Как отменить извещение о закупке у единственного поставщика в ЕИС по нормам 44-ФЗ?

Инструкция по отмене закупки по 44-ФЗ или 223-ФЗ: что изменится в 2022 году

Отмена определения поставщика — это, по 44-ФЗ, процедура по прекращению государственной или муниципальной закупки. Ее проводят на стадии планирования, до окончания приема заявок, а иногда и после срока для приема предложений. Если нарушить установленный порядок, оштрафуют на 30 000 рублей по ч. 8 ст. 7.30 КоАП.

Скачать образец приказа отмены закупки по 44-ФЗ по решению заказчика из КонсультантПлюс
Скачать образец решения об отказе от проведения тендера по 44-ФЗ
Скачать образец решения об отказе от проведения тендера по 223-ФЗ

Что изменится в процедуре отмены тендеров с 2022 года

С 2022 году законодатели решили установить единый срок для отмены закупки — 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Он будет прописан в п. 1 ч. 2 ст. 36 44-ФЗ в редакции 360-ФЗ от 02.07.2021. В нынешней редакции сроки аннулирования тендера зависят от вида процедуры. Заказчики отменяют процедуру не позднее:

  • 1 часа до окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок;
  • 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе и аукционе.

А в самой процедуре отмены изменений нет.

Как отказаться от закупки на стадии планирования

Если закупка отменена на стадии планирования, необходимо сделать новую редакцию плана-графика. Удалите из него ту госзакупку, которую отменяете. Согласуйте изменения с руководством и зафиксируйте приказом.

В ст. 16 Федеральной контрактной системы установлен срок для отмены закупки — вносить изменения в план-график разрешено не позднее чем за 1 день до даты размещения в ЕИС извещения о торгах или за 1 день до дня заключения контракта с единственным поставщиком (ч. 9 ст. 16 44-ФЗ).

Как отменить после размещения извещения

По контрактному законодательству, допускается отмена определения поставщика в открытом конкурсе в электронной форме по 44-ФЗ, в электронном аукционе и запросе котировок. Вот пошаговая инструкция, как отменить заказ:

Шаг 1. Проверяем срок. Он отсчитывается до даты окончания подачи заявок:

  • электронный аукцион и конкурс отменяем не позднее чем за 5 дней;
  • электронный запрос котировок отменяем не позднее чем за 1 час.

Такие сроки определены в ч. 1 ст. 36 44-ФЗ.

Шаг 2. Решаем отменить и публикуем документ: решение об отмене определения поставщика размещается в ЕИС в тот же день. Это указано в ч. 3 ст. 36 44-ФЗ. Решение оформляйте в свободной форме. В законодательстве нет утвержденной формы и требований к нему. Например, составьте приказ об отмене. В нем укажите:

  • ИКЗ;
  • предмет;
  • НМЦК;
  • номер и дату извещения;
  • причину отмены;
  • должность и Ф.И.О. ответственного лица.

Шаг 3. Изменяем план-график (если нужно) не позже следующего рабочего дня после прекращения процедуры. Это указано в ч. 1 ст. 36 44-ФЗ.

Шаг 4. Оповещаем участников, что определение поставщика отменено в ЕИС, — уведомление потенциальных исполнителей обязательно. В течение одного часа от даты размещения в ЕИС извещения о прекращении процедуры оператор электронной площадки возвращает заявки участникам и одновременно уведомляет о прекращении процедуры.

Читайте также:
Как вписать в страховку ОСАГО еще одного водителя – сколько стоит в 2022 году и какие документы нужны

В ст. 83.1 Федеральной контрактной системы разъясняется, возможна ли отмена запроса предложений в электронной форме по решению заказчика — нет, запрос предложений отменять нельзя. Не допускается и внесение изменений в документацию по такому заказу.

Как отменить в личном кабинете ЕИС

Вот пошаговая инструкция, как отменить закупку в ЕИС по 44-ФЗ:

Шаг 1. В личном кабинете в блоке «Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя)» заполните форму.

Шаг 2. Нажмите кнопку «Разместить».

Реестр закупок

Отмените закупку в момент публикации решения об отмене. Дата приказа и дата размещения его в ЕИС должны совпадать.

Заказчик вправе отменить тендер по истечении установленного срока и до заключения контракта: отмена закупки на стадии заключения контракта невозможна (ч. 2 ст. 36 44-ФЗ).

Как отменить, если прошел общий срок

После того как сроки для приема заявок прошли, закупка отменяется в 2 случаях:

  1. Наступил форс-мажор (по ч. 2 ст. 36 44-ФЗ, отменяйте до заключения контракта).
  2. Получили предписание контрольного органа. Срок и последствия отмены по 44-ФЗ по решению контрольного органа в сфере закупок укажут в этом документе.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали последствия форс-мажора в госзакупках. Используйте эти инструкции бесплатно.

Как отменить в электронном магазине

В руководстве пользователя по работе на ЕАТ указаны причины отказа от закупки в электронном магазине:

Как происходит отмена извещения о закупке у единственного поставщика в ЕИС по 44-ФЗ?

Заказчики, которые работают по 44-ФЗ, вправе проводить закупки в конкурентной и неконкурентной форме. Одной из неконкурентных госзакупок является закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ.

Отмена извещения о закупке у единственного поставщика по 44-ФЗ

Закупку у единственного поставщика может потребоваться отменить при определенных обстоятельствах. В частности, это может понадобиться при технических ошибках при написании извещения; если у заказчика пропала потребность в товарах или при изменении внешних обстоятельств, которые требуют отмены госзакупки (например, если в плане-графике и извещении о проведении закупочных мероприятий содержатся некорректные сведения о ценах и объемах госзаказа, которые не соответствуют проекту контракта). В последнем случае заказчик не может заключить контракт на измененных условиях, которые отличаются от тех, что содержатся в извещении о закупочных мероприятиях. Это будет считаться нарушением действующего законодательства. Законодательство позволяет отменить госзакупку у единственного поставщика, но с некоторыми оговорками.

Ст. 36 44-ФЗ позволяет участникам отменять закупки, проведенные в любой форме, кроме запроса предложений. Это допускается сделать как минимум за 5 дней до окончания приема предложений. Но отменить определение поставщика допускается исключительно при конкурентных закупках, что прямо следует из положений 44-ФЗ.

Если требуется отменить неконкурентную закупочную процедуру, которой является также покупка товара или услуги у единственного поставщика, то нужно получить одобрение от ФАС. На это указывается в письме Минэкономразвития РФ от 2016 года №ОГ-Д28-5672, которое посвящено данному спорному и неурегулированному в 44-ФЗ аспекту.

Действующее законодательство не предусматривает отмены закупки у единственного поставщика. Но такую возможность предусматривает ЕИС при наличии решения ФАС или суда. Именно наличие таких официальных решений на руках у заказчика может стать основанием для отмены госзакупки у единственного поставщика.

Читайте также:
Пенсионный фонд в Кошарах - адрес, телефон, режим работы отделения

Она может быть отменена не позднее чем за 5 дней до окончания сроков подписания контракта с поставщиком или исполнителем.

Как и где разместить решение

Перед отменой госзакупки у единственного поставщика в рамках 44-ФЗ нужно обратиться в ФАС. Само обращение составляется в произвольной свободной форме и должно содержать указание на причины для публикации извещения для отмены, сведения о заказчике, его контактные данные.

Когда ведомство рассмотрит поступившее заявление в рамках инициированной внеплановой проверки и вынесет по его результатам положительное решение, следует внести изменения в составленный заказчиком план-график. Рассмотрение подобных обращений в антимонопольной службе является достаточно распространенной практикой, что подтверждает количество подобного рода решений в открытом доступе.

При госзакупке у единственного поставщика заказчик должен разместить в ЕИС извещение минимум за 5 дней до даты подписания госконтракта. Данный документ нужно опубликовать в ЕИС, только если сведения о процедуре не составляют гостайну, иначе заказчику грозит административная ответственность в виде штрафа.

Как удалить извещение в ЕИС

Отменить извещение о закупке по 44-ФЗ заказчик может через личный кабинет в ЕИС, но это можно сделать только после получения разрешения от территориального подразделение ФАС.

Заказчик может удалить или отредактировать извещение о госзакупке у единственного поставщика по 44-ФЗ только в том случае, если оно не было размещено в ЕИС, и заказчик имеет возможность редактировать документ.

Для внесения правок в реестре госзакупок нужно нажать кнопку «Редактирование извещения», ввести нужные сведения и нажать «Сохранить и закрыть извещение». В реестре после перехода на страницу «Подготовка извещения» появится новая измененная информация.

Для удаления еще неразмещенного извещения нужно зайти в своем кабинете в реестр и выбрать созданный проект извещения о закупке у единственного поставщика в выпадающем меню, затем нажать кнопку «Удалить». Система отобразит запрос для подтверждения действия, заказчику остается нажать «Ок» в окне уведомления.

Для того чтобы убрать извещение о госзакупке после получения разрешения от ФАС или суда, нужно предпринять такие действия:

  1. Зайти в личный кабинет.
  2. В реестре закупок на вкладке «Подача заявок» или «Работа комиссии» нужно выбрать пункт «Документы закупки».
  3. Далее нажать на гиперссылку «Отмена определения поставщика (подрядчика или исполнителя) по решению контролирующей инстанции или судебной инстанции».

Помимо отмены извещения о закупочном мероприятии у единственного поставщика, заказчику также нужно предпринять действия по созданию извещений об отмене закупочной процедуры. Данное извещение подлежит публикации в ЕИС.

В форме для созданий документации по госзакупке нужно заполнить поле с основанием принятия решения. Здесь предусмотрено три возможных основания: предписание органа контроля, судебное решение или результаты общественного обсуждения.

Если причиной принятия решения стало предписание от ФАС, то из реестра выбирается нужный документ. В случае когда такой документ по какой-либо причине отсутствует в ЕИС, то нужно вручную прописать наименование подразделения ФАС, дату выдачи данного предписания, реестровый номер проверочных мероприятий и затем нажать кнопку «Сохранить и закрыть».

Читайте также:
Льготы воспитателям детских садов в 2022 году: оплата и компенсация

Таким образом, для отмены закупки у единственного поставщика заказчику следует предварительно обратиться в ФАС и получить там предписание, которое позволяет отменить закупки или внести правки в извещение о проводимой закупке. В таком случае функционал ЕИС позволит заказчику отменить закупочные мероприятия. Удаление извещения о госзаказе без наличия решения суда или ФАС через личный кабинет допускается только до момента размещения сведений о нем в ЕИС.

Порядок и основания отмены извещения о закупке у единственного поставщика в ЕИС по нормам 44-ФЗ

Заказчики, работающие в рамках 44-ФЗ, наделены правом в исключительных случаях проводить закупку в неконкурентной форме. К неконкурентным способам закупки относят закупку у единственного поставщика.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Основания для отмены

Отмена закупки у единственного поставщика может понадобиться по следующим причинам:

  1. Отпала необходимость в закупке.
  2. Изменились внешние обстоятельства закупки.
  3. В документации о закупки содержались некорректные данные.
  4. При возникновении технических ошибок.

Можно ли отменить закупку и в какие сроки

Законодательство о контрактной системе не содержит прямого ответа на вопрос, допускается ли отмена закупки у единственного поставщика.

Согласно ст. 36 44-ФЗ, заказчики вправе отменять закупки в любом формате, исключением является только запрос предложений. Закупка у единственного поставщика может быть отменена, так как прямого запрета на это в 44-ФЗ не содержится.

При этом алгоритм отмены закупочного извещения в 44-ФЗ регламентирован только по отношению к конкурентным закупкам. По отношению к закупке у единственного поставщика никаких рекомендаций для заказчика не представлено. Закупку допускается отменить минимум за 5 дней до подписания государственного или муниципального контракта.

Порядок отмены извещения до июля 2019 года

При отмене закупки у единственного поставщика необходимо было учесть определенный нюанс: заказчику требовалось предварительно получить одобрение от ФАС на это. Такая позиция содержалась в письме Минэкономразвития №ОГ-Д28-5672. Ведомство основывало свою позицию на том, что в 44-ФЗ отсутствует возможность отмены такой закупки.

Порядок действий заказчика был следующим:

  1. В антимонопольную службу направлялось обращениес просьбой выдать предписание об отмене извещения о закупке.
  2. Антимонопольная служба производила внеплановую проверку заказчика и выдавала предписание.
  3. В случае если извещение не было опубликовано, то после входа в личный кабинет заказчика ему необходимо было перейти в реестр государственных закупок, выбрать подходящий проект извещения, удалить его. Система удаляла извещение автоматически.
  4. В случае если извещение было опубликовано в ЕИС, то после перехода в личный кабинет нужно было найти нужную закупку в реестре, открыть вкладку «Документы закупки» и нажать на ссылку «Отмена определения поставщиков». В качестве основания нужно было выбрать предписание ФАС из открывшегося списка.
  5. В завершение заказчику предстояло опубликовать извещение об отмене закупки у единственного поставщика.

Но этот порядок действовал до июля 2019 года, после чего были внесены изменения в процесс закупки у единственного поставщика.

Особенности отмены закупки у единственного поставщика после июля 2019 года

31 июля 2019 года вступили в силу изменения в 44-ФЗ, которые были внесены через 71-ФЗ от 1 мая 2019 г.

Благодаря поправкам, у заказчика пропала обязанность публиковать в ЕИС отчеты о закупках у единственного поставщика по любым основаниям, а также размещать официальные извещения по такой закупке.

На основании пп. в) п. 62 ст. 1 любая закупка у единственного поставщика теперь проводится без извещений в ЕИС (ранее это допускалось только в отношении закупок, которые составляли признаки гостайны). Это значит, что по новым правилам извещения о закупках у единственного поставщика подлежат отмене и редактированию по усмотрению заказчика.

Читайте также:
Приказ о проведении инструктажей по пожарной безопасности

Таким образом, после отмены в июле 2019 года требования о размещении извещения в ЕИС о закупках у единственного поставщика удалять и редактировать его не нужно.

44‑ФЗ простым языком. Часть 6

Кроме особых случаев, заказчик всегда размещает извещение о закупке в ЕИС и публикует в нем такую информацию:

  1. Название организации, юридический адрес, электронную почту, телефон, ФИО должностного лица со стороны заказчика или специализированной организации, которая проводит закупку.
  2. Условия контракта, которые описывают закупку в соответствии с требованиями из ст.33, информацию о количестве товара, месте поставки или выполнения работ. Сроки исполнения контракта, НМЦ и источник финансирования.

Если объем работ нельзя определить, заказчик указывает цену всех запасных частей или единицы работы. Например, такое бывает в закупках по ремонту техники, оказанию услуг связи, юридических, медицинских, образовательных и гостиничных услуг.

Изменение и отзыв заявок

Участник закупки может изменить или отозвать свою заявку:

  • в конкурсе,
  • аукционе,
  • запросе предложений,
  • запросе котировок (в некоторых случаях, о которых мы писали в статье про запрос котировок).

Отозвать заявку можно только до истечения срока подачи заявок.

Обеспечение заявок в конкурсах и аукционах

Заказчик требует от участников обеспечить заявки во всех видах конкурсов и аукционов:

  • В бумажных процедурах поставщик сам выбирает, как обеспечить заявку: деньгами или банковской гарантией.
  • В электронных закупках до 1 июля 2019 года обеспечить заявку можно только деньгами.

Получить банковскую гарантию по 44-ФЗ вам поможет наш бесплатный сервис. Онлайн в одном окне сравнивайте условия, выбирайте лучшие и взаимодействуйте с банками.

Банковская гарантия для обеспечения заявки должна соответствовать требованиям из статьи 45 44-ФЗ, а срок ее действия должен составлять не меньше двух месяцев с окончания срока подачи заявок. Если участник конкурса или закрытого аукциона представил документы, которые подтверждают внесение обеспечения (например, платежку банка), но до даты оценки заявок деньги не поступили на счет заказчика, его считают не предоставившим обеспечение. В этом случае заявку отклонят.

Размер обеспечения заявки изменился 1 июля 2018 года. В закупках до 1 млн заказчик может не требовать обеспечения. Если в закупке есть обеспечение заявки, то оно будет таким:

  • от 0,5 до 1 % от НМЦ, если закупка до 20 млн руб.,
  • от 0,5 до 5 % от НМЦ, если закупка дороже 20 млн руб.,
  • 2%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.

Обеспечение заявки в электронных закупках

До 1 октября 2018 поставщики переводят обеспечение заявки по старым правилам — на счет ЭТП.

Операторы ЭТП открывают всем аккредитованным участникам счета, на которые те переводят обеспечение заявок. Когда участник закупки отправляет свою заявку на электронный аукцион, ЭТП в течение одного часа блокирует деньги, равные обеспечению заявки. Если денег на счету недостаточно, оператор вернет заявку. Остальными деньгами участник закупки может распоряжаться по своему усмотрению.

С 1 октября 2018 действуют новые правила обеспечения заявок в электронных процедурах — с помощью механизма спецсчетов. Участник закупки открывает спецсчет в банке, который включен в правительственный перечень. Все банки имеют соглашение с ЭТП, на которых проходят закупки по 44-ФЗ.

В течение одного часа после окончания подачи заявок нужная сумма автоматически заблокируется на спецсчете участника. Если денег недостаточно, заявку отклонят. Нужно быть внимательным.

Участник может использовать деньги на спецсчете только для обеспечения своих закупок.

На все деньги, в том числе заблокированные для обеспечения заявки, банки будут начислять процент.

Когда вернут обеспечение заявки?

Обеспечение заявки вернут:

  • В бумажных процедурах в течение пяти рабочих дней,
  • В электронных закупках в течение одного рабочего дня с даты наступления одного из перечисленных ниже случаев.

Деньги возвращают в следующих случаях:

  • Закупка завершилась. Деньги вернут всем, кроме победителя, который получит назад обеспечение заявки, после того как подпишет контракт.
  • Закупку отменили.
  • Заявку участника отклонили.
  • Участник отозвал заявку до окончания срока подачи заявок.
  • Поставщик подал заявку после окончания срока подачи заявок.
  • Поставщика отстранили от участия в закупке, так как он не соответствует требованиям (гарантия в этом случае не возвращается, но деньги по ней не взыскивают).
  • Заказчик отказался заключать контракт с победителем закупки лекарств в одном из двух случаев: предельная цена на предложенное лекарства не зарегистрирована или цена победителя превышает предельную цену (ч. 9 и 10 статьи 31-ФЗ).
  • ФАС не согласовала заказчику заключение контракта с единственным поставщиком.

Участник закупки не получает назад обеспечение заявки в одном из этих случаев:

  • Победил в бумажном/ электронном конкурсе или аукционе, но уклоняется заключить контракт.
  • В электронном конкурсе или аукционе за один квартал три его заявки (вторые части), отправленные с одной ЭТП, не соответствуют требованиям заказчика. Тогда обеспечение третьей заявки переведут в бюджет. Это решение поставщик может обжаловать.

Если заказчик или оператор ЭТП не вернул вовремя деньги, поставщик вправе потребовать уплаты пеней за каждый день просрочки — 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка от не возвращенной в срок суммы.

Закупки у единственного поставщика: популярные основания

Закупки у единственного поставщика: популярные основания

Часть своих закупок заказчики осуществляют без проведения конкурентных процедур, то есть у единственного поставщика. В том числе это так называемая малые закупки. В последнее время их стало еще больше, поскольку лимит их стоимости был повышен. Но в законе 44-ФЗ есть и другие случаи, когда можно закупаться напрямую, минуя конкурсы, аукционы и запросы.

Суть закупки у единственного поставщика

Так называется способ, когда контракт заключается в обход конкурентной процедуры. Контрагентом заказчика становится юридическое или физическое лицо, которое он выбирает сам. Закон 44-ФЗ дает заказчику право прибегать к такому методу в строго определенных случаях. Однако по своему желанию он может провести в такой ситуации конкурентную процедуру. Ведь закупка у единственного поставщика чаще всего не является обязанностью заказчика — это лишь его право.

Способ заключения контракта напрямую удобен заказчикам по таким причинам:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  • можно работать с поставщиком, с которым уже заключались контракты;
  • процедура предельно простая, риск ее нарушить минимален;
  • закупку можно провести в сжатые сроки;
  • не нужно проделывать подготовительную работу по определению поставщика и публиковать документы в ЕИС.

Основания для проведения неконкурентной закупки

Случаи, когда можно заключить контракт с поставщиком напрямую, описаны в части 1 статьи 93 закон о госзакупках. Всего там перечислено более 5 десятков различных оснований. Остановимся лишь на некоторых из них, которые применяются чаще всего:

  1. Закупки у естественных монополий. Например, когда нужно купить билеты на поезд, приходится заключать контракт с РЖД, так как других перевозчиков нет.
  2. Закупка на сумму до 300 000 рублей. Закон позволяет заказчикам осуществлять небольшие закупки у тех поставщиков, которых они выбирают самостоятельно. Ранее сумма малой закупки ограничивалась 100 000 рублей, но с середины 2019 года ее подняли до 300 000 рублей.
  3. Закупка услуг по водо-, тепло- и газоснабжению, по подключению к инженерным сетям, по обращению с некоторые веществами, оборот которых ограничен (психотропные, наркотические). Это основание похоже не первое, так как выбора из компаний, предоставляющих такие услуги, как правило, нет.
  4. Закупка при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, если необходимо оказать медицинскую помощь в экстренной ситуации. Контракты заключаются напрямую из-за отсутствия времени проводить конкурентные закупки с регламентированными сроками.
  5. Не состоялся конкурс (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, повторный), электронный аукцион, запрос котировок или предложений. Есть лишь одна заявка, удовлетворяющая условиям, остальные либо не прошли по требованиям, либо и вовсе не подавались.

Рассмотрим некоторые основания более подробно.

Закупки малого объема

Если сумма контракта не превышает 300 000 рублей, заказчик может заключить его напрямую. Но есть дополнительные условия — годовой объем таких контрактов не должен быть более:

  • 2 млн или 5% от совокупного годового объема закупок этого заказчика;
  • 50 млн рублей.

Закупать таким образом можно любые товары или услуги, в том числе и однотипные. Но нельзя дробить 1 контракт на несколько таким образом, чтобы каждый из них укладывался в объем малой закупки.

Например, заказчик купил несколько компьютеров на общую сумму 260 000 рублей. Спустя полгода он купил пару копировальных аппаратов на общую сумму 150 000 рублей. Стоимость каждого контракта меньше 300 000, поэтому покупка производилась у единственного поставщика. Между сделками прошло много времени, плюс контракты заключались с разными поставщиками. Никаких подозрений такие закупки не вызовут.

Другое дело, если нужно было закупить партию из 20 компьютеров по цене около 50 000 рублей каждый. Чтобы не проводить конкурентную процедуру, заказчик решил разбить покупку на 4 контракта по 5 компьютеров. Сумма каждого контракта будет равна 250 000 рублей, поэтому на первый взгляд все законно. Однако тут налицо все признаки дробления контракта: однотипный товар, купленный за небольшой промежуток времени у одного поставщика. Так делать нельзя — нужно проводить конкурентную закупку.

Заказчики любят малые закупки за то, что контракты заключаются по простой схеме, без проведения конкурсов или аукционов. Им не нужно:

  • отражать каждую такую закупку в плане-графике. Достаточно указать в нем общую сумму малых закупок за год;
  • публиковать в ЕИС извещение о проведении закупки у единственного поставщика;
  • размещать в системе сведения о заключенном контракте.

Есть ситуации, когда проводить закупка у единственного поставщика заказчик обязан. Это необходимо сделать, если была объявлена конкурентная процедура, но она не состоялась (на нее подана всего одна заявка либо одна удовлетворяла требованиям и была допущена до процедуры). В итоге конкурс или аукцион не состоялся.

Проводя закупку у определенного поставщика, заказчик должен учитывать установленные законом лимиты совокупного годового дохода. Если в итоге они будут превышены, то нужно проводить конкурентную процедуру.

Закупка у единственного поставщика при значительной сумме контракта имеет такие минусы:

  • раз нет конкуренции, не получится снизить цену или получить иные наилучшие условия контракта;
  • сделки с единственным поставщиком часто становятся объектом внимания со стороны ФАС, поскольку при их заключении иногда имеют место нарушения закона и трата бюджетных средств. Поэтому при выборе такого способа важно позаботиться о соответствующем обосновании, если оно требуется.

Чрезвычайные ситуации

Частое основание для проведения неконкурентной закупки — обстоятельства непреодолимой силы. Однако нередко заказчики ошибочно делают выводы о том, что такие обстоятельства наступили. Рассмотрим несколько примеров.

Конец года

Заказчику выделены средства в самом конце года. Ситуация простая: деньги на закупку есть, а проводить процедуру времени нет. Можно ли здесь применить пункт 6 части 1 статьи 93 закон о госзакупках? Является ли отсутствие времени обстоятельством непреодолимой силы?

Конечно же, нет, такое основание для проведения закупки у единственного поставщика нельзя отнести к форс-мажору. Отсутствие времени не содержит признаков чрезвычайности и неотвратимости. Практика показывает, что ни ФАС, ни арбитражные суды не признают действия заказчика правомерными.

Профилактика чрезвычайной ситуации

Произошли определенные события, которые с большой долей вероятности приведут к аварии, и заказчик об этом знает. Может ли он для предотвращения последствий этой аварии приобрести товары, работы или услуги на основании контракта с единственным поставщиком?

Снова нет, поскольку на момент заключения контракта авария еще не произошла. А возможность ее возникновения не признается обстоятельством непреодолимой силы. Поэтому в данном случае заключать контракт с единственным поставщиком неправомерно. Такой подход, скорее всего, не будет поддержан ни ФАС, ни судом.

Контракт спустя время после форс-мажора

Авария случилась, ее последствия уже наступили. Прошло определенное время, и заказчик заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на это происшествие. Правильно ли он поступил?

Ответ будет зависеть от того, сколько времени прошло с момента аварии и было ли его достаточно для проведения конкурентной процедуры. Ведь при наступлении обстоятельств непреодолимы силы смысл заключения прямых контрактов в сокращении времени. Необходимые для ликвидации последствий товары, работы и услуги приобретаются в максимально короткие сроки. Если же времени для проведения конкурентной процедуры было достаточно, то действие заказчика будет расценено, как неправомерное.

Как проверяются контракты

В определенных случаях о проведении закупки у единственного поставщика нужно уведомить ФАС. Это необходимо, если контракт заключается в соответствии с пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ. Например, это закупка товаров, работ и услуг, которые необходимы для ликвидации последствий аварии и оказания неотложной медпомощи.

Проверяется правомерность закупки по простому алгоритму:

  1. Заказчик направляет в ФАС уведомление не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта.
  2. Это уведомление рассматривается контролирующим органом, затем выносится решение, правомерно ли заказчик заключил контракт.
  3. Составляется докладная записка.
  4. Если нарушений нет, заказчику об этом не сообщается.
  5. Если обнаружены нарушения, в отношении заказчика проводится внеплановая проверка, и он заранее об этом уведомляется.

Кроме того, во многих случаях заказчик при заключении контракта с единственным поставщиком должен определить его цену и обосновать ее. Это обоснование включается в текст контракта. Все случаи, когда это необходимо, перечислены в части 4 статьи 93 закона 44-ФЗ.

Статьи

Закупки у единственного поставщика в электронной форме

Закупки малого объема в электронной форме

Закон № 44-Ф предусматривает право заказчиков на осуществление с 01.10.2020 закупок “малого объема” в электронной форме, т.е. вводится использование так называемых “электронных магазинов”. Работа “электронных магазинов” обеспечивается электронными площадками, уполномоченными на проведение электронных процедур закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ. При этом существующие региональные “электронные магазины” (например, Портал поставщиков в Москве, Электронный магазин Московской области и др.) продолжают свою работу. Таким образом, у региональных заказчиков с 01.10.2020 появилось право выбора: пользоваться федеральными электронными магазинами при осуществлении закупки у единственного поставщика на сумму до 3 000 000 рублей или проводить такие закупки на региональной площадке, но при этом предельная сумма закупки будет меньше: 600 000 рублей (п. 4 и п. 5 ч 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). О новом порядке осуществления закупок у единственного поставщика в электронной форме поговорим в данной статье.

Какие закупки можно проводить в электронной форме?

Проведение закупки у единственного поставщика в электронной форме возможно только при условии, что они осуществляются по основаниям, предусмотренным п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. По иным основаниям ст. 93 Закона № 44-ФЗ (например, по п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) проведение закупки в электронной форме не допускается.

Закупать до 3 000 000 рублей можно только товары (!). Работы и услуги должны закупаться так, как это было предусмотрено до 01.10.2020 (например, посредством регионального электронного магазина) или путем заключения обычного бумажного договора с прежним ограничением по сумме на один заключаемый договор в размере 600 000 рублей

Объем закупок у единственного поставщика

Объем закупок у единственного поставщика с 01.10.2020 не изменился. Он составляет 10% от СГОЗ для п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и 50 % от СГОЗ для п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ для всех закупок, проводимых по данным основаниям, в том числе в электронной форме посредством “электронных магазинов”.

Порядок проведения закупок у единственного поставщика в электронной форме

Порядок проведения закупок у единственного поставщика в электронной форме представим в виде следующей схемы:

На схеме видно, что участники первоначально формируют предварительные предложения об имеющихся у них товарах. Такие предложения, помимо стандартизированных сведений и документов об участниках (в том числе копий лицензий и выписок из реестра членов СРО), также содержат:

  • наименование и характеристики предлагаемого к поставке товара по конкретной позиции КТРУ;
  • товарный знак товара (при его наличии);
  • наименование страны происхождения товара;
  • документ, подтверждающий страну происхождения товара, если его предоставление предусмотрено актами об импортозамещении, принятыми в развитие ст. 14 Закона № 44-ФЗ (прим.: здесь следует отметить, что указанные документы предоставляются не только в случае применения запретов на закупаемую заказчиком продукцию, но также в случае применения ограничений допуска и особых условий допуска) . В случае же отсутствия в предварительном предложении такого документа товар, предлагаемый участником к поставке, приравнивается к иностранному товару (прим.: здесь также следует отметить, что рассматриваемые закупки отнесены Законом № 44-ФЗ к закупкам у единственного поставщика. Соответственно правила импортозамещения, устанавливающие ограничение допуска иностранной продукции, в данном случае не применяются. Следовательно, комиссия заказчика не вправе отклонять предварительные предложения, если “сработали” условия применения правил “третий лишний” и иные, определяющие ограничение допуска в конкурентных процедурах (во всяком случае такой вывод следует из редакции актов об испортомещении, устанавливающих ограничение допуска, на день подготовки данного материала экспертами Консультационного центра в сфере закупок “Закон.гуру”)) ;
  • единица измерения товара по общероссийскому классификатору;
  • цена единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей;
  • максимальное количество товара, предлагаемое участником закупки к поставкам (прим.: Закон № 44-ФЗ не связывает сведения о количестве поставляемого товара, предлагаемого участником на разных электронных площадках. Следовательно, размещая предложения по одному товару на разных электронных площадках, участник должен самостоятельно следить за непревышением указанного объема тому, что есть в наличии на складе);
  • регион поставки по общероссийскому классификатору;
  • срок действия предварительного предложения до 1 месяца, который может быть продлен участников в любой момент. Также в любой момент участник может участник может отозвать свое предварительное предложение, размещенное на электронной площадке, до его направления оператором конкретному заказчику.

Заказчики формируют извещение об осуществлении закупки, которое содержит в себе проект контракта, обоснование цены, а также сведения о порядке применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта. Помимо этого извещение об осуществлении закупки также включает:

  • адрес электронной площадки, на которой размещается извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика
  • информацию, указанную в п.п. 1-3, 5, 8 – 12 ст. 42 Закона № 44-ФЗ;
  • наименование товара и его характеристики по КТРУ, начальную цену единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей, количество закупаемого товара, единицу измерения товара, место поставки товара;
  • информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта;
  • требования, предъявляемые к участникам закупки по ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ;
  • требование об отсутствии участника в РНП (при наличии).

В течение одного часа после размещения заказчиком извещения об осуществлении закупки оператор электронной площадки направляет заказчику до 5 предварительных предложений, размещенных на электронной площадке, которые соответствуют извещению заказчика по позиции КТРУ, региону поставки, цене и количеству поставляемой продукции. В случае, если только одно предварительное предложение удовлетворяет требованиям заказчика, его передача оператором заказчику не осуществляется, а само осуществление закупки у единственного поставщика прекращается.

Если на площадке размещено более 5 предварительных предложений, удовлетворяющих структурированным данным извещения, то оператор направляет только 5 предварительных предложений, которые содержат наименьшие цены. Однако, их направление оператором вовсе не озачает, что такие предварительные предложения полностью соответствуют всем требованиям заказчика, указанным в извещении об осуществлении закупки. Заказчику еще предстоит их рассмотреть.

Следует отметить, что Закон № 44-ФЗ не устанавливает требование о формировании комиссии при осуществлении закупки у единственного поставщика в электронной форме. Протокол подведения итогов определения поставщика подписывается только электронной подписью должностного лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

Основания для отклонения предварительного предложения следующие:

  • непредоставление участником закупки в предварительном предложении информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки;
  • несоответствии информации и документов, содержащихся в предварительном предложении, требованиям извещения
  • несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении к участникам закупки
  • при наличии в предварительном предложении импортной продукции, в том числе отсутствие документов, подтверждающих страну происхождения товара (если на предмет закупки распространяется запрет, установленный актом об импортозамещении в рамках ст. 14 Закона № 44-ФЗ)
  • наличие в предварительном предложении недостоверной информации.

Участник, предварительное предложение которого полностью удовлетворяет всем требованиям извещения об осуществлении закупки заказчика и содержит наименьшую цену, становится контрагентом заказчика. С ним заключается контракт в упрощенном порядке за 2 рабочих дня.

Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: