Как разговаривать с сотрудником ГИБДД если остановили? Права водителя при остановке полицией.

Правила общения с гаишником (Часть первая)

Информирован – значит вооружён. Водитель должен знать не только Правила дорожного движения, но и свои гражданские права
Права и ответственность сотрудников ГИБДД, действующие нормативные правовые акты, то есть должен обладать определённой правовой культурой

Часть 1. Остановка «по требованию»
Информирован – значит вооружён. Водитель должен знать не только Правила дорожного движения, но и свои гражданские права, права и ответственность сотрудников ГИБДД, действующие нормативные правовые акты, то есть обладать определённой правовой культурой. Без этого автомобилист рискует стать дойной коровой для мошенников, взяточников и недобросовестных работников Госавтоинспекции.

Аксиомы общения с гаишником (Часть первая)
Без необходимости – не останавливать!
Остановка автомобиля по требованию должностного лица ГИБДД – это правовой акт, с которого обычно начинается диалог «инспектор – водитель» и который может иметь серьёзные последствия для обеих сторон.

Остановка ТС и её причины регламентируются нормативными документами МВД: приказом МВД РФ № 329 от 01.06.98 г. и Наставлением по работе ДПС ГИБДД МВД, утверждённым приказом МВД РФ № 297 от 20.04.99 г. (далее по тексту Наставление ДПС). Основания для остановки ТС прописаны в п.13.7 Наставления ДПС и п.2 приказа № 329. Советую читателям запомнить названия документов и ниже упомянутых пунктов, помеченных жирным шрифтом, т.к. упоминание их в разговорах с гаишниками демонстрирует Вашу юридическую грамотность.

Запрещается останавливать ТС без необходимости (п.13.7 Наставления ДПС). Хотя любую проверку можно мотивировать поиском угнанной машины или проведением спецоперации. Но в любом случае при обращении к Вам сотрудник ДПС должен назвать внятно свою должность, звание, фамилию и сообщить о причине остановки Вашего ТС (п.18.2 Наставления ДПС). Если инспектор ДПС не представился по форме и не объяснил, почему остановил Ваш автомобиль, то его действия могут быть расценены как нарушение служебной дисциплины (п.2 приказа № 329). Законность таких действий можно оспорить в суде.

Предъявите документы!
Проверку документов, согласно п.13.7 Наставления ДПС, разрешено производить на стационарных постах. Автомобиль с окраской и надписью ДПС ГИБДД на обочине дороги не является ни стационарным постом, ни контрольным постом милиции, ни контрольно-пропускным пунктом. Таким образом, наиболее распространённая ситуация, когда ТС останавливается просто на обочине дороги для проверки документов (а это излюбленные места инспекторов ДПС на ул. Мухина, перед пересечением с Зейской, на Игнатьевском шоссе, около НИИ СОИ, Новотроицкое шоссе и многие другие) является нарушением законодательства со стороны работников Госавтоинспекции.

В самом начале беседы инспектор ДПС произносит обычно стандартную фразу: «Сержант ДПС областного ГАИ такой-то, предъявите документы». Подобное требование нельзя рассматривать как объяснение причины остановки. И чтобы предотвратить развитие ситуации в незаконном русле, лучше всего задать инспектору прямой вопрос о причинах остановки, на который тот обязан дать ответ на основании п.18.2 Наставления ДПС.

Ход конём
Имейте в виду, что инспектор ДПС может попытаться оправдать законность остановки, предъявив Вам обвинение в совершении административного правонарушения. Обычно в такой ситуации предъявляются претензии по ремням безопасности. Но даже если Вы ехали с непристёгнутыми ремнями, такое развитие событий говорит о том, что инспектор в момент остановки этого не видел. А значит, остановив Вас, он совершил правонарушение в виде самоуправства, ответственность за которое предусмотрена ст.19.1 КоАП РФ. То есть доказательства Вашей вины были получены инспектором с нарушениями закона, а их использование недопустимо в соответствии с ч.3 ст.26.2 КоАП РФ.

При общении с инспектором ДПС Вы можете заявить, что во время движения Вы были пристёгнуты ремнями и требований ПДД не нарушали. К тому же остановку ТС инспектор объяснил проверкой документов, а не непристёгнутыми ремнями. Вы также можете указать на незаконность остановки такой фразой: «Проверку документов, согласно п.13.7 Наставления ДПС, можно проводить только на стационарном посту. Обочина дороги таким постом не является. Объясните, на каком основании Вы допускаете нарушение закона и моих прав – приказом МВД № 329 это квалифицируется как нарушение Вами служебной дисциплины». Далее инспектор ДПС либо пожелает Вам счастливого пути, либо попытается перейти в наступление, чтобы «оправдать» свои действия.

Некоторые гаишники пытаются выйти из ситуации, заявляя, что они якобы называли причину остановки. В таких случаях рекомендую весь диалог с инспектором записывать на диктофон или на мобильный телефон, оборудованный функцией записи голоса. Наличие такой записи при обжаловании действий гаишника позволит точно установить, что инспектор ДПС нарушил Ваши права.

Перед началом записи рекомендуется произнести вслух текущие дату и время, а также место события. Если Вы делаете запись в присутствии свидетелей, например, Ваших пассажиров, это только добавит Вам очков.

Часть 2. Избегаем конфликта
Зачастую результат встречи с инспектором ГИБДД зависит от поведения самого водителя — его умения выдержать нейтральный тон разговора. И чтобы избежать конфликта, необязательно быть тонким психологом — достаточно помнить, что инспектор тоже человек. Спокойствие водителя, особенно если оно подкреплено определённой эрудицией, может стать хорошим способом самозащиты.

Читайте также:
Постановка на учет мотоцикла - документы и порядок действий

Всему своё место и время
Наставление ДПС накладывает ограничения на места, в которых запрещается останавливать ТС. Это, как правило, участки дорог с ограниченной видимостью до и после поворота, перед перекрёстками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах. Почему-то в нарушение этих требований инспекторы ДПС часто останавливают автомобилистов в местах закрытых поворотов.

Вы можете смело подвергнуть сомнению законность Вашей остановки в таких местах. Даже если Вы и совершили нарушение, действия остановившего Вас инспектора ДПС также будут являться нарушением закона. А, как известно, лицо, совершившее нарушение, не может быть привлечено к ответственности, если нарушены процедуры, установленные законом.

Кроме того, остановка транспортных средств должна осуществляться на минимально короткий срок (п.13.8 Наставления ДПС). Если инспектор ДПС начинает из-за Вашего упорства злоупотреблять своим служебным положением — например, «сочинять» протокол целых полчаса, а то и больше, — укажите ему, что, в соответствии со ст.28.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении должен быть составлен немедленно после выявления правонарушения. А если учесть, что при заполнении протокола инспектор должен написать не более 20-30 слов (на что требуется минуты две-три), то получасовая процедура оформления документа тоже является незаконной.

Человеческий фактор
В случае возникновения конфликта сотрудник ДПС не вправе, руководствуясь личными чувствами к участникам дорожного движения, изменять в сторону ужесточения объявленную меру административного воздействия за совершённое правонарушение. Тем не менее, если Вас остановили за нарушение ПДД, имейте в виду, что сам выбор меры воздействия (штраф или предупреждение, размеры штрафа) будет во многом зависеть от того, как Вы себя поведёте.

Взаимоотношения водителя с инспектором ГИБДД в значительной степени зависят от умения водителя понять психологию инспектора (ведь на посту он остаётся человеком — с определённым набором личностных характеристик, которые могут быть Вам несимпатичны или безразличны, а иногда и неприятны) и в соответствии с этим правильно выстроить свою линию поведения.

С другой стороны, Ваше поведение тоже может вызвать у инспектора определённую реакцию: располагающую, уважительную, нейтральную, негативную или резко отрицательную.

В любом случае, во время общения будьте вежливы. Не начинайте разговор с отрицательных фраз. Ни при каких обстоятельствах не переходите на личности. Поэтому уже с первых контактов постарайтесь найти или создать атмосферу доверительную, в крайнем случае нейтральную.

По уму провожают
Если Вы явно нарушили ПДД и прекрасно это понимаете, то отрицать свою вину глупо. В этом случае лучше извиниться и понести заслуженное наказание. Можно, конечно, «поторговаться», указать на причины, из-за которых Вы допустили нарушение.

Когда нарушение малозначительно или неочевидно, то есть было совершено вынужденно (например, проезд на жёлтый сигнал светофора при выезде на перекрёсток), а наказание грозит несоизмеримое, видимо, целесообразно попробовать убедить инспектора в чрезмерности его обвинений. Как известно, КоАП РФ устанавливает диапазон (вилку) штрафа, и величина его зависит от воли инспектора. Отсюда и возможность для «торга».

Но чтобы аргументированно возражать инспектору, надо хорошо знать ПДД, законы РФ, приказы МВД РФ, то есть нормативные правовые акты, регулирующие дорожное движение. Показывать свои знания и эрудицию надо тактично, не унижая человека, не задевая его гордости и самолюбия. Для убедительности возите с собой Правила дорожного движения и Кодекс об административных правонарушениях — много места они не занимают, а пользу могут принести большую.

Нередко инспекторы и сами не слишком хорошо знают ПДД, поэтому Ваша осведомлённость может их убедить, и они предпочтут не связываться с эрудитом.

Если «мирные» переговоры не помогли, намекните, что обязательно обжалуете действия инспектора в правовом русле. Но только без излишних угроз в адрес инспектора, так как это ни к чему хорошему не приведёт. Делайте всё в рамках закона.

Помните, что при возникновении конфликтных ситуаций, претензиях, по требованию участников дорожного движения инспектор обязан сообщить номер своего нагрудного знака и предъявить, не выпуская из рук, служебное удостоверение, а также разъяснить право и порядок обжалования своих действий (п.18.9 Наставления ДПС). Также в соответствии с Законом РФ «О милиции» и Правилами дорожного движения (п.2.4) лица, обладающие правом проверять у водителя ТС документы, обязаны предъявить по требованию водителя служебное удостоверение и позволить водителю переписать из него необходимые реквизиты (несмотря на наличие нагрудного знака).

Часть 3. Тет-а-тет с инспектором
Водитель, которого останавливает инспектор ДПС, имеет право оставаться в автомобиле. А административное задержание водителя разрешается не более чем на три часа.

Закон доброй воли
Необходимость выйти из машины у водителя возникает только в случаях, перечисленных в Наставлении ДПС (п.18.4), а именно:

Читайте также:
Можно принудить приватизировать квартиру и разделить по долям?

— для досмотра автомобиля, чтобы проверить соответствие номеров двигателя и кузова записям в техпаспорте ТС;
— для досмотра водителя, если есть основания полагать, что он нетрезв, или если водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления или причастны к ДТП;
— для участия водителя в составлении документов или оказания помощи другим участникам дорожного движения;
— для устранения технической неисправности автомобиля.
Однако, чтобы было удобнее разговаривать, водитель может по собственной инициативе выйти навстречу инспектору. Но никогда не семените к нему на полусогнутых и с протянутыми дрожащими руками, в которых судорожно сжаты документы. Если даже Вас остановили за нарушение ПДД, имейте чувство меры. В общем, если Вас не просят, можете не выходить, а отдать документы через окно и спокойно ждать решения инспектора.

Если Вам невнятно объясняют причину остановки или она явно надумана, или же Вас насторожило что-то ещё, попросите у гаишника служебное удостоверение и перепишите его данные и номер нагрудного знака к себе в блокнот. Одно это может предупредить возможные незаконные действия со строны инспектора.

Инспекторы ДПС часто приглашают водителя сесть в их служебный автомобиль – якобы для обсуждения факта нарушения ПДД и для составления протокола, а иногда без всякого объяснения причины. В патрульной машине они продолжают или начинают разговор с водителем о совершённом им нарушении и о предусмотренном за это наказании или выясняют: пили Вы или не пили накануне спиртное. При этом нередко проверяют автомобилиста на дачу взятки.

Известны случаи, когда, спровоцировав водителя на дачу взятки, милиционеры с помощью видео- и аудиотехники фиксировали этот факт, впоследствии же суд приговаривал таких водителей к вполне реальным срокам, как бы парадоксально это ни звучало.

Но чаще сотрудники ДПС провоцируют водителей на дачу денег с банальной целью – получения взятки, что в большинстве случаев отвечает интересам обеих сторон. В таких случаях ставка за допущенное нарушение, как правило, снижается вдвое, а деньги, минуя длинную цепь перечислений, сразу попадают в карман стражей порядка.

В этих ситуациях каждый ведёт себя так, как ему позволяют его воспитание, совесть, характер и жизненная позиция, а также существо совершённого им правонарушения.

Однако водитель должен знать следующее:

— он может отказаться от приглашения сесть в служебный автомобиль инспектора – закон его к этому не обязывает;
— наличные деньги в виде уплаты штрафа инспекторы ДПС от водителя принимать не имеют права – это можно квалифицировать как взятку;
— максимальная сумма штрафа, на которую могут выписать постановление-квитанцию о наложении взыскания на месте нарушения ПДД, не может превышать 100 рублей.
А ещё водители и сотрудники ДПС должны знать и чтить УК РФ, в котором предусмотрена уголовная ответственность за получение и дачу взятки. А сроки там большие.

Итак, Ваше право, а не обязанность пересаживаться в патрульную машину или следовать в отдел милиции. Обязанностью это станет с того момента, когда сотрудник милиции объявит о Вашем задержании и составит протокол задержания в соответствии со ст.27.4 КоАП РФ.

Основанием для Вашего задержания может быть любое административное правонарушение. Цель административного задержания как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении – установление личности правонарушителя, составление протокола об административном правонарушении, когда его составление является обязательным, но на месте составить протокол невозможно. Согласно ст.27.5 КоАП РФ, срок административного задержания не может превышать трёх часов.

Если инспектор ДПС будет совершать в отношении Вас противоправные действия, то совет такой: сделайте звонки в дежурную часть УВД и управление собственной безопасности милиции, в которых заявите, что инспекторы на дороге совершают самоуправство и вымогают взятку, а также можете потребовать у инспектора вызвать на место конфликта его начальника – вышестоящее должностное лицо.

Как правильно вести себя с инспектором ГИБДД

Статья о том, как правильно вести себя водителю с инспектором ГИБДД, на что обращать внимание. Важные советы. В конце статьи — интересное видео о том, как правильно общаться с гаишниками. Статья о том, как правильно вести себя водителю с инспектором ГИБДД, на что обращать внимание. Важные советы. В конце статьи — интересное видео о том, как правильно общаться с гаишниками.

Как правильно вести себя с инспектором ГИБДД

Наверное, нет ни одного автомобилиста, которого бы ни разу не останавливал работник ГИБДД. В этой ситуации водители ведут себя по-разному. Одни нервничают и всем своим видом демонстрируют свою вину, другие же ведут себя спокойно, и зачастую общение с полицейским заканчивается фразой «Счастливого пути!». Как же правильно вести себя с сотрудниками ГИБДД?

Спокойствие и знание своих прав – залог успеха водителя

Чтобы наше общество стало правовым, все люди должны знать и соблюдать закон, уметь отстаивать собственные права в любых ситуациях. Это касается и водителей. Если соблюдать за рулем правила движения и знать собственные права, то никакие инспекторы ГИБДД вам не страшны. При этом важно сохранять спокойствие в любой ситуации. Не нужно давать понять всем своим видом, что вы боитесь работника ГИБДД. Он это может почувствовать. Разговаривать с инспектором нужно культурно, спокойно, по существу, без повышения голоса.

Читайте также:
Дедовичи - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

В вашем автомобиле всегда должна лежать книжечка с ПДД и Административный кодекс. Причем желательно на видном месте, чтобы полицейский их видел. Это хороший психологический трюк. Только эти книги не должны просто лежать, их нужно внимательно изучить. Тогда проблем на дороге возникать не будет. В случае возникновения каких-то спорных ситуаций вы всегда сможете доказать инспектору свою правоту.

А теперь перейдем к рассмотрению особенностей поведения с инспекторами ГИБДД в разных ситуациях.

Остановка автомобиля

Беседа водителя с инспектором начинается сразу же после остановки им машины. При этом следует понимать, что остановка авто по требованию инспектора – это уже правовой акт, последствия которого могут быть серьезными не только для водителя, но и для полицейского.

Остановке автомобиля предшествует взмах жезлом сотрудника ГИБДД. При этом водитель должен внимательно следить за действиями инспектора, чтобы понять, на какой именно автомобиль указал полицейский. Некоторые автомобилисты останавливаются при каждом взмахе жезла, даже если махали не им.

Это неправильно. Останавливаться нужно лишь в том случае, если полицейский указал именно на вашу машину. Кроме того, он должен также указать место остановки. Тогда остановка обязательна, иначе вы становитесь нарушителем. А зачем начинать разговор с инспектором за нарушения?

Для остановки следует включить правый поворот и прижаться к обочине. Некоторые водители после сигнала сотрудника ГИБДД могут из-за волнения включить другой поворот, что приведет к дополнительному штрафу. От волнения следует отказаться, водителю оно только вредит.

Нужно понимать, что инспектор не имеет права остановить автомобиль «просто так». Это нарушение закона. Существуют четко прописанные причины остановки авто. Полицейский может остановить машину, если:

    Водитель или его пассажиры нарушили ПДД;

Некоторые сотрудники ГИБДД в качестве причины остановки машины называют проверку документов. Но водитель должен знать, что в этом случае полицейский нарушает закон. Останавливать авто для проверки документов сотрудники ГИБДД могут лишь на стационарных постах, контрольных постах полиции либо КПП.

Вне стационарных постов можно проверять документы только во время проведения каких-либо спецопераций.

Если инспектор остановил водителя для проверки документов не на стационарном посту, объясняя свои действия проведением в районе спецоперации, водителю нужно спросить, что это за операция, и попросить номер дежурной части УВД города, в котором его остановили. Нужно позвонить и поинтересоваться, правда ли в этом городе проходит спецоперация. Многие инспекторы отпускают водителя уже в момент просьбы телефона, так как факт проведения спецоперации был ими выдуман.

Итак, водителя могут останавливать только по перечисленным выше причинам. Если сотрудник ГИБДД превышает свои полномочия, ему нужно об этом сказать. Только сделать это надо вежливо, не крича о своих связях в полиции, прокуратуре и судах. Это только навредит.

Водителя остановили – как себя вести

Как правильно вести себя с инспектором ГИБДД

Если сотрудник ГИБДД остановил автомобиль, он должен подойти к транспортному средству и представиться, назвав звание, должность и фамилию. После этого он обязан сообщить причину остановки машины.

Водителю следует обязательно попросить полицейского предоставить свое удостоверение. Ведь нужно понимать, кто перед вами – работник правоохранительных органов или переодетый мошенник.

Еще перед остановкой авто водителю нужно включить диктофон или видеокамеру на телефоне — это сильный психологический момент. Кроме того, запись может стать уликой в суде, если до этого дойдет. Таким образом, желательно зафиксировать на видео весь разговор водителя с гаишником. Инспектор не имеет права препятствовать использованию видеофиксации. В свою очередь, сотрудник ГИБДД также может снимать на камеру разговор, только об этом он должен уведомить водителя.

Инспектор обязан предъявить свое служебное удостоверение в развернутом виде. Водитель должен переписать все, что в нем указано (начиная от ФИО и заканчивая конечным сроком действия документа). Все инспекторы обязательно должны иметь нагрудный знак. Его номер также следует переписать. Эта информация может понадобиться в суде. Кроме того, инспектор сто раз подумает, стоит ли связываться с водителем, который записывает его данные.

Только после этого водитель может предоставить свои права. При этом не стоит передавать свои документы непосредственно в руки сотруднику ГИБДД, достаточно только их показать (к примеру, приложить к стеклу). Иначе водитель попадает в зависимость от гаишника, который может забрать документы и не отдавать их до тех пор, пока не выпишет протокол (потом водителю придется бегать по разным инстанциям, доказывая свою невиновность).

Читайте также:
Расчетный счет в Тинькофф Банке для ИП и ООО: тарифы РКО, документы, преимущества

Если полицейский требует передать права, техпаспорт и полис ОСАГО лично ему в руки, водитель может не выполнять его требования, ссылаясь на Приказы МВД №185 и №6.

Общаясь с сотрудниками ГИБДД, водитель не должен выходить из автомобиля — это его право, но не обязанность. Это нужно четко усвоить. Общаться с гаишниками можно через приоткрытое окно.

Водитель обязан выйти из авто только в ниже приведенных случаях:

    Для устранения неисправности машины;

В остальных случаях работник ГИБДД не имеет права требовать водителя покинуть автомобиль.

Выяснение факта нарушения

Дальше ситуация может развиваться по-разному. Инспектор может просто проверить документы и отпустить водителя, а может начать инкриминировать ему какое-либо нарушение.

Если сотрудник ГИБДД вменяет водителю какое-то нарушение, нужно поинтересоваться, есть ли у полицейского доказательства этого нарушения, зафиксированные фото- либо видеосъемкой. При этом опять-таки повторимся, что нужно действовать спокойно и сдержанно. Не нужно кричать и хамить. Просто следует попросить инспектора предъявить доказательства того, что водитель что-то нарушил.

В этом случае инспектор может сказать, что камера установлена стационарно, поэтому ее нельзя снять. Водитель должен потребовать, чтобы полицейский принес её. Инспектор, скорее всего, будет беситься и пугать неповиновением, однако водителю не нужно ничего бояться. Пока сотрудники ГИБДД не докажут факт нарушения, закон на стороне водителя.

Многие сотрудники снимают нарушения на любительские видеокамеры. Это незаконно. Если гаишник показывает водителю, что тот нарушил правила движения на подобной камере, то водителю нужно попросить предъявить сертификат на эту видеокамеру с актом ее поверки.

Инспектор обязан показать эти документы. Если этого не происходит, то водитель вправе сказать, что видеозапись была осуществлена с нарушением законодательства, на оборудовании, которое не имеет сертификата и акта поверки. В этом случае запись не может служить доказательством вины водителя.

Если же водитель действительно нарушил ПДД, и запись была сделана на сертифицированном оборудовании, ему будет выписан протокол. При составлении протокола водителю также нужно быть внимательным.

Как себя вести при составлении протокола

Многие водители боятся оформления административного протокола, поэтому пытаются решить проблему «по-другому». Но не стоит давать инспектору взятку, иначе водитель также нарушает закон. Лучше правильно себя вести при составлении протокола.

Прежде всего, нужно помнить, что в праве есть такое понятие, как презумпция невиновности. Никого нельзя назвать виновным, пока не будет доказана его вина.

Водителю обязательно нужно требовать предоставления прямых доказательств его вины. Причем в этом случае доказывать вину обвиняемого должен тот, кто его обвиняет. При составлении админпротокола многие инспекторы требуют, чтобы водитель пересел в их патрульный автомобиль. Водитель может этого не делать, если только не оформляется протокол его задержания. Но это делается в редких случаях.

Водитель не обязан расписываться и писать объяснения в протоколе, это его право. Иногда полицейские подделывают подпись водителя, но это влечет уже уголовную ответственность.

Водителю нужно внимательно ознакомиться с протоколом, найти строку «Подпись нарушителя», перечеркнуть слово «нарушителя», а вместо него написать «водителя». Так он покажет, что не признает себя нарушителем.

Водителю в протоколе обязательно следует написать «не согласен». Когда будет рассматриваться обращение на неправомерные действия инспектора ГИБДД, судья поймет, что водитель сразу был не согласен с действиями полицейского.

Водитель должен взять себе копию составленного админпротокола. После этого, согласно статьи 25.5 КоАП, в протоколе инспектора нужно написать «требую юридической помощи». Это поможет водителю в дальнейшем обжаловать решение по данному протоколу. Эта запись позволит в суде отменить решение полицейского из-за нарушения регламента проведения процессуальных действий.

В протоколе есть графа «свидетели». Чтобы в ней сотрудники ГИБДД не вписали случайных лиц, водителю нужно поставить широкий росчерк.

Во время составления протокола полицейские могут устраивать разные провокации, но водителю не нужно на них поддаваться.

Как показывает практика, примерно 80% всех оформленных протоколов содержат серьезные нарушения КоАП, поэтому водителю, если он невиновен, не сложно будет доказать в суде свою позицию. При грамотном изложении собственной позиции водителю бояться нечего.

Выводы

Приведенные выше советы не означают, что можно безнаказанно нарушать ПДД. Все водители должны соблюдать правила, это убережет не только от бесед с инспекторами ГИБДД, но и сохранит их жизнь.

Если же общаться с инспекторами периодически приходится, то нужно внимательно изучить свои права, вежливо и сдержанно объяснять полицейским свою позицию и доказывать собственную правоту. Это убережет ваш кошелек от лишних трат.

Видео о том, как правильно общаться с сотрудником ГИБДД:

Провокационные вопросы ГИБДД и ответы на них

Общение сотрудника ГИБДД и остановленного им водителя зачастую похоже на экзамен. Очень часто он заканчивается не оценкой в ведомости, а взяткой, которую берёт «учитель» в погонах. Какие вопросы задают нечистые на руку сотрудники и какие ответы должен знать любой, кто садится за руль, в интервью журналу «За рулём» рассказала юрист нашего правового центра Елизавета Владимирова

Читайте также:
На каких основаниях могут прекратить существование обязательства

Спорить с сотрудником ГИБДД не стоит — он наверняка знает больше и ему виднее, что вы нарушили. Кроме того, ответ даёт инспектору представление о том, хорошо ли вы знаете закон или только имеете о нём общее представление. От правильности ответа зависит и сумма взятки. Для водителя при этом главным являются не знаки и правила, а санкции, предусмотренные за нарушения. Если гаишник услышит ответ: «лишение», то с радостью начнёт потирать руки, понимая, что может требовать любую сумму. Потому при встрече не следует стесняться и заглянуть в КоАП с помощью мобильного телефона.

«Отвечать на вопросы по поводу ПДД необходимо только на экзамене в автошколе, в дальнейшем водитель должен их только соблюдать. В законе «О полиции» и других документах, регламентирующих действия непосредственно сотрудников ГИБДД, нет ни слова о том, что полицейский вправе задавать подобные вопросы, а водитель должен на них отвечать», — поясняет юрист Елизавета Владимирова.

Вопрос в лоб призван застать человека врасплох. Спрашивая, выпивал ли водитель накануне, инспектор будет оценивать не только то, что отвечает водитель, но и как он при этом себя ведёт. От реакции на провокационный вопрос будет зависеть дальнейшая линия поведения инспектора. На такой вопрос всегда лучше сказать «нет». Отвечать положительно не стоит даже в шутку, ведь неизвестно, какая реакция полицейского может последовать. Сотрудник ГИБДД может посчитать, что если вы пили вчера, то у вас в организме ещё присутствует алкоголь. Вас могут направить на медосвидетельствование, и никакие заверения, что вы просто человек с юмором, тут уже не помогут.

«Сотрудники часто спрашивают о том, где работает водитель. Делается это не из праздного любопытства, а чтобы понять, с кем он имеет дело. Как именно инспектор распорядится полученной информацией, зависит уже от его добросовестности. В то же время нечистый на руку сотрудник полиции, узнав, что остановил представителя «безобидной» для него профессии, скорее всего, попытается раскачать водителя на взятку. Любимая категория таких, с позволения сказать, представителей закона — люди, чей труд непосредственно связан с управлением автомобилем. Ведь они готовы на многое, чтобы только сохранить права. Вывод: чем меньше знает полицейский, тем проще водителю», — считает юрист Елизавета Владимирова.

Интерес инспектора к нештатному ксенону, тонировке или самодельному фаркопу тоже возникает не на пустом месте. Задавая вопрос именно в такой формулировке, инспектор заведомо ставит вас в позицию нарушителя. Хорошо это работает с теми автолюбителями, которые плохо разбираются в ПДД. Водитель автомобиля всегда должен быть уверен в том, что его транспортное средство полностью пригодно к использованию. Любые изменения кузовной части автомобиля подлежат регистрации в установленном законом порядке. Соответственно, если в автомобиле есть какие-либо изменения, то это указывается в документах на данный транспорт.

«А вот правила перевозки детей в автомобиле, являющиеся предметом спора, привязаны к возрасту пассажиров. Согласно пункту 22.9 ПДД, малышей до семи лет необходимо возить в машине с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих их весу и росту. Дети с семи до 11 лет включительно могут ездить сзади пристёгнутыми обычным ремнём безопасности. Загвоздка в том, что определить возраст маленького пассажира на глаз бывает непросто (некоторые дети выглядят младше сверстников). Доказать свою невиновность будет очень сложно. Паспорта с отметкой о детях или свидетельства о рождении ребёнка будет недостаточно, ведь в них нет фото. Я бы посоветовала положить в бардачок копию свидетельства о рождении ребёнка. Зачастую его демонстрации достаточно, чтобы сотрудник ДПС потерял интерес к вам и вашим пассажирам», — говорит юрист Елизавета Владимирова.

Как общаться с сотрудниками ГИБДД, если вы ничего не нарушали?

Как общаться с сотрудниками ГИБДД, если вы ничего не нарушали?

Ни для кого не секрет, что достаточно большое число россиян слабо разбирается в аспектах действующего законодательства, и это дает возможность работникам госорганов безнаказанно нарушать закон, не соблюдая права и законные интересы россиян.

В общей массе неправомерных действий сотрудников государственных органов большую часть занимают нарушения законодательства со стороны «доблестных» сотрудников ГИБДД. Это подтвердит вам практически любой водитель.

Как же поступать водителю в случае, когда ему предстоит общение с инспектором ДПС ГИБДД?

Давайте рассмотрим наиболее распространенные случаи, с точки зрения правил проведения процессуальных действий, правил поведения сотрудников ГИБДД, а также административного регламента, которым руководствуются представители ДПС.

Вас останавливают на дороге

Вопрос остановки ТС на дороге регламентирован Приказом МВД России от 23.08.2017 № 664 (ред. от 21.12.2017). В нем четко оговорены основания, по которым инспектор ДПС имеет право остановить ТС:

  1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
  2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
  3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
  4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
  5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
  6. Необходимость использования транспортного средства.
  7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
  8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
  9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
  10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
  11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
  12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
  13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
  14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Читайте также:
Список отделов ПФР городской округ Апатиты, Мурманская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

Т.е., из вышеизложенного можно понять, что вас могут остановить просто по желанию сотрудника ДПС, поскольку всегда есть возможность подвести остановку под один из пунктов регламента.

В связи с этим, фраза из «Наставлений по службе ДПС ГИБДД» о том, что остановка ТС в других случаях, кроме перечисленных, расцениваются как нарушение служебной дисциплины, звучит по меньшей мере издевательством.

Вы можете придумать более исчерпывающий список причин? Лично я — нет.

Что делать, когда вас остановил инспектор ГИБДД

Итак, вас остановили. После этого, согласно пункту 89 вышеуказанного регламента:
Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 45 Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого – разъяснить им права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Если раньше при проверке документов можно было не передавать их в руки сотруднику ДПС, то сейчас пункт 53 регламента говорит:

С документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в непредусмотренных для этого местах. Если документ передается вместе с деньгами, ценными бумагами, какими-либо предметами, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег, ценных бумаг и предметов. Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки, принимаются сотрудниками без обложек и без удерживающих устройств.

Т.е., мало того, что вы должны передать его в руки сотруднику ДПС, вы обязаны освободить его от всяческих обложек, цепочек, и т. п.

После проверки документов не следует бежать за инспектором для «общения» в служебном автомобиле: выход из транспортного средства — это право, а не обязанность водителя.

В каких случаях сотрудник ДПС может предложить водителю выйти из ТС:

  • когда водитель пьяный или у него утомлённый болезненный вид;
  • в целях досмотров, осмотров;
  • для проверки номеров компонентов авто и госномеров;
  • когда водителю нужно оказать содействие другим участникам дорожного движения или сотрудникам правоохранительных органов;
  • когда нужно устранить техническое несоответствие ТС законам и правилам;
  • если поведение водителя угрожает безопасности самого сотрудника ГИБДД.

Презумпция невиновности

Наиболее неприятный момент для любого водителя – составление административного протокола.

Тут следует знать о наличии небольшой хитрости в административном праве. И нередко она играет на руку водителю. Это презумпция невиновности, в соответствии с которой, пока вина кого-либо прямым образом не доказана, он считается невиновным. Это оговорено в ст 49 Конституции РФ.

Т.е., вне зависимости от того, какое нарушение инспектор пытается вменить в вину водителю, он ОБЯЗАН предоставить прямые доказательства вины водителя.

Частенько инспекторы ДПС требуют от водителя выйти из машины и проследовать в патрульный автомобиль для составления административного протокола. Однако, в соответствии с нормами ст. 27.3 КоАП РФ, такое требование сотрудника ДПС правомерно лишь в случае составления протокола об административном задержании. Такой протокол, равно как и его содержание, правила оформления и т.п. регламентируются ст. 27.4 КоАП РФ.

Читайте также:
Юридическое сопровождение сделки с недвижимостью санкт-петербург

При составлении протокола, необходимо понимать следующие моменты:

  1. Подпись и объяснение – это не обязанность, но ПРАВО водителя. Поэтому внимательно читайте протокол, ищите место, где указано «Подпись нарушителя», зачеркивайте слово «нарушителя» и впишите слово «водителя». Тем самым вы опровергаете то, что вы являетесь нарушителем.
  2. На свободном месте протокола сделайте надпись «не согласен». Это делается для того чтобы позже, когда вы будете обжаловать неправомерные действия сотрудников ДПС, было ясно, что вы с самого начала были не согласны с действиями инспектора.
  3. Вам должны передать копию протокола, составленного сотрудником ГИБДД. При этом на оригинале, который остается у инспектора, не забудьте указать: «Требую юридической помощи» (в соответствии с нормой ст. 25.5 КоАП РФ). Это позволит вам в дальнейшем обжаловать решение по протоколу. Часто это примечание позволяло отменить решение инспектора ДПС ГИБДД в суде по причине нарушения им регламента процессуальных действий.
  4. Обязательно поставьте «прочерк» в пункте «Свидетели». Иначе потом там могут оказаться вписанными непонятные лица, которые якобы присутствовали при составлении протокола и подтверждают все написанное сотрудником ДПС.

Превышение скорости

При остановке инспектором ДПС за превышение скорости также нелишним будет вспомнить о презумпции невиновности.

В частности при предоставлении фотоматериалов сотрудники ДПС должны доказать, что показатель скорости принадлежит именно вашему ТС, а замер сделан непосредственно перед остановкой. Если же этих доказательств не предоставлено, или же ушлый инспектор ДПС пытается показать вам некий «фен с цифрами», то смело оспаривайте составленный им протокол.

Пример из практики

Приведу пример из собственной практики. Мой клиент обратился ко мне после того, как под Колпино его остановили сотрудники ДПС за превышение скорости, доказывая это распечатками сомнительной четкости с системы контроля скоростного режима. Я посоветовал ему написать заявление о переносе рассмотрения по месту жительства.

Ознакомившись с материалами дела, пришедшего в суд, я обратил внимание судьи на тот факт, что:

  • На снимках практически невозможно идентифицировать ТС.
  • На первом снимке, представленном сотрудниками ДПС, видна группа из трех машин, и указана скорость 183 км/ч. На втором снимке, сделанном, судя по отметкам системы, через 2 секунды, та же группа машин, с теми же относительными расстояниями между ними, но скорость уже 86 км/ч.

После этого я ходатайствовал о вызове в судебное заседание сотрудников ГИБДД с целью объяснения последними, каким образом эти три транспортных средства сумели нарушить фундаментальные законы физики, снизив за 2 секунды скорость на 97 км/ч.

После минутной паузы, судья задала только один вопрос: «Обжаловать будете?». «Разумеется, Ваша честь!». Дело было решено в пользу моего клиента.

Грязные номерные знаки

В данном случае инспектор ДПС предъявляет претензию, что номерные знаки загрязнены и нечитаемы, после чего пытается составить протокол.

Однако после напоминания о том, что согласно ГОСТ 50577-93 запрещено управлять ТС, знаки которого не читаются в темное время суток, будучи освещенными фонарем инспектора с расстояния 20 метров, и предложения создать соответствующие условия, инспектор, как правило, просто предлагает протереть номера тряпкой и продолжать движение.

Кончились аргументы

Последней претензией, когда у инспектора ДПС кончились аргументы, а оштрафовать жуть как охота, является «непристегнутый ремень».

Однако в данном случае неплохо срабатывает следующий аргумент: «Нельзя управлять ТС без пристегнутых ремней во время езды, а я, как водитель, снял ремни буквально только что, пока вы ко мне подходили». Дело в том, что доказать обратное, если только инспектор не предъявит фото-видео материалы, где детально виден непристегнутый ремень во время движения (что вряд ли получится), будет весьма проблематично. Особенно, если в качестве свидетеля вы предложите своего пассажира

Как общаться с инспектором ГИБДД. 10 полезных советов

Остановка на посту ГИБДД – процедура не самая приятная. Особенно, когда водитель торопится, а проверка затягивается. Инспектор может задавать много уточняющих вопросов, просить документы, не объясняя причин остановки. Водители реагируют на это по-разному: шутят, хамят, иногда даже угрожают, а кто-то, наоборот, теряется и молчит. В некоторых случаях ответ автомобилиста вызывает у инспектора еще больше подозрений, и дело заканчивается досмотром машины. Мы поговорили с юристами и представителями дорожной полиции, и составили памятку, как вести себя с инспекторами ГИБДД, чтобы не вызвать подозрений.

Лучше не пытайтесь оспорить право остановки

Сотрудник полиции имеет право остановить автомобиль, если у него есть какие-либо подозрения. В том числе, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения, совершил нарушение правил дорожного движения либо, проходит по какой-либо ориентировке – например, машина скрылась с места ДТП.

Читайте также:
Закон о паллиативной помощи: проект закона, основные положения и особенности, когда вступит в силу

Передайте документы инспектору, не вступайте в полемику

Если инспектор просит передать ему документы, лучше сделать это. Полицейский как минимум должен удостовериться, что, например, водительское удостоверение или свидетельство о регистрации не поддельное. Инспектор имеет право потребовать передать документы – это законное требование сотрудника полиции.

Попросите инспектора показывать свои документы

Когда инспектор останавливает автомобиль, он обязан представиться – назвать свою фамилию и должность. Если этого не произошло, то водитель может потребовать у инспектора это сделать. По первому требованию водителя инспектор обязан предъявить свое служебное удостоверение.

Выходите из машины только когда просят

Если инспектор хочет удостовериться, что водитель находится в трезвом состоянии и у него нет нарушения речи, неустойчивости положения, то он может потребовать у водителя выйти из машины. Это требование нужно выполнить. Самостоятельно выходить из автомобиля для общения с инспектором не стоит, это может быть небезопасно.

Уточните, что будет проводить полицейский: осмотр или досмотр

Осмотр производится со стороны: полицейский не может проникать внутрь автомобиля, трогать и доставать вещи своими руками. При этом инспектор может попросить водителя открыть багажник для осмотра – это законно. Досмотр же проводят более детально, с участием как минимум двоих понятых либо он сопровождается видеосъемкой, при этом обязательно составляется протокол досмотра. В этом случае инспектор может доставать и рассматривать вещи, которые хранятся в машине.

Общайтесь с инспектором на «вы»

Правозащитники и юристы не рекомендуют общаться с инспектором на «ты». Сами сотрудники ГИБДД считают такое общение фамильярным, сами за редким исключением обращаются к водителям на «вы» и просят того же в отношении себя. Обращение на «ты» может вызвать негативную реакцию у инспектора – адвокат Александр Липатников советует общаться с инспектором ДПС уважительно, доброжелательно и в любой ситуации сохранять спокойствие.

Шутить с инспектором можно, но лучше не стоит

Юмор в беседе с инспектором ГИБДД допускается, но прибегать к нему крайне нежелательно. Инспектор обязан проверить любую информацию, которую сообщает водитель. Даже если водитель шутит, что у него в багажнике оружие, инспектор должен удостовериться, что там ничего нет. Кроме того, сотрудник ДПС вряд ли оценит шутку об алкоголе или плохом самочувствии – за таким юмором последует освидетельствование.

Снимайте инспектора на видео только в крайних случаях

Закон не запрещает снимать сотрудника полиции на видео. Однако когда водитель начинает снимать инспектора на смартфон, создается негативный фон общения. Нужно оценить, насколько это необходимо. Съемка инспектора рекомендуется в крайних случаях, когда водитель хочет зафиксировать противоправные действия полицейского или зафиксировать дорожную обстановку и расположение дорожных знаков.

Помните, что инспекторы снимают вас на видео непрерывно

У инспекторов есть нательные видеорегистраторы, такие устройства устанавливают и в автомобилях ГИБДД. А в некоторых случаях инспектор даже обязан вести видеосъемку – например, во время проведения процессуальных действий при отстранении от управления или освидетельствовании на состояние алкогольного опьянения. Заменить видеосъемку может присутствие двоих понятых. Однако размещать эти видеозаписи в свободном доступе инспектор права не имеет, поскольку это нарушение частной жизни. Записи могут использоваться только в качестве доказательств при рассмотрении административных дел.

Не стоит угрожать «звонком другу»

Сами инспекторы рассказывают, что большая часть спорных случаев на дороге сопровождается угрозами водителей позвонить начальству, другу, министру или президенту. Обычно такими слова бросаются те, кто знает о своей виновности и пытается таким образом избежать наказания. Кроме того, такие замечания от водителей всегда повышают градус общения с инспекторами ГИБДД.

Остановили ГИБДД – законность остановки, поведение и права водителя и инспектора

Остановили ГИБДД – ситуация, которая происходила практически с каждым автовладельцем. Однако далеко не всегда остается понятной причина остановки, и вообще, законность таких действий со стороны правоохранителей. Сегодня мы расскажем водителям все особенности ситуации с остановкой, как вести себя и какие права есть у владельца авто. Также следует помнить, что определенные права и обязанности есть и в сотрудников ГИБДД.

Сотрудник ГИБДД при исполнении

Сотрудник ГИБДД при исполнении

Многие привыкли к приказу №185, который действовал довольно долго. Он считается действительным и сегодня. Однако его статьи были расширены и более детально прописаны в приказе №664. И об этом новшестве, принятом в 2017, в курсе далеко не все водители. А ознакомились с ним полностью лишь единицы. Отсюда и возникновение путаницы в отношении законности остановки.

Остановить машину ГИБДД теперь может не только на стационарном посту, но и в других местах. При этом место дежурства определяется заранее и должно быть прописано в сопроводительных документах. Однако знать этого заранее водитель не может, так что в большинстве случаев лучше придется останавливаться. Когда можно не останавливаться на требования ГИБДД поговорим немного далее.

Читайте также:
Насколько могут отключить горячую воду по закону: летом в 2022 году, куда жаловаться?

ГИБДД останавливает машину – законные причины остановки

Остановка автомобиля инспектором

Остановка автомобиля инспектором

Проверять ГИБДД теперь может практически каждую машину, которая будет отвечать определенным требованиям. Сегодня причины для остановки транспортного средства четко прописаны. Полномочия инспекторов были расширены, однако четко регламентировали. И так, ГИБДД останавливает водителя только в таких случаях:

  • При наличии факта нарушения водителем правил ПДД. Данный факт инспектором может устанавливаться визуально или спецсредствами.
  • Если водитель конкретного авто или его пассажиры были замешаны в аварии, преступлении или другим нарушениям. Сотрудники обычно оперативно получают соответствующие ориентировки.
  • Если транспорт находится в угоне или разыскивается – данные о таких ТС также есть у инспекторов.
  • Для дачи водителем показаний относительно ДТП или преступлений, свидетелем которых он стал.
  • Для привлечения водителя остановленного авто в качестве понятого.
  • Если у сотрудника ГИБДД возникла необходимость воспользоваться автомобилем, который останавливается.
  • Для временного приостановления движения авто по определенным причинам.
  • При необходимости предоставления водителем своего авто для врачей или инспекторов.
  • Для оказания посильной помощи сотрудникам ГИБДД.
  • С целью проведения ряда мероприятий, необходимых для исполнения распорядительных актов. Например, авто проверяют на перевозку запрещенных лиц или грузов. В таких случаях проверяются все автомобили на определенных участках.
  • На участке дороги впереди проводится срочный ремонт или произошло ЧП любого характера и продолжить движение не является возможным.
  • С целью проверки документов, подтверждающих право пользования и управления данным авто, а также документации на ТС и грузы, которые перевозятся в нем.
  • Для проведения проверки документов пассажиров и водителя при возникновении у инспектора подозрений относительно совершения ими правонарушений.

По сути, теперь остановить авто ГИБДД может практически в любой ситуации. Исключение – если водитель не подпадает ни под одно из вышеперечисленных обстоятельств. Однако ряд из них являются субъективными и доказать свою правоту в случае разбирательств будет тяжело.

Как и когда могут остановить ГИБДД – сигналы для водителей

Стационарный пост ГИБДД

Стационарный пост ГИБДД

И все же не советую вам пренебрегать требованиями инспекторов к остановке авто. Как должен останавливать сотрудник ГИБДД:

  • Рукой, жезлом или красным мигающим диском – при этом инспектор показывает на авто и на место, где необходимо остановиться.
  • Посредством громкоговорящего устройства.
  • Специальными световыми сигналами при условии плохой видимости или темноты (если подобная возможность у инспектора есть).

Водитель имеет право не останавливать авто в указанном месте только при одном условии – стоянка авто в данном месте противоречит правилам дорожного движения. В таком случае остановку следует осуществлять в том месте, где это будет разрешено действующими правилами.

ГИБДД в ночное время остановили на темной улице – игнорируйте требование к остановке в таком случае.

Разрешено осуществлять остановку в ночное время только на хорошо освещенных участках дороги и при наличии на патрульном автомобиле соответствующей раскраски.

Работа ДПС в ночное время

Работа ДПС в ночное время

Исключением являются ситуации, когда остановка сотрудником ГИБДД осуществляется с целью предотвращения преступления или регулировки дорожного движения.

Действия инспектора, когда остановили ГИБДД

Инспектор обращается к водителю

Инспектор обращается к водителю

Итак, когда вас остановили с соблюдением всех требований, рядом есть авто ГИБДД или стационарный пост, а также нет других нарушений в процессе, следим за действиями сотрудников. Сотрудник ДПС обязан:

  • Без лишних задержек подойти к водителю автомобиля.
  • Поздороваться, представиться по ФИО, сообщить свою должность и имеющееся звание.
  • При первом обращении к водителю приложить правую руку к головному убору.
  • Сообщить реальную причину остановки, например, нарушение ПДД.
  • Предъявить служебное удостоверение в открытом виде и дождаться ознакомления водителя с данными. Советую записать данные сотрудника ГИБДД.
  • Предъявляет требование предоставить документы.
  • Излагает права и обязанности водителя при условии привлечения его в качестве понятого.
  • Не имеет права требовать водителя выйти с авто для дальнейшего разговора (имеется ряд исключений).
  • Разъяснить водителю в чем заключается административное правонарушение, если водитель совершил такое.

Сотрудникам ГИБДД запрещается останавливать автомобиль на длительное время.

Если вы видите, что после остановки инспектор долгое время не подходит к вашему авто – продолжите движение.

Немного о исключениях, когда водитель после остановки инспекторами ДПС должен выйти из автомобиля:

  • Проводится осмотр автомобиля – визуальный, инспектор не имеет права открывать сумки или двигать вещи. Единственный нюанс – просьба открыть багажник для проверки ГБО при его установке.
  • Если у инспектора есть веские основания считать водителя пьяным.
  • Для проведения сверки номеров запчастей с указанными в техпаспорте.
  • Для проведения досмотра автомобиля. Здесь важно учитывать, что досмотр может проводиться на веских основаниях – разыскные мероприятия, ориентировки, и прочее и только в присутствии двух незаинтересованных понятых. Также процесс досмотра должен проводиться с видеофиксацией.
  • При подозрении водителя в совершении преступления на основании ориентировки.
  • Если необходимо участие водителя в оформлении документов или оказании помощи.
  • Поведение водителя имеет признаки угрозы для инспектора.
  • Есть необходимость устранения технической неисправности.
Читайте также:
Пенсионный фонд в Анне: особенности деятельности, режим работы, адрес

В других случаях инспектор ГИБДД не имеет права требовать водителя выйти из авто.

Водитель не обязан покидать автомобиль

Водитель не обязан покидать автомобиль

Помните это, и никогда не выходите из автомобиля сразу после остановки без видимой на то причины. Лучше оставаться в салоне и вести разговор оттуда, немного приоткрыв окно.

Помните о том, что сотрудник ГИБДД после остановки автомобиля не имеет право забирать у вас права или требовать передать их ему. Достаточно показать все необходимые документы и дать время для прочтения информации, не передавая их в руки инспектора. Права могут быть отняты у владельца авто только по решению суда.

Остановил сотрудник ГИБДД – права и обязанности водителя

Остановка сотрудником ДПС

Остановка сотрудником ДПС

Проверять ГИБДД любят при малейших подозрениях, но на то это и их служба. Вполне вероятно, что такие проверки дают определенный эффект, и скорее всего положительный. Так что просто не забываем о своих правах и обязанностях, а также правилах вежливости. В таких случаях проблем и задержек не будет и в скором времени вы спокойно продолжите движение.

Если вас остановил инспектор ГИБДД, то соблюдайте простые рекомендации:

  • Не паникуйте, будьте вежливыми и внимательными. Для паники нет никакой причины, особенно если вы не нарушаете ПДД. А вежливость всегда позволяет смягчить обстановку и получить взаимную вежливость.
  • При невозможности инспектора сформулировать причину остановки, попросите его назвать номер документа, на который он ссылается. Если этого не произошло, можете ехать.
  • При наличии нарушения уточните какое именно правило вы нарушили и что будет вписано в протокол.
  • Попросите у инспектора предоставить служебное удостоверение. Если вместо него показывается выписка или справка – можете смело ехать дальше.
  • У водителя имеется право проводить аудио- и видеофиксацию разговора с сотрудником ГИБДД. Советую не пренебрегать этим правом и вести съемку с первых секунд. Инспектор находится на службе, а значит его личная жизнь никоем образом в данном случае не задевается. Однако и служащий может проводить съемку, предварительно проинформировав об этом водителя.

Водитель имеет право снимать инспектора

Водитель имеет право снимать инспектора

Когда ГИБДД останавливает машину, то не стоит забывать и о своих обязанностях. В данном случае обращаем внимание на такие пункты:

  • Инспектор требует покинуть машину на законных основаниях.
  • Проходить медосвидетельствование при соблюдении законности процедуры.
  • Сообщить на ближайший пост или горячую линию если подозреваете незаконность действий инспектора.
  • Ознакомиться с протоколом и при согласии с ним подписать его.
  • Оплачивать или оспаривать выписанные штрафы.

В целом, данный вопрос довольно обширный и все аспекты можно рассматривать довольно долго. Но основных этапов будет достаточно.

Остановили ГИБДД – что делать чтобы избежать ошибок

Будьте вежливыми

Рассмотрим все распространенные ошибки автовладельцев, которых в процессе движения останавливает ГИБДД. Здесь можно выделить несколько основных пунктов:

  • Не снимают на видео происходящее после остановки.
  • Не спрашивают причину остановки если инспектор сам ее не называет.
  • Не просят предъявить служебное удостоверение если инспектор не сделает этого сам.
  • Открывают багажник по требованию инспектора. Для этого у него должны быть веские основания и понятые. Если таких нет, то это всего лишь просьба, которую можно игнорировать. Причиной может послужить ориентировка. Однако по новым нормам у инспектора ее может не быть, но он должен предоставить номер дежурной части, по которому водитель сможет уточнить достоверность информации.
  • Не хамите инспектору, и не получите хамства в ответ.
  • Ошибкой будет просить инспектора представиться. Он должен сделать это сам, в самом начале общения. Если этого не произошло – уезжайте или требуйте данные.
  • Отвечаете на все вопросы инспектора ГИБДД. Вы не должны этого делать – это ваша личная жизнь. Вы даже не должны говорить откуда и куда едете. Обсуждению подлежит только текущая ситуация – остановка авто, причины остановки и т.д. и ничего другого.

Соблюдайте правила, будьте вежливыми даже на дороге, и тогда вам редко придется сталкиваться с ситуацией, что вас остановили ГИБДД.

Остались вопросы или предложения? Пишите их в комментарии и очень скоро вы получите ответы на сайте Cheko2.ru. Ни гвоздя, ни жезла.

1 комментарий для “Остановили ГИБДД – законность остановки, поведение и права водителя и инспектора”

А я и не знала некоторых деталей, особенно про остановку на темных улицах. А вообще, много интересного в статье узнала, теперь буду учитывать

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: