Изменения закона о водоснабжении и водоотведении: с 2022 года надзорные органы будут тщательнее следить за составом сточных вод

Изменения закона о водоснабжении и водоотведении: с 2019 года надзорные органы будут тщательнее следить за составом сточных вод

Новые правила действуют с 1 января 2019 года и введены Федеральным законом №480 от 25.12.2018, а также №225-ФЗ от 29.07.2017. Документы обновили некоторые положения Федерального закона №416 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Их основная цель – препятствовать загрязнению водоёмов при осуществлении сброса сточных вод. Для этого разработаны и утверждены нормативы, строго регулирующие их состав.

Изменения в обоснованиях внесения проверки в ежегодный план текущего контроля предприятий

Поправками расширен перечень причин для проведения текущей проверки и её включение в ежегодный план таких мероприятий.

Ранее подобные действия можно было проводить, если прошёл год с момента:

  • госрегистрации организации, предоставляющей горячее и холодное водоснабжение населению;
  • проведения предыдущей проверки организации, обеспечивающей горячее и холодное водоснабжение (п. 4 ч. 4 ст. 35 №416 ФЗ в ред. от 29.07.2018 №272-ФЗ).

Теперь это положение дополнено ещё одним пунктом:

  • включение контрольного визита в ежегодный план надзорных мероприятий допустимо через один год с момента окончания проведения последней проверки органа регулирования тарифов (пп. 3 п. 4 ч. 4 ст. 35 №416 ФЗ в ред. от 25.12.2018 №480-ФЗ).

Правило действует при осуществлении федерального государственного контроля.

Сброс сточных вод

Основные поправки в закон касаются введения чётких нормативов состава сточных вод. Документ поясняет, что цель надзора – защитить водоёмы от загрязнения. Регулирование прежде всего направлено на деятельность организаций-абонентов предприятий, осуществляющих водоотведение.

Контроль будет производиться путём анализа уровня загрязнения сточных вод вредными веществами. Критерий оценки – концентрация неприемлемых химических соединений в их составе (п. 13.1 ст. 2 №416 ФЗ с изм. №225 ФЗ).

В закон введена новая глава – 5.1 «Регулирование сброса сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации)».

Под новые нормативы подпадают все объекты, кроме:

  • частных жилых домов;
  • многоквартирных жилых зданий (за исключением нежилых помещений в их составе, которые имеют отдельные канализационные выпуски в ЦСВ).

За разработку и введение нормативов отвечают подразделения органов местного самоуправления, ответственные за организацию водоснабжения и водоотведения (п. 2 ст. 30.1 №416 ФЗ).

План по уменьшению вредных сбросов

Нарушение введённых нормативов требует разработки плана по снижению сбросов (п. 4 ст. 30.1 №416 ФЗ). План необходимо разрабатывать в следующих случаях:

  1. Превышение допущено больше трёх раз. При этом все они должны произойти в течение одного календарного года.
  2. Нарушение произошло однократно, но норма превышена в три и более раз.

Требования к плану:

  • на его составление выделяется 90 календарных дней. Они отсчитываются с даты получения предприятием сообщения о зафиксированном нарушении. Направляет документ организация, осуществляющая водоотведение;
  • план требует согласования органом экологического надзора, а также с организацией, осуществляющей водоотведение;
  • он должен включать одно из предусмотренных законом мероприятий (п. 6 ст. 30.1 №416 ФЗ):
    • строительство новых или модернизация существующих очистных конструкций и очистка сточных вод с их использованием. Допускается применение сооружений, принадлежащих третьим лицам;
    • строительство системы оборотного водоснабжения;
    • внедрение производительных технологий, которые обеспечат снижение концентрации загрязняющих соединений в сточных водах.

    Правила осуществления контроля за составом сточных вод

    Состав и свойства стоков контролируются организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченным ею предприятием.

    Несоблюдение правил работы со сточными водами может грозить организации проверкой надзорных органов. Проводить её уполномочен орган региональной власти, осуществляющий государственный экологический надзор.

    Проверка организуется в следующих случаях (п. 4 ст. 30.3 №416 ФЗ):

    • если после выявленных нарушений план не разработан в течение 90 календарных дней;
    • если разработанный организацией план не исполняется ею должным образом;
    • если организация не допускает представителей органов контроля (в том числе предприятие, осуществляющее водоотведение) к месту забора вод более двух раз в течение одного года.

    Плата за сверхнормативные сбросы

    Если сточные воды содержат загрязняющие элементы, концентрация которых превышает установленные нормы, организация обязана вносить дополнительную плату.

    Порядок оплаты разрабатывается в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 30.2 №416 ФЗ).

    Контроль состава и свойств сточных вод по новым правилам

    Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 № 728 (далее — Постановление № 728) обновлен порядок контроля состава и свойств сточных вод. Предлагаем разобраться, как в новых условиях будет осуществляться контроль состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения (далее — ЦСВ).

    Контроль состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентом в ЦСВ, проводится организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в порядке, установленном Правительством РФ[1].

    До 03.06.2020 действовали Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод (далее — Правила № 525), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 № 525, однако на смену им пришли Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод (далее — Правила № 728), утвержденные Постановлением № 728.

    Предмет контроля

    Предмет контроля остается прежним — состав и свойства сточных вод, которые абоненты отводят в ЦСВ. Здесь же наблюдается разница в том, что Правила № 525 выделяли два типа абонентов:

    1) абоненты, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — НДС) в ЦСВ;

    2) абоненты, для объектов которых НДС в ЦСВ не устанавливаются.

    Словарь

    Абонент — физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения (п. 1 ст. 2 Федерального закона № 416-ФЗ).

    Согласно п. 1 Правил № 728 контролю подлежат состав и свойства сточных вод, которые сбрасываются всеми абонентами в ЦСВ без разбивки на «установлены НДС» или «НДС не установлены».

    Напомним, согласно ранней редакции Федерального закона № 416-ФЗ (ст. 30), действовавшей до 01.01.2019, контроль состава и свойств сточных вод осуществлялся в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод, в которую включался перечень абонентов, для объектов которых установлены НДС. При этом НДС устанавливались для определенных категорий абонентов согласно Постановлению Правительства РФ от 18.03.2013 № 230 (далее — Постановление № 230), которое было принято на основании ст. 27 Федерального закона № 416-ФЗ, а программа контроля состава и свойств сточных вод разрабатывалась и согласовывалась в соответствии с Правилами № 525.

    Статьи 27 и 30 Федерального закона № 416-ФЗ утратили силу с 01.01.2019. Постановление № 230 утратило силу с 03.06.2020 на основании Постановления № 728. Правила № 728 не предусматривают разработку и согласование программы контроля состава и свойств сточных вод, как это предусматривали ранее Правила № 525.

    Исходя из этого делаем следующие выводы:

    • НДС для объектов абонентов, сбрасывающих сточные воды в ЦСВ, не устанавливаются;

    • программа контроля состава и свойств сточных вод больше не разрабатывается и не согласовывается.

    В связи с этим состав и свойства сточных вод будут проверяться только на соответствие:

    • фактическим показателям состава и свойств сточных вод, указанным абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод (далее — декларация);

    и/или нормативам состава сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, установленным Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее — Правила № 644).

    Порядок контроля

    Согласно Правилам № 525 контроль состава и свойств сточных вод включал в себя только две процедуры:

    1) отбор проб сточных вод;

    2) последующий анализ отобранных проб сточных вод.

    С момента вступления в силу Правил № 728 к уже существовавшим процедурам добавился визуальный контроль.

    Словарь

    Визуальный контроль — обследование объектов абонента в целях проверки соблюдения требования о запрете сброса в ЦСВ веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу в ЦСВ в соответствии с Правилами № 644, по тем веществам, материалам, отходам и (или) сточным водам, по которым проверка соблюдения требования о запрете указанного сброса возможна без отбора проб сточных вод и последующего анализа отобранных проб (п. 3 Правил № 728).

    Такой контроль будет проводиться в тех случаях, когда визуально можно обнаружить вещества, материалы, отходы и/или сточные воды, запрещенные к сбросу (далее — запрещенный сброс) в ЦСВ, из перечня приложения № 4 к Правилам № 644, не прибегая к отбору и анализу отобранных проб сточных вод.

    [1] Пункт 1 ст. 30.3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в ред. от 01.04.2020; далее — Федеральный закон № 416-ФЗ).

    А.И. Эндеко, эксперт-эколог

    Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 7, 2020.

    Изменения закона о водоснабжении и водоотведении: с 2022 года надзорные органы будут тщательнее следить за составом сточных вод

    Уважаемые Абоненты Вяземского филиала ООО «Вода Смоленска»!

    Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 внесены изменения в Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее – Правила №644).

    ООО «Вода Смоленска» напоминает,

    что Абонент (за исключением объектов абонентов, являющихся жилыми домами, многоквартирными домами, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда), кроме оплаты объемов водоотведения,

    обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5 ПП № 644, также недопустим сброс запрещенных к сбросу веществ или в запрещенной концентрации согласно приложениям №№4, 4(1) Правил №644),

    плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (нормативы состава сточных вод утверждены Постановлением Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области № 1543 от 22.10.2020 г) ссылка.

    Организация водопроводно-канализационного хозяйства, в свою очередь, вправе взимать с Абонентов плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

    1. Изменения в пункт 123(4) Правил №644, предусматривают расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения расчетным способом по формуле: П = 0,5 x Тариф x Q объем (далее – плата за НВ на ЦСВ).

    Предусматривается, что расчет платы за НВ на ЦСВ осуществляется расчетным способом по формуле согласно пункту 123(4) Правил №644, если выполняется хотя бы одно из условий:

    1) среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с одного объекта абонента составляет менее 30 куб. метров в сутки по всем канализационным выпускам ;

    2) осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

    3) расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

    4) для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.

    В отношении указанных объектов абонентов плата за НВ на ЦСВ рассчитывается по формуле согласно п.123(4) без отбора проб, поскольку негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения оказывается всеми абонентами, независимо от вида деятельности. Негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения оказывают также хозяйственно-бытовые сточные воды, отводимые в канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов, однако такие абоненты освобождены от внесения платы за НВ на ЦСВ.

    Расчет по пункту 123(4) Правил №644 не применяется, а осуществляется в соответствии с пунктами 120 и 123 Правил №644, в следующих случаях:

    1. если организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом «а» пункта 113 Правил №644, а именно сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению N 4(1),
    2. произведен отбор проб сточных вод в отношении абонентов, указанных в абзацах втором и третьем пункта 123(4) Правил №644 (к ним относятся абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод составляет менее 30 куб. метров в сутки по всем канализационным выпускам с одного объекта, и с объектов которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения);
    3. в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, декларации в отношении указанных в п.2 объектов абонентов.

    При этом организация, осуществляющая водоотведение, не обязана отбирать пробы сточных вод в отношении абонентов, объем водоотведения составляет менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта абонента. Однако, если отбор проб произведен, то плата за НВ на ЦСВ определяется согласно п.120 и 123 Правил №644, а не по формуле согласно п. 123(4) Правил №644.

    Уведомляем, что все абоненты, которые имеют оборудованные канализационные выпуски, вправе подать декларации о составе и свойствах сточных вод по форме согласно приложению №1(1) к Правилам №644. Абоненты, у которых нет оборудованных канализационных выпусков, вправе оборудовать их, предоставить сведения об этом ООО «Вода Смоленска» и далее подавать декларации о составе и свойствах сточных вод. При подаче деклараций, расчет платы за НВ на ЦСВ будет осуществляться по пунктам 120 или 123 Правил №644 исходя из фактических показателей и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонента.

    1. Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле:

    Пнорм. сост. = 2 х Тариф х Q объем.

    для объектов абонентов (при наличии любого из условий):

    среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 м³ в сутки, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;

    с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

    расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

    для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов;

    Расчет по пункту 203 Правил №644 не применяется, а осуществляется в соответствии с пунктом 197 Правил №644, в следующих случаях:

    1. Произведен отбор проб сточных вод абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод составляет менее 30 м³ в сутки по всем канализационным выпускам с одного объекта и осуществляющих соответствующие виды деятельности, а так же при сбросе сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения.
    2. Принята Декларация в отношении вышеуказанных объектов абонентов.

    Уведомляем, что все абоненты, которые имеют оборудованные канализационные выпуски, вправе подать декларации о составе и свойствах сточных вод по форме согласно приложению №1(1) к Правилам №644. Абоненты, у которых нет оборудованных канализационных выпусков, вправе оборудовать их, предоставить сведения об этом ООО «Вода Смоленска» и далее подавать декларации о составе и свойствах сточных вод. При подаче деклараций, расчет платы за превышение НССВ будет осуществляться по пунктам 197 и 198 Правил №644 исходя из фактических показателей и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонента.

    III. Абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых превышает 30 м³ в сутки по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязан кроме оплаты объемов водоотведения, обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения при превышении максимальных допустимых значений показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5 Правил № 644 или при сбросе запрещенных к сбросу веществ или в запрещенной концентрации согласно приложениям №№4, 4(1) Правил №644 и плату за нарушение нормативов состава сточных вод, при выявлении превышений установленных нормативов состава сточных вод независимо от вида деятельности на основании Декларации или по результатам отбора проб сточных вод Абонента.

    Средства, полученные организациями, осуществляющими водоотведение, в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, используются целевым образом в качестве источника финансирования производственной и (или) инвестиционной программ организации, осуществляющей водоотведение, на выполнение иных мероприятий, связанных с ремонтом, реконструкцией или строительством объектов централизованных систем водоотведения.

    Средства, полученные организацией, осуществляющей водоотведение, в виде платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, используются на цели внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, возмещения вреда, причиненного водным объектам, и финансирования инвестиционной программы организации, осуществляющей водоотведение, в части осуществления мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

    Изменения закона о водоснабжении и водоотведении: с 2022 года надзорные органы будут тщательнее следить за составом сточных вод

    Редакция от 01.04.2020

    (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)

    Редакция подготовлена на основе изменений, внесенных Федеральным законом от 01.04.2020 N 84-ФЗ, вступающих в силу с 01.01.2021. См. справку к редакции.

    Изменение части 5 статьи 12

    5. Организации, эксплуатирующие 5. Организации, эксплуатирующие

    отдельные объекты централизованной отдельные объекты централизованной

    системы холодного водоснабжения и системы холодного водоснабжения и

    (или) водоотведения, обязаны (или) водоотведения, обязаны

    заключить с гарантирующей заключить с гарантирующей

    организацией, определенной в организацией, определенной в

    отношении такой централизованной отношении такой централизованной

    системы холодного водоснабжения и системы холодного водоснабжения и

    (или) водоотведения, договор по (или) водоотведения, договор по

    водоподготовке, по транспортировке водоподготовке, по очистке сточных

    воды и (или) договор по вод, а также иные договоры,

    транспортировке сточных вод, по необходимые для обеспечения

    очистке сточных вод, а также иные холодного водоснабжения и (или)

    договоры, необходимые для водоотведения. Транзитные

    обеспечения холодного организации, эксплуатирующие

    водоснабжения и (или) отдельные объекты централизованной

    водоотведения. Гарантирующая системы холодного водоснабжения и

    организация обязана оплачивать (или) водоотведения, обязаны

    указанные услуги по тарифам в заключить с гарантирующей

    сфере холодного водоснабжения и организацией, определенной в

    водоотведения. отношении такой централизованной

    системы холодного водоснабжения и

    (или) водоотведения, договор по

    транспортировке воды и (или)

    договор по транспортировке сточных

    вод. Гарантирующая организация

    обязана оплачивать предусмотренные

    указанными договорами услуги по

    тарифам в сфере холодного

    водоснабжения и водоотведения.

    Изменение части 1 статьи 16

    1. По договору по 1. По договору по

    транспортировке горячей или транспортировке горячей или

    холодной воды (далее – договор по холодной воды (далее – договор по

    транспортировке воды) организация, транспортировке воды) транзитная

    эксплуатирующая водопроводные организация обязуется осуществлять

    сети, обязуется осуществлять организационно и технологически

    организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие

    связанные действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и

    поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии,

    сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным

    соответствующем установленным законодательством Российской

    законодательством Российской Федерации требованиям, и

    Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку воды

    обеспечивать транспортировку воды с учетом допустимых изменений

    с учетом допустимых изменений качества воды от точки приема до

    качества воды от точки приема до точки подачи, расположенных на

    точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной

    границе эксплуатационной ответственности такой организации,

    ответственности такой организации, а гарантирующая организация (иная

    а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая

    организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное

    горячее водоснабжение или холодное водоснабжение) обязуется

    водоснабжение) обязуется оплачивать указанные услуги, а

    оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу

    также обеспечивать подачу определенного объема воды

    определенного объема воды установленного качества.

    Изменение пункта 3 части 2 статьи 16

    3) заявленная величина мощности 3) заявленная величина мощности

    (нагрузки), в пределах которой (нагрузки), в пределах которой

    организация, эксплуатирующая транзитная организация принимает

    водопроводные сети, принимает на на себя обязательства обеспечить

    себя обязательства обеспечить транспортировку воды;

    Изменение пункта 6 части 2 статьи 16

    6) порядок учета и оплаты 6) порядок учета и оплаты

    тепловой энергии, затраченной тепловой энергии, затраченной

    транспортирующей организацией, в транзитной организацией, в случае

    случае заключения договора по заключения договора по

    транспортировке горячей воды; транспортировке горячей воды;

    Изменение пункта 12 части 2 статьи 16

    12) границы эксплуатационной 12) границы эксплуатационной

    ответственности организации, ответственности транзитной

    эксплуатирующей водопроводные организации и гарантирующей

    сети, и гарантирующей организации организации по водопроводным сетям

    по водопроводным сетям (иной (иной организации, осуществляющей

    организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное

    горячее водоснабжение или холодное водоснабжение), определенные по

    водоснабжение), определенные по признаку обязанностей

    признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию

    (ответственности) за эксплуатацию этих систем или сетей;

    этих систем или сетей;

    Изменение части 4 статьи 16

    4. Местом исполнения 4. Местом исполнения

    обязательств организации, обязательств транзитной

    эксплуатирующей водопроводные организации является точка на

    сети, является точка на границе границе эксплуатационной

    эксплуатационной ответственности ответственности этой организации,

    этой организации, если иное не если иное не предусмотрено

    предусмотрено договором по договором по транспортировке

    транспортировке горячей или горячей или холодной воды.

    Изменение части 1 статьи 17

    1. По договору по 1. По договору по

    транспортировке сточных вод транспортировке сточных вод

    организация, эксплуатирующая транзитная организация обязуется

    канализационные сети, обязуется осуществлять организационно и

    осуществлять организационно и технологически связанные действия,

    технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание

    обеспечивающие поддержание канализационных сетей и сооружений

    канализационных сетей и сооружений на них в состоянии,

    на них в состоянии, соответствующем установленным

    соответствующем установленным законодательством Российской

    законодательством Российской Федерации требованиям, контроль за

    Федерации требованиям, контроль за составом принимаемых в

    составом принимаемых в канализационную сеть сточных вод и

    канализационную сеть сточных вод и транспортировку сточных вод в

    транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема

    соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки

    (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки

    приема сточных вод до точки отведения сточных вод,

    отведения сточных вод, расположенных на границе

    расположенных на границе эксплуатационной ответственности

    эксплуатационной ответственности организации, а гарантирующая

    организации, а гарантирующая организация (иная организация,

    организация (иная организация, осуществляющая водоотведение)

    осуществляющая водоотведение) обязуется принимать сточные воды в

    обязуется принимать сточные воды в соответствии с режимом приема

    соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями

    сточных вод и требованиями настоящего Федерального закона и

    настоящего Федерального закона и оплачивать услуги по

    оплачивать услуги по транспортировке сточных вод.

    транспортировке сточных вод.

    Изменение пункта 8 части 2 статьи 17

    8) границы эксплуатационной 8) границы эксплуатационной

    ответственности организации, ответственности транзитной

    эксплуатирующей канализационные организации и гарантирующей

    сети, и гарантирующей организации организации (иной организации,

    (иной организации, осуществляющей осуществляющей водоотведение) по

    водоотведение) по канализационным канализационным сетям, которые

    сетям, которые определены по определены по признаку

    признаку обязанностей обязанностей (ответственности) за

    (ответственности) за эксплуатацию эксплуатацию этих систем или

    этих систем или сетей; сетей;

    Изменение части 4 статьи 17

    4. Местом исполнения 4. Местом исполнения

    обязательств организации, обязательств транзитной

    эксплуатирующей канализационные организации является точка на

    сети, является точка на границе границе эксплуатационной

    эксплуатационной ответственности ответственности такой организации,

    такой организации, если иное не если иное не предусмотрено

    предусмотрено договором по договором по транспортировке

    транспортировке сточных вод. сточных вод.

    Изменение пункта 2 части 1 статьи 20

    2) воды, транспортируемой 2) воды, транспортируемой

    организацией, осуществляющей транзитной организацией по

    эксплуатацию водопроводных сетей, договору по транспортировке воды;

    по договору по транспортировке

    Изменение пункта 5 части 1 статьи 20

    5) сточных вод, 5) сточных вод,

    транспортируемых организацией, транспортируемых транзитной

    осуществляющей транспортировку организацией по договору по

    сточных вод, по договору по транспортировке сточных вод;

    Изменения закона о водоснабжении и водоотведении: с 2022 года надзорные органы будут тщательнее следить за составом сточных вод

    ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    от 22 мая 2020 года N 728

    Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации

    В соответствии с Федеральным законом “О водоснабжении и водоотведении” Правительство Российской Федерации

    1. Утвердить прилагаемые:

    2. Рекомендовать органам местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (для городов федерального значения (в случае, если законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения полномочия по установлению нормативов состава сточных вод не отнесены к перечню вопросов местного значения) и в случае перераспределения полномочия по установлению нормативов состава сточных вод между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 6_1 Федерального закона “О водоснабжении и водоотведении”) установить нормативы состава сточных вод со сроком начала их действия не позднее 1 июля 2020 г.

    3. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

    Председатель Правительства
    Российской Федерации
    М.Мишустин

    УТВЕРЖДЕНЫ
    постановлением Правительства
    Российской Федерации
    от 22 мая 2020 года N 728

    Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод

    I. Общие положения

    1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией, в том числе транзитной организацией (далее – организация, осуществляющая водоотведение), контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения (канализации) (далее – контроль состава и свойств сточных вод).

    2. При осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах (фактические показатели состава сточных вод) и (или) фактические показатели свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения (канализации) (далее – фактические показатели состава и свойств сточных вод), на соответствие фактическим показателям состава и свойств сточных вод, указанным абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения (канализации) (далее – декларация), и (или) нормативам состава сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, установленным Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 “Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” (далее – Правила холодного водоснабжения и водоотведения) в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения (далее – требования, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения).

    3. Контроль состава и свойств сточных вод осуществляется путем:

    а) обследования объектов абонента в целях проверки соблюдения требования о запрете сброса в централизованную систему водоотведения веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, по тем веществам, материалам, отходам и (или) сточным водам, по которым проверка соблюдения требования о запрете указанного сброса возможна без отбора проб сточных вод и последующего анализа отобранных проб (далее – визуальный контроль);

    б) отбора проб сточных вод;

    в) анализа отобранных проб сточных вод.

    4. Определение фактических показателей состава и свойств сточных вод может осуществляться с использованием автоматического оборудования для отбора проб сточных вод и (или) анализа отобранных проб сточных вод, устанавливаемого и эксплуатируемого организацией, осуществляющей водоотведение (далее – автоматическое оборудование). Использование автоматического оборудования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Установка и использование автоматического оборудования не должны препятствовать отбору проб в ручном режиме.

    II. Периодичность контроля состава и свойств сточных вод

    5. Организацией, осуществляющей водоотведение, осуществляется плановый и внеплановый контроль состава и свойств сточных вод.

    6. Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод в отношении объектов абонентов определяется организацией, осуществляющей водоотведение, и не может быть чаще 1 раза в календарный месяц и реже 1 раза в календарный год (за исключением случаев, указанных в абзаце втором настоящего пункта).

    Для объектов абонентов, объем сбрасываемых сточных вод с которых в среднем составляет менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта абонента (при условии отведения сточных вод в централизованную систему водоотведения, имеющую канализационные очистные сооружения), периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод определяется организацией, осуществляющей водоотведение, и не может быть чаще 1 раза в календарный месяц.

    7. Внеплановый контроль состава и свойств сточных вод может быть проведен в следующих случаях:

    а) обнаружение (в том числе по результатам использования автоматического оборудования) организацией, осуществляющей водоотведение, несоответствия фактических показателей состава и свойств сточных вод нормативам состава сточных вод, и (или) требованиям, установленным в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, и (или) фактическим показателям состава и свойств сточных вод, указанным в декларации, в том числе обнаружение сброса веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения;

    б) необеспечение допуска абонентом представителей организации, осуществляющей водоотведение, к контрольным канализационным колодцам, канализационным колодцам, указанным в декларации, или к последним колодцам на канализационной сети абонента перед ее врезкой в канализационную сеть, принадлежащую иному лицу, в которых отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.

    8. Внеплановый контроль состава и свойств сточных вод должен быть проведен в следующих случаях:

    а) авария, повреждение или выход из строя централизованной системы водоотведения или ее отдельных объектов;

    б) получение организацией, осуществляющей водоотведение, от органов государственного экологического надзора информации о нарушениях обязательных требований, выявленных по результатам государственного экологического надзора в области использования и охраны водных объектов, предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований водного законодательства или законодательства в области охраны окружающей среды, а также предъявление указанными органами требования о возмещении вреда, причиненного водному объекту организацией, осуществляющей водоотведение;

    в) обнаружение органами государственного экологического надзора, организацией, осуществляющей водоотведение, или иными лицами загрязнения водного объекта в месте выпуска сточных вод в водный объект соответствующей централизованной системы водоотведения.

    III. Визуальный контроль, отбор проб сточных вод и анализ отобранных проб сточных вод

    9. Визуальный контроль осуществляется представителями организации, осуществляющей водоотведение.

    Отбор проб сточных вод осуществляется представителями аккредитованной лаборатории или представителями организации, осуществляющей водоотведение, соответствующими требованиям, предъявляемым к лицам для их допуска к отбору проб сточных вод.

    Для целей настоящих Правил под аккредитованной лабораторией понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, включенные в реестр аккредитованных лиц в соответствии с положениями Федерального закона “Об аккредитации в национальной системе аккредитации” и имеющие область аккредитации в сфере деятельности по определению фактических показателей состава и свойств сточных вод, по которым осуществляется или должен быть осуществлен анализ, в том числе лаборатория организации, осуществляющей водоотведение, отвечающая указанным требованиям.

    В случаях, установленных пунктом 23 настоящих Правил, отбор проб сточных вод осуществляется представителями аккредитованной лаборатории.

    Анализ отобранных проб сточных вод осуществляется аккредитованной лабораторией.

    10. Абоненты обязаны:

    а) обеспечить возможность проведения визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии предварительного уведомления соответствующего абонента о проведении визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод (за исключением случаев, если предварительное уведомление абонента в соответствии с настоящими Правилами не осуществляется);

    б) содержать контрольные канализационные колодцы и подходы к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ к сточным водам и возможность отбора их проб;

    в) обеспечить беспрепятственный доступ представителей организации, осуществляющей водоотведение, к контрольным канализационным колодцам, канализационным колодцам, указанным в декларации, или к последним канализационным колодцам на канализационной сети абонента перед ее врезкой в канализационную сеть, принадлежащую иному лицу, в которых отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов (в том числе открытие люков канализационных колодцев);

    г) обеспечить наличие мест для отбора проб сточных вод (контрольных канализационных колодцев, обеспечивающих возможность отбора проб сточных вод в соответствии с настоящими Правилами) и идентификацию таких мест путем установления различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки контрольных канализационных колодцев и позволяющих определить их положение на местности, а также не препятствовать установке и эксплуатации организацией, осуществляющей водоотведение, автоматического оборудования;

    д) обеспечить присутствие представителя абонента при проведении визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод (в случае предварительного уведомления абонента о проведении визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод в порядке, предусмотренном пунктом 13 настоящих Правил).

    11. В случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, являющегося транзитной организацией, в отдельном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов, транспортировка сточных вод которых осуществляется с использованием канализационных сетей, эксплуатируемых таким абонентом, при отборе проб сточных вод такого абонента в течение 72 часов, предшествующих отбору, осуществляется отбор проб сточных вод указанных иных абонентов для анализа по перечню показателей состава и свойств сточных вод, аналогичному перечню анализируемых показателей состава и свойств сточных вод абонента, являющегося транзитной организацией. Отбор проб сточных вод абонентов, транспортировка сточных вод которых осуществляется с использованием канализационных сетей, эксплуатируемых абонентом, являющимся транзитной организацией, в обязательном порядке осуществляется от объектов абонентов, в отношении которых отсутствует декларация, за исключением следующих объектов абонентов:

    в отношении которых нормативы состава сточных вод не устанавливаются;

    расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

    при невозможности осуществления отбора проб сточных вод в соответствии с пунктами 15 и 16 настоящих Правил;

    при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения.

    12. Визуальный контроль и (или) отбор проб сточных вод осуществляются в присутствии представителя абонента, за исключением случая его неявки к месту визуального контроля или отбора проб сточных вод и случая, если предварительное уведомление абонента в соответствии с настоящими Правилами не осуществляется. В случае неявки представителя абонента к месту визуального контроля или отбора проб сточных вод до истечения времени, указанного в уведомлении о проведении контроля состава и свойств сточных вод, визуальный контроль и (или) отбор проб сточных вод осуществляются без представителя абонента.

    В указанных в настоящем пункте случаях результаты визуального контроля и (или) анализов проб сточных вод, отобранных организацией, осуществляющей водоотведение, являются результатами контроля состава и свойств сточных вод абонента.

    13. Организация, осуществляющая водоотведение, обязана уведомить абонента о проведении визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод любым способом, позволяющим подтвердить факт и время получения абонентом уведомления.

    Отсутствие подтверждения факта предварительного уведомления абонента о проведении визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод в порядке, предусмотренном настоящим пунктом (за исключением случая, если предварительное уведомление абонента в соответствии с настоящими Правилами не осуществляется), следствием чего явилось отсутствие представителя абонента при проведении визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод, является основанием для оспариванияабонентом процедуры и результатов визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод.

    14. В случае отбора проб сточных вод с использованием автоматического оборудования предварительное уведомление абонента об отборе проб сточных вод не осуществляется.

    15. Визуальный контроль и (или) отбор проб сточных вод проводится в контрольных канализационных колодцах, а при их отсутствии – в иных канализационных колодцах, указанных в декларации, или в последних колодцах на канализационной сети абонента перед ее врезкой в канализационную сеть, принадлежащую иному лицу, в которых отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.

    16. В случае невозможности осуществления визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод в канализационных колодцах, указанных в пункте 15 настоящих Правил, в связи с неисполнением абонентом обязанностей, указанных в подпунктах “а” – “г” пункта 10 настоящих Правил, визуальный контроль и (или) отбор проб сточных вод осуществляются в любых иных доступных канализационных колодцах на канализационных сетях, по которым осуществляется транспортировка сточных вод абонента. В этом случае результаты визуального контроля и (или) анализов проб сточных вод, отобранных организацией, осуществляющей водоотведение, являются результатами контроля состава и свойств сточных вод абонента.

    17. В случае если очистка сточных вод абонента осуществляется с использованием локальных очистных сооружений, принадлежащих третьим лицам, визуальный контроль и (или) отбор проб сточных вод такого абонента осуществляются в контрольном канализационном колодце, в который поступают сточные воды после их очистки на указанных локальных очистных сооружениях. При этом фактическими показателями состава и свойств сточных вод абонента считаются показатели, определенные по результатам анализа проб сточных вод, отобранных в данном контрольном канализационном колодце.

    18. Отбор проб сточных вод осуществляется вне зон действия подпора со стороны централизованной системы водоотведения из лотка канализационного колодца или падающей струи ручным методом (за исключением случая использования автоматического оборудования). При отсутствии лотка или падающей струи отбор проб сточных вод осуществляется в нескольких местах по сечению потока (или колодца), после чего составляется средняя (смешанная) проба.

    19. Объем пробы сточных вод определяется исходя из объема, необходимого для проведения исследований в соответствии с нормативными документами, регулирующими методы определения конкретных фактических показателей состава и свойств сточных вод. При этом для получения указанного объема одной пробы в целях определения фактических показателей состава и свойств сточных вод в одном месте отбора допускается осуществлять неоднократный забор сточных вод в этом месте отбора за максимально короткий период времени (общей продолжительностью не более 2 часов подряд) с учетом требований к максимальному сроку хранения проб сточных вод, установленных нормативными документами, регулирующими методы определения конкретных фактических показателей состава и свойств сточных вод.

    20. При приеме организацией, осуществляющей водоотведение, сточных вод, сбрасываемых с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, принимаемых из емкости (резервуара, цистерны), отбор проб сточных вод производится из крана (патрубка), по которому производится слив таких сточных вод, или в нескольких местах по сечению емкости с составлением средней (смешанной) пробы.

    21. Представители организации, осуществляющей водоотведение, и абонента при визуальном контроле и (или) отборе проб сточных вод вправе осуществлять фото- и (или) видеофиксацию процедуры визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод.

    В случае осуществления представителями организации, осуществляющей водоотведение, при визуальном контроле и (или) отборе проб сточных вод, по результатам которого было выявлено несоответствие фактических показателей состава и свойств сточных вод нормативам состава сточных вод, и (или) требованиям, установленным Правилами холодного водоснабжения и водоотведения в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, и (или) фактическим показателям состава и свойств сточных вод, указанным в декларации, или обнаружен сброс веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, фото- и (или) видеофиксации процедуры визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, направляет абоненту фотоснимки и (или) видеозаписи места отбора проб сточных вод и (или) места обнаружения запрещенного сброса (при наличии таких фотоснимков и (или) видеозаписей).

    Указанные фотоснимки и (или) видеозаписи направляются абоненту одновременно с направлением абоненту выписки из журнала контроля состава и свойств сточных вод в соответствии с пунктом 50 настоящих Правил или не позднее 3 рабочих дней со дня составления акта обнаружения факта сброса веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил.

    Прокурор разъясняет – Прокуратура Калужской области

    Статьей 14 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 485 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации» внесены изменения в статью 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416 – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

    В соответствии с внесенными изменениями вопросы по организации водоснабжения и водоотведения исключены из вопросов местного значения сельских поселений. Данные вопросы отнесены к вопросам местного значения городских поселений и городских округов.

    Аналогичные изменения затронули и Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Теперь в соответствии с ч. 3 ст. 14 указанного Федерального закона к перечню вопросов местного значения сельских поселений вопросы по организации водоснабжения и водоотведения не относятся.

    Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и ч. 1. 1 ст. 6 Федерального закона № 416 – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация водоснабжения и водоотведения на территориях сельских поселений решается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

    Следует отметить, что, согласно внесенным изменениям, Законами субъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений данные вопросы могут быть закреплены за сельскими поселениями.

    Кроме того, глава 2 Федерального закона № 416 – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» дополнена статьей 6. 1 о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, согласно которым полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1. 2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    В соответствии со ст. 43 Федерального закона N 416 – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» отдельные положения данного закона вступают в силу с 1 июля 2015 года. В частности, к ним относятся часть 6 статьи 27, пункт 4 части 3 статьи 21, часть 2 статьи 29 Федерального закона.

    В соответствии с ч. 6 ст. 27 Федерального закона N 416 – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» на абонентов возлагается обязанность в целях соблюдения установленных нормативов допустимых сбросов обеспечивать очистку сточных вод до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения с использованием принадлежащих абонентам сооружений и устройств, предназначенных для этих целей (локальные очистные сооружения).

    Вводится в действие норма закона, предусматривающая в качестве основания для временного прекращения или ограничения водоснабжения и водоотведения, отсутствие у абонента локальных очистных сооружений или, в предусмотренных ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 416 – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» случаях, плана снижения сбросов, либо неисполнения абонентом плана снижения сбросов.

    В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального закона № 416 – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», если принятые в централизованную систему водоотведения от абонента сточные воды не соответствуют нормативам допустимых сбросов абонентов или лимитам на сбросы, такой абонент обязан возместить вред, причиненный окружающей среде. В этом случае организация, осуществляющая водоотведение, не возмещает указанного вреда, причиненного окружающей среде.

    1 Изображения
    • Вконтакте
    • LiveJournal
    • Facebook
    • Twitter

    Прокуратура
    Калужской области

    Прокуратура Калужской области

    31 марта 2015, 04:53

    Изменения в законодательстве о водоснабжении и водоотведении

    Статьей 14 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 485 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации» внесены изменения в статью 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416 – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

    В соответствии с внесенными изменениями вопросы по организации водоснабжения и водоотведения исключены из вопросов местного значения сельских поселений. Данные вопросы отнесены к вопросам местного значения городских поселений и городских округов.

    Аналогичные изменения затронули и Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Теперь в соответствии с ч. 3 ст. 14 указанного Федерального закона к перечню вопросов местного значения сельских поселений вопросы по организации водоснабжения и водоотведения не относятся.

    Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и ч. 1. 1 ст. 6 Федерального закона № 416 – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация водоснабжения и водоотведения на территориях сельских поселений решается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

    Следует отметить, что, согласно внесенным изменениям, Законами субъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений данные вопросы могут быть закреплены за сельскими поселениями.

    Кроме того, глава 2 Федерального закона № 416 – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» дополнена статьей 6. 1 о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, согласно которым полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1. 2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    В соответствии со ст. 43 Федерального закона N 416 – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» отдельные положения данного закона вступают в силу с 1 июля 2015 года. В частности, к ним относятся часть 6 статьи 27, пункт 4 части 3 статьи 21, часть 2 статьи 29 Федерального закона.

    В соответствии с ч. 6 ст. 27 Федерального закона N 416 – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» на абонентов возлагается обязанность в целях соблюдения установленных нормативов допустимых сбросов обеспечивать очистку сточных вод до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения с использованием принадлежащих абонентам сооружений и устройств, предназначенных для этих целей (локальные очистные сооружения).

    Вводится в действие норма закона, предусматривающая в качестве основания для временного прекращения или ограничения водоснабжения и водоотведения, отсутствие у абонента локальных очистных сооружений или, в предусмотренных ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 416 – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» случаях, плана снижения сбросов, либо неисполнения абонентом плана снижения сбросов.

    В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального закона № 416 – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», если принятые в централизованную систему водоотведения от абонента сточные воды не соответствуют нормативам допустимых сбросов абонентов или лимитам на сбросы, такой абонент обязан возместить вред, причиненный окружающей среде. В этом случае организация, осуществляющая водоотведение, не возмещает указанного вреда, причиненного окружающей среде.

    Адрес: 248000, г. Калуга, ул. Кутузова, д. 2 а
    Телефон: +7 (4842) 57-49-81
    Телефон: +7 (910) 520-31-09

    Контроль состава и свойств сточных вод 2020: изучаем новые правила

    22 мая 2020 года Правительство России Постановлением №728 утвердило принятие измененных и отредактированных Правил контроля состава и свойств сточных вод и поправки в Правила холодного водоснабжения и водоотведения — 2020.

    В документе прописали алгоритм действия контролирующих органов. Основных пунктов три:

    • взятие проб;
    • их анализ;
    • визуальный контроль.

    Что изменилось?

    Специалисты называют поправки, дополнения и новые условия контроля масштабными и кардинальными. Порядок проведения контрольных мероприятий и нормативы состава сточных вод дополнились семью нововведениями:

    1. Установлена периодичность плановых контрольных проверок — они должны проводиться ежемесячно, а не ежеквартально, как было раньше.
    2. Введен визуальный контроль сточных вод — осмотр и проверка наличия посторонних материалов, веществ или отходов в сбрасываемых водах. Их наличие проверяется без взятия проб на анализ, если они визуально замечены специалистом. Для того чтобы определить состав стоков, у водопроводно-коммунальной организации должно быть в наличии специальное оборудование.
    3. Регламентировано использование автоматических устройств для проведения исследований забранной воды.
    4. Уточнены условия забора проб.
    5. Для специалистов представлены конкретные методы и регламенты исследований взятой на пробы сточной воды.
    6. За стоками транзитных организаций будут следить в усиленном режиме. Также ужесточен контроль за системами стоков, не подключенных к центральной магистрали водоотведения.
    7. Подробно разъяснены основания для контроля сточных вод. Обязательно должны проводиться внеплановые проверки в следующих случаях:
      • аварийные происшествия;
      • угроза аварийных ситуаций, при которой допустимые нормы загрязнения превышаются;
      • отсутствие доступа специалистов проверяющих органов к колодцам.

    Что нужно знать о нормативах состава сточных вод?

    Порядок установления нормативов состава сточных вод регламентирует глава XIII Правил. В ней прописаны нормы стоков, алгоритм контроля за соблюдением норм и перечень лиц, ответственных за проведение контрольных мероприятий.

    1. Нормативы состава сточных вод устанавливаются для загрязняющих веществ, в отношении которых объектам соответствующей ЦСВ установлены нормативы допустимых сбросов, а также технологические нормативы.
    2. Расчет норм возложен на водопроводно-коммунальные предприятия, действующие на территории. Для точности подсчетов предложена специальная формула, которая включена в содержание документа.
    3. Нормативы состава сточных вод утверждают муниципалитеты или региональные правительства.
    4. Для бытовой и ливневой канализаций установлены технологически нормируемые вещества и элементы.

    Как исчисляется плата за сброс сверх нормативов?

    Вопрос платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод регламентирует глава XV документа.

    1. Размер платежей за сброс сверх нормативов состава сточных вод базируется на тарифах платы за негативное воздействие на окружающую среду, к которым могут применяться уточняющие коэффициентов.
    2. Выплату всеми пользователями компенсаций за принесенный вред централизованной системе водоотведения, если конкретный виновник не установлен.

    Правила устанавливают размеры штрафов за различные виды нарушений. Но окончательного варианта еще нет. Документ продолжает дополняться новой информацией.

    Цель нововведений

    Целью внесения изменений в Правила водоснабжения и водоотведения — 2020 является улучшение экологической обстановки.

    Так, по Федеральному законодательству, пользователи, превысившие в течение года более двух раз норму сброса по одному и тому же загрязняющему веществу, либо однократно в 3 раза превысившие этот норматив, должны разработать программу, реализация которой позволит снизить вредные сбросы. Затраты на ее выполнение будут вычтены из их оплаты за сверхнормативные сбросы.

    Рекомендуем

    Эксперты-практики дадут рекомендации по снижению и предупреждению антимонопольных рисков, подготовке к получению комплексного экологического разрешения в 2020 году, правилам установления временно разрешенных сбросов, расчету платежей за негативное воздействие на ЦСВ, реализации мероприятий по снижению сбросов с целью уменьшения абонентской платы, другим актуальным вопросам в сфере водоснабжения и водоотведения в 2020 году.

    Читайте также:
    Может ли при капитальном ремонте дома быть нанесен ущерб личному имуществу?
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: