная тенденция к росту преступности среди лиц 14-15 лет. Так, по данным судебной статистки, в 2015 г. обозначенной категорией лиц было зарегистрировано 27,6% совершенных несовершеннолетними преступлений, в 2016 г. — 28%, в 2017 г. этот показатель увеличился до 31%, 2018 г. — до 32%. Если учесть тот факт, что лица в возрасте от 14 до 15 лет привлекаются к уголовной ответственности в основном за тяжкие насильственные и корыстные преступления, то выявленная тенденция не может не вызывать опасения. Уместно привести мнение профессора Ю.М. Антоняна, который утверждает, что «чем в более раннем возрасте подросток начинает совершать преступления, тем вероятнее, что он станет рецидивистом» [3, с. 3]. Разделяя его мнение, резюмируем, что данная ситуация нуждается в пристальном внимании общества и государства.

Читайте также:
Как вписать в страховку ОСАГО еще одного водителя – сколько стоит в 2022 году и какие документы нужны

Следующей важной характеристикой личности несовершеннолетнего преступника является его пол. В 93,5% случаев несовершеннолетний преступник — лицо мужского пола. Данный показатель обусловлен различиями между лицами мужского и женского пола в социальных, психологических и физиологических характеристиках личности, разницей их воспитания и интересов.

Отметим, что за последние три года наметилась тенденция снижения преступности среди несовершеннолетних девушек: в 2015 г. на их долю среди преступлений, совершаемых несовершеннолетними, приходилось 7,3%, в 2016 г. — 7,6%, в 2017 г. — 6,5%, 2018 — 6,9%. Можно констатировать, что существенно снизилась динамика пугающих темпов феминизации преступности несовершеннолетних, зарегистрированных в начале 2000 гг.

Это отразилось и на организации уголовно-исполнительной политики государства. Так, по данным ФСИН России, к 2012 г. число женских воспитательных колоний сократилось до двух, общая численность содержащихся в них девушек по состоянию на конец 2018 г. составляла всего 105 человек2.

Если проанализировать занятость и род деятельности несовершеннолетних преступников, то, согласно статистическим данным, на момент совершения преступления 68% из них были учащимися, 29% — не учащимися и не работающими. Таким образом, занятость несовершеннолетних, их род деятельности в настоящее время напрямую не влияет на криминальную активность несовершеннолетних.

Однако, отдельные ученые, изучавшие материалы уголовных дел несовершеннолетних преступников, установили факт отрицательного отношения либо полного отсутствия заинтересованности в обучении у 97% несовершеннолетних [5, с. 160]. Приведенная особенность препятствует развитию и социализации несовершеннолетних лиц, осложняет формирование социально-полезных навыков, ведет к примитивизации их активного поведения.

Большое влияние на формирование личности несовершеннолетнего оказывает его семья. Около 55% несовершеннолетних преступников воспитывались в семье с одним родителем либо вне семьи (детском доме, интернате и т.д.). Отметим, что исследования отдельных авторов показывают, что полные семьи около 65% несовершеннолетних преступников характеризовались устойчивой антисоциальной направленностью, а доход таких семей, как правило, был не высок [5, с. 160].

Далее перейдем к рассмотрению уголовно-правовых особенностей личности несовершеннолетнего преступника. Согласно статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, около 20% несовершеннолетних на момент совершения преступления имели не погашенную или не снятую судимость; 17% — состояли на учете в специализированном органе; доля лиц юридически не судимых, у которых судимость снята или погашена, освобождались от уголовной ответственности, подвергавшихся иным мерам воспитательного характера составляет около 10%. В сово-

2 Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних // URL://http://фсин.рф/struc-ture/inspector/iao/statistika/ Xar-ka%20v%20VK

купности данные показатели указывают на то, что среди несовершеннолетних преступников большая доля лиц, к которым ранее применялись различные меры уголовно-правового характера.

Следующим ярким уголовно-правовым признаком является то, что 78,2% совершаемых несовершеннолетними преступлений обращены против собственности. Однако следует понимать, что корысть в преступлениях несовершеннолетних не является единственным мотивом [1, с. 34]. Ю.М. Антонян отмечает, что часто несовершеннолетние идут на преступление, чтобы самоутвердиться, снискать авторитет среди сверстников. Преступное поведение у данной категории лиц полимотивированно, т.е. ими движут несколько мотивов, в большинстве случаев это самоутверждение и материальная выгода [3, с. 3].

Лидирующую позицию в преступлениях, совершаемых несовершеннолетними, занимают тяжкие преступления, на их долю приходится 43 %, на долю преступлений средней тяжести — 38%, небольшой тяжести — 12%, особо тяжкие — 6%. Кроме того, преступлениям, совершаемым несовершеннолетними, свойственны цинизм и избыточная жестокость, которая в ряде случаев является целью деяния. Совершая жестокие преступления, несовершеннолетние укрепляют свой авторитет среди сверстников, компенсируют свою интеллектуальную и социальную неполноценность.

Далее необходимо отметить, что несовершеннолетним свойственно совершать преступления в группе, о чем свидетельствуют статистические данные: на долю групповых преступлений несовершеннолетних приходится 51%. Подросткам в целом свойственно объединяться в группы. Наличие асоциальной или неполной семьи, отсутствие интереса к обучению и развитию служат катализатором этого процесса. Часто «компания» для несовершеннолетнего становится единственным местом для общения и самовыражения. Чтобы не потерять свое место в ней несовершеннолетний участвует в преступлениях, совершаемых этой группой.

Еще одной причиной объединения несовершеннолетних, по нашему мнению, является то, что в силу отсутствия опыта, интеллектуальной и физической неразвитости данной категории лиц в одиночку трудно совершить преступление.

Следующим признаком личности несовершеннолетнего преступника выступают его нравствен-

ные свойства и психологические особенности. Подростки в возрасте от 14 до 18 лет отличаются импульсивностью, противоречивостью, восприимчивостью, склонностью к подражанию. Обозначенный возрастной период детские психологи называют переходным, в это время наиболее динамично развивается мировоззрение, формируется собственное «Я», происходит становление личности. Находясь в неблагоприятной социальной среде или попадая под влияние антиобщественных элементов, несовершеннолетний может легко переориентироваться на противоправное поведение.

Катализатором распространения криминального мышления в подростковой среде также служат средства массовой информации, пропагандирующие насилие, компьютерные игры, и кинематограф, изобилующий насильственными мотивами. Все это не может не оставить след на восприимчивой психике ребенка.

Эмоционально-волевая сфера несовершеннолетних преступников характеризуется ослабленным чувством стыда, равнодушием к страданиям других лиц. Они вспыльчивы, лживы и агрессивны. Их отличает узость кругозора, они не читают книг, не интересуются искусством, не ориентируются в происходящих общественных и политических процессах, им свойственен глубокий правовой нигилизм, низкий духовный уровень, отсутствие культуры досуга. У данной категории несовершеннолетних вызывают интерес азартные игры, совместное употребление алкоголя, публичное выражение негативного отношения к общественным нормам поведения и морали, беспорядочные половые связи. По мере взросления такое поведение становится привычкой, которую эта категория лиц удовлетворяет при необходимости и общественно опасным или преступным методами [6, с. 13].

Читайте также:
Можно ли застраховать машину без водительского удостоверения

Заключительным элементом в структуре личности несовершеннолетнего преступника является его социально-значимые физиологические признаки. К ним относятся особенности физической конституции, здоровья, заболевания, осложняющие социализацию личности.

Основной социально-значимый физиологический признак несовершеннолетнего преступника — наличие алкогольной и наркотической зависимости, ведущей к деградации личности подростка, способствующей усилению агрессии, толкающей на необду-

манные поступки. Около 15% несовершеннолетних совершили преступления в состоянии алкогольного, наркотического либо иного опьянения. Отметим, что факт состояния опьянения на момент совершения преступления установить весьма сложно, поэтому реально этот показатель в разы больше.

Подводя итог проведенному криминологическому анализу, можно резюмировать следующее: современная преступность несовершеннолетних характеризуется стабильным ростом количественных показателей доли преступлений, совершаемых лицами в возрасте от 14 до 15 лет, групповым характером, преобладанием тяжких насильственных и корыстных преступлений. Несовершеннолетний преступник отличается стойким пренебрежением к обучению, развитию, труду. Причиной деформации его личности часто выступает отсутствие нормальной семьи, антисоциально-ориентированный круг общения.

1. Акчурин А.В., Беляков А.В., Бодяков В.Н. и др. Расследование преступлений, совершаемых в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: Моногр. Рязань, 2015.

2. Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций; 4-е изд., испр. и доп. М.: Щит-М, 2004.

3. Антонян Ю.М. Личность несовершеннолетнего преступника // Вестник ВИПК МВД России. 2013. № 2.

4. Афанасьева О.Р., Гончарова М.В. Криминологический портрет личности преступника // Вестник МГОУ. 2016. № 3. С. 40-49.

5. Голубничая Л.С. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего пре-

ступника // Амурский научный вестник. 2015. № 1. С. 158-172.

6. Голубничая Л.С. Преступность несовершеннолетних: криминологическая характеристика и проблемы предупреждения (по мат. Дальневосточного федерального округа): Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. Владивосток, 2011.

7. Грудинин Н.С. Личность несовершеннолетнего российского преступника и механизмы ее формирования // Научный Вестник. 2016. № 2. С. 20-27.

1. Akchurin A. V., Belyakov A.V., Bodyakov V.N. i dr. Rassledovanie prestupleniy, sovershayemykh v uch-rezhdeniyakh i organakh ugolovno-ispolnitel’noy sistemy: Monogr. Ryazan’, 2015.

2. Alekseev A.I. Kriminologiya: Kurs lektsiy; 4-e izd., ispr. i dop. M.: SHCHit-M, 2004.

3. Antony an Yu.M. Lichnost’ nesovershennoletnego prestupnika // Vestnik VIPK MVD Rossii. 2013. № 2.

4. Afanas’eva O.R., Goncharova M.V. Kriminologich-eskiy p ortret lichno sti prestupnika // Vestnik MGOU. 2016. № 3. S. 40-49.

5. Golubnichaya L.S. Kriminologicheskaya kharak-teristika lichnosti nesovershennoletnego prestupnika // Amurskiy nauchnyy vestnik. 2015. № 1. S. 158-172.

6. Golubnichaya L.S. Prestupnost’ nesovershennolet-nikh: kriminologicheskaya kharakteristika i problemy preduprezhdeniya (po mat. Dal’nevostochnogo federal’no-go okruga): Avtoref. diss. . kand. yurid. nauk. Vladivostok, 2011.

7. Grudinin N.S. Lichnost’ nesovershennoletnego rossiyskogo prestupnika i mekhanizmy ee formirovaniya // Nauchnyy Vestnik. 2016. № 2. S. 20-27.

Ювенальная криминология

Личность несовершеннолетнего преступника: понятие и особенности

Прежде чем дать определение личности несовершеннолетнего преступника, рассмотрим составляющие его понятия. В «Большом энциклопедическом словаре» дано определение: личность — 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности: 2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова преступник определяется как «человек, который совершает или совершил преступление». В основе этого определения единственный критерий — юридический. Личность преступника — понятие криминологическое.

В учебной литературе дано множество определений личности преступника. Профессор Ю.М. Антонян личность преступника определяет как «личность человека, который совершил преступление вследствие присущих ему психологических особенностей, антиобщественных взглядов, отрицательного отношения к нравственным ценностям и выбора общественно опасного пути для удовлетворения своих потребностей или непроявления необходимой активности в предотвращении отрицательного результата» 1 Криминология. Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Г. Эминова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1999. С. 126. .

Профессор А.И. Алексеев отмечает: «Под личностью преступника понимается совокупность ее социально значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями (ситуацией) на преступное поведение».

Авторы учебника «Криминология» под ред. В.Н. Бурлакова и Н.М. Кропачева определяют личность преступника как «совокупность социально-психологических свойств, которая при определенных ситуативных обстоятельствах (или помимо них) приводит к совершению преступления» 2 Криминология: Учебник / Под ред. В.И. Бурлакова, Н.М. Кропачева. СПб.: СПбГУ: Питер. 2002. С. 68. .

По-разному можно относиться к этим определениям: соглашаться или отмечать отсутствие полноты в раскрытии характерологических особенностей личности преступника.

Что касается личности несовершеннолетнего преступника, авторы учебников, рассматривая проблемы ювенальной преступности в Особенной части, при определении несовершеннолетнего преступника ограничиваются только его выделением из общих преступников по возрастному критерию.

Авторы ювенального словаря вовсе не дают определения личности несовершеннолетнего преступника.

Законодательство также не дает такого определения. В Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ раскрыты понятия: безнадзорный, беспризорный несовершеннолетний; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении. Именно этой категорией подростков чаще всего совершаются преступления.

несовершеннолетний преступник — это лицо с негативными социально-психологическими, нравственно-правовыми свойствами, признанное судом совершившим преступление до достижения совершеннолетия (в современной России — до 18 лет) в результате безнадзорности, беспризорности, нахождения в социально опасном положении или отрицательного влияния взрослых лиц.

В определении содержатся основные отличия несовершеннолетних преступников от взрослых. Сохранен главный юридический критерий — возраст.

Биография становления преступника охватывает предпреступный, предкриминальный период, для которого характерны обострение обстановки в микросреде (семья, школа), беспризорность, безнадзорность, совершение административных правонарушений, первый криминальный опыт (совершение преступлений небольшой тяжести, остающихся латентными). К этому периоду следует отнести на фоне разрастания конфликта в семье и школьном коллективе сближение несовершеннолетнего с ранее судимыми сверстниками или взрослыми лицами.

Читайте также:
НДС в государственном или муниципальном контракте по 44-ФЗ

Для криминального периода характерно завершение формирования механизма преступного поведения, элементами которого являются:

  1. антиобщественная направленность личности подростка с некоторым опытом правонарушающего поведения;
  2. образование негативных мотивов, внутренней причины совершения преступлений (корысть, месть и др.);
  3. движущей силой мотивов служат корыстные, эгоистические потребности и интересы.

При определенных условиях и обстоятельствах, отсутствии должного противостояния государственных и общественных институтов механизм преступного поведения «срабатывает», несовершеннолетний нарушает уголовный закон в целях удовлетворения своих негативных потребностей и интересов.

После суда личность несовершеннолетнего осужденного находится под воздействием норм уголовно-исполнительного законодательства, целями которого являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений.

Контролируют поведение условно осужденных несовершеннолетних уголовно-исполнительные инспекции, а в пенитенциарных учреждениях — сотрудники воспитательных колоний и следственных изоляторов.

Личность подростков, совершивших преступление в воспитательных колониях, исследует пенитенциарная криминология 3 См.: Пенитенциарная криминология: Учебник / Под ред. Ю.М. Антоняна, А.Я. Гришко, А.П. Фильченко. Рязань: Академия ФСИН России. 2009. , материалы этих исследований используются ювенальной криминологией. Особенностью является более высокий пенитенциарный рецидив несовершеннолетних по сравнению со взрослыми, отбывающими наказание в местах лишения свободы.

После отбытия или освобождения от наказания личность несовершеннолетнего преступника вступает в сложный постпреступный период. К этому времени, как показывают многочисленные исследования ювеналистов-криминологов, личность приобретает новые негативные свойства (отрицательные привычки, познания о тюремной субкультуре, умения скрывать следы преступления). Ложная героика криминальной деятельности способствует росту их авторитета среди «неискушенных» сверстников, побуждает к организации новых преступлений.

Предупреждение преступного рецидива среди несовершеннолетних — одна из значимых тем ювенальной криминологии и рассматривается нами в специальном разделе.

В обобщенном варианте можно выделить следующие особенности личности несовершеннолетнего преступника.

1. Среди ежегодно осуждаемых несовершеннолетних преступников лица женского пола не превышают 7-11%, а среди взрослых осуждаемых преступников женщины составляют 15% и более.

2. Психологическая предрасположенность несовершеннолетних к групповой форме противоправной деятельности. Среди ежегодно осуждаемых несовершеннолетних до 76% участвовали в групповых преступлениях, среди взрослых максимальное значение этого показателя достигало 40%. Многие подростки в преступлениях участвуют спонтанно, ситуативно, под влиянием групповой психологии.

3. Отсутствие жизненного опыта, криминальная микросреда, социально опасное положение несовершеннолетних способствуют их вовлечению в преступления взрослыми преступниками. За время наблюдений из числа осужденных несовершеннолетних свыше 30% преступление совершат с участием взрослых (при сохранении высокой латентности этого показателя). Опрос несовершеннолетних свидетельствует о том, что под влиянием и с участием взрослых ими совершено до 90% преступлений, причем ни при каких обстоятельствах они не заявили бы об этом правоохранительным органам. По мнению криминологов, несовершеннолетние — единственная источниковая база для самодетерминации общей, организованной, профессиональной преступности.

4. Несовершеннолетние преступники в большинстве своем воспитывались в проблемной семье: до 10-13% в суд попали из детского дома, интерната, около половины воспитывались в неполных семьях, до 60% имели ранее судимых близких родственников.

5. Личность несовершеннолетнего преступника имеет более сложную, чем у взрослых, мотивационную сферу. По материалам профессора В.Д Ермакова, наших исследований, при совершении подростками краж корыстные мотивы превалируют лишь в каждом третьем-четвертом случаях. Установлено, что несовершеннолетние совершают кражу зачастую из мести, из солидарности с группой, по легкомыслию. Предметы кражи выбрасываются, уничтожаются как не представляющие для них ценности. Отсутствие корыстной цели в данном случае влечет ответственность не по ст. 158 УК РФ (кража), а по ст. 167 — умышленное уничтожение или повреждение имущества.

6. Путь несовершеннолетних к преступлению по времени значительно короче, чем у взрослых, но более насыщен негативными воздействиями микросреды. Абсолютное большинство несовершеннолетних становятся жертвой насилия, побоев, истязаний, изощренной жестокости в семье, в неформальной группе по месту жительства, в учебных заведениях, особенно закрытого типа. Ответная реакция: месть, злость, применение полученного опыта расправы с противниками, не исключая жестокости, насилия в собственной практике.

Без изучения личности несовершеннолетнего преступника невозможно исследовать причины, условия и обстоятельства преступности несовершеннолетних. Как правило, эти проблемы исследуются в комплексе.

Рассмотрим некоторые наиболее значимые элементы структуры личности несовершеннолетних преступников.

Личность несовершеннолетнего преступника

Титова, А. И. Личность несовершеннолетнего преступника / А. И. Титова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 38 (224). — С. 162-163. — URL: https://moluch.ru/archive/224/52688/ (дата обращения: 02.02.2022).

Изучение личности преступника способствует успешному предупреждению отдельных преступных деяний, поскольку именно личность является исходным началом причин их совершения, основным и важным звеном всего механизма преступного поведения.

Исследование особенностей, присущих личности несовершеннолетних преступников, позволяет выбрать наиболее допустимые меры для исправления, способствует эффективной профилактике, а также индивидуальной воспитательной работе. Изучение личности несовершеннолетнего преступника представляет практический интерес — не только выявляются специфические причины и особенности механизма преступного поведения, но и появляются возможности «выработки воспитательно-предупредительных мер, особенно индивидуального характера, прогнозирования будущего поведения несовершеннолетнего преступника и молодежи…» [1, с. 85]

Основным критерием для выделения преступности несовершеннолетних из общей массы преступности служит возраст. «Именно возрастом обусловлены биологические, психологические и психические особенности личности. Возраст обуславливает определенный уровень развития сил, интеллекта, влечений и т. д. С первых лет жизни начинается процесс социализации личности, когда индивидом воспринимается окружающая действительность, в подсознании формируются определенные представления о ней, усваиваются социальные нормы. Как общественное существо человек складывается именно в детстве, на этот период приходится развитие интеллекта, умение анализировать и обобщать происходящие в окружающем мире события, способность предвидеть возможные последствия своей деятельности. Все это играет ключевую роль в дальнейшей жизнедеятельности» [2, с. 6].

Несовершеннолетние характеризуются специфическими особенностями психики, а именно − ее неустойчивостью, связанной с процессом становления личности, физического и духовного развития организма, полового созревания.

Читайте также:
Можно ли получить двойное гражданство в Украине, и чем это грозит местным жителям

В таком возрасте у подростков зачастую имеется искаженное понимание сущности таких понятий, как нравственность, смелость, дружба, ответственность, предательство. С этим связаны ошибки в оценке отдельных лиц, явлений, событий, неумение оценить человека в совокупности всех его свойств и качеств.

Из-за неустойчивости психики несовершеннолетние легко поддаются внушению со стороны взрослых преступников, попадают под их пагубное влияние.

Как справедливо указывает Е. В. Рыженкова, «на формирование идеалов несовершеннолетних правонарушителей большое влияние оказывает «коллектив улицы», в частности сверстники, имеющие опыт антисоциального поведения, имеющие такие качества личности, как агрессивность, лень, безответственность, нечуткость и пр». [3, с. 131]

«Важной особенностью подросткового возраста является стремление к идеалу. У подростков-правонарушителей идеал часто не соответствует нормам морали. Их героями зачастую становятся те, кто отождествляет собой силу, разбой и бандитизм» [4, с. 359].

Несовершеннолетних характеризует повышенная возбудимость, резкая смена настроения, обостренное отношение ко всему окружающему, эмоциональная неуравновешенность, неустойчивость психики, стремление к самостоятельности и самовыражению, избыток сил и энергии, инициативность, стремление к лидерству, внушаемость, склонность к подражательству, излишняя доверчивость.

«У несовершеннолетних преступников часто проявляются психопатические свойства, которые не связаны с наследственностью и получены преимущественно из-за неблагоприятной среды жизни, образования и воспитания» [5, с. 578–579].

Таким образом, личность несовершеннолетнего преступника определяют такие характеристики, как эмоциональные и волевые свойства, возрастные и половые признаки, социально-демографичекие и культурно-образовательные качества. Изучение указанных показателей в совокупности способствует успешному предупреждению отдельных преступных деяний, поскольку именно личность является исходным началом причин их совершения, основным и важным звеном всего механизма преступного поведения.

  1. Шайкова М. В. Психолого-криминологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. — 2015. — № 2(5). — С. 85–88.
  2. Грудинин Н. С., Галынская Д. С. Личность несовершеннолетнего преступника // Вестник Уральского Финансово-Юридического института. — 2016. — № 4(6). — С. 5–10.
  3. Рыженкова Е. В. Личность несовершеннолетнего преступника // Инновационная наука. — 2017. — № 2–2. — С. 130–132.
  4. Джанибекова Н. А., Зарипов Ш. А. Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних // Молодой ученый. — 2013. — № 7. — С. 357–359.
  5. Смирнов М. А., Шатова Г. Г. Некоторые особенности характеристики личностей несовершеннолетних преступников // Социально-правовая защита детства как приоритетное направление современной государственной политики: сб. мат. Межд. Науч.-практ. конф. — 2018. — С. 573–579.

Основные термины (генерируются автоматически): несовершеннолетний преступник, преступное поведение, исходное начало причин, неустойчивость психики, успешное предупреждение.

Подростковая преступность, её причины и пути преодоления

Изучение проблем подростковой преступности, равно как и преступности в целом, требует учёта той конкретной ситуации — политическойи социально-экономической, на фоне которого формируются и развиваются криминогенные процессы. К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время социально-экономический фон оказывает явно негативное воздействие на молодёжную, в том числе подростковую, среду.
В понятии «подростковая преступность» скрыты два термина: «преступность» и «несовершеннолетний преступник». Определений преступности бесчисленное множество. Более двух тысяч лет назад Сократ, обращаясь к своим слушателям, говорил: «Я решил, что перестану заниматься изучением неживой природы и постараюсь понять, почему так получается, что человек знает, что хорошо, а делает то, что плохо». В 30-е гг. XIX в. известный бельгийский учёный Адольф Жак Кетле считал, что к преступности надо относиться как к социальному злу. Известный австрийский психолог Фрейд рассматривал претупность как результат дефективного развития личности. Прежде всего, преступность есть форма социального поведения людей, нарушающая нормальное функционирование общественного «организма». Но такими нарушениями являются и аморальные поступки, и то, что называ¬ют отклоняющимся поведением. Из всех нарушений преступность наиболее опасна для общества. Кроме того, преступность — социально-правовое явление, ибо сама цифра преступности складывается из суммы совершённых в данном обществе и в данный период времени преступлений. Однако она имеет свои закономерности существования, внутренне противоречивые, связанные с другими социальными явлениями, которые часто ими определяются.
Преступность есть отрицательное социально-правовое явление, существующее в человеческом обществе, имеющее свои закономерности, количественные и качественные характеристики, влекущее негативные для общества и людей последствия и требующее специфических госу-дарственных и общественных мерконтроля за ней. Обязательное условие привлечения лица к уголовной ответственности — достижение им определённого возраста. Лицо является субъектом преступления и может быть привлечено к уголовной ответственности, если оно в момент совершения преступления достигло 16 лет. Таково общее правило. В тоже время за ряд тяжких преступлений, например убийство, грабёж, изнасилование, закон устанавливает уголовную ответственность с 14 лет.
Несовершеннолетние в возрасте 14—16 лет достигают такой степени умственного и волевого развития, которая позволяет им критически осмыслить свои поступки. В этом возрасте они могут осознавать общественную опасность своих действий и в состоянии контролировать их. В то же время бережное отношение общества к несовершеннолетним прослеживается даже после совершения последними противоправного деяния. Это можно проследить в особенностях привлечения их к уголовной ответственности.
Причины преступлений несовершеннолетних. В повседневной жизни возникает множество криминогенных ситуаций. Они связаны с преступлениями некорыстными, корыстными, против чести и достоинства, против здоровья и жизни. Повседневная жизнь богата различными
эксцессами, на которые косвенно влияет наша рассеянность, непредусмотрительность и легкомыслие. Порой насилие, даже немотивируемое, провоцируется подростками, которые хотят испытать себя и своих приятелей на степень жесто¬кости. Исчезло разделение между несовершеннолетними преступниками из богатых и бедных семей.
1. Отрицательное влияние семьи. Существенные дефекты семейного воспитания проявляются в переходе на преступный путь конкретных подростков. В большинстве случаев преступлений, совершённых несовершеннолетними, установлено наличие прямого отрицательного влияния правонарушающего поведения со стороны родителей и других старших членов семьи (злоупотребление алкоголем, грубость и жестокость, тунеядство, образ жизни, не соответствующий легальным доходам, и т. д.). Низкая культура в таких семьях во многом обусловливает противоправное поведение самих родителей или неправильное воспитание ими своих детей.
2. Отрицательное влияние в ближайшем окружении: бытовом, учебном, производственном и т. д. Эта причина особенно значима в связи со стремлением несовершеннолетних включиться в группу для совместного времяпрепровождения. Дорожа пребыванием в такой группе, они стремятся подрожать лидерам и быть на них похожими внешне и в поведении. Наряду с прямым разлагающим воздействием пьяниц и хулиганов, отрицательное влияние на поведение подростка могут оказать наблюдение подростком действий и ситуаций, порождающих у него неправильное представление о «допустимости» и безнаказанности преступных действий определённого вида, а также действий, свидетельствующих о разрыве между словами и поступками воспитателей.
3. Подстрекательство со стороны взрослых преступников.
4. Длительное отсутствие определённых занятий у несовершеннолетних, оставивших учёбу.
5. Пьянство среди подростков.
6. Ответственность за преступления несовершеннолетних.
По каким причинам подростки совершают пресступления?
1. Отрицательное влияние семьи и воспитателей-родителей — 23 %.
2. Материальные трудности — 18 %.
3. Неблагополучная обстановка в семье — 16%
4. Безнаказанность — 15 %.
5. Отрицательное влияние ближайшего окружения – 25 %.
6. Отрицательное влияние Интернета — 3 %.
Чаще всего подростки совершают преступления под влиянием ближайшего окружения. Это ещё раз доказывает, что социализация личности в подростковом возрасте не завершена и влияние окружения, как положительное, так и отрицательное, слишком велико. Ответы подростков подтверждают, что в наше время снижается роль семьи в формировании личности представителей подрастающего поколения.
Какие меры предупреждения необходимо использовать, чтобы уберечь подростков от преступления?
1.Разъяснение специалистами статей закона — 34 %.
2.Обсуждение закона в семье — 29 %.
3.Издание специальной литературы — 15 %.
4.Спецкурсы, факультативы по правовой те¬матике — 22 %.
Как вы считаете, нужно ли усиливать на¬казания для несовершеннолетних?
1.Усилить наказания — 87 %.
2. Оставить наказания такими, какие они существуют в данный момент — 13 %.
Из этого следует, что подростки не остаются равнодушными к вопросу о наказании несовершеннолетних.
Таким образом, подростковая преступность требует всестороннего и глубокого изучения. Первоначальный и основной акцент при работе с несовершеннолетними необходимо делать на индивидуальном подходе, который позволяет учесть личностные особенности подростка. Предупреждение противоправного поведения несовершеннолетних лежит в основе ранней профилактики в работе с родителями и детьми.
Направления работы по преодолению сопротивления воспитанию:
1. Ориентация на позитив в ребёнке, стимулирование самопознания и саморазвития, включение в деятельность, создание противовеса негативу.
2. Принцип социальной адекватности воспитания: знание особенностей окружения, окультирование ребенка, привлечение его к творческой деятельности.
3. Индивидуализация воспитания: не критика, а поддержка ребенка, сравнение его с другими, а самим собой, стремление сделать его активным участником своего изменения.
4. Принцип социального закаливания: предоставление ребенку возможности высказывать СВОЮ точку зрения и обуче¬ние его способом преодолевания трудностей.
5. Педагогический оптимизм, заинтересованность в судьбе подростка, социальный аванс, создание ситуации успеха, развитие веры и го, что он многое сможет сделать.
6. Ориентация самостоятельность, самовоспитание, самоанализ, самореализацию.
Для того чтобы положительные интересы превратились в соответствующие поступки, детям нужна помощь и поддержка учителя. Много кратные порицания, выговоры, различного рода наказания не воспринимаются такими учениками. Они болезненно реагируют на действия педагогов, унижающих или выставляющих их в неприглядном свете, доказывающих их несостоятельность. Протест таящихся проявляется в виде грубых нарушений дисциплины и порядка. Сопротивление агрессия — это не злодейство, а способ утверждения, чем-то другим они не овладели.
Исследования показали, что несовершеннолетние не имеют жизненно важных целей.
Их потребности ограничиваются текущими делами или развлечениями. Поэтому подростку следует помочь в постановке задачи саморазвития: научить его планировать, представлять будущие действия, их результаты, уметь предвидеть последствия правонарушения, осуществлять самоконтроль и самовоспитание.
Необходимо стимулировать становление самооценки. В подростковом возрасте она может колебаться от очень завышенной с: самой низкой. Во многом ока зависит от оценки личности родителями, учителями, референтной группой. Для личностного самопределения важна ориентация на положительные стороны своего «я». Деструктивная критика «борцов с недостатками» способна развить в каждом ребёнке неадекватную, за-ниженную самооценку, убеждение, что он — «никто» и «ничто».
Самооценка влияет на самоконтроль и саморегуляцию поведения. Подростку, имеющему низкую самооценку, трудно общаться с другими людьми, так как он принижает свою личность. Чтобы повысить самооценку, он ча¬сто унижает других. Такой подросток зависим от сверстников, лидеров, внушаем. Увеличивается вероятность немотивированных правонарушений: «Мне сказали. », «Все пошли, и я пошёл».
Заниженная самооценка — это красным семафор для будущей успешности в общении с другими людьми, в жизни и труде. Установлено, что каждый третий правонарушитель;; воспитывался в семье, в которой он постоянно сталкивался с резко отрицательным поведением родителей: систематическими пьянками, скандалами, развратом, жестокостью, преступлениями.
В неблагополучной семье у детей не реализуется самая важная потребность — психологическая потребность во внимании и любви со стороны родителей. А. С. Макаренко говорил, что у таких ребят в глазах отсутствует радость завтрашнего дня. Поэтому они стремятся к общению со сверстниками вне семьи. Здесь они находят и понимание, и внимание и признание. Здесь никто их не ругает за неуспеваемость и проступки. Напротив, их ободряют и поддерживают. Группе, как установлено, присуще гораздо более отрицательное; отношение к моральным и правовым нормам общества, чем каждому из её членов в отдельности. Члены таких групп пьянству г употребляют наркотики, сквернословят, совершают мелкие кражи, правонарушение Итак, 1/3 правонарушителей, наиболее ярко;: сопротивляющихся воспитанию, выходят из неблагополучных семей.
Воспитание подростка не терпит назойливой опеки, но без разумного контроля подросток может испытывать случайные влечения и подвергаться посторонним влияниям. Многие правонарушения – следствие безнадзорности подростков, отсутствие надлежащего контроля в семье.
Современные дети не такие, какими были мы. Сопротивление воспитанию будет нарастать. Причины этому — глобализация, расширение сфер деятельности, информационные потоки. Рождаются другие дети, которые не терпят насилия. Мы обучили их правам, они Хорошо владеют, в отличие от многих взрослых, инструментариями информационно-компьютерной цивилизации, имеют высокий творческий потенциал.
Помните, что работа с трудным ребёнком – это работа с его душой!

Читайте также:
Кассационная жалоба на решение суда о защите чести достоинства и деловой репутации - бланк 2022

Поддержка и развитие: «Реактив Медиа»

Тех.поддержка сайта: 8 (4152) 42-09-58, digital@kamgov.ru

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© 2001–2022, Официальный сайт исполнительных органов государственной власти Камчатского края.
Все права защищены.

Криминологическая характеристика личностных особенностей несовершеннолетних преступников

Статья посвящена выявлению личностных особенностей несовершеннолетних, совершивших преступления. Рассматриваются выявленные в процессе криминалистических исследований особенности личности несовершеннолетних преступников. Рассматриваются возрастные особенности физических, психических и социальных качеств несовершеннолетних преступников.

Ключевые слова

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА, ЛИЧНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА, ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРЕСТУПНИКИ

Текст научной работы

Проблема изучения личности преступника является одной из самых сложных исследований в криминологии. Значимость исследования личности преступника состоит в том, что лицо, которое совершило преступление — это его волеизъявление и иногда оно производно от его сущностной характеристики и особенностей. Авторы до сих пор спорят по определению термина личности. Потому что личность — это непредсказуемый субъект который не находит полного четкого определения и закрепления ни в одном из трактатов научных современных исследований.

Для точной и полной картины понимания личности преступника необходимо вспомнить слова авторов по данному исследованию: со слов В.А. Шаповалов: «успешное предупреждение любого преступления, …, возможно, если будут найдены причины и условия их совершения, а это сложно сделать, не исследовав личность преступника, внутренние побуждения которой являются основным звеном механизма преступного поведения» [1] нужно исследовать именно внутренние побуждения в личности и то, что может их спровоцировать, побудить и направить в то или иное направление.

Г.А. Аванесов определяет личность преступника как «человека, виновно совершившего общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой уголовной ответственности» [Ошибка! Источник ссылки не найден.] . Данное определение больше подходит к уголовно-процессуальной направленности, но то же безусловно имеет место быть.

А.И. Долгова в своем исследовании считает что, «тип криминогенной личности выражает определенную целостность социально-приобретенных устойчивых личностных характеристик, определяющим в нем является несоответствие сознания и деятельности ценностно-нормативной системе, признаваемой обществом и государством, что повышает вероятность совершения такой личностью преступления в сравнении с личностью, ведущей себя в тех же условиях устойчиво правомерно» [2].

Читайте также:
Что такое переуступка прав аренды нежилого помещения: коротко о главном

Проведя анализ нескольких направлений исследований ученых можно сделать вывод, что структура личности преступника, где-то наиболее раскрыта, где-то обобщена.

Говоря о личности несовершеннолетнего преступника, многие авторы остановились на том, что это определение ограничивается лишь возрастными рамками. Изучая проблему ювенальной преступности в Особенной части, других критериев, отличавших личность несовершеннолетнего преступника от общего понятия личности преступника, авторы найти не сумели.

В ювенальном словаре отсутствует понятие личность несовершеннолетнего преступника, соответственно и его определения. Определение данного понятия не раскрывается и в Законодательстве. Тем не менее, в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ раскрываются такие понятия, как: беспризорный несовершеннолетний, несовершеннолетний, который находится в социально опасном положении и безнадзорный [4]. В большинстве случаев, преступления совершаются именно этими категориями подростков.

Личность несовершеннолетнего преступника представляет собой личность человека, не достигшего восемнадцатилетнего возраста, который совершил преступное деяние при определенных условиях и обстоятельствах в силу индивидуальных социально-психологических особенностей.

Чтобы исследовать условия, причины и обстоятельства преступности несовершеннолетних, необходимо тщательно изучить личность несовершеннолетнего преступника, так как эти проблемы между собой взаимосвязаны и исследуются комплексно.

Как правило, несовершеннолетние преступники обладают привычками, склонностями и устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения.

Такое поведение выражается в демонстрации пренебрежительного отношения к окружающим, пристрастии к компьютерным играм, умышленном создании конфликтных ситуаций, культивировании неприязни к лицам другой национальности, проявлении озлобленности, ожесточенности и мстительности.

«На формирование идеалов несовершеннолетних правонарушителей большое влияние оказывает коллектив улицы» [5], а именно сверстники, которые имеют опыт антисоциального поведения, обладающие такими качествами личности, как агрессивность, лень, безответственность. Важной особенностью подросткового возраста является стремление к идеалу. У подростков-правонарушителей идеал часто не соответствует нормам морали. Их героями зачастую становятся те, кто отождествляет собой силу, разбой и бандитизм. Из-за того, что у данного типа исследования психика неустойчива в этот возрастной период времени несовершеннолетние легко поддаются внушению со стороны взрослых лиц, попадают под их отрицательное влияние.

Исследователи подчеркивают, что «у несовершеннолетних правонарушителей наблюдается эмоциональная неуравновешенность ограниченность, агрессивность, склонность к неадекватным реакциям на обыденные ситуации» [6]. Согласно статистике по данной группе преступлений можно обозначить характерные особенности деяний, совершенных несовершеннолетними:

  • среди субъектов, совершающих преступления, преобладают представители мужского пола;
  • преступления, в большинстве случаев, совершаются группой, которой нередко руководит взрослый;
  • как правило, потерпевшими от незаконных действий несовершеннолетних оказываются родственники, знакомые, друзья или иные лица, которые более слабы морально или физически;
  • преступления совершаются в то время, когда отсутствует контроль со стороны родителей;
  • способы совершения имеют легко отслеживаемые отличительные особенности (они копируются из сюжетов фильмов, обладают неоправданной жестокостью, использованием интернет-технологий);
  • мотивами совершения преступлений могут быть: протест, вызов, просто развлечение, корысть, влияние и давление со стороны других лиц;
  • «преступления зачастую происходят рядом с домом, местом учебы» [4];
  • способам скрытия совершенного деяния не свойственна продуманность.
Читайте также:
Как заполнить новый расчет по страховым взносам через форму в электронном сервисе

В последнее время происходит прогрессивное увеличение показателей: преступления с использованием информационных технологий; насильственные деяния; преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств.

В настоящее время типология подростков-преступников и правонарушителей базируется на их роли в группах и дефектов характеров:

  • примитивные нужды ставятся в приоритет (пищевые, сексуальные, наркотические, спиртные и пр.) при стремлении удовлетворять их различными запрещенными способами и средствами;
  • инициаторы неформальных преступных объединений, организаторы (со стабильным набором асоциальных направлений: деспотизмом, враждебностью, безжалостностью, стяжательством, паразитизмом, рвением к лидерству различными средствами и путями и прочее);
  • индивидуумы, не обладающие собственными взглядами, личными моральными устоями, отчасти слабовольные и выступающие как исполнители чужой воли;
  • аффективные, испытывающие непрерывное чувство обиды, фрустрации, переоценивающие себя и проявляющие заносчивость, надменность, враждебность к окружающим и т. д;
  • неустойчивые (противоборство и конфликт между позитивными и негативными побуждениями).

Личность несовершеннолетнего преступника определяют такие характеристики, как эмоциональные и волевые свойства, возрастные и половые признаки, социально-демографические и культурно-образовательные качества. Анализ и исследование перечисленных показателей в совокупности способствуют более прогрессивному предупреждению отдельных преступных деяний, поскольку именно личность является исходным началом причин их совершения, основным и важным звеном всего механизма преступного поведения.

Таким образом, личность несовершеннолетнего преступника можно охарактеризовать следующим образом: Личность несовершеннолетнего преступника представляет собой личность человека, не достигшего восемнадцатилетнего возраста, который совершил преступное деяние при определенных условиях и обстоятельствах в силу индивидуальных социально-психологических особенностей.

Читайте также

  1. Шахбанова Х.М.
  1. Ефремова А.А.
  1. Ефремова А.А.
  1. Черных К.В.
  1. Хафизова И.Р.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [Текст]// Собрание законодательства Российской Федерации. –2016. –№ 26 (часть 1). — Ст. 3851.
  2. Шаповалов В.А. Криминологическая характеристика личности дезертира [Текст] / В.А. Шапавалов // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2007. — № 1–2 (1). — С. 54 — 59.
  3. Артюшина О.В. Криминологическая характеристика насильственной преступности в современной России [Текст] / О.В. Артюшина // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2015. — № 2 (20). — С. 19.
  4. Анисимова Я.Б. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника [Текст] / Я.Б. Анисимова // Таврический научный обозреватель. — 2016. — №11-2 (16). — С. 60–66.
  5. Богданова Э.Ю. Несовершеннолетние преступники: особенности психического развития [Текст] / Э.Ю. Богданова, В.А. Шуняева // Социально-экономические явления и процессы. — 2016. — №11. — С. 197–200.
  6. Самоделкин С.М. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение [Текст] / С.М. Самоделкин, С.Л. Сибиряков. — Волгоград: Волга, 2001. — С. 130.

Цитировать

Черных, К.В. Криминологическая характеристика личностных особенностей несовершеннолетних преступников / К.В. Черных. — Текст : электронный // NovaInfo, 2021. — № 122. — С. 91-93. — URL: https://novainfo.ru/article/18285 (дата обращения: 02.02.2022).

Поделиться

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника

Бельский Алексей Иванович, начальник кафедры уголовно-правовых дисциплин Белгородского юридического института Министерства внутренних дел РФ, кандидат юридических наук, доцент, подполковник полиции.

Ягодин Роман Сергеевич, преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Белгородского юридического института Министерства внутренних дел РФ, кандидат юридических наук, майор полиции.

В статье рассматривается криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника.

Ключевые слова: личности преступника, личность несовершеннолетнего преступника, нравственно-психологическая характеристика личности подростка.

Criminological characteristics of the personality of a juvenile criminal

A.I. Belsky, R.S. Jagodin

Belsky Alexey I., the chief of the chair “Criminal law disciplines” Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the candidate of jurisprudence, the senior lecturer, the lieutenant colonel of the police.

Jagodin Roman S., the teacher of the chair “Criminal law disciplines” Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the candidate of jurisprudence, the major of the police.

The juvenile offenders’ personalities has the prominent features studying of which gives the chance to choose the most reasonable measures for correction, individual educational work and effective prevention, and also for timely correction of the teenagers’ personalities characterised by unsocial behaviour, but yet not followed a crime way.

Key words: criminal’s personality, juvenile offender’s personality, moral-psychological characteristic of the teenager’s personality.

В настоящие время преступность несовершеннолетних становится определенной, отображающей социальное настроение граждан, совершенство законодательных инициатив и проводимой перспективной политики государства. Участие государства в жизни молодежи есть неотъемлемый постулат политики, который мы наблюдаем во многих принятых законах, ведь рассматриваемые вопросы касаются будущего страны в целом.

Несовершеннолетними и при их участии совершено каждое десятое преступление, а их общее число в настоящее время постоянно увеличивается. В целом преступления, связанные с несовершеннолетними, составляют 10 – 12% в структуре преступности.

В качестве характеризующего состояния преступности среди несовершеннолетних следует отметить рост корыстно-насильственных преступлений, представляющих повышенную общественную опасность.

Как отмечает К.Е. Игошев, “. преступность несовершеннолетних представляет собой одну из относительно самостоятельных сторон такого многосложного явления, как общая преступность. Эта относительная самостоятельность проявляется в своеобразии некоторых причин преступности несовершеннолетних, в специфической характеристике динамики преступности несовершеннолетних, наконец, в особенностях личной стороны” [6, с. 13].

В результате изучения правонарушений несовершеннолетних выяснилось, что чаще всего подростки совершают противоправные деяния под непосредственным влиянием сверстников, а также их вовлекают в совершение преступлений взрослые лица. Важнейшим условием формирования личности “трудного” подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия, алкоголизм родителей или родственников, их аморальное поведение и т.д. Однако можно отметить, что и в благополучных семьях, где вокруг несовершеннолетнего создается любящая атмосфера, невнимание не обладающих достаточной педагогической культурой родителей приводит к формированию личности с негативными последствиями.

Читайте также:
Что такое индивидуальная материальная ответственность работника?

Изучение личности несовершеннолетнего преступника относится к числу ведущих и вместе с тем наиболее сложных проблем криминологии. Хотелось отметить, что данной проблеме посвящено немало научно-практических исследований. Личность преступника всегда выступает в качестве одного из основных направлений криминологической характеристики изучения любого вида преступности. Таким образом, можно отметить, что криминология как наука, по сути, изучает личность преступника, однако такие исследования являются особенностью, потому что они в силу природы изучения объекта менее универсальны, чем исследования социально-экономических, культурных ценностей, что обусловлено индивидуальностью каждого человека.

Следовало бы отметить, что выработанные меры контроля над преступностью, а также предупреждения правонарушений в целом и отдельных ее видов становятся невозможными без изучения особенностей личности несовершеннолетнего преступника, поскольку именно личность является носителем причин преступности, в ней отражаются все социальные процессы и явления, приводящие к совершению конкретного преступления, она является основным и важнейшим звеном всего механизма преступного поведения.

Особое значение рассматриваемой проблемы для преступности несовершеннолетних обусловлено в том числе и тем, что в основе выделения данного вида преступности лежат в первую очередь социально-демографические и нравственно-психологические особенности личности преступника.

Рассматривая личность несовершеннолетних, совершающих преступления, необходимо отметить, что их криминальная активность возрастает по мере увеличения возраста, но в силу возрастных особенностей характеризуется специфическим набором психологических свойств и качеств, небезразличных в криминологическом плане. Но в настоящее время идет омоложение подростковой преступности, молодежь не достигает возраста уголовной ответственности, соответственно, не попадает в общеуголовную статистику. Это подвергается воздействию криминогенных факторов, лежащих в первую очередь в сфере условий жизни и воспитания, нередко они обостряются, повышая тем самым вероятность преступного поведения; проблемы нейтрализации негативных процессов, связанные с ранней криминальной активностью подростков, являются актуальными для большинства стран мирового сообщества.

Личность несовершеннолетнего преступника имеет характерные особенности, сознание, психика несовершеннолетнего преступника отличается от взрослого, таким образом, можно выбрать наиболее целесообразные и эффективности меры по предупреждению преступлений.

Нравственно-психологическая характеристика личности подростка-преступника включает в себя совокупность различных качеств, определяющих типичные формы поведения, которые отражают отношение личности к социальным ценностям; для несовершеннолетних характерно не только физическое развитие, но и психологическое, которое заключается в наличии ряда состояний в деятельности личности.

Основным определяющим фактором при рассмотрении личности несовершеннолетнего преступника является его возраст. С ним связаны определенные биологические, психологические и психические изменения в структуре личности. Следовало бы отметить, что процесс развития человека начинается с раннего возраста, именно в детстве у него развиваются интеллект, умение анализировать окружающие явления, способность предвидеть возможные последствия своих действий, развиваются такие волевые качества, как настойчивость, целеустремленность, активность, чувство собственного достоинства, стремление к самостоятельности. Все это влияет на поведение несовершеннолетнего и совершение им противоправных правонарушений.

В общей структуре личности несовершеннолетнего легко уживаются положительные и отрицательные качества. Формирование негативных черт у несовершеннолетнего сопровождается интенсивными изменениями в его сознании и физиологии, психологическими особенностями подросткового периода. Отдельные акты поведения подростка не всегда выражают его социальную сущность, а подчас объясняются возрастными особенностями или совершаются под воздействием внешних факторов [4, с. 22].

Для несовершеннолетних вообще и несовершеннолетних преступников в частности характерно культивирование возрастных различий (разница в один год и более часто признается существенной). На этой основе могут возникать даже межличностные конфликты, ведущие к совершению преступления [3, с. 481].

Заканчивая характеризовать личность несовершеннолетнего преступника, следует отметить: утверждать, что при совершении преступлений закономерно остаются следы, указывающие на то, что преступление совершено подростком, на наш взгляд, нельзя.

Следовало бы подчеркнуть ряд факторов, снижающих степень причастности несовершеннолетнего преступника к совершению преступления: влияние на него организованной преступности; вовлечение его взрослыми преступниками; совершение преступлений в группах, а также наличие у них опыта совершения преступлений и противодействия органам внутренних дел.

Как время, так и место совершения несовершеннолетними преступлений особенностей не имеет. Особенности совершения краж:

  • реже, чем взрослые, несовершеннолетние совершают кражи из охраняемых объектов, меньше объем похищенного;
  • при совершении квартирных краж непосредственный исполнитель, как правило, знакомый потерпевшего; несовершеннолетние чаще всего проникают в квартиры с помощью специально похищенных ключей.

Особенности совершения грабежей и разбоев:

  • при грабежах, совершенных несовершеннолетними, вдвое чаще потерпевшими становятся подростки;
  • несовершеннолетние вдвое чаще, чем взрослые, применяют холодное оружие, в пять раз больше – баллончики со слезоточивым газом;

Говоря о сбыте имущества, добытого преступным путем, необходимо отметить, что после совершения разбоев и грабежей имущество, как правило, сбывается сразу. Устойчивых каналов сбыта не выявлено, его осуществляет сам преступник. Часть похищенного оставляет себе или безвозмездно распространяет среди сверстников.

Литература

  1. Алуханов Е.О. Криминология: учебник. Алматы: Учеб. издат., 2008. С. 429.
  2. Гусейнов А.Б. Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей // Юридические науки. 2008. N 2. С. 28.
  3. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология: учебник. М.: Юристъ, 2007. С. 481.
  4. Овчаренко З.В. К вопросу об изучении личности несовершеннолетнего виновного // Российский судья. 2008. N 9. С. 22.
  5. Татьянина Л.Г. Предварительное расследование уголовных дел о групповых преступлениях несовершеннолетних: монография. Ижевск, 1999. С. 9.
  6. Игошев К.Е. Опыт социально-психологического анализа личности несовершеннолетнего правонарушителя. М., 1971. С. 13.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. –> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: