ФЗ №86 от 10.07.2002 «О Центральном банке Российской Федерации »: последние изменения и дополнения

Федеральный закон № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» – основной документ, регулирующий деятельность ЦБ РФ.

Глава 1 закона определяет статус Центрального банка. В ней говорится, что Центробанк – самостоятельное юридическое лицо, его уставный капитал является федеральной собственностью, при этом он не отвечает по долгам государства. Цель создания Банка России – защита и сохранение устойчивости рубля, развитие, укрепление, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной и банковской систем.

В этой же главе описаны функции Банка России по эмиссии денег, организации денежного обращения. ЦБ контролирует банковскую систему и сам выполняет функции банка по отношению к бюджету РФ и бюджетным организациям. Кроме того, регулятор управляет валютными резервами страны, осуществляет валютный контроль, а также участвует в международных организациях и проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации.

За свою деятельность Банк России отчитывается перед Федеральным собранием Государственной думы.

В главе 2 определен уставный капитал Центрального банка в размере 3 млрд рублей.

Глава 3 – об органах управления Банка России – Национальном банковском совете, председателе банка, совете директоров – и их функциях.

Глава 4 – о взаимоотношениях Центрального банка и государства. В ней, в частности, говорится о том, что банк участвует в рамках своей компетенции в разработке государственной политики. При этом вводятся юридические ограничения на финансирование банком федерального правительства.

Глава 5 обязывает Банк России ежегодно отчитываться о своей деятельности перед Государственной думой и перечислять 50% полученной прибыли в федеральный бюджет.

Глава 6 посвящена наличному денежному обращению на территории России и определяет роль ЦБ как эмиссионного банка, имеющего исключительное право на выпуск наличных денег. На основании этой части закона Банк России организует, контролирует и регулирует правила кассовых операций.

Глава 7 рассказывает о роли Банка России в кредитно-денежной политике. ЦБ устанавливает процентные ставки по своим операциям, нормативы обязательных резервов, депонируемых банками, а также проводит операции на открытом рынке и рефинансирует кредитные организации. Кроме того, регулятору предоставлено право проводить валютные интервенции, устанавливать ориентиры роста денежной массы, вводить прямые количественные ограничения и эмитировать облигации от своего имени. При этом он ежегодно представляет в Государственную думу основные направления единой государственной денежно-кредитной политики – сначала в виде проекта, а потом в форме окончательного документа.

Согласно главе 8, ЦБ имеет право сам осуществлять банковские операции как кредитное учреждение, в том числе предоставлять кредиты, покупать и продавать ценные бумаги, драгоценные металлы, валюту, проводить расчетно-кассовое обслуживание, выдавать поручительства и банковские гарантии. При этом ЦБ выступает банком только по отношению к организациям, имеющим банковскую лицензию, или к государственным органам.

Глава 9 регулирует международную и внешнеэкономическую деятельность Банка России. Он уполномочен представлять интересы России во взаимоотношениях с центральными банками других стран. Здесь же определена его роль как организации, отвечающей за валютный контроль.

Глава 10 наделяет Банк России правом осуществления банковского регулирования и надзора с целью поддержания стабильности финансовой системы страны, в том числе правом регистрации кредитных организаций, установления нормативов и последующего контроля за их соблюдением. Здесь же предусмотрены санкции за нарушения банковского законодательства, процедура отзыва лицензии.

В главе 11 говорится о взаимоотношениях Центробанка с финансовыми учреждениями, их ассоциациями и союзами. В ней также закреплена норма, согласно которой Банк России не отвечает по долгам других банков, а другие кредитные организации – по задолженности Банка России.

Глава 12 возлагает на ЦБ функции организации и контроля безналичных расчетов и наделяет его правом лицензирования этого вида деятельности.

Глава 13 определяет структуру Центрального банка, куда входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации.

В главе 14 говорится о статусе служащих Банка России, которым запрещено совместительство, работа в других кредитных учреждениях, а также совершение иных действий, которые могли бы привести к конфликту интересов.

Глава 15 обязывает Центробанк ежегодно проходить аудиторскую проверку.

Глава 16 – заключительная. В ней указано о необходимости приведения других законов в соответствие с данным. Определено, что Счетная палата РФ может проверять деятельность ЦБ исключительно в случае принятия решения о такой проверке Национальным банковским комитетом. Кроме того, в этом разделе отменяется ряд законов и нормативных актов как утративших силу.

Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ

Статья 1. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Местонахождение центральных органов Банка России – город Москва.

Статья 2. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Читайте также:
Как открыть страховую компанию, агентство, брокерский бизнес

Статья 3. Целями деятельности Банка России являются:

защита и обеспечение устойчивости рубля;

развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; (В редакции Федерального закона от 27.06.2011 № 162-ФЗ)

развитие финансового рынка Российской Федерации; (Абзац введен – Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации. (Абзац введен – Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Статья 4. Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

11) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации; (Пункт введен – Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

21) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака; (Пункт введен – Федеральный закон от 12.06.2006 № 85-ФЗ)

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

41) осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе; (Пункт введен – Федеральный закон от 27.06.2011 № 162-ФЗ)

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 24.02.2021 № 20-ФЗ)

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

81) принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов; (Пункт введен – Федеральный закон от 28.12.2013 № 410-ФЗ)

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее – банковский надзор);

91) осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами; (Пункт введен – Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

92) осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке в соответствии с федеральными законами; (Пункт введен – Федеральный закон от 02.07.2021 № 359-ФЗ, вступает в силу с 1 января 2022 года)

10) осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

101) осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах; (Пункт введен – Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

102) осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах; (Пункт введен – Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14) утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

141) утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения; (Пункт введен – Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ) (Утратит силу с 1 января 2022 года – Федеральный закон от 02.07.2021 № 359-ФЗ)

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 28.03.2017 № 38-ФЗ)

161) принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации; (Пункт введен – Федеральный закон от 19.10.2011 № 285-ФЗ)

162) организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж; (Пункт введен – Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ; в редакции Федерального закона от 28.03.2017 № 38-ФЗ)

163) для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, формы федерального статистического наблюдения и порядок составления и предоставления респондентами первичных статистических данных по этим формам; (Пункт введен – Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ; в редакции федеральных законов от 28.03.2017 № 38-ФЗ; от 18.07.2019 № 190-ФЗ)

17) (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 21.11.2011 № 327-ФЗ)

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

181) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом; (Пункт введен – Федеральный закон от 29.07.2004 № 97-ФЗ; в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 322-ФЗ)

182) является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом; (Пункт введен – Федеральный закон от 03.11.2010 № 291-ФЗ)

Читайте также:
Можно ли строить на землях сельскохозяйственного назначения дом или использовать для дачного строительства в 2022

183) осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком; (Пункт введен – Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

184) осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению; (Пункт введен – Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

185) организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям (далее – финансовые сообщения); (Пункт введен – Федеральный закон от 29.06.2015 № 210-ФЗ)

186) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации реализует мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации; (Пункт введен – Федеральный закон от 03.04.2020 № 106-ФЗ)

187) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику по обеспечению доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации; (Пункт введен – Федеральный закон от 03.04.2020 № 106-ФЗ)

19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Статья 41. Банк России при осуществлении функций, предусмотренных федеральными законами, обязан разрабатывать и реализовывать политику по предотвращению, выявлению и управлению конфликтами интересов.

(Статья введена – Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

Статья 5. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;

назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России (далее – Совет директоров) по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации;

направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;

рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;

принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального финансового совета; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;

заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

Банк России представляет в Государственную Думу и Президенту Российской Федерации информацию в порядке, установленном федеральными законами.

Статья 6. Банк России вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды.

Статья 61. Банк России вправе обращаться в суд с административными исковыми заявлениями о признании размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети “Интернет”, информации, указанной в части пятнадцатой статьи 30 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”, части 11 статьи 27 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ “О национальной платежной системе” или пункте 62 статьи 51 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

(Статья введена – Федеральный закон от 01.07.2021 № 250-ФЗ)

Статья 62. Председатель Банка России или его заместители вправе направить в Генеральную прокуратуру Российской Федерации уведомление о распространении в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети “Интернет”:

1) информации о возможности получения банковских услуг, страховых услуг, услуг на рынке ценных бумаг, а также услуг, связанных с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения на финансовом рынке, и содержащей сведения о получении указанных услуг со стороны лиц, не имеющих права на их оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) информации, побуждающей к участию в деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества физических лиц и (или) юридических лиц, при которой выплата дохода и (или) предоставление иной выгоды лицам, чьи денежные средства и (или) иное имущество привлечены ранее, осуществляются за счет привлеченных денежных средств и (или) иного имущества иных физических лиц и (или) юридических лиц при отсутствии инвестиционной и (или) иной законной предпринимательской или иной деятельности, которая связана с использованием привлеченных денежных средств и (или) иного имущества и за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность.

(Статья введена – Федеральный закон от 01.07.2021 № 250-ФЗ)

Статья 7. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно.

Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев, установленных Советом директоров, и за исключением нормативных актов Банка России, указанных в части пятой настоящей статьи. Официальным опубликованием нормативного акта Банка России считается первая публикация его полного текста в официальном издании Банка России – “Вестнике Банка России” или первое размещение (опубликование) на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (www.cbr.ru). Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы. (В редакции Федеральных законов от 30.12.2015 № 426-ФЗ; от 07.03.2018 № 53-ФЗ)

Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ)

Читайте также:
Порядок проведения предварительного судебного заседания в гражданском процессе

Не подлежат государственной регистрации и вступают в силу в соответствии с предусмотренным в них порядком нормативные акты Банка России, устанавливающие: (В редакции Федерального закона от 07.03.2018 № 53-ФЗ)

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 07.03.2018 № 53-ФЗ)

изменение процентных ставок;

размер обязательных резервных требований (нормативы обязательных резервов, коэффициент усреднения обязательных резервов); (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 218-ФЗ)

размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп, а также для некредитных финансовых организаций в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

прямые количественные ограничения;

отраслевые стандарты бухгалтерского учета для Банка России, план счетов бухгалтерского учета для Банка России и порядок его применения; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”

(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 № 5-ФЗ, от 23.12.2003 № 180-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 29.07.2004 № 97-ФЗ, от 18.06.2005 № 61-ФЗ, от 18.07.2005 № 90-ФЗ, от 03.05.2006 № 60-ФЗ, от 12.06.2006 № 85-ФЗ, от 29.12.2006 № 246-ФЗ, от 29.12.2006 № 247-ФЗ, от 02.03.2007 № 24-ФЗ, от 26.04.2007 № 63-ФЗ, от 13.10.2008 № 171-ФЗ, от 13.10.2008 № 174-ФЗ, от 27.10.2008 № 176-ФЗ, от 25.12.2008 № 274-ФЗ, от 25.12.2008 № 276-ФЗ, от 30.12.2008 № 317-ФЗ, от 19.07.2009 № 192-ФЗ, от 25.11.2009 № 281-ФЗ, от 03.11.2010 № 291-ФЗ, от 07.02.2011 № 10-ФЗ, от 27.06.2011 № 162-ФЗ, от 19.10.2011 № 285-ФЗ, от 21.11.2011 № 327-ФЗ, от 03.12.2012 № 231-ФЗ, от 25.12.2012 № 266-ФЗ, от 29.12.2012 № 282-ФЗ, от 14.03.2013 № 29-ФЗ, от 05.04.2013 № 41-ФЗ, от 07.05.2013 № 102-ФЗ, от 02.07.2013 № 146-ФЗ, от 02.07.2013 № 184-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 251-ФЗ, от 02.12.2013 № 335-ФЗ, от 21.12.2013 № 375-ФЗ, от 21.12.2013 № 379-ФЗ, от 28.12.2013 № 410-ФЗ, от 05.05.2014 № 106-ФЗ, от 05.05.2014 № 112-ФЗ, от 01.07.2014 № 202-ФЗ, от 21.07.2014 № 218-ФЗ, от 04.10.2014 № 287-ФЗ, от 04.11.2014 № 344-ФЗ, от 22.12.2014 № 432-ФЗ, от 29.12.2014 № 451-ФЗ, от 29.12.2014 № 484-ФЗ, от 29.06.2015 № 167-ФЗ, от 29.06.2015 № 210-ФЗ, от 13.07.2015 № 222-ФЗ, от 13.07.2015 № 231-ФЗ, от 05.10.2015 № 285-ФЗ, от 29.12.2015 № 403-ФЗ, от 30.12.2015 № 426-ФЗ, от 30.12.2015 № 430-ФЗ, от 03.07.2016 № 292-ФЗ, от 03.07.2016 № 340-ФЗ, от 03.07.2016 № 362-ФЗ, от 28.12.2016 № 505-ФЗ, от 28.03.2017 № 38-ФЗ, от 01.05.2017 № 84-ФЗ, от 01.05.2017 № 92-ФЗ, от 18.07.2017 № 176-ФЗ, от 29.07.2017 № 281-ФЗ, от 05.12.2017 № 391-ФЗ, от 31.12.2017 № 482-ФЗ, от 19.02.2018 № 29-ФЗ, от 07.03.2018 № 49-ФЗ, от 07.03.2018 № 53-ФЗ, от 23.04.2018 № 87-ФЗ,от 04.06.2018 № 133-ФЗ, от 27.06.2018 № 167-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 23.12.2003 № 177-ФЗ, от 23.12.2003 № 186-ФЗ, от 23.12.2004 № 173-ФЗ, от 27.10.2008 № 175-ФЗ, от 18.07.2009 № 181-ФЗ, от 22.09.2009 № 218-ФЗ, от 30.09.2010 № 245-ФЗ (ред. 06.10.2011), от 28.11.2015 № 333-ФЗ)

[Извлечение]

Статья 1

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Статья 4

Банк России выполняет следующие функции:
[…]
4.1) осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;
[…]
9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее – банковский надзор);
9.1) осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;
[…]
10.1) осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;
10.2) осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
[…]
18.3) осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
[…]

Статья 51

Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.

Банк России вправе обратиться в центральный банк и (или) иной орган надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, с запросом о предоставлении информации и (или) документов, в том числе содержащих сведения, составляющие банковскую тайну, которые получены ими от кредитных организаций, банковских групп, банковских холдингов и иных объединений с участием кредитных организаций в ходе исполнения ими надзорных функций, включая проведение проверок их деятельности. В отношении информации и (или) документов, которые получены от центрального банка и (или) иного органа надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, Банк России обязан соблюдать требования к раскрытию информации и предоставлению документов, установленные законодательством Российской Федерации, с учетом требований, установленных законодательством иностранного государства. Информация и (или) документы, полученные Банком России от центрального банка и (или) иного органа надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, могут быть предоставлены третьим лицам, в том числе правоохранительным органам, только с согласия предоставивших такую информацию центрального банка и (или) иного органа надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, или суду на основании судебного решения, вынесенного при производстве по уголовному делу.

Банк России вправе предоставить центральному банку и (или) иному органу надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, необходимые им для осуществления банковского надзора информацию и (или) документы, в том числе содержащие сведения, составляющие банковскую тайну, которые получены от кредитных организаций, банковских групп, банковских холдингов и иных объединений с участием кредитных организаций в ходе исполнения им надзорных функций, включая проведение проверок их деятельности, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Читайте также:
Договор аренды здания

Банк России вправе предоставить центральному банку и (или) иному органу иностранного государства, в функции которого входит урегулирование несостоятельности организаций, являющихся головными организациями банковской группы (банковского холдинга) и иных объединений с участием кредитных организаций, сведения, содержащиеся в представленных в Банк России планах восстановления финансовой устойчивости кредитных организаций – участников таких банковских групп (банковских холдингов) и иных объединений с участием кредитных организаций, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Указанные в настоящей статье информация (сведения) и (или) документы предоставляются Банком России центральному банку, и (или) иному органу надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, и (или) иному органу иностранного государства, в функции которого входит урегулирование несостоятельности организаций, при условии, что законодательством иностранного государства предусмотрен уровень защиты (соблюдения конфиденциальности) предоставляемых Банком России информации (сведений) и (или) документов не меньший, чем уровень защиты (соблюдения конфиденциальности) предоставляемой информации (сведений) и (или) документов, предусмотренный законодательством Российской Федерации, а в случае, если отношения по обмену информацией (сведениями) и (или) документами регулируются международными договорами, – в соответствии с условиями таких договоров и при условии их непредоставления третьим лицам, в том числе правоохранительным органам, без предварительного письменного согласия Банка России, за исключением случаев предоставления такой информации суду по уголовному делу.

Статья 51.1

Банк России вправе обратиться к иностранному регулятору финансового рынка с запросом о предоставлении информации и (или) документов, в том числе конфиденциальных, включая содержащие сведения, составляющие банковскую тайну.

Банк России обменивается информацией и (или) документами, в том числе конфиденциальными, включая содержащие сведения, составляющие банковскую тайну (далее – конфиденциальная информация), с иностранным регулятором финансового рынка на основании и в соответствии с:
1) Многосторонним меморандумом о взаимопонимании в отношении консультаций и взаимодействия и обмена информацией Международной организации комиссий по ценным бумагам, Многосторонним меморандумом о взаимопонимании по сотрудничеству и обмену информацией Международной ассоциации органов страхового надзора;
2) международным договором Российской Федерации;
3) двусторонним соглашением с иностранным регулятором финансового рынка, предусматривающим обмен информацией, если законодательством соответствующего иностранного государства предусмотрен не меньший уровень защиты предоставляемой информации, чем уровень защиты информации, предусмотренный законодательством Российской Федерации.

В отношении конфиденциальной информации, полученной от иностранного регулятора финансового рынка, Банк России обязан соблюдать требования к раскрытию конфиденциальной информации, установленные законодательством Российской Федерации, с учетом порядка, предусмотренного частью второй настоящей статьи.

Конфиденциальная информация, полученная Банком России от иностранного регулятора финансового рынка, может быть предоставлена третьим лицам только с согласия такого регулятора, за исключением случаев предоставления указанной конфиденциальной информации суду на основании судебного решения, вынесенного при производстве по уголовному делу.

При получении Банком России мотивированного запроса иностранного регулятора финансового рынка в порядке, предусмотренном соглашениями, указанными в части второй настоящей статьи, Банк России на основании решения Комитета финансового надзора направляет требование о предоставлении такой информации. Требование Банка России о предоставлении информации не может содержать цели получения указанной информации.

Банк России на основании решения Совета директоров вправе предоставить иностранному регулятору финансового рынка конфиденциальную информацию об операциях и (или) о сделках при наличии мотивированного запроса иностранного регулятора финансового рынка в случаях, предусмотренных соглашениями, указанными в части второй настоящей статьи, а также о лицах, совершивших указанные операции и (или) сделки, и (или) выгодоприобретателях по указанным операциям и (или) сделкам, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Указанная конфиденциальная информация предоставляется Банком России иностранному регулятору финансового рынка при условии, что законодательством соответствующего иностранного государства предусмотрен не меньший уровень защиты предоставляемой информации, чем уровень защиты информации, предусмотренный законодательством Российской Федерации, а также при условии непредоставления конфиденциальной информации иностранным регулятором финансового рынка третьим лицам, в том числе правоохранительным органам, без предварительного письменного согласия Банка России, за исключением случаев предоставления такой конфиденциальной информации суду на основании судебного решения, вынесенного при производстве по уголовному делу.

Статья 57.4.

Банк России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, устанавливает обязательные для кредитных организаций требования к обеспечению защиты информации при осуществлении банковской деятельности в целях противодействия осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента, за исключением требований к обеспечению защиты информации, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Статья 61.1

Банк России в целях реализации контрольных и надзорных функций в устанавливаемом им порядке осуществляет действия по обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом «О персональных данных», а также проводит проверку персональных данных:
1) членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации;
2) кандидатов на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации;
3) лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, приобретающего более 10 процентов (владеющего более 10 процентами) акций (долей) кредитной организации, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную (направленные) на установление контроля (осуществляющего контроль) в отношении акционеров (участников) кредитной организации;
4) иных работников кредитной организации, физических лиц – учредителей (участников) кредитных организаций, физических лиц – приобретателей акций (долей) кредитных организаций, физических лиц, совершающих сделку (сделки), направленную (направленные) на установление контроля (осуществляющих контроль) в отношении акционеров (участников) кредитной организации, физических лиц – аффилированных лиц кредитных организаций, иных физических лиц, в отношении которых Банк России получает персональные данные в рамках реализации возложенных на него функций.

Читайте также:
Нужно ли составлять дополнительное соглашение при индексации заработной платы и как его оформить?

Для обработки персональных данных в указанных в части первой настоящей статьи целях используются сведения, полученные Банком России в ходе осуществления им контрольных и надзорных функций (в том числе выявленные в ходе проверок кредитных организаций (их подразделений), аудиторскими организациями в ходе проверок кредитных организаций (их подразделений), информация временных администраций по управлению кредитными организациями, конкурсных управляющих (ликвидаторов) и их уполномоченных представителей, иные документально подтвержденные сведения.

Для обработки персональных данных в указанных в части первой настоящей статьи целях Банк России вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц информацию, необходимую для оценки деловой репутации указанных в настоящей статье лиц, в соответствии с критериями, установленными статьей 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Банк России вправе включать в публикуемую сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской Федерации фамилии, имена, отчества, наименования должностей, даты рождения, сведения об образовании, опыте работы за последние пять лет единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации.

Статья 62.1

Банк России устанавливает для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, предусмотренных пунктом 1 части третьей статьи 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», следующие обязательные нормативы:
[…]
Порядок и формы представления отчетности небанковскими кредитными организациями, имеющими право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, устанавливаются нормативными актами Банка России. Правительство Российской Федерации вправе определить случаи, при которых указанные в настоящей части небанковские кредитные организации вправе не осуществлять раскрытие и (или) осуществлять в ограниченном составе и объеме раскрытие неограниченному кругу лиц информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых они находятся, подлежащей раскрытию в соответствии с требованиями настоящей части, а также лиц, в отношении которых такие небанковские кредитные организации вправе не осуществлять раскрытие и (или) осуществлять в ограниченном составе и объеме раскрытие указанной информации.
[…]

Статья 76.4-1

Банк России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, устанавливает обязательные для некредитных финансовых организаций требования к обеспечению защиты информации при осуществлении деятельности в сфере финансовых рынков, предусмотренной частью первой статьи 76.1 настоящего Федерального закона, в целях противодействия осуществлению незаконных финансовых операций, за исключением требований к обеспечению защиты информации, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.».

Статья 76.7

Банк России в установленном им порядке ведет базы данных о некредитных финансовых организациях, об их должностных лицах и иных лицах, в отношении которых получает персональные данные, в рамках реализации возложенных на него функций.

Банк России в установленном им порядке вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе от федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и иных лиц необходимую информацию, в отношении которой установлены требования, обеспечивающие ее конфиденциальность, в том числе информацию, содержащую персональные данные и касающуюся деятельности некредитных финансовых организаций (их руководителей, учредителей (участников), и в установленном им порядке осуществлять действия по обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», и проводить проверку достоверности указанных данных.

Лицо вправе направить в Банк России запрос о предоставлении информации о наличии (отсутствии) сведений о нем в указанных базах данных. Форма запроса, перечень прилагаемых к нему документов и сведений и порядок их направления устанавливаются Банком России. Банк России в течение семи рабочих дней со дня получения данного запроса рассматривает его и направляет ответ, содержащий запрашиваемую информацию, в установленном им порядке.

Статья 90

[…]
Гражданам, занимавшим должности, перечень которых утвержден Советом директоров, после увольнения из Банка России запрещается:
1) занимать в течение двух лет в кредитных организациях или организациях, осуществляющих деятельность в сфере финансовых рынков, должности руководителей, перечень которых указан в статье 60 настоящего Федерального закона, если отдельные функции надзора или контроля за такими организациями непосредственно входили в их служебные обязанности, без согласия Совета директоров, которое дается в порядке, устанавливаемом Советом директоров;
2) занимать в течение двух лет в некредитных финансовых организациях должности руководителей, перечень которых установлен Советом директоров, если отдельные функции надзора или контроля за такими организациями непосредственно входили в их служебные обязанности, без согласия Совета директоров, которое дается в порядке, устанавливаемом Советом директоров;
3) разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие им известными в связи с исполнением служебных обязанностей.
[…]

Глава I. Общие положения

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Статья 2. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Читайте также:
Что делать, если страховой полис ОСАГО не покрывает ущерб?

Статья 3. Целями деятельности Банка России являются:

Статья 4. Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

1.1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее – банковский надзор);

9.1) осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;

10) осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;

10.1) осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;

10.2) осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14) утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

16.1) принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;

16.2) осуществляет официальный статистический учет прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж в соответствии с законодательством Российской Федерации;

16.3) самостоятельно формирует статистическую методологию прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж, перечень респондентов, утверждает порядок предоставления ими первичных статистических данных о прямых инвестициях, включая формы федерального статистического наблюдения;

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

18.2) является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

18.3) осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

18.4) осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;

86 фз о центральном банке рф с последними изменениями

Последние изменения в 86 федеральном законе произошли 18 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 176. Согласно этим изменениям, в первой части 18 статьи был добавлен пункт 17.5. Была добавлена еще одна функция работы Совета Директоров, они планируют и устанавливают категории и списки рейтинговых агентств, регулируют уровни рейтингов и особенности их применения.

В статье 3 описаны цели и задачи Банка России. Среди них:

  • Защита национальной денежной валюты, обеспечение ее устойчивости;
  • Реализация всех возможных мер для стабильности рынка Российской Федерации;
  • Планирование и организация способов развития всей банковской системы России и ее укрепления;
  • Планирование и организация способов развития финансового рынка;
  • Обеспечение роста и развития национальной платежной системы;
  • Обеспечение экономической стабильности.

Функции ЦБ РФ перечислены в ст. 4 ФЗ о Центральном Банке. Среди этих функций:

  • Сотрудничество с Правительством РФ для создания единой гос. денежной политики;
  • Проведение анализа и статистики экономического рынка России, а затем опубликование информации в открытом доступе;
  • Совершает эмиссию денежных средств и наличное денежное обращение;
  • Совместно с государством разрабатывает прогнозы балансов Российской Федерации;
  • Рефинансирует кредитные организации;
  • Разрабатывает официальные курсы валют по отношению к национальной валюте и публикует информацию открыто для всех;
  • Планирует и реализует правила расчетов по всей территории РФ;
  • Устанавливает отраслевые стандарты для всех финансовых организаций;
  • Устанавливает систему и процедуру банковских операций;
  • Планирует способы и процедуры расчета Российской Федерации с другими странами;
  • Обслуживает все уровни бюджетной системы России;
  • Регулирует и организует валютный контроль;
  • Управляет и контролирует фонды золота;
  • Выполняет все обязательные операции и сделки;
  • Выдает финансовым организациям лицензии, регистрирует их, приостанавливает их работу;
  • Регистрирует эмиссионные бумаги и контролирует их выпуск.
Читайте также:
Какая рентабельность считается нормальной: правила расчета и определения

В 74 ст. 86 ФЗ дан список нарушений для финансовых или кредитных организаций, которые понесут ответственность в виде штрафа, лишения лицензии и т. д. Согласно Федеральному закону о ЦБ РФ, Банк России предоставляет нарушителям определенный срок для устранения нарушений. В случае, если нарушения за этот срок не были устранены, организация или ее руководители понесут ответственность. ЦБ РФ может взыскать штраф с организации, но денежная сумма не должна превышать одного процента от минимальной суммы уставного капитала. Кроме этого Банк России может снизить или ограничить процентную ставку на операции организации-нарушителя. ЦБ имеет право на требование замены участников, введение временной администрации, запрет на реорганизацию, запрет на проведение определенных банковских сделок, потребовать осуществить определенные мероприятия для нормализации финансовой стороны.

Скачать текст действующей редакции закона

Закон РФ «О центральном банке» принят государством для контроля и регулирования деятельности главной финансовой организации страны. При помощи этого закона граждане могут понять и определить границы полномочий сотрудников банка, юридические лица и индивидуальные предприниматели могут проверить нюансы и подробности кредитных отношений и т. д. Для изучения особенностей и подробностей, во избежание ошибок, рекомендуется прочесть этот закон.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 86-ФЗ “О внесении изменений в статьи 2 и 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (документ не вступил в силу)

Принят Государственной Думой 17 марта 2021 года

Одобрен Советом Федерации 31 марта 2021 года

Внести в Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4571; 2012, N 53, ст. 7649; 2013, N 52, ст. 6961; 2014, N 11, ст. 1091; 2015, N 27, ст. 3947; 2016, N 15, ст. 2066; N 27, ст. 4169; 2018, N 1, ст. 65, 89; 2019, N 31, ст. 4422; 2020, N 17, ст. 2702; N 52, ст. 8598; Российская газета, 2021, 26 февраля) следующие изменения:

1) часть 2 статьи 2 после слов «в том числе» дополнить словами «порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее — формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора,»;

а) в пункте 5 части 9 слова «(цена лота)» и слова «, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора,» исключить;

в пункте 5 слова «(цена лота)» и слова «, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора,» исключить;

в пункте 7 слова «порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов» заменить словами «обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах».

Положения о закупках должны быть приведены в соответствие с требованиями части 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции настоящего Федерального закона), утверждены и размещены в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — единая информационная система) не позднее чем в течение девяноста дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Положения о закупках, которые не соответствуют требованиям части 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции настоящего Федерального закона), по истечении девяноста дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона считаются не размещенными в единой информационной системе. Закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в единой информационной системе либо приглашения принять участие в которых были направлены до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с требованиями части 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции настоящего Федерального закона), но не позднее девяноста дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения либо направления такого приглашения.

Президент Российской Федерации В. Путин

5 апреля 2021 года

Общие положения 86 ФЗ

Закон о Центральном Банке РФ был принят Государственной Думой 27 июня 2002 года. Последние изменения в него были внесены 18 июля 2017 года. ФЗ о ЦБР имеет 16 глав и 99 статей. Цель закона — описание и контроль деятельности ЦБ Российской Федерации, регулирование правоотношений между банком, сотрудниками, гражданами и государством. Отчет за свою деятельность Центральный Банк предоставляет Государственной Думе ФС РФ. Согласно описываемому Федеральному закону, Банку России предоставляются полномочия на решение определенных вопросов, при помощи издания и оформления инструкций, актов, нормативов и положений.

Краткое содержание закона о Банке России в действующей редакции:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Действия ЦБ РФ контролируются не только настоящим законом, но и Конституцией Российской Федерации. В этой главе описаны функции, полномочия, права и обязанности, нормы создания положений и актов, доли и уставной капитал Банка;
  • Во второй главе написано, что Банк России имеет уставной капитал в размере трех миллиардов рублей. Оформлена информация о доходах и расходах;
  • В главе номер три описан Национальный финансовый совет, дан список его членов и полномочий. Оформлены права и обязанности Председателя Центрального Банка, который назначается Государственной Думой. Дано описание полномочий и список членов Совета директоров. Сроки заседаний и вопросы, обсуждающиеся на заседаниях. Описание деятельности Совета директоров, запреты и предписания, полномочия и функции Председателя ЦБ РФ;
  • В четвертой гл. описаны правоотношения между Банком России и другими органами государственной власти. Банк участвует в проектах других организаций для эффективной реализации своих функций. Существуют определенные ограничения, как запрет на выдачу кредитов Правительству РФ. Написано также, что в Банке хранятся денежные средства из федерального бюджета;
  • В гл. пять описаны сроки периода отчета, способы и реализация отчетности и куда предоставляется информация. Ее гласность, открытость и проценты перечислений;
  • В шестой описана национальная валюта Российской Федерации. Официальная валюта России — рубль;
  • В седьмой дан список принципов политики Банка. Он обязан регулировать количество выдаваемых кредитов. Совет директоров устанавливает нормы и количества, а также обязательства по резервам. В этой главе описаны принципы создания и использования этих финансовых резервов;
  • В восьмой главе дан список причин и задач Центрального Банка во время осуществления сделок с Правительством, государственными органами и международными организациями. Существуют определенные операции или действия, которые проводить Банк не имеет права, в этой главе дан их список;
  • В главе девять оформлена политика ЦБ Российской Федерации во внешней экономике;
  • В главе номер десять оформлена информация об осуществляемом надзоре и регулировании организаций, проводимом ЦБ, а также система и способы регулирования и контроля самого Банка;
  • В 11 гл. описаны правоотношения между Банком России и другими кредитными организациями всех категорий;
  • 12 гл. утратила свою силу 27 июня 2011 года;
  • В 13 описана система и основные принципы работы ЦБ РФ;
  • В 14 дан список категорий служащих, их должности, полномочия, права и обязанности;
  • Согласно 15 главе, Национальный финансовый совет каждый год проводит аудит отчетности Банка России;
  • В главе 16 описаны и оформлены заключительные и дополнительные положения закона.
Читайте также:
Срок для оформления права собственности после вступления в наследство Раздел наследства Консультации Информационный ресурс

Все обязательства, принципы работы, цели и задачи Центрального Банка Российской Федерации регулируются настоящим Федеральным законом, другими ФЗ и Конституцией РФ.

Правовое положение ЦБ РФ

Правовое положение о ЦБ РФ прописано Конституцией РФ. Ст. 75 определяет особый статус Банка России как главного банка первого уровня. Он наделен исключительным правом эмиссии денежных знаков, защищает и обеспечивает устойчивость российского рубля. Являясь органом экономического управления, он координирует и регулирует всю кредитную систему страны, наделен правом лицензировать кредитные организации и лишать их права осуществлять банковские услуги населению.

Федеральный закон «О Банке России» определяет последний, как юридическое лицо. Все имущество и уставной капитал является федеральной собственностью. При этом ЦБ РФ вправе распоряжаться ими на свое усмотрение в порядке и целях, установленных в рамках государственной кредитно-денежной политикой. Последняя разрабатывается и реализуется БР совместно с Правительством РФ.

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 13 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ» И СТАТЬИ 59 И 78 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Принят Государственной Думой 14 апреля 2017 года

Одобрен Советом Федерации 26 апреля 2017 года

Статья 1

статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 18; 2009, N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст. 6601; 2011, N 27, ст. 3880; 2012, N 53, ст. 7601; 2013, N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4076; N 48, ст. 6165; 2016, N 11, ст. 1482) изложить в следующей редакции:

«5. Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, в случае, если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа. Для назначения и выплаты указанных пособий застрахованное лицо представляет справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика — справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, документы, подтверждающие страховой стаж. Форма, порядок выдачи и порядок оформления листков нетрудоспособности, а также порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и Фондом социального страхования Российской Федерации. Порядок информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа утверждается Правительством Российской Федерации.».

Статья 2

Внести в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165) следующие изменения:

1) дополнить частью 3.2 следующего содержания:

«3.2. Листок нетрудоспособности выдается в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия пациента) формируется в виде электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией.»;

а) в слова «и листки нетрудоспособности» исключить;

б) дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

Читайте также:
Виза в Прагу для россиян в 2022 году: документы и стоимость

«3.1) выдавать листки нетрудоспособности в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;».

Вера Солдатова – Комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (постатейный)

Здесь можно купить и скачать “Вера Солдатова – Комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (постатейный)” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Юстицинформ»5d25a717-8def-11e1-aac2-5924aae99221, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

Вера Солдатова - Комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (постатейный)

Комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (постатейный)

Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Описание книги “Комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (постатейный)”

Описание и краткое содержание “Комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (постатейный)” читать бесплатно онлайн.

В книге дается постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в актуальной редакции с учетом новейших подзаконных актов. Показана эволюция Закона и связанных с ним подзаконных актов.

Комментарий основан на обширной базе федеральных законов, в первую очередь относящихся к гражданскому и банковскому законодательству, а также отражена взаимосвязь комментируемого Закона с другими отраслями права. Особое внимание уделено нормативным актам Банка России, их содержанию и применению.

Книга рассчитана на широкий круг специалистов – работников банков и других кредитных организаций, фондовых и валютных бирж, научных работников, а также на преподавателей и студентов юридических и экономических вузов.

В. И. Солдатова, Ю. В. Сапожникова

Комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (постатейный)

Особое место в системе государственных органов Российской Федерации занимает Центральный банк Российской Федерации. Он является важнейшим элементом банковской системы, оказывает существенное влияние на функционирование и жизнедеятельность не только государства, но и всего общества. Развитие всех отраслей экономики, функционирование государственных органов, деятельность предприятий и учреждений напрямую зависят от эффективности деятельности всей банковской системы в целом и Центрального банка страны. Для любого государства вопросы обеспечения стабильности национальной валюты составляют важную часть понятия «экономическая безопасность страны», имеют стратегическое значение и всегда актуальны.

Развитие и усложнение экономических отношений, политической системы общества изменили функции центральных банков – они стали разнообразнее, соответственно значительно изменился их правовой статус.

Многие центральные банки различных государств обладают особой правосубъектностью по сравнению с другими государственными органами и юридическими лицами, что связано с «двойственностью» их правового статуса которая присуща почти всем национальным банкам в государствах с рыночной экономикой. Эта «двойственность» их правового статуса, состоит в том, что, с одной стороны, в экономической системе национальный банк выступает в роли органа государственной власти, осуществляющего от лица государства определенные полномочия в области экономической политики, с другой – национальный банк выступает в роли обычного субъекта коммерческой деятельности. Таким образом, национальный банк (центральный банк) совмещает черты субъекта публичного права с чертами субъекта частного права.

Банк России также не является исключением, он обладает особым юридическим статусом, который не сводится к известным российскому гражданскому праву организационно-правовым формам. Банк России в настоящее время не является государственным банком в том смысле, как этот термин понимался в законодательстве СССР. Центральный банк занимает особое положение в системе государственных органов Российской Федерации. В пределах предоставляемых ему Конституцией РФ и федеральными законами полномочий Центральный банк обладает относительной независимостью в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его функций и полномочий. Относительная независимость Банка России обеспечивается такими законодательно закрепленными принципами, как неделимость и неотчуждаемость уставного капитала и иного имущества, находящихся в собственности Банка России; самоокупаемость его деятельности; освобождение Банка России от ответственности по обязательствам государства (если только банк и государство не примут на себя такие обязательства) и др.

В настоящее время законодательное регулирование деятельности Банка России развивается. Подтверждением этому служит принятие действующего Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и его последующие изменения, которые являются предметом настоящего комментария (далее – Федеральный закон).

от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ

«О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»

Принят Государственной Думой 27 июня 2002 г.

(в ред. федеральных законов от 10 января 2003 г. № 5-ФЗ,

от 23 декабря 2003 г. № 180-ФЗ, от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ,

от 29 июля 2004 г. № 97-ФЗ, от 18 июня 2005 г. № 61-ФЗ,

от 18 июля 2005 г. № 90-ФЗ, от 3 мая 2006 г. № 60-ФЗ,

от 12 июня 2006 г. № 85-ФЗ, от 29 декабря 2006 г. № 246-ФЗ,

от 29 декабря 2006 г. № 247-ФЗ, от 2 марта 2007 г. № 24-ФЗ,

от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ, от 13 октября 2008 г. № 171-ФЗ,

от 13 октября 2008 г. № 174-ФЗ, от 27 октября 2008 г. № 176-ФЗ,

от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ, от 25 декабря 2008 г. № 276-ФЗ,

от 30 декабря 2008 г. № 317-ФЗ, от 19 июля 2009 г. № 192-ФЗ,

Читайте также:
Меры социальной поддержки и льготы в Калининграде и Калининградской области в 2022 году

от 25 ноября 2009 г. № 281-ФЗ, от 3 ноября 2010 г. № 291-ФЗ,

от 7 февраля 2011 г. № 10-ФЗ,

с изм., внесенными федеральными законами от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ, от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ,

от 23 декабря 2004 г. № 173-ФЗ, от 27 октября 2008 г. № 175-ФЗ,

от 18 июля 2009 г. № 181-ФЗ, от 22 сентября 2009 г. № 218-ФЗ,

от 30 сентября 2010 г. № 245-ФЗ)

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Местонахождение центральных органов Банка России – город Москва.

Часть 1 комментируемой статьи в самом общем виде определяет следующие вопросы:

устанавливает предмет правового регулирования Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

определяет нормативные правовые акты, которыми могут регулироваться отношения, составляющие предмет данного федерального закона (т. е. правовой статус Банка России);

закрепляет правовой статус Банка России как юридического лица;

устанавливает основной принцип деятельности Банка России – принцип его независимости от органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Предмет правового регулирования комментируемого Федерального закона составляют отношения, складывающиеся по поводу определения статуса Банка России, целей его деятельности, а также функций и полномочий Банка России.

Статус Банка России можно охарактеризовать как его правовое положение, характеризующееся специальным порядком наделения Банка России соответствующими полномочиями, а также объемом и содержанием этих полномочий.

Предусмотренная Федеральным законом система целей деятельности Банка России определяет характер действий и упорядоченность различных актов и операций Банка России.

Функции Банка России – это действия, которые Банк России выполняет в соответствии с потребностями государства.

Полномочия Банка России являются важнейшим элементом его правового статуса, представляют собой права и обязанности Банка России использовать в определенных ситуациях разрешенные законом методы и средства, позволяющие достичь цели, установленные в ст. 3 Федерального закона.

Перечень нормативных правовых актов, которыми могут регулироваться отношения, составляющие предмет комментируемого Федерального закона, составляют Конституция Российской Федерации, комментируемый Федеральный закон и иные федеральные законы. В число указанных федеральных законов, которые регулируют правовое положение Банка России, относятся следующие федеральные законы:

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов»;

Федеральный закон от 13 октября 2008 г. № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации»;

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях» (ред. от 24 июля 2007 г.);

Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (ред. от 24 июля 2007 г.);

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» (ред. от 27 июля 2006 г.);

Бюджетный кодекс Российской Федерации и др.

Как видно из приведенного перечня, уровень нормативного правового регулирования правового статуса Банка России ограничен федеральными законодательными актами. Это означает, что данные отношения не могут регулироваться подзаконными нормативными правовыми актами: указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

img

Эта книга стоит меньше чем чашка кофе!
УЗНАТЬ ЦЕНУ

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на “Комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (постатейный)”

Книги похожие на “Комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (постатейный)” читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.

ФЗ №86 от 10.07.2002 «О Центральном банке Российской Федерации »: последние изменения и дополнения

Смена часового пояса

Buy Bitcoins with Telegram

Курсы валют ЦБ РФ
USD Доллар США 77.1302
EUR Евро 86.7869
GBP Фунт стерлингов 103.9175
CHF Швейцарский франк 83.4652
JPY Японская иена 67.0552
Новости дня

Испанская газета El Pais

Медведи отступают: ARKK

Доллар теряет

США сохранили первое

В России не хватает

 Канье Уэст пока против

Аналитика

Нерезиденты бегут из

Запрет на экспорт

Рынок США: обзор и

Акции Netflix упали на

Банк

Биткоин может стать

Видео

IPO выходят из моды,

Инвесторы живут дольше

9 советов на пути к

Красный январь на

Что будет с рынками и

Рынок вернулся к жизни.

Обучение

Сколько вы

Что такое «медвежий

Магазин не возвращает

Как накопить на пенсию:

Первичное размещение

Как узнать инвестору,

Рейтинг брокеров
Актуальные темы

Мы в соц сетях:

InvestFuture.ru

InvestFuture.ru – digital-media для частных инвесторов и трейдеров. Последние новости экономики, бизнеса и финансов, аналитика финансовых рынков, графики и котировки онлайн. Прогнозы курса доллара, евро, биткоина, цен на нефть и золото в 2022-2023.

Оставить отзыв о сайте

Дополнительная информация

Хотите знать об инвестициях все?

Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить самые важные новости и полезные материалы.

Вы успешно подписались на рассылку InvestFuture!

Благодарим вас за оформление подписки! Первое полезное письмо поступит на ваш почтовый ящик в течение недели. Управлять настройками подписки вы можете в личном кабинете.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: