Как продать государственное или муниципальное имущество, находящееся в оперативном управлении

Статья 295 ГК РФ. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении

1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Комментарии к ст. 295 ГК РФ

1. Все перечисленные в статье права могут быть использованы собственником или органом, уполномоченным выступать от его имени, как при обычном ведении дел, так и в случаях, когда УП не обеспечивает эффективного использования либо сохранности переданного ему имущества.

Однако за пределами названных прав собственник или орган, уполномоченный собственником выступать от его имени, не может распоряжаться имуществом, закрепленным за УП на праве хозяйственного ведения, без его согласия (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 сентября 1992 г). В частности, собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо распоряжаться иным образом имуществом государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления, направленные на изъятие такого имущества, должны признаваться недействительными (п. 40 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).

2. Перечень прав собственника на имущество, находящееся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия, определяется в п. 1 комментируемой статьи и в иных законах. Закон о государственных и муниципальных предприятиях до настоящего времени не принят. Поэтому процедура реализации собственником (уполномоченным им органом) предоставленных правомочий определяется иными правовыми актами, действующими впредь до его принятия.

а) создавать и ликвидировать предприятия, определять предмет и цели его деятельности. В соответствии с п. 15 Постановления Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 и Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. N 96 “О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности” (СА РФ. 1994. N 8. Ст. 593) решения о создании и ликвидации федеральных предприятий принимаются Правительством РФ по совместному представлению ГКИ РФ, Минэкономики РФ и федерального органа исполнительной власти (министерства, ведомства), на который возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). В процессе создания предприятия одновременно решается вопрос о предмете и цели его деятельности. Решения о создании и ликвидации федеральных предприятий согласовываются с органами исполнительной власти субъектов РФ, если этого требует законодательство.

Решения о создании и ликвидации УП субъектов РФ и муниципальных УП принимают органы, предусмотренные в ст. 125 ГК. Так, в соответствии с п. 1.2 Временного положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий г. Москвы, государственных учреждений г. Москвы и коммерческих организаций с участием г. Москвы от 31 октября 1995 г. N 908 учредителем вновь создаваемого УП является правительство г. Москвы. По его поручению Москомимущество выпускает соответствующее распоряжение и утверждает по согласованию с отраслевым департаментом, префектурой и Департаментом экономической политики и развития Москвы устав вновь создаваемого УП;

б) реорганизовать предприятие. Решения о реорганизации федеральных предприятий, не предусматривающие изменения формы собственности, принимаются ГКИ РФ по согласованию с министерствами, ведомствами РФ, Минэкономики РФ и (или) ГКАП РФ. Правомочия федеральных органов по преобразованию предприятий в процессе приватизации определяются законодательством о приватизации. Решения о реорганизации УП субъектов РФ и муниципальных УП принимаются в соответствующем порядке;

в) назначать или освобождать от должности директора (руководителя) предприятия. Такое право в отношении руководителей федеральных УП предоставлено Правительству РФ и уполномоченным им федеральным министерствам и ведомствам. Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1200 “О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой” (Вестник ВАС РФ. 1994. N 8. С. 25) с указанными лицами должны быть заключены контракты, регулируемые гражданским законодательством. Общие требования к условиям контракта содержатся в п. 2 Указа. При этом условия контракта о социальном обеспечении руководителя не должны быть хуже тех, которые он ранее имел по трудовому законодательству.

Применительно к предприятиям, находящимся в государственной собственности субъектов РФ, см. также Типовой контракт с руководителем государственного (муниципального) унитарного предприятия, утв. Постановлением правительства г. Москвы от 31 октября 1995 г. N 908;

г) контролировать использование по назначению и сохранность принадлежащего предприятию имущества. В отношении федеральных предприятий функцию такого контроля вправе осуществлять ГКИ РФ, его территориальные агентства, а также по согласованию с ГКИ РФ федеральные министерства и ведомства. При выявлении фактов неэффективного использования переданного УП имущества ГКИ РФ, а также соответствующие комитеты по управлению имуществом вправе предъявлять иски о признании сделок, нарушающих права собственника, недействительными;

Читайте также:
Прокопьевск - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

д) получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Несмотря на то что данное правомочие было закреплено за собственником еще ст. 5 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. “О собственности в РСФСР” (Ведомости ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 416), на практике оно широкого распространения не получило. Это, однако, не означает, что в дальнейшем собственник или орган, уполномоченный выступать от его имени, не будут прибегать к тому, чтобы заключать договоры (вносить в учредительные документы условия) о перечислении части прибыли в распоряжение собственника. Такие договоры не следует отождествлять с договорами между собственником и предприятием, которые могли бы ограничить право распоряжения имуществом последнего (см. коммент. к ст. 294 ГК).

3. В п. 2 комментируемой статьи содержится перечень действий, которые УП, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения, не может совершить, не получив согласия на это собственника имущества. В отношении федеральных предприятий правом давать такое согласие наделены ГКИ РФ и его территориальные агентства. Они же дают его в случае создания федеральным предприятием своего дочернего предприятия (п. 7 ст. 114 ГК).

От лица субъекта РФ или муниципального образования подобное согласие вправе дать комитет по управлению имуществом субъекта РФ или комитет по управлению имуществом муниципального образования.

4. Государственное или муниципальное УП, получив в соответствии со ст. 295 ГК согласие на это от комитета по управлению имуществом, вправе выступить арендодателем закрепленного за ним недвижимого имущества. Данное положение отменяет норму Указа Президента РФ от 14 октября 1992 г. N 1230 “О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданных в аренду” (Ведомости РФ. 1992. N 43. Ст. 2429), согласно которой единственным арендодателем такого имущества выступали соответствующие комитеты по управлению имуществом.

5. По общему правилу собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, по обязательствам предприятия не отвечает. Исключение составляет случай, когда собственник (уполномоченный им орган) давал УП обязательные указания или имел возможность определять его действия иным образом, что привело к признанию предприятия банкротом (п. 3 ст. 56). В этом случае на собственника может быть возложена субсидиарная ответственность по долгам УП. Аналогичным образом отвечает само УП по долгам созданного им дочернего предприятия.

Как продать государственное или муниципальное имущество, находящееся в оперативном управлении

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации *

(с изменениями на 8 июня 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 144-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.07.2013) (о порядке вступления в силу см. статью 6 Федеральнго закона от 2 июля 2013 года N 144-ФЗ);

Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 158-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.06.2015, N 0001201506300003);

Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 265-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040051) (о порядке вступления в силу см. статью 12 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 265-ФЗ);

Федеральным законом от 1 июля 2017 года N 141-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.07.2017, N 0001201707010003);

Федеральным законом от 3 июля 2018 года N 185-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.07.2018, N 0001201807030058);

Федеральным законом от 8 июня 2020 года N 166-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.06.2020, N 0001202006080011).

Принят
Государственной Думой
4 июля 2008 года

Одобрен
Советом Федерации
11 июля 2008 года

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства (далее также – арендуемое имущество), в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 144-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2018 года N 185-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:

1) отношения, возникающие при отчуждении арендуемого имущества, переданного организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”);

2) отношения, возникающие при приватизации имущественных комплексов государственных или муниципальных унитарных предприятий;

3) недвижимое имущество, принадлежащее государственным или муниципальным учреждениям на праве оперативного управления;

4) недвижимое имущество, которое ограничено в обороте;

5) государственное или муниципальное недвижимое имущество, если на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (далее – заявление) опубликовано объявление о продаже такого имущества на торгах или заключен договор, предусматривающий отчуждение такого имущества унитарным предприятием.

(Пункт дополнительно включен с 1 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 144-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 июня 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 158-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2018 года N 185-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Читайте также:
Прожиточный минимум и минимальная заработная плата. Какова взаимосвязь?

3. Отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” (далее – Федеральный закон “О приватизации государственного и муниципального имущества”).

Статья 2. Особенности отчуждения арендуемого имущества

1. В случае, если федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее – уполномоченный орган), созданы координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, решение о включении арендуемого имущества в акты планирования приватизации государственного и муниципального имущества может быть принято уполномоченным органом не ранее чем через тридцать дней после направления уведомления в указанные координационные или совещательные органы.

2. Государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе осуществить возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ему и арендуемого лицом, отвечающим требованиям, предусмотренным статьей 3 настоящего Федерального закона, в порядке, обеспечивающем реализацию преимущественного права арендатора на приобретение указанного имущества.

3. Решение собственника арендуемого имущества, которое принадлежит государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, о согласии на совершение унитарным предприятием сделки, направленной на возмездное отчуждение такого имущества, принимается не ранее чем через тридцать дней после дня направления указанным собственником уведомления в координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства (в случае, если эти органы созданы при соответствующем уполномоченном органе) и арендатору или арендаторам такого имущества.

Статья 3. Преимущественное право на приобретение арендуемого имущества

Субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”). При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 июля 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 149-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2018 года N 185-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

1) арендуемое имущество на день подачи заявления находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2_1 статьи 9 настоящего Федерального закона;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 144-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 июня 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 158-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2018 года N 185-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2_1 статьи 9 настоящего Федерального закона, – на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 22 июля 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 149-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 144-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2018 года N 185-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2_1 статьи 9 настоящего Федерального закона;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 144-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

5) сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

(Пункт дополнительно включен с 1 августа 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 265-ФЗ)

Статья 4. Порядок реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества

1. Уполномоченный орган в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных статьей 3 настоящего Федерального закона.

Читайте также:
Алименты с самозанятых граждан в 2022 году: как и сколько платить

2. В течение десяти дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом “О приватизации государственного и муниципального имущества”, уполномоченные органы направляют арендаторам – субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, копии указанного решения, предложения о заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества (далее – предложение) и проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества, а также при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера (часть в редакции, введенной в действие с 22 июля 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 149-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

3. Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которое приняло решение о совершении сделки, направленной на возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и арендуемого лицом, отвечающим установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, а также получило в соответствии с законодательством Российской Федерации согласие собственника на отчуждение этого имущества, направляет указанному лицу предложение о заключении договора купли-продажи арендуемого имущества с указанием цены этого имущества, установленной с учетом его рыночной стоимости, определенной в соответствии с Федеральным законом “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”, проект договора купли-продажи арендуемого имущества и при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера.

(Часть в редакции, введенной в действие с 22 июля 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 149-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2018 года N 185-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

4. В случае согласия субъекта малого или среднего предпринимательства на использование преимущественного права на приобретение арендуемого имущества договор купли-продажи арендуемого имущества должен быть заключен в течение тридцати дней со дня получения указанным субъектом предложения о его заключении и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества (часть в редакции, введенной в действие с 22 июля 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 149-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

4_1. Течение срока, указанного в части 4 настоящей статьи, приостанавливается в случае оспаривания субъектом малого или среднего предпринимательства достоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, используемой для определения цены выкупаемого имущества, до дня вступления в законную силу решения суда.

(Часть дополнительно включена с 1 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 144-ФЗ)

5. При заключении договора купли-продажи арендуемого имущества необходимо наличие документов, подтверждающих внесение арендной платы в соответствии с установленными договорами сроками платежей, а также документов о погашении задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) в размере, указанном в требовании о погашении такой задолженности (в случае, если данное требование направлялось субъекту малого или среднего предпринимательства).

(Часть дополнена с 22 июля 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 149-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 265-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

6. В любой день до истечения срока, установленного частью 4 настоящей статьи, субъекты малого и среднего предпринимательства вправе подать в письменной форме заявление об отказе от использования преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

7. Уступка субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается.

8. Субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации:

1) отказ уполномоченного органа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, а также его бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;

2) достоверность величины рыночной стоимости объекта оценки, используемой для определения цены выкупаемого имущества.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 144-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

9. Субъекты малого и среднего предпринимательства утрачивают преимущественное право на приобретение арендуемого имущества:

1) с момента отказа субъекта малого или среднего предпринимательства от заключения договора купли-продажи арендуемого имущества (пункт в редакции, введенной в действие с 22 июля 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 149-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);

2) по истечении тридцати дней со дня получения субъектом малого или среднего предпринимательства предложения и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества в случае, если этот договор не подписан субъектом малого или среднего предпринимательства в указанный срок, за исключением случаев приостановления течения указанного срока в соответствии с частью 4_1 настоящей статьи;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 22 июля 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 149-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 144-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Читайте также:
Объединение санузла и перенос межкомнатной двери при перепланировке

3) с момента расторжения договора купли-продажи арендуемого имущества в связи с существенным нарушением его условий субъектом малого или среднего предпринимательства.

10. В тридцатидневный срок с момента утраты субъектом малого или среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества по основаниям, определенным частью 9 настоящей статьи, уполномоченный орган в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о приватизации, принимает одно из следующих решений:

1) о внесении изменений в принятое решение об условиях приватизации арендуемого имущества в части использования способов приватизации государственного или муниципального имущества, установленных Федеральным законом “О приватизации государственного и муниципального имущества”;

2) об отмене принятого решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

10_1. Субъект малого или среднего предпринимательства, утративший по основаниям, предусмотренным пунктом 1 или 2 части 9 настоящей статьи, преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, в отношении которого уполномоченным органом принято предусмотренное частью 1 настоящей статьи решение об условиях приватизации государственного или муниципального имущества, вправе направить в уполномоченный орган в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона заявление при условии, что на день подачи этого заявления арендуемое имущество, в отношении которого таким субъектом ранее было утрачено преимущественное право на его приобретение, находится в его временном владении и (или) временном пользовании в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества.

11. В договоре купли-продажи арендуемого имущества, приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства, стороны подтверждают выполнение продавцом и покупателем условий, установленных статьей 3 настоящего Федерального закона (часть дополнительно включена с 22 июля 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 149-ФЗ).

Статья 5. Порядок оплаты государственного или муниципального имущества, приобретаемого его арендаторами при реализации преимущественного права на его приобретение

1. Оплата недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, осуществляется единовременно или в рассрочку посредством ежемесячных или ежеквартальных выплат в равных долях. Срок рассрочки оплаты такого имущества при реализации преимущественного права на его приобретение устанавливается соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом, но не должен составлять менее пяти лет.

Списание автомобиля вследствие его реализации

Пунктом 1 ст. 296 ГК РФ установлено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется данным имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжается этим имуществом с согласия его собственника.

Как следует из ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться:

ОЦДИ, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества;

Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Исключение предусмотрено п. 13, 14 ст. 9.2, абз. 3 п. 3 ст. 27 Закона № 7-ФЗ в отношении крупной сделки, размещения денежных средств на депозитах, сделки с ценными бумагами и сделки с заинтересованностью.

К сведению: для бюджетных учреждений купля-продажа будет считаться крупной сделкой, если стоимость имущества или цена договора превышает 10% балансовой стоимости активов организации, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом не предусмотрен меньший размер крупной сделки (п. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). Сделкой с заинтересованностью (конфликтом интересов) продажа имущества будет считаться, если руководитель учреждения (продавец) связан с руководителем покупателя семейными, трудовыми или корпоративными отношениями (п. 1 ст. 27 Закона № 7-ФЗ).

Таким образом, поскольку автомобиль является ОЦДИ, бюджетному учреждению необходимо получить согласие учредителя на его продажу. Отметим, что федеральные учреждения получают согласие в порядке, установленном ведомственными документами. Например, для подведомственных учреждений названный порядок утвержден Приказом Росздравнадзора от 28.03.2011 № 1495-Пр/11. Региональные и муниципальные учреждения руководствуются местными актами.

Необходима ли оценка автомобиля для его продажи?

Реализация имущества бюджетного учреждения осуществляется по рыночной стоимости. В случае продажи государственного (муниципального) имущества, в том числе автомобиля, проведение оценки обязательно (ст. 8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ). Договор на оценку должен содержать условия, перечисленные в ст. 10 Закона № 135-ФЗ. К ним, в частности, относятся:

описание объекта или объектов оценки, позволяющее осуществить их идентификацию;

вид определяемой стоимости объекта оценки;

размер денежного вознаграждения за проведение оценки;

дата определения стоимости объекта оценки;

сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика в соответствии с данным законом;

наименование саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, и место нахождения этой организации;

указание на стандарты оценочной деятельности, которые будут применяться при проведении оценки.

В силу ст. 11 Закона № 135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки. Итоговая величина рыночной стоимости автомобиля, указанная в отчете, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки. Она действительна в течение шести месяцев (см. ст. 12 Закона № 135-ФЗ).

Читайте также:
Примерная форма договора возмездного оказания услуг по размещению рекламы в периодическом печатном издании

Необходимо ли проводить торги по продаже автомобиля?

Случаи, когда из закона прямо следует, что торги проводить не нужно, определены в ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ. В соответствии с положениями статьи данная процедура не нужна, если автомобиль покупает субъект малого или среднего предпринимательства, который брал его в аренду у учреждения, поскольку законом за ним закреплено преимущественное право покупки.

К тому, что торги можно не проводить, склоняются некоторые суды при рассмотрении споров между государственными учреждениями и федеральной антимонопольной службой. Так, в Постановлении АС МО от 26.10.2016 № Ф05-7370/2015 по делу № А40-129135/12 арбитры отметили следующее. Исходя из ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, а также иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, осуществляется исключительно по результатам проведения конкурса или аукционов. Поскольку в законе речь идет о проведении торгов только в отношении договоров, которые предусматривают переход прав владения или пользования, но не переход права собственности, заключение договоров, направленных на переход права собственности, данным законом не регулируется. В связи с вышесказанным такой договор и не должен заключаться по итогам проведения торгов (Определением ВС РФ от 31.03.2017 № 305-ЭС16-21019 в пересмотре дела № А40-129135/12 отказано).

Однако ФАС считает продажу имущества, находящегося в оперативном управлении, без торгов незаконной государственной или муниципальной преференцией (см. Письмо от 05.08.2013 № АГ/30312/13). Во избежание привлечения к административной ответственности рекомендуем провести торги либо получить в ФАС согласие на продажу автомобиля без торгов.

Как отразить в учете реализацию автомобиля?

После того как учреждение осуществило все установленные выше процедуры (оценку имущества, согласование с учредителем сделки по продаже автомобиля, проведение торгов), в учете оформляется выбытие автомобиля.

К сведению: в Письме от 20.09.2018 № 02-07-08/67685 Минфин обратил внимание на п. 52 Инструкции № 157н. Из данного пункта следует, что отражение в бухгалтерском учете операций по выбытию объектов основных средств возможно при наличии согласованного с учредителем решения и утверждающей надписи руководителя учреждения. До утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта основных средств реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.

По общему правилу реализация легкового автомобиля оформляется актом о списании транспортного средства (ф. 0504105, утвержденная Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н). К нему в обязательном порядке прилагается копия инвентарной карточки списываемого объекта. Данный документ служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения операций по выбытию транспортного средства. Дополнительно отметим, что проданный автомобиль подлежит снятию с учета в органах ГИБДД (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»). Дата снятия автомобиля с учета проставляется в акте о списании в специально отведенном поле.

Выбытие автомобиля при его реализации отражается по балансовой стоимости бухгалтерской записью по дебету счетов 410425411, 440110172 и кредиту счета 410125410 (п. 12 Инструкции № 174н).

В соответствии с п. 12.1 Порядка № 209н доходы от реализации основного средства отражаются по статье 410 «Уменьшение стоимости основных средств» КОСГУ. Начисление дохода от реализации автомобиля отражается по дебету счета 2 205 71 56x и кредиту счета 2 401 10 172 (п. 150 Инструкции № 174н).

Возникает ли обязанность уплаты НДС?

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация автомобиля подлежит обложению НДС. Ввиду того, что реализуемое имущество ранее приобретено за счет средств учредителя (КВФО 4) и учитывалось по стоимости с учетом НДС, налоговая база при его реализации определяется как разница между ценой реализации (с учетом НДС) и остаточной стоимостью реализуемого имущества по данным бухгалтерского учета.

Если остаточная стоимость автомобиля на момент его реализации равна нулю, налоговая база будет равна цене реализации (с учетом НДС) (п. 3 ст. 154 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 07.10.2013 № 03-07-11/41428). Сумма налога в данном случае определяется по расчетной ставке 20/120 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Для справки: в соответствии с п. 9 Порядка № 209н операции по начислению налогов, объектом обложения для которых являются доходы (прибыль) учреждения, относятся на подстатью 189 «Иные доходы» КОСГУ.

Начисление НДС при реализации автомобиля отражается по дебету счета 240110189 и кредиту счета 230304731 (п. 131 Инструкции № 174н).

Возникает ли обязанность по уплате налога на прибыль?

На основании пп. 1 п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249 НК РФ выручка от реализации автомобиля (без учета НДС) признается доходом бюджетного учреждения. Начисление налога на прибыль отражается бухгалтерской записью по дебету счета 2 401 10 189 и кредиту счета 2 303 03 731 (п. 131 Инструкции № 174н).

В случае реализации автомобиля учреждение вправе уменьшить доходы от такой операции на сумму расходов на его оценку в силу пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ.

Читайте также:
Как написать заявление на отпуск с оплатой проезда: примеры и образцы

Отметим, что в соответствии с порядками № 132н,209н расходы на оплату услуг оценщика отражаются:

по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг» (п. 51.2.4.4 Порядка № 132н);

по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка № 209н).

В бухгалтерском учете сумма указанных расходов отражается записью по дебету счета 2 401 20 226 и кредиту счета 2 302 26 73x (п. 174 Инструкции № 174н).

В то же время необходимо отметить, что в соответствии со ст. 284.1 НК РФ, если организация осуществляет образовательную и (или) медицинскую деятельность, она вправе применить нулевую ставку по налогу на прибыль при соблюдении условий, перечисленных в п. 1, 3 данной статьи.

Рассмотрим порядок отражения операции по реализации автомобиля на примере.

Как продать движимое имущество оперативного управления без торгов?

добрый день , подскажите имеется движимое имущество автомобиль находящее в оперативном управлении у автономного государственного предприятия как можно продать данное имущества без организации торгов по 223фз

Наталья, добрый день! 223-ФЗ регулирует не продажу а покупку. Основания для перехода прав на гос. или муниципальное имущество ( в т.ч. в оперативном управлении) установлены ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
«О защите конкуренции»

3. В порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:
1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;
2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;
3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Автономное учреждение у которого на праве оперативного управления находится особо ценное движимое имущество (оборудование) с согласия собственника разместило извещение о проведении торгов на право заключения договора аренды оборудования в соответствии с правилами проведения аукционов, утвержденных 67 приказом ФАС России от 10.02.2010 . В настоящее время организатор торгов планирует отменить аукцион в соответствии с п. 119.Правил, утвержденных 67 приказом ФАС от 10.02.2010. Отмена предполагается в связи с тем, что у организатора торгов отпала необходимость (решили самостоятельно задействовать оборудование в свой производственной деятельности) по сдаче в аренду нескольких единиц оборудования, включенных в конкретный лот. В данном случае насколько объективной и обоснованной является указанная причина отмены торгов для проверяющих органов, ФАС? и если после отмены торгов в последующем организатор торгов разместит снова извещение о проведение торгов по аренде оборудования по тем же лотам с незначительным изменением в части исключения из лота нескольких единиц оборудования, не будет ли указанное нарушением действующего антимонопольного законодательства РФ ?

малое предприятие ООО, арендует долгосрочно помещение у ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава РФ под магазин. Право аренды получено через торги, проводимые федеральным государственным бюджетным общеобразовательным учреждением ФГБОУ по согласованию с минздравом и росимуществом. Здание, в котором находится наше помещение находится в оперативном управлении Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования РМАНПО. Собственность – РФ. Можем ли мы подать заявление на выкуп федерального имущества, согласно 159 ФЗ при соблюдении всех условий ФЗ. Существует ли судебная практика выкупа федерального имущества, находящегося в оперативном управлении разных ведомств.

Мы федеральное государственное автономное образовательное учреждение, работаем по 223 ФЗ. Находимся на самофинансировании. Учредители и наблюдательный совет дают согласие на продажу особо ценного движимого имущества. Можем ли мы продавать это особо ценное движимое имущество без проведения торгов (аукцион)? Согласие имеется, оценка имущества проведена. И если да, то какими нормативными документами можем пользоваться? И какие штрафы предусмотрены?

Какой алгоритм действия в случае победы на торгах и приобретении движимого имущества с обременением (залог, запрет на регистрацию)? Какие документы нужны для снятия залога в банке? Куда обращаться?

Правовые условия распоряжения бюджетным учреждением своим имуществом.

 Правовые условия распоряжения бюджетным учреждением своим имуществом.

Проведем обзор и анализ правовых условий, определяющих и влияющих на решение таких вопросов, как право собственности на имущество бюджетных учреждений, использование учреждением имущества, изъятие имущества учредителем, особенности пользования и распоряжения земельным участком, списание имущества, пределы самостоятельности учреждения в распоряжении имуществом, продажа и сдача имущества в аренду.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ИМУЩЕСТВО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Следует помнить о двух основополагающих условиях: в соответствии с федеральным законодательством собственником любого имущества бюджетного учреждения является его учредитель (РФ, субъект РФ или муниципальное образование) и любое имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним собственником этого имущества на праве оперативного управления.

А потому необходимо отдавать себе отчет в том, что никакого разделения имущества бюджетного учреждения на государственное (муниципальное) и некое «собственное, негосударственное (немуниципальное)» не может быть в принципе, как не может быть у бюджетного учреждения какого-то имущества, которое не закреплено за ним на праве оперативного управления. Это обстоятельство определяет ответы на многие вопросы, которые возникают у учреждений по поводу того, как они могут распоряжаться своим имуществом.

Читайте также:
Стало известно, кому и когда сдавать новый отчет о работниках-предпенсионерах

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Согласно гражданскому законодательству использовать любое имущество бюджетное учреждение может только в соответствии с целями своей деятельности (ч. 1 ст. 296 ГК РФ).

Целями деятельности (создания) бюджетного учреждения считается выполнение работ и (или) оказание услуг для обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и в иных сферах (ч. 1 ст. 9.2 Закона об НКО). Данные полномочия установлены в федеральном законодательстве.

Таким образом, любое использование учреждением своего имущества (и, опять же, любого имущества независимо от источника его появления) будет считаться неправомерным, если это использование не будет осуществляться ради реализации того или иного установленного полномочия учредителя бюджетного учреждения (РФ, субъекта РФ, муниципального образования). Например, если помещение пищеблока и кухонное оборудование государственного дома-интерната для престарелых и инвалидов субъекта РФ будет использоваться учреждением для изготовления на продажу населению пищевых полуфабрикатов, то подобное использование имущества не может быть соотнесено ни с одним из установленных в настоящий момент полномочий органов государственной власти субъекта РФ (у субъектов РФ нет полномочия по организации на территории региона розничной торговли продуктами питания для населения).

ИЗЪЯТИЕ ИМУЩЕСТВА У БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Собственник имущества вправе изъять у бюджетного учреждения излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества (ч. 2 ст. 296 ГК РФ).

На первый взгляд речь здесь идет об имуществе, которое бюджетное учреждение приобрело за счет средств, полученных от оказания платных услуг или выполнения платных работ. Но это не так, поскольку любое имущество учреждения принадлежит данному собственнику (РФ, субъект РФ, муниципальное образование) и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления (см. выше) – оно фактически тоже относится к имуществу, которое может быть изъято у учреждения его учредителем (собственником имущества), если он сочтет, что данное имущество является для учреждения излишним, не используется или используется не по назначению (например, не в рамках реализации полномочий учредителя).

Порядок изъятия имущества устанавливается в нормативных правовых актах, регулирующих управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, муниципалитета).

Например, в Кировской области принятие решения об изъятии имущества, закрепленного за областными государственными учреждениями на праве оперативного управления, возложено на областной орган по управлению государственной собственностью. Это решение должно приниматься с учетом мнения соответствующего органа исполнительной власти отраслевой компетенции (государственного органа, выполняющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения). Но примечательно, что больше никаких правил здесь не установлено и ссылок ни на какие иные подзаконные нормативные правовые акты не дается. Вообще довольно часто встречаются ситуации, когда правила очень лаконичные – например, в Ленинградской области они ограничиваются только тем, что решение о таком изъятии принимается областным правительством.

Но правила могут быть прописаны и более подробно. Например, в г. Ангарске (Иркутская область), где решение тоже принимает соответствующий орган городской администрации (Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Ангарского городского округа), правила изъятия имущества прописаны сравнительно подробно и заключаются в следующем:

1. Излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество изымается из оперативного управления муниципального учреждения по распоряжению комитета с момента поступления заявления от учреждения или с момента выявления неиспользуемого или используемого не по назначению имущества.

2. Изъятое имущество должно быть передано учреждением и принято комитетом по акту приема-передачи. Это имущество после прекращения на него права оперативного управления поступает в состав муниципальной казны.

3. Прекращение права оперативного управления учреждения на недвижимое имущество подлежит госрегистрации.

4. Оплата расходов на подготовку документов для госрегистрации, оплата госпошлины за проведение регистрации, а также представление документов в соответствующий орган осуществляются учреждением.

5. Учреждение обязано представить в комитет копию документа, выданного регистрирующим органом и подтверждающего прекращение права оперативного управления на недвижимое имущество, не позднее одного месяца со дня подписания акта приема-передачи недвижимого имущества.

В Хабаровске при выявлении излишнего, неиспользуемого или неиспользуемого не по назначению имущества дается определенный срок на устранение проблемы – до принятия решения об изъятии имущества у учреждения Департамент муниципальной собственности не позднее 10 дней со дня обнаружения такого имущества направляет в отраслевое структурное подразделение городской администрации и учреждению требование о принятии мер по устранению нарушений. Требование подлежит рассмотрению в течение 10 дней со дня его получения, решение же об изъятии имущества принимается департаментом и оформляется его распоряжением не позднее одного месяца со дня выявления указанных нарушений в случае неустранения учреждением этих нарушений.

А вот в Темрюкском районе Краснодарского края порядок изъятия у муниципальных учреждений имущества напоминает процедуру строгих следственных действий и состоит из таких этапов:

1. Выявление излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за учреждением, осуществляется в процессе проведения администрацией муниципального образования соответствующих контрольных мероприятий.

Читайте также:
Посредник забрал деньги и не оформил кредит, можно ли заявить в полицию?

2. В случае выявления названного имущества в акте, составляемом по окончании проверки, указывается следующая информация:

  • соответствие фактического наличия объектов и их характеристик учетным данным реестра муниципальной собственности муниципального образования и данным бухотчетности;
  • вид выявленного имущества, его технические характеристики и индивидуализирующие признаки (площадь, количество этажей, объем, мощность, номера силовых агрегатов и узлов, инвентарный номер и т. д.);
  • период неиспользования или использования не по назначению учреждением имущества (с указанием способа использования);
  • расходы учреждения, связанные с неиспользованием или использованием не по назначению имущества;
  • причины неиспользования или использования не по назначению учреждением имущества;
  • предложения по повышению эффективности использования имущества;
  • срок, предлагаемый для устранения выявленных нарушений.

3. В ходе проведения контрольных мероприятий разрешается фото- и видеосъемка имущества.

4. Руководитель учреждения либо уполномоченное им должностное лицо обязан присутствовать при проведении контрольных мероприятий и составлении акта, а также давать пояснения о причинах неиспользования или использования не по назначению имущества.

5. При непринятии учреждением в установленный срок мер по устранению выявленных нарушений администрация муниципального образования готовит предложения о соответствующих мерах воздействия (расторжение трудового договора с руководителем, реорганизация юрлица, направление материалов в правоохранительные органы и др.).

6. Решение об изъятии имущества из оперативного управления учреждения принимается главой муниципального образования в форме постановления, где указываются причины изъятия имущества, а также определяются виды его дальнейшего использования.

7. Не допускается изъятие у учреждения закрепленного за ним имущества, если это приведет или может привести к невозможности осуществления учреждением уставных функций (управленческих, социально-культурных или пр.).

КАКОЕ ИМУЩЕСТВО СЧИТАЕТСЯ ИЗЛИШНИМ, НЕИСПОЛЬЗУЕМЫМ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМЫМ НЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ?

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о том, какое же имущество в этих нормативных правовых актах считается излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению, хотя вообще такие определения можно встретить нечасто (как правило, они остаются без уточнений).

Например, в Новосибирской области используются следующие определения:

  • излишнее имущество – закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, сверх того имущества, без которого учреждение не может осуществлять свою уставную деятельность;
  • неиспользуемое имущество – закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, и не задействованное в уставной деятельности учреждения;
  • используемое не по назначению имущество – закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, и используемое не в соответствии с уставной деятельностью учреждения.

Обратим внимание, что в данном случае все соотносится с уставной деятельностью учреждения. Вместе с тем на практике ситуации, когда в уставах бюджетных учреждений в нарушение федерального законодательства прописывается деятельность, которая не соответствует целям деятельности учреждений (установленным полномочиям учредителей) – не такая уж и большая редкость. Поэтому если ориентироваться только на устав, то может возникнуть ситуация, когда учреждение использует имущество не в соответствии с указанными целями, но используемым не по назначению такое имущество считаться не будет, если названная деятельность попала в устав учреждения«по недосмотру».

РАСПОРЯЖЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕМ ИМУЩЕСТВОМ БЕЗ СОГЛАСИЯ СОБСТВЕННИКА.

Также отметим, что иногда основанием для изъятия имущества у учреждения может быть установленный факт самостоятельного распоряжения учреждением имуществом в тех случаях, когда в соответствии с законодательством учреждение для этого должно предварительно получить согласие собственника имущества (учредителя). Например, данное основание среди прочих установлено в г. Кировске (Мурманская область), причем осуществление изъятия здесь определено не как право собственника имущества, а как его обязанность.

ИЗЪЯТИЕ ИМУЩЕСТВА ПО ИНИЦИАТИВЕ УЧРЕЖДЕНИЙ.

Вместе с тем изъятие излишнего и неиспользуемого имущества может происходить по доброй воле и даже инициативе самих учреждений. Например, если ненужное имущество трудно выгодно сдать в аренду, то даже когда затраты на его содержание покрывает учредитель, административные заботы по его содержанию тоже могут быть обременительными.

Процедура данного изъятия тоже может устанавливаться в соответствующих нормативных правовых актах. Например, в Красноярском крае она заключается в следующем:

1. Учреждение, заинтересованное в изъятии закрепленного за ним имущества, подает в краевое агентство по управлению госимуществом соответствующее заявление, в котором в числе прочего должны содержаться:

  • перечень объектов недвижимого (за исключением земельных участков) и (или) движимого имущества, подлежащего изъятию с указанием их характеристик (вид, назначение, технические характеристики, балансовая стоимость, для недвижимого имущества – местонахождение);
  • причины изъятия имущества (является излишним, не используется, используется не по назначению);
  • техническое состояние имущества;
  • предложение о дальнейшем использовании имущества.

2. К заявлению прилагается ряд документов (в том числе согласие учредителя на изъятие).

3. В течение одного месяца со дня поступления заявления агентство принимает одно из решений: изъять имущество, отказать в изъятии имущества, доработать заявление и (или) прилагаемые к нему документы.

4. Решение об изъятии имущества оформляется в виде приказа агентства. В трехдневный срок со дня издания приказа его заверенная копия направляется учреждению и учредителю.

5. Иные решения агентства оформляются в виде письма, которое в трехдневный срок со дня подписания направляется в учреждение.

Читайте также:
Законно ли то, что адвокат предлагает выкупить долю квартиросъемщика?

6. Основания для отказа в изъятии имущества:

  • изъятие имущества лишит учреждение возможности осуществлять его уставную деятельность;
  • неудовлетворительное техническое состояние имущества;
  • выявление нарушений использования по назначению и сохранности имущества, требующих устранения их учреждением;
  • отсутствие заявления краевого государственного учреждения или унитарного предприятия о предоставлении им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления имущества, подлежащего изъятию, в случае, если изъятие имущества предлагается для последующего предоставления иному краевому госучреждению или унитарному предприятию.

Вопросы, связанные с распоряжением бюджетным учреждением имуществом, занимают важное место в практике деятельности этих учреждений. Ведь имущество, с одной стороны, может быть источником получения учреждением дополнительных доходов, а с другой – обременяющей статьей расходов. Также содержание имущества и управление им налагает серьезную ответственность на руководителей учреждений. Кроме того, законодательные нормы, касающиеся имущественных вопросов, отличаются заметными противоречиями.

В следующем номере журнала «Руководитель бюджетной организации» – продолжение статьи.

Методические рекомендации по организации работы по отчуждению непрофильных активов в федеральных казенных предприятиях и федеральных государственных учреждениях

1.1. Методические рекомендации по организации работы по отчуждению непрофильных активов в федеральных казенных предприятиях и федеральных государственных учреждениях (далее – Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом» (на период 2013-2018 годов), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 327, Федеральными законами от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», на основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», в целях повышения эффективности управления и распоряжения федеральным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями и федеральными казенными предприятиями.

1.2. Настоящие Методические рекомендации определяют основные направления порядка и механизма реализации полномочий собственника – Российской Федерации по управлению, распоряжению и контролю за федеральным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями/федеральными казенными предприятиями, а также имуществом, находящимся в самостоятельном распоряжении.

1.3. Настоящие Методические рекомендации могут применяться заинтересованными лицами и не являются обязательными для исполнения, а также не могут быть применены правоохранительными органами в качестве документов, имеющих силу нормативного акта.

2. Сфера применения настоящих Методических рекомендаций.

2.1. Федеральные государственные учреждения (далее – ФГУ), создаваемые Российской Федерацией для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти Российской Федерации в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, в иных сферах, а также осуществления государственных заданий;

2.2. Федеральные казенные предприятия (далее – ФКП), создаваемые Российской Федерацией:
2.2.1. для необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
2.2.2. для необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;
2.2.3. для необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;
2.2.4. для необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
2.2.5. для необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
2.2.6. а также в случае:
– если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд;
– необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;
– необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
– необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
– необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

3. Правомочия Российской Федерации, как собственника
по управлению и распоряжению имущественными комплексами ФГУ/ФКП
и закрепленным за ними имуществом на праве оперативного управления.

3.1. Установлены следующие правомочия Российской Федерации, как собственника имущественного комплекса ФГУ/ФКП:
a) реорганизация, в том числе путем преобразования;
б) смена целей создания с внесением соответствующих изменений в Устав соответствующего ФГУ/ФКП;
в) ликвидация.

3.2. Установлены следующие правомочия Российской Федерации, как собственника имущества, закрепленного за ФГУ/ФКП или приобретенного ФГУ/ФКП за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также иного имущества:
a) изъятие;
б) выдача согласия ФГУ/ФКП на совершение сделок с имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за соответствующим ФГУ/ФКП;
в) выполнение государственного задания;
г) списание.

3.3. Решения, указанные в пунктах 3.1. и 3.2. настоящего раздела Методических рекомендаций могут приниматься уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с требованиями действующего законодательства с учётом настоящих Методических рекомендаций.

4. Порядок отнесения имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФГУ/ФКП,
и имущественного комплекса ФГУ/ФКП к непрофильным активам.

4.1. Непрофильными активами ФГУ/ФКП является имущество, закрепленное за соответствующим ФГУ/ФКП на праве оперативного управления, в том числе:
4.1.1. Не используемое для целей создания такого учреждения/предприятия, зафиксированных в уставе;
4.1.2. Используемое не по назначению, в том числе не для выполнения целей, зафиксированных в уставе соответствующего ФГУ/ФКП, а также не в соответствии с техническими требованиями, установленными нормативно-правовыми актами для соответствующего вида имущества;
4.1.3. Излишнее, имеющееся во владении ФГУ/ФКП в количестве, превышающем допустимые нормы (размеры), установленные нормативно-правовыми актами, техническими регламентами для соответствующего вида имущества.

Читайте также:
Особенности договора и правила оформления аренды на земельный участок

4.2. Непрофильными активами является имущественный комплекс ФГУ/ФКП не соответствующий целям создания такого учреждения/предприятия, зафиксированным в уставе.

  • от физических и юридических лиц;
  • публикаций в средствах массовой информации, в том числе в сети «Интернет»;
  • от правоохранительных органов.
  • обоснование, в том числе включающее ссылку на положения действующего федерального законодательства, иных нормативных актов, настоящих Методических рекомендаций и устава соответствующего ФГУ/ФКП об отнесении прилагаемого перечня имущества и/или состава всего имущественного комплекса соответствующего ФГУ/ФКП к непрофильным активам;
  • предложения, включающие обоснования, по предполагаемому решению Российской Федерации, как собственника ФГУ/ФКП, в соответствии с абзацами а. и б. пункта 3.1. настоящих Методических рекомендаций в части дальнейшего осуществления экономической деятельности, соответствующего ФГУ/ФКП и его организационно-правовой формы, или принятия решения о его ликвидации (абзац в. пункта 3.1. настоящих Методических рекомендаций);
  • перечень имущества и/или состав всего имущественного комплекса соответствующего ФГУ/ФКП относимого к непрофильным активам;
  • обоснование, в том числе включающее ссылку на положения действующего федерального законодательства, иных нормативных актов, настоящих Методических рекомендаций и устава, соответствующего ФГУ/ФКП об отнесении прилагаемого перечня имущества, закрепленного на праве оперативного управления за соответствующим ФГУ/ФКП, к непрофильным активам;
  • предложения, включающие обоснования по предполагаемому решению уполномоченного ФОИВ в соответствии с абзацами а. – в. пункта 3.2. настоящих Методических рекомендаций в части дальнейшего пользования имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за ФГУ/ФКП, или его физической ликвидации (абзац г. пункта 3.2. настоящих Методических рекомендаций);
  • перечень имущества и/или состав всего имущественного комплекса соответствующего ФГУ/ФКП относимого к непрофильным активам;

4.5. В соответствии с представленными основаниями, в том числе указанными в пунктах 4.1. и 4.2. ФОИВ принимает решение об отнесении имущественного комплекса/имущества, закрепленного на праве оперативного управления за соответствующим ФГУ/ФКП, к непрофильным активам.

5. Принятие решения об отчуждении непрофильных активов.

5.1. ФОИВ при получении оснований, предусмотренных пунктами 4.3. и 4.4. настоящих Методических рекомендаций, с учетом требований Федеральных законов от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также постановлениями Правительства Российской Федерации от 06.06.2003 № 333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» и от 26.07.2010 № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения», принимает решения, указанные в пунктах 3.1. и 3.2. настоящих Методических рекомендаций.

5.2. Решение ФОИВ об отчуждении имущества, закрепленного за ФГУ/ФКП, отнесенного к непрофильным активам в соответствии с разделом 4 настоящих Методических рекомендаций, может быть принято в рамках реализации правомочий собственника, указанных в абзаце б. пункта 3.2. настоящих Методических рекомендаций, и должно содержать:
5.2.1. Все существенные условия, предусмотренные действующим федеральным законодательством, для соответствующего вида сделки;
5.2.2. Обоснование совершения сделки путем выдачи согласия ФОИВ, а также обоснование нецелесообразности изъятия имущества, в отношении которого дается согласие на отчуждение и/или нецелесообразности принятия решения о ликвидации ФГУ/ФКП и передачи имущественного комплекса в казну Российской Федерации с целью дальнейшей приватизации;
5.2.3. Техническая документация;
5.2.4. Выписка из реестра федерального имущества;
5.2.5. Согласование Росимущества, в случаях, предусмотренных действующим федеральным законодательством;
5.2.6. Обоснования отнесения имущества к непрофильным активам в соответствии с пунктом 4.4. настоящих Методических рекомендаций;
5.2.7. Предполагаемые результаты сделки.
Способ совершения сделки. Рекомендуется проводить открытые торги в форме аукциона с утверждением в качестве победителя такого аукциона лица, предложившего наибольшую цену;
Способ оплаты. Рекомендуется получение оплаты до момента подписания документа, фиксирующего переход права на отчуждаемое имущество
к покупателю, а также отсутствие введения штрафных санкций за ненадлежащее исполнение обязательств по передаче имущества;

5.3. Решение ФОИВ о ликвидации ФГУ/ФКП и принятие имущественного комплекса такого ФГУ/ФКП или изъятие части имущества в казну Российской Федерации может быть принято в рамках реализации правомочий собственника, указанных в абзаце в. пункта 3.1. и абзаце а. пункта 3.2. настоящих Методических рекомендаций, и должно содержать:
5.3.1. Обоснования отнесения имущества к непрофильным активам в соответствии с пунктом 3.4. настоящих Методических рекомендаций;
5.3.2. Техническая документация;
5.3.3. Выписка из реестра федерального имущества;
5.3.4. Предлагаемый способ приватизации.

5.4. Решения, указанные в пунктах 5.2. и 5.3. настоящих Методических рекомендаций представляются в Росимущество в сроки и в порядке, предусмотренном действующим законодательством и иным нормативно-правовыми документами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: