Государственно-правовые основы регулирования миграционной системы России

Конституционно-правовые основы регулирования миграционных отношений в российской федерации

Диссертационное исследование выполнено на кафедре государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России.


Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор

Гончаров Игорь Владимирович.


Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор,

Герасименко Юрий Васильевич;

кандидат юридических наук,

Прудникова Татьяна Анатольевна



Ведущая организация : Калининградский юридический институт МВД России.


Защита состоится « 8 » ноября 2007 г., в 14 ч. 30 мин. на заседании диссертационного совета Д 203.002.06 в Академии управления МВД России по адресу: 125171, Москва, ул. З. и А. Космодемьянских, д.8, в ауд. 404.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии управления МВД России.

Автореферат разослан « 5 » октября 2007 г.

диссертационного совета Д 203.002.06

кандидат юридических наук, доцент К.Л. Яковлев





ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Период российской истории конца ХХ столетия характеризуется радикальными преобразованиями всех сфер государственной и общественной жизни. Конституция Российской Федерации (РФ) 1993 г. юридически закрепила принципиально новые приоритеты и направления развития государства, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, их признание, соблюдение и защиту – обязанностью государства. Одной из ее особенностей является законодательное регулирование прав на свободное передвижение, выбор места жительства, выбор места проживания.

Российская Федерация в настоящее время является открытым государством, в том числе, для граждан других государств, которые могут свободно въезжать на ее территорию и свободно покидать ее. А это означает, что объективно возникают различного рода вопросы, связанные с перемещением на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. Мобильность населения, одной из форм которой является миграция, может рассматриваться с позиции как положительного, так и отрицательного влияния на общество, но, как и любой социальный процесс, миграция несет в себе позитивный заряд лишь в случае ее подконтрольности.

Вопросы регулирования правовых отношений в сфере миграции необходимо рассматривать в двух отдельно взятых направлениях: внутренней и внешней. Внутренняя миграция, это перемещение граждан Российской Федерации, что не требует дополнительного правового регулирования, так как конституционные нормы конкретизированы в соответствующем федеральном законодательстве, в котором закреплены основные положения о праве граждан на свободу передвижения и выбор места жительства и места пребывания.

Что касается внешней миграции, то так как она непосредственно влияет на социально-экономические права граждан Российской Федерации, это процесс должен быть урегулирован в рамках взаимосвязи конституционно-правовых и административных мер, то есть законная внешняя миграция – приоритет конституционно-правовых основ.

Если же государство не контролирует и не регулирует миграционные отношения в обществе, то может возникнуть определенная напряженность, так как нарастающее количество прибывающих из-за границы государства мигрантов объективно влияет на возникающие социальные проблемы для местного населения и для соответствующих государственных структур, которые, как правило, не готовы оперативно решать их социальные, экономические, психологические проблемы, что негативным образом сказывается на самих мигрантах. Социальная неустроенность, отсутствие работы, жилья объективно способствуют криминальной активности среди мигрантов. И наоборот, резкое и неконтролируемое увеличение доли мигрантов порождает ответную негативную реакцию местного населения.

Подобные социальные процессы уже имеют место в Российской Федерации, особенно в тех регионах, где наблюдается увеличение доли нетитульного населения. Так, из доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации следует, что в настоящее время на территории России находится 5-10 миллионов нелегальных мигрантов1. По оценкам Госкомстата России к 2010 г. количе­ство нелегальных трудовых мигрантов прогнозируется в пределах от 14 до 19 миллионов человек.2.

К числу проблемных регионов относится Дальневосточный федеральный округ (ДФО), поскольку специфика геополитического положения региона привела к увеличению числа мигрантов на его территории. В частности, в 2006 г. количество зарегистрированных иностранных граждан на территории ДФО возросло с 317,3 тыс. до 342,8 тыс. человек. Основную массу въезжающих составили граждане Китайской Народной Республики (КНР) – 68,1% или 330,4 тыс. человек (2005 г. – 373 тыс.), в том числе по безвизовому туризму 154,6 тыс. китайских граждан (2005 г. – 162,8 тыс.)3.

Отсутствие должного контроля со стороны государства за этническими миграционными сообществами влияет на криминальную обстановку в ДФО. Так, согласно статистическим данным по результатам прошедших лет, иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории ДФО было совершено в 2003 г. – 630 преступлений, в 2004 г. – 966, в 2005 г. – 1173.4.

Аналогичные ситуации сложились во многих российских регионах, что говорит о необходимости разработки принципиально новой государственной концепции регулирования правового режима нахождения мигрантов на территории России.

Анализ действующего законодательства и нормативно-правового регулирования миграционных отношений свидетельствует о несовершенстве государственного обеспечения прав и свобод в рассматриваемой сфере, в том числе нарушении прав различных категорий мигрантов. И в этой связи особую актуальность и значимость приобретает разработка четких механизмов реализации их правового статуса, механизма обеспечения их прав и свобод в сфере миграционных отношений. Поэтому в рамках данной работы предполагается исследование конституционно-правовых основ регулирования миграционных отношений в Российской Федерации в контексте именно внешней миграции, что следует рассматривать их как важнейший элемент современной государственной концепции, долгосрочного стратегического плана по обеспечению государственной безопасности и стабилизации обстановки в стране.

Читайте также:
Хищение денежных средств с банковской карты – как вернуть своё имущество

Указанные обстоятельства обуславливают актуальность и практическую значимость диссертационного исследования, определяют необходимость исследования нормативно-правовых основ регулирования миграционных отношений в РФ и роли органов внутренних дел (ОВД) в их реализации.

Степень научной разработанности темы исследования. Проблемы реализации прав человека и гражданина всегда были в центре внимания юридической науки. Им посвятили свои труды многие представители теории права: С.С. Алексеев, В.С. Афанасьев, В.М. Баранов, П.П. Баранов, А.Г. Бережнов, Н.В. Витрук, В.Д. Зорькин, А.А. Кененов, С.А. Комаров, В.Н. Кудрявцев, В.А. Кучинский, В.В. Лазарев, Е.А. Лукашева, Г.В. Мальцев, Н.И. Матузов, А.С. Прудников, И.В. Ростовщиков, Ю.А. Тихомиров, К.Б. Толкачев, В.М. Чхиквадзе и другие; конституционного права: Л.Д. Воеводин, Г.А. Гаджиев, А.П. Герасимов, Ю.А. Дмитриева, В.Т. Кабышев, М.А. Митюков, О.О. Миронов, В.А. Ржевский, И.Е. Фарбера, Б.С. Эбзеев и многие другие.

Необходимо отметить, что различные вопросы, организации и деятельности ОВД в сфере обеспечения прав человека и гражданина, а также вопросы взаимодействия различных служб и подразделений в отечественной юридической науке нашли свое отражение в трудах: В.С. Афанасьева, В.М. Безденежных, Л.Ш. Берекашвили, А.В. Борисова, В.Н. Бутылина, В.Н. Бушкевича, И.И. Веремеенко, А.П. Герасимова, И.В. Гончарова, Н.Л. Гранат, А.П. Коренева, А.П. Косицына, А.Я. Малыгина, Р.С. Мулукаева, В.П. Сальникова, В.А. Туманова, В.Ф. Цепелева и ряда других ученых.

Вопросы реализации, обеспечения правоотношений в сфере миграции населения всегда были в центре внимания научной общественности. Этим проблемам посвятили свои труды многие ученые, специализирующиеся и в других отраслях права: Л.В. Андриченко, В.А. Берзин, О.А. Бойченко, О.Д. Воробъева, В.В. Востриков, Ю.В. Герасименко, А.А. Грешных, М.Ю. Ежова, А.А. Залевский, Л.Ф. Кваша, П.Н. Кобец, А.А. Костыря, А.С. Кручинин, Т.А. Лескова, А.Г. Мячев, А.А. Павлинов, И.В. Плаксина, А.Н. Порохова, Н.М. Преображенская, Т.А. Прудникова, И.А. Романов, И.Ю. Сизов, А.И. Синкевич, М.Л. Тюркин, В.В. Черников, В.С. Чернявский, Т.В. Шевцова, П.В. Штарев, Т.Н. Юдина и других авторов.

Обращение большого числа ученых-юристов к различным аспектам правоотношений в сфере миграции населения и их закрепление в федеральном законодательстве позволяют говорить о сложности и многогранности данного явления. Признавая большие заслуги вышеуказанных ученных в рассматриваемой сфере, все же следует сказать, что проблемы обеспечения и реализации миграционных отношений, роль органов внутренних дел в этой области не были, по существу, предметом всестороннего научного анализа. До сих пор, к сожалению, нет комплексных монографических трудов, а результаты имеющихся научных поисков затрагивают лишь вопросы регулирования отдельных сторон миграционных отношений, что свидетельствует о малоизученности данной проблемы. Вопросы взаимодействия органов внутренних дел с подразделениями Федеральной миграционной службой (ФМС) РФ требуют дальнейшего теоретического осмысления с целью совершенствования их организационно-правовых основ.

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в Российской Федерации в результате перемещения по ее территории лиц, признаваемых мигрантами.

Предметом исследования являются конституционно-правовые основы регулирования миграционных отношений в Российской Федерации, а также организации и деятельности органов внутренних дел в указанной сфере.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Цель работы состоит в комплексном исследовании вопросов правового регулирования миграционных отношений и проблем организационного взаимодействия отдельных служб и подразделений ОВД на современном этапе развития российской государственности и разработке научно-обоснованных рекомендаций, направленных на укрепление и дальнейшее совершенствование взаимодействия ОВД с подразделениями ФМС РФ в указанной сфере деятельности.

Реализация данной цели исследования непосредственно связана с решением задач, включающих:

– рассмотрение общей характеристики миграционных правоотношений и их нормативно-правового регулирования в российском законодательстве;

– определение понятия и юридической сущности правоотношений в сфере миграции населения, изучение эволюции их правового закрепления;

– рассмотрение субъектов миграционных отношений и определение особенностей их правового статуса, компетенции и полномочий в указанной сфере;

– исследование нормативно-правовых основ регулирующих взаимодействие федеральных органов государственной власти в сфере миграционных отношений;

– обобщение накопленного в Российской Федерации опыта по обеспечению конституционных прав и свобод внешних мигрантов на ее территории;

– разработку предложений и рекомендаций по совершенствованию функционирования государственного механизма в сфере регулирования и обеспечения миграционных отношений;

– исследование правовых и организационных основ деятельности органов внутренних дел и Федеральной миграционной службы РФ в сфере миграционных отношений;

Читайте также:
Административное правонарушение и преступление — чем отличается

– исследование форм и способов организационно-правового взаимодействия подразделений ОВД И ФМС РФ;

– определение путей совершенствования механизма взаимодействия органов внутренних дел и подразделений Федеральной миграционной службы РФ;

– разработку предложений и рекомендаций по совершенствованию правового регулирования миграционных отношений в Российской Федерации, направленных на повышение эффективности деятельности органов внутренних дел в данной сфере.

Методологическая база и методы исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составили метод материалистической диалектики, общенаучные (анализ, синтез и системный подход, частнонаучные (формально-юридический, исторический и сравнительно-правовой) специальные (анализ документов) методы научного исследования. Применение в комплексе разных методов и результатов научных достижений позволило раскрыть обобщающие закономерности предмета диссертационного исследования, изучить его в разнообразных ракурсах, а в конечном счете решить поставленные задачи.

В диссертационном исследовании проводился анализ российского законодательства, международно-правовых актов в сфере миграционных отношений, постановлений Конституционного Суда РФ, пленумов Верховного Суда РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, постановлений Государственной Думы ФС РФ в указанной сфере, принимались во внимание данные исторической науки, социально-философские и политические воззрения.

Научная новизна исследования. В диссертации впервые комплексно проанализированы теоретические и практические аспекты юридического регулирования правоотношений, возникающих в сфере внешней миграции населения, конституционно-правовых основ деятельности органов государственной власти, органов внутренних дел и Федеральной миграционной службы РФ, организационно-правовых основ их взаимодействия при реализации миграционной политики Российской Федерации на территории ДФО.

До настоящего времени в отечественной юриспруденции эти вопросы оставались без надлежащего внимания.

Научная новизна выражается в следующем:

– сформулировано понятие «миграционные отношения в условиях Российской Федерации»;

– дана классификация основных субъектов миграционных отношений: лиц, пребывающих на территорию Российской Федерации;

– определены субъекты правовых отношений в сфере миграции со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

– определены наиболее актуальные конституционно-правовые проблемы регулирования миграционных отношений и определены пути их эффективного разрешения;

– сформулированы предложения по совершенствованию федерального законодательства в сфере миграционных отношений и определены эффективные формы ведомственного нормотворчества в этой области;

– на основе анализа организации и деятельности органов внутренних дел рассмотрены правовые формы и методы регулирования миграционных отношений и сформулированы предложения по их совершенствованию.

Положения выносимые на защиту. Анализ действующих нормативно-правовых актов, отечественной и зарубежной научной литературы позволил объективно оценить происходящие в обществе процессы, разработать и обосновать ряд теоретических положений и практических предложений, выносимых на защиту:

1. Сформулировано авторское понятие «миграционные отношения в условиях Российской Федерации», под которыми понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе прибытия и нахождения на территории РФ лиц, приобретающих права и наделяемых обязанностями в соответствии с российским законодательством и международным правом, регламентирующим вопросы миграции. На характер этих отношений объективно влияют особенности геополитического положения Российской Федерации, исторические традиции ее развития, особый характер взаимоотношений с сопредельными государствами.

2. В основу классификации лиц, называемых мигрантами, могут быть положены такие критерии как продолжительность, законность, мотивация, а также возникающие при этом пределы субъективных прав и юридических обязанностей как самого мигранта, так и со стороны органов власти государства. К подобным критериям относятся: продолжительность – временная, постоянная; правовое основание – легальный, нелегальный; мотивация – трудовая, добровольная, вынужденная. Приведенные критерии являются наиболее значимыми обстоятельствами, определяющими правовой статус мигранта.

3. Эффективность функционирования государственно-правового механизма обеспечения правоотношений в сфере миграции населения во многом зависит от совершенства его нормативно-правового регулирования, основанного, в сущности, на формирующихся государственно-правовых институтах, представляющих собой совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с установлением, обеспечением и соблюдением прав и обязанностей со стороны субъектов миграционных отношений.

Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в России: проблемы и пути их преодоления

Эдилова, Р. Э. Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в России: проблемы и пути их преодоления / Р. Э. Эдилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 2 (37). — С. 204-206. — URL: https://moluch.ru/archive/37/4300/ (дата обращения: 03.02.2022).

В статье рассматриваются вопросы регулирования миграции в Российской Федерации, проблемы миграционного законодательства, даются рекомендации по его совершенствованию. Ключевые слова: миграционная политика, законодательство, регулирование, государство, гражданин, общество.

In article questions of regulation of migration in the Russian Federation, problems of the migratory legislation are considered, recommendations about its perfection are made. Keywords: the migratory policy, the legislation, regulation, the state, the citizen, society.

  • на федеральном уровне (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные акты – указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств);
  • на уровне субъектов Российской Федерации (законы субъектов РФ; подзаконные акты, издаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ);
  • на уровне местного самоуправления (нормативные акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления);
  • на межгосударственном уровне (заключение многосторонних и двусторонних соглашений с другими государствами в области миграции), а также на основании общепризнанных принципов и норм международного и европейского права.

  1. Ястребова А.Ю. Правовые основы современной миграции и формирование иммиграционной политики РФ // Конституционно и муниципальное право. 2008. №15. С. 18.
  2. Тихомиров Ю.А. Правовое положение мигрантов // Зарубежное законодательство и сравнительное правоведение. Выпуск 3. 2006. №6. С. 17.
  3. Воронина Н.А. Развитие миграционного законодательства в России и странах СНГ. – Москва © Центр миграционных исследований 2004 – 2009 гг // fmcentre @ ecfor.ru
  4. Там же
  5. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит.,1993.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Россия, миграционное законодательство, область миграции, акт, миграционная сфера, норма, распоряжение Правительства, свобода человека.

Ключевые слова

Похожие статьи

Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан.

Миграционный поток в Европу лишь косвенно коснулся России, поскольку потенциальные

В 2015 году гражданство Российской Федерации приобрели 209 799 человек.

Именно это предусматривает постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря.

Регулирование миграционных отношений в Таджикистане.

Таджикистан, область миграции, акт, местное самоуправление, миграционная политика, миграционное законодательство, норма, свобода человека, миграционная сфера.

Развитие сотрудничества федеральных и региональных органов.

Российская Федерация, миграционная политика, исполнительная власть, сфера миграции, Конституция РФ, орган, федеральный орган, региональный уровень, Правительственная комиссия.

Организация незаконной миграции: проблемы предупреждения.

Российская Федерация, незаконная миграция, Россия, сфера миграции, миграционная сфера, гражданин, лицо, федеральный государственный контроль, миграционное законодательство.

Проблемы правового регулирования образовательной миграции.

По сравнению с зарубежными странами миграционное законодательство Российской Федерации составляет сложный разрозненный комплекс нормативно-правовых актов. Правовому регулированию миграции посвящены десятки законов.

Проблемы взаимодействия Федеральной миграционной службы.

 приводить миграционное законодательство субъектов РФ в соответствие с федеральными нормативными правовыми актами

 совершенствовать контроль реализации законодательства РФ в сфере миграции. Особенность правового статуса ФМС России.

Административно-правовое регулирование в сфере миграции.

После длительного обсуждения и значительных доработок, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2003 г. № 256-р была одобрена Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации.

Административная ответственность в сфере миграционной.

Российская Федерация, административная ответственность, РФ, Россия, миграционное законодательство, миграционная политика, гражданин, Югра, лицо, административное выдворение.

Правовая регламентация деятельности ФМС при обращении к ним.

Основной целью данного Федерального закона, по нашему мнению, стала защита прав, свобод и законных интересов заявителей

Так, работа с обращениями граждан занимает особое место в деятельности Федеральной миграционной службы Российской Федерации (ФМС России).

Правовые основы регулирования миграционных отношений в Российской Федерации

Социальная работа как научная и практическая деятельность, а также учебная дисциплина носит выраженный комплексный характер. Она является к тому же интердисциплинарной. В центре ее стоит человек и его связи в общностях. Социальный работник осваивает и использует ресурсы многих смежных дисциплин, практику и методику – психологии, социальной антропологии, педагогики, права, социологии и культурной антропологии, педагогики, права, социологии и политологии, искусства, литературы. Все это позволяет, привлекая духовные ресурсы, способствовать созданию благоприятной ментальной среды для взаимодействия мигрантов и принимающего общества. Этим облегчается аккультурация мигрантов, актуализация ценностных ориентаций, осознание достоинство и прав человека, понимание значения солидарности, поиска своей идентичности.

Актуальность темы исследования состоит в наибольшей важности и остроте проблемы адаптации мигрантов и толерантного отношения к национальным меньшинствам в России. Обращение внимания на отечественный и зарубежный опыт социальной работы с мигрантами

Объект исследования: отечественный и зарубежный опыт в области социальной защиты и адаптации мигрантов и толерантности к этническим меньшинствам; мигранты, беженцы и вынужденные переселенцы, адаптирующиеся в современном российском обществе.

Предметом исследования являются этнопсихологические проблемы адаптации мигрантов и толерантность в отношении национальных меньшинств.

Цель исследованиязаключается в выявлении специфики этнопсихологической адаптации мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев в современном российском обществе, а также особенности толерантного отношения к национальным меньшинствам (отечественный и зарубежный опыт).

Гипотеза исследования: Степень социальной адаптации мигрантов определяется характером их связей на личностном и групповом уровнях с социальными институтами и группами, органами власти и управления, а также соотношением социальных и экономических показателей уровня жизни мигрантов и местного населения, сближением (совпадением) образов «Мы» и «Они», характеризующим идентификацию приезжих, взаимным усвоением мигрантами и местным населением элементов культуры, социальных норм и ценностей.

Основные задачи:

1. Изучить правовые основы регулирования миграционных отношений в РФ.

2. Разобрать понятие социальной адаптации мигрантов.

3. Проанализировать отечественный и зарубежный опыт адаптации мигрантов.

4. Описать принципы социальной защиты национальных меньшинств.

5. Систематизировать специфику толерантного отношения к национальным меньшинствам в России и за рубежом.

Методы исследования:

1. Метод анализа литературы по теме социальной адаптации мигрантов и толерантности к национальным меньшинствам.

2. Копирование материалов ведомостей социальных учреждений по проблематике темы исследования.

3. Метод статистического исследования на получение материала для анализа по теме исследования.

Специфика миграции в России, понятие социальной адаптации, отечественный и зарубежный опыт адаптации мигрантов

Правовые основы регулирования миграционных отношений в Российской Федерации

Российская Федерация в настоящее время является открытым государством, в том числе, для граждан других государств, которые могут свободно въезжать на ее территорию и свободно покидать ее. А это означает, что объективно возникают различного рода вопросы, связанные с перемещением на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. Миграция может рассматриваться с позиции как положительного, так и отрицательного влияния на общество, но, как и любой социальный процесс, миграция несет в себе позитивный заряд лишь в случае целенаправленного использования ее конструктивного для принимающего общества потенциала.

Вопросы регулирования правовых отношений в сфере миграции необходимо рассматривать в двух отдельно взятых направлениях: внутренней и внешней. Внутренняя миграция – это перемещение граждан Российской Федерации, что не требует дополнительного правового регулирования, так как конституционные нормы конкретизированы в соответствующем федеральном законодательстве, в котором закреплены основные положения о праве граждан на свободу передвижения и выбор места жительства и места пребывания. Влияние государства на внутреннюю миграцию в целях развития экономики может осуществляться лишь экономическими и другими влияющими на мотивацию граждан методами[1].

Что касается внешней миграции, то так как она непосредственно влияет на социально-экономические права граждан Российской Федерации, этот процесс должен быть урегулирован в рамках взаимосвязи конституционно-правовых и административных мер, то есть законная внешняя миграция – приоритет конституционно-правовых основ[2].

Если же государство не контролирует и не регулирует миграционные отношения в обществе, то может возникнуть определенная напряженность. Ведь нарастающее количество прибывающих из-за границы государства мигрантов объективно влияет на возникающие социальные проблемы для местного населения и для соответствующих государственных структур, которые, как правило, не готовы оперативно решать их социальные, экономические, психологические проблемы, что негативным образом сказывается на самих мигрантах. Социальная неустроенность, отсутствие работы, жилья объективно способствуют криминальной активности среди мигрантов. И наоборот, резкое и неконтролируемое увеличение доли мигрантов порождает ответную негативную реакцию местного населения[3].

Подобные социальные процессы уже имеют место в Российской Федерации, особенно в тех регионах, где наблюдается увеличение доли нетитульного населения. Так, из доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации следует, что в настоящее время на территории России находится 5–10 миллионов нелегальных мигрантов. По оценкам Госкомстата России к 2010 г. количество нелегальных трудовых мигрантов прогнозируется в пределах от 14 до 19 миллионов человек.

С 15 января 2007 г. в России вступили в силу два федеральных закона – «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» и принятый в новой редакции закон «О правовом положении иностранных граждан», создающие предпосылки для изменения принципов регулирования иммиграции. Законодательные акты предусматривают упрощение процедур регистрации иностранных граждан по месту пребывания, а также их трудоустройства, то есть направлены на решение проблем, препятствующих легализации иммигрантов.

Новый порядок коснулся и временных мигрантов. Регистрация по месту жительства со штампом в паспорте для них заменена уведомительным учетом по месту пребывания, причем перечень требуемых для постановки на учет документов сокращен до минимума. Впервые со времен существования паспортной системы введена модель, отстраняющая милицию от процедуры регистрации мигрантов. Это поистине революционное изменение, позволяющее надеяться на сокращение коррупции в данной сфере.

Не менее решительно изменен порядок трудоустройства иностранцев – но только тех, кто приехал в Россию из стран СНГ на безвизовой основе. Трудовые ресурсы из бывших союзных республик наше государство считает приоритетными, поэтому преференции в их отношении естественны. Теперь разрешение на работу выдается лично мигранту, а не работодателю, как раньше; работодатель же получил право свободного найма иностранного гражданина, имеющего такое разрешение – трудовую карту. Иными словами, отменена «привязка» работника к работодателю[4].

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ (в ред. от 6 января 2007 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» делит всех иностранных граждан на постоянно проживающих, временно проживающих и временно пребывающих. Именно от этого зависит объем, определяемых в нем, прав и обязанностей. Рассматриваемый закон полностью адресован иностранным гражданам и лицам без гражданства. Режим иностранного гражданина в России, как и в других государствах, устанавливается внутренним законодательством с учетом международных обязательств.

Иностранные граждане могут передвигаться по территории России и избирать место жительства в Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным законодательством нашего государства. При этом следует учитывать, что законодательством предусмотрены основания для ограничения в передвижении в те территории, организации и объекты, где требуется специальное разрешение.

Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что нормативно-правовая база по вопросам регулирования миграционных отношений с каждым годом совершенствуется и приобретает все более новые характеристики и подходы к этой проблеме. Международное законодательство в основном основано на разработанных ранее Конвенциях и Декларациях прав человека, что гарантирует поистине гуманный подход к каждому человеку, а также защиту прав, независимо от местонахождения человека[5].

Образовательный портал

Государственное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации.

Государственное регулирование миграционных процессов
в Российской Федерации

Мухамадеев Эмиль Аликович,
студент 4 курса, Факультет
информационных технологий и управления
ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ, Россия, г. Уфа

Аннотация: в данной статье рассматривается государственное регулирование миграционных процессов.

Ключевые слова: миграция, мигранты, миграционный процесс, Российская Федерация, государственное регулирование.

Каждое государство старается регулировать миграционные процессы, так как заинтересовано в привлечении наиболее нужных в данный момент работников, и в то же время ни одна страна мира не хочет того, чтобы наиболее квалифицированные кадры уезжали за рубеж. В связи с этим практически во всех развитых странах мира созданы специальные органы, которые занимаются вопросами проникновения иностранных рабочих на внутренние рынки труда. Федеральные органы занимаются вопросами предоставления виз, устанавливают порядок их выдачи. Существуют службы, контролирующие въезд и пребывание иностранцев в стране, которые могут даже депортировать при нарушении закона. Кроме того, до выдачи разрешения на работу в этой стране анализируется ситуация и разрешение выдается в том случае, если действительно существует необходимость в привлечении иностранной рабочей силы. [10]

Иммиграция в Российскую Федерацию из различных стран мира, в том числе с нестабильной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, носит масштабный характер и иммигранты не имеют возможности получить законный статус для пребывания на территории Российской Федерации. Сложилась устойчивая тенденция превышения числа въехавших в Россию иностранных граждан над числом выехавших, причем в приграничных районах, происходит интенсивное формирование иностранных общин, которые по своей численности и влиянию постепенно вытесняют коренное население. Отсутствует эффективный государственный контроль над указанными процессами, ослаблена роль государственных органов. [9]

В условиях сократившихся в последние годы объемов переселений, миграция населения не в полной мере выполняет свою основную функцию – перераспределение населения по территории страны в целях сбалансированности спроса и предложения на рынке труда. Оживление национальной экономики, неизбежные при этом территориальные и отраслевые диспропорции потребуют более активного перераспределения населения и трудовых ресурсов в пределах страны. Действие рыночных регуляторов предопределяет необходимость осуществления государственного управления миграционными процессами на основе обеспечения прав граждан на свободу передвижения и создания системы экономических стимулов. [8]

Цель регулирования миграционных процессов в Российской Федерации – обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития, принципов национальной безопасности Российской Федерации, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения по территории страны, реализация интеллектуального и трудового потенциала мигрантов, построение демократического общества.

Регулирование миграционных процессов в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

– защита геополитических интересов Российской Федерации;

– обеспечение национальной безопасности российской Федерации;

– сочетание интересов личности и государства;

– защита национального рынка труда, протекционизм в отношении граждан Российской Федерации.

Для достижения поставленных целей органы государственной власти и органы местного самоуправления должны решить следующие задачи:

– защита прав и интересов российских граждан, а также интересов Российской Федерации при разработке и реализации межгосударственных, межправительственных, межведомственных договоро

-выработка и реализация на межгосударственном уровне механизмов решения проблем лиц, ищущих убежища на территории Российской Федерации, беженцев и вынужденных переселенцев

– сотрудничество Российской Федерации с другими государствами в целях предотвращения и мирного разрешения межнациональных и этнополитических конфликтов;

свобода передвижения, выбор места жительства и пребывания, соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

– регламентирование иммиграции и последующего пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, пресечение незаконной миграции, в том числе незаконной трудовой миграции;

– установление механизмов выдворения (депортации) и ответственности за нарушение установленных правил пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также устанавливать уголовную ответственность за организацию незаконной миграции;

– противодействие международному терроризму и политическому экстремизму, в том числе предусматривающие меры пограничного и иммиграционного контроля;

– научная проработка, экспертиза, обеспечение экономического обоснования принимаемых решений;

– организация проведения мониторинга миграционной обстановки в регионах Российской Федерации, сопредельных и иных государствах;

– создание федеральной системы учета российских юридических лиц, филиалов и представительств иностранных юридических лиц, деятельность которых связана с организацией международного туризма, приемом иностранных граждан для обучения и лечения, привлечением и использованием иностранной рабочей силы, а также с трудоустройством российских граждан за рубежом;

– создание единой системы учета иностранных граждан, обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации;

В период с января по август 2014 года из России эмигрировали около 203 659 человек. В 2013 году Россию покинуло 186 382 человека. По данным официальной статистики, большинство эмигрантов из России уезжают в США, Германию, Канаду и Финляндию. [1]

По данным ГосКомСтата, опубликованным в 2015 году, в 2014 году из России выбыло 308 475 человек (из них 257 324 в страны СНГ, 1937 человека выбыло в США, 4780 выбыло в Германию, 989 прибыло из США, 3727 прибыло из Германии). [1]

Таким образом, последствия неоднозначны. Решать проблемы, возникающие в этой сфере, должно государство с помощью проведения миграционной политики. Но для эффективного результата необходимо взаимодействие как отдельных стран, так и всего мирового сообщества в целом.

Список использованных материалов

1. https://02.fms.gov.ru-Официальный сайт УФМС России.

2. https://mvd.ru-Официальный сайт МВД России.

3. http://government.ru-Официальный сайт Правительства России.

4. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) ( с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.).

5. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109- ФЗ ‘’ О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

6. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ ‘’ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации’’.

7. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ ‘’ О гражданстве Российской Федерации’’.

8. НОВАЯ ПАРАДИГМА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ПОСТУПКОВ: ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Право и политика. 2013. № 1. С. 121-137.

9. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р.

Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 86-88.

10. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Суендыков Р.Ш., Ханнанов Р.А.

Экономика и социум. 2013. № 4-2 (9). С. 694-695.

11. НОВАЯ ПАРАДИГМА ТРУДА:ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Теоретическая и прикладная экономика. 2013. № 4. С. 93-157.

12. СОБЫТИЯ В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р.

теория и практика / Уфа, 2012.

13. К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЧЕЛОВОДСТВА

Ханнанова Т.Р., Шапошникова Р.Р.

В сборнике: Социально-экономические проблемы развития аграрной сферы экономики и пути их решения Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию Башкирского государственного аграрного университета. 2015. С. 445-447.

14. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Гарипова А.Г., Ханнанова Т.Р.

В сборнике: Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 томах. Тамбов, 2015. С. 45-46.

15. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ

Ханнанова Т.Р., Хусниева Э.В.

В сборнике: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян Асатур Альбертович . Уфа, 2015. С. 70-73.

Законодательное регулирование миграционных процессов в России начала XXI столетия

В XXI в. актуальность исследования проблем миграции и ее правового регулирования в России будет возрастать. Процессы экономического и политического размежевания бывших стран СССР, этнополитические конфликты в России, открытие границ для международной криминальной миграции вывели на первый план политические причины миграции, обусловили увеличение в миграционных потоках вынужденной миграции. В 90-е гг. XX столетия Правительство Российской Федерации, Федеральная миграционная служба России занимались в основном проблемами беженцев, вынужденных переселенцев и незаконных мигрантов . ——————————— См.: Постановление Правительства от 23 марта 1996 г. «Об одобрении и представлении на утверждение Президента Российской Федерации Основных положений региональной политики в Российской Федерации» // Российская газета. 1996. 9 апреля; Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. N 1021 «О мерах по предупреждению и сокращению неконтролируемой внешней миграции»; Положение о порядке работы с иностранными гражданами и лицами без гражданства, пребывающими и находящимися в Российской Федерации в поисках убежища, определение их правового статуса, временного размещения и пребывания на территории Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 21. Ст. 2385.

В условиях начала нового тысячелетия необходима тщательная дальнейшая разработка стратегии государственной миграционной политики, отвечающей долгосрочным тенденциям и целям социально-экономического и демографического развития России . ——————————— См.: Тюркин М. Л. Миграционная система России: концептуальные организационно-правовые основы: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2004. С. 12.

Иммиграционная политика и миграционная политика в целом, по-видимому, должны иметь селективный характер, формироваться на основе прагматических демографических, экономических и геополитических интересов страны. Участие России в процессах глобализации, ее вовлечение в международный рынок труда требуют государственного регулирования миграции. В настоящее время Россия только приступила к формированию всесторонней, научно обоснованной системы регулирования миграционных процессов. Правительством России одобрена Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. Законодательное регулирование государственной миграционной политики регламентируется Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» (1991), Федеральным законом «О беженцах» (1993), Федеральным законом «О вынужденных переселенцах» (1993), Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (1996) с изменениями и дополнениями от 10 января 2003 г.; Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (2002) . ——————————— См.: Нормативные правовые акты, регулирующие миграционные процессы в Российской Федерации: Сборник документов / Под общ. ред. М. Л. Тюркина. М., 2005.

В то же время следует отметить, что основы системного законодательного обеспечения государственной миграционной политики фактически сформированы только в 2003 г. после принятия Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и внесения дополнений в Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации». По мнению автора, развитие правоприменительной практики в области миграционного законодательства потребует его дальнейшего законодательного, институционального, финансового, информационного, научного и кадрового обеспечения. Необходимо формирование региональной правовой базы регулирования миграционных процессов. Острота миграционных проблем, а также их влияние на перспективы дальнейшего развития России обусловливают насущную необходимость формирования надежной системы государственного регулирования миграционных процессов на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации. Следует отметить, что основы законодательного обеспечения государственной миграционной политики фактически сформированы только в 2003 г., после принятия Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и внесения дополнений в Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» (Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ) . ——————————— См.: Сандугей А. Н. Предупреждение органами внутренних дел правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства: Пособие. М., 2004. С. 47.

Согласно ст. 5 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» государственная политика в области содействия занятости населения направлена, в частности, на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда (редакция Федерального закона от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ) . ——————————— См.: Федеральный закон от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Нормативные правовые акты, регулирующие миграционные процессы в Российской Федерации: Сборник документов / Под общ. ред. М. Л. Тюркина. М., 2005. С. 17.

С другой стороны, согласно этой же статье государство обязано обеспечивать международное сотрудничество в решении проблем занятости, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм. При этом согласно ст. 17 привлечение и использование иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации определяется законодательством Российской Федерации . ——————————— См.: Федеральный закон от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Нормативные правовые акты, регулирующие миграционные процессы в Российской Федерации: Сборник документов / Под общ. ред. М. Л. Тюркина. М., 2005. С. 18.

Наибольшее количество проблем связано с вопросами законодательного регулирования международной миграции и занятости иммигрантов. Статья 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет порядок участия иностранных граждан в трудовых отношениях . ——————————— См.: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Нормативные правовые акты, регулирующие миграционные процессы в Российской Федерации: Сборник документов / Под общ. ред. М. Л. Тюркина. М., 2005. С. 146.

В настоящее время вопросы разработки и реализации государственной политики в области регулирования миграционных процессов возложены на Министерство труда и социального развития России и его территориальные органы службы занятости, а также на Федеральную миграционную службу России. Очевидна тесная взаимосвязь государственной миграционной политики и государственной политики регулирования занятости населения. Именно ситуация на рынке труда формирует либо потребность в притоке дополнительной рабочей силы, в том числе за счет миграции, либо определяет необходимость иммиграционного оттока из кризисных и депрессивных районов с высоким уровнем безработицы. Для обеспечения реализации политики регулирования трудовой иммиграции иностранных граждан Правительством Российской Федерации 30 октября 2002 г. принято Постановление N 782 «Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности», разработанное Минтрудом России. Данным Постановлением определен размер квоты на 2003 г. и порядок ее формирования в последующие годы . ——————————— См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2002 г. N 782 «Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» // Нормативные правовые акты, регулирующие миграционные процессы в Российской Федерации: Сборник документов / Под общ. ред. М. Л. Тюркина. М., 2005. С. 353.

В соответствии с указанным Постановлением подготовлен совместный Приказ Минтруда России, МВД России и Минэкономразвития России от 29 ноября 2002 г. N 238/1205/397 «О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2003 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности». Согласно многочисленным прогнозам о ситуации на рынке труда в России ежегодно ожидается рост предложений рабочей силы . В трудоспособный возраст войдет более многочисленное поколение молодежи, родившейся в 80-е гг. в период повышения рождаемости (прирост населения трудоспособного возраста составит максимальную за последние годы величину — 674 тыс. человек). Ожидается также высвобождение рабочей силы в результате реструктуризации угольной промышленности, металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта, либерализации трудовых отношений вследствие принятия нового Трудового кодекса, вовлечения России в процессы глобализации и др. ——————————— См.: Мельник Е. А. О некоторых формах профилактики криминогенных последствий вынужденной миграции населения: Сб. науч. тр. Совершенствование управленческой деятельности в ОВД. М.: ВНИИ МВД России, 1997. С. 25.

Это создает более неблагоприятную ситуацию для привлечения иностранной рабочей силы и мобильности трудовых ресурсов. Важнейшим шагом на пути развития современной, всесторонней системы государственного регулирования миграции в Российской Федерации являются разработка и одобрение Правительством Российской Федерации Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 г. N 256-р) . ——————————— См.: СЗ РФ. 2003. N 10. Ст. 923.

Указанная Концепция «представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области управления миграционными процессами» (из преамбулы Концепции). В Концепции дан анализ современной миграционной ситуации в Российской Федерации, сформулированы цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов и изложены основные направления деятельности органов власти по регулированию миграционных процессов и механизмы реализации. В частности, выделены следующие основные направления регулирования миграции: — обеспечение контроля за иммиграционными процессами в Российской Федерации; — создание условий для интеграции вынужденных мигрантов; — содействие привлечению мигрантов на работу в Российскую Федерацию с учетом потребности экономики страны в трудовых ресурсах; — создание условий для возвращения внутриперемещенных лиц, покинувших места постоянного проживания; — поддержка и развитие взаимоотношений с соотечественниками за рубежом; — оптимизация внутренних миграционных процессов и содействие эффективному использованию трудовых ресурсов; — создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных районах Российской Федерации; — содействие добровольному переселению соотечественников из стран СНГ и Балтии. В качестве механизмов реализации Концепции предложены меры по совершенствованию законодательства, разработка федеральных и региональных целевых программ, разработка балансов трудовых ресурсов, создание баз данных по мигрантам, кадровое, информационное и научное обеспечение миграционной политики. Подводя итог анализу современного государственного регулирования миграции в Российской Федерации, можно сделать следующие выводы: Россия только приступила к формированию всесторонней, научно обоснованной системы регулирования миграционных процессов в Российской Федерации на основе новой Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации; новая практика всестороннего государственного регулирования миграции, вопросы распределения компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации находятся в процессе становления; в этой связи законодательное, институциональное, финансовое, информационное, научное и кадровое обеспечение государственного регулирования миграции нуждается в совершенствовании с учетом проблем, возникающих в процессе государственного регулирования миграции.

Законодательное регулирование миграционных процессов в России начала XXI столетия

В XXI в. актуальность исследования проблем миграции и ее правового регулирования в России будет возрастать. Процессы экономического и политического размежевания бывших стран СССР, этнополитические конфликты в России, открытие границ для международной криминальной миграции вывели на первый план политические причины миграции, обусловили увеличение в миграционных потоках вынужденной миграции. В 90-е гг. XX столетия Правительство Российской Федерации, Федеральная миграционная служба России занимались в основном проблемами беженцев, вынужденных переселенцев и незаконных мигрантов .

См.: Постановление Правительства от 23 марта 1996 г. “Об одобрении и представлении на утверждение Президента Российской Федерации Основных положений региональной политики в Российской Федерации” // Российская газета. 1996. 9 апреля; Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. N 1021 “О мерах по предупреждению и сокращению неконтролируемой внешней миграции”; Положение о порядке работы с иностранными гражданами и лицами без гражданства, пребывающими и находящимися в Российской Федерации в поисках убежища, определение их правового статуса, временного размещения и пребывания на территории Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 21. Ст. 2385.

В условиях начала нового тысячелетия необходима тщательная дальнейшая разработка стратегии государственной миграционной политики, отвечающей долгосрочным тенденциям и целям социально-экономического и демографического развития России .

См.: Тюркин М.Л. Миграционная система России: концептуальные организационно-правовые основы: Автореф. дис. . докт. юрид. наук. М., 2004. С. 12.

Иммиграционная политика и миграционная политика в целом, по-видимому, должны иметь селективный характер, формироваться на основе прагматических демографических, экономических и геополитических интересов страны.

Участие России в процессах глобализации, ее вовлечение в международный рынок труда требуют государственного регулирования миграции.

В настоящее время Россия только приступила к формированию всесторонней, научно обоснованной системы регулирования миграционных процессов. Правительством России одобрена Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации.

Законодательное регулирование государственной миграционной политики регламентируется Федеральным законом “О занятости населения в Российской Федерации” (1991), Федеральным законом “О беженцах” (1993), Федеральным законом “О вынужденных переселенцах” (1993), Федеральным законом “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” (1996) с изменениями и дополнениями от 10 января 2003 г.; Федеральным законом “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (2002) .

См.: Нормативные правовые акты, регулирующие миграционные процессы в Российской Федерации: Сборник документов / Под общ. ред. М.Л. Тюркина. М., 2005.

В то же время следует отметить, что основы системного законодательного обеспечения государственной миграционной политики фактически сформированы только в 2003 г. после принятия Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и внесения дополнений в Федеральный закон “О занятости населения в Российской Федерации”.

По мнению автора, развитие правоприменительной практики в области миграционного законодательства потребует его дальнейшего законодательного, институционального, финансового, информационного, научного и кадрового обеспечения. Необходимо формирование региональной правовой базы регулирования миграционных процессов.

Острота миграционных проблем, а также их влияние на перспективы дальнейшего развития России обусловливают насущную необходимость формирования надежной системы государственного регулирования миграционных процессов на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации.

Следует отметить, что основы законодательного обеспечения государственной миграционной политики фактически сформированы только в 2003 г., после принятия Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и внесения дополнений в Федеральный закон “О занятости населения в Российской Федерации” (Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ) .

См.: Сандугей А.Н. Предупреждение органами внутренних дел правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства: Пособие. М., 2004. С. 47.

Согласно ст. 5 Федерального закона “О занятости населения в Российской Федерации” государственная политика в области содействия занятости населения направлена, в частности, на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда (редакция Федерального закона от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ) .

См.: Федеральный закон от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” // Нормативные правовые акты, регулирующие миграционные процессы в Российской Федерации: Сборник документов / Под общ. ред. М.Л. Тюркина. М., 2005. С. 17.

С другой стороны, согласно этой же статье государство обязано обеспечивать международное сотрудничество в решении проблем занятости, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм. При этом согласно ст. 17 привлечение и использование иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации определяется законодательством Российской Федерации .

См.: Федеральный закон от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” // Нормативные правовые акты, регулирующие миграционные процессы в Российской Федерации: Сборник документов / Под общ. ред. М.Л. Тюркина. М., 2005. С. 18.

Наибольшее количество проблем связано с вопросами законодательного регулирования международной миграции и занятости иммигрантов. Статья 13 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” определяет порядок участия иностранных граждан в трудовых отношениях .

См.: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” // Нормативные правовые акты, регулирующие миграционные процессы в Российской Федерации: Сборник документов / Под общ. ред. М.Л. Тюркина. М., 2005. С. 146.

В настоящее время вопросы разработки и реализации государственной политики в области регулирования миграционных процессов возложены на Министерство труда и социального развития России и его территориальные органы службы занятости, а также на Федеральную миграционную службу России.

Очевидна тесная взаимосвязь государственной миграционной политики и государственной политики регулирования занятости населения. Именно ситуация на рынке труда формирует либо потребность в притоке дополнительной рабочей силы, в том числе за счет миграции, либо определяет необходимость иммиграционного оттока из кризисных и депрессивных районов с высоким уровнем безработицы.

Для обеспечения реализации политики регулирования трудовой иммиграции иностранных граждан Правительством Российской Федерации 30 октября 2002 г. принято Постановление N 782 “Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности”, разработанное Минтрудом России. Данным Постановлением определен размер квоты на 2003 г. и порядок ее формирования в последующие годы .

См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2002 г. N 782 “Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности” // Нормативные правовые акты, регулирующие миграционные процессы в Российской Федерации: Сборник документов / Под общ. ред. М.Л. Тюркина. М., 2005. С. 353.

В соответствии с указанным Постановлением подготовлен совместный Приказ Минтруда России, МВД России и Минэкономразвития России от 29 ноября 2002 г. N 238/1205/397 “О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2003 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности”.

Согласно многочисленным прогнозам о ситуации на рынке труда в России ежегодно ожидается рост предложений рабочей силы . В трудоспособный возраст войдет более многочисленное поколение молодежи, родившейся в 80-е гг. в период повышения рождаемости (прирост населения трудоспособного возраста составит максимальную за последние годы величину – 674 тыс. человек). Ожидается также высвобождение рабочей силы в результате реструктуризации угольной промышленности, металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта, либерализации трудовых отношений вследствие принятия нового Трудового кодекса, вовлечения России в процессы глобализации и др.

См.: Мельник Е.А. О некоторых формах профилактики криминогенных последствий вынужденной миграции населения: Сб. науч. тр. Совершенствование управленческой деятельности в ОВД. М.: ВНИИ МВД России, 1997. С. 25.

Это создает более неблагоприятную ситуацию для привлечения иностранной рабочей силы и мобильности трудовых ресурсов.

Важнейшим шагом на пути развития современной, всесторонней системы государственного регулирования миграции в Российской Федерации являются разработка и одобрение Правительством Российской Федерации Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 г. N 256-р) .

См.: СЗ РФ. 2003. N 10. Ст. 923.

Указанная Концепция “представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области управления миграционными процессами” (из преамбулы Концепции).

В Концепции дан анализ современной миграционной ситуации в Российской Федерации, сформулированы цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов и изложены основные направления деятельности органов власти по регулированию миграционных процессов и механизмы реализации.

В частности, выделены следующие основные направления регулирования миграции:

  • обеспечение контроля за иммиграционными процессами в Российской Федерации;
  • создание условий для интеграции вынужденных мигрантов;
  • содействие привлечению мигрантов на работу в Российскую Федерацию с учетом потребности экономики страны в трудовых ресурсах;
  • создание условий для возвращения внутриперемещенных лиц, покинувших места постоянного проживания;
  • поддержка и развитие взаимоотношений с соотечественниками за рубежом;
  • оптимизация внутренних миграционных процессов и содействие эффективному использованию трудовых ресурсов;
  • создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных районах Российской Федерации;
  • содействие добровольному переселению соотечественников из стран СНГ и Балтии.

В качестве механизмов реализации Концепции предложены меры по совершенствованию законодательства, разработка федеральных и региональных целевых программ, разработка балансов трудовых ресурсов, создание баз данных по мигрантам, кадровое, информационное и научное обеспечение миграционной политики.

Подводя итог анализу современного государственного регулирования миграции в Российской Федерации, можно сделать следующие выводы: Россия только приступила к формированию всесторонней, научно обоснованной системы регулирования миграционных процессов в Российской Федерации на основе новой Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации; новая практика всестороннего государственного регулирования миграции, вопросы распределения компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации находятся в процессе становления; в этой связи законодательное, институциональное, финансовое, информационное, научное и кадровое обеспечение государственного регулирования миграции нуждается в совершенствовании с учетом проблем, возникающих в процессе государственного регулирования миграции.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. –> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: