Государственная регистрация юридического лица: основные правила и моменты

Статья 51 ГК РФ. Государственная регистрация юридических лиц

1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

2. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц.

3. До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

4. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в единый государственный реестр юридических лиц.

Заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц.

5. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц допускается только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации юридических лиц.

Отказ в государственной регистрации юридического лица и уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

6. Государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.

7. Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации юридического лица, уклонением от государственной регистрации, включением в единый государственный реестр юридических лиц недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного законом о государственной регистрации юридических лиц, по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

8. Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.

Комментарии к ст. 51 ГК РФ

1. Важной стадией создания юридических лиц является регламентированная комментируемой статьей процедура их государственной регистрации. Государственная регистрация юридических лиц – это сочетание совокупности регистрационных процедур, заканчивающихся актом органа государственной регистрации о регистрации юридического лица. Осуществляется она в настоящее время Федеральной налоговой службой РФ (ФНС РФ), а также Министерством юстиции в отношении некоммерческих организаций и Банком России в отношении кредитных организаций.

Регулируется государственная регистрация основной массы юридических коммерческих лиц Законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”. Впоследствии был принят Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 107-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (вступил в силу 5 мая 2014 г.).

В Законе о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусмотрен единый порядок регистрации юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности. Закон не допускает возможности требования регистрирующими органами представления иных, кроме установленных Законом, документов. Это не только упрощает процедуру регистрации, но и лишает регистрирующие органы на местах возможности необоснованных требований о представлении дополнительных документов.

До 1 января 2004 года заявителями о государственной регистрация юридических лиц могли выступать лица, действующие на основании доверенности. Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ в Закон были внесены изменения, исключающие эту возможность, затруднявшую контроль за созданием юридических лиц и позволявшую возлагать ответственность за нарушения порядка создания организаций на третьих лиц.

Читайте также:
Зырянское - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

Исчисление срока для государственной регистрация юридического лица начинается с момента представления документов в регистрирующий орган. Документы в регистрирующий орган могут представляться как лично, так и почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложений. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется территориальным органом ФНС РФ по месту нахождения указанного учредителями в заявлении постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового – по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, т.е. на основании учредительных документов.

2. В п. 2 комментируемой статьи провозглашен принцип информационной открытости государственной регистрации юридических лиц. В нем установлено, что данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), открытый для всеобщего ознакомления. Поэтому любое заинтересованное физическое или юридическое лицо может ознакомиться со сведениями и документами, содержащимися в государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Необходимость в этом может возникнуть, например, у судов РФ, полиции, органов местного самоуправления, у физических лиц с целью проверки надежности будущих работодателей, у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с целью сбора информации о контрагенте.

При этом согласно принципу публичной достоверности реестра любое добросовестное лицо может полагаться на данные единого государственного реестра. Иными словами, презюмируется, что лицо, добросовестно полагающееся на данные указанного реестра, не знало и не должно было знать о возможной недостоверности таких данных. Юридическое же лицо по общему правилу не вправе в отношениях с добросовестным лицом ссылаться на недостоверность данных, содержащихся в указанном реестре, Более того, юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие представления недостоверных данных о нем в единый государственный реестр.

3. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет положение, согласно которому до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, предусмотренные законом, проверку достоверности данных, включаемых в реестр.

Согласно п. 4.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в Единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, посредством:

а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

г) проведения осмотра объектов недвижимости;

д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

При этом следует учитывать, что в соответствии с положениями Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей государственная регистрация юридических лиц носит заявительный характер, и в силу статей 5, 9, 25 названного Закона записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании представленных уполномоченными лицами (заявителями) документов, всю ответственность за достоверность сведений несут заявители, юридические лица, а до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ регистрирующий орган обязан провести проверку достоверности данных, включаемых в реестр (пункт 3 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 “О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” отмечено следующее.

“В соответствии с пунктом 3 статьи 51 ГК РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

При этом в силу пункта 4.1 статьи 9, пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” уполномоченный государственный орган не осуществляет проверку представленных документов на их соответствие федеральным законам или иным нормативным правовым актам, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом. Например, названный орган по общему правилу не уполномочен проверять содержание учредительных документов юридического лица на соответствие их закону как при учреждении юридического лица, так и при его реорганизации”.

Читайте также:
Как уплачивается налог с продажи полученного по наследству автомобиля?

Результаты регистрации обладают публичной достоверностью, поскольку до государственной регистрации юридического лица уполномоченный государственный орган обязан провести проверку достоверности данных, включаемых в реестр (п. 3 ст. 51 ГК РФ). В частности, юридически квалифицированная проверка требуется для включаемых в реестр сведений о личности учредителей (участников), лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица. Представляется, что эта норма может быть удобным инструментом правовой защиты против корпоративных захватов, осуществляемых с помощью представления в реестр подложных документов.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” информация о факте представления документов в регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения регистрирующим органом, размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет.

При этом любое лицо вправе разместить на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет запрос о направлении по указанному в нем адресу электронной почты информации о факте представления в регистрирующий орган после размещения такого запроса документов в отношении указанного в таком запросе юридического лица, индивидуального предпринимателя. Регистрирующий орган направляет данную информацию не позднее рабочего дня, следующего за днем получения регистрирующим органом документов в отношении указанного в запросе юридического лица, индивидуального предпринимателя”.

4. Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает, что в случаях и в порядке, которые предусмотрены Законом, уполномоченный государственный орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в Единый государственный реестр юридических лиц. При этом заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в Реестр в порядке, предусмотренном Законом, а уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены Законом. Однако в действующем законодательстве не сформулированы определения заинтересованных лиц в смысле п. 4 ст. 51 ГК и не предусмотрены порядок и сроки совершения заинтересованными лицами и уполномоченным государственным органом тех действий, о которых идет речь в нем.

5. Отказ в государственной регистрации допускается в случаях, определенных в пункте 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”. Перечень этих оснований достаточно велик, однако по существу он сводится к несоответствию представляемых документов предъявляемым формальным требованиям.

Как было отмечено в п. п. 2.1 и 2.2 Концепции развития гражданского законодательства, “действующая система государственной регистрации юридических лиц несовершенна по ряду ключевых позиций и не соответствует подходам, преобладающим в европейском праве. В этой сфере отношений происходит немало злоупотреблений, связанных с так называемыми корпоративными захватами, созданием фирм-“однодневок” для их участия в незаконном отчуждении имущества, переложения на них ответственности по обязательствам, уклонения от уплаты налогов и т.п.”.

Действующее законодательство не устанавливает принципа достоверности данных государственного реестра юридических лиц и необходимости проверки законности корпоративных решений и сделок с долями и акциями.

Необходимо напомнить, что в свое время, когда регистрирующие органы проверяли достоверность данных, представляемых лицами, желающими зарегистрировать юридическое лицо, немало нареканий вызвала длительность процедуры регистрации как раз из-за того, что регистрирующие органы тратили много времени на проверку указанных данных. Упрощение порядка регистрации в то время также обосновывалось ссылками на зарубежный опыт, когда в некоторых странах юридическое лицо можно было зарегистрировать в течение нескольких часов.

6. Как и любое другое действие государственных органов, отказ в государственной регистрации юридического лица может быть оспорен в суде.

Однако может быть оспорено в суде и уклонение от такой регистрации, под которым понимается бездействие регистрирующего органа, то есть неисполнение в установленные сроки и порядке обязанностей, возложенных на соответствующий орган.

Уже совершенная государственная регистрация юридического лица может быть оспорена в судебном порядке в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

В информационном письме Президиума ВАС РФ от 9 июня 2000 г. N 54 “О сделках юридического лица, регистрация которого признана недействительной”, указывается, что признание судом недействительной регистрации юридического лица само по себе не является основанием для того, чтобы считать ничтожными сделки этого юридического лица, совершенные до признания его регистрации недействительной.

Следует обратить внимание на то, что включение в Реестр данных о юридическом лице может быть оспорено в суде. Условием оспаривания включения данных в Реестр является их недостоверность или включение в Реестр с нарушением требований закона (ч. 2 п. 6 ст. 51 ГК).

Читайте также:
Увеличение площади земельного участка 2022 - за счет прилегающей территории, при уточнении границ, путем перераспределения, при межевании

7. Согласно п. 7 ст. 51 ГК убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации юридического лица, уклонением от государственной регистрации, включением в Реестр недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением предусмотренного Законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей порядка государственной регистрации по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны РФ.

Таким образом, речь идет о виновной ответственности регистрирующих органов за совершение вышеуказанных действий.

8. В п. 8 комментируемой статьи определен момент, с которого юридическое лицо считается созданным, – со дня внесения записи в ЕГРЮЛ; данные о юридическом лице считаются включенными в Единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения в реестр соответствующей записи.

Задайте вопрос юристу:

+7 (499) 703-46-71 – для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 – для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Статья 51 ГК РФ. Государственная регистрация юридических лиц

1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

2. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц.

3. До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

4. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в единый государственный реестр юридических лиц.

Заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц.

5. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц допускается только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации юридических лиц.

Отказ в государственной регистрации юридического лица и уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

6. Государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.

7. Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации юридического лица, уклонением от государственной регистрации, включением в единый государственный реестр юридических лиц недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного законом о государственной регистрации юридических лиц, по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

8. Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.

Комментарии к ст. 51 ГК РФ

Государственная регистрация юридических лиц – это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных предусмотренных законодательством сведений о юридических лицах.

Государственная регистрация производится в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”. Осуществление государственной регистрации возложено на органы Федеральной налоговой службы (регистрирующий орган).

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Читайте также:
Как получить статус малоимущей семьи через портал госуслуги в 2022 году

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

– подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

– решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

– учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

– выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;

– документ об уплате государственной пошлины.

Размер государственной пошлины, подлежащей уплате за государственную регистрацию юридического лица, установлен пунктом 1 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ в сумме две тысячи рублей.

Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

– руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

– учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

– руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

– конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

– иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных федеральным законом. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Основанием внесения записи в реестр является принятое регистрирующим органом решение о государственной регистрации.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, сведения, содержащиеся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

Основания отказа в государственной регистрации установлены статьей 23 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”. Таковыми являются:

– непредставление необходимых для государственной регистрации документов;

– представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

– наличие в Едином государственном реестре юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (в этом случае не может быть зарегистрировано новое юридическое лицо, создаваемое в порядке реорганизации юридического лица, в отношении которого осуществляется процедура ликвидации).

Читайте также:
Должны ли отпустить служащего в армии, если у него родился второй ребенок?

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, рассматриваемые в качестве таких оснований.

Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

Как проходит регистрация юридического лица

Государственная регистрация юридического лица – завершающий этап образования юридического лица, а именно внесение сведений о новой организации в единый государственный реестр юридических лиц. Эта процедура нужна для того, чтобы открыть доступ к информации об организации. Заглянув в реестр, любой гражданин сможет получить актуальную информацию о юридическом лице в кратчайший срок, включая изменения. Зарегистрировать юрлицо можно, не прибегая к помощи юриста. Достаточно собрать пакет документов и обратиться в соответствующее ведомство.

Посмотрите пример
документа перед обращением к юристам сайта!

3 Выберите юриста

Выберите юриста, который
предложит самые выгодные
условия, и начните работу!

2 Получите предложения

Заинтересованные юристы
в течение 10-15 минут предложат
вам свои услуги и назовут цены.

1 Заполните заявку

Опишите документ, который вам
нужен. Это бесплатно и займет
не более пяти минут.

Разновидности юридических лиц

Согласно законодательству России, юридическое лицо – это организация, созданная с определенной целью, имеющая в собственности обособленное имущество. Юрлицо может осуществлять имущественные и неимущественные права, а также вправе быть истцом или ответчиком в суде.

К основным признакам юридического объекта можно отнести наличие обособленного имущества и самостоятельное участие в гражданско-правовых отношениях. В соответствии с Гражданским кодексом РФ юридические образования делятся по:

  • цели деятельности, например, получение прибыли;
  • организационно-правовой форме;
  • характеру отношений между юрлицом и его учредителями.

Юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации. Первые являются участниками рынка и осуществляют свою деятельность ради прибыли. Деятельность некоммерческих организаций не имеет отношения к получению прибыли. Классификация как коммерческих, так и некоммерческих юрлиц выглядит следующим образом:

  • хозяйственные товарищества и общества;
  • производственные кооперативы;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • некоммерческие организации.

В свою очередь, основные виды юридических лиц могут делиться на подвиды. Так, существуют следующие хозяйственные товарищества и общества:

  • общества с ограниченной ответственностью (ООО);
  • общества с дополнительной ответственностью;
  • акционерные общества;
  • дочерние и зависимые общества;
  • полные товарищества;
  • товарищества на вере.

Регистрация юридического лица: какие документы подготовить

С апреля 2018 года учредительные документы инспекции выдают в электронном виде. Однако по запросу пользователей в ведомствах выдают и бумажные документы. Если вы решили создать ООО (общество с ограниченной ответственностью), вам нужно будет подготовить следующие документы для государственной регистрации:

  • заявление на регистрацию;
  • решение о создании юридического лица;
  • устав общества;
  • квитанция об уплате государственной пошлины.

Создать ООО можно совместно с другими физическими лицами. В этом случае потребуется более серьезная подготовка и следующие документы:

  • прошение о регистрации;
  • протокол собрания учредителей;
  • договор об учреждении коммерческой организации;
  • устав компании;
  • квитанция об оплате государственной пошлины.

Помимо этого, нужно подготовить документы, которые смогут подтвердить юридический адрес. Если среди учредителей ООО есть иностранцы, нужно будет перевести на русский язык документы, удостоверяющие их личности. Подать обращение на регистрацию юридического объекта вправе как учредитель, так и представитель при наличии нотариальной доверенности.

Порядок государственной регистрации юридического лица

Согласно Гражданскому кодексу РФ, юрлицо начинает существовать на законных основаниях с момента госрегистрации. Получить заветный документ о регистрации реально, пройдя следующие шаги:

  1. Сбор необходимых документов для регистрации. Перечень нужных бумаг установлен Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  2. Выбор налогового органа. Согласно российскому законодательству, обращаться нужно в инспекцию ФНС (Федеральную налоговую службу), расположенную в том же районе, что и юрлицо. Адресом регистрации обычно считают место пребывания руководителя. Это может быть как офис учредителя, так и домашний адрес руководителя компании;
  3. Передача документов в налоговую инспекцию. Делать это позволяют как лично, так и с помощью почты, но при объявлении ценности и с описью вложения.
  4. Получение документов о госрегистрации. Если сотрудники налоговой не найдут нарушений и проблем в заявлении и других документах, то зарегистрируют юрлицо и выдадут необходимую документацию в срок до пяти рабочих дней (обычно это занимает два-три дня).

Как зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью

Количество действий и сложность их исполнения зависит от разновидности юрлица, которое вы хотите зарегистрировать. Например, для регистрации ООО необходимо проделать следующие шаги:

  1. Придумать фирменное название ООО, не противоречащее законодательству. Есть правила, согласно которым аббревиатуры и названия на иностранных языках могут идти лишь в качестве дополнения;
  2. Определить юридический адрес. Чтобы снизить риски получения отказа, используйте сервис проверки адресов массовой регистрации юрлиц;
  3. Выбрать коды ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности), которые описывают деятельность будущей компании. Используйте подборки кодов ОКВЭД по направлениям бизнеса, чтобы ничего не упустить;
  4. Определить сумму уставного капитала. Его минимальный размер – 10000 рублей. Внести уставной капитал возможно в течение четырех месяцев со дня регистрации, но лучше с этим не затягивать;
  5. Оформить протокол собрания об учреждении ООО или же решения учредителей. Найдите образец в интернете, чтобы не допустить ошибок в процессе заполнения бумаг;
  6. Разработать регламент ООО. Можно воспользоваться типовым уставом или разработать свой документ, который учтет специфику и правила конкретной организации;
  7. Заполнить форму Р11001. Образец заявления о госрегистрации несложно найти в интернете;
  8. Оплатить госпошлину. На сегодняшний день регистрация юрлица стоит 4000 рублей. При нескольких учредителях ООО, эту сумму нужно разделить на всех;
  9. Подготовить уведомление о переходе на УСН (упрощенная система налогообложения), если планируете платить налоги по этой схеме;
  10. Проверить документацию и передать ее в ИФНС (инспекция федеральной налоговой службы).
Читайте также:
Сейф для хранения оружия — требования законодательства к конструкции

Где проходит регистрация юридического лица

Регистрация юридических лиц входит в полномочия Федеральной налоговой служба (ФНС). Однако подавать документы разрешено не в любое отделение. Необходимо искать инспекцию, которая находится в том же районе, что и юридическое лицо. Сервис в налоговом органе поможет легко и быстро найти нужное отделение. Введите в специальных полях город, улицу и дом, а через мгновение, узнаете, в какой именно налоговый орган вам стоит обратиться.

Помимо основных документов, сотруднику инспекции нужно предъявить гарантийное письмо на юридический адрес. Письмо должен оформить собственник помещения. Таким образом он подтвердит готовность разместить в своем помещении офис будущей организации. Закон не запрещает оформление юридического лица по домашнему адресу руководителя. Правда, в этом случае учредителю придется доказать, что предпринимательская деятельность не затронет интересы других жильцов.

Размер госпошлины и порядок оплаты

Чтобы подать документы на регистрацию юридического объекта в налоговую инспекцию, нужно заплатить специальный взнос. В случае создания ИП придется заплатить 800₽, при создании ООО – 4000₽. Реквизиты для оплаты возможно получить в налоговой инспекции, а саму оплату необходимо проводить через Сберкассу. Сотрудники ФНС примут ваши документы только с квитанцией о проведенной оплате.С регистрацией юридических лиц связано много заблуждений. Например, регистрировать юрлицо в пенсионном фонде России не нужно, процедура происходит автоматически. Для начала работы предприятия/фирмы достаточно записи налоговой в едином реестре предприятий.

По каким причинам ФНС вправе отказать в регистрации

Налоговый орган вправе отказать в регистрации юридического лица, если найдет подозрительные сведения в документах или выявит нарушения и несоответствия. Чаще всего в регистрации отказывают по следующим причинам:

  • в процессе заполнения документации пропустили некоторые пункты или неправильно их заполнили;
  • в разных частях заявления данные, которые должны быть идентичными, не совпадают;
  • в заявлении есть помарки или исправления;
  • в документах указано имя генерального директора, который присутствует в списке «массовых директоров»;
  • указан адрес, который присутствует в списке адресов массовой регистрации;
  • нарушена форма заявления;
  • устав содержит пункты, противоречащие законодательству;
  • допущена ошибка в подаче документов, например, в пакете отсутствуют некоторые бумаги.

Что выбрать: ИП (индивидуальный предприниматель) или ООО

Индивидуальные предприниматели и общества с ограниченной ответственностью – наиболее популярные формы регистрации юрлиц в РФ. Причем у каждой формы есть как свои минусы, так и плюсы. К особенностям ИП можно отнести:

  • небольшой размер госпошлины – 800₽;
  • прошение не нужно заверять у нотариуса;
  • небольшие штрафы за нарушения законодательства;
  • при обнаружении долгов предприниматель отвечает личным имуществом;
  • разрешено вести упрощенный бухучет;
  • необходимо регулярно платить страховые взносы;
  • открывать расчетный счет не обязательно;
  • для ликвидации достаточно подать заявление в налоговую инспекцию.

Однако далеко не всегда есть возможность выбрать ИП, например, если владельцев бизнеса несколько. Особенности ООО следующие:

  • учредители не отвечают собственным имуществом по долгам фирмы;
  • в обязательном порядке нужно открыть расчетный счет;
  • существенные штрафы за нарушения законодательства;
  • страховые взносы и налоги платятся лишь тогда, когда осуществляется какая-то деятельность;
  • дорогая госрегистрация (минимальный размер капитала – 10000₽, госпошлина – 4000₽);
  • заявление на регистрацию нужно заверять у нотариуса;
  • учредителей бывает несколько;
  • сложная процедура ликвидации лица.

Как выглядит документ, подтверждающий регистрацию

Свидетельство о регистрации – доказательство того, что компания числится в реестре юрлиц (ЕГРЮЛ) или индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Запись подтверждает законное существование компании, а оформляется она на специальном бланке формы Р51001 с водяными знаками. В свидетельстве содержится следующая информация:

  • название фирмы или ФИО предпринимателя;
  • дата регистрации лица;
  • основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
  • название органа, который выдал документ;
  • серия и номер документа.
Читайте также:
Договор на оказание услуг по разработке фирменного стиля организации

Помимо свидетельства предпринимателю дают выписку, где содержится информация о госрегистрации. Эта выписка нужна для открытия расчетного счета в банке.

Ликвидация юрлица

В соответствии с законодательством, ликвидация юрлица – прекращение существования лица и утрата им гражданской правоспособности. Сложность, длительность и продолжительность ликвидации зависит от типа юридического объекта. Например, для закрытия ООО нужно потратить около трех месяцев и выполнить следующие действия:

  1. Принять решение о ликвидации лица и сообщить о начале процедуры. Подобное решение должны принимать все учредители, причем единогласно. Затем нужно передать в налоговую нотариально заверенное уведомление о ликвидации по форме Р15001 и протокол с решением о ликвидации.
  2. Опубликовать сообщение о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации». Делается это после внесения новых данный в ЕГРЮЛ. Помимо этого, ООО обязано уведомить всех кредиторов о прекращении деятельности.
  3. Уведомить регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Не раньше, чем через 60 дней после публикации в «Вестнике государственной регистрации», бухгалтерия должна подготовить промежуточный ликвидационный баланс. Лучше всего подать его на госрегистрацию вместе с уведомлением о ликвидации по форме Р15001.
  4. Сдать ликвидационный баланс ООО и прошение о ликвидации. После внесения в ЕГРЮЛ информации о промежуточном балансе, бухгалтерия составляет ликвидационный баланс. Его-то и нужно подать в ФНС вместе с заявлением о регистрации юридического лица в связи с ликвидацией лица по форме Р16001. Помимо этого, к документам нужно приложить квитанцию об уплате госпошлины в размере 800₽.

Ликвидация юрлица по решению суда

Ликвидация юрлица бывает как добровольной, так и принудительной. По решению суда юридическое лицо ликвидируется, когда, например, были допущены ошибки в процессе создания или изменения этого лица. Чаще всего в принудительном порядке юрлица ликвидируют по следующим причинам:

Государственная регистрация юридического лица: основные правила и моменты

Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании

  1. Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
  2. Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в срок не более чем три рабочих дня со дня представления документов, предусмотренных статьей 12 Федерального закона № 129 ФЗ, в регистрирующий орган.

Документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

  • а) подписанное заявителем заявление ( 692 КB ) о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы (в случае, если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
  • б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • в) учредительные документы юридического лица, за исключением случая, если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом “е” пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 129 ФЗ, в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 Федерального закона № 129 ФЗ, выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы представлены в регистрирующий орган через многофункциональный центр, один экземпляр учредительных документов с отметкой регистрирующего органа направляется этим органом одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 Федерального закона № 129 ФЗ, в многофункциональный центр, который выдает указанный экземпляр учредительных документов одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 Федерального закона № 129 ФЗ, заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, многофункциональному центру. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 Федерального закона № 129 ФЗ, направляет учредительные документы, представленные заявителем в электронной форме и подписанные электронной подписью регистрирующего органа. Экземпляр данных документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте при указании заявителем на необходимость получения и способа получения данных документов при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган. В случае, если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного в соответствии с федеральным законом, сведения об этом указываются в заявлении, предусмотренном подпунктом “а” настоящей статьи;
  • г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;
  • д) документ об уплате государственной пошлины.
Читайте также:
Как подать в суд на страховую компанию по КАСКО в 2022 году

г. Кемерово, ул. 9 Января, 12
Телефоны: 8 (3842) 78-06-06
cpp@csbkem.ru

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт вы даёте согласие на работу с этими файлами.

Образование (учреждение) юридических лиц

1. Образование (учреждение) юридических лиц осуществляется в соответствии с нормами ГК ( ст. ст. 50.1 — 52 ), Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также специальных законов, определяющих правовое положение отдельных видов юридических лиц. При этом образование юридического лица допустимо только в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены ГК для коммерческих ( п. 2 ст. 50 ГК) и для некоммерческих ( п. 3 ст. 50 ГК) организаций.

В зависимости от степени и характера участия органов государственной власти в процедуре образования юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы создания юридических лиц.

1. Явочно-нормативный. С точки зрения данного подхода решение о создании юридического лица принимается его учредителями самостоятельно. При этом уполномоченный государственный орган вправе осуществлять контроль за процессом создания юридического лица через процедуру государственной регистрации факта создания. В законе установлены правила создания, указывается перечень документов, которые следует представить на регистрацию. Нужно соблюсти эти (заранее установленные) требования. И обратиться («явиться») в регистрирующий орган. Требования соблюдены — производится регистрация. Данный порядок в настоящее время преобладает в Российской Федерации.

2. Распорядительный. Юридическое лицо в данном случае возникает на основании распоряжения учредителя (например, уполномоченного государственного органа). Распорядительный порядок применяется при создании унитарных предприятий, учреждений и т.д.

3. Разрешительный. Предполагается, что для создания юридического лица требуется разрешение уполномоченного государственного органа, который осуществляет проверку целесообразности возникновения определенного юридического лица и правомерности процедуры его учреждения. Например, на создание коммерческой организации требуется разрешение антимонопольного органа в случае, если ее уставный капитал оплачивается акциями другой коммерческой организации, суммарная стоимость активов которой превышает 7 млрд. руб. ( п. 4 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции).

2. В процедуре образования юридического лица можно выделить следующие этапы:

1) принятие решения об учреждении юридического лица;

2) государственная регистрация юридического лица.

При создании юридического лица одним лицом решение об учреждении принимается учредителем единолично. В случае если юридическое лицо учреждается несколькими учредителями, решение о его создании должно быть принято единогласно.

В решении об учреждении юридического лица указываются следующие сведения:

— об учреждении юридического лица;

— об утверждении его устава;

— о порядке, размере, способах и сроках образования его имущества;

— об избрании (назначении) его органов;

— о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица и о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица (только для юридических лиц корпоративного типа) ( ст. 50.1 ГК).

3. Принятие решения об учреждении юридического лица сопровождается созданием и утверждением учредительного документа, который определяет его правовое положение.

Учредительным документом юридического лица в соответствии с ГК является устав. Исключением являются хозяйственные товарищества, которые осуществляют свою деятельность на основании учредительного договора, имеющего юридическую силу устава ( абз. 2 п. 1 ст. 52 ГК).

В учредительных документах должны содержаться сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовых форм и видов. Сведения, необходимые для включения в устав юридического лица, таким образом, могут конкретизироваться в соответствии с ГК и иными федеральными законами. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона об акционерных обществах в устав акционерного общества, помимо указанных выше сведений, включаются сведения о правах акционеров, о размере уставного капитала, о размещаемых обществом акциях и др.

Читайте также:
Пособие было рассчитано неправильно: как исправить и доплатить

В уставе некоммерческой организации, а также в уставе унитарного предприятия в силу особого статуса таких юридических лиц должны содержаться сведения о предмете и целях их деятельности. По общему правилу сведения о предмете и целях деятельности коммерческой организации необязательны для включения в ее устав (но могут быть, а иногда должны быть включены).

Юридическое лицо может быть зарегистрировано, если представлен типовой устав. Формы типовых уставов утверждаются уполномоченным государственным органом. При этом сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, должны включаться в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). При использовании юридическим лицом типового устава сведения о наименовании, фирменном наименовании и месте нахождения юридического лица указываются только в ЕГРЮЛ.

Примерами могут служить Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная компания «Российские автомобильные дороги», Агентство по страхованию вкладов, Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» и др. Юридическое лицо считается созданным и приобретает правоспособность со дня занесения данных о нем в ЕГРЮЛ.

4. Государственная регистрация юридического лица осуществляется уполномоченным государственным органом по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а при его отсутствии — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Государственным органом, уполномоченным в области регистрации юридических лиц, являются Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы — в отношении коммерческих организаций. В отношении некоммерческих организаций таким уполномоченным органом выступают Министерство юстиции РФ и его территориальные органы ( ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях); в отношении кредитных организаций — Банк России ( ст. 12 Закона о банках и банковской деятельности).

5. Закон о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливает единый порядок регистрации вне зависимости от вида и организационно-правовой формы юридического лица. Однако федеральными законами устанавливаются особенности регистрации отдельных видов юридических лиц (политических партий, религиозных организаций, банков, страховых организаций и т.д.).

Для регистрации юридического лица в уполномоченный орган подаются документы, исчерпывающим образом определенные законом. Требование государственного органа о представлении иных документов признается незаконным. Документы могут быть поданы как непосредственно в территориальный регистрирующий орган (в том числе посредством электронного документооборота через единый портал государственных и муниципальных услуг), так и через многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с п. 3 ст. 51 ГК до государственной регистрации юридического лица регистрирующий орган обязан проверять сведения, содержащиеся в документах, представленных для регистрации, на предмет их достоверности. Таким образом, проверка документов осуществляется не только по формальному признаку (соответствие закону), но и по содержанию (соответствие действительности). Несоответствие содержащихся в поданных на регистрацию документах сведений действительности должно являться основанием для отказа в регистрации. Например, одним из оснований для отказа в государственной регистрации является наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица ( подп. «р» п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

6. Сведения о вновь созданном юридическом лице заносятся в ЕГРЮЛ, который открыт для всеобщего ознакомления. При этом ГК в п. 2 ст. 51 закрепляет принцип публичной достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, в соответствии с которым лицо, действовавшее в гражданском обороте, полагаясь на данные о своем контрагенте — юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, считается добросовестным. Юридическое лицо по общему правилу не вправе ссылаться на недостоверность таких данных, например на отсутствие полномочий у лица, заключившего сделку от имени юридического лица и значащегося в реестре в качестве единоличного исполнительного органа.

Юридическое лицо освобождается от ответственности перед контрагентом за недостоверность или недостаточность сведений, включенных в реестр, в случаях, если: 1) контрагент заведомо знал или должен был знать о недостоверности сведений; 2) недостоверные сведения включены в реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица, например в результате недобросовестного поведения должностных лиц регистрирующих органов.

Закон о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица (п. 1 ст. 23) . Отказ в государственной регистрации может быть оспорен в судебном порядке.

Читайте также:
Как получить водительские права для граждан Узбекистана в России в 2022 году

Создание юридических лиц: способы и порядок. Государственная регистрация юридических лиц

Законодательству известно несколько способов (порядков) созда­ния юридических лиц:

  1. Явочно-нормативный (или нормативно-явочный, иногда называемый также заявительным либо регистрационным ), он исключает необходимость получения предвари­тельного разрешения органов публичной власти на создание юриди­ческого лица.
  2. Разрешительный порядок (связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти на создание со­ответствующего юридического лица, что обычно служит общим инте­ресам всех участников оборота, например, в таком порядке создаются коммерче­ские банки, поскольку их деятельность связана с оказанием финансо­вых услуг неограниченному кругу потребителей и аккумулированием значительных денежных средств).

Некоторые авторы также выделяют распорядительный способ создания юридического лица (см., напр., Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 1. 2-е изд. перераб. и доп.– М.: Статут, 2017. – 511 с. С.130.). Юридическое лицо в данном случае возникает на основании распоряжения учредителя (например, уполномоченного государственного органа). Распорядительный порядок применяется при создании унитарных предприятий, учреждений и т.д.

С выделением указанного способа создания юридического лица вряд ли можно согласиться , так как отграничение явочно-нормативного и разрешительного способов осуществляется по критерию необходимости получения предвари­тельного разрешения органов публичной власти , а распорядительный способ выделяется на основании наличия (либо отсутствия) внутреннего распоряжения учредителя.

В качестве учредителей юридического лица могут выступать:

  • их пер­воначальные участники (члены) (например, в хозяйственных обществах и това­риществах, кооперативах, ассоциациях, общественных и религиозных организациях);
  • собственник их имущества или уполномоченный им орган (при создании унитарных предприятий и учреждений);
  • иные лица, вносящие в них имущественные вклады, хотя и не при­нимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учре­дители фондов).

Всякое юридическое лицо (в отличие от гражданина) возникает в результате осуществления юридических процедур, общий смысл которых сводится к двум основным этапам.

Этапы образования (создания) юридического лица:
  1. принятие решения об учреждении юридического лица (включая подготовку учредительных документов в письменной форме и их представление заинтересованными лицами в регистрирующий орган);
  2. государственная регистрация юридического лица (ст. 51, 52 ГК).

Редакция и смысл положения абз. 1 п. 1 ст. 52 ГК (с учетом абз. 3 п. 1 ст. 52) позволяет сделать вывод, что по общему правилу юридические лица действуют:

  • на основании устава ;
  • на основании учредительного договора (хозяйственное товарищество);
  • на основании федерального закона (государственная корпорация).

Государственная регистрация юридических лиц

Замечание: Ниже представлено лишь правовое значение государственной регистрации юридических лиц (в т.ч. и ООО). При необходимости ознакомления с ньюансами поэтапного порядка действий при регистрации ООО можно порекомендовать сайт “Мой бизнес”

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 1 ФЗ Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”).

Юридическое лицо считается созданным с момен­та его государственной регистрации (п. 8 ст. 51 ГК РФ). С этой же даты воз­никает и правоспособность юридического лица. Данная регистрация осуществляется налоговыми органа­ми в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.

  • его постоянно действующего исполнительного органа;
  • в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Государственной ре­гистрации также подлежат все изменения его статуса :

  • состав учреди­телей или участников;
  • состав органов юридического лица;
  • изменение предмета его деятельности, места нахождения, размера уставного капи­тала и т.д.

Для регистрации предоставляются документы, исчерпывающим об­разом перечисленные в законе о государственной регистрации юриди­ческих лиц. Требовать предоставления иных документов закон запре­щает.

Регистрация должна проводиться в срок не более пяти рабочих дней с момента представления документов в регистрирующий орган (ст. 8 ФЗ). Отказ в государственной регистрации юридического лица возможен только по мотивам непредставления необходимых для регистрации документов или представления их в ненадлежащий регистрирующий орган, но не по иным основаниям, например из-за «отсутствия целе­сообразности».

Решение об отказе в государственной регист­рации может быть обжаловано в судебном порядке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: