ФНС рекомендовала форму требования о представлении пояснений к декларации по НДС

Отвечаем на требования по НДС с учетом новых правил

При этом налоговики вправе оштрафовать компанию только за непредставление тех пояснений, требование по которым направлено на основании п.3 ст.88 НК РФ. Например, если налоговики направили запрос представить пояснения о причинах снижения суммы НДС к уплате по сравнению с предыдущим налоговым периодом (кварталом), то компания вправе не отвечать на него.

Налоговики рекомендуют на каждое требование (даже если они однородны и получены одновременно) предоставлять пояснения отдельно (Письмо ФНС РФ от 07.11.2016 г. №ЕД-4-15/20890@).

По какой форме представлять пояснения

Начиная с 24.01.2017 г., «бумажные» пояснения для налогоплательщиков, отчитывающихся электронным способом, считаются непредставленными со всеми вытекающими последствиями (штраф в размере 5 тыс. рублей – п.1 ст.129.1 НК РФ, а при повторном нарушении будет взыскан штраф в размере 20 тыс. рублей – п.2 ст.129.1 НК РФ).

Таким образом, если компания обязана сдавать декларацию по НДС в электронной форме, то и пояснения к декларации также должны представляться в электронной форме по формату, утвержденному Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 г. №ММВ-7-15/682@. Также нельзя отправлять скан «бумажных» пояснений (Письмо ФНС РФ от 09.02.2016 г. №ЕД-4-2/1984).

!Материалы по теме !Материалы по теме

Если у компании нет обязанности отчитываться через интернет, то пояснения вправе представить налоговикам как электронно, так и на бумаге.

Какие расхождения чаще всего требуют пояснений

Одним из случаев истребования документов в рамках проводимой камеральной проверки (п.8.1 ст.88 НК РФ) является выявление в представленной декларации по НДС несоответствия сведений об операциях, сведениям, которые содержатся в декларации другого налогоплательщика.

Автоматическая сверка книг покупок (продаж) в режиме онлайн призвана выявить расхождения в разрезе каждой счет-фактуры путем проведения виртуальной встречной проверки налогоплательщика и его контрагентов.

И налоговики с помощью программы «АСК НДС-2» сопоставляют счета-фактуры в налоговой отчетности продавца и покупателя.

Зачастую нестыковки возникают из-за несимметрично отраженных реквизитов счетов-фактур контрагентов. Программа «АСК НДС-2» не способна распознать счета-фактуры по одной и той же сделке, если проставлена лишняя точка, дефис, пробел и т.п. На этом основании в автоматическом режиме формируются требования налогоплательщикам дать пояснения.

Если компания неверно привела реквизиты счета-фактуры контрагента, то в пояснении нужно привести верные реквизиты с приложением копии счета-фактуры. Данная ошибка не повлекла искажения налога, а поэтому уточненную декларацию по НДС представлять не нужно (п.1 ст.81 НК РФ).

!Мы в соцсетях !Мы в соцсетях

Нестыковки могут возникнуть из-за указания неправильного ИНН компании-контрагента. Программа «АСК НДС-2» осуществляет состыковку по ИНН покупателя и продавца.

В этом случае в пояснении налоговикам нужно привести правильный ИНН контрагента и указать на ошибочно отраженный ИНН. Данная ошибка также не повлекла искажения налога, а поэтому уточненную декларацию по НДС представлять не нужно (п.1 ст.81 НК РФ).

И самый распространенный случай – наличие «налогового разрыва».

Понятие «налоговый разрыв» означает, что у налогоплательщика отражена в книге покупок счет-фактура, которая не отражена в налоговой декларации (в разделе, где отражаются данные книги продаж) контрагента. То есть «налоговые разрывы» – это операции, по которым есть вычеты, но не уплачен НДС. Такие операции с «налоговыми разрывами» отслеживаются в базе налоговиков. И чем больше у компании будет таких разрывов, тем вероятнее у нее будет назначена выездная налоговая проверка.

Зачастую налоговики считают, что не отражение реализации у продавца при заявлении вычета у покупателя свидетельствует о связи покупателя с фирмой-«однодневкой». Налоговые органы под фирмой-«однодневкой» понимают юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу «массовой» регистрации (Письмо ФНС РФ от 11.02.2010 г. №3-7-07/84). ФНС РФ постоянно размещает на своем официальном интернет-сайте ( https://www.nalog.ru ) новые схемы с участием фирм-«однодневок» (Письмо от 21.08.2015 г. №АС-4-2/14800@).

!Бухучет_Грамотный бухгалтер !Бухучет_Грамотный бухгалтер

С помощью данных программы «АСК НДС -2» налоговики выявляют контрагентов, использующих незаконные схемы возмещения НДС.

По этой причине налоговики требуют дать пояснение и представить уточненную декларацию, исключить вычет и оплатить недоимку.

На практике причины незеркальности НДС могут быть разными. Например, продавец показал НДС, исчисленный с реализации в другом налоговом периоде. Поэтому в пояснении налоговикам нужно привести документы по сделке и приложить выставленные продавцом счета-фактуры. В этой ситуации уточненную декларацию по НДС представлять не нужно (п.1 ст.81 НК РФ).

Но даже если контрагент является фирмой-«однодневкой», компания не может нести ответственность за действия третьих лиц, которые находятся вне его контроля и влияния (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 13.01.2016 г. №Ф08-9657/15). Таким образом, использование налоговиками только сведений из программного комплекса «АСК НДС -2» без представления надлежащих доказательств о недобросовестности налогоплательщика, не является основанием для отказа компании в заявленных налоговых вычетах.

Налоговики проверяют, почему налогоплательщик выбрал данного контрагента на основании критериев, приведенных в Письме РФ от 23.03.2017 г. №ЕД-5-9/547@. Например, налоговики не вправе лишать вычета НДС только на основании допроса номинального директора и экспертизы почерка (Определение ВС РФ от 06.02.2017 г. №305-КГ16-14921).

На практике зачастую причиной нестыковок является отражение счетов-фактур по сделке продавцом и покупателем в разных налоговых периодах (кварталах). Например, продавец отразил счет-фактуру по реализации в I квартале 2017 г., а покупатель заявил вычет во II квартале 2017 г. Уточненную декларацию по НДС представлять не нужно (п.1 ст.81 НК РФ).

Риск-ориентированный подход налоговиков при проведении камеральных проверок

При проведении камеральных налоговых проверок налоговики должны учитывать уровень налогового риска, присвоенного системой управления рисками «АСК НДС-2», а также результат предыдущих камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС (Письмо ФНС РФ от 26.01.2017 г. №ЕД-4-15/1281@). Налоговиками в этом Письме предложен алгоритм определения объема документов, истребуемых у налогоплательщика при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС.

Читайте также:
Страхование жизни и здоровья ребенка: от несчастных случаев, в течение года и перед выездом в лагерь

При проведении камеральных налоговых проверок налоговики должны учитывать совокупность следующих факторов:

уровень налогового риска, присвоенного Системой управления рисками АСК «НДС-2»;

результат предыдущих камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС по вопросу правомерности применения налогоплательщиками налоговых льгот (Письмо ФНС РФ от 26.01.2017 г. №ЕД-4-15/1281@).

Пояснения по льготным операциям

Проверяемый налогоплательщик обязан представить в налоговый орган пояснения об операциях (по каждому коду операций), по которым применены налоговые льготы. Налогоплательщик вправе представить Пояснения в виде реестра подтверждающих документов (далее по тексту – Реестр), а также перечень и формы типовых договоров, применяемых налогоплательщиком при осуществлении операций по соответствующим кодам.

На основании информации, содержащейся в представленном налогоплательщиком Реестре, налоговый орган будет истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот (ст.93 НК РФ).

Объем подлежащих истребованию документов определяется для каждого кода операции в соответствии с алгоритмом, изложенным в Приложении №2 к письму налоговиков. Количество истребуемых документов зависит от присвоенного налогоплательщику уровня налогового риска по данным СУР АСК «НДС-2». Налогоплательщики не обязаны заполнять вышеприведенный Реестр.

Однако в том случае если компания не представит Реестр по рекомендуемой форме, то налоговики не смогут реализовать предложенный в письме ФНС РФ алгоритм. А значит, при непредставлении налогоплательщиком Реестра или при представлении Реестра не по рекомендуемой форме истребование документов будет производиться без использования риск-ориентированного подхода (т.е. в сплошном порядке). Поэтому компаниям, которые неоднократно уже представляли «льготные» документы при камеральных налоговых проверках и имеющих низкий уровень налогового риска, имеет смысл подготовить рекомендуемый налоговиками Реестр. Ведь в этом случае при проведении камеральной проверки потребуется представлять в налоговую инспекцию меньше документов.

Как отсрочить представление пояснений

На представление пояснений или уточненной декларации по требованию у налогоплательщика в распоряжении пять рабочих дней. В отличие от требований на предоставление документов, отсрочка по представлению пояснений не предусмотрена (п.3 ст. 93, п.5 ст.93.1 НК РФ, приказ ФНС РФ от 25.01.2017 г. №ММВ-7-2/34@).

Однако компании могут в целом продлить на законных основаниях сроки для дачи пояснений к требованию. Напомним, что квитанцию о получении требования налоговиков, компания должна отправить в налоговую инспекцию в течение шести рабочих дней. А пятидневный срок для дачи пояснений начинает исчисляться с даты отправки квитанции в налоговую инспекцию о получении требований.

У налогоплательщиков есть возможность ознакомиться с содержанием требования до момента отправки квитанции. Поэтому, зная о большом объеме запрашиваемых пояснений, компаниям целесообразно отправить квитанцию о получении требования в последний (шестой) рабочий день, тем самым продлить срок на представление пояснений.

Как составить пояснения для налоговиков: вопросы-ответы с примером

Приводим ответы на вопросы бухгалтеров по составлению пояснений для ИФНС.

В какой форме предоставляются пояснения на требования налоговой инспекции по камеральной проверке декларации по НДС?

Налогоплательщики, на которых НК РФ возложена обязанность представлять декларацию по НДС в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки декларации представляют пояснения, предусмотренные п. 3 ст. 88 НК РФ, в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО по формату, утвержденному ФНС (Приказ от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@).

При представлении пояснений на бумажном носителе они не считаются представленными (Письмо Минфина России от 22.07.2019 № 03-02-08/54231).

Можно ли ответить на требование налоговиков письмом в произвольной форме по ТКС с указанием, что это ответ на конкретное требование?

Налогоплательщик представляет пояснения в электронной форме по ТКС по специальному формату, установленному ФНС в Приказе № ММВ-7-15/682@. Формализованным ответом на требование налогового органа считается ответ, содержащий документы в формате .xml. В противном случае пояснения не будут считаться представленными.

По желанию вместе с пояснениями по утвержденному формату можно отправить в неформализованном виде дополнительную информацию с темой письма, например: «Дополнение к ответу на требование от. №. ».

Неформализованные документы представляются в виде скан-образов в форматах .tif, .jpg, .pdf или .png (таблица 4.10 к Приказу ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@, пп. 4, 5 приложения к Письму ФНС России от 03.12.2018 № ЕД-4-15/23367@).

В течение какого времени представляется пояснение на требование инспекции, проводившей камеральную проверку декларации по НДС?

Пояснения в ответ на полученное от налогового органа требование представляются в течение пяти рабочих дней со дня получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В некоторых случаях налоговый орган при направлении требования о представлении пояснений использует формы, приведенные в приложениях 2.1 — 2.9 к Рекомендациям по проведению камеральных налоговых проверок (абз. 9 п. 2.7 рекомендаций). Такое наблюдается, в частности, если выявленные ошибки и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия между сведениями налогоплательщика с имеющимися у налогового органа свидетельствуют:

— о занижении подлежащей уплате в бюджет суммы НДС;

— о завышении заявленной к возмещению суммы НДС.

Налогоплательщику, получившему подобное требование, необходимо передать налоговому органу в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО квитанцию о приеме документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом (абз. 2 п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Со дня, следующего за днем отправки в налоговый орган квитанции о приеме требования о представлении документов, начинается пятидневный срок для представления пояснений или внесения соответствующих исправлений (абз. 1 п. 3 ст. 88, п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Как составить пояснения к декларации по НДС по требованию налогового органа?

Пояснения составляются по той форме, которую налоговый орган запросил в требовании (п. 3, 6 ст. 88 НК РФ, приложение 4 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@).

Вправе ли налогоплательщик не отвечать на требование о представлении пояснений, в котором отсутствует указание на конкретные противоречия, выявленные в ходе «камералки» декларации по НДС?

Читайте также:
Чем грозит собственнику временная регистрация иностранных граждан

Требование о представлении пояснений, в котором не указаны причины его направления, может расцениваться как направленное при отсутствии установленных НК РФ оснований. Кроме того, оно лишает налогоплательщика возможности исполнить его по существу, что также является нарушением прав налогоплательщика (пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Следовательно, налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, не соответствующие НК РФ (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Поскольку за непредставление в пятидневный срок пояснений, истребованных в порядке п. 3 ст. 88 НК РФ в рамках камеральной налоговой проверки декларации, предусмотрен штраф по ст. 129.1 НК РФ, налогоплательщик (при указанных обстоятельствах) может:

— направить по установленному ФНС формату пояснения, в которых, например, будет указано, что налоговая декларация заполнена им в соответствии с требованиями гл. 21 НК РФ и данными налогового учета; в связи с отсутствием указания в требовании конкретных противоречий, выявленных камеральной проверкой, не представляется возможным проанализировать причины расхождений и представить соответствующие пояснения;

— не исполнять требование на основании пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ.

Однако в последнем случае не исключено, что налоговый орган вынесет решение о привлечении к ответственности за непредставление пояснений со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Как расшифровать код возможной ошибки, указанный (справочно) в перечне операций, по которым установлены расхождения?

— запись об операции отсутствует в декларации контрагента по НДС;

— контрагент не представил декларацию по НДС за аналогичный отчетный период;

— контрагент представил налоговую декларацию с нулевыми показателями;

— допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счете-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом

Не соответствуют друг другу данные об операции в разд. 8 и 9 (сведения из книг покупок и продаж), приложениях 1 к указанным разделам (сведения из дополнительных листов книг покупок и продаж), например, при принятии к вычету суммы «авансового» НДС

Не соответствуют друг другу данные об операции в разд. 10 и 11 (сведения из журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур), например, при отражении посреднических операций или операций по или договорам транспортной экспедиции

Возможно, допущена ошибка в какой-либо графе (номер графы с предполагаемой ошибкой приводится в скобках)

В разделах 8 — 12 не указана дата счета-фактуры или указанная дата превышает отчетный период, за который представлена декларация по НДС

В разделе 8 (приложении 1 к разделу) заявлен вычет по НДС в налоговых периодах за пределами трех лет

В разделе 8 (приложение 1 к разделу) заявлен вычет по НДС на основании счета-фактуры, составленного до даты государственной регистрации

В разделах 8 — 12 некорректно указан код вида операции

Допущены ошибки при аннулировании записей в разд. 9 (приложение 1 к разделу), а именно сумма НДС, указанная с отрицательным значением, превышает сумму НДС, отраженную в записи по счету-фактуре, подлежащей аннулированию, либо отсутствует запись по счету-фактуре, подлежащая аннулированию

Как составить пояснения по указанным в требовании инспекции расхождениям, если в ходе изучения записей налогоплательщик не выявил ошибок?

Если декларация заполнена правильно, в пояснениях нужно указать, что в ней нет ошибок, противоречий и несоответствий, а также оснований для подачи уточненной налоговой декларации.

Следует также пояснить причины расхождений, на которые указал налоговый орган, и почему таковые не являются ошибкой.

При представлении пояснений в адрес налогового органа налогоплательщик вправе дополнительно подать документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Как составить пояснения, если в ходе изучения записей, внесенных в требование налогового органа, налогоплательщик выявил ошибки, которые не привели к занижению суммы НДС?

В пояснениях нужно отразить причины возникновения ошибок и правильные данные. Вместо пояснений налогоплательщик может подать уточненную декларацию по НДС (п. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ).

Вместе с тем ФНС в п. 4 Письма № ЕД-4-15/23367@ рекомендует представить и пояснения, и «уточненку», но право выбора остается за налогоплательщиком.

Как составить пояснения, если при изучении указанных в требовании записей налогоплательщик выявил ошибки, приведшие к занижению суммы НДС?

В подобной ситуации налогоплательщик обязан сдать уточненную декларацию по НДС с корректными данными.

Пояснения можно представить, но это не обязательно (п. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ).

Как составить пояснения к декларации по НДС по льготируемым операциям?

Рекомендуется составлять пояснения к льготируемым операциям в виде реестра документов, которые подтверждают льготы по НДС. Такой реестр приведен в приложении 1 к Письму ФНС России от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@. К реестру также прикладывают перечень и формы типовых договоров, которые используются в льготных операциях.

Форма требования о представлении пояснений на основании п. 6 ст. 88 НК РФ содержится в приложении к Письму ФНС России от 05.06.2017 № ЕД-4-15/10574.

Вместе с тем можно подавать пояснения в любом другом виде, однако они будут иметь меньшее преимущество по сравнению с реестром.

В какой срок нужно подавать пояснения, подтверждающие льготы по НДС?

Пояснения (в виде реестра либо в другом виде) к льготируемым операциям подают в течение пяти рабочих дней с даты получения требования

Как составить пояснение по факту высокого удельного веса вычетов по НДС?

В соответствии с нормативом, утвержденным Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (п. 3), налоговый вычет по НДС не должен превышать 89 % от начисленных сумм НДС за 12 месяцев.

Налоговый орган определяет этот показатель на основании данных, указанных в декларациях за последние налоговые периоды (четыре квартала). В этой связи налогоплательщику целесообразно ежеквартально определять долю вычетов за четыре последних оконченных квартала.

В дополнение к установленному нормативу налогоплательщики могут обращаться к статистическим данным. В зависимости от региона среднюю долю вычетов по НДС от суммы налога, исчисленной по налогооблагаемым объектам, можно получить на основе информации, публикуемой ежеквартально на сайте ФНС в разделе «Иные функции ФНС» («Статистика и аналитика» / «Данные по формам статистической налоговой отчетности» / «Отчет о структуре начисления налога на добавленную стоимость»).

Читайте также:
Правила получения гражданство Бразилии для россиян в 2022 году

По данным НДС-декларации показатель своей доли (Д) в общем случае можно определить следующим образом:

Д = Показатель строки 190 разд. 3 / Показатель строки 118 разд. 3.

Если доля вычетов налогоплательщика превышает установленные значения, его деятельностью заинтересуются налоговики. Возможно, для начала они попросят соответствующие пояснения. И если таковые имеют объективный характер, есть вероятность снижения риска включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.

Пояснения о доле вычетов по НДС составляются в произвольном виде. В них нужно указать обстоятельства, в связи с которыми НДС-вычеты оказались значительными. При необходимости к пояснениям можно приложить копии первичных документов, выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета.

В качестве примера приведем образец ответа на подобный запрос налогового органа.

ИНН 7727090750, КПП 772701001

Исх. № __________ от ____________

На № __________ от ____________

Пояснения

по факту высокого удельного веса налоговых вычетов по НДС

В ответ на Ваше информационное письмо о проведении анализа налоговой отчетности по НДС за I — IV кварталы 2019 года в целях самостоятельной проверки правильности формирования налоговой базы и выявления причин высокого удельного веса налоговых вычетов по НДС сообщаем следующее.

Обществом с ограниченной ответственностью «Фортуна» проведен анализ налоговых деклараций по НДС за I — IV кварталы 2019 года. По итогам проведенного анализа факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению сумм данного налога, подлежащих уплате в бюджет, в представленных за указанные периоды налоговых декларациях не выявлены.

В связи с этим нет оснований для представления уточненных налоговых деклараций по НДС.

Что касается высокого удельного веса вычетов, он объясняется следующими объективными обстоятельствами.

1. За налоговые периоды 2019 года спрос покупателей на товары, продаваемые Обществом, снизился и, соответственно, снизился объем продаж на 15 % по сравнению с предыдущим годом (отчеты отдела сбыта от 05.04.2019, от 05.07.2019, от 02.10.2019 и от 10.01.2020).

2. За тот же период цены поставщиков, у которых Общество приобретает продукцию, выросли в среднем на 12 % (отчеты отдела снабжения от 05.04.2019, от 05.07.2019, от 02.10.2019 и от 10.01.2020). В связи с этим выросла сумма НДС, принятого к вычету.

В настоящее время Общество с ограниченной ответственностью «Фортуна» предпринимает следующие меры по увеличению выручки от реализации и уменьшению затрат на приобретение товаров:

— поиск новых поставщиков, реализующих продукцию по более низким ценам;

— изменение ассортимента продаваемой продукции;

— расширение рынка сбыта (подробнее см. план маркетинга и продаж от 09.01.2020 № 1).

1. Отчеты отдела сбыта от 05.04.2019, от 05.07.2019, от 02.10.2019 и от 10.01.2020.

2. Отчеты отдела снабжения от 05.04.2019, от 05.07.2019, от 02.10.2019 и от 10.01.2020.

3. План маркетинга и продаж от 09.01.2020 № 1.

Как составить пояснения на требование налогового органа о причинах расхождений в декларации по НДС (несоответствие счетов-фактур в книге покупок налогоплательщика, отраженных в базе «АСК НДС-2», счетам-фактурам контрагента, отраженным в книге продаж)?

На требование налогового органа о представлении пояснений при выявлении несоответствия счетов-фактур в книге покупок покупателя с данными, отраженными в книге продаж продавца, можно представить следующий ответ.

Ответ на требование №_______ от ____________

о причинах расхождений в налоговой декларации по НДС

Общество с ограниченной ответственностью «Фортуна» в ответ на Ваше сообщение (с требованием представления) № ___ от ______ поясняет следующее.

Сумма налога и вычетов в декларации за IV квартал 2019 года указана верно: по строке 190 раздела 3 сумма вычетов составила 4 320 000 руб.

Расхождения с данными контрагента Общества возникли из-за переноса вычета по НДС в сумме 650 000 руб. с IV квартала 2019 года
на I квартал 2020 года.

Общество пользуется правом, предоставленным п. 1.1 ст. 172 НК РФ.

Онлайн профпереподготовка «Бухгалтер на УСН» с дипломом на 250 ак.часов. Научитесь всему новому, чтобы не допускать ошибок. Обучение онлайн 2 месяца, поток стартует 1 марта.

Как в Контур.Экстерн ответить на требование о представлении пояснений к НДС

В соответствии со статьей 23 п. 5.1 НК РФ в редакции статьи 10 134-ФЗ от 28.06.2013, налогоплательщики, которые обязаны представлять налоговые декларации в электронном виде, должны обеспечить возможность получения требований в электронном виде, а также обязаны передать налоговому органу квитанцию о приеме требования в электронной форме в течение шести дней со дня его отправки налоговым органом. В соответствии с пунктом 5 ст.93.1 НК РФ, лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения. Так как в нормативных документах не зафиксировано, что считать моментом получения требования, рекомендуем ориентироваться на дату отправки квитанции, т.к. данный документ является фактом получения требования (но при условии, что квитанция отправлена в установленные сроки).

Требование о представлении пояснений к НДС

Требование о представлении пояснений к НДС говорит о том, что при сверке между контрагентами по счетам-фактурам в базе ИФНС были обнаружены несоответствия. В ФНС различают несколько видов несоответствий при сверке счетов-фактур:

  • Запись об операции отсутствует у контрагента;
  • Возможно, допущена ошибка в графах;
  • Несоответствие данных об операции между разделом 8 или приложения 1 к разделу 8 и разделом 9 или приложением 1 к разделу 9.

Как ответить на требование о представлении пояснений к НДС в Контур.Экстерн

Ответ на такое требование можно сформировать в Контур.Экстерн. Для этого:

Читайте также:
Проверка пробега автомобиля по базе техосмотра: кому необходима, сколько стоит и где получить информацию в 2022 году

1. В Контур.Экстерне перейдите в меню «Новое» > «Требования» > «Все требования».

2. В открывшемся списке выберите нужное требование.

3. Откроется страница с документооборотом, нажмите на кнопку «Ответить на требование »> «Заполнить ответ на требование».

Чтобы загрузить готовый ответ на требование о представлении пояснений, или отправить в инспекцию документы для разъяснения ответа, воспользуйтесь кнопкой «Отправить истребуемые документы».

4. Отобразится форма ответа на требование. Разделы формы заполнятся автоматически данными из поступившего требования.

Сведения по счетам-фактурам, по которым будет отправляться уточненная декларация, не нужно заполнять в ответе на требование.

Текстовое пояснение можно формировать только на pdf-требования, сформированные инспектором. Если требование поступило только в pdf-формате, то в форме ответа на требование будут присутствовать разделы «Невключенные счета-фактуры», «Невыполненные контрольные соотношения» и «Пояснительное письмо».

Если требование было сформировано в xml-формате (вместе с xml-файлом может также поступить pdf-файл требования), то в форме «Ответа на требование о представлении пояснений к НДС» не будет разделов «Пояснительное письмо» и «Невыполненные контрольные соотношения».

Сведения по расхождениям с контрагентами

Разделы, касающиеся «Сведений по расхождениям с контрагентами», будут присутствовать в форме ответа в зависимости от наличия книги или журнала в требовании. Текстовое пояснение можно формировать только на pdf-требования, сформированные инспектором:

  • Если требование поступило только в pdf-формате, то в форме ответа на требование будут присутствовать разделы «Невключенные счета-фактуры», «Невыполненные контрольные соотношения» и «Пояснительное письмо».
  • Если требование было сформировано в xml-формате (вместе с xml-файлом может также поступить pdf-файл требования), то в форме « Ответа на требование о представлении пояснений к НДС » в случае ответа на требование по расхождениям по счетам-фактурам не будет разделов «Пояснительное письмо» и «Невыполненные контрольные соотношения» . Возможность заполнять эти разделы убрали по просьбе ФНС, т.к. xml-требования по расхождениям обрабатываются АСК НДС2, а там нет возможности просмотра текстовых пояснений.

Данные в разделах могут отсутствовать, в зависимости от того, есть по ним информация в требовании или нет. На рисунке ниже показан раздел, который содержит данные.

Сравните данные по счетам-фактурам, которые попали в ответ на требование, с соответствующими счетами-фактурами в отправленной декларации НДС и приложенных к ней книгах и журналах.

  • ​ Если в строке со счетом-фактурой все реквизиты заполнены согласно первичному документу и сумма НДС рассчитана верно.

В этом случае строку строку с таким счетом-фактурой в ответе на требование оставьте без изменений. Тем самым будет подтверждена правильность сведений в книге.

  • Если счет-фактура был отправлен ошибочно.

В этом случае необходимо удалить строку с этим счетом-фактурой. Для этого следует отметьте строку галкой. В ответе на требование в ИФНС уйдет информация о том, что счет-фактура был отправлен ошибочно. В этом случае дополнительно требуется отправить корректировочную декларацию НДС.

  • Если обнаружена ошибка в заполнении реквизитов счета-фактуры, при этом первичный документ сформирован верно.

Если обнаружена ошибка в заполнении реквизитов счета-фактуры, при этом первичный документ сформирован верно и не требуется выставлять корректировочного счета-фактуры, внесите исправления непосредственно в ответе на требование в соответствующих графах. Отправлять корректирочный отчет НДС в данном случае не нужно.

  • Если ошибка допущена в сумме НДС.

В этом случае данная строка помечается на удаление и требуется предоставить корректировочный отчет НДС с верными данными. В ответе на требование нет возможности и справить данные в графе 19 (Сумма НДС), так как по формату ответа на требование это поле является нередактируемым, и любые изменения суммы НДС в счете-фактуре вносятся только посредством заполнения корректирующего отчета НДС (независимо от того, меняется итоговая сумма НДС в книге и в отчете или нет).

  • Если в требовании все строки необходимо удалить

В этом случае нет необходимости отправлять ответ на требование. Все изменения по счетам-фактурам будут внесены в базу ИФНС после предоставления корректировочного отчета по НДС.

Сведения по невключенным счетам-фактурам

  • Требование по невключенным счетам-фактурам пришло в формате pdf
    Если обнаружена ошибка в заполнении реквизитов счета-фактуры, при этом первичный документ сформирован верно, необходимо заполнить таблицу 1 данными из требования и корректными данными в колонке «у меня».

    Если не было сделок с контрагентом, по счетам-фактурам которого пришло требование, необходимо заполнить таблицу 2 и перенести данные из требования

  • Требование по невключенным счетам-фактурам пришло в формате xml.
    Если обнаружена ошибка в заполнении реквизитов счета-фактуры, при этом первичный документ сформирован верно, необходимо выбрать «В декларации опечатка, но сумма НДС верна», и внести верные данные в колонки «исправить на».

Если счет-фактура был ошибочно пропущен, необходимо выбрать «Счет-фактура был пропущен, будет включен в уточненную декларацию»

Если счет-фактура указан с ошибкой у контрагента, или с данным контрагентом вообще нет операций, нужно выбрать «Счет фактура отсутствует, операция не подтверждается»

5. После внесения изменений перейдите на контроль и отправку, будет осуществлена проверка формы, после чего нажмите «Отправить отчет», затем «Подписать и отправить».

Важно: на текущий момент требование может прийти в формате pdf+xml, но на странице документооборота вы будете видеть требование как 2 разных.
Когда у требований имя файла одинаковое, система Контур.Экстерн считает его за одно требование и соединяет оба формата. Но в последнее время ФНС отправляет требование с разными именами файлов.

Как в таком случае ответить на требование?
Так как наименование файлов разное, то и требования разные. Потому мы считаем правильным сначала ответить на требование в формате xml, затем ответить на требование в формате pdf, заполнив в нем только блок «Пояснительное письмо», сославшись, что уже ответили на требование.

Если вслед за ответом на требованием необходимо отправить какие-либо подтверждающие первичные документы, то можно воспользоваться следующими рекомендациями.

Пояснения к декларации по НДС

Пояснения к декларации по НДС

В какой форме предоставляются пояснения на требования налоговой инспекции по камеральной проверке декларации по НДС?

Налогоплательщики, на которых НК РФ возложена обязанность представлять декларацию по НДС в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки декларации представляют пояснения, предусмотренные п. 3 ст. 88 НК РФ, в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО по формату, утвержденному ФНС (Приказ от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@).

При представлении пояснений по НДС на бумажном носителе они не считаются представленными (Письмо Минфина России от 22.07.2019 № 03‑02‑08/54231).

Вопрос

Можно ли ответить на требование налоговиков письмом в произвольной форме по ТКС с указанием, что это ответ на конкретное требование?

Налогоплательщик представляет пояснения в электронной форме по ТКС по специальному формату, установленному ФНС в Приказе № ММВ-7-15/682@. Формализованным ответом на требование налогового органа считается ответ, содержащий документы в формате .xml. В противном случае пояснения не будут считаться представленными.

По желанию вместе с пояснениями по утвержденному формату можно отправить в неформализованном виде дополнительную информацию с темой письма, например: «Дополнение к ответу на требование от… №…».

Неформализованные документы представляются в виде скан-образов в форматах .tif, .jpg, .pdf или .png (таблица 4.10 к Приказу ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@, пп. 4, 5 приложения к Письму ФНС России от 03.12.2018 № ЕД-4-15/23367@).

Вопрос

В течение какого времени представляется пояснение на требование инспекции, проводившей камеральную проверку декларации по НДС?

Пояснения по НДС в ответ на полученное от налогового органа требование представляются в течение пяти рабочих дней со дня получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В некоторых случаях налоговый орган при направлении требования о представлении пояснений по НДС использует формы, приведенные в приложениях 2.1 – 2.9 к Рекомендациям по проведению камеральных налоговых проверок [1] (абз. 9 п. 2.7 рекомендаций). Такое наблюдается, в частности, если выявленные ошибки и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия между сведениями налогоплательщика с имеющимися у налогового органа свидетельствуют:

  • о занижении подлежащей уплате в бюджет суммы НДС;
  • о завышении заявленной к возмещению суммы НДС.

Налогоплательщику, получившему подобное требование, необходимо передать налоговому органу в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО квитанцию о приеме документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом (абз. 2 п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Со дня, следующего за днем отправки в налоговый орган квитанции о приеме требования о представлении документов, начинается пятидневный срок для представления пояснений по НДС или внесения соответствующих исправлений (абз. 1 п. 3 ст. 88, п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Вопрос

Как составить пояснения к декларации по НДС по требованию налогового органа?

Пояснения в налоговую по НДС составляются по той форме, которую налоговый орган запросил в требовании (п. 3, 6 ст. 88 НК РФ, приложение 4 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@).

Вопрос

Вправе ли налогоплательщик не отвечать на требование о представлении пояснений, в котором отсутствует указание на конкретные противоречия, выявленные в ходе «камералки» декларации по НДС?

Требование о представлении пояснений в налоговую по НДС, в котором не указаны причины его направления, может расцениваться как направленное при отсутствии установленных НК РФ оснований. Кроме того, оно лишает налогоплательщика возможности исполнить его по существу, что также является нарушением прав налогоплательщика (пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Следовательно, налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, не соответствующие НК РФ (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Поскольку за непредставление в пятидневный срок пояснений, истребованных в порядке п. 3 ст. 88 НК РФ в рамках камеральной налоговой проверки декларации, предусмотрен штраф по ст. 129.1 НК РФ, налогоплательщик (при указанных обстоятельствах) может:

  • направить по установленному ФНС формату пояснения, в которых, например, будет указано, что налоговая декларация заполнена им в соответствии с требованиями гл. 21 НК РФ и данными налогового учета; в связи с отсутствием указания в требовании конкретных противоречий, выявленных камеральной проверкой, не представляется возможным проанализировать причины расхождений и представить соответствующие пояснения;
  • не исполнять требование на основании пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ.

Однако в последнем случае не исключено, что налоговый орган вынесет решение о привлечении к ответственности за непредставление пояснений в налоговую по НДС со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Вопрос

Как расшифровать код возможной ошибки, указанный (справочно) в перечне операций, по которым установлены расхождения?

Коды ошибок перечислены в Письме ФНС России от 03.12.2018 № ЕД-4-15/23367@. Приведем их в таблице.

Код возможной ошибки

– запись об операции отсутствует в декларации контрагента по НДС;

– контрагент не представил декларацию по НДС за аналогичный отчетный период;

– контрагент представил налоговую декларацию с нулевыми показателями;

– допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счете-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом

Не соответствуют друг другу данные об операции в разд. 8 и 9 (сведения из книг покупок и продаж), приложениях 1 к указанным разделам (сведения из дополнительных листов книг покупок и продаж), например, при принятии к вычету суммы «авансового» НДС

Не соответствуют друг другу данные об операции в разд. 10 и 11 (сведения из журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур), например, при отражении посреднических операций или операций по или договорам транспортной экспедиции

Возможно, допущена ошибка в какой‑либо графе (номер графы с предполагаемой ошибкой приводится в скобках)

В разделах 8 – 12 не указана дата счета-фактуры или указанная дата превышает отчетный период, за который представлена декларация по НДС

В разделе 8 (приложении 1 к разделу) заявлен вычет по НДС в налоговых периодах за пределами трех лет

В разделе 8 (приложение 1 к разделу) заявлен вычет по НДС на основании счета-фактуры, составленного до даты государственной регистрации

В разделах 8 – 12 некорректно указан код вида операции

Допущены ошибки при аннулировании записей в разд. 9 (приложение 1 к разделу), а именно сумма НДС, указанная с отрицательным значением, превышает сумму НДС, отраженную в записи по счету-фактуре, подлежащей аннулированию, либо отсутствует запись по счету-фактуре, подлежащая аннулированию

Вопрос

Как составить пояснения по указанным в требовании инспекции расхождениям, если в ходе изучения записей налогоплательщик не выявил ошибок?

Если декларация заполнена правильно, в пояснениях нужно указать, что в ней нет ошибок, противоречий и несоответствий, а также оснований для подачи уточненной налоговой декларации.

Следует также пояснить причины расхождений, на которые указал налоговый орган, и почему таковые не являются ошибкой.

При представлении пояснений в адрес налогового органа налогоплательщик вправе дополнительно подать документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Вопрос

Как составить пояснения, если в ходе изучения записей, внесенных в требование налогового органа, налогоплательщик выявил ошибки, которые не привели к занижению суммы НДС?

В пояснениях нужно отразить причины возникновения ошибок и правильные данные. Вместо пояснений налогоплательщик может подать уточненную декларацию по НДС (п. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ).

Вместе с тем ФНС в п. 4 Письма № ЕД-4-15/23367@ рекомендует представить и пояснения, и «уточненку», но право выбора остается за налогоплательщиком.

Вопрос

Как составить пояснения, если при изучении указанных в требовании записей налогоплательщик выявил ошибки, приведшие к занижению суммы НДС?

В подобной ситуации налогоплательщик обязан сдать уточненную декларацию по НДС с корректными данными.

Пояснения к декларации по НДС можно представить, но это не обязательно (п. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ).

Вопрос

Как составить пояснения к декларации по НДС по льготируемым операциям?

Рекомендуется составлять пояснения к льготируемым операциям в виде реестра документов, которые подтверждают льготы по НДС. Такой реестр приведен в приложении 1 к Письму ФНС России от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@. К реестру также прикладывают перечень и формы типовых договоров, которые используются в льготных операциях.

Форма требования о представлении пояснений на основании п. 6 ст. 88 НК РФ содержится в приложении к Письму ФНС России от 05.06.2017 № ЕД-4-15/10574 [2] .

Вместе с тем можно подавать пояснения к декларации по НДС в любом другом виде, однако они будут иметь меньшее преимущество по сравнению с реестром.

Вопрос

В какой срок нужно подавать пояснения, подтверждающие льготы по НДС?

Пояснения (в виде реестра либо в другом виде) к льготируемым операциям подают в течение пяти рабочих дней с даты получения требования о представлении пояснений (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 88 НК РФ).

Вопрос

Как составить пояснение в налоговую по ндс по факту высокого удельного веса вычетов по НДС?

В соответствии с нормативом, утвержденным Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (п. 3), налоговый вычет по НДС не должен превышать 89 % от начисленных сумм НДС за 12 месяцев.

Налоговый орган определяет этот показатель на основании данных, указанных в декларациях за последние налоговые периоды (четыре квартала). В этой связи налогоплательщику целесообразно ежеквартально определять долю вычетов за четыре последних оконченных квартала.

В дополнение к установленному нормативу налогоплательщики могут обращаться к статистическим данным. В зависимости от региона среднюю долю вычетов по НДС от суммы налога, исчисленной по налогооблагаемым объектам, можно получить на основе информации, публикуемой ежеквартально на сайте ФНС в разделе «Иные функции ФНС» («Статистика и аналитика» / «Данные по формам статистической налоговой отчетности» / «Отчет о структуре начисления налога на добавленную стоимость»).

По данным НДС-декларации показатель своей доли (Д) в общем случае можно определить следующим образом:

Д = Показатель строки 190 разд. 3 / Показатель строки 118 разд. 3.

Если доля вычетов налогоплательщика превышает установленные значения, его деятельностью заинтересуются налоговики. Возможно, для начала они попросят соответствующие пояснение в налоговую по ндс. И если таковые имеют объективный характер, есть вероятность снижения риска включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.

Пояснения к декларации по НДС о доле вычетов по НДС составляются в произвольном виде. В них нужно указать обстоятельства, в связи с которыми НДС-вычеты оказались значительными. При необходимости к пояснение по ндс можно приложить копии первичных документов, выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета.

В качестве примера приведем образец ответа на подобный запрос налогового органа.

Электронные пояснения по НДС: Что? Где? Когда?

Алексей Смирнов

С 1 января налогоплательщики обязаны в электронном виде реагировать и на требования налоговиков о представлении пояснений по декларации по НДС. Какие запросы и в каких случаях могут направлять налоговики? В каком порядке, в какие сроки и как должны реагировать на эти запросы налогоплательщики?

Когда налоговики могут направлять запросы

При проведении камеральной проверки налоговой декларации по НДС инспекторы имеют право обратиться с запросом к налогоплательщику в следующих случаях (ст. 88 НК РФ):

1. Выявлены ошибки в декларации или обнаружены противоречия между указанными в ней данными и сведениями, которые имеются у налоговиков. Основанием для предъявления требования может стать любое обнаруженное расхождение между декларацией и массивом данных, с которыми сверяются налоговики. При этом ошибки и расхождения необязательно ведут к занижению налога или свидетельствуют об этом, в п. 3 ст. 88 НК РФ нет каких-то дополнительных требований к ним. В данном случае инспекторы могут потребовать не только пояснения, но и «уточненку».

2. В «уточненке» уменьшена сумма налога к уплате в результате увеличения вычета или уменьшения суммы облагаемых операций. При этом не важно, какова была причина подачи «уточненки». Налоговики могут потребовать пояснения и тогда, когда уточнение суммы налога связано с обычной, в том числе арифметической, ошибкой в первоначальной декларации.

3. В декларации заявлены налоговые льготы, значит, ИФНС может потребовать подтверждающие их документы. В НК РФ нет отдельной статьи, в которой были бы перечислены налоговые льготы, но в ст. 149 названы операции, которые освобождены от НДС, однако не все из них являются налоговыми льготами. На это еще в 2014 году обратил внимание Пленум ВАС РФ (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33). Судьи отметили, что льготой в том значении, которое этому термину придается в ст. 56 НК РФ, можно признать только те пункты и подпункты ст. 149 НК РФ, которые предоставляют преференции отдельным категориям налогоплательщиков.

Например, к льготным относятся операции, которые совершаются столовыми образовательных и медицинских организаций, религиозными организациями и общественными организациями инвалидов, коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и палатами (пп. 5 п. 2, пп. 1–2 и 14 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Операции, поименованные в ст. 149 НК РФ, но не имеющие своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, льготой не признаются. Это специальные правила налогообложения соответствующих операций. Соответственно, и право потребовать дополнительные документы у налоговиков возникает не по каждой декларации, где заявлены операции, указанные в ст. 149 НК РФ. Например, в случае предоставления займов такого права у налоговиков не будет (пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Перечень ситуаций, когда у налоговиков в рамках камеральной проверки декларации возникает право что-либо потребовать от налогоплательщика, весьма ограничен. При этом в каждом из перечисленных случаев инспекторы могут требовать только определенные виды сведений.

4. В декларации заявлено возмещение налога. Это возможно только тогда, когда сумма вычетов, заявленных в декларации, выше, чем исчисленная сумма НДС по облагаемым операциям (ст. 176 НК РФ). Соответственно, «нулевые» декларации, а также обычный возврат переплаты по налогу в порядке ст. 78 НК РФ права на истребование дополнительных документов налоговикам не дают.

5. Сведения об операциях, приведенные в декларации по НДС, расходятся с данными, которые указали в своих декларациях по НДС другие налогоплательщики, и такие расхождения свидетельствуют о занижении суммы налога или о завышении суммы к возмещению. Обратите внимание, п. 8.1 ст. 88 НК РФ содержит четкое ограничение: право обратиться к налогоплательщику у инспекторов возникает не при любых расхождениях, а только при тех, которые свидетельствуют о занижении НДС или завышении суммы к возмещению.

Причем в НК РФ использована формулировка «свидетельствуют», а не «могут свидетельствовать». Это значит, что формально направлять запрос покупателю просто потому, что, к примеру, продавец не отразил в своей декларации данные о реализации, в отношении которой заявлен вычет, неправомерно. Ведь этот факт еще не свидетельствует, а лишь только может свидетельствовать о занижении суммы налога. Равно как не соответствует тексту п. 8.1 ст. 88 НК РФ и направление запроса в ситуации, когда у инспекции нет сведений о материальных ресурсах (транспорте, помещениях, работниках) компании, выписавшей счет-фактуру, на основании которого заявлен вычет. Ведь в этом случае вообще нет расхождения между данными, указанными в декларациях.

Снижайте налоговые риски — отвечайте на требования в Контур.НДС+

Что и как: зависит от основания

Перечень ситуаций, когда у налоговиков в рамках камеральной проверки декларации возникает право что-либо потребовать от налогоплательщика, весьма ограничен. При этом в каждом из перечисленных случаев инспекторы могут требовать только определенные виды сведений. Обязательная электронная форма представления информации установлена НК РФ также не для всех видов требований, которые могут направляться инспекторами. Смотрите ниже в таблице, что могут запросить инспекторы по каждому основанию и в какой форме нужно представлять ответ.

Ситуация Что могут потребовать Электронный ответ обязателен
Ошибки в декларации или противоречия между указанными в ней данными и сведениями, которые имеются у налоговиков Пояснения или уточненную декларацию Да
«Уточненка», в которой уменьшена сумма налога к уплате Пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации Да
В декларации заявлены льготы Документы, подтверждающие льготу Нет
В декларации заявлен НДС к возмещению Документы, предусмотренные ст. 172 НК РФ и подтверждающие право на вычет Нет
Сведения об операциях, указанные в декларации по НДС, расходятся с данными, которые указали в своих декларациях по НДС другие налогоплательщики, и такие расхождения свидетельствуют о занижении суммы налога или о завышении суммы к возмещению Счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к «порочным» операциям Нет

Как видим, круг документов, которые могут истребоваться у налогоплательщика детализирован только для тех ситуаций, когда ответ в инспекцию должен направляться в бумажной форме. В отношении же электронной коммуникации законодатель оперирует термином «пояснения», который, по сути, не предполагает представления каких-либо документов, а подразумевает некие разъяснения в свободной форме. Тот факт, что понятие «пояснения» неравноценно понятию «документы», подтверждает содержание п. 4 ст. 88 НК РФ. В нем сказано, что вместе с пояснениями налогоплательщик вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию. И одновременно на инспекторов возложена обязанность по рассмотрению таких документов (п. 5 ст. 88 НК РФ).

Подведем итог. Введенный с начала 2017 года электронный документооборот в рамках камеральной проверки затронул только два из пяти случаев, когда инспекторы могут предъявить организации дополнительные требования. При этом в электронной форме отвечать нужно исключительно на требование о представлении пояснений. Требовать представления документов в электронной форме инспекторы не могут. А вот налогоплательщик по своей инициативе такие документы может приложить к запрошенным пояснениям. И тогда инспекторы обязаны будут их рассмотреть.

Исключайте возможность ошибки при ответе на требование

Ответственность

Напомним, что после получения требования нужно сразу направить в ИФНС квитанцию о приеме — независимо от того, согласны вы с требованием или нет (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Иначе возможно приостановление операций по банковским счетам (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

По общему правилу пояснения должны быть представлены в течение пяти рабочих дней (п. 3 ст. 88 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ). За невыполнение этой обязанности предусмотрен штраф в размере 5 000 ₽ (п. 1 ст. 129.1 НК РФ), при повторном нарушении он возрастает до 20 000 ₽ (п. 2 ст. 129.1 НК РФ). Но при этом ответственность наступает только за неправомерное деяние и только в тех случаях, когда у налогоплательщика есть обязанность представить пояснения в инспекцию (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). А это значит, что штраф может быть взыскан, только если одновременно выполняются два условия:

1) инспекция в соответствии с НК РФ имела право требовать от плательщика НДС именно пояснения;

2) налогоплательщик такие пояснения в установленный НК РФ срок не представил (или представил не в электронной форме).

При этом ни налоговое законодательство, ни судебная или административная практика не дают ответа на главный вопрос: что считать «пояснением» для целей ст. 88 и 129.1 НК РФ. Оно и понятно, ведь ответственность за непредставление пояснений появилась только в этом году.

Даже в тех случаях, когда вы считаете, что требование о представлении пояснений направлено неправомерно, представьте в инспекцию документ под названием «Пояснения», в котором со ссылкой на ст. 88 НК РФ можно привести любую информацию, которую налогоплательщик сочтет необходимой. Например, можно просто подтвердить, что данные, указанные в декларации, верны, соответствуют первичным документам и счетам-фактурам, имеющимся у организации. Это, на наш взгляд, самый простой способ избежать конфликта с налоговыми органами.

Кроме того, если требование предъявлено с нарушением ст. 88 НК РФ, его можно обжаловать:

1. Обжаловать можно само требование о представлении пояснений. Такое превентивное обжалование позволяет в случае проигрыша продолжать отстаивать свои интересы, учитывая контраргументы, которые были использованы инспекцией для доказательства своей правоты. Но при этом по правилам ст. 138 НК РФ обжалование требования не освобождает налогоплательщика от обязанности по его исполнению. А значит, если обжалование окажется неудачным, штраф придется заплатить.

Чтобы обезопасить себя от штрафа, нужно в установленные для представления пояснений сроки направить в инспекцию информационное сообщение, озаглавленное «Пояснение», в котором указать свое мнение и то, что требование обжаловано в порядке, установленном ст. 138 НК РФ. В результате даже если обжалование окажется неудачным, оснований для штрафа по ст. 129.1 НК РФ не будет, так как пояснения были представлены своевременно и в нужном формате. А содержание пояснений законодательством пока не урегулировано.

2. Обжаловать требование можно и постфактум, дождавшись, когда инспекция вынесет решение о взыскании штрафа, которое и будет предметом обжалования, но в случае проигрыша придется заплатить штраф.

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Ответ на требование пояснений по НДС в примерах

image_pdfimage_print

Сейчас срок проверки сократили до 2 месяцев (начиная с 2018 года), однако при подозрении на нарушения он может быть продлен. Кроме того, требования может быть выставлено и в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, то есть за пределами сроков «камералки». Вот и получается, что как только подали декларацию — ждем, не поступит ли требование. А там уже на подходе новый отчетный срок.

Основы отчетности

Напомним, что вся отчетность по НДС уже давно передается в электронном виде. Все дальнейшее взаимодействие также происходит по ТКС.

Получение требования от ФНС нужно подтвердить. На ответ дается 5 дней, если запрошены пояснения, и 10 — если потребовались документы. Если не ответить в установленный срок, налоговый орган может принять решение о блокировке расчетного счета. Если направить пояснение на бумаге, оно будет считаться непредставленным со всеми вытекающими из этого последствиями. Более подробно о правилах подачи пояснений по НДС читайте в нашей шпаргалке.

Чаще всего налоговики требуют пояснить отчетность по НДС в таких случаях:

  1. Не сошлись контрольные соотношения внутри декларации.
  2. Сведения, содержащиеся в отчете, противоречат информации, которой располагает налоговый орган.
  3. Налогоплательщик заявил льготы по НДС.
  4. Налогоплательщик заявил НДС к возмещению.
  5. Есть подозрение, что налоговая база занижена.
  6. Отсутствуют необходимые документы.
  7. Доля вычетов НДС слишком высока.

Далее рассмотрим более подробно отдельные случаи.

Превышение допустимой доли вычетов

Существует норма вычета НДС, заявлять которую безопасно. Рассчитывается она как процентное отношение суммы вычета к сумме начисленного НДС. Если полученный результат менее определенного порогового уровня, то такой вычет не вызовет вопросов.

Безопасная доля вычетов по регионам в I и II кварталах 2021 года

Регион I квартал II квартал Динамика*
Российская Федерация в том числе: 88,8 88,4 –0,4
Центральный федеральный округ
Белгородская область 90,0 88,6 –1,4
Брянская область 89,3 90,1 0,8
Владимирская область 86,1 83,6 –2,5
Воронежская область 91,2 91,7 0,5
Ивановская область 91,5 91,6 0,1
Калужская область 88,3 89,3 1,0
Костромская область 87,7 87,7 0,0
Курская область 94,5 91,7 –2,8
Липецкая область 104,3 104,2 –0,1
Московская область 88,3 88,9 0,6
Орловская область 88,1 89,4 1,3
Рязанская область 88,3 88,4 0,1
Смоленская область 91,1 92,7 1,6
Тамбовская область 95,2 93,6 –1,6
Тверская область 87,2 87,8 0,6
Тульская область 96,8 96,3 –0,5
Ярославская область 86,5 89,3 2,8
город Москва 88,8 89,4 0,6
Северо­Западный федеральный округ
Республика Карелия 71,3 70,2 –1,1
Республика Коми 80,0 77,0 –3,0
Архангельская область 85,4 91,2 5,8
Вологодская область 99,7 102,2 2,5
Калининградская область 63,9 64,3 0,4
Ленинградская область 90,2 91,8 1,6
Мурманская область 185,7 161,9 –23,8
Новгородская область 96,2 97,8 1,6
Псковская область 92,1 91,5 –0,6
город Санкт­Петербург 88,4 88,4 0,0
Ненецкий АО 110,8 108,0 –2,8
Северо­Кавказский федеральный округ
Республика Дагестан 85,4 84,4 –1,0
Республика Ингушетия 95,7 93,6 –2,1
Кабардино­Балкарская Республика 90,8 91,5 0,7
Карачаево­Черкесская Республика 91,0 88,6 –2,4
Республика Северная Осетия — Алания 86,6 87,9 1,3
Чеченская Республика 96,8 95,1 –1,7
Ставропольский край 93,5 91,7 –1,8
Южный федеральный округ
Республика Адыгея 87,4 85,5 –1,9
Республика Калмыкия 116,3 87,0 –29,3
Республика Крым 87,8 86,4 –1,4
Краснодарский край 91,6 91,8 0,2
Астраханская область 78,5 76,6 –1,9
Волгоградская область 93,6 87,7 –5,9
Ростовская область 95,0 95,2 0,2
город Севастополь 83,1 81,9 –1,2
Приволжский федеральный округ
Республика Башкортостан 93,1 93,3 0,2
Республика Марий Эл 89,6 90,4 0,8
Республика Мордовия 89,3 90,4 1,1
Республика Татарстан 92,0 91,3 –0,7
Удмуртская Республика 82,3 79,4 –2,9
Чувашская Республика 82,4 84,6 2,2
Кировская область 84,8 85,4 0,6
Нижегородская область 92,5 90,2 –2,3
Оренбургская область 75,3 72,1 –3,2
Пензенская область 87,6 86,9 –0,7
Пермский край 86,3 81,5 –4,8
Самарская область 84,3 82,9 –1,4
Саратовская область 86,8 86,8 0,0
Ульяновская область 88,0 90,0 2,0
Уральский федеральный округ
Курганская область 85,2 85,1 –0,1
Свердловская область 91,6 91,6 0,0
Тюменская область 84,2 82,2 –2,0
Челябинская область 89,9 89,8 –0,1
Ханты­Мансийский АО — Югра 66,8 60,4 –6,4
Ямало­Hенецкий АО 75,9 69,7 –6,2
Сибирский федеральный округ
Республика Алтай 90,0 88,9 –1,1
Республика Тыва 81,3 88,9 7,6
Республика Хакасия 85,6 84,5 –1,1
Алтайский край 89,0 88,1 –0,9
Красноярский край 83,4 81,6 –1,8
Иркутская область 78,9 79,7 0,8
Кемеровская область — Кузбасс 93,8 92,6 –1,2
Новосибирская область 88,6 89,1 0,5
Омская область 88,2 84,1 –4,1
Томская область 73,6 74,5 0,9
Дальневосточный федеральный округ
Республика Бурятия 93,1 92,6 –0,5
Республика Саха (Якутия) 86,9 87,2 0,3
Приморский край 97,7 96,3 –1,4
Хабаровский край 90,8 89,1 –1,7
Амурская область 143,9 137,1 –6,8
Камчатский край 91,3 95,9 4,6
Магаданская область 100,5 103,4 2,9
Сахалинская область 91,9 92,8 0,9
Забайкальский край 98,0 99,3 1,3
Еврейская автономная область 86,2 83,3 –2,9
Чукотский АО 124,1 149,4 25,3
БАЙКОНУР 75,2 72,5 –2,7

* Показатели посчитаны на основании отчета 1-НДС опубликованного на сайте ФНС. Безопасная доля рассчитана по операциям, которые облагаются НДС по ставкам 10 и 20 процентов, без учета сумм налога и вычетов по операциям с нулевой ставкой.

При проверке деклараций по НДС налоговые органы ориентируются на региональный показатель.

Далее приводим примерный ответ на требование пояснить, почему у компании вычет превысил ту самую безопасную долю.

Ответ на требование № __________от __________
о наличии высокой доли вычетов в налоговой декларации по НДС
ООО «Ромашка» в ответ на требование пояснений № ___________ от ___________ поясняет следующее.

Основным видом деятельности компании является оптовая продажа продуктов питания. В силу сложившейся в компании ситуации закупка продукции была приостановлена в I квартале 2020 года и возобновлена лишь во II квартале. В мае компанией была приобретена большая партия товаров для продажи, что привело к росту доли вычетов НДС.

В III квартале 2020 года компания планирует увеличить объем продажи продукции путем заключения новых договоров на поставку. Это должно привести к росту выручи, облагаемой НДС, и к уменьшению доли вычетов.

Налоговый кодекс позволяет заявлять вычет НДС частично, а также переносить его на другие налоговые периоды в пределах 3 лет. Часто компании этим пользуются, чтобы не превышать безопасную долю вычета и не привлекать ненужное внимание в ходе камеральной проверки. При этом не подлежат переносу:

  • вычеты с авансов;
  • вычеты покупателя — налогового агента;
  • вычеты по имуществу, полученному в счет вклада в уставный капитал;
  • командировочные вычеты.

Если вычет переносится на другой период, возникает расхождения в данных между декларацией налогоплательщика и его контрагента. Ведь контрагент выпишет счет-фактуру, включит сделку в базу по НДС и уплатит налог в том периоде, в котором состоялась сделка. А налогоплательщик заявит НДС по этой сделке в другом периоде.

Далее представлен вариант ответа на запрос пояснений в такой ситуации.

Ответ на требование № ___________ от __________ о причинах расхождений в налоговой декларации по НДС

ООО «Ромашка» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.

Сумма НДС и вычетов в декларации за II квартал 2020 года указана верно: по строке 190 раздела 3 сумма вычетов составила 3 200 000 рублей.

Расхождение с данными контрагента ООО «Ласточка» возникло из‑за переноса вычета по НДС в сумме 36 000 рублей со II квартала 2020 года на следующий период на основании пункта 1.1 статьи 172 НК РФ.

Контрагент ООО «Ласточка» предъявил сумму налога в счете-фактуре от 25.05.2020 № 214 и включил ее в налоговую базу во II квартале 2020 года. ООО «Ромашка» планирует заявить вычет по данному счету-фактуре в III квартале 2020 года.

Вычет по авансу, который получен более 3 лет назад

Бывает, что компания получила аванс достаточно давно, но отгрузка товаров или оказание услуг состоялось только сейчас. Соответственно, налогоплательщик заявляет вычет в отчетном квартале. И если аванс получен более 3 лет назад, налоговики требуют пояснить эту ситуацию. Вот что следует в ответ на это написать:

Ответ на требование № ___________ от __________ о вычете с полученного от покупателя аванса

ООО «Кактус» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.

В апреле 2021 года ООО «Кактус» получило предоплату от контрагента ООО «Ласточка» в размере 236 000 рублей, в том числе НДС 36 000 рублей. Сумма налога исчислена и отражена в книге продаж в I квартале 2021 года.

Полученная сумма является предоплатой за поставку продукции, которая должна быть изготовлена нашей компании для ООО «Ласточка». Однако в связи с тем, что нами осваивалась новая технология производства, продукция была произведена и отгружена контрагенту только в июне 2021 года. Поэтому вычет НДС в размере 36 000 рублей был отражен нашей компанией в книге покупок во II квартале 2021 года.

В данной ситуации трехгодичный срок, предусмотренный пунктом 1.1 статьи 172 НК РФ, не применяется.

Вычет НДС с предоплаты, если ее сумма больше заявленной в договоре

ФНС и Минфин настаивают на том, что принять НДС с предоплаты к вычету можно только в том случае, если условия о перечислении предварительной оплаты содержится в договоре. Подразумевает привычный договор в виде отдельного документа. Если такого договора нет либо в нем отсутствует условие о предоплате, то налоговые органы в вычете отказывают.

Мнение арбитров на этот счет разные — есть решения, в которых наличие договора в виде самостоятельного документа признано необязательным. Ведь если компания перечислила предоплату, значит, она подтвердила факт заключения договора.

Однако налоговые органы от требования договора в таком случае не отказались. Правда, теперь они считают допустимым предоставление им копии, а не оригинала документа.

Таким образом, если заявляется НДС с предоплаты, ФНС может запросить договор (копию), в котором должно быть условие о предоплате. Иначе вычеты могут не признать.

Бывает, что в договоре фигурируют одна сумма предоплаты, а по факту покупатель переводит больше. В Минфине признали, что в таком случае принять НДС к вычету можно со всей фактически переведенной суммы предоплаты. Но налоговые органы тем не менее запрашивают в такой ситуации пояснения.

Ответить можно примерно так:

  • продавец предъявил покупателю счет-фактуру на сумму аванса, который соответствует требованиям пункт 5.1 статьи 169 НК РФ;
  • между продавцом и покупателем заключен договор, в котором содержатся условия предварительной оплате.

Если один из контрагентов цепочки не уплатил НДС

О том как опасно попасть в цепочку с недобросовестным контрагентом, знают все плательщики НДС. Вместе с тем уже год в Налоговом кодексе существует статья 54.1, в соответствии с которой ФНС не может снять с компании вычет НДС, если она не допустила со своей стороны нарушений.

Вычета могут лишить, если факты в учете и отчетности были искажены умышленно, если сделка заключалась с целью уменьшения налогов и не имела деловой цели или если контрагент существует лишь на бумаге. Но для снятия вычета налоговый орган должен представить доказательства того, что налогоплательщик действовал заодно с недобросовестным контрагентом.

Если налоговики требуют пояснить операцию с таким контрагентом, ответить можно примерно так:

  • устав;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • копии свидетельств о регистрации, постановки на налоговый учет;
  • приказ о назначении генерального директора;
  • справка об отсутствии задолженности перед бюджетом.

Ошибка в счете-фактуре

Иногда налоговые органы присылают требования, связанные с неточностями и ошибками в счетах-фактурах. Нужно помнить, что вычет по таким счетам-фактурам заявлять можно, если ошибки не препятствуют идентифицировать:

  • продавца или покупателя;
  • наименование товара, услуги;
  • стоимость;
  • ставку либо сумму НДС.

Тем не менее на практике налоговые органы часто в таком случае требуют представить «уточненку» по НДС. Даже если это касается технических ошибок, например, в дате или номере счета-фактуры. Если налогоплательщик не подает уточненную декларацию, его приглашают в инспекцию для дачи пояснений. Хотя, по мнению арбитров, в данном случае достаточно представить пояснение по ТКС и указать корректные данные. Такой вывод подтверждается, например, в Постановлении АС СЗО от 01.09.2017 № Ф07-7152/2017 по делу № А13-14539/2016.

Пояснение в таком случае может выглядеть так:

Ответ на требование № ___________ от __________ о необоснованном вычете в связи с технической ошибкой в нумерации счета-фактуры

ООО «Ромашка» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.

Нашей компанией была допущена ошибка в номере счета-фактуры от 06.06.2020, выставленного в адрес ООО «Ласточка» на сумму 236 000 рублей. Правильный номер счета фактуры — «14».

Вместе с тем сообщаем, что ошибка в номере счета-фактуры не привела к невозможности идентификации необходимых параметров сделки и занижению налоговых обязательств по НДС (пункт 1 статьи 81 НК РФ).

Представляем скан-копию счета-фактуры, по которому во II квартале 2020 года нами был заявлен вычет. Также сообщаем, что контрагент ООО «Ласточка» отразил указанный счет-фактуру в книге продаж за II квартал.

На основании этого считаем, что наша компания исполнила требование налогового органа. Считаем, что подавать уточненную налоговую декларацию по НДС необходимости нет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: