Как получить лицензию на охранную деятельность в 2022 году

Лицензируемые виды деятельности в 2022 году

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ подлежат лицензированию виды деятельности, представленные в таблице ниже.

Пункт статьи Наименование
п. п. 1 разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
п. п. 2 разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
п. 3 деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
п. 4 разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;
п. 5 деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
п. 6 производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции;
п. 7 разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники;
п. 8 разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;
п. 9 разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
п. 10 разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом;
п. 11 деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;
п. 12 эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
п. 13 утратил силу
п. 14 деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
п. 15 деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
п. 16 производство лекарственных средств;
п. 17 производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники;
п. 18 оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений;
п. 19 деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;
п. 20 деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;
п. 21 деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;
п. 22 утратил силу
п. 23 утратил силу
п. 24 деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования;
п. 25 деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;
п. 26 деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов;
п. 27 погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;
п. 28 погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;
п. 29 деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
п. 30 деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности;
п. 31 деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
п. 32 частная охранная деятельность;
п. 33 частная детективная (сыскная) деятельность;
п. 34 заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов;
п. 35 оказание услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
п. 36 оказание услуг связи;
п. 37 телевизионное вещание и радиовещание;
п. 38 утратил силу
п. 39 деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);
п. 40 образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра «Сколково»);
п. 41 утратил силу
п. 42 геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований;
п. 43 производство маркшейдерских работ;
п. 44 работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;
п. 45 деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);
п. 46 медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»);
п. 47 фармацевтическая деятельность;
п. 48 деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
п. 49 деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;
п. 50 деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;
п. 51 предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами;
п. 52 выполнение работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию;
п. 53 деятельность по производству биомедицинских клеточных продуктов;
п. 54 деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах;
п. 55 космическая деятельность;
п. 56 деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю);
п. 57 деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий.

Список лицензируемых видов деятельности, порядок предоставления и отзыва лицензий, а также процедура рассмотрения заявлений субъектов предпринимательской деятельности относительно получения лицензий регламентируются Федеральным Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Назначение лицензий

Можно говорить о двух основаниях лицензирования с точки зрения закона.

С чисто юридической точки зрения лицензирование есть право на осуществление неких определенных видов деятельности, ведение которых без условия наличия лицензии невозможно и прямо запрещено законом.

С точки зрения общественных интересов лицензирование есть способ государственной защиты:

  • прав, интересов, жизни и здоровья населения;
  • экологии;
  • природных памятников и культурного наследия.

Помимо этого лицензирование также носит характер ограничения действий субъектов предпринимательской деятельности, способных причинить неумышленный ущерб обороноспособности и безопасности государства.

То есть, в известной степени, лицензирование является ограничением свободы предпринимательской деятельности. А потому Закон содержит запрет требований на лицензирование по основаниям, отличным от тех, которые были перечислены выше.

Это означает, что не может быть введено лицензирование видов деятельности исходя из соображений монополизации или дискриминации.

Пределы ограничений

Следует понимать, что лицензирование стоит на двух, образно говоря, столпах.

Первый столп – это наличие у субъекта предпринимательской деятельности технических и иных возможностей для осуществления лицензируемого вида деятельности.

Второй столп – это собственно охранительные государственные меры, то есть меры, позволяющие государству пресекать виды деятельности, способные навредить общественным интересам.

В части охранительных функций можно сказать, что структуру лицензионных правоотношений предпринимателя и государства упрощенно можно свести к следующей формуле:

  1. государство запрещает для всех предприятий некий вид деятельности, например, производство водки, поскольку производство алкогольной продукции требует соблюдения очень строгих норм во избежание причинения потребителям вреда;
  2. государство разрабатывает нормативы производства водки;
  3. государство предлагает потенциальным водкопроизводителям доказать, что они могут соблюдать нормативы производства водки;
  4. субъект предпринимательской деятельности, создавший условия для производства водки по государственным стандартам, обращается к государству с просьбой сделать исключение из правил и разрешить ему производить водку;
  5. государство проверяет технические и санитарные условия для производства водки у данного предпринимателя;
  6. если условия действительно соответствуют требованиям государства, то для предпринимателя делается исключение, и он получает разрешение на производство водки.

То есть лицензирование, подытоживая сказанное, есть исключение из запрета на конкретный вид деятельности, своего рода предупреждение возможных в будущем нарушений.

Лицензия как документ

Выше мы говорили о лицензировании, то есть о деятельности государственных органов по выдаче лицензий.

Лицензия же, в свою очередь – это документ, содержащий в себе государственное разрешение на осуществление определенного запрещенного для всех остальных вида деятельности.

Полномочные органы

Единственным держателем права на выдачу лицензий является государство. Но поскольку государство – это несколько абстрактное понятие, включающее в себя множество институтов, право на выдачу лицензий делегировано различным государственным органам, именуемым лицензирующими. К ним относятся специализированные федеральные и региональные органы, действующие по единым правилам и порядку, установленному Федеральным законом.

Именно эти органы подготавливают и вводят в действие лицензионные требования по:

  • созданию юридических лиц и ИП;
  • достижению целей лицензирования, то есть наличию у предпринимателя соответствующих технических условий, соответствующего оборудования, методов контроля, уставного капитала, статуса и соответствующего штата работников.

Рассмотрение заявления

Обращение в лицензирующий орган происходит посредством оформления заявления унифицированной формы, содержащего в себе следующие сведения:

  • наименование (или ФИО для ИП) субъекта предпринимательской деятельности и его организационно-правовую форму;
  • фактический и юридический адреса, а также адрес, по которому планируется осуществление лицензированной деятельности;
  • ИНН, иные реквизиты;
  • контактные данные;
  • вид деятельности и конкретных работ, на которые испрашивается лицензия;
  • платежный документ на уплату государственной пошлины;
  • подпись заявителя или его должностного лица.

Заявление может быть передано в лицензирующий орган либо лично, либо посредством заказного почтового отправления, либо в виде электронного пакета документов при условии, что заявитель обладает квалифицированной ЭЦП.

Лицензирующий орган рассматривает заявление предпринимателя о выдаче лицензии в течение 45 дней с момента получения заявления.

По истечении этого срока лицензирующий орган либо отказывает соискателю, либо выдает ему бессрочную лицензию.

Как получить лицензию на охранную деятельность

Лицензия на осуществление охранной деятельности — это документ, подтверждающий право организации осуществлять защиту законных прав своих клиентов. Без него осуществление этого вида услуг запрещено законом.

Зачем нужна лицензия и кто ее выдает

Охрана жизни и здоровья граждан является основополагающей задачей государственной политики, поэтому любая деятельность организаций, затрагивающая такие направления, подвергается государственному регулированию. Охранная деятельность осуществляется на основании разрешающего документа (лицензии), это обусловлено требованиями законодательства в п. 32 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ.

Деятельность по лицензированию контролируется государством. Для получения разрешительного документа необходимо обратиться в территориальный орган Росгвардии. Для создания единых требований к организациям, оказывающим услуги по охране, принят закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1. В нем описывается, как получить лицензию на частную охранную деятельность, перечень требуемых действий, сроки оказания услуги.

Виды услуг по охранной деятельности

Услуги по охране различают по объекту, на сохранение которого они направлены. Ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 выделяет следующие:

  • охрана жизни и здоровья; к этой категории относятся действия по обеспечению безопасности физических лиц, вне зависимости от гражданства;
  • охрана имущества и вещей, независимо от основания владения (собственность, оперативное управление и т. д.). Эта разновидность услуг направлена на защиту движимого, недвижимого имущества, ценных бумаг и других объектов, по которым заказчик сможет подтвердить свое владение;
  • обеспечение порядка при массовых мероприятиях. Подразумевается сохранение порядка при большом скоплении граждан, например, при проведении выставок, корпоративных собраний, презентаций;
  • охрана объектов с осуществлением работ по обслуживанию технических средств. Для полного контроля и быстрого реагирования на противоправные действия охранная организация вправе устанавливать специальные средства сигнального оповещения, видеонаблюдения, контроля за перемещением объектов. Перечень видов технических средств, возможных к применению, установлен Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 № 498;
  • обеспечение охраны на объектах с организацией пропускного режима, с соблюдением антитеррористической защищенности. Этот вид предполагает оказание содействия правоохранительным органам с целью пресечения, предупреждения и раскрытия правонарушений или преступлений. Пределы полномочий лиц, оказывающих содействие, установлены Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587;
  • создание пропускного режима на объектах, к которым не относятся правила антитеррористической безопасности. К этой категории относятся компании, организующие деятельность на охраняемом объекте, при которой исключается возможность бесконтрольного прохождения сотрудников, транспортных средств, устанавливается система идентификации сотрудников по пропускам;
  • консультирование по правомерности защиты от противоправных посягательств. К такому типу относится проведение занятий с использованием учебной литературы и правоприменительной практики. Услуги по обучению разрешается оказывать в письменной и устной форме.

Перечень видов услуг по охране, установленных Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1, является исчерпывающим. Среди документов, на основании которых осуществляется правовое регулирование, выделяют положение о лицензировании частной охранной деятельности, его текст приводится в Постановлении Правительства РФ от 23.06.2011 № 498. В нем устанавливаются требования к соискателю, виды нарушения лицензионных требований, перечень необходимых документов для получения лицензии.

Требования к соискателю лицензии

Охранная деятельность связана с повышенным риском, поэтому для претендентов на получение лицензии устанавливаются требования, обеспечивающие соответствие нормам права в этой области. Перечень устанавливается Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 и Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 № 498.

Выделяют следующие виды требований:

  • юридическое лицо создано в форме общества с ограниченной ответственностью с избранием единственного вида деятельности — охранной;
  • размер уставного капитала составляет не менее 100 000 рублей. Повышенный порог уставного капитала связан с особой значимостью правоотношений, на которые направлена охранная деятельность. Сумма, внесенная в уставный капитал, определяет предел имущественной ответственности;
  • в качестве лиц, являющихся учредителями юрлица, не выступают иностранные граждане, государственные служащие, граждане РФ, имеющие и иностранное гражданство. Получение лицензии на частную охранную деятельность возможно, если нормы международного соглашения позволяют выступать в качестве учредителя иностранному гражданину;
  • лица, являющиеся учредителями организации, обязаны выбрать охранную деятельность в качестве основной;
  • максимальный размер неденежных вкладов в уставный капитал не превышает пятьдесят процентов;
  • если привлекаются сторонние денежные средства, то их нельзя использовать для увеличения капитала;
  • к руководителю компании предъявляются особые требования: высшее образование, удостоверение частного охранника. Законом не конкретизировано, по какой специальности должно быть образование, но указано о необходимости пройти курсы повышения квалификации руководителей частных охранных организаций (ЧОО).

При соблюдении указанных требований территориальным органом Росгвардии производится выдача лицензии на частную охранную деятельность. Документ двусторонний, на обратной стороне лицензии перечисляются разрешенные виды деятельности.

Образец лицензии

Организация обязана выполнять условия ст. 12 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1. Например, специальная одежда сотрудников юрлица, осуществляющего охранную деятельность, должна отличаться от формы работников государственных силовых структур.

Какие документы нужны и как их подать

Перечень документации зависит от вида услуг, которые собирается оказывать охранная организация. Территориальный орган Росгвардии не вправе запрашивать документы, которые не входят в перечень, установленный Приказом Росгвардии от 28.06.2019 № 229.

В число документов, необходимых для получение лицензии на все виды охранных услуг, входят следующие:

  1. Заявление о предоставлении лицензии.
  2. Паспорт или иное подтверждение личности.
  3. Диплом о наличии высшего профессионального образования.
  4. Подтверждение прохождения курсов повышения квалификации для руководителей ЧОО (на момент обращения с даты выдачи должно пройти не более пяти лет).
  5. Перечень прилагаемых документов с указанием количества листов и экземпляров.

Список документов для остальных видов услуг меняется в зависимости от специфики охраняемого объекта и устанавливается пунктом 10 Приказа Росгвардии от 28.06.2019 № 229.

Когда все документы подготовлены, следует направить их в территориальный орган Росгвардии в бумажном или электронном варианте. В случае использования последнего способа должна применяться усиленная электронная подпись. В течение 45 календарных дней госорган рассматривает документы и по окончании установленного срока выносит решение, по которому лицензия на осуществление частной охранной деятельности выдается.

В случае предоставления неполного комплекта документов территориальный орган Росгвардии вправе приостановить рассмотрение заявления на получение лицензии и предоставит 30 дней на исправление недочетов. Если в указанный срок соискатель не исполнит предписание, в выдаче разрешительного документа откажут. Срок действия выданной лицензии — 5 лет.

Как заполнить заявление на получение лицензии

От правильно заполненного заявления зависит срок рассмотрения всех предоставленных документов. Чтобы избежать ошибок, разберем, как правильно заполнить заявление. Форма документа установлена Приказом Росгвардии от 28.06.2019 № 229 и включает в себя следующие части:

  1. Вводная. В ней указывается наименование органа, где выдается лицензия на охранную деятельность юридическому лицу, контактные данные соискателя лицензии.
  2. Информационная. В этой части определяются Ф.И.О. и адрес регистрации руководителя обращающейся организации, полное и сокращенное наименование юридического лица, ИНН и ОГРН, реквизиты диплома о высшем образовании и удостоверения, выбор вида охранных услуг.
  3. Заключительная. Ставится подпись, дата, указывается перечень прилагаемых документов, способ получения ответа, вид электронной связи, согласие на обработку персональных данных, согласие, что информация достоверная, данные о планируемом использовании оружия или специальных технических средств.

Заявление_1

Заявление_2

Размер государственной пошлины

Процедура лицензирования и сопутствующая ей деятельность осуществляется на платной основе. Размер взимаемого платежа зависит от характера запроса заявителя, стоимость лицензии на охранную деятельность устанавливается Налоговым кодексом РФ . Последние изменения размера суммы, подлежащей уплате, были в 2014 году.

В настоящий момент установлены следующие размеры государственной пошлины:

  1. За выдачу нового документа — 7500 руб.
  2. Если необходимо внести изменения в уже имеющийся разрешительный документ, придется заплатить 3500 руб.
  3. Дубликат лицензии обойдется в 750 руб.
  4. Продление срока лицензии — 750 руб.

По Приказу Росгвардии от 28.06.2019 № 229, вы не обязаны предоставлять документ, подтверждающий оплату пошлины. Сотрудник, принимающий ваше заявление, обязан сам проверить платеж через государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах.

Как получить лицензию на охранную деятельность в 2022 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2021 г. N 2284 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам продления действия разрешений и иных особенностей в отношении разрешительной деятельности в 2022 году”

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2021 г. N 2284 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам продления действия разрешений и иных особенностей в отношении разрешительной деятельности в 2022 году”

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам продления действия разрешений и иных особенностей в отношении разрешительной деятельности в 2022 году.

2. Федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестров разрешений, предусмотренных настоящим постановлением, без принятия специальных решений (приказов) обеспечить внесение сведений о продлении действия разрешений, переносе сроков подтверждения соответствия в течение 3 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего постановления. В случае внесения сведений в реестр разрешений внесение изменений в разрешение на бумажном носителе не требуется.

3. Установить, что положения приложения N 9 и пункта 2 приложения N 12 к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 440 “О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах” применяются в 2022 году.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением абзаца третьего подпункта “г” пункта 1 изменений, утвержденных настоящим постановлением, который вступает в силу с 1 марта 2022 г., а также подпункта “о” пункта 1 изменений, утвержденных настоящим постановлением, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 декабря 2021 г. N 2284

Изменения,
которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам продления действия разрешений и иных особенностей в отношении разрешительной деятельности в 2022 году

1. В постановлении Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 440 “О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 15, ст. 2294; N 17, ст. 2797; N 23, ст. 3652; N 25, ст. 3896; N 27, ст. 4227; N 40, ст. 6274; N 41, ст. 6422; 2021, N 7, ст. 1114):

а) в наименовании слова “в 2020 и 2021 годах” заменить словами “в 2020 – 2022 годах”;

б) дополнить пунктом 1 2 следующего содержания:

“1 2 . Продлить действие срочных лицензий и иных разрешений по перечню срочных лицензий и иных разрешений, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 1 января по 31 декабря 2022 г. и действие которых продлевается на 12 месяцев, согласно приложению N 1 2 , в том числе предусмотренных указанным приложением лицензий и разрешений, которые продлены в 2021 году.”;

в) в абзаце четвертом пункта 2 слова “в 2021 году” заменить словами “в 2021 и 2022 годах”;

слова “могут быть приняты решения” заменить словами “в 2022 году могут быть приняты решения”;

слова “выездных проверок соискателей лицензии, лицензиатов, проведение которых является обязательным в соответствии с Федеральным законом “О лицензировании отдельных видов деятельности”, а также” заменить словами “в отношении соискателей лицензии (лицензиатов) на осуществление лицензируемых видов деятельности, предусмотренных Федеральным законом “О лицензировании отдельных видов деятельности”, выездных оценок соответствия лицензионным требованиям (за исключением случаев, если положением о лицензировании конкретного вида деятельности уже предусмотрена возможность проведения оценки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям с применением средств дистанционного взаимодействия), выездных проверок, а также проведении”;

д) в пункте 5 слова “могут быть приняты следующие решения” заменить словами “в 2022 году могут быть приняты следующие решения”;

е) в пункте 7 1 слова “В 2021 году” заменить словами “В 2021 и 2022 годах”, слова “приложениями N 1, 1 1 и 2” заменить словами “приложениями N 1, 1 1 , 1 2 и 2”, слова “переоформление лицензии, разрешения не требуется” заменить словами “переоформление лицензии, разрешения или внесение изменений в реестр лицензий, реестр разрешений на основании заявления о внесении изменений в соответствующий реестр не требуется”;

ж) в пункте 8 цифры “18” заменить цифрами “19”;

з) дополнить приложением N 1 2 следующего содержания:

“ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 2
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 3 апреля 2020 г. N 440

Перечень
срочных лицензий и иных разрешений, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 1 января по 31 декабря 2022 г. и действие которых продлевается на 12 месяцев

1. Договоры водопользования.

2. Решения о предоставлении водных объектов в пользование.

3. Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую в магазинах беспошлинной торговли.”;

и) в приложении N 2 к указанному постановлению: пункт 10 исключить;

в пункте 28 слова “истекает в 2021 году” заменить словами “истекает в 2021 и 2022 годах”;

к) в приложении N 3 к указанному постановлению:

в абзаце втором пункта 1 слова “до 1 января 2021 г.” заменить словами “до 1 января 2022 г.”;

в абзаце первом пункта 2 слова “до 1 января 2022 г.” заменить словами “до 1 января 2023 г.”;

л) в пункте 1 приложения N 5 к указанному постановлению слова “до 1 января 2022 г.” заменить словами “до 1 марта 2022 г.”;

м) в приложении N 9 к указанному постановлению:

наименование изложить в следующей редакции:

“Особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных федеральными законами “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” и “Об обращении лекарственных средств”;

пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

“1. Медицинская деятельность, направленная на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции, осуществляется медицинскими и иными организациями, включенными в перечень медицинских и иных организаций, в которых планируется и (или) осуществляется медицинская деятельность, направленная на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции, которые ведет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, на основании информации, представляемой федеральными органами исполнительной власти (в отношении организаций, предусмотренных абзацем вторым подпункта “а” пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N 852 “О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”) в соответствии с подведомственностью и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере охраны здоровья (за исключением организаций, предусмотренных абзацем вторым подпункта “а” пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N 852 “О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”), на основании имеющейся лицензии на медицинскую деятельность без переоформления лицензии или внесения изменений в реестр лицензий.

Министерство здравоохранения Российской Федерации вправе утвердить минимальные требования к осуществлению деятельности, указанной в абзаце первом настоящего пункта.

Информация о включении медицинских и иных организаций в перечень, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, направляется в электронном виде федеральными органами исполнительной власти в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в течение 3 дней со дня принятия соответствующего решения и размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

2. Министерство здравоохранения Российской Федерации в отношении сертификата специалиста или аккредитации специалиста (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящего приложения) вправе принять следующее решение (решения):

определить случаи и условия, когда физические лица могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или прохождения аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или аккредитацией специалиста;

при невозможности использования дистанционного взаимодействия или цифровых решений ввести мораторий на прохождение аккредитации специалиста;

при истечении в период действия настоящего постановления срока действия сертификата специалиста или аккредитации специалиста принять решение о продлении срока действия указанных разрешительных документов на срок до 12 месяцев.”;

дополнить пунктом 4 следующего содержания:

“4. Установить, что при лицензировании медицинской деятельности, осуществляемой обособленными подразделениями медицинских организаций (центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики, амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (далее – обособленные подразделения медицинских организаций), соискатель лицензии вправе подать заявление о предоставлении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности в части розничной торговли и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, которую планируется осуществлять обособленным подразделением медицинской организации, с приложением документов (сведений) о наличии у работников соискателя лицензии дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения.

Рассмотрение заявления о предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности осуществляется лицензирующим органом совместно с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.

По итогам рассмотрения поданных заявлений о предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности, о предоставлении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности в случае соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, и требованию о наличии у соискателя лицензии работников, заключивших с ним трудовые договоры и обладающих дополнительным профессиональным образованием в части розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения, лицензирующий орган принимает решения о предоставлении лицензий на осуществление медицинской деятельности и на осуществление фармацевтической деятельности одномоментно с внесением соответствующих сведений в реестр лицензий на осуществление медицинской деятельности и реестр лицензий на осуществление фармацевтической деятельности.

Лицензиат, имеющий лицензию на медицинскую деятельность, осуществляемую обособленными подразделениями медицинской организации, вправе подать в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, которую планируется осуществлять этими обособленными подразделениями медицинской организации, с приложением документов (сведений) о наличии у работников лицензиата дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения.

В этом случае лицензирующий орган принимает решение о предоставлении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности в случае соответствия лицензиата требованию о наличии работников, заключивших с ним трудовые договоры и обладающих дополнительным профессиональным образованием в части розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения.”;

н) в приложении N 10 к указанному постановлению:

дополнить пункт 1 абзацем следующего содержания:

“Продлить по 1 марта 2022 г. включительно государственную аккредитацию образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, срок действия свидетельств о государственной аккредитации которых истекает в период с 1 января по 1 марта 2022 г., в том числе продление срока действия которых осуществлялось на основании абзаца второго настоящего пункта.”;

в пункте 3 слова “в 2021 году” заменить словами “в 2021 и 2022 годах”;

о) в приложении N 12 к указанному постановлению:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

“1. Продлить на 12 месяцев срок действия документов, подтверждающих соответствие юридического лица, осуществляющего обеспечение авиационной безопасности, требованиям федеральных авиационных правил, срок действия которых истекает (истек) в период с 1 ноября 2021 г. по 30 июня 2022 г.”;

в подпункте “д” слова “до 31 декабря 2020 г.” исключить;

дополнить подпунктом “ж” следующего содержания:

“ж) принимать решение о применении дистанционных технологий при прохождении подготовки сотрудников служб авиационной безопасности для выполнения возложенных на них обязанностей и контроля знаний, предусмотренных программами подготовки.”;

п) в приложении N 16 к указанному постановлению:

в пункте 1 слова “до 31 декабря 2021 г., продлевается до 31 декабря 2022 г.” заменить словами “до 31 декабря 2022 г., продлевается до 31 декабря 2023 г.”;

в абзаце первом слова “до 31 декабря 2021 г.” заменить словами “до 31 декабря 2022 г.”;

в абзаце втором слова “в соответствии с Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16 мая 2000 г. N 372 “Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации”,” заменить словами “в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 декабря 2020 г. N 999 “Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду”.

2. В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. N 109 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 440” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 7, ст. 1114) слова “в 2021 году” заменить словами “с 2021 года”.

Обзор документа

Действие разрешительных документов в ряде сфер и отраслей решено в 2022 г. продлевать автоматически. Это касается в т. ч. сфер медицины, образования, экологии, воздушного транспорта.

Органам власти дано право при необходимости использовать дистанционные средства контроля при получении, переоформлении, продлении разрешений.

При выдаче лицензий и иных разрешений в 2022 г. перечень обязательных требований к заявителям может быть сокращен. Выездные проверки допускается проводить дистанционно.

Постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Инструкция по получению лицензии для отдельных видов деятельности в 2022 году

Лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем определенного вида деятельности. Она предоставляется лицензирующим органом, который правомочен выдавать разрешения на ведение деятельности в той или иной сфере. Обязательным критерием для получения лицензии является соблюдение четких условий и оплата государственной пошлины.

2. Направления предпринимательской деятельности, подлежащие лицензированию

Лицензированию подлежат следующие сферы деятельности:

  • создание, написание и продажа шифровальных (криптографических) программ, информационных и телекоммуникационных систем, которые защищены с помощью шифровальных (криптографических) средств, проработка заказов, а также оказание услуг в области кодирования информации, техническое сопровождение шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, которые закодированы с применением шифровальных (криптографических) средств (исключение – техобслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, при защите которых используются шифровальные (криптографические) средства, предназначено для удовлетворения собственных потребностей юр. лица либо ИП);
  • разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи специальных технических средств, которые предназначены для негласного получения данных;
  • деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (исключение – указанная деятельность ведется для обеспечения личных потребностей юр. лица или ИП);
  • создание и производство средств защиты конфиденциальной информации;
  • деятельность по технической защите засекреченной информации;
  • производство и реализация продукции полиграфии, которая защищена от подделок;
  • разработка, производство, испытание и ремонт авиатехники;
  • разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техобслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;
  • разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация оружия гражданского и служебного назначения, базовых элементов огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
  • разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (сюда же относят патроны для гражданского и служебного оружия, составные элементы патронов), пиротехнических изделий IV и V классов согласно национальному стандарту, применение пиротехнических изделий IV и V классов по техническому регламенту;
  • хранение и уничтожение химоружия;
  • эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов относящихся к I, II и III классам опасности;
  • деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на объектах производственного значения и инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (не относится деятельность добровольной пожарной охраны);
  • монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
  • производство лекарственных средств;
  • производство и техническое обслуживание медицинской техники (исключение составляет техническое обслуживание, осуществляемое для обеспечения личных нужд юр. лица или ИП);
  • оборот наркотических и психотропных веществ, их прекурсоров, выращивание наркосодержащих растений;
  • деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;
  • пассажирские перевозки внутренним водным и морским транспортом;
  • перевозки внутренним водным и морским транспортом опасных грузов;
  • пассажирские перевозки воздушным транспортом (не относится к деятельности, которая осуществляется для обеспечения собственных нужд юр. лица, ИП);
  • перевозки грузов воздушным транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юр. лица либо ИП);
  • пассажирские перевозки автотранспортом, которые оборудованы для перевозок свыше 8 человек (исключение составляет работа по заказам или в целях обеспечения собственных нужд юр. лица либо ИП);
  • перевозки ж/д транспортом пассажиров;
  • перевозки ж/д транспортом грузов, представляющих опасность;
  • погрузка и разгрузка опасных грузов на ж/д транспорте;
  • погрузка и разгрузка опасных грузов на внутреннем водном транспорте и в морских портах;
  • деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности;
  • деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
  • частная детективная и охранная деятельность;
  • заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных и цветных металлов;
  • содействие трудоустройству российских граждан за пределами территории России;
  • предоставление услуг связи;
  • теле- и радиовещание;
  • изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на разных носителях (исключение – деятельность самостоятельно осуществляется лицами, которые обладают правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального законодательства либо иных официальных бумаг);
  • применение источников ионизирующего излучения (генерирующих) (не касается источников, используемых в медицине);
  • образование (исключение – частные образовательные фирмы, располагающиеся на территории «Сколково»);
  • деятельность в сфере освоения космоса;
  • геодезические и картографические работы, относящиеся к федеральному назначению. Их результаты должны быть значимы на общегосударственном и межотраслевом уровнях. Не затрагивает направления, связанного с инженерными изысканиями для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства);
  • выполнение маркшейдерских работ;
  • воздействие на гидрометеорологические, геофизические явления и процессы;
  • гидрометеорология и схожие ей области (не касается аналогичных направлений работы, проводимых в процессе инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);
  • деятельность в сфере медицины (не затрагивает медицинские и иные организации, которые имеют статус частных предприятий и находятся в пределах «Сколково»)
  • реализация лекарственных препаратов;
  • сохранение объектов культурного наследия народов РФ;
  • осуществление экспертизы промбезопасности;
  • обращение взрывчатых материалов, используемых в промышленности.

Вышеуказанный перечень видов деятельности утвержден федеральным законодательством.

Важно! Каждое направление работы должно работать по лицензии. Причем разрешение на его ведение не будет иметь территориальных ограничений или иными словами действительно на всей территории РФ. Следует всего лишь сообщить о начале предпринимательской деятельности в лицензирующий орган того региона, где вами запланировано вести бизнес.

Срок действия лицензии, как правило, не ограничен, но есть исключения. У ряда направлений предпринимательской деятельности срок действия разрешения жестко регламентирован и предусмотрена возможность его пролонгации. При изменении основных реквизитов ООО или ИП придётся заменить лицензию.

Заявление на получении лицензии подаётся после прохождения процедуры государственной регистрации либо перед началом осуществления конкретного направления работы, требующего лицензирования.

3. Перечень лицензирующих органов

Органы исполнительной власти, которые на федеральном уровне уполномочены рассматривать вопросы о лицензировании определенных сфер деятельности и принимать соответствующие решения, указаны в Постановлении Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957. Это:

  • Федеральная служба безопасности;
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
  • Федеральная налоговая служба;
  • Министерство промышленности и торговли России;
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
  • Федеральное агентство воздушного транспорта;
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
  • Федеральная миграционная служба;
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
  • Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Министерство культуры РФ;
  • Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

4. Требования для получения лицензии

Требования, предъявляемые к соискателю на получение лицензии:

  • квалифицированные работники, имеющие высшее образование и определенный опыт работы, с которыми заключены трудовые договоры;
  • помещение и оборудование (в собственности или аренде), а также необходимые документы;
  • контроль качества и безопасности на должном уровне и т. д.

Данные требования специфичны и, как правило, определяются исходя из конкретного вида деятельности, для реализации которой необходима лицензия.

Если Вам нужно узнать требования, необходимые для получения лицензии в определенной сфере деятельности, обратитесь в соответствующий лицензирующий орган.

5. Документы для лицензии

В лицензирующий орган в первую очередь следует предоставить заявление о выдаче разрешения, а также весь перечень необходимых документов (ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ). Бланки заявлений различаются, т. к. большое количество лицензирующих органов, курируют отдельные виды деятельности.

Информация, указываемая в заявлении:

  1. Название, организационно-правовая форма организации, адрес (юридический и фактический), e-mail и контактный телефон, ОГРН и название регистрирующего органа с указанием его адреса.
  2. ИНН, а также информация, содержащаяся в документе о постановке на учет в ИФНС.
  3. Вид деятельности, подлежащий лицензированию.
  4. Квитанция, свидетельствующая об уплате госпошлины.
  5. Документы, которые подтверждают соответствие соискателя установленным требованиям для конкретного вида лицензируемой деятельности.

К заявлению прикладываются ксерокопии документов. Их перечень установлен положением о лицензировании определенного вида деятельности. Кроме того, в общем пакете документов должны находиться документы, свидетельствующие о соответствии соискателя установленным требованиям, и их опись.

Важно! Согласно Федеральному закону от 14.10.2014 №307-ФЗ, учредительные документы, которые Вам необходимо будет предоставить в лицензирующий орган, заверению нотариусом не подлежат.

6. Размер государственной пошлины за получение лицензии

В большинстве случаев за получение лицензии необходимо будет уплатить госпошлину в размере 7500 рублей. Данная величина установлена налоговым законодательством. Однако, существуют направления предпринимательской деятельности, где размер госпошлины гораздо больше:

  • производство, хранение, покупка, поставка этанола и алкогольной продукции: 800 000 – 9 500 000 рублей;
  • продажа алкоголя в розницу: 65 000 рублей. Уплата госпошлины осуществляется за каждый год срока действия лицензии;
  • предпринимательская деятельность в сфере управления многоквартирными домами: 30 000 рублей;
  • операции в банковском секторе: 0,1 % от величины уставного капитала, но не более 500 000 рублей.

Важно! Уплата госпошлины – процедура, которая осуществляется однократно на протяжении всего срока действия лицензии.

Срок действия лицензии, как правило, не ограничен, но есть исключения. У ряда направлений предпринимательской деятельности срок действия разрешения жестко регламентирован и предусмотрена возможность его пролонгации. К примеру, срок действия лицензии на продажу алкогольной продукции – 5 лет.

Если Вы получили отказ в получении лицензии, ранее уплаченную госпошлину вернуть не удастся.

7. Процедура получения разрешения на ведение деятельности

Прежде всего, необходимо узнать, какой из лицензирующих органов стоит обратиться. Затем требуется собрать весь пакет необходимых документов. Направить их можно следующими способами:

  • путем личного обращения в орган, отвечающий за выдачу лицензий по тому направлению работы, которое Вы планируете осуществлять;
  • направить заказное письмо (обязательно с уведомлением о вручении);

Также бумаги можно направить в электронном виде, при этом следует помнить, что они должны быть подписаны ЭЦП.

После предоставления всех необходимых документов Вам предоставят копию описи с указанием даты приема (орган, осуществляющий лицензирование той или иной деятельности, можно посетить как лично, так и получить заказное письмо с уведомлением). В случае, когда в ранее направленном Вами пакете документов отсутствует какой-либо документ либо речь идет о несоблюдении утвержденных требований, в течение 3 дней Вам должны вручить лично или направить почтовое уведомление с указанием того, что следует скорректировать. Срок исправления ошибок – 30 дней.

Устранив ранее выявленные недочеты и направив документы повторно, в течение 3 рабочих дней Вам обязаны сообщить о ходе рассмотрения документов на получение лицензии или о возврате заявления.

Спустя 5 рабочих дней, Вам должны направить документ, в котором будет указано о решении предоставить лицензию (если документы соответствуют установленным требованиям). Решение могут вручить как заявителю лично, так и направить заказным письмом с уведомлением. Сделать это должны в течение 3 рабочих дней после принятия окончательного решения.

Важно! При отказе в выдаче лицензии Вы получите решение, в котором в обязательном порядке указываются его причины со ссылкой на подзаконные акты (реквизиты акта проверки соискателя лицензии, когда отказ получен на основании несоответствия лицензионным требованиям).

Лицензия имеет типовую форму. Она утверждена Постановлением Правительства РФ от 06.10.2011г. № 826. При порче (утрате) разрешения его дубликат предоставляется на основании правил, которые прописаны в ст.17 Федерального закона № 99-ФЗ.

Лицензия не имеет каких-либо границ относительно территории своего действия. Нужно лишь помнить о том, что при перемене региона реализации предпринимательской деятельности Вы должны будете уведомить об этом лицензирующий орган согласно фактическому месту ведения бизнеса.

8. Лицензия: переоформление, приостановление и возобновление действия

Федеральным законодательством определено: при изменении какой-либо информации, следует обратиться в лицензирующий орган для переоформления разрешения. Его необходимо осуществить при:

  • изменении названия организации и ее юр. адреса;
  • смене адреса, по которому осуществлялся бизнес, подлежащий лицензированию;
  • создании новой организации через реорганизацию ранее действующего юр. лица;
  • смене места жительства бизнесмена, а также изменении персональных данных.

Величина государственной пошлины при переоформлении лицензии: 600 – 2 600 рублей.

Лицензирующий орган отвечает как за непосредственную выдачу разрешений, так и контролирует деятельность лицензиата. Если в процессе проведения проверки будут обнаружены нарушения лицензионных требований, то по данному факту будет выписано предписание с указанием сроков для ликвидации выявленных недочетов. Срок действия лицензии может быть приостановлен, если замечания не будут устранены.

Важно! Во время приостановки действия лицензии, деятельность, которая под неё подпадает вести нельзя.

При устранении всех недочетов, отмеченных в предписании, действие лицензии будет возобновлено.

9. Аннулирование и прекращение срока действия лицензии

Лицензия может быть аннулирована при:

  • игнорировании предписания лицензирующего органа;
  • приостановлении срока ее действия.

Основанием для аннулирования лицензии является исковое заявление лицензирующего органа. После вынесения судебного решения действие лицензии будет прекращено в течение 10 рабочих дней.

Действие лицензии можно приостановить добровольно, когда:

  • юридическое лицо закончило вести свою деятельность (реорганизация к данному пункту отношение не имеет);
  • физическое лицо потреяло статус индивидуального предпринимателя;
  • предоставлено заявление о прекращении осуществления работы по лицензии.

При прекращении своей деятельности ООО или ИП не должно сообщать об этом в лицензирующий орган, информацию в соответствующие инстанции предоставит ФНС.

10. Взыскания при осуществлении лицензируемого вида деятельности с нарушениями

Если не соблюден порядок получения лицензии или при осуществелении деятельности подлежащего лицензированию могут быть выписаны штрафы.

  1. Нарушение требований при выдаче разрешения:
    • для организаций: 30 000 – 40 000 рублей;
    • для предпринимателей: 3 000 – 4 000 рублей.
  2. Существенные отступления от условий выдачи лицензии:
    • для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
    • для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей (приостановление работы на период, не превышающий 90 дней).
  3. Отсутствие разрешения:
    • для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
    • для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей.

Помимо всего прочего может быть изъяты продукция, сырье, материалы и оборудование.

Могут изъять сырье, полуфабрикаты, товары, оборудование, транспорт или другие предметы, которые применялись для производства и реализации.

При ведении бизнеса без оформления разрешения, при условии причинения значительного ущерба государству, компаниям, гражданам, а также, если от его осуществления получена прибыль свыше 1 500 000 рублей, возможна уголовная ответственность в виде штрафа до 300 000 рублей или арест на срок 6 месяцев.

Отмена лицензий на бумаге и внедрение реестровой модели лицензирования

27.12.2019 г. принят закон № 478-ФЗ, который внес поправки в законодательство о лицензировании. Нормативный акт отменил выдачу бланков и ввел реестровую модель лицензирования. Наша новая статья расскажет читателям о нововведениях этого закона.

Новые нормы о предоставлении лицензий

Закон № 478-ФЗ внес поправки сразу в 12 законов, упоминающих о выдаче лицензий. Среди них Жилищный Кодекс, закон о СМИ № 2124-1 от 27.12.1991 г., закон о детективной и охранной деятельности № 2487-1 от 11.03.1992 г., закон № 99-ФЗ о лицензируемых видах деятельности от 04.05.2011 г., а также другие нормативные акты. Эти новеллы начнут действовать с 01.01.2021 г.

Государство станет предоставлять, а не выдавать лицензии

С 01.01.2021 г. лицензии будут предоставляться, а не выдаваться заявителям. Законодатель сменил «выдачу» лицензии на ее «предоставление». Вроде бы это несущественное изменение. Однако данная новелла меняет порядок лицензирования. «Выдача» подразумевает передачу бланка на материальном или электронном носителе, а «предоставление» дает право или возможность заниматься определенными работами (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» М., Изд. «АЗЪ», 1995 г.).

Поэтому лицензии на бумаге уйдут в прошлое. Лицензирующие учреждения перестанут выдавать бланки. Кроме того, государство отменило направление лицензий в электронном виде по просьбе заявителя (ст. 9 закона № 478-ФЗ). Соответственно, отменяются типовые формы лицензий.

Запись в реестре — единственное подтверждение права заниматься лицензируемым видом деятельности

Разрешение на ведение лицензируемой деятельности будет подтверждаться только записями в реестрах. Впрочем, закон предусмотрел получение выписки (ст. 9 закона № 478-ФЗ). Лицензирующий орган предоставит заявителю выписку на обычном листе бумаги формата А4 или в электронном виде. Причем выписка на бумаге выдается за деньги, а в электронной форме (подписанная УКЭП) — бесплатно.

Процедура формирования и ведения реестра разрабатывается и утверждается Правительством РФ. Днем предоставления лицензии станет считаться дата занесения записи в реестр.

Изменения в правилах заполнения и подачи заявления

С будущего года ИП и фирмы смогут подать заявление на лицензию не только в лицензирующий орган, но и через МФЦ (ст. 9 закона № 478-ФЗ). Правда, заявление в лицензирующий орган станет подаваться исключительно в электронном виде. Иными словами, его нельзя направить по почте или предоставить лично на бумажном носителе. Идентификация соискателя пройдет с помощью единой системы идентификации и аутентификации. Эта абсолютно определенная норма, не допускающая подачи документов на бумаге.

Что же касается подачи документов через МФЦ, то об этом теперь говорит ч. 6 ст. 13 закона № 99-ФЗ в новой редакции. Правда, законодатель сформулировал эту норму туманно и даже «коряво». Звучит она приблизительно так: соискатель вправе подать заявление в лицензирующий орган или в МФЦ на бумаге либо направить пакет по почте с уведомлением, если многофункциональный центр субъекта РФ предоставляет подобную услугу. Упоминание о лицензирующем учреждении с использованием союза «ИЛИ» усложнило понимание нормы. Скорее всего, разработчики закона хотели сказать, что компания (ИП) вправе подать заявление не только в лицензирующий орган, но и в МФЦ, если многофункциональный центр предоставляет подобную услугу. При этом заявление в многофункциональный центр подается на бумаге. В итоге ч. 6. ст. 13 закона № 99-ФЗ получилась двусмысленной и потребует дополнительных разъяснений со стороны лицензирующих органов.

Стоит отметить, что теперь в заявлении не надо будет указывать адрес уполномоченной ИФНС, зарегистрировавшей юрлицо (индивидуального предпринимателя), и реквизиты платежного поручения об уплате госпошлины.

В течение 3 дней после появления записи в реестре лицензирующее министерство (ведомство) направит уведомление о выдаче лицензии компании (предпринимателю) по выбранной последними форме — на e-mail или по почте на бумаге. Кроме того, если заинтересованное лицо запросит выписку из реестра, то лицензирующий госорган отправит не только уведомление, но и выписку в электронной или (в зависимости от желания получателя) в бумажной форме.

Похожим образом будет проходить переоформление лицензий. Субъект подаст заявление в электронной форме в лицензирующий орган либо на бумажном носителе через МФЦ. При этом заявитель получит право на консультацию лицензирующего органа. Для этого компания (ИП) должна попросить в заявлении направить ей в электронном виде сведения по вопросам переоформления лицензии (ст. 18 закона № 99-ФЗ о лицензируемых видах деятельности и ст. 9 закона № 478-ФЗ).

Что делать, если лицензия на бумаге утрачена

Бумага не вечна. Фирмы и предприниматели теряют или иным образом утрачивают лицензии на бумажных носителях. Сегодня лицензиаты получают дубликаты или копии лицензий. Однако с 01.01.2021 г. это станет невозможным. Ст. 17 о выдаче дубликатов и копий лицензий на бланках Закона № 99-ФЗ утратит силу с 01 января будущего года. Следовательно, если лицензиат потерял бланк, то еще есть время получить дубликат. С 2021 г. вместо копии лицензирующий орган отправит только выписку из реестра.

Сфера действия нового закона

Закон № 478-ФЗ касается всех видов деятельности за исключением банковской. ЦБ РФ не подчиняется Правительству РФ, самостоятельно выдаёт лицензии кредитным организациям и утверждает типовые формы лицензий (ст. 13 Федерального закона № 395-1 о банках и банковской деятельности от 02.12.1990 г.). Однакорано или поздно и Центробанк перейдет на реестровую модель лицензирования.

Будут ли действовать лицензии, выданные до начала действия закона, и надо ли их переоформлять

Лицензии, полученные до 01.01.2021 г., действуют после этой даты и подтверждают право субъекта работать по выбранному направлению (ст. 13). Переоформлять ничего не надо. Государственные органы, отвечающие за представление лицензий, приведут записи в реестрах в соответствии с законом № 478-ФЗ. Получается, что предоставление и продление лицензий станет проводиться одновременно с внедрением нового порядка записей. Это вызовет накладки и ошибки в реестрах.

Выводы

Государство постепенно избавляется от архаичного документооборота. Лицензии на бланках уходят в прошлое, как и свидетельства из ИФНС или Росреестра. Заявители будут получать стандартные выписки из реестра. Это необратимый процесс.

Другой вопрос, что для создания реестровой модели понадобится время. Правительство успеет принять Постановления. Но министерства и ведомства (Ростехнадзор, Министерства образования и культуры, Росздравнадзор и т.д.) также должны изменить Положения о лицензировании, отработать порядок оказания услуг в электронной форме и механизмы взаимодействия с МФЦ. Кроме того, государственные, муниципальные, коммерческие организации и банки обязаны исключить требования о предъявлении лицензий на бумаге из локальных нормативных актов. Например, при проведении закупок, проверок, открытии расчетных счетов и так далее. Предприниматели опасаются незаконных требований, проволочек и накладок, как это было после отмены бумажных свидетельств ИФНС. А учитывая негативный опыт — эти опасения имеют под собой реальную почву.

Как получить удостоверение охранника в Московской области

Форма охранника

Любая охранная деятельность, которая предусматривает применение технических спецсредств и огнестрельного оружия, подлежит обязательному лицензированию. Документом на право оказывать охранные услуги является удостоверение частного охранника (УЧО). О том, как получить лицензию охранника в Подмосковье и какие документы нужно подготовить для получения УЧО, читайте в материале портала mosreg.ru.

Разряды охранников

Для осуществления частной охранной деятельности одним из обязательных условий является получение разряда охранника. В официальное удостоверение частного охранника будет внесен этот идентификатор.

Всего выделяется три разряда:

  • 4 разряд – допуск к работе со специальными средствами, допускающий использование резиновой дубинки (палки) и наручников;
  • 5 разряд – допуск к работе со специальными средствами и гражданским оружием самообороны (газовые пистолеты и баллончики, а также электрошокеры);
  • 6 разряд – допуск к работе со специальными средствами, гражданским и служебным оружием.

УЧО на 6-й разряд автоматически включает деятельность, допустимую для охранников 5-го и 4-го разрядов, а УЧО на 5-й разряд – виды деятельности для 4-го разряда.

В соответствии с требованиями нормативных правовых актов, программы первоначальной подготовки охранников по времени рассчитаны на:

  • 4 разряд – 99 часов;
  • 5 разряд – 174 часа;
  • 6 разряд – 266 часов.

Порядок получения удостоверения

Если гражданин решил заниматься частной охранной деятельностью, ему необходимо получить лицензию охранника или удостоверение частного (личного) охранника (УЧО).

Для начала нужно пройти медицинскую комиссию в учреждении здравоохранения по месту регистрации (прописки) и получить справку по форме 002-О/У с заключением о пригодности к работе в охране. Данная справка необходима для записи в школу охраны.

Затем, согласно закону «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», нужно пройти соответствующее обучение на курсах по программе подготовки частных охранников и выдержать квалификационный экзамен. Также пройти обучение охранника можно в специальных обучающих центрах. Учащихся знакомят с работой охранника, учат разбираться в нормативной документации, также предусмотрена физическая и психологическая подготовка. Содержание программы подготовки зависит от требуемого разряда.

Где учат на частных охранников

По закону каждый желающий устроиться на работу в качестве охранника должен пройти обучение по программе «Подготовка частных охранников».

В Московской области получить разряд и пройти необходимую подготовку можно в специализированных учебных заведениях. В зависимости от разряда (4, 5 или 6) срок обучения длится от 98 часов до 266 часов. В курс входят: правовая подготовка, тактико-специальная подготовка, огневая подготовка (на 5 и 6 разряды), использование специальных средств, техническая подготовка, психологическая подготовка, первая помощь, специальная физическая подготовка.

Учебные заведения в Подмосковье, которые обучают по программе подготовки частных охранников:

  • «Центр профессиональной подготовки», городской округ Мытищи;
  • ЧОУ ДПО Учебный центр «Айсберг», городской округ Красногорск;
  • ЧОУ ДПО «Школа охраны «Святовит», городской округ Химки;
  • ООО «Тир-Спортинг», Одинцовский муниципальный район;
  • НОУ ДПО «УЦ «Кобальт», городской округ Жуковский;
  • НОЧУ ДПО «СОВА-Р», Коломенский городской округ;
  • НОЧУ ДО «Альфа Профи», городской округ Дзержинский.

По результатам сдачи экзамена присваивается квалификация соответствующего разряда и оформляется свидетельство за подписью председателя квалификационной комиссии. По завершении обучения выдается «Свидетельство о присвоении квалификации частного охранника».

Данное свидетельство нужно предоставить в Центр лицензионно-разрешительной работы Главного управления войск национальной гвардии по Московской области вместе с соответствующим заявлением и комплектом документов по адресу: Московская область, г. Котельники, Новорязанское шоссе, 4.

Как получить удостоверение частного охранника

Удостоверение частного охранника (УЧО) выдается сроком на 5 лет. Чтобы его получить, можно подать электронное заявление через единый портал госуслуг РФ или же лично в региональный центр лицензионно-разрешительной работы МВД (ЦЛРР ГУ МВД) России по Московской области). Вместе заявлением подается пакет необходимых документов.

Перечень документов для получения удостоверения частного охранника:

  • заявление-анкета о выдаче удостоверения;
  • копия паспорта гражданина РФ;
  • копия свидетельства о присвоении квалификации частного охранника;
  • копия свидетельства о прохождении профессиональной подготовки;
  • медицинское заключение об отсутствии заболеваний, препятствующих выполнению обязанностей частного охранника;
  • сопроводительное письмо руководителя охранной организации с указанием лиц, которым необходимо выдать удостоверения (с приложением заявлений указанных лиц);
  • фотография размером 4×6 см.

Сотрудник отдела лицензионно-разрешительной работы примет документы и сообщит о сроке готовности удостоверения. Затем нужно оплатить госпошлину. Госпошлина за выдачу удостоверения (дубликата удостоверения) частного охранника составляет 2 000 рублей.

В назначенный день нужно прийти в центр лицензионно-разрешительной работы за удостоверением. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок не более 45 дней.

В лицензии указываются виды охранных услуг (охрана объектов или имущества, консультирование клиентов по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств, обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов), которые может осуществлять охранник.

По истечению срока действия удостоверения частного охранника, необходимо его продлить. Для продления срока действия УЧО работник обязан пройти курсы повышения квалификации.

Ограничения для работы охранником

Согласно закону «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», частными охранниками не могут быть:

Читайте также:
Выгодно ли досрочное погашение военной ипотеки? Давайте разбираться!
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: